Отличие дознания от предварительного расследования. Отличия дознания от предварительного следствия


  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ
  • ДОЗНАНИЕ
  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
  • СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
  • УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

В данной статье исследуются отличительные стороны дознания от предварительного следствия. Рассматриваемая тема является актуальной, потому что данные две формы предварительного расследования имеют как схожие, так и отличительные стороны. Исследование вопросов осуществляется путем анализа имеющихся научных работ авторов по данной тематике.

  • Проблемные стороны правового положения прокурора в досудебном уголовном процессе
  • Многопартийность как гарантия реализации конституционного принципа идеологического многообразия в Российской Федерации
  • Участие психолога и педагога в производстве по делам о преступлениях совершенных несовершеннолетними
  • Реализация отдельных принципов уголовного судопроизводства при проведении судебного разбирательства в особом порядке

В теории уголовного процесса, большое количество научных работ различных авторов посвящено теме дознания и предварительного следствия. Основными вопросами исследуемых тем являлось место этих двух форм уголовно-процессуальной деятельности в предварительном расследовании, их отличия друг от друга и особенности каждого как формы предварительного расследования, и все эти вопросы, так или иначе, переплетаются между собой.

Ныне действующая УПК РФ в п. 8 ст. 5 рассматривает дознание, как разновидность предварительного расследования, осуществляемую дознавателем, по уголовным делам в которых осуществление предварительного следствия необязательно. Хотя ранее дознанием именовалось и деятельность, по которым обязательно предварительное следствие. Сейчас же, п. 19 ст. 5 УПК РФ причисляет данную форму к неотложным следственным действиям . В отличие от дознания, предварительное следствие понимается как форма предварительного расследования, состоящая из процессуальных действия и решений, включающая в себя осуществление следственных действий, применение мер уголовного принуждения, привлечение лиц как обвиняемых по делу и т.д.

По словам Н.Н. Апостоловой, «дознание - это только производство неотложных следственных действий (и соответствующих решений)» . Как правильно отмечает В.В. Дронов, «дознание всегда является лишь первым этапом (частью) расследования, а так называемое дознание в полном объеме - это проводимая деятельность органом следствия, при этом ограничивая права граждан» . Вполне оправданно, именовать эти две формы деятельности одинаково, в том числе и уголовно-процессуальную практику дознания.

А вот о существенных различиях в дознании и предварительном следствии, говорит Ю.Н. Кабанцев. Он отмечает, что «дознание - это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем, чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии» . По его мнению, дознание играет роль «раскачки» для дальнейшего, более полного и всестороннего предварительного следствия.

При производстве дознания, орган, осуществляющий данную деятельность, принимает меры по установлению обстоятельств, которые подлежат доказыванию в уголовном деле, руководствуясь при этом, процессуальными правилами предварительного следствия . У этих двух видов деятельности есть много общих сторон: начиная от момента начала и окончания, заканчивая основания производства процессуальных действий. Основными отличиями дознания от предварительного следствия является:

  1. Срок дознания меньше сроков предварительного следствия. Он составляет 30 дней, а первоначальный срок предварительного следствия-2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов продлении срока предварительного следствия нет. Срок дознания, проводимого органом дознания, продлевается прокурором, а срок предварительного следствия продлевается руководителем следственного органа. Существуют различия в причинах продления.
  2. Дознание обычно проводится дознавателем, статус которого отличается от правового положения следователя. Прокурор может давать дознавателю обязательные письменные указание. Донное лицо имеет право обжаловать любое указание прокурора, но в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного распоряжения прокурора, ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения.
  3. При дознании, лицо может быть уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 223.1 уголовно-процессуального кодекса, после чего он становится подозреваемым. Если в ходе расследования подозреваемый задержан, расследование должно быть закончено, либо подозреваемому предъявлено обвинение не позднее 10 дней со дня избрания указанной меры пресечения. Если в течение этого срока невозможно составить обвинительный акт, подозреваемому предъявляется обвинение в общем порядке, после чего производство дознания продолжается или отменяется.

Еще одной отличительной особенностью двух форм предварительного расследования является тот факт, что расследование в форме дознания заканчивается составлением обвинительного заключения, прекращением разбирательства. Согласно Э.Н. Алимамедову, «предварительное следствие заканчивается обвинительным заключением, обвинительным заключением с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера, прекращением производства, постановлением о направлении уголовного дела в суд для подачи заявления несовершеннолетнему об обязательных мерах воспитательного характера» . Особенностью обвинительного акта, в отличие от обвинительного заключения, является то, что с момента составления данного документа подозреваемый по уголовному делу приобретает статус обвиняемого. Таким образом, обвинительное заключение по своему правовому характеру приравнивается к решению о привлечении лица в качестве обвиняемого, составленному следователем.

Исходя из всего вышеотмеченного, две формы расследования имеют как схожие черты, так и отличительные стороны. Основными отличительными чертами дознания и предварительного следствия являются правила проведения расследования, регламентация сроков проведения расследования, наличие исключительной процедуры уведомления о подозрении в совершении преступления. Существенное различие, в зависимости от формы процедур расследования, проявляется в документировании завершения предварительного следствия обвинительным заключением или обвинительным актом.

Список литературы

  1. Алимамедов Э. Н. Понятие этапа окончания предварительного следствия с обвинительным заключением / Э. Н. Алимамедов // Российский следователь, 2010. - N 11. - С. 2-4.
  2. Апостолова Н. Н. Предварительное расследование и судебное следствие / Н. Н. Апостолова // Российская юстиция, 2014. - № 7. - С. 21-24.
  3. Берова Д. М. Функции органов дознания как субъекта уголовного процесса // Общество и право. 2009. №1 (23). – С. 240-245.
  4. Галимов Э.Р., Муртазин Р.М., Шагиева З.Х. Применение мер пресечения в судебных стадиях уголовного процесса: монография. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 168 с.
  5. Дронов В. В. Надзор за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие / В. В. Дронов // Законность, 2014. - № 5. - С. 48-49.
  6. Кабанцов Ю. Н. Сущность и формы дознания в российском уголовном процессе // Общество и право. 2015. №2 (52). – С. 167-171.

Вопросы уголовного права и процесса занимают многих специалистов, а также людей, которые хотят лучше разобраться в тонкостях этой темы. Отличия дознания от предварительного следствия очень существенны. Они напрямую влияют как на статус подозреваемого (обвиняемого) лица, так и на сроки проведения проверочных мероприятий.

Дознание – это форма расследования преимущественно преступлений небольшой либо средней тяжести. По результатам проверки составляется обвинительное заключение, которое утверждается начальником органа дознания или прокурором.
Предварительное следствие – это форма расследования преступлений, перечисленных в ч.2 ст.151 УПК РФ (как правило, тяжких и особо тяжких), проводимая в случаях, когда подозреваемый не установлен. По результатам расследования составляется обвинительное заключение.

Разница между дознанием и предварительным следствием

Таким образом, важнейшее отличие – это составы уголовно-наказуемых деяний и наличие виновного лица. Дознаватели могут расследовать лишь те преступления, которые перечислены в ч.3 ст.151 УПК РФ и по которым имеется подозреваемый, в то время как следователи – любые, помимо тех, что указаны в ч.2 ст.151 УПК РФ.
Дознание проводится в течение 20 дней, при необходимости продлевается на срок до 10 суток. Если до этого времени подозреваемый не установлен, либо он не ознакомился с обвинительным заключением, проводится предварительное следствие.

TheDifference.ru определил, что отличие дознания от предварительного следствия заключается в следующем:

Подозреваемый. Дознание допускается лишь по тем преступлениям, где известен подозреваемый, предварительное следствие – по остальным делам.
Круг составов. Дознание проводится только по преступлениям средней и небольшой тяжести, предварительное следствие – по тяжкими и особо тяжким, а также по иным составам, перечисленным в ч.2 ст.151 УПК РФ.
Итог. По результатам предварительного расследования составляется обвинительное заключение, по результатам дознания – обвинительный акт.
Сроки проведения. Предварительное следствие должно быть завершено в срок до 2 месяцев, дознание – до 20 дней.
Продление сроков. Срок следствия может продлеваться до 6 месяцев (прокурорами района, города), до 1 года (прокурором субъекта РФ), и более (Генеральным прокурором). Дознание продлевается максимум на 10 суток.
Субъект. Предварительное следствие проводится следователями СК, ОВД, ФСБ, ФСКН, дознание – дознавателями ОВД, ФССПР, ГПН.

Предварительное расследование - вторая стадия уголовного процесса, в которой органы предварительного следствия и дознания в установленном законом порядке осуществляют деятельность, направленную на раскрытие преступления, всесторонне и объективно исследуют обстоятельства дела, изобличают лиц, виновных в совершении преступления, обеспечивают их привлечение к уголовной ответственности и подготавливают материалы уголовного дела к судебному разбирательству.

Начинается стадия предварительного расследования с вынесения постановления о принятии уголовного дела к производству и заканчивается составлением обвинительного заключения или обвинительного акта, постановлением о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), либо постановлением о направлении уголовного дела в суд для решения вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.

цели : а) раскрыть преступление; б) изобличить виновного в совершении определенного преступления либо реабилитировать невиновного; в) сформировать достаточную доказательственную базу для проведения судебного разбирательства; г) обеспечить личное участие обвиняемого в суде; д) гарантировать возможное решение суда о возмещении вреда, причиненного преступлением.
Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи : а) поиск, собирание и исследование доказательств по делу; б) обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту; в) применение (при необходимости) мер процессуального принуждения; г) передача уг. дела в суд либо прекращение уг. дела или уг. преследования.

виды предварительного расследования предусмотрены УПК РФ. По действующему законодательству предварительное расследование может осуществляться только в двух формах : предварительное следствие и дознание.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие . Это объясняется, во-первых , тем, что законодатель относит к данной сфере производство по большинству уголовных дел (ч. 3 ст. 150 УПК РФ); а, во-вторых , допуская по перечисленным в п. 1 ч. 1 ст. 150 УПК РФ составам преступлений возможность производства дознания, законодатель в то же время и это исключение ограничивает предписанием о том, что по письменному указанию прокурора уголовные дела могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК РФ).

Предварительное следствие обязательно также по всем делам в отношении лиц, совершивших преступление в состоянии невменяемости, или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания либо его исполнение (ч. 1ст. 434 УПК РФ).

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел, следователями прокуратуры, следователями ФСБ, следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств.

Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст. 5 УПК РФ).

Дознание производится дознавателями и следователями различных государственных органов.Дознание производится в течение 30 суток. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. Далее срок дознания может быть продлен до 6 месяцев при необходимости производства судебной экспертизы прокурором района, города и их заместителями. В исключительных случаях, связанных с запросом о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта до 12 месяцев

ОТЛИЧИЯ: Дознание– это форма расследования преимущественно преступлений небольшой либо средней тяжести. По результатам проверки составляется обвинительное заключение, которое утверждается начальником органа дознания или прокурором.

Предварительное следствие – это форма расследования преступлений, перечисленных в ч.2 ст.151 УПК РФ (как правило, тяжких и особо тяжких), проводимая в случаях, когда подозреваемый не установлен. По результатам расследования составляется обвинительное заключение.

заключается в следующем:

1. Подозреваемый. Дознание допускается лишь по тем преступлениям, где известен подозреваемый, предварительное следствие – по остальным делам.

2. Круг составов. Дознание проводится только по преступлениям средней и небольшой тяжести, предварительное следствие – по тяжкими и особо тяжким, а также по иным составам, перечисленным в ч.2 ст.151 УПК РФ.

3. Итог. По результатам предварительного расследования составляется обвинительное заключение, по результатам дознания – обвинительный акт.

4. Сроки проведения. Предварительное следствие должно быть завершено в срок до 2 месяцев, дознание – до 20 дней.

5. Продление сроков. Срок следствия может продлеваться до 6 месяцев (прокурорами района, города), до 1 года (прокурором субъекта РФ), и более (Генеральным прокурором). Дознание продлевается максимум на 10 суток.

6. Субъект. Предварительное следствие проводится следователями СК, ОВД, ФСБ, ФСКН, дознание – дознавателями ОВД, ФССПР, ГПН.

40!! Общие условия предварительного расследования (сроки, подследственность, соединение и выделение уголовных дел и др.).

Общие условия предварительного расследования - правовые положения (требования) организационно-правового характера, выражающие наиболее важные и специфические черты расследования и обеспечивающие эффективную деятельность по установлению истины.Общими условиями они называются потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок производства по уг. делу на стадии предварительного расследования. Любое отступление от их предписаний является нарушением процедуры досудебного уг. процесса и влечет ряд негативных последствий как для должностных лиц, допустивших это нарушение, так и для расследования по делу в целом.
Значение состоит в том, что их соблюдение способствует всестороннему, полному и объективному расследованию уг. дел в максимально короткие сроки и с наименьшими затратами сил и средств правоохранительных органов.
Общие условия предварительного расследования образуют определенную систему правил (положений), закрепленных в действующем уголовно-процессуальном законе. В эту систему входят правила, в соответствии с которыми определяются :

1) формы предварительного расследования; 2) подследственность уг. дел; 3) место производства предварительного расследования; 4) порядок соединения уг. дел; 5) порядок выделения уг. дела; 6) процедура выделения в отдельное производство материалов уг. дела; 7) начало производства предварительного расследования; 8) производство неотложных следственных действий; 9) порядок и форма окончания предварительного расследования; 10) процедура восстановления уг. дел; 11) обязательность рассмотрения ходатайства; 12) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; 13) недопустимость разглашения данных предварительного расследования.
Подследственность означает совокупность установленных уголовно-процессуальным законом признаков уг. дела, в зависимости от которых определяется форма предварительного расследования и компетенция органа или должностного лица, полномочного вести расследование по данному делу.
Уг. процессу известны следующие признаки подследственности : предметный (родовой); территориальный (местный); персональный; альтернативный; по связи уг. дел.
Родовой (предметный) признак подследственности определяется характером и степенью общественной опасности совершенного преступления, что находит отражение в его квалификации.
В УПК предусмотрено, какие преступления и кем должны расследоваться исключительно в форме предварительного следствия, а по делам о каких преступлениях можно ограничиться производством дознания. Причем по преступлениям небольшой и средней тяжести прокурор может признать необходимым проведение дознания по уг. делу, по которому оно не признано обязательным.
Местный (территориальный) признак подследственности устанавливает пространственные пределы действия полномочий органов предварительного расследования или должностных лиц и определяется местом совершения деяния, содержащего признаки преступления.
Персональный признак подследственности, в свою очередь, способствует разграничению компетенции по расследованию уг. дел в зависимости от особых качеств субъекта, совершившего преступление (его возраста, состояния здоровья, служебного положения и т.п.). В частности, УПК предусматривает, что предварительное расследование преступлений «Гос. измена», «Шпионаж», «Разглашение гос. тайны» «Утрата документов, содержащих гос. тайну» УК, является исключительной прерогативой следователей органов фед. службы безопасности.
Альтернативный признак определяет подследственность в тех случаях, когда обязанность производства расследования может быть возложена на один из органов в зависимости от определенных обстоятельств.
Подследственность по связи уг. дел имеет место в случаях, когда предварительное расследование одного дела связано с расследованием другого.
Соединение уг. дел . В соответствии с данным условием в одно производство могут быть соединены уг. дела в отношении:
1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;
2) одного лица, совершившего несколько преступлений;
3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уг. делам;
4) соединение уг. дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.
Основанием для соединения нескольких уг. дел в одно производство является мотивированное постановление руководителя следственного органа.Следует иметь в виду, что после соединения уг. дел срок производства по ним определяется по уг. делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным уг. делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.
Выделение уг. дела . В целях оптимального регулирования объема следственного производства и успешного завершения расследования преступлений в возможно краткие сроки дознавателю, следователю предоставлено право выделения уг. дел в отдельное производство, однако при условии надлежащего обеспечения прав участников уг. судопроизводства.
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законом выделение из уг. дела в отдельное производство другого уг. дела допускается в отношении:
1) отдельных подозреваемых или обвиняемых по уг. делам о преступлениях, совершенных в соучастии. То есть когда существует необходимость приостановления уг. дела в отношении одного из обвиняемых. Такая необходимость возникает в случаях, когда по уг. делу установлены не все лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, когда один из подозреваемых или обвиняемых скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уг. деле отсутствует, а также в случае временного тяжкого заболевания одного из подозреваемых или обвиняемых, препятствующее его участию в следственных и иных процессуальных действиях;
2) несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, привлеченного по одному уг. делу со взрослым;
3) иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уг. делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования.
Уг. дело может быть выделено в отдельное производство и в том случае, если в ходе расследования будет установлено, что кто-либо из соучастников совершил деяние в состоянии невменяемости или у кого-либо из соучастников психическое расстройство наступило после совершения преступления.
Кроме того, по возможности данный вопрос должен быть решен положительно и в том случае, когда уг. дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей, однако один или несколько обвиняемых отказываются от рассмотрения их дела таким судом.
Выделение уг. дела производится на основании мотивированного постановления следователя или дознавателя. Если уг. дело выделено в отдельное производство для расследования нового преступления или в отношении нового лица, то в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уг. дела.
Срок предварительного следствия по уг. делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, когда выделяется уг. дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уг. дела, из которого оно было выделено в отдельное производство.

41!! Система предварительного следствия.Предварительное расследование - вторая стадия досудебного производства по уголовному делу, назначение которой состоит в подготовке уголовного дела для судебного разбирательства, а иногда - и для принятия здесь окончательного решения в виде прекращения уголовного дела или уголовного преследования.

В российском уголовном процессе предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела.

значение стадии предварительного расследования является процесс по собиранию, проверке и оценке доказательств для последующего рассмотрения и разрешения уголовного дела судом

Целями являются:

  • раскрытие преступления;
  • изобличение виновного в совершении определенного преступления либо реабилитация невиновного;
  • формирование достаточной доказательственной базы для проведения судебного разбирательства;
  • обеспечение личного участия обвиняемого в суде;
  • гарантирование исполнения возможного решения суда о конфискации имущества или возмещении вреда, причиненного преступлением.

задачи:

  • поиск, собирание и исследование доказательств по делу;
  • обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту;
  • применение при необходимости мер процессуального принуждения;
  • передача уголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовного преследования

Система предварительного расследования складывается из трех его классических этапов:

1) Общего расследования, которое ведется в отношении общего - неопределенного круга лиц). В российском процессе этот этап осуществляется от момента возбуждения уголовного дела до вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого.

2) Суммарное расследование, которое включает в себя суммирование добытых доказательств, предъявление обвинения и выяснение доводов обвиняемого.

3) Специальное расследование, которое производится в отношении конкретного обвиняемого. На данном этапе с учетом подтверждения или опровержения доводов защиты еще раз проверяется обоснованность обвинительных доказательств и определяется окончательное обвинение. В российском предварительном следствии этот этап начинается после допроса обвиняемого и завершается составлением обвинительного заключения.

Согласно УПК существует и четвертый этап досудебной подготовки - деятельность прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом.

42. Основания и порядок приостановления и возобновления предварительного следствия. Приостановление предварительного расследования - это временный перерыв процессуальной деятельности лица, осуществляющего производство по уголовному делу, вызванный объективной невозможностью продолжить и закончить расследование в связи с отсутствием подозреваемого или обвиняемого, или лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого; начинается с момента вынесения постановления о приостановлении и заканчивается вынесением о его возобновлении или прекращении уголовного дела. После приостановления предварительного расследования такая либо процессуальная деятельность по делу не допускается

Предварительное следствие приостанавливается при наличии одного из следующих оснований:
1) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;
2) подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;
3) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уг. деле отсутствует;
4) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.
О приостановлении предварительного следствия следователь выносит постановление, копию которого направляет прокурору.
Если по уг. делу привлечено 2 или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, то следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уг. дело в отношении отдельных обвиняемых.
По 1 и 2 основанию предварительное следствие приостанавливается лишь по истечении его срока. По основаниям 3 и 4 предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока.
До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и принимает меры по его розыску либо установлению лица, совершившего преступление.
Приостановив предварительное следствие, следователь уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения. В случае приостановления предварительного следствия по основаниям 3 и 4 об этом уведомляются также подозреваемый, обвиняемый и его защитник.
После приостановления предварительного следствия следователь:
1) в случае, если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого;
2) в случае, если подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам, устанавливает место нахождения подозреваемого или обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры по его розыску.
После приостановления предварительного следствия производство следственных действий не допускается.
Возобновление предварительного расследования означает снятие ограничений.

Предварительное следствие возобновляется на основании постановления следователя после того, как:
1) отпали основания его приостановления;
2) возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого, обвиняемого;
3) прокурором отменено постановление о приостановлении предварительного следствия.
Признав постановление руководителя следственного органа или следователя о приостановлении предварительного следствия незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уг. дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уг. дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа.
Приостановленное предварительное следствие может быть возобновлено также на основании постановления руководителя следственного органа в связи с отменой соответствующего постановления следователя.
О возобновлении предварительного следствия сообщается подозреваемому, обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, а также прокурору.

43.(точно не уверена в этом вопросе) Основания и порядок прекращения дела (ст. ст. 24 и 25 УПК РФ). Основания и порядок прекращения уголовного преследования (ст. ст. 27, 28, 28.1 УПК РФ). Одной из форм окончания предварительного расследования может стать его прекращение. Во многих случаях оно проявляется в принятии решения, влекущего за собой отказ от производства, как правило, всех следственных действий по конкретному уг. делу, независимо от того, кто привлекался к уг. ответственности. В таких случаях принято говорить о прекращении дела.
Но нередки жизненные ситуации иного плана: не подтверждается достаточными доказательствами причастность определенного лица, привлекаемого к уг. ответственности, к совершению состоявшегося преступления либо выявляются связанные с личностью данного лица обстоятельства, в силу которых дальнейшее производство по делу невозможно или не имеет смысла. Другими словами, речь идет не о прекращении дела в целом, а о прекращении уг. преследования, т.е. об отказе совершать процессуальные действия по изобличению конкретного подозреваемого, обвиняемого.
В УПК основания подразделены на 2 группы: основания прекращения уг. дела и основания прекращения уг. преследования.
Реабилитирующие (влекут полное восстановление репутации конкретного лица, поставленной под сомнение фактом привлечения к уг. ответственности, и служат одной из гарантий возмещения вреда, причиненного незаконными решениями и действиями гос. органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уг. делам): отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; отсутствие заявления потерпевшего, если уг. дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению; непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления; наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уг. дела по тому же обвинению; наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя о прекращении уг. дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уг. дела;
Нереабилитирующие: истечение срока давности; смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уг. делу необходимо для реабилитации умершего; вследствие акта об амнистии; в связи с примирением сторон; в связи с деятельным раскаянием; в связи с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия; в связи с психическим расстройством лица, совершившего преступление.
Уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по следующим основаниям :
непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления. Непричастность - неустановленная причастность либо установленная непричастность лица к совершению преступления.
если уг. дело не может быть возбуждено.
в связи с недостижением возраста уг. ответственности;
в связи с не связанным с психическим расстройством отставанием в психическом развитии, из-за которого несовершеннолетний не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уг. законом.

Прекращение уг. преследования с учетом названных обстоятельств может повлечь за собой применение принудительных мер воспитательного воздействия, в том числе помещение в специальное воспитательное учреждение закрытого типа.
акта амнистии, на основании которого привлекаемое к уг. ответственности лицо освобождается от такой ответственности;
наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или вступившего в законную силу постановления судьи о прекращении уг. дела по тому же обвинению;
отказа Гос. Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказа Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.
К числу оснований данной группы относятся также :
деятельное раскаяние подозреваемого или обвиняемого. Под ним понимаются заявление и поступки (поведение) такого лица, свидетельствующие недвусмысленно о его сожалении относительно совершенного им преступления. Поступками такого рода могут быть добровольная явка с повинной, содействие раскрытию преступления, возмещение причиненного ущерба или иное заглаживание вреда, причиненного в результате преступления.
возможность исправления несовершеннолетнего обвиняемого с помощью принудительных мер воспитательного воздействия. По данному основанию в стадии предварительного расследования уг. преследование может быть прекращено в случаях, когда несовершеннолетний привлечен в качестве обвиняемого по делу о преступлении небольшой или средней тяжести.
случаи, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда. Прекращение уг. преследования по данному основанию становится возможным тогда, когда к моменту окончания предварительного следствия выясняется: во-первых, что привлекаемое к ответственности лицо в силу болезненного состояния или иного психического расстройства в момент совершения деяния, запрещенного уг. законом, было невменяемым либо что оно в связи с подобным болезненным состоянием или расстройством, обнаружившимся в ходе расследования дела, не может подвергаться наказанию; во-вторых, что такое лицо по характеру своего психического состояния и поведения не представляет - по заключению судебно-психиатрической экспертизы - опасности ни для себя, ни для окружающих.
Порядок прекращения уг. дела или уг. преследования на стадии предварительного расследования. Для этого порядка характерны следующие положения:
решение о прекращении дела оформляется процессуальным документом, именуемым постановлением о прекращении уг. дела (уг. преследования). Постановление это должно быть мотивированным - с обязательным указанием фактических обстоятельств дела и предусмотренного законом конкретного основания его прекращения. В нем также обязательно должны быть разрешены вопросы о вещественных доказательствах, об отмене меры пресечения, ареста, наложенного на имущество, или иной меры процессуального принуждения;
выносится такое постановление самостоятельно должностным лицом, расследовавшим дело, или прокурором. Изъятием из этого правила являются случаи, когда постановление выносится в связи с примирением подозреваемого или обвиняемого с потерпевшим, деятельным раскаянием подозреваемого или обвиняемого, а также в связи с признанием возможности исправления несовершеннолетнего обвиняемого с помощью принудительных мер воспитательного воздействия. В этих случаях для вынесения постановления дознавателем или следователем требуется согласие прокурора;
в случаях, когда прекращение дела или преследования допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего, в постановлении должно быть отмечено наличие такого согласия;
следователь или дознаватель, прекратив дело или преследование, обязан направить копию постановления осуществляющему надзор за расследованием прокурору, который может отменить его в случае признания незаконным или необоснованным и возобновить производство;
лицу, в отношении которого прекращено уг. преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику вручается либо направляется копия постановления о прекращении уг. дела или уг. преследования. При этом потерпевшему, гражданскому истцу может быть разъяснено право предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства в случаях, когда закон допускает это. При прекращении производства по реабилитирующему основанию лицу, незаконно привлекавшемуся к уг. ответственности, вручается соответствующее извещение.
Постановление о прекращении уг. дела или уг. преследования, как и другое процессуальное решение, принимаемое в стадии предварительного расследования, может быть обжаловано не только прокурору, но и в суд.
Прокурор по результатам проверки законности и обоснованности постановления вправе отменить его и своим решением возобновить производство по делу. Несколько иной порядок предусмотрен для случаев, когда жалоба рассматривается судьей: если он признает постановление незаконным или необоснованным, то направляет свое решение (постановление) прокурору для исполнения. Последний при согласии с судьей возобновляет производство по делу и поручает его органу дознания или следователю. В случае несогласия с судьей прокурор вправе войти в кассационную инстанцию с представлением об отмене или изменении постановления судьи.

44. Порядок окончания предварительного следствия с обвинительным заключением. Обвинительное заключение: содержание и значение Соотношение обвинительного заключения и постановления о привлечении в качестве обвиняемого ..Прежде чем следователь приступит к составлению обвинительного заключения, он должен выполнить ряд процессуальных действий :

· уведомление об окончании предварительного следствия обвиняемого и разъяснение ему права на ознакомление с уголовным делом как лично, так и с помощью защитника, законного представителя, о чем составляется протокол (ч. 1 ст. 215 УПК РФ );

· уведомление об окончании предварительного следствия защитника, законного представителя, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей (ч. 2 ст. 215 УПК РФ);

· ознакомление с уголовным делом потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей (ст. 216 УПК РФ);

· ознакомление обвиняемого и его защитника с уголовным делом (ст. 217 УПК РФ);

· разрешение ходатайств, поступивших от участников уголовного процесса (ст.ст. 122, 121, 219 УПК РФ);

· предъявление участникам уголовного процесса дополнительных материалов, если они появились в результате удовлетворения заявленных ходатайств (ч. 2 ст. 219 УПК РФ);

· составление обвинительного заключения (ст. 220 УПК РФ).

Обвинительное заключение - это последний процессуальный акт, в котором формулируется обвинение, где следователь, основываясь на доказательствах, делает вывод о необходимости привлечения лица к уголовной ответственности, в связи с чем передает уголовное дело прокурору, который после утверждения направляет уголовное дело с обвинительным заключением в суд для рассмотрения по существу. После утверждения прокурором оно получает юридическую силу.

Обвинительный акт - процессуальный документ, в котором дознаватель, основываясь на доказательствах, делает вывод о необходимости привлечения лица в качестве обвиняемого и последующего привлечения его к уголовной ответственности и после утверждения акта начальником органа дознания направляется прокурору для последующего утверждения и направления в суд для рассмотрения (ст. 225 УПК РФ).

Прокурор, получив от следователя уголовное дело с обвинительным заключением, принимает решения, указанные в ст. 221 УПК РФ. После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд (ст. 222 УПК РФ).Решения, принимаемые прокурором по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным актом, регламентированы в ст. 226 УПК РФ.

Предварительное следствие завершается составлением обвинительного заключения. Что касается обвинительного акта, составляемого в ходе проведения дознания, то он к наступлению данного момента уже должен быть составлен и подписан дознавателем.

Значение названных процессуальных документов определяется тем, что они должны содержать детальное изложение обстоятельств совершенного преступления и четкую формулировку предъявляемого конкретному лицу обвинения. Именно эти процессуальные документы определяют предмет и пределы предстоящего судебного разбирательства . Поэтому они должны быть объективными (опираться на всю совокупность собранных и проверенных доказательств), определенными (а не альтернативными), юридически обоснованными (содержать четкие ссылки на нормы уголовного и уголовно-процессуального законов).

В связи с таким значением названных документов уголовно-процессуальное законодательство детально регламентирует их содержание. В частности ч. 1 ст. 220 УПК РФ указывает на обязательные компоненты обвинительного заключения.

Неотъемлемым приложением к обвинительному заключению являются :

1) список подлежащих вызову в судебное заседание лиц со стороны обвинения и защиты с указанием их места жительства и (или) места нахождения;

2) справка о сроках следствия, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по40б обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев – о принятых мерах по обеспечению их прав.

Практически таким же образом определены требования и к содержанию обвинительного акта (ч. 1 ст. 225 УПК РФ). Но по некоторым параметрам эти требования не похожи на требования, предъявляемые к содержанию обвинительного заключения. Это выражено, к примеру, в трех не поддающихся четкому объяснению положениях:

1) закон не обязывает указывать в обвинительном акте данные о гражданском истце и гражданском ответчике;

2) он также не обязывает прилагать к обвинительному акту упомянутую справку о мерах пресечения, вещественных доказательствах и т. п.;

3) список вызываемых в суд лиц должен включаться в содержание обвинительного акта.

После подписания следователем или иным лицом, расследовавшим дело, обвинительного заключения и приложений к нему дело направляется прокурору. Обвинительный акт после подписания его дознавателем, ознакомления с ним обвиняемого и его защитника передается вместе с материалами дела для утверждения сначала начальнику органа дознания, а затем – прокурору

Соотношение :Постановление о привлечении в качестве обвиняемого - это процессуальный акт, который порождает правоотношения с определенным лицом, совершившим преступление. Поэтому независимо от числа лиц, привлекаемых в качестве обвиняемых в рамках одного уголовного дела, постановление о привлечении в качестве обвиняемого выносится в отношении каждого из них отдельно. При этом формулировка обвинения в постановлении относительно каждого обвиняемого должна конкретизировать действия каждого лица, а также его роль в совершенном преступлении. Является нарушением уголовно-процессуального закона, когда следователь составляет единое постановление о привлечении в качестве обвиняемого, а затем размножает по числу соучастников, изменяя лишь их личные данные.

Постановление о привлечении в качестве обвиняемого приобретает юридическую силу после его подписания следователем. Именно с этого момента лицо приобретает статус обвиняемого, а в уголовном процессе появляется новый участник с определенными правами и обязанностями. После вынесения постановления следователь обязан предъявить ему обвинение.

Действующее уголовно-процессуальное законодательст-во РФ предусматривает в две формы производства предвари-тельного расследования :

    1. дознание;
    2. предварительное следствие.

Подобная дифференциация обусловлена большим количест-вом, как материально-правовых, так и процессуальных предпо-сылок: различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.

Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, яв-ляясь формами одного и тоже же этапа процессуальной дея-тельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных за-дач. Следовательно, порядок их осуществления очень близок другу к другу. Это в частности выражается:

И доз-наватель, и следователь наделены иными общими процессуаль-ными полномочиями; деятельность обоих этих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного кон-троля, а также прокурорского надзора.

Доказательства, полу-ченные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

Поэтому, в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК дознание про-водится по тем же правилам, что и предварительное следст-вие, но за исключением некоторых процессуальным особенно-стей.

Предварительное следствие считается основной формой расследования , так как в ней наиболее полно представлены все процессуальные возможности досудебного производства и га-рантии прав участвующих лиц. Поэтому расследование боль-шинства уголовных дел осуществляется именно в форме пред-варительного следствия и регулируется положениями отдельной гл. 22 УПК РФ. В свою очередь, дознание является уп-рощенной формой расследования. Его проведение возможно лишь по некоторым уголовным делам о преступлениях неболь-шой или средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК и не представляющих большой сложности в расследовании.

Отличия предварительного следст-вия от дознания:

1) В методе уголовно-процессуального регулирования . Так, со-гласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следст-вия является обязательным по всем уголовным делам, за ис-ключением тех, по которым может проводиться дознание. Это означает, что по остальным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, возможно проведение дознания. Дознание при необходимости, в том числе по письменному указанию прокурора, может быть заменено предварительным следствием.

2) В субъектах. Предварительное следствие по уголовным делам осуществ-ляет следователь. В случае большого объема или сложности уголовного дела предварительное следствие согласно ст. 163 УПК может быть поручено сразу нескольким следователям (следственной группе). Лишь при необходимости быстрого обнаружения и закреп-ления следов преступления, незамедлительного собирания до-казательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно предварительное следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает так-же и орган дознания (ч. 1-3 ст. 157 УПК).

3) В сроках. Для предварительного следствия по сравнению с дознанием законодатель устанавливает более длительные , которые к тому же не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК).

4) В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию. В ходе предварительного следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем — . В зависимости от характера совершенно-го преступления и от конкретных обстоятельств уголовного де-ла привлечение лица в качестве обвиняемого может иметь место на любом этапе предварительного следствия. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляет-ся уголовное преследование, получает статус обвиняемого лишь на самом последнем этапе — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя это лицо пребывает в статусе подозреваемого.

5) В способе формирования позиции стороны обвинения для по-следующего судебного разбирательства. Предварительное след-ствие характеризуется двухэтапным способом формирования позиции обвинения: вначале следователь привлекает лицо в качестве обвиняемого (в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК), а затем в отношении его составляется обвинительное заключение. В случаях, требующих изменения или дополнения предъявленного обвинения в порядке ч. 1 ст. 175 УПК, проце-дура привлечения лица к уголовной ответственности должна быть повторена применительно к каждому новому обвинению. Позиция обвинения при рассмотрении в форме дознания выражается в вынесении в отношении подозреваемого обвини-тельного акта. Этот процессуальный документ (ст. 225 УПК) сочетает элементы и постановления о привлечении в качестве обвиняемого, и обвинительного заключения.

6) В соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля. Прокурорский надзор и ведомственный контроль представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предваритель-ного следствия. Наряду с судебным контролем эти формы дея-тельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые соблюде-ния порядка производства по уголовному делу, качества и эф-фективности предварительного расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Законодатель устанавливает различные полномочия проку-рора и правила прокурорского надзора за дознанием и предвари-тельным следствием. Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям. Так, прокурор име-ет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительно-го следствия устранения нарушений федерального законо-дательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полно-мочия.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...