Парижский и лондонский клубы кредиторов. Парижский клуб (The Paris Club) - это Парижский клуб кредиторов, страны-члены Парижского клуба, Парижский клуб кредиторов и МВФ, структура и протокол Парижского клуба кредиторов, основные задачи Парижского клуба, у


Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.

Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации.

В настоящее время Россия уже погасила всю свою задолженность перед странами Парижского клуба, и наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

Основные принципы работы Парижского клуба

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику и равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора). Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

2. Условия погашения для должников.

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства- кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах».

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами.

Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.

Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности.

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны- заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

  • ограничение роста денежной массы,
  • сокращение дефицита государственного бюджета,
  • контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем девальвации),
  • устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса,
  • ограничение вмешательства государства в экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны- должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против собственного народа.

Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны- должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов.

Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский Торгово-Экономический институт

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита

Реферат по курсу «Финансы и кредит» на тему

Парижский клуб

Выполнила:

Баенко В.Ф.

Группа 1306

Проверила

К.Э.Н., доц. Боровкова Вал.А.

Санкт-Петербург

Введение

Глава I. Сущность, структура и принципы Парижского клуба

1.1 Сущность Парижского клуба

1.2 Структура Парижского клуба

1.3 Принципы Парижского клуба

2.1Торонтские условия

2.2 Хьюстонские условия

III Россия и Парижский клуб

3.3 Парижский клуб в цифрах

Заключение

Список литературы

Введение

Парижский клуб - неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Ирландия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия, Россия и Япония.

Объединение было создано в 1956 году с целью реструктуризации (изменение структуры капитала, соотношения заемного и собственного) задолженности развивающихся стран. Членство в Парижском Клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба. Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая Клубом практика ограничивает также сумму уступки страной-кредитором активов на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн. долларов или 10% от общей суммы требований к данной стране-кредитору (в зависимости от того, что больше). Парижский Клуб функционирует в тесном сотрудничестве с Международным валютным фондом (МВФ). Если какое-либо государство-должник, испытывающее экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ. Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации её внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платёжного баланса, не сокращая при этом объём импорта товаров и капиталов.

В рамках Парижского Клуба страны, испытывающие трудности в выплате долгов другим государствам и частные учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей.

Парижский Клуб не очень известен широкой публике, что отчасти связано с проводимой им политикой конфиденциальности: кредиторы стараются не раскрывать информацию, касающуюся их оценки экономического и финансового положения того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по погашению долгов. Решение о том, должна ли такая информация предоставляться третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником.

Глава I. Структура, принципы и правила Парижского клуба

1.1 Сущность Парижского клуба

За время своего существования Клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два правила : проведение внутренних реформ и структурной перестройки с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения прежних долгов.

В 1956 году, как только клуб был организован, первые переговоры с официальными кредиторами в Париже провело правительство Аргентины с целью выработки взаимоприемлемой для пересмотра графиков платежей по гарантированным государством экспортным кредитам. В следующие полтора десятилетия с просьбами о пересмотре графиков платежей в клуб обращались Бразилия, Чили и Турция. Наибольшая активность приходится на последние двадцать лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений о реструктурировании долгов на сумму боле 350 млрд. долл. Свою лепту вносят также и коммерческие банки, значительно сокращая обязательства должников по погашению не гарантированных государством кредитов.

Члены клуба собираются в Париже раз в месяц, за исключением февраля и августа. Сессия длится от двух до пяти дней. Программа каждой встречи обязательно включает в себя так называемую обзорную экскурсию (tour d"horizon) - анализ ситуации по долгам в конкретно взятых странах. Любой кредитор имеет право поставить на повестку дня положение дел в том или ином государстве. Эти «экскурсии» дают возможность обменяться информацией, заблаговременно поставить друг друга в известность о возможных проблемах, а также подготовить почву для будущих переговоров. Результатом tour d"horizon может стать совместное послание властям страны-должника.

Центральный пункт программы - переговоры с вызванными «на ковер» странами-должниками. Обычно на них уходит один день, хотя каких-то специальных требований по продолжительности нет. Самые короткие переговоры состоялись в октябре 1983 года с делегацией Малави: они заняли всего час. Бывают и обратные ситуации, когда многодневные обсуждения заходят в тупик и заканчиваются ничем.

Пожалуй, само название «Парижский Клуб» не совсем точное, хотя это неформальное объединение, а не официальная международная организация. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а главное, нет устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса.

Правовая база в России.

1)Распоряжением Президента Российской Федерации от 16 сентября 1997 года № 378-рп "О присоединении Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника"

2)Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 1997 года № 1179 "О подписании Меморандума о взаимопонимании по вопросу, о присоединении Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника"

1.2Структура Парижского клуба

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством генерального директор французского казначейства (в настоящий момент это Жан-Пьер Жуй), обязанности вице-президентов исполняют его заместители. Как правило, страны-участницы на заседаниях клуба представлены высокопоставленными чиновниками их министерств финансов, реже - министерств иностранных дел. Делегацию страны-должника обычно возглавляют министр финансов и/или глава Центробанка.

Парижский клуб не имеет фиксированного состава участников, хотя определен состав стран, имеющих право участвовать в заседаниях Парижского клуба и апеллировать к нему при возникновении разногласий со странами-должниками. Вхождение страны в это объединение с определенной долей условности может быть названо членством в Парижском клубе. Каждое его заседание посвящается одному конкретному должнику. На нем присутствуют представители страны-должника, стран-кредиторов этого должника, а также Международного валютного фонда (МВФ) и ЮНКТАД.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны, а также государства Центральной и Восточной Европы получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах.. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе. Многосторонний подход является наиболее эффективным и облегчает работу в административно-организационном плане, так как должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в отдельности. Кроме того, кредиторы придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств другими кредиторами.

1.3 Принципы Парижского клуба

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

1.наличие непосредственной угрозы прекращения платежей,

2.обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику,

3.равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

Первые два принципа -- это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования. Россия и международные клубы кредиторов.

1.Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по по­гашению задолженности. Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год. Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора). Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в на­циональной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной ва­люте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задол­женности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

2.Условия погашения для должников. Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих ре­форм и преобразований. Поэтому государства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пере­смотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах». У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами. Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке. Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности. Почему они так считают? План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

а)ограничение роста денежной массы,

б)сокращение дефицита государственного бюджета,

в)контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении ис­кусственного завышения курса путем девальвации),

г)устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса, ограничение вмеша­тельства государства в экономику. Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против собственного народа. Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны-должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

3.Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов. Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения. Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов». Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик.

Глава II Условия реструктуризации долга

2.1Торонтские условия

Были приняты в 1988 году.

Таблица «Торонтские условия»

Данные условия могут применяться лишь в отношении стран с доходом на душу населения не выше установленного Всемирным банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации развития (в настоящее время - 540 долларов в год).

Кредиторам предлагаются следующие варианты условий, которые они могут предоставлять должникам:

Вариант А (уменьшение суммы долга):

Списать треть долга;

В отношении остальной части долга пересмотреть условия погашения по рыночным процентным ставкам;

Вариант В (долгосрочные долги) :

Проценты начисляются по рыночным ставкам;

Срок погашения 25 лет, включая льготный период в 14 лет.

Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга) :

Предоставление льготных процентных ставок (выбрать большую из двух величин: 3,5% в год или половина рыночной ставки;

Срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет.

Торонтские условия предназначены не для всех стран-должников. Они применяются лишь в отношении очень тяжелых обстоятельств по обслуживанию долгов и предоставляются странам с низким средним доходом на душу населения и хроническими проблемами платежного баланса на период осуществления ими глубокой структурной перестройки.

2.2 Хьюстонские условия

Приняты в 1990 году в отношении бедных стран, у которых годовой доход на душу населения превышает установленный максимальный уровень.

Таблица «Хьюстонские условия»

2.3 Тринидадские и Лондонские условия (усиленные Торонтские условия)

Приняты в 1990-1997 гг. в отношении наименее развитых стран и других беднейших государств.

Таблица «Триниадские и Лондонские условия»

2.4 Неапольские, Лионские, Инициатива HIPC

Таблица «Неапольские условия»

С 1997 г. действуют Лионские условия, которые предлагают 80%-е снижение долговых обязательств, а также доведение соотношения внешний долг/экспорт до 200-250% и платежи/экспорт до 20-25%.

Проект под названием « ИНИЦИАТИВА HIPC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению бремени долга самых бедных развивающихся стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.

2.5 Стандартные условия Парижского клуба

Реструктуризация до 10% долга (в некоторых случаях только основной долг). Срок погашения 10 лет с 5-летним льготным периодом. Рыночные ставки.

III Практика Парижского клуба

3.1 Долги России перед Парижским клубом

Россия полностью погасила долг бывшего СССР летом 2006 года перед Парижским клубом кредиторов. Общая сумма выплат составила 23,737 миллиарда долларов. Платежи были сделаны в 9 валютах в рамках соглашения, подписанного в июне. Внешний государственный долг России на 1 сентября 2009 года составил 38,99 миллиарда долларов, или 27,17 миллиарда евро. Об этом сообщается в пресс-релизе российского Минфина. На начало года задолженность государства перед внешними кредиторами находилась на отметке 40,57 миллиарда долларов (28,8 миллиарда евро). За восемь месяцев госдолг сократился в долларах на 4 процента, а в евро - на 5,6 процента. В ходе 2009 года сократились долги России практически перед всеми группами кредиторов. В частности, за январь-август задолженность перед Парижским клубом снизилась на 418 миллионов долларов до 1,162 миллиарда. Долги по еврооблигациям сократились с 27,7 до 26,99 миллиарда долларов.

С 18 по 21 августа по поручению Минфина были осуществлены плановые платежи в 1,269 миллиарда долларов. В то же время Внешэкономбанк заплатил еще 22,468 миллиарда долларов в счет досрочного погашения долга. К общей сумме долга Россия дополнительно выплатила 1 миллиард долларов премии крупнейшим кредиторам. Из этих средств 700 миллионов долларов получила Германия. Экономия от досрочного погашения составит 7,7 миллиарда долларов в течение ближайших 15 лет. Эти средства пойдут на инвестиционную деятельность.

Сам факт вступления России в Парижский клуб -- явление для нас и для Запада положительное. Во-первых, мы добились фиксации курса рубля по задолженности на уровне тогдашнего официального курса -- 60 копеек за доллар. Во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала как бы отдельно и сама пыталась решать связанные с задолженностью вопросы, это не давало Западу возможности проводить в отношении стран-должников разработанной им программы. Теперь миссии МВФ, находясь в тех или иных странах и рассматривая вопросы о предоставлении им очередных траншей, ставят перед ними требования о необходимости заключения соглашений с Россией о погашении задолженности. Есть, однако, и проблемные моменты. Поскольку Парижский клуб формально не отвечает за ранее заключенные двусторонние соглашения, то и страны-должники начинают уже думать - платить по ним или не платить. Тем более, что со многими странами не определен механизм оценки старых долгов, особенно если раньше они выражались в переводных рублях (например, если коэффициент пересчета долгов Вьетнама, Монголии и Кубы установить как 1:1, то сумма может превысить 50 млрд.).

3.2 Задолженность перед Россией в рамках Парижского клуба

Большая часть межгосударственных кредитов в этой подгруппе была формой финансовой поддержки дружественных СССР политических режимов в странах третьего мира, т.е. предоставлялась без сколько-нибудь серьезного анализа платежеспособности заемщиков. Как следствие, обязательства большинства государств относятся теперь к разряду сомнительной и даже безнадежной задолженности. Из суммарного долга 51-ой страны России в 120 млрд. долл. почти треть приходится на 25 стран, обратившихся в этот клуб с просьбой о реструктуризации задолженности. В рамках клуба у России 5 крупнейших должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Например, на нашу страну приходится 80% (или 6,5 млрд. долл.) всей задолженности Йемена, Остальные страны выплачивают (в СКВ и товарами) в лучшем случае лишь пятую часть оговоренной в соглашениях суммы. Членство России в клубе дает нам хоть и маленькую, но надежду на увеличение сумм выплат. Конечно, процент списания долгов, на который нам придется пойти в рамках клуба, большой. Он определяется двумя факторами -- уровнем развития страны и до­лей военных поставок в сумме долга. Поэтому дисконт может составлять от 35 до 80%

3.3 Парижский клуб в цифрах

С 1956 по 2009 гг в рамках Парижского клуба было достигнуто 408 соглашений с 86 различными странами-должниками. Общая сумма урегулированного внешнего государственного долга различных стран составила 513 млрд.долл США. График урегулирования задолженностей за период 1963-2009 гг представлен на рисунке:

Заключение

Парижский клуб, действующий как неформальное объединение государств-кредиторов, был создан в 1956 году для выработки и согласования совместных подходов к вопросам реструктуризации и обслуживания долгов развивающихся стран. Ныне в его состав в качестве полноправных членов входят 19 государств, еще примерно полтора десятка стран-кредиторов приглашаются на заседания клуба от случая к случаю.

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов.

Россия оформила свое членство в Парижском клубе в 1997 году и с тех пор на регулярной основе участвует в его работе. При этом Российская Федерация является одновременно и кредитором, и клиентом клуба, то есть страной, имеющей долговые обязательства перед государствами-участниками Парижского клуба. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран. Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации. Наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

Список литературы

1. Распоряжение Президента Российской Федерации от 16 сентября 1997 года № 378-рп «О присоединении Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника»

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 1997 года № 1179 «О подписании Меморандума о взаимопонимании по вопросу, о присоединении Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника»

3. http://www.ng.ru/ - независимая газета

4. http://www.france4you.ru/france/publications/credit/ - сайт о Франции

5. http://www.history.ru/ - история России

6. http://www.rol.ru/ - новостной портал

7. http://www.ko.ru/ - деловой ежедневник

8. http://www.clubdeparis.org - сайт Парижского клуба

9. http://dkvartal.ru - интернет издание «Деловой квартал»

Подобные документы

    Нормативная база. Состояние внутреннего долга. Состояние внешнего долга. Международные финансовые организации. Лондонский клуб. Парижский клуб. Стабилизационный фонд Российской Федерации. Стабилизационный фонд в управлении долгом.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2007

    Обоснование проектного финансирования инвестиционного проекта создания спортивно-развлекательного комплекса мини-гольф клуба. Расчетная стоимость строительства и инвентаря. Анализ прибыльности проекта, плановые доходы и расходы на содержание клуба.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2012

    Классификация государственного долга России. Состояние внутреннего и внешнего долгов. Способы управления государственным долгом. Роль стабилизационного фонда в управлении государственным долгом. Деятельность Парижского и Лондонского клубов кредиторов.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2015

    Глобальный характер проблемы внешней задолженности. Обслуживание государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. Формирование и определение внешнего долга. Реструктуризация долга. Лондонский клуб.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2009

    Роль государственного долга в рыночной экономике. Управление государственным долгом в царской России. Советский долг: структура и распределение внешнего долга, наследие внутренних заимствований. Российский долг: формирование современной структуры.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2007

    Определение и значение внешнего государственного долга. Влияние внешнего долга на российскую экономику. Формирование внешнего государственного долга, кредиторы и должники России. Задолженность СССР. Обслуживание, урегулирование внешнего долга России.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2007

    Понятие и сущность лизинга, его функции лизинга и отличия от банковского кредитования. Преимущества факторинговых операций перед другими видами кредитования. Практика и перспективы использования лизинга и факторинга в российском предпринимательстве.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2015

    курсовая работа , добавлен 18.11.2015

    Причины возникновения задолженности по налогам и сборам. Налоговые органы как государственная структура, инициирующая взыскание налоговых задолженностей. Анализ уровня налоговой задолженности в Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области.

    дипломная работа , добавлен 21.05.2014

    Долговые отношения: понятие, сущность, виды, необходимость заимствования. Классификация и формы государственного долга. Анализ современной динамики и структуры внешнего долга Российской Федерации. Проблемы управления и погашения государственного долга.

В мире функционируют два важных организации, которые занимаются реструктуризацией внешних долгов стран-должников - это Парижский и Лондонский клуб кредиторов.

Парижский клуб - неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран. Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставляемые членам клуба. Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая клубом практика ограничивает также сумму компромисса страной-кредитором активов на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн долларов, или 10% от общей суммы требований к данной страны-кредитора (в зависимости от того, что больше). Парижский клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо государство-должник, испытывает экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ, Парижский клуб совместно с правительством данной страны производит соглашение о реструктуризации ЕЕ внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платежного баланса, не сокращая при этом объем импорта товаров и капиталов.

В рамках Парижского клуба страны, испытывающих трудности в выплате долгов другим и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Пожалуй, само название "Парижский клуб" не совсем точное, хотя это - неформальное объединение, а не официальная международная организация. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а главное - нет устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса.

Парижский клуб не очень известен широкой публике, что отчасти связано с политикой конфиденциальности, проводимой им: кредиторы стараются не раскрывать информацию, касающуюся их оценки экономического и финансового состояния того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по погашению долгов. Решение о том, должна ли такая информация предоставляться третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником. Однако при более 50 лет своего существования клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два принципа: проведение внутренних реформ и структурной перестройки с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения прежних долгов.

В 1956 году, как только клуб был организован, первые переговоры с официальными кредиторами в Париже провело правительство Аргентины с целью выработки взаимоприемлемых для просмотра графиков платежей по обеспечению государством экспортных кредитов. В последующие полтора десятилетия с просьбами о пересмотре графиков платежей в клуб обращались Бразилия, Чили и Турция. Наибольшая активность приходится на последние двадцать лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений о реструктуризации долгов на сумму более 350 млрд долл. Свой вклад вносят также и коммерческие банки, значительно сокращая обязательства должников по погашению не гарантирована государством кредитов.

Особенность структурной организации Парижского клуба заключается в том, что он представляет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции. Создан не как орган, постоянно действующий, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из них периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский клуб не имеет фиксированного членства, в переговорном процессе в рамках клуба может участвовать любое государство-кредитор, является держателем обязательств по долгам, по которым необходим пересмотр условий погашения. Большую часть ссуд и кредитов развивающихся, а также государств Центральной и Восточной Европы получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском клубе нужно назвать МВФ, Всемирный банк, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, конечно, саму страну-должника, обращается с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, а их должники также обращаются в Парижский клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе.

Многосторонний подход является наиболее эффективным и облегчает работу в административно-организационном плане, поскольку должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым отдельно. Кроме того, кредиторы придают большое значение принципа равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что от них льготы относительно условий погашения долга не будут использованы для обслуживания долговых обязательств другими кредиторами.

Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название "Лондонского клуба". Данный "клуб" является неофициальным органом, включая коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны "третьего мира".

Основная специфика их деятельности заключается в завуалированной деятельности, поскольку и клубы, и страны-должники стараются не афишировать свои трудности в финансовой сфере, связанные с выплатой долговых обязательств.

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Традиционно заседания клуба проходят только в Париже, в год проводится 10-11 переговорных сессий. Сегодня членами клуба являются 20 государств: Австрия, Австралия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Нидерланды, Норвегия, Россия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания и США.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы. Все соглашения стран-должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба.

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции Бруно Безарда. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам, Клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из них периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны, а также государства Центральной и Восточной Европы получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах.. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе.

Структура

Постоянные члены – 20

Другие официальные кредиторы могут также активно участвовать в переговорных сессиях или в ежемесячных дискуссиях, при условии согласия постоянных членов и страны-должника. Следующие страны приняли участие в качестве кредиторов в некоторых соглашениях Парижского клуба в специальной форме:

  • Аргентина

    Бразилия

    Народный банк Китая

  • Новая Зеландия

    Португалия

  • Тринидад и Тобаго

Наблюдатели - присутствуют на заседании переговоров но не участвуют в них и не подписывают соглашение, которое формализует результат переговоров.

    представители международных институтов:

        Всемирный банк

      • Европейская комиссия

        Африканский банк развития

        Азиатский банк развития

        Европейский банк реконструкции и развития

        Межамериканский банк развития

    Представители постоянных членов Парижского клуба, которые не имеют никаких претензий связанных по поводу долга или, не кредиторы страны-должника, но тем не менее изъявившие желание принять участие в переговорах.

Представители стран, не входящих в Парижский клуб, которые имеют претензии на страну-должника, но при условии, что постоянные члены и страна-должник согласны на их присутствии

Основные принципы работы Парижского клуба

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами. Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).

Парижский и Лондонский клубы и их роль в регулировании финансово-кредитных отношений

Система мировых финансовых институтов не ограничивается Меж­дународными межправительственными организациями (ММПО): МВФ, Всемирным банком и региональными банками развития. Она включает в себя две неформальные организации - Парижский и Лон­донский клубы, играющие ведущую роль в урегулировании проблем внешней задолженности, с которыми сталкивается значительная часть развивающихся стран, а в связи с созданием рыночной модели эконо­мики и страны Центральной и Восточной Европы.

Парижский клуб (Paris Club) - неформальная организация прави­тельств экономически развитых стран, выступающих в качестве креди­торов, для согласования действий в том случае, если страны-заемщи­цы не в состоянии соблюсти первоначально утвержденные условия выплаты внешних займов.

Начало его деятельности относится к 1956 г., когда Аргентина предприняла меры по консолидации займов на сумму 350 млн долл. США. Для согласования этого вопроса в Париж на переговоры были приглашены представители 12 западноевропейских стран - кредито­ров Аргентины для переговоров по двухсторонним клиринговым сче­там 1 . И хотя своим названием Парижский клуб обязан журналистам, которые окрестили его так за любовь руководителей финансовых ве­домств этих стран к парижскому отелю «Ritz», однако в настоящее вре-

1 Финансово-кредитный словарь: в 3 т. Т. 2 / под ред. В. Ф. Гарбузова. М., 1986. С. 390.


226 Глава 3. Международные финансовые организации

мя название символизирует не столько место проведения переговоров, сколько традиционные процедуры, сложившиеся в ходе прошедших, без малого, пятидесяти лет.

Неформальное объединение Парижского клуба сложилось вокруг вполне формального ядра - комитета десяти стран, которые являются крупнейшими кредиторами МВФ (табл. 3.14).

В настоящее время основными членами Парижского клуба явля­ются следующие развитые страны: Австрия, Австралия, Бельгия, Ве­ликобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кана­да, Нидерланды, Норвегия. Российская Федерация, США, Финлян­дия, Франция, Швейцария, Швеция.

Таблица 3.14. Главные кредиторы Парижского клуба

Парижский клуб не имеет жесткой организационной структуры. У него нет штаб-квартиры, Устава. Клуб не имеет юридического стату­са. В то же время членом Клуба могут быть любые страны, которые яв­ляются кредиторами, принимают практику его работы и являются дер­жателями обязательств по долгам. Работа Клуба строится на опреде­ленных правилах, которые согласованы и приняты всеми участниками Парижского клуба. Решения по обращениям стран принимаются на основе фактов и доказательств, согласованности, обусловленности, солидарности, сопоставимости.



Страны-кредиторы встречаются 10-11 раз в году для переговоров или обсуждения ситуации внешней задолженности стран-дебиторов и других вопросов.

Встречи проходят в Париже. Председателем Парижского клуба традиционно является высокопоставленный чиновник министерства финансов Франции. Небольшой секретариат размещается во француз­ском казначействе. Пятнадцать человек из Министерства финансов Франции оказывают поддержку секретариату и часть своего времени


работают в Парижском клубе. Поскольку организация неформальная, то это дает возможность работать с ограниченным числом персонала и подвижной структурой.

Главной функцией Клуба является проведение многосторонних пе­реговоров с крупнейшими должниками и урегулирование их внешней задолженности (государственной или гарантированной государством).

Порядок решения проблемы реструктуризации долга начинается с переговоров с должниками на многосторонней основе. Членами Па­рижского клуба подписывается Согласованный протокол (Agreed Minutes) реструктуризации долга, который содержит: условия о консо­лидации платежей по обслуживанию долга и просроченных платежей; дату, по состоянию на которую подписанные соглашения о кредитах попадают под реструктуризацию; консолидационный период, в тече­ние которого должна произойти реструктуризация долга; доля долга, подлежащая реструктуризации; условия первого взноса по реструкту­ризованной задолженности и график платежей. Условия согласован­ного протокола вступают в силу только после того, как страна-креди­тор и страна-должник договорятся на двусторонней основе по списку кредитов, подлежащих реструктуризации".

Парижский клуб проводит политику конфиденциальности. Кре­диторы не раскрывают своей информации о экономическом финансо­вом положении должников, масштабов предоставляемых им льгот по погашению долгов. Только сам должник может предоставлять такую информацию третьим странам.

За прошедшие 48 лет существования Клуба он стал главной фигу­рой в проведении международной стратегии в области обеспечения погашения задолжности стран. В основе стратегии Парижского клуба лежат два принципа: проведение страной-должником внутренней ре­формы и структурной перестройки экономики.

Проведение страной-должником этих мер обеспечивает им полу­чение внешней финансовой помощи в форме новых займов или льгот­ных условий погашения прежних долгов.

В отношении стран-должников могут приниматься следующие ре­шения:

Консолидация кредита, т.е. замена еще не погашенных кредитов или частей кредитов на новые займы на новых условиях, выполнение которых более реально;

Изменение плана погашения, т.е. продление сроков выплаты;

Преобразование государственных займов в не подлежащие вы­плате субсидии;

http://www.clubdeparis.org.

Глава 3. Международные финансовые организации


Преобразование гарантированных государством частных креди­тов в государственные займы на более выгодных для страны-должника условиях 1 .

Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны, а также государства Центральной и Восточной Европы получают от стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), поэтому последние почти всегда участвуют в работе Париж­ского клуба. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конферен­цию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолжен­ности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский клуб. Таким кредиторам выгодно ре­шать вопросы уже на многосторонней основе.

Многосторонний подход является наиболее эффективным и об­легчает работу Клуба в административно-организационном плане, так как должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредито­рами одновременно, а не с каждым в отдельности. Кроме того, креди­торы придают большое значение принципу равенства или равномер­ного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отноше­нии условий погашения долга не использованы для обслуживания дол­говых обязательств другими кредиторами 2 .

Парижский клуб пересматривает старые условия погашения кре­дита, если существует непосредственная угроза прекращения должни­ком своих выплат, которым наступил срок выплат.

Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба доста­точным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекра­щены. Кроме того, Парижский клуб может-проанализировать сте­пень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год 3 . Вопрос ре­структуризации долга согласно правилам Парижского клуба предпо­лагает определенные обязательства, которые должен взять на себя должник.

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задол-

1 Финансово-кредитный словарь: в 3 т. Т. 2/подред. В."Ф. Гарбузова. С.129.

2 Каратаев, С. В. Деятельность Парижского и Лондонского клубов кредиторов и
интересы России // http://www.invest.delovoy.com/cgi-bin/I-e/work/news.

3 Саркисянц, А. Д. Система международных долгов. М.: ДеКА, 1999. С. 108-109.


3.5. Парижский и Лондонский клубы

женности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким стра­нам новые кредиты и ссуды, следовательно, заключать с ними соот­ветствующие дополнительные договоренности. А это, в свою оче­редь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами. Для ре­шения проблемы Парижский клуб разработал специальную страте­гию, согласно которой страна-должник должна осуществлять про­грамму макроэкономических преобразований в соответствии с тре­бованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ.

План преобразований включает в себя следующие требования:

Ограничение роста денежной массы;

Сокращение дефицита государственного бюджета;

Контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устра­нении искусственного завышения курса путем девальвации);

Устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса;

Ограничение вмешательства государства в экономику.

К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на по­лучение кредитов от МВФ в обычном порядке.

Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая Клубом практика ограничивает сумму уступки страной-кредитором активов на вторичном рынке дол­гов пределом в 20 млн долл., или 10% общей суммы требований к дан­ной стране-кредитору (в зависимости от того, что больше).

Если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает в рамках Парижского клуба необходимые преобразования непосредст­венно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертов для оценки реальной экономической об­становки. Такие группы были направлены в 1994 г. в Польшу и Мозам­бик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы - страны, не являющейся членом МВФ. Кредиторы утверждают, что страны-должники неохотно идут на такие условия, так как в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению эконо­мических реформ 1 .

Каратаев, С. В. Указ. соч.


230 Глава 3. Международные финансовые организации

Позиция кредиторов Парижского клуба опирается на следующие правила: при распределении между собой бремени проблем, связан­ных с пересмотром условий погашения кредитов, необходимо дейст­вовать сообща, координировать свои требования и действия.

Данное правило называют принципом равных условий. Оно обес­печивает равномерное распределение среди кредиторов бремени про­блем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обяза­тельств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клу­ба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет уста­новлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участ­вующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кре­диторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клу­бом, использовались должниками для покрытия долговых обяза­тельств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требо­вание в адрес страны-должника о необходимости добиваться анало­гичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условий для государств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс» обязуется доби­ваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-по­ставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изло­женным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условий для различных категорий кредиторов».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, одна­ко для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но.иногда бывают более продолжительными. Са­мые короткие за всю историю Клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают до­вольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик 1 .

Главная функция Парижского клуба - реструктуризация долга. Ре­структуризация долга - это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке вы­плат задолженностей по основной сумме кредита и по Процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о

Саркисянц, А. Д. Система международных долгов. М.: ДеКА, 1999. С. 111.


3.5. Парижский и Лондонский клубы

новом графике таких платежей. В последнее время реструктуризация внешнего долга стала достаточно популярной практикой. В Парижском клубе реструктурируются правительственные или гарантированные правительством долги. В рамках Парижского клуба реструктуризирует­ся задолженность в основном для беднейших стран.

Парижский клуб в своей деятельности учитывает уровень развития и состояния национальной экономики должников. В связи с этим всё страны подразделяются на следующие категории:

Беднейшие страны;

Беднейшие страны со средним уровнем дохода;

Страны со средним уровнем дохода.

У развивающихся стран с большим внешним долгом существуют проблемы платежеспособности. Они испытывают постоянно расту­щую потребность в отсрочке платежей по прежним соглашениям. Пе­ресмотр условий погашения ранее реструктурированных долгов усу­губляет непосильное бремя внешней задолженности, так как растут проценты, начисляемые в период приостановки выплат. На совеща­нии глав государств «большой семерки» в июне 1988 г. в Торонто были приняты рекомендации относительно совершенствования условий пе­ресмотра внешних долгов беднейших стран с самыми большими объе­мами внешней задолженности с целью предотвращения их дальнейше­го роста. Руководители государств «большой семерки» предложили кредиторам предоставить данной категории должников льготные ус­ловия погашения кредитов.

Были разработаны три варианта льготных условий, которые могли быть предоставлены кредиторами странам-должникам. В сентябре 1988 г. Парижский клуб заявил о своем согласии с этими вариантами, которые и стали известны как Торонтские условия (рис. 3.6).

Первыми странами получившими отсрочку погашения долга на Торонтских условиях, стали Республика Мали, Мадагаскар, Нигер и Танзания.

Торонтские условия применялись при пересмотре долгов афри­канских стран, расположенных к югу от Сахары; в то же время отсроч­ки по погашению долгов в соответствии с этими условиями были пре­доставлены и некоторым странам Центральной и Южной Америки. В период 1988-1990 гг. Парижским клубом было заключено 26 согла­шений о пересмотре долгов на основе Торонтских условий на общую сумму 5,8 млрд долл.


232 Глава 3. Международные финансовые организации

Условия пересмотра внешних долгов беднейших стран
\ ,
ТОРОНТСКИЕ УСЛОВИЯ ТРИНИДАДСКИЕ ЛОНДОНСКИЕ
(1988г.) УСЛОВИЯ (1990 г.) УСЛОВИЯ (1991г.)
Данные условия применяются лишь Аннулирование 2/^ долга Аннулирование 25%
в отношении стран с доходом на ду- стран-должников, входящих долга и реструктуриро-
шу населения не выше установлен- в соответствующие катего- вание оставшейся суммы
ного Всемирным банком уровня, ко- рии. на 23 года с 6-летним
торый дает право на получение Гибкий график платежей льготным периодом и на-
кредитов от Международной ассо- в соответствии с экспортны- числением процентов
циации развития (в настоящее вре- ми возможностями страны- по рыночным ставкам.
мя - 540 долл. в год). должника: реструктуризация Реструктурирование
Вариантыусловий: оставшейся части долга на 25 долга с применением
А(уменьшение суммы долга): лет; предоставление льготно- льготных процентных
списать третьдолга; го периода в 5 лет; капита- ставок на 23 года без
* в отношении остальной части дол- лизация процентов за первые льготного Периода.
га пересмотреть условия погашения 5 лет. " Реструктурирование
по рыночным процентным ставкам; Гибкий график платежей в обязательств по обслу-
срок погашения 14 лет, включая соответствии с экспортными живанию кредитов, пре-
льготный период в 8 лет. возможностями страны- доставленных в порядке
должника. оказания официального
В (долгосрочные долги): содействия развитию, на
" проценты начисляются по рыноч- Отбор кандидатов на предос- 30 лет с 20-летним льгот-
ным ставкам; тавление льготных условий ным периодом
срок погашения 25 лет, включая осуществляется по крите-
льготный период в 14лет. риям, аналогичным Торонтс­ким условиям
С (уменьшение платежей по обслу-
живанию долга):
предоставление льготных про-
центных ставок (выбрать бблыиую
из двух величин: 3,5% в год или
половина рыночной ставки);
■ срок погашения 14 лет, включая
льготный период в 8 лет
1 "
НЕАПОЛЬСКИЕ УСЛОВИЯ (1995г.) 67%-ное списание по чистой при­ веденной стоимости или реструкту­ рирование долга с целью его сокра­ щения на 67% по ставкам ниже рыноч­ ных (ВВП на душу населения менее 500 долл., или долг/экспорт более 350%). 50%-ное списание (для других категорий). ■ Капитализация 50% и их выплата в течение 33 лет с 8-летним льготным периодом, остальная часть в течение 23 лет с 6-летним льготным периодом с прогрессивной шкалой аморти­зации. Реструктуризация на 40 лет с 16- летним или 20-летним льготным периодом, проценты по прежней ставке ЛИОНСКИЕ УСЛОВИЯ (1995 г.) ■ 80%-ное снижение долго­ вых обязательств. Доведение соотношения «внешний долг - экспорт» до 200-250%. ■ Доведение соотношения «платежи - экспорт» до 20-25%

Рис. 3.6. Условия пересмотра внешних долгов беднейших стран


3.5. Парижский и Лондонский клубы

В сравнении с обычными условиями применение Торонтских ус­ловий привело к сокращению примерно на 20% выплат по погашению процентов за период приостановки выплат по основной сумме 1 .

Торонтские условия считаются исключением из обычных правил пересмотра условий погашения долгов. Такие условия применяются лишь в отношении стран с низким доходом на душу населения и хро­ническими проблемами платежного баланса, имеющими наиболь­ший объем внешнего долга. Под воздействием роста процентных ста­вок в 1999 г. Торонтские условия претерпели значительные измене­ния, не сыграв существенной роли в уменьшении бремени внешних долгов.

В 1990 г. на совещании министров финансов стран Британского содружества в Тринидаде Джон Мейджор, бывший тогда министр фи­нансов Великобритании, предложил аннулировать 2 / 3 суммы долга беднейших стран и стран с наибольшими суммами внешнего долга. Эти предложения известны сегодня как Тринидадские условия, со­гласно которым должнику значительно продлевают сроки погашения кредитов и льготные периоды, но не уменьшают суммы долга.

Тринидадские условия не были приняты в полном объеме. Однако
на совещании стран «большой семерки» в Лондоне была признана не­
обходимость предоставления беднейшим странам новых льгот по по­
гашению долгов в дополнение к Торонтским условиям. Эта рекомен­
дация в новом варианте (Лондонские условия) была принята Париж­
ским клубом в 1991 г. Вместо списания 2 / 3 объема долга были приняты
четыре варианта сокращения на 50% чистой приведенной стоимости
подлежащих консолидированию сумм непогашенных коммерческих
кредитов 2 . За 1991 - 1993 гг. были пересмотрены долги десяти бедней­
ших стран на"общую сумму 4 млрд долл. На этих условиях были сокра­
щен официальный внешний долг Польше (приблизительно с 30 млрд
долл. до 15 млрд долл.) 3 . Сокращение долга осуществляется поэтапно и
тесно связано с выполнением нынешних и будущих кредитных согла­
шений с МВФ. " "

С января 1995 г. действуют Лионские, Неапольские условия и «Инициатива HIPC», а с 1997 г. для стран с низким уровнем развития и чрезмерной задолженностью принята программа МВФ и Всемирного

1 UNCTAD. Trade and Development Report 1989. NY. : United Nations, 1989.
P. 53-54; UNCTAD. Debt and Managing Adjustment: Attracting Non-Debt-Creating
Financial Flows and New Lending. Doc. TD/C. 3/234 of 19 th February, 1990. P. 5.

2 UNCTAD. Trade and Development Report 1991. NY. : United Nations, 1991.
P. 54-55.

3 UNCTAD. Trade and Development Report 1994. NY. : United Nations, 1994.
P. 54-55.


234 Глава 3. Международные финансовые организации

банка, являющаяся своего рода дополнением к Лионским условиям и предполагающая снижение платежей в МВФ. Впервые это было при­менено в 1997 г. в Уганде, Боливии и Буркина-Фасо. В соответствии с данной программой соотношения «долг - экспорт» первых двух стран были снижены в 1998 г. до 20,2 и 20,5% соответственно, а аналогичный коэффициент Буркина-Фасо было намечено снизить до 22,5% к апре­лю 2000 г.

Проект под названием «Инициатива Н1РС» предусматривает целе­направленные усилия по снижению бремени долга самых бедных раз­вивающихся стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одоб­ренных Банком и МВФ. Уникальность данной программы состоит в том, что это первый случай, когда Банк и Фонд согласились не на рест­руктуризацию, а именно на списание части задолженности бедных стран.

Реализация «Инициатива HIPC» основана на использовании меха­низмов, существующих в Парижском клубе. К концу трехлетнего пе­риода оценивается возможность применения к стране-задолжнику стандартной операции по реорганизации долга. Для этого проводится специальный анализ, направленный на выяснение достаточности стандартной операции для достижения устойчивости внешнего долга в последующие три года.

В зависимости от результатов анализа возможны два варианта сни­жения бремени долгов:

1) страны, которым обычный механизм Парижского клуба не по­зволит стабилизировать ситуацию, получают расширенную под­держку;

2) страны, в отношении которых неясно, можно ли выправить си­туацию с внешним долгом при помощи обычных операций, получают возможность использовать реорганизацию долга в соответствии с про­цедурами Парижского клуба или специальные меры в рамках Инициа­тивы по своему выбору.

Страны, которые могут достигнуть устойчивости своего внешнего долга в течение трех лет с использованием обычной процедуры Париж­ского клуба, не смогут рассчитывать на дополнительную помощь в рамках Инициативы.

Участие в «Инициативе НIPC» предполагает проведение реформы в области макроэкономической, структурной и социальной политик под контролем МВФ и Всемирного банка.

Развивающиеся страны со средним уровнем дохода могут рассчи­тывать на пересмотр своих долгов лишь на обычных условиях. В эту группу входят страны, имеющие право на получение кредитов MAP и


3.5. Парижский и Лондонский клубы

МБРР. В связи с тем что некоторые из этих стран в 80-е гг. долгое время испытывали серьезные проблемы платежного баланса, на совещании стран «большой семерки» в 1990 г. в Хьюстоне было принято решение усовершенствовать условия погашения кредитов для этих стран-долж­ников на условиях, получивших название Хьюстонские, разработан­ные представителями США и Франции (рис. 3.7).

Условия погашения кредитов беднейших стран со средним уровнем дохода

Выбор редакции
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...

В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...

Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...
Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....