План проведения эвакуации в школе. Учебная эвакуация в школе


Утверждаю

Директор

ОАО «Вымпел»

А.С. Сливков

«_____»___________2008 года

План
проведения тренировки
по эвакуации людей из здания
в случае возникновения пожара

1. Задачи, отрабатываемые на тренировках:

1.1. Обнаружение пожара и сообщение о нем руководству объекта.

1.2. Вызов пожарных подразделений ГПС МЧС России.

1.3. Эвакуация людей из здания при пожаре.

1.4. Ликвидация горения первичными средствами пожаротушения. Работа с огнетушителями, работа со стволом от пожарного крана.

1.5. Оказание доврачебной помощи при отравлении угарным газом.

1.6. Встреча пожарных подразделений.

1.7. Организация отключения электроэнергии в случае пожара по распоряжению руководителя тушения пожаров (далее РТП).

2. Цели тренировки:

2.1. Отработка правильных действий по немедленному вызову пожарной охраны

2.2. Научить ответственных за эвакуацию умению самостоятельно, быстро и правильно ориентироваться и принимать нужное решение в условиях пожара.

2.3. Совершенствовать навыки работников по определению правильных методов тушения пожара первичными средствами пожаротушения.

2.4. Организация спасения, эвакуации людей и материальных ценностей из горящего
здания.

2.5. Воспитание у работников морально-волевых качеств, необходимых
для действий в чрезвычайных ситуациях.

Место проведения тренировки: здания с массовым пребыванием людей
Дата проведения тренировки: _____ ____________ 2008 года
Время проведения: ________________
Руководитель тренировки: А.А. Иванов
Посредники: сотрудники отдела ПБ, охраны, представители МЧС

Материально-техническая часть: огнетушители (ОП-5, ОУ-3, ОП-50, ОУ-20, оборудование пожарных шкафов, громкоговорители, хронометры). Исходная обстановка: сотрудники находятся в офисах и цехах, работают по плану.

Ход тренировки:

Отрабатываемые вопросы

Время, час, мин.

Действия руководителя тренировки

Действия персонала

Посредник

1. Вводная часть Расстановка посредников на этажах Подготовка места проведения тренировки

2. Основная часть Проведение тренировки

Обнаруже-ние пожара

Руководитель тренировки че-рез старшего вахтера дает вводную о взры-ве на централь-ной лестнице и пожаре на пере-ходе в пятый корпус на треть-ем этаже

1. Старшее лицо дает указание о вызове пожарной ох-раны. 2. Дает указание о проведении разведки в целях обнаружения очага пожара.

Сообщение о пожаре

Старшее лицо обдумы-вает сообщение и принимает ме-ры по устранению пожара

Вызов пожарных подразделений ГПС МЧС России

1.)00.03-00.05 2.)00.05-00.07 3.)00.07-00.09 4.)00.09-00.11

Ответственный за эвакуацию: 1. Звонит по тел 01, представ-ляется, сообщает точный адрес где и что горит. 2. Высылает человека для встре-чи пожарных подразделений, инструктирует его что надо со-общить пожарным. 3. Докладывает о пожаре руко-водству. 4. Дает указание на отключение электроэнергии в местах прове-дения эвакуации.

Эвакуация людей из здания

1. Ответственное лицо за эва-куацию докладывают руководству о необходимости проведения оповещения и эва-куации из здания всех сотрудников. 2. Организуют оповещение и эвакуацию людей из здания. 3. Указывают место сбора после эвакуации. 4. Дают команду руководителям эвакуируемых подразделений на проверку наличия всех сотруд-ников.

Ликвидация горения первичными средствами пожароту-шения. Ра-бота с огне-тушителем,

Лицо, ответственное за эва-куацию: Организует боевой расчет, инст-руктирует его о немедленном прекращении тушения и выходе из опасной зоны при сильном проявлении опасных факторов пожара. Боевой расчет в составе

пожарным рукавом и стволом.

не менее трех человек берет огне тушители, прокладывают рукав-ную линию к месту пожара, ра-ботают с огнетушителями и по-жарным стволом.

Окончание эвакуации

Ответственные за эвакуацию

1. Проверяют закончилась ли эвакуация этажа и не остался ли кто на этаже. 2. При необходимости оказыва-ют доврачебную помощь.

Эвакуация имущества

Ответственные за эвакуацию

организуют эвакуацию докумен-тов, оргтехники и др. материаль-ных ценностей.

Ликвидация горения первичны-ми средства ми пожаро-тушения. Работа с ог-нетушите-лем, пожар-ным рука-вом и ство-лом.

Попытка поту-шить пожар первичными средствами по-жаротушения не удалась

Лицо, ответственное за пожа-ротушение первичными сред-ствами:

1. Прекращает работу боевого расчета и организует их эвакуа-цию из здания. 2. Эвакуирует лиц, занимавших-ся выносом имущества. 3. Докладывает РТП и руковод-ству информацию о пожаре и наличии людей на этаже.

Встреча пожарных подразде-лений, при-бывших на пожар

Прибыли по-жарные подраз-деления

Сотрудники, встречающие по-жарные подразделения показы-вают кратчайший путь к месту пожара и передают им информа-цию о месте пожара и наличии угрозы людям (если таковая име-ется)

3. Заключительная часть Подведение итогов тренировки

Подведение итогов тренировки

Руководитель тренировки со-бирает данные от посредников и проводит ана-лиз тренировки.

Анализирует действия сотрудников по оповещению, эвакуации, тушению пожа-ра первичными средствами и указывает на ошибки.

Разработал: Заместитель директора ______________________

Здравствуйте, дорогие читатели блога о противопожарной безопасности. Если Вы обратили внимание, нашими разговорами мы стараемся обезопасить себя не только от лишних проблем с крайне придирчивыми пожарными инспекторами, но и максимально подготовить себя к необходимым действиям в случае разбушевавшейся стихии и других аварийных ситуаций.

Именно поэтому сегодня хочу обсудить с Вами план проведения эвакуации в школе. Рекомендую не отворачиваться тем читателям, кто не имеет отношения к образовательным учреждениям.

Во-первых, там учатся или будут учиться Ваши дети, а во-вторых, данный план абсолютно подходит применительно ко всем помещениям и зданиям, число персонала которых от 50 человек и более, так как пункт 12 гл. 1 ППР РФ №390 2012 года гласит:

Я думаю, Вы согласитесь со мной, если я скажу, что регулярная практическая отработка эвакуации, особенно в школах – необходимость. Можно только представить себе, какой переполох поднимется в здании, если действительно произойдет чрезвычайная ситуация.

А отсутствие навыков поведения и персонала, и учащихся, 100% приведет к панике, бесполезной беготне и давке. Как следствие – отравления угарным газом, не дай Бог, жертвы. А это не только горе родителей, но и уголовные дела, заведенные на персонал всей школы, не только ответственных за противопожарную безопасность. Аргумент?

Именно поэтому я считаю крайне важными не только разработку соответствующих инструкций, четко определяющих действия персонала при пожаре по эвакуации всех, находящихся в здании, но и регулярные практические тренировки этого мероприятия.

Кстати, законом определена периодичность этих действий – тренировка по эвакуации должна проводится не реже 2-х раз в год. Это соответствует требованиям пункта 1.4 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений.

Первая же должна отработаться как только будет утверждена описанная выше инструкция.

В принципе, все действия персонала, охраны, как во время пожара, так во время рабочего процесса оговорены в соответствующих инструкциях, которые, по большому счету, все типовые.

Например, охрана во время дежурства регулярно должна проверять все эвакуационные и запасные выходы, наличие ключей от всех помещений, наличие огнетушителей, исправность телефонной связи и т.д.

Чтобы контролировать выполнение охраной и дежурными своих обязанностей, их качество, руководителем школы должен быть заведен специальный журнал: «Журнал несения службы ночными дежурными, сотрудниками охраны и контроля за противопожарным состоянием образовательного учреждения», в котором тот или сотрудник должен регулярно расписываться за выполнение инструкций.

Все инструкции должны быть утверждены руководителем образовательного учреждения. Однако мы все же сделаем акцент именно на эвакуации. Поэтому давайте вместе рассмотрим, как правильно должна проводится тренировка этого важного мероприятия.

Проведение эвакуации

Действия каждого сотрудника школы при пожаре, помимо того, что должны быть четко оговорены, обязаны быть отработанными до автоматизма. Малейшая заминка может быть фатальной. Учащиеся также должны знать, как себя вести, что делать и куда идти. Для этого раз в полугодие проводится тренировочная эвакуация.

Мы говорили, что существуют четкие инструкции для всех. Практическая отработка должна проводиться, четко следуя ей.

Первым действием является сообщение о пожаре. То есть сотрудник, первым обнаруживший возгорание, должен тут же вызвать пожарную помощь. Как это делается, надеюсь, все хорошо помнят с детства – позвонить 101.

Далее следует извещение о пожаре. Дежурный по школе, завуч или директор обязаны дать определенный условный сигнал. В большинстве случаев – это серия длинных звонков. Затем открыть все основные и запасные выходы.

Следующий этап – пожалуй, самый важный. Это эвакуация детей из здания школы. Преподаватели должны максимально быстро после получения условного сигнала, то есть извещения о пожаре, организованно провести учащихся по коридорам, по лестницам (строго по внешнему краю, внутренний – для пожарных), и вывести из здания школы.

Далее необходимо убедиться в том, что все учащиеся выведены из аварийного здания. Для этого дети выводятся сразу на заранее оговоренное в инструкциях место. Как привило, это школьный стадион. Здесь все школьники пересчитываются, отзываются поименно, происходит сверка по спискам.

В случае отсутствия кого-либо из учащихся, преподаватели, проводившие пересчет, обязаны моментально сообщить об этом тому, кто руководит тушением пожара.

Весь персонал учебного заведения, не привлеченный к эвакуации детей, должен немедленно, с момента обнаружения, приступить к ликвидации возгорания и сохранению материальных ценностей.

Здания школ оборудованы пожарными кранами, должны быть в наличии огнетушители – с их помощью работники школы самостоятельно, до приезда пожарной бригады, должны начать самостоятельную борьбу с разбушевавшейся стихией.

В это же время директор, или заведующий хозяйством школы, должны встретить прибывающую пожарную бригаду. Их обязанность сообщить старшему бригады о сложившейся ситуации, об обстановке в здании школы, существует ли опасность находящимся внутри людям, указать, где на территории располагаются источники воды и дать эвакуационные планы каждого этажа.

В принципе, на этом тренировку эвакуации учащихся школы при пожаре можно считать состоявшейся. Искренне надеюсь, что она прошла без заминок, все школьники были на месте сбора вовремя, и никого не пришлось искать.

Как правило, Управление МЧС с готовностью откликается на подобные предложения. Согласитесь, что такая полномасштабная тренировка, с имитацией пожара, работой сотрудников МЧС произведет на учащихся должное впечатление.

И, что немаловажно, если Вы являетесь руководителем учебного заведения, таким образом наведете мосты с сотрудниками надзора за противопожарной безопасностью.

Если Вы все же решились на сотрудничество с МЧС, тогда, помимо всего вышеописанного, Вам необходимо будет развернуть на месте сбора два штаба.

Первым занимается зам. директора по административно-хозяйственной работе (завхоз). Здесь собраны документы, в соответствии с которыми и происходит перекличка учащихся. Второй штаб – это пост оказания первой медицинской помощи. Отвечает за него, как нетрудно догадаться, школьный врач или медсестра.

Учителям младших классов настоятельно рекомендую внимательнее отнестись к своим подопечным, так как бывало немало случаев, когда дети пугались сигналов оповещения и прятались. Если, не дай Бог, тревога не учебная, Ваша невнимательность может стоить ребенку жизни.

Итак, тренировка окончена. Председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям докладывает руководителю учебного учреждения о произведенной эвакуации, после чего директор школы объявляет окончание тренировочного практического занятия. На этом радостные дети бегут по домам, а персонал еще делает разбор проведенного мероприятия.

Не забудьте о формальностях. Тренировка проводится в соответствии с планом-конспектом, который заранее подготавливается сотрудниками пожарной охраны. На нем, по окончании всех действий, должны стоять подписи ответственных лиц учебного учреждения.

Все прошло удачно? Все подписали, и все довольны? В таком случае, подпишитесь и Вы на обновления моего блога, дабы всегда быть во всеоружии в борьбе со стихией и в пререканиях с докучливыми инспекторами противопожарной безопасности.

А лучше всего, еще и поделитесь в социальных сетях ссылкой на нашу страницу с теми, кто Вам действительно небезразличен. Мы все вместе будем обсуждать и разбирать только самое актуальное и накипевшее, самое спорное и интересное – все, что касается Ваших собственных спокойствия и безопасности.

Всего вам доброго, до новых встреч!

Рекомендуется начать с изучения нормативной базы РФ. Сюда входит Постановление Правительства РФ № 390, Технический регламент № 123, Одно из главных мероприятий, которое обязательно для организаций всех форм собственности и с любой численностью сотрудников - противопожарная тренировка. Также в каждой компании должна быть разработана и утверждена инструкция по эвакуации людей из горящего здания.

Организация противопожарных тренировок

В мероприятия, обеспечивающие безопасность сотрудников, обязательно включаются тренировки, связанные с действиями при обнаружении возгорания и пожара. Цель - выработать у персонала умение идентифицировать происходящее событие с точки зрения опасности, убедиться в готовности систем оповещения о пожаре, научить персонал правилам ликвидации горения, а также оказания помощи пострадавшим.

Результаты тренировки позволяют спланировать дальнейшие мероприятия по обучению людей и корректировке работы о пожаре.

В начале текущего года руководством компании разрабатывается план-график с указанием сроков, данный документ является строго конфиденциальным и не подлежит разглашению. Предварительно инженерно-технические работники обязаны провести аудит исправности дверей эвакуационных выходов, убедиться, что система оповещения и управления эвакуацией людей находится в работоспособном состоянии, пути эвакуации очищены от посторонних предметов, провести инструктаж для сотрудников с разъяснениями правил эвакуации и действий при обнаружении признаков горения.

Какие документы должны быть разработаны для проведения тренировок?

  1. лица за организацию и проведение учений.
  2. Календарный план учений.
  3. Порядок проведения тренировок.
  4. Инструкция по эвакуации людей.
  5. Журнал учета инструктажей по противопожарной безопасности.
  6. Отчеты по разбору результатов тренировок.

Порядок тренировки

Ответственные лица в назначенный день и время с контрольного пункта вручную производят запуск системы оповещения. Предварительно создается имитация пожара с помощью красных флажков (модельный очаг горения), дымовых шашек (имитация задымления помещений). Запрещено имитровать горение с помощью средств и материалов, которые могут спровоцировать аварийные ситуации.

Эвакуация людей при пожаре (имитированном) должна занять не более 3-4 минут - это время перехода локального возгорания на стадию объемного пожара, в течение которого отсутствуют вредные и опасные факторы пожара (выделение в воздух токсичных продуктов горения, повышение температуры воздуха до 400 градусов Цельсия, снижение концентрации кислорода в воздухе с нормативных 23 % до 16 %). При этом часть сотрудников должна принять меры к тушению имитированного пламени (взять огнетушители, воду), а также совершить вызов пожарной охраны.

На стадии проектирования и строительства любых зданий и сооружений проводится расчет расположения эвакуационных путей, проходов и выходов, определяются места хранения первичных средств пожаротушения (огнетушителей, песка, пожарных кранов). Для комплексного отражения данной информации разрабывает людей из каждого подразделения организации.

О планах эвакуации

Схема эвакуации - это самый эффективный способ научить сотрудника ориентироваться при возникновении пожара, корректировать свои действия по ликвидации горения или спасению. Согласно Постановлению Правительства РФ № 390, все организации, в зданиях и сооружениях которых одновременно находятся 10 человек и более, обязаны разместить планы эвакуации.

Располагать план эвакуации следует на видных местах (возле главных выходов и проходов). Разработкой его занимаются специализированные организации, имеющие лицензию на данный вид работы, а также необходимые материалы (в частности, фотолюминесцентную пленку, приспособления для ее накатки на пластиковую основу). Специалисты таких компаний знают, как должна выглядеть текстовая инструкция по эвакуации людей на плане.

На самой схеме важно отразить все конструктивные особенности здания, указать кратчайшие пути эвакуации из горящего здания и местоположение средств пожаротушения, аптечек, телефонов для вызова экстренных служб, расшифровать все обозначения и сокращения, цвета и знаки.

Утвержденная на предприятии инструкция по эвакуации людей должна дублировать информацию с плана, но в текстовом формате.

Одной из самых важных задач педагогического состава образовательного учреждения является предупреждение и предотвращение пожара. Но если пожар возник – главным мероприятием становится безопасная эвакуация людей из здания. От подготовленности персонала и точности их действий при проведении эвакуации зависят жизни людей.

Документация

Учебная эвакуация — это одно из очень важных, ответственных и сложных мероприятий в системе мер по обеспечению пожарной безопасности в образовательном учреждении.

Перед проведением учебной эвакуации составляется план проведения тренировки по эвакуации людей при пожаре.

Издается приказ по образовательному учреждению «О проведении плановой учебной тренировки работников и учащихся на случай пожара»

Основным документом, регламентирующим порядок действий работников и учащихся на случай пожара, является план эвакуации школы, состоящий из графической и текстовой частей.

По итогам проведенного мероприятия составляется акт, в котором изложены результаты отработки эвакуации, отмечают недостатки и предлагают меры по улучшению проведения и организации будущих учебных тренировок.

Подготовка к учебной эвакуации

Как и в любом деле, подготовка к тренировке по эвакуации важная часть мероприятия. На плечи руководителя образовательного учреждения ложатся следующие обязанности:

  • Руководитель совместно с заместителями повторяет знания положений на случай пожара в ОУ, изучают положение о проведении учебной эвакуации, изучают действия персонала и учащихся при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  • Руководитель утверждает план подготовки и план проведения учебной эвакуации из здания ОУ в случае возникновения пожара.
  • Утвердить перечень вводных заданий для выполнения их работниками и учащимися структурных подразделений образовательного учреждения при проведении учебной тренировки;
  • Организовать проведение учебных занятий администрацией образовательного учреждения (заместителем директора по учебно-воспитательной работе и заместителем директора по безопасности) с учебно-воспитательным и обслуживающим составом по изучению положения на случай пожара в образовательном учреждении, планов эвакуации и положения о проведении в образовательном учреждении учебной тренировки работников и учащихся на случай пожара;
  • Организовать проведение учебных занятий классных руководителей с учащимися своих классов по изучению положения на случай пожара в образовательном учреждении и планов эвакуации на случай пожара, учитывая различные места возможного возгорания, пожара
  • Назначить ответственного за проведение инструктажа по инструкции о порядке по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре;
  • Утвердить список наблюдателей (экспертов) из состава должностных лиц образовательного учреждения или из работников другого образовательного учреждения, комитета по образованию, которые будут контролировать ход проведения учебной тренировки (оценивать действия работников по эвакуации учащихся; фиксировать время эвакуации, осматривать помещения после эвакуации работников и учащихся и т. п.);
  • Утвердить список фотографов и видеооператоров для съемок проведения учебной тренировки (при необходимости);
  • Утвердить дату, порядок проведения учебной тренировки согласовать с местным отделом по ЧС;
  • Издать приказ по образовательному учреждению «О проведении плановой учебной тренировки работников и учащихся на случай пожара»;

Пожарная тревога

Пожарная тревога в школе, как и во всех общественных учреждениях, осуществляется при помощи пожарной сигнализации. В дополнение к этому о пожаре может идти речевое сообщение.

Учитель кратко объясняет, что после сигнала пожарной сирены нельзя паниковать и бежать одному по зданию школы, ведь, он в условиях задымления может заблудиться. В этот момент ответственные за противопожарную безопасность открывают запасные и центральные выходы и начинается поэтапная эвакуация школьников.

Действия учителя

В случае возникновения возгорания в школе учителю необходимо как можно эффективнее предотвратить панику учащихся. Спокойно и уверенное поведение поможет детям сконцентрироваться на ситуации и внимательно подойти к этапу эвакуации.

Учителю необходимо узнать, через какое помещение необходимо будет эвакуироваться, насколько безопасен тот или иной путь выхода из здания. Раздать средства индивидуальной защиты, смоченные водой. Также разъяснить, что бежать в зону возгорания и пытаться ликвидировать огонь нельзя. Этим будут заниматься более подготовленные люди.

После этого предупредить учащихся, что их личные вещи для быстроты передвижения должны быть оставлены в здании. Из вещей учитель возьмёт только школьный журнал. После выхода из здания школьники не должны разбегаться, так как учителю необходимо убедиться, что все вверенные ему дети вне зоны опасности, и доложить директору результаты ответственного мероприятия. Для составления списков детей поможет школьный журнал.

Эвакуация учащихся и персонала

Для уменьшения нагрузки на коридоры обязательно соблюдается очерёдность эвакуации школьников. Первыми выводятся школьники, оказавшиеся в помещениях, близких к очагам возгорания. Затем начинается эвакуация детей с верхних этажей, начиная с младших классов.

По более безопасному пути школьники выводятся парами. Движение всей группы направляет учитель, а замыкают группу самые физически развитые мальчики, способные оказать помощь более слабым товарищам. Они же закрывают за собой двери, чтобы ослабить интенсивность распространения огня.

Директор школы и ответственные лица должны эвакуироваться из горящего здания последним.

Периодичность тренировок по эвакуации

Регулярное проведение учебных тренировок по эвакуации обеспечит готовность быстро и безопасно покинуть здание в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Законом определена периодичность этих действий – тренировка по эвакуации должна проводится не реже 2-х раз в год .

Практическая тренировка по эвакуации людей при пожаре
(образцы документов и алгоритм действий)

I. Важные замечания
1. Практическую тренировку по эвакуации людей при пожаре в обязательном порядке проводят на объектах с массовым пребыванием людей (единовременное пребывание ≥ 50 чел.);
2. В тренировке принимаю участие лица, осуществляющие свою деятельность на объекте (работники, персонал, учащиеся, воспитанники и т.п.);
3. Тренировка проводится не реже 1 раза в полугодие;
4. Наибольший успех от тренировки достигается не внезапностью её проведения, а поэтапной подготовкой и осмысленным подходом к своим действиям каждого из участников.

II. Документы, составляемые для обеспечения практической тренировке по эвакуации людей при пожаре*
1. Инструкция о действиях персонала по эвакуации людей и планы эвакуации людей при пожаре;
2. Годовой график проведения тренировок по эвакуации;
3. Приказ о проведении тренировки по эвакуации;
4. План проведения тренировки;
5. Акт проведения тренировки по эвакуации;
6. Приказ по результатам проведения тренировки по эвакуации.

* — примерные образцы документов по пп. 3, 4, 5, 6 — см. приложение.

III. Алгоритм подготовки и проведения тренировки по эвакуации
1. Подготовка документов для проведения тренировки по эвакуации (разд. II пп.1-4).
2. Совещание лиц, ответственных за проведение тренировки:
— Руководитель тренировки (руководитель или главный инженер объекта);
— Консультанты и посредники (помощники руководителя из числа инженерно-технических работников).
3. Проведение инструктажа со всеми участниками тренировки (с использованием планов эвакуации и постановкой задачи каждой группе участников).

IV. Непосредственное проведение тренировки
4.1. Началом тренировки должно служить приведение в действие системы оповещения людей о пожаре, смонтированной на объекте. Рекомендуется предшествовать включению системы оповещения условным обнаружением пожара дежурным персоналом (например, охраной) с последующей имитацией вызова пожарной охраны и практическим задействованием системы оповещения посредством ручных пожарных извещателей.
4.2. Допускается использовать устройства и оборудование, имитирующие задымления (безопасные для здоровья и имущества) и (или) обозначать опасные зоны, например, флажками.
4.3. В рамках проведения тренировки рекомендуется проводить мероприятия по условному тушению пожара первичными средствами пожаротушения (ответственными за тушение пожара на первоначальном этапе, ДПД и т.п.): огнетушителями, пожарными кранами.
4.4. Посредниками фиксируется порядок проведения эвакуации и замечания, возникающие в процессе. Один из посредников ведёт фиксацию времени эвакуации и общий хронометраж действий.

V. Подведение итогов
1. Совещание с подведением итогов.
2. Составление документов (см. раздел II пп.5,6).

Алгоритм тренировки подготовлен с использованием Правил противопожарного режима в РФ и «Методических рекомендаций по обучению населения в области ГО, предупреждению и ликвидации ЧС и ПБ».

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...