Подача жалобы 223 фз.


Предусматривает, что претенденты на заключение контракта с заказчиком проходят отбор в условиях здоровой конкуренции.

Если исполнитель был выбран заказчиком с нарушениями установленных законом процедур, то участники закупки вправе обратиться с жалобой в антимонопольную службу (ФАС).

Основания для подачи жалобы

Антимонопольная служба рассматривает , полученные от непосредственных участников закупки и от лиц, законные интересы которых были затронуты действиями (или бездействием) заказчика. К рассмотрению ФАС принимаются все обращения, описывающие нарушения , сговоров отдельных участников закупки, а также нарушений законодательства о закупках.

Жалоба на заказчика в ФАС подается в следующих случаях:

  • если документация о закупке не была размещена в ;
  • если заказчик заключил контракт с исполнителем без проведения конкурентных процедур;
  • при размещении в публичном доступе недостоверной о закупке;
  • при отсутствии надлежащего обоснования закупки у ;
  • когда заказчик требует от участника закупки документы, не предусмотренные Положением о данной закупке или нормами законодательства о закупках.

Размещение недостоверной или неполной информации о закупке, особенно при описании требований к необходимым товарам или услугам, ставит в неравные условия , имеющих опыт в поставках и новичков на рынке закупок.

Некорректное обоснование закупки без проведения конкурса или аукциона также может являться признаком сговора с конкретным исполнителем.

Если заказчиком выступает орган или , то перед подачей жалобы в ФАС ее можно направить непосредственно заказчику (согласно схеме, указанной в закупочной документации) – часто заказчики рассматривают обращение и принимают меры быстро, чтобы предотвратить подачу жалобы в ФАС.

Алгоритм действий

Процедура подачи и рассмотрения жалобы в ФАС регламентирована ст. 18.1 закона № 135 «О защите конкуренции» и включает следующие шаги:

  1. Инициатор обращения собирает необходимые документы .
  2. Составляется текст жалобы .
  3. Жалоба с документами направляется в местное отделение антимонопольного органа.
  4. Заявитель получает уведомление о принятии жалобы к рассмотрению.

Подавать жалобу на действия заказчика нужно не позднее, чем через 10 дней после публикации результатов закупки в ЕИС.

В тексте жалобы необходимо указать:

  • ФИО, контактные и паспортные данные заявителя (для юридических лиц – адрес и реквизиты);
  • реквизиты и контактные данные субъекта жалобы ;
  • номер закупки в системе ЕИС ;
  • перечень обжалуемых действий (бездействия) заказчика;
  • перечень обжалуемых актов , протоколов и других документов о закупке;
  • список прилагаемых документов ;
  • дата и подпись заявителя .

В основном тексте следует указать, какие нормы законодательства были нарушены действиями или бездействием заказчика, каковы последствия таких действий, а также изложить требование о признании таких действий незаконными и об устранении нарушений. Образец жалобы в ФАС можно скачать по .

Субъектом жалобы может являться заказчик, организатор торгов, член комиссии, рассматривающей заявки участников или оператор торгов. Объектами жалобы могут быть составленные с нарушениями договоры, акты и другие документы о закупке, а также действия заказчика.

В комплекте с жалобой нужно подать:

  • копию паспорта заявителя (для организаций – справку из ЕГРЮЛ);
  • справку о наличии соответствующих полномочий у подавшего жалобу лица;
  • документы, подтверждающие изложенные в жалобе факты ;
  • копию на участие в закупке;
  • справку о регистрации участника.

Важно учесть, что жалоба возвращается заявителю в течение 3 рабочих дней, если были нарушены сроки обращения, указаны недостоверные данные, не предоставлены подтверждающие документы, или если по обжалуемым действиям заказчика уже принято решение.

При возврате жалобы сотрудники ФАС должны выдать заявителю список причин возврата, заверенный подписью ответственного лица.

Жалобу можно подать в электронном виде без визита в отделение ФАС . Для этого заявителю нужно зайти на официальный сайт ФАС , прокрутить экран вниз и нажать на кнопку «Жалоба». В появившихся полях на экране вводятся персональные данные, способ получения ответа и текст жалобы, после чего нажимается кнопка «Отправить».

Процедура рассмотрения жалобы

Порядок рассмотрения жалобы в ФАС включает следующие шаги:

  1. Сотрудники ФАС получают жалобу и выносят решение о ее рассмотрении или о возврате заявителю.
  2. Если принято решение рассмотреть обращение, сотрудники ФАС приостанавливают торги по закупке и высылают уведомление заказчику и заявителю.
  3. После получения уведомления заказчик оповещает потенциальных исполнителей о факте поступления жалобы путем размещения ее краткого содержания в ЕИС.
  4. Комиссия ФАС проводит предварительное расследование .
  5. Жалоба рассматривается в присутствии заявителя , других участников закупки, членов и представителей заказчика.
  6. ФАС принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной , а также о выдаче предписания.
  7. Текст решения и предписания (при наличии) выкладывается в реестр жалоб ФАС на официальный портал закупок.

Решение о принятии жалобы к рассмотрению сотрудники ФАС должны принять в течение 3 рабочих дней после обращения заявителя, а рассмотрение должно состояться не позднее, чем через 7 рабочих дней после обращения.

Если сотрудникам ФАС потребуется запросить у субъекта жалобы дополнительные данные, крайний срок для рассмотрения может быть перенесен один раз ещё на 7 рабочих дней (ч. 14.1 ст. 18.1 закона № 135).

Если заказчик считает жалобу необоснованной, он имеет право направить возражение на жалобу в ФАС. Возражение направляется не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты рассмотрения обращения, в тексте заказчик может указать на необоснованность претензий, аргументировав совершение обжалуемых действий их необходимостью и законностью.

При рассмотрении учитываются:

  • данные предварительного расследования ФАС ;
  • сведения , указанные в жалобе;
  • нормы положения о закупке местного и федерального законодательства;
  • возражения , направленные заказчиком.

Вынесенное ФАС решение содержит подробное описание процедуры расследования, а в итоговой части указывается, признана ли жалоба обоснованной, будет ли выдано предписание и инициировано возбуждение или уголовного производства.

Предписание содержит список действий, которые должен выполнить заказчик, например, отмена ранее утвержденных протоколов и проведение новых торгов. За невыполнение предписания ФАС на организацию заказчика может быть наложен административный штраф в размере 500000 рублей, а на ответственное лицо – в размере 50000 рублей (ч. 7 ст. 19.5 КоАП).

Подача жалобы в антимонопольную службу позволяет отменить конкурсы или аукционы госзакупок, проходившие с нарушениями, а также привлечь к ответственности недобросовестного заказчика. Чтобы избежать возврата жалобы, нужно подробно обосновывать изложенные факты и подтверждать их документами, принимая во внимание особенности местного законодательства о закупках в конкретной сфере деятельности.

Мадрих - Юридическая компания

Общий объем закупок по 223-ФЗ не настолько велик, как объем закупок по 44-ФЗ. Специфика 223-ФЗ состоит в том, что он распространяется не на все государственные и бюджетные учреждения. Кроме того, 223-ФЗ устанавливает общие принципы регулирования отношений по закупке товаров по данному закону. Детально порядок взаимоотношений сторон закупки устанавливает положение о закупке конкретного заказчика.

Важно! Обжалование действий заказчика по 223-ФЗ возможно как в судебном порядке, так и в административном порядке (подача жалобы в контролирующий орган).

В данной статье речь пойдет о порядке и сроках подачи жалобы в ФАС по 223-ФЗ.

Подача жалобы в ФАС по 223-ФЗ

223-ФЗ устанавливает перечень случаев, когда возможна подача жалобы в контролирующий орган:

  • неразмещение на официальном сайте госзакупок положения о закупке, изменений, информации о конкретной закупке, нарушения сроков размещения такой информации;
  • предъявление к потенциальным поставщикам требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о госзакупке;
  • осуществление госзаказчиком закупки без утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке;
  • неразмещение или размещения на официальном сайте недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчик обязан произвести у субъектов малого (среднего) предпринимательства.

То есть, исключительно в данных случаях участник закупки вправе подать жалобу на действия заказчика в рамках 223-ФЗ.

Если вы обнаружили, что положение о закупке (его изменения) не размещены на официальном сайте госзакупок, либо такое положение вообще отсутствует, то вы вправе подать жалобу на действия заказчика в антимонопольный орган.

Однако жалоба также может быть подана по ФЗ о защите конкуренции, если выявлены нарушения данного закона при проведении закупок по 223-ФЗ, такие как:

  • координация организаторами торгов или заказчиками действий их участников, заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками торгов - таковые приводят к ограничению конкуренции;
  • создание участнику (ам) торгов преимущественных условий при участии в торгах;
  • нарушение процедуры определения победителя торгов;
  • участие организатора торгов или работника организатора (заказчика) в торгах.

Таким образом, жалоба по 223-ФЗ может быть подана как в рамках положений 223-ФЗ, так и в рамках закона о защите конкуренции.

Порядок подачи жалобы по 223-ФЗ

Жалоба по 223-ФЗ подается согласно общим требованиям ФЗ о защите конкуренции по обжалованию торгов.

Жалоба на действия заказчика в рамках 223-ФЗ подается в антимонопольный орган в течение 10 дней с момента размещения протокола о подведении итогов закупки.

В жалобе указываются:

  • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, контактные данные);
  • номер извещения закупки;
  • обжалуемые действия заказчика (организатора);
  • список приложений.

К жалобе прилагаются документы, которые подтверждают ее обоснованность. На практике к жалобе прилагаются положение о закупке, скриншоты с официального сайта госзакупок, иные необходимые документы в зависимости от основания обжалования.

Чтобы жалоба выглядела грамотно и достойно и повышала шансы на признание ее обоснованной, необходимо, чтобы она:

  • была составлена специалистом;
  • была краткой;
  • была четкой;
  • не содержала излишнего цитирования закона;
  • была обоснована нормативно.

Порядок направления и рассмотрения жалобы в ФАС по 223-ФЗ

Жалоба направляется в УФАС по почте, факсу или электронной почте (подписанная цифровой подписью), либо вручается нарочно в канцелярию УФАС.

Решение о принятии жалобы или о возвращении принимается в течение 3 рабочих дней с момента поступления. В этот же срок ФАС направляет информацию о дате и месте рассмотрения жалобы заявителю, заказчику (организатору), оператору электронной площадки, а также предложить заказчику представить письменное возражение на жалобу. Такие возражения представляются в контролирующий орган и заявителю за 2 рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.

Важно! Заявитель вправе отозвать жалобу в любое время до момента принятия решения.

Жалоба рассматривается в течение 7 рабочих дней со дня ее поступления, если нет необходимости требовать предоставление дополнительных документов или информации.

Поступившая жалоба рассматривается по существу на заседании комиссии УФАС.

Важно! Неявка сторон не будет препятствием для разрешения жалобы по существу. Комиссия изучает жалобу (с приложениями) и рассматривает документы, поступившие от заказчика.

Если в ходе рассмотрения жалобы, будут установлены иные нарушения заказчиком требований 223-ФЗ, 135-ФЗ, ФАС принимает решение о привлечении заказчика к административной ответственности или выдаче предписания об устранении нарушений требований законодательства.

По итогам рассмотрения жалобы комиссия ФАС принимает решение о признании ее обоснованной или необоснованной, привлечении к административной ответственности (выдаче предписания об устранении нарушения).

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

С начала 2018 года вступили в силу положения закона 223-ФЗ, которые меняют подход к обжалованию нарушений в ФАС. Изменения коснулись и оснований, и субъектного состава лиц, которые могут обратиться в антимонопольные органы, и порядка обжалования.

На что можно жаловаться

Как было

Процедура обжалования закупок по 223-ФЗ давно требовала внесения коррективов. Ее порядок регулируется статьей 18.1 закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, однако основания для подачи жалоб в этой норме отсутствуют. Они содержатся в статье 3 закона 223-ФЗ, но .

Ранее складывалась такая практика:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  • поставщик подавал жалобу по 223-ФЗ в ФАС;
  • антимонопольный орган ее рассматривал и выносил предписание;
  • заказчик обращался в суд;
  • суд, как правило, поддерживал сторону заказчика.

При этом судьи указывали на то, что в соответствии с законом 223-ФЗ ФАС не имела оснований для рассмотрения жалобы .

Как стало

Поправки внесли изменения в перечень оснований для подачи жалоб. Теперь в ФАС можно жаловаться, если:

  1. Заказчик осуществляет закупку с нарушением норм закона 223-ФЗ либо собственного Положения о закупке.
  2. Заказчик не разместил в ЕИС информацию, которая должна быть размещена. Это может быть отсутствие в системе Положения о закупке, документации конкретной процедуры, например, проекта контракта, и так далее.
  3. К участнику предъявляются требования, которые не содержатся в закупочной документации.
  4. Заказчик осуществляет закупку при отсутствии в ЕИС Положения о закупке и при этом не применяет нормы закона 44-ФЗ.

    Примечание. Закон 223-ФЗ обязывает заказчиков размещать свои Положения в ЕИС. При проведении процедур в отсутствии этого документа на заказчиков накладывается обязанность применять положения закона 44-ФЗ. Аналогичная мера действует и в том случае, если заказчик не выполнил норму .

  5. Заказчик не разместил в ЕИС информацию о годовом объеме закупки у МСП или эти данные недостоверны.

Это закрытый перечень оснований для обращения с жалобой в ФАС.

Итак, прежний перечень оснований немного расширен. Но это небольшое на первый взгляд изменение дает возможность обращаться в ФАС по любым нарушениям заказчиками норм закона 223-ФЗ либо собственного Положения о закупке. Указанная норма предполагает весьма широкую трактовку, что дает участникам разнообразные основания для жалоб.

Кто может подавать жалобы

Часть 10 статьи 3 закона 223-ФЗ гласит, что любое лицо, которое посчитает свои права и законные интересы нарушенными действиями или бездействием заказчика, комиссии по закупкам или ЭТП, может на них пожаловаться. Однако в следующей части этой же статьи сделана оговорка: после того, как этап приема заявок завершен, жаловаться могут только участники, подавшие заявки .

Таким образом, если жалоба касается закупочной документации или процесса подачи заявок, то обратиться в ФАС может любое лицо. Если же нарушения относятся к оценке заявок и дальнейшим этапам закупки, то право подать жалобу есть лишь у участников конкретной закупочной процедуры.

В этой норме закона нашла отражение сложившаяся практика. Ведь и до вступления в силу рассматриваемых поправок ситуация была похожей. Если в ФАС принимала жалобы от лиц, которые не подали заявку (имеются в виду жалобы на последующие этапы процедуры), то ее решения зачастую обжаловались в судебном порядке. Теперь же в законе четко прописано, что не участвующие в закупке лица не вправе жаловаться после окончания приема заявок .

Еще одно новшество в части субъектов, которые могут жаловаться в ФАС - таким правом наделили Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (). Напомним, что она осуществляет мониторинг и оценку соответствия закупок определенных заказчиков у субъектов малого бизнеса.

Чтобы корпорация имела право подать жалобу в ФАС, нарушение должно быть допущено:

  • заказчиком, чьи действия относятся к сфере контроля Корпорации МСП;
  • в отношении субъекта малого или среднего бизнеса.

Аналогичные полномочия имеют и региональные органы исполнительной власти (в отношении заказчиков, за которыми они осуществляют контроль).

Изменения в порядке обжалования

Порядок и процедура рассмотрения жалоб антимонопольными органами регулируется законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции» . Таким образом, для обжалования действий заказчика (комиссии) или ЭТП должна обеспечиваться такая связка:

  • жалоба подается по основаниям, предусмотренным законом 223-ФЗ, теми субъектами, кто этим же законом наделен таким правом;
  • ее рассмотрение производится ФАС в соответствии с процедурой, которая регулируется статьей 18.1 закона № 135-ФЗ.

Изменение в части самой процедуры заключается в том, что теперь ФАС при рассмотрении жалоб по 223-ФЗ не может выходить за ее рамки.

Пояснение. Раньше жалоба становилась поводом для проведения ФАС внеплановой проверки. В ее ходе антимонопольный орган проверял и наличие других нарушений, допущенных заказчиком в этой процедуре.

Например, участник пожаловался на положение технической документации. При этом ФАС проверяла и то, присутствует ли закупка в плановых документах, правильно ли был определен тип процедуры и так далее. Если находились нарушения, то проверяющие выносили по ним предписания.

Теперь в статье 3 закона появилась часть 13, которая исключает подобные действия антимонопольной службы. В ней прямо указано, что рассмотрение жалобы должно ограничиваться доводами, которые в ней содержатся . Значит, даже если при рассмотрении жалобы ФАС случайно выявит нарушения, которые в ней не указаны, предписания по ним не будет.

Если права участника закупок по 223-ФЗ были нарушены, то он может пожаловаться на действия заказчика. Жалобы рассматривает Федеральная антимонопольная служба. Разберемся, каков алгоритм рассмотрения жалобы и как правильно ее оформить.

Какие жалобы рассматривает ФАС

ФАС России рассматривает жалобы на действия или бездействие заказчика при закупке товаров, работ, услуг, если заказчик:

  • не разместил положение о закупке в ЕИС (ООС), а также не разместил изменения, вносимые в указанное положение, информацию о закупке, подлежащую размещению на официальном сайте, или нарушил сроки размещения;
  • предъявил к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренные документацией о закупке;
  • закупил товары, работы или услуги в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС (ООС) положения о закупке;
  • не разместил или разместил в ЕИС (ООС) недостоверную информацию о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП.

Вебинар в Школе электронных торгов

Сроки обжалования

Действия заказчика могут быть обжалованы не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки или подведения итогов торгов в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте, со дня размещения, за исключением случаев, предусмотренных Порядком рассмотрения жалоб ФАС, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Если договор не был заключен по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися, то допускается обжалование в ФАС в течение 3 месяцев со дня подведения итогов закупки или подведения итогов торгов

Если же предусмотрено размещение результатов торгов на сайте, то обжалование возможно со дня размещения на этом сайте. В течение 3 дней после получения жалобы ФАС принимает решение либо о возвращении жалобы, либо о принятии жалобы к рассмотрению.

Жалоба должна содержать:

  • наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика/организатора торгов, оператора электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются;
  • наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), ФИО, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;
  • указание на обжалуемые закупки/торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте является обязательным в соответствии с законодательством РФ, адрес сайта, на котором она размещена;
  • указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика/организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, соответствующие доводы;
  • перечень прилагаемых к жалобе документов.

Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ (п. 6 ч. 6 ст. 18.1 Приказа ФАС России № 17/13).

Жалобу могут вернуть

Жалоба возвращается заявителю, если не содержит надлежащие сведения, предусмотренные ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, п. 6 Порядка рассмотрения жалоб или если она не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами.

Также жалобу могут вернуть из-за наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или отсутствии нарушения в обжалуемых действиях заказчика или организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Если антимонопольным органом уже было принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика или организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии жалобу тоже могут возвратить.

Действия ФАС при возврате и принятии жалоб

ФАС в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить в письменной форме заявителю об этом с указанием причин возвращения жалобы.

В случае принятия жалобы к рассмотрению ФАС в течение трех рабочих дней со дня ее поступления размещает информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте zakupki.gov.ru, на сайте торгов или на сайте антимонопольного органа. Затем ФАС направляет заявителю, заказчику или организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки/торгов до рассмотрения жалобы по существу.

В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы.

Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления по электронной почте, оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте, заявителю по адресу, указанному в жалобе.

Если заказчик был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы, но не явился на слушание, то его неявка не является препятствием для рассмотрения.

Права заказчика

Заказчик вправе направить возражение на жалобу или дополнение к ней. Оно должно содержать сведения, указанные в пункте 6 Порядка, в ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Возражение на жалобу направляется в ФАС не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

Также заказчик может участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей.

Обязанности заказчика

Заказчик обязан в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения. Кроме того, он должен представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, внесенные изменения в документацию, заявки на участие в закупочной процедуре, протоколы, составленные в ходе проведения торгов, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.

Со дня направления уведомления заказчик обязан приостановить проведение закупочной процедуры до рассмотрения жалобы по существу. Он не вправе заключать договор до принятия ФАС решения по жалобе.

Права участника (заявителя)

Участник вправе направить возражение на жалобу или дополнение к ней. Он может участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Участник может отозвать жалобу до принятия по ней решения.

Помните, что заявитель, отозвавший поданную им жалобу, не вправе подать повторно жалобу на те же действия или бездействие заказчика или его представителя. Закон о защите конкуренции и Порядок рассмотрения жалоб не возлагают на заявителя обязанностей.

Возможное развитие событий

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия ФАС принимает следующие варианты решений:

  • признать жалобу обоснованной и выдать предписание,
  • признать жалобу обоснованной и не выдавать предписание,
  • признать жалобу необоснованной и не выдать предписание,
  • признать жалобу необоснованной и выдать предписание.

Предписание

По итогам рассмотрения жалобы ФАС выдает предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, порядка заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, о внесении изменений в документацию о закупке, извещение о проведении закупке, об аннулировании закупки. Также ФАС может выдать предписание, предусмотренное п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Выводы

Участник закупок по 223-ФЗ имеет право жаловаться на неправомерные действия заказчика. Об этом следует помнить обеим сторонам, как заказчикам, так и участникам. Если участник намерен жаловаться, то действия его должны быть обоснованы и подкреплены соответствующими документами.

Заказчику следует понимать всю меру своей ответственности и внимательно изучать требования законодательства при подготовке к проведению закупочных процедур и не доводить до разбирательств.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Ранее ФАС рассматривала жалобы на действия (бездействия) заказчика только в рамках закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ. После вступления в силу Приказа жалоба поставщика на нарушение положений 223-ФЗ, перечисленных в части 10 статьи 3 Закона 223-ФЗ, будут рассматриваться в порядке, предусмотренном Приказом № 17/13. Если ФАС принимает жалобу к рассмотрению, обжалованные процедуры закупки приостанавливаются. То есть заказчик не сможет заключить договор до тех пор, пока ФАС не примет решения.

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 18 января 2013 г. N 17/13 г. Москва

"Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг"

Регистрационный N 28421

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571; N 50, ст. 7343) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

2. Контроль исполнения настоящего Приказа оставляю за собой.

Руководитель И. Артемьев

Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг

1. Жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее в настоящем Порядке - Закон о закупках), осуществляемой путем проведения торгов или запроса котировок, рассматриваются ФАС России и его территориальными органами (далее в настоящем Порядке - антимонопольный орган) в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2. В соответствии с настоящим Порядком антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок.

3. Действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в части 5 статьи 3 Закона о закупках (далее в настоящем Порядке - заявитель) в следующих случаях:

1) неразмещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению на таком официальном сайте, или нарушение сроков такого размещения;

2) предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

4. Обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих действий (бездействия) в судебном порядке.

5. Обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим порядком.

6. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов закупки, либо в случае если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

7. Жалоба на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (далее в настоящем Порядке - жалоба) подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:

1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, действия (бездействие) которого обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

3) указание на обжалуемую закупку;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, соответствующие доводы;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

8. Жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом.

9. Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

10. Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные пунктом 6 настоящего порядка;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушений в обжалуемых действиях заказчика при закупке товаров, работ, услуг;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

11. Решение о возвращении жалобы может быть принято в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган, который в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

12. В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее в настоящем Порядке - официальный сайт) или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, заказчику уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящем порядке - уведомление).

В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы.

Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется заказчику по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении закупки, заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе.

13. Заказчик, действия (бездействие) которого обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязан известить лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

14. Заказчик, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в закупке, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей.

Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в пункте 6 настоящего порядка. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

15. Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.

16. Заказчик, действия (бездействие) которого обжалуются, обязан представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, изменения, внесенные в документацию о закупке, заявки на участие в закупке, протоколы, составленные в ходе проведения закупки, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения закупки.

17. Рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного пунктом 11 настоящего Порядка) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

18. При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) заказчика. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

19. Со дня направления уведомления, предусмотренного пунктом 11 настоящего порядка, закупка приостанавливается до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика по существу.

20. В случае принятия жалобы к рассмотрению заказчик, которому в соответствии с пунктом 11 настоящего порядка направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

21. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

В случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения закупки, заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся) принимает решение о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, порядка заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, о внесении изменений в документацию о закупке, извещение о проведении закупки, об аннулировании закупки.

22. Комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 9 настоящего Порядка.

23. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет заявителю, заказчику, действия (бездействие) которого обжалуются, копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, и размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте или на сайте антимонопольного органа.

24. Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

25. Заявитель вправе отозвать жалобу до принятия решения по существу жалобы. Заявитель, отозвавший поданную им жалобу, не вправе подать повторно жалобу на те же действия (бездействие) заказчика в соответствии с настоящим порядком.

Выбор редакции
Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...

Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...

Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...

Как должен выглядеть фирменный бланк организации и как его создать? Об этом читайте в нашей статье. Из статьи вы узнаете: В каких...
ХРИСТОФОР КОЛУМБ Загадка происхождения Всемирно известный мореплаватель Христофор Колумб родился в небогатой генуэзской семье в Италии...
Детально: молитва ангелу хранителю за детей - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте сайт для наших уважаемых...
Умение красиво и правильно разговаривать пригодится на протяжении жизни каждому человеку. Грамотная поставленная речь указывает на то,...
Солдаты, одетые в костюмы химической защиты, пробираются через туннель в Кэмп Стенли, Южная Корея. В Корее угроза «туннельной войны» со...
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...