Положение о минюсте 1313. Функции и полномочия министерства юстиции российской федерации


На современном этапе развития Российского государства в системе правоохранительных органов Минюст России занимает особое место. В Положении о Минюсте России, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, по-прежнему декларируется основная цель данного правоохранительного органа: формирование и реализация государственной политики в сфере юстиции. Однако следует отметить, что в отличие от дореволюционного и даже советского периода, Минюст России не наделен исключительными полномочиями в этой сфере.

В соответствии с п. 1 указанного Положения на Минюст России возлагается осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в отдельных областях: в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации и контролю некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, а Министр юстиции, в свою очередь, напрямую подчиняется Президенту РФ.

Построение органов юстиции несколько отличается от судебной системы РФ или системы органов прокуратуры РФ. С одной стороны, Минюст России как федеральный орган исполнительной власти помимо собственных подразделений включает две федеральные службы (ФСИН России и ФССП России), имеющих собственную трехзвенную подсистему. С другой стороны, органы юстиции (как таковые, без федеральных служб) тоже имеют трехзвенную систему. Высшим, первым звеном этой системы является Центральный аппарат Минюста России (Министр юстиции, семь заместителей, 12 департаментов, включая Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека, около 70 отделов), нижестоящим, вторым по отношению к нему, являются территориальные управления юстиции по субъектам РФ, и, наконец, третье звено образуют учреждения на местах, так или иначе подотчетные территориальным управлениям юстиции. В данную неоднородную группу учреждений при Минюсте России входят Государственная регистрационная палата, Научный центр правовой информации, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Российская правовая академия, судебно-экспертные учреждения, государственные юридические бюро. Следует отметить, что некоторые учреждения имеют двойное подчинение: например, органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) действуют при соответствующих муниципальных образованиях, но в то же время подотчетны руководителю территориального управления Минюста России.

Функции Минюста России не нашли четкого нормативно-правового закрепления, В вышеуказанном Положении о Минюсте России предусмотрены задачи, полномочия и права рассматриваемого органа. В частности, задачами органов юстиции являются:

  • – разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
  • – нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
  • – обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • – обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека;
  • – организация деятельности по госрегистрации некоммерческих организаций;
  • – осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Анализ огромного перечня полномочий (на сегодняшний день – около 100), приведенных в Положении о Минюсте России, позволяет их систематизировать и классифицировать в соответствии с функциями (основными направлениями деятельности). Полагаем, можно выделить следующие функции-.

  • – аналитическая;
  • – исполнения судебных решений;
  • – контрольная;
  • – международного сотрудничества;
  • – научно-образовательная;
  • – нормотворческая;
  • – обеспечительная;
  • – регистрационная;
  • – экспертная;
  • – иные.

Аналитическая функция предполагает проведение Минюстом России мониторинга правоприменения с точки зрения реализации решений Конституционного Суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека, в связи с которыми необходимо принятие, изменение или отмена нормативных правовых актов РФ, а также мониторинга применения нормативных правовых актов субъектов РФ.

Кроме того, эта функция выражается в обобщении практики применения законодательства и проведении анализа реализации государственной политики в сфере юстиции, разработке на этой основе мер по совершенствованию своей деятельности, обобщении практики подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных и федеральных законов, методическом обеспечении их подготовки и т.д.

Функция исполнения судебных (и иных) решений является одной из ключевых в деятельности Минюста России. Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) неоднократно в своих решениях (Ваньян против России и др.) указывал, что понятие "справедливое судебное разбирательство" охватывает не только собственно деятельность суда по рассмотрению и разрешению правовых споров, но и досудебную и постсудебную деятельность. Тем самым, ЕСПЧ подчеркивал, что ценность вынесения правильного судебного решения нивелируется его неисполнением. Поэтому и данное направление в работе Минюста России на современном этапе приобретает чрезвычайное значение. Реализация этой функции происходит по двум направлениям:

  • – исполнение наказаний но уголовным делам;
  • – исполнение иных решений судов и других государственных органов.

Значимость данного направления подчеркивается наличием в составе Минюста России двух федеральных служб: ФСИН России и ФССП России.

Функция международного сотрудничества охватывает взаимодействие с иностранными государствами в сфере юстиции от имени Российской Федерации: Минюст России получает от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным или уголовным и другим делам. К исключительным полномочиям Минюста России относятся проставление апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, удостоверение подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств и т.п.

В рамках данной функции Минюст России представляет интересы Российской Федерации в ЕСПЧ. Именно заместитель Министра юстиции является Уполномоченным РФ при ЕСПЧ, существует специальное подразделение – Аппарат Уполномоченного – заместителя Министра, который осуществляет правовое и организационно-техническое обеспечение его как в ЕСПЧ (например, готовит необходимые документы с правовой аргументацией для обеспечения выступлений Уполномоченного в качестве представителя РФ при разбирательстве дел в ЕСПЧ и при рассмотрении вопросов об исполнении постановлений ЕСПЧ в Комитете министров Совета Европы), так и в российском правовом поле (например, осуществляет сбор, анализ и обобщение постановлений ЕСПЧ в целях изучения правовых последствий этих постановлений, вынесенных в отношении государств – членов Совета Европы, и подготовки с учетом практики ЕСПЧ и Комитета министров Совета Европы рекомендаций по совершенствованию российского законодательства и правоприменительной практики).

Контрольные полномочия органов юстиции занимают ключевое место в их деятельности, хотя и носят разноплановый характер. Условно их можно разделить на несколько блоков:

  • – "общий" контроль;
  • – контроль в сфере регистрации и деятельности некоммерческих организаций;
  • – контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами. Так, за три месяца 2013 г. в адвокатские палаты субъектов РФ территориальными органами Минюста России было направлено 33 представления о прекращении статуса адвоката. По результатам рассмотрения адвокатскими палатами указанных представлений, статус 11 адвокатов прекращен;
  • – контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
  • – контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • – контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной

этики и установленных требований к качеству юридической помощи.

Экспертная функция. На Минюст России и его учреждения возложено осуществление ряда полномочий, связанных с экспертной деятельностью. Данная функция реализуется посредством:

  • – проведения правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
  • – проведения антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ при проведении их правовой экспертизы; осуществляет аккредитацию экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы;
  • – упорядочения государственной религиоведческой экспертизы;
  • – осуществления организационного и методического руководства деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России.

Регистрационные полномочия органов юстиции носят разноплановый характер, но, вместе с тем, имеют очень важное значение в сфере правоохранительной деятельности. Так, государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и ведение государственного реестра нормативных правовых актов, исключают использование в правоприменительной практике незаконных нормативных правовых актов Также эта функция реализуется путем регистрации некоммерческих организаций, государственной регистрации уставов муниципальных образований, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Органы юстиции ведут реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, политических партий и религиозных организаций, национально-культурных автономий, реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы, реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; реестр адвокатов субъектов РФ и адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ.

Нормотворческая функция осуществляется Минюстом России по нескольким направлениям, наиболее значимыми из которых, на наш взгляд, являются систематизация законодательства РФ и подготовка Свода законов РФ, а также подготовка законопроектов для Президента РФ и Правительства РФ.

Как уже отмечалось, отсутствие эффективной системы исполнения судебных решений влечет возникновение проблем не только в правовой сфере, но и в общесоциальном аспекте, поскольку способствует формированию в обществе правового нигилизма, неуважительного отношения к закону и суду, игнорированию своих гражданско-правовых, семейных, трудовых и иных обязанностей, установленных законом, развитию коррупции, поощрению противоправного и асоциального типа поведения.

Исходя из этого, в результате административной реформы в Российской Федерации, был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – ФССП России, которая осуществляет следующие основные функции:

  • – принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
  • – обеспечение установленного порядка деятельности судов;
  • – предварительное расследование преступлений и производство по делам об административных правонарушениях.
  • Ваньян против Российской Федерации: Постановление Европейского Суда по правам человека от 15 декабря 2000 г. по жалобе № 53203/99 // СПС "КонсультантПлюс".
^

Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313)

Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314)

^

Положение о Федеральной регистрационной службе (утв. указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315)

Положение о Федеральной службе судебных приставов
(утв. указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316)

^ Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий.

Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России, Росрегистрации и ФССП России.

Основными задачами Минюста России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.

Минюст России осуществляет следующие полномочия:

1) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы;

2) участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;

3) проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

4) осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

6) осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

7) организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;

8) получает, а также направляет в установленном порядке от иностранных государств запросы о правовой помощи;

9) утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей;

10) определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации;

11) принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

12) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Минюст России возглавляет ^ Министр юстиции Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр имеет заместителей Министра, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

^ Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы.

В Минюсте России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и его заместителей, руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб, входящих в нее по должности, а также других лиц.
^ Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

ФСИН России подведомственна Минюсту России.

Основными задачами ФСИН России являются:

1) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее - лица, содержащиеся под стражей);

2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

5) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

6) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

7) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;

8) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.

Систему ФСИН России составляют:


  1. свои территориальные органы,

  2. учреждения, исполняющие наказания,

  3. следственные изоляторы,

  4. предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата.

Росрегистрация подведомственна Минюсту России.

Основными задачами Росрегистрации являются:

1) обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) организация деятельности по государственной регистрации общественных объединений и политических партий;

3) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;

4) осуществление контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

5) управление территориальными органами Росрегистрации.
^ Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

ФССП России подведомственна Минюсту России.

Основными задачами ФССП России являются:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

2) организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

3) управление территориальными органами ФССП России.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изменениями от 28 октября 2003 г., 22 августа, 20 декабря 2004 г.)

^ Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатом является лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов, действующих на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов, и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

^ Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое:


  1. имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности;

  2. имеет стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо прошло стажировку в адвокатском образовании.
Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:

1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена.

Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката.

Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката.

Претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу следующего содержания:

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката".

Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.

^ Формами адвокатских образований являются:


  1. адвокатский кабинет – адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом,

  2. коллегия адвокатов – два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов, Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора,

  3. адвокатское бюро – два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Партнерский договор является документом, который содержит конфиденциальную информацию, и не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро,

  4. юридическая консультация – в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию. Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения.
Адвокат вправе иметь помощников , которые принимаются на работу на условиях трудового договора. Помощниками адвоката могут быть лица, имеющие высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование. Помощник адвоката не вправе заниматься адвокатской деятельностью. Помощник адвоката обязан хранить адвокатскую тайну.

Адвокат, имеющий адвокатский стаж не менее пяти лет, вправе иметь стажеров , которые принимаются на работу на условиях трудового договора. Стажерами адвоката могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование. Срок стажировки - от одного года до двух лет.

Стажер адвоката осуществляет свою деятельность под руководством адвоката, выполняя его отдельные поручения. Стажер адвоката не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью.

Стажер адвоката обязан хранить адвокатскую тайну.
^ Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства.

Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях:


  1. представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления,

  2. координации деятельности адвокатских палат,

  3. обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.
Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является ^ Всероссийский съезд адвокатов . Съезд созывается не реже одного раза в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей адвокатских палат субъектов Российской Федерации. Каждая адвокатская палата независимо от количества ее представителей при принятии решений имеет один голос. Совет Федеральной палаты адвокатов является коллегиальным исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов.

^ Адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов.

Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации.

Адвокатская палата создается в целях:


  1. обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации,

  2. организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно,

  3. представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях,

  4. контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.
Высшим органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является собрание адвокатов . Собрание (конференция) адвокатов созывается не реже одного раза в год.

^ Совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты. Совет избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты и подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов избирается ревизионная комиссия из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр соответствующего субъекта Российской Федерации.

^ Квалификационная комиссия создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов. Квалификационная комиссия формируется на срок два года в количестве 13 членов комиссии по установленным нормам представительства.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 1 июля 2005 г.)

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают:


  1. нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе;

  2. нотариусы, занимающиеся частной практикой;

  3. должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий, в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.

  4. должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий, на территории других государств.
В субъектах РФ государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению органами юстиции субъектов РФ.

^ Нотариус, занимающийся частной практикой , вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

На должность нотариуса в Российской Федерации назначается:


  1. гражданин Российской Федерации,

  2. имеющий высшее юридическое образование,

  3. прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой,

  4. сдавший квалификационный экзамен,

  5. имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.
При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.

Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариус имеет право :


  1. совершать нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами;

  2. составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

  3. истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.

  4. Законодательством республик в составе Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права.
Нотариус обязан :

    1. оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов,

    2. разъяснять им права и обязанности,

    3. предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.
^ Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте РФ. Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления.

Нотариальная палата осуществляет следующие полномочия :


  1. представляет и защищает интересы нотариусов;

  2. оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности;

  3. организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов;

  4. возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов;

  5. организует страхование нотариальной деятельности.
Высшим органом нотариальной палаты является собрание членов нотариальной палаты . При голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариуса - правом совещательного голоса.

Руководят нотариальной палатой избранные собранием членов нотариальной палаты правление и президент нотариальной палаты . Полномочия собрания членов нотариальной палаты, правления нотариальной палаты и президента нотариальной палаты регламентируются уставом нотариальной палаты.

^ Федеральная нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, основанное на их обязательном членстве.

Федеральная нотариальная палата осуществляет следующие полномочия:


  1. осуществляет координацию деятельности нотариальных палат;

  2. представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях;

  3. обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;

  4. участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;

  5. обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов;

  6. организует страхование нотариальной деятельности;

  7. представляет интересы нотариальных палат в международных организациях.
Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей нотариальных палат . Руководят Федеральной нотариальной палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат правление и президент Федеральной нотариальной палаты. Полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президента Федеральной нотариальной палаты регламентируются уставом Федеральной нотариальной палаты.

^ Суд первой инстанции – это суд, рассматривающий дело по существу, то есть он принимает решение по главному вопросу в правовом споре сторон.

Суд апелляционной инстанции – это суд, рассматривающий дело по жалобе или представлению на не вступившее в законную силу решение или приговор мирового судьи (в течение 10 дней) или решение арбитражного суда первой инстанции (в течение 1 месяца) на основе нового исследования доказательств.

^ Суд кассационной инстанции – это суд, рассматривающей дело по кассационной жалобе или кассационному представлению прокурора на не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции или приговор суда первой или апелляционной инстанции (в течение 10 дней). В суде кассационной инстанции судебное следствие не проводится. Суд ограничен требованиями, заявленными в жалобе или представлении. Суд проверяет законность, обоснованность и справедливость (в уголовном процессе) судебных актов по письменным материалам дела.

В арбитражном процессе в кассационном порядке обжалуются судебные решения, вступившие в законную силу, в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу.

^ Суд надзорной инстанции – это суд, рассматривающий дело по надзорной жалобе или надзорному представлению прокурора на вступивший в законную силу судебный акт суда первой, апелляционной и кассационной инстанции. Это форма реализации функции судов среднего или высшего звена по надзору за законность деятельности нижестоящих судов.

48) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также гражданскую оборону в Минюсте России, его территориальных органах и федеральных государственных учреждениях и организациях;

49) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

50) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Минюста России;

51) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

8. Минюст России в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) взаимодействовать в установленном порядке с палатами Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам законопроектной деятельности;

2) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном законодательством Российской Федерации порядке территориальные органы и федеральные государственные учреждения и организации Минюста России;

3) запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе от регистрируемых общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

4) привлекать в необходимых случаях в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, федеральные государственные учреждения и организации Минюста России, а также ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

5) заключать с федеральными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями соглашения о взаимодействии;

6) заключать в соответствии с законодательством Российской Федерации международные договоры Российской Федерации межведомственного характера по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

7) обеспечивать реализацию программ правовой информатизации в территориальных органах и федеральных государственных учреждениях и организациях Минюста России, а также в подведомственных ему федеральных службах;

8) вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений и организаций Минюста России;

9) издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (приказы, распоряжения и другие акты), обязательные для исполнения государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;

10) учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для опубликования нормативных правовых актов Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;

Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации представлять в Правительство Российской Федерации предложение об отмене или о приостановлении действия такого акта вместе с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации;

13) осуществлять функции государственного заказчика и организовывать капитальное строительство, реконструкцию, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт, инженерно-техническое оснащение объектов Минюста России и его территориальных органов, а также жилищное строительство;

14) осуществлять управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным на праве оперативного управления за Минюстом России, в соответствии с его назначением;

15) направлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании предложения Министерства экономического развития Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти представление об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов или их отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.

9. Минюст России по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, предусмотренных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Минюста России не распространяются на полномочия Министра юстиции Российской Федерации по управлению имуществом, закрепленным за Минюстом России на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений и организаций.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Минюст России не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод человека и гражданина, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

III. Организация деятельности

10. Минюст России возглавляет Министр юстиции Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр имеет заместителей Министра, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Количество заместителей Министра устанавливается Президентом Российской Федерации.

11. Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы.

3) вносит в Правительство Российской Федерации предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Министра, руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб, их заместителей, а также представления о присвоении классных чинов лицам, замещающим в Минюсте России и в подведомственных Минюсту России федеральных службах должности федеральной государственной гражданской службы главной группы должностей;

4) назначает на должность и освобождает от должности в пределах своей компетенции работников центрального и зарубежного аппаратов Минюста России, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;

5) назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб руководителей территориальных органов этих служб, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;

9) утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб, а также отчеты об их деятельности;

10) вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации для представления Президенту Российской Федерации проекты положений о подведомственных Минюсту России федеральных службах, предложения о предельной численности этих служб и их территориальных органов, а также о фонде оплаты труда их работников;

11) вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального и зарубежного аппаратов Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений и организаций, а также подведомственных ему федеральных служб;

12) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, другие документы по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также предложения по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

13) представляет в установленном порядке Минюст России в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;

14) во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации дает поручения подведомственным Минюсту России федеральным службам и контролирует их исполнение;

15.6) если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации, обязывает территориальный орган:

в случае отмены противоречащих законодательству Российской Федерации решений территориального органа об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации, устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования - повторно рассмотреть представленные для государственной регистрации документы;

в случае уклонения территориального органа от государственной регистрации общественного объединения - произвести действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

отозвать вынесенное некоммерческой организации территориальным органом предупреждение, противоречащее законодательству Российской Федерации;

15.7) дает руководителям подведомственных Минюсту России федеральных служб обязательные для исполнения указания;

15.8) приостанавливает в случае необходимости решения подведомственных Минюсту России федеральных служб или отменяет эти решения, если иной порядок отмены таких решений не установлен федеральным законом;

16) решает в пределах своей компетенции вопросы о поощрении работников центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений и организаций, а также подведомственных ему федеральных служб;

17) принимает решения о создании следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, в том числе подчиненных непосредственно ФСИН России, об установлении и изменении лимита их наполнения;

17.1) принимает решения об изменении вида режима, об установлении и изменении лимита наполнения исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, о создании и ликвидации изолированных участков с различными видами режима в указанных учреждениях;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 23 июня 2014 г. N 450 пункт 12 дополнен подпунктом 17.2

17.2) принимает по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решения о ликвидации учреждения, исполняющего наказание, об изменении вида исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы;

18) согласовывает решения руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов этих служб, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;

19) осуществляет планирование деятельности Минюста России;

20) издает нормативные правовые акты Минюста России, в том числе совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти;

21) заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России;

22) вносит Президенту Российской Федерации представления о присвоении классных чинов федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы высшей группы в Минюсте России, его территориальных органах и федеральных государственных учреждениях и организациях, а также в подведомственных ему федеральных службах;

23) вносит Президенту Российской Федерации проект перечня должностей высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий, а также представления о назначении на должности, замещаемые лицами высшего начальствующего состава, и о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава сотрудникам ФСИН России;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 5 мая 2010 г. N 552 пункт 12 дополнен подпунктом 23.1

23.1) утверждает в соответствии с законодательством Российской Федерации перечень должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий;

24) присваивает федеральным государственным гражданским служащим Минюста России классные чины в порядке , установленном законодательством Российской Федерации;

26) представляет в установленном порядке работников центрального и зарубежного аппаратов Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений и организаций, подведомственных ему федеральных служб, других лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на Минюст России задач, к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, присвоению почетных званий, а также к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации;

27) учреждает ведомственные награды Минюста России;

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положением о Федеральной регистрационной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы", приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Общее положение о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации.
2. Ввести в действие Приказ с 1 января 2005 г.

Министр
Ю.Я.ЧАЙКА

Утверждено
Приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 3 декабря 2004 г. N 183

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИОННОЙ
СЛУЖБЫ ПО СУБЪЕКТУ (СУБЪЕКТАМ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Территориальный орган Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации - главное управление (управление) Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - Управление) в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, актами Федеральной регистрационной службы, а также настоящим Положением.
2. Управление является юридическим лицом, имеет печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, счета в банке.
3. Управление в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, независимо в своей деятельности от органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, органов местного самоуправления.
4. Финансирование Управления осуществляется Федеральной регистрационной службой за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, а также из других законных источников.
5. Основными задачами Управления являются:
осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории регистрационного округа;
осуществление деятельности по государственной регистрации общественных и религиозных объединений;
осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;
осуществление контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных

Страницы: 1 ...

Выбор редакции
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...

В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...

ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...
Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...