Положение о поддержке многодетных семей. Изменения в законодательстве в вопросе предоставления жилья и государственной помощи многодетным семьям


Валентина Матвиенко поручила сенаторам приступить к разработке нормативного акта

Валентина Матвиенко. Фото: Пресс-служба Совета Федерации

В Совете Федерации разрабатывают закон, закрепляющий в федеральном законодательстве статус многодетных семей. С таким предложением обратился к палате регионов Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе ежегодных Рождественских парламентских встреч. Спикер палаты Валентина Матвиенко согласилась с инициативой немедленно, больше того, поручила коллегам начать разработку единого закона о поддержке многодетных.

Валентина Матвиенко: «В ОСНОВУ ЗАКОНА О МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ БУДЕТ ПОЛОЖЕНА ПРАКТИКА РЕГИОНОВ РОССИИ»

Многодетным семьям необходим единый юридический статус, однако унифицировать на федеральном уровне меры поддержки таким семьям не стоит. Об этом сказала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, отвечая на вопрос нашего издания.

Она отметила, что работа над законом о многодетных семьях сенаторами уже ведется. «На это потребуется время -нам предстоит непростая работа. Лучше не торопиться и сделать качественный закон», - считает Валентина Матвиенко. При этом подчеркнула, что улучшение демографии определены Президентом России как один из важнейших приоритетов государства. По ее убеждению, «пришло время вернуться к единому закону о поддержке многодетных семей». «У них должен быть единый юридический статус - сейчас в разных регионах он регламентируется по-разному. Нам предстоит внимательно изучить региональную практику и заложить её в основу единого закона», - считает спикер Совета Федерации.

Между тем Валентина Матвиенко отметила, что «абсолютной унификации» мер поддержки многодетных не будет. По ее словам, возможность региональной поддержки семей с тремя и более детьми останутся.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ГОСГАРАНТИИ

«Сейчас меры поддержки многодетных разбросаны по разным законам. Но мне представляется, что сегодня надо проанализировать, достаточны ли эти меры. И собрать их в один закон», - пояснила .

Заниматься подготовкой законопроекта будут комитеты Совета Федерации по социальной политике и по науке, образованию и культуре, курировать работу - вице-спикер . Подключиться к работе готовы и в Госдуме - об этом сообщил заместитель председателя палаты .

«Такой единый закон, систематизирующий меры поддержки многодетных семей, в первую очередь станет удобным инструментом для родителей, позволит им лучше знать свои права и гарантии, - считает Галина Карелова. - Нужно единое понимание статуса многодетной семьи, систематизация действующих гарантий».

Сенатор напомнила о том, что за последнее время появилось много новых мер поддержки и льгот для многодетных семей: «Они прописаны в Жилищном, Трудовом, Налоговом и Земельном кодексах, в пенсионном законодательстве, во всех базовых социальных законах и множестве других, в указах президента. Даже опытным юристам нужно время, чтобы сориентироваться в этом обилии правовых норм. Что же говорить о гражданах, не имеющих специального образования».

По ее мнению, сведение всех мер поддержки в единый закон даст возможность по-новому взглянуть на государственные гарантии, предоставляемые многодетным семьям, увидеть пробелы и повторы в системе и, возможно, инициировать дополнительные правовые нормы, касающиеся семей с детьми. «Нам есть на что опираться, - констатировала сенатор. - Есть Национальная стратегия действий в интересах детей, есть указ Президента РФ о проведении Десятилетия детства. Эти документы лягут в основу концепции нового закона».

В СЕМЬЯХ ИНИЦИАТИВУ ОЦЕНИЛИ

«Тему поддержки многодетных семей не раз поднимали на самом высоком уровне, - напомнила председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре . - И обратите внимание: отношение к семьям с тремя и более детьми в обществе изменилось - я больше нигде не слышу каких-то пренебрежительных высказываний о них. Наоборот, люди осознали: именно многодетные семьи - залог успешного демографического развития нашей страны. Вырабатывая меры поддержки таких семей, мы заботимся о будущем нашего государства. И, разумеется, сложно переоценить значение того, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил определить статус многодетной семьи именно в федеральном законе, а Валентина Ивановна Матвиенко добавила, что в этом же едином законе нужно объединить все меры поддержки таких семей. Как сопредседатель Национальной родительской ассоциации, могу сказать, что защита многодетных семей - один из приоритетов государственной политики».

По ее словам, предложение патриарха и спикера Совета Федерации уже нашло отклик в обществе. «Я встречалась со своими избирателями из Зеленограда, которые присутствовали на Рождественских парламентских встречах, и знаете, они были в хорошем смысле слова потрясены. Одна многодетная мама мне рассказала, насколько им важно, что о них говорят на таком уровне, что о них заботятся, что скоро у них будет «свой», отдельный закон», - рассказала Зинаида Драгункина. И подчеркнула: мощный импульс дальнейшей работе в интересах семьи и детей придал Президент России .

«На итоговом заседании Координационного совета по реализации Нацстратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы глава государства предложил ряд новых конкретных мер поддержки российской семьи и детей, - напомнила сенатор. - Это подтверждает постоянное личное внимание главы государства к вопросам семьи, материнства и детства, физического и нравственного здоровья детей, защите традиционных семейных ценностей».

В том, что в государственной сфере и в обществе произошел поворот в сторону проблем детей, активизировалась работа по их преодолению, важную роль играл президентский статус Национальной стратегии, утвержденный указом главы государства 1 июня 2012 года, в День защиты детей, считает Зинаида Драгункина. «В 2018 году мы вступили в Десятилетие детства, объявленное в нашей стране указом Президента России. Важно обеспечить преемственность с принятыми стратегическими документами в сфере детства и с учетом новых вызовов, объединяя усилия государства и общества, выстроить дальнейшую эффективную работу в интересах семьи и детей. Каждый ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и искренне любимым, иметь возможность реализовать свои способности, состояться в жизни, созидать будущее своей страны. Благополучие семьи и детей - приоритетная сфера наших общенациональных интересов», - заявила она.

МНОГО ДЕТЕЙ - ЭТО СКОЛЬКО?

СПРАВКА Существующие меры господдержки многодетных семей

2011 год. Бесплатное предоставление земельного участка многодетным семьям, проживающим на территории региона не менее пяти лет. Предельные размеры участка устанавливаются региональным законом.

2012 год. Ежемесячная субсидия родителям на оплату детского сада.
Размер выплаты устанавливается в регионе. При этом в федеральном законодательстве закреплен нижний порог субсидии: 20 процентов среднего размера родительской платы за государственные и муниципальные детсады в данном субъекте на первого ребенка, 50 процентов - на второго, 70 процентов - на третьего.

2014 год. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем (взамен бесплатного предоставления земельного участка). Основания - граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или иметь основания встать на этот учет.

2017 год. Программа поддержи многодетных семей с 1 января 2018 года. О начале ее реализации объявил Президент России Владимир Путин на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей.

В действующем законодательстве предусмотрены различные «бонусы» для семей с тремя и более детьми, в том числе выделение им земельных участков с проведенной инфраструктурой, выплата дополнительных пособий, предоставление автомобилей, начисление материнского капитала за рождение третьего ребенка, льготный проезд на общественном транспорте, бесплатное питание в школе. Проблема в том, что по большей части поддержка данной категории граждан регулируется региональными законами, и, соответственно, причитающиеся им льготы и пособия существенно разнятся от одного субъекта Федерации к другому.

«Идея единого закона для многодетных семей возникла не спонтанно, - напомнила член Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Попова . - Важно, чтобы многодетные семьи, приезжая, к примеру, из Новосибирска в Москву, имели те же самые льготы и скидки при посещение музеев или проезде в метрополитене».

Почему же до сих пор не удалось сделать лучшие практики шаблоном? «В данном случае важно вспомнить об указе президента от 1992 года о мерах социальной поддержки многодетным семьям», - сказала сенатор. Именно этот документ предписывает, что статус многодетной семьи определяют власти субъектов Федерации, они же закрепляют это понятие в региональных законах. То есть в одном регионе многодетной может считаться семья с тремя детьми, а в соседнем - с пятью. Этот же указ подразумевает, что в каждой области, крае и республике могут быть свои законодательные акты, регулирующие меры поддержки многодетных. Также документ определяет минимальный список льгот, но это носит скорее декларативный характер, поскольку в нем не содержится конкретного механизма их реализации. «Проблема в том, что указ не является федеральным законом и не подлежит отмене, - отметила Елена Попова. - В связи с этим мы договорились промониторить и выбрать лучшие практики субъектов в этой сфере. Именно они и попадут в единый федеральный закон».

При этом сенаторы не забывают и о принятой в 2016 году законодательной инициативе о разграничении полномочий между различными уровнями власти. «Исходя из этого, мы не всегда можем спустить регионам новые обязательства, - отметила сенатор. - Зачастую мы просто даем им право принять на своей территории дополнительные законы».

Еще одна проблема, по мнению Елены Поповой, - это отсутствие контролирующего органа, который мог бы отслеживать политику в отношении многодетных на всей территории России и указывать регионам на недостатки в их практиках. «Есть, конечно, контрольно-счетные палаты и координационные советы по оказанию помощи многодетным семьям, но они действуют далеко не везде, - пояснила она. - А в Министерстве труда и социальной защиты даже нет обособленного департамента, который бы отвечал за поддержку многодетных. Но если мы говорим о том, что семьи с тремя и более детьми - это оплот России, что впереди - демографический провал и без увеличения числа многодетных мы эту проблему не решим, конечно, эту ситуацию нужно менять». Здесь также мог бы помочь единый федеральный закон.

НЕЛЕГКАЯ РАБОТА

Легкой работы по созданию указанного нормативного акта не будет, прогнозируют в Совете Федерации. «Скорее всего, нам придется создавать специализированную рабочую группу и перед ней будет поставлена достаточно сложная задача - проанализировать множество законов и аргументировать, почему те или иные практики лучшие», -отметил председатель Комитета по социальной политике . При этом сенаторы пообещали не забыть о главном - прописать источники финансирования тех бонусов, которые попадут в единый федеральный закон.

«Важно, чтобы этот закон содержал конкретные меры поддержки, - призвал член Общественной палаты, руководитель рабочей группы по мониторингу законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты прав детей и укрепления традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко . - Если же он просто будет повторять указ президента от 1992 года, то мало что изменит в ситуации, связанной с улучшением положения многодетных семей».

В частности, по мнению эксперта, «было бы очень хорошо», если бы в федеральном законе было предусмотрено реальное пособие на каждого ребенка в многодетной семье, выплачиваемое до тех пор, пока младший не достигнет совершеннолетия. «В качестве положительного примера можно привести Сахалинскую область, в которой в 2011 году были введены дополнительные меры поддержки многодетных семей, в том числе выплата регионального пособия на каждого ребенка. Благодаря этому в области достигнуты существенные успехи, связанные с ростом рождаемости, - пояснил он. - Конечно, грандиозным достижением будет, если такие меры будут закреплены федеральным законом». Не менее важно, по его мнению, закрепить на федеральном уровне критерии многодетности.

КСТАТИ

Льготы для многодетных семей

(из указа Президента РФ, 1992 год)

1. Скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

2. Бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до шести лет.

3. Бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ.

4. Прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь.

5. Бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений.

6. Бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств.

7. Один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

8. Содействие в предоставлении многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

Данный закон устанавливает целенаправленную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Многодетной семьей является семья в которой насчитывается трое и более детей не достигших 16 лет, в том числе с усыновленными детьми, падчерицами и пасынками, а также не достигших возраста 18 лет, при условии их обучения в образовательных учреждениях, осуществляющих общеобразовательную программу.

Стоит отметить что федеральный закон распространяется:
1) на многодетных семьях граждан РФ, имеющих регистрацию и проживающих по постоянному месту жительства.
2) на многодетных семьях беженцев и вынужденных переселенцев, проживающих на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данный закон был сформирован для оказания государственной помощи многодетным семьям, так как по статистике прирост населения в России очень упал, а в некоторых регионах и вовсе достиг отрицательного уровня, что в свою очередь вредит стабильности социального характера в обществе и развитию экономики.

Федеральный закон о многодетных семьях был подписан Президентом РФ 16 июня 2011 года. После чего произошли поправки в законе О внесении изменений в статью 16 Федерального закона О содействии развитию жилищного строительства и Земельный кодекс Российской Федерации , который своими поправками позволяет гражданам, имеющим троих и более детей, бесплатно получать в собственность земельные участки, находящиеся в муниципальной и государственной собственности, в том числе для строительства жилого дома, без торгов и предварительного согласования места размещения индивидуального строительства на участке. Площадь земельных участков, которые выдаются многодетным семьям, могут колебаться в зависимости от региона РФ.

Многодетным семьям в качестве мер по государственной поддержке предоставляются следующие права и льготы:

1) скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электрической энергией, а многодетным семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, скидка в размере не ниже 30 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются многодетным семьям, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
2) бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей детей из многодетных семей в возрасте до шести лет в пределах норм и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
3) бесплатный проезд детей из многодетных семей — учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), а в сельской местности — на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения;
4) прием в первоочередном порядке детей из многодетных семей в государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения;
5) бесплатное питание (завтраки и обеды) детям из многодетных семей — учащимся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования за счет средств учредителей указанных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой или заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей из многодетных семей в общеобразовательных учреждениях за счет средств учредителей указанных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) при наличии медицинских показаний обеспечение в первоочередном порядке детей из многодетных семей местами в детских учреждениях лечебного и санаторного типа, оздоровительных лагерях и других оздоровительных учреждениях независимо от организационно — правовых форм и форм собственности; 8) разовый льготный кредит или беспроцентный заем на строительство или приобретение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) предоставление жилых помещений (в пределах нормы жилой площади) в первоочередном порядке, бесплатно в домах государственного и муниципального жилищных фондов многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дополнительные основания признания многодетных семей нуждающимися в улучшении жилищных условий устанавливаются органами местного самоуправления;
10) предоставление садовых или огородных земельных участков в первоочередном порядке в размере не менее 0,15 гектара на семью;
11) разовое обеспечение земельными участками в целях создания крестьянских (фермерских) хозяйств, малых и других предприятий с предоставлением льгот по налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) разовый льготный кредит или беспроцентный заем в соответствии с законодательством Российской Федерации в первоочередном порядке на приобретение техники, оборудования, автомобильного транспорта и на другие связанные с созданием и развитием крестьянских (фермерских) хозяйств цели;
13) трудоустройство многодетных родителей с учетом возможности их работы на условиях применения льготных режимов труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому и другие) с включением данных положений в региональные программы занятости;
14) профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка в первоочередном порядке по направлениям органов службы занятости безработных многодетных родителей и детей из многодетных семей по специальностям, необходимым для развития экономики субъекта Российской Федерации;
15) льготы, предоставляемые многодетным семьям беженцев и вынужденных переселенцев в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Права и льготы, установленные подпунктами 1, 2, 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются многодетным семьям в случае, если средне душевой доход многодетной семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации в зависимости от своих национальных и культурных традиций, особенностей социально — экономического развития и демографической ситуации вправе предоставлять многодетным семьям дополнительные права и льготы, в том числе с учетом количества детей в многодетных семьях.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

Принят Государственной Думой РФ 17 ноября 1999г., утверждён Президентом РФ и вступил в силу с 1 января 2000г.

Статья 5. Права и льготы, предоставляемые многодетным семьям
1. Многодетным семьям в качестве мер по государственной поддержке предоставляются следующие права и льготы:
1) скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электрической энергией, а многодетным семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, скидка в размере не ниже 30 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются многодетным семьям, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
2) бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей детей из многодетных семей в возрасте до шести лет в пределах норм и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
3) бесплатный проезд детей из многодетных семей - учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), а в сельской местности - на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения;
4) прием в первоочередном порядке детей из многодетных семей в государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения;
5) бесплатное питание (завтраки и обеды) детям из многодетных семей - учащимся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования за счет средств учредителей указанных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой или заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей из многодетных семей в общеобразовательных учреждениях за счет средств учредителей указанных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) при наличии медицинских показаний обеспечение в первоочередном порядке детей из многодетных семей местами в детских учреждениях лечебного и санаторного типа, оздоровительных лагерях и других оздоровительных учреждениях независимо от организационно - правовых форм и форм собственности;
8) разовый льготный кредит или беспроцентный заем на строительство или приобретение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) предоставление жилых помещений (в пределах нормы жилой площади) в первоочередном порядке бесплатно в домах государственного и муниципального жилищных фондов многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дополнительные основания признания многодетных семей нуждающимися в улучшении жилищных условий устанавливаются органами местного самоуправления;
10) предоставление садовых или огородных земельных участков в первоочередном порядке в размере не менее 0,15 гектара на семью;
11) разовое обеспечение земельными участками в целях создания крестьянских (фермерских) хозяйств, малых и других предприятий с предоставлением льгот по налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) разовый льготный кредит или беспроцентный заем в соответствии с законодательством Российской Федерации в первоочередном порядке на приобретение техники, оборудования, автомобильного транспорта и на другие связанные с созданием и развитием крестьянских (фермерских) хозяйств цели;
13) трудоустройство многодетных родителей с учетом возможности их работы на условиях применения льготных режимов труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому и другие) с включением данных положений в региональные программы занятости;
14) профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка в первоочередном порядке по направлениям органов службы занятости безработных многодетных родителей и детей из многодетных семей по специальностям, необходимым для развития экономики субъекта Российской Федерации;
15) льготы, предоставляемые многодетным семьям беженцев и вынужденных переселенцев в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Права и льготы, установленные подпунктами 1, 2, 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются многодетным семьям в случае, если среднедушевой доход многодетной семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.
3. Субъекты Российской Федерации в зависимости от своих национальных и культурных традиций, особенностей социально - экономического развития и демографической ситуации вправе предоставлять многодетным семьям дополнительные права и льготы, в том числе с учетом количества детей в многодетных семьях.

Увы, закон не предусмартривает удлиненный отпуск многодетным, Вам так же положен отпуск продолжительностью 28 календарных дней

(с изменениями и дополнениями)

Настоящий Федеральный закон устанавливает целенаправленную и адресную систему экономических, социальных и правовых гарантий для многодетных семей, которая обеспечивает гарантированную Конституцией Российской Федерации государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Многодетная семья – семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, а учащихся дневных отделений средних специальных или высших учебных заведений – до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.

Многодетная семья – семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, учащихся дневных отделений средних специальных или высших учебных заведений – до окончания ими обучения, а также детей, проходящих срочную военную службу по призыву, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.

Государственная поддержка многодетной семьи – определяемая государством политика в области экономических, социальных и правовых гарантий многодетным семьям, целью которой является повышение уровня рождаемости и улучшение общей демографической ситуации в Российской Федерации, обеспечение условий для полноценного воспитания, развития и образования детей в многодетных семьях.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственной поддержке многодетных семей

1. Законодательство Российской Федерации о государственной поддержке многодетных семей состоит из настоящего Федерального закона, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

2.Если международным договором Российской Федерации в области защиты семьи, материнства, отцовства и детства установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон распространяется на:

многодетные семьи граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации;

многодетные семьи иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе семьи беженцев и вынужденных переселенцев, проживающих на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на:

многодетные семьи, дети из которых находятся на полном государственном обеспечении; многодетные семьи граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации.

Статья 3а (новая):

Порядок регистрации многодетной семьи.

1.Многодетная семья ежегодно регистрируется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере социальной защиты населения в соответствии с настоящим Законом.

2. При регистрации в составе многодетной семьи при совместном проживании с родителями (или с одним из родителей) не менее троих детей учитываются:

Дети, временно проживающие отдельно от родителей в связи с обучением в учебных заведениях начального, среднего или высшего профессионального образования, до окончания ими учебного заведения;

Дети, временно проживающие отдельно от родителей в связи с прохождением срочной военной службы по призыву.

3. при регистрации в составе многодетной семьи не учитываются:

Дети, в отношении которых родитель лишен родительских прав;

Дети, переданные на воспитание в детские дома и интернаты на полное государственное обеспечение.

4. семья не регистрируется в качестве многодетной при отсутствии хотя бы одного из условий, определяющих статус многодетной семьи в соответствии с настоящим Законом

Документ, подтверждающий статус многодетной семьи

1. Документом, подтверждающим статус многодетной семьи, является единое удостоверение установленного образца, которое выдается родителям многодетной семьи уполномоченном органом местного самоуправления в сфере социальной защиты населения. Детям из многодетных семей в случае необходимости выдается вкладыш к удостоверению родителей.

2. Форма, а также порядок выдачи удостоверения и его замены утверждается органом исполнительной власти, уполномоченном в сфере социальной защиты населения.

Статья 4. Финансирование мер государственной поддержки многодетных семей

1. Расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых многодетным семьям (их членам) настоящем Федеральным законом, производится за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок и условия возмещения указанных расходов утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

Расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых многодетным семьям (их членам) настоящем Федеральным законом, производится за счет средств федерального бюджета. Порядок и условия возмещения указанных расходов утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации.

2. Финансирование дополнительно установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер поддержки многодетных семей осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Федерации и других незапрещенных законом источников.

ГЛАВА 2. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ.

Статья 5. Отнесение деятельности по уходу и воспитанию детей в многодетной семье к общественно полезной деятельности

Деятельность по уходу и воспитанию детей в многодетной семье в течение всего периода времени, предусмотренного абзацем вторым статьи 1 настоящего Федерального закона, до дня, с которого семья не может считаться многодетной, относится к общественно полезной деятельности, которая включается в общий одного из родителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Социальная поддержка многодетных семей

1. Многодетным семьям (их членам) в качестве мер социальной поддержки предоставляются следующие права и льготы:

1) скидка не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для многодетных семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленном законодательством Российской Федерации;

Изложить в следующей редакции: 1) скидка не ниже 30 процентов (для семей, имеющих 5 и более детей 50%) установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для многодетных семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленном законодательством Российской Федерации;

2) бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецепту врачей, для детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет;

3) бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси); а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для детей из многодетных семей – учащихся общеобразовательных учреждений;

Изложить в следующей редакции: бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси); а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для членов многодетной семьи.

4) 50- процентная скидка в оплате проезда один раз в год на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации детям до 18 лет из многодетных семей, нуждающимся в санаторно-курортном лечении по заключению государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, имеющим путевки (курсовки) в санаторно-курортные организации соответствующего профиля независимо от форм собственности, а также многодетным родителям, сопровождающим детей к месту лечения и обратно;

5) право на прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

Изложить в следующей редакции: право на прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь, а также льготная оплата стоимости содержания детей из многодетных семей в дошкольном образовательном учреждении.

6) бесплатное питание (завтраки, обеды) детей из многодетных семей – учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений начального и общего профессионального образования за счет средств всеобуча, отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

Изложить в следующей редакции: 6) бесплатное питание (завтраки, обеды) детей из многодетных семей – учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений начального и общего профессионального образования.

7) бесплатное обеспечение в соответствии с установленными с нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей из многодетных семей в общеобразовательном учреждении за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств ;

изложить в следующей редакции: бесплатное обеспечение в соответствии с установленными с нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей из многодетных семей в общеобразовательном учреждении

8) при наличии медицинских показаний первоочередное обеспечение детей до 18 лет из многодетных семей местами специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа, оздоровительных лагерях и других оздоровительных учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности;

9) бесплатное пользование детьми до 18 лет из многодетных семей всеми видами медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебных и лечебно-профилактических учреждениях, а также обеспечение протезно-ортопедическими изделиями при наличии медицинских показаний;

Изложить в следующей редакции: 9) бесплатное пользование членами многодетной семьи всеми видами медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебных и лечебно-профилактических учреждениях, а также обеспечение протезно-ортопедическими изделиями при наличии медицинских показаний.

10) Один день в месяц для бесплатного посещения детьми из многодетных семей музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;

Изложить в следующей редакции: бесплатное посещение членами многодетных семей музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

11) одноразовое предоставление многодетной семье льготного кредита или беспроцентного займа на приобретение строительных материалов, строительство или приобретение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

изложить в следующей редакции:

предоставление 100% ссуды на приобретение жилья по социальным нормам и компенсации 25% на каждого ребенка, при условии, что на момент получения ссуды доход на члена семьи не ниже социального прожиточного минимума.

12) первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципальных фондов многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;

13) первоочередное предоставление многодетным семьям садовых или огородных участков в размере не менее 0,15 гектара на семью;

14) одноразовое выделение многодетным родителям для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, малых и других предприятий земельных участков с предоставлением льгот по налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) выделение в первоочередном порядке многодетным родителям, создающим крестьянское (фермерское) хоз0яйство, долгосрочных кредитов или беспроцентных займов для развития производственной базы этих хозяйств, приобретение техники, оборудования, автотранспорта и на другие цели, связанные с ведением сельскохозяйственного производства, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) трудоустройство многодетных родителей с учетом возможности их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому и т. д.) с закреплением данных положений в региональных программах занятности;

17) первоочередное обучение переобучение многодетных родителей специальностям с учетом потребностей экономики региона.

Дополнить следующие пункты:

18) многодетной семье устанавливается ежемесячное пособие в размере 20% минимального размера оплаты труда на каждого ребенка.

19) льготное получение детьми из многодетных семей дополнительного образования в общеобразовательных, художественных, музыкальных, спортивных школах и школах искусств.

20) содействие в оплате обучения детей из многодетных семей в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку студентов на коммерческой основе.

21) предусмотреть квотирование мест в ВУЗах и среднеспециальных учебных заведениях для детей из многодетных семей.

2. Права и льготы, предусмотренные в подпунктах 1,2,4,11,14,15 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются многодетным семьям (их членам) в случае, если средне-душевой доход многодетной семьи не превышает 2-х кратной величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации, либо если в многодетной семье один из родителей осуществляет деятельность по уходу и воспитанию детей.

3. Порядок предоставления многодетным семьям (их членам) прав и льгот, установленных настоящей статьей, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Субъекты Российской Федерации в зависимости от национальных и культурных традиций, особенностей социально-экономического и демографического развития региона вправе предоставлять многодетным семьям (их членам) дополнительные права и льготы, в том числе с учетом количества детей в многодетных семьях.

ГЛАВА 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 7. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона.

Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 9. О приведении в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов.

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок утвердить порядок предоставления многодетных семей прав и льгот, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Одна из самых сложных социальных проблем в нашей стране - это жилищный вопрос.

Особенно остро он стоит для (МС). В то время как одни семьи вынуждены ютиться на маленькой жилплощади, другие не имеют собственного жилья вообще.

Это имеет самые негативные последствия для всей семьи, а особенно для маленьких граждан.

Поэтому рассмотрим, что предусмотрено законодательством РФ для решения данного вопроса.

Законодательное регулирование

Для получения пособий и льгот, предусмотренных для многодетных семей, необходимо, чтобы семье был присвоен статус многодетной, а также получено удостоверение, подтверждающее его.

Этот документ выдает Управление соцзащиты по месту проживания.

В согласии с Указом президента № 431 “О мерах по соцподдержки многодетных семей” от 5.05.92 г. (в редакции от 25.02.03 г.), статус МС определяют региональные власти. Данное понятие определяется в законах регионов. Кроме того, в каждой области России существуют свои законодательные акты, регулирующие меры поддержки рассматриваемой категории граждан. Например, в Москве эти вопросы регламентирует закон “О соцподдержке семей с детьми”.

Также, семье могут присвоить статус , благодаря чему она сможет воспользоваться дополнительными . В этом случае среднедушевой доход должен быть меньше установленного . При этом должны быть уважительные причины для низкого размера дохода. Стоит отметить, что уровень размера госпособий и выплат данным семьям имеет прямую зависимость от экономического положения области РФ.

Примечательно, что многодетные семьи, имеющие приемных детей, которым необходима жилплощадь, с 1.08.16 года могут получить жилье при условии, что доход на одного человека не превышает прожиточного минимума. При этом у них не должно быть собственного жилья, либо жилплощади . Такие же права имеют семьи, у которых площадь жилья меньше нормы на 1 человека (в среднем по регионам 10 м²). Чтобы получить эту льготу, необходимо встать на жилищную очередь.

Еще одна льгота - это . Она выдается из средств бюджета для частичной компенсации суммы приобретаемого жилья, а оставшуюся часть семья платит самостоятельно. Например, в столице семьи с тремя детьми имеют возможность получить 100 %-ю субсидию на покупку жилплощади. При выплате субсидии, семья снимается с очереди на получение соцжилья.

Помимо рассмотренных льгот, многодетная семья может получить земельный надел для жилищного строительства (ЖС). Данная льгота предусмотрена для семей с тремя и более детьми. Площадь земельного надела зависит от субъекта РФ, но не меньше 6 соток. Землевладение передается совершенно бесплатно. Но оно предоставляется только один раз. Законодательство некоторых регионов России может позволять выделение участка не только для строительства дома, но и для ведения сельского хозяйства.

Землевладение выделяется в пределах населенного пункта, где проживает многодетная семья (регистрация по месту проживания должна составлять не меньше пяти лет). Хотя он выдается в порядке очереди, но обычно время ожидания намного меньше, чем при предоставлении жилищной субсидии или жилплощади по договору соцнайма.

Федеральные законы не предусматривают льготное налогообложение земли. Тем не менее, местные власти имеют право учреждать их в виде отсрочки оплаты, частичного освобождения от налогообложения на установленный период, а также уменьшения ставки данного налога.

Помимо того, в регионах разработаны дополнительные преференции, которые позволяют расширить площадь жилья, приобрести участок, получить единоразовую финпомощь и так далее. Стоит отметить, что в различных регионах предусмотрено обеспечение, отличающееся от принятого в других субъектах России.

Согласно статье 49 ЖК РФ , малоимущим многодетным семьям полагается соцжилье. Также, им предоставляется возмещение расходов на аренду жилплощади. Помимо перечисленного, таким семьям власти некоторых субъектов России могут частично компенсировать затраты во время постройки дома на выделенном участке. Рассмотрим более подробно некоторые законодательные акты РФ, регулирующие вопрос предоставления жилплощади МС в текущем году.

Федеральные законодательные акты

Проект ФЗ № 98035393-2 » (редакция согласительной комиссии, принятая ГД ФС РФ 17.11.99) Федерального закона «О государственной поддержке многодетных семей» регламентирует систему мер по оказанию материальной помощи МС для увеличения рождаемости в РФ, а также создания необходимых условий для полноценного развития детей из данных семей.

Согласно 2-й статье данного законопроекта для получения статуса МС, необходимо иметь 3-х и более детей, которым не исполнилось 18 лет. Статья 3 устанавливает, что затраты на реализацию прав и льгот таких семей компенсируются за счет федерального и региональных бюджетов. Эти средства перечисляются региональным властям, которые предоставляют данные льготы в рамках проведенного финансирования госорганами.

Статья 5 регламентирует жилищные льготы для МС. К примеру, бесплатное предоставление квартир (в пределах нормы жилплощади) в первоочередном порядке в согласии с соответствующими законодательными актами РФ. Примечательно, что дополнительные причины для признания рассматриваемых семей нуждающимися в увеличении жилплощади устанавливаются региональными властями.

Кроме того, данный проект закона предусматривает первоочередное предоставление участков земли площадью от 0,15 га, единоразовое обеспечение земельными наделами для образования фермерских хозяйств и предприятий с льготным налогообложением в согласии с законами РФ.

Данный Федеральный закон был отклонен президентом РФ (письмо от 3.01.00 г. № Пр-30), поэтому Государственная Дума сняла этот законопроект с дальнейшего рассмотрения.

Предоставление земельных участков

ФЗ от 14.06.11 г. № 138-ФЗ гласит, что МС имеют право на предоставление бесплатного земельного участка. Поправки, внесенные в закон, регламентирующий поддержку ЖС, и в Земельный кодекс, устанавливают, что кадастровый учет, касающийся объектов недвижимости Федерального фонда поддержки ЖС, может проводиться и госучреждением подотчетным федеральному госоргану исполнительной власти по решению последнего.

Многодетные семьи, имеющие 3-х и более детей, теперь могут получить бесплатно землевладения, которые являются муниципальной или госсобственностью, например, для индивидуального ЖС.

Основания и порядок передачи земельных наделов, в том числе и их максимальные размеры регламентируются региональными законами.

Землевладения, относящиеся к федеральной или общественной собственности, которые планируются выделяться многодетным семьям, сначала могут быть отданы в безвозмездное владение муниципалитетам. Кроме того, участки, принадлежащие какому-либо муниципалитету, могут передаваться во владение другому муниципальному образованию, чтобы впоследствии бесплатно передаваться данным семьям. Однако федеральным законом установлено, что передача землевладений не должна проходить при помощи торгов, а также ей не должна предшествовать координация мест размещения участков.

Примечательно, что закон отдельно оговаривает данный вопрос для Москвы и СПб, так как они испытывают острый дефицит земли для строительства жилья. Это означает, что если многодетные семьи, проживающие в этих городах, решат построить дом, то земельный участок им будет выделен, по всей видимости, не на территории этих городов, а в пригороде.

Также, этот документ устраняет противоречия между положениями двух законов - о госкадастре недвижимости, а также о поддержке жилищного строительства. Например, установлен единый перечень госорганов, которые наделяются обязанностью проводить кадастровый учет и вести госкадастр недвижимости. Данные поправки действуют с момента их опубликования на официальных интернет-ресурсах и печатных публикациях.

Указы Президента

На сегодняшний день статус МС, а также финансирование ее соцподдержки регламентируются Указом президента от 05.05.92 года № 431 .

В нем регионам предоставлена возможность самостоятельно решать каким категориям семей необходима экономическая поддержка. В связи с этим, Минфин должен установить порядок финансирования.

Это связано с тем, что в каждом субъекте понятие “МС” определяется по-разному, так как в одном регионе семья с 3 детьми является обычным явлением, а в другом - это редкость. К примеру, в столице с 2009 года льготы полагаются МС, имеющим 3-х и более детей до наступления 16-ти летия младшего ребенка или 18-ти летия, при условии, что он обучается в общеобразовательном учреждении. В Республике Марий Эл (Приволжский Федеральный округ), где большие семьи составляют значительный процент от общего числа семей, многодетной является только та семья, у которой минимум четверо детей.

Из рассмотренной статьи мы увидели, что законодательная база, регулирующая вопросы получения жилья многодетными семьями является весьма сложной и требующей доработок во многих вопросах. Кроме того, региональное жилищное законодательство отличается во многих субъектах РФ. Но в ряде случаев это имеет большие плюсы для семьи, так как региональные льготы могут быть значительно больше, чем это предусматривают федеральные законы.

Инновации 2019 года

В 2019 году многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут воспользоваться Федеральными и региональными программами . Такой категории граждан следует знать о следующих законодательных инновациях :

  1. Правительство оказывает помощь многодетным семьям в решении жилищных вопросов. В зависимости от региона проживания им доступны в 2019 году: займ на возведение частного дома, не предусматривающий уплату процентов; субсидии; получение ордеров на муниципальное жилье; участие в программе приватизации недвижимости; получение новой квартиры взамен ветхого жилья (аналогичная квадратура).
  2. Многодетные семьи по-прежнему могут принимать участие в государственных программах на приобретение в ипотеку жилья: «Молодая семья», «Доступное жилье» и т. д. После оформления кредитной документации государство будет в течение определенного количества лет возмещать часть расходов, при условии внесения заемщиком своевременных ежемесячных платежей.
  3. Многодетные семьи, решившие приобрести жилье в ипотеку, могут рассчитывать на снижение годовых процентных ставок, увеличение срока действия займа, снижение размера первоначального взноса и т. д.
  4. При оформлении программы рефинансирования такая категория заемщиков может претендовать на более выгодные и комфортные условия.
  5. Если многодетная семья решит развивать приусадебное или фермерское хозяйство, то ей будет бесплатно выделен земельный надел. Также для них предоставлена возможность переводить в частную собственность участки, находящиеся на балансе своего населенного пункта.
  6. Проект ФЗ № 98035393-2 не был поддержан Президентом, поэтому описанные в законодательном акте возможности для улучшения жилищных условий многодетными семьями в 2019 году не возможны.
  7. Региональные власти должны ориентироваться в вопросах предоставления муниципального жилья многодетным семьям Указами Президента № 431 от 05.05.92. Претендентам необходимо будет встать в очередь в областной муниципалитет либо в администрацию своего населенного пункта. Как только подойдет их очередь, они получат положенную по закону жилищную субсидию.

О государственной помощи в приобретении жилой недвижимости или ее строительстве рассказано в следующем видеосюжете:

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...