Получить допуск на высотные работы. Метрология


Проведение строительных работ требует соблюдения ряда жестких норм, прописанных в законодательных актах РФ. Ранее существующая система лицензирования организаций не оправдывала запросы и нужды строительных компаний и государства, поэтому на законодательном уровне были внесены изменения, повлекшие необходимость получения допусков СРО. Зачем строителям и проектировщикам нужен этот документ и что это такое, мы разъясним в данной статье.

Допуск СРО в строительстве: зачем он нужен?

До 2010 года государство контролировало строительную сферу путем выдачи специальных лицензий. Существующая на тот момент система имела ряд недостатков: она была коррумпирована, организациям приходилось проходить ряд дублирующих бюрократических процедур. С 1 января 2010 года на смену гослицензиям пришли допуски (или свидетельства) СРО. Новая система требует от строительных компаний меньшего количества документов, большая часть которых не предполагает заверения у нотариуса. В итоге время оформления свидетельства сократилось, а для повторного получения предусмотрена ускоренная процедура.

Получение допуска СРО в строительстве преследует 4 основные цели:

Механизм саморегуляции существует во многих отраслях экономики, но первой, где он появился, была именно строительная сфера.

Согласно Федеральному закону № 315-ФЗ компания получает допуск СРО на добровольной основе. Однако тем юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, которые ведут строительные работы, влияющие на безопасность объектов строительства, членство в СРО необходимо, так как без свидетельства СРО организации не будут иметь официального разрешения на проведение работ (ГК РФ, глава 6, ст. 47 и ст. 52).

Допуск оформляется на бланке (формат А4) с высокой степенью защиты. Документ состоит из трех страниц - одна страница отведена для самого свидетельства, а две другие - на приложения со списком разрешенных работ.

На лицевой странице документа прописывается:

  • название, адрес и регистрационный номер организации в государственном реестре СРО - эта информация находится либо в верхнем левом углу вместе с логотипом, либо занимает всю верхнюю часть документа;
  • город, где осуществлено оформление;
  • дата выдачи;
  • номер свидетельства;
  • данные о компании-получателе допуска (наименование, ИНН, ОГРН, фактический адрес);
  • название СРО, принявшего решение о выдаче допуска;
  • после приведения текста о подтверждении допуска, идут следующие строки: «Без приложения Свидетельство не действительно. Свидетельство выдано без ограничения срока и территории его действия». Если ранее такой документ уже был выдан, то упоминают и об этом;
  • заверяется документ подписью президента СРО и печатью.

Различают несколько видов строительных допусков.

Виды строительных допусков

В соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства», строительные работы делятся на 3 вида: изыскательские, проектные и непосредственно строительные.

К работам, не требующим выдачи разрешения, относятся объекты индивидуального жилищного строительства. Это отдельно стоящие жилые двух- или трехэтажные здания, предназначенные максимум для двух семей, или многоквартирные дома не выше 3 этажей с помещением общего пользования, с отдельным подъездом и выходом во двор. Также допуска СРО не требуют некоторые работы, не влияющие на безопасность объектов, к примеру:

  • расчистка территорий и подготовка их к застройке;
  • геодезическая разбивочная основа для строительства;
  • монтаж и демонтаж каменных, бетонных, железобетонных и деревянных конструкций;
  • отделочные работы внутри здания;
  • уборка помещений и территории после проведения строительных и ремонтных работ;
  • остекление и облицовка домов и другие.

Кроме безопасных строительных работ существуют особо опасные. Этой категории допуск СРО необходим. Перечислим некоторые:

Отметим, что специальный допуск нужно получать для объектов, где используется атомная энергия (особо опасные строительные работы).

Для получения каждого вида разрешения действуют определенные предписания в соответствии с ГК РФ и постановлением Правительства РФ от 24.03.2011 № 207.

Требования СРО к строительным организациям

Детальный список необходимых условий для получения допуска СРО представлен в постановлении Правительства РФ от 24 марта 2011 года № 207. В приложениях постановления четко прописаны минимальные требования к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. Вот некоторые из них:

  • В общем случае в кадровом составе должно быть не менее 3 руководителей (со стажем работы в сфере строительства не менее 7 лет), 7 специалистов технических служб (со стажем работы не менее 5 лет) с высшим профессиональным образованием и не менее 15 рабочих.
  • Наличие в штате количества сотрудников в зависимости от суммы договора на подготовку проектной документации в отношении объекта капитального строительства: 10 млн рублей - 2 руководителя и 7 специалистов, при этом не менее 60% специалистов с профессиональным образованием; 60 млн рублей - 2 руководителя и 11 специалистов; 500 млн рублей - 3 руководителя и 18 специалистов; 3 млрд рублей - 4 руководителя и 25 специалистов; 10 млрд рублей - 5 руководителей и 30 специалистов; более 10 млрд рублей – 5 руководителей и 35 специалистов.
  • Повышение квалификации и переаттестацию сотрудников следует производить 1 раз в 5 лет; необходима система прохождения профессиональной переподготовки и аттестации работников.
  • Необходимо наличие зданий и сооружений, строительных машин и механизмов, которые требуются для выполнения соответствующих видов работ.
  • Наличие у заявителя соответствующих лицензий и других разрешительных документов.
  • Желательно наличие у заявителя системы менеджмента качества, подтвержденной национальным или международным органом по сертификации (сертификат соответствия).

Документы, необходимые для получения свидетельства о допуске к строительству

Нужные документы для допуска СРО юридического лица и ИП к строительным работам частично совпадают. К таковым относятся:

  • документ, подтверждающий полномочия лица, оформляющего бумаги для допуска;
  • заявление на получение допуска СРО;
  • анкета компании или ИП;
  • учредительные документы;
  • актуальная выписка из ЕГРЮЛ;
  • бумаги о наличии зданий, помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для выполнения работ;
  • документы, подтверждающие квалификацию специалистов (образование, специальность, общий стаж работы, стаж работы по специальности, сведения о повышении квалификации, сведения об аттестации);
  • сертификаты соответствия системы менеджмента качества международным или национальным стандартам (при наличии);
  • свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и о присвоении ИНН;
  • свидетельство о присвоении ОГРН, а также, в случае наличия, все свидетельства о регистрации изменений;
  • реквизиты по оплате, контактные данные.

Процедура получения документа

Для получения допуска всем кандидатам в первую очередь следует определиться с типом работы в соответствии с вышеуказанным Перечнем, а затем подать документы. У этапа сбора и подготовки документов нет временных рамок. Последующие же этапы имеют достаточно четкие ограничения по срокам. Например:

  • проверка СРО всех документов и принятие положительного решения или решения об отказе занимает 1 день;
  • поле принятия положительного решения и оплаты заявителем всех взносов выдается сканированная копия допуска СРО, а через три дня - оригинал свидетельства.

Отметим, что компании, вступающие в СРО, должны оплатить вступительный, членский и компенсационный взносы. Сумма первого и второго взносов составляет порядка 5000 рублей, а третьего - от 300 000 рублей (в рассрочку 50 000 рублей).


Итак, мы выяснили, что допуск СРО позволит организациям и индивидуальным предпринимателям получить право на осуществление отдельных видов строительных работ. При выборе СРО может возникнуть вопрос – в какую именно организацию вступить? С полным перечнем можно ознакомиться на сайте Ростехнадзора. Список достаточно велик, поэтому с выбором организации, отвечающей всем запросом соискателя, могут помочь соответствующие фирмы, оказывающие консалтинговые услуги по вступлению в СРО.

Как можно получить допуск на высотные работы , какие документы необходимы, кто требует, и кому это нужно. Все это мы обсудим в данной статье.

Как получить допуск на высотные работы

Если вы хотите просто получить, то вам сюда .

Начнем с того, что в мае 2015 года вышел Приказ 155н, который в корне сменил все представление об Охране Труда при работе на высоте (так правильно называется этот допуск). "Высота" разделилась на два подвида- работа с канатным оборудованием (раньше это были альпинистские работы) и работа без использования канатного оборудования (для работы с лестниц, подмостков, люлек, лесов и т.д.).

Не изменились только варианты получения:

  • 1. Молодым сотрудникам, только начинающим свою карьеру, лучше пройти обучение с личным присутствием в любом аккредитованном учебном центре. Процедура займет около месяца, за то работник будет уверено себя чувствовать при работе на высоте, а работодатель будет спать спокойно.
  • 2. Специалистам, проходившим обучение ранее и имеющим немалый опыт работы за спиной, на мой взгляд нет необходимости "просиживать штаны". Им проще оформить все дистанционно. Для того, чтобы получить допуск на высотные работы без отрыва от производственного процесса, можно обратиться к агентам этого учебного центра. За несколько дней они оформляют согласно предоставленным Вами документам (с необходимыми документами можно ознакомиться ).
    НО! Этот пункт подходит, еще раз напоминаю, ТОЛЬКО для опытных сотрудников, за которых вы ручаетесь головой, и является нестандартным решением вопроса.
  • 3. Ну и третий вариант- создать свою комиссию на предприятии. Сразу скажу вам, хоть он менее затратный (хотя как поглядеть), но очень хлопотный- аттестация членов комиссии (а их необходимо не менее трех, и с определенным образованием, и соответственно их содержание обходится в копеечку), программа обучения и т.д.
    Этот пункт будет выгоден и целесообразен большим компаниям, содержащим значительный штат людей.
С тех пор, как появился норматив по Охране Труда при работе на высоте, многое изменилось, но варианты получения допуска на высотные работы остались теми же.

Какие документы требуются для получения допуска на высотные работы


Иногда (раз- два раза в неделю) я штудирую интернет на предмет новых конкурентов. Из 100% мною опрошенных по телефону, 95% продают "липу". Это конечно безумно печально, но раз есть предложение, значит оно родилось от спроса.
Но не о том речь.
Вот эти горе-продавцы даже не знают (а может они не заинтересованы в этом), что для того, чтобы получить допуск на высоту (высотные работы), необходимы для начала некоторые документы (к примеру заявка от организации, и какие нибудь подтверждающие документы). Именно от них отталкиваются учебные заведения при оформлении аттестации.
Я как то позвонил в одну из подобных организаций, представился заказчиком, и попросил оформить высоту в краткие сроки легально. На что мне ответили, что завтра же я стану счастливым обладателям допуска, и от меня требуется только мое ФИО и фотка. ВСЕ!
Жаль я не могу выложить в интернет список подобных продавцов, ибо меня знает пол Москвы, и у меня семья, я за них переживаю.
Так что, для того, чтобы легально (хоть и в короткие сроки) получить допуск на высотные работы, все равно требуются определенные ДО-КУ-МЕН-ТЫ.

Кто требует допуск на высоту и на основании чего


Удостоверение с допуском на высотные работы, как и любую другую аттестацию по Охране Труда, требуют естественно контролирующие власти.
И это не спроста.
В последнее время рабочие почему то стали чаще падать с высоты, будь то лестница, леса, или люлька. И все потому, что многие из них в глаза не видели Приказ 155н, где русским по белому прописано что делать в тех или иных ситуациях.
Результатом этих знаний является удостоверение, или допуск на высоту. Есть удостоверение- осведомлен с Приказом, нет- штраф.
Вот потому контролирующие власти и придираются к работникам, выполняющим свою задачу на высоте.

Кому это необходимо

Как уже говорилось выше, получить допуск на высотные работы должен каждый сотрудник, выполняющий свои обязанности на высоте от 1.8м над уровнем земли, либо подмостков (руководящим сотрудникам также это необходимо).
Образец допуска прописан в Приказе 155н Приложение 2 и 4.


Использованный материал: Приказ 155н
Дата публикации статьи: 2016-07-11 

Основные понятия о допусках и посадках

Механизмы машин и приборов состоят из деталей, совершающих в процессе работы определенные относительные движения или соединенных неподвижно. Детали, в той или иной степени взаимодействующие между собой в механизме, называют сопряженными .
Абсолютно точное изготовление любой детали невозможно, как невозможно и измерить ее абсолютный размер, поскольку точность любого измерения ограничена возможностями средств измерения на данном этапе научно-технического прогресса, при этом предела этой точности не существует. Впрочем, выполнение деталей механизмов с наибольшей точностью зачастую нецелесообразно, в первую очередь - с экономической точки зрения, поскольку высокоточные изделия значительно дороже в изготовлении, а для нормального функционирования в механизме вполне достаточно выполнить деталь с меньшей точностью, т. е. дешевле.

Производственный опыт показал, что задачу выбора оптимальной точности можно решить установлением для каждого размера детали (особенно для сопрягаемых ее размеров) пределов, в которых может колебаться ее действительный размер; при этом исходят из того, что узел, в который входит деталь, должен соответствовать своему назначению и не терять работоспособность в требуемых условиях функционирования с необходимым ресурсом.

Рекомендации по выбору предельных отклонений размеров деталей разработаны на основании многолетнего опыта изготовления и эксплуатации различных механизмов и приборов и научных исследований, и изложены в единой системе допусков и посадок (ЕСДП СЭВ) . Допуски и посадки, установленные ЕСДП СЭВ
Рассмотрим основные понятия из этой системы.

Номинальным называют основной размер, получаемый из расчета на прочность, жесткость или выбираемый конструктивно и проставляемый на чертеже. Проще говоря, номинальный размер детали получен конструкторами и разработчиками расчетным путем (исходя из требований прочности, жесткости и т. п.) и указывается на чертеже детали в виде основного размера.
Номинальный размер соединения является общим для отверстия и вала, составляющих соединение. По номинальным размерам выполняют в том или ином масштабе чертежи деталей, сборочных единиц и приборов.

Для унификации и стандартизации установлены ряды номинальных размеров (ГОСТ 8032-84 "Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел") . Полученный расчетом или выбранный размер следует округлять до ближайшего значения из стандартного ряда. Это особенно относится к размерам деталей, получаемым стандартным или нормализованным инструментом, или присоединительным по отношению к другим стандартным деталям или узлам.
Для сокращения номенклатуры применяемого в производстве режущего и измерительного инструмента в первую очередь рекомендуется применять размеры, оканчивающиеся на 0 и 5 , а затем - на 0; 2; 5 и 8 .

Размер, полученный в результате измерения детали с наибольшей возможной точностью, называют действительным .
Не следует путать действительный размер детали с ее абсолютным размером .
Абсолютный размер – реальный (фактический) размер детали; его невозможно измерить никакими сверхточными средствами измерения, поскольку всегда будет присутствовать погрешность, обусловленная, в первую очередь, уровнем развития науки, техники и технологий. Кроме того, любое материальное тело при температуре выше абсолютного нуля "дышит" - на его поверхности постоянно перемещаются микрочастицы, молекулы и атомы, отрываясь от тела и возвращаясь обратно. Поэтому, даже имея в распоряжении сверхточные средства измерений, абсолютный размер детали определить невозможно; можно лишь говорить о реальном размере в бесконечно малый отрезок (момент) времени.
Вывод очевиден - абсолютный размер детали (как и любого тела) - понятие абстрактное.

Размеры, между которыми может находиться действительный размер изготовленной детали, называют предельными , при этом различают наибольший и наименьший предельные размеры.
Выполненная в интервале между предельными размерами деталь считается годной. Если же ее размер выходит за предельные ограничения – она считается браком.
По предельным размерам устанавливают тип соединения деталей и допустимую неточность их изготовления.
Для удобства на чертежах указывают номинальный размер детали, а каждый из двух предельных размеров определяют по его отклонению от этого размера. Величину и знак отклонения получают в результате вычитания номинального размера из соответствующего предельного размера.

Разность между наибольшим предельным и номинальным размерами называется верхним отклонением (обозначается es или ES ) , разность между наименьшим предельным и номинальным - нижним отклонением (обозначается ei или EI ) .
Верхнее отклонение соответствует наибольшему предельному размеру, а нижнее - наименьшему.

Все сопрягаемые (взаимодействующие) в механизме детали подразделяют на две группы – валы и отверстия .
Вал обозначает наружный (охватываемый) элемент детали. При этом вал не обязательно должен иметь круглую форму: в понятие «вал» входит, например, шпонка, а шпоночный паз в этом случае называют «отверстием». Основным называют вал, верхнее отклонение которого равно нулю.
Размеры вала на схемах и при расчетах обозначаются строчными (маленькими) буквами: d , dmax , dmin , es , ei и т. д.

Отверстие обозначает внутренний (охватывающий) элемент детали. Как и в случае с валом, отверстие не обязательно должно быть круглым – его форма может быть любой. Основным называют отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю.
Размеры отверстия на схемах и при расчетах обозначаются прописными (заглавными) буквами: D , Dmax , Dmin , ES , EI и т. д.

Допуском (Т ) называется разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами детали. Т. е. допуск – это интервал между предельными размерами, в пределах которого деталь не считается браком.
Допуск на размер вала обозначают Тd , отверстия – TD . Очевидно, что чем больше допуск на размер, тем легче изготовить деталь.
Допуск на размер детали может быть определен, как разность между предельными размерами или как сумма предельных отклонений:

TD(d) = D(d)max – D(d)min = ES(es) + EI(ei) ,

при этом следует учитывать знаки предельных отклонений, поскольку допуск на размер детали всегда положителен (не может быть меньше нуля) .

Посадки

Характер соединения, определяемый разностью между охватывающим и охватываемым размером, называется посадкой .
Положительная разность между диаметрами отверстия и вала называется зазором (обозначается буквой S ) , а отрицательная – натягом (обозначается буквой N ) .
Иными словами, если диаметр вала меньше диаметра отверстия – имеет место зазор, если же диаметр вала превышает диаметр отверстия – в сопряжении присутствует натяг.
Зазор определяет характер взаимной подвижности сопряженных деталей, а натяг - характер их неподвижного соединения.

В зависимости от соотношения действительных размеров вала и отверстия различают подвижные посадки - с зазором, неподвижные посадки - с натягом и переходные посадки, т. е. посадки, в которых может присутствовать и зазор, и натяг (в зависимости от того, какие отклонения имеют действительные размеры сопрягаемых деталей от номинальных размеров) .
Посадки, в которых обязательно присутствует зазор, называют посадками с гарантированным зазором, а посадки, в которых обязателен натяг – с гарантированным натягом.
В первом случае так выбирают предельные размеры отверстия и вала, чтобы в сопряжении был гарантированный зазор.
Разность между наибольшим предельным размером отверстия (Dmax ) и наименьшим предельным размером вала (dmin ) определяет наибольший зазор (Smax ) :

Smax = Dmax – dmin .

Разность между наименьшим предельным размером отверстия (Dmin ) и наибольшим предельным размером вала (dmax ) - наименьший зазор (Smin ) :

Smin = Dmin – dmax .

Действительный зазор будет находиться между указанными пределами, т. е. между максимальным и минимальным зазором. Зазор необходим для обеспечения подвижности соединения и размещения смазки. Чем выше число оборотов и выше вязкость смазки, тем больше должен быть зазор.

В посадках с натягом так выбирают предельные размеры вала и отверстия, чтобы в сопряжении был гарантированный натяг, ограниченный минимальным и максимальным значениями – Nmax и Nmin :

Nmax = dmax – Dmin , Nmin = dmin – Dmax .

Переходные посадк и могут дать зазор или натяг небольшой величины. До изготовления деталей нельзя сказать, что будет в сопряжении. Это становится ясным только при сборке. Зазор не должен превышать величины наибольшего зазора, а натяг - величины наибольшего натяга. Переходные посадки применяются в том случае, если необходимо обеспечить точное центрирование отверстия и вала.
Всего в ЕСДП СЭВ предусмотрено 28 типов основных отклонений для валов и столько же для отверстий. Каждый из них обозначается строчной латинской буквой (ГОСТ 2.304 - 81) , если отклонение относится к валу, или прописной, если отклонение относится к отверстию.
Буквенные обозначения основных отклонений приняты в алфавитном порядке, начиная от отклонений, обеспечивающих самые большие зазоры в соединении. Сочетанием различных отклонений вала и отверстия можно получить посадки разного характера (зазор, натяг или переходная) .

Посадки в системе отверстия и системе вала

Посадки, установленные ЕСДП СЭВ , могут быть осуществлены по системам отверстия или вала.

Система отверстия характеризуется тем, что в ней для всех посадок предельные размеры отверстия остаются постоянными, а посадки осуществляются соответствующим изменением предельных размеров вала (т. е. вал подгоняется по отверстию) . Размер отверстия называется основным, а размер вала - посадочным.

Система вала характеризуется тем, что в ней для всех посадок предельные размеры вала остаются постоянными, а посадки осуществляются изменением отверстия (т. е. отверстие подгоняется по размеру вала) . Размер вала называется основным, а отверстия - посадочным.

На промышленных предприятиях в основном применяют систему отверстия, так как она требует меньшего количества режущего и измерительного инструмента, т. е. более экономична. Кроме того, технологически удобнее подгонять вал под отверстие, а не наоборот, поскольку удобнее производить обработку и контрольные измерения внешней поверхности, а не внутренней.
Систему вала, как правило, применяют для наружных колец шарикоподшипников и в тех случаях, когда на гладкий вал насаживают несколько деталей с различными посадками.

В машиностроении наиболее распространены посадки, расположенные в порядке убывания натяга и возрастания зазора: прессовая (Пр) , легкопрессовая (Пл) , глухая (Г) , тугая (Т) , напряженная (Н) , плотная (П) , скольжения (С) , движения (Д) , ходовая (X) , легкоходовая (Л) , широкоходовая (Ш) .
Прессовые посадки дают гарантированный натяг. Глухая, тугая, напряженная и плотная посадки являются переходными, а остальные имеют гарантированный зазор.
Для скользящей посадки гарантированный зазор равен нулю.

Для оценки точности соединений (посадок) пользуются понятием допуска посадки, под которым понимается разность между наибольшим и наименьшим зазорами (в посадках с зазором) или наибольшим и наименьшим натягами (в посадках с натягом) . В переходных посадках допуск посадки равен разности между наибольшим и наименьшим натягами или сумме наибольшего натяга и наибольшего зазора.
Допуск посадки равен также сумме допусков отверстия и вала.



Квалитеты

Совокупность допусков, соответствующих одинаковой степени точности для всех номинальных размеров, называется квалитетом (I ) . Иными словами, квалитет – степень точности, с которой выполнена деталь, при этом учитывается размер этой детали.
Очевидно, что если выполнить с одинаковым допуском очень большую и очень маленькую деталь, то относительная точность изготовления большой детали будет выше. Поэтому системой квалитетов принимается в расчет то, что (при одинаковых допусках) отношение величины допуска к номинальному размеру у большой детали будет меньше, чем отношение допуска к номинальному размеру маленькой детали (рис. 2 ), т. е. условно большая деталь изготовлена точнее относительно своих размеров. Если, например, для вала с номинальным диаметром 3 метра миллиметровое отклонение от размера можно считать незначительным, то для вала диаметром 10 мм такое отклонение будет очень ощутимым.
Введение системы квалитетов позволяет избежать такой путаницы, поскольку точность изготовления деталей привязывается к их размерам.


По ЕСДП СЭВ квалитеты стандартизованы в виде 19 рядов. Каждый квалитет обозначается порядковым номером 01; 0; 1; 2; 3;...; 17 , возрастающим с увеличением допуска.
Два самых точных квалитета - 01 и 0 .
Ссылка на допуски по квалитетам ЕСДП СЭВ может быть сделана сокращенно буквами IT «Международный допуск» с номером квалитета.
Например, IT7 означает допуск по 7 -му квалитету.

В системе СЭВ для обозначения допусков с указанием квалитетов применяются следующие условные обозначения:

  • Используются буквы латинского алфавита, при этом отверстия определяются прописными буквами, а валы - строчными.
  • Отверстие в системе отверстия (основное отверстие) обозначается буквой Н и цифрами - номером квалитета. Например, Н6, Н11 и т. д.
  • Вал в системе отверстия обозначается символом посадки и цифрами - номером квалитета. Например, g6, d11 и т. д.
  • Сопряжение отверстия и вала в системе отверстия обозначается дробно: в числителе - допуск отверстия, в знаменателе - допуск вала.

Графическое изображение допусков и посадок

Для наглядности часто используют графическое изображение допусков и посадок с помощью, так называемых, полей допусков (см. рис. 3) .

Построение выполняется следующим образом.
От горизонтальной линии, условно изображающей поверхность детали при ее номинальном размере, откладывают предельные отклонения в произвольно выбранном масштабе. Обычно на схемах величины отклонений указывают в микронах, но можно строить поля допусков и в миллиметрах, если отклонения достаточно большие.


Линия, которая при построении схем полей допусков соответствует номинальному размеру и служит началом отсчета отклонений размеров, называется нулевой (0-0) .
Поле допуска - поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями, т. е. при графическом изображении поля допусков показывают зоны, которые ограничены двумя линиями, проведенными на расстояниях, соответствующих верхнему и нижнему отклонению в избранном масштабе.
Очевидно, что поле допуска определяется величиной допуска и его положением относительно номинального размера.
На схемах поля допусков имеют вид прямоугольников, верхние и нижние стороны которых параллельны нулевой линии и отображают предельные отклонения, а боковые стороны в избранном масштабе соответствует допуску размера.

На схемах указывают номинальный D и предельные (Dmax, Dmin, dmax, dmin ) размеры, предельные отклонения (ES, EI, es, ei ) поля допусков и другие параметры.

Предельное отклонение, которое ближе к нулевой линии, называют основным (верхним или нижним) . Оно определяет положение поля допусков относительно нулевой линии. Для полей допусков, расположенных ниже нулевой линии, основным является верхнее отклонение.
Для полей допусков, расположенных выше нулевой линии, основным является нижнее отклонение.

Принцип образования полей допусков, принятый в ЕСДП , допускает сочетание любых основных отклонений с любыми квалитетами. Например, можно образовать поля допусков а11, u14, с15 и другие, не установленные в стандарте. Исключение представляют основные отклонения J и j , которые заменяются основными отклонениями Js , и js .

Использование всех основных отклонений и квалитетов позволяет получить 490 полей допусков для валов и 489 для отверстий. Такие широкие возможности образования полей допусков позволяют применять ЕСДП в различных специальных случаях. Это является ее существенным достоинством. Однако на практике использование всех полей допусков неэкономично, так как вызовет чрезмерное разнообразие посадок и специальной технологической оснастки.

При разработке национальных систем допусков и посадок на базе систем ИСО из всего многообразия полей допусков отбирают только те поля, которые обеспечивают потребности промышленности страны и ее внешнеэкономические связи.

  • h и H - верхнее и нижнее отклонения вала и отверстия, равные нулю (допуски с основными отклонениями h и H приняты для основных валов и отверстий) .
  • а - h (А - H) - отклонения, образующие поля допусков при посадках с зазорами.
  • js - n (Js - N) - отклонения, образующие поля допусков переходных посадок.
  • p – zc (P - ZC) - отклонения, образующие поля допусков посадок с натягом.

Схематически основные отклонения показаны на Рис. 4 .

Поле допуска в ЕСДП СЭВ образуется сочетанием одного из основных отклонений с допуском по одному из квалитетов. В соответствии с этим поле допуска обозначается буквой основного отклонения и номером квалитета, например 65f6; 65e11 - для вала; 65Р6; 65H7 - для отверстия.
Основные отклонения зависят от номинальных размеров деталей и остаются постоянными для всех квалитетов. Исключение составляют основные отклонения отверстий J, К, М, N и валов j и k , которые при одинаковых номинальных размерах, в разных квалитетах имеют различные значения. Поэтому на схемах поля допусков с отклонениями J, К, М, N, j, k , обычно разделены на части и показаны ступенчатыми.

Специфичны поля допусков типа js6, Js8, Js9 и т.д. Они фактически не имеют основного отклонения, поскольку расположены симметрично относительно нулевой линии. По определению основное отклонение – это отклонение ближайшее к нулевой линии. Значит, оба отклонения таких специфических полей допусков могут быть признаны основными, что недопустимо.

Особое значение имеют основные отклонения H и h , которые равны нулю (рисунок) . Поля допусков с такими основными отклонениями расположены от номинала «в тело» детали; их называют полями допусков основного отверстия и основного вала.
Обозначения посадок строятся как дроби, причем в числителе всегда находится обозначение поля допуска охватывающей поверхности (отверстия) , а в знаменателе – поля допуска охватываемой (вала) .

При выборе квалитета соединения и вида посадки конструктору следует учитывать характер сопряжения, эксплуатационные условия, наличие вибрации, срок службы, колебания температуры и стоимость изготовления.
Квалитет и вид посадки рекомендуется выбирать по аналогии с теми деталями и узлами, работа которых хорошо известна, или руководствоваться рекомендациями справочной литературы и нормативных документов (ОСТов) .
В соответствии с квалитетом посадки выбирается чистота поверхности сопрягаемых деталей.

Допуски и посадки установлены для четырех диапазонов номинальных размеров:

  • малый - до 1 мм;
  • средний - от 1 до 500 мм;
  • большой - от 500 до 3150 мм;
  • очень большой - от 3150 до 10 000 мм.

Средний диапазон является наиболее важным, поскольку применяется значительно чаще.

Обозначение допусков на чертежах

Указания и обозначения на чертежах предельных отклонений формы и расположения поверхностей регламентируются ГОСТ 2.308-79, который предусматривает для этих целей специальные знаки и символы.
С основными положениями этого стандарта, используемыми знаками и символами для обозначения предельных отклонений, можно ознакомиться в этом документе (формат WORD, 400 кБ ).


Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...