Понятие и виды отраслей права. Отличие одной отрасли от другой


Очевидно то, что создание правовых норм не может осуществляться лишь по чисто субъективному усмотрению конкретных законодателей. Соответствующее содержание и необходимость принятия правовых актов детерминированы реально существующей сложной системой социальных отношений, выступая частью которой правовое сознание отображает и воспроизводит ее специфику и структуру на юридическом уровне. В связи с этим право также имеет вид определенной системы.

Российское право: система, отрасли

Это два основополагающих понятия, ввиду чего стоит начать с их определения. Система права – так называемое единство действующих в рамках государства правовых норм, сгруппированных во взаимосвязанные отрасли, которое упорядочено структурно. Она выражает внутреннее единство права, обусловленное системой сложившихся социальных отношений. Ее первичные элементы – правовые предписания - .

Разделение всех существующих норм (юридических) на материальные (они регулируют реальные взаимосвязи между людьми, их объединениями, к примеру, по форме собственности, госуправления, политической и трудовой деятельности и пр.) и процессуальные (они устанавливают процедуру разрешения конфликтов, споров, расследования, судебного рассмотрения правонарушений, можно сказать, регламентируют чисто организационные вопросы) обуславливает формирование аналогичного рода отраслей права.

Деление данной системы на обособленные части зависит от сферы социальных отношений, которую регулируют определенные нормы (основной критерий выделения отдельных отраслей – это предмет регулирования (правового), дополнительный – метод регулирования ).

Система права (отрасли права в своей совокупности) имеет 3 вида:

  1. Англо-саксонская (источники права – ряд судебных процедур, нормативно-правовых актов; носит казуистичные черты).
  2. Традиционно-религиозная, мусульманская (правовой источник – религиозные догмы, каноны, обычаи).
  3. Романо-германская (присутствует строгая системность; основной правовой источник – закон, ряд нормативно-правовых актов, подлежащих систематизации и кодификации).

Отрасль права – автономная совокупность действующих правовых норм, входящих в структуру его системы, которая регулирует качественно однородный образ социальных отношений. Один из критериев разделения вышерассмотренной системы на отрасли – отличительные признаки одних социальных отношений от других (содержание, цели, задачи). Прежде всего, все отрасли российского права различают по предмету регулирования (правового). Также они имеют отличительные признаки:

  • особый предмет, метод;
  • способность равноправно взаимодействовать с другими правовыми отраслями (на одном уровне);
  • количественная достаточность норм;
  • специфические признаки соответствующей отрасли;
  • потребность социума в регулировании соответствующей общественной сферы непосредственно на конкретном уровне;
  • наличие автономного чаще всего кодифицированного законодательства.

Понятие предмета отрасли права может быть интерпретировано как качественно однородный образ социальных отношений, который попадает под воздействие норм конкретной отрасли права. Он - главное объективное основание для распределения соответствующих норм по конкретным отраслям. К примеру, нормы права, предмет которых – отношение сотрудника и работодателя, составляют отдельную отрасль, а те, которые регулируют социальные отношения в имущественной сфере, формируют совсем иную отрасль и т. п.

Также понятие отрасли права допустимо трактовать как главный особый компонент в правовой структуре, сосредотачивающий в значительной степени качественные особенности регулирования права. Это самый автономный компонент. Понятие отрасли права подразумевает, что в пределах ее предмета регулирования формируется особый правовой режим взаимосвязи субъектов правоотношений с их участниками. Она обеспечивает целостность в процессе урегулирования социальных отношений.

Итак, система права, отрасли права, ее предмет – основные понятия рассматриваемого вопроса.

Типология отраслей права

Есть определенное соотношение отраслей права. Важно очертить общие границы между разными группировками норм, учитывая их тесную взаимосвязь. Существуют общепринятые виды отраслей права, а именно:

  1. Конституционное право – это, безусловно, ведущая отрасль.
  2. Финансовое право (его нормы тесно взаимосвязаны с административным).
  3. Административное право (объекты управления – экономика, культура, здравоохранение, правопорядок, наука, образование, оборона, охрана гражданских прав и пр.).
  4. Сельскохозяйственное право (нормативный акт – это примерный устав с/х артели, уставы колхозов и пр.).
  5. Земельное право (главным нормативным актом является Земельный кодекс).
  6. Гражданское право – самая обширная отрасль.
  7. Трудовое право – достаточно крупная отрасль.
  8. Семейное право (главным нормативным актом выступает Семейный кодекс).
  9. Уголовное право (правовая база – Уголовный кодекс).
  10. Уголовно-процессуальное право (правовая база – Уголовно-процессуальный кодекс).
  11. Уголовно-исполнительное право (нормативным актом признается Уголовно-исполнительный кодекс).
  12. Гражданско-процессуальное право (нормативный акт – это Гражданский процессуальный кодекс).

Из всего перечня выделяют: основные отрасли права и производные. Особое место отводится международному праву (комплекс юридических норм, принципов, регулирующих взаимосвязи, которые возникают между государствами и иными участниками мирового общения). Его принципы прописаны в Уставе ООН, иных документах.

По мере эволюции цивилизации выделяют и такие виды отраслей права, как морское, таможенное и космическое. В связи с этим, можно сказать, что сфера применения юридической деятельности постоянно расширяется.

Отрасли права РФ

В нашей стране оно имеет четко структурированную систему, имеющую свою иерархию. Так, ведущей отраслью права является конституционное . Оно определяет, закрепляет основы права человека, государственного устройства, а также порядок формирования соответствующих органов госвласти, принципы их работы. Это комплекс норм, фиксирующих основы российской политики и общественного строя, правового положения российских граждан, их свободы, права, обязанности, национально-государственное устройство России, систему ее госорганов.

Нормы госправа устанавливают требуемую политическую, экономическую социальную основу, госдеятельность в сфере соцразвития и культуры, защиты Отечества и внешней политики и регулируют взаимосвязи личности с государством, определяют систему, порядок образования органов судебной, исполнительной, законодательной власти, а также местного самоуправления, принципы их деятельности. Госправо – ведущая отрасль из-за его способности фиксировать основы всей общественной и государственной организации страны.

Конституционное право как отрасль права особая система его норм, которые регулируют качественно однородную совокупность общественных отношений, формирующихся в ходе организации, функционирования контроля, выполняемого конституционными судами в качестве автономного вида судопроизводства. Оно подразделяется на 2 подотрасли:

  • конституционно-судебный процесс;
  • конституционно-судебное право.

Ведущий характер рассматриваемого права заключается в наличии основного источника – Конституции государства, которая содержит базовые нормы для остальных отраслей, где они впоследствии находят конкретное развитие и воплощение. В связи с этим, можно сказать, что конституционное право как отрасль права – так называемое ядро всей системы (правовой).

Первый уровень российской системы права

Он включает 3 основные отрасли права:

  1. Гражданское право . Предмет регулирования – имущественные (личные неимущественные) отношения.
  2. Административное право . Оно регулирует взаимосвязь в области госуправления (между госорганами, между гражданами и государством).
  3. Уголовное право . Здесь регулирование направлено на отношения, связанные с охраной общественного порядка и социальной безопасности, а также на защиту здоровья и жизни граждан. Нормы данного права устанавливают характер преступлений, размеры наказаний.

Вышеперечисленные виды отраслей права (каждая) имеют 2 уровня. Это так называемый второй и третий. На них расположены достаточно автономные отрасли российского права. Однако они по-прежнему считаются производными от рассмотренных ранее (основных).

Гражданское право как отрасль права

Оно признано самым большим, исходя из охвата регулирования социальных отношений. Гражданское право как отрасль права включает определяющие начала для нескольких его отраслей, а именно:

  1. Хозяйственное право . Предмет регулирования – социальные взаимосвязи в области имущественного, хозяйственного оборота. Оно существенно дополняет, конкретизирует обширное гражданское право.
  2. Земельное право . Предмет регулирования – отношения касаемо охраны и использования земли.
  3. Таможенное право . Оно нацелено на взаимосвязи, которые формируются в процессе перемещения товаров, транспортных средств, граждан через существующую таможенную госграницу.
  4. Трудовое право . Предмет регулирования – отношения, появляющиеся в ходе трудовой деятельности. Оно могло быть частью гражданского, если бы действующие в нем нормы не прописывали жесткие требования касаемо соблюдения установленной трудовой дисциплины, а также строгую зависимость (административную) сотрудника от работодателя.
  5. Жилищное право . Предмет его регулирования – общественные отношения, которые появляются в жилищной области. Жилые строения принадлежат к такой категории, как недвижимое имущество, отчуждение либо приобретение которого также попадает под регулирование гражданского права.
  6. Семейное право . Оно регулирует отношения (имущественные, неимущественные) между супругами, детьми и родителями, остальными членами семьи.

Определяющая роль обширного гражданского права относительно остальных отраслей в том, что в ситуации, когда вышеперечисленные виды отраслей права будут иметь пробелы в законодательстве, в ход пойдут нормы гражданского.

Административное право и перечень близких ему отраслей

Для начала стоит напомнить суть данного юридического понятия. Административное право как отрасль права – совокупность норм, которые регулируют социальные отношения, появляющиеся в ходе осуществления исполнительной и распорядительной работы госорганов, а также устанавливают их структуру, компетенцию. Именно его нормы регламентируют деятельность органов управления (кабинета министров, правительств), федеральных служб, агентств, министерств, муниципальных органов.

Административное право как отрасль права имеет схожие отрасли, такие как банковское, финансовое, налоговое право и пр. Объекты данных отраслей – деньги. Главное отличие их от гражданского права (в рамках которого государство не осуществляет вмешательство в работу лиц, выполняющих перераспределение имущества) – применение административных методов регулирования. К примеру, в соответствии с нормами финансового права именно государство устанавливает размер бюджета, а также занимается его распределением.

Уголовное право: второй уровень

Это отрасль права, его нормы определяют, какие из деяний являются преступлениями, а также какие наказания положены за их совершение. Данное право закрепляет основания соответствующей уголовной ответственности, характер, объем и цели наказания, условия его реализации по отношению к преступникам.

Его второй уровень – уголовно-исполнительное право, которое регулирует посредством действующих норм взаимосвязи, сопряженные с правосудием по конкретным уголовным делам, и определяет порядок отбывания преступниками уголовного наказания.

Третий уровень рассматриваемых отраслей права

Он включает следующие отрасли процессуального права:

  • уголовно-процессуальное;
  • арбитражное и гражданское;
  • административно-процессуальное.

Эти отрасли регулируют установленный порядок судопроизводства по административным, уголовным и гражданским делам.

Частное и публичное право: определение, отрасли

Первое – упорядоченная совокупность норм, которые обеспечивают частный интерес отдельно взятых личностей, коллективов, защищающих и регулирующих взаимосвязи между частными лицами. В зависимости от предмета регулирования существуют различные отрасли частного права.

Второе – нормы, которые защищают публичный интерес, общее благо. Оно взаимосвязано с разного рода полномочиями, организационно-властной работой госорганов. Данное право фиксирует установленный порядок органов госвласти и госуправления.

Отрасли частного права, которые призваны обеспечить существующие интересы отдельных организаций и граждан, следующие:

  • гражданское право;
  • жилищное;
  • трудовое;
  • семейное и пр.

Отрасль публичного права – конституционное .

Систематизация законодательства: понятие, формы

Такие категории, как «система законодательства » и «» достаточно близки. Иногда их даже отождествляют. Однако они все же не совпадают по критерию содержания. Последнее – более обширное понятие. К примеру, уголовное законодательство – комплекс ряда нормативно-правовых актов, которые регулируют социальные отношения, относящиеся к компетенции уголовного права. Здесь само уголовное право охватывает и уголовное законодательство, и уголовно-правовые взаимосвязи. Помимо этого, оно выступает отраслью научного знания (теоретическая, учебная дисциплина).

В той ситуации, если система права представлена совокупностью его отраслей, то система законодательства – это упорядоченная совокупность их источников (официальных госдокументов, в рамках которых закрепляются соответствующие юридические нормы, предназначенные для регулирования социальных отношений в одной из отраслей права). Для целей упорядочивания и совершенствования норм права государство осуществляет их систематизацию, вследствие чего становится очевидным употребление понятия системы законодательства.

Существуют следующие формы рассматриваемой категории:

1. Кодификация – особая деятельность правотворческих госорганов в сфере упорядочивания, корректировки, переработки существующего законодательства в определенной области социальных отношений для формирования нового единого, логически непротиворечивого нормативного акта (сводного). Как правило, выделяют 3 ее вида:

  • законодательные основы;
  • уставы;
  • кодексы.

Последний вид считается наиболее распространенным (ГК, СК, УК и пр.). Кодифицированные акты нацелены на продолжительное регулирование социальных отношений. А их принятие – шаг вперед в эволюции законодательства.

2. Инкорпорация – объединение существующих нормативных актов в соответствующие сборки через их репродуцирование (без переработки). Она бывает:

  • систематической (например, принятые в течение месяца нормативные акты объединяются в сборники по конкретному предметному признаку – отраслям права);
  • хронологической (нормативные акты сгруппированы в сборниках, исходя из их времени принятия).

Инкорпорация также может быть неофициальной (внешняя обработка действующего законодательства для создания сборников, справочников, предназначенных конкретной категории специалистов, которые работают на предприятии, в организации, учреждении; на них нельзя ссылаться в ходе правотворчества, применения права) и официальной.

Иногда выделяют и консолидацию в качестве формы систематизации законодательства. Она может быть трактована как группировка ряда нормативно-правовых актов, которые действуют в рамках одной и той же сферы социальных отношений, в единый (общий) сводный акт без какого-либо изменения содержания.

Консолидация по форме близка к инкорпорации (систематической), ввиду того что нововведения в регулирование социальных отношений не вносятся, однако по своей сути она схожа с кодификацией из-за того, что консолидированный акт выступает сводным нормативным. Чаще всего данная форма применяется в местах, где отсутствует необходимость либо возможность кодификации.

Все отрасли права оснащены собственной системой законодательства (источниками права). Рассматриваемое понятие также разграничено на законодательные отрасли, а именно:

  1. Отраслевое . Данное законодательство включает нормы лишь 1-ой отрасли права. К примеру, трудовое законодательство состоит из норм исключительно трудового права.
  2. Внутриотраслевое . Оно содержит нормы только конкретной части отрасли. Например, В гражданском праве можно выделить такое законодательство, как авторское, о предпринимательстве и прочие, выступающие именно внутриотраслевым законодательством ввиду того, что регулируют отдельно взятые сферы гражданско-правовых взаимосвязей.
  3. Комплексное . Оно встречается достаточно редко и состоит из комплекса норм, которые относятся сразу к нескольким отраслям, однако входят в самостоятельную отрасль. К примеру, военное законодательство включает часть норм административного права, а часть – других отраслей.

Итак, отрасль законодательства может совпадать по форме с отраслью права, однако по содержанию она более узкая.

Заключение

Таким образом, стоит отметить, что все российские отрасли права тесно взаимосвязаны и, более того, проникнуты особым органическим единством, однако они вовсе не равнозначны, исходя из таких критериев, как значение, объем, роль в процедуре воздействия на социальные взаимосвязи, потому что разные области данных отношений совсем не идентичны ни по широте, ни по составу.

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
  • Понятие и признаки государства
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Понятие, структура, функции и виды правосознания
    • Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • Правовое воспитание: понятие, формы и методы
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Отрасли и институты права

Отрасли права являются главным подразделением системы права, представляя собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода. Другими словами, отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих самостоятельную сферу сходных по характеру (однородных) общественных отношений. Так, например, отношения, связанные с имущественной сферой, регулируются нормами гражданского права, а отношения в сфере управления - административным правом, брачно-семейные отношения - семейным правом и др. Отрасль права строится на единстве предмета и метода правового регулирования. В результате образуется единое образование, являющееся самостоятельным блоком, подсистемой норм внутри системы права.

Отрасль права - наиболее крупное подразделение системы права. Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений требуют формирования определенной отрасли права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли права складываются из подотраслей, институтов и норм права. Подотрасли права являются соединением нескольких институтов в рамках одной отрасли права. Например, в составе гражданского права подотраслями являются: обязательственное, наследственное, авторское, патентное право и др. Финансовое право подразделяется на подотрасли бюджетного и налогового права. Конституционное право подразделяется на такие подотрасли, как избирательное, парламентское право и др. Итак, подотрасли права содержат общие положения, которые присущи нескольким институтам права в пределах одной отрасли права. «Отдельные отрасли права, в частности процессуальное, земельное, семейное, не поразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от института права подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли права не является».

Все отрасли права, прежде всего, делятся на материальные и процессуальные.

Материальные отрасли регулируют объем прав и обязанностей субъектов (гражданское, трудовое, уголовное право).

Процессуальные отрасли регулируют порядок производства по гражданским и уголовным делам (гражданский, уголовный, арбитражный процессы). Процессуальные отрасли содержательно, функционально связаны с материальными, раскрывают порядок разрешения конфликтов, когда права и обязанности субъектов не могут реализоваться, например, из-за правонарушения. Это двусторонняя и взаимная связь.

В науке также принято деление отраслей права:

  • на профилирующие (главные, базовые отрасли: конституционное, гражданское, административное, уголовное, уголовно- процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное право);
  • специальные (регулирующие особые сферы отношений: семейное право, земельное право, финансовое право, трудовое право и др.);
  • комплексные (соединяющие в себе разнородные институты специальных и профилирующих отраслей: предпринимательское, коммерческое, экологическое право и др.). Путем создания комплексных отраслей права происходит дальнейшая дифференциация отраслевого регулирования правоотношений.

Система права находится не только в относительно стабильном состоянии, но и в процессе постоянного становления, нахождения определенного баланса в правовом регулировании общественных отношений. Например, в процессе становления находятся такие отрасли права, как конституционно-процессуальное, административно-процессуальное и др.

Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений . Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт права - вид отношений. Понятие «род» шире понятия «вид». Тем самым институт права входит в соответствующую отрасль права в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Например, в отрасль уголовно-процессуального права включаются институты возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, применения мер пресечения, предварительного слушания, судебного разбирательства и др. Например, отрасль трудового права включает в себя институты охраны труда, трудового договора, материальной ответственности и др. Институт права регулирует одновидовые отношения. Нормы права, входящие в его состав, образуют внутренне единый и взаимосогласованный комплекс отношений.

Каждый институт является относительно обособленным блоком отрасли. Правовые институты могут объединяться в подотрасли права. Подотрасль права - это уже не институт, но еще не отрасль права. Например, авторское, патентное, обязательственное право являются подотраслями гражданского права, налоговое право является подотраслью финансового права и т.д. Институт, в свою очередь, может делиться на субинституты (регулирующие конкретную разновидность общественных отношений в рамках определенного института). Суть субинститутов состоит в возможности дальнейшей дифференциации, делении институтов. Например, институт преступлений против жизни, здоровья и достоинства личности делится на субинституты преступлений - против жизни, против здоровья; институт ренты в гражданском праве подразделяется на субинституты постоянной ренты, пожизненной ренты, пожизненного содержания с иждивением и т.д. Не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут.

Институты права можно классифицировать по следующим основаниям.

1. По характеру предписаний институты подразделяются на материальные (институт найма, договора, собственности) и процессуальные (институт иска, жалобы, возбуждения уголовного дела).

2. По функциональной роли - на регулятивные (институт договора, мены) и охранительные (институт привлечения к ответственности).

3. По сфере распространения - на отраслевые (институт наследования, дарения, брака) и межотраслевые (институт частной собственности, иска).

4. По своему содержанию институты права подразделяются на простые (составлены из норм одной отрасли права) и сложные (комплексные институты, составленные из норм различных отраслей права, но имеющие единый предмет правового регулирования).

В последнее время принято говорить о проблеме комплексного института права, который может постепенно объединяться с единым институтом в рамках определенной отрасли права или специализироваться и делиться в дальнейшем, соединяясь с институтами родственных отраслей права. Таким образом, создаются комплексные отрасли права. Это во многом обусловливается на современном этапе растущей функциональной взаимосвязью между отраслями права.

Любая система правовых норм подразделяется на материальное и процессуальное право. Как было отмечено выше, все нормы права призваны регулировать и упорядочивать общественные отношения в соответствии с теми функциями и задачами, которые стоят перед ними. Одна группа правовых норм закрепляет существующие общественные отношения, тем самым придавая им правовой характер. Другие направлены на реализацию этих норм в жизнь, так как, устанавливая (санкционируя) правовые нормы, государство одновременно определяет порядок их осуществления. Следовательно, к материальному праву относятся конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право, а группу процессуальных отраслей права составляют уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное и административно-процессуальное право. Предметом правового регулирования норм материального права являются общественные отношения, связанные с материальными условиями жизни общества, а нормы процессуального права регулируют общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм материального права. Основное различие между нормами процессуального и материального права заключается в том, как отмечал в свое время К. Маркс, что «материальное право, имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы… процесс есть только форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни». Таким образом, государство определяет особую группу правовых норм, призванных обеспечивать претворение норм материального права в жизненных отношениях. Все то, что связано с применением норм материального права, – это область процессуального права. Процессуальное право – это в каком-то смысле форма осуществления норм материального права. Это не значит, что состояние законности зависит от норм материального права и меньше – от норм процессуального права. Для состояния законности и правопорядка в стране процессуальное право значит больше, чем материальное право. Нормы материального права опосредуют (регулируют) уже существующие общественные отношения. Без норм процессуального права, без процессуального законодательства фактически процессуальные отношения не существуют, иначе говоря процессуальные нормы выступают специфической формой бытия материального права, обслуживают процессы реализации норм материального права. Следовательно, главная особенность норм процессуального права – это их процедурный характер. Можно сделать вывод: нормы материального и процессуального права тесно связаны между собой и дополняют друг друга. От их согласованности и «жизнеспособности» во многом зависит состояние законности и обеспечение правопорядка в стране.

Материальное и процессуальное право

При регулировании общественных отношений всегда возникает два вопроса:

1) Каким объемом прав и обязанностей наделить субъектов права?

2) В каком порядке применять меры государственного принуждения за невыполнение или ненадлежащее выполнение субъектами права своих обязанностей?

Эти вопросы решаются соответственно материальными и процессуальными нормами права . Материальное право состоит из прав и обязанностей, связанных с удовлетворением субъектами права своих непосредственных потребностей и интересов.

Процессуальное право направлено на удовлетворение субъектами права потребностей и интересов, возникающих в связи с принудительным исполнением норм материального права. Иными словами, нормы процессуального права производны от материального права. Они регламентируют процедуру применения санкций норм материального права.

Процессуальные нормы образуют либо отдельные отрасли права (уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право), либо правовые институты (арбитражно-процессуальное, конституционно-процессуальное и административно-процессуальное право). Общности процессуальных норм могут оформляться как в отдельных кодифицированных правовых актах - Гражданско-процессуальном, Уголовно-процессуальном, Арбитражно-процессуальном кодексах, так и в отдельных структурных единицах правовых актов - Кодексе об административных правонарушениях, Федеральном конституционном законе «О Конституционном суде Российской Федерации».

Частное и публичное право

Деление права на частное и публичное является качеством его внутренней дифференциации. Такое деление права является естественным, вытекающим из природы отношений между личностью и государством (публичной властью).

Различия между публичным и частным правом обусловлены не только различием интересов субъектов правоотношений или характером регулируемых отношений, но и различием в методах (приемах) правового регулирования. Для публичного права характерен императивный (авторитарный) метод правового регулирования общественных отношений.

Деление права на частное (Jus privatum) и публичное (Jus publicum) было представлено еще римскими юристами, которые в качестве основного критерия различения рассматривали характер интересов, защищаемых правом. Один из римских юристов классического периода Ульпиан указывал, что публичное право – это то, которое обращено к статусу, состоянию Римского государства, а частное право – то. которое имеет в виду выгоды, интересы отдельных лиц. Такое деление права на частное и публичное было использовано римскими юристами в их практической деятельности при построении институтов права, а в последующем было воспринято правовыми системами многих европейских народов. Особенно это касается тех систем права, которые свойственны государствам, принадлежащим к романо– германской «правовой семье» (Германия, Франция, Италия. Австрия и др.).

В английском праве идея деления права реализована несколько иначе. Здесь различаются общее право и право справедливости. Советская правовая система не признавала деление права на частное и публичное. Господствовало ложное убеждение, согласно которому социалистическое общество исключает автономное существование как частного, так и публичного права, а все сферы правового регулирования якобы подчинены государственному (публичному) интересу. Такое положение было связано с тем, что советская правовая идеология не признавала ничего частного, все строилось на этатистских началах, где государственное вмешательство в частноправовые отношения абсолютизировалось. Еще при разработке Гражданского кодекса РСФСР В.И. Ленин писал: «Мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично–правовое, а не частное». В условиях авторитарной административно–приказной системы управления, государственной монополизации всех сторон общественной жизни, включая экономику, культуру, искусство и науку, публично–правовой принцип регулирования общественных отношений подчинил себе гражданско– правовые, демократические принципы правового обеспечения имущественных и других отношений.

Разделение права на частное и публичное генетически связано с развитым товарным производством, существованием обменных отношений. Отношения обмена – результат общественного разделения труда и собственности. Диалектически связанные единой структурой сферы частного и публичного права возникают, существуют, активно функционируют там, где развиваются материальное производство и товарно–денежные отношения.

Именно экономический оборот, требующий и независимости от произвола власти, предопределяющий высокоэффективное материальное производство и общественный прогресс, основанный на инициативе и предприимчивости, конкуренции и свободе, порождает автономное частное право и ставит предел публичному праву, придавая ему демократические свойства.

Интеграция России в мировое сообщество, возврат к идеалам человеческой цивилизации предполагают приоритет прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, что находит отражение в ее законодательстве, в признании частных интересов, которое нужно приветствовать и всемерно поддерживать.

К частному праву относят те правовые нормы и отношения, которые регулируют негосударственную деятельность. Это могут быть правоотношения между гражданами в области имущественных отношений, семейных отношений, авторских прав, отношения между общественными организациями, кооперативными организациями, иными объединениями, то есть такие отношения, в которых выражен частный интерес.

Частное право – это все то, во что не вмешивается государство. Частноправовые отношения – это не отношения соподчиненное™, а договорные отношения. В них самим участникам предоставлена возможность автономно, по своей воле и в своих интересах определять свои права и обязанности. Частноправовые отношения характеризуются: во–первых, равенством сторон правоотношений;

во–вторых, относительной свободой и самостоятельностью участников правоотношений;

–третьих, взаимными субъективными правами и обязанностями; свободой выбора воли поведения субъектов, обусловленного индивидуальным («частным») интересом, совмещенного с коллективным и всеобщим («публичным») интересом, защита которого передана с согласия общества и по общей договоренности государству, в первую очередь – суду, осуществляющему правосудие по закону и непременно по справедливости.



Все субъекты частноправовых отношений одинаково равны перед законом и судом и не имеют никаких преимуществ по отношению друг к другу. В частном праве действует принцип: «Не запрещенное законом – дозволено». В ряде случаев отдельные принципы частного права распространяются и на публичное право. Сфера действия частного права – область творческой инициативы личности, использования своих уникальных способностей и удовлетворения потребностей. Сфера действия публичного права не должна быть главенствующей по отношению к частному, так как в гражданском обществе публичная власть является одним из его институтов. Публичная власть не может служить бюрократии и господству государственного аппарата над обществом, напротив, она предназначена для правового регулирования властно–управленческих отношений.

Деятельность государства, государственных организаций, отношений между гражданами и государственными организациями, между самими государственными органами область публичного права.

Публичное право – это правовые нормы и отношения, регулирующие государственную деятельность в публично–правовой сфере (государственное право, административное право, уголовное право, суд и судопроизводство), то есть такие отношения, в которых выражен государственный интерес.

Публичное право регулирует отношения по вертикали, а не по горизонтали, то есть отношения подчиненности. В области публичного права должен действовать не принцип: «Что не запрещено, то дозволено», а принцип: «Разрешено то, что дозволено правом».

Хотя публичное право напрямую связано с государством, его властной деятельностью, но вместе с тем в нем должны быть выражены принципы, закрепляющие основные права и свободы личности, их защиту, а также принципы, ограничивающие произвол власти.

Генетически корни публичного права, как и частного права, кроются в развивающихся общественных отношениях. Это такие общественные отношения, интересы, потребности, без обеспечения которых невозможно удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных интересов общества в целом. Устойчивость общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат своего рода условием и гарантией реализации частного права. А следовательно, можно сделать вывод: публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой.

Публичное право - это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной иници­ативы.

Частное право - это область свободы, а не необходимости, децентрализации, а не централизованного регулирова­ния.

Отрасли публичного права: конституционное право, ад­министративное право, финансовое право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное и гражданс­ко-процессуальное право; международное публичное право.

Отрасли частного права: гражданское право, семейное право, трудовое право, международное частное право.

Отрасль права – это отдельный элемент общей системы права, объединяющий правовые нормы призванные регулировать конкретную область отношений. Характеризуется отрасль наличием определенного метода и предмета правового регулирования.

Существующие отрасли

Отрасль в свою очередь подразделяется на обособленные, но взаимосвязанные части, называемые институтами права. В настоящее время все правовое поле делится на следующие отрасли: конституционное, административное, финансовое, уголовное, экологическое, гражданское, семейное, трудовое, земельное, исправительно-трудовое, уголовное процессуальное, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, международное публичное и международное частное право.

Краткое описание

Конституционное право – основополагающая отрасль правовой системы, объединяющая нормы регулирующие основы как общественного, так и государственного строя. Определяет права и , исполнительной власти и должностных лиц, компетенцию высших органов власти.

Административное право – объединяет нормы регулирующие сферу государственного управления, права и компетенцию государственных органов и должностных лиц, регулируют отношения между ними и гражданами, определяет виды административных правонарушений и ответственность за них.

Финансовое право – регулирует отношения связанные с созданием, распределением и использованием финансовых фондов государства. Регулирует все имущественные отношения, возникающие в государстве.

Уголовное право – нормы определяющие принципы уголовной ответственности, виды преступлений и ответственность за них. Нормы уголовного права носят в основном запретительный характер.

Гражданское право – основополагающее право, предметом регулирования которого являются имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения граждан. В эту отрасль входят наследственное, авторское, изобретательское и предпринимательское право.

Экологическое право – новая , нормы которого регулируют действия граждан, юридических лиц и государства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов.

Семейное право – регулирует личные неимущественные отношения граждан в браке и семье, а также родство, усыновление, опека и связанные с этим имущественные отношения.

Трудовое право – регулирует отношения между работником и работодателем во всех проявлениях, на государственных и частных предприятиях, учреждениях и организациях.

Земельное право – право регулирующее отношения по поводу владения, эксплуатации и пользования землей. Регулирует все вопросы связанные с обработкой, повышением плодородия, охраны земельных ресурсов.

Исправительно-трудовое право – нормы этой отрасли регулируют вопросы связанные с отбыванием наказания, условиями нахождения осужденных лиц в исправительно-трудовых учреждениях, условиями функционирования этих учреждений и всей системы исполнения наказания.

Уголовное процессуальное право – определяет порядок ведения уголовных дел во время дознания, следствия и порядок рассмотрения дела судом.

Гражданское процессуальное право – публичное право, регулирующее гражданское судопроизводство: дела, вытекающие из семейных, трудовых, экологических, земельных и части административных споров.

Арбитражное процессуальное право – определяет нормы регулирующие отношения между между собой и между ними и государственными органами, а также регулирует некоторые административные споры.

Международное публичное право – не является частью национального права. Объединяет договора, конвекции, и другие международные соглашения, регулирующие отношения между странами и международными организациями.

Международное частное право – регулирует гражданские, трудовые, брачные и другие личные отношения, имеющие межгосударственный характер.

Источники:

  • Отрасли права

Отрасль права – элемент правовой системы, который представляет собой совокупность норм права , регулирующий однородную группу общественных отношений. Качественно определяется характерным предметом и методами регулирования. Отрасли права в своем составе имеют подотрасли (или институты права ). Нормы права , обслуживающие смежные отрасли, образуют систему так называемого комплексного законодательства.

Инструкция

По предмету регулирования отрасли права на право материальное и право процессуальное. Материальное право имеет своим объектом материальные отношения (имущественные, трудовые, семейные и т.д.). Процессуальное порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей (например, в судопроизводстве). Как правило, процессуальное право определяет и закрепляет правовые нормы осуществления и защиты материального права ; таким образом, можно говорить о том, что права характеризуется преимущественной выраженностью материального и процессуального права .Например, – преимущественно материальное, однако отдельные подотрасли гражданского права (например, жилищное или авторское) имеют сильно выраженный процессуальный компонент. Другой . В гражданско-процессуальном праве с очевидностью преобладает процессуальное, но ряд норм его содержит выраженный материальный компонент.

Существуют два типа (метода) и три основных способа правового регулирования. Два метода описываются двумя же полярными формулами. Первая – «дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе» – представляет так называемый «общедозволительный» или диспозитивный метод. Вторая формула – «запрещено все, кроме прямо разрешенного» – представляет «разрешительный», или императивный метод. Несколько упрощая, диспозитивный метод – и координация, императивный – приказ и субординация.Три способа правового регулирования (т.е. способа правового воздействия) – предоставление права , обязывание, запрет. Предоставление права означает, что субъекту права предоставлено право – в том числе совершать или не совершать определенные правовые действия, а также выбирать вариант своего поведения. Например, покупка телевизора означает, что законом купившему предоставлено право собственности на этот телевизор, в том числе право пользоваться, продать, подарить и т.д.)Обязывание – по сути предписание: субъект права обязан совершить какое-то правовое действие. Например, покупатель телевизора обязан (поскольку он субъект сделки купли-продажи) оплатить его стоимость.Запрет – так называемое «негативное» предписание: субъект права обязан не совершать какие-то действия. В той же сделке с телевизором закон запрещает продавать что-либо «в нагрузку» к покупаемому товару.

Таким образом, отрасль права определяется по предмету, методу и способу правового регулирования. Сказать, что сделка с телевизором относится к материальному – , недостаточно. Необходимо указать также преимущественный метод (в нашем случае диспозитивный) и – в случае, когда необходимо определить принадлежность конкретного случая к отрасли права – преимущественный способ регулирования.

Видео по теме

Гражданское право, или цивильное - совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения в обществе. Особенность гражданских правоотношений состоит в том, что вмешательство государства в них минимальна.

Общая характеристика гражданского права

Цивилистика считается частным правом, то есть регулирующим действия частных лиц. Практически вся обыденная жизнь граждан и хозяйственная деятельность предприятий регулируется нормами гражданского права.

Гражданское право пришло в современный мир из Древнего Рима. Судебная практика разрешения имущественных споров древних римлян в 19 веке стала основой гражданских кодексов европейских стран.

Отличительная особенность гражданского права – равенство участников правоотношений, свободная воля участников и их имущественная самостоятельность. Государство как властная структура практически не выступает участником правоотношений, за исключением государственной регистрации прав, имущества, организаций. Государство может быть участником гражданско-правовых отношений как собственник имущества и учредитель предприятий.

В жизни граждан нормы цивильного права регулируют:
- записи актов гражданского состояния, признание без вести пропавшим, умершим;
- дееспособность, ее возникновение, ограничение, лишение;
- опеку ;
- наследование;
- заключение сделок, договоров (кроме трудовых), и иных обязательств.

В жизни юридических лиц нормы гражданского права регулируют:
- организационно-правовые формы юрлиц;
- их создание, реорганизацию, ликвидацию;
- непосредственную хозяйственную деятельность, связанную с заключением договоров, исполнением обязательств.

Принципы гражданского права перечислены в ст. 1 Гражданского Кодекса РФ.

Что еще регулирует гражданское право

В связи с тем, что охватывает практически все области жизни граждан и деятельности организаций и предприятий, оно является самым объемным среди других отраслей права. Цивилистика имеет очень сложную разветвленную структуру. Она состоит из смежных подотраслей, институтов, подинститутов, которые закрепляют юридически:
- правовое положение имущества в различных его видах (вещи, недвижимость, деньги, ценные бумаги и т.д.);
- личные неимущественные отношения граждан, обладание нематериальными благами;
- право собственности (формы собственности, условия возникновения и прекращения прав на имущество);
- обязательственное право - нормы, регулирующие имущественный оборот, в него включают

Для того чтобы понять, зачем людям право, необходимо обозначить его функции. Их всего две: установить нормы поведения (правила), сделав их обязательными для всех членов общества, и следить за тем, чтобы эти нормы соблюдались. Регулятивная функция осуществляется путем закрепления в различных нормативных актах прав и свобод человека, охранительная – путем установления запретов и реализации наказания за совершенные правонарушения.

В большинстве случаев общее понятие права рассматривается в совокупности с понятием государства, так как оно осуществляет нормотворческую деятельность, и именно посредством государства обеспечивается применение принудительных норм воздействия к нарушителям права.

Нормы права принято классифицировать по их признакам. К первой группе относятся управомочивающие нормы. Они устанавливают, что можно делать. Обязывающие нормы содержат предписания, то есть устанавливают, что нужно делать. Запрещающие нормы, как и следует из названия, устанавливают, чего делать нельзя.

Так как человек на протяжении своей жизни взаимодействует с разными системами, становится участником различных отношений, существуют различные отрасли права (гражданское, уголовное, финансовое, административное, трудовое и так далее). Каждая из них регулирует тот тип отношений, который подпадает под ее нормы. И у каждой отрасли свой метод правового воздействия.

Если бы не существовало системы уголовного права, люди не чувствовали бы себя в безопасности. От многих правонарушений против жизни и здоровья личности, ее имущества, чести и достоинства потенциального преступника останавливает грозящее за правонарушение наказание. Без гражданского права ослабли бы механизмы регулирования договорных отношений, в которые человек вступает каждый день (в магазине, в общественном транспорте, на работе). Цепочку можно продолжить, но какую сферу жизни ни возьми, без права установился бы хаос.

Видео по теме

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...