Понятие и виды субъектов МП. Международная правосубъектность


Вопросу о составе субъектов административного права в административно-правовой литературе уделяется традиционно много внимания. Практически каждый учебник и учебное пособие содержит специальный раздел, освещающий проблемы правового статуса различных субъектов административного права . Однако следует иметь в виду, что теоретическая часть приводимого материала, как правило, невелика, в то время как основное содержание составляет подробное изложение основных норм административного права , закрепляющих правовой статус этих субъектов.

В литературе зачастую предпринимаются попытки детализировать перечень субъектов административного права, за счет анализа различных административно-правовых статусов. Так, например, что в качестве специального субъекта выделяют гражданина или орган исполнительной власти . Однако нужно иметь в виду, что понятие "гражданин" - это лишь набор прав и обязанностей, отражающий взаимоотношения физического лица с государством в том случае, если он отвечает требованиям, необходимым для соответствия этому статусу. Одно и то же физическое лицо может быть в разные периоды своей жизни и иностранным гражданином, и лицом без гражданства, и, наконец, российским гражданином. При этом он не на минуту не перестает быть субъектом административного права.

Точно так же дело обстоит и с таким субъектом административного права, как юридическое лицо . Термин "юридическое лицо" введен и описан нормами гражданского права , в силу чего его отвергают многие административисты. Однако и "физическое лицо" - это тоже термин, нашедший свое определение именно в рамках отрасли гражданского права. Тем не менее, по нашему мнению, и тот и другой термины имеют универсальное значение и предназначены для правовой идентификации индивидуальных и коллективных субъектов права. Как изначальные базовые характеристики они чрезвычайно удачно отражают сущность явлений.

Таким образом, юридическое лицо - это группа индивидов, приобретшая определенный гражданско-правовой статус. Как субъект административного права юридическое лицо также является носителем разнообразных административно-правовых статусов, многие из которых, кстати, совпадают с гражданско-правовыми. Так, в административном праве в качестве субъектов фигурируют некоммерческие организации (учреждения, фонды, партии, общественные объединения и т.п.). В этой связи представляется, что статус некоммерческой организации (учреждения) имеет двойственную природу: и как статус гражданско-правовой, и как статус административно-правовой.

В то же время существуют и специфические субъекты административного права, среди которых особо выделяются различного рода органы государственной власти , которые участвуют в государственном управлении и наделены специфическими правомочиями управленческого характера. "Орган исполнительной власти " - это набор прав и обязанностей, административно-правовой статус конкретного юридического лица.

Из вышесказанного следует, что ключевым вопросом в вопросе о субъектах административного права, является проблема их правового статуса. Для методологических целей в несложной системе субъектов необходимо выделить несколько наиболее ключевых групп субъектов, описав которые мы сможем представить себе наиболее характерные административно-правовые статусы, которые свойственны субъектам административного права.

Однако для начала необходимо разобраться, что такое административно-правовой статус. Из теории права известно, что правовой статус личности или организации - это совокупность всех присущих ей прав и обязанностей, закрепленных нормами права того или иного государства, а также признаваемыми этим государством нормами международного права . Элементом правового статуса является закрепленная этими нормами правосубъектность физического лица или организации. Последняя состоит из двух ключевых звеньев: правоспособности и дееспособности .

Административно-правовой статус, в свою очередь, это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за ним нормами административного права. Его неотъемлемыми элементами также выступает административная правосубъектность, т.е. сочетание правоспособности и дееспособности субъекта административного права.

По нашему глубокому убеждению, у субъектов административного права нет единого общего административно-правового статуса. Их всех объединяет лишь то обстоятельство, что они обладают правами и обязанностями на основе норм административного права. Следовательно, правоспособность и дееспособность субъекта административного права также изменяется в зависимости от его конкретного административно-правового статуса. Например, правоспособность юридического лица как лицензиата возникает с момента получения лицензии и прекращается, как правило, с истечением срока ее действия. Правоспособность этого же юридического лица в качестве налогоплательщика возникает с момента регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц и прекращается с ликвидацией.

Ю.Н. Старилов выделяет следующие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права:

  • управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности;
  • наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления;
  • юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;
  • реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения ;
  • обеспечение защиты правоотношений , участниками которых являются граждане;
  • юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке.

Однако, думается, что даже невооруженным взглядом видно, что указанные признаки, действительно, являются наиболее специфичными в системе административного права , но отнюдь не свойственны правоспособности всех субъектов административного права.

То же самое можно сказать и в отношении дееспособности (включая деликтоспособность) субъекта административного права. Его способность, в частности, нести административную ответственность - это, пожалуй, единственный признак правового статуса субъекта отрасли, который объединяет всех субъектов административного права, предусматривая, однако, учет факторов статусного свойства, поскольку деликтоспособность в рамках института административной ответственности возникает в зависимости от того, физическое, должностное или юридическое лицо является субъектом правонарушения .

  • органов исполнительной власти , а именно: Правительства РФ , федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, региональных органов исполнительной власти);
  • органов и организаций, наделенных отдельными властными полномочиями в сфере государственного управления (местных исполнительных органов, выполняющих государственные функции; некоторых организаций);

б) в отношении негосударственных коллективных субъектов:

  • некоммерческих организаций (общественных объединений, благотворительных организаций, религиозных организаций);
  • средств массовой информации;
  • налогоплательщиков;
  • бюджетных организаций;
  • некоторые другие.

Особое место в системе административно-правовых статусов занимает статус Президента РФ , который, являясь физическим лицом, одновременно выступает в качестве органа государства, причем стоящего несколько в стороне от всех трех ветвей государственной власти Российской Федерации. О нем речь пойдет в одном ряду со статусами органов исполнительной власти.

Следует четко отдавать себе отчет в том, что перечень указанных статусов ни в коем случае не является исчерпывающим. Существует множество совмещаемых и пересекающихся административно-правовых статусов, которые невозможно привести к единому классификационному знаменателю. Лишь последовательное изучение сформированных в рамках административного права административно-правовых режимов позволит оценить многообразие статусных сочетаний. Именно поэтому указанные статусы не нужно воспринимать как виды или группы субъектов административного права, хотя в конкретный момент времени определенная группа субъектов, безусловно, является бюджетными учреждениями, благотворительными организациями и прочее.

В соответствии с общим положением субъекты правоотношений – это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

В действительности не все отдельные индивиды и организации могут являться субъектами правоотношений. Такое положение можно объяснить различными объективными факторами (в частности, физиологическими, психологическими, экономическими).

Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в области объективного права. Главным образом их большинство в правовом государстве. Другие лица, по каким-либо причинам не охваченные сферой правового регулирования, находятся под непосредственной опекой разных благотворительных общественных организаций, а также государства.

Субъектов права подразделяют чаще всего:

v на индивидуальные;

v коллективные.

К индивидуальным субъектам права относят:

v граждан Российской Федерации;

v иностранцев;

v лиц без гражданства;

v лиц с двойным гражданством.

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Их делят на следующие виды:

v государство;

v государственные органы и учреждения;

v общественные объединения;

v административно-территориальные единицы;

v субъекты Российской Федерации;

v религиозные организации;

v юридические лица.

Необходимо учитывать, что не любой коллектив людей может выступать субъектом права. Таким правом, например, не обладают семья, учебные группы, производственные бригады и другие общности. Таким образом, субъектами права могут быть только более или менее важные, устойчивые, а также постоянные образования, которые отличаются единством цели, определенной внутренней организацией, а не случайные или временные объединения граждан или каких-то структур.

Степень участия конкретных субъектов в правовых отношениях должна определяться их правоспособностью и дееспособностью.

Субъектами правоотношения являются такие участники правоотношения, которые имеют права и обязанности, исполняют своими действиями возложенные на них обязанности и осуществляют данные им права.

Субъекты правоотношения главным образом и определяют специфику правовых отношений, так как это единственный отличный элемент правоотношений, который содержится в правоотношениях различных отраслей права.

Под правоспособностью субъектов понимают признаваемую государством общую возможность обладать предусмотренными законом правами и обязанностями, а также быть их носителем. Правоспособностью в одинаковой мере обладают все граждане без исключения. Правоспособность также является закрепленной в законодательстве способностью субъекта иметь как юридические права, так и юридические обязанности. Она начинает действовать с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Правоспособность вместе с тем не является естественным свойством индивидуума, а порождается объективным правом.

Лица, которые по закону могут быть участниками правовых отношений, называются субъектами права . Важно отметить, что понятия «субъект права» и «субъект правоотношения» не равнозначны. Субъекты права – это потенциальные участники правоотношений, это лица, которые лишь могут быть носителями юридических прав и обязанностей. Субъект правоотношения – это субъект права, который стал участником конкретного правового отношения. Любой субъект правоотношений – это всегда субъект права, но не всякий субъект права – участник того или иного конкретного правоотношения.

Основные виды субъектов права :

  • физические лица;
  • коллективные субъекты (юридические лица, государство);
  • социальные общности (народ, нации, население).

К физическим лицам относятся:

  • граждане; их особенность как субъектов права в том, что они обладают максимальной широтой прав и обязанностей (правоспособностью). Они повседневно выступают участниками самых различных правоотношений, прежде всего, гражданско-правовых (сделки), трудовых, брачно-семейных; реже - адмнистративно-правовых (уплата штрафа в случае нарушения норм административного права), налоговых, конституционных (участие в выборах) и др. Как очевидно, такая полнота прав и свобод объясняется наличием института гражданства, поскольку многие, в том числе политико-конституционные права (избирательные и т.д.), им принадлежат исключительно как гражданам государства;
  • лица без гражданства (апатриды);
  • лица с двойным гражданством (бипатриды). Особенность лиц с двойным гражданством как субъектов права состоит в том, что они обладают одновременно правами и обязанностями двух государств;
  • иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством могут быть участниками большинства правоотношений как и граждане, но не всех. Российское законодательство устанавливает следующие ограничения: они не могут избирать или быть избранными в представительные (законодательные) органы РФ, входить в экипаж гражданско-воздушного, морского или речного судна (быть его капитаном - тем более), служить в Вооруженных Силах РФ (за определенным исключением); и др.;

Коллективные субъекты – это государство, государственные органы, юридические лица, общественные организации.



Государство выступает субъектом:

а) в межгосударственных, международных отношениях;

б) государствен но-правовых отношениях (отношения между федеральным центром и его субъектами, гражданство и др.);

в) уголовно-правовых отношениях;

г) гражданско-правовых отношениях (вопросы федеральной собственности).

Государство - это субъект политический, властный и суверенный.

Юридические лица - это особый круг субъектов правоотношений.

Понятие юридического лица определено в ч. 1 ст. 48 ГК РФ: «юридическим лицом признается организация, которая:

(1) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управле­нии обособленное имущество

(2) отвечает по своим обязатель­ствам этим имуществом,

(3) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

(4) Юриди­ческие лица должны иметь самостоятельный баланс или смету».

К юридическим лицам относятся:

Государство;

Государственные органы и организации;

Предприятия различных форм собственности;

Общественные организации;

Иностранные организации и др.

Общественные организации также выступают субъектами правоотношений. Речь идет о добровольных, некоммерческих и самоуправляющихся объединениях людей или юридических лиц негосударственного характера. И еще одно условие, предъявляемое действующим законодательством - это регистрация в органах юстиции в установленном законом порядке.

Социальные общности – это народ, население субъекта Федерации РФ, административно-территориальной единицы, муниципального образования и т.д. Основной довод выделение данного вида субъектов права - это правовые отношения, возникающие в случае референдумов (общественных, региональных и т.д.).

Характер и степень участия субъектов в правоотношениях опре­деляется их правосубъектностью.

Правосубъектность - это способность лица быть субъектом права.

Граждане наделяются правосубъектностью как юридической воз­можностью удовлетворения и защиты личных и иных интересов, вы­полнения обязанностей во всех областях, урегулированных правом.

Правосубъектность состоит из двух элементов – правоспособ­ности и дееспособности. Разновидностями последней являются де­ликтоспособность и сделкоспособность.

Правоспособность - это предоставленная нормами права воз­можность субъекта (гражданина или организации) приобретать права и исполнять обязанности. Правоспособностью обладают все физи­ческие и юридические лица независимо от возраста и состояния здоровья. Она начинается с рождения и прекращается смертью.

Дееспособность - это возможность субъекта (гражданина или организации) собственными действиями приобретать права и ис­полнять обязанности. Дееспособность зависит от возраста и состоя­ния психического здоровья. Она бывает:

  • полной, наступает с 18 лет, в случае вступления в брак в более раннем возрасте - с 16 лет;
  • неполной, ею обладают подростки в возрасте от. 14 до 18 лет;
  • частичной - малолетние в возрасте от 6 до 14 лет;
  • ограниченной - устанавливается по решению суда в отноше­нии лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Недееспособными могут быть признаны психические больные и слабоумные люди. Такие лица не осознают фактический характер и социальные последствия своих действий.

Деликтоспособность представляет собой способность лица не­сти юридическую ответственность за совершенное правонарушение (деликт). Деликтоспособность зависит от возраста и вида юриди­ческой ответственности:

  • административная – с 16 лет;
  • полная гражданско-правовая - с 18 лет. За исключением эман­сипации - объявления несовершеннолетнего лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью;
  • уголовная - с 16 лет, за особо тяжкие преступления (все виды убийства, изнасилование, разбой, грабеж, кража, хищение огнестрель­ного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и др.) - с 14 лет;
  • дисциплинарная - в трудовом праве - с 15 лет.

Сделкоспособность - это способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки.

Разница между правоспособностью и дееспособностью заключа­ется в том, что дееспособность содержит разрешение субъекту права путем собственных действий участвовать в конкретном правоотно­шении, а значит, реально использовать субъективные права и выпол­нять юридические обязанности. Разграничение между элементами правосубъектности (правоспособностью и дееспособностью) потре­бовалось в основном из-за урегулирования имущественных отноше­ний, в которых малолетние либо лишенные дееспособности (или ог­раниченные в ней) взрослые граждане не могут собственными действиями приобретать права и выполнять обязанности, определяе­мые нормами права.

Как правоспособность, так и дееспособность (правосубъект­ность) необходимы для реализации прав и обязанностей, опреде­ляемых нормами права. Каждый из этих элементов правосубъект­ности может быть изменен в отношении конкретного гражданина, например если его поведение даст основания для лишения роди­тельских прав, ограничения дееспособности из-за злоупотребления наркотиками, алкоголем и др. Такие ограничения определяются судом в строго установленном порядке.

Правовой статус – это юри­дически закрепленное положение личности в обществе. В его основе лежит фактический социальный статус, т. е реальное положение человека в обществе. Социальный и правовой статусы соотносятся, как содержание и форма.

Правовой статус традиционно подразделяют на:

  • общий правовой статус, например статус гражданина определяется Конституцией государства и другими законами;
  • специальный статус связывают с правовыми ограничениями, скажем, такие ограничения имеют государственные и муниципальные служащие, судьи, прокурорские работники, военнослужащие и др.;
  • индивидуальный правовой статус связан с конкретным субъектом права, например конкретным гражданином. (например, студент, имеющий нетрудоспособных родителей; студент являющийся депутатом выборного органа власти; и т.д.).

В литературе высказываются разные мнения по поводу понятий «правовой статус» и «правовое положение». Ряд авторов считают, что это равнозначные понятия, т.к. слово «статус» в переводе с латинского означает «положение», «состояние», другие предлагают их различать, и под правовым положением понимать конкретное положение субъекта, которое определяется как его правовым статусом, так и совокупностью конкретных правовых связей, в которых он состоит.

И обязанностей, становятся участниками правоотношений , а также субъектами права .

В соответствии с общим положением субъекты правоотношений – это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

В действительности не все отдельные индивиды и организации могут являться субъектами правоотношений. Такое положение можно объяснить различными объективными факторами (в частности, физиологическими, психологическими, экономическими).

Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в области объективного права. Главным образом их большинство в правовом государстве . Другие лица, по каким-либо причинам не охваченные сферой правового регулирования , находятся под непосредственной опекой разных благотворительных общественных организаций, а также государства .

Субъектов права подразделяют чаще всего:

  1. на индивидуальные;
  2. коллективные.

К индивидуальным субъектам права относят:

  1. граждан Российской Федерации;
  2. лиц без гражданства ;
  3. лиц с двойным гражданством.

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Их делят на следующие виды:

  1. государство;
  2. государственные органы и учреждения;
  3. административно-территориальные единицы;
  4. религиозные организации;

Необходимо учитывать, что не любой коллектив людей может выступать субъектом права. Таким правом, например, не обладают семья , учебные группы, производственные бригады и другие общности. Таким образом, субъектами права могут быть только более или менее важные, устойчивые, а также постоянные образования, которые отличаются единством цели, определенной внутренней организацией, а не случайные или временные объединения граждан или каких-то структур.

Степень участия конкретных субъектов в правовых отношениях должна определяться их правоспособностью и дееспособностью .

Субъектами правоотношения являются такие участники правоотношения, которые имеют права и обязанности, исполняют своими действиями возложенные на них обязанности и осуществляют данные им права.

Субъекты правоотношения главным образом и определяют специфику правовых отношений, так как это единственный отличный элемент правоотношений, который содержится в правоотношениях различных отраслей права .

Под правоспособностью субъектов понимают признаваемую государством общую возможность обладать предусмотренными законом правами и обязанностями, а также быть их носителем. Правоспособностью в одинаковой мере обладают все граждане без исключения. Правоспособность также является закрепленной в законодательстве способностью субъекта иметь как юридические права, так и юридические обязанности . Она начинает действовать с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Правоспособность вместе с тем не является естественным свойством индивидуума, а порождается объективным правом.

Понятие субъектов права. Важнейшим элементом право­отношений и в целом правовой системы являются те или иные лица, субъекты права. Ведь именно ради них и существует пра­во, и именно они вступают в правоотношения ради удовлетво­рения потребностей.

Субъекты права - это лица, которые могут быть носите­лями прав и обязанностей и участниками правоотношений. Подчеркнем, понятие субъектов права шире понятия субъектов правоотношений, т. к. первые могут быть носителями прав и обязанностей и вне правоотношений.

В первую очередь необходимо разобраться с вопросом, кто признается субъектом права в настоящее время. Для того, чтобы быть субъектом права необходимо обладать правосубъектно­стью, состоящей из право- и дееспособности. Правоспособность - способность обладать правами и нести обязанности. Дееспо­собность - способность своими действиями приобретать и осу­ществлять права, создавать и исполнять обязанности. Так, граж­данин правоспособен с момента рождения, обладает правом на жизнь, правом наследования и др., но полностью дееспособным он становится в 18 лет, когда самостоятельно может приобре­тать право собственности, платить налоги и др. У юридических же лиц право- и дееспособность появляются одновременно.

Правосубъектность того или иного лица не существует по природе, но должна устанавливаться действующим правом. На­пример, были времена, когда субъектами права не признавалась часть людей (чужеплеменники, рабы) или юридические лица. В настоящее время субъектами права не являются животные, даже высокоорганизованные, возможные инопланетные существа, многие сообщества людей (народ в целом, незарегистрирован­ные политические и религиозные движения, трудовые коллек­тивы и т.п.).

Виды субъектов права. С теоретической точки зрения все ныне существующие субъекты права можно разделить на физи­ческие и социальные лица.

Физические лица есть люди как биологические существа. Вне зависимости от своих личных качеств, все они с рождения признаются равными субъектами права. Лишь в области дееспо­собности, как говорилось, они не равны: у большинства она по­является в совершеннолетие, у кого-то раньше (например, при вступлении в брак), а у душевнобольных (недееспособных) мо­жет не быть. В зависимости от связи с российским государством физические лица делятся на: 1) граждан; 2) лиц с двойным гра­жданством; 3) иностранных граждан и 4) лиц без гражданства.

Социальные лица - юридически признанные небиологиче­ские образования. К ним относятся: 1) государство и государст­венные органы; 2) муниципальные образования и органы мест­ного самоуправления; 3) зависимые территории и 4) народы, борющиеся за свою независимость (в международном праве); 5) юридические лица; 6) международные межправительствен­ные и неправительственные организации.

Для того, чтобы луч­ше разобраться в природе социальных лиц, несколько подробнее остановимся на юридических лицах и государстве.

Юридические лица - это юридически признанные тем или иным государством общественные образования (в англоязычном праве используется термин «artificial person» - искусственное лицо). Государства пошли на признание этих лиц, когда стало понятно, что в правоотношениях не всегда удобно записывать права и обязанности на физических лиц, лучше это делать в пользу условных надындивидуальных субъектов с собственны­ми наименованиями. В теории права сложилось два основных понимания природы юридического лица. Теория фикции (папа Иннокентий IV, Савиньи и др.) подлинными субъектами права считает только людей, поэтому юридические лица понимаются как не настоящие, а фиктивные, вымышленные субъекты. Дру­гая, реалистическая теория (Безелер, Гирке) отталкивается от идеи, что настоящим организмом является не только человек, но и общество. Значит, юридическое лицо не менее реально, чем физическое. Анализ современного законодательства позволяет утверждать, что оно стоит на точке зрения фиктивного, услов­ного понимания юридических лиц. Об этом говорит существо­вание этих лиц только после государственной регистрации, воз­можность учреждения хозяйственных обществ одним челове­ком, а также то, что в правоотношениях юридические лица уча­ствуют «в лице» того или иного своего представителя - физиче­ского лица.

Государство как субъект права является его особым видом, т.к. оно не юридическое лицо (ведь не может оно признать и за­регистрировать само себя), ни, тем более, физическое.

Российское государство предстает в следующих самостоя­тельных лицах: 1) Российская Федерация (в международных от­ношениях; как собственник федерального имущества; при вы­пуске облигаций займа и др.); 2) субъекты Российской Федера­ции; 3) федеральные и региональные государственные органы. В положениях о тех или иных государственных органах (служ­бах, управлениях и др.) ныне все чаще делается указание, что они обладают правами юридического лица или даже являются ими; тем не менее следует четко отличать одно от другого. Сле­дует также помнить, что государственные органы в одних слу­чаях являются просто представителями государства в целом, например, когда суд выносит приговор именем Российской Фе­дерации, в других - обладают собственными правами, напри­мер, в отношении переданного им имущества.

Государственные предприятия не являются формой государ­ства, т. к. по закону они юридические лица (коммерческие орга­низации). В целом следует заметить, что в области юридическо­го оформления государства как субъекта права имеется еще не­мало проблем.

Еще по теме СУБЪЕКТЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ:

  1. 47. Правовой статус и компетенция коллективных субъектов права: понятие и виды.
Выбор редакции
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...

Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...

В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...

Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...
Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...
В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...