Понятие международные источники прав человека. Понятие и система прав человека


Проблема защиты прав человека возникла в международных отношениях относительно рано. У государств появились две группы обязательств, касающихся защиты лиц, находящихся на их территориях. Иностранец, особенно торговец, являлся ценным инвестором для государства пребывания, и поэтому лица, причинившие ему вред, причиняли вред и самому государству, а потому подвергались наказанию.

Если же государство отказывалось принимать какие-либо меры, следовала международная ответственность. В частности, в качестве «первого шага» отечественное государство разрешало жертвам самосуд над обидчиками, а от себя заявляло в адрес виновного государства репрессалии, уполномочивающие захват грузов или судов неприятеля в качестве компенсации.

Для смягчения очевидной резкости такого правила вскоре появились процедурные гарантии: прежде всего индивид должен был попытаться получить защиту в судебных учреждениях государства пребывания и только после этого государство могло ответить репрессалиями, однако и сами они стали заметно мягче.

Дальнейшее формирование международно-правовой защиты прав и свобод личности происходило уже в буржуазную эпоху. Гуго Гроций в своей книге «О праве войны и мира» (1625 г.) писал о справедливости войны ради защиты «чужих подданных, если над ними творят явное беззаконие»1. С практической точки зрения нормы, защищающие права человека, стали появляться в отдельных межгосударственных соглашениях. Так, в Оснабрюкском договоре 1648 г. между Священной Римской империей и Швецией была обеспечена определенная мера религиозной свободы для служителей христианских церквей.

1 Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги. М., 1956. С. 562-563.

Идея гуманитарного вмешательства была знакома и в Древнем Китае, где существовало понятие освобождения от тирании1. Право на гуманитарную интервенцию обосновывалось тем, что каждое государство имеет международные обязательства гарантировать права и свободы своих граждан, где бы они ни находились. В связи с этим обосновывалась концепция о правомерности применения силы для защиты последних на территории другого государства, а также для защиты национальных и иных меньшинств. Точка зрения, которая защищала вмешательство других государств для защиты прав и свобод человека, была воспринята многими юристами-международниками ХУШ-ХГХ вв. Эту позицию поддерживали Ф.Ф. Мартенс, Н.А. Захаров и др.2

Возникновение в международном праве отдельных норм и институтов международно-правовой регламентации прав и свобод индивида происходило и за счет накопления перечня еще не систематизированных (в большинстве своем) и несовершенных стандартов прав личности и формулирования в национальных правовых актах правовых позиций, относящихся к статусу индивида. Впоследствии из таких документов составился каталог источников, относящихся к защите прав человека.

Постепенно вырабатывались и основные элементы механизма международной защиты прав человека. На Венском конгрессе 1815 г. принимается Декларация, осуждающая торговлю людьми. Запрет работорговли получил дальнейшее закрепление в Брюссельских актах 1890 г. и в действующем до сих пор Женевском соглашении 1926 г., в котором также регламентировались вопросы принудительного труда.

Некоторые обязательства государств по соблюдению элементарных прав человека содержались в международных соглашениях о защите против религиозной нетерпимости, например в Версальском договоре 1871 г., актах Берлинского конгресса 1878 г., актах по Конго 1885 г. и др. Парижская конвенция 1883 г. и Берлинская конвенция 1886 г. определяли международно-правовое регулирование индивидуальных прав, касающихся промышленной и интеллектуальной собственности.

Кодификация правил ведения войны и защиты жертв вооруженных конфликтов в Женевских конвенциях 1864, 1906, 1929 гг., Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. усиливает гуманитарную направленность в международном праве. Данные документы установили определенные обязательные правила поведения государств в отношении граждан

1 Giles L. The book of Mencius. L., 1942.

2 См.: Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. СПб., 1882. С. 297-298; Захаров Н.А. Курс общего международного права. Пг., 1917.С. 134.

и заложили основу международно-правовой системы защиты личности в условиях вооруженных конфликтов. В этом смысле классическое гуманитарное право сыграло значительную роль в создании механизма международной защиты прав человека.

Отдельные элементы регламентации юридического статуса частных лиц проявлялись также в таких институтах международного права, как дипломатическая защита и правовое положение иностранцев.

Прежде всего государства обязывались предоставлять иностранцам, находящимся на их территориях, гарантии по обеспечению необходимых минимальных прав и правовой защиты, как-то: защита жизни, достоинства, собственности, возможность судебной защиты своих интересов и пр. Кроме того, в международной практике сформировался принцип «дипломатической защиты» - механизм обеспечения правомерного поведения какого-либо государства в отношении лиц иностранного подданства. Иначе говоря, страна происхождения могла требовать от страны пребывания обязательного соблюдения некоего минимального стандарта защиты прав и интересов личности для своих граждан, принимать предупредительные меры для их защиты и для устранения последствий нарушения их прав и т.д.

Таким образом, в международных отношениях стали возникать правовые нормы, формирующие принцип ответственности государств за соблюдение прав человека и принцип допустимости возможных санкций против государства - нарушителя этих прав и свобод.

Следующей вехой в истории развития отрасли прав человека в международном праве явились мирные договоры 1919 г. После Первой мировой войны главными союзными державами были заключены соглашения с восемью европейскими государствами и Турцией. Державы-союзники, получившие мандат на управление бывшими германскими колониями и нетурецкими территориями бывшей Османской империи, обязаны были в соответствии со ст. 22 Устава Лиги Наций «содействовать благополучию и развитию» проживающих на данных территориях народов.

Основой формирования международного института меньшинств стали нормы о защите родного языка, национальной культуры и образа жизни, религиозных вероисповеданий, а также гарантии суверенных прав, обеспечивающих определенную степень автономии и самоуправления (во многом эти нормы определили содержание последующего принципа самоопределения народов). Кроме того, ряд правовых норм включал следующие положения:

1) признание международно-правовых обязательств государств в отношении соответствующих национальных и этнических образований;

Глава I. Международное право прав человека

2) установление системы контроля за соблюдением международно-правовых обязательств государств, которая осуществляется не только государствами, но и специальным международным органом;

3) закрепление права частных лиц, принадлежащих к национальным или религиозным меньшинствам, обращаться с жалобами непосредственно в Совет Лиги Наций, который должен был их рассматривать;

4) введение в Постоянной палате международного правосудия процедуры рассмотрения жалоб на нарушителей национальных прав и т.д.

Обязательства государств по защите меньшинств предусматривались в договорах Лиги Нации с отдельными государствами (Польшей, Австрией и др.).

Правозащитный механизм института меньшинств в классическом международном праве регламентировал специфический правовой режим, который был весьма ограничен как по предмету регулирования и кругу правовых субъектов, так и по списку гарантируемых прав. Наконец, и число государств-участников, поддержавших эти соглашения, было весьма невелико.

Оценивая исторический процесс международного регулирования прав и свобод человека до второй половины ХХ в., можно сделать вывод о том, что он развивался в динамике формирования и совершенствования национальных правовых систем и степени эффективности внутреннего механизма защиты основных свобод человека. Постепенно начинает очерчиваться круг регулируемых отношений. И хотя не было основы для разработки общих принципов юридического регулирования прав и свобод индивида на международном уровне, очевидной стала необходимость постоянного международного контроля над государственным регулированием прав и свобод человека.

Движение за решение вопросов, связанных с правами человека, на международном уровне широко развернулось после Второй мировой войны с созданием Организации Объединенных Наций. Статья 1 Устава ООН провозгласила, что одной из целей, которые преследует Организация, является осуществление международного сотрудничества в «поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия пола, расы, языка и религии». Эту формулу практически повторяет ст. 55 Устава, а ст. 56, конкретизируя ее, налагает на всех членов ООН обязанность «предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55». Таким образом, международное сообщество признало, что защита прав человека является одним из важнейших направлений международного сотрудничества.

§ 1. Формирование права прав человека

Одним из первых договоров, регулирующих данную сферу отношений, стала Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. С ее принятием международное сообщество получило стандарт правового положения личности, в соответствии с которым государства должны соизмерять с международными стандартами в сфере защиты прав человека обращение с собственными гражданами. Вслед за ней были приняты два пакта, закрепившие обязательность подписавших их государств гарантировать и соблюдать права человека, затем конституции некоторых государств признали положения Декларации обязательными для них, наконец, велико моральное воздействие Декларации на развитие прав человека в мире1.

Принятие Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему 1966 г., которые явились и продолжают оставаться основополагающими международными документами по защите прав и основных свобод человека, оказало существенное влияние на кодификацию правовых норм в данной области. В соответствии с указанными соглашениями государства-участники обязались соблюдать закрепленные в них права и свободы в отношении всех лиц, находящихся под их юрисдикцией, и развивать международное сотрудничество с целью дальнейшего поощрения и защиты этих прав и свобод. Непосредственная регламентация прав, т.е. наделение индивида определенным юридическим статусом, включающим ряд прав и обязанностей, была отнесена международным правом к внутригосударственной компетенции.

Впоследствии Организацией Объединенных Наций было подготовлено свыше 80 международных договоров, конвенций, деклараций в сфере прав человека, которые затрагивают такие вопросы, как геноцид, расовая дискриминация, дискриминация женщин, права инвалидов, право на развитие, права детей, права беженцев, права лиц, подвергающихся задержанию или тюремному заключению. Таким образом, международное право прав человека становится одной из наиболее детально разработанных отраслей международного права с постоянно расширяющимся объектом.

Международное право прав человека представляет собой совокупность согласованных юридических принципов и норм, устанавливающих обязательный для государств объем прав и свобод индивида, регламентирующих систему международно-правовых гарантий соблюдения и восстановления данных прав в случае их нарушения со стороны государства,

1 См.: Международное право: Учебник / Под ред. Г.И. Тункина. М., 1994. С. 286.

Глава I. Международное право прав человека

а также межгосударственное сотрудничество в области развития и укрепления уважения к правам и свободам человека.

Как и любая иная отрасль международного права, международное право прав человека обладает всеми характерными чертами отрасли: специальными источниками, отраслевыми принципами и автономным предметом правового регулирования. Следует отметить, что ряд ученых относят международное право прав человека к сфере регулирования международного гуманитарного права1: нормы последнего в сфере прав человека направлены исключительно на защиту участников и жертв вооруженных конфликтов. Учитывая качественную обособленность данных проблем, предпочтительнее рассматривать их в совокупности с вопросами ограничения средств и методов ведения войны в рамках отдельной отрасли2.

В основе международного права прав человека лежит один из основных принципов международного права - принцип уважения прав и свобод человека. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. данный принцип сформулирован следующим образом: «уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений».

В современном международном праве отмечается тенденция к регламентации национального механизма защиты прав и свобод индивида. Это демонстрируется большим числом документов, касающихся вопросов судебной защиты, оказания юридической помощи и т.д. Данные документы не обладают обязательной юридической силой и носят рекомендательный характер для государств, однако их принятие в рамках главных органов Организации Объединенных Наций позволяет предполагать, что они имеют вес вспомогательных средств для определения международно-правовых норм. Это подтверждается тем, что указанные акты подчеркивают то обстоятельство, что нарушение государствами содержащихся в них норм является нарушением одного из основных принципов jus cogens международного права, ка-

См., например: Международное право: Учебник / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003; Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. М., 1999.

2 См., например: Международное право: Учебник / Под ред. Л.Н. Шестакова. М., 2002; Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2003; Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003; Международное публичное право: Курс лекций / Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков и др. Казань, 2004; Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. Р.М. Валеев, Р.Г. Вагизов. Казань, 2007.

§ 2. Принципы и источники права прав человека

сающегося уважения и защиты прав человека. Таким образом, основной задачей международно-правового регулирования статуса личности является не выработка какого-либо нового комплекса прав, а поиск средств для наиболее полного осуществления и защиты уже закрепленных в существующих международных документах, касающихся основных прав и свобод человека.

Еще по теме § 1. Формирование международного права прав человека как отрасли международного права, его понятие:

  1. 11.11. Особенности международного права защиты и поощрения прав человека как отрасли международного права
  2. 11.7. Международное право защиты и поощрения прав человека как отрасль международного права
  3. Глава II ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ОБЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  4. 30. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
  5. Соотношение международного гуманитарного права и международной защиты прав человека.
  6. Глава II. Международное инвестиционное право как отрасль права, отрасль науки и отрасль учебной дисциплины
  7. Глава I МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  8. 2. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  9. 11.8. Отраслевые принципы международного права защиты и поощрения прав человека
  10. § 1. Понятие аграрного права как отрасли права и ее место в системе права Российской Федерации
  11. 2.1. Международное инвестиционное право, как отрасль права
  12. § 5. Иные критерии (системообразующие факторы) формирования аграрного права как отрасли права
  13. § 1. Понятие международного морского права и его принципы

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран -

Международное право в области прав человека - это совокупность принципов и норм, регулирующих международную защиту прав и основных свобод индивидов и представляющих собой международные стандарты в области прав человека для национального права.

Международное право прав человека (international law of human rights) - специфическая отрасль международного права, регулирующая межгосударственные отношения в области прав человека.

Координационным центром сотрудничества государств в области прав человека является ООН.

В рамках ООН разработаны важнейшие международно-правовые акты по защите прав и свобод человека, фактически установившие международные стандарты в этой области. Основа - договоры системы ООН, а также региональных организаций (основные - в системах Совета Европы, Африканского Союза и Организации американских государств).

Международное право в области прав человека тесно связано с такими отраслями международного права как право беженцев и международное гуманитарное право.

Вопрос о закреплении и обеспечении прав человека в масштабе мирового сообщества со всей актуальностью поставила Вторая мировая война.

Чудовищные последствия этой войны побудили мировое сообщество к созданию в 1945 г. Организации Объединенных Наций, Устав которой закрепил общие принципы обеспечения мира и безопасности, соблюдения прав человека.

Всеобщая декларация прав человека была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) (Международный пакт о правах человека) от 10 декабря 1948 года. Декларация определяет базовые права человека.

В Декларации впервые были разработаны в комплексе не национальные, а общечеловеческие, наднациональные, международное признанные стандарты прав и свобод. Декларация, например, провозглашала такие права человека, как право покидать свою страну и возвращаться, право выбирать место своего жительства, право на забастовку и др.

Поскольку ее основной задачей была разработка именно прав и свобод человека, более общее понятие - понятие статуса человека - для достижения главной цели было искусственно расчленено. Из него была выделена только одна часть - права и свободы, в ущерб другим составляющим этого понятия, и, прежде всего, обязанностям человека.

  • 1) Международный пакт о гражданских и политических правах и
  • 2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Эти, уже обязательные для участвующих стран нормативные акты, совместно с декларацией они стали называться Международным биллем о правах.

Заключительный Акт СБСЕ 1975 г. В данном акте впервые нормативные предписания об уважении прав человека и основных свобод были сформулированы в виде самостоятельного принципа современного международного права. С этого времени соблюдение государствами общепринятых прав и свобод человека становится не просто договорной формой международного права, но нормой-принципом, т.е. обязанностью, исполнения которой может потребовать каждый. Теперь уже отпала сама необходимость доказывания самого права на существование концепции уважения и соблюдения прав и свобод человека.

Основные договоры ООН по правам человека:

  • 1. Конвенция о пресечении преступления геноцида и наказания за него 1948 г.;
  • 2. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965, в силе с 1969 г.).
  • 3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979, в силе с 1981 г., есть факультативный протокол).
  • 4. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984, в силе с 1987 г., есть факультативный протокол).
  • 54. Конвенция о правах ребёнка (1989, в силе с 1990 г., есть три факультативных протокола, один из которых, на 2012 год, ещё не вступил в силу).
  • 6. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990, в силе с 2003 г.).
  • 7. Конвенция о правах инвалидов (2006, в силе с 2008 г., есть факультативный протокол).
  • 8. Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений (2006, в силе с 2010 г.).

У всех упомянутых конвенций предусмотрены механизмы рассмотрения надзирающими за их выполнением комитетами заявлений о нарушениях конвенций теми странами, которые соглашаются на такое рассмотрение, сделав особое заявление или присоединившись к факультативному протоколу.

Механизмы рассмотрения заявлений о нарушениях конвенций о правах трудящихся-мигрантов и о правах ребёнка, на февраль 2012 года, ещё не работают - в первом случае необходимо, чтобы на рассмотрение заявлений о нарушениях согласились как минимум 10 государств, во втором соответствующий факультативный протокол ещё не вступил в силу.

Заявления о нарушениях могут подавать как другие государства-участники (однако, по состоянию на 2011 год государства этим правом никогда не пользовались), так и люди, считающие себя жертвами нарушений конвенций.

Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и другой дискриминации). Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными.

К числу региональных международно-правовых актов, регламенти-рующих весь комплекс основных прав и свобод человека, можно отнести Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (с одиннадцатью протоколами), Американскую конвенцию прав человека 1969 г., Африканскую хартию прав человека и народов 1981 г., Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.

Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными.

В этой связи следует отметить стандарты, действующие в рамках европейского права.

Европейское право относится к новым юридическим феноменам международной жизни и свою недолгую историю ведет с создания на континенте сначала Совета Европы (1949), а затем трех европейских сообществ - Европейского объединения угля и стали (1951), Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии (1957).

Важным рубежом в развитии европейского права стала трансформация трех названных европейских сообществ в Европейский Союз (1992).

Европейское право выступает как особая, самостоятельная правовая система, существующая наряду с национальными правовыми системами и системой международного права.

Сегодня европейское право можно определить как систему юридических норм, создаваемых в связи с образованием и функционированием европейских международных организаций (прежде всего Европейского Союза и Совета Европы) и действующих и применяемых в пределах их юрисдикции на основе и в соответствии с международными договорами, общими принципами европейского права, а равно принципами и нормами международного права.

Все государства - члены Европейского Союза основывают свои правовые установления на общих принципах европейского права. Учредительные акты Европейского Союза относят к числу таковых права и свободы человека в том виде, как они определены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г.

Конвенция закрепила широкий круг личных, политических и социально-экономических прав и свобод. Она была принята в рамках Совета Европы.

В соответствии со ст. 3 Устава Совета Европы (Устав был подписан 5 мая 1949 г. в Лондоне) каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и обеспечивать всем лицам, находящимся под его юрисдикцией, пользование правами и основными свободами.

Сотрудничество ради достижения этой цели включает заключение и реализацию конвенций, протоколов и соглашений, которые посвящены правам человека, вопросам образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, спорта и многим другим вопросам.

В их числе Европейская социальная хартия (1961, пересмотрена в 1996), Европейская конвенция о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.), Европейская конвенция о гражданстве (1998), ряд актов уголовно-правового и процессуального характера - о выдаче (1957), о взаимной помощи по уголовным делам (1959), об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990) и другие.

Международный механизм контроля защиты прав и свободы человека предусматривает два уровня: 1) универсальный; 2) региональный.

На универсальном уровне контроль осуществляется ООН (ГА, ЭКОСОС, Верховный комиссар по правам человека, Комиссия по правам женщин, Комитет против пыток и др.).

Вместе с глобальным процессом развития института прав и свобод человека, необходимо отметить и развитие правовой регламентации обязательств государств в области прав и свобод человека на региональном уровне. К таким соглашениям, имеющим юридически обязательный характер, можно отнести Африканскую Хартию по правам человека и правам народов, Американскую Конвенцию о правах человека, Конвенцию Совета Европы о защите прав человека и фундаментальных свобод (Европейская Конвенция прав человека), а также Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека.

Существуют три основные формы контроля за соблюдением прав человека:

  • 1) рассмотрение в ООН периодических докладов государств;
  • 2) рассмотрение споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений;
  • 3) рассмотрение индивидуальных петиций.

Таким образом, права человека как отрасль международного права представляет собой совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.

Права человека как отрасль современного международного права включает в себя нормы и принципы, относящиеся к защите прав человека. В основе их лежит закрепленная в Уставе ООН обязанность государств соблюдать права человека и основные свободы всех лиц, без различия расы, пола, языка и религии. Этот принцип в самом кратком виде выражает сущность данной отрасли права и определяет ее характерные особенности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Международное право и права человека

Введение

1.Международное право прав человека как самостоятельная отрасль международного права, его понятие и принципы

2.Международно-правовые нормы о защите прав человека

3.Роль Организации Объединенных Наций в защите прав человека

4.Международные судебные учреждения и защита прав человека

Заключение

международный суд защита права человека

Введение

Когда мы говорим о международном праве, мы прежде всего имеем в виду совокупность общеобязательных принципов, либо закрепленных в международных договорах или других международно-правовых документах, либо не закрепленных. Эти принципы в международном публичном праве являются общими для всех государств, обязательными. Образно говоря, они находятся как бы вне государства. Когда же мы говорим о международном частном праве, то слово «международное» используется в следующем значении: не замыкающееся в границах одного государства, имеющее в себе иностранный элемент. В виду этого международное частное право не следует понимать как совокупность норм, принципов, общеобязательных для всех государств в частноправовой сфере. Под международным частным правом всегда понимают конкретную национальную отрасль права. Сколько государств на земле существует, столько имеется и систем международного частного права.

Естественно, на международном уровне заключены договоры, соглашения. Нормы, которые в них закреплены, в случае, если государства присоединяются к этим договорам, становятся общеобязательными. Сегодня международное частное право остается преимущественно национальной отраслью права. Таким образом, можно сказать, что международное частное право - это отрасль права, которая регулирует частноправовые отношения с иностранным элементом (иностранный гражданин, юридический факт, имеющий место за границей, имущество, находящееся за границей).

Основные права и свободы в современном мире образуют своеобразную систему, регламентирующую совместную жизнь людей. На сегодняшний день можно смело говорить о сформировавшейся комплексной отрасли права, предметом которой являются общественные отношения, возникающие в сфере прав человека, и эта отрасль имеет свои предмет и метод изучения. Юридическая составляющая в рассмотрении прав человека значительна. А в силу специфики международного частного права влияние прав человека в процессе регулирования правоотношений особенно заметно. Не менее заметно и обратное влияние международного частного права на защите прав человека, в конкретном случае - прав и интересов как собственных, так и иностранных субъектов международного частного права.

Одним из принципов международного частного права является принцип уважения прав и основных свобод человека. Этот принцип закреплен в преамбуле, статьях 1 и 55 Устава Организации Объединенных Наций. Например, в статье 1 Устава в качестве цели членов ООН говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола зыка и религии». Согласно статье 55 Устава «ООН содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития… с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех».

Наиболее полно эти общие положения Устава ООН были конкретизированы во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и двух пактах, принятых в 1966 году: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Оба пакта представляют собой лишь минимум прав, которые должны быть предоставлены государствами проживающему на их территории индивиду и закреплены в национальном законодательстве.

Таким образом, мы видим неразрывную связь прав и свобод человека с нормами международного права в следующем контексте: для защиты своих прав индивид обращается к помощи национальных судов, действующих в соответствии с конституциями государств, положения которых в части, касающейся прав и свобод человека, должны соответствовать международно-правовым стандартам - источникам принципа уважения прав и основных свобод человека. Следовательно мы смело можем говорить о такой отрасли международного права как международное право прав человека.

1. Международное право прав человека как самостоятельная отрасль международного права , е го понятие и принципы

Проблема защиты прав человека возникла в международных отношениях относительно рано. Иностранец, особенно торговец, представлял собой ценного инвестора для государства пребывания, и лица, причинявшие ему вред, тем самым причиняли вред самому государству, и, следовательно, должны были подвернуться наказанию. Если же государство пребывания отказывалось принимать какие-либо меры, то следовала международная ответственность. Например, допускался самосуд в отношении обидчика - захват имущества (товаров, судов) виновного государства.

Возникновение в международном праве отдельных норм и институтов международно-правовой регламентации прав и свобод индивида происходила в том числе и за счет накопления перечня стандартов прав личности и формулирования их в национальных правовых актах. Постепенно вырабатывались и основные элементы механизма международной защиты прав человека (осуждение торговли людьми, вопросы рабства и принудительный труд). А кодификация правил ведения войны и защиты жертв вооруженных конфликтов в Женевских и Гаагских конвенциях усиливает гуманитарную направленность в международном праве. Данные документы установили определенные обязательные правила поведения государств в отношении граждан и заложили основу международно-правовой защиты личности в условиях вооруженных конфликтов. То есть речь идет о фактическом создании механизма международной защиты прав человека.

Фактически государства обязывались предоставлять иностранцам, находящимся на их территориях, гарантии по обеспечению необходимых минимальных прав и правовой защиты, например: защита жизни, достоинства, собственности, судебная защита своих интересов. Таким образом формируется принцип «дипломатической защиты» - механизм обеспечения правомерного поведения какого-либо государства в отношении лиц иностранного подданства. Страна происхождения могла требовать от страны пребывания обязательного и неукоснительного соблюдения определенного минимального стандарта защиты прав и интересов личности для своих граждан, принимать предупредительные меры для их защиты и устранения последствий их нарушения. Стали возникать правовые нормы, формирующие принцип ответственности государств за соблюдение прав человека и принцип допустимости возможных санкций против государства - нарушителя этих обязательств.

Особенно ярко это проявилось после окончания Первой мировой войны. Соглашения, заключенные восемью европейскими государствами и Турцией обязывали стран-участниц содействовать благополучию и развитию проживающих на данных территориях народов. Этим была заложена основа формирования международного института меньшинств, базой для которого стали нормы о защите родного языка, национальной культуры и образа жизни, религии, а также гарантий суверенных прав, обеспечивающих определенную степень автономии и самоуправления.

Правозащитный механизм института меньшинств в классическом международном праве регламентировал на тот период времени весьма специфический правовой режим, который был ограниченным как предмету регулирования и кругу субъектов, так и по списку гарантируемых прав.

Очередной этап развития институт международной защиты прав и свобод человека приходится на период окончания Второй мировой войны. Движение за решение вопросов, связанных с правами человека приобретает поистине массовый характер в связи с созданием Организации Объединенных Наций. Статья 1 Устава ООН провозгласила, что одной из целей, которые преследует Организация, является осуществление международного сотрудничества в «поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия пола, расы, языка и религии». Эту формулу практически повторяет статья 55 Устава, а статья 56 налагает на всех членов ООН «обязанность предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в статье 55». Тем самым международное сообщество признало, что защита прав человека является одним из важнейших направлений международного сотрудничества на всех уровнях.

Одним из первых договоров, регулирующих данную сферу отношений, стала Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года. Ее нормы стали стандартом правового положения личности, в соответствии с которым государства должны соизмерять обращение с собственными гражданами.

Всеобщая декларация прав человека (1948 год), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 год), Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему (1966 год) продолжают оставаться основополагающими международными документами по защите прав и основных свобод человека.

Впоследствии ООН было подготовлено свыше 80 международных договоров, конвенций, деклараций по проблеме прав человека.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод:

Международное право прав человека представляет собой совокупность согласованных юридических принципов и норм, устанавливающих обязательный для государств объем прав и свобод индивида, регламентирующих систему международно-правовых гарантий соблюдения и восстановления данных прав в случае их нарушения со стороны государства, а также межгосударственное сотрудничество в области развития и укрепления уважения к правам и свободам человека.

Международное право прав человека обладает всеми характерными чертами самостоятельной отрасли, а именно: специальными источниками, отраслевыми принципами и автономным предметом правового регулирования. Необходимо отметить, что в современном международном праве отмечается тенденция к регламентации международного механизма защиты прав и свобод индивида. Это демонстрируется большим числом документов, касающихся вопросов судебной защиты, оказания юридической помощи. Хочется, однако, оговориться, что количество не всегда означает качество. Именно поэтому основной задачей международно-правового регулирования статуса личности в настоящее время является не выработка какого-либо нового комплекса прав, а поиск средств для наиболее полного осуществления и защиты уже закрепленных прав и свобод человека.

Всеобщая декларация прав человека впервые провозгласила круг основных гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека. В основе всех прав лежит принцип равноправия.

Как и любая отрасль международного права, международное право прав человека базируется на основных принципах международного права: уважение прав и свобод человека, суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, запрещение угрозы силой и ее применения. К специальным же принципам рассматриваемой отрасли относятся универсальность, недискриминация взаимосвязанность и взаимозависимость.

Принцип универсальности прав человека. Международные нормы о правах человека носят характер минимальных стандартов, которые каждое государство обязано поддерживать на национальном уровне. При этом международные стандарты не ограничивают государства в обеспечении большего объема прав и свобод человека по сравнению с международными нормами.

Принцип недискриминации определяет необходимость обеспечения и защиты прав со стороны государств на основе равенства и справедливости. Дискриминация запрещена вне зависимости от ее оснований. Международный пакт о гражданских и политических правах определяет, что «никакое ограничение или умаление каких бы то ни было основных прав человека, признаваемых или существующих в каком-либо участвующих в настоящем Пакте государстве в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускается под тем предлогом, что в настоящем Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объеме».

Принцип взаимосвязанности, взаимозависимости и неделимости состоит в том, что все права человека одинаково важны, и их качественное разделение на первостепенные и менее значимые и попытки их противопоставления недопустимы. Любые права являются в равной степени необходимыми для полноценного существования и развития личности.

2. Международно-правовые нормы о защите прав человека

Базовыми документами в сфере международных соглашений о правах человека являются Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах. Они закрепляют перечень основных прав и свобод человека, а также обязанности государств по реализации и защите этих прав. Работа по созданию документов, нацеленных на защиту прав и свобод человека, продолжается постоянно. Достаточно ознакомиться с деятельностью Комиссии ООН по международному праву.

Особое значение на сегодняшний день имеют следующие документы, регламентирующие вопросы по правам и свободам человека:

Договоры, направленные на предупреждение и пресечение посягательств на жизненно важные интересы личности. Например, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год), содержит гарантии реализации принципа равенства и исключения дискриминации для каждого индивида. Ее цель - исключение расовой дискриминации во всех возможных проявлениях, искоренение расистских и человеконенавистнических теорий и практики, создание сообщества, свободного от расовой дискриминации. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 год) устанавливает защиту человека от органов государственной власти в применении пыток или других действий, причиняющих вред жизни или здоровью человека, либо унижающих его достоинство. Такие действия бесспорно рассматриваются на территории любого государства как преступления.

Группа соглашений, закрепляющих право человека на труд. Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1951 год), Конвенция об охране заработной платы (1949 год), Конвенция об упразднении принудительного труда (1957 год).

Большую нишу среди международных документов по защите прав и свобод человека занимают международные документы, направленные на защиту женщин и детей. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год). Последняя направлена на защиту интересов каждого индивида, не достигшего возраста 18 лет (исключение - достижение совершеннолетия в иные установленные национальным законодательством сроки). Дети должны быть защищены от участия в вооруженных конфликтах, запрещается торговля детьми, детская проституция и порнография.

Серьезный блок представляют международные документы по защите инвалидов (Конвенция и Факультативный протокол к ней, 2006 год). Были закреплены как общегражданские права инвалидов (на жизнь, равенство перед законом, свобода и неприкосновенность личности), так и прав, присущие именно этой категории лиц, а именно: право на самостоятельный образ жизни, вовлечение в местное сообщество, максимально высокий уровень здоровья, максимально высокий жизненный уровень, достойное питание, одежду, жилище, право на участие в культурной жизни, занятие спортом.

Из приведенных примеров видно, что права и свободы человека постепенно и неуклонно приобретают статус наднационального юридического и социального института. При этом не следует забывать, что внутригосударственная регламентация прав и свобод человека не может и не должна уходить на второй план.

Это в полной мере соответствует принципу субсидиарности, требующему осуществления властных полномочий на уровне, максимально приближенном к населению. Это требование является определенной гарантией того, что чем ближе к индивидам будет осуществляться защита, тем доступнее она будет для людей, а следовательно и эффективнее.

3. Роль Организации Объединенных Наций в защите прав человека

В 1946 году Экономический и Социальный Совет ООН утвердили в своей структуре Комиссию по правам человека. Изначально она состояла из 18 членов, а затем была увеличена до 53 членов, которые назначались по правилам справедливого географического распределения сроком на 3 года. Комиссия созывалась ежегодно в Женеве, работа продолжалась в течение 6 недель. Это был форум, на котором представители государств, межправительственных и неправительственных организаций обсуждали проблемы прав человека. Комиссия была вправе выносить на обсуждение случаи нарушения прав человека, допущенные в любой точке земного шара.

Результатами работы Комиссии были предложения, рекомендации и доклады, представляемые на рассмотрение Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС). В целях квалифицированной оценки конкретного факта нарушения прав человека, Комиссия вправе была приглашать экспертов и специалистов, организовывать посещение стран, где были допущены факты нарушения прав человека, а затем обсуждать полученные сведения. Рекомендации Комиссии могли затрагивать весьма широкий круг вопросов, вплоть до требований внесения изменений в национальное законодательство по вопросам прав человека и практику его применения.

В 1947 году создается Подкомиссия по поощрению и защите прав человека (первоначальное название - Подкомиссия по предотвращению дискриминации и защите меньшинств). Подкомиссия была наделена следующими функциями:

Осуществлять исследования в сфере прав человека и давать Комиссии рекомендации по предупреждению любого рода дискриминации;

Выполнять поручения и функции, возлагаемые на нее ЭКОСОС или Комиссией.

Подкомиссия проводила сессии 1 раз в год, доклад по результатам заседаний представлялся в Комиссию. Численный состав Подкомиссии - 26 человек, без привязки к конкретным государствам, только исходя из личной квалификации. Однако, кандидаты предлагались от любого желающего государства. Постепенно полномочия Подкомиссии расширялись.

В 2002 году был подготовлен доклад Генерального секретаря ООН «Укрепление ООН: программа дальнейших преобразований». В докладе было отмечено, что Комиссия по правам человека является важнейшей составляющей частью ООН. При этом государства - члены Комиссии обязаны искать пути повышения эффективности ее работы. Задача ООН - развивать достигнутые успехи и оказывать практическую помощь в создании и укреплении национальных систем защиты прав человека.

Серьезный шаг в этом направлении был сделан в 2005 году, когда Комиссия приняла решение о разрешении участия в своих заседаниях аккредитованным представителям национальных правозащитных объединений.

В докладе Генерального секретаря ООН, посвященном подготовке к 60-летию ООН содержалось предложение о замене Комиссии постоянно действующим Советом по правам человека в качестве одного из основных органов ООН либо в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН. Результатом решения данного вопроса стало учреждение 15 марта 2006 года Совета по правам человека в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН.

Совет должен отвечать за содействие всеобщему уважению прав человека и основных свобод без каких-либо различий. Этот орган рассматривает ситуации, связанные с нарушениями прав человека, в том числе грубые и систематические нарушения, и выносить соответствующие рекомендации. Совет руководствуется принципами универсальности, беспристрастности, объективности, неизбирательности, конструктивного международного диалога и сотрудничества в целях содействия поощрению и защите всех прав человека: гражданских, политических, экономических, социальных и культурных, включая право на развитие.

Исходя из целей создания и принципов деятельности Совета, можно выделить следующие его задачи:

Просветительская и учебная деятельность в области прав человека, оказание содействия в указанной деятельности на внутригосударственном уровне.

Обсуждение вопросов по правам человека.

Содействие выполнению обязательств государств в области прав человека, осуществление контроля за выполнением этих обязательств.

Содействие предотвращению нарушений прав человека и своевременное реагирование на чрезвычайные ситуации в этой области.

Взаимодействие по вопросам прав человека с правительствами, региональными организациями, национальными учреждениями в области прав человека.

Представление ежегодного доклада Генеральной Ассамблее.

В состав Совета входят 47 государств - членов, каждое из которых избирается большинством членов Генеральной Ассамблеи ООН путем прямого тайного голосования, при этом руководствуются принципом справедливого географического распределения:

Группа азиатских государств - 13 мест

Группа африканских государств - 13 мест

Группа восточноевропейских государств - 6 мест

Группа западноевропейских государств - 7 мест

Группа Латинской Америки и Карибского бассейна - 8 мест

Члены Совета исполняют свои полномочия в течение трех лет не более 2-х сроков подряд.

Совет собирается на свои заседания регулярно в течение года и проводит не менее 3-х сессий в год (всего не менее 10 недель). Количество сессий может быть увеличено.

В мае 2006 года состоялось избрание первого состава Совета. За места в Совете на конкурентной основе боролись 63 государства. Голосование проходило в три тура. За Россию проголосовало 137 из 191 делегации государств - членов ООН. Первым председателем Совета стал мексиканец Луис Альфредо де Альба. В связи с началом работы Совета Комиссия по правам человека была расформирована и прекратила свою работу.

К числу важнейших шагов, предпринятых Советом в своей работе, стало принятие Международной конвенции о защите всех лиц от насильственного исчезновения и Декларация о правах конкретных народов.

Еще одной значимой фигурой в вопросах защиты прав человека является Верховный комиссар ООН по правам человека. Его кандидатура определяется Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН на срок 4 года с возможностью его продления еще на один срок. Верховный комиссар должен быть человеком с высокими моральными качествами, честный, обладающий опытом в области прав человека. Он должен выполнять свои обязанности беспристрастно, объективно, руководствоваться признанием того, что все права человека являются универсальными, неделимыми, взаимосвязанными и взаимозависимыми.

Деятельность Верховного комиссара должна быть направлена на решение следующих вопросов:

Поощрение и защита прав человека во всем мире;

Укрепление международного сотрудничества в области прав человека;

Налаживание диалога с правительствами с целью обеспечения уважения и соблюдения прав человека;

Координация усилий, принимаемых в данной области различными органами ООН;

Контроль за деятельностью Управления Верховного комиссара по правам человека, которое размещается в Женеве.

Данное Управление является руководящим центром всей деятельности ООН по правам человека. С течением времени Управление расширяет свои возможности по налаживанию диалога и взаимодействия со многими странами по вопросам обеспечения защиты прав человека. В своей повседневной деятельности Управление решает такие вопросы как оценка потребностей, планирование, подготовка кадров и содействие установлению более тесных связей между национальными системами и международными правозащитными механизмами.

На сегодняшний день Управление имеет своих постоянных представителей более чем в 40 странах мира.

4. Международные судебные учреждения и защита прав человека

В 1949 году был учрежден Совет Европы. Его задачей является создание единого европейского общества, которое будет основываться на свободе, демократии, признании прав человека и их верховенстве. Для этих целей Совет вырабатывает единую правоприменительную практику. Основными механизмами Совета Европы для достижения оставленных целей являются Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека.

4 ноября 1950 года была принята Европейская конвенция по правам человека. В Российской Федерации она вступила в силу в 1998 году. Важность этой Конвенции заключается в том, что она содержит в себе перечень основных прав человека и механизм их защиты специально созданными в Страсбурге органами.

Здесь необходимо отметить, что ни сама Конвенция, ни принимаемые в соответствии с ней протоколы не могут и не должны заменить национальный системы защиты прав человека. Цель этих документов в предоставлении индивиду международных гарантий в дополнение к внутригосударственным нормам возмещения вреда.

Конвенция регламентирует право на индивидуальное обращение людей из стран-участниц Совета Европы с жалобами в контрольные органы Конвенции в том случае, если их права нарушаются на национальном уровне.

Европейский Суд по правам человека может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государства их прав, признанных в Конвенции или в протоколах к ней. При этом государственные органы обязуются никакими средствами и способами не препятствовать данному обращению.

В настоящее время Совет Европы и созданные им механизмы в своей деятельности руководствуются Европейской социальной хартией (1961 год), Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 год), Европейской конвенцией об осуществлении прав детей (1996 год).

Наряду с Европейской системой защиты прав человека, мы можем говорить о межамериканской системе защиты прав человека, африканской системе, азиатской системе, системе защиты прав человека в исламе и в Содружестве Независимых Государств (СНГ).

Ведущую роль в международном механизме защиты прав человека играют международные судебные учреждения. Главным судебным органом международного сообщества является Международный Суд ООН. Суд в своей практике рассматривал множество конфликтов, связанных с вопросами о правах физических и юридических лиц. Необходимо обратить внимание на то, что Международный Суд ООН не рассматривал ни одного дела, где бы физическое лицо выступало в качестве истца или ответчика, но при этом все выносимые Судом решения находят отражение в формировании теоретических и практических позиций в международном праве.

Европейский Суд по правам человека был создан в 1959 году. Однако только с 1998 года жалобу на нарушение каких-либо прав стало возможным направлять непосредственно в Суд, действующий на постоянной основе.

Жалоба, которая может быть принята к рассмотрению должна отвечать следующим требованиям:

Должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты, а с момента принятия окончательного внутригосударственного решения должно пройти не более 6 месяцев;

Жалоба не должна быть анонимной;

Жалоба не должна быть повторной, если только не содержит новой информации;

Жалоба должна соответствовать положениям Конвенции и представлять собой злоупотребление правом.

Европейская конвенция также не допускает подачи групповых жалоб в отношении одних и тех же фактов - каждый заявитель должен действовать индивидуально.

Лицо, которое подает жалобу, называет себя жертвой нарушения прав. Термин «жертва» применяется к индивидуальным обращениям, так как речь идет о нанесении личного ущерба заявителю. Необходимо обратить внимание и на такие термины, как «потенциальная жертва» и «косвенная жертва». «Потенциальная жертва» - это заявители, для которых угроза возможного будущего ущерба является основанием говорить о нарушении их прав. «Косвенная жертва» - это близкие родственники непосредственной жертвы или люди, тесно связанные с ней. Важное значение имеет тот факт, что человек не может самостоятельно добровольно отказаться от своих прав, а потому не может утратить статус жертвы.

Первоначально жалобы поступают в канцелярию Суда. Сотрудники последней устанавливают необходимые контакты с заявителем, при необходимости запрашивают дополнительную информацию.

Далее решается вопрос о приемлемости жалобы. Этот вопрос может быть решен или Комитетом (в составе трех судей) или Палатой (в составе семи судей). В случае спора по вопросу приемлемости жалобы, решение принимает Палата. Если вопрос о приемлемости решен положительно, сторонам может быть предложено предоставить дополнительные доказательства, после чего проводится слушание дела по существу. Слушание по существу может быть проведено и на стадии решения вопроса о приемлемости жалобы. Также возможны варианты, когда Палата принимает решение без проведения слушания по существу. Слушание может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Допускается привлечение к делу третьих лиц. Сторонам предоставляется возможность для дружественного урегулирования спора, если достичь его не представляется возможным, то Палата представляет свое решение. По наиболее важным и сложным делам решение выносит Большая Палата из 17 судей. Решения Большой Палаты окончательны и имеют обязательную силу в международном праве. Европейский Суд не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения, имеющие юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с целью установления наличия или отсутствия факта нарушения прав человека.

Государства-участники Конвенции обязуются исполнять окончательные решения Суда по делам, в которых они являются сторонами. Окончательное решение направляется в Комитет министров Совета Европы, являющимся органом исполнительным. Комитет министров обладает функцией надзора за исполнением решений Европейского Суда. Заседания по вопросам контроля за исполнением решений Суда проводятся каждые два месяца. Решение Суда рассматривается Комитетом министров с интервалом в шесть месяцев до тех пор, пока сочтет решение исполненным. В исключительных случаях Комитет министров может прибегать к мерам политического или дипломатического давления к государству-ответчику с целью обеспечения исполнения решения Суда. В подавляющем же большинстве случаев Комитет министров является местом обсуждения мер, необходимых для надлежащего исполнения решений Суда.

В целом европейское право, закрепляя право индивида на судебную защиту, устанавливает определенный перечень гарантий, лежащих в основе общей концепции существования и деятельности Европейского Суда, называемой «право на защиту». К таким гарантиям можно отнести следующие:

Право быть заслушанным;

Право на юридическое представительство и конфиденциальность (существует оговорка, по которой представитель не может быть работником клиента);

Право не свидетельствовать против себя;

Право на выбор языка (как правило, языком разбирательства становится официальный язык государства-ответчика).

После распада СССР и строительством, по сути нового демократического государства - России, население нашей страны постепенно получает доступ к установленному и действующему международному механизму защиты прав человека. Огромный плюс заключается в том, что основные права и свободы нашли свое отражение и закрепление в основном документе нашей страны - Конституции Российской Федерации. Конечно, за 20 лет ее существования, можно говорить лишь о попытках выработать национальный четкий и отлаженный механизм защиты прав человека. Но несомненно, что избранное направление движения в данной сфере является верным. Об этом прямо свидетельствует количество обращений граждан Российской Федерации в Европейский Суд по правам человека. Ведь задача любого государства не только в неукоснительном соблюдении прав людей, находящихся на его территории, но и в предоставлении индивидам возможности защищать свои права на международном уровне. Вот как это звучит применительно к нашему государству: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что международно-правовые обязательства государств по развитию, реализации и конкретизации принципа защиты и уважения прав человека представляют собой международно-правовые стандарты в области прав человека. Основное значение Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о правах человека и других конвенций в области гуманитарного права заключается в том, что они устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности.

Читая тексты документов, так или иначе затрагивающих вопросы прав и свобод человека, не сразу осознаешь, какой тяжелый и длинный путь прошло человечество по пути констатации фактов, очевидных для современного общества.

Однако, нельзя закрывать глаза и на изрядную долю лицемерия, имеющего место при решении проблем прав человека на международном уровне. Особенно очевидным это лицемерие стало в последние несколько лет со стороны США и некоторых европейских государств по отношению к развивающимся странам и странам Восточной Европы. Мы уже несколько месяцев наблюдаем за развитием событий в Украине. Наблюдая за происходящим, невольно задаешь вопрос, как международное сообщество, кричащее со всех углов о необходимости защиты прав человека, о праве народов и наций на самоопределение, допустило по сути военный переворот, приведший к огромному количеству человеческих жертв. Оправдания такого «промаха» существовать просто не может. Личная заинтересованность, желание неограниченной власти и превосходства над другими участниками международных отношений, отмело в сторону все задекларированные истины. На поверхность всплыл основной принцип, которым руководствуются в настоящее время западные политики - разделяй и властвуй.

Очень хочется верить, что разум и гуманизм возобладают в умах политических деятелей мира, и задекларированные стандарты станут практическими стандартами прав человека, уважаемыми и защищаемыми всем мировым сообществом.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Международное право в области прав человека. Анализ современного состояния международного сотрудничества в правозащитной сфере. Принцип уважения прав человека. Международные стандарты в области прав человека. Современное международное публичное право.

    реферат , добавлен 13.05.2015

    Эффективность деятельности Европейского суда как международного института защиты прав человека. Система Организации Объединенных Наций: причины возникновения, принципы, цели деятельности. Основные права: происхождение, юридическая природа, пределы защиты.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Изучение истории возникновения, развития международного гуманитарного права, его понятия, сферы действия, основных источников. Сфера применения международного гуманитарного права в соотношении со сферой применения международного права прав человека.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2010

    Основные функции и инструменты международного гуманитарного права. Содействие Организации Объединенных Наций (ООН) интересам справедливости, прав человека, международного права. Роль ООН в формировании и исполнении норм международного гуманитарного права.

    реферат , добавлен 05.02.2015

    Понятие и виды гарантий прав и свобод человека и гражданина; характеристика универсальных и региональных документов по правам человека. Международные органы по защите прав и свобод: Организация Объединенных наций, Европейский Суд по правам человека.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2012

    Права человека как отрасль международного права. Европейский Суд по правам человека. Положения международно-правового регулирования в сфере прав и свобод человека. Международный пакт о гражданских и политических правах. Договоры ООН по правам человека.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2014

    Исторические этапы появления и развития понятия "права человека". Классификация прав, гарантированных Европейской Конвенцией о защите прав человека. Постатейное рассмотрение Всеобщей декларации 1948 года. Особенности принципа всеобщего уважения прав.

    реферат , добавлен 17.03.2012

    Доктрина прав человека как гуманитарное право. Институционализация доктрины прав человека в Европе. Правовой характер взаимоотношений человека и государства. Изучение понятия гражданства. Общие принципы статуса личности. Проблема прав человека в России.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2013

    Проблема взаимодействия международного и внутригосударственного права, нормативные акты, регулирующие эту сферу. Защита прав человека как самостоятельная отрасль международного права. Международные правовые организации и источники международного права.

    контрольная работа , добавлен 29.05.2017

    Понятие международного права по правам человека, история его формирования и современное состояние. Механизмы и средства защиты прав человека в международном праве, законодательная основа. Отражение прав человека в законодательстве Кыргызской Республики.

Международная защита прав человека является самостоятельной отраслью международного права.

Международная защита прав человека – совокупность общепризнанных и специальных правил и норм, которые регламентируют права и свободы человека, его обязанности перед своим государством, а также обязанности государства перед своими гражданами. Кроме того, эта отрасль регулирует правила поведения государств и их сотрудничество в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Одними из наиважнейших и общепризнанных принципов для этой отрасли права являются: принцип суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестного выполнения государствами своих международных обязательств.

К числу специальных принципов относятся: запрещение всех видов и форм дискриминации, равенство перед законом, защита государством своих собственных граждан независимо от их местонахождения и проживания, специальная защита прав женщин и детей, ответственность государства и его органов за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Международная защита прав человека заключается также в обязанности государств практического претворения в жизнь основных прав и свобод человека и гражданина, а также в международных механизмах контроля за выполнением государствами своих международных обязательств.

Координационным центром сотрудничества государств по защите прав и свобод человека и гражданина после Второй мировой войны стала ООН. Эта организация была создана с целью содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения и условий экономического и социального развития и прогресса, разрешению международных проблем в области экономической, социальной, культуры, здравоохранения и других проблем. Кроме того, ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии. Ответственность за выполнение такого сотрудничества возложена на Генеральную Ассамблею ООН, ЭКОСОС и Верховного комиссара ООН по правам человека.

Подавляющее большинство международных соглашений по защите прав и свобод человека и гражданина разработано в рамках ООН и ее специализированных учреждений.

К ним относится:

1) Всеобщая декларация прав человека – 1948 г.;

2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах с факультативным протоколом 1 и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с факультативными протоколами 1 и 2;

3) Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.;

4) Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;

5) Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;

6) Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.;

7) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;

8) другие соглашения.

60. Международное гуманитарное право: история развития, понятия и источники.

Принцип уважения прав и свобод человека, зафиксированный в Уставе ООН, был детализирован и закреплен в виде конкретных международно-правовых норм в договорах и соглашениях, таких, как Конвенция о предупреждении преступления геноцида и нака­зании за него 1948 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Конвенция о политических правах женщин 1953 г., Между­народная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискримина­ции 1966 г.. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Дополнительные протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., Конвенция о правах ре­бенка 1989 г. и др.

Объем урегулированных международными нормами отношений и качество их регламентации свидетельствуют о том, что в современ­ном международном праве сформировалась новая отрасль, отражаю­щая результаты сотрудничества государств в гуманитарной сфере - международное гуманитарное право. Нормы этой отрасли зафикси­рованы в различных источниках международного права, отличаю­щихся по своей юридической силе, сфере действия, составу участни­ков, характеру регулирования прав и свобод человека и т.д.

В отечественной и зарубежной литературе по вопросу о содержа­нии международного гуманитарного права («права человека», «меж­дународная защита прав человека», «международное право прав че­ловека» и т.п.) и месте этой отрасли в системе международного права имеются две основные точки зрения.

Согласно одной из них, отрасль «права человека» регламентирует международное сотрудничество в области прав человека в мирное время, а нормы, регулирующие защиту прав человека в условиях вооруженных конфликтов, образуют подотрасль другой отрасли - «права вооруженных конфликтов» («законов и обычаев войны»).

Другие ученые рассматривают гуманитарное право в более широ­ком контексте, включая в него вопросы обеспечения и защиты прав человека как в военное, так и в мирное время. Эта точка зрения представляется более обоснованной.

Предмет регулирования у «гуманитарного права в мирное время» и «гуманитарного права в период вооруженных конфликтов» в общем един - осуществление, обеспечение и защита прав человека. Воору­женный конфликт приводит в действие, «включает» целую систему международных норм о защите человеческой личности. Эти нормы устанавливают особый режим регулирования общественных отноше­ний в период вооруженных конфликтов. Во время вооруженных кон­фликтов появляются новые группы участников правоотношений - комбатанты, гражданское население, раненые и больные и другие лица, права которых подлежат особой защите. Таким образом, от­дельные категории индивидов наделяются специальными правами и защитой, предусмотренными нормами, т.е. физические лица приоб­ретают специальные правовые статусы. Поэтому можно говорить о том, что «право вооруженных конфликтов» состоит главным образом из норм, имеющих «главную прописку» в других отраслях междуна­родного права.

В то же время и гуманитарное право в свою очередь является довольно сложным нормативным комплексом. Его составляют, с одной стороны, нормы, институты, принципы собственно гуманитар­ного права (права человека, институт гражданства и др.), с другой - нормы и институты других отраслей, затрагивающих отдельные ас­пекты правового статуса индивида (институт консульской защиты граждан за рубежом, правовое положение членов экипажа воздуш­ных и морских судов и др.).

Таким образом, гуманитарное право образуют две подотрасли (гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов), а также межотраслевые институты и нормы (институт консульской защиты граждан, нормы об ответствен­ности индивидов за преступления международного характера и т.д.)

Нормы гуманитарного права - преимущественно договорные нормы. Однако определенную роль играет международно-правовой обычай. Значительна роль обычая в гуманитарном праве в период вооруженных конфликтов, которое часто еще называют «законами и обычаями войны».

Кроме того, в юридической литературе (прежде всего западной) высказывается мысль, что Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в силу обычая приобрела статус юридически обязательного документа. Но международный документ обладает той силой и сте­пенью юридической обязательности, которую ему придали прини­мавшие его субъекты. Декларация принималась Генеральной Ассам­блеей ООН как документ рекомендательного характера, устанавливающий международно-правовые стандарты в области прав челове­ка, к которым необходимо стремиться государствам. Поэтому гово­рить, что Декларация прав человека достигла статуса обычной нормы, не совсем правильно. Другое дело, что положения Деклара­ции могут подтверждать наличие международных норм, текстуально с ними совпадать, отражая содержание уже существующих норм.

Помимо договоров и обычаев, нормы гуманитарного права за­фиксированы и в некоторых документах международных конферен­ций и совещаний, в частности, в документах СБСЕ (Заключительный акт 1975 г., Итоговый документ Венской встречи 1989 г., Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому изме­рению СБСЕ 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г. и др.).

Обобщая изложенное, международное гуманитарное право можно определить как совокупность международно-правовых прин­ципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гума­нитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение прав и свобод человека.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...