Понятие нормы права. Отличие правовых и социальных норм


Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм.

Нормы права отличаются от обычаев, нравственных, корпоративных и иных социальных норм специфическими признаками, характерными чертами. К наиболее существенным из них относятся следующие:

1. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли. Независимо от словесной формулировки, в которой выражена та или иная правовая норма (правомочие, веление, дозволение, запрет и т. п.) , она всегда представляет собой властное общеобязательное предписание государства относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения людей.
2. Норма права отличается от других социальных норм свойственной только ей формальной определенностью, которая проявляется прежде всего в том, что правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в той или иной установленной или признаваемой им форме. Например, в форме закона или подзаконного нормативного акта, договора с нормативным содержанием, правового обычая.
Формальная определенность связана также со структурой нормы права – специфическим внутренним строением и ее предоставительно-обязывающим характером, т. е. сочетанием в себе предоставления и одновременно ограничения внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять законные интересы управомоченных субъектов через действие обязанных лиц.
3. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной силой государства.
Сказанное нисколько не противоречит тому, что правовые нормы, как и другие виды социальных норм, в подавляющем большинстве случаев выполняются гражданами сознательно и добровольно, вследствие чего обеспечиваются, в первую очередь, мерами убеждения, воспитания, организации. И лишь тогда, когда воздействие этих средств оказывается недостаточным, возникает необходимость в применении соответствующих мер принуждения. Однако в отличие от норм морали, корпоративных и иных социальных норм, мерами принуждения, к выполнению которых служат различные средства общественного воздействия, за нормами права, кроме того, всегда стоит аппарат государства, способный, когда это необходимо, принуждать к их соблюдению. Именно возможность государственного принуждения как гарантия реализации, охраны от нарушений – специфический признак юридической нормы. ТАКОЙ ПОЙДЕТ? Я ПРОСТО В ТЕТРАДИ ТОЛЬКО ЭТО НАШЛА((

Нормы права - это общеобязательные правила поведения, которые создает и охраняет государство, устанавливающие права и обязанности участников регулируемых отношений.

Признаки: 1) фиксированность. Норма права тесно связана с закономерностью отношений, которую она провозглашает, поэтому она фиксирована, устойчива, определенна. Фиксированность нормы не зависит от письменного или другого способа ее выражения. Главное, что она отражает необходимую зависимость между субъектами права, наличие которой поддерживает порядок при осуществлении данными субъектами значимых для общества дел;

  • 2) общеобязательность означает обязательность нормы для всех, кто оказывается в обстоятельствах, предусмотренных ею. Это предъявляет жесткие требования к самой норме: 1) она Должна моделировать необходимые отношения так, чтобы в Реальности не было затруднений в их построении; 2) обстоятельства, предусмотренные нормой в качестве основы для совершения определенных действий, должны быть легко узнаваемы в реальной жизни; 3) суть действий, совершения которых требует норма при наступлении предусмотренных ею обстоятельств, должна быть понятна и очевидна практически для каждого члена общества. Несоблюдение этих требований делает общеобязательность правовой нормы формальной. Общеобязательность заключается в том, что данная норма права принята самим обществом или, по крайней мере, большинством его членов;
  • 3) властный характер, т.е. способность нормы четко определять необходимые обществу и государству отношения и регулировать их. Властность правовой нормы существует как ее неотъемлемый признак не только потому, что норма устанавливает и практически регулирует отношения;
  • 4) логичность. Правовая норма определяет модель отношений, поэтому она логична. Юристы вывели формулу логичности нормы права, состоящую из двух звеньев: 1) если субъект права оказался в обстоятельствах, предусмотренных нормой права, то он должен поступить так, как этого требует норма права; 2) если субъект права не поступает так, как от него требует норма права, он навлекает на себя неблагоприятные последствия, предусмотренные для такого случая нормой права;
  • 5) представительно-обязывающий характер нормы права заключается в том, что одним участникам общественных отношений норма права предоставляет конкретные права, а на других возлагает обязанности. Так, если работник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск, администрация предприятия обязана ему его предоставить.

Структура. Для того чтобы норма права полностью выполнила свое предназначение - быть государственным регулятором поведения людей, в ней должны содержаться три элемента:

  • · указание, когда и при каких фактических жизненных обстоятельствах данная норма действует и на кого она распространяется. Эта часть нормы называется гипотезой;
  • · описание поведения лиц, оказавшихся в условиях, указанных в гипотезе, т.е. устанавливаются их права и обязанности. Этот элемент называется диспозицией;
  • · меры государственного воздействия, которые будут применены в нарушителям этого правила. Они указываются в части нормы, которая называется санкцией.

Правовая система:

Романо-Германская правовая семья. В качестве основного источника используется писаное право, т.е. нормы, выраженные в законодательных актах государства. При этом признается деление права на публичное и частное, материальное и процессуальное, отрасли права. В Романо-германской правовой семье принадлежит большинство стран мира, в т.ч. и Россия.

Англосаксонсая правовая семья (Англия, США, Канада, Сев.Ирландия, Новая Зеландия и страны - бывшие колонии Англии). Основным источником права является судебный прецедент, создаваемый судьями. Прецедент считается обязательным для всех судов при рассмотрении аналогичных дел.

Судебный прецедент - судебное решение, которое суд применяет как образец при рассмотрении подобных ситуаций.

Мусульманская правовая семья (Ирак, Иран)- отсутствует четкое разграничение между правовыми и религиозными нормами.

Семья обычного (традиционного права) (страны центральной и южной Африки) - регулирование основной части общественных отношений обычаями. Субъектами права выступают в основном группы людей.

Отличия правовых норм от иных социальных норм:

  • 1) состоит в том, что ее устанавливает государство. Для этого в государствах создаются специальные органы (парламент, сейм, дума, президент, правительство, конгресс и т. д.).
  • 2) заключается в том, что она адресована всем членам общества, это общеобязательное правило поведения.
  • 3) состоит в том, правовая норма охраняется и защищается государством. Это значит, что, если кто-либо не будет добровольно исполнять правовую норму, его заставит сделать это именно государство. Для этого в государстве действуют специальные органы, которые называют правоохранительными и правоисполнительными (милиция, прокуратура, суд).
  • 4) И, наконец, правовая норма должна быть специально оформлена, т. е. должна иметь письменную форму и содержаться в законах, указах и иных документах, которые называются нормативно-правовыми актами (они являются источниками права).

1. Отечественная и зарубежная государственно-правовая теория и практика выработали немало представлений о норме права и ее опреде­лений. Известный русский юрист, профессор Московского университета С. А. Муромцев указывал, что юридическими нормами называются «обыкновенно правила, которые, определяя должные пределы и способ юридической защиты отношений, предписываются властью, регулирую­щей правовой быт народа: так называемым сознанием общества (обыч­ное право), законодателем (закон), юристами (право юристов)». Юриди­ческие нормы направляют в значительной степени действия тех органов и лиц, которые держат в своих руках «юридическую защиту отношений»: административных властей, суда, частных лиц - субъектов права. В силу этого юридические нормы составляют могущественный фактор правово­го порядка, и притом фактор непосредственный, ибо они непосредствен­но влияют на поведение этих субъектов права.

Нетрудно заметить, что в определении норм права С. А. Муромцев делал акцент на установлении ими «должных пределов и способов юри­дической защиты отношений», а также на регулятивной («направляю-


щей») функции юридических норм и их роли в установлении и поддер­жании правопорядка.

Примерно в то же время другой весьма авторитетный русский госу-дарствовед Н. М. Коркунов развивал идеи о том, что юридические нор­мы - прежде всего «суть правила должного», и в этом смысле они суть веления. Будучи правилами должного, пояснял он, нормы «не могут доз­волять, определять, описывать». Они всегда повелевают, всегда указывает, что и как должно быть сделано для разграничения сталкивающихся инте­ресов 1 .

В современной юридической литературе норма права тоже определя­ется как правило или мера должного поведения. Но вместе с тем выделя­ются и раскрываются и другие формально-юридические признаки и чер­ты правовых норм. Среди них: а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством); б) выра­жение ими государственной воли; в) всеобщий и представительно-обязы­вающий характер правовых норм; г) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права; д) многократность примене­ния и длительность действия правовых норм; е) их строгая соподчинен-ность и иерархичность; ж) охрана норм права государством; з) примене­ние государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений.



Данные признаки и черты в той или иной мере отражаются в предла­гаемых разными авторами определениях нормы права. В частности, в од­них случаях нормы права рассматриваются как «установленные и обеспе­ченные государством правила поведения по отношению друг к другу, ука­затель, какие поступки они должны или могут совершать, а какие - нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организацион­ные основы и принципы регулирования человеческого поведения» 2 . В других случаях под правовой нормой понимается также рассчитанное на «регулирование вида общественных отношений общее правило поведе­ния», установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Автор данного определения О. Э. Лейст подчеркивает, что норма права всегда есть «правило должного, обращенное в будущее» 3 .

В отличие от обычных команд, велений и распоряжений по конкрет­ным вопросам норма права адресована не отдельному лицу, а кругу лиц. Действие норм права не исчерпывается исполнением, а рассчитано на не­ограниченное число случаев, на многократное применение. Правовая

См.: Коркунов Н. М. Указ. соч. С. 260.

Общая теория права / отв. ред. А. С. Пиголкин. 2-е изд. М., 1998. С 159.

Теория государства и права. Курс лекций / отв. ред. М. Н. Марченко. Т. II. М., 1995. С. 70.


норма продолжает действовать после реализации ее в общественных от­ношениях и поведении людей.

2. Среди важнейших признаков и черт норм права следует особо ука­зать на их всеобщий характер. Норма права не предусматривает и не мо­жет предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоя­тельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сход­ные признаки и черты жизненные ситуации, при наличии которых воз­никает необходимость или потребность ее применения.

Норма права выступает в качестве своеобразной меры, равного мас­штаба, применяемого при оценке поведения людей. Она является крите­рием определения правильности или неправильности, точнее, правомер­ности или неправомерности действий различных субъектов правоотно­шений. Норма права выступает также в качестве своеобразного определи­теля соответствия или несоответствия воле законодателя образа действий и поведения в тех или иных предусмотренных нормами жизненных об­стоятельствах.

Степень общности норм права различна. В Российской Федерации, например, наиболее общий характер имеют Конституция, федеральные конституционные и федеральные законы. Они обращены ко всем без ис­ключения гражданам России, а некоторые из них - также к иностранцам и лицам без гражданства.

Таковы в Конституции РФ ст. 2, закрепляющая, что человек, его пра­ва и свободы «являются высшей ценностью» и что «признание, соблюде­ние и защита прав и свобод человека и гражданина» - обязанность госу­дарства; ст. 3 (ч. 4), предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение вла­стных полномочий преследуются по федеральному закону; ст. 54, провоз­глашающая, что закон, устанавливающий или отягчающий ответствен­ность, обратной силы не имеет и что «никто не может нести ответствен­ность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось пра­вонарушением».

На уровне субъектов Федерации наиболее общими являются нормы, обращенные к гражданам, проживающим на ее территории, а также к прибывающим в ее пределы лицам без гражданства и иностранцам.

К отличительным признакам и чертам нормы права как исходной ячейки всей системы права относится содержание и выражение в ней го­сударственной воли. В отечественной юридической литературе разных лет - в дореволюционных и послереволюционных источниках - на место государственной воли нередко ставилась воля монарха, господствующего слоя, элиты, наконец, господствующего класса. Исходя из этого норма права зачастую определялась в виде правила поведения, которое государ­ство «как организация классового господства признает необходимым для охраны интересов господствующего класса» и соблюдение которого оно обеспечивает всей мощью своей принудительной власти. 328


Между представлением о норме права как выразителе воли господ­ствующего слоя, группы или класса, с одной стороны, и как носителе го­сударственной воли - с другой, нет никакого, даже скрытого противоре­чия. Дело в том, что воля господствующего слоя, группы или класса для того, чтобы воплотиться в нормах права, стать их реальным содержани­ем, должна в обязательном порядке пройти через государственный нор-мотворческий механизм, трансформироваться в государственную волю. Разумеется, последняя в любом государстве носит не абстрактный, а вполне конкретный, соответствующий интересам власть имущих слоев, групп или классов характер и направлена на строго целевое в социаль­ном плане регулирование поведения всех участников правоотношений.

Важный признак и черта правовой нормы - ее представительно-обя­зывающий характер. Регулируя общественные отношения, норма права устанавливает (предоставляет) для одного участника этих отношений оп­ределенные полномочия или права, а на другого возлагает соотносящие­ся с ними юридические обязанности. Для одной стороны норма права предусматривает охраняемое и гарантируемое государством возможное поведение (право), а для другой стороны - обеспеченное угрозой госу­дарственного принуждения должное поведение (обязанность). Напри­мер, предоставляя гражданам России конституционное право на социаль­ное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом, государство в то же время возлагает на органы государственно­го обеспечения соответствующие юридические обязанности.

Нормы права отличаются своей системностью и иерархичностью по отношению друг к другу, а также строго формальной определенностью.

Каждая норма права существует не сама по себе, не в изоляции от других норм, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами. Кроме того, в отличие от иных социаль­ных норм, таких, скажем, как нормы морали, правовые нормы располага­ются не только по горизонтали, но и по вертикали.

Наконец, в числе специфических черт и особенностей норм права, как и самого права в целом, следует назвать их охрану и обеспеченность государственным принуждением. При этом речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем государственном воздействии на тех, кто не соблюдает требования норм права.

Человек изобрел многочисленные нормы поведения, которые должны гарантировать высокий уровень защиты от возможной вседозволенности и опасной анархии. Нормы поведения могут обладать обязательным и договорным характером, но в любом случае они требуются для сохранения безопасности, богатство, определенных достижений. Нужно помнить о том, что определенные правила могут быть общеобязательными, а другие правила – произвольными. Чем же это обусловлено?

Нормы права и социальные нормы: определение

Нормы права представляют собой определенные правила поведения, которые установлены на законодательном уровне и охраняются государственными властями. За попытку отказаться от их соблюдения может быть реализована административная, уголовная или гражданско-правовая ответственность, причем правовые нормы требуются для защиты государственного статус-кво и мирной жизни всех членов общества. Разработка должна проводиться законодательными органами власти, причем за охрану отвечают исполнительные органы, а за наказание – судебные.

Социальные нормы представляют собой классические правила поведения в обществе , которые должны быть признаны большинство людей. Механизмы по закреплению и охране отсутствуют, потому что соблюдение представляет собой необязательную задачу. Несмотря на это, некоторые социальные нормы постепенно переходят в правовые, способствуя развитию административного, семейного, гражданского кодекса.

Социальные нормы представляют собой широкое и объемное понятие, так как именно они представляют собой основу всего общества. Если же эти стандарты перестают соблюдаться, отмечается серьезный регресс, который негативно влияет на науку и культуру. Несмотря на это, для укрепления государственной власти требуются определенные общественные нормы и наличие ответственности за несоблюдение социальных норм. В результате развивается система законодательства и совершенствуется, укрепляется государство.

Нужно отметить, что многочисленные традиционные общества постепенно переводят социальные нормы в ранг закона. При этом определенные народы могут изгонять отступника из своей общины. Несмотря на это, при привычных обстоятельствах члены общества обладают особенной лояльностью друг к другу, что выгодно отличает подобные общества от современного государства. Это же относится и к разнообразным закрытым обществам, в том числе сектам и преступным организациям. Любые социальные нормы, являющиеся писаными и неписаными, играют важную роль в развитии общества.

Нормы права

Нормы права обладают специфическими чертами, которые оказывают серьезное влияние на жизнь всего общества.

  1. Норма права является социальной, но при этом она напрямую связана с наличием государственной воли. Предполагается наличие определенного предписания государства относительно поведения людей.
  2. Норма права является формальной. Предполагается обязательное выражение в виде нормативного акта, договора определенного содержания, закона, акта.
  3. Принудительная сила государственных властей предполагает обязательную поддержку и защиту нормы права от возможных нарушений. Рассматривая все существующие нормы поведения, подобный аспект представляет собой характерную черту, так как в остальных случаях соблюдение обычаев, традиций и стандартов не защищается на законодательном уровне.
  4. Нормы права включают в себя правила поведения, а также исходные нормы, представляющие собой отправную точку.
  5. Нормы права представляют собой не только результат отражения нынешней ситуации в обществе и объективного мира. Предполагается наличие обратного воздействия на людей, так как государственные органы могут оказывать социальное регулирование отношений между различными людьми и защиту их прав, интересов, возможностей. Таким образом, предполагается наличие государственного контроля.
  6. Норма права включает в себя модель, меру, эталон и масштаб воли общества, которая должна соответствовать определенным стандартам государства и действующему законодательству. Предполагается возможность проведения оценки поведения, которое может быть правомерным и неправомерным, законным и противозаконным.

Социальные нормы, в отличии от права, изначально изобретаются обществом и представляют собой отражение текущей реальности, накопленного опыта и последующих изменений в будущем. Предполагается существование определенной структуры, на основе которой можно анализировать жизнь каждого народа, общества.

  1. Нормы обычаев представляют собой правила поведения, которые основываются на многократном повторении определенных событий в течении продолжительной истории. Обычаи представляют собой своеобразную привычку людей, которая становится естественной потребностью.
  2. Религиозные нормы основаны на религии и должны охраняться определенными мерами общественного влияния.
  3. Корпоративные нормы требуются для общественных организаций.
  4. Нормы права являются социальными, но только они представляют собой изобретение государственных органов власти.

Какие общие черты нужно отметить?

  1. Любые нормы образовываются во время общественной деятельности людей.
  2. Представлена возможность проявления образца поведения граждан определенной страны или эпохи.
  3. Определяются границы возможного и запретного поведения.
  4. Гарантируется обеспечение порядка в обществе.

Нормы права и социальные нормы: разница.

  1. Происхождение . Право появилось относительно недавно и на постоянной основе совершенствуется. Социальные нормы существуют издавна.
  2. Соблюдение . Правовые нормы являются обязательными, социальные нормы – необязательными.
  3. Защита . Нарушение законов может повлечь за собой административную, уголовную, дисциплинарную либо гражданскую ответственность. Отсутствие соблюдения социальных стандартов вызывает только порицание.
  4. Развитие . Социальные правила формируются медленно и они не могут быть навязаны. Закон должен соблюдаться с самого начала.
  5. Детализация . Социальные нормы направлены на правила существования, правовые нормы – поведению и деятельности физических и юридических лиц.

Норма права – исходящая от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правовое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и является государственным регулятором общественных отношений.

Признаки:

1. Норма права исходит от государства и является официальным выражением государственной воли общества;

2.Норма права отличается своей формальной определенностью, т.е. точностью четкостью, стабильностью;

3. Норма права обеспечивается мерами: воспитания, убеждения, поощрения и возможностью применения мер гос принуждения;

4.Норма права складывается из 2х разновидностей общеобязательных правовых предписаний: а)правил поведения – норы прямого регулирования, обладают предоставильно-обязываюим характером; б) исходные начала – нормы опосредованного регулирования, они не обладают предоставительно-обязывающим характером, т.е. не устанавливают для участников взаимных субъективнх прав и юр. обязанностей.

Норма права имеет отличие от других социальных норм:

1) только ей свойственна формальная определенность, которая выражается прежде всего в том, что прав норму издают или санкционируют гос органы. 2) это единственная среди соц норм, которая поддерживается в своем осуществлении, охраняется от нарушений силой гос.

Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения и исходных норм.

Предоставительно-обязывающий характер юридических норм.

Не у всех правовых норм предоставительно-обязывающий характер выражен одинаково. Он чисто выражен в регулятивных нормах (гражданских, трудовых и др.) в которых фиксируется как права, так и обязанности субъекта права. В охранительных нормах делается упор на воплощение запретов и обязанностей (уголовных, административных и др.) Права и обязанности не всегда могут содержаться в одной статье нормативного акта.

В статье могут конкретно указываться только права, а обязанности подразумеваются, выясняя это из содержания закона и наоборот.

Эффективность правовых норм.

Это соотн. между целью, поставленной в НП, и рез-том, достигнутым в процессе реализ. пр. нормы.

Условия эфф. норм права подразделяются на две группы:

1.усл., отн. к процессу правотв-ва : а)Правильн. выбор цели регулирования. Зак-ль д четко предст. себе, чего он хочет добиться путем изд. НП, цель дб реально достиж. и соотв. уровню развития общ-ва в целом. б)Истинный выбор права. ср-в для достиж. пост. цели. Зак-ль д продум. отн. к уст-нию пр. запретов, дозволений или обязываний, они д соотв. опред. видам регулирования, обществ отношениям, типу пр. регулирования в целом.

2.усл., отн. к процессу реализ. НП.: а)Довести НП до адресата; б)Созд. органы, отв. за реализ. дан. норм. предпис., или нацелить на это уже сущ. органы Г; в)Выделить ср-ва, необх. для реализ. НП. г)Идеологически обесп. норму, т.е. показать О ее знач-ть, необх-ть, целесообр-ть для того, для суб. были заинт. в реализ. предпис. НП. Отличать от истинности(соответствие общ.реалиям),полезности(соотношение позит.результатов),экономичности(соотнош.результ.и затрач.средств). Результат: поведенческие эффект-сть(на повед суб) и фактическая эффек-сть(стратег.цели,связ.с эк,культ,и пр.соц).

Структура нормы права

Норма права – исходящая от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правовое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного уста-новления и является гос. регулятором общественных отношений. Стру-ра НП - внутреннее строе-ние, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих его элементов (гипотеза, диспозиция, санкция).3 основные структуры правовой нормы : 1) юридическая (состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции); 2) логическая(выражается в формуле - если –гипотеза, то- диспозиция, иначе- санкция. Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции норма не мыслима, без санкций она бессильна; 3) социологическая(включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Она находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой). Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на фактические обстоятельства или жизненные условия, при наступлении которых норма права начинает действовать. Виды гипотез : 1.по составу :а)простые- указывают на одно условие реализации НП(договор найма жил.помещения закл.в пис.форме). б)сложные-несколько условий реализации НП(род-ли (1 из них) м.б восстановлены в род. правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка).Сложные делятся на: альтернативные- реализ-я НП зависит от наступления одного из нескольких условий(судья принимает встречный иск в 3-х случ.пред.в законе);кумулятивные- реализуется НП при одновременном наличии нескольких условий(ст.СК РФ устанавлив-т полож-я в каких случ. можно усыновить ребенка без согл.родителей).2. по форме выражения: а)абстрактные- указывают на условия действия НП, акцентируя внимание на общих родовых признаках(убийство,достиж.возраста уг.отв-ти) ;б)казуистические-реализация связывается с отдел.частными случаями, кот..трудно и невозможно отразить с помощью абстрактных гипотез(надругательство над телами умерших и местами их за-хорон, спец.субъект). Диспозиция- часть ПН, в которой определяется права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. Виды диспозиции :1.по составу : а)простые-1 вариант поведенеё(неизменность состава суда при разбират-ве дела);б)сложные-несколько вариантов поведения: альтернативные(1 вариант поведения из нескольких-текущ.ремонт наёмного жил.помещения явл.обязат.,если не предусм.иное договором.);кумулятивные- несколько вариантов поведения(собственнику принадл.право владения, пользование и распоряжения своим иму-м). 2.по форме выражения : а)управомочивающие -передают субъектам право на совершение действий, определяют тот или иной вариант их возможного поведения; б)обязывающи е-возлагают на субъектов совершение действий, предписывают тот или иной вариант должного поведения в)запрещающие -содержат запрет на совершения определенных противоправных деяний. Санкция - часть правовой нормы, предусм-я последствия нарушения ПН, определяя вид и меру отв-ти для нарушителя её пред-писаний. Виды :По составу : 1) простые (одна мера наказания); 2) сложные:альтернативные; ку-мулятивные (несколько мер наказаний). По степени определенности :1)абсолютно определенные, указывающие меру юр. отв-ти;2)относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания; По отраслевому признаку : 1)на уголовные; 2)административные; 3)дисциплинарные; 4)гражданские.. По характеру последствий : 1) на правовосстанавительные-гп,фп; 2)штрафные-УП, АП. В соответствии со своим представительно-обязывающим характером НП имеют признаки:1)государственно-властный характер;2)общеобязательность;3)формальная определенность;4 обеспеченность.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм.

Если норма права явл содержание, то статья форма выражения нормы, часть НПА.

Соотношение: 1. Норма и статьи совпадают, т.е.е в статье присутствуют все 3 элемента норма права (ст. 106 УК); 2. В одной статье содержатся несколько правовых норм (ст. 105 УК); 3. В статье закреплена лишь часть нормы права, а др ее элементы формируются либо в других статьях, либо в др НПА. (форма договора найма жил помещ. Уст в ст. 674ГК, а последствия несоблюд просто пис формы сделки ст 162 ГК).

Способы изложения правовых норм в НПА: 1. Прямой способ изложения: в ст излагаются 3 элемента нормы права; 2. Отсылочный способ: отдельные элементы нормы излагаются в разных статьях данного НПА и в др конкрет НПА на котор и делается отсылка. 3. Бланкетный способ: предполагаемые, для использования, правила упоминаются, но не приводчятся их содержание (Нарушение ПДД и эксплуатации Т/С)

Классификация норм права.

Норма права – исходящая от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правовое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного уста-новления и является гос. регулятором общественных отношений. Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержа-нию права. НП- содержание, а статья-форма бытия нормы нормат.акта. Классификация норм пра-ва позволяет: 1.четко определить место каждого вида юр.норм в системе действ.законодательста 2.функции правовых норм и их роль в прав.механизме рег-я. Юр.нормы подраз-ся: По функциональной роли: 1.нормы – правила поведения - это регулятивные предписания. 2.исходные нормы –определяют основы пр.рег-я общ.отношений, его цели, задачи, закрепляют понятия(нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.д.).Общие - присущи отрасли права и распространяются на все институты отрасли права(угол,администр). Специальные нормы - относятся к отдельным институтам или отрасли, регул.отдельные виды родовых общественных отношений. По предмету прав. регулирования: По отраслям права, т.е. по тем о/о, которые они регулируют(ТП, ЗП,АП и т.д.). Отраслевые делятся н а: материальные(что регулир-т) и процессуальные(как)-регламент-т порядок, формы, методы реализации норм матер-го права. По методу прав. рег-я : Императивные – нормы, которые направлены на обеспечение строгого соблюдения поведения субъекта. Диспозитив-ные(автономные ) – представляют субъектам возможность договориться, выбрать приемлемый для них вариант поведения в приделах закона по своему усмотрению. Поощрительные – содержат предписания морального и материального стимулирования субъектов за одобряемый гос-ом полез-ный отличительный вариант их поведения, результатом которого может быть награда, премия и т.д. Рекомендательные – нормы, закрепляющие желательный с точки зрения государства вариант пове-дения. Они не обязывают адресата совершать предусмотренные в них действия или не совершать их, а предоставляют право самому определить свое поведение. По юр.силе(от субъекта правотв-ва): Федеральные законодательные нормы, региональные законодательные нормы, федеральные подза-конные нормы. По сфере действия: нормы общего действия- нет никаких спец. условий и ограни-чения их действий; нормы ограниченного действия(региональные нормы,адресные спец.субъектам); локальные нормы-в пределах организации или струк.подразделений. По форме выражения: Обязывающие,Закрепляющие,Управомачивающие. Классификация юр.норм способ-ствуют правовому регулированию.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...