Понятие регулятора общественных отношений. Отличия права от других социальных норм
Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм.
Нормы права отличаются от обычаев, нравственных, корпоративных и иных социальных норм специфическими признаками, характерными чертами. К наиболее существенным из них относятся следующие:
1. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли. Независимо от словесной формулировки, в которой выражена та или иная правовая норма (правомочие, веление, дозволение, запрет и т. п.) , она всегда представляет собой властное общеобязательное предписание государства относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения людей.
2. Норма права отличается от других социальных норм свойственной только ей формальной определенностью, которая проявляется прежде всего в том, что правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в той или иной установленной или признаваемой им форме. Например, в форме закона или подзаконного нормативного акта, договора с нормативным содержанием, правового обычая.
Формальная определенность связана также со структурой нормы права – специфическим внутренним строением и ее предоставительно-обязывающим характером, т. е. сочетанием в себе предоставления и одновременно ограничения внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять законные интересы управомоченных субъектов через действие обязанных лиц.
3. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной силой государства.
Сказанное нисколько не противоречит тому, что правовые нормы, как и другие виды социальных норм, в подавляющем большинстве случаев выполняются гражданами сознательно и добровольно, вследствие чего обеспечиваются, в первую очередь, мерами убеждения, воспитания, организации. И лишь тогда, когда воздействие этих средств оказывается недостаточным, возникает необходимость в применении соответствующих мер принуждения. Однако в отличие от норм морали, корпоративных и иных социальных норм, мерами принуждения, к выполнению которых служат различные средства общественного воздействия, за нормами права, кроме того, всегда стоит аппарат государства, способный, когда это необходимо, принуждать к их соблюдению. Именно возможность государственного принуждения как гарантия реализации, охраны от нарушений – специфический признак юридической нормы. ТАКОЙ ПОЙДЕТ? Я ПРОСТО В ТЕТРАДИ ТОЛЬКО ЭТО НАШЛА((
1. Отечественная и зарубежная государственно-правовая теория и практика выработали немало представлений о норме права и ее определений. Известный русский юрист, профессор Московского университета С. А. Муромцев указывал, что юридическими нормами называются «обыкновенно правила, которые, определяя должные пределы и способ юридической защиты отношений, предписываются властью, регулирующей правовой быт народа: так называемым сознанием общества (обычное право), законодателем (закон), юристами (право юристов)». Юридические нормы направляют в значительной степени действия тех органов и лиц, которые держат в своих руках «юридическую защиту отношений»: административных властей, суда, частных лиц - субъектов права. В силу этого юридические нормы составляют могущественный фактор правового порядка, и притом фактор непосредственный, ибо они непосредственно влияют на поведение этих субъектов права.
Нетрудно заметить, что в определении норм права С. А. Муромцев делал акцент на установлении ими «должных пределов и способов юридической защиты отношений», а также на регулятивной («направляю-
щей») функции юридических норм и их роли в установлении и поддержании правопорядка.
Примерно в то же время другой весьма авторитетный русский госу-дарствовед Н. М. Коркунов развивал идеи о том, что юридические нормы - прежде всего «суть правила должного», и в этом смысле они суть веления. Будучи правилами должного, пояснял он, нормы «не могут дозволять, определять, описывать». Они всегда повелевают, всегда указывает, что и как должно быть сделано для разграничения сталкивающихся интересов 1 .
В современной юридической литературе норма права тоже определяется как правило или мера должного поведения. Но вместе с тем выделяются и раскрываются и другие формально-юридические признаки и черты правовых норм. Среди них: а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством); б) выражение ими государственной воли; в) всеобщий и представительно-обязывающий характер правовых норм; г) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права; д) многократность применения и длительность действия правовых норм; е) их строгая соподчинен-ность и иерархичность; ж) охрана норм права государством; з) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений.
Данные признаки и черты в той или иной мере отражаются в предлагаемых разными авторами определениях нормы права. В частности, в одних случаях нормы права рассматриваются как «установленные и обеспеченные государством правила поведения по отношению друг к другу, указатель, какие поступки они должны или могут совершать, а какие - нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения» 2 . В других случаях под правовой нормой понимается также рассчитанное на «регулирование вида общественных отношений общее правило поведения», установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Автор данного определения О. Э. Лейст подчеркивает, что норма права всегда есть «правило должного, обращенное в будущее» 3 .
В отличие от обычных команд, велений и распоряжений по конкретным вопросам норма права адресована не отдельному лицу, а кругу лиц. Действие норм права не исчерпывается исполнением, а рассчитано на неограниченное число случаев, на многократное применение. Правовая
См.: Коркунов Н. М. Указ. соч. С. 260.
Общая теория права / отв. ред. А. С. Пиголкин. 2-е изд. М., 1998. С 159.
Теория государства и права. Курс лекций / отв. ред. М. Н. Марченко. Т. II. М., 1995. С. 70.
норма продолжает действовать после реализации ее в общественных отношениях и поведении людей.
2. Среди важнейших признаков и черт норм права следует особо указать на их всеобщий характер. Норма права не предусматривает и не может предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоятельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сходные признаки и черты жизненные ситуации, при наличии которых возникает необходимость или потребность ее применения.
Норма права выступает в качестве своеобразной меры, равного масштаба, применяемого при оценке поведения людей. Она является критерием определения правильности или неправильности, точнее, правомерности или неправомерности действий различных субъектов правоотношений. Норма права выступает также в качестве своеобразного определителя соответствия или несоответствия воле законодателя образа действий и поведения в тех или иных предусмотренных нормами жизненных обстоятельствах.
Степень общности норм права различна. В Российской Федерации, например, наиболее общий характер имеют Конституция, федеральные конституционные и федеральные законы. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а некоторые из них - также к иностранцам и лицам без гражданства.
Таковы в Конституции РФ ст. 2, закрепляющая, что человек, его права и свободы «являются высшей ценностью» и что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина» - обязанность государства; ст. 3 (ч. 4), предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону; ст. 54, провозглашающая, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением».
На уровне субъектов Федерации наиболее общими являются нормы, обращенные к гражданам, проживающим на ее территории, а также к прибывающим в ее пределы лицам без гражданства и иностранцам.
К отличительным признакам и чертам нормы права как исходной ячейки всей системы права относится содержание и выражение в ней государственной воли. В отечественной юридической литературе разных лет - в дореволюционных и послереволюционных источниках - на место государственной воли нередко ставилась воля монарха, господствующего слоя, элиты, наконец, господствующего класса. Исходя из этого норма права зачастую определялась в виде правила поведения, которое государство «как организация классового господства признает необходимым для охраны интересов господствующего класса» и соблюдение которого оно обеспечивает всей мощью своей принудительной власти. 328
Между представлением о норме права как выразителе воли господствующего слоя, группы или класса, с одной стороны, и как носителе государственной воли - с другой, нет никакого, даже скрытого противоречия. Дело в том, что воля господствующего слоя, группы или класса для того, чтобы воплотиться в нормах права, стать их реальным содержанием, должна в обязательном порядке пройти через государственный нор-мотворческий механизм, трансформироваться в государственную волю. Разумеется, последняя в любом государстве носит не абстрактный, а вполне конкретный, соответствующий интересам власть имущих слоев, групп или классов характер и направлена на строго целевое в социальном плане регулирование поведения всех участников правоотношений.
Важный признак и черта правовой нормы - ее представительно-обязывающий характер. Регулируя общественные отношения, норма права устанавливает (предоставляет) для одного участника этих отношений определенные полномочия или права, а на другого возлагает соотносящиеся с ними юридические обязанности. Для одной стороны норма права предусматривает охраняемое и гарантируемое государством возможное поведение (право), а для другой стороны - обеспеченное угрозой государственного принуждения должное поведение (обязанность). Например, предоставляя гражданам России конституционное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом, государство в то же время возлагает на органы государственного обеспечения соответствующие юридические обязанности.
Нормы права отличаются своей системностью и иерархичностью по отношению друг к другу, а также строго формальной определенностью.
Каждая норма права существует не сама по себе, не в изоляции от других норм, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами. Кроме того, в отличие от иных социальных норм, таких, скажем, как нормы морали, правовые нормы располагаются не только по горизонтали, но и по вертикали.
Наконец, в числе специфических черт и особенностей норм права, как и самого права в целом, следует назвать их охрану и обеспеченность государственным принуждением. При этом речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем государственном воздействии на тех, кто не соблюдает требования норм права.
Понятие и признаки нормы права. Основные отличия норм права от иных социальных норм
Норма права – это:
1) первичная ячейка , основа, элемент системы права. Норме права свойственны все главные черты права как особенного социального явления. Нельзя при этом смешивать понятия права и нормы права, так как они не совпадают. Право и единичную юридическую норму следует соотносить между собой как целое и часть, которые вместе с чертами сходства имеют как свои особенности, так и отличия друг от друга;
2) относительно самостоятельное явление , которое обладает собственными специфическими особенностями, конкретизирующими и углубляющими наши знания о праве, его сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения;
3)единственная среди социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли.
Норма права имеет отличие от других социальных норм:
1) только ей свойственна формальная определенность, которая выражается прежде всего в том, что правовую норму издают или санкционируют государственные органы. Норма права, кроме того, выражается в той или другой установленной или признаваемой государством форме (как закон или подзаконный нормативный акт, договор с нормативным содержанием, правовой обычай);
2) это единственная среди социальных норм, которая поддерживается в своем осуществлении, охраняется от нарушений силой государства.
Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения и исходных норм.
Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они устанавливают при соответствующих условиях меру и вид охраняемых государством должного и возможного поведения участников общественных отношений, их субъективные права и юридические обязанности. Данные правила поведения составляют значительную часть правовых норм. Начальные отправные, учредительные нормы, к которым относят нормы-принципы, нормы-дефиниции и т. д., являются нормами опосредованного регулирования.
Юридическая норма - это не только социальный, но и государственный регулятор общественных отношений. Юридическая норма является предписанием общего характера. Она устанавливается не для отдельного, разового отношения, не для конкретных лиц, а для большого количества отношений определенного вида и индивидуально неопределенных лиц, которые подпадают под условия ее действия.
Правовая норма выражает и регулирует самые типичные, много раз повторяемые отношения между людьми, в упорядочении которых напрямую заинтересовано и участвует государство. В частности, отношения по поводу политической власти, управления, частной собственности, борьбы с преступностью и др. Норма права сообщает этим отношениям характер правоотношений, когда устанавливает для участников регулируемых отношений гарантируемые и охраняемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности. Юридическая норма в этом случае сама выступает как модель правоотношения, которое при предусмотренных в данной норме условиях и обстоятельствах может возникнуть и действительно возникает в реальной жизни, в процессе правового регулирования общественных отношений.
9.Система права: отрасли права, частное и публичное, материальное и процессуальное право
Нормы права имеют существенные отличия от других социальных норм.
1. Правовые нормы, как правило, создаются государством. Они не могут быть изменены или отменены гражданами, общественными организациями.
Изменить или отменить их могут только соответствующие государственные органы.
Другие социальные нормы создают сами люди, общественные организации и они же могут их изменить или отменить. Их может изменить или отменить и государство, если они противоречат нормам права.
2. Исполнение норм права обеспечивается властной силой государства. Исполнение других социальных норм - либо самим обществом, людьми, либо соответствующими общественными, религиозными и иными формированиями.
3. В случае нарушения норм права государство властно привлекает к юридической ответственности правонарушителей, применяет к ним различные меры наказания.
Нарушение других социальных норм не влечет за собой подобной деятельности государства. Меры воздействия на нарушителей принимают либо сами граждане (например, моральное осуждение), либо организации в соответствии со своими уставами.
4. Нормы права всегда выражаются в определенных письменных актах, например, законах. Другие социальные нормы, например, нормы морали, нравственности не закрепляются письменно, а содержатся в сознании людей. Некоторые не правовые нормы, например, нормы общественных организаций могут выражаться в их письменных уставах.
5. Нормы права образуют единую иерархическую и взаимосвязанную систему. Другие социальные нормы не имеют такой системы. Они разделены на обособленные и самостоятельные группы: нормы морали, нравственности, обычаи и т.д.
6. Нормы права регулируют наиболее важные главные общественные отношения. Другие социальные нормы регулируют менее значимые общественные отношения, например, взаимное поведение граждан в общественном транспорте, на собрании членов общественной организации, в процессе богослужения и т.д.
Нормы права и другие социальные нормы могут совпадать в своих требованиях. В этом случае они совместно регулируют поведение и деятельность людей.
Еще по теме Чем отличаются нормы права от других социальных норм?:
- Классификация социальных норм по содержанию. Технические нормы.
Постепенно с возникновением государства, усложнением социальных связей в обществе мононормы первобытного общества переросли в нормы права и морали, религиозные нормы, обычаи, традиции, этикет и т.д. . Но тем не менее все социальные нормы сохранили общие признаки :
1) все социальные нормы представляют собой правила поведения общего характера;
2) все социальные нормы обладают той или иной степенью обязательности;
3) все социальные нормы направлены на упорядочение общественных отношений.
Но наряду с общими признаками право имеет свои специфические характеристики , которые отличают его от других социальных регуляторов:
1) правовые нормы устанавливаются государством; другие социальные нормы складываются в порядке жизнедеятельности общества стихийно или устанавливаются отдельными общественными организациями (например, уставы партий);
2) правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна;
3)исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством;
4) нарушение правовых норм влечет ответственность перед государством;
5) в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система; для других социальных регуляторов возможно параллельное существование различных социальных норм (например, наличие разных религий в одном государстве).
Право предполагает не только юридические нормы, содержащиеся в законодательстве и других источниках, но и субъективные права физических и юридических лиц, их правомочия. В первом случае речь идет о праве в объективном смысле (объективном праве) , во втором - о праве в субъективном смысле (субъективном праве). Между объективным и субъективным правом существуют тесная взаимосвязь, органическая зависимость и взаимодействие. Поэтому следует говорить о двух сторонах единого права - объективной и субъективной, вне взаимодействия которых не может существовать и воплощаться в жизнь возведенная в закон воля.
2. Признаки права. Принципы права. Функции права.
Основные признаки права:
1) сознательно-волевой характер;
2) нормативность;
3) формальная определенность;
4) обеспеченность государством;
5) системность
Как и любая другая регулятивная система, право основано на определенных принципах, т.е. основополагающих началах, ключевых идеях, определяющих и выражающих его сущность. Принципы права - это объективные свойства, отражающие потребности общественного развития, потребности данного общества, государства. Они могут быть закреплены как в конкретных правовых нормах, так и могут логически выводиться из их совокупности. Существует деление принципов права на общеправовые, межотраслевые и отраслевые . Наибольшее значение имеют такие общеправовые принципы как принципы справедливости, равноправия, гуманизма, демократии, единства прав и обязанностей, сочетания убеждения и принуждения. Межотраслевые принципы выражают особенности нескольких родственных отраслей права. Например, принцип гласности судебного разбирательства является общим как для уголовно-процессуально права так и для гражданско-процессуального права. Отраслевые правовые принципы характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Например, принципами гражданского права являются равенство сторон в имущественных отношениях, обеспечение договорной дисциплины и т.д.
Сущность и социальное значение права проявляется в его функциях. Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. Существуют различные классификации функций права. Важнейшей задачей системы права является упорядочение общественных отношений. Данную задачу право решает посредством регулятивной функции. Это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Вторым направлением является охранительная функция права, которая содействует пресечению и предотвращению противоправного поведения.
- Салат из огурцов на зиму «Пикантный Салат из огурцов пикантный на зиму
- Телячья вырезка в духовке
- Кукурузная крупа – что это?
- Ажурные блинчики на молоке — рецепты тонких блинов с дырочками Блины ажурные тонкие дрожжевые
- Отличается насыщенный пар
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какой разновидности языков естественных или формальных может
- Прямоугольный параллелепипед — Гипермаркет знаний
- Рассказ о себе на английском
- Английский язык в сфере туризма Словарный запас для путешествий на английском
- Как сделать мутный бульон прозрачным
- Отстранение работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр Отказаться от медкомиссии на работе
- Табель учета рабочего времени: расшифровка сокращений Как в табеле обозначается учебный оплачиваемый отпуск
- Какая норма продолжительности рабочего времени в неделю устанавливается данным работникам?
- Сергей михеев — железная логика (видео) последний выпуск Политолог михеев
- Евгений сатановский — последние видео Сатановский последние публикации
- Священник Игорь Затолокин
- Человек — существо духовное
- Основные ошибки заполнения
- Отчет рсв в году сроки сдачи