Постоянно-нейтральные государства. Почему в Европе исчезают нейтральные государства


Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтральные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории иностранных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообщества в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничества между государствами. Таким образом, постоянный нейтралитет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время. Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.

Юридическим закреплением указанного статуса является заключение заинтересованными государствами соответствующего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам постоянно-нейтральное государство должно соблюдать правила нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухопутной войне (Пятая конвенция) и морской войне (Тринадцатая конвенция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недопустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь

свою армию и военные укрепления, необходимые для самообороны.

Нередко статус постоянного нейтралитета закрепляется как международным договором, так и национальным правовым актом государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указанного права является выбор государством способов установления статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств.

В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В современный период этот статус имеют Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.

Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтверждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, подписавшие Соглашение, признали «всегдашний» нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейцарии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе Второй мировой войны великие державы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Австрии в том виде, как это установлено названным Договором. Австрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного утверждения своей внешней независимости и неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем

постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в Законе закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать создания военных опорных пунктов чужих государств на своей территории. Статус Австрии был признан союзными державами и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.

На международном совещании в Женеве 14 стран по урегулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники совещания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Лаоса.

Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, касающееся суверенитета, независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтралитета нашла отражение в Законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.

Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана» и Конституционным законом «О постоянном нейтралитете Туркменистана», принятыми в 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана», принятой 12 декабря 1995 г.

В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержание указанных документов и закрепляется положение, согласно

которому «признанный сообществом нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики».

Таким образом, только полноправный субъект международного права - государство - может обладать статусом постоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоянно-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоянно-нейтральное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных конфликтах) лишено «права на войну» и стеснено в свободе действий.

Современное международное право, ликвидировавшее «право на войну» и закрепившее принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, создает тем самым для государств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополнительные гарантии его обеспечения.

В последние годы обстановка в мире сильно накалилась. То и дело в разных частях света вспыхивают новые локальные конфликты, к которым присоединяется всё больше стран. В этих непростых условиях с экранов телевизоров и на страницах печатных изданий время от времени звучит термин «политика вооружённого нейтралитета». Однако не все люди до конца понимают его значение, а также обязательства, которые берут на себя государства, заявившие о данном статусе.

Определение термина

Слово «нейтралитет» имеет латинские корни. В переводе оно обозначает «ни тот, ни другой». Этот термин получил распространение в международном праве. Он употребляется, когда говорят об отказе государства от участия в войне в смутное время и от присоединения к одному из военных блоков в мирное. Другими словами, нейтралитет - это когда государство занимает лояльную позицию по отношению к мнениям других стран, являющихся участницами конфликта.

Виды нейтралитета

Нейтралитет государств имеет несколько видов и может быть закреплён различными способами. Данный термин может употребляться в четырёх значениях:

1. Такие государства, как Швейцария и Австрия, соблюдают постоянный нейтралитет . закреплён во внутренних нормативных актах и признан во всём мире. Государства, заявившие о себе как о сторонниках постоянного нейтралитета, не могут участвовать в войнах, состоять в военных союзах и разрешать возведение на своей территории иностранных объектов военного назначения.

2. Некоторые страны Азии, Африки и Латинской Америки придерживаются позитивного нейтралитета . Они декларируют соблюдение международной безопасности, помощь в снятии международной напряжённости, отказ от Один раз в три года проводится Конференция, в ходе которой страны вновь заявляют о своём статусе.

3. Швеция является одной из стран, заявляющих о традиционном нейтралитете . Его главная особенность состоит в том, что государство нигде не закрепляет свой статус и придерживается политики нейтралитета на добровольных началах. В то же время оно может в любой момент прекратить соблюдение взятых на себя обязательств, поскольку нигде не декларировало свой статус.

4. Зачастую государства подписывают международные документы, в которых заявляют о своих обязательствах. Договорной нейтралитет - так называется данный вид. Примером может являться соглашение, достигнутое Российской Федерацией и Канадой в Оттаве в 1992 году. Речь идёт о Договоре о согласии и сотрудничестве между вдумя странами.

Многие международные авторитетные правоведы высшей формой называют постоянный нейтралитет, который действует на все вооружённые столкновения без исключения. Государство, вставшее на этот путь, берёт на себя значительные обязательства не только в военное, но и в мирное время. Помимо невозможности участвовать в конфликтах, входить в состав блоков и допускать возведение иностранных инфраструктурных объектов военного назначения, оно не может использовать вооружённое столкновение в качестве метода решения острых геополитических задач.

Ограничения в военное время

Согласно нормам международного права, если государство объявило о своём нейтралитете во время войны, оно обязано соблюдать три правила:

1. Ни при каких обстоятельствах не оказывать конфликтующим странам военную помощь.

2. Не допускать использования конфликтующими странами своей территории в военных целях.

3. Вводить в отношении конфликтующих сторон одинаковые ограничения на поставку оружия и товаров военного назначения. Это нужно, чтобы не выделять одну из вовлечённых сторон и тем самым не оказывать ей поддержку.

История становления понятия

Если рассматривать нейтралитет в исторической перспективе, то для жителей государств, существовавших в эпоху Древнего мира, он был чужд. В Средние века это явление начало приобретать своё современное значение. Средневековые страны заявляли об общности своих религиозных и культурных взглядов и старались придерживаться нейтралитета, однако в некоторых случаях его не соблюдали. Речь идёт, прежде всего, о войнах на морских просторах. Лишь с XVI века государства стали понимать, что нейтралитет - это статус, который следует соблюдать.

Приведём примеры

Первый в истории случай, когда страны объявляли вооружённый нейтралитет, датируется концом XVIII столетия. В мировой истории заметный след оставил союз крупных мировых держав, которые взяли на себя обязательства защищать принципы, изложенные в Декларации Екатерины II, принятой в феврале 1780 года. В него вошли Российская империя, Франция, Испания, Американские Штаты, Дания, Швеция, Пруссия, Австрия, Португалия, Сицилия. Данный союз функционировал, пока шла война за независимость американских колоний от Англии. После завершения войны в 1783 году, он фактически распался.

В 1800 году был заключён так называемый второй вооружённый нейтралитет между Российской империей, Данией, Швецией и Пруссией. В его основу были положены принципы екатерининской декларации с незначительными изменениями. Однако после смерти Павла I и восшествия на престол Александра I он прекратил своё существование.

Подведём итоги

Нейтралитет - это правовой статус, который прошёл долгий путь, пока, наконец, не обрёл своё современное значение. Большой вклад в его становление внесла русская императрица Екатерина II, которая изложила многие его принципы в Декларации 1780 года. Если государство объявляет о своём нейтралитете, оно берёт на себя значительные обязательства. Это в равной степени справедливо для мирного и военного времени. Поэтому это явление не столь распространено в мире, как хотелось бы.

Нейтралитеет, в международном праве -- неучастие в войне, а в мирное время отказ от участия в военных блоках. Международное право нейтралитета содержит три ограничения на действия нейтральной страны на время войны между другими государствами: не предоставлять собственные вооруженные силы воюющим сторонам;

не предоставлять свою территорию для использования воюющим сторонам (базирование, транзит, перелёт и т. д.); не дискриминировать ни одну из сторон в поставках оружия и товаров военного назначения (то есть ограничения либо одинаковые, либо вообще отсутствуют).

Основной принцип нейтралитета -- абсолютное неучастие в военных действиях, не исключающее возможной благожелательности той или иной воюющей стороне); отсюда:

1) нейтральное государство обязано не допускать на своей территории никаких враждебных действий или продолжения их со стороны воюющих и не препятствовать их операциям вне нейтральной территории; 2) нейтральное государство не должно разрешать своим подданным вмешиваться в войну; 3) нейтральное государство, насколько позволяют военные действия, в праве продолжать мирные сношения с воюющими сторонами и торговлю с ними, но не нарушая постановлений о военной контрабанде и законно объявленной блокаде.

Институт нейтралитета складывался в течение нескольких веков, но наибольшее развитие получил в XVIII, и, особенно, в конце XIX - начале XX вв. Во время войны провозглашение государством нейтралитета создавало для этого государства международно-правовой статус нейтральной стороны. Этому соответствовали особые права и обязанности нейтрального государства, а также права и обязанности воюющих сторон, признававших этот статус. Нормы международного права, определявшие правила нейтралитета государства во время войны, были регламентированы 5-й и 13-й Гаагскими конвенциями 1907 г. о правах и обязанностях нейтральных держав во время сухопутной и морской войны. Главной обязанностью нейтрального государства являлось неучастие в войне своими вооруженными силами и неоказание военной помощи воюющим. Главным правом нейтрального государства была неприкосновенность его территории, а также его право продолжать свою торговлю с другими нейтральными странами и даже мирную торговлю с воюющими сторонами. Нейтральное государство было вправе защищать свой нейтралитет вооруженной силой. Военные корабли воюющих могли проходить по территориальным водам нейтрального государства и пользоваться на ограниченное время их портами, но не для военных целей. Нейтральное государство обязано было не допускать создания на своей территории военных баз воюющих сторон и препятствовать вооружению или снаряжению в его водах любого корабля, предназначенного для участия в военных действиях. Однако нейтральное государство могло не мешать своим гражданам-добровольцам служить в войсках воюющих стран, хотя при этом они утрачивали свой нейтральный статус. В подкрепление своего статуса нейтральное государство могло заключать с воюющими соглашения или пакты о нейтралитете.

По Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. нейтральная страна может выступать как покровительница, т. е. может, с согласия воюющих сторон, посылать санитарные формирования для оказания помощи лицам, взятым под защиту в соответствии с Женевскими конвенциями. После Второй мировой войны и принятия Устава ООН, как приоритетного международного закона, правила нейтралитета находятся полностью в зависимости от положений Устава (глава УП), предусматривающих обязанность государств действовать в борьбе с угрозой миру, нарушением мира или актами агрессии в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН. Нейтральный статус не лишает государство права на отражение иностранной агрессии, как самостоятельно, так и с помощью других государств на основе Устава ООН.

Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтральные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории иностранных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообщества в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничества между государствами. Таким образом, постоянный нейтралитет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время. Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.

Юридическим закреплением указанного статуса является заключение заинтересованными государствами соответствующего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам посто-янно-нейтральное государство должно соблюдать правила нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухопутной войне (Пятая конвенция) и морской войне (Тринадцатая конвенция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недопустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь

свою армию и военные укрепления, необходимые для самообо-роны.

Нередко статус постоянного нейтралитета закрепляется как международным договором, так и национальным правовым актом государства. Каждое государство имеет су-веренное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указанного права является выбор государством способов установления статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств.

В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В современный период этот статус имеют Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.

Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтверждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, под-писавшие Соглашение, признали «всегдашний» нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейцарии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о вос-становлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе Второй мировой войны великие державы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Австрии в том виде, как это установлено названным Договором.

Австрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного утверждения своей внешней независимости и неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем

постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в Законе закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать создания военных опорных пунктов чужих государств на своей территории. Статус Австрии был признан союзными державами и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.

На международном совещании в Женеве 14 стран по урегулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники совещания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Лаоса.

Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, касающееся суверенитета, не-зависимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтралитета нашла отражение в Законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.

Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана» и Конституционным законом «О постоянном нейтралитете Туркменистана», принятыми в 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана», принятой 12 декабря 1995 г.

В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержание указанных документов и закрепляется положение, согласно

которому «признанный сообществом нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики».

Таким образом, только полноправный субъект международного права - государство - может обладать статусом постоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоянно-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоянно-нейтральное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных конфликтах) лишено «права на войну» и стеснено в свободе действий.

Современное международное право, ликвидировавшее «право на войну» и закрепившее принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, создает тем самым для государств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополни-тельные гарантии его обеспечения.

Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в ка­ких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь та­кое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтраль­ные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории ино­странных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообще­ства в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничест­ва между государствами. Таким образом, постоянный нейтра­литет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время. Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.

Юридическим закреплением указанного статуса является за­ключение заинтересованными государствами соответствующего международного договора с участием в нем государства, наде­ляемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам посто­янно-нейтральное государство должно соблюдать правила ней­тралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухопутной вой­не (Пятая конвенция) и морской войне (Тринадцатая конвен­ция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не мо­жет допускать использования своей территории, включая воз­душное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недо­пустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь

свою армию и военные укрепления, необходимые для самообо­роны.

Нередко статус постоянного нейтралитета закрепляется как международным договором, так и национальным правовым ак­том государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указан­ного права является выбор государством способов установле­ния статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполага­ет, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних ак­тов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств.

В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В современный период этот статус имеют Швейцария, Авст­рия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.

Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтвер­ждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, под­писавшие Соглашение, признали «всегдашний» нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейца­рии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о вос­становлении независимой и демократической Австрии, в кото­ром союзные в ходе Второй мировой войны великие держа­вы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Авст­рии в том виде, как это установлено названным Договором.

Ав­стрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного ут­верждения своей внешней независимости и неприкосновенно­сти своей территории Австрия добровольно заявляет о своем

постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в Зако­не закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать созда­ния военных опорных пунктов чужих государств на своей тер­ритории. Статус Австрии был признан союзными державами и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.

На международном совещании в Женеве 14 стран по урегу­лированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники сове­щания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, единст­во и территориальную целостность Лаоса.

Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, ка­сающееся суверенитета, независимости, территориальной цело­стности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Дру­гие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтрали­тета нашла отражение в Законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным госу­дарством и отказывается от участия в каких-либо военных сою­зах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте ино­странных вооруженных сил.

Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана» и Конституционным законом «О постоянном нейтралитете Туркменистана», принятыми в 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамб­леи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана», принятой 12 декабря 1995 г.

В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержа­ние указанных документов и закрепляется положение, согласно

которому «признанный сообществом нейтралитет Туркмени­стана является основой его внутренней и внешней политики».

Таким образом, только полноправный субъект международ­ного права - государство - может обладать статусом постоянно­го нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоян­но-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоян­но-нейтральное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных конфлик­тах) лишено «права на войну» и стеснено в свободе действий.

Современное международное право, ликвидировавшее «пра­во на войну» и закрепившее принцип добросовестного соблю­дения международных обязательств, создает тем самым для го­сударств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополни­тельные гарантии его обеспечения.

Еще по теме § 4. Постоянно-нейтральные государства:

  1. 4.ПОСТОЯННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
  2. 10.3. теория несовершенной информации и отсутствие нейтральности денег
  3. ОТСУТСТВИЕ НЕЙТРАЛЬНОСТИ ДЕНЕГ: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
  4. ОТСУТСТВИЕ НЕЙТРАЛЬНОСТИ ДЕНЕГ И ОБРАТНАЯ ПРИЧИННОСТЬ
  5. 3.Компетенция арбитражных судов по Киевскому соглашению sssnКомпетентный суд государства-участника СНГ вправе рассматривать упомянутые в ст. 1 Киевского соглашения споры, если на территории данного государства-участника СНГ ответчик имел постоянное место жительства или место нахождения на день предъявления иска. Однако если в деле участвуют несколько ответчиков, находящихся на территории разных государств-участников СНГ, то спор рассматривается по месту нахождения любого ответчика по выбору ис
  6. Проблема постоянных издержек в линейном программировании. Мини-кейс "На кондитерской фабрике". Акт 3 (Проблема учета постоянных издержек)
  7. Общее учение о государстве (определение государства; признаки государства; дело государства)

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации -

Выбор редакции
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...

Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...

Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...

Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...
Алкогольные коктейли, в том числе и «Ром Кола», являются в своем роде произведениями искусства. Их назначение заключается в формировании...
В этой статье о сливовом вине будет, пожалуй, больше теории, чем практики, но, во-первых, чтоб отлично проходили практические занятия по...
Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...