Пожарная каланча. Пожарная каланча: история в деталях


Прямо за станцией метро, на Селезневской улице расположено здание бывшей Сущевской полицейской части. Построенная в 19 веке, она одна из самых старых в городе. Стоит отметить, что часть одновременно решала правоохранительную и противопожарную задачи. При этом собственно здание служило в основном задачам полицейским, а каланча — пожарным.

Полицейская часть существовала здесь с конца восемнадцатого века. В 1817 году действительный статский советник Д.И. Киселев продал казне большой участок земли с каменными и несколькими деревянными строениями для Сущевской полицейской части. Строительство же основного здания, вместе с пожарными службами, производилось по проекту архитектора М.Д. Быковского в начале 1850-х. В те времена, когда с высоты каланчи была видна вся Москва, на балкончике круглосуточно дежурил часовой, который внимательно осматривал окрестности и как только замечал дым — тут же дергал за веревку, привязанной к колоколу во дворе, чтобы звоном разбудить сонных товарищей, и вывешивал шары и флаги, служившие системой опознавательных знаков — по ним судили о месторасположении и силе пожара. Ночью вместо шаров вывешивались фонари. Услышав сигнал тревоги, пожарные выскакивали из здания, натягивали форму и каски, и неслись в обозах по улицам, оглушительно гудя в медные трубы и распугивая прохожих.

Однажды обер-полицмейстер Сущевской части Арапов разрешил своим приятелям из Петровского театра выбрать пожарных для участия в театральных постановках. С этим фактом связана одна забавная история. Как-то раз в театре ставили «Хижину дяди Тома», и всех пожарных загримировали под негров и одели в полосатые куртки. И как раз во время представления брандмейстеру по фамилии Корыто, присматривавшему за подопечными, доставили записку о том, что на Никольской пылает пожар. Пожарные, как были в куртках и гриме, повскакивали с мест и бросились к обозам. На следующий день весь город говорил о скором конце света, припоминая чертей, которые в сверкающих касках мчались по улицам и дудели в трубы. После этого и вышел приказ, запрещающий использовать пожарных в театральных постановках.

Но главное, что именно сотрудники Сущевской части создали прецеденты, ставшие впоследствии серьезнейшими институтами. В частности, в 1911 году купец Николай Алексеев оставил свой автомобиль марки «Бенц» на дороге, перекрыв выход из храма. По окончании службы богомольцы испытывали неудобства при выходе, за что околоточный надзиратель Сущевской полицейской части Дмитрий Быков наложил на нарушителя немалый штраф — видимо, первый в Москве штраф за незаконную парковку.

Здесь же было принято одно из исторических решений: «Городового вице-унтер-офицера Егорова за пьянство и буйство во время несения постовой службы посадить на хлеб и воду на две недели, пожарного служителя Коноплева за небрежное и жестокое обращение с лошадью и оскорбление унтер-офицера наказать 140 ударами розог». Сейчас подобными вещами ведает целое подразделение — служба собственной безопасности ГУВД.

Здесь же в 1898 году по приказу обер-полицмейстера за номером 117 была организована первая в городе станция «Скорой помощи». В распоряжении врачей была всего одна карета (притом в буквальном смысле на гужевой тяге), на которой выезжала бригада, состоящая из трех специалистов — врача, фельдшера и санитара. Правда, вызов принимался только у должностных лиц — у дворника, к примеру, или у ночного сторожа, и только по поводу несчастных случаев на улицах.

Но самая, пожалуй, колоритная работа, выполнявшаяся штатом этой части, — сожжение неблагонадежных книг. Последнее в истории Москвы книжное аутодафе произошло в 1888 году, и это был труд Гиляровского под названием «Трущобные люди». Автор вспоминал: «С заднего двора поднимался дым. Там, около садика, толпа пожарных и мальчишек. Снег кругом был покрыт сажей и клочками бумаги. В печи догорала последняя куча бумаги: ее шевелил кочергой пожарный. Пахло гарью и керосином, которым пропитался снег около печи».

Интересны истории, связанные не только со служивыми части, но и с ее "постояльцами"-заключенными.

Здесь, в Сущевской части в разное время содержались такие знаменитости, как игуменья Митрофания (она обвинялась в мошенничестве) и Владимир Владимирович Маяковский. Впрочем, последний по этому поводу не слишком скорбел. Он сообщал своей сестре на волю: «Дорогая Люда... Сижу опять в Сущевке, в камере нас три человека, кормят или, вернее, кормимся очень хорошо». Для полного счастья юному поэту не хватало только книг и рисовальных принадлежностей. Их-то он и просил передать. Правда, далеко не все узники этих камер относились к заключению столь философски. Многие пытались выбраться отсюда, не брезгуя любыми способами. Раз, например, в газетах появилось вот такое сообщение: «24 февраля в Сущевском полицейском доме трое арестантов, крестьяне Алексей Румянцев, Константин Монахов и Василий Светцов, взломав пол в чулане, спустились через проделанное ими отверстие в выгребную яму, откуда выбрались во двор и скрылись».

Летом здание целиком запечатлеть достаточно сложно - оно утопает в зелени. Поэтому вот зимняя фотография. Кстати, в 1970-80 гг здание отреставрировали и разместили в нем музей МВД.

Неповторимый символ пожарной охраны г. Омска, первая и единственная в городе каменная пожарная каланча или, как её ранее называли омичи, старая башня - уникальнейшее в своем роде сооружение. Ей предшествовала деревянная, построенная в 1870 году на улице Александровской Бутырского форштадта (ныне ул. Интернациональная) - первой улице после крепостной эспланады. За почти 40 лет она сильно обветшала и требовала ремонта. В связи с чем, 31 июля 1912 года Омская городская дума вынесла решение построить каменную пожарную каланчу и пристройку к ней тоже из кирпича на шесть конно-бочечных ходов.

Гражданский инженер Илиодор Геннадьевич Хворинов составил чертеж и смету на строительство в 7 тысяч рублей. Городская дума объявила торг - кто из предпринимателей будет строить башню? Вызвался некто Леонтьев, который хотел соорудить «всё», кроме каланчи, но дума в строительстве ему отказала.

По проектам инженера Илиодора Геннадьевича Хворинова были созданы и другие замечательные омские здания:

  • Омский академический театр драмы (1905 год, 1915 - завершены скульптурные и лепные работы, установка в нишах бюстов А.П. Чехова и Л.Н. Толстого; на фронтоне - скульптуры «Крылатый Гений» (скульптор В. Винклер)) - одно из прекраснейших сооружений г. Омска, украшающих сейчас историческую часть города;
  • торговый дом М.А. Шаниной (1898 год), где впервые были установлены электроосвещение и витринные стекла (ныне торговый дом «Любинский»);
  • гостиница «Россия» (1906 год; в наши дни - гостиница «Октябрь»);
  • Омское женское епархиальное училище (1909 год; сейчас - главный корпус института ветеринарной медицины);
  • добротное деревянное здание музея Географического общества по улице Музейная, 3 (1899 год).

В 1913 году городским архитектором Петром Горбачёвым была составлена по старому чертежу Хворинова новая смета, превышающая прежнюю на 3 тысячи рублей. Архитектор в проекте изменил лишь высоту башни (от основания до смотровой площадки), увеличив её на 1,4 сажени. (Высота определенная проектом И.Г. Хворинова составляла 9,5 саженей). Дело в том, что пока велись торги, вблизи проектируемой каланчи предприниматели выстроили здания и акционерного общества «Эльворти», из-за которых с башни не просматривалась бы значительная часть города.

Городская дума вновь объявила торг. Желание строить каланчу изъявил нижегородский крестьянин Михаил Андреевич Кузнецов .

26 апреля 1914 года он заключил с городской управой договор с обязательством построить каланчу к 10 сентября 1914 года. Своё обещание Кузнецов не сдержал - построить каланчу ему удалось лишь к 28 августа 1915 года (по другим данным к 24 сентября). Высота всего сооружения, вместе с выкованным флагштоком и флюгером составила 15 саженей (это около 32 метров), от её основания до смотровой площадки - 26 метров. Пожарная каланча стала самым высоким сооружением г. Омска. Со смотровой площадки весь город открывался как на ладони.

Комиссия в составе председателя городской управы, городского архитектора и помощника брандмейстера приняла стройку.

По решению городской управы на первом этаже каланчи была поставлена паровая пожарная труба (насос), а из широких ворот в любую секунду мог выехать на пожар конный ход (в 1936 году кони были заменены ). На втором этаже размещена квартира брандмейстера, который был обязан выезжать на каждый пожар.

Изначально под крышей каланчи сбоку висел колокол. Дежурство несли дозорный и его помощник (подчаск), которые поднимались на смотровую площадку по винтовой лестнице, освещённой щелевидными окнами и ограждённая коваными перилами. Пока один дежурил, второй отдыхал в деревянной застекленной башенке в центре смотровой площадки. Завидев дым - давали сигнал «Тревога». Кроме этого каланча выполняла и роль информатора горожан. Например, 9 января 1912 года на каланче был поднят флаг, означавший прекращение занятий в в связи с 30-градусным морозом.

Вид с Омской пожарной каланчи на восток – на новую Базарную площадь (1930-1935 годы). Фото из коллекций: М. Фрумгарца, А. Строда, Е. Мамакина, И. Зубакина, А. Оландера

Долгое время в Омске самой высокой точкой была пожарная каланча, откуда на центр города открывался потрясающий вид. Это понимали тогдашние фотографы, поэтому они постоянно забирались на каланчу за уникальными снимками. Вот, например, что можно было лицезреть, стоя на верхотуре пожарной каланчи ориентировочно в 1930–1935 годах.

Фотография справа - вид на восток - на новую Базарную площадь. Главпочтампа нет. На месте торгового центра «Омский» огромный базар - это Центральный рынок, который перенесли сюда с близлежащей Базарной площади (на её месте сейчас сквер с фонтаном напротив Администрации г. Омска). Рынок занимал весь квартал в границах улиц Герцена - Интернациональная - Гусарова - Красногвардейская. Вдали видна территория военного клинического госпиталя №425, а также угловое военное здание на пересечении улиц Гагарина и Гусарова.

Вид с Омской пожарной каланчи на северо-запад – на перекресток улиц Тарской и Коммунистической (1930-1935 годы). Фото из коллекций: М. Фрумгарца, А. Строда, Е. Мамакина, И. Зубакина, А. Оландера

Если посмотреть на северо-запад (фото слева) - увидим перекресток улиц Тарской и Коммунистической. В центре - здание, занимаемое сегодня судом присяжных Омского областного суда. Вдали видны размытые силуэты домов Орджоникидзе, 14, рядом с ним - «Оша», а между судом и «Ошей» здание с интересной мансардой - видимо, ул. Красногвардейская, 49. Справа - светлое здание почтового управления: ул. Тарская, 15.

Это сегодня каланча признана одним из выразительнейших памятников архитектуры. А в 50-е годы её чуть не снесли, желая построить вторую очередь пятиэтажного дома по ул. Интернациональной. Не случилось. С этого времени и вплоть до середины 70-х годов ХХ века в омских средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения с утверждениями, что «каланча портит интерьер современного города», выдвигались предложения её сноса.

Но в 60-е годы было еще одно покушение на каланчу - в связи со строительством здания Управления пожарной охраной и Главпочтамта, которое по проекту должно было стоять как раз на её месте. На снос уже дали добро и Главомскархитектура, и горисполком. Против был только тогдашний первый секретарь Центрального райкома партии Николай Кукель-Краевский. Ему сказали: «Снесли Тарские ворота - снесем и каланчу. На новый проект нет средств» . Он не сдержался: «Если Тарские ворота снёс старый и больной высокопоставленный сумасброд, то это не значит, что молодые могут повторить его беззаконие!» . И попросил комсомольцев института «НовосибТИСИЗ» на общественных началах сделать новую привязку здания почтамта. Те согласились. Так был сохранен памятник. А Кукель-Краевский заработал репутацию слишком эмоционального, неуживчивого человека. Пожарная каланча Омска

21 марта 2002 года на смотровой площадке появился «дозорный» - дядя Кузьма(Кузьмич) . Это манекен, одетый в каску и боевую одежду пожарного. Снаряжение не боится ни перепада температур, ни дождя, ни снега. Ортопеды сделали гибкие «руки», чтобы манекен мог менять позу. Дядя Кузьма, так назвали его пожарные, стоит, взявшись за поручни, и напряженно вглядывается, не горит ли что в городе.

Здание сложено из красного кирпича-полужелезняка на цементной плите. Фундаменты заложены на разной глубине в зависимости от объёмов несомых частей. Здание каланчи спроектировано в стиле поздней эклектики, в нём гармонично сочетаются элементы классицизма (пилоны, пилястры, руст, дентикулы), модерна (оштукатуренные наличники окон 2-го этажа) и русского стиля (крещатые бочки, фигурные колонки, ширинки). Несмотря на небольшой «удельный вес» элементов русского стиля они доминируют в образном впечатлении от каланчи, которое усилено цветовым решением, восходящем к прообразам русской архитектуры XVII в., - сочетание краснокирпичной стеновой поверхности с белыми декоративными элементами.

Во время реставрационных работ воссоздана первоначальная форма выездного проема для обозрения музейной экспозиции на первом этаже. По обмерным чертежам и архивным материалам проведены работы по замене винтовой лестницы, находящейся в аварийном состоянии, смотровой площадки, ветхой деревянной башенки с резьбой, оконных переплетов, дверных блоков, ограждения кровли. Произведена реставрация кирпичной кладки и штукатурного слоя декоративных элементов на фасадах.

Свою роль пожарная каланча исполняла до 40-х годов ХХ века , а решением омского облисполкома от 26.06.80 г. № 239/10 поставлена на государственный учёт, как памятник архитектуры местного значения.

В последней четверти ХХ века на ней установили мемориальную доску со следующим текстом:

«Пожарная каланча построена в 1913–1915 г.г. по проекту И.Г. Хворинова. Памятник архитектуры. Охраняется законом».

В наши дни сторожевая башня является архитектурным памятником и украшает фасад здания Главного управления МЧС России по Омской области. Здесь же в центре противопожарной пропаганды и общественных связей работают экспозиции, посвященные истории омского гарнизона пожарной охраны и, конечно, - каланче. Ежегодно более 12 тысяч посетителей знакомятся не только с основами пожарной безопасности, но и с важными событиями вековой давности в истории города Омска и омской пожарной охраны.

И каждый раз ко дню рождения каланчи юные омичи готовят подарки: рисуют, изготавливают поделки, пишут сочинения и участвуют в тематических викторинах.

Пожарная каланча: история в деталях

Каланча – пожарная башня, издали напоминающая крепость – пришла к нам из прошлого, где ей отводилась важная роль. Если нырнуть в глубины истории, то можно отыскать ответ на вопрос, откуда же она взялась и что представляла собой раньше, во времена наших предков. В разные времена виды этого своеобразного здания разнились, да и задачи, поставленные перед ними, также.

Что говорит Википедия?

Заглянув туда, можно обнаружить, что само название – kala(n)ѕa – имеет тюркское происхождение. Наиболее близким специалисты считают турецкое «kale», что в переводе на русский обозначает «крепость». В истории различали несколько ярких разновидностей:

  • Каланчи оборонительные
  • Каланчи пожарные
  • Каланчи парковые

Первые, как понятно из названия, служили одновременно и башнями для наблюдения за врагом, и местом, с которого неплохо было вести бой. А вот вторые – пожарные – приобрели наибольшую известность, да и первая же ассоциация со словом «каланча» приводит именно к пожарному делу.

Когда в России появилась первая пожарная каланча

По историческим сведениям первая каланча была построена в самом начале 19 столетия в Москве и связано строительство было с указом Александра I, который, как известно, считается едва ли не родоначальником пожарных служб в стране. Первоначально каланчи присоединяли к полицейским участкам, пристройка была значительно выше зданий и сразу же выделялась в городской застройке, привлекая к себе внимание. Интересно, что архитектура разнилась, до сих пор в России сохранились очень интересные экземпляры, один из которых расположен в Санкт-Петербурге. Также каланчи составляют гордость многих российских городов: известны такие строения в Москве и Рыбинске, в Угличе и Ярославле, в других городах.

Особенностью каланчи в те времена были кожаные шары, расположенные по кругу, задача которых состояла в оповещении близлежащей пожарной части о масштабах пожара: в зависимости от их количества и порядка, в котором они были вывешены, можно было понять, в какой стороне пожар и насколько он интенсивен. Своего рода сигнализация была устроена и с помощью фонарей, которые в ночное время также служили сигналом для пожарных о начавшемся пожаре.

С приходом советской власти строительство каланчей продолжалось, однако лишь до тех пор, пока городская застройка не перешагнула их по высоте, мгновенно сделав малоэффективными. Точно также на прекращение использования каланчей по прямому назначению повлиял и технический прогресс: телефонизация, к примеру, позволяла быстрее и точнее определить комплекс мер, да и скорость оповещения становилась мгновенной. Последней каланчей периода СССР считается та, что построена в столице на Ленинградском проспекте в 1928 году.

Интересно, что и впоследствии каланчи нашли себе работу, в них обустраивали сушильные помещения, в которых было удобно развешивать шланги. Кроме того, историческая ценность многих из построек обусловила и трепетное к ним отношение, которое со временем вылилось в реставрацию и поддержание каланчей в хорошем состоянии.

  • В тех странах, где велик риск возникновения массивных пожаров в лесных зонах, и сегодня строят каланчи, правда, современные и буквально напичканные всевозможными датчиками и другим оборудованием.
  • Самой высокой на сегодня является башня в Австралии: 69-метровое сооружение называется Warren Bicentennial Tree Lookout.
  • Парковые каланчи взяли от пожарных не только форму, но и одну из ролей – обеспечение наблюдения за порядком, хотя в большинстве случаев они несут архитектурную и развлекательную нагрузку.

Одна из достопримечательностей города, главное украшение центральной Сусанинской площади . Архитектор П. И. Фурсов .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Пожарная каланча в Костроме - год основания, высота, история

    Пожарная каланча - Прогулки по улицам Костромы (37 выпуск)

    Кострома.Вид на город с пожарной каланчи / Kostroma. View of the city from the Fire Tower: 1960

    Субтитры

История

Каланча была построена по инициативе губернатора К. И. Баумгартена (1768−1831), издавшего предписание:

«не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев. Для сего избрано мною удобное место в здешнем городе, находящееся по лицу Екатеринославской площади в определении с домом градской полиции, оное находилось в частных руках, а кроме него других способных к тому нет, то в сей необходимости вынужден купить оное у капитана Сумарокова. »

Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. – Кострома, 1993. – 64 с.; илл.

В ноябре 1823 года губернским архитектором П. И. Фурсовым составлены проектные чертежи здания, смета на строительство; в апреле 1824 года они были рассмотрены и одобрены в Санкт-Петербурге; 3 мая 1824 года заключен подряд на возведение каланчи. Строительство каланчи велось в 1824-1825 годах подрядчиком А. Степановым; отделочные работы выполнены по эскизам Фурсова артелью штукатуров под началом А. П. Темнова и ярославскими лепщиками С. С. Повырзневым и С. Ф. Бабакиным "со товарищи" в 1825-1827 годах.

В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!» ), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции .

Во второй половине XIX века каланча несколько раз перестраивалась. В 1860-х годах к зданию были пристроены обширные боковые крылья для размещения в них пожарного депо. В 1880-х годах годах «фонарь» на караульной вышке утерял свой прежний вид − на старых фотографиях можно разглядеть, что его значительно упростили. Однако в 1950-х годах реставраторы возвратили ему первоначальный облик.

Пожарная каланча Костромы практически все время своего существования использовалась только по назначению, и даже до недавнего времени здесь продолжало размещаться областное управление пожарной охраны . В 2005 году каланча была передана Костромскому музею-заповеднику. Фонарь башни используется для размещения антенн сотовой связи.

Архитектура

Здание построено в стиле позднего классицизма по образцу античного храма с портиком , состоящим из высокого фронтона и шести высоких колонн с ионическими капителями. Фасад за колоннами украшен круглыми окнами-розетками, а в центре треугольника фронтона помещен двуглавый орел. Само здание − двухэтажное, очень просторное, в нем свободно размещались все помещения, необходимые пожарной части губернского города: жилые и караульные помещения для работников и пожарной команды, конюшни, сараи для бочек с водой. Венчает все сооружение великолепная и очень высокая наблюдательная вышка с беседкой-фонариком. Вышка может считаться отдельным произведением искусства, настолько тщательно продуманы и проработаны её детали. Сам восьмигранник башни сплошь покрыт мелким рустом, отчего она выглядит не массивной, а легкой и даже ажурной. Башня как бы «вырастает» из основания-восьмерика, окруженного маленькими тосканскими портиками с четырех сторон. А венчает все сооружение красивый фонарь с обходным балконом.

После разрушения в 1930 году колокольни Успенского собора Костромского кремля каланча стала самой высокой доминантой центра города.

Город Кострома ,
Сусанинская площадь Архитектурный стиль классицизм Автор проекта П. И. Фурсов Строительство - годы

Координаты : 57°46′05.1″ с. ш. 40°55′33.57″ в. д.  /  57.768083° с. ш. 40.925992° в. д. (G) (O) (Я) 57.768083 , 40.925992

История

Каланча была построена по инициативе губернатора К. И. Баумгартена (1768−1831), издавшего предписание:

«не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев. Для сего избрано мною удобное место в здешнем городе, находящееся по лицу Екатеринославской площади в определении с домом градской полиции, оное находилось в частных руках, а кроме него других способных к тому нет, то в сей необходимости вынужден купить оное у капитана Сумарокова. »

Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. – Кострома, 1993. – 64 с.; илл.

В ноябре 1823 года губернским архитектором П. И. Фурсовым составлены проектные чертежи здания, смета на строительство; в апреле 1824 года они были рассмотрены и одобрены в Санкт-Петербурге; 3 мая 1824 года заключен подряд на возведение каланчи. Строительство каланчи велось в 1824-1825 годах подрядчиком А. Степановым; отделочные работы выполнены по эскизам Фурсова артелью штукатуров под началом А. П. Темнова и ярославскими лепщиками С. С. Повырзневым и С. Ф. Бабакиным "со товарищи" в 1825-1827 годах.

В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!» ), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции .

См. также

Ссылки

  • Пожарная каланча в энциклопедии «Памятники истории и культуры Костромы»
  • Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Литература

  • Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. – Кострома, 1993. – 64 с.; илл.

Примечания

Категории:

  • Появились в 1827 году
  • Объекты культурного наследия России
  • Здания и сооружения Костромы
  • История Костромы
  • Пожарные каланчи
  • Памятники градостроительства
  • Памятники архитектуры России
  • Костромской музей-заповедник

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Пожарная автоцистерна
  • Рыбинская каланча

Смотреть что такое "Пожарная каланча (Кострома)" в других словарях:

    Каланча - У этого термина существуют и другие значения, см. Каланча (значения). Каланча наблюдательная башня при пожарной (полицейской) части. Устаревшее значение дозорная (оборонительная) башня. Слово заимствовано из тюркских языков… … Википедия

    Кострома - город, центр Костромской области РСФСР. Расположен на обоих берегах Волги. Основан в XII в. Впервые упоминается в летописях под 1213. В XVII XVIII вв. крупный промышленный город. Собор Богоявленского монастыря (1559 65, росписи 1672),… … Художественная энциклопедия

    Кострома - город, ц. Костромской обл. Основан в 1152г. на Волге, при впадении в нее р. Кострома, по которой и получил название. Гидроним объясняется двояко. По одной версии наличие конечного элемента ма позволяет считать Кострома, как и соседние Толшма,… … Географическая энциклопедия

    Кострома (центр Костромской обл.) - Кострома, город, центр Костромской области РСФСР. Расположен на обоих берегах Волги. Порт, ж. д. станция в 372 км к С.≈В. от Москвы. 231 тыс. жителей в 1972 (41 тыс. в 1897, 74 тыс. в 1926, 121 тыс. в 1939, 172 тыс. в 1959). ═ К. основана в 12 в … Большая советская энциклопедия

    КОСТРОМА (город) - КОСТРОМА, город в Российской Федерации, центр Костромской области (см. КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ), расположен на Костромской низменности, в 372 км к северо востоку от Москвы. Порт на р. Волга (см. ВОЛГА). Железнодорожная станция. Аэропорт. Областной и… … Энциклопедический словарь

    Кострома - ы; ж. [с прописной буквы] В восточнославянской мифологии: языческая богиня плодородия, олицетворяющая весну и начало страды. ● В обрядах проводов весны (или Костромы) Костромой наряжают молодую женщину, закутывая её в белые простыни и давая ей в… … Энциклопедический словарь - 1. КОСТРОМА, река в Европейской части России, левый приток Волги. 354 км, пл. бассейна 16 тыс. км2. Средний расход воды в ср. течении 71 м3/с. Сплавная. Судоходна на 122 км от устья. 2. КОСТРОМА, город, центр Костромской обл., порт на Волге. Ж. д … Русская история

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...