Пожарная вышка каланча. Пожарная каланча омска


Пожарная каланча: история в деталях

Каланча – пожарная башня, издали напоминающая крепость – пришла к нам из прошлого, где ей отводилась важная роль. Если нырнуть в глубины истории, то можно отыскать ответ на вопрос, откуда же она взялась и что представляла собой раньше, во времена наших предков. В разные времена виды этого своеобразного здания разнились, да и задачи, поставленные перед ними, также.

Что говорит Википедия?

Заглянув туда, можно обнаружить, что само название – kala(n)ѕa – имеет тюркское происхождение. Наиболее близким специалисты считают турецкое «kale», что в переводе на русский обозначает «крепость». В истории различали несколько ярких разновидностей:

  • Каланчи оборонительные
  • Каланчи пожарные
  • Каланчи парковые

Первые, как понятно из названия, служили одновременно и башнями для наблюдения за врагом, и местом, с которого неплохо было вести бой. А вот вторые – пожарные – приобрели наибольшую известность, да и первая же ассоциация со словом «каланча» приводит именно к пожарному делу.

Когда в России появилась первая пожарная каланча

По историческим сведениям первая каланча была построена в самом начале 19 столетия в Москве и связано строительство было с указом Александра I, который, как известно, считается едва ли не родоначальником пожарных служб в стране. Первоначально каланчи присоединяли к полицейским участкам, пристройка была значительно выше зданий и сразу же выделялась в городской застройке, привлекая к себе внимание. Интересно, что архитектура разнилась, до сих пор в России сохранились очень интересные экземпляры, один из которых расположен в Санкт-Петербурге. Также каланчи составляют гордость многих российских городов: известны такие строения в Москве и Рыбинске, в Угличе и Ярославле, в других городах.

Особенностью каланчи в те времена были кожаные шары, расположенные по кругу, задача которых состояла в оповещении близлежащей пожарной части о масштабах пожара: в зависимости от их количества и порядка, в котором они были вывешены, можно было понять, в какой стороне пожар и насколько он интенсивен. Своего рода сигнализация была устроена и с помощью фонарей, которые в ночное время также служили сигналом для пожарных о начавшемся пожаре.

С приходом советской власти строительство каланчей продолжалось, однако лишь до тех пор, пока городская застройка не перешагнула их по высоте, мгновенно сделав малоэффективными. Точно также на прекращение использования каланчей по прямому назначению повлиял и технический прогресс: телефонизация, к примеру, позволяла быстрее и точнее определить комплекс мер, да и скорость оповещения становилась мгновенной. Последней каланчей периода СССР считается та, что построена в столице на Ленинградском проспекте в 1928 году.

Интересно, что и впоследствии каланчи нашли себе работу, в них обустраивали сушильные помещения, в которых было удобно развешивать шланги. Кроме того, историческая ценность многих из построек обусловила и трепетное к ним отношение, которое со временем вылилось в реставрацию и поддержание каланчей в хорошем состоянии.

  • В тех странах, где велик риск возникновения массивных пожаров в лесных зонах, и сегодня строят каланчи, правда, современные и буквально напичканные всевозможными датчиками и другим оборудованием.
  • Самой высокой на сегодня является башня в Австралии: 69-метровое сооружение называется Warren Bicentennial Tree Lookout.
  • Парковые каланчи взяли от пожарных не только форму, но и одну из ролей – обеспечение наблюдения за порядком, хотя в большинстве случаев они несут архитектурную и развлекательную нагрузку.

Продолжаем нашу серию статей «Пожарные каланчи России».

Здание знаменитой пожарной каланчи, расположенное в Сокольниках и прославившееся своей красотой далеко за пределами города Москвы без преувеличения можно назвать символом этого района. Это строение представляет собой не только большую историческую и архитектурную ценность, но и на протяжении более 130 лет выполняет очень важную функцию – именно здесь размещается пожарно-спасательная часть № 12 и именно здесь несут службу те, кто всегда первыми приходят на помощь, а ради спасения человеческой жизни, готовы каждый день рисковать собственной.

В далеком XIX веке , когда все постройки были деревянными, пожары были далеко не редкостью, и зачастую приобретали небывалые масштабы, уничтожая по несколько дворов за раз. В селе Сокольники на тот момент собственной не было, поэтому 14 мая 1863 года жители обратились к обер-полицмейстеру с просьбой дать разрешение на постройку здания пожарной части. Просьба жителей была передана в городскую думу, и после процедуры рассмотрения одобрение было получено. На то, чтобы собрать деньги у жителей села ушло долгих 18 лет. После того как необходимая на строительство сумма в размере двадцати тысяч рублей была собрана, объявили тендер на проект здания пожарной части с каланчой. Лучшим был признан проект, который представил архитектор Максим Геппенер . На строительство здания из красного кирпича – по тем временам редкого и дорогостоящего материала ушло 3 года. В 1884 году пожарная часть с каланчой, увенчанной обходной галереей на которой постоянно находился дозорный, стало возвышаться над Сокольниками. Так началась история пожарной каланчи в Сокольниках.

Старые фото пожарной каланчи в Сокольниках

Внутри новой постройки разместился полицейский участок и пожарная часть, в которой несли службу 40 человек личного состава. Срок службы по тем временам составлял 25 лет, поэтому пожарные жили в части вместе с семьями. На вооружении у Сокольнической пожарной команды в конце XIX века – начале XX века было 30 лошадей, линейка, рукавный возок, 2 бочки и пр. приспособления. На обходной галерее постоянно дежурил пожарный-дозорный, который при пожаре вывешивал шар, флаг или фонарь и давал звуковой сигнал колокола. В случае видимого возникновения пожара он давал сигнал в помещение дежурной команды, которая была обязана собраться и выехать в указанном им направлении в течение 2,5 минут, включая упряжку лошадей. Первая паровая машина мощностью 40 лошадиных сил, механическая лестница и другие, инновационные по тем временам, технические средства появились на вооружении только в конце 1910 года .

Профессия пожарных неизменно связана с риском для жизни и в 12 ПСЧ, к сожалению, не обошлось без потерь. 7 мая 2001 года во время ликвидации пожара на складе Бабаевской фабрики при исполнении служебного долга трагически погиб начальник караула капитан внутренней службы Андрей Валентинович Малышев. Награжден орденом «Мужества» посмертно. С тех пор он навечно в строю и, так же как и при жизни, остается примером для молодого поколения бойцов.

Сейчас личный состав 12 ПСЧ, помимо выполнения своих непосредственных обязанностей – тушения пожаров и спасения людей, активно участвует в спортивных соревнованиях, которые регулярно проводятся среди пожарно-спасательных подразделений, и занимает почетные призовые места. Также оказывает большую помощь в работе, которая проводится с взрослым населением и подрастающим поколением – в 12 ПСЧ проходят экскурсии для всех желающих, на которых пожарные рассказывают о том, как проходит служба в МЧС, показывают как устроен быт в пожарно-спасательной части и демонстрируют пожарно-спасательную технику и боевую одежду. Праздничные мероприятия на территории Восточного округа столицы и масштабные пожарно-тактические учения тоже не обходятся без участия огнеборцев 12 ПСЧ – как правило, профессионализм и оперативность, которую бойцы демонстрируют во время ликвидации условного пожара и отработке действий по спасению так называемых «пострадавших» приводят зрителей в восторг.

;

Когда-то Москва была полностью деревянной, поэтому на протяжении столетий город неоднократно выгорал почти полностью. Одним из последних крупных пожаров стал пожар 1812 года, когда перед сдачей города Наполеону Москву подожгли свои.


Пожарные команды всегда были одной из важных городских служб. Считается, что начало московской пожарной службе в начале XVI века положил Иван III, своим указом повелевший организовать пожарно-сторожевую охрану. На заставах организовали круглосуточное дежурство, сторожами понуждали быть простых горожан, которые должны были следить и за порядком, и «чтобы воры нигде не зажигали, не бросали огню». А при возникновении пожара народ на тушение сгонялся массово и силой, отказаться от такой работы было нельзя. С середины XVI века тушение пожаров было возложено на воинские подразделения - на стрельцов. Те были вооружены бердышами и топорами, при помощи которых можно было развалить окружающие пожар строения, чтобы воспрепятствовать распространению огня. Уже в XVII веке возле особо важных объектов стали устанавливать кадки и ведра с водой и насосы.

Пока города были малоэтажными, пожар легко было заметить по поднимающемуся столбу дыма. С ростом городов в высоту замечать начинающийся пожар стало сложнее, и чтобы заметить дым как можно раньше, с начала XIX века во многих российских городах начали строить специальные вышки - пожарные каланчи.

В Москве было построено 16 каланчей. В те времена пожарные команды размещались в одном здании с полицейской частью, поэтому и каланчи, с которых велось постоянное наблюдение за городом, были над этими полицейскими частями. Если где-то возникал пожар, то на каланче той части, которая выезжала на пожар, в определенной последовательности вывешивались чёрные кожаные шары и поперечины, оповещавшие соседние пожарные части. Если пожар был очень сильным и требовал помощи, то на него выезжали все части города. В ночное время для оповещения о пожарах соседних частей на каланче зажигали сигнальные фонари.


На тушение выезжал конный пожарный обоз, обычно состоявший из четырёх повозок. На двух повозках ехал личный состав, две другие везли гидрант и пожарные рукава, а также раздвижную лестницу, достававшую до пятого этажа. Чтобы на пожаре не перепутались лошади разных частей, в каждой пожарной части держали лошадей только одной масти.


И лишь в 1907 году у пожарных появились первые автомобили: сначала только в двух частях - Городской и Арбатской.


С 1930-х годов строить каланчи в Москве перестали: дома в городе стали настолько высокими, что с каланчи их было уже не разглядеть.


К тому же в Москве широко распространилась телефонная связь, и в начале 30-х годов появился единый номер вызова пожарной охраны — 01.


В Москве до сих пор сохранилось несколько пожарных каланчей, которые хоть и потеряли своё утилитарное значение, но давно стали архитектурным украшением города.

Хамовническому полицейскому дому (Комсомольский проспект, дом 16/2) вернули венчавшую его когда-то каланчу лишь в 2012 году, в ходе реставрации.


Памятник архитектуры восстановлен концерном «СТРАЖ», подрядчик «МСНРУ-2».


Когда-то здесь находилась часть служб и конюшни Хамовнических казарм, к которым позже пристроили домовую церковь.


Не исключено, что пожарную каланчу сделали из церковной колокольни.


В конце XIX века здание перестраивали по проекту архитектора Анатолия Гунста.


Пожарной каланчи дом лишился в 1941 году, когда для дезориентации немецкой авиации в Москве сносились приметные объекты, которые было сложно замаскировать.


Сейчас часть этого здания занимает 17-я пожарная часть федеральной противопожарной службы.


Самая старая из сохранившихся в Москве пожарных каланчей находится на Селезновской улице и является памятником архитектуры XIX века.


Здание для Сущевской полицейской части (улица Селезневская, дом 11А) было построено в начале 1850-х по проекту архитектора Михаила Доримедонтовича (Дормедонтовича) Быковского.

Здесь же располагалась и пожарная команда. На самом верху трёхъярусной пожарной каланчи находилась круговая площадка для дозорного.

Помимо административных помещений в доме были квартиры для полицейских чинов, а также комнаты для арестантов.


Флигель Сущевской полицейской части

Одним из них был арестованный за распространение революционных прокламаций гимназист Владимир Владимирович Маяковский.

Ещё этой полицейской части приходилось жечь неблагонадёжные книги, видимо под присмотром своих же пожарных. В частности, в 1888 году здесь сожгли весь тираж (1800 экземпляров) первой книги Владимира Алексеевича Гиляровского «Трущобные люди», запрещённой цензурой к распространению. Сейчас здание занимает Центральный музей МВД.


Вторая по возрасту и степени сохранности пожарная каланча в Москве возвышается над зданием бывшей Сокольнической полицейской части (улица Русаковская, дом 26).

Сегодня она относится к действующей пожарной станции № 12 Управления ГОЧС ВАО Москвы.

Построена в 1884 году по проекту архитектора Максима Карловича Геппенера на бывшей Стромынской площади.

Здание сложено из красного кирпича, но в последующие годы неоднократно меняло окраску. Сейчас здание выкрашено жёлтой краской.

Как и каланча на Селезневке, вышка в Сокольниках увенчана круговой обходной галереей, на которой круглосуточно дежурили пожарные.


При возникновении пожара с галереи к вершине шпиля по веревкам поднимали сигнальные шары, количество которых указывало, к ведению какой пожарной части Москвы относится пожар.

В течение нескольких минут упряжки лошадей с пожарными были готовы к выезду.

Рогожская полицейская часть (Николо-Ямская улица, дом 54) находилась близко к началу Владимирского тракта, по которому уходили этапы сосланных в Сибирь. Выкупленное городом в начале XIX века здание обычной усадьбы переделали под нужды полицейско-пожарной части. Во дворе построили служебный корпус и арестный дом. При этом деревянную пожарную каланчу надстроили почти через полвека - в 1862 году. В 1930-х годах здание приспособили под жилье и каланчу снесли за ненадобностью. Но в ходе реконструкции здания в середине 1990-х была восстановлена и пожарная каланча.

Каланча на Соколе (Ленинградский проспект, дом 71А) — Пожарная часть № 19.


В конце 1920-х годов в Москве в стиле конструктивизма стали строить специальные здания для пожарных частей, включавшие гараж для автомобилей и пожарную каланчу.


Одно из таких зданий было построено в 1927-1929 годах в селе Всехсвятское по проекту архитектора Александра Владимировича Куровского.

Село это находилось в районе нынешних станций метро «Аэропорт» и «Сокол» и вошло в территорию Москвы в 1917 году.


Каланча была самым высоким зданием в селе, выше находящегося поблизости храма Всех Святых (по имени этого храма и было дано название селу).

Уже в середине 2000-х годов на месте пожарной части хотели построить торговый центр, но оказалось, что здание пожарной части попадает в зону охраны объекта культурного наследия, которым является храм.


Так храм уже в наше время сберег архитектурный памятник социалистического конструктивизма.

Каланча на шоссе Энтузиастов — Пожарная часть № 16 (шоссе Энтузиастов, дом 11). Недалеко от станции метро «Авиамоторная», на углу шоссе Энтузиастов и Авиамоторного проезда, находится близнец здания пожарной части на Соколе. Архитектор - тот же Александр Владимирович Куровский, тот же конец 20-х годов. В отличие от спрятанного во дворе здания на Соколе, оказавшегося позади выстроенного позже высокого здания на Ленинградском проспекте, эта пожарная часть хорошо видна и используется так же, как и раньше. Здесь до сих пор располагается пожарная часть №16. В высокой башне развешивают для сушки пожарные рукава, на лестницах и балконах можно тренироваться.

В инете есть довольно известное фото старого Оренбурга конца XIX века, снятое с пожарной каланчи

А вот собственно и сама каланча в современном виде, ей 142 года. В этом здании я и работаю сейчас.

Стал вспоминать, а где я еще видел каланчи? Есть каланча в городе, где живут мои родители и сестра - Ковров. Часто езжу там мимо этого здания ПСЧ (построено в 1904 г.). В следующий визит сфотографирую сам))

На мой взгляд, самая красивое здание - в Костроме. Построено в 1824-1827 гг. В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!»), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции. До 2005 г. в нем управление пожарной охраны, сейчас там размещается музей истории создания пожарной охраны области.

В Питере нашел парочку-троечку...

Каланча в здании ПЧ-2 (1844-1849 гг). Восьмигранная каланча имеет высоту 46 м. Фото djadjka

Каланча в здании ПЧ-12 (1898 г) на Большой Охте

Каланча в здании ПЧ-9 (1882-1884 г) на Большой Охте

Самая высокая каланча в России находится в г. Рыбинске, высота 48 м, построена в 1912 г.

г. Сыктывкар (1907 г)

Про омскую каланчу у fort_i_ko ., спасибо ему!

Пожарная каланча в Волгограде (1891-1897 гг). В те времена там находилось 7 депо на соответствующее число обозов и несколько конюшен, библиотека и ломбард. Второй этаж занимали общежития-казармы пожарников с шестовым спуском. Пожарная каланча одна из первых зданий в Царицыне испытала централизованное отопление, водопровод и канализационную систему. В период Октябрьской революции пожарная каланча была главной смотровой площадкой, с которой открывался вид на город. После окончания волнений пожарная каланча восстановила свою деятельность – только конюшни теперь занимали не обозы, а современные для того времени пожарные автомобили.
В годы войны было разрушено и восстановлено в первоначальном виде в 1995 г.

Пожарная каланча в Вологде (1853 г). В ней размещались полицейский участок 3 части Вологды и пожарная застава Заречья. При каланче находилось даже небольшое тюремное отделение. В настоящее время каланча не используется. Примечательно, что в 2015 г. площадка и кровля каланчи горели, пожар был ликвидирован в течении 30 мин.

Сокольники, Москва (1881-1884 гг). В августе 1863 года после долгих просьб горожан Москвы, дума разрешила строительство здесь пожарной каланчи. В течение 18 лет было собрано 20 тысяч рублей. На то время, это было самым высоким зданием в городе и второй смотровой башней в Москве, первая на Сухаревской. Процесс тушения пожара проходил следующим образом: в галерее дежурили часовые, которые определяли силу и расположение возгорания. Затем около трёх минут готовилась дежурная команда пожарников, после чего они на лошадях ехали на службу. Работники каланчи жили в здании. Оплата труда составляла: 7 копеек в день. В штат входило: 30 лошадей, 2 бочки для воды. В 1910 году у Сокольнической пожарной каланчи появилась машина на пару. В. Гиляровский в своей книге рассказал о системе оповещения пожара другим пожарным частям. На здании днём висели шары, ночью - фонари. При пожаре звенел колокол и если висит один шар - Городская часть, два шара - Тверская часть, три - Мясницкая, четыре - Пятницкая. Когда висит красный флаг или красный фонарь, то это «сбор всех частей, пожар угрожающий». Это действовало до 1917 года. Затем в работу введена телефонная связь. В 1999 году каланчу перестроили. Затем здесь располагается управление главной пожарной службы Восточного административного округа и ПСЧ-12.

Еще одна каланча в Ярославле. Пониже и не такая величавая как в первой части.

Каланча в действующей пожарной части в г. Углич (1828-1831 гг). Первоначально размещалась пожарная часть и полицейское управление.

Комплекс зданий пожарной части на улице Крупской был построен в XIX веке. 26-метровая пожарная каланча одно время была самой высокой постройкой в Самаре. В середине XX века из-за аварийного состояния пожарная каланча была снесена, здание пожарной части обветшало. Его реставрация началась в 2011 году. За это время был отремонтирован фасад и возведена аналогичная снесенной каланча. В настоящее время находится музейно-выставочный центр истории и развития пожарно-спасательного дела Самарской области.

Пожарная каланча в Суздале была построена в 1890-м году. Тогда в помощь пожарным, располагавшимся в здании конюшни, имелся всего один ручной насос. Одноэтажное здание, которое занимала пожарная дружина постепенно пришло в полную негодность. В 2004-м году городская пожарная охрана выбила средства на возведение нового здания. Строительство проходило на месте старого здания, поэтому на это время отряд пожарной охраны размещался в палатках. 26-го декабря 2005-го года пожарные переехали в новое здание, которое отвечает современным требованиям и при этом является украшением старого города.


Курган. На этом месте городские власти в 1830 году построили деревянные пожарное депо и каланчу (высота 27 метров), которые стали первыми стационарными пожарными городскими сооружениями. Однако, недолговечное строение из дерева к середине 70-х годов практически полностью пришло в негодность. Именно по этой причине, на его месте в 1881 году было заложено, а весной 1882 года завершено строительство нового каменного здания, которое венчала деревянная пожарная каланча.

В единственной городской пожарной команде тогда работали 15 человек, в наличии имелись 2 пожарных насоса, 5 бочек-водовозок и один «багровый ход» - повозка, на которой вывозились багры, брезент, полог и лестницы. Вместо красно-белых машин с проблесковыми маячками в конюшнях стояли 12 лошадей.
До конца XIX века пожарные жили при депо. Дежурных караулов не было, служили на правах солдат: в город разрешалось отлучаться не более одного человека, на что давалась увольнительная записка. Дежурство до 1920 года оставалось бессменным. До революции в казарме проживали и семейные, которые имели в своем распоряжении тумбочку и койку, отгороженную пологом или одеялом. В настоящее время здесь ПСЧ-9.

А теперь просто фотографии... г. Сарапул (1887 г.)

г. Харьков

г. Гродно



г. Тараща Киевская область

В старину было принято объединять в одном здании правоохранителей и огнеборцев. В Сокольниках Полицейский дом с пожарной командой был построен к 1884 году по проекту архитектора Максима Геппенера, автора многих московских индустриальных зданий, учебных заведений и доходных домов.



Многие из его построек сохранились до наших дней и имеют статус объектов культурного наследия - Комиссаровское техническое училище, Главная насосная станция в Саринском проезде, Дом городских училищ имени Императора Александра II, главный дом городской усадьбы К.Мейера и другие. В 1890-е годы Геппенер выполнял крупные городские заказы по проектированию сооружений московской трамвайной сети и Мытищинского водопровода.

Решение о строительстве здания городская дума приняла ещё в 1863 году, а вот деньги собирали всем миром и этот процесс растянулся почти на два десятка лет. Чтобы грамотно распорядиться собранной суммой в 20 000 рублей, был объявлен архитектурный конкурс, который и выиграл Максим Геппенер. В то время каланча была одним из самых высоких зданий в Москве - пожарные на галерее сразу замечали дым и на место происшествия отправлялась дежурная команда. В отсутствие телефонной связи дозорные информировали коллег о возгорании, звоня в колокол и поднимая на шпиль каланчи шары, кресты, флаги. Эти условные знаки показывали ранг и район пожара.


Сокольнический полицейский дом. 1890 год: https://pastvu.com/p/527184

«На каланче, под шарами, ходил день и ночь часовой. Трудно приходилось этому «высокопоставленному» лицу в бурю-непогоду, особенно в мороз зимой, а летом еще труднее: солнце печет, да и пожары летом чаще, чем зимой, - только гляди, не зевай! И ходит он кругом и «озирает окрестности»,- так описывал дозорную службу литератор Владимир Гиляровский.

Конная упряжка была гордостью каждой пожарной части. По свидетельству Гиляровского, лошади были красивы и сильны, их отбирали на воронежском и тамбовском конных заводах, причём каждая часть была укомплектована одинаковой мастью: на Пятницкой - вороные, на Мясницкой - рыжие, на Таганской - чалые, на Якиманке - серые в яблоках... А впереди обоза скакал трубач, разгоняя горожан с проезжей части улицы.


Пожарный обоз. 1901-1902 гг.: https://pastvu.com/p/24426

В коридоре пожарной части № 12 представлена галерея ретрофотографий и по ним можно проследить историю пожарного дела: вот двуручный насос на телеге, вот колокол и пожарные сигналы, вот звено газодымозащитников с катушками связи для переговоров друг с другом и со старшим, вот устройство, льющее струйками воду вокруг пожарного, вот применение первых порошковых огнетушителей, вот пожарные работают на строительстве укреплений в годы Великой Отечественной войны, а вот автомобили различного назначения.

По дореволюционной традиции пожарные занимали общее здание с полицейским участком и однажды здесь побывал Владимир Ленин, обратившийся за помощью, когда грабители в Сокольниках отобрали у него автомобиль.

К 1930-м годам пожарные депо были оснащены телефонной связью и каланча превратилась в атавизм. Лошадей заменили краснобокие автомобили, распугивающие прохожих сиреной. Владимир Гиляровский: «Теперь пожарное дело в Москве доведено до совершенства, люди воспитанны, выдержанны, снабжены всем необходимым. Дисциплина образцовая - и та же былая удаль и смелость, но сознательная, вооруженная технической подготовкой, гимнастикой, наукой… Быстрота выездов на пожар теперь измеряется секундами. В чистой казарме, во втором этаже, дежурная часть - одетая и вполне готовая. В полу казармы широкое отверстие, откуда видны толстые, гладко отполированные столбы. Тревожный звонок - и все бросаются к столбам, охватывают их в обнимку, ныряют по ним в нижний сарай, и в несколько секунд - каждый на своем определённом месте автомобиля: каску на голову, прозодежду надевают на полном ходу летящего по улице автомобиля».


Пожарная каланча в Сокольниках. 1986-1987 гг.: https://pastvu.com/p/276254

В конце 1990-х годов здание пожарной части в Сокольниках было отреставрировано и перекрашено в бежевый цвет вместо тёмно-красного с белыми вставками. Каланчу вновь украсили утраченные в советские годы декоративные элементы - четыре старинные пожарные каски. Сейчас в здании по адресу улица Русаковская, 26 размещаются пожарно-спасательная часть № 12 и Управление по ВАО Главного управления МЧС России по г.Москве.


Вид с каланчи. 1960 год: https://pastvu.com/p/38089


Русаковская улица. 1998 год: https://pastvu.com/p/348722


Об истории части и специфике пожарной службы рассказывает Евгений Голубев, начальник караула 12 ПСЧ, капитан внутренней службы:

«Деревянная Москва в старину часто горела, несколько раз выгорала полностью и жители района Сокольники решили собрать деньги, чтобы построить каланчу. В те времена пожарные жили прямо в депо, вместе с семьями, детьми. Несмотря на серьёзность и опасность профессии, в пожарную охрану тогда почему-то набирали людей, не годных к строевой службе.

На самом верху, на галерее каланчи находился пост вперёдсмотрящего, который завидев где-то дым, звонил в колокол. В дневное время на каланче вывешивались шары, ночью зажигали огонь. Средства индивидуальной защиты органов дыхания изобрели лишь в ХХ веке, а прежде пожар тушили всегда снаружи, не входя в горящее здание. В одной из телевизионных викторин был задан вопрос: для чего пожарному нужны были усы? Правильный ответ: усы смачивались и их можно было засунуть в нос и недолгое время находиться в задымлённом помещении. Причём люди чаще гибли не от дыма или огня, а от собственных лошадей: колокол зазвонит, лошадь резко встаёт на дыбы и - копытом в лоб.

Интересно, что в разных пожарных частях использовались лошади разных пород, к примеру, в Сокольниках «служили» лошади серой в яблоках масти. Конный экипаж выезжал из ворот свободно, современные машины буквально протискиваются в ворота, но изменить конструкцию нет возможности, так как здание является памятником архитектуры. Сейчас в пожарной части два отделения - две машины автоцистерны, а автолестницы нет: в старом тесном гараже она не поместилась бы по габаритам.

Чтобы как можно быстрее по сигналу тревоги оказаться на первом этаже, пожарные используют два спусковых столба. Машина должна выехать в течение минуты после того, как прозвучит тревога. Обычно в частях предусмотрено столько спусковых столбов - сколько отделений. Внизу под столбом подстелен амортизирующий материал, покрышки, резина, чтобы мягче приземляться. Кто придумал это нехитрое приспособление - история умалчивает, в разных странах конструкция может отличаться. Например, по стандарту США столб тоньше, а в России - толще. Сбежать вниз по лестнице запрещено, потому что второпях можно поскользнуться. Пока диспетчер выписывает путёвку, отделение быстро одевается, забирает путёвку и через секунды оказывается за воротами. На улице бойцы занимают места в автомобиле.

В соседней части на Соколиной горе есть три машины - автолестница, насос и цистерна. Автолестница приезжает на пожар, если возникнет необходимость. Они бывают 30-метровыми, 50-метровыми, есть 90-метровые коленчатые подъёмники, но если горит пятиэтажка, то нет смысла вызывать большую лестницу, в Москве машине с большими габаритами очень трудно встать из-за тесных дворов и припаркованного в них личного автотранспорта. По некоторым мостам запрещён проезд автомобилей большого тоннажа. Кстати, установка шлагбаумов во дворах должна согласовываться с инспекцией, но это делается не всегда. Ещё надо найти хозяина шлагбаума, добежать до него, чтобы открыл... Но если есть явные признаки возгорания, пожарные имеют право обеспечить проезд техники и вскрывать запертые двери. Такие действия огнеборцев регламентируются Федеральным законом № 69 «О пожарной безопасности». В подобных ситуациях составляется акт, который подписывает полицейский. Сейчас службы разделены и если кто-то забыл ключи в квартире и захлопнул дверь - то выезжают спасатели, а не пожарные. У них есть специальные механизмы, чтобы открыть дверь. Если кота снять с дерева - то это тоже к спасателям.

Насосный автомобиль оснащён мощным насосом для подачи воды из гидранта. На фасадах зданий или фонарных столбах можно увидеть буквы ПГ и стрелки - они указывают, где находится ближайший гидрант. Свой район изучен достаточно хорошо, а для ориентации на чужой территории есть справочник со схемами и характеристиками гидрантов, которые бывают тупиковыми или кольцевыми. К кольцевым можно подключить до пяти машин. Сокольнические пожарные иногда берут воду в Оленьем и Путяевских прудах.

Масштаб пожара обозначается цифрами один, один-бис, второй, третий... Приставка «бис» означает что-то вроде «плюса», то есть больше первого, но ещё не второй номер. Чаще всего пожар в квартире обозначают первым номером, а в школе, детском саду или административном здании - один-бис. Это значит, что диспетчер вызовет на место происшествия больше машин. Ранг пожара может вырасти после прибытия первого экипажа, разведки и оценки ситуации старшим. Первый вопрос очевидцам: могут ли находиться в квартире люди? Если горит квартира на первом этаже двенадцатиэтажного дома - на предмет задымления надо проверить все двенадцать этажей.

Диспетчер на пункте связи несёт дежурство круглосуточно, как и весь караул, работает сутки через трое. Сообщение о чрезвычайной ситуации сначала поступает в дежурную службу, а оттуда рассылается по частям. Комната оснащена телефонами, радиостанцией, компьютерами, в них забивается вся информация, поступающая с места происшествия. Начальник караула передаёт информацию по радиосвязи и диспетчер записывает всё на бумагу и в электронной форме. Перед диспетчером развешаны карты всей Москвы, района выезда, округа. Части расположены так, чтобы в любой конец своего района машина могла доехать не более, чем за десять минут. Если промедлить - начнут лопаться оконные стёкла и огонь быстро распространится на другие помещения. Помимо «своего» района пожарных могут направить и в соседние - для тушения крупного пожара. По каждому объекту района на пункте связи имеются карточки с поэтажными планами зданий - школ, больниц, производственных помещений. Нужную карточку командир отделения берёт с собой, ну а на месте получает дополнительную информацию от охраны объекта.

Для хранения и сушки рукавов - гибких трубопроводов для подачи воды - предусмотрено отдельное помещение. В Сокольниках для сушки используют старую каланчу, 20-метровые рукава складывают вдвое, поднимают наверх и вывешивают, чтобы вода вытекла. Последние каланчи построили в конце 1920-х годов, но и в современных зданиях проектируются вертикальные башенки для сушки.

На посту газодымозащитной службы хранятся средства защиты и баллоны с запасом воздуха на 40-45 минут. Пожарные выбирают себе маски дыхательного аппарата под свой размер, а для эвакуации пострадавших берут с собой универсальные, безразмерные. На пожар выезжает машина оснащённая компрессором, который заправит опустевшие баллоны. Они лёгкие, изготовлены из композитных материалов. Существуют специальные аппараты для работы под землёй, например, в тоннелях и на станциях метрополитена. При возгораниях в коллекторах или тоннелях метро работает отделение до пяти человек - большой группой проще разбирать завалы и эвакуировать пострадавших.

При тушении автомобиля используется бронещит - артиллерийский лафет, в прорезь которого вместо пушки установлен брандспойт. Чтобы уменьшить риск при возможном взрыве, бронещит применяют и при тушении гаражей, где могут оказаться взрывоопасные газовые баллоны, канистры. В арсенале пожарных есть и самые современные технические средства - тепловизоры, роботизированные комплексы.

В части предусмотрены комната отдыха с кроватями и комната психологической разгрузки с диванами перед телевизором и аквариумом с рыбками. Прежде в части жили и коты, и собаки. Однажды кота подарил батюшка из церкви. До недавнего времени бойцам даже не разрешалось снимать ботинки, теперь - можно. Для активного отдыха есть беговая дорожка и теннисный стол. В свободные от дежурств дни пожарные предпочитают игровые виды спорта, футбол и волейбол, зимой - лыжные гонки».

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...