Прав фотографий становится для них. Договор с фотографом


Нарушение авторских прав фотографа – очень актуальная тема в последнее время. Права в России нарушают все кому не лень от частных лиц до крупных фирм и даже политических партий. Способы самые разные – от размещения чужых фотографий на сайтах в интернете до печати фотографий на рекламной продукции. Например, в журналах, на билбордах, на сувенирной продукции и т.д.

Чтобы умело защищать свои права как фотографа их надо знать. Практика показывает, что далеко не все фотографы знают какими именно правами они обладают на свои фотографии. Давайте в этом разберемся.

Все фотографии представлены на каком-то материальном носителе. Это может быть цифровой файл на диске или напечатанная фотография каким-либо способом. Этой фотографией обладает первоначально сам фотограф. Таким образом, у фотографа есть право собственности на материальный носитель с фотографией .

Право собственности подразумевает, что фотограф может владеть, пользоваться и распоряжаться тем носителем, на котором воплощена его фотография, как вещью.

Но у фотографа есть еще и большой блок авторских прав на свою фотографию . Здесь важно сделать существенную оговорку, что авторские права никак не связаны с правом собственности на материальный носитель. Иными словами, если фотограф распечатал фотографию и подарил ее другу, у друга не возникает права использовать эту фотографию где угодно: сканировать, выкладывать в интернет и т.д.

Авторские права на фотографию возникают с момента создания фотографии , т.е. с момента получения кадра. Регистрация данных прав не требуется. Также не имеет значение была ли обнародована фотография или нет.

1. исключительное право на произведение;

4. право на неприкосновенность произведения;

5. право на обнародование произведения;

6. другие права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа).

Теперь рассмотрим подробнее каждое из этих прав: что они означают и из чего состоят.

Исключительное право на фотографию – это имущественное право. Особенностями данного права является то, что им можно распорядиться (например, продать или подарить). Также данное право переходит по наследству.

У исключительного права есть свой срок действия. Оно действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Когда срок действия исключительного права истекает – фотография переходит в общественное достояние и ее может использовать кто угодно.

Исключительное право заключается в том, что его обладатель вправе:

1. использовать фотографию самому лично в любой форме и любым не противоречащим закону способом;

2. разрешать или запрещать другим лицам использование фотографии. Причем отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Использование фотографии возможно как в целях извлечения прибыли так и без такой цели.

Под использованием фотографии понимается следующее:

1) воспроизведение фотографии , то есть изготовление одной и более копии фотографии или ее части на любом материальном носителе. При этом запись фотографии на электронный носитель, в том числе запись в память компьютера, также считается воспроизведением;

2) распространение фотографии путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров;

3) публичный показ фотографии , то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра фотографии непосредственно либо с помощью любых технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

4) импорт оригинала или экземпляров фотографии в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра фотографии ;

6) сообщение в эфир или по кабелю , то есть показ фотопроизведения для всеобщего сведения по телевидению;

7) переработка фотографии . Переработка предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего.

доведение фотографии до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Например, размещение фотографии в интернете.

Право авторства и право автора на имя

Эти два права взаимосвязаны друг с другом. Они носят личный неимущественный характер. Они бессрочны и сохраняются после смерти автора. Отказ от этих прав ничтожен.

Право авторства означает право признаваться автором произведения. По заявлению разработчиков части 4 Гражданского кодекса РФ это право является основой всех остальных прав. Оно означает, что человек, создавший фотографию вправе перед всем обществом обозначать себя в качестве автора (создателя) произведения.

Право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Однако, в целях лучшей идентификации автора фотографии лучше указывать свое настоящее имя.

Право на неприкосновенность произведения и защита фотографии от искажений

Это право является неимущественным, поэтому оно неотчуждаемое и непередаваемое кому-либо. Также это право охраняется бессрочно. По сути право на неприкосновенность – это право на защиту репутации фотографа.

Оно означает, что без согласия автора фотографии нельзя вносить какие-либо изменения и дополнения к фотографии. Если нарушителем было допущено извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора он имеет право требовать защиты чести, достоинства и деловой репутации в судебном порядке.

Право на обнародование фотографии

Обнародование фотографии – это когда сам фотограф (или тот, кому фотограф дает свое согласие) впервые делает фотографию доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом, например, публикует в интернете.

Другие авторские права

Право на отзыв означает, что автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Право следования означает, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования).

Право доступ а — это право автора произведения требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения означает, что автор имеет право на вознаграждение, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу.

Заключение :

Как видим, у фотографа достаточно много прав. И все перечисленные в этой статье права фотографа подлежат защите. Но перед тем как защищать свои права и определять размер ущерба, надо четко понимать: какие именно нарушены права фотографа. Потому что для нарушения разных прав предусмотрена разная ответственность. О способах защиты и размере ответственности за нарушение авторских прав фотографа будет написано в других статьях.

В нашей стране количество талантливых «заимствователей» пока, к сожалению, существенно превышает количество талантливых создателей. Какова же сейчас ситуация в вопросах отечественного авторского права? Какие права российского фотографа защищаются российским законодательством? Охраняется ли фотография авторским правом? Что такое авторские права на фотографии и как их нужно защищать? Когда возникает авторское право на фотографию? Каковы сроки действия авторских прав? Возможно ли использование части оригинальной фотографии без согласования с фотографом? Что такое имущественные права фотографа? Чем отличаются имущественные права от личных прав фотографа? Как заключить договор о передаче прав? Правда ли, что охраняются лишь опубликованные фотографии? Что такое служебное произведение? Что делать, если вашу фотографию украли? Почему стоит добиваться привлечения нарушителей к административной ответственности? Когда необходимо иметь разрешение на фотосъемку? В каких случаях фотографа могут задержать? Законно ли требование удалить чужие снимки со своей веб-страницы?

Интересно? Читайте материалы раздела и защищайте свои права!

Право в фотографии. Статьи о нарушениях авторских прав фотографа. Что такое авторские права на фотографии и как их нужно защищать. Зачем и почему следует добиваться привлечения нарушителей к административной и уголовной ответственности и многое другое.

Репортажная фотография

Сложность темы освещения в фотографии текущих событий (репортажная фотография) заключается в том, что очень часто на фотографии находит отображение изображение граждан. Чтобы правильно разобраться в этой теме, необходимо дать квалификацию всех субъектов, предметов и объектов прав, а также возникающих прав и обязанностей, и осветить некоторые особенности, связанные с этим жанром.

Объекты авторского права очень многогранны. Наверняка многие согласятся, что для создания романа или научной статьи нужен колоссальный творческий труд, а для фотографии его нужно в значительно меньшей степени. Но вместе со всем этим Гражданский кодекс называет фотографические произведения среди прочих объектов авторского права в пункте 1 статьи 1269 ГК РФ.

Правовая квалификация и особенности

Напомним, что в авторском праве действует так называемая презумпция авторства. Она означает, что создание произведения творческим трудом предполагается (эта позиция выражена Верховным и Высшим Арбитражным судами). Чтобы признать отсутствие у объекта творческого характера, нужно заключение суда на этот счет. Из этого следует, что, поскольку фотографии - также объекты авторского права, то даже фото плохого качества по умолчанию будут охраняться законом.

Таким образом, творческий характер - определяющий критерий, благодаря которому суды и будут отличать фотографии, являющиеся объектами авторского права, и фото, не обладающие признаками интеллектуальной собственности.

Понятие «творческий характер» мы почти всегда ассоциируем с интеллектуальным трудом писателя, художника или архитектора. Интересно, что относительно фотографий данное выражение имеет несколько иное значение, о чем высказался Суд по интеллектуальным правам, указав, что творчеством в деятельности фотографа является:

    Выбор освещения для фотосъемки;

    Оформление обстановки;

    Управление размещением объекта съемки;

    Обработка фото в соответствующих программах;

    Иные (см. Постановление СИП по делу А24-1669/2013).

Таким образом, если что-то из этих действий фотограф применял, то результат его деятельности в виде фото будет однозначно охраняться законом. Хотя опять же не следует забывать, что судебные акты в России обязательной силой не обладают. Для большей ясности приведем разные примеры из практики.

В 2011 году Хамовнический суд г. Москвы, рассматривая вопрос о признании фотографий в качестве объектов интеллектуальных прав, пришел к однозначному выводу о том, что они являются только лишь сообщениями информационного характера. Кроме того, суд постановил, что при их создании фотограф не приложил никакого творческого труда (более подробно - см. дело № 2-2383/11 ) . Следовательно, полагает суд, они не могут охраняться в качестве объектов авторских прав. И это видится вполне справедливо, ведь могут быть и другие случаи: например, когда фотография получена случайно - человек случайно нажал кнопку на фотоаппарате, в результате чего и получилось фото. Есть ли здесь хоть какая-то доля творческого характера? Очевидно, нет.

Однако сегодня практика идет по пути признания фотографий преимущественно как охраняемых авторским правом объектов. Так, в 2015 году Суд по интеллектуальным правам высказал свою правовую позицию таким образом: пользователи фотографий должны уплачивать правообладателям вознаграждения во всех случаях независимо от художественной ценности фотографических изображений (см. дело № А70-4971/2014 ).

В сети «Интернет» авторские фотографии незаконно размещаются очень часто, и правообладатели практически в каждом случае могут взыскать деньги с нарушителя. Интересно, что законодатель, устанавливая подсудность дел по защите авторских прав в Интернете, сделал оговорку: через Московский городской суд можно защитить исключительное право на любые произведения, кроме фотографий (и других, полученных таким же образом). Чем это вызвано? Единого мнения нет, но скорее всего, это вызвано широкой распространенностью нарушений прав на фотографии в глобальной сети. Если бы права на фотографии в Интернете можно было бы защищать упрощенным способом, то Мосгорсуд просто был бы завален подобными делами. Обычный же способ значительно труднее: правообладателю придется озаботиться поиском нарушителя, действуя через обычный районный суд, а не просто подать заявление в Мосгорсуд, на основании которого сайт мог бы быть заблокирован (более подробно об этом варианте защиты авторских прав — см. в ).

Копирайт на фото

Мы уже рассматривали назначение знака охраны авторского права - ©. По большому счету все его функции сводятся к одному - информированию потенциального нарушителя о том, что у объекта интеллектуальной собственности есть правообладатель - лицо, разрешение которого надо спрашивать, если предполагается использование этого объекта. Для фотографий упоминание значка копирайта очень целесообразно (особенно в Интернете). Впоследствии в суде можно будет однозначно доказать вину нарушителя, который был уведомлен о том, что у фото есть правообладатель, а также о том, кто конкретно им является. Такой способ используют многие владельцы фотографий: например, Интернет-ресурс «Схема-РФ» ставит оповещение об исключительном праве на каждую свою схему.

Если же нарушитель не только незаконно воспользуется фотографией, но и удалит копирайт, то за это правообладатель может взыскать дополнительную компенсацию на основании удаления информации об авторском праве, что не допускается.

Как видно, авторские права на фото имеют свои особенности. Простым пользователям Интернета следует быть крайне осторожными при использовании чужих фото, так как очень часто у правообладателя есть реальная юридическая возможность взыскать компенсацию в очень большом размере.

В результате оказания популярных сегодня фотографических услуг нередко сталкиваются интересы фотографа и модели. Фотограф хочет распоряжаться правами на сделанные им фотографии с изображением модели, и использовать их по своему усмотрению. Модель (далее в статье под моделью понимается любое лицо, являющееся основным объектом фотосъёмки), в свою очередь, также хочет распоряжаться правами на фотографии со своим изображением. Желания обоих закономерны и вполне логичны. Как правильно разрешить эту спорную ситуацию?

Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в силу п.1 ст. 2 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений , а также прямого указания п. 1 ст. 1259 ГК РФ, являются объектами авторского права. При этом, согласно норме той же статьи, фотографические произведения относятся к объектам авторского права независимо от достоинств и назначения произведения. На основании п. 2 ст. 5 Бернской конвенции , Пользование этими (т.е. авторскими - прим. автора) правами и их осуществление не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей, что находит отражение также в п. 4 ст. 1259 ГК РФ: для возникновения, осуществления и защиты авторских прав, в том числе и на фотографические произведения, не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. ГК РФ требует для возникновения авторских прав на произведение выражение его в какой-либо объективной форме. Под объективной формой применительно к фотографическим произведениям следует понимать не только распечатки фотоснимков, но также изображение снимка в виде информации, сохранённой на плёнке, карте памяти, жёстком диске либо любом ином носителе. Таким образом, непосредственно в момент фотосъёмки, при записи на плёнку либо в память фотоаппарата изображения, это изображение становится фотографическим произведением, и в отношении этого фотографического произведения у фотографа - автора возникают авторские права.

  1. исключительное право на произведение;
  2. право авторства;
  3. право автора на имя;
  4. право на неприкосновенность произведения;
  5. право на обнародование произведения;
  6. право на отзыв.

Исключительное право является имущественным правом (ст. 1226 ГК РФ). Исключительное право признаётся в отношении результатов интеллектуальной деятельности (к таковым относятся, в том числе, произведения науки, литературы или искусства) и средств индивидуализации (например, товарный знак, фирменное наименование). Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, в том числе и на произведение, в силу п. 3 ст. 1228 ГК РФ возникает первоначально у автора произведения. Исключительное право - это право использовать любым, не запрещённым законом способом, объект исключительного права, распоряжаться этим правом: разрешать или запрещать другим лицам использовать его. Лицо, обладающее исключительным правом, именуется правообладателем. Соответственно, автор-фотограф является и первоначальным правообладателем - обладателем исключительного права на фотографическое произведение. Исключительное право является отчуждаемым, т.е. может быть полностью передано другому лицу.

Право авторства - это право признаваться автором произведения (п.1 ст. 1265 ГК РФ). Это право включает в себя правомочие именоваться автором произведения и обязанность других лиц при использовании произведения (например, при использовании фотографического произведения в журнале) ссылаться на автора.

Право автора на имя тесно связано с правом авторства и выражается в правомочии автора использовать либо разрешать использование созданного им произведения под своим именем, псевдонимом (в том числе "никнеймом") или без указания имени и псевдонима а также требовать, чтобы имя автора либо псевдоним не искажалось другими лицами при использовании произведения.

Право на неприкосновенность произведения - это определённый правовой режим сохранения целостности произведения, направленный на защиту произведения и творческого замысла автора от искажений. Согласно п.1 ст. 1266 ГК РФ, изменения в произведение могут вноситься только с разрешения автора (а после смерти автора - с разрешения правообладателя, если внесённые изменения не меняют художественный замысел автора). При этом, подобные изменения не должны быть связаны с созданием нового (производного) произведения на основе уже имеющегося , поскольку, это будет являться переработкой, а право на переработку входит в состав исключительного права.

Право на обнародование произведения принадлежит к числу важнейших личных неимущественных прав автора, поскольку оно обеспечивает ему возможность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики, а также прямо затрагивает его имущественные интересы . Обнародование произведения – это, согласно п.1 ст. 1268 ГК РФ, осуществление с согласия автора любого действия, благодаря которому произведение впервые становится доступным для всеобщего сведения.

Право на отзыв представляет собой право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (ст. 1269 ГК РФ). Подобный отказ возможен лишь при условии возмещения автором убытков, причиненных таким решением лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что авторские права на фотографическое произведение - это целый комплекс прав, при этом отчуждаемое (которое можно передать либо предоставить по договору) - только исключительное право, остальные же права в любом случае, даже при отчуждении исключительного права, сохраняются у автора - т.е. фотографа.

В свою очередь, у модели имеется право на защиту своего изображения, основанием для возникновения которого является использование её изображения в качестве основного объекта съёмки в силу ст. 152.1 ГК РФ. Данное право относится к нематериальным благам и является неотчуждаемым (ст. 150 ГК РФ). Суть данного права состоит в том, что никто не вправе обнародовать и использовать изображение (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) без его согласия. При этом такое согласие согласно ст. 152.1 ГК РФ не требуется, если: использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; или изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; гражданин позировал за плату.

И вот здесь следует сделать вывод о том, что если модель получает денежное вознаграждение за фотосъёмку, то при любом дальнейшем использовании фотографии с изображением данной модели фотограф не обязан получать согласие модели.

Нередко имеют место гораздо более сложные ситуации. Всё чаще используется схема "Time For Print" (далее - TFP), когда фотограф и модель сотрудничают на взаимовыгодных условиях: фотограф приобретает право использования изображения модели в полученных в результате фотосессии снимках, а модель за предоставление данного права фотографу, в свою очередь, получает фотографии и право использовать данные фотографии определённым образом, исключая коммерческое использование.

В этом случае есть несколько весьма тонких правовых аспектов.

Следует отметить то обстоятельство, что, к сожалению, на территории РФ (и не только), как правило, отсутствует уважение к чужому интеллектуальному труду. В результате неправомерное использование объектов авторского права, в том числе, фотографических произведений - абсолютно обыденное явление. При этом нередко и изображение гражданина используется неправомерно. Однако, не стоит забывать, что законом ответственность за неправомерное использование объектов авторского права всё же предусмотрена (ст. 146 УК РФ, ст. 7.12 КоАП РФ, ст. 1301 ГК РФ) и всё-таки порой решение о взыскании компенсации настигает нарушителя.

В качестве примера можно привести Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 31 мая 2012 г. по делу N 33-4699/2012 . Суд, рассмотрев апелляционную жалобу истца на решение Ворошиловского районного суда, установил, что: в номере информационно-справочной газеты "" от ДД.ММ.ГГГГ размещена статья "". Указанная статья сопровождена изображением лица К.Д. крупным планом. Согласия на публикацию указанного изображения (фотографии) истец не давал. (...) Согласно ст. 152.1 ГК РФ, обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. (...) Способы защиты личного неимущественного права на охрану изображения не закреплены в ст. 152.1 ГК РФ. Таким образом, в соответствии со ст. 150 ГК РФ, нематериальные блага защищаются посредством компенсации морального вреда. Таким образом, решение Ворошиловского районного суда было отменено, суд признал, что опубликование статьи с изображением лица без его согласия нарушает его права, а с нарушителей - главного редактора газеты и учредителя газеты была взыскана компенсация морального вреда, причинённого гражданину. Размер компенсации неизвестен. Скорее всего, её размер ничтожно мал, но в данном случае важен именно факт взыскания и привлечения нарушителей к ответственности.

  1. Если модель позировала за плату, то её согласие на дальнейшее использование фотографий, полученных в результате подобной фотосессии не требуется и не нарушает права модели
  2. Фотографу для дальнейшего использования изображения модели в коммерческих целях в случаях, если модели не оплачивались услуги по позированию, необходимо получать согласие модели на подобное использование
  3. Модель для дальнейшего использования фотографий должна заключать лицензионный договор с фотографом (либо приобретать исключительные права, например, на основании договора отчуждения прав)
Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...