Право на неприкосновенность произведения охраняется. Внесение в произведение изменений


1. Право на неприкосновенность произведения, отмененное в 1993 г., ныне восстановлено в российском законодательстве после четырнадцатилетнего перерыва.

2. Право на неприкосновенность произведения сформулировано как пассивное право запрета, как обязанность, налагаемая на третьих лиц.

На самом деле это именно личное право самого автора: право вносить в свое произведение различные (любые) изменения, сокращения и дополнения, право снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием или иными пояснениями. Этому - активному - личному праву автора соответствуют обязанности любых третьих лиц - не осуществлять указанные действия без согласия автора. Указанное согласие автора фиксируется в договоре.

Данное правомочие на неприкосновенность произведения, как это видно из приведенной выше нормы, касается как самого произведения, так и некоторых элементов, сопровождающих произведение, - иллюстраций, предисловия, послесловия, комментариев, пояснений, т.е. элементов, являющихся внешними по отношению к объективной форме произведения.

Следует считать, что право автора определять и запрещать использование вместе с произведением этих внешних элементов ограничивается теми случаями и теми элементами, которые влияют на восприятие произведения и могут исказить создаваемое произведением впечатление. Так, комментарии обычно отвлекают от ознакомления с произведением, "разбивают" единое впечатление, создаваемое произведением.

Особо необходимо остановиться на "иллюстрациях". Под этим термином следует понимать не только снабжение литературного произведения рисунками, но и любое иное сочетание разных произведений, например сопровождение музыкального произведения воспринимаемыми зрительно изображениями ("синхронизацией", цветомузыкой и т.д.). Любое "иллюстрирование" должно производиться с согласия автора. Однако помещение, предположим, в том же номере журнала, где помещено произведение, отдельной критической статьи об этом произведении не нарушает авторского права на неприкосновенность и не требует согласования с автором.

Вообще пределы действия права на неприкосновенность как права запрета, адресованного третьим лицам, хорошо очерчены в норме, содержащейся в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи.

Хотя этот абз. 2 относится к тому периоду времени, когда автор уже умер, тем не менее именно здесь раскрыта запретительная функция права на неприкосновенность: право на неприкосновенность направлено на то, чтобы без согласия автора не искажался замысел автора и не нарушалась целостность восприятия произведения. Если же ни того ни другого не происходит, право на неприкосновенность не должно действовать.

3. В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи рассматривается содержание права на неприкосновенность после смерти автора.

В этот период времени "активное" право на внесение изменений в произведение уже не существует: автора нет, а потому произведение должно быть "заморожено"; надо сохранить произведение в таком виде, в каком оно было создано автором.

Однако лицо, осуществляющее правомочия по охране неприкосновенности произведения после смерти автора, вправе разрешить внести в произведение изменения, сокращения, дополнения, но лишь такие, которые не искажают замысел автора и не нарушают целостность восприятия произведения.

Кроме того, имеется еще одно дополнительное условие, которое должно существовать для того, чтобы можно было внести в произведение изменения, сокращения, дополнения: внесение таких изменений и т.п. не должно противоречить воле умершего автора, определенно выраженной им в завещании или в ином письменном документе (письмо, дневник и т.п.).

Следует считать, что нормы, содержащиеся в абз. 1 п. 1, касаются равным образом и снабжения произведения иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями и пояснениями, хотя об этих действиях данная норма прямо не упоминает.

4. Выше нами было упомянуто лицо, осуществляющее правомочия по охране неприкосновенности произведения после смерти автора.

В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи это лицо указано как "лицо, обладающее исключительным правом на произведение". Однако в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 1267 ГК РФ им может быть назначено и иное лицо. Что касается нормы, содержащейся в абз. 2 п. 2 ст. 1267 ГК РФ, то она противоречит норме, содержащейся в абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ.

5. В пункте 2 комментируемой статьи говорится о таких изменениях, вносимых в произведение, которые порочат честь, достоинство и деловую репутацию автора. В этих случаях автор имеет право прибегнуть к способам защиты, указанным в ст. 152 ГК РФ. Автор вправе прибегнуть к таким способам защиты своих прав даже в тех случаях, когда указанные действия еще не опорочили честь, достоинство и деловую репутацию автора, но могут привести к таким последствиям. Очевидно, что, формулируя эту норму, законодатель исходил из общего принципа, содержащегося в п. 1 ст. 1065 ГК РФ.

Извращения, искажения и иные изменения произведения, опорочивающие честь, достоинство и деловую репутацию автора, являются одновременно действиями, нарушающими авторское право на неприкосновенность произведения.

Под норму, содержащуюся в п. 2 комментируемой статьи, подпадают также действия, заключающиеся в снабжении произведения иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями и пояснениями, если они порочат честь, достоинство и деловую репутацию автора.

В соответствии со второй фразой п. 2 данной статьи заинтересованные лица могут защищать честь и достоинство автора, нарушенные после смерти автора посредством совершения указанных выше действий.

О понятии "заинтересованного лица" см. п. 4 комментария к данной статье.

После смерти автора обладателями авторских прав становятся его наслед­ники. В соответствии с действующим законодательством наследование, вооб­ще, и авторских прав, в частности, возможно в двух вариантах: либо по закону, либо по завещанию. При первом варианте новыми правообладателями могут стать только граждане, входящие в одну из очередей законных наследников. Второй вариант, естественно, подразумевает в качестве наследников лиц, ука­занных в завещании, при этом не имеет значения гражданство указанного в за­вещании физического лица, наличие либо отсутствие у него родственных от­ношений с умершим автором, если в качестве правопреемника указано юриди­ческое лицо (что также является вполне законным), то не имеет значения про­филь его деятельности и место нахождения. Возможна ситуация, когда умер­ший автор не имеет законных наследников и не оставил завещания, в таком случае, в изъятие из общего правила, его авторские права на созданное произ­ведение в отличие от иной наследственной массы не переходят к государству, а прекращаются (ст.552 ГК РСФСР 1964 г.), т.е. произведение становится обще­ственным достоянием.

Наследников в теории авторского права принято считать носителями про­изводного авторского права, поскольку указанные права у них являются не следствием создания ими творческого произведения, а становятся порождени­ем иных юридических фактов, таких как открытие наследства, вхождение в круг наследников по закону или по завещанию, вступление в наследство.

На сегодняшний день существуют некоторые сложности при решении во­просов, касающихся наследования авторских прав. Это связано с тем, что дей­ст­вующее законодательство, как авторское, так и наследственное, имеет явный пробел в регламентации авторских прав наследников. В связи с этим конкрет­ные правила могут быть выведены посредством толкования многих правовых норм, содержащихся в различных нормативно правовых актах, а также при по­мощи анализа сложившейся судебной и нотариальной практики.

В первую очередь нужно определиться, какие авторские права переходят по наследству. Если руководствоваться законом, то на этот вопрос можно отве­тить так: не переходят по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения (ст.29 Закона "Об авторском праве и смежных правах"). Отсюда можно сделать вывод, что все остальные авторские права, такие как право на обнародование, право на использование произведе­ния, право на вознаграждение и др., могут передаваться по наследству. Но та­кое решение вопроса не снимает всех проблем. Так, могут возникнуть следую­щие затруднения: имеет ли право наследник опубликовать произведение, про­тив выпуска в свет которого возражал при жизни автор? Или правомочен ли наследник дать согла­сие на переделку произведения в другой жанр, если на­следодатель на это не соглашался? Таких ситуаций можно привести множест­во, и, что весьма печально, найти на них прямое решение, воспользовавшись действующим законодательством, нельзя. На практике их поиск выхода из соз­давшейся подобной ситуации переда­ется полностью на усмотрение самих на­следников.

Нередко возникает вопрос об объеме правомочий наследников в области защиты неприкосновенности произведения умершего автора. В данном случае Закон ограничивается лишь указанием о том, что право на защиту репу­тации автора по наследству не переходит, но на наследников воз­лагается охрана этого права. Как соотнести друг с другом названные понятия - Закон ничего не го­ворит. Вне всякого сомнения, что области распространения права на защиту ре­путации автора произведения, ко­торое может принадлежать только самому ав­тору, и права на охрану неприкосновенности произведения, которое может пре­даваться по наследству, совпадают лишь отчасти, хо­тя второе основывается на первом и из него вытекает. Автор, используя право на защиту произведения от всякого искажения, способного нанести вред его чести и достоин­ству, может внести или разрешить внести в произведение любые, в том числе существенные, изменения. Наследник, на которого возлагается охрана неприкосновенности произведения, сделать этого не вправе. Он вправе лишь дать согласие на внесе­ние в произведение редакционной прав­ки, на уточнение тех или иных данных в связи с прогрессом науки, на снабжение произведения предисловием или ком­ментарием. Но сохранение сущности и оригинальности произведения - его пер­воочередная задача. В случае если имело место внесение в произведение изме­нений, предварительно несогласованных с наследником, то он вправе требовать восстановления нарушенного права. Иллюстрацией данного правила может по­служить следующий пример: по требова­нию наследницы писателя А. было за­прещено дальнейшее публичное исполнение спектакля, поставленного по сказке А. Основанием для этого послужило значительное искажение стихов.

Но необходимо помнить, что охрана неприкосновенности произведения возлагается на наследников, если только автор не указал специальное лицо, ко­торое будет осуществлять охрану личных неимущественных авторских прав по­сле его смерти. Такое лицо осуществляет указанные полномочия пожизненно.

В случае его смерти или отказа от осуществления преданных прав до истечения срока действия авторского права данные полномочия предаются наследникам.

Рассматривая проблему объема переходящих по наследству прав, нельзя обойти вниманием еще и такой вопрос. В соответствии со ст.33-34 Семейного кодекса и ст.256 Гражданского кодекса если имеет место ситуация, что после смер­ти наследодателя остается в живых его супруг и супругами при заклю­чении или в период брака не был установлен режим долевой или раздельной собст­венности, то при определении наследственной массы предварительно дол­жна быть выделена доля этого супруга в общем имуществе, нажитом в период брака. Естественно, что имеются в виду лишь имущественные права автора. Необхо­димо также отметить, что поскольку право на вознаграждение целиком включа­ется в наследственную массу (именно к такому выводу пришла теория автор­ского права, в таком же ключе решается этот вопрос на практике), то пережив­ший супруг не вправе претендовать на выплату ему половины причитавшегося автору воз­награждения на том основании, что произведение было создано в пе­риод брака.

Теперь остановимся на некоторых аспектах, касающихся порядка вступ­ления наследников в обладание авторскими правами. Так как действующее на­следственное право построено на принципе универсального правопреемства (не допускается частичное принятие или частичный отказ от наследства), то в слу­чае если наследственная масса помимо авторских прав включает в себя и иное имущество, вступление на­следника в фактическое владение какой-либо частью имущества будет означать одновременно и принятие им авторских прав насле­додателя. Поэтому нет никакой необходимости в специальном акте, удостове­ряющем согласие наследника на принятие авторских прав. Но если имеет место ситуация, когда наследственная масса состоит исключительно из авторских прав либо одному из наследников завещаны лишь авторские права, то для всту­пления в наследство необходимо получить в нотариальной конторе свидетель­ство о праве на наследство.

Еще одно обстоятельство, на котором стоит особо остановится, - это срок действия авторских прав наследников. Как известно, авторские права самих ав­торов носят пожизненный характер. В отличие от них авторские права наслед­ников ограничены определенным сроком. Такой срок по действующему законо­дательству составляет 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, сле­дующего за годом его смерти. Более подробно данный вопрос рассмотрен при анализе сроков действия отдельных авторских прав (см. оглавление).

Касаясь вопроса наследования авторских прав необходимо отметить, что авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке (авторские права наследуются как единое целое, их нельзя ни выделить, ни разделить). Это означает, что распорядится произведением наследники смогут только по взаим­ному согласию. В случае возникновения спора между наследниками по поводу распоряжения произведением, то он подлежит разрешению судом. Однако, ука­занное правило имеет одно исключение. Авторское вознаграждение, право на получение которого переходит по наследству, может быть разделено между на­следниками в пропорциях, указанных в завещании, либо в соответствии с со­глашением самих наследников.

Нередко возникают сложности в связи с учетом переходящего по наслед­ству авторского права при расчете обязательной доли. Ст. 535 Гражданского кодекса РСФСР предусматривает независимо от содержания завещания право на обязательную долю в наследстве, составляющую не менее 2/3 доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону, несовер­шенно­летних или нетрудоспособных детей наследодателя (в том числе усыновлен­ных), а также нетрудоспособного супруга, родителей (усыно­вителей) и ижди­венцев умершего. Если попытаться вникнуть в смысл данной нормы, то законо­мерен вывод: это правило применяется к такому авторских праву, как право на гонорар, поскольку только оно способно материально обеспечить наследников, не имеющих самостоятельных источников доходов. Указанные наследники не­зависимо от получения другого наследственного имущества вправе претендо­вать на получение не менее 2/3 причитающей­ся им по закону доли авторского гонорара, если только наследники не придут к соглашению об ином распреде­лении наследственного имущества.

Не нашел должного закрепления в действующем законодательстве вопрос, касающийся наследования авторских прав на произведение, созданное в соав­торстве. Закон "Об авторском праве и смежных правах" ограничился лишь та­кой формулировкой: права каждого из соавторов переходят по наследству и действуют в течение 50 лет после смерти последнего автора, пережившего дру­гих соавторов (п.4 ст.27 Закона). На основании этого следует вывод, что остав­шиеся в живых соавторы независимо от того, о нераздельном или раздельном соавторстве идет речь, обязаны согласовывать свои дейст­вия по использованию произведения с наследниками умершего авто­ра. Но необходимо помнить, что в случае смерти наследников при­надлежащие им права переходят ких наследни­кам и т.д. в течение всего срока действия авторских прав на произведение. Не вполне ясной остается ситуация, связанная с судьбой прав того умершего соав­тора, который не имеет наследников. Гражданский кодекс РСФСР в первона­чальной редакции давал такое разъяснение: принадлежащее умер­шему соавтору и не перешедшее к наследникам право на долю вознаг­раждения за использова­ние коллективного произведения прекраща­ется (ст. 497 Гражданского кодекса). Но позже эта норма в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1.03.74 была исключена. Закон "Об авторском праве и смежных пра­вах" на этот счет ничего не говорит. В теории авторского права было дано такое разъяснение: в данном случае при наличии неделимого соавторства происходит пропорциональное увеличение долей оставшихся в живых соавторов или их на­следников, если же соавторство носит раздельный характер, доля того соавтора, чье автор­ское право прекратилось, не должна прирастать к долям остальных ав­торов, а, напротив, должна переходить к государству и в соответствии со ст. 552 ГК РСФСР 1964 г. - прекращаться. Но такое толкование норм закона не представляется правильным. Принцип прира­щения наследственных долей, свойственный наследст­венному праву ввиду особой связи наследника и наследодателя, не корректно применять к авторско­му праву, где трудно обосновать справедливость перехода прав одного из соав­торов к другим соавто­рам. Следовательно, надо исходить из того, что авторские права соавтора, не имеющего наследников, как при раздельном, так и при не­раздельном соавторстве, в соответствии с общим указанием закона прекраща­ются и не переходят к другим соавторам.

Личные неимущественные права

Основополагающим в комплексе прав, которыми пользуется автор, создающий произведения науки, литературы и искусства, признается право авторства . Под этим правом подразумевается юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Оно неотделимо от личности автора, признается лишь за действительным создателем произведения, его невозможно передать по договору или по наследству, оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. После смерти автора авторское право охраняется как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите. Кроме того, от него нельзя отказаться. Факт создания произведения предопределяет существование права авторства не зависимо от того, обнародовано ли произведение или нет, создано ли оно как служебное задание или является свободным, используется ли произведение кем-либо или не используется. Чтобы признать лицо автором произведения не требуется выполнения каких-либо формальных действий или чьего-либо согласия. Из права авторства вытекают все другие личные неимущественные и имущественные права.

Вероятные нарушения этого права могут выражаться в присвоении (полном или частичном) чужого авторства – плагиат, отрицании авторства того лица, которым создано произведение. К примеру, в одном из номеров финского журнала "Последнее слово в индустрии" была опубликована статья С. Литманина "Феномен биосинтеза". Российские авторы М. и Ц. установили, что данная статья представляет собой дословный перевод их статьи, опубликованной в СССР в 1982 г. в журнале "Биология сегодня". В результате принятых мер российским авторам были принесены журналом официальные извинения и была опубликована информация об истинных авторах статьи.

Право авторства охраняется от любого нарушения вне зависимости от того, осознания или неосознания нарушителем своих действий в качестве неправомерных. Вот какой пример приводит Э. П. Гаврилов. В 1947 г. К. направила свой рассказ в редакцию журнала "Молодая гвардия", но его не опубликовали. В 1963 г. К. случайно обнаружила, что ее рассказ напечатан в 1961 г. в сборнике рассказов одного покойного писателя. К. обратилась в суд, требуя признать ее автором этого рассказа и выплатить ей гонорар за использование. Суд, проверив обстоятельства создания произведения, убедившись с помощью экспертизы, что рассказ, обнаруженный в архиве писателя и, видимо, присланный ему на рецензию, не принадлежит перу писателя, в 1967 г. вынес решение о признании К. автором и обязал издательство выплатить ей вознаграждение за публикацию. Но бывают иски и с противоположными требованиями, когда заинтересованные лица оспаривают приписываемое им авторство на те или иные произведения. Например, четверо научных работников потребовали исключить их из числа десяти соавторов опубликованной научной статьи, так как они не давали своего согласия на соавторство. Требования ученых были удовлетворены.

Статья 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» посвящена праву на авторское имя : автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Автор реализует свое право на имя посредством одного из этих способов. У него есть право требовать указания своего имени каждый раз при издании, публичном исполнении, передаче по радио, цитировании и ином использовании своего произведения. Также право на имя исключает возможность искажения имени автора (псевдонима) при его упоминании лицами, использующими произведение.

Право на авторское имя относится к числу личных неимущественных прав автора, т и последний не может предоставить его никакому другому лицу. Оно появляется лишь в случае обнародования произведения и действует в течение всей жизни автора, а после его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями (в России Федерации – Российским авторским обществом (РАО)) или государством.

Далее каждый из трех способов реализации права на авторское имя будет рассмотрен подробнее. Наиболее часто авторы произведений обозначают свое авторство путем указания подлинного имени. Оно может проставляться на заглавном листе книги или на афишах, указываться в титрах фильма или объявляться перед публичным исполнением произведения или передачей его в эфир и т. п. Автор самостоятельно определяет способ и полноту указания своего подлинного имени. У него есть три варианта: указать свое имя в полном объеме, т.е. фамилию, имя и отчество, указать только имя и фамилию, фамилию с инициалами. Если произведение подписывается лишь инициалами (Ш. Ю.), такое произведение признается анонимным. При создании произведения несколькими лицами в случае его обнародования правом на указание своего имени пользуются все соавторы, независимо от размера внесенного в произведение творческого вклада. При опубликовании их имена указываются в заранее согласованной последовательности. Но есть вариант выхода в свет произведения под именем одного или нескольких из них для того, чтобы отразить тот факт, что именно этим лицом (лицами) внесен основной творческий вклад в создание произведения. Имена других соавторов могут быть с их согласия указаны в предисловии или другом месте работы. В спорных случаях имена соавторов располагаются в алфавитном порядке. Имена иностранных авторов приводятся в русской транскрипции, согласованной с автором оригинала с указанием имени и на языке оригинала на обороте титульного листа. При использовании научных произведений в печати вместе с именем автора указываются его научная степень, ученое или почетное звание, должность и другие сведения с согласия авторов, при этом на них возлагается личная ответственность за достоверность указанных данных. Типичное нарушение данного права при рассматриваемом способе его реализации – неуказание имени автора или его искажение. Это часто происходит в радио- и телевизионных передачах, где звучат и показываются произведения без указания имен их создателей, а также при допускаемом законом цитировании чужих произведении, но без указания источника заимствования. К примеру, Т.Р. Прохоров заявил претензию журналу "Собеседник и П. Силову на основании того, что в рассказе "Мы", которое печаталось на страницах журнала, использованы цитаты из научных работ Т.Р. Прохорова, при этом его имя не упоминалось. По мнению редакции журнала, такой справочный аппарат затруднил бы и авторское повествование, и восприятие текста читателями. Тем не менее требования Т.Р. Прохорова были удовлетворены. Другой способ обозначения авторского имени реализуется посредством подписания автором произведения вымышленным именем (псевдонимом). Иногда под псевдонимом выступает не одно лицо, а двое, трое или большее число соавторов. Например, под именем Козьмы Пруткова создавали свои произведения братья Жемчужниковы и поэт А. К. Толстой. При использовании псевдонима автор не обязан указывать причины, побудившие его это сделать, а они могут быть различными: неблагозвучность подлинной фамилии автора, ее совпадение с фамилией другого автора, служебное положение автора и т.п. Закон не предусматривает и каких-либо условий или порядка приобретения права на псевдоним. Срок и объем использования псевдонима также оставляется на усмотрение автора. Псевдоним, как и подлинное имя автора, не может искажаться. Особым нарушением считается раскрытие псевдонима автора без его согласия. Однако, псевдоним может быть раскрыт из-за клеветнического или оскорбительного характера опубликованных в печати статьях, но только по требованию суда в связи с находящимся в его производстве делом. В остальных случаях редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, в том числе и путем раскрытия псевдонима (ст. 41 Закона РСФСР «О средствах массовой информации»). Однако не допустимо пользоваться псевдонимом, нарушающим нормы нравственности или носящим оскорбительный характер, а также явно вводящим публику в заблуждение при совпадении с именем другого автора. В таком случае автору может быть отказано в охране его прав со ссылкой на ст. 10 ГК РФ, запрещающую злоупотреблять гражданскими правами. Произведение автора может также публиковаться анонимно, т. е. без указания имени создателя. На это могут быть две причины: автор не хочет связывать созданное им произведение со своим именем или имя автора не указывается в связи со сложившимся порядком опубликования тех или иных произведений (передовых статей в газетах и журналах, статей в справочниках и словарях). Но автор, готовящий подобный материал, должен быть заранее предупрежден об этом. Он может не согласиться с таким положением и запретить использовать созданноеим произведение без указания его имени. Если же автор не возражает против опубликования своего произведения анонимно согласно сложившейся традиции, то это считается реализацией его права на авторское имя. Следует отметить: обнародование произведения без указания имени автора не означает, что его создатель отказывается от авторства. Главная проблема анонимного авторства заключается в его доказательстве. Обычно оно подтверждается организацией, использовавшей произведение. Как и в случае с псевдонимом, анонимное имя может быть раскрыто без согласия автора только по требованию суда. После смерти автора наследники или специально назначенное лицо приобретают право на охрану имени автора, и вопрос о раскрытии имени решается на их усмотрение, если не оставлены автором специальные указания. Рассматриваемая проблема авторского имени очень тесно связана с вопросом о возможности автора посвятить свое произведение каким-либо лицам или событиям. Иногда пользователи произведений возражают против вставки таких посвящений в произведение. Поэтому во избежании конфликтных ситуаций целесообразно заранее в авторском договоре особо обговорить данный вопрос. Помимо непосредственных создателей произведений право на обозначение своего имени имеют предприятия, учреждения и организации, по служебному заданию которых создано произведение (п. 3 ст. 14 Закона "Об авторском праве и смежных правах").

Автор, создавая произведение, несет всю ответственность за содержание и художественные достоинства достигнутого им творческого результата и заинтересован в обнародовании и использовании его в таком виде, в каком он его создал. В связи с этим с момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения (включая его название) от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (ст. 15 Закона "Об авторском праве и смежных правах").

Право на защиту репутации автора заключается в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями, сокращать объем произведения, изменять или заменять его отдельные главы, нарушать целостность произведения, изменять или исключать из произведения авторские посвящения, эпиграфы, аннотации и т. п., даже если бы, по мнению пользователя, это могло улучшить произведение. Запрет на внесение изменений относится ко всем без исключения элементам произведения, хотя в самом законе упоминается только его название. При подготовке произведения к обнародованию право на защиту произведения от искажения, возникающее с момента его создания и прекращающееся со смертью автора, приобретает особо важное значение. Автор, обычно, тесно работает с организацией, которая будет издавать, публично исполнять или каким-то другим образом использовать его произведение. Например, во время подготовки рукописи к изданию с согласия автора в нее вносится редакторская правка, урегулируются вопросы, связанные с размещением материала, снабжением рукописи иллюстрациями, справочным аппаратом, комментариями. Свое согласие автор выражает, подписывая авторский экземпляр и верстку. Изменения, вносимые в коллективное произведение, должны согласовываться с каждым из соавторов, если только соавторы не поручили вести дела одному из них. Если автор (кто-либо из соавторов) не дает согласия на внесение определенных изменений, то произведение не может быть использовано в измененном виде. Авторы, утвердившие измененное произведение, не вправе в будущем отозвать свое согласие и требовать восстановления произведения в первоначальном виде.

Однако право на защиту репутации автора не безгранично. Некоторые случаи нарушения целостности произведения не рассматриваются как покушение на его неприкосновенность. К примеру, допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических и информационных целях из обнародованных произведений в объемах, оправданных целью цитирования, воспроизведение в обзорах текущих событий в кино, на радио и по телевидению выпущенных в свет литературных и художественных произведений в объеме, соответствующем информационным целям. Если исполнитель или режиссер-постановщик творчески интерпретирует произведение, при этом не изменяя его формы и содержания, это не рассматривается как нарушение данного права. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репутации, воспрепятствовать созданию другими лицами пародий и стилизаций или мешать работать критикам и комментаторам.

Одним из наиболее спорных вопросов считается проблема передачи данного права автора другим лицам. В статье 29 Закон "Об авторском праве и смежных правах" подчеркивается, что право на защиту репутации автора, как и право авторства, и право на имя, не переходят по наследству, но наследники имеют право осуществлять защиту указанных прав. Они обеспечивают охрану неприкосновенности произведения. Но на месте наследников по завещанию автора может оказаться другое лицо, на которое возложена охрана права на защиту репутации. В любом случае имеет место наследственное правопреемство. Эти лица также могут выдавать разрешение на внесение в произведение изменений и дополнений (снабжение его предисловиями, комментариями, внесение уточнений, связанных с развитием науки и техники). По закону указанные правомочия наследников каким-либо сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников неприкосновенность произведения обеспечивается специально уполномоченным органом Российской Федерации.

При реализации автором права на защиту репутации бывают случаи столкновения его права с правами лица, являющегося собственником того материального носителя, в котором воплощено произведение. Любые действия собственника, не обеспечивающие сохранность произведения (внесение изменений, переделка, разрушение), могут квалифицироваться как нарушения права автора на защиту репутации. Иногда о нарушении рассматриваемого права может свидетельствовать сам порядок использования произведения собственником. Например, в 1959 г. по заказу творческо-производственного объединения "Искусник" скульптор Д. создал для художественной выставки скульптурный портрет актрисы З. в роли Офелии. В дальнейшем эта скульптура была приобретена у объединения одним из совхозов и под названием "Скорбящая" установлена на могиле воинов, погибших в годы второй мировой войны. В 1986 г. наследница автора и актриса З. потребовали от совхоза перемещения скульптуры в иное, соответствующее назначению место. Первоначально указанное требование было отклонено с мотивировкой, что колхоз является собственником скульптуры и имеет право использовать данное произведение по своему усмотрению. Но судом такие действия совхоза были признаны нарушающими неприкосновенность произведения. Использование скульптуры в ансамбле памятника погибшим воинам было признано противоречащим творческому замыслу автора, содержанию и назначению произведения. Помимо этого, было установлено, что скульптура, выполненная из материала, предназначенного для закрытого помещения, разрушается от атмосферного воздействия. Плюс ко всему установление в качестве надгробия скульптурного изображения здравствующей актрисы в одной из ее ролей является нарушением этических норм. В итоге требования заявителей были удовлетворены.

По-другому решается вопрос об охране неприкосновенности тех произведений, которые предназначены в основном для утилитарного использования. Например, владельцы зданий и сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна вправе вносить в них изменения, соответствующие их разумным потребностям. Но если станет известным, что собственник совершает эти действия исключительно с целью нарушить авторское право, это может быть расценено как злоупотребление правом, и тогда автор приобретает право на защиту. При обнаружении нарушения права на защиту репутации автор (правопреемники автора) может требовать внесения в произведение соответствующих исправлений, публикации за счет нарушителя сведений о допущенном нарушении, запрещения обнародования произведения или прекращения его распространения.

Право автора на обнародование обеспечивает ему возможность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики, помимо этого указанное право непосредственно затрагивает его имущественные интересы. Его сущность заключается в юридически обеспеченной автору возможности публичной огласки созданного им произведения. С момента обнародования произведения начинают действовать установленные законом ограничения прав автора, связанные с возможностью свободного использования произведения (ст. 18-19 Закона "Об авторском праве и смежных правах"); срок охраны анонимных произведений исчисляется с даты их правомерного обнародования (ст. 27 указанного Закона). Если автор считает, что произведение еще не готово к обнародованию, он может хранить его в тайне от публики до момента, когда оно будет завершено. Конечно, по желанию автора может быть обнародовано и еще не законченное произведение. Вопрос о времени, месте и способе обнародования решается автором самостоятельно. Он может обнародовать произведение сам или разрешить это сделать другим лицам. Выбор способа обнародования зависит от вида созданного произведения, от усмотрения автора. Так, литературное произведение может быть обнародовано через опубликование, публичное исполнение, передачу в эфире и т. д. Право на обнародование, являясь самостоятельным правом создателя произведения всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. Действительно, обнародовать произведение нельзя, не реализовав какое-либо иное право автора, например, право на опубликование, право на публичный показ, право на публичное исполнение. Но каждое из них выражает самостоятельный интерес автора и каждое может быть нарушено безотносительно к нарушению других правомочий. Никто не может заставить автора обнародовать произведение помимо его воли. Это касается и произведений, созданных им в связи с выполнением служебных обязанностей, хотя отказ от обнародования такого произведения в ряде случаев может рассматриваться как нарушение им обязанностей по трудовому контракту. Автор может быть привлечен к ответственности и в случае отказа обнародовать произведение, созданное им заказ. Однако принудить автора к обнародованию произведения невозможно. Если произведение создано творческим трудом двух и более лиц, согласие на обнародование должны дать все соавторы.

Право на отзыв произведения - нововведение Закона "Об авторском праве и смежных правах". В соответствие с п.2 ст.15 Закона автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения или, если произведение уже было обнародовано публично оповестить о его отзыве. Единственным условием реализации данного права является возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения подлежат изъятию из обращения также за счет автора. Причины данного решения автора могут быть разными, например, изменение творческих взглядов или мировоззрения автора, возникновение новых внешних обстоятельств, желание использовать иной способ обнародования произведения и др. Но в любом случае юридического значения такие причины не имеют. Рассматриваемое право может противоречить правам лиц, которые имеют право собственности на материальные носители произведений, подлежащих отзыву. Действующее законодательство не предоставляет автору права на изъятие таких материальных носителей, которые стали объектами права собственности других лиц, хотя бы при этом им и выплачивалась соответствующая компенсация. Статья 15 Закона "Об авторском праве и смежных правах" упоминает только возмещение убытков пользователям произведений, подразумевая под последними лиц, приобретающих права на основании авторских договоров. Последствием реализации права на отзыв является сохранение (для не обнародованного произведения) или восстановление (для обнародованного произведения) правового статуса необнародованного произведения. Оно может быть вновь доведено до широких масс только самим автором или с его согласия, на него не распространяются никакие изъятия из авторского права. Следует помнить, что авторы служебных произведений правом отзыва не пользуются.

В отличие от других личных неимущественных прав, право на обнародование может переходить к другим лицам. Так, оно переходит по наследству. Однако объем правомочий наследников определяется по-разному. Если автор дал специальный запрет на обнародование произведения, то, по мнению большинства ученых, осуществление наследниками данного права должно быть поставлено под контроль определенных государственных учреждений или авторско-правовых организаций. Но действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений прав наследников в отношении обнародования произведений умерших авторов. Этот вопрос решается по их усмотрению, даже если действия наследников противоречат воле умершего автора.

Право на опубликование особо в новом авторском Законе не упоминается, но оно продолжает оставаться в числе важнейших авторских правомочий. Оно представляет собой признаваемую за автором возможность выпуска в обращение экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Следует отметить, что хотя право на опубликование не названо в числе личных неимущественных и имущественных прав автора, Закон "Об авторском праве и смежных правах" прямо признает его за авторами отдельных видов произведений (см., например, п. 4-5 ст. 19 Закона). Основное содержание рассматриваемого права состоит в самостоятельном решении автором вопроса о выпуске в обращение материальных носителей произведения. Без согласия автора никто, даже работодатель, если речь идет о служебном произведении, не может совершить подобных действий. Право на опубликование в большинстве случаев реализуется одновременно с каким-то другим субъективным авторским правом. Если произведение публикуется впервые, это одновременно означает его обнародование. Однако опубликование реализуется как самостоятельный интерес автора, когда выпускаются в обращение экземпляры произведения, которое уже обнародовано через публичное исполнение, передачу в эфир или другим способом. Еще более тесно связано право на опубликование с правами на воспроизведение и на распространение. Чтобы опубликовать произведение, его нужно предварительно воспроизвести, т. е. облечь его в материальную форму. Следовательно, давая согласие на опубликование, автор одновременно соглашается и на воспроизведение. Также, давая согласие на выпуск экземпляров произведения в обращение, автор способствует распространению произведения. Однако каждое из этих правомочий может осуществляться независимо друг от друга. Произведение может быть воспроизведено без цели выпуска его экземпляров в обращение. Под воспроизведением понимается изготовление нескольких или даже одного экземпляра произведения. Даже если эти экземпляры будут распространены (проданы, сданы в прокат), это не будет считаться опубликованием, так как для последнего необходим выпуск в обращение количества экземпляров, которое удовлетворяет запросам публики. Поэтому вполне возможна ситуация, когда в отношении конкретного произведения автор реализовал правомочия по его воспроизведению и распространению, но само произведение является неопубликованным. Последствием реализации права на опубликование является изменение правового режима произведения. С момента выпуска в свет экземпляров произведения оно без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования репродуцируется в единичных экземплярах библиотеками, архивами, учебными заведениями (ст. 28 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), отдельные виды произведений печатаются в газетах, передаются в эфире (п. 3 ст. 19 того же Закона) и т.д.

В Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений данное право именуется «правом на защиту репутации автора». Рассматриваемое право направлено на защиту творческой деятельности автора, его интеллектуального вклада в созданное произведение. С одной стороны, право на защиту репутации автора охватывает запрещение вносить в произведение любые изменения. Запрет на внесение изменений касается любых элементов произведения. Так в соответствии со статьей 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. В свою очередь искажение, а так же иное изменение произведения, порочащее честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами ст. 152 Кодекса. С другой стороны, право на защиту репутации автора означает, что с автором согласуются любые изменения и дополнения созданного им произведения.

Интересным по данному вопросу представляется дело по иску Т.И. Жиронкиной к С.Н. Никулину о защите права на неприкосновенность произведения. В обоснование своих требований истица указала, что к 90-летию Воронежского государственного университета была издана книга под названием «Земная колыбель: Антология поэзии ВГУ». Автором-составителем данного сборника являлся ответчик - С.Н. Никулин. В сборник были включены стихи истицы «Ветлы», «Белая сказка планеты», «Густой шатер еловых лап», однако это были не те стихи, которые она отправляла в оргкомитет под руководством ответчика, а иные. Причем стихотворение «Белая сказка планеты» ранее нигде опубликовано не было.

Помимо этого, истица ссылается на то, что опубликованные в вышеназванной книге стихи были существенно переработаны и редактированы С.Н. Никулиным, что привело к их существенному искажению и не соответствию оригиналу. При этом согласия на сокращение ее произведений или внесение в них изменений и дополнений, она не давала.

Исходя из этого, истица посчитала, что действия ответчика, нарушают ее право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений. Однако ответчик утверждал, что из-за фактических, стилистических неточностей и ненужного многословия описательного характера стихотворениям была необходима редакторская правка, и что в авторском виде опубликовать указанные стихотворения не представлялось возможным.

Суд при разрешении данного спора, главным образом ссылался на статью 1266 ГК РФ которой предусмотрено, что внесение в произведение автора изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения), без согласия автора не допускается. В ходе рассмотрения дела, был установлен факт, нарушения действиями ответчика прав автора истицы на указанные произведения. При этом доводы ответчика, по мнению суда, не имеют правового значения для оценки факта нарушения авторского права истицы. Следовательно, можно судить о том, что право на неприкосновенность произведения является безусловным и наличие согласия автора на редактирование его произведения является обязательным.

Необходимо так же отметить, что гражданским кодексом, а именно абз. 2 п.1 ст. 1266 ГК РФ, впервые предусмотрено право лица, обладающего исключительным правом на произведение, после смерти автора разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений. Однако необходимо учитывать, что обладатель исключительного права может разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений только при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения, а также, если это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Некоторые авторы полагают, что указанное в этой норме лицо, осуществляет правомочия по охране неприкосновенности произведения после смерти автора. Однако данный вывод не согласуется с позицией, сформулированной в п. 31 Постановления от 26 марта 2009 г. N 5/29, согласно которой право на неприкосновенность произведения касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося. Кстати, не вполне логичным представляется ограничивать правомочие, указанное в абз. 2 п. 1 ст. 1266, только внесением в произведение изменений, сокращений или дополнений, не включая сюда снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями, поскольку последние в меньшей степени затрагивают целостность произведения.

В связи с этим, в целях устранения ограничения прав правообладателя, логичным было бы внесение изменений в абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ. А именно дополнить абзац статьи следующим содержанием «При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений, а так же снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или пояснениями, при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме».

Данные изменения на практике позволили бы расширить круг правомочий, которые не только предоставили бы правообладателю право разрешать внесение больших изменений в произведение, но и при этом в меньшей степени затрагивали бы целостность самого произведения.

1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

2. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами . В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

3. В случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 1233 и пунктом 2 статьи 1286.1 настоящего Кодекса, автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.

Комментарий к Ст. 1266 ГК РФ

1. Право на неприкосновенность произведения является личным неимущественным правом, действующим независимо от исключительного права, относящимся к авторским правам в соответствии со ст. 1255 ГК РФ и принадлежащим как гражданам РФ, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 1231 ГК РФ личные неимущественные и иные интеллектуальные права, не являющиеся исключительными, действуют на территории РФ в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 2 настоящего Кодекса. Ранее действовавшая ст. 479 ГК РСФСР 1964 г. закрепляла право на неприкосновенность произведения и предусматривала охрану неприкосновенности произведений, указывая, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие бы то ни было изменения как в само произведение, так и в его название и в обозначение имени автора. Запрещено было также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Статьей 15 Закона об авторском праве и смежных правах было предусмотрено более узкое право на защиту репутации автора, которое применялось при условии, что автор в случае искажения произведения (или иного посягательства на него) мог доказать, что такое искажение произведения способно нанести ущерб его чести и достоинству.

Право на неприкосновенность произведения касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося. Соответствующие изменения допускаются с согласия автора (или иного лица в случае, предусмотренном абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ), которое должно быть определенно выражено. При отсутствии доказательств того, что согласие было определенно выражено, оно не считается полученным (п. 31 Постановления Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г.). Право на неприкосновенность произведения, в отличие от права на переработку, носит личный неимущественный характер, неотчуждаемо и непередаваемо. Оно не переходит по наследству. Наследники вправе осуществлять защиту данных прав автора. Такое изменение произведения, для которого необходим творческий вклад и которое влечет создание нового произведения при сохранении первоначального, подпадает под понятие «переработка» и входит в содержание исключительного права (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК). Право на неприкосновенность не ограничивает право на критику произведения, его цитирование, создание карикатуры или пародии. Так, в соответствии с п. 3 ст. 1274 ГК РФ создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения. На требования, вытекающие из нарушения права на неприкосновенность произведения в соответствии со ст. 208 ГК РФ, не распространяется действие исковой давности.

Статьей 9 Вводного закона предусматривается, что охрана неприкосновенности произведений науки, литературы и искусства осуществляется в соответствии с правилами ст. 1228, 1267 и 1316 ГК РФ, если соответствующее посягательство совершено после введения в действие части четвертой Кодекса (т.е. после 1 января 2008 г.).

2. Положения комментируемой статьи основаны на нормах ст. 6.bis Бернской конвенции об охране литературной и художественной собственности 1886 г., согласно которой независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

3. Нормы о праве на неприкосновенность произведения не ограничивают право на защиту чести, достоинства и деловой репутации автора, в связи с чем подлежат применению такие способы защиты, как:

— опровержение порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности;

— компенсация морального вреда.

Некоторые особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» .

———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 4.

Неимущественные права не относятся по своей специфике к экономическим правам, это права личные. Произведение есть выражение творческих качеств автора. Соответственно автор имеет право требовать защиты своего произведения от искажения, плагиата и других нарушений.

Личные неимущественные права неотчуждаемы от автора, они не могут передаваться другим лицам и являться бессрочными.

2) право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения, т.е. анонимно (право на авторское имя, ст. 1265 ГК РФ);

3) право на неприкосновенность произведения, означающее запрет следующих действий:

Снабжения произведения иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (ст. 1266 ГК РФ).

Ранее существовало похожее право, именующееся «правом на защиту репутации автора», но оно предполагало необходимость доказывания того, что внесение изменения, искажения и т. д. порочат репутацию автора, без чего защита не предоставлялась;

4) право на обнародование (обнародование-действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения, ст. 1268 ГК РФ).

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и, что очень важно, сохраняются за ними в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Но нередко пользователи, в том числе телекомпании, используют в эфире произведения, не указывая имени автора. При этом, признавая факт нарушения, отказывается выплачивать компенсацию, в которой предусмотрены меры по восстановлению нарушенных авторских прав, пологая, что эта норма ГК РФ не распространяется на нарушения личных неимущественных прав. Данная позиция неправомерна, и Верховный суд РФ, рассмотрев судебные постановления нижестоящих судов по иску автора к телекомпании, подтвердил право автора требовать выплаты компенсации за нарушение его личного неимущественного права, т. е. права на имя.

Перечисленные выше права могут принадлежать только автору. После его смерти они не переходят по наследству. При жизни автор не может передавать эти права третьим физическим или юридическим лицам.

Право на имя связано именно с личностью автора, трудом которого создано произведение. Именно этому лицу принадлежат все права, которые зафиксированы в ГК РФ, если не доказано иное. Именно фамилию, имя, отчество автора обязаны указывать пользователи, разумеется, если он не дал соответствующих указаний о том, что его работа может использоваться под псевдонимом либо анонимно (без указания имени). В последнем случае разрешение автора необходимо письменно зафиксировать в соответствующем договоре, ибо без волеизъявления автора использовать произведение анонимно запрещено. Одним из условий выдачи такого авторского разрешения может быть выплата пользователем, если данное требование выдвинуто им, определенной суммы компенсации за использование произведения анонимно, либо в качестве возмещения убытков, которые он может понести оттого, что его имя как автора не указано, либо выплата увеличенного размера вознаграждения.

Однако такие договоры не могут являться авторскими, так как передачи права здесь не происходит. В силу ст.1228 абзац 2 п. 2. ГК РФ неимущественные права сохраняются за автором и в случае уступки исключительных имущественных прав на использование произведения.

Кроме того, если обратиться к ст.1315 ГК РФ, в которой перечисляются права исполнителя, являющиеся вторичными по отношению к авторским, то среди прочих в перечень исключительных прав включены право на имя, защиту исполнения или постановки от всякого искажения и иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Таким образом, личные неимущественные права являются исключительными правами, непосредственно связанными с конкретной личностью, автором.

Например, неуказание имени автора в титрах музыкальной передачи влечет за собой отсутствие этого имени в документах, предоставляемых телекомпанией в РАО для распределения вознаграждения автором используемых по лицензии Общества произведений. И как результат--неполучения автором причитающегося вознаграждения за использование произведения при передачи его в эфир.

Неуказание имени автора сочинения, включенного в аудиовизуальное произведение, на видеокассетах или при воспроизведении созданного автором плаката в печати, отсутствие таблички с обозначением имени автора при экспонировании картины, эскизов и т.п. на выставке, а также указание имени другого лица вместо подлинного автора--все это случаи нарушения права на имя, права авторства. Автор вправе восстановить их путем обращения в суд и предъявления требований, перечисленных в ГК РФ.

При нарушении личных неимущественных прав автор может ставить вопрос и о возмещении морального вреда, что предусмотрено ст. 12., 150-152, 1098-1101 ГКРФ. В соответствии с п. 1 ст. 1101 ГКРФ компенсация морального вреда должна быть выражена в денежной форме. В случаях, когда допускается использование произведения автора без его разрешения и без выплаты вознаграждения (так называемое свободное использование произведения), Закон обязывает указывать имя автора и источник заимствования.

Право на оборудования--это также исключительное личное право автора произведения. Никто, кроме него, не может решить, когда и в каком виде, каким способом произведение может быть впервые доведено до сведения публики - опубликовано либо публично показано и т. п.

В Российском авторском праве под обнародованием произведения понимается осуществление с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, передачи в эфир или иным способом (ст. 1268 ГК РФ). Если автор после обнародования своего произведения не желает по каким-либо причинам его дальнейшего широкого использования, он обычно отказывается заключать авторские договоры. Тем самым использование произведения ограничивается случаями свободного использования. Вместе с тем, автор может поступить более решительно--воспользоваться правом на отзыв (ст. 1269 ГК РФ).

5) право на отзыв--это право автора изъять произведение из оборота, запретить, кому бы то ни было его использовать, при этом он сам также не вправе использовать отозванное произведение. Автор может за свой счет изъять из обращения, ранее изготовленные экземпляры произведения.

ГК РФ обязывает автора публично оповестить об отзыве обнародованного произведениям, например через средства массовой информации -- газеты, журналы и т. п. Если права на такое произведение автором переданы третьим лицам, при отзыве произведения он обязан возместить пользователю причиненные таким решением убытки. Соответственно пользователь в таком случаем вправе требовать возмещения убытков от автора. Правило об отзыве не распространяются на «служебные произведения».

Эти правила не применяются к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект (ст. 1240 ГК РФ).

Праву автора на неприкосновенность произведения и защите произведения от искажений посвящена ст. 1266 ГК РФ. По новому законодательству не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения). При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после смерти.

После смерти автора его наследники могут осуществлять защиту права авторства, права на имя и защиту репутации автора произведения. Вместе с тем возникает вопрос, являются ли наследники в силу ГК РФ обладателями исключительных прав, если неимущественные права по закону к ним не переходят, и вправе ли они ставить вопрос о взыскании компенсации в связи с отсутствием имени автора при публикации его произведения?

В силу ст. 128 ГК РФ к объектам гражданского прав относят результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), а также нематериальные блага. Закон признает исключительные право гражданина (ст. 138 ГКРФ). Поскольку исключительные имущественные права от одного гражданина (автора) в силу Закона перехода по наследству, наследники соответственно являются обладателями исключительных прав.

Нематериальные блага, как-то право на имя авторство или иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданину в силу ГК РФ, могут защищаться наследниками правообладателя (ст. 150 ГК РФ). Способы защиты гражданских прав, в том числе нарушенных неимущественных авторских прав, в том числе нарушенных неимущественных авторских прав, перечисленных ст. 12 ГК РФ, в силу которой наследники вправе требовать признания права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещения убытков, компенсации морального вреда, иными способами, предусмотренными ГК РФ.

В качестве примера можем рассмотреть факт из судебной практики.

Автор, заключив договор на издание своего произведения, поручил издательству обнародовать его под псевдонимом. Издательство выполнило обязательно и издало произведение под псевдонимом автора, однако впоследствии автор обнаружил, что другое издательство, без его разрешения и без согласия первого издательства, которому автором были переданы исключительные права на использование в печати его произведения, переиздало его работу, при этом раскрыв псевдоним автора, против чего тот категорически возражал, даже включив соответствующее условия в первоначальный договор с издательством о том, что имя автор никогда и ни при каких обстоятельствах не будет раскрыто издателем.

Представляется, что второе издательство нарушило право на имя, так как в силу ст. 1265 ГК РФ именно автору принадлежит право разрешать использовать произведение под псевдонимом. Поскольку автор разрешил использовать произведение именно так, никто иной не вправе изменить данное решение. Именно автор может предъявить претензии второму издателю и в силу ст. 12 и 151 ГКРФ и ст.1265 и 1251 ГК РФ требовать восстановления (защиты) нарушенного права.

В силу ст. 19 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате неправомерного использования его имени, подлежит возмещению.

При искажении либо использовании имени способами или в форме, которая затрагивает его честь, достоинство и деловую репутацию, применяются правила, предусмотренные ст. 152 ГК РФ.

Выбор редакции
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...

Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...

В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...

Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...
Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...
В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...