Право в системе социальных норм примеры.


План

2. Право в системе социальных норм.

3. Право и государство.

Литература

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: В 2-х частях. Ч. 2. Теория права. – М., 1996.

2. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. – М., 1996.

3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М., 1996.

4. Копаев В.С. Мораль и ее влияние на современное российское право // Юрист. – 1998. - № 10.

5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для ВУЗов. – М., 1999.

6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

7. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М., 1999.

9. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998.

10. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1996.

11. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. – М., 1996.

12. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

13. Четвернин В.А. Понятия права и государства: Учебное пособие. – М., 1997.

14. Энциклопедический юридический словарь / Румянцев О.Г., Донов В.Н. – М., 1997.

1. Понятие и виды социальных норм. Социальные и технические нормы.

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Упорядочение осуществляется с помощью норм, которые подразделяются на социальные и технические.

Социальные нормы – это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относятся правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы.

Особенности социальных норм:

1) предмет регулирования здесь сугубо социальный – общественные отношения;

2) «субъективный» состав связан только с людьми как представителями социальный сферы.

Технические нормы – это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. К ним относятся правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, ГОСТы, технические условия и др.

Особенности технических норм:

1) предмет регулирования здесь не сугубо социальный;

2) «субъективный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой.

Социальные и технические нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становясь уже технико-юридическими правилами поведения. В силу этого они выступают не только целесообразными, но и общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Так УК предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта.

2.1. Место права в системе нормативного регулирования общественных отношений

Система нормативного регулирования общественных отношений – это совокупность социальных норм, т.е. связанных с волей и сознанием людей общих правил регламентации поведения, форм их социального взаимодействия, возникающих в процессе исторического развития общества и соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Социальные нормы выполняют три основные функции:

1) регулятивную , т.е. установление правил поведения в обществе, регламентация социального взаимодействия;

2) оценочную , являясь критериями отношения к тем или иным действиям и поступкам;

3) трансляционную, т.е. передачу от поколения к поколению определенной культуры общественных отношений

Социальные нормы можно классифицировать по разным основаниям.

По сферам действия различают экономические, политические, религиозные, экологические и др. нормы.

По механизму, т.е. регулятивным особенностям, принято выделять мораль, право, обычаи, и корпоративные нормы.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.

Право и мораль . Право и мораль характеризуются как единством, так и различием. Их единство проявляется в том, что они являются духовными ценностями, выработанными человечеством. Кроме того, они в конечном счете определяются уровнем экономического развития общества. В то же время они выражают различные стороны регулирования общественных отношений, поведения людей и различаются по способу существования (нормы права зафиксированы в нормативно-правовых актах, а нормы морали, в основном существуют в сознании людей, либо находят воплощение в произведениях искусства и религиозных канонах), по сфере действия (нормы морали охватывают более широкую область отношений), по способу привлечения к ответственности, по формам ответственности и т.д.

Право и обычаи. Обычай – это общие правила, возникающие в результате многократного повторения конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности существования вошедшие в привычку людей.

Обычаи относят к числу самых ранних социальных норм. В период становления государств обычаям начали придавать общеобязательное значение. Записанные обычаи стали возводиться в ранг законов государства и превратились в первые источники права. Сегодня юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства. В то же время право может вытеснять вредные с точки зрения общества и государства обычаи, или занимать по отношению к некоторым из них нейтральные позиции.

Право и корпоративные нормы . Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных объединениях, распространяющиеся только на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного объединения. К таким нормам относятся нормы партий, профсоюзов, клубов и т.п.

По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические (записаны в соответствующих документах, систематизированы, принимаются по определенной процедуре). Однако предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически. Они не порождают права и обязанности, обеспеченные юридической защитой.

В условиях демократического общества и правового государства гармоническое взаимодействие права с другими социальными нормами является необходимым условием их эффективности.

2.2. Соотношение права и морали

Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и поддерживаемая силой общественного мнения.

Мораль является синонимом понятия нравственность. Наукой о морали или нравственности является этика.

Единство между правом и моралью заключается в следующем:

1) в системе социальных норм они выступают самым универсальным, распространяющимся на все общество, средством регулирования;

2) у них единый объект регулирования – общественные отношения;

3) они исходят в конечном счете от общества.

Различия между правом и моралью :

1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то объективное право – вместе с государством);

2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право – с специальных актах, имеющих письменную форму);

3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право – наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);

4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые – в конкретно установленный срок);

5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права – мерами государственного воздействия);

6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных, например, не убий, не укради и др.

В то же время возможны и противоречия, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов.) Например, советское право запрещало калым, в то время как мораль среднеазиатских народов считала его общеобязательным и всячески поощряла.

2.3. Право и обычаи. Их единство, различие и взаимодействие

Обычаи – это общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.

В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности. Это обусловливает многообразие обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Рознятся обычаи и в зависимости от регионов.

В отличие от права или морали обычаи предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах.

Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т.е. естественно.

Исторически обычаи относят к числу самых ранних социальных норм. В период образования государств им стали придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в систематизированные своды обычаи возводятся в ранг законов государства (Законы Хаммурапи, Законы Ману и др.) и становятся первыми источниками права.

Сегодня возможны три основных варианта взаимодействия права и обычаев:

1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства и создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы способствуют вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям.

Обычаев, к которым юридические нормы безразличны, большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

От взаимодействия права и обычая следует отличать правовой обычай, как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время.

В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее санкционирования. Иначе говоря, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в нормативном акте. В качестве примера могут рассматриваться ст. 134, 135 Кодекса торгового мореплавания и ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота.

2.4. Право и корпоративные нормы

Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Наиболее распространенным примером таких норм являются нормы общественных организаций – партий, профсоюзов, клубов и т.д.

По формальным признакам корпоративные норы похожи на юридические: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. В то же время корпоративные нормы не обладают общеобязательностью норм права, не обеспечиваются государственным принуждением.

Корпоративные нормы имеют иную природу, нежели право. Предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически (в силу невозможности или нецелесообразности такого регулирования). Они «принадлежат» структурным единицам гражданского общества и отражают специфику природы последних.

В связи с этим важно отличать корпоративные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах. Последние, хотя и действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, поскольку порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами. Это означает, что в случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Например, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

3. Соотношение государства и права

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом, это система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Единство государства и права состоит в том, что они:

1) возникают и развиваются совместно;

2) выступают средствами управления, инструментами власти;

3) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

4) определяются одними и теми же социально-экономическими, политическими, культурными и другими факторами.

Различия между государством и правом:

1) если государство есть особая организация политической власти, то право является социальным регулятором;

2) если государство выражает силу, то право – волю;

3) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права – норма;

4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимосвязь государства и права:

1) с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также регулирует и охраняет его (правоприменение);

2) с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношений между государством и правом:

1) государство стоит над правом, выступая определяющим фактором, что характерно для антидемократических стран;

2) право стоит над государством, выступая его ограничителем, что характерно для правовых государств.

Система нормативного регулирования предст-ет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение лю­дей в различных сферах жизнедеятельности.

В обществе существуют две подсистемы норм: технические и социальные. Тех-е нормы - это правила исп-я тех-х средств, зданий, производственных комплексов, технологий и явле­ний природы в процессе их эксплуатации. Эти нормы выступают как средство организации производственных процессов в режиме безопасности и наибольшей эффективности. Тех-е нормы ре­гулируют отношения типа "человек - машина" (субъект - объект). Соц-е нормы предст-ют собой средства организации обществ-х отношений: они регулируют поведение людей в обществе. Соц-е нормы упорядочивают отношения в связ­ке "человек - человек" (субъект - субъект).

Тех-е нормы и соц-е взаимодействуют между со­бой. Важнейшие для общества технические нормы закрепляются го­с-ми стандартами, инструкциями, спец-ми прави­лами и охр-ся гос-вом от нарушений, в т.ч. уголовно-правовыми мерами.

Осн-ми видами соц-х норм являются обычаи, тра­диции, нормы морали, религиозные нормы, нормы права и кор­поративные нормы.

Объединяющим началом поведенческих норм выступает их со­циальный хар-р, общность выполняемых ф-ций. Различие соц-х норм проявл-ся по способу их установл-я и средствам охраны от нарушений. На этой основе выделяют общий признак соц-х норм - правило поведения - и отличит-е признаки - источник происхожд-я, способ обеспечения их действия.

Обычаи - это правила поведения, сложившиеся под воздей­ствием обст-в и выполняемые в силу привычки. Традиции - это исторически сложившиеся правила пове­д-я, выполняемые под воздействием обществ-го мнения. Нормы морали - правила повед-я, сложившиеся в об­щ-ве в соотв-вии с общепринятыми представлениями о до­бре и зле, выполняемые в силу внутреннего убеждения. Религиозные нормы - это правила повед-я, сложив­шиеся в соотв-и с духовными потребностями чел-ка, вы­полняемые в силу внутреннего убеждения. Корпоративные нормы - это правила повед-я, ус­т-е обществ-ми организациями для своих членов, охраняемые от нарушений уставными мерами. Нормы права - это правила повед-я, уст-е ли­бо санкционированные гос-вом и обеспеченные его силой.

Соц. нормы м. б. классифицированы по различ­ным основаниям:

1. По источнику возникновения различают: обычаи (традиции), нормы морали, религиозные нормы, корпоративные и юридиче­ские.

2. По сфере урегулирования общественных отношений: выделяют политические, организационные эстетические и правовые нормы.

    По способу выражения: письменные и устные соц. нормы.

31. Понятие и признаки права.

Право - совокупность общеобязат-х, формально-определенных норм, кот-е выражают гос. волю общества, ее общечеловеческий и классовый хар-р; издаются или санкционируются гос-вом и охраняются от нарушений возможностью гос. принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Признаки права .

1) Нормативность . Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно, они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения. Нормы права следует рассматривать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.

2) Формальная определенность . Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецендентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

3) Системность . Право – это прежде всего совокупность, а точнее – система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это - система.

4) Связь с гос-вом. В мире сущ. множество систем различных соц. норм, но только система правовых норм исходит от государства. Создавая нормы права, гос-во действует непосредственно через свои уполномоченные органы.

5) Интеллектуально - волевой характер . Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций.

Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, регулирующее действие права, возможно, лишь при

31. «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы. В-третьих, право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими, духовными, а так же национальными, религиозными, демографическими и другими условиями его жизни. Государственная воля аккумулирует интересы различных классов, слоев и групп населения и объективизируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установления, правилах поведения, именуемых правовыми нормами.

6) Обеспеченность возможностью государственного принуждения . Государственное принуждение - специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государственное принуждение подразделяется на: физическое и психическое.

Под физическим принуждением понимаются всякие предусматриваемые правом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе репрессивные меры, например, заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п.

При психологическом принуждении на первом плане стоит страх подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неповиновения. Именно страх психически принуждает граждан сообразовывать своё поведение с требованиями права.

7) Общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Дисциплина: Теория государства и права

Тема: Право в системе социальных норм

Одной из актуальных проблем в теории государства и права является проблема места и роли права в системе социальных норм. Какое же место занимают нормы права в системе социальных норм.

Для ответа на данный вопрос, необходимо исходить из того, что регулирование социальной жизни общества осуществляется не только на основе норм права, но и на основе иных социальных регуляторов, к числу которых можно отнести: нормы морали, религиозные нормы, технические нормы, нормы эстетические, корпоративные нормы, нормы этикета, обычаи и традиции и.т. д.

Все эти нормы осуществляют регулирование социальной жизни общества.

Каково же место и роль правовых норм в регулировании социальной жизни общества.

Необходимо отметить, что в истории политико-правовой мысли существовали различные точки зрения относительно места и роли норм права в системе социальных норм.

По мнению Конфуция, право, понимаемое как закон, должно играть весьма незначительную роль в регулировании социальной жизни общества, ибо «если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда; если же править на основе добродетели, улаживать по ритуалу (ли), то народ не только устыдиться, но и выразит покорность.

Этой же точки зрения придерживался Лаоцзы. Он писал: «Когда в государстве много законов и постановлений, то число преступников увеличивается».

Напротив Шан Ян полагал, что необходимо править исключительно на основе закона, и что роль закона (права) весьма велика в социальной жизни общества. Он писал: «Если управлять людьми как добродетельными, они будут любить своих близких, если же управлять людьми как порочными, они полюбят эти порядки. Там где к людям относятся, как к добродетельным, поступки скрываются, там же где к людям относятся как к порочным, преступления жестоко караются. Когда поступки скрываются, - народ победил закон; когда же преступления строго наказуются, - закон победил народ. Когда народ побеждает закон, в стране воцаряется беспорядок, когда закон побеждает народ, армия усиливается. Поэтому то и сказано: «Если управлять людьми, как добродетельными, то неизбежна смута и страна погибнет; если управлять людьми, как порочными, то всегда утверждается образцовый порядок и страна достигает могущества».

Подобные споры относительно необходимости усиления или ослабления роли права в регулировании социальной жизни общества встречались на протяжении практически всей истории политико - правовой мысли. Так, например, Т. Мор писал о том, что в идеальном государстве очень немного законов, ибо, по его мнению «все законы издаются только для того, чтобы напомнить каждому его долг».

По мнению Т. Гоббса «только в государстве существует общая мера для добродетелей и пороков. И такой мерой могут, поэтому служить лишь законы данного государства».

Таким образом, в теории права была поднята очень важная проблема: проблема соотношения сил морального и правового регулирования. Сторонники одной точки зрения считали, что на первое место в регулировании социальной жизни общества должны быть поставлены нормы морали, обычаи и традиции. Сторонники другой точки зрения на данную проблему полагали, что на первое место в регулировании социальной жизни должны быть поставлены нормы права, а нормы морали, обычаи и традиции должны занимать подчиненное положение по отношению к нормам права.

Однако постепенно стало складываться мнение, согласно которому нормы права, равно как и другие социальные нормы должны занимать равноправное положение в регулировании социальной жизни общества. Так например Ш.Л. Монтескье писал о том, «что тот, кто желает изменить нравы и обычаи не должен изменять их посредством законов: это бы было бы слишком тираническим: лучше их изменять посредством внедрения иных нравов и обычаев».

Однако разрешение этой проблемы породило новую проблему: проблему: проблему соотношения различных видов социальных норм. Но для того, чтобы разрешить эту проблему необходимо ознакомится с понятием «социальная норма». Социальная норма - правило, регулирующее социальную жизнь общества. К числу социальных норм относятся: а) нормы права; б) нормы морали; в) религиозные нормы; д) эстетические нормы; е) корпоративные нормы.

Как же социальные нормы соотносятся друг с другом и прежде всего такие крупные регулятивные системы как право и мораль.

Необходимо отметить, что в истории политико-правовой мысли данная проблема решалась неоднозначно.

Так, например И. Кант полагал, что «всякое законодательство (хотя бы оно в отношении поступка, которое оно делает своим долгом, и согласовывалось с другим (законодательством), например пусть поступки во всех случаях будут внешними, может различаться по мотивам. То законодательство, которое делает поступок долгом, а этот долг также мотивом - есть этическое законодательство; то законодательство, которое не включает это условие в закон и, стало быть, допускает иной мотив, а не самое идею долга, есть юридическое законодательство».

По мнению Г.В.Ф. Гегеля различие междуправовым и моральным состоит в том, что «в области морального, т. е при моей рефлексии в меня, есть также двойственность, ибо добро для меня цель, и я должен определять себя согласно этой идеи. Наличное бытие добра есть мое решение, и я осуществляю его в себе, но это наличное бытие всецело внутренне, и поэтому принуждение не может иметь места. Поэтому государственные законы не могут распространяться на убеждения, ибо в области морального я есть для себя самого и насилие здесь не имеет смысла».

Гумплович, однако, полагал, что мораль и право - это взаимно переходные явления. Согласно его точке зрения «право возникает при столкновении разнородных социальных элементов, когда коллективное целое уже не может быть сдержано простым обычаем, мораль одних не является в то же время моралью других. Такое противоречие нравственных воззрений, делающее невозможным существование социального единства, примиряется правом, сперва в форме повеления господствующих. Это право со временем превращается в обычай и мораль, так что оно как право, в то же время становится содержанием новой морали».

По мнению Г. Кельзена «различие между правом и другими социальными нормами, которые можно объединить под названием «мораль» нужно искать не в том, что эти порядки предписывают или запрещают, но лишь в том, как они предписывают или запрещают определенное поведение.

Принципиальное различие между правом и моралью можно выявить, лишь если видеть в праве порядок принуждения, то есть нормативный порядок, который стремиться вызвать определенное человеческое поведение, связывая с противоположным поведением социально организованный акт принуждения, а мораль при этом понимать как социальный порядок, который не предусматривает такого рода санкций. Санкции морали как социального порядка состоят лишь в одобрении соответствующего норме поведения, а о применении физической силы здесь вообще нет речи.

В истории русской правовой мысли также существовали различные точки зрения на проблему соотношения права и других социальных норм.

По мнению С.А. Муромцева соотношение между правовыми и социальными нормами определяется тем, насколько существование отношения, регулируемого нормами права, обусловлено именно юридической защитой. При этом С.А. Муромцев полагал, что «если отношение, сопровождается юридической защитой, но существует и осуществляется без его влияния, то ошибочно почитать такое отношение правовым».

По мнению Н.М. Коркунова «различие нравственности и права может быть сформулировано очень просто. Нравственность дает оценку интересов, право - их разграничение».

По мнению Е.Н. Трубецкого «различие между правом и нравственностью может быть определено таким образом: содержанием права является исключительно внешняя свобода лица; содержанием же нравственности является добро или благо, причем требования добра могут касаться как внутренних, так и внешних проявлений нашей свободы, как действий лица, так и его настроения. В область права входят все вообще требования, которые касаются внешней свободы лица, не зависимо от того, служат ли они или не служат целям добра.

Л.И. Петражицкий полагал, что различие между правом и нравственностью состоят в следующем: а) в различном отношении права и нравственности к исполнению обязанностей посторонними лицами, вместо самих обязанных; б) отношение права и нравственности к представительству; в) отношение права и нравственности к принудительному исполнению; г) отношением права и нравственности к намерением обязанных в области исполнения обязанностей; е) отношение права и нравственности к мотивам исполнения.

Так, исполнение правовых обязанностей возможно и без участия и какой - либо жертвы со стороны обязанного, тогда как нравственные обязанности не могут быть исполняемы без участия обязанного другими лицами, и вообще для представительства в области нравственности нет места. Исполнение нравственных обязанностей, сообразно чисто императивной природе нравственности может быть только добровольное, тогда как исполнение правовых обязанностей возможно и принудительно.

С точки зрения права, если обязанный доставил управомоченному все, что почиталось, то все в порядке, хотя бы действие обязанного было бы вызвано какими - либо посторонними никакого к праву не имеющими мотивами, тогда как в отношении нравственности, если человек руководствуется в своем поведении корыстными или иными посторонними по отношению к нравственности мотивами, то о действии и реализации норм нравственности не может быть и речи, для удовлетворения нравственной психики, требуется вообще наличность нравственных мотивов.

Вообще же суть различий между правом и моралью состоит, по мнению Петражицкого, в том, что мораль вызывает чисто императивные переживания, а право императивно - атрибутивные.

Наличие столь многообразных теорий, посвященных различию правовых и иных видов социальных норм, заставляет задуматься, о возможности поиска решения данной проблемы, через анализ особенностей правового и иных видов социального регулирования.

Анализ этих особенностей позволяет сделать вывод о том, что критериями соотношения права и иных социальных норм лежат в особенностях элементов правового и иных видов социального регулирования.

Так право отличается от других социальных регуляторов по особенностям предмета и метода регулирования: предметом правового регулирования являются общезначимые, волевые, повторяющиеся, устойчивые общественные отношения; предметом же морального регулирования является конкретный поступок человека; предметом религиозного регулирования жизнь верующего человека; предметом эстетического регулирования - продукт деятельности людей; предметом корпоративного регулирования - внутрикорпоративные волевые, повторяющиеся, устойчивые общественные отношения. Если метод правового регулирования представляет собой систему способов: дозволения, обязывания, запрета, то метод морального, религиозного и эстетического регулирования - есть метод оценки: позитивной либо негативной. Метод же корпоративного регулирования, также как метод правового регулирования представляет собой систему способов: дозволения, обязывания, запрета. Таким образом, одним из критериев разграничения правового и других видов социального регулирования может служить особенности предмета и метода регулирования.

Что же касается соотношения права и обычаев или традиций, то в юридической науке можно выделить следующие виды обычаев и традиций: а) правовые; б) моральные; в) религиозные; д) эстетические; е) корпоративные; ж) иные. Таким образом, обычаи и традиции это не самостоятельный вид социальных норм, а всего лишь их один из источников.

Помимо социальных норм регулирование социальной жизни осуществляется также на основе технических норм.

Каким же образом технические нормы соотносятся с правовыми нормами?

Технические нормы устанавливают требования к продуктам деятельности людей, а также к производственным процессам, тогда как нормы права регулируют общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования путем придания этим отношениям юридической формы, посредством установления субъективных прав и обязанностей участников этих отношений. Технические нормы, регулируют особенности взаимодействия человека и техники; правовые нормы, регулируют общественные отношения; соблюдение технических норм и правил - есть юридическая обязанность субъектов права. Наконец, юридическая сила технических норм производна от юридической силы правовых норм.

Нормы права.

Одной из актуальных проблем в теории права является проблема норм права. Актуальность данной проблемы связана с тем, что как мы установили выше, одним из атрибутов сущности права является его нормативность. Нормативность права предполагает, что оно состоит из ряда норм. Следовательно, одним из элементов права (в объективном смысле) будет норма права. Что же собой представляет норма права? В юридической литературе понятие нормы права трактуется неоднозначно. А. Ф. Черданцев определяет норму права как высказывание законодателя о должном, возможном (разрешенном) или запрещенном действии (поведении).

А.А. Вавилова под нормой права понимает «общее правило поведения, которое установлено или санкционировано государством, охраняется от нарушений возможностью применения последствий предусмотренных санкцией, имеет общеобязательный характер». Лазарев В.В. определяет норму права как программу, в соответствии с которой вербальное или реальное поведение адресатов норм или саморегулируется их психологическим механизмом или регулируется посредством механизма правоприменения». О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский определяют норму права как установленную или санкционированную государством и охраняемую им норму общеобязательного поведения людей как участников регулируемых ею повторяющихся общественных отношений. Д.А Керимов определяет норму права как «общее правило, имеющее определённую логическую структуру и призванное регулировать типичное общественное отношение или одну из его сторон».

За рубежом понимание такой категории как «норма права» во многом зависит от типа правовой системы. Так, например, в правовой системе, относящейся к романо-германскому типу, норма права понимается как «достаточно общее, связанное в систему, легко доступное для обозрения и понимания правило, на основе которого судьи и граждане, затрачивая минимальные усилия, могут определить, каким образом должны быть решены их проблемы». В англо - саксонской правовой системе норма права понимается как «положение, берущееся из ratiodecidendi решений, выносимых судами Англии, тесно связанное с обстоятельствами конкретного дела и применяемое для решения дел, аналогичных тому, по которому решение было принято».

В правовых системах традиционного типа, думается, приемлемо определение, данное Б. Малиновским, которое звучит следующим образом: «Правовые нормы - это нормы, которые регулируют объединяющие людей обязательства».

Что же представляют собой нормы права? Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо выявить основные признаки норм права.

Первым признаком нормы права является то, что норма права является разновидностью социальных норм, поскольку норма права наряду с другими социальными нормами, участвует в регулировании социальной жизни общества.

Вторым признаком нормы права является то, что она представляет собой требование должного в социальных отношениях, которые входят в предмет правового регулирования.

Третьим признаком нормы права является ее общеобязательность. Общеобязательность нормы права состоит в том, что ее соблюдение и исполнение обязательно для всех, кому она адресована. Привилегия lexignorate (право субъекта игнорировать норму права, в случае, если она ему адресована) не предоставляется и не может быть предоставлена ни одному субъекту права.

Четвертым признаком нормы права является то, что норма права в отличие от индивидуального предписания не носит персонифицированный характер. Правда в истории государства и права, включая новейшую российскую историю, принимались федеральные законы устанавливающие индивидуальные права или устанавливающие обязанности субъекта права по отношению к конкретному лицу. Однако принятие подобного рода федеральные законов, по нашему мнению, можно отнести к ошибкам в правовом регулировании.

Пятым признаком нормы права является то, что норма права рассчитана на многократную реализацию и применение. Если реализация индивидуального акта прекращает его существование, и он становится просто юридическим фактом, то реализация нормы права не прекращает его существование, так как она носит неперсонифицированный характер и следовательно рассчитана на многократную реализацию и применение.

Шестым признаком нормы права является то, что норма права представляет собой формально определенное правило. Формальная определенность означает то, что норма права должна содержаться в определенном источнике (форме) права, быть изложена, как правило, в письменной форме, и быть определенной, то есть в норме права должно содержаться определенное предписание, понятное для тех, кому она адресована.

Седьмым признаком нормы права является то, что норма права регулирует общественные отношения, но не все, а лишь те, которые входят в предмет правового регулирования: общезначимые, волевые, повторяющиеся, устойчивые, социально позитивные общественные отношения.

Восьмым признаком нормы права является то, что во многих случаях реализация нормы права обеспечена государственным принуждением, то есть в случае нарушения нормы права к виновному лицу могут быть применены меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности.

Обобщая вышеизложенные признаки, мы можем дать следующее определение норм права.

Норма права - это вид социальных норм, представляющая собой общеобязательное формально определенное правило, выражающее требование должного в социальных отношениях, регулирующее общественные отношения, которые входят в предмет правового регулирования, реализация которого обеспечена государственным принуждением.

Норма права имеет свою структуру. Что же представляет собой структура нормы права.

В теории права обычно под структурой нормы права понимают его внутреннее строение, выражающееся во взаимосвязи ее элементов. Конкретно - регулятивная норма имеет трехчленную структуру: гипотеза, диспозиция, санкция. Нормы общерегулятивного характера, такие как нормы - принципы, нормы - дефиниции, нормы - цели, нормы - задачи, а также коллизионные нормы могут не иметь трехчленной структуры.

Что же собой представляет собой основные элементы трехчленной структуры нормы права?

Основные элементы трехчленной структуры нормы права представляет собой такие составляющие, каждый из которых необходимы, а все вместе достаточны для существования нормы права. Основными элементами трехчленной структуры нормы права является гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза - это часть правовой нормы, определяющая условия действия правовой нормы и ее реализации.

Диспозиция правовой нормы - это часть правовой нормы, представляющее собой конкретное правило, регулирующее общественные отношения. Санкция - это часть правовой нормы, устанавливающая меры защиты и меры ответственности за несоблюдение или неисполнение нормы права, либо поощрение за сверхисполнение норм права.

Какие же основные виды санкций выделяются в юридической литературе?

Анализ юридической литературы, а также норм права показывает, что можно выделить поощрительные санкции - вид санкции правовой нормы, которые предусматривают меры поощрения за сверхисполнение правовой нормы и карательные санкции - вид санкций, которые устанавливают меры защиты и меры ответственности за нарушение: несоблюдение или неисполнение правовых норм; простые санкции - вид санкций, которые не предусматривают дополнительных видов мер защиты и мер ответственности, наряду с основными; кумулятивные санкции - вид санкций, которые наряду с основными видами мер защиты и мер ответственности предусматривают дополнительные; определенные санкции - вид санкции, устанавливающий абсолютно точные последствия за нарушение конкретной правовой нормы, либо заеесверхисполнение; альтернативные санкции - вид санкций, устанавливающий альтернативные меры защиты и меры ответственности за нарушение норм права, либо поощрение за сверхисполнение норм права. В особую группу выделяются нулевые санкции - вид санкции, которая предусмотрена не в самой действующей норме, а в другой, корреспондирующей ей норме. Например, в Конституции РФ, не предусмотрена ответственность за несоблюдение нормы изложенной в статье 20 и 21 и других статьях главы 2 Конституции РФ, но зато эти санкции предусмотрены в Уголовном кодексе РФ в статье 105- 109 и статьями 129 - 130 УК РФ.

Какие же виды норм права существуют? Необходимо отметить, что в истории политико-правовой мысли этот вопрос, решался неоднозначно. Так, И. Бентам полагал, что «всякий закон, когда он полон, бывает либо принудительного, либо не принудительного свойства. Принудительный закон есть повеление, непринудительный закон (или, скорее разрешающей принуждение) закон, есть отмена принудительного закона в целом или в части. То, что называется декларативным законом, когда он отличается от принудительного либо не принудительного, собственно говоря, не есть закон. Это не есть выражение акта воли, действующей в это время: это только извещение о существовании закона, принудительного или непринудительного рода, который уже есть, - извещение о существовании какого-нибудь документа, выражающего акт воли, действовавший не в это время, а в какой-нибудь прежний период. Если же этот закон больше чем только извещает об этом факте, т.е. о прежнем существовании закона того или другого рода, - он protanto перестает быть декларативным и принимает качество принудительного или непринудительного».

По мнению Г. Кельзена все нормы права делятся на несколько видов: а) самостоятельные нормы; б) несамостоятельные нормы. Самостоятельные нормы - нормы, которые одновременно предписывают определенное поведение и устанавливают санкции в случае ее неисполнения. Все остальные нормы относятся к несамостоятельным нормам.

По мнению В.М. Хвостова «по силе своего действия» нормы права могут быть разделены на: а) уполномачивающие; б) диспозитивные; г) принудительные. При этом, «принудительные нормами называются такие, которым все члены государства обязаны подчиняться и которые не могут быть устранены от применения волей частных лиц. Эти нормы составляют основу всего права и определяют его общий характер. Уполномочивающие нормы - нормы, которые предоставляют полномочия частным лицам. Диспозитивные нормы - нормы, которые предназначены заполнять пробелы воли частных лиц, в заключаемых им актах.

Какова же в действительности классификация правовых норм? В юридической науке выделяются:

а) общерегулятивные нормы - нормы права, которые не содержат конкретных правил поведения, но определяют цели и задачи правового регулирования, принципы правового регулирования, определяют, какая норма права в данном случае применяется, дают определения, используемых понятий и.т.д.;

б) конкретно-регулятивные нормы - нормы права, которые представляют собой правило поведения.

В свою очередь общерегулятивные нормы делятся на:

а) нормы - принципы (нормы права, устанавливающие принципы регулирования общественных отношений, принципы деятельности государства, его органов и должностных лиц;

б) нормы - цели (нормы которые устанавливают цели правового регулирования, цели законодательства, цели деятельности государства, его органов и должностных лиц, а также иных субъектов права);

в) нормы - задачи (нормы права которые устанавливают задачи правового регулирования, цели законодательства, задачи деятельности государства, его органов и должностных лиц, а также иных субъектов права);

г) нормы дефиниции (нормы права, которые устанавливают определения используемых при осуществлении правового регулирования понятий);

д) коллизионные нормы (нормы права определяющие какая конкретно - регулятивная норма применяется в той или иной ситуации).

Конкретно - регулятивные нормы делятся на: а) собственно - регулятивные нормы (нормы права, которые устанавливают права и обязанности участников общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования); б) охранительные нормы (нормы права, которые устанавливают меры защиты и меры ответственности за нарушение субъективных прав; неисполнение юридических обязанностей, либо несоблюдение запретов); в) поощрительные нормы (нормы права, которые устанавливают меры поощрения за сверхисполнение правовых норм).

В свою очередь Собственно - регулятивные нормы делятся в зависимости от характера предписания на: а) управомачивающие нормы (нормы права, посредством которых устанавливаются субъективные права, например, статья 27 Конституции РФ устанавливает, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства); б) обязывающие нормы (нормы права, посредством которых устанавливаются субъективные обязанности, например, статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы); в) запрещающие нормы (нормы права, посредством которых устанавливаются определенные запреты и ограничения деятельности субъектов права, например, статья 61 Конституции РФ гласит, что гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству). В зависимости от того может ли действие нормы права быть изменено соглашением сторон, либо законом выделяются: а) императивные нормы (нормы права, действие которых не может быть изменено соглашением участников правоотношения); б) диспозитивные нормы (нормы права, действие которых может быть изменено соглашением участников правоотношения); в) факультативные нормы (нормы права, позволяющие в случаях предусмотренных законом избрать другой вариант поведения); г) рекомендательные нормы (нормы права, действующие в случаях прямо предусмотренных соглашением сторон).

От видов правовых норм следует отличать способы изложения норм права. Под способами изложения норм права следует понимать приемы юридической техники, с помощью которых излагаются нормы права в нормативных актах, нормативных договорах, юридических прецедентах, иных источниках права.

В юридической науке выделяются следующие виды способов изложения норм права: прямой, отсылочный, бланкетный.

Прямой способ изложения норм права - это способ изложения норм права, при котором ни в гипотезе, ни в диспозиции, ни в санкции не содержится отсылка к другим статьям и нормам законодательства. Отсылочный способ изложения норм права - это способ изложения норм права при котором либо в гипотезе, либо в диспозиции либо в санкции содержится прямая отсылка к другим статьям данного либо иного нормативно - правового акта, либо к нормативно - правовому акту в целом. Например, статья 109 (часть1) Конституции РФ, устанавливает, что Государственная Дума может быть распущена случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. Бланкетный способ изложения норм права - это способ изложения норм права, при котором либо в гипотезе, либо в диспозиции, либо в санкции содержится отсылка к действующему законодательству в целом или к законодательному акту, либо к целому ряду актов, которые могут быть еще не приняты.

Литература

норма право наследственность санкция

1. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2007.

2. Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2006.

3. Оксамытный В.В. Теория государства и права. Учебник. М., 2004.

4. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ.ред. В.С. Нерсесянца. М., 2007.

5. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2007.

6. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2008.

7. Раянов Ф.М. Юриспруденция. Курс лекций. Уфа, 2009.

8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2008.

9. Сырых В.М. Теория государства и права / Отв. ред. Чибиряев. М., 2008.

10. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд. М., 2007.

11. Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2009.

12. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2006.

13. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2007.

14. Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М., 2009.

15. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. / Авт.-сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. М., 2006.

16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 2008.

17. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2009.

18. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие социального регулирования. Виды социальных норм. Соотношение социальных норм и норм права. Значение и роль правовых норм в социальном регулировании. Понятие и признаки правовой нормы, отличающие ее от иных социальных норм. Виды правовых норм.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2015

    Значение социальных норм при регулировании отношений между людьми, их основные виды. Роль обычаев в управлении общественной жизнью, их связь с правом и другими социальными нормами. Суть норм обычного права. Примеры правовых обычаев в законодательстве РФ.

    реферат , добавлен 28.02.2010

    Роль традиций и обычаев в системе социальных норм и общественных отношений. Изучение теоретических положений теории государства и права, характеризующих социальные нормы как один из видов социального регулятора. Тенденции современного развития права.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2015

    Социальное регулирование и его виды. Понятие и признаки социальной нормы и нормативно-регулятивной системы общества. Виды социальных норм: моральные, религиозные, правовые, политические, корпоративные. Соотношение права и других социальных регуляторов.

    реферат , добавлен 25.01.2009

    Характеристика понятия, видов и особенностей социальных норм, под которыми понимают общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем. Принципы соотношения норм права, норм морали, корпоративных норм и обычаев.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2015

    Исследование понятия и классификации социальных норм. Анализ взглядов ученых на соотношение права и морали. Отличительные особенности права и морали. Определение правовой презумпции и аксиомы. Роль обычаев в регуляции различных сторон общественной жизни.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2013

    Понятие социальных норм, их виды, формы, признаки и классификация. Взаимодействие права с нормами религии, обычаев, а также с технико-юридическими нормами. Значение и место социальных норм в обществе. Соотношение права, религии, обычаев и морали.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2010

    Взаимосвязь морали с правом. Появление социальных норм и нормативного регулирования. Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции. Влияние права на формирование нравственных норм. Охрана правом моральных норм.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2011

    Характеристика места и роли права среди социальных норм. Изучение социальных и технических норм, исследование их отличий. Функции и виды социальных норм. Соотношение права и различных социальных норм: морали, религии, обычая и корпоративных норм.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2010

    Право в системе социальных норм. Нормы права как общеобязательные правила поведения людей. Объективное и субъективное право. Основные признаки права и их отличие от неправовых социальных норм. Нормативный правовой акт, система российского права.

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Их следует отличать от технических норм, определяющих правила пользования приборами и механизмами (пылесосом, автомобилем), веществами (прием лекарств) и осуществления технологических процессов (приготовление пищи).

Первоначально поведение людей регулировалось мононормами - едиными, нерасчлененными социальными нормами, которые содержали в себе и религиозные нормы, и запреты (табу), и мифологические представления первобытного человека.

Виды социальных норм:

1. Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Могут быть полезными для общества (обычай воспитывать ребенка матерью) и вредными (обычай кровной мести).

2. Нормы морали - правила поведения, регулирующие поведение человека, исходя из представлений о добре и зле, справедливости, понятий «хорошо» и «плохо» (уважение старших, защита слабых).

3. Религиозные нормы - регулируют поведение верующих исходя из догм религии (отправление религиозных таинств - крещения, причащения, венчания; соблюдение поста).

4. Корпоративные нормы - нормы, принятые внутри организации и распространяющиеся только на ее членов (устав партии, обязанность носить униформу).

5. Традиции - исторически сложившиеся правила поведения, регулирующие внешнюю сторону поведения (застолье по поводу заключения брака, празднование Нового года).

6. Обряды - правила поведения, имеющие символическое значение и особый смысл (обряд похорон).

7. Нормы права - исходящие от государства общеобязательные, неперсонифицированные (обращенные ко всем), формально-определенные правила поведения.

С появлением государства на первое место в системе социального регулирования вышли нормы права как самые эффективные и обеспеченные силой государственного принуждения.

Еще по теме 29. Право в системе социальных норм:

  1. ПраВо В СиСтеме Социальных норм СоциалиСтичеСкоГо общеСтВа
  2. if(!cssCompatible) { document.write("\ \ Розділ 17\ \ \ СИСТЕМА ПРАВА І ЇЇ ОСНОВНІ ЕЛЕМЕНТИ\ \ \ 17.1. Поняття і структура системи права\ \ \ При вивченні ознак права значна увага приділяється його системності, адже регулювання і охорону суспільних відносин право здійснює через відповідну систему правових норм.\ \ \ Як відомо, право складається з правових норм, але це не проста сукупність, а система взаємозалежних і взаємопов"язаних норм. Право являє певне цілісне утворення, що складається

Право в системе социальных норм .

Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др. Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Рассмотрим общие признаки социальных норм.

Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Социальные нормы строятся по типу Субъект-Субъект.

Общий характер. Социальные нормы представляют собой не конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения. Они не регулируют случайные или уникальные ситуации. Предмет регулирования социальных норм - стандартные, типичные, широко распространенные отношения. Нормативное регулирование предполагает формирование официальных моделей правомерного поведения - что можно, нужно или нельзя делать при наступлении определенных, заранее установленных обстоятельств.

Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества. В них ярко проявляются особенности исторического развития общества, национальная специфика, общекультурные достижения. В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы. С одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой - обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.

Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования все нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить. Для социальных норм характерны два вида системных взаимодействий - внутренние - внутри отдельно взятой системы норм и внешние - между разными системами социальных норм, например между правом и моралью, правом и традициями. Регулирующее воздействие одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Так, право взаимодействует и с моралью, и с религией, и с традициями, и с иными видами социальных норм.

Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.

Обеспеченный характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило - моральное, религиозное, корпоративное или правовое - должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций. Если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера.

Рассмотрим виды социальных норм.

Корпоративные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в локальных сообществах. Локальные сообщества - это устойчивые, формализованные организации - семья, политическая партия, футбольный клуб, кооператив, профсоюз, так и неформализованные группы кратковременного характера, например коллектив охотников или игроков в карты. При этом любая совместная деятельность людей подразумевает наличие правил, ее регулирующих.

Корпоративные правила устанавливаются членами сообщества, выражают их коллективную волю, защищают их общие интересы. В некоторых сообществах такие нормы формализуются, то есть закрепляются документально в уставах, положениях, регламентах. Но корпоративные правила могут и не иметь документальной фиксации.

Отличительным признаком корпоративных правил является их локальный характер, то есть отсутствие общеобязательности. Они обязательны только для членов данного коллектива. К нарушителям применяются различные меры воздействия, самое серьезное из которых - исключение из коллектива. Чтобы быть членом сообщества, необходимо выполнять его корпоративные предписания. Нарушение последних приводит лицо к разрыву с сообществом. Разумеется, корпоративные правила действуют строго в рамках закона.

Религиозные нормы - это правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни. Все религии провозглашают божественное происхождение природы и социальных институтов, включая религиозные каноны, государство и право. Традиционно религиозные нормы передаются людям как божественные откровения через избранных пророков (Иисус, Магомет) и, как правило, формализуются в освященных источниках (Библия, Коран и др.). Как проявление воли Высшего существа (Бога, Абсолютного Разума) религиозные нормы не требуют логического, рационального обоснования. Их основа - религиозная вера, убеждения людей.

Позитивные стимулы и санкции для нарушителей религиозных норм носят перспективный характер: речь идет об ответственности за свои действия непосредственно перед Богом. Характерным является понятие греха, а также рая для избранных и ада для грешников. Идея «страшного суда» - мощное психологическое средство, обеспечивающее добровольное исполнение религиозных норм. Религиозные нормы действуют с ранних этапов развития цивилизации. Религиозные системы оказали огромное влияние на развитие различных правовых систем. Библия, Коран, буддистские источники, языческие ритуалы и традиции - многие правовые нормы обязаны своим появлением именно этим религиозным источникам.

В отличие от права религиозные нормы не отличаются четкой определенностью. Здесь, как правило, используется притчевая форма изложения, требующая тщательного истолкования. Причем толкованием религиозных норм занимаются специально подготовленные церковные деятели, то есть особо посвященные лица.

Обычаи - это правила, сложившиеся стихийно в результате многократного, длительного, повсеместного использования в какой-либо сфере общественной или частной жизни.

Главная особенность обычных норм состоит в полном отсутствии их материальной фиксации. Они не закрепляются документально и обеспечиваются силой привычки. Обычай представляет собой привычные для определенной группы людей или общества в целом действия. Причем эти правила могут быть внешне не мотивированы, не содержать логического объяснения. Возможно, когда-то тот или иной обычай имел рациональное обоснование, но со временем оно утрачивается.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...