Правовая культура: понятие, структура, виды, функции. Функции правовой культуры 9 понятие структура и виды правовой культуры


Правовая культура общества складывается из ряда взаимосвязанных элементов:

1) уровень правосознания в обществе, т.е. степень освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами.

Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой огромную ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д.

Уровень (объем) знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью.

Для профессионала-юриста необходимо доскональное знание правовых предписаний. Гражданин - не юрист - использует минимум правовых знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье. Это прежде всего знания принципов права, основных норм конституционного права (права и свободы, избирательная система и др.), трудового, семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание единства прав и обязанностей, ответственное отношение к осуществлению того и другого. Должны быть в общем виде известны гражданину нормы, предусматривающие и регулирующие юридическую ответственность и общий порядок привлечения к ней, возраст, с которого наступает юридическая и, прежде всего, уголовно-правовая ответственность, для коммерсантов - гражданско-правовая ответственность.

Есть такой феномен правовой культуры как презумпция знания закона, что означает предположение (условность) о знании лицом закона, принятое с целью нормального функционирования всей правовой системы и выступающее в качестве непременного требования правовой культуры.

Наличие даже обширных юридических знаний у граждан, должностных лиц еще не говорит о высоком уровне правовой культуры, ибо необходимо не только знать право, но и соблюдать его;

  • 2) режим законности и правопорядка - состояние фактической упорядоченности общественных отношений, урегулированных с помощью правовых средств, содержанием которых является совокупность правомерных действий субъектов права. Прочность правопорядка зависит от состояния законности, без которой невозможна правовая культура. Убежденность в необходимости соблюдения правовых предписаний и их соблюдение - это основа режима законности и правопорядка;
  • 3) уровень развития правотворческой деятельности, состояние законодательства, его совершенство по содержанию и форме, т.е. качество законодательства, его продуманность, согласованность, сочетание динамичности и стабильности, а также: юридическая техника подготовки; принятие и опубликование нормативно-правовых актов; решение процедурных законодательных вопросов. Все это вместе - показатель уровня законодательной культуры;
  • 4) состояние юридической практики, работы правоприменительных (в том числе правоохранительных) органов - показатель уровня право реализующей культуры, которая проявляется в глубоком знании законодательства лицами, применяющими его, в четко налаженной работе правоприменительных органов по рассмотрению правовых вопросов и доведении их до полного юридического разрешения.

Роль юриста в поддержании всех составных элементов - показателей правовой культуры общества - является ведущей.

Самостоятельной является проблема преодоления правового нигилизма юриста-практика, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения. Необходимо отказаться от подготовки юристов-середнячков, от выпуска дипломированных специалистов, не имеющих надлежащего понятия о своей профессии. Будущим профессионалам целесообразно излагать юридические науки на основе плюрализма мысли ученых, юридических школ, уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе, а также давать им необходимые практические навыки: выступать публично, общаться с людьми, грамотно составлять юридические документы и др.

Культура юриста-профессионала должна быть более высокой, чем правовая культура личности - не юриста, что в значительной степени определяется развитием профессионального мышления юриста.

Ученые не могут найти единый подход к трактовке как самой категории «правовая культура», так и ее структурных компонентов, содержания, функций, в силу того, что понятие правовой культуры многоаспектно (насчитывается более 250 ее определений).

Правовая культура классифицируется: по содержанию: знание права; отношение к праву; привычка соблюдать право; правовая активность. по субъективному составу: индивидуальная; групповая; общественная (Индивидуальная - складывается из элементов: а) знание правовых знаний - утверждение о том, что надо знать тексты законов - фикция, основная масса людей "черпает" правовые знания из окружающей среды или личного опыта. б) уважительное отношение к праву - также необходимо, так как знание это не всё; обычно это хорошее отношение, хотя оно и имеет в своей основе различную мотивацию. Групповая - правовая культура отдельных социальных групп, подвергается воздействию индивидуальной и общественной правовой культуры. Общественная - правовая культура общества, это составная часть созданных им духовных ценностей). по уровням: обыденная; профессиональная; теоретическая.

Представить в полной мере сущность культуры нельзя, не раскрывая ее логическую структуру, юридические понятия и категории, оценки (оценочные суждения).Структура правовой культуры сложна, многоступенчата и может быть представлена в таком виде:1)право и правосознание; 2) правовые отношения и законность; 3)правопорядок и правомерная деятельность субъектов.

В зависимости от уровня и глубины познания правовых явлений выделяют три уровня правовой культуры личности: обыденный, профессиональный и теоретический.Профессиональный уровень правовой культуры складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью: практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми знаниями и профессионально применяют их в практической деятельности. Лицам, обладающим профессиональной правовой культурой, свойственна более высокая степень знания и понимания правовых явлений, а также профессионального поведения.Обыденный уровень правовой культуры ограничен рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями и характеризуется отсутствием системных знаний и юридического опыта, имеет поверхностный и фрагментарный характер. С помощью такой культуры нельзя правильно осмыслить и оценить все стороны правовой практики. Специфика ее такова, что она проявляется на уровне здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении, исполнении юридических обязанностей и использовании субъективных прав. Обыденная правовая культура как бы останавливается на поверхности правовых явлений, ее обобщения неглубоки.Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлению. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых и представляет собой идейно-теоретический источник права, способствует совершенствованию законодательства, развитию науки и подготовки юридических кадров.Грани между уровнями правовой культуры достаточно подвижны и относительны.Обыденный, профессиональный и научно-теоретический уровни правовой культуры взаимодействуют.

Основные положения о правовой культуре

Определение 1

Правовая культура выступает в качестве определенного состояние правовой жизни общества, которая выражается и в определённом достигнутом уровне совершенства законодательной базы, правоприменительной практики, правосознания общества и личности, степени реализации конституционных прав и свобод в рамках государства.

Для правового государства характерны такие признаки правовой культуры, как высокий уровень правовой культуры в рамках государства и общества.

Структурные элементы правовой культуры

В качестве структурных элементов правовой культуры можно выделить следующие признаки:

  1. Право в качестве системы норм - нормы права не должны противоречить друг другу, при этом сочетаясь с иными социальными нормами, например, с нормами морали, религии и так далее. Однако господствовать должны именно правовые нормы. Нормативно-правовые акты должны содержать правовые нормы, соответствующие действующим правоотношениям в обществе, не должно быть устаревших норм, пробелов в праве.
  2. Правоотношения - общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании нормами права. Данные правоотношения характеризуются типичностью, подконтрольностью, наличием противоположных интересов. Например, у продавца может быть интерес продать просроченный товар, покупатель же нуждается в свежем товаре. Иные отношения не могут регулироваться нормами права, например, не может существовать закона о любви и дружбе.
  3. Правосознание - население должно иметь высокий уровень правовых знаний, то есть сформированную правовую идеологию, и уважение к праву, а именно правовую психологию. Правосознание может подвергаться деформации, однако оно может быть преодолено путем правового образования, а также правового воспитания личности и общества.
  4. Правовые учреждения - обеспечение эффективной деятельности системы правоохранительных органов, например, судов, полиции, прокуратуры, адвокатуры и других. Также, необходима развитая система юридических служб в организациях, на предприятиях, наличие специализированных СМИ, которые бы доносили правовую информацию до населения, например, "Российская газета".
  5. Правовая деятельность - все участники правоотношений должны соблюдать нормы права, в том числе и адресованные им персонально. Это накладывает некоторые обязательства на человека и гражданина в силу его правового статуса.

Виды правовой культуры

Правовая культура имеет виды, которые выделяются в зависимости от ее носителей:

  • Индивидуальная культура, под которой понимается культура отдельного человека;
  • Групповая культура, например, в качестве неё рассматриваются правовая культура студентов, водителей, пешеходов и других лиц;
  • Общественная культура, например, российская, французская, американская и так далее;
  • Профессиональная культура, под которой понимается правовая культура юридических работников. Она основывается на специальной теоретической и практической юридической деятельности, подготовки кадров юридической сфере и адекватном правовом сознании.

Правовая культура личности и общества

Правовая культура личности характеризуется специфическими особенностями, так как характеризуют правовую культуру именно конкретного человека со всеми вытекающими из этого обстоятельствами, а именно личностными характеристиками.

Человек как личность формируется на протяжении длительного времени, начиная с рождения. На него оказывают влияние различные сферы общественной жизни. В первую очередь, его культуру формирует родители, закладывая основы воспитания, отношение к людям и к ситуациям.

Вторую позицию составляют детские сады и школы, где ребёнок формируется как личность, определяются его индивидуальные характеристики и наклонности, формируется характер и темперамент. Здесь очень важно не только правильно донести информацию, но и отметить те личностные качества, которые способствуют росту уровня культуры у человека. В дальнейшем на личность оказывают влияние различные институты общества, например, университеты, армия, работодатели и иные субъекты.

В целом, можно выделить следующие элементы правовой культуры личности:

  • Личность должна не только знать, но и понимать нормы права. С этой целью необходимо предоставление соответствующего качественного образования в данной сфере. Например, школьникам преподают обществознание, где разъясняют основные элементы правовой системы государства, нормы действующей Конституции РФ и иную важную правовую информацию.
  • Отношение личности к праву, выраженную в привычках, которые проявляются в законопослушном и правомерном поведении человека.
  • Уровень правового поведения, который рассматривается в качестве юридически значимого поведения. Оно может проявляться в различных формах у человека, который использует право в качестве объективного средства осуществления своих субъективных прав и свобод для того, чтобы достигнуть какие-то личные цели.
  • Правовая психология, позволяющие раскрыть мышление личности, особенности характера, темперамента и иные важные обстоятельства.
  • Правовая идеология, то есть представление личности об идеальном правовом государстве.

Рисунок 1. Структура правовой культуры личности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Элементы правовой культуры общества совпадает с элементами правовой культуры личности, однако применяются в отношении более широкого круга лиц. Те мероприятия, которые применимы к отдельной личности, применимые к всему обществу. Например, правовая лекция об основах конституционного строя Российской Федерации окажет влияние как на правосознание личности, так и на правосознание той аудитории, которая прослушала данную лекцию.

Подобный подход позволяет сформировать действенный инструментарий для правового образования общества и отдельно взятой личности. На сегодняшний день члены общества должны знать и почитать действующее законодательство, соблюдать законность, не нарушать нормы права, умело использовать предоставленную им правовую информацию при разрешении правовых споров или иных социально значимых вопросов, быстро применять полученные знания, составлять необходимые правовые документы и так далее.

Правовая культура - это одна из форм общественной куль­туры (от лат. cultura – возделывание, воспитание), существующая наряду с политической, нравственной, религиозной и другими формами культуры.

Научные взгляды о культуре в юридической литературе являются неоднозначными и обычно сводятся к трем подходам: 1) антропологическому, 2) социологическому, 3) философскому. При антропологическом подходе культура понимается как совокупность всех материальных и нематериальных благ, созданных человеком и не являющихся результатом природных процессов. Социологический подход трактует ее в виде совокупности духовных ценностей, созданных в обществом и культура выступает как компонент общественной жизни. И наконец, при философском взгляде культура рассматривается как объективно существующее явление среди социальных и природных явлений, выделяемых аналитически и обычно не связанных с общественным развитием.

Среди ученых-правоведов наибольшую популярность приобрел антропологический и социологический подходы, когда культура определяется как совокупность материальных и духовных ценнос­тей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих уровень развития общества.

Правовая культура, являясь одной из разновидностей общественной культуры, также исследуется с учетом антропологического и социологического подходов.

В юридической науке принято рассматривать правовую культуру в щироком и узком смыслах .

В широ­ком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты; законодательство, юридические уч­реждения, деятельность органов государства (юридическую практику), правовое поведение граждан, правовое сознание и др. В этом смысле правовая культура очень близка к понятию «правовая система».

В узком смысле правовая культура рассматривается учеными как совокуп­ность материализованных идей, чувств, представлений как осоз­нанной необходимости и внутренней потребности поведения лич­ности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Отсутствие единообразного понимания правовой культуры привело к созданию в научной и учебной литературе по теории государства и права множества дефиниций этого правового явления.

Например, В. М. Баранов, Р. К. Русинов, В. П. Сальников, А. П. Семитко считают, что «Под правовой культурой понимается обусловленное всем соци­альным, духовным, политическим и экономическим строем качес­твенное состояние правовой жизни общества, выражающееся в до­стигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом уровне правового развития субъек­та (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека» .

В свою очередь, Г. Т. Чернобель указывает, что «Правовая культура - это система правовых знаний, навыков, действий, проявляемых в сфере тех или иных правоотношений, уважение к действующему законодательству, его неукоснительное соблюдение».

По мнению Н. Я. Соколова: «Правовую культуру можно определить как обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей куль­туры, представляющую собой меру освоения и использования на­копленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению».

Однако большинство ученых придерживаются мнения, что правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества .

По мнению автора, правовую культуру можно определить как со­вокупность всех правовых ценностей, созданных человеком в различных сферах общественных отношений, которые отражают уровень и характер правового развития общества и личности.

В числе наиболее существенных признаков правовой культуры можно выделить:

1. Правовая культура носит аксиологический характер, т.к. включает в себя ценностную оценку правовых явлений, институтов, процессов, форм деятельности конкретного общества, т.е. характеризует правовые ценности общества, прогрессивные до­стижения в сфере права.

2. Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества, поэтому для каждого общества характерен свой уровень и характер правовой культуры.

3. Правовая культура является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представ­ляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство (проф. С.С. Алексеев).

4. Правовая культура – это разновидность общественной культуры. Вместе с тем она обладает самостоятельностью и обособленностью в культуре общества, т.к. характеризует правовое развитие общества, что отличает ее от политической, нравственной, религиозной и других видов общественной культуры.

5. Правовая культура тесно связана с нравственной культурой, т.к. во многом зависит от состояния нравственности общества, царящих в нем духовных ценностей и нравственных качеств людей, осуществляющих правотворческую и правоприменительную деятельность;

6. Правовая культура служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом (проф. Л.А. Морозова).

Среди ученых-правоведов юристов нет и однозначного мнения относительно структуры правовой культуры.

Например, проф. В.П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, а также право и правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерную деятельность субъектов.

Проф. В.И Власов в качестве эле­ментов структуры правовой культуры рассматривает культуру правового сознания, правомерного поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов (последняя неизбежно означает рассмотрение материального аспекта правовой культуры).

Проф. А.П. Семитко среди элементов правовой культуры называет: 1) уровень развития правосознания населения, т.е. насколько информировано оно в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности; 2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), образовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической - правотворческой и правореализующей; 3) уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.

Таким образом, с учетом существующих мнений структуру правовой культуры можно условно разделить на три части (блока):

1) познавательный (гносеологический, информационный);

2) ценностно-ориентационный;

3) деятельностный (поведенческий).

Познавательный (гносеологический, информационный) «блок» включает правовую информи­рованность общества, юридическую образованность людей, знание ими законодательства. Не менее важную роль здесь играют эмоции, чувства и стереотипы поведения людей и их социальных групп, формирующих их правосознание.

Ценностно-ориентационный (аксиологический) «блок», который составляют правовые ценности, правовые установки индивида, правовые ценностные ориентации, определяющие содержание поведения, направ­ленность правовых действий, готовность позитивно вос­принимать правовую информацию, оценивать ее и действо­вать на основе сформировавшегося правосознания.

Деятельностный (поведенческий) «блок» содержит устойчивые формы пра­вомерного поведения, направленные на соблюдение, испол­нение, использование субъективных прав и юридических обя­занностей.

В правовой культуре принято выделять три уровня ее развития: обыденный, профессиональный и научный (доктринальный).

Обыденный уровень правовой культуры характеризует­ся отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта у индивидов. Обыденная правая культура имеет стихийный, поверхностный и эмоционально окрашенный характер.

Профессиональный уровень правовой культуры – это более высокий уровень развития правовой культуры, который склады­вается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотруд­ников правоохранительных органов. Юристы обладают высоким уровнем правовых знаний в сфере сво­ей деятельности, качественно владеют правовыми навы­ками и умеют эффективно использовать право, для достижения в обществе законности и правопорядка. Правовая культура юристов основывается на осознании ценности и практической значимости права и связанных с ним правовых явлений, процессов, институтов в жизни общества (на профессиональном правосознании).

Научный (доктринальный, теоретический) уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретичес­кого уровня вырабатывается коллективными усилиями уче­ных, философов, социологов, политологов, юристов и пред­ставляет собой идейно-теоретический источник права. Научный уровень правовой культуры представляет высший уровень ее развития, т.к. не ограничен знаниями юридической практики и рамками отдельных отраслей права, а основывается на всестороннем знании и исследовании всех процессов и явлений правовой действительности общества.

В литературе по теории государства и права выделяют также формы, в которые облекается правовая культура. Соответственно называют индивидуальную правовую культуру (правовую культуру личности), групповую правовую культуру и общественную (социальную) правовую культуру.

Индивидуальная правовая культура характеризуется уважительным отношением индивида к праву, достаточным уровнем правовой информированности, его правомерным поведением.

Групповая правовая культура, свойственная отдельным социаль­ным группам (молодежи, юристам, врачам, пенсионерам и др.) напрямую зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влия­ние принятых в обществе правовых ценностей, правовой ориентации отдельных личностей.

Общественная правовая культура представляет совокупность созданных обществом правовых ценностей и охватывает все виды поведения и действий субъектов права, связанных с вступлением их в правоотношения, а также и ис­пользованием нормативных и индивидуальных правовых средств регулирования общественных от­ношений. Она зависит от уровня общественного правосознания, культурного и образовательного уровня населения, состояния и характера законодательства, качества правотворчества, эффективности реализации права, деятельности правоохранительных органов и устойчивости существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической и иными видами культуры населения.

Правовая культура выполняет несколько функций: по­знавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, правосоциализаторскую, ком­муникативную и прогностическую.

Познавательная (познавательно-преобразовательная) функция правовой культуры заключается в осмыслении имеющихся правовых ценностей и знаний, достиже­ний отечественного и зарубежного права. Эта функция тес­но связана с формированием правового государства и разви­тием гражданского общества, т.к. призвана оптимально согласовать общественные, групповые и личные интересы; создать предпосылки для достойной жизни и развития человека; обеспечить ему социальную справедливость, гуманизм, политическую и экономическую свободу.

Регулятивная (праворегулятивная) функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элемен­тов правовой системы и создание устойчивого правопоряд­ка. Регулятивная функция осуществля­ется посредством реализации правовых и других социальных норм. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает следо­вание правовым предписаниям и тем самым вносит упоря­доченность в общественные отношения.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры со­стоит в формировании поведения субъектов права, законнос­ти, правопорядка и законодательства через общепризнанные правовые ценности, путем их оценки с образцами и стандартами поведения, основанными на идеалах демократии, справедливости, гуманизма, гарантированности прав и свобод личности ориентирами которо­го являются нормы позитивного права и нормативные уста­новки естественного права. В результате нормативно-ценностной функции одни явления и процессы правовой действительности по­лучают одобрение, другие подвергаются критике, что приводит к их изменению или отмене обществом.

Правосоциализаторская функция правовой культуры направлена на формирование правовых качеств личности посредством правового воспитания, правового просвещения, оказанию юридической помощи, активизации процессов самовоспитания. Формирования у человека индивидуальной правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

Коммуникативная функция правовой культуры способ­ствует общению индивидов в правовой сфере, согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает преемственность правовых знаний между поколениями. Ком­муникативная функция реализуется в правоотношениях, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации и телекоммуникации, науку, искусство.

Прогностическая функция правовой культуры охватыва­ет тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой систе­мы. Помогает выбрать оптимальные приемы, способы, средства для достижения правовых целей, нахождение новых правовых ценностей, качеств и свойств.

Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. – СПб.: Питер, 2003. С.436.

Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2001. С.307.

Теория государства и права / под общ. ред. А.С. Пиголкина. – М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003. С.220.

Теория государства и права / под ред М.М. Рассолова. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2004. С.517.

Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. – М.: Эксмо, 2010. С.468.

Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2004. С.631.

Власов В.И. Теория государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.С.371.

Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2009. С.214-215.

С правосознанием и правом неразрывно связана правовая культура.

Правовая культура - качественное состояние правовой организации общества, реального функционирования его правовой системы, отражающее достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования социальных отношений Под ред. проф. В.П. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Изд-во НОРМА, 2001.

Правовая культура общества проявляется в различных показателях. К наиболее важным из них можно отнести:

  • · уровень правосознания, отношение общества, государства, индивидов к праву;
  • · совершенство и демократизм правотворческого процесса (подготовки, принятия, опубликования, систематизации нормативно-правовых актов);
  • · качество законодательства, степень сбалансированного отражения в нем интересов индивидов, социальных групп, общества в целом;
  • · состояние в сфере реализации права, уровень работы правоохранительной системы;
  • · профессионализм и высокий общественный статус юридических кадров и учреждений, позитивная правовая активность всех субъектов права, уважение надлежащих юридических процедур;
  • · состояние правовой науки и юридического образования;
  • · правовое закрепление и реальное обеспечение прав и свобод личности;
  • · состояние законности и правопорядка.

Эти и другие показатели правовой культуры дают возможность определить, насколько высоко оценивается в обществе право как регулятивная социальная система, функционирующая на основе принципа справедливости, признается ли примат права по отношению к государству, его властным структурам, что в свою очередь характеризует уровень культуры общества, степень его цивилизованности.

Рассмотрим теперь структурные составляющие правовой культуры общества: первым культурным элементом является уровень развития правового сознания и правовой активности общества .

Правовая культура общества зависит от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, насколько информировано в правовом отношении население, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, правоохранительным органам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д.

Вторым элементом правовой культуры можно назвать уровень развития правовой деятельности . Последняя состоит из теоретической, деятельность ученых юристов и практической, правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности. Об уровне правовой культуры могут свидетельствовать такие процессы, как порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам, парламентские процедуры по принятию законов и т.д. Особое место среди различных факторов, влияющих на

уровень правовой культуры, является законодательство. Его роль - в позитивном воздействии на волю, умы и поступки людей и, прежде всего, юридически подготовленных граждан и должностных лиц. Закон, путем установления мер юридической ответственности, способствует повышению уровня правовой культуры, предотвращая отступление от нее со стороны тех, кто способен на неправомерное поведение.

Правовая культура юристов имеет свои особенности и отличается от правовой культуры других граждан своим содержанием; для нее характерны более высокая степень знания права и умение применять его на практике.

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.). Любой юридический акт должен отвечать господствующим в общественном сознании представлением о справедливости, свободе, равенстве. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: ясным и понятным для населения, содержать определения основных понятий и терминов и т.д. Об уровне развития правовой культуры общества, да и всей культуры в целом, можно судить на основании анализа различных правовых актов, научных и публицистических текстов на правовые темы.

История государства и права зарубежных стран показывает нам, как по дошедшим до современности памятникам права и иным правовым документам истории восстанавливают атмосферу правовой жизни того общества, особенности уклада хозяйственной жизни, общественного строя и т.д. Все эти три уровня правовой культуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Структуру правовой культуры личности можно разбить на такие элементы, как:

психологический (правовая психология)

идеологический (правовая идеология)

поведенческий (юридически значимое поведение).

Но как отмечает А.П. Семитко, "Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, правосознание может появиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах", Семитко А.П. Науч. ред.: Алексеев С.С., Ред.: Гупало Л.А. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Монография. Изд-во Урал. ун-та. Свердловск, 1990. .

Правовая культура подразделяется на следующие виды:

  • · Правовая культура общества в целом;
  • · Правовая культура индивида;
  • · Правовая культура социальных общностей (классов, наций, народов) и цивилизаций.

Индивидуальная правовая культура характеризуется степенью усвоения и активного использования личностью правовых ценностей. Это - глубокое знание и понимание права, уровень активной правомерной деятельности личности. Индивидуальная правовая культура предполагает не только всестороннюю правовую осведомленность, знание содержания правовых предписаний, но и положительное к ним отношение и высокосознательное их исполнение. Незнание законов, пренебрежительное к ним отношение свидетельствуют об отсутствии правовой культуры. Но сам факт знания правовых требований еще не может свидетельствовать о наличии правовой культуры. Показателем таковой может быть только активное правомерное поведение личности, что предопределяется уровнем ее правосознания. Здесь важно проследить взаимосвязь и соотношение правосознания и правовой культуры. Эти два понятия в определенной мере совпадающие. Но такое совпадение не является полным. Правовая культура включает в себя ту часть правосознания, которая выражает позитивное отношение к праву, правильное понимание права, его установлений, что рождает в сознании людей положительные установки и в итоге - активное правомерное поведение. Если же индивид слабо осведомлен в правовых требованиях, неверно оценивает с точки зрения права различные жизненные ситуации, совершает в итоге правовые проступки, а то и преступления, то такие его представления о праве находятся за пределами правовой культуры. В равной степени не может считаться в правовом отношении культурным и тот индивид, который хорошо знает содержание законов, но использует это знание в противоправных целях. В этой связи трудно согласиться с А.И. Коваленко, который утверждает, что правовая культура - это реализованное правосознание. Ведь нельзя говорить об отсутствии правосознания вообще у человека, который имеет искаженное, неверное представление о праве или даже относится к правовым требованиям враждебно, совершает правонарушения и т.д. Такой индивид обладает низким уровнем правосознания. Но в этом случае можно и нужно вести речь об отсутствии у такого индивида правовой культуры, ибо его искаженное правосознание реализуется в противоправном поведении. Это относится и к лицам, злоупотребляющим знанием правовых требований. Правовая культура может быть невысокой у лица недостаточно грамотного в правовом отношении, но в целом позитивно оценивающего необходимость установления правопорядка. В том же случае, когда у индивида сложились в сознании устойчивые антиправовые установки и его поведение на практике их отражает, следует вести речь об отсутствии правовой культуры у него вообще. Следовательно, правовая культура личности предполагает реализацию ее позитивных правовых представлений, а не правосознания вообще.

Структурно правовая культура личности состоит, таким образом, из двух элементов: правосознания, отражающего прогрессивные правовые взгляды и правомерного поведения, причем не всякого, а социально активного правомерного поведения.

Правовую культуру, как и правосознание, можно подразделять на общественную, групповую и индивидуальную , т.е. классифицировать на виды в зависимости от субъектов, ее носителей.

Применительно к оценке уровня правовой культуры личности можно выделить ее обыденный уровень , который характеризуется неглубоким знанием и пониманием права, но в итоге он проявляется в правопослушании, в активном поддержании правопорядка.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у профессиональных юристов, которые обладают глубокими правовыми знаниями и правильно реализуют эти знания в повседневной практической деятельности.

Можно выделить и научно-теоретический уровень правовой культуры, который предполагает комплекс многогранных научных знаний о праве, его сущности, принципах и особенностях функционирования, направлениях развития, взаимодействия с другими явлениями общества и т.д.

Выделяют следующие функции правовой культуры:

1. Познавательная функция, которая выражается в формировании у населения представлений о государстве, праве, гражданском обществе, о предпосылках возникновения конкретных правоотношений, о процедурах разрешения возникающих споров и т.д.

Регулятивная функция направлена на обеспечение нормального устойчивого функционирования общества путем предписания субъектам общественных отношений стандартов общественно-полезного поведения, согласования и подчинения социальных устремлений и идеалов различных групп общепризнанным в обществе.

Функция правовой социализации выражается в способности правовой культуры обеспечить передачу новым поколениям накопленного опыта для того, чтобы они могли эффективно использовать свои субъективные права и осуществлять юридические обязанности.

Оценочная функция заключается в выработке отношения всех участников общественных отношений к правовым явлениям на основе сформированных представлений, идеалов, принципов. Это отношение проявляется в поступках, поведении, в оценке права, законности, правопорядка и т.п.

Прогностическая функция выражается в способности предвидеть возможные направления развития правовой системы для достижения поставленных целей.

Социальная ценность правовой культуры выражается в следующем:

  • с помощью правовой культуры обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях, как в сфере производства, обмена, распределения материальных благ, так и в духовной жизни;
  • благодаря правовой культуре возможно охватить социально полезные формы правомерной деятельности людей, отделив их от произвола и несвободы;
  • правовая культура обеспечивает нормальную деятельность каждого индивида, предотвращая, незаконное вмешательство общества и государства в сферу частной жизни;
  • правовая культура обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, учет разных интересов индивидов, социальных общностей, организаций, наций;
  • правовая культура способствует формированию гражданского общества: рыночной экономики, политической системы, многопартийности, свободы средств массовой информации и, наконец, правовому социальному демократическому государству.

Качественный уровень правовой культуры, ее совершенство придает импульс для нормального функционирования правовой системы, делает правовое регулирование общественных отношений эффективным, способствует достижению поставленных целей и задач. Качественный уровень правовой культуры один из признаков правового государства.

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. Разумеется, оценки эти относительны. Для одного общества на определенном этапе развития по отношению к каким-либо правовым явлениям будут употребляться одни определения, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка - другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Иными словами, как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизационные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры . К их числу следует отнести:

  • формирование чувства права и законности;
  • освоение достижений логико-правового мышления;
  • совершенствование законодательства;
  • повышение уровня законопроектных работ;
  • увеличение объема и качественное совершенствование право-послушного поведения;
  • совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности;
  • разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;
  • изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования.
Выбор редакции
1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....

Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...

Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...