Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности Нормативно правовые и организационные


Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и подзаконные акты, принятые представительными органами Российской Федерации (указы президента, постановления правительства РФ и входящих в неё государственных образований), местными органами власти и специально уполномоченными на то органами:

Министерство природных ресурсов РФ;

Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;

Министерство труда и социального развития РФ;

Министерство здравоохранения РФ;

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

· Федеральные законы.

· Указы Президента РФ.

· Постановления Правительства РФ.

· Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

· Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

· Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Рассмотрим основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г.

Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.



2. Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 – ФЗ от 12.02.1998 г.

Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г.

Органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.

Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах

В зависимости от области распространения всю документацию делят на:

Межотраслевую

Отраслевую

Локальную (документацию предприятий)

Межотраслевые документы разрабатывают соответствующие организации и утверждает Министерство труда и социального развития РФ или Госстандарт России, а отраслевые - министерства, ведомства, органы Госнадзора России. Локальные документы по охране труда - инструкции, стандарты, разрабатывает и утверждает администрация предприятий совместно с профкомом.

Межотраслевые и ведомственные (отраслевые) руководящие документы по охране труда представлены схемой на рис.

Рис.. Межотраслевые и ведомственные документы по охране труда

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.

"Человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты, всю биосферу, - писал русский ученый Вернадский, - биосфера переходит в новое эволюционное состояние - ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества … через организованный человеческий труд". Жизнь человечества стала единой, связь и транспорт охватили всю планету. В эпоху ноосферы человек уже может и должен "мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, государства, но и в планетном аспекте". В этих словах заложен активный оптимизм, вера в разумное регулирование отношений человека и природы. Этот оптимизм должен быть закреплен и правовыми нормами. Ибо только право является тем барьером, который ограничивает беззаконие и произвол как властных и хозяйствующих структур, так и отдельных граждан.

Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывалась в последнее десятилетие с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Однако, как показывает практика, реальная жизнь часто опережает законодательные инициативы. Поэтому проблемы законодательного обеспечения безопасных условий жизнедеятельности в ряде случаев требуют своего решения. В частности, проблемы ядерной и экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и многие другие.

Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонный рост. Так, с 1 по 20 декабря 2015 года на территории РФ произошло 42 ЧС, в которых пострадало 152 человека, из них 81 погиб. Такое положение дел не вызывает оптимизма и требует своего решения во всех властных структурах: и законодательных, и исполнительных.

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением. Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция - Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

  • · Федеральные законы.
  • · Указы Президента РФ.
  • · Постановления Правительства РФ.
  • · Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.
  • · Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).
  • · Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах:

1. Федеральный закон РФ №68-ФЗ от 30.10.2007г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Закон определяет общие для РФ социально-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС

природного и техногенного характера.

2. Федеральный закон РФ №28-ФЗ от 19.06.2007г. "О гражданской обороне".

Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3. Федеральный закон РФ №323-ФЗ от 21.11.2011г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

  • · правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
  • · права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
  • 4. Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды". Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачи природоохранительного законодательства:

  • - охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);
  • - предупреждение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности;
  • - оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

ь Нормативы качества окружающей среды. К ним относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Рособрнадзором) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

ь Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду. Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представление экологической информации, назначение экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

ь Механизмы исполнения этих требований. Механизм реализации закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствований с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля.

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным вида природопользования. Она дают признаки иметодики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей.

5. Федеральный закон №206-ФЗ от 04.12.2006г. "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера". Определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся средств и сил.

6. Постановлениями Правительства РФ №738 от 24 июля 1995г. "О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС" и №842 от 2 ноября 2000г. "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Все население страны делится на категории обучаемых:

  • 1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов - проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.
  • 2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны - обучаются по 20-часовой программе по месту работы.
  • 3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны - обучаются по 14-часовой программе по месту работы.
  • 4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений - обучаются по соответствующим программам дисциплин ОБЖ и БЖ.
  • 5. Неработающее население - обучается по 10-ти часовой программе по месту жительства путем самостоятельного изучения действий в ЧС.

В целях проверки готовности органов управления к действиям в ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи проводятся комплексные учения, командно-штабные учения и тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. КШУ, КШТ и ТСУ проводятся на объектах экономики ежегодно продолжительностью 8 часов.

Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера - минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время. правовой ликвидация последствие бедствие

За последние 20 лет стихийные бедствия на Земле унесли жизни 11 млн. человек, ранено свыше 800 млн. человек, стоимость ущерба по подсчетам зарубежных специалистов превысила 500 млрд. долларов. Масштабы бедствий вынуждают пострадавшие страны обращаться за международной помощью. В составе ООН выделены подразделения, объединяющие специалистов для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.

В 2011 г. Генеральной ассамблеей ООН был создан исполнительный комитет по оказанию медицинской помощи при стихийных бедствиях. В международном Комитете Красного Креста (МККК) объединены 125 национальных обществ Красного Креста. В 2011 г. в Женеве создано Международное общество медицины катастроф (МОМК) в составе около 70 государств, задачей общества является координация разработки проблем медицины катастроф в международном масштабе.

Руководство России принимает все меры по объединению усилий всех министерств и ведомств в предотвращении катастроф и ликвидации их последствий, в том числе и на законодательном уровне с привлечением депутатов Федерального собрания.

Реферат на тему :

ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

Предмет:

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Введение

1. Экологическая безопасность

2. Охрана труда

3. Чрезвычайные ситуации

Список литературы

Введение

Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция - основ­ной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Пре­зидентом.

Экологическая безопасность

Обеспечение экологической безопасности на тер­ритории РФ, формирование и укрепление экологи­ческого правопорядка основаны на действии с мар­та 1992 г. федерального закона «Об охране окружа­ющей природной cpeды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регули­рует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачами природоохранительного законодатель­ства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воз­действия хозяйственной или иной деятельности; оз­доровление окружающей природной среды, улучше­ние ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм: - нормативы качества окружающей среды,

Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду,

Механизм исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воз­действия (химического, физического, биологическо­го): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы ради­ационного воздействия, нормы остаточных химичес­ких веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными орга­нами государства (в частности, Госсанэпиднадзором России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм соб­ственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны Окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проекти­рования, размещения, строительства, ввода в эксп­луатацию, эксплуатации объектов. Закон гаранти­рует право граждан на здоровую и благоприятную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений в ох­ране окружающей природной среды: требовать предоставление экологической информации, назна­чения экологической экспертизы, обращаться в ад­министративные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с ис­ками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации Закона выражается в со­четании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономи­ческий механизм охраны окружающей среды пред­полагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. Это прямые экологические стимулы в охране окружающей природной среды. Влияние на экономический интерес осуществляет­ся через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на эколо­гически вредную продукцию или продукцию, вы­пускаемую с применением экологически опасных технологий.

Административно-правовое воздействие реализу­ется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресе­чения вредной деятельности, ответственность за эко­логические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов произво­дится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредит­но-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, обществен­ного контроля. Мониторинг организуется с целью наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, био­логическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферы, воздуха, почв, водных объектов, по­следствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной cpeдe предупреждениями и прогнозами ее состояния.

Организационную основу службы экологическо­го контроля составляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет) и ее подразделения на мес­тах. В проведении государственного экологического мониторинга участвуют: Госсанэпиднадзор России - в части мониторинга неблагоприятных воз­действий факторов окружающей среды на здоровье человека, Минсельхоз России в части мониторинга загрязнения почв, растительной продукции, вод и снега тяжелыми металлами, пестицидами, нитра­тами в агропромышленном комплексе, а также, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и· радиационной безопасности. Основная нагрузка ложится на государственную систему мониторинга Росткомгидромета. В ее состав входит сеть пунктов режимных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, повер­хности вод, морской среды, лесной растительности, за химическим составом осадков, снежного покрова, уровнем радиации.

Основные положения производственного эколо­гического контроля были введены постановлени­ем правительства СССР 1968 года « О мeрax по даль­нейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление пре­дусматривало организацию лаборатории в составе заводских лабораторий для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах, а также за загрязнением атмосфер­ного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами. В соответствии с федеральным законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990) предприятия получили самостоя­тельность в определении структуры и финансиро­вания своих подразделений. Однако обязанностью всех предприятий и предпринимателей является проведение экологического контроля производства и недопущение загрязнения окружающей среды, выпуск продукции, не приносящей вреда здоровью человека.

Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право налагать запрет на размеще­ние проекта, совместно с органами власти прини­мать меры административно-правового пресечения вредной деятельности, привлекать виновников к от­ветственности за экологические правонарушения.

Система стандартов. Охрана природы. ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природо­пользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы) в части защиты их от антро­погенного воздействия. Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требова­ния к конкретным видам природопользования. Государственные стандарты дают признаки и методи­ки определения степени воздействия на окружаю­щую среду различных загрязнителей.

Система государственных стандартов включает более 200 стандартов, касающихся охраны окружа­ющей среды. Она подразделяется на несколько групп стандартов и обеспечивает применение единых и обя­зательных методов и правил охраны природы. Стан­дарты нулевого комплекса ГОСТ 17.0.0.01 и другие составляют группу организационно-методических стандартов. Так, ГОСТ 17.0.0.04-90 регламентиру­ет основные положения экологического паспорта предприятия.

Стандарты в области охраны вод объединяются в первый комплекс - ГОСТ 17.1.1.01 и другие; а, на­пример, ГОСТ 17.1.3.07. Правила контроля каче­ства воздуха населенных пунктов - в третий. К четвертому комплексу относятся стандарты в области охраны и рационального использования почв, к пятому - использования земли, к шестому - ох­раны растительности.

Федеральный закон «Об охране окружающей при родной среды» дополняется законодательными актами, конкретизирующими его положения. В 1992 году принят «Порядок разработки и утверж­дения экологических нормативов выбросов и сбро­сов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ре­сурсов, размещения отходов». В 1993 году принят Указ «Об образовании Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экологической безопас­ности» . В 1994 году «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению ус­тойчивого развития.

Проблема охраны окружающей среды имеет гло­бальный характер. В Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей че­ловека среды (1972) сформулированы 26 принци­пов, положенных в основу международного эколо­гического сотрудничества. Декларация провозгла­сила право человека на жизнь в благоприятной окружающей среде. Природные ресурсы Земли дол­жны быть сохранены на благо нынешнего и буду­щих поколений.

Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружаю­щей среде и развитию, провозгласившую цель установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Московский государственный машиностроительный университет “МАМИ”

на тему: “Правовые и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности”

Факультет: АТ

Группа: А-112

Студент: Пучков А.Ю.

Калуга 2016

1. Нормативно-правовая база

Список литературы

1. Нормативно-правовая база

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.

Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывалась в последнее десятилетие с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Однако, как показывает практика, реальная жизнь часто опережает законодательные инициативы. Поэтому проблемы законодательного обеспечения безопасных условий жизнедеятельности в ряде случаев требуют своего решения. В частности, проблемы ядерной и экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и многие другие.

Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонный рост. Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция - Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

Федеральные законы.

Указы Президента РФ.

Постановления Правительства РФ.

Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 - ФЗ от 21.12. 1994 г.

Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

2. Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 - ФЗ от 12.02.1998 г.

Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г.

Органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.

2. Основы правового регулирования безопасности жизнедеятельности

Экологическая безопасность. Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

Нормативы качества окружающей среды;

Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

Механизм исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Госсанэпиднадзор) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).

Проблема охраны окружающей среды, непосредственно связанная с обеспечением безопасности жизнедеятельности, имеет глобальный характер. Декларация Стокгольмской конференции ООН (1972 г.) провозгласила право человека на жизнь в благоприятной среде. Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружающей среде и развитию, провозгласившую цель - установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

Охрана труда. Основы законодательства РФ об охране труда, как составной части обеспечения безопасных условий жизнедеятельности гражданина, обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, требований Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (вступил в силу с 1.02.2002 г.) и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.

Раздел 10 «Охрана труда» определяет основные понятия, требования по охране труда, организацию и обеспечение прав работников на охрану труда. В ст.211 прямо указано: «Государственными нормативными требованиями охраны труда … устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности».

В 1994 г. была создана межведомственная комиссия на уровне заместителей министров и ведомств РФ для координации деятельности, привлечения компетентных организаций, ученых и специалистов в целях реализации Основ законодательства РФ об охране труда.

На федеральном уровне установлено, что в РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. В нее входят:

Государственные стандарты (ГОСТы);

Система стандартов безопасности труда (ССБТ);

Отраслевые стандарты ОСТ ССБТ;

Санитарные правила СП;

Гигиенические нормативы ГН;

Правила безопасности ПБ;

Инструкции по безопасности ИБ;

Правила по охране труда отраслевые ПОТО;

Типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы ССБТ, инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных правовых актов.

ССБТ - комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

ССБТ устанавливает требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов:

К производственному оборудованию;

К производственным процессам;

К средствам защиты работающих.

Система стандартов безопасности труда ССБТ насчитывает несколько сот государственных и отраслевых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.

Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. В обязанности последнего входит обеспечение безопасности оборудования, технологических процессов и применяемых сырья и материалов, выполнение требований законодательства и нормативных актов, в частности организация медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических осмотров в процессе работы.

В целом, как показывает практика, законодательная база на федеральном уровне отвечает требованиям обеспечения безопасности жизнедеятельности, а несчастные случаи на производстве являются следствием, как правило, грубого нарушения требований безопасности.

Чрезвычайные ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Постановлениями Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и от 2 ноября 2000 г. № 842 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера. Все население страны делится на категории:

1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.

2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны, обучаются по 20-часовой программе по месту работы.

3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны, обучаются по 14-часовой программе по месту работы.

4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений обучаются по соответствующим программам дисциплин БЖД и ОБЖ.

5. Неработающее население обучается по 10-ти часовой программе по месту жительства путем самостоятельного изучения действий в ЧС.

В целях проверки готовности органов управления к действиям в ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи проводятся комплексные учения, командно-штабные учения и тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. КШУ, КШТ и ТСУ проводятся на объектах экономики ежегодно продолжительностью 8 часов. Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера - минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время.

Руководство Российской Федерации принимает все меры по объединению усилий всех министерств и ведомств в предотвращении катастроф и ликвидации их последствий, в том числе и на законодательном уровне с привлечением депутатов Федерального собрания.

1. Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности регламентирует обязанности и права государственных институтов власти и граждан, закрепляет и регулирует функциональное предназначение всех органов власти в области защиты от ЧС, определяет степень и меру ответственности.

2. Природная среда непосредственно влияет на безопасность жизнедеятельности человека, поэтому природоохранное законодательство направлено на ее охрану, предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

3. Проблемным остается регулирование в области ядерной и экологической безопасности, влияние неразумного вмешательства человека в окружающую природную среду.

безопасность жизнедеятельность экологический труд

Список литературы

1. Безопасность жизнедеятельности. Арустамов Э.А., Москва 2006г.

2. Основы безопасности жизнедеятельности. Балабас Л., Аманжолов Ж., Астана 2008г.

3. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды. Белов С.В., Москва 2011г.

4. ОБЖ в вопросах и ответах. Мурадова Е.О., Алексеев В.С., Давыдова И.С., Москва 2009г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовые основы законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Экологическая безопасность, формирование и укрепление экологического правопорядка. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. Чрезвычайные ситуации.

    реферат , добавлен 24.03.2009

    Правовые акты по охране труда. Правовые основы государственных нормативных требований охраны труда. Правила и инструкции по безопасности. Законодательный акт, определяющий перечень лиц, подлежащих подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2012

    Предмет и методы инженерной охраны труда. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Требования производственной санитарии, электро-, пожаробезопасности, защиты от излучений и вредных веществ.

    курс лекций , добавлен 05.06.2014

    Создание условий в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса, сохранение жизни и здоровья работников и обучающихся. Нормативно-правовая база по охране труда и жизнедеятельности образовательного спортивного учреждения.

    аттестационная работа , добавлен 19.04.2010

    Влияние среды обитания и окружающей природной среды на жизнедеятельность человека. Основы физиологии труда. Воздействие на человека опасных и вредных факторов среды. Основы техники безопасности. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности.

    методичка , добавлен 17.05.2012

    Характеристика понятий, терминов и определений безопасности жизнедеятельности. Основы национальной безопасности, ее виды, правовое регулирование и органы обеспечения. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    реферат , добавлен 01.10.2011

    Общие сведения о чрезвычайных экологических ситуациях. Государственная политика в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Основные законы, нормативно-правовые акты по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.

    реферат , добавлен 29.11.2010

    Основные понятия, термины и задачи предмета "Безопасность жизнедеятельности". Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС). Правовое регулирование национальной безопасности и единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

    реферат , добавлен 10.03.2009

    Комплекс мероприятий защиты населения и объектов хозяйствования от последствий чрезвычайных ситуаций. Выявление, оценка обстановки и принятие мер по ликвидации этих последствий чрезвычайных ситуаций. Определение размеров зон заражения и очагов поражения.

    контрольная работа , добавлен 23.04.2014

    Правовые основы, порядок организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов. Экспертиза безопасности технических устройств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное Агентство по Образованию РФ

Высшего профессионального образования

Бийский Технологический Институт (филиал)

Алтайского технического Университета им И. И. Ползунова

Тема: Правовые и организационные основы БЖД

Выполнила:

Ст. гр. ЭУП- 51 Сычева Е.В.

Проверила: Петрова Г.Я.

Введение

1. Правовые и организационные основы

1.1 Законы и подзаконные акты

1.2 Нормативно-техническая документация

2.1 Федеральный закон “Об основах охраны труда в РФ”

2.2 Трудовой кодекс РФ

2.3 Система стандартов безопасности труда

Заключение

Введение

Конституция Российской Федерации об охране труда. Она определяет основные права и свободы граждан в политической и социально-экономической жизни общества, служит основой для разработки законодательных и нормативных актов.

В Конституции записано, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7.2).

В нашем государстве каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37.3). Конституцией гарантировано и право людей на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37.5).

В случае болезни, инвалидности, потери кормильца дня воспитания детей, а также по возрасту гарантировано социальное обеспечение (ст. 39-1).

В статье 41Л указано о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41.3).

Статья 42 гарантирует право людей на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью из-за экологического правонарушения.

1. Правовые и нормативно-технические основы

1.1 Законы и подзаконные акты

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов (Минприродресурс), Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд), Министерство здравоохранения РФ (Минздрав), Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий (Мин ЧС) и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (1999), в соответствии с которыми введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредн6ости для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксированы в “Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан” (1993) и в законе РФ “О защите прав потребителей” (1992).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ “Об охране природной среды” (введен в действие в 2002 г.).

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (!995), Земельный кодекс РФ (2001), законы Российской Федерации «О недрах» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1999) и «Об отходах производства и потребления» (1998).

В качестве примеров подзаконных актов по охране окружающей среды приведем постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов», «Об утверждении положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды», а также документы специально уполномоченных органов: «Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы ОНД-90», «Об утверждении положения об оценке воздействия на окружающую среду» и «Основные положения аудирования в РФ».

Среди законодательных актов по охране труда отметим Федеральный закон «Об основах охраны труда» (1999) и Трудовой Кодекс РФ, устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.

В условиях рыночных отношений большую роль призван сыграть Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998).

Из подзаконных актов отметим постановление Правительства РФ «Об экспертизе условий труда», «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда» (1999), утвержденное Минтрудом РФ «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (2002), а также «Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда» и «Правила сертификации работ по охране труда».

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «О пожарной безопасности» (1994), «Об использовании атомной энергии» (1995). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995).

1.2 Нормативно-техническая документация (НТД)

Это документация по охране окружающей среды включает федеральные и региональные (субъектов Федерации) санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ и его территориальных органов, строительные нормы и правила Комитета по строительству и коммунально-жилищному комплексу РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных ресурсов РФ, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Эти ведомства частично используют документацию организаций, правоприемниками которых они являются: Минздрава СССР, Госстроя СССР, Госстандарта СССР, Госкомприроды СССР и Минприроды СССР, Госгидромета СССР, Госкомэкологии РФ.

Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвук; электромагнитных полей и излучений от различных источников).

В системе Строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования. В группе 12 части 2 системы, разрабатывающейся в 1982--1993 гг., представлены нормы отвода земель под различные строительные объекты. Особо отметим СНиП 2.04.03--85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», в котором подробно рассмотрены мероприятия и устройства по очистке сточных вод, их обеззараживанию, а также по утилизации осадков, полученных при очистке (группа 04 части 2 системы СНиПов).

Система стандартов «Охрана природы» -- составная часть государственной системы стандартизации (ГСС), ее 17-я система. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов -- совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

Система стандартов в области охраны природы изначально состояла из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплексов: О--организационно-методические стандарты, 1--гидросфера, 2-- атмосфера, 3-- биологические ресурсы, 4-- почвы, 5-- земли, 6-- флора, 7-- фауна, 8-- ландшафты, 9-- недра. Каждый комплекс стандартов, начиная с комплекса «гидросфера» и кончая комплексом «недра», включал шесть групп стандартов. Комплекс 0 включал одну группу (0) «Основные положения». Содержание всех групп стандартов представлено в таблице.

Обозначение стандартов в области охраны природы состоит из номера системы по классификатору, шифра комплекса, шифра группы, порядкового номера стандарта и года регистрации стандарта. Так, стандартна предельно допустимый выброс СО бензиновых двигателей автомобилей состоит в комплексе 2 группа 2, обозначение его: ГОСТ 17.2.2.03--87. (После указанных выше сокращений системы ранее принятые обозначения стандартов не изменились.)

Шифр группы

Группа стандартов

Основные положения

Термины, определения, классификации

Показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов

Привила охраны природы и рационального использования природных ресурсов

Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий

Требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды

Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений

Прочие стандарты

Имеется также целый ряд отраслевых и внесистемных стандартов, связанных с природоохранной деятельностью.

Нормативно-техническая документация по охране труда включает межотраслевые, отраслевые и региональные нормы и правила по охране труда и технике безопасности, санитарные нормы и правила, стандарты безопасности труда, а также типовые отраслевые и межотраслевые инструкции по охране труда для рабочих и служащих (ТИРМ и ТИРО). Межотраслевые нормы и правила, а также государственные стандарты закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда во всех или нескольких отраслях либо в отдельных видах производства, либо при отдельных видах работ (например, на отдельных типах оборудования во всех отраслях). Такого рода документацией являются межотраслевые правила по охране труда (ПОТРМ) при проведении различных производственных процессов, разрабатываемые Минтрудом РФ, Правила безопасности (ПБ), Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ) Госгортехнадзора и Атомнадзора, а также уже упоминавшиеся Сан и-тарные нормы и правила Минздрава РФ и СНиЛы и своды правил (СП) по проектированию и строительству Госстроя РФ. Важнейшим видом межотраслевой НТД по охране труда являются стандарты системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

Система стандартов безопасности труда -- одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы ГСС--!2. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как федерального, так и отраслевого значения. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда.

Стандарты подсистемы 0 устанавливают: цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных и вредных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности. Большую часть той подсистемы составляют стандарты предприятий (СТП).

Объектами стандартизации на предприятиях являются: организация работ по охране труда, контроль состояния условий труда, порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктажа работающих по безопасности труда; организация контроля за безопасностью труда и все другие работы, которыми занимается служба охраны труда (подробно см. ниже).

Стандарты подсистемы 1 устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы и средства защиты работающих от их воздействия; методы контроля уровня указанных факторов.

Стандарты подсистемы 2 устанавливают: общие требования безопасности к производственному оборудованию; требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты подсистемы 3 устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты подсистемы 4 устанавливают требования безопасности к средствам защиты; подсистемы 5-- к зданиям и сооружениям.

В ССБТ принята следующая система обозначений (рис. 15.1).

Таким образом, если нас интересуют требования безопасности к электросварочным работам, ищем стандарт класса 12 подсистемы 3 (производственные процессы), где он фигурирует под номером 3 (ГОСТ 12.3.003--86). Стандарт требований к защитному заземлению и занулению (их применению, устройству) следует искать в подсистеме 1-- это ГОСТ 12.1.030--81 «ССБТ. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление». Нельзя путать стандарты такого рода со стандартами требований безопасности к средствам зашиты (подсистема 4), например ГОСТ 12.4.021--75 «ССБТ. Системы вентиляционные. Общие требования». Стандарт на обучение работающих безопасности труда, метрологическое обеспечение охраны труда следует искать в подсистеме 0 как стандарты на организационные вопросы. Это ГОСТ 12.0.004-90 и ГОСТ 12.0.005-84.

Если перечень методов и средств защиты, необходимых для обеспечения требований безопасности по рассматриваемому фактору, оказывается емким, его стандартизуют в рамках отдельного стандарта подсистемы 1. Примером такого документа является ГОСТ 12.1.029--80 «ССБТ. Средства и методы защиты от шума. Классификация». Также поступают при информативно-емких методах контроля требований безопасности. Так, в подсистеме 1 имеется отдельный стандарт на метод измерения на рабочих местах шума (ГОСТ 12.1.050-86).

Требования безопасности устанавливают применительно к производственному, а не технологическому оборудованию, к производственным, а не технологическим процессам. Так, требования ГОСТ 12.2.009--80 «ССБТ. Станки металлообрабатывающие. Общие требования безопасности» относятся к станкам всех, типов (токарным, сверлильным, шлифовальным, заточным и т. п.); ГОСТ 12.3.025--80 «ССБТ. Обработка металлов резанием. Требования безопасности» относится ко всем видам металлообработки резанием.

Примером региональных НТД являются санитарные нормы и правила и строительные нормы-правила, а также общие правила охраны труда для предприятий и организаций г. Москвы.

Примером отраслевой НТД по охране труда являются отраслевые правила по охране труда на отдельные виды работ (ПОТРО) и типовые инструкции по охране труда (для рабочих основных профессий), разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти (министерствами и ведомствами).

На уровне предприятий и организаций разрабатываются инструкции по охране труда на рабочих местах, а также стандарты организаций по безопасности труда (СТП).

Они регламентируют принципы работ по обеспечению безопасности труда: организацию контроля условий труда; надзора за установками повышенной опасности; обучение работающих безопасности труда; аттестации лиц, обслуживающих установки повышенной опасности, проведение аттестации рабочих мест на предприятии и т. д.

Основные нормативно-технические документы но чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС).

Основные цели комплекса:

повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС;

эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и
ликвидации ЧС.

Задача комплекса -- установление:

терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих
факторов;

основных положений по мониторингу, прогнозированию и
предотвращению ЧС, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС, по организации ликвидации ЧС;

уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС;

методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и
ликвидации ЧС;

способов обеспечения безопасности населения и объектов на
родного хозяйства, а также требований к средствам, используемым
для этих целей.

Обозначение отдельного стандарта в комплексе состоит из индекса (ГОСТ Р), номера системы по классификатору (ГСС22), номера (шифра) группы (табл. 15.2), порядкового номера стандарта в группе и года утверждения или пересмотра стандарта. Например, ГОСТ Р 22.0.01--94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения.

Стандарты группы 0 устанавливают:

основные положения (назначение, структуру, классификацию) комплекса стандартов;

основные термины и определения в области обеспечения без
опасности в ЧС;

классификацию ЧС;

классификацию продукции, процессов, услуг и объектов на
родного хозяйства по степени их опасности;

номенклатуру и классификацию поражающих факторов и
воздействий источников ЧС;

предельно допустимые уровни (концентрации) поражающих
факторов и воздействий источников ЧС;

основные положения и правила метрологического контроля
состояния технических систем в ЧС.

Межотраслевая документация по ЧС представлена также СНиПа-ми и СП Госстроя РФ и НТД МинЧС и Госгортехнадзора РФ.

правовой безопасность санитарный

2. Основные законодательные акты

2.1 Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»

Данный закон введен в действие 17 июля 1999 г. В нем указаны правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях всех форм собственности Рассмотрены основные направления государственной политики в области охраны труда:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных норма-" тинных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной зашиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Закон дает право работникам на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, запрещает использование труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц с медицинскими противопоказаниями на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Рассмотрены обязанности работодателей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Изложен порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также указано, что работники не должны финансировать такие мероприятия. Названы органы государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Перечислены права государственных инспекторов труда и соответствующих органов профессиональных союзов или других уполномоченных работниками представительных органов.

Предусмотрена ответственность лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, указанных в коллективных договорах и соглашениях, трудовых договорах (контрактах), или препятствующих деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также общественного контроля.

2.2 Трудовой кодекс Российской Федерации

Он введен в действие 1 февраля 2002 г. и регулирует трудовые отношения людей. Кодекс содержит достаточно подробное толкование законодательства по охране труда.

В разделе I «Общие положения» кодекса изложены цели трудового законодательства -- установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Указаны основные задачи трудового законодательства -- создание необходимых правовых условии для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Рассмотрены трудовые отношения, их стороны, основания для возникновения таких отношений, а также основные права и обязанности работника и работодателя.

В разделе II «Социальное партнерство в сфере труда» приведены общие понятия социального партнерства, его принципы, формы и органы. Отражены порядок ведения коллективных переговоров между работниками и работодателями, принципы урегулирования возможных разногласий. Определены порядок разработки и регистрации коллективного договора, его содержание, сроки действия, указаны органы контроля за выполнением коллективного договора. Закреплено право работников на участие в управлении организацией и указаны его основные формы. Предусмотрена ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах или непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, а также за нарушение или невыполнение коллективного договора или соглашения.

В разделе 111 «Трудовой договор» кодекса дано понятие трудового договора, указаны его стороны, содержание и сроки, на которые он может быть заключен. Установлен порядок заключения трудового договора, его изменения или прекращения. Гарантирована защита персональных данных работника, предусмотрена ответственность за нарушение норм, регулирующих их обработку и защиту.

Раздел IV посвящен рабочему времени. Здесь оговорена его нормальная продолжительность, указаны особенности регулирования трудовых отношений при сокращенном рабочем дне, работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также при различных режимах работы.

В разделе V «Время отдыха» перечислены общегосударственные нерабочие праздничные дни, приведены виды времени отдыха, установлены порядок предоставления перерывов в работе и их длительность, оговорены случаи привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Указаны виды отпусков и особенности их предоставления.

В разделе VI кодекса, посвященном оплате и нормированию труда, установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников, минимальная заработная плата и предусмотрены условия повышения уровня ее реального содержания. Указаны порядок, место и сроки ее выплаты, а также особенности оплаты труда на различных этапах трудовой деятельности ив зависимости от вида, времени, условий выполнения работ, квалификации исполнителя. Изложены основные принципы нормирования труда.

В разделе VII определены различные случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, в том числе направленным в служебные командировки, исполняющим государственные или общественные обязанности, совмещающим работу с обучением, при расторжении трудового договора и др.

В разделе VIH «Трудовой распорядок. Дисциплина труда» указано, что правила внутреннего трудового распорядка организации являются локальным нормативным актом, который должен соответствовать Трудовому кодексу РФ. Приведены виды поощрений и взысканий, разъяснен порядок их применения.

Раздел IX «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников» определяет права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, а также право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Раздел X «Охрана труда» содержит основные понятия охраны труда и основные направления государственной политики в области охраны труда. Указано, что требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Изложены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда.

В статье 217 раздела X каждой организации численностью более 100 работников предписано создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда. При численности работников 100 и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда должен принимать работодатель, который также может заключать договор с соответствующими специалистами или организациями.

Статья 220 гарантирует право работника на труд при соблюдс -ниц требований безопасности и гигиены. Статья 221 обязывает работодателя обеспечить работников средствами индивидуальной защиты при работе во вредных и (или) опасных условиях, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Статья 222 предписывает работникам, выполняющим работы во вредных условиях, бесплатно выдавать по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а в особо вредных условиях -- профилактическое питание. Статья 223 обязывает работодателя в соответствии с требованиями охраны труда оборудовать санитарно-бытовые помещения (для приема пищи, оказания медицинской помощи, отдыха в рабочее время и др.), а статья 224 -- переводить работников на более легкую работу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Статья 225 предписывает всем работникам организации, в том числе ее руководителю, проходить обучение и проверку знаний по охране труда. В статье 226 определены источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Статьи 227...231 посвящены особенностям расследования и учета несчастных случаев на производстве.

В разделе XI отражены обязанности сторон трудового договора по возмещению ущерба, причиненного одной из сторон другой.

Раздел XII кодекса посвящен особенностям регулирования труда отдельных категорий работников, В частности, женщин, лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до 18 лет, руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации, работников транспорта, педагогических работников и др.

В разделе XIII кодекса указано, что защиту трудовых прав и законных интересов работников должны выполнять органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, профессиональные союзы. Возможна также самозащита. Перечислены органы государственного надзора и контроля, основные права и обязанности государственных инспекторов труда, разъяснены особенности самозащиты трудовых прав работников и защиты этих прав профессиональными союзами, а также определена ответственность лиц, нарушающих трудовое законодательство.

В разделе XIV указаны срок введения в действие Трудового кодекса, порядок и срок введения размера минимальной заработной платы, перечень утративших силу законодательных актов, а также особенности применения законов и иных нормативных правовых актов.

2.3 Система стандартов безопасности труда (ССБТ)

Одно из наиболее эффективных профилактических средств, способствующих снижению уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, -- обязательное использование на производстве государственных стандартов безопасности труда.

Системе стандартов безопасности труда присвоен шифр 12 (рис. 4.1). Она состоит из подсистем (классификационных групп) с шифрами от 0 до 9.

Стандарты системы безопасности можно подразделить на три уровня.

Стандарты первого уровня (подсистема 0) представляют собой основополагающие документы (ГОСТы), охватывающие фундаментальные вопросы системы в целом (задачи, цели и структуру подсистемы, терминологию, внедрение и контроль, классификацию опасных и вредных производственных факторов и др.).

Стандарты второго уровня (подсистема 1) устанавливают нормы и общие требования, обеспечивающие безопасность труда по каждому опасному и вредному производственному фактору, определяют характер его действия на организм человека.

Стандарты третьего уровня (подсистемы 2...5) содержат общие требования безопасности к производственным процессам, технологическому оборудованию, средствам защиты работающих, зданиям и сооружениям.

Стандарты системы безопасности относят к нормативно-техническим документам высшего качества, и они действуют на уровне законов. Они подлежат обязательному пересмотру через каждые пять лет с целью внесения изменений, обусловленных развитием науки и техники. Если отсутствуют коррективы, то срок действия стандарта продлевают.

Заключение

В Трудовом кодексе РФ указано, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет. Для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, с согласия одного из родителей, опекуна и попечителя и органа опеки и попечительства.

Лиц моложе 18 лет принимают на работу только после обязательного предварительного медицинского осмотра. Медицинские осмотры в дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, осуществляются ежегодно за счет средств работодателя.

Запрещается использование лиц в возрасте до 18 лет на рабе во вредных и (или) опасных условиях, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровыо и нравственному развитию (работа в ночных клубах, торг ля спиртными напитками и др.). Работников этой категории также запрещается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (кроме работников концертных организаций, цирков, профессиональных спортсменов и т. п.).

Нормы выработки работающим подросткам устанавливают основе общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени. При повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до 18 лет выплачивается также с учетом сокращенной продолжительности работы.

Работникам моложе 18 лет предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в любое удобное для них время года.

Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Нормы предельно допустимых нагрузок для подростков при подъеме и переносе тяжестей вручную согласно Постановлению № 7 Министерства труда и социального развития РФ от 07.04.1999 г. указаны в таблице.

Предельно допустимая масса поднимаемого и переносимого груза, кг, для лиц моложе 18 лет

В массу поднимаемого и перемещаемого груза включена масса тары и упаковки.

При перемещении грузов в тележках и контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать: для юношей 14 лет-- 12кг, 15 лет-- 15кг, 16 лет --20 кг, 17 лет -- 24 кг; для девушек 14 лет --4кг, 15 лет -- 5кг, 16 лет -- 7кг, 17 лет -- 8 кг.

Расторжение трудового договора (контракта) с работниками моложе 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) помимо соблюдения общего порядка увольнения допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Список используемой литературы

1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студентов, учреждений среднего профессионального образования/ Ю. Г. Сапронов, А. Б. Сыса, В. В. Шахбазян. - М: Издательский центр «Академия», 2003 г.

2. Безопасность жизнедеятельности: учебник/ Под редакцией профессора Арустамова Э. А., 6-ое издание, переработанное и дополненное. - М: Издательский центр «Дашков и Ко», 2004 г.

3. Белов, Безопасность жизнедеятельности.

4. Зотов Б.И., Курдюмов В.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовые основы законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Экологическая безопасность, формирование и укрепление экологического правопорядка. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. Чрезвычайные ситуации.

    реферат , добавлен 24.03.2009

    Законы и подзаконные акты. Нормативно-техническая документация. Управление в чрезвычайных ситуациях. Международное сотрудничество. Классификация системы стандартов в области охраны природы. Нормативно-техническая документация.

    реферат , добавлен 24.08.2007

    Предмет и методы инженерной охраны труда. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Требования производственной санитарии, электро-, пожаробезопасности, защиты от излучений и вредных веществ.

    курс лекций , добавлен 05.06.2014

    Понятие о жизнедеятельности человека. Национальная безопасность России. Основы мобилизационной подготовки. Современные войны и вооруженные конфликты. Безопасность общества и личности. Основы организации медико-психологического обеспечения населения.

    курс лекций , добавлен 21.03.2014

    Правовые основы, порядок организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов. Экспертиза безопасности технических устройств.

    контрольная работа , добавлен 14.05.2009

    Правовые основы безопасности жизнедеятельности. Принципы государственной политики в области охраны труда. Законодательные основы охраны труда, Федеральный закон. Инструкции по охране труда на предприятии. Государственный надзор и общественный контроль.

    реферат , добавлен 23.02.2009

    Основные причины возникновения пожаров. Основы обеспечения и правила противопожарного режима в Российской Федерации. Понятие и задачи пожарной охраны. Основные элементы системы обеспечения пожарной безопасности. Виды систем оповещения. План эвакуации.

    презентация , добавлен 09.12.2015

    Права предприятий в области пожарной безопасности. Ответственность за нарушение ее требований. Правовые и нормативно-организационные основы охраны труда. Распределение средств, полученных от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности.

    конспект урока , добавлен 05.04.2010

    Правовые основы охраны труда в Беларуси. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Вопросы подготовки в области охраны труда и проведения экспертизы безопасности. Основы правового регулирования несчастных случаев на производстве.

    курсовая работа , добавлен 13.08.2011

    Основные требования НПА в области обучения работников организации. Задачи обучения в области безопасности жизнедеятельности. Задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Обучение работников в области безопасности жизнедеятельности.

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...