Преамбула конституции. О преамбуле конституции


Представляем вашему вниманию начало "Проблемного комментария к Конституции Российской Федерации" из 6-го тома "Национальной идеи России" .


Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008 г.) :


Преамбула


Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем Конституцию Российской Федерации.

Комментарий к преамбуле


Анализ преамбулы Конституции Российской Федерации, проведенный на основе исследования вышеперечисленных вопросов, позволяет сделать следующие выводы:


1. В качестве автора Конституции РФ и источника власти (статья 3) в преамбуле указывается «многонациональный народ». Вопрос о русском народе, доминирующем численно и являющемся носителем цивилизационных потенциалов страны, при этом проигнорирован. Причем это сделано не только в тексте преамбулы, но во всей Конституции РФ. Единственное упоминание «русскости» в тексте связывается с русским языком, который, однако, упоминается в контексте множественности «государственных языков» (статья 68). Темы цивилизационной идентичности страны, ее «русскости» в Конституции РФ полностью отсутствуют и, судя по системности приема умолчания, это было сделано целенаправленно.


Отметим, что «многонационального народа» не существует и существовать не может. Ни в одной стране в мире нет аналогичных российской конституционной формуле правовых конструкций «многонационального народа».

Народ не может быть многонациональным, многонародной может быть нация. Эта неправильная конструкция является советским наследием: формулировка «многонациональный советский народ» прозвучала в докладе на XXIII съезде КПСС в 1966 г.

Термин «народ», без дополнительных оговорок или использования в качестве имени собственного, тяготеет к этнической смысловой нагрузке. Тем более что в самой Конституции РФ упоминаются народы внутри страны во множественном числе (часть 3 статьи 5). И упоминаются наряду с правом на самоопределение, которое создает угрозу сепаратистского развала страны.


В преамбуле также содержится указание на право народов на самоопределение. Причем предположение, что в этой строке преамбулы речь идет о праве «многонационального народа» на самоопределение не подтверждается в силу нормы части 3 статьи 5. В конституциях ряда государств, обладающих подобной российской этнической структурой населения, где по численности доминирует один народ, являющийся носителем цивилизационной идентичности страны, последний упоминается в тексте в этом доминирующем качестве, с одновременным упоминанием иных народов, составляющих население страны. Согласно Всероссийской переписи населения 2002 г., численность русских в постоянном населении РФ составляет 115969,5 тыс. человек или 81,3%.

Таким образом, Конституция РФ игнорирует существование русского народа и его цивилизационно-ценностных накоплений как основы жизнедеятельности российского общества и государства при его многоэтническом характере.

Русскость в цивилизационном смысле, защищаемая конституционно-правовым путем, - это путь к гражданской нации, к государству-нации. Фактическая конституционная государственная доктрина «российского многонационального народа» не решает ни проблем цивилизационного укрепления государства, ни создания государства-нации, ни создания гражданской нации в России.


2. Мотивация принятия Конституции РФ прочитывается в словах «стремясь обеспечить благополучие и процветание России» и «исходя из ответственности за свою Родину». Что, однако, понимается под благополучием и процветанием? Однозначного смыслового раскрытия этой номинации, так же как и понятия «ответственность», в Конституции РФ нет. Вопроса вечного существования страны также не поставлено, соотношения суверенитета и «процветания» не предложено, хотя эти факторы часто и принципиально конфликтуют между собой.


Ответственность перед нынешним и будущими поколениями номинирована, но почему-то «прошлые поколения» в тексте не упоминаются. И это совсем не случайно. Ответственность перед прошлыми поколениями, на которую вроде бы указывается в словах «чтя память предков», торпедируется в самой же преамбуле. Слова «возрождая суверенную государственность России» буквально означают, что в СССР не воплощалась российская государственность, что он не преемствовал дореволюционной России. А значит, современные международно-правовые констатации РФ как правопреемницы СССР противоречат ее Конституции. При этом правовой конструкт преамбулы - «сохраняя исторически сложившееся государственное единство» - противоречит предыдущему суждению.


В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что преамбула торпедирует историческую преемственность России, ее исторически сложившуюся цивилизационную идентичность.


Слова преамбулы «соединенные… на своей земле» обходят вопрос об этой самой земле, закрывают сложнейшую тему и выбор, касающиеся территории России. Тема русской цивилизации, исторических земель России и народов, которые издревле объединялись под ее флагом вовсе не в пределах современной земли, тема русского мира, соотечественников и расколотого русского народа не просто обойдена в Конституции РФ. Она такой формулировкой просто «закрыта».


Не ясны слова «сознавая себя частью мирового сообщества». Какой именно в активном смысле слова частью? Какую роль в мире эта «часть» для себя считает уместной? Ответа в преамбуле, как и в самом тексте Конституции, не содержится, выбор геополитического субъектного позиционирования России в мире не сделан.


Мотивация принимающего Конституцию РФ актора прочитывается в от глагольной форме в строках «утверждая права и свободы», «возрождая суверенную государственность», «утверждая незыблемость ее демократической основы». Очевидно, что из всего широкого набора ценностей, необходимых стране для ее успешности, выбраны только две: права и свободы и демократия.


Относительно первой ценности важно отметить, что в преамбуле не содержится упоминания о социализированности категории свободы, об ответственности за располагание правом также не упомянуто. Это конструкции либеральной доктрины. Однако не понятно, почему Россия должна устанавливать ее для себя. Цивилизационная история России основана на принципиально иной доктрине, а именно, социализированной. Понятно, что богатому меньшинству либеральные установки приятны и полезны. Но конституция - это не манифест богатого меньшинства, это правило жизни всего народа и всей страны.


Что понимается под демократией - в Конституции РФ не раскрывается. Предполагается, что в качестве образца здесь выступают политические режимы США и государств Европы. Однако это дискредитирует идею о специфичности обустройства конкретной страны для достижения ее максимальной жизнеспособности. Никаких иных ценностей в качестве основы мотивации в преамбуле не предлагается.


3. Язык преамбулы лишен сакральности как по стилю, так и по содержанию. В ней не содержится никаких упоминаний о ценности страны, ее истории, испытаниях, победах и поражениях. В преамбуле нет ни одного уместного здесь пафосного качественно-оценочного слова в связи с такими понятиями, как Родина, Отечество. Психологическое, воспитующее, сак раль ное, объединяющее, клятвенное содержание преамбулы отсутствует. Гражданина России здесь ничто не мотивирует чтить Конституцию РФ, даже если что-то и сподвигнет его прочесть ее текст.


4. Цели принятия (в отличие от целей сохранения страны и ее устойчивости) преамбула упоминает следующие. «Права и свободы» - о них смотри выше. «Гражданский мир и согласие» - это ситуативная цель 1993 г., возникшая после обстрела Белого дома. «Суверенная государственность», которая подразумевает исторический разрыв российской государственности и, в условиях сепаратизма, ее ослабление вплоть до распада. «Благополучие и процветание» - о них также смотри выше.


5. Ценности верхнего уровня в преамбуле Конституции РФ четко указаны. Однако насколько они полезны для нашей страны, нужны для ее сохранения и развития? Что провозглашает преамбула в качестве ценностей? Во-первых - «права и свободы» - ценность, дезавуированную асоциализированной трактовкой. Во-вторых - «государственное единство», подрываемое или размываемое федеративной формой государственного устройства, игнорированием русского народа и русской цивилизационной идентичности страны, закреплением права народов на самоопределение. В-третьих - «равноправие и самоопределение народов», программирующее сепаратизм, распад государственности и игнорирование роли русского народа. В-четвертых - «демократическую основу», содержание которой непонятно и неизвестно.

Очевидно, что ценности, провозглашаемые в преамбуле, противоречивы, взаимоисключающи, фрагментарны и абсолютно недостаточны для конституции как документа, сохраняющего и повышающего жизнеспособность страны и ее устойчивость.


Ценности российской государственности, нравственности, социальности, коллективизма, труда, милосердия и множество других, чрезвычайно важных для сохранения страны, в преамбуле не упоминаются. В ценностном функциональном поле преамбулы преобладает единственная доктрина - по своему характеру либеральная в худшем ее понимании как доктрина для меньшинства (фактически только для богатого меньшинства), транснационального или космополитического субъекта.


6. Указаний в преамбуле на российскую уникальность и специфические особенности страны не содержится. Это можно проверить следующим способом - мысленно заменить название страны на любое другое. Результат этого эксперимента показывает, что текст преамбулы в своей неизменной форме применим практически к любой стране. Значит, данная Конституция не является конституцией конкретной страны.


7. В преамбуле указания на активное и суверенное позиционирование себя Россией в мире отсутствуют. В тексте определено только то, что Россия - часть мира. Никаких принципов соотнесения себя с миром при этом не приводится.


8. В первой и последней строке преамбулы акцентируется, что Российское государство является федерацией. Сложнейший выбор формы государственного устройства, т. е. выбор степени централизации или унитарности (а цена вопроса тут - единство и целостность, управляемость и устойчивость развития) страны, был сделан в пользу федерации. Акцент при выборе названия между Россией (смысловое и сакральное указание на единство и неделимость, целостность и прочность страны) и Российской Федерацией (смысловая апелляция к множественности, лоскутности, потенциалу сепаратизма и тенденциям распада наряду с правом народов на самоопределение внутри федерации) сделан в преамбуле на «Российской Федерации».


При этом зачем-то установлена тождественность двух названий страны, что дискредитирует ее историческое название - Россия и нацеливает на название, уязвимое с точки зрения устойчивости и являющееся гораздо более узким и указывающим только на форму государственного устройства, не более того.


9. Принципы мировоззренческого (ценностно-мотивирующего) мира человека не раскрыты. Так, в тексте преамбулы не содержится никаких упоминаний о религиозности или священности. Мировоззренческие указания также отсутствуют, за исключением упоминания «любви и уважения к Отечеству, веры в добро и справедливость». Но это не дает оснований считать, что ценностная мировоззренческая мотивационная для человека поведенческая матрица хотя бы оконтурена. Таким образом, этот вопрос остался нераскрытым.


10. Тип волевого акта в тексте Конституции РФ обозначен. Это просто «принятие» Конституции. Момент сакральности, апелляция к важности и исключительности события (акта) ее принятия, указание на жизненную важность появления такого документа для страны и ее народа, заявка на регулирование обустройства страны отсутствуют.


11. Статус и функциональное назначение Конституции не обозначены. В тексте указывается, что конституция принимается, но о том, что такое конституция и зачем она принимается - сведений нет. Вместе с тем, конституция в правовом отношении может представлять собой максимально интегрированный правовой акт. То есть помимо норм и правил устройства государственных институтов и институтов публичной власти, в соответствии с современными тенденциями конституционно-правового регулирования она может и должна задавать прежде всего обустройство всех сторон жизни в стране, внося в правовое регулирование ценностную матрицу. Закладывая выбор в пространстве «добра» и «зла» в социальной, региональной и гуманитарной сферах, сфере устройства экономики и т. п., конституция способна служить задаче жизнеобустройства страны. Преамбула Конституции РФ обходит молчанием вопрос о ее функциональном назначении. К сожалению, содержание преамбулы задает тон всему тексту Конституции РФ.


Авторы нового макета Конституции предлагают следующий текст преамбулы, в котором каждые слово и смысл продуманы и имеют связь с высшими ценностями и системой госуправления, заявленными в Конституции:

ПРЕАМБУЛА


Мы, русский народ и все братские российские народы, соединившиеся в трудах, преодолениях и великих победах в ходе своей общей многовековой истории в единый Народ России;


объявляя абсолютной высшей ценностью преемствующую в веках и поколениях на единой российской священной земле нашу общую Родину Россию;


провозглашая для нашей страны и всех нас будущее, основанное на приверженности высшим ценностям России;


будучи убежденными в том, что источниками счастья человека, блага и благополучия всех и каждого являются труд, свобода и ответственность, совесть и нрав ственность, любовь и товарищество, справедливость и единство, семья;


считая основополагающими для себя заботу всех о благе каждого и заботу каж-дого о благе всех;


уважая каждый народ, живущий в России, его культуру, язык, вероисповедание и традиции; исходя из принципов народовластия, неразрывной связи прав и обязанностей человека и гражданина, социальной справедливости и равноправия всех людей в их достоинстве;


признавая нашу общую ответственность за свою Родину перед прошлыми, ны-нешним и будущими поколениями;


чтя память и традиции предков, завещавших нам сохранение Отечества, любовь и уважение к нему, веру в добро, справедливость и высоту человеческого духа;


осознавая исторический вклад самобытной русской (российской) цивилизации в мировое развитие и свою ответственность за судьбы мира и человечества;


утверждая нерушимое единство, территориальную целостность, суверенитет и независимость Российского государства;


стремясь обеспечить благополучие, процветание и вечное существование Народа России, самой России, гарантировать уважаемую, авторитетную и ответственную государственную власть; являясь равными в правах и осознавая свои обязанности по отношению к общей и единой России;


заявляя о своей ответственности перед Богом, собственной совестью и людьми;


ПО СВОЕЙ ДОБРОЙ ВОЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМ В КОНСТИТУЦИИ РОССИИ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО НАШЕЙ СТРАНЫ.

Конституции, как правило, имею преамбулы. Преамбула -- вступительная часть, содержащая обычно краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия Конституции. Положения (формулы) преамбулы существенно важны в политическом, идеологическом и юридическом планах. Они выступают в качестве ориентиров, помогающих лучше понять институты государства, способствующих правильному толкованию и применению статей Конституции.

Преамбула Конституции Российской Федерации начинается с положения "Мы, многонациональный народ Российской Федерации".

Выражение "мы.., народ…" встречается в конституциях ряда стран. В преамбуле Конституции Российской Федерации оно указывает, прежде всего, на то, кем определены цели Российского государства и кем данная Конституция принята. Слова "многонациональный народ" означают, во-первых -- совокупность граждан России, во-вторых -- объединение всех населяющих Российскую Федерацию народов (этносов), других этнических общностей.

Слова "соединенные общей судьбой на своей земле" подчеркивают, что сплочение народов (этносов) и других этнических общностей на территории России -- результат многовекового исторического процесса и что этому сообществу предстоит существовать и в будущем.

Формула "утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие" называет главные цели, ради которых принята данная Конституция. Под правами и свободами человека подразумеваются, прежде всего, те, которые провозглашены Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.). К этим документам следует отнести также российскую Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую в 1991 году. Под гражданским миром и согласием подразумевается такое состояние общества, когда отсутствуют острые политические и социальные конфликты, существует взаимопонимание общественных сил. Обе цели -- утверждение прав и свобод человека и утверждение гражданского мира и согласия -- даны рядом, и это не случайно. Они органически связаны и взаимозависимы.

Положение "сохраняя исторически сложившееся государственное единство" отражает факт единства России как государства и стремление не допустить его ослабления. В результате длительного исторического развития различные государственно-территориальные общности интегрировались в одно политическое целое. В рамках этого целого и благодаря ему между всеми государственно-территориальными образованиями упрочились многообразные экономические, социальные, культурные и политические связи. Государственная целостность России необходима и выгодна всем. Она надежный гарант стабильности и нормальной жизнедеятельности как Российской Федерации в целом, так и всех составляющих ее частей (субъектов Федерации). Поэтому забота о государственном единстве есть долг всех институтов власти, общественных объединении и движений, всех российских граждан Положение "исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов" означает следующее.

Общепризнанными считаются принципы, разделяемые мировым сообществом и закрепленные в соответствующих международно-правовых актах. Принципы равноправия и самоопределения народов получили отражение в Уставе ООН (1945 г.), Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о воспитании народов в духе мира (1978 г.) и в ряде других документов.

Многие государства объявили общепризнанные принципы и нормы международного права составной частью своих правовых систем. Будучи включенными в такие системы, эти принципы и нормы нередко осуществляются при регулировании отношений внутри страны специфическим образом. Претворение в жизнь принципов равноправия и самоопределения народов имеет в России ряд особенностей, обусловленных пребыванием ее народов в составе одного федеративного государства и необходимостью учета специфики российского федерализма.

Положение "чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость" раскрывает по преимуществу гражданско-нравственную позицию россиян. В этих словах -- признание того, что многонациональный народ России помнит и ценит свое прошлое, осознает и хранит преемственную связь с ним, наследует патриотические чувства предков, их оптимизм и стремление к справедливости.

Формула "возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы" появилась в преамбуле Конституции в связи с тем, что вплоть до последних лет государственность России была лишена многих черт суверенности. Она даже в большей мере, чем другие союзные республики, страдала от чрезмерной централизации в Союзе ССР. Россия, в отличие от других республик, не имела своих органов в некоторых отраслях управления (их функции на ее территории выполняли непосредственно союзные министерства и ведомства). Основная часть промышленности находилась в прямом союзном подчинении. Не была Россия и полноправным субъектом международного права.

Термин "возрождение" нельзя, однако, толковать таким образом, будто сейчас решается задача восстановить суверенную российскую государственность в одной из тех ее конкретных политико-правовых форм, в которые она в прошлом облекалась: до февраля 1917 года, в период с марта по октябрь 1917 года либо на короткое время после октября 1917 года. Возврата к старым политико-юридическим формам быть не может. Речь идет об обретении суверенитета новой Россией -- государством, утверждающимся на незыблемой демократической основе. Начало этому процессу было положено принятием 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России.

Слова "стремясь обеспечить благополучие и процветание России" тоже исполнены большого смысла. Они означают такое будущее состояние нашей страны, при котором достигнут достаток материальных, социальных и духовно-культурных благ, налажено спокойное, без каких-либо эксцессов, течение жизни, успешно развиваются все сферы общества.

В формуле "исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним- и. Будущими поколениями" отражена воля россиян взять на себя ответственность за положение дел в стране, за судьбы Отечества. Ответственность, о которой говорится в этой части преамбулы, -- морально-политическая, а не юридическая. Пренебрегший ею обычному суду не подлежит и может быть судим лишь судом истории. Но воплощение этой ответственности в практических действиях, поступках граждан России -- серьезная гарантия того, что ее настоящее и будущее станут именно такими, какими их хочет видеть наш многонациональный народ.

Формула "сознавая себя частью мирового сообщества" означает не только оценку народом Российской Федерации своего положения в современном мире, но и понимание того, что Россия действительно является неотъемлемой частью мирового сообщества, его полноправным членом. Поэтому Российское государство соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права, заключает и выполняет международные договоры, участвует в международных организациях, в системах коллективной безопасности. Вместе с другими государствами оно прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить всеобщий и справедливый мир, взаимовыгодное международное сотрудничество, совместное разрешение глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Торжественные слова "принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" имеют непосредственное правовое значение. Мировая практика знает различные способы принятия конституции: решением парламента, решением учредительного собрания, путем референдума и т. д. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Проект этой Конституции -- результат длительной совместной работы российских депутатов, представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. В его подготовке активно участвовали и представители ряда общественных объединений, а также предпринимательских кругов, видные юристы. Проект широко освещался в средствах массовой информации и подвергся тщательному обсуждению на Конституционном Совещании (июнь--октябрь 1993 г.), охватывавшем по своему составу все слои российского общества. Только после этой предварительной работы проект Конституции был вынесен Президентом Российской Федерации на всенародное голосование и одобрен гражданами России.

Прранализируйте содержание преамбуоы конституции рф и сделайте вывод

Отсутствие нормативной структуры положений преамбулы требует формулировки нормы в конкретной ситуации, частной трансформации текста преамбулы в конкретные права и обязанности.3. Преамбула может быть применена только в интерпретированном виде и к конкретному правоотношению. Интерпретация текста преамбулы не может быть общеобязательной для всех правовых отношений. Иное бы нарушало действие принципа правовой определенности.Бесспорно, чрезмерное использование преамбулы в качестве правового основания может способствовать формированию законодательного нигилизма, привести к нарушению принципа правовой определенности, поскольку не дает заинтересованному кругу лиц полного представления о всех возможных правах.

One more step

Проблемного комментария к Конституции Российской Федерации» из научного макета новой Конституции. Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008 г.) Преамбула Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Структура и содержание преамбулы конституции рф.

В тексте Конституции преамбула не озаглавлена. Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на ϲʙᴏей земле, утверждая права и ϲʙᴏбоды человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за ϲʙᴏю Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Комментарий к преамбуле Конституцию открывает преамбула, т.е.


вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции.

О преамбуле конституции

Внимание

Отметим, что «многонационального народа» не существует и существовать не может. Ни в одной стране в мире нет аналогичных российской конституционной формуле правовых конструкций «многонационального народа».


Народ не может быть многонациональным, многонародной может быть нация. Эта неправильная конструкция является советским наследием: формулировка «многонациональный советский народ» прозвучала в докладе на XXIII съезде КПСС в 1966 г.
Термин «народ», без дополнительных оговорок или использования в качестве имени собственного, тяготеет к этнической смысловой нагрузке. Тем более что в самой Конституции РФ упоминаются народы внутри страны во множественном числе (часть 3 статьи 5).

И упоминаются наряду с правом на самоопределение, которое создает угрозу сепаратистского развала страны. В преамбуле также содержится указание на право народов на самоопределение.

Анализ преамбулы конституции российской федерации

Эбзеева <19, все конституционные положения, включая преамбулу, обладают регулирующим значением и носят действующий характер <20. Как утверждает Р.В. Артемьева, преамбула имеет прямое действие, выступает как основа определенных видов общественных отношений и может стать основой доктринального толкования Конституции <21. <19 Эбзеев Б.С. Прямое действие Конституции Российской Федерации (некоторые методологические аспекты) // Правоведение. 1996. N 1. С. 10.<20 Эбзеев Б.С. Конституция Российской Федерации: прямое действие и условия реализации // Государство и право.


2008. N 7. С. 6.<21 Артемьева Р.В. Преамбула Конституции Российской Федерации: нормативное содержание и проблемы реализации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. 41 с. Субсидиарный подход. Преамбула применяется как дополнительное правовое основание в случае недостатка законодательного регулирования.

Преамбулы конституций и их правовое значение (антоненко в.м.)

Тем не менее анализ структуры преамбул позволяет выделить ряд общих признаков, характерных для вступительной части большинства конституционных актов.Расположение преамбулы. Преамбула предваряет текст конституции, располагается перед основными положениями конституции и, как правило, специально озаглавлена <3.
В преамбулах большинства конституций отсутствует деление на части, однако данное правило имеет исключения <4. <3 Например, преамбула Конституции КНР 1982 г. озаглавлена «Введение», преамбула Конституции Хорватии 1990 г. озаглавлена «Исторические основы», преамбулы Конституций Чехии 1992 г., Германии 1949 г., Индии 1949 г., Испании 1978 г. и др. озаглавлены «Преамбула», в ряде конституций преамбулы имеются, однако не озаглавлены (Конституции Аргентины 1853 г., Венгрии 1949 г., Японии 1947 г. и др.).<4 Преамбулы к Конституции Ливана 1990 г., Афганистана 2004 г. содержат пункты.

На правах рукописи

Как правило, преамбула применяется в системе с другими нормами Конституции, что не умаляет их прямого действия.Являясь частью Конституции, преамбула может и должна применяться, однако ее применение характеризуется рядом особенностей:1. Необходимость философско-правовой интерпретации.Широта формулировки положений преамбулы (например выражение «стремясь обеспечить благополучие и процветание России») требует расшифровки как отдельных категорий (благополучие, процветание), так и понимания намерения авторов данного положения (означает ли стремление к благополучию России стремление к благополучию народов и каждого отдельного гражданина).Данная особенность обусловливает механизм применения преамбулы: она может применяться только квалифицированным субъектом (органом конституционной юстиции) с учетом имеющихся в науке конституционного права доктринальных позиций.2.

Преамбула

Но конституция – это не манифест богатого меньшинства, это правило жизни всего народа и всей страны. Что понимается под демократией – в Конституции РФ не раскрывается.

Никаких иных ценностей в качестве основы мотивации в преамбуле не предлагается. 3. Язык преамбулы лишен сакральности как по стилю, так и по содержанию.

В ней не содержится никаких упоминаний о ценности страны, ее истории, испытаниях, победах и поражениях. В преамбуле нет ни одного уместного здесь пафосного качественно-оценочного слова в связи с такими понятиями, как Родина, Отечество.

Психологическое, воспитующее, сак раль ное, объединяющее, клятвенное содержание преамбулы отсутствует.

Преамбула

В преамбуле обращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемость демократической основы Российской Федерации, фиксируется, что она принята с целью обеспечить благополучие и процветание страны, исходя при ϶ᴛᴏм из нашей общей ответственности за ϲʙᴏю Родину не только перед нынешним, но и будущими поколениями. Еще одно очень важное положение преамбулы. Принимая ϲʙᴏю Конституцию, многонациональный российский народ и Российское государство сознают себя частью мирового сообщества.

А ϶ᴛᴏ означает, что Российская Федерация принимает на себя обязательства соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, налаживать сотрудничество с другими государствами, что будет важным условием демократического и мирного развития не только России и ее народа, но и народов и государств всего мира.

Форум про амнистию, тюрьмы, зоны и законы

Но Конституция не только чтит память о прошлом, а прежде всего утверждает общепризнанные и особенно важные для нашей многонациональной страны принципы равноправия и самоопределения народов, объединившихся на общей земле и сохраняющих единое государство. Новая Конституция — ϶ᴛᴏ и возрождение подлинной суверенной государственности России, кᴏᴛᴏᴩую она обрела только с принятием 12 июня 1990 г.

Декларации о независимости. И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла ϲʙᴏю Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом будет существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего Закона.

Слово «преамбула» происходит от позднелатинского preambulus и переводится как «идущий впереди, предшествующий», преамбула означает в праве вводную или вступительную часть правового акта <1. Как справедливо указывает С.А. Авакьян <2, преамбула является вводным текстом, имеющим политическую направленность, предназначение которой — осветить пройденный страной путь, дать характеристику общества на современном этапе развития, изложить сущность и главные задачи государства, сказать о целях конституции и провозгласить ее принятие.

<1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М.: Издательство ИТИ «Технологии», 2006. 944 с.<2 Авакьян С.А.

Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М.: РЮИД «Сашко», 2000. 528 с. С. 22. Не существует единой общепризнанной модели преамбулы конституции.

Это: утверждение прав и ϲʙᴏбод человека, утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России. Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции.

Так, утверждению прав и ϲʙᴏбод человека посвящены целиком гл. 2 (ст. 17 — 64) и ряд положений в других главах (например, ст. 2, 6, 7 и др.). Включение данных статей в текст Конституции позволяет утверждать, что в развитии прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина наша Конституция вышла на уровень стандартов, принятых в мировом сообществе. Возрождение российской государственности раскрывается в гл. 1 «Основы конституционного строя», в гл.

Депутаты Госдумы Евгений Федоров и Антон Романов (оба - «Единая Россия») подготовили проект закона о внесении изменений в ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Поправка направлена на устранение правового пробела, касательно процедуры внесения изменений в преамбулу Конституции, которая на сегодняшний день не определена. Законодатели указывают, что вводная часть нормативного акта несет в себе не только моральный смысл, но и является юридическим ориентиром, которому должны соответствовать другие правовые положения в стране.

Преамбула Конституции РФ сегодня гласит: «Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию РФ».

Для возможности изменения преамбулы парламентарии предлагают внести поправки, которые распространят процедуру внесения изменений в главы 3–8 Конституции РФ на ее вступительную часть. Сегодня в соответствии со ст. 136 Конституции поправки к главам 3–8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Таким образом в последние годы были приняты правки, касающиеся присоединения Крыма и Севастополя к РФ, а также повышения сроков полномочий Государственной думы и президента России.

Положения глав 1, 2 и 9 Конституции в соответствии с п. 1 ст. 135 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным собранием. Изменение данных глав требует получения 3/5 голосов Федерального собрания, после чего должно будет созываться Конституционное собрание из преставителей трех ветвей власти как федерального, так и регионального уровня. Окончательно данная процедура предусматривает проведение референдума и принятие новой Конституции. При всех сложностях изменений 1, 2 и 9 глав Конституции самой большой проблемой остается то, что в РФ до сих пор не принят закон о Конституционном собрании.

Конституция носит для нас высший статус, а преамбула представляет собой надконституционный посыл, некую идеологему, которая стоит над Конституцией. Пусть она не носит прямого характера, но она определяет общую логику всей Конституции, всего законодательства. Поэтому корректировка преамбулы - это корректировка курса страны, - считает депутат Федоров. - Наш закон позволяет поменять эту преамбулу. Это в дальнейшем поможет поменять и курс страны, потому что на сегодняшний день это необходимо. Например, в части, которая касается взаимоотношений России с миром. У нас в преамбуле заключена уникальная формулировка, что российский народ является частью какого-то большего сообщества.

Подобного положения, как отметил депутат, нет в Конституции ни одной страны мира. Евгений Федоров ранее предлагал внести изменения в российскую Конституцию - удалить из нее положения о приоритете норм международного права над национальным законодательством, а также запрет на государственную идеологию.

Специалист в области конституционного законодательства, профессор юрфака РАНХиГС Сергей Комаров считает, что разговоры о том, что преамбула Конституции на сегодня как-то обязывает Россию при принятии решений учитывать мнение или нормы других стран, безосновательны. При этом эксперт заметил, что преамбула является конституционным положением и обладает той же юридической силой, как и остальные главы Основного закона.

Если законодатели захотят менять преамбулу, то при этом необязательно менять отдельные статьи. Должно быть внутреннее согласование соотвествующих норм. Что касается суверенности, то у нас и так много там говорится об этом. В Конституции четко сказано, что мы - многонациональный народ РФ, соединенный общей судьбой на своей земле, - сказал профессор. - На сегодняшний день в преамбуле ничего не говорится о необходимости совещаться с другими государствами по каким-то вопросам вопреки нашему суверенитету. Только о единстве в рамках нашего многонационального государства.

Заместитель завкафедры конституционного и муниципального права ВШЭ Илья Шаблинский считает, что изменения в преамбуле, направленные против приоритета международного права, никак не повлияют на статьи из неприкосновенных на сегодня глав, которые отражают эту тему.

Сама по себе норма о том, что РФ в полной мере опирается на нормы международного права, если говорить о практической стороне дела, никак не влияет на внутреннюю и внешнюю политику РФ. Все государства в своей практике учитывают общепризнанные нормы международного права: например, что все договоры должны исполняться. Есть и принцип неагрессии. Это надо оговаривать. Но в любом случае изменения в преамбуле здесь ни на что не повлияют, - полагает Илья Шаблинский.

Преамбула

1. Термин "конституция" (от лат. constitutio - устанавливаю, учреждаю) в действующем Основном Законе в различных словосочетаниях встречается не менее 70 раз. Анализ интерпретаций данного термина позволяет выявить ряд аспектов его смысловой нагрузки, которые вкладывались в этот термин создателями Конституции и должны учитываться в процессе практического применения Основного Закона и его норм.

Во-первых, Конституция есть основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Он может быть пересмотрен в особом, предусмотренном самой Конституцией порядке. Следовательно, любая попытка пересмотра или новации Конституции в нарушение или в обход установленного действующей Конституцией порядка есть узурпация власти, которая должна повлечь установленные законом правовые последствия.

Во-вторых, Конституция - это закон, который в известном смысле учреждает государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяет характер взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления.

В-третьих, Конституция есть закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. Согласно Конституции народ является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой личностью. Конституция, однако, в то же время содержит и гарантии от гипертрофии этого единства путем признания идеологического и политического многообразия и закрепления федеративной природы государства.

В-четвертых, Конституция выступает способом формализации государственного строя России путем закрепления его фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты.

В-пятых, Конституция - закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения коррелирующих с этими правами обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности.

В-шестых, Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм и в этом смысле сама является так называемой абсолютной нормой, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в государстве. В связи с этим Конституция выступает в качестве закона, имеющего верховенство на всей территории государства, обладающего высшей юридической силой и гарантирующего политическое единство народа и единство экономического и правового пространства государства.

Конституция может также рассматриваться как юридическая форма фиксации познанных обществом объективных закономерностей социально-исторического развития, которые в силу их конституционного закрепления трансформируются в поведение граждан и становятся нормой деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений и т.д., в результате чего она выступает юридической основой и способом обеспечения естественно-исторической эволюции общества и оформляющего его государства.

Очевидно, что понятие Конституции чрезвычайно сложно выразить в краткой дефиниции, необходим учет различных аспектов, причем в зависимости от конкретных обстоятельств тот или иной аспект может оказаться превалирующим. Например, при разрешении споров о компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ Конституция выступает как гарантия политического единства народа и одновременно как гарантия прав и интересов субъектов РФ, вытекающих из федеративного устройства государства. В то же время в случае конфликта интересов личности и государства доминирующее значение приобретает гарантийная функция Конституции, выступающей в качестве юридической формы урегулирования взаимоотношений человека и государства как "равноправных партнеров" в общественном договоре и способа ограничения пределов государственной власти, а также обеспечения индивидуальной автономии личности.

При этом следует обратить внимание на следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для определения природы как самой Конституции, так и оформляемой ею государственности. Во-первых, из наименования Конституции изъято словосочетание "Основной Закон", которое неизменно присутствовало в прежних конституциях. Из такого изъятия тем не менее не следует, что меняется место Конституции в иерархии правовых актов, это лишь свидетельствует об отождествлении составителями проекта содержания понятий "конституция" и "основной закон" и желании избежать в силу их совпадения повторения. Во-вторых, в самом наименовании "Конституция Российской Федерации" присутствует указание на федеративную природу государства, которая в рамках действующего Основного Закона правовым образом не может быть преодолена. В-третьих, федеративное устройство Российской Федерации сопрягается с единством государства. Российское государство именно единое федеративное, а не союзное государство, основанное на сочленстве объединившихся в него субъектов. Следовательно, общефедеральные конституционные стандарты организации власти, суверенитета и свободы личности имеют универсальный характер и обязательны для всех субъектов РФ. Это означает также, что федеральная Конституция не нуждается в ратификации или подтверждении в иной форме субъектами РФ, она связывает все субъекты Федерации на всей территории РФ и действует прямо и непосредственно, а в силу занимаемого в системе законодательства РФ и ее субъектов места обладает высшей юридической силой.

2. Словосочетание "Конституция Российской Федерации" содержит указание на взаимосвязь Основного Закона России и Российского государства. Государство в этой взаимосвязи первично, что касается оформляющей его Конституции - она вторична. Именно поэтому об учредительной функции Конституции можно говорить только в определенном смысле.

В частности, российская государственность, истоки которой часто относят к периоду крещения Руси, в действительности много старше. В связи с этим Конституция исходит из существования государства. Что же касается ее учредительной функции, она заключается в преобразовании государства в соответствии с волей многонационального народа России, обновлении его институтов, характера взаимоотношений государства и общества, статуса человека и гражданина, самого устройства государства и т.п.

Иными словами, Конституция не легитимирует волю к государственному существованию как таковому, она закрепляет отличные от ранее существовавших государственные формы, адекватные потребностям цивилизационного развития общества. В силу этого Российская Федерация выступает продолжением всех предшествовавших форм российской государственности, современный облик которой представлен действующей Конституцией.

В свою очередь Российское государство выполняет по отношению к Конституции служебную функцию. В частности, Конституция возлагает на государство определенные обязанности по отношению к обществу и личности, ассоциациям граждан. Именно оно является гарантом Конституции и установленного ею общественного строя и сформированного на основе Конституции правопорядка. Это означает, что государство как политическая форма существования многонационального народа РФ предшествует всем положениям Конституции и образует основополагающий принцип, описание которого с точки зрения его организации, формы, принципов деятельности, ограничений и т.п. осуществляется в этих последующих положениях.

Таким образом, Конституция и оформленное ею Российское государство составляют определенное единство. Основной Закон России обращен не к оторванной от реальности абстрактной модели государства вообще, он легитимирует конкретное государство - Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как это установлено ч. 1 ст. 1 Конституции. При этом перечисленные в этом определении признаки дополняются далее указанием на то, что Российская Федерация также является социальным и светским государством (ст. 7, 14), без учета чего целостная картина государственности России невозможна.

3. Принятие Конституции на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. прервало развитие советского типа организации государственной власти и юридически закрепило восприятие Россией общедемократических ценностей и ориентиров социально-политического и экономического развития, которые доминируют в обществах с более давними традициями демократического развития. Предваряющая основной текст Конституции вступительная часть - преамбула, обычная в мировой конституционной практике, в широком социальном плане декларирует становление в России конституционализма, превращение государства в рациональную организацию публичной власти для осуществления общественных задач в рамках права. Преамбула является составной частью Конституции и имеет для законодательной и исполнительной власти не только моральную, но и юридическую силу, а судами должна восприниматься в качестве оселка, с помощью которого выверяется адекватность истолкования конституционных норм, содержащихся в разделах, главах и статьях Конституции.

На это, в частности, было обращено внимание в Постановлении КС РФ от 20.12.1995 N 17-П*(1). Суд, отметив, что "Конституция Российской Федерации закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя", для обоснования своей позиции сослался на преамбулу и ч. 1 и 3 ст. 4 Конституции. Многократно ссылался Конституционный Суд на преамбулу в ее нормативном единстве и сопряжении с рядом иных положений Конституции в Постановлении от 07.06.2000 N 10-П, в частности для обоснования того, что Конституция, принятая всенародным голосованием, является актом высшего непосредственного выражения власти многонационального народа России в целом, следовательно, именно ее положения имеют приоритет в правовой системе РФ, включая федеральное законодательство и нормативные правовые акты субъектов РФ.

Тем самым Конституционный Суд подтвердил, что, во-первых, преамбула есть неотъемлемая составная часть Конституции; во-вторых, она является не просто сводом политико-правовых деклараций или исторической справкой, но и имеет юридическую силу и составляет своеобразный договор между народом, волей которого освящена Конституция, и государством, выступающим от имени народа; в-третьих, органы публичной власти и иные субъекты конституционно-правовых отношений связаны преамбулой в не меньшей мере, чем иными положениями Конституции; в-четвертых, последующие положения Конституции, особенно принципы конституционного строя, должны интерпретироваться и применяться с учетом преамбулы Конституции, ибо именно в ней содержится универсальный социально-политический, нравственный и юридический критерий адекватности правоприменения в стране.

Конституция - единый политико-юридический документ, каждая часть которого органически связана со всеми остальными и в рамках единой системы выполняет свои функции. Это продуманная модель организации жизни общества, охватывающая все его сферы и наиболее важные проявления. Конституция является целостным актом, нормы и институты которого взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе регулирования общественных отношений. В частности, нормативное значение преамбулы заключается в том, что она обычно определяет стратегию как правотворчества, так и правоприменения, налагает на государство, государственные и общественные органы, должностных лиц юридическую обязанность действовать в соответствии со сформулированными в ней основополагающими принципами.

4. Представляется, что не следует преуменьшать значения преамбулы Конституции и для адекватного понимания и истолкования ее содержания. В преамбуле излагаются некоторые исходные положения, на которых основываются Конституция и те цели, которые она преследует. Преамбула Конституции констатирует существование многонационального народа России, соединенного общей судьбой на своей земле. Начинается она словами: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации...". Тем самым волей народа легитимируется та модель организации власти, суверенитета, свободы и прав человека, которая получила закрепление в Основном Законе. Народ, понимаемый в преамбуле Конституции как общность, образуемая всей совокупностью граждан независимо от их гражданской активности (например, участия в выборах), выступает первичным субъектом конституционных правоотношений, в которых обязанной стороной выступают государство, его органы и должностные лица. Именно народ обладает всей полнотой учредительной власти, т.е. власти, учреждающей Конституцию, которая не может передаваться кому бы то ни было, за исключением Конституционного Собрания (см. комментарий к ст. 135). Государственная же власть - законодательная, исполнительная или судебная - это власть, учреждаемая народом и действующая от его имени и им уполномоченная. Народ передает учреждаемым Конституцией органам, формируемым в соответствии с установленным ею порядком, не саму власть, а право на власть, причем только на определенный срок. Отсюда следует, что пределы государственной власти и ее "свободного" усмотрения определяются народом, они детерминированы волей народа и потому не могут быть нарушены государством без риска утраты своей легитимности. В этом отношении сама Конституция выступает способом ограничения государства путем установления пределов государственной власти, чем предопределяется его инструментальная роль как средства к развитию личности и обеспечению ее свободы в демократическом обществе.

Многонациональный характер страны и осознание ею себя как части мирового сообщества обусловили также признание общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. В преамбуле выражены преемственность российской государственности и уважение к историческому прошлому народа, предыдущие поколения которого передали гражданам России любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. В ней нашли отражение решающая роль самого народа в настоящем и будущем Родины, его доминирующее место во всей системе субъектов конституционно-правовых отношений. В связи с этим особенно важно учитывать, что Конституция, моделируя новый конституционный строй, не может быть оторвана от складывавшихся столетиями эволюционного развития традиций и устоев отечественной политической истории; она жизнеспособна лишь при условии, что отвечает потребностям общества и адекватна реалиям жизни народа, преобразование которой - процесс постепенный и достаточно длительный, требующий тщательно продуманных решений умной и энергичной власти.

Формула преамбулы "Мы, многонациональный народ Российской Федерации" имеет по крайней мере еще один аспект, без учета которого невозможна адекватная оценка и должная интерпретация конституционных основ единства и целостности Российского государства, с одной стороны, и природы этнических прав - с другой. Многонациональный народ России в конституционно-правовых отношениях выступает в качестве единой государственной гражданской нации, составляющей основу государственной идентичности России и предопределяющей характер отечественной модели федерализма и взаимоотношения различных уровней единой федеративной системы и выступающих от их имени публичных властей.

В преамбуле Конституции одновременно определяются те ценности, которые занимают ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция. В системе этих ценностей и целей Конституции - утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства страны, возрождение суверенной государственности России и незыблемость ее демократической основы. В широком социальном контексте речь идет о принципиально новом видении универсальной объективной характеристики Конституции - ее сущности, предопределяемой социальной солидарностью и сбалансированным отражением социальных и индивидуальных интересов, составляющих непременное условие эволюционного развития.

В связи с этим уместно отметить, что в государственно-правовой теории до недавнего прошлого неизменным оставался акцент не на целях, ценностях и интересах, свойственных обществу и его членам независимо от их классовой принадлежности, а на пролетарски-классовом подходе к оценке сущности и содержания основного закона. Гипертрофия классовых оценок в их нередко вульгарно-социологическом истолковании вела к обеднению сущностных характеристик конституции и игнорированию и даже прямому противостоянию новой системе закономерностей социально-исторического развития как в национальном, так и в интернациональном масштабах. Не случайно законодательство в течение десятилетий предусматривало, а наука и массовое общественное сознание оправдывали неприятие и даже насильственное подавление как классово чуждых интересов, не вписывающихся в изжившую себя модель общественного развития.

Сказанное не означает исчезновения или растворения классовых интересов или соответствующих оценок сущности Конституции. Но несомненно, что воплощенные в ней интересы и потребности различных классов и социальных слоев не могут быть осуществлены в противопоставлении с общенародными интересами и потребностями. Именно эти интересы способны интегрировать общество и направить активность его различных социальных и национальных структур в русло общих закономерностей социально-исторического прогресса.

В этом контексте Конституция может и должна выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность - многонациональный народ России, от имени которого выступает государство. Не узкоклассовые вожделения, а справедливое сочетание и взаимодействие разнообразных интересов, существующих в государстве, благо народа должны быть основой Конституции. Это означает, что Конституция выступает как легитимация социального согласия и партнерства, гражданского мира, а не средство достижения победы того или иного класса.

Речь идет не об "отмене" классовых или национальных интересов, интересов половозрастных групп и т.п. В результате взаимодействия интересов различных социальных слоев и групп населения, политических и этнических общностей формируются общие для всего народа интересы, которые и обусловливают волю народа, лежащую в основе Конституции и определяющую ее общеобязательность. Интересы многонационального народа России есть не простое сложение интересов индивидов или их ассоциаций, а нечто новое, складывающееся в результате диалектического взаимодействия всего многообразия интересов, связывающих общество воедино. Непременной характеристикой этого общего интереса и лежащей в его основе общей воли народа является то, что в этом интересе находят выражение перспективы общественного развития.

Отсюда в том числе следует, что Конституция является основным законом не только государства, но и общества. Она гарантирует от режима личной власти, неподконтрольной народу и создаваемым им органам, от верховенства аппарата над выборными органами власти народа, от возможного произвола государства и его агентов.

Однако это лишь один - негативный - аспект сущностной характеристики Конституции. Между тем вопрос о ее сущности имеет и другой аспект - позитивный, ибо социальное и юридическое назначение Основного Закона не сводится лишь к гарантированию общества от развития неблагоприятных процессов и тенденций или от дестабилизации его социально-экономической и политической природы. Главное - в адекватном определении на современном этапе конституционного строительства обусловленных социальной природой общества форм экономической, политической, социальной и духовной организации общества, способных обеспечить его саморегуляцию и саморазвитие. Именно Конституция должна выступать основным правопорядком государственной и общественной организации взаимодействия людей и их объединений, а также способом интеграции социальной активности субъектов общественного действия в русло совместно определяемых всем обществом и закрепляемых в самой Конституции целей.

Иными словами, Конституция выступает определенным ограничением государства и гарантией свободы и прав граждан. Легитимируя государственную власть и устанавливая пределы ее дискреции, Конституция определяет основные направления деятельности и преследуемые ею цели, а также средства и способы их реализации, гарантирует общество от его поглощения государством, очерчивает сферу индивидуальной автономии личности и обязывает ее к законопослушанию, в том числе предусматривая определенные обязанности, проистекающие из социальной природы человека и его коллективного бытия.

В связи с этим важное юридическое значение преамбулы заключается и в том, что в ней определена стратегия конституционного и правового регулирования в целом в Российской Федерации. Закрепленные в Основном Законе цели имеют определяющее значение в процессе реализации Конституции и ее норм в сфере законодательства, исполнения законов и правосудия. Они образуют не только социально-политический и нравственный, но и юридический ориентир, в соответствии с которым должна осуществляться деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. По существу, это изложение некоторых важнейших обязанностей государства и его агентов, в числе которых - обеспечение свободы и прав граждан, социального и межнационального мира и согласия, противостояние сепаратизму и сохранение целостности Российской Федерации.

В преамбуле Конституции выражены также некоторые социальные обязательства государства по отношению к народу и гражданам, по обеспечению демократического развития страны и др. Восемьдесят четыре слова преамбулы дают исходные начала для толкования Конституции в соответствии с действительной волей народа. Парламент не может принимать законы, а исполнительная власть - акты, нарушающие права и свободы человека или способные привести к разрушению гражданского мира и согласия, подрыву демократических основ российской государственности. Границы судебного истолкования принципа равноправия и самоопределения народов ограничены интересами сохранения целостности и государственного единства Российской Федерации и т.п.

В развитие отечественного опыта взаимодействия национального и международного права и с учетом практики конституционного регулирования других государств преамбула Конституции преодолевает многие препятствия к открытости внутреннего правопорядка для норм международного права. В данном контексте преамбула выступает как свидетельство ясного понимания объективного характера региональных, континентальных и планетарных интеграционных процессов и ориентации Российского государства на участие в них, уважения к ценностям, выработанным цивилизационным развитием человечества, и готовности защищать их.

В связи с этим преамбула содержит запрет на самоизоляцию страны, ориентирует деятельность государства, его органов и должностных лиц, всех субъектов конституционных правоотношений на обеспечение благополучия и процветания России. В качестве конституционного веления она закрепляет уважение к историческому прошлому страны. В ней нашли выражение идея патриотизма, вера в добро и справедливость в отношениях между людьми и в самой организации социума.

В данном контексте преамбула Конституции может оцениваться как концентрированное выражение отечественной конституционной идеологии, отражение исходных начал и основных идей российского конституционализма. Отсюда не должна следовать недооценка ее значения как способа изложения и некоторых позитивно-правовых принципов конституционного регулирования, отличающихся, однако, весьма высоким уровнем абстракции.

Существенную роль преамбула может сыграть также при "отыскании" права, а равно в последующей трансформации (превращении, актуализации) Конституции применительно к потребностям общественного прогресса или нуждам правового регулирования. Речь идет, во-первых, об общих принципах права, которые оказывают непосредственно регулирующее воздействие на взаимоотношения государства и личности в сфере как частно-правовых, так и публично-правовых отношений и не могут не учитываться в процессе правоприменения; во-вторых, об изменении Конституции без изменения ее текста, т.е. ее адаптации к изменившимся социальным условиям, критерием легитимности которой может служить преамбула. Такое преобразование возможно под влиянием "фактической" конституции, а его констатация осуществляется актами конституционного правосудия. Последнее требует особой осторожности и мудрости правоприменителя, ибо подобное изменение Конституции без адекватных ему и носящих объективный характер изменений социальных, экономических, политических и духовных форм общественного бытия способно превратить ее из основного закона государства и общества, "связывающего" государство и гарантирующего гражданское общество и личность от их поглощения государством, в инструмент произвольного вмешательства публичной власти в сферы, обладающие достаточно широкой автономией по отношению к государству. Это означает, что эластичность Конституции и вытекающая отсюда возможность приспособления ее к действительности не должны входить в противоречие с нормативной характеристикой Основного Закона, которая не должна ставиться под сомнение.

Таким образом, преамбула Конституции имеет существенное значение в социальном, политическом, идеологическом и собственно юридическом отношениях, о чем свидетельствуют около 50 ссылок в решениях Конституционного Суда РФ на ее различные положения (аргументация вырабатываемой Судом правовой позиции, предопределяющей его конечные выводы, интерпретация последующих положений самой Конституции, конституционное истолкование федеральных законов и законов субъектов Федерации, выявление общих принципов права и т.п.). Именно в ней указаны истоки конституционного правотворчества, в основе которого - юридический догмат воли многонационального народа Российской Федерации. Этим предопределяется соотношение Конституции и Российского государства, также нашедшее отражение в преамбуле, равно как основания верховенства Конституции и ее высшей юридической силы. Преамбула декларирует цели, во имя которых принята Конституция и которым должно служить государство, юридические и нравственные основания и ценностные ориентиры его деятельности.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...