Преимущества и недостатки метода наблюдения. Неосознанное внешнее наблюдение


Если мы хотим применять знания психологии в своей жизни, нам важно знать целый спектр специальных психологических методов. Именно применение конкретных приёмов и соблюдение особых норм и правил могут обеспечить получение достоверных знаний. Причём эти правила и способы не могут быть выбраны спонтанно, а должны быть продиктованы особенностями исследуемого психологического явления. Наша задача в данном уроке состоит в том, чтобы рассмотреть основные методы изучения психологии и их классификацию, дать им характеристику и привести действенные советы и рекомендации, чтобы каждый читатель мог воспользоваться ими в повседневной жизни.

Методы психологии возвращают исследователя к исследуемому объекту и углубляют его понимание. По сути, методы есть способ изучения реальности. Любой из методов состоит из нескольких операций и приёмов, которые осуществляются исследователем в процессе изучения объекта. Но каждому методу соответствует только ему присущий вид этих приёмов и операций, соответствующих целям и задачам исследования. На основе только одного какого-то метода может быть создано несколько методик. Неоспоримым фактом является и то, что у психологической науки нет какого-то однозначного комплекса методов исследования.

В этом уроке мы разделили методы психологии на 2 группы: методы теоретической психологии и методы практической психологии :

Фундаментальная (общая) психология занимается психологическими исследованиями общих закономерностей психики человека, его убеждений, способов поведения, черт характера, а также то, что на все это влияет. В обычной жизни методы теоретической психологии могут пригодиться для исследования, анализа и предсказания поведения людей.

Практическая (или прикладная) психология направлена на работу с конкретными людьми, и ее методы позволяют проводить психологические процедуры, призванные изменить психическое состояние и поведение субъекта.

Часть первая. Методы фундаментальной психологии

Методами теоретической психологии являются те средства и приёмы, благодаря которым исследователи имеют возможность получать достоверные данные и впоследствии использовать их для создания научных теорий и составления практических рекомендаций. Данные методы используются для изучения психических явлений, их развития и изменения. Но изучаются не только особенности человека, но и «внешние» факторы: возрастные особенности, влияние окружающей среды и воспитания и т.п.

Психологические методы довольно разнообразны. В первую очередь различают методы научного исследования и только потом практические методы. Среди теоретических методов основными являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными являются самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод, опрос и беседа. Для изучения психологических явлений применяются комбинации этих методов.

ПРИМЕР: Если работник организации проявляет безответственность и это неоднократно замечено при наблюдении, то для выяснения причин, способствующих этому, следует прибегнуть к беседе или естественному эксперименту.

Очень важно, чтобы основные методы психологии использовались комплексно и были «заточены» под каждый конкретный случай. В первую очередь нужно уточнить задачу и определить вопрос, на который требуется получить ответ, т.е. должна быть конкретная цель. И только после этого нужно выбирать метод.

Итак, методы теоретической психологии.

Наблюдение

В психологии под наблюдением понимается целенаправленное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Причём все явления при использовании этого метода изучаются в обычных для объекта условиях. Этот метод считается одним из самых древних. Но именно научное наблюдение получило широкое применение только в конце XIX века. Сначала оно применялось в психологии развития, а также педагогической, социальной и клинической психологии. Позже его стали использовать в психологии труда. Наблюдение обычно применяют в тех случаях, когда вмешиваться в естественный процесс хода событий не рекомендуется или невозможно.

Существует несколько видов наблюдения:

  • Полевое - в обычной жизни;
  • Лабораторное - в особых условиях;
  • Опосредованное;
  • Непосредственное;
  • Включенное;
  • Невключенное;
  • Прямое;
  • Косвенное;
  • Сплошное;
  • Выборочное;
  • Систематическое;
  • Несистематическое.

Как уже говорилось, наблюдение должно применяться в тех случаях, когда вмешательство исследователя может нарушить естественный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Данный метод является необходимым, когда нужно получить объёмную картину происходящего и во всей полноте зафиксировать поведение человека/людей. Важными особенностями наблюдения являются:

  • Невозможность или сложность повторного наблюдения;
  • Эмоциональная окрашенность наблюдения;
  • Связь наблюдаемого объекта и наблюдателя.

    Наблюдение проводится для выявления различных особенностей поведения - это предмет. Объектами, в свою очередь, могут выступать:

  • Вербальное поведение: содержание, продолжительность, интенсивность речи и т.п.
  • Невербальное поведение: выражение лица, глаз, положение тела, экспрессия движения и т.д.
  • Перемещения людей: дистанция, манера, особенности и т.д.

    То есть объект наблюдения - это то, что можно зафиксировать наглядно. Исследователь в этом случае наблюдает не психические свойства, но регистрирует явные проявления объекта. Исходя из полученных данных и предположений о том, проявлением каких психических особенностей они являются, учёный может сделать определённые выводы о психических свойствах индивида.

    Как проводится наблюдение?

    Результаты данного метода обычно записываются в специальные протоколы. Наиболее объективные выводы можно сделать, если наблюдение проводит группа людей, т.к. представляется возможность обобщить разные результаты. Следует также соблюдать при наблюдении определённые требования:

    • Наблюдения не должны влиять на естественный ход событий;
    • Проводить наблюдение лучше на разных людях, т.к. есть возможность сравнивать;
    • Наблюдения следует проводить повторно и систематично, а также учитывать уже полученные в ходе прошлых наблюдений результаты.

    Наблюдение состоит из нескольких этапов:

    1. Определение предмета (ситуация, объект и т.п.);
    2. Определение способа наблюдения;
    3. Выбор способа регистрации данных;
    4. Создание плана;
    5. Выбор способа обработки результатов;
    6. Наблюдение;
    7. Обработка полученных данных и их интерпретация.

    Следует определиться и со средствами наблюдения - оно может осуществляться специалистом или фиксироваться приборами (аудио-, фото-, видеоаппаратура, карты наблюдения). Часто наблюдение путают с экспериментом. Но это два разных метода. Различие их в том, что при наблюдении:

    • Наблюдатель не влияет на процесс;
    • Наблюдатель регистрирует именно то, что наблюдает.

    Есть определённый этический кодекс, разработанный Американской психологической ассоциацией (American Psychological Association/APA). Этот кодекс подразумевает проведение наблюдений согласно определённым правилам и мерам предосторожности. В качестве примера можно привести следующие:

    • Если наблюдение планируется проводить в общественном месте, то получение согласия от участников эксперимента не обязательно. В противном случае требуется получить согласие.
    • Исследователи не должны допустить, чтобы в ходе исследования участникам был причинён какой-либо вред.
    • Исследователи должны до минимума снизить своё вторжение в личную жизнь участников.
    • Исследователи не должны раскрывать конфиденциальные данные об участниках.

    Каждый человек, даже не являясь специалистом в области психологии, может использовать метод наблюдения для того, чтобы в случае необходимости получить данные касаемо какого-либо вопроса.

    ПРИМЕР: Вы хотите отдать своего ребёнка в какую-то секцию или кружок. Чтобы сделать правильный выбор, вам нужно выявить его предрасположенности, т.е. к чему он тяготеет сам по себе без воздействия извне. Для этого нужно провести наблюдение. Посмотрите на ребёнка со стороны что он делает, когда остаётся один, какие действия он совершает, чем ему нравится заниматься. Если, к примеру, он постоянно везде рисует, то, возможно, у него есть природная склонность к рисованию и можно попробовать отдать его в художественную школу. Если ему нравится что-то разбирать/собирать, то его может интересовать техника. Постоянная тяга к игре в мяч говорит о том, что стоит отдать его в футбольную или баскетбольную школу. Также вы можете попросить воспитателей в саду или учителей в школе понаблюдать за вашим ребёнком и на основе этого сделать определённые выводы. Если ваш сын постоянно задирается и дерётся с мальчишками, это не повод его ругать, но стимул, чтобы записать в секцию какого-то боевого искусства. Если ваша дочь любит заплетать подружкам косички, то ей может быть интересно начать изучать искусство парикмахера.

    Вариантов наблюдения может быть огромное количество. Главное - это понять, что конкретно вы хотите определить и продумать наилучшие способы своих наблюдений.

    Психологический эксперимент

    Под экспериментом в психологии понимают опыт, проводимый в определённых условиях для того, чтобы получить новые данные через непосредственное вмешательство экспериментатора в жизнедеятельность испытуемого. В процессе исследования учёный изменяет определённый фактор/факторы и смотрит, что происходит в результате. Психологический эксперимент может включать в себя и другие методы: тестирование, опрос, наблюдение. Но может и быть вполне самостоятельным методом.

    Существует несколько видов экспериментов (по способу проведения):

    • Лабораторный - когда можно управлять конкретными факторами и изменять условия;
    • Естественный - проводится в обычных условиях и человек может даже не знать об эксперименте;
    • Психолого-педагогический - когда человек/группа людей обучаются чему-либо и формируют в себе определённые качества, овладевают навыками;
    • Пилотажный - пробный эксперимент, проводимый перед основным.

    Есть и эксперименты по уровню осознанности:

    • Явный - испытуемый в курсе эксперимента и всех его подробностей;
    • Скрытый - испытуемый не знает всех подробностей эксперимента или вообще не ведает об эксперименте;
    • Комбинированный - испытуемый знает только часть информации или намеренно введён в заблуждение относительно эксперимента.

    Организация процесса эксперимента

    Исследователь должен поставить чёткую задачу - для чего проводится эксперимент, с кем и в каких условиях. Далее между испытуемым и учёным должны установиться определённые отношения и испытуемому даются инструкции (либо не даются). Затем проводится сам эксперимент, после чего обрабатываются и интерпретируются полученные данные.

    Эксперимент как научный метод должен соответствовать определённым качествам:

    • Объективность полученных данных;
    • Надёжность полученных данных;
    • Валидность полученных данных.

    Но, несмотря на то, что эксперимент является одним из самых уважаемых методов исследования, он имеет, как плюсы, так и минусы.

    • Возможность выбрать отправную точку для начала эксперимента;
    • Возможность повторного проведения;
    • Возможность изменять определённые факторы, тем самым влияя на результат.

    Минусы (по мнению некоторых специалистов):

    • Психика сложна для исследования;
    • Психика непостоянна и уникальна;
    • Психика обладает свойством спонтанности.

    По этим причинам, проводя психологические эксперименты, исследователи не могут в своих результатах опираться на данные одного лишь этого метода и должны прибегать к комбинированию с другими методами и учитывать множество различных показателей. При проведении экспериментов также следует придерживаться этического кодекса APA.

    Проводить различные эксперименты в процессе жизнедеятельности можно и без помощи дипломированных специалистов и опытных психологов. Естественно, результаты, полученные в ходе самостоятельных экспериментов, будут сугубо субъективными. Но определённую информацию получить всё же можно.

    ПРИМЕР: Допустим, вам хочется больше узнать о поведении людей в тех или иных обстоятельствах, увидеть, как они будут на что-то реагировать и, возможно, даже понять ход их мыслей. Смоделируйте для этого какую-то ситуацию и используйте её в жизни. В качестве примера можно привести следующее: человеку было интересно, как реагируют окружающие на сидящего рядом и опирающегося на них в транспорте спящего человека. Для этого он взял своего друга, который снимал происходящее на камеру, и несколько раз повторял одно и то же действие: он делал вид, что спит и облокачивался на соседа. Реакция людей была разной: кто-то отодвигался, кто-то будил и выражал недовольство, кто-то мирно сидел, подставив плечо «уставшему» человеку. Но на основе полученных видеозаписей был сделан вывод: люди, в большинстве своём, негативно реагируют на «инородный объект» в своём личном пространстве и испытывают неприятные эмоции. Но это лишь «верхушка айсберга» и психологическое отторжение людей друг от друга можно интерпретировать совершенно по-разному.

    Проводя свои личные эксперименты, всегда будьте осторожны и обязательно следите за тем, чтобы ваши исследования не наносили окружающим какого-либо вреда.

    Самонаблюдение

    Самонаблюдение - это наблюдение за собой и особенностями своего поведения. Данный метод может применяться в форме самоконтроля и играет большую роль в психологии и жизни человека. Однако, как метод, самонаблюдение в большей степени может лишь констатировать факт чего-либо, но не его причину (что-то забыл, но неизвестно почему). Именно поэтому самонаблюдение, хотя и является важным методом исследования, не может быть основным и самостоятельным в процессе познания сути проявлений психики.

    Качество рассматриваемого нами метода находится в прямой зависимости от самооценки человека. К самонаблюдению, к примеру, более предрасположены люди с низкой самооценкой. И следствием гипертрофированного самонаблюдения может стать самокопание, зацикленность на неправильных поступках, чувство вины, самооправдание и т.п.

    Адекватному и действенному самонаблюдению способствуют:

    • Ведение личных записей (дневника);
    • Сопоставление самонаблюдения с наблюдениями окружающих;
    • Повышение самооценки;
    • Психологические тренинги по личностному росту и развитию.

    Применение самонаблюдения в жизни - это очень действенный способ понять себя, мотивы своих поступков, избавиться от некоторых проблем в жизни и разрешить сложные ситуации.

    ПРИМЕР: Вы хотите повысить свою эффективность в ежедневной деятельности (в общении с людьми, на работе, дома) или избавиться от вредных привычек (негативное мышление, раздражительность, даже курение). Возьмите себе за правило как можно чаще каждый день находиться в состоянии осознанности: обращайте внимание на свои мысли (о чём вы думаете сейчас) и свои действия (что вы делаете в данный момент). Попытайтесь проанализировать, что вызывает у вас те или иные реакции (злость, раздражение, зависть, радость, удовлетворение). За какие «крючки» вас тянут люди и обстоятельства. Заведите себе блокнот, в котором будете записывать все свои наблюдения. Просто смотрите, что происходит внутри вас и что этому способствует. Проанализировав через какое-то время (неделя, месяц) то, что вы узнали о себе, вы сможете сделать вывод на тему того, что вам стоит в себе культивировать, а от чего следовало бы начать избавляться.

    Регулярная практика самонаблюдения очень положительно сказывается на внутреннем мире человека и, как следствие, на внешних его проявлениях.

    Психологическое тестирование

    Психологическое тестирование относится к разделу психодиагностики и занимается изучением психологических качеств и свойств личности через применение психологических тестов. Этот метод часто применяется в консультировании, психотерапии, а также работодателями при приёме на работу. Психологические тесты нужны, когда требуется узнать о личности человека более подробно, чего нельзя сделать при помощи беседы или опроса.

    Основными характеристиками психологических тестов являются:

    • Валидность - соответствие полученных из теста данных той характеристике, для которой тест проводится;
    • Надёжность - соответствие полученных результатов при повторном тестировании;
    • Достоверность - свойство теста давать истинные результаты, даже при намеренных или непреднамеренных попытках их искажения испытуемыми;
    • Репрезентативность - соответствие нормам.

    По-настоящему эффективный тест создаётся путём проб и модификаций (изменение количества вопросов, их состава и формулировок). Тест должен пройти многоступенчатую процедуру проверки и адаптации. Действенный психологический тест - это стандартизированная проверка, на основе результатов которой становится возможным произвести оценку психофизиологических и личностных характеристик, а также знаний, умений и навыков испытуемого.

    Существуют различные виды тестов:

    • Тесты на профориентацию - для определения предрасположенности человека к какому-либо виду деятельности или соответствия должности;
    • Тесты личности - для изучения характера, потребностей, эмоций, способностей и других свойств личности;
    • Тесты интеллекта - для изучения степени развития интеллекта;
    • Вербальные тесты - для изучения умения человека описывать словами совершаемые действия;
    • Тесты достижений - для оценки уровня овладения знаниями и навыками.

    Есть и другие варианты тестов, направленных на изучение человека и особенностей его личности: цветовые тесты, лингвистические тесты, опросники, анализ почерка, психометрия, детектор лжи, различные методы диагностирования и др.

    Психологические тесты очень удобно использовать в обычной жизни для того, чтобы лучше узнать себя или людей, к которым вы неравнодушны.

    ПРИМЕР: Надоело зарабатывать деньги тем способом, который не приносит ни морального, ни психологического, ни эмоционального удовлетворения. Мечтаете о том, чтобы наконец уволиться и заняться чем-то другим. Но вот чем - не знаете. Найдите несколько тестов на профессиональную ориентацию и сами себя протестируйте. Вполне возможно, что вы узнаете о себе какие-то вещи, о которых раньше даже понятия не имели. Результаты таких тестов могут помочь вам раскрыть новые грани вас самих и будут способствовать пониманию того, чем бы вам хотелось заниматься на самом деле, и к чему у вас есть склонности. А зная всё это, гораздо проще найти себе занятие по душе. К тому же, это ещё хорошо и тем, что человек, занимаясь любимым делом и получая от него удовольствие, становится более счастливым и удовлетворённым по жизни и, ко всему прочему, начинает больше зарабатывать.

    Психологическое тестирование способствует более глубокому пониманию себя, своих потребностей и способностей, а также нередко указывает направление для дальнейшего личностного развития.

    Биографический метод

    Биографический метод в психологии - это способ, при помощи которого исследуется, диагностируется, корректируется и проектируется жизненный путь человека. Различные модификации этого метода начали развиваться в начале XX века. В современных биографических методах личность изучается в контексте истории и перспектив её индивидуального развития. Здесь предполагается получение данных, источником которых служат автобиографические методики (автобиографии, интервью, опросники), а также свидетельства очевидцев, анализ заметок, писем, дневников и т.п.

    Данный метод часто используется руководителями различных предприятий, биографами, изучающими жизнь каких-то людей, да и просто в общении между мало знакомыми людьми. Его легко применять при общении с человеком для составления его психологического портрета.

    ПРИМЕР: Вы руководитель организации и принимаете на работу нового сотрудника. Вам нужно узнать, что это за человек, каковы особенности его личности, каков его жизненный опыт и т.п. Помимо заполнения анкет и проведения собеседований, вы можете использовать для этого биографический метод. Поговорите с человеком, пусть он расскажет вам факты из своей биографии и какие-то значимые моменты на своём жизненном пути. Поинтересуйтесь о том, что он может сообщить о себе и своей жизни по памяти. Этот метод не требует специальных навыков и подготовки. Такая беседа может проходить в лёгкой непринуждённой атмосфере и, скорее всего, буде приятна обоим собеседникам.

    Использование биографического метода - это прекрасный способ узнать нового человека и возможность увидеть его сильные и слабые стороны, а также представить возможную перспективу взаимодействия с ним.

    Опрос

    Опрос - вербально-коммуникативный метод, в процессе которого происходит взаимодействие между исследователем и изучаемым человеком. Психолог задаёт вопросы, а исследуемый (респондент) даёт ответы на них. Данный метод считается одним из самых распространённых в психологии. Вопросы в нём зависят от того, какие сведения требуется получить в ходе исследования. Как правило, опрос - это массовый метод, потому что применяется он для получения сведений о группе людей, а не об одном человеке.

    Опросы разделяют на:

    • Стандартизированные - строгие и дающие общее представление о проблеме;
    • Нестандартизированные - менее строгие и позволяют изучать нюансы проблемы.

    В процессе создания опросов первым делом формулируются программные вопросы, доступные для понимания только специалистам. После этого они переводятся в более понятные обычному обывателю анкетные вопросы.

    Виды опросов:

    • Письменный позволяет получить поверхностные знания о проблеме;
    • Устный - позволяет проникнуть в психологии человека более глубже, чем письменный;
    • Анкетирование - предварительные ответы на вопросы перед основной беседой;
    • Личностные тесты - для определения психических особенностей личности;
    • Интервью - личная беседа (относится и к методу беседы).

    При составлении вопросов нужно придерживаться некоторых правил:

    • Отдельность и лаконичность;
    • Исключение специфических терминов;
    • Краткость;
    • Конкретность;
    • Без подсказок;
    • Вопросы предусматривают нешаблонные ответы;
    • Вопросы не должны отталкивать;
    • Вопросы не должны что-либо внушать.

    В зависимости от поставленных задач, вопросы разделяются на несколько видов:

    • Открытые - предлагающие ответы в свободной форме;
    • Закрытые - предлагающие заготовленные ответы;
    • Субъективные - об отношении человека к чему-либо/кому-либо;
    • Проективные - о третьем лице (без указания на респондента).

    Опрос, как уже говорилось, более всего подходит для получения информации от большого количества людей. Данный метод позволяет установить потребности масс или определить их мнение по конкретному поводу.

    ПРИМЕР: Вы являетесь директором фирмы по предоставлению каких-либо услуг и вам нужно узнать мнение своих сотрудников по поводу улучшения условий работы и привлечению большего числа клиентов. Для того, чтобы сделать это максимально быстро и наиболее эффективно, вы можете составить (например, вместе со штатным аналитиком) ряд вопросов, ответы на которые помогут вам решить поставленные задачи. А именно: сделать процесс работы сотрудников более приятным для них и найти какие-то способы (возможно, очень эффективные) для расширения клиентской базы. По итогам такого опроса вы получите информацию по очень важным моментам. Во-первых, вы будете точно знать, в каких изменениях нуждаются ваши работники, чтобы атмосфера в коллективе стала лучше и работа доставляла положительные эмоции. Во-вторых, у вас на руках будет перечень всевозможных методов улучшения вашего бизнеса. И, в-третьих, вероятно, вы сможете выделить из общей массы служащих перспективного и подающего надежды человека, которого можно повысить в должности, тем самым улучшив общие показатели предприятия.

    Опросы и анкетирования - это прекрасный способ получения важной и актуальной информации на злободневные темы от большого количества людей.

    Беседа

    Беседа является одной из форм наблюдения. Она может быть устной или письменной. Её целью является выявление особого круга вопросов, которые недоступны в процессе непосредственного наблюдения. Беседа широко применяется в психологических исследованиях и имеет огромное практическое значение. Поэтому её можно считать, пусть и не основным, но самостоятельным методом.

    Беседа проводится в форме непринуждённого диалога с человеком - объектом исследования. Эффективность беседы зависит от выполнения ряда требований:

    • Нужно заранее продумать план и содержание беседы;
    • Установить контакт с исследуемым человеком;
    • Устранить все моменты, способные вызвать дискомфорт (настороженность, напряжённость и т.п.);
    • Все вопросы, задаваемые в ходе беседы, должны быть понятными;
    • Наводящие вопросы не должны наталкивать на ответы;
    • Во время беседы нужно наблюдать за реакцией человека и сопоставлять его поведение с его ответами;
    • Следует запоминать содержание беседы, чтобы позже можно было зафиксировать и проанализировать её;
    • Не делать записей во время беседы, т.к. это может вызвать дискомфорт, недоверие и т.п.;
    • Обращать внимание на «подтекст»: недоговорки, обмолвки и т.д.

    Беседа как психологический метод способствует получению информации от «первоисточника» и установлению более доверительных отношений между людьми. С помощью грамотно проведённой беседы можно не только получить ответы на вопросы, но и лучше узнать собеседника, понять, что он за человек и «чем он живёт».

    ПРИМЕР: Житейский. Вы замечаете, что ваш близкий друг уже который день ходит с поникшим и удручённым видом. На вопросы отвечает односложно, редко улыбается, избегает привычного для него общества. Перемены явные, но сам он никак это не комментирует. Человек этот вам близок и судьба его вам не безразлична. Что делать? Как узнать, что происходит и помочь ему? Ответ на поверхности - поговорите с ним, проведите беседу. Попытайтесь подгадать момент, когда никого не будет рядом или специально позовите его выпить вместе с вами чашечку кофе. Не начинайте разговор прямо - с фраз типа: «Что случилось?» или «Давай рассказывай, что у тебя!». Даже если у вас хорошие приятельские отношения, начните беседу с искренних слов о том, что вы заметили перемены в нём, что он вам дорог и что вы хотели бы ему помочь, что-то посоветовать. «Разверните» человека на себя. Дайте ему почувствовать, что вам НА САМОМ ДЕЛЕ важно знать, что случилось и что вы его в любом случае поймёте. Скорее всего, под вашим добрым натиском ваш друг «выключит» свой защитный механизм и расскажет вам, в чём дело. Практически каждому человеку нужно, чтобы в его жизни принимали участие другие люди. Важно почувствовать, что он не одинок и небезразличен. Тем более своим друзьям.

    Беседа всегда хороша, когда есть возможность пообщаться тет-а-тет, ведь именно во время беседы (официальной или доверительной) можно смело поговорить о том, о чём по каким-то причинам не удаётся поговорить в суете обычных дел.

    Методы теоретической психологии на этом далеко не исчерпаны. Существует множество их вариаций и комбинаций. Но с основными из них мы познакомились. Теперь же, для того, чтобы представление о методах психологии стало более полным, нужно рассмотреть практические методы.

    Часть вторая. Методы практической психологии

    Методы практической психологии включают в себя методы областей образующих общую психологическую науку: психотерапии, консультирования и педагогики. Основными практическими методами являются внушение и подкрепление, а также методы консультативной и психотерапевтической работы. Поговорим немного о каждом из них.

    Внушение

    Внушением является процесс вставления в исследуемого человека определённых формул, установок, позиций или взглядов вне его сознательного контроля. Внушение может быть прямым или косвенным коммуникативным (словесным или эмоциональным). Задачей этого метода является формирование требуемого состояния или точки зрения. Средство внушения особой роли не играет. Главная задача - осуществить его. Именно поэтому при внушении широко применяются эмоциональные запечатления, запутывания, отвлечения внимания, интонации, замечания и даже отключение у человека сознательного контроля (гипноз, алкоголь, наркотики).

    От других обращений (просьбы, угрозы, наставления, требования и т.п.), которые также являются методами психологического воздействия, внушение отличается непроизвольностью и автоматизмом реакций, а также тем, что не подразумевают волевых усилий, совершаемых сознательно. В процессе внушения всё происходит само собой. Внушения оказывают воздействие на каждого человека, но в разной степени.

    Существует несколько видов внушений:

    • Прямое - воздействие с помощью слов (приказы, команды, наставления);
    • Косвенное - скрытое (промежуточные действия, раздражители);
    • Намеренное;
    • Ненамеренное;
    • Положительное;
    • Отрицательное.

    Есть и разные приёмы внушения:

    • Приёмы прямого внушения - совет, команда, наставление, приказ;
    • Приёмы косвенного внушения - осуждение, одобрение, намёк;
    • Приёмы скрытого внушения - предоставление всех вариантов, иллюзия выбора, трюизм.

    Первоначально внушение бессознательно использовали люди, навыки общения которых развились до высокого уровня. Сегодня же внушение играет огромную роль в психо- и гипнотерапии. Очень часто этот метод используется при гипнозе или в других случаях, когда человек находится в состоянии транса. Внушения являются частью человеческой жизни с самого детства, т.к. применяются в процессе воспитания, в рекламе, политике, взаимоотношениях и т.д.

    ПРИМЕР: Широко известен пример внушения, называемый эффектом «плацебо» явление улучшения состояния больного при приёме лекарства, которое, по его мнению, обладает определёнными свойствами, когда на самом деле это пустышка. Вы можете применить данный метод на практике. Если, к примеру, у кого-то из ваших близких вдруг разболелась голова, дайте ему простую пустую капсулу под видом средства от головной боли - через некоторое время «лекарство» подействует и головная боль прекратится. Это и есть .

    Подкрепление

    Подкреплением является мгновенная реакция (позитивная или негативная) исследователя (или окружающей среды) на действия исследуемого. Реакция должна на самом деле быть мгновенной, чтобы испытуемый сразу же имел возможность связать её со своим действием. Если реакция позитивная, то это знак того, что следует и в дальнейшем поступать или действовать подобным образом. Если реакция негативная, то наоборот.

    Подкрепление может быть следующих видов:

    • Положительное - закрепляется правильное поведение/действие;
    • Негативное - предотвращается неправильное поведение/действие;
    • Осознанное;
    • Неосознанное;
    • Стихийное - происходит случайно (ожог, удар током и т.п.);
    • Намеренное - сознательное действие (воспитание, дрессировка);
    • Разовое;
    • Систематическое;
    • Прямое;
    • Косвенное;
    • Базовое;
    • Вторичное;
    • Полное;
    • Частичное.

    Подкрепление огромная часть жизни человека. Оно, как и внушение, присутствует в ней с самого детства в процессе воспитания и получения жизненного опыта.

    ПРИМЕР: Примеры подкрепления вокруг нас на каждом шагу: если вы опустите руку в кипяток или попытаетесь коснуться огня, то непременно обожжётесь - это негативное стихийное подкрепление. Собака, выполняя какую-то команду, получает лакомство и с удовольствием повторяет это - положительное намеренное подкрепление. Ребёнка, получившего двойку в школе, дома накажут, и он постарается больше двоек не приносить, т.к., если принесёт, то снова будет наказан - разовое/систематическое негативное подкрепление. Культурист знает, что только регулярные тренировки дадут результат - систематическое положительное подкрепление.

    Психологическая консультация

    Психологическая консультация - это, как правило, разовая беседа психолога с клиентом, ориентирующая его в сложившейся жизненной ситуации. Она подразумевает под собой быстрое начало работы, т.к. в какой-то особой подготовке клиент не нуждается и специалист вместе с ним может разобраться в обстоятельствах и наметить шаги по достижению желаемого результата.

    Основными проблемами, по поводу решения которых люди обращаются за консультацией к психологу, являются:

    • Отношения - ревность, неверность, трудности в общении, воспитание детей;
    • Индивидуальные проблемы - здоровье, невезучесть, самоорганизация;
    • Работа - увольнение, нетерпимость к критике, низкий уровень заработной платы.

    Психологическая консультация состоит из нескольких этапов:

    • Контакт;
    • Запрос;
    • План;
    • Настройка на работу;
    • Реализация;
    • Домашние задания;
    • Завершение.

    Метод психологической консультации, как и любой другой метод психологии, состоит из совокупности, как теоретических, так и практических методов исследования. На сегодняшний день существуют различные вариации и виды консультаций. Обращение к психологу за помощью может стать решением многих жизненных проблем и выходом из сложных ситуаций.

    ПРИМЕР: Толчком для того, чтобы прибегнуть к психологической консультации, может послужить абсолютно любая жизненная ситуация, с решением которой человек не может справиться самостоятельно. Это и возникновение проблем на работе, и неурядицы в семейных отношениях, депрессия, потеря интереса к жизни, неспособность избавиться от вредных привычек, дисгармония, борьба с самим собой и множество других причин. Поэтому, если вы чувствуете, что вас на протяжении продолжительного периода времени одолевают и беспокоят какие-то навязчивые мысли или состояния и вы понимаете, что не можете справиться с этим в одиночку, а рядом нет никого, кто мог бы поддержать, то без тени сомнения и стеснения обращайтесь за помощью к специалисту. Сегодня существует огромное количество кабинетов, клиник и центров психологической помощи, где свои услуги предоставляют опытные высококвалифицированные психологи.

    На этом можно закончить рассмотрение классификации основных методов психологии. К остальным (вспомогательным) методам можно отнести: метод экспериментально-психологических проб, метод объяснения и обучения, тренинги, коучинги, деловые и ролевые игры, консультирование, метод коррекции поведения и состояния, метод преобразования жизненного и рабочего пространства и множество других.

    Любой психический процесс должен рассматриваться психологической наукой таким, каким он является в действительности. А это предполагает его изучение в тесной взаимосвязи с окружающим миром и внешними условиями, в которых живёт человек, ведь именно они получают отражение в его психике. Как окружающая нас реальность находится в постоянном движении и изменении, так и отражение её в психике человека не может быть неизменным. Чтобы научиться более глубоко понимать особенности внутреннего мира человека, да и суть вещей вообще, следует прийти и к осознанию того факта, что одной из основ этого понимания является именно психология человека.

    Сейчас в свободном доступе имеется неисчисляемое количество материалов для изучения психологической науки и её особенностей. Для того, чтобы вы не потерялись во всём этом многообразии и знали, с чего стоит начать изучение, мы предлагаем вам ознакомиться с трудами таких авторов, как А. Г. Маклаков, С. Л. Рубинштейн, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. В. Петровский, Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер, Б. Г. Ананьев, Н.А. Логинова. А прямо сейчас можете посмотреть интересное видео на тему методов психологии:

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Методу наблюдения присущи как достоинства, так и недостатки. Этому уделено много внимания в книге ученых ГДР «Процесс социального исследования».

Достоинства метода наблюдения:

1. Дает возможность уловить детали изучаемого явления, его многогранность.

2. Позволяет фиксировать события и элементы че-ловеческого поведения в момент их совершения, в отличие от других методов сбора первичной социологи-ческой информации, которые основываются на пред-варительных или ретроспективных суждениях рес-пондентов.

3. Отсутствуют опосредующие звенья, осуществ-ляется прямой контакт между исследователем и иссле-дуемым объектом, что дает возможность получать бо-лее достоверную, объективную и оперативную инфор-мацию о действиях людей в определенных социальных ситуациях, т. е. о социальных фактах.

4. Помогает полнее и точнее понять смысл поведе-ния или каких-либо действий наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакции на происхо-дящие события.

5. Исследователь в определенной степени не зави-сит от объекта исследования, т. е. он может собирать факты независимо не только от умения, но и желания наблюдаемых говорить.

Недостатки метода наблюдения можно свести к двум группам: объективные (независимые от наблю-дателя) и субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя и установками наблюдателя и наблюдаемых).

Объективные недостатки метода:

1. Редко может быть использован при наблюдении больших совокупностей.

2. Сложность, а порой и невозможность повторе-ния наблюдения.

3. Часто возникают трудности при фиксации и описании исследуемых явлений, необходимость де-лать эту работу после проведения наблюдения.

4. Ограничена возможность получения данных о целях и мотивах поведения.

5. Возможность проведения лишь в момент совер-шения события. Для изучения прошлого, например, выяснения природы социального энтузиазма в 1920-е годы, потребуется использовать другие методы: анализ документов, свидетельства очевидцев, кинохроники, художественной литературы. Таким образом, в данном случае будет анализироваться опосредованное наблю-дение. Опыт прошлого наблюдения станет объектом исследования другими социологическими методами.

6. Ограниченность наблюдения временем совер-шения интересующего наблюдателя события.

7. Высокая трудоемкость. Часто для сбора первич-ной информации привлекается большое число людей с достаточно высокой квалификацией.

8. Массовое наблюдение с применением кино-и фотоаппаратуры, звуко- и видеозаписи является од-ним из самых дорогостоящих методов сбора первич-ной социологической информации.


9. Не все социальные факты поддаются непосред-ственному наблюдению, целый ряд областей оказыва-ется почти или полностью недоступным изучению с помощью наблюдения (например, семейные и сексу-альные отношения, поведение людей в критических ситуациях и т. п.).

Субъективные недостатки метода:

1. Возможно невольное вмешательство исследова-теля в естественный ход событий.

2. Значительная вероятность ошибок в связи с воз-никновением «барьера субъективности» при интер-претации событий. Результатом наблюдения оказыва-ется не просто констатация факта как такового, факта самого по себе, а констатация той или иной интерпре-тации наблюдаемого факта исследователем. А так как интерпретация может быть ошибочной, то появляется вероятность расхождения результатов наблюдения с действительностью. Ведь исследователь не просто наблю-дает, наблюдая он по-своему понимает, а поэтому, обычно незаметно для себя, по-своему интерпретирует то, что увидел в свете своих теоретических пред-ставлений, предшествующего опыта, эмоционального состояния. Таким образом, в объективную картину на-блюдаемого он вносит некий субъективный элемент, а с ним возможность субъективных искажений.

3. На качество получаемой информации может ощу-тимо повлиять различие в социальном положении наблю-дателя и наблюдаемых, несхожесть ценностных ориента-ции, стереотипов поведения, интересов и т. д. Например, часто в бригаде рабочих обращение друг к другу на «ты» является нормой для всех ее членов. А исследователь, ко-торый не привык к такой форме обращения в своей сре-де, может оценить это как неуважение, фамильярное от-ношение молодых рабочих к старшим. Полностью ибыстро охватить ситуацию, правильно оценить ее, избе-жать отмеченные и другие ошибки, позволяет близость социального положения наблюдателя и наблюдаемых.

4. Личностные особенности наблюдателя определен-ным образом сказываются на его впечатлениях, а значит и на качестве фиксируемых показателей.

Возможен эффект «снисходительности» наблюда-теля по отношению к наблюдаемым, который нахо-дит свое выражение в тенденции оценивать ситуа-цию преувеличенно положительно. Это происходит в том случае, если наблюдатель считает, что отрица-тельный результат наблюдения может принести ему неприятности. В одних случаях причиной эффекта «снисходительности» могут выступать: забота иссле-дователя о своем престиже, проявление симпатии к наблюдаемому или личные связи с ним, поверхно-стное выполнение исследования.

Порой возможна ошибка «контрастности». Она ос-новывается на склонности наблюдателей, чаще всего неосознанной, при оценке других людей игнорировать или отрицать у них такие черты характера, которые свойственны им самим, что приводит к подчеркива-нию только тех признаков, которые якобы противопо-ложны их собственным. Например, темпераментный будет считать, что другие люди, на-оборот, излишне вялы, рассудительны и малоэкспрес-сивны.

5. Включенный наблюдатель может утратить объ-ективность, занять позицию тех, в среде кого он дейст-вует. Неразрывная связь наблюдателя и объекта на-блюдения накладывает определенный отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию.

6. Изменение характера оценки происходящего со стороны наблюдаемого. Так, например, иногда наблю-даемые, зная, что являются объектом изучения, искус-ственно меняют характер своих действий, чтобы под-строиться под то, что по их мнению, хотел бы видеть наблюдатель.

7. Восприятие социальных явлений исследовате-лем и их интерпретация всегда эмоциональны и тем сильнее, чем теснее связь исследователя с наблюдае-мым (наблюдаемыми). Наличие у наблюдателя опреде-ленного ожидания в отношении поведения наблюдае-мого часто ведет к формулированию конкретной точ-ки зрения на происходящее. Такое ожидание может возникнуть, если до проведения наблюдения наблюда-тель и наблюдаемый контактировали.

Например, «пер-вое впечатление» или ряд встреч может вызвать опре-деленное смещение акцентов в картине наблюдения. Если сложились благоприятные впечатления о наблю-даемом, то наблюдатель переносит их на наблюдаемую им ситуацию и при анализе происшедших событий оценивает их неоправданно положительно. А если на-оборот, после предварительных контактов сложилось негативное ожидание (скепсис, недоверчивость, пре-дубежденность), то это может привести к преувели-ченно отрицательной оценке деятельности наблюдае-мого, к повышенной жесткости в оценке происходя-щего.

Существует, так называемый, «гало-эффект» (оре-ол престижа). Он основан на общем впечатлении, ко-торое наблюдаемый производит на наблюдателя, и ве-дет к поверхностным обобщениям в восприятии и классификации. Например: наблюдатель отмечает у наблюдаемого ряд положительных актов поведения, которые, по его мнению, особенно существенны. И это является основанием для того, чтобы в дальнейшем приписывать ему другие хорошие свойства, фактичес-ки их не наблюдая. Часто наблюдатель в силу разных причин может повторно оказаться под впечатлением одного и того же личностного признака наблюдаемого, и это способствует нередко еще большему снижению объективности его суждений. Как правило, при длительном знакомстве гало-эффект становится еще сильнее.

8. Возможна «ошибка моделирования» (или иначе логическая, теоретическая ошибка). Это происходит, когда исследователь вместо наблюдения использует дедуктивный вывод, что определенные признаки лич-ности должны быть сходными или взаимосвязанными между собой (или противоречить друг другу). Напри-мер, может быть сделан «логический» вывод, что при-ветливые люди добродушны, а добродушные — довер-чивы, или что красноречивые люди культурные, а культурные люди — красноречивы. Носящим шляпу может приписываться интеллигентность, а полным — добродушие.

10. Влияние настроения наблюдателя во время проведения наблюдения. Настроение может отрица-тельно влиять как на характер восприятия событий, так и на оценку результатов наблюдения, особенно ес-ли у исследователя нет никакого желания наблюдать объект изучения.

Основной способ устранения влияния негативных факторов на результаты наблюдения — тщательная под-готовка наблюдателя, неоднократное наблюдение изучаемого социального объекта (как одним и тем же на-блюдателем, так и разными исследователями) и сочета-ние его с другими способами сбора информации (напри-мер, опросом, анализом документов, экспериментом).

Этапы проведения наблюдения

Необходимо заранее тщательно разработать план и программу наблюдения. Общие требования к программе социологического исследования распространяются и на программу наблюдения. Процесс наблюдения условно можно разделить на четыре этапа: подготовка исследования; сбор первичной социологической информации; обработка материала и оформление результатов.

1) Подготовка исследования.На этом этапе составляется программа наблюдения , организуется процесс наблюдения. В программе описывается проблемная ситуация, устанавливаются цели и задачи наблюдения, определяются его предмет и объект, дается их предварительная характеристика. Основные понятия предстоящего исследования интерпретируются, операционализируются и формулируются как единицы наблюдения. Четко устанавливаются сроки проведения наблюдения. Если в этом есть необходимость, формируется рабочая группа, и распределяются обязанности между членами группы. Решается вопрос относительно использования финансовых и материально-технических средств. Получаются соответствующие разрешения, устанавливаются контакты с руководителями учреждений, где будет проходить исследование, и налаживаются взаимоотношения с людьми на объекте (если наблюдение не тайное).



Среди исследуемых проводится разъяснительная работа. Наблюдаемым объясняют цель и задачи предстоящего наблюдения, предполагаемый результат, возможный характер его использования.

На основе предварительно собранных материалов выбирается способ (вид) наблюдения. Определяются средства сбора информации. Подготавливаются технические средства и документы (тиражируются карточки, протоколы, инструкции), письменные принадлежности и т. п. Важное место на этом этапе занимает инструктирование и подготовка наблюдателей.

Желательно, если есть необходимость, провести пилотажное исследование для того, чтобы апробировать методику и технику проведения социологического наблюдения.

2) Сбор первичной социологической информации.

Это этап непосредственного наблюдения, на нем происходит сбор информации о проблемной ситуации и ее фиксация в документах наблюдения. Запись результатов наблюдения может быть выполнена в виде:

1) краткой записи, проведенной «по горячему следу», насколько позволили место и время;

2) карточек, служащих для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов;

3) протокола наблюдения;

4) дневника наблюдений;

5) технической записи (видео-, фото-, кино-, звукозапись).

Карта наблюдения

При фиксировании результатов наблюдения следует соблюдать обязательное требование - запись вести одновременно с самим наблюдением. Записанные результаты позволяют не только фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации (объекте наблюдения), сравнивать результаты наблюдения с данными, которые могут быть получены с помощью других методов сбора эмпирических данных, но и осуществлять контроль за работой наблюдателя. При неконтролируемом и неструктурализованном наблюдении, как правило, результаты имеют вид развернутого описания событий, явлений, ситуаций, которые служат объектом наблюдения. Чтобы избежать смешения данных наблюдения с выводами исследователя, всегда необходимо указывать, что является только результатом наблюдения, а что - интерпретацией событий наблюдателем. Строгая форма записи не задается.

Если планируется проведение контролирумого и структурализованного наблюдения, то исследователь должен заранее сконструировать документ наблюдения (карточку, таблицу, план), в котором будут фиксироваться наиболее значимые с точки зрения задач исследования элементы ситуации. Запись результатов наблюдения может вестись заранее обусловленными знаками, когда цели исследования требуют только фиксации наличия тех или иных элементов ситуаций, той или иной формы поведения:

Напр., не говорит - 0, говорит - 1;

Напр., индивид действует так, как если бы он был учителем - 1; врачом - 2; родственником - 3; соседом …).

Карточка регистрации

Реакция участников собрания на выступление, доклад (обвести кружком нужную цифру)

Тип реакции Сила проявления реакции по группам наблюдателя (шкальные оценки) Особые заметки, заранее не формализуемые
Одобрительные реплики, возгласы, аплодисменты 1, 2, 3, 4, 5, 6
Неодобрительные реплики, возгласы и т.п. 1, 2, 3, 4, 5, 6
Требование допол­нительной информации 1, 2, 3, 4, 5, 6
Разговоры, связанные с обсуждаемым вопросом 1, 2, 3, 4, 5, 6
Вопросы к выступающему 1, 2, 3, 4, 5, 6
Отсутствие реакции (нейтральное отношение) 1, 2, 3, 4, 5, 6
Призывы к соблюдению порядка 1, 2, 3, 4, 5, 6
Призывы к соблюдению регламента 1, 2, 3, 4, 5, 6
Разговоры, тему которых определить невозможно 1, 2, 3, 4, 5, 6
Посторонние разговоры 1, 2, 3, 4, 5, 6
Занятие посторонними делами 1, 2, 3, 4, 5, 6

Контроль проведенного наблюдения можно осуществлять разными способами:

1) провести беседу с наблюдаемыми;

2) обратиться к документам, связанным с наблюдаемым событием;

3) проверить результаты собственного наблюдения наблюдением, проведенным другим квалифицированным наблюдателем;

4) послать необходимые документы проведенного исследования другому социологу с целью повторения наблюдения.

3) Обработка материала.Полученный материал обрабатывается в соответствии с разработанной программой исследования, в которой указывается, как будет происходить обработка информации.

На этом этапе происходит выбраковка, шифровка, кодировка, ввод в базу данных на ЭВМ. Для обработки используются математико-статистические методы. Информацию можно полностью или частично обработать и вручную. Результаты обработки приводятся к системе показателей и эмпирических индикаторов. После этого полученные данные сводятся в таблицу, изображаются графически: в графиках, схемах, матрицах и т. п.

4) Оформление результатов.После того как материал обработан, полученные документы, таблицы и результаты наблюдений тщательно изучаются.

На основе этого делаются выводы о подтверждении или опровержении выдвинутых первоначально гипотез. Выявляются и формулируются разные социальные закономерности, тенденции, противоречия, новые проблемы. В конце исследования оформляются основные результаты. Главным итоговым научным документом является научный отчет, в котором подробно описываются все основные моменты хода исследования и главные результаты. В отчете о проведенном наблюдении обязательно должны быть:

а) тщательная документация о времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения;

б) информация о роли наблюдателя в группе, способе/виде наблюдения;

в) характеристика наблюдаемых лиц;

г) подробное описание наблюдаемых фактов;

д) собственные заметки и интерпретации наблюдателя.

На базе полученных выводов разрабатываются практические рекомендации для обоснования и принятия определенных управленческих решений или для регулирования социальных отношений. Кроме этого, результаты научно-исследовательской работы могут быть изложены в выступлениях на научных конференциях, на семинарах, путем публикации статей и монографий, докладной записки в соответствующее ведомство.

Достоинства и недостатки метода наблюдения

Методу наблюдения присущи как достоинства, так и недостатки.

Достоинства метода наблюдения:

1.Дает возможность уловить детали изучаемого явления, его многогранность.

2.Позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в отличие от других методов сбора первичной социологической информации, которые основываются на предварительных или ретроспективных суждениях респондентов.

3.Отсутствуют опосредующие звенья, осуществляется прямой контакт между исследователем и исследуемым объектом, что дает возможность получать более достоверную, объективную и оперативную информацию о действиях людей в определенных социальных ситуациях, т. е. о социальных фактах.

4.Помогает полнее и точнее понять смысл поведения или каких-либо действий наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакции на происходящие события.

5.Исследователь в определенной степени не зависит от объекта исследования, т. е. он может собирать факты независимо не только от умения, но и желания наблюдаемых говорить.

Недостатки метода наблюдения можно свести к двум группам: объективные (независимые от наблюдателя) и субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя).

Объективные недостатки метода:

1. Редко может быть использован при наблюдении больших совокупностей.

2. Меньшая возможность широкого обобщения полученных результатов исследования, чем в других исследованиях.

3. Сложность, а порой и невозможность повторения наблюдения.

4. Получение качественного, а не количественного характера выводов.

5. Часто возникают трудности при фиксации и описании исследуемых явлений, необходимость делать эту работу после проведения наблюдения.

6. Трудности при проведении дифференциации и выделении признаков наблюдаемой ситуации.

7. Ограничена возможность получения данных о целях и мотивах поведения.

8. Возможность проведения лишь в момент совершения события. Для изучения прошлого, например выяснения природы социального энтузиазма в 1920-е годы, потребуется использовать другие методы: анализ документов, свидетельства очевидцев, кинохроники, художественную литературу. Таким образом, в данном случае будет анализироваться опосредованное наблюдение.

9. Ограниченность наблюдения временем совершения интересующего наблюдателя события.

10. Высокая трудоемкость. Часто для сбора первичной информации привлекается большое число людей с достаточно высокой квалификацией.

11. Массовое наблюдение с применением кино-и фотоаппаратуры, звуко- и видеозаписи является одним из самых дорогостоящих методов сбора первичной социологической информации.

12. Не все социальные факты поддаются непосредственному наблюдению, целый ряд областей оказывается почти или полностью недоступным изучению с помощью наблюдения (например, семейные и сексуальные отношения, поведение людей в критических ситуациях и т. п.).

Субъективные недостатки метода:

1. Возможно невольное вмешательство исследователя в естественный ход событий.

2. Значительная вероятность ошибок в связи с возникновением «барьера субъективности» при интерпретации событий. Результатом наблюдения оказывается не просто констатация факта как такового, а констатация той или иной интерпретации наблюдаемого факта исследователем.

3. На качество получаемой информации может ощутимо повлиять различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть ценностных ориентаций, стереотипов поведения, интересов и т. д. Например, часто в бригаде рабочих обращение друг к другу на «ты» является нормой для всех ее членов. А исследователь, который не привык к такой форме обращения в своей среде, может оценить это как неуважение, фамильярное отношение молодых рабочих к старшим.

4. Возможен эффект «снисходительности» - тенденция оценивать ситуацию преувеличенно положительно. Это происходит в том случае, если наблюдатель считает, что отрицательный результат наблюдения может принести ему неприятности. В одних случаях причиной эффекта «снисходительности» могут выступать: забота исследователя о своем престиже, проявление симпатии к наблюдаемому или личные связи с ним, поверхностное выполнение исследования. В данном случае «благодушные» оценки скорее говорят о беспечности исследователя, чем о его снисходительности.

5. Порой возможна ошибка «контрастности». Она основывается на склонности (чаще неосознанной) наблюдателей, при оценке других людей игнорировать у них такие черты характера, которые свойственны им самим. Например, темпераментный будет считать, что другие люди, наоборот, излишне вялы, рассудительны и малоэкспрессивны.

6. Включенный наблюдатель может утратить объективность, занять позицию тех, в среде кого он действует.

7. Эффект эксперимента. Например, наблюдаемые, зная, что являются объектом изучения, искусственно меняют характер своих действий, чтобы подстроиться под то, что по их мнению, хотел бы видеть наблюдатель.

8. Эффект ореола. Он основан на общем впечатлении, которое наблюдаемый производит на наблюдателя, и ведет к поверхностным обобщениям в восприятии и классификации. Например: наблюдатель отмечает у наблюдаемого ряд положительных актов поведения, которые, по его мнению, особенно существенны. А если наоборот, после предварительных контактов сложилось негативное ожидание, то это может привести к преувеличенно отрицательной оценке деятельности наблюдаемого.

9. Ошибка усреднения, которая состоит в боязни крайних суждений. Известно, что экстремальные признаки поведения встречаются значительно реже, чем свойства средней интенсивности. Поэтому некоторые исследователи стремятся избегать крайних оценок, приближают их к средним величинам. В итоге результаты наблюдений становятся однотипными. Чтобы избежать этого, рекомендуется при изучении уровня интенсивности поведения закладывать все оценки от крайне положительных до крайне отрицательных. Причины также могут заключаться в неуверенности наблюдателя, слабом знании объекта исследования.

10.Возможна ошибка моделирования - когда исследователь вместо наблюдения использует дедуктивный вывод, что определенные признаки личности должны быть взаимосвязаны между собой. Например, может быть сделан «логический» вывод, что приветливые люди добродушны, а добродушные - доверчивы. Носящим шляпу может приписываться интеллигентность, а полным - добродушие.

11. Влияние настроения наблюдателя во время
проведения наблюдения. Настроение может отрицательно влиять как на характер восприятия событий, так и на оценку результатов наблюдения, особенно если у исследователя нет никакого желания наблюдать объект изучения.

Основной способ устранения влияния негативных факторов на результаты наблюдения - тщательная подготовка наблюдателя, неоднократное наблюдение изучаемого социального объекта (как одним и тем же наблюдателем, так и разными исследователями) и сочетание его с другими способами сбора информации (например, опросом, анализом документов, экспериментом).

Специфика наблюдения как метода сбора первичной информации заключается в способности анализировать и воспроизводить явление в его целостности, поставлять разносторонние и достaточно полные сведения. В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно стиль поведения, жесты, мимику, движения индивидов и целых групп. Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия. Оно дает более глубокий, но менее репрезентативный материал, чем анкетирование.

Достоинством наблюдения как метода сбора информации является отсутствие опосредующих звеньев, наличие прямого контакта между исследователем и исследуемым объектом. Однако достоинство моментально превращается в недостаток, поскольку при наблюдении высока опасность вмешательства ученого в естественный ход событий. Замечательной чертой наблюдения считается хорошая совместимость с другими социологическими методами. Его можно применять в качестве основного либо дополнительного метода и с анкетированием, и с интервью, и с анализом документов, и с экспериментом. Не о каждом методе можно сказать подобное. Совместное применение двух методов часто дает весьма эффективные результаты, например при изучении степени активности населения на электоральных собраниях.

Особенности метода связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна и наблюдение дает как бы моментальный снимок объекта, характеризует его состояние здесь и сейчас. Поэтому обобщение результатов наблюдения носит достаточно определенный характер.

Наблюдение позволяет помогать избежать влияния респондента на информацию, но повышает влияние исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации. В том и состоит главная особенность наблюдения в социологии - неразрывная связь наблюдателя с объектом, которая накладывает отпечаток и на его восприятие социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретации. Другая особенность наблюдения в социологии заключается в том, что восприятие социальных явлений наблюдателем и их интерпретация всегда эмоционально окрашены, и тем сильнее, чем теснее связан наблюдатель с объектом наблюдения. Эту особенность следует иметь в виду как одну из причин возможного искажения данных.

Специалисты отмечают субъективное воздействие на оценку происходящего и стороннего наблюдателя. Достоверность и обоснованность суждений по впечатлению наблюдателя, согласно некоторых данным, достигает лишь 0,5 корреляции с данными, полученными объективными способами. Имеет место «снисходительность» наблюдателя в отношении наблюдаемых, тенденция оценивать ситуации более положительно. Возможен и обратный эффект: излишнее снижение оценок тех или иных действий, а также «ошибка усреднения», т.е. боязнь крайних суждений, и ошибка «контраста», указанная Гилфордом.

Итак, преимущество социологического наблюдения, а именно непосредственная связь исследователя с объектом изучения, непосредственность впечатлений исследователя и отсутствие опосредствующих звеньев, тут же превращается в его недостаток - возможность исследователя повлиять на результаты наблюдения, исказить его данные. Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе.

Среди других достоинств наблюдения специалисты называют оперативность получения информации, активное продуцирование гипотез в ходе наблюдения.

Правда, оперативность моментально оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Действительно, социолог не может гарантировать репрезентативность своих данных, опираясь на одно исследование, которое к тому же охватывает небольшое количество явлений.

Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.

Но и тут социолога поджидает неприятность. Ему очень сложно, а порой просто невозможно, провести повторное наблюдение, подтвердить или перепроверить имеющиеся данные.

Социальные процессы обладают неприятным для ученого свойством: часто они уникальны, невоспроизводимы в силу того, что подвергаются воздействию очень большого числа неконтролируемых факторов. Основным способом устранения влияния негативных факторов на результаты наблюдения являются подготовка наблюдателя и неоднократное наблюдение изучаемого социального объекта в сходных условиях.

К числу недостатков наблюдения относят: невозможность охвата исследователем всей совокупности явлений, характеризующих изучаемый процесс (особенно в случае невключенного наблюдения); трудности, связанные с описанием исследуемых явлений; невозможность избежать субъективизма в подходе к изучаемым явлениям.

Обобщив сказанное, попробуем свести воедино основные преимущества и недостатки метода наблюдения.

Социологическое исследование в программе школьного мониторинга. Какие плюсы и минусы метода наблюдения? Его достоинства состоят в том, что наблюдение осуществляется одновременно с развитием событий, процессов, явлений, то есть конкретных пространственно-временных условиях. При широко организованном наблюдении можно описать поведение всех участников процесса взаимодействия социальных групп.

Картинка 79 из презентации «Школьный мониторинг» к урокам педагогики на тему «Контроль»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока педагогики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Школьный мониторинг.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 194 КБ.

Скачать презентацию

Контроль

«Школьный мониторинг» - Повторные исследования. Предмет социологического исследования. Монографическое исследование. Выборочная совокупность. Роль фильтрующих вопросов. Исследование в программе. Виды опроса. Определение выборки обследуемых. Структура программы. Анкетирование. Предварительный системный анализ. Интервьюирование.

«Педагогическая диагностика в школе» - Преимущества рейтинговой системы оценивания. Знания. Знания имен. Алгоритм самооценки результатов по изучению дисциплины. Буквы. Критерии оценивания. Алгоритм самооценки результатов. Диагностика обученности. Определение цели измерения. Проверка навыков. Проверка умений. Диагностика. Уровень достижения.

«Разработка заданий» - Осознанный выбор. Креативность. Эрик Ландау. Ключевые умения. Личностные качества. Ключевое умение. Принципы разработки заданий. Методика разработки заданий. Ключевые вопросы. Критическое мышление. Работа с информацией. Схема.

«Контрольно-оценочная деятельность в школе» - С.Д. Месяц. Текущая оценка. Моделируем систему школьной оценки. Эффективная система оценивания. План последующих действий. Этапы образовательного процесса. Состязательность. Концепция учебной деятельности школьников. Повторная пересдача. Добровольная оценка. Основные определения. Б.Г.Ананьев. Требования к источнику информации обратной связи.

«Контроль результатов обучения» - Соответствие. Этапы создания ФОС. Программа формирования компетенции. Модели компетенций для каждого этапа обучения. Стратегии преподавателей и студентов в достижении и оценивании. Общая модель сравнительной оценки качества подготовки. Разработка параллельных вариантов наборов заданий. КОМы. Контроль с помощью технических средств и информационных систем.

«Педагогическое тестирование» - Традиционный тест. Тестирование в педагогике. Задания с выбором одного неправильного ответа. Преимущества. Шкала оценивания. Классификация тестов. Задания с выбором нескольких правильных ответов. Педагогическое тестирование. Форма измерения знаний учащихся. Адаптивный тест. Недостатки. Задания с открытым ответом.

Всего в теме 16 презентаций

Выбор редакции
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...

В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...

ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...
Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...