Преподобный Никон Оптинский (Беляев), исповедник. Преподобный никон, игумен радонежский


Преподобный Никон Радонежский – одна из самых удивительных личностей в истории русского православия. Совершенный ученик совершенного учителя – так теперь называют его потомки. С первых же дней своего решения прийти в обучение и следовать духовному подвигу великого святого учителя русского христианства Сергия Радонежского он неукоснительно являл пример смирения перед Господом, перед своими учителями, подавая его братии Троицкой обители (нам она теперь известна как Свято-Троицкая Сергиева лавра).

Преподобный Никон родился в 1350 году в Юрьеве-Польском. Он происходил из благочестивой и богопочитающей семьи и с детства усвоил все христианские добродетели.

Поскольку Юрьев-Польский находится недалеко от Радонежа, где находилась обитель под игуменством преподобного Сергия, юноша с малых лет был наслышан о его духовных подвигах. Эта любовь, это желание во всем следовать преподобному были столь велики, что он молил Бога дать ему возможность увидеть святого Сергия и следовать ему в жизни как ученику во славу Божию.

Через некоторое время он оставил родительский дом и ушел в Радонеж, стремясь попасть в обучение преподобному Сергию. Но тут случилось непредвиденное – когда Никон упал в ноги к преподобному Сергию с просьбой постричь его в иноки и оставить в своей обители, его будущий учитель сразу в ученики его не принял. Конечно, старец в его святой прозорливости видел, что к нему пришел ученик с чистым богобоязненным и боголюбивым сердцем, однако понимал – чтобы находиться молодому человеку среди умудренной братии, надо, чтобы семена духовные легли в подготовленное к тому сердце. И он подверг его испытанию через смирение и послушание, отослав к другому своему ученику – Афанасию Высоцкому, который основал в свое время Серпуховской монастырь.

Смирение, с которым принял преподобный Никон такое разочарование в надеждах достойно называться духовным подвигом, – достойно подражания. Посмотрим на себя: как часто, не получив желаемого, мы раздражаемся, гневаемся. А юноша Никон беспрекословно удалился в Высоцкий (Серпуховской) монастырь к блаженному Афанасию.

Но и тот принял его не без испытаний. Он рассказал ему о трудностях и лишениях иноческой жизни, которые не всякий может выдержать, говорил, что иноки – добровольные мученики, что испытания духа тяжелей, чем испытания плоти. Юноша и сейчас не отступился от своего желания служить Богу, как ни уговаривал его святой Афанасий. И видя такое смирение и кроткое упорство, блаженный Афанасий согласился на постриг Никона. Так будущий преподобный ученик преподобного учителя получил иноческий сан.

Находясь в научении у Афанасия Высоцкого, Никон преуспевал во всем – изучении Священного Писания, в молитвах, постах, бдении. Афанасий полюбил его отеческой любовью и во всем помогал его духовному возрастанию.

После наступления совершеннолетия инока Никона и блаженный Афанасий, и вся монастырская братия решили, что он достоин принятия священнического сана. После рукоположения преподобный Никон стал являть еще большее подвижничество, но, пробыв еще немного в обители, опять загорелся желанием находиться рядом с преподобным Сергием Радонежским, чтобы во всем следовать ему. Он горячо просил Афанасия отпустить его из обители, и старец не стал его удерживать, а благословил и отпустил.

И снова пришел преподобный Никон к преподобному Сергию и, поклоняясь, просил оставить его при себе в Троицкой обители, и на этот раз преподобный согласился. Преподобный Никон так трудился во славу Господню, с таким рвением выполнял любое данное ему послушание, являл такие примеры смирения и преуспевал в молитвенном бдении, что преподобный Сергий взял его к себе в келью, где оба – учитель и ученик – проводили многие часы за беседами, в которых преподобный Сергий передал Никону едва ли не всё, чем владел сам, весь свой величайший духовный опыт, мудрость. Эти знания ложились в душу ученика, которому Господь в полной мере отпустил великий дар – дар ученичества.

За полгода до своего ухода из земной жизни преподобный Сергий удалился в затвор, оставив вместо себя преподобного Никона. Когда преподобного Сергия Радонежского не стало, и преподобный Никон недолго был игуменом. Вскоре он оставил братию на попечение преподобного Саввы Сторожевского, а сам, следуя примеру учителя, также ушел в затвор, для уединенных и безмолвных молитв.

Но через шесть лет звенигородский князь Юрий Дмитриевич, сын благоверного князя Дмитрия Донского, обратился к преподобному Савве с просьбой о переселении в Звенигород. Тот согласился, удалился в Звенигород, где основал Саввино-Сторожевский монастырь.

Тогда братия пришла в место, где находился в отшельничестве преподобный Никон, и начала уговаривать его вернуться к игуменству, говоря, что нехорошо печься только о своем спасении, что обитель нуждается в нем, и преподобный вернулся, как бы ни хотелось ему оставаться в молитве и безмолвии, и в этом тоже был подвиг послушания. Он продолжил труды в монастыре, как и прежде участвуя во всех делах наравне с другими монахами, обходя все места, где они трудились, наставляя в трудолюбии, порицая с печалью нерадивых, подбадривая всех и являя о братии отеческую любовь и заботу. Еще до затвора весть о новом игумене, как благословение над обителью, распространилась за стены монастыря, и к мудрому последователю преподобного Сергия приходили люди всех званий и сословий, и он никому не отказывал в пастырском слове и совете.

В 1406 году на Русь наступило воинство одного из самых жестоких ханов – Эдигея. Пожары и разорение были уделом мест везде, где появлялись варвары-захватчики. Преподобный Никон неустанно молился преподобному Сергию, чтобы тот молитвами своими защитил от нечестивых Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий, внимая молитвам своего любимого ученика, вместе со святителями Петром и Алексием явился ему, когда тот ненадолго присел отдохнуть и легко задремал, и поведал, что обитель будет разрушена, но чтобы преподобный Никон не предавался огорчению, а набрался мужества, потому что обитель не канет, а укрепится и будет еще шире и прекрасней, чем была.

Так и получилось. Варвары сожгли обитель дотла, а монахи удалились в леса, сумев спасти лишь книги и священные сосуды, которые можно было унести. Это было в 1408 году. Когда разрушители покинули эти места и были побеждены, братия вернулась на пожарище. Преподобный Никон не предавался отчаянию, он начал немедленное восстановление обители. Он собрал рассеявшуюся на время братию, и за три года были возведены все необходимые для жизни монастыря постройки, а к 1411 году возведен и в этот год освящен деревянный храм во имя Живоначальной Троицы.

Затем преподобный с монахами лавры начал возведение каменного храма. Каковы же были чудо и радость, когда при раскопке каменного рва под основание будущего здания открылись мощи преподобного Сергия! Они открылись нетленными, как и одежда, в которую были облачены останки! С великой радостью мощи были подняты и после прославления их положены в раку, которую временно поместили в деревянном храме до построения каменного. Это происходило при большом стечении народа – и духовного, и мирян, а также в присутствии князя звенигородского Юрия Дмитриевича. Как писал митрополит Филарет, обитель прошла огненное очищение, но восстала из пепла, и сам преподобный Сергий явился, чтобы навсегда пребывать здесь.

Каменный храм усилиями искусных архитекторов и строителей и по благословению Божию стал образцом средневекового православного зодчества. Он был богато украшен, а для росписи его были приглашены такие мастера русской иконописи, как Даниил Черный и Андрей Рублев. Большинство исследователей русской иконографии придерживаются мнения, что знаменитая рублевская «Троица» написана им по заказу преподобного Никона в честь его наставника преподобного Сергия Радонежского. Новый храм во имя Живоначальной Троицы был достроен и освящен в 1422 году. Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского была упокоена в нем, здесь она находится и по сей день.

Весть о возвращении преподобного Никона и восстановлении обители разнеслась быстро и далеко. В обитель стали приходить и иноки, и мирские жители. Всех здесь принимали с радостью добрым словом, обитель росла и крепла.

Однако преподобный Никон был уже стар. Он предчувствовал час своей кончины и в этот день собрал всю братию, чтобы дать ей последние наставления. Его завещание – беречь и соблюдать установленный порядок, чин молитвы дневной и ночной, быть трудолюбивыми, не забывать о добродетели безмолвия и нести в себе человеколюбие. Затем он причастился Святых Даров, благословил в последний раз братию и обратился к своей душе: «Изыди, душе моя, где тебе уготовано», осенил себя крестным знамением и отошел с миром ко Господу. Это было 17/30 ноября 1426 (по иным сведениям 1428) года.

Преподобного Никона Радонежского погребли рядом с ракой преподобного Сергия. Позже при митрополите Ионе Московском иеромонах Пахомий Логофет написал житие и акафист преподобному Никону Радонежскому.
В 1527 году митрополит Макарий установил его общецерковное почитание.

Какое чудо произошло

Еще в земной жизни преподобный Никон был награжден Господом даром прозорливости, но и после его преставления известны многие чудеса, связанные с его святым именем.

Вот некоторые из них.

Преподобные Сергий и Никон, будучи близкими в жизни учителем и учеником, и с чудотворением часто являлись вместе. Один москвич Симеон тяжело заболел, так что не мог ни есть, ни пить, ни спать, а только, будто замертво, лежал на постели. Так, лежа, он стал возносить святому Сергию молитву о помощи. Тут перед ним явились два старца, один из них был Никон, которого Симеон узнал, потому что встречался с ним при жизни. Другой был сам преподобный Сергий. Святой Сергий осенил больного крестом и велел преподобному Никону взять икону, которую когда-то Никон подарил Симеону. В этот момент Симеону показалось, что кожа его отстала от тела, а старцы в тот же миг стали невидимы. После этого сразу больной почувствовал, что к нему вернулись силы, он сел на постели и понял, что не кожа сошла с него, а оставила его болезнь. Выздоровевший Симеон горячо возблагодарил святых за чудесное исцеление.

Во время осады поляками и литовцами Троице-Сергиевой лавры ее преподобные игумены также часто являлись осажденной братии, укрепляя ее дух. Когда однажды во время осады среди монахов начались болезни, преподобный Никон явился пономарю Иринарху и сказал, что этой ночью выпадет снег. Пусть, кто болен, натирается этим снегом, и он выздоровеет. Иринарх наутро рассказал с трепетом о своем сновидении. Все, кто был болен, вышли на свежевыпавший снег, с молитвою натерлись им, и болезни их оставили.

Таких чудес было немало, и сегодня все, кто приходит с молитвой к раке преподобного Сергия, где рядом погребен преподобный Никон, по молитвам своим получают исцеление, к ним приходят нужные решения по святым незримым и неслышимым советам преподобных и их молитвам за нас.

Значение иконы

Икона Преподобного Никона Радонежского, с которой на нас смотрят мудрые глаза аскетического лика, напоминает о необходимости всегда и во всем следовать своему долгу, положась на Бога во всем. Даже когда всё происходит не так, как нам хотелось бы, к худшему для нас, когда мы, кажется, что-то теряем бесповоротно в «пожарищах» нашей жизни, надо полагаться на Бога и святых Его, которые и есть наши духовные учителя. А мы только можем у них просить редкостного дара, более редкостного, чем дар учительства, – дара ученичества. Не всем в земной жизни дано обрести своего духовника среди земного священства – об этом тоже приходится молиться, иногда долго и усердно. Но они, святые земли Русской, – всегда с нами, как с нами и преподобные Сергий и Никон Радонежские.

День памяти преподобного Никона Радонежского (ученика и преемника великого Сергия Радонежского) отмечают 30 ноября .

Все мы слышали это имя, но не многие из нас знают, кем является святой Никон. Он основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, которая находится в центре прекрасного города Сергиев Посад. В раннем возрасте Никон прослушал церковное повествование о учениях преподобного Сергия Радонежского. Этот необыкновенный рассказ восхитил молодого человека, и он решил наследовать святого. Через несколько лет Никон удостоился почета величайшего наставника, который сначала сделал его помощником настоятеля, а за несколько месяцев до своей смерти своим преемником.

Горько оплакивал Никон кончину своего великого учителя. Он исполнил его волю и позаботился о братьях, став их наставником. Вскоре Никон стал настоятелем церкви под Звенигородом, которая была полностью разрушена татарским войском в середине пятнадцатого века. Преподобный Никон бросил все свои силы на воссоздание былого величия этого монастыря, что ему и удалось сделать. Еще святой построил церковь Сошествия Святого Духа для мощей любимого наставника. Рядом с этим местом был вознесен прекрасный храм с белого камня во славу Пресвятой Троицы. Он украшен множеством росписей, икон и других изображений Небесного царства, которые сделали лучшие живописцы того времени. О благоустройстве этого храма служитель Господа не переставал заботится на протяжении всей своей жизни.

Никон имел множество последователей. Он учил своих братьев воспитывать в себе мужество и святость духа, закликал к борьбе с нечистотами людской души. Безмолвствие он считал лучшим средством достижения блаженства. После ухода из жизни и встречей с Богом преподобный Никон Радонежский был похоронен рядом с Сергием Радонежским, своим наставником и духовным учителем. За свои благие деяния и намеренья, святую жизнь преподобный Никон был удостоен высшей похвалы от Бога. Еще во время своей жизни он получил дар прозрения, а после смерти стал чудотворцем. В середине пятнадцатого века, после смерти святого, монах Логофет написал житие святого Никона, где подробно рассказал о его святых деяниях. А начиная с 1547 года 30 ноября все православные христиане празднуют День памяти этого святого.

Молитвы Никону Радонежскому

Тропарь преподобного Никона
глас 1
Послушания добрый рачитель быв,/ преподобне Никоне приснопамятне,/ Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Тропарь общий преподобным Сергию и Никону Радонежским
глас 8

Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущие дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Никона
глас 4
Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився/ и от него наставляем,/ во всем Христови поработився,/ монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель,// с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Святые мощи преподобноисповедника Никона не обретены

Краткое житие

П реподобный Никон был последним из сонма известных не только в России, но и за ее пределами старцев Оптиной пустыни. Оптинский старец Никон, исповедник (в миру Николай Митрофанович Беляев), родился двадцать шестого сентября 1888 года в Москве в многодетной, дружной и благочестивой семье московских купцов Беляевых. В Крещении был назван Николаем — в честь святителя Николая, Мирликийского Чудотворца. От родителей он унаследовал любовь к Церкви, чистоту и строгость нрава.

Заслуживает внимания один случай, произошедший с его матерью, Верой Лаврентьевной. Однажды дом Беляевых посетил Праведный Иоанн Кронштадтский. Отслужив молебен, он благословил молодую мать и подарил ей свою фотографию с собственноручной подписью и датой — «год 1888, год рождения сына Николая».

Коля рос веселым, резвым ребенком. Несмотря на некоторую неповоротливость, он был очень ловок, предприимчив и изобретателен в разных детских играх и забавах. Но в это же самое время с ним произошло еще одно необыкновенное событие. В возрасте лет пяти мальчик тяжело заболел. Все усилия врачей спасти его оказались безрезультатными. Обнимая похолодевшее, бездыханное тельце младенца, его мать горячо молила святителя Николая сохранить ему жизнь. И совершилось чудо. Мертвый ребенок ожил. Впоследствии Оптинский старец Варсонофий особенно подчеркивал таинственное значение этого случая, в смысле явного предназначения Николая к иноческой жизни.

Следует сказать и о том воспитании, которое получили Николай Беляев и его братья и сестры. Их родители позаботились о том, чтобы дети не только обучились светским наукам и музыке, но и о том, чтобы они выросли благочестивыми людьми.

Маленькие Беляевы почти ежедневно посещали храм. Выполняли утреннее и вечернее молитвенное правило. В доме часто читались вслух Евангелие и жития святых. Особенным благочестием отличался младший брат Николая — Иванушка, мечтавший о монашестве. С годами у Николая и его младшего брата Ивана возникло и укрепилось сознательное стремление к духовной жизни.

Окончив гимназию, Николай Беляев поступил учиться на физико-математический факультет Московского университета. Однако сердце его было занято другим — «единым на потребу». Они с братом решили уйти в монастырь, но не знали, в какой. Изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: «Козельская Введенская Оптина пустынь».

Одиннадцатого февраля 1907 года Николай и Иван Беляевы объявили матери о своем желании уйти в монастырь. Вера Лаврентьевна благословила сыновей медными крестиками. Впоследствии, став иеромонахом Никоном, через все страдания пронес и сохранил Николай материнское благословение.

Дома не препятствовали благому решению, и двадцать четвёртого февраля 1907 года, в день обретения главы Иоанна Предтечи, братья приехали в Оптину. Их обоих с любовью принял преподобный старец Варсонофий, но как-то особенно отметил Николая. С первых же бесед они почувствовали необъяснимую тесную связь друг с другом, то, что называется «духовным родством». Братья несколько раз гостили в Оптиной.

Девятого декабря 1907 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», братья Беляевы были приняты в число скитской братии и поселились в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни. В это время Николаю исполнилось девятнадцать лет, Ивану — семнадцать. Около года они проходили различные послушания, в том числе связанные с незнакомым им прежде тяжелым физическим трудом.

Николай охотно и жизнерадостно выполнял все послушания, возлагаемые на него. С одинаково радостным лицом работал он в трапезной: разметал снег, носил дрова, мыл посуду, подметал пол. В церкви он был помощником пономаря. Работал в саду: носил навоз, копал, сажал. Избалованный и выросший почти в роскоши, непривычный к физическому труду, Николай не тяготился ничем. Его душа не знала ни уныния, ни недовольства, ни ропота. Выдержав предварительный искус, двадцать девятого января 1908 года братья были причислены к братству скита в качестве послушников.

Духовным руководителем их стал скитоначальник игумен Варсонофий. Наряду с общими послушаниями преподобный Варсонофий привлекал Николая и к работе по письмоводству. В феврале 1908 года Николай был назначен помощником библиотекаря. В октябре 1908 года он был назначен письмоводителем старца Варсонофия и освобожден от всех послушаний, кроме церковного пения и чтения. Послушание письмоводителя начальника скита стало основным в продолжение всей его жизни в скиту.

Почти всё свободное от молитвы время он проводил у старца, помогая вести ему переписку. Старец Варсонофий, видя в Николае своего преемника и последователя, подолгу беседовал с ним, наставлял, учил. К этому времени он становится самым близким учеником и сотаинником старца Варсонофия, который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт, руководил его духовной жизнью.

В апреле 1910 года послушника Николая и его брата постригли в рясофор. Старец Варсонофий напутствовал юных иноков следующими словами: «Постриг в рясофор имеет большое значение для монаха. Какое дадите себе направление и настроение в первое время при пострижении, таким оно и останется до конца жизни».

Преподобный Варсонофий говорил о спасении: « Хорошо быть с Господом! А на Фаворе со Христом Спасителем, наверное, еще лучше. Нужно идти на Фавор. Но всегда помнить при этом, что путь туда человеку через Голгофу. И иного пути нет». Эти слова как нельзя лучше подходят для нас, христиан современности, призванных, по пророческим речениям преподобных отцов древности, спасаться терпеливым перенесением находящих скорбей.

Однако путь на Голгофу способен проделать не каждый. И слишком велик соблазн сойти с креста. Так произошло с младшим братом Николая Беляева, Иваном. Иванушка, восторженный юноша, мечтавший о монашестве, не смог вынести всех трудностей иноческого жития. Не смог выработать в себе смирения, отсечения своей воли. Поэтому в 1910 году Иван покинул Оптину пустынь. Впоследствии он женился на сестре милосердия, забыв о своём увлечении монашеством и про то, что сам некогда был иноком. Николай же остался в Оптиной Пустыни на долгие годы.

Напутствие, а также многие другие душеполезные изречения старца Варсонофия, сохранил для нас «Дневник», который вел послушник, а затем инок Оптиной пустыни Николай Беляев. Записи в нем обрываются с того времени, как его наставник, отец Варсонофий, покинул Оптину. Старцу пришлось перенести несправедливое гонение. В 1912 году он был посвящен в сан архимандрита, переведён из милой сердцу Оптиной и назначен настоятелем Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря под Москвой.

После отъезда старца Варсонофия Николая перевели из скита в монастырь. В течение последующей жизни в монастыре он служил примером безусловного послушания, нелицемерного смирения, мирности, твёрдости и мудрости. Он был не по годам серьёзный, вдумчивый, и в то же время, радостный.

Двадцать четвёртого мая 1915 года молодой инок был пострижен в мантию и получил имя Никон в честь святого мученика Никона (память двадцать восьмого сентября). Десятого апреля 1916 года преподобный Никон был рукоположен в иеродиакона, а третьего ноября 1917 года удостоился сана иеромонаха. В этом сане последний из оптинских старцев пребывал до самой своей мученической кончины.

После октябрьского переворота Оптина была закрыта, начались гонения. «Умру, но не уйду», — так писал преподобный Никон в своем дневнике, будучи еще послушником монастыря. Эти слова выражали общее настроение оптинской братии. Трудоспособные монахи создали «сельскохозяйственную артель», дававшую пропитание. Преподобный Никон ревностно трудился, делая все, что только возможно, чтобы сохранить монастырь.

В Оптиной было тяжело, но служба в храмах продолжалась. В 1923 году Оптина Пустынь , подобно множеству других российских монастырей, была закрыта. В качестве музейных рабочих и сторожей в монастыре оставили пятнадцать братьев, а остальным приказали убираться куда глаза глядят.

По благословению последнего архимандрита Оптиной пустыни, Исаакия II, иеромонах Никон остался служить при монастырском храме в честь Казанской иконы Божией Матери. «Благословляю тебя служить и принимать людей на исповедь», — сказал отец Исаакий иеромонаху Никону. И тот пробыл в стенах разоренного монастыря еще около года, духовно окормляя маленькую общину, состоявшую из сестер закрытого к тому времени женского Шамординского монастыря.

Так преподобный Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем. Сюда приходили духовные чада из Козельска и многочисленные богомольцы, по-прежнему съезжавшиеся к могилкам старцев со всех концов России: народная тропа в Оптину не желала зарастать.

Тогда же находившийся в ссылке преподобный Нектарий стал направлять своих духовных чад к преподобному Никону. До этого отец Никон не дерзал давать советы обращавшимся к нему, а когда начал принимать народ, то, давая советы, всегда ссылался на слова Оптинских старцев. В те страшные годы верные чада Церкви особенно нуждались в укреплении и утешении, и именно такой духовной опорой был преподобный Никон.

Изгнанный из обители в июне 1924 года воинствующими атеистами, он последний раз отслужил всенощное бдение, покинул монастырь и переселился в город Козельск, где служил в Успенском соборе. При этом иеромонах Никон окормлял уцелевших шамординских монахинь и паломников, принимал народ, выполняя свой пастырский долг.

Его арестовали в июне 1927 года вместе с отцом Кириллом (Зленко). Около года отец Никон пробыл в тюрьме города Калуги. Отсюда при одном из свиданий он передал пришедшей навестить его монахине Амвросии (Оберучевой) книгу, которая была с ним в его заключении: пятый том сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству». На полях книги рукой иеромонаха Никона были сделаны заметки. Сейчас они изданы отдельной брошюрой под названием «Завещание духовным детям».

Эти советы — настоящий духовный бисер для людей, ищущих духовного окормления, желающих духовного роста:

«Необходимо всем приготовиться к скорбям. Без признания себя достойным скорбей за свое падение нельзя познать Спасителя. Безскорбная жизнь — признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим безскорбно, ибо конец их безскорбия плачевен. Искушения и скорби обнаруживают состояние души человеческой, выражаясь языком современным, они являются как бы каким-то экзаменом. Принимай то, что посылает Бог „.

„Скорби попускаются, чтоб обнаружилось, кто любит Бога действительно. Без терпения скорбей даже благодарная душа не способна к Царствию Божию. Твердое терпение скорбей равносильно мученичеству. Скорби ничего не значат в сравнении с духовными благами“.

„Великодушие и настойчивость в борьбе с грехом необходимы, хотя бы грех по временам и одолевал. Призыв к покаянию — зов Божий. Оживление души совершается волею Божией и силою Божией. Но от человека требуется его произволение в принесении Богу покаяния. Срок покаяния, потребного согрешившему, известен единому Богу. Покаяние только тогда признается искренним и действительным, когда последствием его бывает оставление греха смертного“.

„Чтение — одно из необходимых деланий. Без чтения или слушания чтения нельзя узнать истину. Говоря о чтении, разумею исключительно чтение Священного Писания и писаний отеческих и церковных. Духовному росту предела нет, поэтому перечитывание имеет огромное значение. Лучше с благоговением и вниманием перечитывать небольшое количество книг, нежели многое читать наскоро. Но чтение только тогда будет приносить желаемую пользу, когда читаемое будет по мере сил и возможностей входить в жизнь, становится правилом жизни, а не простым, голым, бездушным и холодным знанием. Поэтому нужно читать со вниманием и стараться жить по духу того, что читаешь“.

27 января 1928 года иеромонаха Никона вместе с другими заключенными хотели отправить на Соловки. Однако из-за непогоды этап задержался на пересыльном пункте в Кеми. Там отца Никона оставили в качестве сторожа. Три страшных года провел преподобный Никон в лагере «Кемперпункт». По окончании срока его приговорили к ссылке в Архангельскую область.

Перед отправкой врач нашел у преподобного Никона тяжелую форму туберкулеза легких и посоветовал просить о перемене места ссылки и о переводе в местность с более здоровым климатом. Привыкший все делать за послушание, преподобный Никон попросил совета у оптинского монаха отца Агапита (Таубе), сосланного вместе с ним. Тот посоветовал не противиться Божией воле, и преподобный Никон смирился. Он решил предать себя воле Божией, сказав врачу: «Воля Божия да совершается...“ Вот слова праведной души, всего себя и всю жизнь благоговейно приносящей в жертву Богу!

В июне 1930 года иеромонах Никон и отец Агапит поселились в деревне Нижнее Ладино под Архангельском. Однако в августе 1930 года отца Никона переместили на Пинегу, в деревню Воспола. Это было его последнее земное пристанище, последний этап земного страдания. Он нашел квартиру в доме одной женщины, которая, кроме большой платы деньгами, поставила в условие своему квартиранту выполнять все тяжелые физические работы по дому. Состояние здоровья преподобного Никона ухудшалось с каждым днем, он недоедал.

Хозяйка с характером исключительно сварливым, злым и жестоким помыкала им, как своим рабом. Казалось, что сам бес вселился в нее, заставляя мучить отца Никона. Жестокая старуха не давала ему ни покоя, ни отдыха. Изнемогая от слабости, он беспрекословно выполнял всё при постоянно повышенной температуре и с больной ногой.

Однажды от непосильного труда страдалец не смог встать. В конце концов, узнав, что он неизлечимо болен туберкулезом, хозяйка в зимнюю стужу выгнала постояльца из дома, выбросив на улицу все его вещи. Тогда товарищ по несчастью, бывший насельник Оптиной Пустыни иеродиакон Петр, перевез умирающего отца Никона в околоток Козлово, в деревню Валдокурье, за три километра от Восполы, в дом Александры Ефимовны Прялковой, где жил и сам.

Там батюшку разыскала приехавшая к нему духовная дочь, инокиня Ирина (Бобкова), впоследствии схимонахиня Серафима. Она нашла отца Никона уже угасающим, прикованным к одру болезни, покрытого вшами. В таком состоянии он продолжал выполнять свое молитвенное правило, читал Священное Писание, писал письма.

До самой смерти преподобный Никон писал записочки своим духовным чадам. Вот текст последней из них: «Какая красота в духовных книгах... « Эта последняя записка так и осталась недописанной. Изнемогавший от болезни Пастырь в последние дни своей недолгой жизни думал не о себе, а о своих чадах, продолжал заботиться об их духовной жизни, старался записать для них наставления и советы:

«Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно.

Возьмем себе в образец святого, подходящего к нашему положению, и будем опираться на его пример. Все святые страдали потому, что они шли путем Спасителя, Который страдал: был гоним, поруган, оклеветан и распят. И все, идущие за Ним, неизбежно страдают. «В мире скорбны будете». И все, желающие благочестиво жить, гонимы будут. «Когда приступаешь работать Господу, уготовь душу твою во искушение».

Чтобы легче переносить страдания, надо иметь веру крепкую, горячую любовь ко Господу, не привязываться ни к чему земному, всецело предаться воле Божией.

Если нет возможности исполнить обет послушания, некому повиноваться, надо иметь готовность все делать согласно воле Божией. Есть два вида послушания: внешнее и внутреннее. При внешнем послушании требуется полное повиновение, исполнение всякого дела без рассуждения. Внутреннее послушание относится к внутренней, духовной жизни и требует руководства духовного отца. Но совет духовного отца следует проверять Священным Писанием... Истинное послушание, приносящее душе великую пользу, это когда за послушание исполняешь то, что несогласно с твоим желанием, наперекор себе. Тогда Сам Господь берет тебя на Свои руки...

Иисусова молитва заменит крестное знамение, если почему-либо нельзя будет возложить его.

Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его. Этот день надо посвящать Богу: быть в храме, дома молиться и читать Священное Писание и творения святых отцов, делать добрые дела.

Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на пороки его. Нельзя холодностью отстранять от себя людей. Не надо давать волю своим чувствам.

Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам.

Что лучше: редко или часто приобщаться Святых Христовых Тайн? — сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя — Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству.

Гонения и притеснения полезны нам, ибо они укрепляют веру.

Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль исходит от привязанности к видимым вещам. Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем. В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.

Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина, как она благотворно действует на душу!

Духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда и не уйдет, а так и сгниет около этого столпа.

Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком.

Не прилагайте сердца к суете мирской. Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое, незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.

Самооправдание закрывает духовные очи, и тогда человек видит не то, что есть на самом деле.

Терпение есть непрерывающееся благодушие.

Спасение ваше и погибель ваша — в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий.

Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит все».

Инокиня Ирина своими заботами скрасила последние дни умирающего преподобного Никона. Она же стала свидетельницей видения, бывшего ему за четыре дня до кончины. Перед смертью он видел Оптинского старца Макария, который пришел его исповедать. Не зная, что и думать, она ушла на другую половину дома, откуда, казалось, целую вечность звучал батюшкин голос, и она боялась расслышать слова этой таинственной исповеди.

В самый день блаженной кончины преподобного Никона, 25 июня/8 июля 1931 года, он причастился, прослушал канон на исход души. Лицо почившего было необыкновенно белое, светлое, улыбающееся чему-то радостно. Господь, даровав Своему верному слуге мирную кончину, и по преставлении почтил его соответствующим его сану и заслугам погребением.

Он был отпет и погребен по монашескому чину на кладбище села Валдокурье. Проводить его в последний путь пришло множество ссыльных. Промыслом Божиим на погребение преподобного Никона одних священнослужителей собралось двенадцать человек. Несмотря на то, что все они находились на работе (за шестьдесят километров от Валдокурья), они вдруг получили выходной — точно на погребение его они были отпущены.

В тридцатые годы могила иеромонаха Никона была раскопана хулиганами. Поэтому его духовные чада совершили перезахоронение. Лишь немногие знали, где находились его мощи.

Дом, где умер иеромонах Никон, сохранился до наших дней. Это единственный уцелевший дом в околотке Козлово. А восьмого июля 1989 года над восстановленной могилой преподобного Никона была совершена первая панихида. Отслужил ее прибывший на Пинегу насельник возрожденной Оптиной пустыни иеромонах Феофилакт.

В 1996 году преподобный Никон (Беляев) был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года — Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания.

– это имя многое может сказать православному христианину. Впрочем, даже закоренелый атеист наверняка слышал о данном святом, поскольку на всю страну нашу знаменита обитель, именуемая Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой и расположенная в самом сердце города Сергиев Посад. И та, и другой тесно связаны с личностью указанного выше преподобного. У Сергия Радонежского было при жизни земной немало учеников. Одному из них – Никону – Церковь посвятила отдельный христианский праздник, который положено отмечать каждый год 30 ноября.


Становление в монашеской жизни

Родился близ обители, основанной и возглавляемой святым Сергием – в городе Юрьеве-Польском. Данное событие имело место быть в XIV-м столетии. Семья, в которой появился и вырос Никон, отличалась богобоязненностью, множеством добродетелей и творила благочестивые дела. Естественно, что в такой «малой Церкви» ребенка воспитывали в соответствии с основными догматами христианства.


О детстве и отрочестве Никона мало что известно. Любовью же особенной к Богу сердце его воспылало, когда пришел будущий преподобный в юношеский возраст и прослышал о подвижнической жизни некоего Сергия, игумена Радонежского. В принципе, об упомянутом выше человеке трудно было не услышать, поскольку молва о подвигах, им совершаемых во имя Иисуса Христа, облетела всю округу. И зародилось в душе юного Никона страстное желание встретиться с преподобным Сергием лично, перенять правила жизни сего праведника и начать существование, подобное таковому его. О сем молил юноша неустанно со слезами на глазах Господа дни и ночи напролет.


Прошло немного времени, и Никон решился отправиться в путь, дабы самостоятельно достигнуть обители Сергия Радонежского. Он оставил родительский дом, любящих отца и мать без малейших раздумий. Прибыв же в монастырь, возглавляемый преподобным Сергием, Никон бросился в ноги к настоятелю Лавры и обратился к тому с пламенной просьбой принять его иноком в данную обитель. Сергий насквозь видел сердца людей, а потому понял, что перед ним – юноша весьма благочестивый, честный и разумный не по годам. Однако ни это, ни возникшая в сердце преподобного любовь отеческая к молодому человеку не заставили настоятеля монастыря пойти против правил: любой новичок должен был пройти испытания – главный показатель достойности или недостойности иноческого положения. Потому Сергий отослал прибывшего к своему ученику Афанасию, жившему в далекой обители. Напоследок святой напутствовал юношу, сказав, что если на то будет воля Господня, он примет в результате иноческий постриг.

Никон не ослушался преподобного. Достигнув озвученного монастыря, он занялся там под руководством Афанасия Высоцкого чтением священных книг, а также учился молитве и совершенствовался в добродетелях. И здесь юноша действительно стал иноком. Достигнув же совершеннолетнего возраста, он с благословения духовного наставника своего Афанасия и с согласия монахов получил священнический сан. Это еще более усилило стремления Никона к ведению подвижнического образа жизни.

Спустя какое-то время преподобный вновь вернулся к мысли о том, что хочет повидаться с игуменом Сергием, услышать его назидательные, полные добрых советов и наставлений речи. Никон испросил у Афанасия разрешения покинуть обитель и сделал это, как только получил благословение духовного отца. Когда юноша оказался в стенах Лавры, он, как и некоторое время назад, со слезами опустился на колени перед богомудрым старцем Сергием. В награду Никон был благословен игуменом на проживание в святой обители.



С той поры началось выполнение юношей всяческих послушаний, порученных старцем. Все дни его были заполнены трудами: монастырскими работами, молитвенными упражнениями. Видя усердие ученика своего, преподобный Сергий разрешил Никону находиться в одной с ним келии, выказав, таким образом, особое расположение к молодому праведнику. Под чутким руководством игумена юноша открыл в себе спавшие доселе способности и таланты. Светом же во тьме для него было доброе, чуткое, любвеобильное сердце святого Сергия.

В какой-то момент доверие между учеником и его мудрым учителем укрепилось настолько, что последний пожелал видеть своим преемником именно Никона. Дабы подготовить молодого монаха к принятию собственного решения, для начала настоятель обители поделился с учеником частью своих обязанностей, касавшихся заботы о братии. Надежды Сергия оправдались, и очень быстро: Никон чуть ли не мгновенно проникся нуждами себе подобных и делал все для их удовлетворения. Больше у преподобного не возникало никаких сомнений по поводу того, кого, как ни верного ученика, поставить после себя игуменом монастыря. О своем решении он объявил насельникам за полгода до собственной кончины.

Самостоятельная жизнь

Когда преподобный Сергий почил с миром, Никон действительно занял место любимого учителя. Он продолжил дело святого, хотя и не находил удовлетворения душевного в исполнении обязанностей игумена. Откровенно говоря, его тяготила участь настоятеля монастыря. Отказавшись от возложенных на него скончавшимся подвижником обязательств, монах стал жить в особой келье, ни с кем не общаясь.


В 1400-м году ситуация резко изменилась. Под Звенигородом вырос монастырь стараниями преподобного Саввы, являвшегося игуменом после Никона, и ученику Сергия ничего не оставалось, как уступить братии в их просьбе о принятии настоятельства вновь. Однако святой с тех пор стал совмещать игуменство с безмолвием, уделяя последнему некоторое время ежедневно.

Через 8 лет Русь подверглась нашествию татарских войск во главе с ханом Едигеем. В результате этого варварского нападения на славянские земли обитель, возглавляемая Никоном, оказалась полностью разрушена. Однако игумен не впал в уныние и панику, а после того, как враги убрались восвояси, вместе с братией приступил к восстановлению Лавры. Чуть позже Никону пришло в голову возвести над могилой преподобного Сергия каменный храм. В ходе этого мероприятия, когда рыли канавы для фундамента будущей церкви, из земли показался гроб с мощами старца. Тело Сергия Радонежского было положено в деревянную церковь. Рядом же с этим местом выстроили Троицкий храм из белого камня. По приглашению Никона его расписали лучшие мастера того времени: Андрей Рублев и Даниил Черный. До конца своих земных дней преподобный проявлял неимоверную заботу о поддержании порядка в указанной церкви.

Он родился в Неаполе, дата его поминовения 5 апреля по новому стилю. Его отец был язычником, а вот мать - христианкой. Когда мальчик подрос, он решил остаться язычником, также, как и его отец. Поступил на военную службу, отличался силой и храбростью. Однажды он вместе со своим отрядом попал во вражеское окружение. Тогда он вспомнил наставления своей матери-христианки. Никон осенил себя крестным знаменем, помолился Господу.

Неминуемой смерти он избежал. После возвращения домой стал искать священника, что было достаточно сложным делом во времена гонений на христиан. Сев на корабль, он отправился на остров Хиос и совершил восхождение на высокую гору, где 8 дней он пребывал в посте и молитве. Он просил Господа помочь ему. И вот во сне святой Никон увидел Ангела, который указал ему путь.

Проснувшись, он отправился на гору Ганос. Там скрывалось от гонителей много иноков, возглавлял их епископ Феодосий. Именно от него Никон и принял Святое Крещение, а затем и монашеский постриг. Он поселился в храме, который находился в пещере. Святой Никон стал примером для всей братии и прожил так три года.

После епископу во сне было видение Святого Ангела, который возвестил, что святого Никона нужно посвятить в сан епископа, а затем со всей братией переселиться в Сицилийскую область. Епископ Феодосий все исполнил, после чего отошел ко Господу. Святому Никону было вверено 190 иноков. Все вместе они отправились на корабле в Сицилию. Тем самым они спаслись от гонителей христиан.

По промыслу Божьему, епископу Никону удалось побывать в родном Неаполе. Там он застал в живых свою мать и провел с ней последние дни ее жизни.

Прибыв на Сицилию, святитель поселился в пустынном месте вместе с братией. Здесь они мирно прожили много лет, пока вновь не начались гонения на христиан. Правителю Сицилии донесли, что рядом живет община христиан. Все 199 монахов (к 190 присоединились еще 9 человек) были схвачены и обезглавлены. Святого Никона оставили в живых, чтобы подвергнуть истязаниям: его жгли огнем, привязывали ноги к диким лошадям и заставляли их тащить святого по земле. Но он оставался все время невредим.

Тогда мучители приказали его обезглавить. Его тело бросили диким зверям, но один пастух, которых был одержим нечистой силой, нашел его останки. Тот час же он упал лицом на землю и исцелился. Он рассказал об этом всем местным жителям. Тело святого похоронили вместе с убиенными 199 монахами.

Выбор редакции
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...

Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...

Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...

Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...
Алкогольные коктейли, в том числе и «Ром Кола», являются в своем роде произведениями искусства. Их назначение заключается в формировании...
В этой статье о сливовом вине будет, пожалуй, больше теории, чем практики, но, во-первых, чтоб отлично проходили практические занятия по...
Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...