"Преступление и наказание": история создания романа. Преступление и наказание


В центре романа - бывший студент Родион Романович Раскольников. Ему хронически не хватает денег, он живет в маленькой («похожей на гроб») комнатке и вынужден пользоваться услугами старухи-процентщицы.

Однако он создает весьма интересную теорию «крови по совести», согласно которой все люди делятся на две категории: твари дрожащие и право имеющие. Последние обязаны устранять препятствия, которые мешают человечеству обрести счатье. При этом не важно, что именно является препятствием - живой человек или просто палка. Когда на одной чаше весов всего лишь жизнь, а на другой - «тысячи добрых дел», то выбор здесь однозначен.

Уверовав в теорию, Раскольников решает, что он сам - «право имеет», и проверяет это, т.е. решает убить никому не нужную старушку-процентщицу. Ведь тогда он сможет забрать ее деньги и раздать их страждущим... «Одна никчемная старушонка и тысячи добрых дел» - выбор очевиден. Он убивает ее, а заодно - невовремя оказавшуюся в доме ее сестру, проститутку Лизавету.

Однако после убийства Раскольников чувствует не удовлетворение, а раскаяние. Он мучается, понимая, что вовсе он не «право имеет» - выходит, что он такая же тварь дрожащая, как и все остальные. Осознав это, Раскольников не выдерживает и идет сдаваться в полицию.

Очевидно, что на самом деле Раскольников - человек хороший и добрый, просто сознание его было затуманено придуманной теорией. К тому же, обстановка, в которой он живет, вполне способствует и умопомешательству, и самому совершению преступления. В этом романе Достоевский показывает Петербург 1860-х годов, причем не величественный имперский город, а самое его дно - доходные дома, трущобы, малоизвестную Сенную площадь вместо торжественной Сенатской... Человек, живущий в столь мрачной среде, вряд ли может оставаться здоровым.

Образы героев романа Преступление и наказание

Что касается образов героев, то роман построен на системе двойников: у каждого персонажа есть своего рода зеркальное отражение:

1) Раскольников - Лужин . У них у обоих есть своя теория: «крови по совести» у Раскольникова и «целого кафтана» у Лужина. Они сразу чувствуют это, поэтому ненавидят друг друга. Но Лужин (он собирается жениться на сестре Раскольникова Дуне) довольно гнусный персонаж, он способен на подлость.

2) Раскольников - Лебезятников . Этот персонаж - целиком и полностью карикатура на принципы, которые озвучивал в своих романах Н.Г. Чернышевский. Создается насмешливый образ.

3) Раскольников - Свидригайлов . Он двойник, поскольку тоже вынужденный убийца, на его совести несколько смертей. Но еще они сходятся в том, что оба понимают свои действия, то, что это нехорошо. В итоге, Расколькников сдается полиции, а Свидригайлов кончает с собой.

4) Раскольников - Соня Мармеладова : самое резкое противопоставление двух позиций. Сравнение их основано на том, что Раскольников живет разумом, а Соня - верой. И если мораль Раскольникова оказывается больной из-за теории, то Соня, несмотря на торговлю своим телом, чиста духовно.

Соня - вторая главная героиня романа. Она не понимает теорию Раскольникова, не понимает, как можно жертвовать другими ради своего блага - ей свойственно приносить в жертву себя, ее душа приспособлена к страданиям. И в этой черте характера у нее тоже есть двойники:

1) Соня - Лизавета . Они обе проститутки, обе безропотно принимают страдания, которые на них обрушиваются. Лизавете кротко принимает свою смерть, но Соня, наоборот, помогает спастись Раскольникову.

2) Соня - Дуня . Внешне эти девушки похожи мало: Дуня - решительный человек, она социально активна и благополучна. Однако Дуня тоже жертвует собой ради брата и матери (например, работает на Свидригайлова и соглашается на брак с Лужиным), тоже живет верой, а не рассудком.

3) Соня - Миколка . Оба они желают страдать. Миколка признает в том, что совершил преступление Раскольникова, даже не зная, кто виноват на самом деле. Он все время живет с мыслью о боге, стремится очистить душу через страдания.

Таким образом, в романе сталкиваются два мира: правда рассудка и правда веры. До самого эпилога не ясно, чем закончится их борьба. Но все-таки побеждает вера: когда Соня приезжает к Раскольникову на каторгу и привозит ему Евангелие, он читает и понимает, что действительно необходимо раскаиваться и старадать.

Однако некоторые герои не участвуют в этой борьбе. Например, Порфирий Петрович и Разумихин - они простые обыватели, они не думают о «правде». Принимают теорию Раскольникова, но не торопятся использовать ее в жизни.

У Порфирия Петровича, следователя, своя правда - гражданская. Он хочет, чтобы в государстве был порядок, а не хаос; по его мнению, одному человеку непозволительно распоряжаться судьбами других.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: «Сверхчеловек» в литературе: байронические мотивы у Пушкина и Лермонтова
Следующая тема:   Горький «Старуха Изергиль»: композиция рассказа, образы героев

Ф. М. Достоевкий «Преступление и наказание» писал в исключительно затруднительном положении. Крупный проигрыш в казино, отсутствие денег и перспектив… Этот роман был единственным спасением от финансового краха. Наверняка эти обстоятельства повлияли и на тематику произведения, и на позицию автора - насколько об этом можно говорить в данном случае. Все же Достоевский не дает оценок своим персонажам, он просто рассказывает историю.

«Преступление и наказание» в школе

Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» - как раз так выглядит один из пунктов школьной программы. Вкусы Министерства образования не перестают поражать. Почему именно этот роман? Ведь это произведение явно не рассчитано на аудиторию, состоящую из детей 15-16 лет. Они попросту ничего не поймут. Не потому, что глупы или плохо учились. Просто очень уж специфична книга. Искренняя характеристика романа «Преступление и наказание», данная среднестатистическим школьником, будет категорична. Скучно! И бессмысленно. Главный герой зачем-то убил старуху, ограбил, деньги потратить не сумел, потом много страниц страдал, а в конце - сдался властям. Ну, глупость же. Дурак какой-то, а не герой.

Именно так видит этот роман ученик, и, собственно, правильно видит. Потому что его жизненный опыт не позволяет заметить в книге что-то большее, прочитать между строк. Так ребенок, глядя на картинку, видит двух дельфинов, а взрослый человек - обнаженную пару, сплетающуюся в объятиях. И так, и эдак - правильно. Просто всему свое время и свое место.

Персонажи романа

Для школьников, читающих роман «Преступление и наказание», смысл названия книги очевиден. Преступление - убийство, наказание - каторга. Просто, как дважды два. Чтобы увидеть двойное дно произведения, нужно… не то чтобы именно подрасти. Не в возрасте дело. Нужно пожить, набраться опыта. Научиться видеть глубже, дальше. Все же Достоевский не детектив о неудачливом убийце писал, не тот размах у автора.

Персонажи Достоевского могут быть добрыми, могут быть злыми, но они всегда - живые и цельные. Это - люди, совершающие обычные человеческие поступки и ощущающие обычные человеческие эмоции. Не супермены, не гении, не картонные злодеи. Просто люди. Он, как никто, умеет передать малейшее движение души персонажа, тончайший оттенок мысли. С фотографической точностью прорисовывает личность героя, как опытный дактилоскопист - отпечатки пальцев.

Сюжетообразующий конфликт

При этом Достоевский - плохой стилист. Он пишет тяжело и неровно, даже грубо. Его романы никогда не растаскивают на блестящие, остроумные цитаты. «Преступление и наказание» - никоим образом не шедевр в этом отношении, поэтому его довольно тяжело читать человеку, не привыкшему преодолевать сопротивление текста. Но если постараться, если привыкнуть к специфическому авторскому слогу, если вслушаться в то, что говорят герои… Если так читать роман «Преступление и наказание», смысл названия оказывается совсем другим.

Глубинный стержень сюжета - вовсе не убийство. Это всего лишь один из эпизодов, пускай и очень значимый. Важно не оно. Важна причина, по которой совершается преступление, и события, которые за ним следуют.

О чем писал Достоевский?

Так что же это за книга - «Преступление и наказание»? Описание романа займет несколько строчек.

Главный герой книги, Раскольников, - личность довольно любопытная. Студент, революционер, пламенный идеалист, он беден. Ему нечем платить за учебу, жизнь его семьи полна лишений. Сестра даже решается выйти замуж за нелюбимого, но богатого человека, чтобы обеспечить близким средства к существованию. Раскольников понимает, что должен что-то предпринять. Достать деньги.

При этом Родион убежден, что мир делится на слабых и сильных, ничтожных и великих. И первые существуют бессмысленно и бесполезно, а вторые - повелители мира, на которых не могут распространяться обычные, человеческие законы и нормы. Такая вот абсолютно ницшеанская теория. И, конечно, Раскольников полагает, что сам он ничтожным и слабым быть не может. Он - не такой. Он - другой породы.

Ницшеанская идеология и реальность

В романе «Преступление и наказание» главное - именно конфликт этой, вполне популярной в те годы, идеи с реальностью. На ней строится сюжет. Следуя своей идее, Раскольников принимает решение убить зажиточную старуху - ведь она никто, в отличие от настоящего, осознающего свое предназначение человека. И делает это.

Из романа почти не заимствуют цитаты. «Преступление и наказание» - довольно скудный материал для любителей афоризмов. Но фраза: «Тварь я дрожащая или же право имею?» - знакома каждому. Именно она - квинтэссенция романа, суть конфликта и двигатель сюжета. В ней вся соль.

Потому что, совершив убийство, Раскольников понимает, что его теории была ошибочна. Все люди равны, и законы существуют для всех. Пусть старуха была мерзкой и гадкой, пусть есть люди в тысячу, в миллион раз лучше - убийство остается убийством. И сам он - вовсе не идеальный сверхчеловек. Он «не имеет права». Об этом недвусмысленно заявляет Раскольникову его же собственная совесть.

Не убийство и не каторга

Вот об этом написан роман «Преступление и наказание». Смысл названия намного глубже обычной связки убийство-каторга. В своих идеях Раскольников отвергал опровергал само понятие нравственности. Тем самым отделял себя от человечества, претендуя на место бога. В этом было его преступление. В самолюбии и самолюбовании, в гордыне. Убийство - всего лишь следствие.

И наказание - вовсе не тюремный срок. Это - муки совести, это - крах жизненных идеалов, это - осознание бессмысленности, бесполезности преступления. Для этого и нужен был момент с не потраченными деньгами. Не просто убил, а зря убил. Мечтал совершить великое, помочь нуждающимся - и не смог, потому что оказался слишком слаб. Герой понимает, он - вовсе не тот, кем себя считал. Просто обычный человек, такой же, как все остальные. Дрожащая тварь. И жить с этим дальше Раскольникову невыносимо.

Мораль в романах Достоевского

Для Достоевского вопрос следования моральным нормам - или голосу Бога в душе - один из ключевых в творчестве. Его персонажи не могут быть счастливы вне этого условно очерченного круга. И дело не в религиозности. Достоевский, несмотря на специфику своей личности, а может быть, благодаря ей, полагал гуманизм, нравственность естественным свойством человеческой души. Причем именно в христианском, а не в светском значении слова. Чистая душой блудница - сквозной образ, который присутствует почти во всех произведениях автора. Да и святой безумец - типаж, который любит Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» в этом плане не исключение. Раздавленный свалившимся на него сознанием реальности, Раскольников обретает помощь в лице Бедной девушки, ставшей проституткой, чтобы помочь семье.

Преступления и преступники

По сути, Сонечка - одновременно и антитеза, и логическое продолжение Человек, преступивший мораль ради денег. Но в ее случае движущим фактором было не самоутверждение, а альтруизм. Поэтому, в отличие от главного героя, Сонечка сохранила душевную чистоту. Именно она помогает Раскольникову пережить кризис, она подсказывает ему идею о покаянии как способе искупить грех. И Раскольников действительно идет с повинной. Хотя ему вовсе не жаль старуху, никакого сочувствия он не испытывал и не испытывает. Ему жаль себя, жаль прежней жизни, жаль навсегда утраченного самоуважения. И покаяние, по сути, - всего лишь способ его восстановить.

В тексте есть одна забавная фраза. Ее произносит следователь, которого главный герой упрекает в подслушивании. Полицейский удивляется тому, что, по мнению Раскольникова, подслушивать - бесчестно, а «старушек по голове чем попало лущить» - вполне достойно. В этом - вся суть главного героя. Таковы его представления о достойном поведении.

Этому парадоксальному взгляду на мораль и посвящен роман «Преступление и наказание». Смысл названия заключается в том, что такая позиция сама по себе преступна, она не может вести ни к чему, кроме зла. И наказание - это не тюрьма, а осознание ошибочности собственного пути.

Анализ романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского для тех, кто сдает по русскому языку и литературе.


Идейно-художественное своеобразие романа "Преступление и наказание" (1866).

Центральный образ романа – Родион . Его преступление – индивидуалистический бунт против порядков окружающей его жизни. Его теория основывается на том, что общество и человек по сути своей преступны, потому такого понятия, как «преступление», не существует. Хочет помочь людям, но понимает, что, совершая что-либо в этом мире, надо «играть по правилам» этого мира, т. е. действовать, не выбирая средств. решается на преступление не сразу, его подталкивают к нему страдания человеческие, которые он видит вокруг (встреча с Мармеладовым, письмо из дома, пьяная девочка на бульваре, подслушанный разговор в бильярдной, сон о лошади). Суть и основное идейное содержание романа – развенчание теории Раскольникова. Несостоятельность теории Раскольникова начинает обнаруживаться уже во время совершения преступления. Жизнь не может уместиться в логическую схему, и хорошо рассчитанный «сценарий» Раскольникова нарушается: в самый неподходящий момент появляется Лизавета (собственно, одна из тех «страждущих», ради которых идет на преступление), и Раскольникову приходится убить ее (а также, вероятно, ее еще не рожденного ребенка). Своим преступлением «отрезает» себя от своего прошлого, от людей (когда приезжают мать и сестра, он отступает назад, не решаясь обнять их, прячет под камень украденные у старухи вещи не только потому, что боится обыска, но потому, что человек в нем не может воспользоваться плодами преступления). В образах Лужина и Свидригайлова Достоевский раскрывает два возможных завершения пути, на который встал . Лужин – подлец «по убеждению», для которого выгода превыше всего, который даже не задумывается, совершить подлость или нет (история с подброшенной Соне кредиткой). Средства, которыми пользуется Лужин, те же, что и у Раскольникова, хотя цели разные, это тот же маленький «наполеон», который, не задумываясь, идет вперед по трупам. Свидригайлов – другая модификация. Это человек, который ради утверждения собственной личности сознательно отрицает, отвергает морально-этические нормы (идея богоборчества, образ человека, который решил сравниться с богом, сильная личность). Свидригайлов также совершает преступления, но не для того, чтобы принести пользу или счастье людям, но для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу творить как добро, так и зло, таким образом, самостоятельно создавая для себя морально-этические нормы (растление несовершеннолетней девочки, которая кончает жизнь самоубийством, издевательство над своим дворовым человеком, который также кончает жизнь самоубийством, использование своего опекунства для того, чтобы склонить к любовной связи молодую девушку, преследование Дуни и т. д.). встречается с Лужиным и Свидригайловым и в результате общения с ними постепенно понимает, что путь, на который он встал, – это тупик. Для Раскольникова (а по Достоевскому ни для кого из людей) такой путь неприемлем (недаром Достоевский сравнивает преступление Раскольникова со смертью: «Я не старушонку убил, я себя убил», – а дальнейшее воскресение Раскольникова к новой жизни – с воскресением из мертвых, приводя в качестве аналогии библейский сюжет о воскрешении Христом Лазаря, можно также вспомнить слова Сони, сказанные в ответ на признание Раскольникова в убийстве: «Что же это вы с собой сделали?»). Воскрешение Раскольникова происходит также именем Христа. То человеческое, что было в нем (содержал почти год на свои средства больного товарища-студента, спас из огня двоих детей, помогает, отдавая последние деньги на похороны, вдове Мармеладова и т. д.), способствует скорейшему воскрешению Раскольникова (слова Порфирия Петровича о том, что «недолго себя морочил»). Окончательную точку в сомнениях Раскольникова ставит самоубийство Свидригайлова, который, таким образом, признал свое поражение перед лицом жизни (перед смертью пытается искупить свои грехи: помогает детям Катерины Ивановны, дает деньги родителям своей невесты, отпускает Дуню, когда та находится в его власти, просит у нее любви, признавая, таким образом, что и ему нужно «человеческое»). Достоевский показывает, что, несмотря на все различия Лужина, Свидригайлова и Раскольникова, они похожи (цели разные – средства одни, приносят людям страдания, смотри слова Свидригайлова, сказанные Раскольникову, о том, что «мы с вами очень похожи»), понимает, что путь, на который он встал, неверен, но считает, что «теория здесь ни при чем*, просто «я такая же вошь, как и все*. Воскрешает его к новой жизни (подобно Христу) Соня. В ее образе особенно ярко воплотилась идея Достоевского о «грязи физической* и «грязи нравственной*. Несмотря на то, что Соня живет в «физической грязи*, вынуждена торговать своим телом, она нравственно чиста. Страдания только укрепляют ее душу (также одна из центральных идей Достоевского). Теории Раскольникова противопоставляется христианская идея искупления своих и чужих грехов страданием (образ Сони, Дуни, которая жертвует собой ради родных, давая согласие выйти за Лужина, Мигалка, который пытается взять на себя чужую вину и «пострадать за других»). Именно когда для Раскольникова открывается мир христианских духовных ценностей (через любовь к Соне), он окончательно воскресает к жизни (смотри, как меняется отношение каторжников к Раскольникову после его свидания с Соней).

1. Жанровое своеобразие романа.

2. Специфика психологизма Достоевского.

3. Образ Петербурга в романе.

4. Композиция романа.

5. Проблематика романа.

6. Система персонажей в романе.

«Преступление и наказание» было романом, открывшим новый, высший этап в творчестве Достоевского. Он первый в ряду «великих» романов – «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Здесь впервые полностью сложился жанровый канон романа Достоевского, который, кроме прочих причин, заключается в соединении противоречивых жанровых элементов. В нем очевидно присутствует начало социального, психологического, идеологического, философского и, наконец, криминального романа. Каждое из этих жанровых начал у Достоевского несет в себе новое. Социально-психологический – это ведь самая распространенная характеристика для литературы XIX века. Так можно назвать практически любой из русских романов от Пушкина до Толстого. По сути это синоним понятия «реалистический роман»: реализм требует достоверности и зависимости в изображении характера от обстоятельств, т.е. условий социальной жизни. Особенность «Преступления и наказания» в пристальном внимании к жизни петербургских бедняков – «униженных и оскорбленных». Ни в одном другом русском романе нет такого широко развернутого фона большого капиталистического города и его проблем – нищеты, пьянства, проституции. Узкие и низкие комнатки-каморки, распивочные, полицейские конторы, дворы и задворки, Сенная площадь – здесь развертывается действие романа, этот городской пейзаж представляет характер конфликтов и драм его героев. Важнейшая встреча Раскольникова с Мармеладовым происходит в распивочной, с улицей связано все существование Сони, уличной проститутки, на мостовой погибает Мармеладов и здесь же требует справедливости и умирает Катерина Ивановна, на проспекте перед каланчой стреляется Свидригайлов. Преступление Раскольникова, рожденное в его сознании одинокого интеллектуала, все этапы его сложной внутренней борьбы как бы выносятся на улицы и площади Петербурга – от самого начала романа, когда он выходит на улицу, направляясь к К-ну мосту, к дому старухи процентщицы, и до конца, когда он всенародно кается на Сенной площади.

Внешняя сложная конструкция большого города соединяется с целым миром различных типов и социальных характеров, изображенных в романе, – чиновники, помещики, студенты, ростовщики, стряпчие, следователи, полицейские, мещане оказываются включенными в историю одного идеологического убийства.

Слова «психологический», «психологизм» постоянно употребляются, когда речь идет о романе Достоевского и о его художественном методе. И сам он говорил о «Преступлении и наказании» как о «психологическом отчете одного преступления», так раскрывая главную мысль романа: «Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он – кончает тем, что принужден сам на себя донести». Два момента особенно важны в этих словах Достоевского: во-первых, они указывают на неразрывную связь и зависимость человеческих чувств от «вопросов», идея у Достоевского не абстрактна, она решается человеческой жизнью; во-вторых, указание на «неподозреваемость» и «неожиданность» этих чувств, «неразрешимость» вопросов, на которые «принужден» ответить герой и которые заставляют его проникать все глубже в собственную душу, чтобы дойти до слова правды о себе самом. Необычайно резко выраженное самосознание – главная черта героя Достоевского. Двигаясь внутрь, в глубину человеческой души и сознания, Достоевский показывает борьбу и столкновение противоположных, «несовместимых» чувств в герое – любви и ненависти, резкого индивидуализма и необычайно острого ощущения чужого страдания, способности одновременно носить в душе «идеал Мадонны» и «идеал содомский» (слова Мити Карамазова). Раскрытию сложного духовного мира героев служат описания снов, исповеди, внутренние монологи и, главное, диалоги героев. Диалоги Раскольникова и Сони, Раскольникова и Порфирия Петровича создают особые сюжетные линии в романе.

Идея занимает в романе Достоевского такое место, что определение «идеологический роман» или «роман идей» может служить жанровым подзаголовком. Все герои Достоевского в той или иной степени являются носителями идей, мы можем говорить об идее Мармеладова, Свидригайлова, Сони или Порфирия Петровича и других, но центром, организующим всю романную структуру, оказывается теория Раскольникова. Сюжет, композиция, система образов, сложная символика подчинены уяснению и разрешению его идеи.

Наиболее необычно для традиционного романаXIX в. и в то же время наиболее характерно для романа Достоевского соединение философского и криминального начал. Почему в романе, в котором ставятся основные вопросы человеческого существования – свободы, бога, любви, добра, – центральным сюжетным событием оказывается преступление? Именно преступление, т.е. переступание через нравственный закон, с максимальной остротой ставит вопрос о смысле и истине существования этого закона. Совершение преступления для Раскольникова – это эксперимент, поставленный на себе самом. Но если преступление – постановка вопроса, то наказание – разрешение этого вопроса, ответ на него. Роман распадается на две части: первая – преступление и его причины, вторая, главная, – действие преступления на душу Раскольникова. Эта двучастность выразилась и в названии романа, и в его композиции: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять – существованию Раскольникова в мире после совершенного убийства.

Роман построен сложно и в то же время стройно. Центр романа – , он участник большинства сцен. Параллельно с его темой развиваются побочные темы – история семьи Мармеладовых, история матери и сестры Раскольникова, история претендентов на руку Дуни – Свидригайлова, Лужина. Эти побочные темы притом неразрывно связаны с Раскольниковым, составляют часть его судьбы, оказываются аргументами за и против его теории. Они выходят на сцену уже в первых главах первой части. В первой главе – идет к ростовщице Алене Ивановне на «пробу» и думает об убийстве; во второй – встречает Мармеладова, который рассказывает о себе, Катерине Ивановне и Соне и ведет его к себе; в третьей – получает письмо от матери с рассказом о Свидригайлове и известием о помолвке Дуни с Лужиным. Размышление о письме в четвертой главе заставит его сопоставить будущую судьбу Дуни с судьбой Сони «Знаете ли вы, Дунечка, что Сонечкин жребий ничем не сквернее жребия с господином Лужиным?»). Здесь же он назовет господина на бульваре, преследующего пьяную девочку Свидригайловым (имя Свидригайлов объединит в его сознании эту девочку, Соню и Дуню).

На протяжении романа эти тематические линии возникают в связи с Раскольниковым в разных сочетаниях и комбинациях, соединяясь лишь один раз – на поминках по Мармеладову, где Лужин оговаривает Соню, а ее защищает. К последней части эти фабульные линии исчерпаны, рядом с Раскольниковым остаются лишь Соня и Свидригайлов, символы доброго и злого начала его души; после самоубийства Свидригайлова он остается с Соней. Воскрешение Раскольникова, о котором повествует эпилог, связано с Соней, с возможностью любви к ней, с победой лучших сторон его души. Эпилог развязывает долгую историю мучительных духовных исканий героя, но Достоевский обрывает рассказ о его новых чувствах и мыслях: «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое». Этому «другому» нет места здесь, это могла бы быть лишь «новая история, история постепенного обновления человека».

Особое место в композиции занимает линия следователя Порфирия Петровича. Оно настолько велико, что, по словам исследователя начала века К.К.Истомина, три встречи Раскольникова со следователем «представляют собою как бы законченную трагедию с тремя действиями по строго проведенному плану развития сюжета». Первая встреча намечает тему, характер борьбы и главных героев трагедии; во второй так называемая перипетия, т.е. поворот действия от хорошего к плохому или от плохого к хорошему: , впавший в уныние, воспрянул духом после самооговора Николая и посещения мещанина («Теперь мы еще поборемся»); третье действие – неожиданная катастрофа, поражение Раскольникова: Порфирий «представляет ему все выгоды добровольного покаяния».

Не только «большая композиция» частей и сюжетных линий служит раскрытию основной темы романа, ту же роль выполняет и соотношение эпизодов внутри части. Особенно важна в этом отношении первая часть романа, в которой происходит принятие решения и убийство. Она воссоздает внутреннее состояние Раскольникова, мечущегося между двумя полюсами своего сознания – необходимости совершения убийства и невозможности его совершить. Этот вопрос требует решения, и вся действительность, в которой существует (его убогая каморка, хозяйка, которой он задолжал, «задавленность» бедностью), и все люди, с которыми он приходит в соприкосновение (неважно, говорит ли он с ними, видит их или слышит о них), – все нанизывается на мучащий его вопрос, все оказывается каким-либо вариантом ответа на него. «Проба», на которую он идет, чтобы внимательно осмотреть место будущего убийства, оканчивается чувством «бесконечного отвращения»: «... грязно, пакостно, гадко!..» Потом встреча с Мармеладовым, его рассказ о Соне, отправленной мачехой на панель. Встреча с семьей Мармеладовых и их страшной нищетой и почти бездомностью (проходная комната) с голодными детьми рождает противоположное чувство: в мире так устроенном не может быть никаких нравственных преград, они лишь «предрассудки, одни только страхи напущенные» – и это доказательство правоты преступления: «... так тому и следует быть!» Письмо матери, рассказывающей о Дуне, Свидригайлове, Лужине, делает этот вопрос предельно насущным и неотвратимым, требует немедленных действий. Но следующий эпизод – страшный сон Раскольникова о лошади – служит столь же решительным доказательством невозможности преступления: «Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика». И вновь, то освобождение от необходимости убийства, которое дал сон, оказывается предельно кратким. Случайно услышанный на Сенной разговор двух мещан с сестрой старухи Лизаветой, который позволил ему узнать, что завтра в семь часов старуха будет дома одна, становится для него как будто предопределением, лишая свободы в принятии решения.?

Уже говорилось выше о двучастной природе романа, выраженной в названии и проявляющейся в композиции. То же можно сказать о проблематике. Причина и корни преступления Раскольникова – одна сторона, представление о «наказании», т.е. о влиянии совершенного преступления на личность, – вторая. Само понятие преступления дано в романе с разной степенью глубины. Преступление как уголовное деяние – самое внешнее и простое определение. На самом деле преступление – это нарушение не только юридического, но общего нравственного закона, обязательного для человека. живет в мире, в котором нарушение этого закона – естественная форма жизни, и все, что окружает его, как будто подтверждает законность преступления. Мармеладов, переступивший через жизнь жены и детей, Катерина Ивановна, переступившая через падчерицу, Соня, переступившая через собственную жизнь, Пульхерия Александровна, готовая ради сына переступить через дочь, Свидригайлов, которому темные слухи о его преступлениях не мешают жить, – все они преступники. Замысел Раскольникова, который кажется странным и фантастическим, укоренен в обычной жизни обычных людей.

Преступное состояние мира – не просто причина, а указание на глубокую зависимость Раскольникова от всей боли и всего неблагополучия этого мира. Но существуют и другие причины, и роман показывает их, последовательно двигаясь от внешних, поверхностных к истинным, лежащим в самой глубине противоречивого сознания героя. Самая близкая причина – положение Раскольникова, его крайняя бедность («задавлен бедностью», говорит Достоевский на первой же странице романа), жизнь в комнатке, похожей на гроб, долг хозяйке, развившаяся ипохондрия и пр. «Борьба за жизнь» – назвал свою статью о романе Писарев, и выживание представляется как будто естественной причиной убийства богатой старухи. Очень близко лежит еще одна причина – положение матери и сестры. Она действует еще сильнее: любит их больше себя и, кроме того, живя на материнский «пенсион», испытывает резкое чувство вины. Но вспомните сцену признания Раскольникова Соне. На ее потерянный вопрос: «– Ты был голоден! ты... чтобы матери помочь? Да?» – последуют его странные и непонятные для нее слова: «...если б только я зарезал из того что голоден был... то я бы теперь... счастлив был!» Следующую причину подсказывает услышанный Раскольниковым в трактире и поразивший совпадением с собственными мыслями разговор студента и офицера о том, что можно, убив «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную старушонку», устроить «сто, тысячу добрых дел и начинаний», спасти десятки семейств от нищеты... Это не абстракция. Перед глазами Раскольникова погибающая семья Мармеладова. Но вот тот же разговор с Соней: «Не для того чтобы матери помочь я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!» Настоящая причина совершенного убийства связана с теорией Раскольникова о праве на преступление, и раскроется она нескоро – лишь в пятой главе третьей части, при первой встрече с Порфирием. Теория, изложенная Раскольниковым в статье, состоит в делении человечества на два разряда, первый из них составляют люди обыкновенные, которые должны жить «в послушании», подчиняясь законам («тварь дрожащая»), другой же, высший – необыкновенные» люди, «имеющие дар... сказать в среде своей новое слово», которые могут «разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия». И убийство старухи не более чем «проба» возможности отнести себя к высшему разряду, к тем, кто «право имеет». В исповеди Соне признается, что двигало им стремление обрести власть над всем человеческим «муравейником». Важно понять, что предшествующие причины (сострадание матери, сестре, наконец, человечеству) не отменяются этой последней. В сознании Раскольникова любовь к людям живет рядом с презрением к ним.

Иннокентий Анненский заметил, что в романе наказание парадоксальным образом предшествует преступлению. Это действительно так. Страшное состояние разрыва между «идеей» и «натурой», между необходимостью совершения убийства и его невозможностью– мука, которую испытывает до убийства. Пять последующих частей посвящены состоянию его души после убийства. В чем наказание? Как преступление может пониматься просто как совершенное деяние, так и наказание в самом непосредственном смысле – наказание по закону, по суду – каторга. Но как и в случае с понятием «преступление», образ наказания складывается из нескольких слоев. Прежде всего это непосредственное и сильное чувство страха. Опасность быть пойманным преследует убийцу. Второй сон Раскольникова (ужасные крики на лестнице, Илья Петрович из полицейской конторы, который почему-то страшно бьет хозяйку...) выражает состояние этого предельного страха. Следующий пласт – мучительное чувство стыда за свою слабость, за то, что «только и смог что убить», что не принадлежит к высшей касте, не оказался сверхчеловеком, Наполеоном. Но и это не последнее. Самый глубинный пласт – ощущение отрезанности от мира людей (эпизоды в полицейской конторе, на берегу Невы, при встрече с матерью и сестрой). Его мир теперь – это только он и мертвая старуха, которую он вновь и вновь убивает во сне. Невозможность быть с людьми причиняет страдание, но это страдание высокое, оно гарантия необходимого возвращения к людям (вспомните слова Достоевского: «... он кончает тем, что принужден сам на себя донести»). Это понимает Порфирий, убеждающий Раскольникова сдаться, и Соня, посылающая его покаяться на площадь.

Поскольку идейный мир Раскольникова находится в центре рассмотрения, система персонажей в романе строится в соотношении с ним идейных миров других героев. Абсолютной противоположностью его идеи является идея Сони – святость любой чужой жизни, возможность переступить лишь через себя. К полюсу Сони близка Дуня Раскольникова с ее готовностью жертвовать собой. Мармеладов, Катерина Ивановна, Пульхерия Александровна, бесконечно разные по характеру люди, тем не менее объединены и противопоставлены Раскольникову идейной общностью: переступая через других, они сознают греховность этого и свою вину (вспомните слова Мармеладова о том, что Господь простит таких, как он, потому, что «ни единый из сих сам не считал себя достойным сего...»). Разумихин и Порфирий Петрович тоже объединены общим неприятием идеи Раскольникова, для них главное зло в покушении теоретической идеи («арифметики» и расчета) на богатство живой жизни. Порфирий при последней встрече с Раскольниковым унижает его идею, одновременно с высоким уважением говоря о «натуре» Раскольникова («Я ведь вас за кого почитаю? За одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, если только веру иль бога найдет»).

Другое, противоположное, место занимают в системе идейные миры так называемых «двойников» Раскольникова – Лужина и Свидригайлова. Не связанные друг с другом, они воплощают разные стороны идеи Раскольникова: Лужин – эгоистическую расчетливость, прикрывающуюся рациональной идеей «общего блага» (ср. с «арифметикой» Раскольникова), Свидригайлов – отсутствие нравственных границ, а следовательно, отсутствие самой идеи преступления – неразличение добра и зла. По сути Свидригайлов и представляет собой тот «высший тип», о котором мечтает . Но его абсолютная свобода оборачивается отказом от вечности («деревенская банька с пауками») и самой жизни. Самоубийство Свидригайлова контрастно настойчиво повторяющейся в романе евангельской истории воскрешения Лазаря – прообразу духовного воскрешения Раскольникова.

Сам писатель так характеризовал важнейшее идейное основание сюжета и конфликта "Преступления и наказания" - «Это психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета... живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения», совершив убийство и ограбив скверную, вредную, больную старуху, "которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может, сама собой померла бы"».
Две важнейшие социально-философские идеи времени нашли отражение в замыслах и теориях героя романа Родиона Раскольникова. Во-первых, это идея о возможности, допустимости, необходимости революционного насилия, даже разрешения «крови по совести» для восстановления социальной справедливости, для того чтобы сделать мир лучше и чище. Вторая из идей, одолевающих шаткие умы, — это «идея Наполеона». Согласно ей, люди делятся на два разряда: «право имеющих» и «тварей дрожащих». Первые могут проводить в жизнь свои замыслы и осуществлять проекты, не оглядываясь на моральные нормы обычных людей, не считаясь с жертвами, потому что их цели связаны с осуществлением исторически необходимых, недоступным простым умам задач. Раскольников хотел бы быть одновременно Наполеоном и Мессией, спасителем, благодетелем для людей. Писатель всем ходом повествования убеждает, что соединить насилие и кровь с благодеяниями, с человечностью по отношению к достойным нельзя.
Раскольников совершает не простое уголовное преступление, что могло бы быть основанием детективного романа, он совершает преступление в высшей степени идеологическое. Именно идея, необходимость проверить ее на себе толкают его на страшный поступок. Идеи «разрешения крови по совести» и «наполеонизма» многократно возникают в воспаленном сознании Раскольникова, обсуждаются и реализуются иными героями, автор косвенными средствами воплощает свое отношение к ним. Но осуществление идей требует проявления определенных человеческих качеств. Процессы, идущие в сознании и душе героя, его муки нравственного выбора интересуют автора не меньше, чем суть развиваемых им концепций. Важная цель писателя состояла в том, чтобы проследить психологический процесс подготовки, осуществления преступления, моральных терзаний после его совершения. Таким образом возникает сложная жанровая форма произведения. «Преступление и наказание» — роман идеологический и нравственно-философский.
Достоевский не сводит вопрос к изображению истории заблуждений и прозрения одной души, одного человека. В преступлении Раскольникова он увидел опаснейшую общественную тенденцию, симптомы болезни, которая в XX в. принесла страшные беды России и всему человечеству.
Очевиднее всего эта обобщающая мысль романа проявляет себя во сне Раскольникова, который он видит незадолго до духовного выздоровления. Идеи-трихины, охватывая миллионы умов и душ, делая зараженных ими людей бесноватыми, грозят уничтожить жизнь на Земле.
В начале романа для писателя важно создать социальный фон, показать основания, на которых утверждаются и растут страшные мысли и побуждения. Это мир петербургских углов, трущоб, кабаков, доходных домов. Сам Раскольников живет в каморке, похожей на гроб. Мрачный интерьер дополняют столь же безрадостные, гнетущие городские пейзажи. Раскольников принадлежит к числу многочисленных петербургских обитателей, у которых практически нет надежды вырваться из нищеты. Люди озлоблены, бессердечная толпа равнодушна к страданиям и враждебна к поискам личности. Образным воплощением всего, что недостойно называться жизнью, и тем не менее связано с людьми, совершается ими, является избиение лошади во сне, который видит герой накануне преступления.
Мучения семьи Мармеладовых, которые живут на деньги Сони, вынужденной пойти на панель; тупик, в котором оказываются самые близкие Раскольникову люди: мать и сестра Дуня, тоже собирающаяся, по сути, продать себя циничному дельцу Лужину, чтобы вырваться из бедности, дать возможность завершить образование горячо любимому брату — одни из многочисленных драм, ежечасно разворачивающихся на раскаленных улицах и в душных домах Петербурга.
Решающим толчком к непосредственному осуществлению давно вынашиваемого замысла стало для героя письмо матери, меж строк которого он прочитал, на какие жертвы готовятся они с Дуней идти ради него. И все же мысль об освобождении себя и родных от тяжкого бремени нужды, о том, что на деньги старухи-процентщицы удастся осчастливить многих и многих достойных счастья и лучшей доли людей, не является для Раскольникова главной. Славным было — себя проверить, в справедливости теории убедиться.
Достоевский хотел подчеркнуть, что, пока человек сохраняет в душе нравственные основания, пока он не заражен страшной идеологической болезнью, на преступление против других людей он не пойдет. А когда эта болезнь побеждает, то ее жертвами становятся не только окружающие, но и сам одержимый идеей человек. Рассчитывая «на пробу» убить старуху, Раскольников неожиданно для себя становится убийцей безвинной кроткой Лизаветы и ее неродившегося ребенка. Страшные душевные муки ждали и самого убийцу.
Раскольников проповедует идею бунта, неподчинения силе обстоятельств, хотя и считает, что преодолеть их дано лишь «право имеющим». На ином полюсе социального и нравственного выбора находится Соня Мармеладова. Она — сама кротость, готовность к самопожертвованию. Важно ее отношение к моральному преступлению, на которое она вынуждена идти. Себя она судит без учета «смягчающих вину обстоятельств», строже, чем осудил бы кто-то иной.
Соня Мармеладова понимает, что она грешница, но ее грех связан с самоотверженным служением другим людям. Она преступила, но связь с людьми, следование евангельским заповедям, покаяние не только позволяют ей выжить и сохранить любовь и надежду в душе, но даже спасать людей, павших ниже нее.
Другой полюс нравственного выбора обозначен в романе фигурой Свидригайлова. Это убийца, растленный тип, циник. Раскольников с ужасом и неприязнью узнает в рассуждениях этого персонажа отголоски собственных идей. Свидригайлов является для него своего рода двойником. Он болезненно привлекает Раскольникова тем, что, как кажется, вполне сжился со своей ролью, преуспевает, наслаждается существованием. Самоубийство Свидригайлова убедило страдающего героя, что на пути, по которому он пошел, его тоже ждет распад личности, страшная смерть. Именно после него Раскольников решается на признание.
Одной из задач писателя и его художественным достижением стало изображение внутренней жизни героев, психологический анализ.
Писатель показывает глубинные процессы в душе героя. Сознание его направлено на подготовку «идейного» убийства, но в основание добрая душа невольно и бессознательно проявляет себя то помощью Мармеладовым, то заботой о случайной, попавшей в беду девушке. С этой стороны, Раскольников изначально не готов к преступлению и только усилием воли заставляет идти дальше по избранному пути.
Воссоздавая внутренний монолог, фиксируя детали поведения и состояния Раскольникова в момент убийства, писатель передает весь ужас происходящего, специально нигде не акцентируя на этом внимания. Рефлексия — анализ собственных чувств, настроений, реакций на явления жизни, реплики и поведение других героев, проявляет все уголки больной души героя, мечущегося в поисках выхода.
Писатель сознательно строит сюжет таким образом, что у Раскольникова появляются все возможности избежать юридического наказания. Ни свидетелей, ни прямых улик нет. И главным для писателя-психолога становится изображение внутренней жизни героя после преступления. Сам Достоевский, обдумывая роман, писал по этому поводу: «Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучат его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, ион — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое».
Важную роль в раскрытии психологического состояния Раскольникова играют сцены со следователем Порфирием Петровичем, умным, профессионально тонко понимающим состояние духа преступника, но безжалостным, играющим с Раскольниковым как кошка с мышкой.
Болезненное состояние Раскольникова окрашивает многие страницы произведения в мрачные тона. Писателю важно передать всю глубину мук, на которые обрекает себя гордый ум, отказавшийся от подсказок и безотчетного влечения сердца. А только сердцем, душой приняв христианские нравственные ценности, искренне и глубоко покаявшись, возможно ступить на путь выздоровления, возвращения к людям. Ведь и на каторге Раскольников еще долгое время упорствует, считает свои теории вполне верными, хотя сам он и не оказался сверхчеловеком. И только страдания, проникновение в сокровенный смысл Евангелия, самоотверженная помощь Сони возвращают героя к подлинно человеческой жизни.
Большой оригинальностью отличается форма повествования в романе. Достоевский, в отличие от его предшественников, строит произведение как свободное самовыявление героев, бесконечный диалог, в котором автор имеет равные права с героями, они спорят, отстаивают свои точки зрения. Создается своеобразный эффект сосуществования и борьбы абсолютно независимых голосов. Достоевский заложил основания творческой манеры, названной позже полифонизмом.
В то же время писатель строит увлекательный, динамично развивающийся сюжет, используя преимущества уголовно-детективного жанра. Неожиданности, ловушки, случайные встречи, нежданные признания встраиваются в цепь испытаний героя, делая его путь непредсказуемым и в то же время основанным на неумолимой логике духовной эволюции преступника.
Сам писатель считал, что ему удалось в творчестве выйти за пределы статичного жизнеподобия. Он называл свою творческую манеру «реализмом в высшем смысле», подчеркивая роль идейного начала, авторского предвидения, анализа ситуации, о которой повествуется, умения связать мысль произведения с актуальными проблемами жизни не только современного общества, но и людей будущего.

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» – самое известное произведение писателя, вошедшее в золотой фонд мировой литературы. Написанное в тяжелый период жизненных испытаний автора, оно затрагивает многие серьезные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Роман достаточно сложный и глубокий, однако подробный анализ произведения поможет лучше понять основную мысль и проблематику романа, поступки главных героев. «Преступление и наказание» анализ требует наиболее полный, и особенно полезным он будет для учеников 10 класса при подготовке к ЕГЭ по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1866 г.

История создания – Замысел «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал во время своего пребывания на каторге, во период сильнейших душевных переживаний.

Тема - Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоев населения, безнадежности их существования и озлобленности на весь мир.

Композиция - Роман состоит из шести частей и эпилога. Каждая часть разбита на 6-7 глав. В первой части описывается образ жизни главного героя и совершенное им преступление, в последующих частях - последовавшее за ним наказание, в эпилоге - раскаяние главного героя.

Жанр – Роман.

Направление - Реализм.

История создания

Во время своего пребывания на каторге Федор Михайлович вынужден был общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками - убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришел к выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на почве страшного отчаяния. После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и убивали.

Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя. Однако во время написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями одного Раскольникова - сюжет требовал большей глубины и наполненности. Отнесшись с большой долей критики к написанному материалу, Достоевский сжег практически завершенный роман и написал его заново - таким, каким знает его весь литературный мир.

Проблема у писателя возникла и с названием произведения. Было несколько рабочих версий, среди которых «Рассказ преступника», «Под судом». В результате он остановился на варианте «Преступление и наказание». Суть и смысл названия романа заключается не только в уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде всего, в душевных муках преступника. Любое злодеяние влечет за собой неизбежное наказание, и скрыться от него невозможно.

Над романом Федор Михайлович трудился в 1865-1866 годах, и сразу после завершения он был опубликован в популярном журнале «Русский вестник». Реакция на произведение была весьма неоднозначной, от резкого неприятия до бурного восхищения.

В 80-х годах 19 столетия роман был переведен на многие европейские языки. Влияние его на мировой литературный процесс оказался огромным: писатели стали развивать тему, затронутую Достоевским и, порой, откровенно подражать классику, в разных городах мира были поставлены театральные постановки, позже нетленное произведение было многократно экранизировано.

Тема

Главная тема произведения - угнетенность и ужасающая бедность большей части общества, печальное положение которого мало кого интересует. Также красной линией проходит тема заблуждений личности и вынужденного бунта вследствие удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.

Проблема ложных убеждений, затронутая в романе, является актуальной во все времена. Теория, которой был подвержен Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.

В своем романе Достоевский хотел донести свои христианские представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, не поддаваясь гордыне, похоти, эгоизму. Жить ради ближних, творить добро, жертвовать собственными интересами на благо общества - вот чему учит писатель. Именно по этой причине в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение.

Композиция

Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит их 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6-7 глав.

Роман делится на две составляющие: в первой описаны мытарства главного героя, его рассуждения и, в итоге, совершенное им преступление. Затем следует наказание и саморазоблачение Раскольникова, и этому посвящены оставшиеся 5 частей произведения.

Характерной особенностью романа является некоторая непоследовательность в хронологии поступков Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерянность. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются темные, серые улицы Петербурга, описанию которых Достоевский выделил немало места в произведении.

В заключительной части романа - эпилоге - писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.

Большое внимание Достоевский уделил не только бедному студенту, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову. Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих героев прекрасно дополняют общую картину, показанную автором. Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым. Примечательно, что многих описанных героев ожидает трагическая судьба, и к концу романа лишь немногие останутся в живых.

Главные герои

Жанр

«Преступление и наказание» относится к психологическому и философскому роману . Сам Федор Михайлович называл свое детище «психологическим отчетом одного преступления». Это уникальное литературное произведение, в котором искусно переплетены детективная, криминальная, социальная, психологическая, философская и любовная составляющие. В нем гармонично сочетаются пугающая реальность обыденной жизни и фантастика, представленная снами Раскольникова.

Если говорить о литературном направлении романа, то он полностью соответствует «реализму».

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...