Презентация 3 кл чтобы путь был счастливым. Чтобы путь был счастливым


Урок

Тема : Чтобы путь был счастливым.

Класс: 3

Время: 45 мин.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: работа в творческих группах.

Цели:

    Образовательные: научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах; учить работать в группах, учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их.

    Развивающие: развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, развивать умение следовать заданному алгоритму действий, развивать наблюдательность, умение критически оценивать свою работу и себя – способность к рефлексии; развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребенку осознать свою значимость в достижении общей цели.

    Воспитательные:
    воспитание аккуратности, прилежания, любознательности, воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, конверты с заданиями, диск с записью песни.

Структура урока

    Организация детей на занятие.

Здравствуйте, садитесь.

    Сообщение темы и цели урока

Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в небольшое путешествие в кино. Кто из вас любит ходить в кинотеатр? А с кем вы ходите? А кто из вас уже самостоятельно, без родителей ходил в кино? Какие же знания нам пригодятся для того, чтоб наш путь был счастливым? Каким образом мы с вами можем добраться до кинотеатра? Сейчас мы с вами разделимся на группы, каждая группа будет добираться до кинотеатра особым способом. А вот каким вы узнаете, отгадав загадки.

Тот, кто дружит с светофором,

Ходит через пешеходный переход.

Тот хороший ..(Пешеход)

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей. (Метро.)

Руль держи, крути педали и езжай в любые дали (Велосипед)

Весь день домой и на работу

Возить людей его забота (Автобус)

Садясь в него мы едим все

На нашу дачу по шоссе (Автомобиль)

Кто так сильно тарахтит и быстрее ветра мчит?

Скорость – просто чудеса!

А всего два колеса? (Мотоцикл).

Молодцы, умеете отгадывать загадки. Хорошо, вот мы и отправимся с вами в путешествие. Мы разделились на 5 групп. 1-я группа пойдет в кино пешком, 2-я поедет на метро, 3-я на велосипеде, 4-я на автобусе, 5 на автомобиле или мотоцикле.

Но мы с вами не попадем ни в какое кино ни пешком, ни в метро, ни на автобусе и автомобиле, если не будем знать правила поведения на дороге или при поездке на транспорте.

3. Актуализация опорных знаний.

Вот сейчас я раздам каждой группе конверт с заданием. Ваша задача через 7 минут попробовать сформулировать, какие правила вы должны соблюдать, добираясь до кинотеатра предложенным вам способом. В подсказку вам даются наводящие вопросы и слайды на интерактивной доске.

А) Работа в творческих группах: «Мозговой штурм»

Конверт для группы «Пешеход»

    По какой части дороги будем двигаться.

    Где переходим улицу, какой знак показывает на место, где переходим дорогу.

    Сигналы светофора.

Дополнительные вопросы:

Каким должен быть современный пешеход? (Собранным, внимательным, осторожным). Слайды №1-3

Конверт для группы «Велосипедист»

    Где можно кататься на велосипеде?

    Как узнать, что данное место предназначено для езды на велосипеде? Какой знак указывает на это?

    Какие правила нужно соблюдать при езде на велосипеде.

    Как защитить себя от травм? Слайды № 4-5

Дополнительные вопросы:

Скажите, а с какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части дороги? (с 14 лет). Как можно ездить по отношению к движущемуся транспорту (на встречу или по ходу движения?)

Конверт для группы «Пассажир автобуса»

    Правила посадки в автобус

    Нужно ли платить за проезд?

    Как вести себя в автобусе?

    Если видишь подозрительный предмет, правила поведения. Слайды № 6-7

Конверт для группы «Пассажир мотоцикла и автомобиля»

    Где может сидеть ребенок в мотоцикле с коляской? Может ли он сидеть за водителем? Почему?

    Где пассажир может осуществлять посадку или высадку в автомобиль? (со стороны дороги или тротуара). Почему?

    Какие правила перевозки детей в автомобиле? Слайды № 8-10

Конверт для группы «Пассажир метро»

    Как определить, где нам спуститься в метро?

    Правила спуска на эскалаторе.

    Правила ожидания электропоезда

    Правила поведения при посадке и высадки из электропоезда.

Слайды № 11-14

Б) Обобщение знаний

После ответов каждой группы учитель обобщает ответы учеников.

(слайды № 1-14)

    Физкультминутка

А теперь немного отдохнем. Вы все любите кроссворды. Я приготовила вам не простой кроссворд, а живой. Как? Сейчас узнаете.

1. Человек, идущий пешком

2. Вид транспорта

3. Двухколесный транспорт

4. Вид транспорта на колесах.

5. Место, где пассажиры делают посадку и высадку из маршрутного транспорта.

6. Место для движения пешеходов.

7. Устройство, регулирующее движение.

Слайд №15

    Проверка знаний

Ну а теперь я хочу проверить на сколько вы внимательно слушали друг друга.

Слайд №16 Правильно ли поступает пешеход переходя дорогу по заданной траектории?

Слайд № 17 Скажите, кто здесь нарушитель, почему?

Слайд № 18 Правильно ли ведет себя пассажир в автобусе? Что нельзя делать?

Слайд № 19 Как вы думаете, полиция остановит данное транспортное средство? Почему?

Слайд №20 Выберите нужный шлем.

Слайд №21. Правильно ли едет велосипедист?

    Итог урока

Ну вот наше путешествие подходит к концу. Мы с вами добрались целы и невредимы до кинотеатра и смотрим мультфильм.

    Рефлексия

Понравилось наше путешествие? Как считаете, вы хорошо усвоили правила пешехода и пассажира. Нарисуйте лестницу. Кто считает, что усвоил отлично- нарисуйте человечка на верхней ступени, кто хорошо – на 3, кто не усвоил на самой нижней ступени.

    Домашнее задание

МБОУ- СОШ №24 с углубленным изучением отдельных предметов гуманитарного профиля им. И.С. Тургенева г. Орла

Конспект открытого урока

Окружающего мира

на тему:

«Чтобы путь был счастливым»

3 класс

Учитель начальных классов

Мальцева Ю.А.

2016 уч. год

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Рассветовская средняя общеобразовательная школа»

Проект урока окружающего мира

в 3 классе

с использованием современных

образовательных технологий

Тема: «Чтобы путь был счастливым»

УМК «Школа России»

Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с.

Работу выполнила:

Никанорова Екатерина Николаевна ,

учитель начальных классов

стаж работы – 8 лет, образование высшее

2014-2015 учебный год

ТЕМА УРОКА: «ЧТОБЫ ПУТЬ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ»

Цели:

Образовательные:

    научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

    формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах;

    формировать представления учащихся о разнообразии видов общественного транспорта, о правилах пользования общественным транспортом;

    учить работать с книгой, учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их.

Развивающие:

    развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;

    развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности детей;

    развивать умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая вербальные инструкции учителя;

    совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;

    развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции;

    развивать наблюдательность, умение критически оценивать свою работу и себя – способность к рефлексии;

    развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребенку осознать свою значимость в достижении общей цели.

Воспитательные:

    воспитывать аккуратность, усидчивость, прилежание, любознательность и пытливость в процессе учения;

    воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point.

Структура урока (45 мин.):

    Организационный момент. Эмоциональный настрой. – 1 мин.

    Сообщение темы и целей урока. – 4 мин.

    Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся. – 4 мин.

    Изучение новой темы. – 30 мин.

    Закрепление полученных знаний. – 3 мин.

    Подведение итогов урока. – 2 мин.

    Сообщение домашнего задания. – 1 мин.

ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ .

Учитель: Ребята, сегодня наш урок – урок изучения нового материала, а узнавать новое – это всегда очень трудно. Поэтому я желаю вам успехов на уроке.

Учитель: Прочитайте девиз, под которым будет проходить наша работа.

СЛАЙД 1. Дети читают сначала про себя, а потом все вместе девиз:«Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе».

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Учитель: Послушайте стихотворение и объясните. Почему оно называется «Скверная история».

Движеньем полон город –

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

Но кто при красном свете

Шагает напрямик?

А это мальчик Петя –

Хвастун и озорник.

Волнуются шофёры,

Во все гудки гудят,

Колёса и моторы

Остановить хотят.

Свернул водитель круто,

Вспотел как никогда:

Ещё одна минута –

Случилась бы беда.

Учитель: - Какая беда могла случиться?

Дети: Петя мог попасть под машину.

Учитель: Чего Петя не знал?

Дети: Правил ДД .

Учитель: Как поступил мальчик Петя?

Дети: Безответственно, плохо.

Учитель: О чём говорится в стихотворении?

Дети: варианты ответов детей.

Учитель: Почему стихотворение называется «Скверная история»?

Дети: варианты ответов детей.

Учитель: Что такое правила дорожного движения, и для чего они нужны?

СЛАЙД 2. Ответы детей.

СЛАЙД 3. Учитель: О правилах дорожного движения вы говорили в 1 и во 2 классе, и сегодня мы продолжим разговор о них.

Учитель: Как вы уже догадались, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Дети: Правила дорожного движения.

Учитель: Правильно, тема урока посвящена правилам дорожного движения и называется «Чтобы путь был счастливым».

СЛАЙД 4. Учитель: Сегодня будем изучать правила безопасного поведения на улицах и дорогах, познакомимся с некоторыми дорожными знаками.

3. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Учитель: А сейчас давайте посмотрим, что вы уже знаете о правилах дорожного движения? Найдите утверждения, в которых допущены ошибки:

СЛАЙД 5: Дети читают утверждения и исправляют ошибки объясняя (ответы по поднятой руке).

Ходить разрешается по проезжей части.

Переходить только на желтый сигнал светофора.

Можно кататься там, где ездят автомобили.

Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара.

Держись за поручень, чтобы не упасть, не ходи без дела по проходу во время движения.

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

Вводная беседа (сообщение).

Учитель: Вам интересно узнать о мире на улицах и дорогах?

Дети: Да.

Учитель : Я желаю вам быть внимательными, старательными и послушать сообщение о мире на улицах и дорогах.

Текст сообщения наизусть читает заранее подготовленный ученик.

СЛАЙД 6.

Ученик: Сообщение по теме: «Мир на улицах и дорогах».

По дорогам и улицам днём и ночью, в жару и стужу непрерывным потоком движутся транспортные средства.

Едут легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мчатся мотоциклы, катят велосипедисты. С каждым годом транспортных средств становится все больше. Повышается интенсивность движения. Сейчас на улицах городов и сёл появились новые более быстроходные российские автомобили и иномарки.

Растут наши города и посёлки, увеличивается число пешеходов. Обстановка на улицах и дорогах становится всё сложнее, особенно велико движение в часы «пик»: утром, когда взрослые спешат на работу, а дети идут в школу, и вечером, когда все возвращаются с работы, учёбы. В эти часы пешеходы и водители особенно внимательны и осторожны.

Для удобства и безопасности движения машин и пешеходов в городах, посёлках и на главных дорогах устанавливают светящиеся или светоотражающие дорожные знаки и указатели.

Одно из основных условий безопасности движения: должны знать и чётко выполнять правила дорожного движения – закона улиц и дорог.

Правила дорожного движения знают водители всех видов транспорта. Их также обязаны знать и точно выполнять все пешеходы, как взрослые, так и дети.

Учитель : Какой вывод из сообщения можно сделать?

Дети: Правила дорожного движения обязаны знать и точно выполнять все пешеходы, как взрослые, так и дети.

Введение сказочного героя.

Учитель: Ребята, к нам пожаловал сегодня гость. Кто же это, узнайте? (На доске п оявляется рисунок Незнайки).

Дети: Незнайка!

Учитель: Попав в большой и шумный город,

Он потерялся и пропал…

Не зная знаков светофора,

Чуть под машину не попал!

Кругом машины и трамваи,

То вдруг автобус на пути…

Признаться честно – и не знал он,

Где ему дорогу перейти.

Учитель: Ребята, поможем Незнайке изучить правила дорожного движения?

Дети: Да!

Учитель: Незнайка попал к нам из сказки. Но ведь транспорт тоже бывает сказочный. Давайте поиграем в игру «Виды транспорта». Я буду задавать вопросы, а вы по поднятой руке отвечать на них.

Вопросы учителя:

1) На чём Емеля ехал к царю во дворец? (на печке).

2) Любимый вид транспорта кота Леопольда?(двухколёсный велосипед).

3) Чем смазывал свой моторчик Карлсон, живущий на крыше? (вареньем).

4) Какой подарок сделали родители Дяди Фёдора почтальону Печкину? (велосипед).

5) Во что превратила добрая Фея тыкву для Золушки? (в карету).

6) На чём летал Старик–Хоттабыч? (на ковре-самолёте).

7) Личный транспорт Бабы-Яги? (ступа).

8) На чём катался Кай из сказки «Снежная королева»? (на санках).

9) Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд, а за ним комарики… (на воздушном шарике).

Учитель: Ребята, а давайте предложим Незнайке остаться у нас на уроке и узнать много нового и интересного.

Дети оставляют Незнайку у себя на уроке.

Новый материал.

Учитель: Многие люди погибают на дорогах. Мы живем в век скоростей, в век научно-технического прогресса. По современным дорогам мчатся быстроходные автомобили. Все вокруг торопятся, спешат. Одна секунда – это много или мало? Для пешехода одна секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителей секунда – вещь серьезная. Как порой бывает: машина совсем близко, а мы перебегаем дорогу, не понимая, что водитель не успеет вовремя остановить машину. Автомобиль движется даже тогда, когда нажаты тормоза.

Учитель: Как называется человек, совершающий движение по улице?

Дети: Пешеход . СЛАЙД 7.

Учитель: Как называется часть дороги, предназначенная для движения пешеходов?

Дети: тротуар. СЛАЙД 8.

Учитель: Где, в каком месте можно переходить проезжую часть дороги?

Дети: Проезжую часть дороги можно переходить только по пешеходному переходу.

Учитель: Все должны соблюдать это правило. А как же найти пешеходный переход? СЛАЙД 9.

Твердо знайте вы, ребята:

Где дорога полосата,

Там по ней идет народ,

Потому что – переход.

Учитель: Как называют дорожную разметку, где белые полосы на асфальте?

Дети: Зебра.

Учитель: СЛАЙД 10. «Зебра» обозначает место пешеходного перехода.

Учитель: Также дорогу переходят по знаку светофора и по подземному переходу. СЛАЙД 11.

Учитель: Эти случаи применимы в городе. А как вы будете переходить дорогу у нас, в деревне?

Дети: Просто нужно посмотреть налево, а затем направо и только потом переходить дорогу.

Учитель: СЛАЙД 12. Это основное правило. Идти нужно быстро, но бежать нельзя. Ведь можно споткнуться и упасть прямо на проезжей части. Идти нужно спокойно.

Учитель: А почему нужно сначала посмотреть налево, а потом направо?

Дети: В нашей стране - правостороннее движение.

Учитель: А теперь внимание на экран. СЛАЙД 13. Давайте рассмотрим картинку и попробуем ответить, ребенок под каким номером не соблюдает правила и почему?

Дети: Дети выбирают и объясняют свой выбор. (1, 2, 4, 7)

Физкультминутка. СЛАЙД 14.

Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)

Людям машет: Не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо (руки перед собой)

Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)

Приглашает нас идти (шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите (хлопки руками)

Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)

Учитель: А кто знает, как нужно идти по загородной дороге?

Дети: По загородной дороге нужно идти по обочине навстречу двигающемуся транспорту. СЛАЙД 15.

Учитель: Где можно кататься на велосипеде?

Дети: Ответы детей. СЛАЙД 16.

Учитель: СЛАЙД 17. Прочитайте стихотворение и запомните его.

Один ученик читает вслух.

Есть у меня велосипед,

Но нет четырнадцати лет.

Пока катаюсь во дворе,

Где безопасно детворе.

И даже в дом соседний к деду

Я через улицу не еду.

А на зелёный свет иду,

Велосипед за руль веду.

Учитель: СЛАЙД 18. Запомните, для велосипедиста существуют специальные правила:

    Ездить на велосипеде можно с 14-летнего возраста.

    Кататься можно во дворах, парках, стадионах.

    Запрещается ездить, держась за руль одной рукой или «без рук».

    Запрещается катать на раме или багажнике людей.

Учитель: Послушайте внимательно загадку. СЛАЙД 19.

Читает 1 ребёнок:

Есть у нас дружок хороший

С великаном добрым схожий!

Знай: три глаза у него-

Не боятся никого.

Утром, днём, в ночную тьму

Все горят по одному.

И у каждого - свой цвет,

Чтоб в пути нам дать совет.

Дети: Светофор.

Учитель: А знаете ли вы, когда и где появился первый светофор?

Дети: Нет.

Учитель: СЛАЙД 20. Появился первый светофор в 1868 г. в Лондоне. Знаете ли вы, что означает слово «светофор». Слово «светофор» происходит от двух слов: русского «свет» и греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель». Значит, светофор – это носитель света (несущий свет).

Учитель: Он несет свет трех цветов. Каких цветов?

Дети: Красный, желтый, зеленый.

Учитель: Что означают эти сигналы?

Дети: Стойте, внимание, идите.

Учитель: Прочитайте стихотворение про цвета светофора. СЛАЙД 21.

Дети: Дети сначала читают про себя, а потом все вместе.

Вот зажегся красный свет –

Всем известно – хода нет.

С вами так условимся:

Желтый – приготовимся,

А зеленый говорит:

Путь открыт! Совсем открыт!»

Учитель: Знаете ли вы, что эти цвета светофора выбрали не случайно. В правилах для водителей и пешеходов ничего случайного нет.

Красный цвет – тревожный. Увидев ярко-красную машину, люди останавливаются, расступаются. Что это за машины? (аварийная машина, пожарная)

Желтый цвет – предупредительный. Он словно говорит: «Будь внимательным!» машины, которые работают прямо на дорогах, - желтого цвета. Что это за машины? (краны, бульдозеры, катки). Водители издалека видят желтый цвет и сбавляют скорость, осторожно ведут машины. И ты не спеши переходить дорогу. Подожди. СЛАЙД 22.

Зеленый цвет – спокойный, приятный, это цвет травы, листьев. Путь свободен для пешехода.

Учитель: Ребята, давайте подведём итог. Что же такое светофор?

Дети: Светофор – это устройство, которое своими световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов.

Учитель : Люди делят светофоры на два вида: транспортные и переходные. СЛАЙД 23.

Учитель: А вы действительно умеете правильно переходить дорогу?

Сейчас проверю! Представьте, что я – Светофор, а вы должны быть внимательны:

    если загорится красный, сиди тихо – путь опасный;

    жёлтый если загорится, надо хлопать, не лениться;

    свет зелёный говорит: «Можно топать – путь открыт!».

Итак, кому не понятно задание? Тогда начинаем!

Игра “Будь внимателен!” Учитель показывает поочерёдно круги 3 разных цветов, дети выполняют движения в соответствии с заданием.

Учитель: Очень ошибаются те ребята, которые думают примерно так: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает шофер».

Дело в том, что и от пассажиров зависит безопасность на дорогах. Есть особые правила пользования общественным транспортом, которые мы должны выполнять, будучи пассажирами. В Правилах дорожного движения для них специально выделен раздел – «Обязанности пассажиров».

Все мы: и взрослые, и дети, являемся и пешеходами, и пассажирами.

Прочитайте внимательно правила для пассажиров: СЛАЙД 24.

Дети читают правила по цепочке.

1. При поездке на транспорте, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими;

2. Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта;

4. Нельзя открывать двери машины во время движения;

6. Нельзя прислоняться к дверям.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

Учитель: Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы запомнили правила дорожного движения. Я предлагаю вам тест. Если вы правильно ответите на все вопросы, то отгадаете слово. СЛАЙД 25.

Дети отвечают по поднятой руке.

Вопросы теста:

1. Какой стороны придерживаются пешеходы и машины на дорогах?

З) правой.

2. Если человек находится внутри транспорта, путешествует он …

Н) пассажир;

М) водитель.

3. Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется …

А) тротуар;

4. Знак «Пешеходный переход» выглядит так:

Т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека;

Д) красный треугольник с изображением человека.

5. Переходя улицу, надо сначала посмотреть …

А) направо;

О) налево.

6. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?

Г) с 10 лет;

К) с 14 лет.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Учитель: Молодцы, теперь я вижу, что вы настоящие ЗНАТОКИ правил дорожного движения.

Ребята, сегодня вы получили новые знания о правилах дорожного движения. Я надеюсь, что они будут вам помогать в жизни. Помните о них всегда.

Я надеюсь, что Незнайке очень помогут все знания, которые он получил сегодня у нас на уроке. И он больше никогда не попадёт в такую неприятную ситуацию, как в начале урока.

Ещё раз вспомним, для чего надо знать правила дорожного движения, прочитав стихотворение. СЛАЙД 26.

1 ученик читает вслух стихотворение:

Детям знать положено

Правила дорожные!

Ты, дружок, доверься им:

Будешь цел и невредим.

7. СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Ответить на вопросы (стр. 12);

Выполнить задание на стр. 13 №1.

Когда близкий человек планирует куда-то пойти или поехать, ему все желают: «Счастливой дороги!». Но, чтобы путь был счастливым, нужно быть очень внимательным на дороге и соблюдать все правила безопасного поведения. Любая дорога, даже привычный путь от дома до школы, может нести в себе большую опасность.

Почему дорога может быть опасной

Когда-то давно люди жили в лесах, они занимались скотоводством, собирали лесной мед и ягоды. Однако пробираться через густые леса было совсем непросто, и тогда люди стали прорубать в них проходы - так называемые путины. Они соединяли между собой поселения, и существенно облегчали передвижение.

Вскоре на месте путин появились полноценные дороги, а вместе с ними и транспорт. И если поначалу автомобиль был большой диковинкой, то с каждым годом в городах и селах становилось все больше машин и автобусов.

Однако все транспортные средства несли большую угрозу здоровью и жизни человека. Чтобы движение было безопасным, потребовалось выработать строгие правила, как для водителей, так и для пешеходов. Помимо правил, были придуманы особые указатели - дорожные знаки, помогающие ориентироваться в пути.

На заре транспортной индустрии в разных странах по-разному обеспечивали безопасность. Так, в Англии перед автомобилем должен был бежать человек и предупреждать окружающих о возможной опасности, в Италии проезд транспорта после 9 часов вечера находился под запретом, а в Германии водители при встрече с лошадью должны были не только останавливаться, но и выключать двигатель, чтобы не пугать животное.

Рис. 1. Первый автомобиль.

Правила поведения пешехода

Перед тем, как получить водительские права, автомобилисты изучают правила дорожного движения и поведения на дороге. Пешеходы, в свою очередь, также должны придерживаться специальных правил, чтобы не создавать опасные ситуации на дороге.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Итак, самые важные правила для каждого пешехода:

  • Ходить только по тротуару, и никогда не передвигаться по проезжей части.
  • Переходить дорогу только в специально отведенных местах. Даже если кажется, что на проезжей части нет машин, строго запрещается переходить ее в неположенном месте.
  • При наличии светофора переходить дорогу нужно только на зеленый свет, и никогда не переходить и уже тем более не перебегать на красный.

Рис. 2. Светофор.

Помимо основных правил безопасности, пешеход должен придерживаться и других рекомендаций. К примеру, не стоит ходить по обочине тротуара или ждать зеленый сигнал светофора, стоя на самом краю остановки.

Правила поведения велосипедиста

Даже если трудно представить свою жизнь без любимого велосипеда, нужно запомнить, что детям младше 14 лет строго запрещено ездить на нем по проезжей части. Спокойно можно кататься в парке, по тротуарной дорожке, на стадионе, во дворах.

Рис. 3. Безопасная езда на велосипеде.

Если нужно пересечь дорогу, то нужно слезть с велосипеда, взять его за руль и, как и все пешеходы, перейти дорогу в положенном месте.

Ни в коем случае нельзя кататься на велосипеде следующим образом:

  • не держаться руками за руль;
  • катать кого-то на раме;
  • везти тяжелую поклажу на багажнике.

Только при соблюдении всех правил безопасности можно избежать несчастных случаев на дороге. Взаимное уважение водителя и пешехода способно снизить риск дорожно-транспортных происшествий.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Из истории автомобиля. На заре рождения автомобиля у него было много врагов - одним мешал шум, другим грязь, летевшая из-под шин. Уже тогда на автомобиль смотрели как на источник повышенной опасности, хотя скорость в те далекие времена была минимальной - от 6 до 30 километров в час. Сейчас скорость автомобилей увеличилась, поэтому часто автомобиль остановить сразу невозможно.

Cлайд 4

Остановочный и тормозной путь. Что вам надо об этом знать? Почему машину нельзя остановить сразу и сколько времени и метров ей нужно для остановки? Как определить безопасное расстояние между человеком, собирающимся перейти дорогу, и ближайшим к нему транспортным средством? Водителям часто приходится делать экстренную остановку. Время от момента восприятия опасности до начала действий, направленных на ее устранение, - это время реакции водителя. В среднем оно составляет 1 секунду. Путь, который проехал автомобиль с начала торможения до полной остановки - тормозной путь. А путь с момента, когда водитель заметил опасность до полной остановки машины - остановочный путь. Чем больше скорость, тем больше остановочный путь. Это опасная зона.

Cлайд 5

Пешеходу важно определить, с какой скоростью движется автомобиль, чтобы правильно рассчитать свои действия на дороге. Пешеходы часто переоценивают свои возможности и силы. Тормозной путь зависит от массы автомобиля. Трудно, например, остановить автобус. Существенное влияние на величину тормозного пути оказывают метеорологические условия. Машина тормозит, цепляясь за неровное дорожное покрытие, но когда асфальт мокрый, площадь соприкосновения уменьшается. Машине нужно 75-80 метров для остановки.

Cлайд 6

Немного истории. В Англии был издан закон о "человеке с красным флагом", который должен был бежать перед автомобилем и предупреждать об опасности.

Cлайд 7

В Риме автомобилисты не могли ездить по улицам после девяти вечера, в Германии должны были при встрече с лошадью не только останавливать автомобиль, но и заглушать двигатель, чтобы не "пугать животных". Было много сторонников и защитников автомобиля, как и противников, но в конце концов вопрос был решен в пользу этого вида транспорта. И тогда встала проблема - обеспечить безопасность дорожного движения.

Cлайд 8

ДТП преобладают среди несчастных случаев на улице. Из общего числа пострадавших детей в возрасте от 7 до 14 лет более 30% становятся инвалидами. Ежегодно из-за ДТП число инвалидов возрастает примерно на 3000 человек. Зачастую виновником ДТП является пешеход, не умеющий оценивать ситуацию на дороге, совершающий ошибки при выходе на проезжую часть, нарушающий правила поведения на дорогах.

Cлайд 9

Опасными считаются: места, где происходит резкое изменение режимов движения транспорта; меняющиеся элементы дороги (сужение, спуск, радиус поворота); места слияния и пересечения транспортных потоков на одном уровне; перекрёстки, остановки общественного транспорта, пешеходные переходы, мосты, тоннели.

Cлайд 10

Причиной опасных ситуаций на дорогах могут стать: стоящее транспортное средство и внезапно выезжающая из-за него машина; мешающие обзору проезжей части предметы или сооружения (кусты, деревья и т.д.) и машина, выезжающая из-за них; движущийся транспорт и обгоняющий его автомобиль.

Cлайд 11

Началом опасной ситуации являются: момент схода пешехода на проезжую часть; выход пешехода к осевой линии.

Cлайд 12

Взаимоотношения водителя и пешехода регулируются правилами дорожного движения: водитель на перекрёстках и дорожных переходах при включении для него зелёного сигнала светофора должен дать возможность пешеходам закончить переход; при повороте направо и налево или съезде с проезжей части водитель должен уступить дорогу пешеходам.

Cлайд 13

Пешеходу необходимо иметь в виду, что: наиболее опасными являются зоны ограниченной видимости, перекрёстки, участки скоростного движения транспорта; переходить улицу безопаснее всего по пешеходному переходу; пересекать дорогу или улицу необходимо, посмотрев в обе стороны и убедившись в возможности безопасного перехода;

Cлайд 14

передвигаться надо по тротуарам, а если тротуара нет, то по обочине той стороны дороги, по которой машины едут к вам навстречу; нельзя выбегать на дорогу из зоны ограниченной видимости; нельзя рассчитывать только на реакцию водителя, надеяться нужно только на свои собственные безопасные действия.

Cлайд 15

Немного истории. Попытки регулировать движение предпринимались давно. В нашей стране с восемнадцатого века нарушителей (кучеров и пешеходов) ждало наказание - от плетей и каторги до смертной казни.

Cлайд 16

Немного истории. В 1812 году ввели правостороннее движение, ограничение скорости в городах, техническое соответствие экипажей, номерные знаки. С тех пор правила дорожного движения корректировались и изменялись, но некоторые сохранились до сих пор и их необходимо всем выполнять.

Cлайд 17

Cлайд 18

Транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём.

Cлайд 19

Немного истории. Почему именно правостороннее движение у нас введено? Всегда ли так было? Как возникло? Это пришло к нам из древности. Тысячи лет назад люди всегда ходили вооруженные до зубов. При них находились меч, кинжал, топор, булава. Путешествовать в те времена было опасно. По дорогам скитались бездомные разбойники, шайки бродяг. Едет человек - в правой руке оружие, в левой - щит. Видит встречного. Как выгоднее разминуться? А вдруг он нападет? Чтобы быть на всякий случай прикрытым щитом, чтобы неожиданный удар пришелся по щиту, встречного было удобно объезжать с правой стороны. Вот и появилась привычка всегда расходиться и разъезжаться правой стороной. Правостороннее движение существует почти во всех странах.

Cлайд 20

Нет абсолютно безопасного транспорта. На любом виде транспорта возможны следующие опасные ситуации: столкновения с автотранспортом; пожар; экстренное торможение; криминальные конфликты.

Cлайд 21

Регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения на всей территории РФ устанавливают единые правила дорожного движения. В них установлены:

Cлайд 22

единый порядок дорожного движения; обязанности и права участников дорожного движения (водитель транспортного средства, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД); сигналы светофора и регулировщика; дорожная разметка и её характеристика; дорожные знаки и их значение; уголовная административная ответственность за нарушение правил дорожного движения.

Cлайд 23

Что надо знать о правилах дорожного движения? В первую очередь СВЕТОФОР. Что обозначают его сигналы?

Cлайд 24

Светофору более 300 лет. Он начал свой путь на железной дороге. Сначала около светофоров должен был стоять человек, который менял стекла. Желтого стекла тогда еще не было, а вместо него сигналом к переключению цвета у светофора служил свисток человека, который менял стекла. Были светофоры со стрелками, похожие на часы. Там тоже были все цвета светофора, а стрелка перебегала и показывала определенный цвет. Сейчас светофоры на электронике, некоторые даже имеют счетчики и, учитывая количество машин, сами определяют, на каком перекрестке быстрее включить тот или иной цвет.

Cлайд 25

Cлайд 26

Cлайд 27

Cлайд 28

Cлайд 29

Водитель – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. К водителю приравнивается обучающийся вождению

Cлайд 30

Обязанности водителя: иметь при себе соответствующие документы на право управления и владения транспортным средством и предоставлять их по требованию сотрудников милиции; перед выездом проверять и в пути обеспечивать исправное техническое состояние транспортного средства; проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянение, проверку знаний правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортным средством;

Методическая разработка урока.

Тема: "Чтобы путь был счастливым".

Цель: формировать представление школьников о безопасности дорожного движения.

Тип урока: обобщающий.

Продолжительность урока: 45 минут.

Задачи урока:

образовательная:

Обеспечить усвоение и закрепление норм безопасеого поведения на дорогах;

воспитательная:

Воспитывать у детей наблюдательность, осторожность, самостоятельность;

развивающая:

Способствовать формированию безопасного поведения на улицах и дорогах;

Обоудование: А. Плешаков "Окружающий мир" учебник 2 часть для 3 класса, М. Просвещение 2008г., рабочая тетрадь "Окружающий мир" 2 часть, 3 класс, М. Просвещение 2008г. Мультимедмийная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа№1»

Урок окружающего мира

в 3 «В» классе

Тема урока: «Чтобы путь был счастливым».

Подготовила: Жменя Наталья Владимировна, учитель начальных классов

Возраст детей: 9

П.Волоконовка

2012 г

Пояснительная записка.

Урок окружающего мира по теме «Чтобы путь был счастливым» по программе «Школа России» входит в раздел «Наша безопасность». Актуальность изучения правил безопасного поведения связана с увеличением автомобильного транспорта, отсутствием в нашей местности пешеходных переходов, тротуаров. Изучение правил безопасного поведения проходит как на классных часах, так и на уроках окружающего мира. Сохранить жизнь и здоровье детей – значит, сохранить будущее.

С каждым годом растет число транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают травмы дети. Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий. Ребенок, придя в школу,уже имеет определенный опыт по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Он обладает навыками поведения не только правильного, но и неправильного поведения. Это и перебегание через дорогу, вместо того, чтобы переходить спокойно, наблюдая, за движением слева и справа. Это постоянный переход улицы по самому короткому пути - наискосок, выбегание из- за стоящих машин, из- за углов домов, других помех, которые закрывают обзор. Учить детей безопасному поведению нужно как можно раньше. Проводить данную работу необходимо в сотрудничестве семьи и школы.

Изучение школьниками правил дорожного движения имеет своей целью сформировать у них следующие навыки безопасного поведения на дороге

Умение выбрать наиболее безопасный маршрут движения,

Умение контролировать свое поведение на дороге,

Умение предвидеть скрытую опасность,

Умение переключать внимание при выходе в опасную зону (на проезжую часть),

Умение наблюдать ситуацию,возникающую на проезжей части.

С этой целью проводятся уроки по правилам безопасного поведения в рамках уроков «Окружающего мира», ОБЖ, на классных часах.

Предполагаемые результаты:

Снижение детского дорожно-транспортного травматизма,

Повышение правовой культуры участников дорожного движения

Тема урока: «Чтобы путь был счастливым».

Цель: - формировать представление школьников о безопасности дорожного движения.

Задачи урока:

Образовательная : - обеспечить усвоение и закрепление норм безопасного поведения на дорогах.

Развивающая : - способствовать формированию безопасного поведения на улицах и дорогах;

Формировать представление о типичных ошибках в поведении на дороге;

Формировать умение принимать решение в различных ситуациях и делать выводы;

Воспитательная : - формировать культуру поведения на дороге;

Воспитывать у детей наблюдательность, осторожность, самостоятельность.

Оборудование: - А. Плешаков «Окружающий мир». Учебник для 3 класса,2 часть, - М.Просвещение 2008г.

Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс,2 часть.- М.Просвещение 2008

Карточки с заданиями, цветные кружки для рефлексии (красный, желтый, зеленый)

ПК, Мультимедийная презентация, модель светофора.

Ход урока:

Внимание, глядит в упор

На вас трехглазый светофор –

Зеленый, желтый, красный глаз

Он каждому дает приказ.

(Стихотворение читают подготовленные дети)

Какое правило нарушил мальчик Петя?

Какие правила должны соблюдать пешеходы?

(Дети высказывают свои предположения)

А теперь прочитайте правила. (слайд3-4)

Правила пешехода:

1.Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части.

2.Переходить дорогу только там, где положено, и никогда не переходить (и не перебегать!) в неположенном месте.

3.Переходить улицу только на зеленый свет светофора и никогда не ходить на красный.

Знакомые и простые правила! Но как часто дети нарушают их.

Каким должен быть современный пешеход? (собранным, внимательным, осторожным)

Твои родные всегда волнуются за тебя, когда ты куда-нибудь уходишь из дома. Поэтому пусть эти три главных правила пешехода станут торжественным обещанием, которое ты дашь своим родным. (Это обещание вы попробуете составить дома)

. 3).Работа с учебником Но есть еще и другие правила, которые нужно соблюдать. (с.9.Прочитайте правила.)

Что вы для себя усвоили? (Ответы учащихся)

4).Закрепление. Самостоятельная работа в тетради с.6.№2

Рассмотрите рисунки. Все ли ребята поступают правильно? Объясните. Закрасьте кружки под правильными поступками детей зеленым цветом.

Проверка работы.

Игра на внимание. «Да, нет»

Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (Нет)

Что хотите – говорите, красный цвет – проезда нет? (Да)

Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)

Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)

Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)

Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)

Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)

Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)

5).Работа с учебником - А сейчас послушайте рассказ про двух подружек и подумайте, что бы могло произойти дальше и сделайте выводы (Текст читает хорошо читающий ученик.)

(Слайд 5 -8)

6) У каждого из вас есть схема маршрута «Безопасный путь от дома до школы». - Кто из вас четко следует по составленному маршруту? Сейчас мы разделимся на группы (по месту жительства) и расскажем, как идем до школы по данному маршруту.- Какие опасности подстерегают вас на вашем пути?

(Слайд 9-14) Схемы безопасного маршрута.

(Рассказы детей об опасностях на их пути 2-3 человека)

К сожалению, наши дороги (во многих местах) не имеют тротуаров. Дорога, которой пользуются пешеходы, является одновременно и проезжей частью для транспортных средств. Поэтому надо тщательно пронаблюдать, где транспортные средства появляются часто, где они пересекают ваш путь, и все это отметить на схеме.

По дороге в школу и обратно вы можете встретиться с приятелями, знакомыми, соседями и родителями. Чаще такие встречи происходят вблизи школы или дома. Они отвлекают ваше внимание, а это уже опасно. Поэтому ближайшие к школе и дому переходы надо тоже отметить.

(Слайд 15) Правила. (На слайде правила кратко записаны)

1. Никогда не зовите никого через дорогу: ни родных, ни знакомых, ни друзей. Это не только неприлично, но может быть и опасно, т.к. побуждает пересечь дорогу, позабыв про правила движения.

2.Не стесняйтесь об этом сказать своим товарищам, и даже взрослым, чтобы и они так не поступали.

3.На схеме нужно также отметить участки с ограниченным обзором, где дорогу загораживают заборы, сооружения, постройки, зеленые насаждения.

4.Никогда не переходите проезжую часть между припаркованными автомобилями, в каком бы месте они не стояли.

5.Запомните: схема безопасного маршрута не составляется раз и навсегда. Во - первых, как только вы заметили, что на вашем пути произошли какие-либо изменения (поставили забор, вырыли яму…) сразу отметьте это на своем пути.

Во – вторых, даже, если все по-прежнему, следует не реже 2-3 раз в месяц сверять схему с дорогой в школу.

Это не только освежит в вашей памяти опасное место, но и поможет избежать вам скрытой опасности, о которой вы не подозреваете. Что, если однажды там, где всегда спокойно, вдруг выскочит машина. Сумеете ли вы вовремя правильно отреагировать? Дело в том, что постоянно спокойная дорожная обстановка вызывает привыкание, притупляет бдительность. Это опасно тем, что неожиданное изменение ситуации может вызвать растерянность, скованность, притупить реакцию.

4.Физкультминутка « Светофор». Я показываю сигналы светофора. Если красный – стоите на месте, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – ходьба на месте.

5.Самостоятельная работа по изучению темы в группах.

1 гр. Если ты велосипедист (Слайд 16-17).Самостоятельное чтение текста с.10

С какого возраста можно ездить на велосипеде? - Где можно кататься на велосипеде?

2 гр. Если ты пассажир. (Слайд18)Самостоятельное чтение текста с.11.(2 группа)

Какие правила необходимо соблюдать, когда являетесь пассажирами?

6. Памятка (Слайд 19)

7.Прверка знаний по теме. Приложение 3 Презентация «Знайте правила движения»

8.Итог . - Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итог. - Почему каждый человек должен соблюдать правила безопасного поведения на улице и проезжей части дороги?

9.Д/з - Составить обещание по правилам безопасного поведения и оформить на отдельном листе.

10.-Выступление учащихся по теме «Мой безопасный путь». А сейчас послушайте стихотворение в исполнении учеников. (Прилагается)

Рассказ учеников 3 класса «Мой безопасный путь»

(Подготовили дети и родители. Читают 2 ученика) Приложение 4

10.Рефлексия . - Тот, кто считает, что во время урока хорошо изучил правила безопасного поведения на улицах и дорогах, прикрепите зеленый кружок. Тот, кто считает, что не очень – желтый. А тот, кто совсем не изучил - красный.

Спасибо за работу.

Литература: - Дорожная безопасность: обучение и воспитание младших школьников. Москва «Третий Рим» 2006г.

Выбор редакции
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...

В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...

Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...
Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....