Причины самоутверждения. Что значит самоутверждение личности


Это одна из самых фундаментальных потребностей. Самоутверждение – это стремление реализовать себя, добиться определенных результатов в деятельности, поведении, во взаимодействии с другими людьми. На основе этого достижения видеть себя на определенной высоте в своих глазах, во мнении окружающих. Самоутверждаясь, человек самопроизвольно и целенаправленно проявляет себя, свое Я, свою индивидуальность, тем самым утверждая себя как личность. Самоутверждение – это атрибут личности, человек постоянно утверждает себя. По мере расширения сфер взаимодействия со средой развиваются сознание, способности, формируются черты характера. Через самоутверждение личность осознанно проявляет себя, свой потенциал, стремление личности к самоутверждению является стимулом его развития и саморазвития, а стремление к профессиональному самоутверждению – один из факторов профессионального становления и совершенствования личности. Сущность самоутверждения состоит в самовыражении и самопроявлении человеком индивидуальности в процессе взаимодействия со средой и осуществления деятельности. Самоутверджение человека, в том числе и профессиональное, зависит не только и даже не столько от обстоятельств и решаемых задач, сколько от его индивидуальных способностей – личностных детерминант. Именно поэтому люди в одних и тех же условиях по-разному проявляют и утверждают себя, свои возможности.

Это объясняется тем, что непосредственным регулятором поведения и деятельности человека выступает его психика.

Самоопределение – важные и грань, и сторона, и в этом самоутверждении личности, во многом определяющие его содержательные и процессуально-инструментальные характеристики. Осуществляя самоопределение, человек обычно оценивает свои возможности и соотносит их с оценкой таких же параметров у других членов коллектива в системе следующих координат:

    кто – стоит, находится выше, ниже, на уровне в системе должностных, социально-профессиональных, социально-психологических, статусно-ролевых позиций.

    кто – находится впереди, на уровне, позади в производственных, научных, учебных, спортивных и других достижениях.

Определившись в этих трех системах оценки личности, вы сможете осуществлять свое утверждение, в том числе профессиональное.

В отечественной российской науке самоутверждение рассматривается как одно из фундаментальных условий развития личности.

Потребность в самоутверждении может выступать как самоцелью личности, так и обобщенным выражением других потребностей. Выделяют 4 группы индивидуальных потребностей в самоутверждении:

    достижение определенных результатов в деятельности и утверждение на этой основе своей, соответствующей общественной и личной значимости, признания, уважения, доверия окружающих.

    Потребность в общении, выполнении определенных социальных, социально-психологических ролей в контактно-социальной среде, принадлежности к коллективу, стремлении быть полезным ему.

    Потребности престижно-личностного плана: добиться определенного авторитета у окружающих, сотрудников, старших; приобрести известность; удовлетворить свое честолюбие, самолюбие.

    Познание своей индивидуальности, сил и возможностей, приобретение или усиление уверенности в себе.

Соотношение этих групп потребностей в конкретном акте самоутверждения определяет в значительной степени его цели, характер и динамику. Потребности в самоутверждении выступает непосредственной детерминантой, определяющей соответствующие цели и мотивы самоутверждения. Среди личностных детерминант ведущую роль играют система ценностей личности и обусловленные притязания личности, выступающие относительно самостоятельной регулятором поведения личности. Рассмотрим понятие притязания.

Немецкий психолог Ревин ввел понятие уровень притязания (УП). Притязания личности могут в разной степени соответствовать ее возможностям, то есть быть адекватными, завышенными, заниженными, что во многом определяет характер взаимодействия личности с непосредственным социальным окружением. Поведение людей с завышенными притязаниями проявляется в самоуверенности, самонадеянности, неуживчивости с теми, кто с ними, они расходятся в оценках, суждениях, мнениях. Внешне это проявляется в высокомерии, зазнайстве, болезненном реагировании на критику окружающих. Эти люди директивны, их трудно переубедить, они недостаточно самокритичны, при оценке других категоричны, ориентируются на свою точку зрения, при не успешности ищут причину вовне, а не в себе.

Для человека с заниженными притязаниями характерны неуверенность в своих силах и возможностях, застенчивость в общении, им свойственны элементы замкнутости, действия чаще ориентированны на мнения окружающих и старших, в выполнении поручений старательны, но нередко проявляют пассивность, мнение, позицию активно показывать не стремятся, по отношению к окружающим внимательны, тактичны, заботливы, но легко ранимы, нередко мнительны, в не успешности своего утверждения как правило считают повинными самих себя, им присущи неустойчивость поведения, они легко поддаются внешнему воздействию, им свойственно колебание настроения, чрезмерно осторожны в действиях и поступках, неуверенно выполняют и даже порой уклоняются от исполнения своих функциональных обязанностей как в общественной, так и в личной жизни. Итог – снижение успешности самоутверждения мешает всесторонности и гармоничности в развитии индивидуальности.

Авторитет складывается из 2 понятий: объективный и субъективный авторитет. Авторитет – одна из форм взаимоотношений, связанная с влиянием человека или группы людей на окружающих и признание со стороны последних этого влияния. Авторитет есть там, где люди принимают влияние другого человека или группы, соглашаются с ним, без авторитета невозможна никакая Организация, его наличие – одно из основных правил успешного руководства людьми. Различают авторитет руководителя, товарища, специалиста. Авторитет человека является результатом и выступает функцией личностных способностей человека, групповых ожиданий, требований условий и решаемых задач, ведущую роль играют индивидуальные психологические особенности человека, степень их соответствия требованиям их деятельности. Выделяют 2 взаимосвязанные стороны авторитета: объективную и субъективную.

стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность. Это стремление может проявляться как в реальных достижениях в той или иной области, так и в отстаивании своей значимости перед другими путем лишь словесных заявлений.

Отличное определение

Неполное определение

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ

реализация фундаментальной потребности человека в самовыражении и самораскрытии путем объективации себя в формах жизни. Мотив С.– стремление к достижению максимальной полноты жизни, доступной при данных условиях существования, обеспечение положительного социально-психологического статуса в коллективе, обществе.

Люди, обладающие более высоким уровнем притязаний, ярко выраженной духовной энергией, достигают в своей деятельности (при прочих равных условиях) результатов, во много раз превосходящих обычный, средний уровень.

Роль механизма, усиливающего С., выполняют высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические, а также высокий уровень притязаний и уверенность, мобилизующая все ресурсы человека для удовлетворения жизненных потребностей, и, в конечном счете, нужд общества. Наиболее общие способы С. личности охватывают не только психические процессы и состояния, но и целостные структуры личности человека, всю ее внутреннюю сущность.

В С. выражается стремление к уважительному положению среди других людей и собственному одобрению своего поведения. С.– это реальное социально-психологическое явление, которое следует изучать и учитывать в работе педагогов с учащимися, разъяснять и демонстрировать его этически оправданные цели, мотивы и способы.

3. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер считали С. врожденным свойством человека, которое может проявляться в различных формах. В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) С. рассматривается в связи с самоактуализацией (см. Самоактуализация).

Достигнуть определенного социального статуса или повысить свою самооценку, что очень тесно связано.

Что такое социальный статус?

Данный термин означает положение человека в обществе. Будь то семья, садик, школа, работа. Каждый из нас является носителем нескольких статусов, ведь все мы можем быть детьми, учениками, студентами, мужем, женой, подчиненными, начальниками, пожилыми, молодыми, русскими, украинцами, белорусами, темнокожими, православными и т. д. В течение жизни эти характеристики могут меняться.

Социальный статус может быть прирожденным, достигаемым и приписываемым. Первый дается при рождении и меняется в редких случаях (раса, национальность), второй достигается благодаря своим умениям и талантам, а третий - тот, который приписан обществом, он может и должен меняться (возраст, положение в семье).

Критерии определения социального статуса

Конечно, существуют критерии, по которым определяют социальный статус человека, например:

  • образование;
  • доход;
  • этническое происхождение;
  • положение в системе разделения труда;
  • профессия.

Кстати, последний обычно относят к главному статусу человека.

Что такое самооценка?

Самооценка - это мнение человека о себе. Чаще всего оценивают свои возможности и личные качества. Многим известно, что она бывает заниженной, адекватной и завышенной. Некоторые психологи выделяют адекватно заниженную и адекватно завышенную самооценку, а другие убеждены, что бывает только заниженная и нормальная. Давайте разбираться.

Заниженная самооценка - субъективное отношение человека к своей личности, которое характеризуется трусостью и непринятием себя. Весомых причин так думать о своем Я может и не быть, но мотивы такого самовосприятия существуют. Чаще всего эти зерна посеяны еще в детстве родителями или уважаемыми взрослыми, а в юности - сверстниками.

Человек с адекватной самооценкой объективно воспринимает свои возможности и другие характеристики личности.

Завышенная самооценка характеризуется преувеличением всех своих достижений.

По мнению ведущих психологов, существует только заниженная и адекватная самооценка, а завышенная - это умышленный или подсознательный механизм, который срабатывает для скрытия заниженной.

Как понимать термин "самоутверждение"?

Мы разобрались с двумя составляющими данного понятия - это "самооценка" и "социальный статус".

Самоутверждение - это поведенческое проявление, которое психологи часто описывают в негативных тонах. Но не будем забывать, что существуют люди с различными ценностями, воспитанием и методами своего совершенствования.

Если самоутверждается человек стеснительный, скромный, культурный, но с заниженной самооценкой, то его действия будут направлены на повышение мнения о себе путем стараний и заслуженного одобрения.

Если самоутверждается человек, у которого нарушено восприятие этических норм, не желающий работать над собой изнутри, вытачивать себя как личность, а лишь направлять свои действия на адаптацию окружающей среды под его Эго, то он будет прибегать к обвинениям, критике и осуждениям других.

Как видим, путь к социальному самоутверждению может быть разным. Первая дорога более сложная, длинная, но надежная, а вторая короче, но очень шаткая.

Стратегии самоутверждения

Существует много различных стратегий, чтобы достичь желаемого статуса, отношения к себе или повысить самооценку, но на данный момент психологи выделяют три основных:

1. Подавление другого за счет критики, унижения.

2. Конструктивная стратегия развивает ценность своего Я за счет сохранения интереса к другим людям и работы над собой.

3. Отрицание, когда человек чувствует личностную слабость, чтобы культивировать в себе чувство собственной значимости, он психологически присоединяется к другой персоне и живет чужую жизнь.

Как действует первая стратегия?

Сразу скажем, что данный метод применяется людьми с неадекватной самооценкой. Вполне возможно, что со стороны человек кажется высокомерным и уверенным в себе. На самом деле это защитный механизм, который тщательно прячет возможно, самоотвращение и подсознательное ощущение своей социальной бесполезности.

Эта личность, скорее всего, пыталась самоутвердиться конструктивным методом, прикладывала старания, работала над собой, но в той среде обитания этого оказывается ничтожно мало. Никакие усилия не помогли достичь желаемого социального уровня и признания.

Хорошо рассматривать это на примере соревнований или олимпиад. Если участник очень рассчитывал на победу, готовился 20 часов в сутки, а в итоге получил "почетное" четвертое место. Такой исход событий грозит состоянием фрустрации, полной неудовлетворенности. Часто в критические моменты происходит слом личности, и она начинает менять стратегию и переходить на менее честные методы.

Очень странно, если у человека нет потребности в самоутверждении. Таких людей в принципе не бывает. Просто есть сферы самореализации, которые мало видны или не понятны другим в силу возраста, среды обитания, профессии и т. д.

К каким методам прибегает приверженец этой стратегии?

1. Умышленное унижение.

2. Необоснованное оскорбление.

3. Спор как способ провоцирования конфликта и обесценивание слов оппонента.

4. Словесное возвышение себя над другими.

5. Негативное внушение.

6. Агрессия.

Если самоутверждение ребенка базируется только на этих способах, можно говорить о недостатке внимания со стороны родителей или даже насилии в семье.

Если за хорошие поступки не хвалят, а за плохие ругают, то он не видит смысла продолжать вести себя пристойно. Когда ребенок напакостит, на него хотя бы обращают внимание, а это уже ценно. Этот механизм может сорвать все этические нормы в голове маленького человека, и в будущем для него не составит труда переступить через мораль.

Конструктивная стратегия

Этот путь самоутверждения личности характерен для людей с адекватной самооценкой. Она может быть ниже или выше в зависимости от ситуации. Абсолютно нормальное явление, если человек терпит фиаско, что провоцирует временное понижение самооценки, или одерживает победу и повышает свое мнение о себе.

Минимальные колебания самооценки - это не отклонение. Важно, каким образом личность приводит свое психическое состояние в норму. Приверженцы конструктивной стратегии достигают желаемого путем собственных стараний.

Все, чего они достигли сами, - это "несгораемый" уровень, ниже которого тяжело опуститься. Возможно, но для этого стоит потрудиться.

Эти люди часто живут в жесткой дисциплине, в постоянных стараниях, в поиске новых методов самовыражения.

Стратегия самоотрицания

Можно говорить, что данная стратегия характерна для людей с очень низкой самооценкой, но это не совсем так. Данный человек просто не знает, кто он есть, у него нет никаких достижений (возможно, они есть, но не имеют смысла для данной личности), он не ставит перед собой цели, живет без вектора. Такие личности не могут взять на себя ответственность, ведь уверены, что никак не повлияют на ход событий, от них ничего не зависит.

Если самоутверждение подростка носит характер отрицания, то возможны следующие причины возникновения:

1. В семье наблюдается гиперопека, там он полноценный член микрообщества, но реальный социум его не воспринимает или даже отвергает.

2. Гипоопека в семье или отсутствие положительного отношения к ребенку, внушение, что "он никто", "ничего не стоит", насилие в семье.

3. В редких случаях сильное психологическое потрясение.

4. Психические болезни.

Самоотрицание можно назвать даже отсутствием стремления к самоутверждению. Часто подростки примыкают к лидерам или референтным личностям и полностью проживают жизнь вместе с ними: чувствуют то, что они, ходят по пятам, переживают за своих "кумиров".

Если в реальном окружении достойных подражания личностей не находится, могут переключаться на актеров, певцов или других знаменитостей, полностью себя с ними идентифицировать, плотно следить за их жизнью. Это помогает людям чувствовать себя полноценно. То, что происходит на экране, они воспринимают как реальные события, за счет чего считают, что живут полноценную жизнь.

Итак, мы выяснили, что самоутверждение - это множество стратегий, и человек может менять их в зависимости от ситуаций или изменения мировоззрения.

Каждый из нас является частью общества, а оно порой предъявляет к нам весьма жесткие требования. Человек начинает подсознательно сравнивать себя с другими, оценивать свои достоинства и недостатки по искаженным шкалам внутреннего восприятия.

Результаты такой оценки будут стимулировать определенный тип поведения индивидуума, направленный на удовлетворение потребности в признании себя значимым со стороны других людей. Конструктивный тип поведения нацелен на самореализацию, иррациональный – на самоутверждение за счет других, самоподавление, .

Определение и смысл понятия с точки зрения психологии

Первоначально в психологии термину «самоутверждение» придавался исключительно негативный оттенок. Однако после проведения обширных исследований и обобщения полученных результатов удалось выявить основные механизмы данного процесса, его роль в социализации личности.

С точки зрения современной науки, самоутверждение личности – это удовлетворение потребности человека в осознании собственной значимости, весомости. Психологи выделяют несколько основных компонентов этого феномена:

  • Социально-психологический. Это процесс взаимодействия человека с его окружением, способствующий самореализации личности.
  • Мотивы, потребности достижения таких целей, как власть, признание, уважение, успех.
  • Концепция «Я». Самооценка, отношение к себе, сила собственного «Я» тесно связаны с данным феноменом.

Потребность в самоутверждении естественна для человека, она характеризует свойства нервной системы, способность к , а также уровень стремления к самоуничтожению. Это побудительный мотив для достижения прогресса в социальной, профессиональной, а также личной сферах.

При этом успехи могут настоящими или присвоенными, выдуманными, преувеличенными. Например, с развитием Интернета, ростом популярности социальных сетей блоггерство стало легким способом самоутверждения за счет выпячивания мнимых достижений.

Помимо внешней составляющей у самоутверждения есть внутренняя – это способ самопознания путем размышления, анализа собственных желаний, устремлений, а также возможности их достичь. Объективная оценка сильных и слабых сторон, ранжирование целей по важности может стать толчком для человека к саморазвитию, а постепенное повышение планки личностных характеристик обеспечит рост успешности, социального статуса.

Личность может самоутверждаться по отношению как к обществу, так и к определенной социальной группе. Разница состоит лишь в наборе критериев, которыми руководствуется человек при отборе значимых целей.

Этапы и поведенческие стратегии, характеризующие процесс

С детства для ребенка очень важно находиться в центре внимания, получать одобрение своих действий, переживать успех. Если взрослые постоянно указывают малышу на его зависимость, несамостоятельность, он пытается самоутвердиться за счет агрессии. Важно объяснить ребенку, что такое поведение таит в себе опасность и может навредить в первую очередь ему самому.

Дальнейшие кризисы, сопровождающие развитие ребенка как личности, еще сильнее обостряют потребность в самореализации, а также в самоутверждении. Это абсолютно нормальные процессы, отражающие здоровое устремление ребенка реализовать заложенные природой способности. Задача родителей – не ограничивать конструктивные желания ребенка, а по возможности поддерживать и поощрять их.

Самоутверждение подростков – это специфический этап, требующий особой заботы и внимания со стороны родных и близких. Именно в это время у детей происходит перестройка системы ценностей, переоценка собственного «Я».

При благоприятной семейной обстановке ребенок растет гармоничной личностью, а самоутверждается за счёт учебы и стремления к успеху в каком-либо виде деятельности. Если ситуация негативная, а родители не понимают ребенка и пытаются управлять им с помощью авторитарных методов, проявляется ответная отрицательная реакция в виде смыслового барьера.

Самоутверждение подростка имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Родители должны с детства формировать у ребенка положительные и правильное мировоззрение. Правильный подход к воспитанию, проявление понимания, предельной наблюдательности и ненавязчивого контроля помогут оградить подростка от интереса к наркотикам, алкоголю и криминальным компаниям.

Психологи выделяют несколько стратегий реализации потребности в самоутверждении. Первая описывает самый легкий вариант самоутверждения, а именно за счет других людей. Эта стратегия носит деструктивный характер, так как выражается в принижении достоинств и оскорблении окружающих, повышенной конфликтности, принципиальной демонстрации превосходства над другими. Психологическая подоплека такого поведения связана с завышенной или заниженной самооценкой или проявлением комплексов неполноценности.

Конструктивной считается стратегия гармоничного развития «Я» при сохранении интереса к окружающим. Для людей этого типа поведения характерно то, что они самоутверждаются за счет личностного роста и постоянной работы над собой.

Реализация в профессиональной или личной сфере имеет для них огромное значение. Примером может служить история Арнольда Шварценеггера, который из хилого подростка смог стать кумиром миллионов.

Самоотрицание – это третья стратегия, ее суть заключается в признании собственной слабости и желании слиться с кем-то сильным и более успешным. В этом случае самоутверждающийся человек отрицает свою индивидуальность, замещая ее чертами личности героя, которому он решил подражать. В крайних случаях человек даже готов сделать пластическую операцию, чтобы обеспечить максимальное сходство с объектом подражания. Автор: Наталья Иванова

Выбор редакции
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...

Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...

В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...

1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...
Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...
Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...