Приказ единственный поставщик фз 223.


Антимонопольная служба тщательно следит за сферой закупок. Ведь для развития бизнеса важна конкуренция. Сегодня важно соблюдать положения ФЗ 223, которые сейчас часто интерпретируют неправильно. В 2016 году важно все закупки проводить по утвержденному плану, что создает дополнительные препятствия. Многим юридическим лицам важно найти для себя единственного поставщика, с которым будет легко сотрудничать. Разберемся, в каких ситуациях может быть использована закупка без конкуренции.

Какие способы закупок предусматривает статья вторая 223-ФЗ

Этот закон является основой всей закупочной деятельности в России. Согласно ему, заказчик обязан указать в созданном им положении, по которому будет проводиться закупка, ее способ. Законом не запрещены:

  • конкурсы;
  • аукционы.

Запрет на иные формы в ФЗ 223 не указывается, поэтому можно интерпретировать его так, что можно заключать договоры на прямые поставки, не рассматривая предложения конкурентов. Важно лишь подробно прописать условия закупочной деятельности в положении.

Что такое прямая закупка

Приобретение оборудования и других необходимых вещей у единственного поставщика часто называют прямая закупка. В ней инициативной стороной способен выступать как продавец, так и покупатель. Например, если вы знаете, какая компания поставит вам товар быстро и качественно, то можно направить ей предложение о заключении договора. С другой стороны, ФЗ 223 не запрещает принять предложение, если инициатива идет от единственного поставщика. В этом случае необязательно рассматривать условия конкурентов.

Если вами избрана прямая закупка, то стоит соблюдать следующие правила ФЗ 223:

  1. Необязательно регистрировать в единой информационной системе сделки на приобретение товаров или услуг, общая стоимость которых ниже ста тысяч рублей.
  2. Для крупных компаний, годовая прибыль которых больше 5 миллиардов рублей, разрешается не подавать сведения при проведении сделок на общую сумму до 500 тысяч.

Таким образом, у единственного поставщика можно приобрести товары или услуги в большинстве случаев. В 2015 году доля таких закупок среди всех сделок составила около 51%. Заказчики не размещали в ЕИС следующую информацию:

  • извещение;
  • документацию;
  • протокол.

В оставшихся случаях покупателю приходилось раскрывать данные:

  • точное наименование положения;
  • наименование организации-заказчика (вносится точно также, как в Уставе или других учредительных документах);
  • ИНН и регистрационный номер заказчика;
  • дату окончательного утверждения положения и время создания этого документа;
  • код причины постановки на учет в налоговой службе (КПП);
  • документы с информацией о закупке.

Список сведений, которые нужно передавать в ЕИС, содержится в 223-ФЗ. Многие компании предпочитают приобретать товары и услуги у единственного поставщика на небольшие суммы, чтобы не пришлось вносить свои данные в общий реестр.

Ситуации, когда можно сотрудничать с единственным поставщиком

Чаще всего прямая закупка осуществляется в случаях:

  1. Небольшой общей стоимости объекта торга. В этом случае нецелесообразно проводить аукционы и конкурсы.
  2. Если необходимый товар или услуга представлен у единственного поставщика. Однако здесь важно, чтобы монополия была естественной, в противном случае у сотрудников государственных органов могут возникнуть вопросы.
  3. У единственного поставщика имеются исключительные права на данную продукцию. Это те случаи, когда закупка проводится у производителя или разработчика.
  4. Прямая закупка может быть использована, если ранее вам не удавалось завершить сделку другим конкурентным способом.
  5. При чрезвычайных ситуациях, авариях и стихийных бедствиях потребность в товаре или услуге нередко становится срочной. В этом случае закон предусматривает возможность получения необходимого от единственного поставщика, так как на аукционный торг или конкурс времени нет.

Если вы приобрели товары на минимальную сумму, то можно не включать сделку в план закупок, однако вам придется отразить ее в отчетах для Росстата. Кроме того, необходимо обязательно подготовить обоснование для заключения договора с поставщиком – приказ или распоряжение.

По ФЗ 223 в ежемесячной отчетности прямая закупка выносится в отдельный раздел. Раз в полгода о получении необходимых предметов торга от единственного поставщика необходимо сообщать в первой форме отчета Росстата.

Нарушения ФЗ 223

Одним из самых главных нарушений ФЗ 223 является частое получение товаров и услуг от единственного поставщика, отраженное в положении о закупке. Заказчик в этом случае нарушает нормативные акты, по которым закупка должна осуществляться при помощи конкурентных торгов. Аукционы и конкурсы, проводимые юридическим лицом, должны быть открыты, чтобы небольшие предприятия смогли в них участвовать. В частности, подобное нарушение было выявлено в Министерстве обороны, которые редко прибегали к открытым торгам в рамках реализации проекта госзаказа.

Если закупка связана с энергоресурсами, то кроме ФЗ 223 нужно иметь в виду Постановление № 109, которое предписывает при заключении подобных сделок проводить конкурсный отбор. Таким образом у единственного поставщика нельзя получить:

  • топливо;
  • сырье;
  • материалы;
  • электроэнергию;
  • услуги по ремонту.

Эта мера была принята для более эффективного и целевого расходования средств. Если упустить этот момент, регулирующий орган зафиксирует нарушение.

Частое получение товаров и услуг от единственного поставщика недопустимо и для владельцев естественных монополий. В этом случае нужно дополнительно руководствоваться Постановлением № 1158, которое рекомендует владельцам таких предприятий вести закупки по правилам, действующим на торги для государственных нужд.

Закупка компаний с государственным участием должна осуществляться в соответствии с Директивой от 16 октября 2010 года. Согласно ей, информацию о торгах стоит публиковать в электронном виде. Эта мера помогает предприятиям с государственным участием рассмотреть больше вариантов, а не обращать внимание только на единственного поставщика.

Профессионалы в сфере государственных заказов рекомендуют обращать внимание на следующие моменты:

  1. При совершении сделки помните, что со стороны контролирующих органов к ней будет привлечено более пристальное внимание. Тем не менее отказываться от этой формы торга не стоит. Такая закупка привлекательна для заказчика, так как заключить договор можно в кратчайшие сроки.
  2. Кроме 223-ФЗ необходимо тщательно изучить статьи с 93 по 96 ФЗ 43. В них указан перечень товаров, которые реально получить от единственного поставщика. Дополнительно можно просмотреть открытые торги на государственных порталах, если нужный вам товар представлен на аукционе, то стоит избрать такой же способ его получения. Это поможет вам избавиться от дополнительного внимания ревизоров.
  3. По ФЗ 223 каждый заказчик устанавливает для себя сам случаи получения товаров от единственного поставщика. Если хотите продать товар или услугу компании, которая придерживается этого законодательного акта, стоит внимательно ознакомиться с созданным ею положением о закупке.
  4. Поставщику важно в полном объеме исполнять свои обязательства по контрактам, в этом случае велика вероятность, что следующая закупка будет не конкурсная, а прямая.

Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения победителя. То есть заказчик может покупать у конкретного продавца, без проведения торгов.

Доля закупок у единственного поставщика неизменно занимает второе место и составляет четверть от всех форм закупок. Средняя цена контракта в 2017 году составила 1,57 млн руб , что на 22,85% больше аналогичного показателя 2016 г.

Количество размещенных извещений о проведении закупки у единственного поcтавщика соcтавило 416 522 шт , что практически равно показателю предыдущего года.

Обоснование закупки у единственного поставщика

Заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, когда ему захочется. Закупочное законодательство устанавливает определенные рамки.

44-ФЗ требует от заказчика:

    Согласовать заключение контракта с единственным поставщиком с органом исполнительной власти;

    Обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения, а также цену контракта и иные существенные условия контракта;

    Уведомить ФАС о заключении контракта с единственным исполнителем;

В 223-ФЗ ограничений меньше. С 1 июля 2018 года при закупке у единственного поставщика достаточно включить сведения в план и направить их в Реестр договоров. В положении о закупке нужно указывать исчерпывающий перечень случаев проведения такой процедуры.

Случаи закупки у единственного поставщика

Такие закупки реализуются в двух вариантах:

    заказчик направляет предложение единственному подрядчику с предложением заключить контракт на поставку необходимых товаров, работ, услуг;

    заказчики принимает предложение от определенного подрядчика на заключение контракта.

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

По статистике Минфина, за первое полугодие 2018 года в ЕИС было опубликовано 440 тысяч извещений о проведении закупки у единственного поставщика. Это второй по популярности способ. На первом только электронный аукцион.

Все случаи, когда можно заключать контракт с единственным поставщиком, перечислены в части 1 статьи 24 44-ФЗ. Всего там 52 пункта. Приводим сокращенный и немного обобщенный список таких случаев:

    Деятельность субъектов естественных монополий

    Указ или распоряжение Президента или Правительства

    Признание определения поставщика при конкурентной процедуре несостоявшимся

    Мобилизация

    Закупка до 100 тыс. руб.

    Закупки государственного или муниципального учреждения культуры

    Закупка декораций, костюмов, театрального реквизита

    Билеты в театр, зоопарк, цирк, экскурсионные билеты

    Организация мероприятия

    Поставка культурных ценностей

    Народные художественные промыслы

    Преподавательские или экскурсоводческие услуги

    Работы, которые может выполнять только орган исполнительной власти

    Вооружение и военная техника

    В случае аварии, ЧС

    Товары и услуги от предприятия УИС

    Обеспечение визитов глав иностранных государств

    Обеспечение деятельности объектов государственной охраны

    Управление многоквартирным домом

    Субъект РФ или муниципалитет покупает или арендует нежилое помещение

    Ремонт нежилых помещений

    Направление работника в командировку

    Закупка лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний или по решению врачебной комиссии

    Купля-продажа электрической энергии с гарантирующим поставщиком

    Закупки ЦИК

    Оборудование для инновационных площадок

    Банковская гарантия для бюджетного учреждения

    Средства разведывательной деятельности для внешней разведки

    Средства контрразведывательной деятельности для ФСБ

    Сбор и обработка первичных статистических данных

    Информация баз данных

    Закупки, связанные с оперативно-розыскной деятельностью

    Воинские перевозки

    Закупка товара, произведенного на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом

    Изготовление акцизных марок для алкогольной и табачной продукции, ввозимых в РФ

    Защита интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах

    Орган исполнительной власти лечится за границей

    Осуществление государственной охраны

    Модернизация информационных систем для обеспечения деятельности Федерального Собрания

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

В отчете по закупкам Минфин сообщает, что в первом полугодии 2018 года заказчиками осуществлялись закупки с применением 2 092 способов определения поставщика. 95% неконкурентных закупок, из которых доля закупок у единственного поставщика составляет 42%.

Почему заказчики так любят этот способ? 223-ФЗ не содержит конкретных ограничений применения закупки у единственного поставщика. Статья 3.6, регулирующая конкретно эту процедуру, появилась 1 июля 2018 года. Она гласит:

Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Дробление и закупка у единственного поставщика

Согласно части 15 статьи 4 223-ФЗ, в ЕИС не нужно выкладывать извещения о закупках до 100 тыс. руб. А если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год больше 5 млрд. руб. — «граница» понижается до 500 тыс. руб.

Теоретически получается, что заказчик может установить ценовой порог для закупки у единственного поставщика, совпадающий с порогом для малых закупок и не публиковать извещение в ЕИС. На практике родилось такое явление как дробление закупок.

Заказчики разбивают крупные тендеры на мелкие закупки и проводят их за несколько месяцев. Иногда это обосновано сроками. Такая закупка проходит быстрее. Но иногда дробление — это признак «отката». То есть заказчик хочет отдать закупку конкретному поставщику, в максимально скрытной обстановке.

Если участник считает, что заказчик неправомерно выбрал закупку у единственного поставщика — он имеет право подать жалобу в ФАС .

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Для проведения закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ заказчику нужно:

· включить в положение о закупке порядок и основания проведения такой закупки;

· предусмотреть соответствующую закупку в плане закупок;

· подготовить договор и иные необходимые документы. Если это предусмотрено положением о закупке - разместить в ЕИС информацию о закупке (например, извещение, проект договора);

· заключить договор и направить сведения о нем в реестр договоров.

Подготовка к проведению закупки у единственного поставщика

Чтобы подготовиться к , заказчику необходимо сделать следующее.

  • предусмотреть в положении о закупке возможность осуществления закупки у единственного поставщика (в том числе порядок и исчерпывающий перечень случаев ее проведения) (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).

В Законе N 223-ФЗ не определены случаи, когда заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика, в нем только упоминаются два основания (п. 3 ч. 19 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ):

Закупка, цена которой превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. для крупных заказчиков);

Закупка по итогам несостоявшейся конкурентной закупки.

Следовательно, заказчику нужно самостоятельно определить в положении о закупке основания (в том числе критерии и случаи) для проведения . Неограниченная возможность проведения такой закупки неправомерна, поскольку приводит к ограничению конкуренции (п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).

Если способ закупки или основание его выбора не предусмотрены положением, рекомендуем выбрать один из следующих вариантов действий:

Внести в положение изменения, позволяющие провести закупку у единственного поставщика;

Выбрать другой способ закупки, соответствующий положению.

Если заказчик осуществит закупку не в соответствии с положением, это может быть признано нарушением ч. 1 ст. 2, ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ, а заключенный договор признан судом недействительным;

  • включить в план закупок информацию о проведении закупки у единственного поставщика , поскольку проведение такой закупки, как и других закупок по Закону N 223-ФЗ, должно быть предусмотрено в плане закупок (ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Осуществить закупку, информации о которой нет в плане закупок, можно только в следующих случаях (п. 4 Правил формирования плана закупки, ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ):

Сведения о закупке не подлежат включению в план закупок;

Могут не включаться в него по усмотрению заказчика;

Возникла срочная потребность в закупке (вследствие аварии, иных ЧС природного или техногенного характера, непреодолимой силы и т.д.).

Во всех остальных случаях необходимо предварительно внести изменения в план закупки.

Если заказчик осуществил не предусмотренную планом закупку, антимонопольный орган может квалифицировать отсутствие информации о ней в плане как неразмещение информации о закупке и наложить штраф.

Подготовка и размещение в ЕИС информации о закупке у единственного поставщика

Заказчик вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке у единственного поставщика, так как Закон N 223-ФЗ не обязывает его подготовить какие-либо документы в ходе этой закупки (например, извещение, документацию, проект договора), если иное заказчик не предусмотрел в положении о закупке (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Таким образом, заказчик, формируя положение о закупке, самостоятельно решает, какие документы необходимо подготовить при закупке у единственного поставщика, размещать ли информацию о закупке в ЕИС, если размещать, то во всех ли случаях и т.д. При этом он должен учитывать, что в ЕИС не размещаются (ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ):

  • сведения о закупках, о заключении договоров, составляющие государственную тайну;
  • сведения о закупке, по которым принято решение Правительства РФ о неразмещении информации в ЕИС в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.

Заказчик в положении о закупке также вправе установить, что в ЕИС не размещаются сведения:

  • о закупках, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. для крупных заказчиков);
  • закупке услуг по привлечению во вклады средств организаций, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, получению кредитов и займов, выдаче банковских гарантий, поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов (включая аккредитивы), о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;
  • закупке, которая связана с заключением и исполнением договора купли-продажи, , договора доверительного управления государственным (муниципальным) имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимости.

Заказчик размещает в ЕИС информацию о закупке у единственного поставщика с использованием функционала ЕИС (п. 21 разд. IV Положения о размещении в ЕИС). Такое размещение должно быть предусмотрено в положении о закупке. Документацию о закупке, извещение и проект договора рекомендуем размещать до заключения договора (чтобы соблюсти принцип информационной открытости закупки) в срок, установленный в положении о закупке. При этом протокол закупки должен быть размещен не позднее трех дней после его подписания (ч. 12 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Если заказчик не разместил в ЕИС информацию о закупке, антимонопольный орган может его оштрафовать.

Заключение договора с единственным поставщиком

По результатам закупки у единственного поставщика заказчик вправе заключить договор в любой форме, установленной положением о закупке на основании ст. 434 ГК РФ:

  • в письменной форме, составив единый документ. Стороны подписывают его, например, обмениваясь письмами и иными документами (в том числе электронными);
  • в устной форме. Например, заказчик заключает мелкие сделки за наличный расчет и в последующем оформляет авансовый отчет, при этом сделка исполняется в момент ее совершения.

Следует учитывать, что по Гражданскому кодексу РФ отдельные виды договоров можно заключать только в письменной форме. Например, договоры о продаже недвижимости или об аренде здания заключаются только путем составления единого документа, подписанного сторонами (ст. ст. 550, 651 ГК РФ).

Порядок и сроки заключения договора при закупке у единственного поставщика не регламентируются Законом N 223-ФЗ. Их нужно установить в положении о закупке, чтобы избежать, например, затягивания единственным поставщиком срока заключения договора.

Внесение сведений о договоре в реестр

После заключения договора заказчик обязан внести сведения о нем в реестр договоров (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ). Эти сведения и прилагаемые к ним документы (например, сведения о предмете договора, его копия) вносятся в реестр в течение трех рабочих дней со дня заключения договора (п. 2, пп. «а» п. 10 Правил ведения реестра договоров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132).

Вносить сведения в реестр не требуется, если по договору с единственным поставщиком стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг) не превышает 100 тыс. руб. или 500 тыс. руб. для крупных заказчиков (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ).

По данным Единой информационной системы (ЕИС), в 2016 году сумма закупок, регулируемых 223-ФЗ, составила 40,5 трлн. рублей. Примерно треть всех закупок по 223-ФЗ осуществляется у единственного поставщика. Как правильно оформить такую закупку, какие ошибки при закупке у единственного поставщика могут привлечь внимание ФАС и прокуратуры, как современные электронные сервисы помогают пробиться в пул заказчиков госструктур и структур с госучастием? Разбираемся в тонкостях закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ.

Летом 2011 года был принят Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закон 223-ФЗ регулирует все закупки, производимые заказчиком, пусть даже их сумма равна копейке. Этот закон называют мягким, он дает заказчику возможность самому прописать правила закупочной игры, позволяет менять их, но строго обязывает их придерживаться.

Закон дает неограниченные возможности по определению способов закупки, главное, что требуется от заказчика – прописать используемые способы в своем основном документе о закупочной деятельности – Положении о закупке, и разместить это положение на публичном официальном ресурсе ЕИС. На сегодняшний день зафиксировано около 3000 способов закупки, указанных в «Положениях» компаний.

Несмотря на то что способов закупки неограниченное количество, самым популярным остается закупка у единственного поставщика. Ежегодно в среднем 30-35% закупок проводятся именно по этой схеме. Закупка у единственного поставщика еще называется прямой закупкой. Это способ закупки, когда договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Это способ закупки также называют безальтернативным.

Особенности закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ

Федеральный закон №223-ФЗ содержит только одно прямое упоминание о закупке у единственного поставщика: «заказчик не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Однако означается ли это, что о предстоящей закупке у единственного поставщика не нужно уведомлять заранее? Нет, не означает. В перечне исключений, то есть случаев, когда о закупке нужно уведомлять только постфактум, закупки у единственного поставщика нет. Итак, обо всем по порядку.

Если вы хотите произвести закупку у единственного поставщика, вам потребуется соблюсти порядок закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ, то есть выполнить ряд обязательных действий. Основное из них - размещение всей информации о вашей закупочной деятельности на официальном сайте ООС. Это общероссийский официальный сайт госзакупок zakupki.gov.ru.

Какая информация размещается на сайте госзакупок:

  • Положение о закупке, а также вносимые в него изменения (в течение 15 дней со дня утверждения).
  • План закупок товаров, работ, услуг (в течение 10 календарных дней со дня утверждения, не позднее 31 декабря).
  • Информация о конкретной закупке. В пакет документов входят: извещение о закупке, в том числе извещение о закупке у единственного поставщика; документация о закупке; проект договора; изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации (не позднее 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений, предоставления разъяснений); протоколы; информация об изменении договора.
  • Отчетная информация. (Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным).

Однако есть ряд исключений, когда информацию о конкретной закупке достаточно разместить в отчете и не уведомлять о ней заранее.

Не подлежит размещению на официальном сайте пакет документов о следующих закупках:

  • Если сведения по конкретной закупке составляют государственную тайну;
  • Если по закупке принято решение Правительства Российской Федерации;
  • Если стоимость закупки не превышает 100 тыс. рублей (для компаний с годовой выручкой до 5 млрд. рублей);
  • Если стоимость закупки не превышает 500 тыс. рублей (для компаний с годовой выручкой свыше 5 млрд. рублей).

Основания для закупки у единственного поставщика 2017:

По федеральному закону 223-ФЗ все случаи закупки у единственного поставщика заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке. Часто основой перечня причин выступает ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в которой указано около 50 пунктов. Однако 223-ФЗ дает право заказчику расширить этот перечень, в том числе и за счет оснований, не характерных для госзаказа.

Все закупки у единственного поставщика, не попадающие в ранг исключений, должны быть обоснованы. Обоснование закупки у единственного поставщика 223-ФЗ содержит отчет о том, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно, а также расчета цен, анализа рынка, формулировки обоснования, обращения для согласования закупки.

Важно знать, что для регистрации и дальнейшей работы на сайте госзакупок нужна электронная подпись. Заказать электронную подпись вы можете в аккредитованном Центре ЭЦП.

Нарушения, которые могут перечеркнуть закупку

Функция по контролю в сфере размещения госзаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, возложена на ФАС России. Однако - так как государственные закупки считаются сферой, где «разгуливает» коррупция, они находятся в зоне повышенного внимания и органов прокуратуры.

Отдавая предпочтение закупкам у единственного поставщика, даже если они достаточно обоснованы Положением о закупках, заказчики морально и документально должны быть готовы к проверкам до стороны надзорных органов. На основе данных прокурорских проверок составлен ТОП-нарушений законодательства в сфере госзакупок.

ТОП нарушений в сфере госзакупок:

  1. Неразмещение или несвоевременное размещение на официальном сайте информации (Положение о закупке, план закупки, извещение и документация о закупке, протоколы и т.д.).
  2. Несоответствие положения о закупке и иных документов, регламентирующих закупочную деятельность заказчика, нормам закона №223-ФЗ.
  3. Преднамеренное ограничение количества участников закупки, частности за счет предъявления завышенных требований к участникам закупки.
  4. Нарушение собственного Положения о закупке и других документов, регламентирующие закупочную деятельность компании.

Как стать единственным?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.11.2017 N1383 (вступает в силу 1 января 2018 года) расширен перечень госструктур, обязанных закупаться у субъектов малого и среднего предпринимательства. Напомним, годовой объем закупок у МСП должен составлять не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров.

С 1 января 2018 года по Закону 223-ФЗ закупки у МСП также обязаны проводить заказчики, у которых:

  • годовая выручка больше 500 млн руб.;
  • величина активов больше 500 млн руб. (для кредитных организаций);
  • автономные учреждения, объем закупок которых в предыдущем году превысил 250 млн руб.

Действия правительства направлены на то, чтобы оживить рынок закупок, дать шанс новым компаниям войти в пул господрядчиков. А для этого надо держать руку на пульсе закупочной деятельности. Современные электронные сервисы призваны моментально дать вам всю картину закупок в РФ. Одним из таких популярных сервисов является «СБИС Торги» , который не требует установки дополнительного программного обеспечения и имеет большой спектр возможностей.

Подрядчикам он найдет подходящие торги на более чем 100 площадках, даст рекомендации по начальной цене, проанализирует предложения конкурентов, оценит вероятность победы. Заказчикам предоставит информацию об участниках закупки: список учредителей и аффилированных компаний, финансовое состояние, анализ надежности и т.п.

Обо всех подробностях работы по 223-ФЗ вам готовы рассказать наши специалисты . Кроме того, наши опытные эксперты готовы помочь вам в разработке Положения о закупках по нормам 223-ФЗ.


Примите участие в семинаре «Электронные торги от А до Я. Участвуйте и побеждайте!» и получите практические навыки участия в торгах и тендерах.

Приведем пошаговую инструкцию по проведению закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ, а также необходимый список документов при проведении закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ. Расскажем об изменениях с 1 июля 2018 года.

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: общие положения

Такой механизм приобретения работ, продукции, услуг как оформление договора с единственным поставщиком устанавливается в положении о закупке заказчика (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ). В нем же должен быть прописан порядок осуществления данной неконкурентной процедуры.

Закупка у единственного поставщика новой редакции 223-ФЗ с июля 2018 устанавливается ч. 3.2 ст. 3, ст. 3.6 223-ФЗ. Однако правило о том, что возможность осуществления прямой закупки и правила ее осуществления отражаются в положении о закупках , осталось прежним.

Прямая закупка по 223-ФЗ – это приобретение продукции, работ, услуг у конкретного контрагента без проведения конкурентной процедуры в установленных случаях, проводимая по определенным правилам. После того, как мы ответили на вопрос о том, что значит закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ, перейдем к случаям, когда такая закупка осуществляется.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Шаг 1. Определяем случаи договора с единственным поставщиком

Как было сказано выше, случаи заключения договора по 223-ФЗ с единственным поставщиком законодательно, как например, это сделано в законе № 44-ФЗ, не установлены. Приведем примеры, которые встречаются на практике:

  • приобретение продукции, работ, услуг у субъектов естественной монополии;
  • закупка продукции по стоимости ниже 100/500 тысяч рублей. Сведения о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ до 100 тысяч пункт 1 ч. 15 ст. 4 закона № 223-ФЗ позволяет не публиковать в ЕИС. В том случае, если годовая выручка заказчика превышает 5 млрд. рублей, то публикации не подлежат данные о закупках стоимостью до 500 тысяч рублей;
  • приобретение произведений искусства у их правообладателей,
  • аренда нежилого строения, здания, помещения;
  • оформление договора, когда ранее проводимая конкурентная процедура не состоялась;
  • приобретение продукции, товаров, услуг для предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
  • покупка услуг по обучению, повышению квалификации сотрудников заказчика;
  • оформление договора с банком на оказание таких услуг как открытие расчетного счета, выдача банковской гарантии, принятие денежных средств на депозит и т.д.

Список необходимо подвести под потребности конкретного заказчика.

Шаг 2. Устанавливаем правила определения единственного поставщика

Как правило, решение об оформлении контракта с единственным поставщиком принимает комиссия по закупкам, сформированная заказчиком. Для этого предоставляются следующие документы:

  • обоснование закупки у единственного поставщика, образец по 223-ФЗ которого должен содержать пункт положения о закупках, позволяющий оформить договор с единственным поставщиком. Кроме того документ должен включать в себя доводы о невозможности или нецелесообразности проведения закупки с помощью конкурентной процедуры.
  • документы единственного поставщика по 223-ФЗ. В данный перечень, как правило, входят: устав поставщика, выписка из ЕГРЮЛ, документы, подтверждающие полномочия директора – для юрлиц, выписку из ЕГРИП, свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя – для ИП, а также лицензии или свидетельства о допуске, выданные СРО, необходимые для выполнения договора;
  • сравнительный анализ рыночных цен, обосновывающий выгодность предложения данного поставщика, предоставляется в тех случаях, когда собрать цены представляется возможным;
  • сведения о существенных условиях договора, его цене. Цена договора определяется методами, предусмотренными в положении о закупке. , которые обязательно нужно исправить.

Заказчик приобретает компьютерное оборудование по мере необходимости, а стоимость каждой закупки не превышает 100 000 руб. Каким способом проводить процедуры?

Отвечает Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

Вы вправе выбрать любой способ закупки, который предусмотрели в своем положении (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).
Например, проведите конкурентную процедуру в электронной форме с условием, что заключите договор на год. Тогда в течение года поставщик будет поставлять вам оборудование по заявкам. В документации о закупке и проекте договора установите:

  • предельную НМЦД, в рамках которой проведете закупку;
  • ассортимент;
  • НМЦ за единицу продукции и начальную (максимальную) цену по всему ассортименту;
  • максимальное количество каждой позиции;
  • условие, что продукцию поставят по заявкам заказчика (ст. 509 ГК);
  • условие, что победит участник, который предложит самую низкую начальную (максимальную) цену по всему ассортименту;
Читайте продолжение списка в рекомендации

Задайте свой вопрос экспертам

Мы подготовили самую полную таблицу документов по закупкам, которые должны быть у заказчика - бюджетного учреждения. Таблица будет полезна таким БУ, которые проводят часть закупок по Закону № 223-ФЗ. В список вошли не только те документы, которые должны быть у вас по закону, но и те, которые помогут вам избежать конфликтных и спорных ситуаций с участниками и контролерами. , в какой форме и когда какой документ нужно размещать.

По итогам рассмотрения указанных документов комиссия выносит решение об оформлении договора выбранным контрагентом и оформляет его путем занесения в протокол.

Шаг 3. Публикуем сведения о закупке с единственным поставщиком

Как мы уже отмечали выше, закупки до 100/500 тысяч рублей не отражаются в ЕИС, однако они их количество и стоимость необходимо отразить в ежемесячном отчете (п. 2 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ).

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ более 100 тысяч или 500 тысяч рублей требует публикации в ЕИС. В единой информационной системе надлежит разместить (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ):

  • извещение о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ;
  • проект договора;
  • протокол, в котором закреплено решение о выборе контрагента.

В случае если в извещение были внесены изменения, то они также подлежат публикации в ЕИС в течение 3-х дней с момента их принятия (ч. 11 ст. 4 223-ФЗ).

Вложенные файлы

  • Договор о поставке товара по Закону № 223-ФЗ.doc
Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...