Приказ гп рф об организации прокурорского надзора. Актуальные вопросы организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании


Прокурорский надзор за исполнением законов (иначе - общий надзор ) является самостоятельной отраслью прокурорского надзора.

Название «общий надзор» позволяло отграничивать рассматриваемую отрасль от других, специализированных отраслей проку­рорского надзора. И хотя в действующем законодатель­стве, регулирующем прокурорский надзор, термин «общий надзор» не упоминается, он укоренился в работ­ников органов прокуратуры и по-прежнему употребляется ими.

Цель прокурорского надзора за исполнением законов:
    • общая - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты и свобод человека и , а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ");
    • частная - обеспечение единообразного понимания и точного исполнения законов органами предста­вительной и , органами контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, обществен­ными организациями, должностными лицами и гражданами.

Прокурорский надзор за исполнением законов направлен на то, чтобы правовые акты, издаваемые органами предста­вительной и исполнительной власти, государственного управ­ления, контроля, других органов, соответствовали законам, а также точно и единообразно исполнялись всеми органами независимо от их подчиненности (подведомствен­ности) должностными лицами и гражданами. Именно в этом заключается основная цель прокурорского надзора за исполнением законов.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов

Прокурорский надзор за исполнением законов, как и вся­кая другая государственная общественно полезная, созида­ющая деятельность, имеет свой предмет и задачи.

Под пред­метом любой практической деятельности обычно понимают ее содержание, характер, особенности, направленность на достижение вполне конкретного позитивного результата.

Предмет надзора в отрасли "прокурорский надзор за исполнением законов" в общем виде определен в ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" и включает в себя:

    1. соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
    2. соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше.

Об организации прокурорского надзора за законностью органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 октября 2007 г. N 155

В указанной статье в качестве субъектов надзора не упоминаются граждане. Однако, требование точного испол­нения законов предъявляется также и к гражданам. При на­рушениях гражданами законов прокурор принимает меры к привлечению их к установленной законом ответственности.

Закон указывает, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Из анализа смыслового содержания ст. 21 ФЗ можно прийти в выводу, что про­куроры осуществляют надзор за исполнением

    • федеральных законов, а также
    • не противоречащих федеральному законо­дательству законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований (районов, городов);
    • постановлений, принимаемых палатами Феде­рального Собрания РФ - Государственной Думой и Сове­том Федерации;
    • дву­сторонних и многосторонних международных договоров и других международно-правовых актов, заключенных (под­писанных) Россией, или к которым она присоединилась (при этом надо исходить из того, что национальное законо­дательство должно соответствовать международному зако­нодательству).

Замечание по НПА президента и правительства

В ФЗ не упоминаются нормативные акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80, 110) Президент, яв­ляясь главой государства, а Правительство - высшей исполнительной властью, реализуя возложенные на них полномочия, издают нормативные акты - указы и поста­новления, регулирующие общественные отношения, касаю­щиеся различных сфер жизни и деятельности общества и обязательные для исполнения на всей территории России. Нередко акты Президента и Правительства РФ выполняют роль первичного или единственного источника правового регулирования, поскольку те или иные общественные отно­шения законодательно не урегулированы. В связи с этим нормативные указы и постановления Президента и Прави­тельства РФ не могут быть исключены из сферы прокурор­ского надзора.

Таким образом, употребляемый в ст. 1,21 ФЗ "О прокуратуре РФ" термин «закон» следует пони­мать в собирательном значении, близком к термину «законо­дательство», а не буквально.

Особенность прокурорского надзора за исполнением зако­нов в отличие от надзора и контроля, осуществляемого дру­гими государственными органами:

    • ос­нованием применения прокурором своих полномочий является, как правило, информация о нарушении законов; обладая такой информацией, прокурор проводит проверки исполнения законов и совершает другие надзорные действия.

В отличие от других отраслей, прокурорский надзор за ис­полнением законов является наиболее широкой и многогран­ной отраслью, отхватывающей подавляющее большинство законов, за исключением законов, регулирующих деятель­ность органов дознания и следствия, судов и арбитражных судов, и органов, исполняющих наказания, назначенные су­дом. По числу и разнообразию органов, за исполнением зако­нов которыми осуществляется надзор, эта отрасль является наиболее сложной и трудоемкой.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов

Задачи прокуроров при осуществ­лении надзора за исполнением законов заключаются:

    • в обязательном вмешательстве прокурора в связи с по­ступившей информацией о нарушении законов путем при­нятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
    • в использовании возможностей проку­рорского надзора в предупрежде­нии правонарушений и, в первую очередь, преступлений;
    • в активизации и совершенствовании деятельности орга­нов государственного контроля и правоохранительных орга­нов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в под­чиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях;
    • в более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответ­ственности правонарушителей вне зависимости от их долж­ностного и имущественного положения, памятуя, что перед законом все равны;
    • в доведении до населения и общественности через ра­дио, телевидение, периодическую печать информации о ра­боте органов прокуратуры, в том числе и в области проку­рорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правона-рушаемости в регионах;
    • в выявлении пробелов (дефектов) действующего законо­дательства, потребностей в нормативном регулировании об­щественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в предста­вительные (законодательные) органы и органы, обладаю­щие правом законодательной инициативы. При этом ниже­стоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;
    • в повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые дей­ствия, предпринимателей, а также граждан, привитии им по­требности точного исполнения законов.

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в полной мере использовать предоставленные федеральным и региональным законодательством полномочия для укрепления правовых основ российской государственности, обеспечения верховенства закона и единства законности.

13. При внесении актов реагирования оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

14. Обеспечить профилактическую направленность прокурорского надзора. Систематически проверять исполнение законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, соблюдение законодательства органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сферах оборота оружия, частной охранной деятельности, а также при осуществлении вневедомственной охраны.

Стремиться к соединению надзорных действий с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления. Шире использовать в профилактических целях материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

15. При проведении плановых, внеплановых проверок исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место.

Не допускать факты возложения на контролирующие и иные органы (статистики и др.), а также организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных.

16. В документах прокурорского реагирования излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. Принимать обязательное участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования. Контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.

17. Исключить случаи внесения прокурорами субъектов Российской Федерации актов реагирования непосредственно руководителям федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации, имея в виду, что надзор за их деятельностью осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации; проект акта прокурорского реагирования и копии документов, подтверждающих его обоснованность, представлять в соответствующее подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

18. Для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган или орган дознания.

19. Прокурорский надзор осуществлять гласно. Гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации предоставлять возможность получения в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка. Регулярно информировать об этом органы законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а также население.

20. При обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

В случае выявления несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, несовершенства федерального законодательства представлять материалы Генеральному прокурору Российской Федерации.

21. Деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов, законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина оценивать исходя из правомерности и своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности.

22. Прокурорам субъектов Российской Федерации принимать обязательное участие в заседаниях высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

23. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить должную организацию прокурорского надзора подчиненными им органами и контроль за их работой, оказывать им необходимую методическую и практическую помощь. Создать эффективную систему изучения действующего законодательства и повышения профессионального уровня подчиненных работников.

Направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации копии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, в том числе по результатам проверок сообщений о массовых, грубых нарушениях закона, вызвавших общественный резонанс и критические выступления в СМИ, информировать ее о возникающих проблемах, имеющих общегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне.

24. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства, Главной военной прокуратуре:

Осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, военного управления, их должностными лицами, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом Российской Федерации, соблюдением законов общероссийскими общественными объединениями по предметам их ведения;

Систематически анализировать состояние законности, изучать прокурорскую и правоприменительную практику, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению;

Оказывать практическую и методическую помощь нижестоящим прокурорам в организации прокурорского надзора, осуществлять руководство и контроль за их деятельностью;

Наладить взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, используя при этом предметный принцип организации работы. Установить тесную координацию надзорных действий территориальных, транспортных, военных прокуроров, прокуроров иных специализированных прокуратур;

Совместно с Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрабатывать нормативно-методические основы прокурорского надзора, распространять положительный опыт работы прокуроров.

26. Контроль за исполнением Приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

Учитывать, что при разрешении экономических споров обращение в арбитражный суд возможно лишь с соблюдением требований ст. 52 АПК РФ.

13. При внесении актов реагирования оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

14. Обеспечить профилактическую направленность прокурорского надзора. Систематически проверять исполнение законов о занятости населения , о борьбе с наркоманией, пьянством, соблюдение законодательства органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сферах оборота оружия , частной охранной деятельности , а также при осуществлении вневедомственной охраны.

Стремиться к соединению надзорных действий с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления. Шире использовать в профилактических целях материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

15. При проведении плановых, внеплановых проверок исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место.

Не допускать факты возложения на контролирующие и иные органы (статистики и др.), а также организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных.

16. В документах прокурорского реагирования излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. Принимать обязательное участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования. Контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.

17. Исключить случаи внесения прокурорами субъектов Российской Федерации актов реагирования непосредственно руководителям федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации, имея в виду, что надзор за их деятельностью осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации; проект акта прокурорского реагирования и копии документов, подтверждающих его обоснованность, представлять в соответствующее подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

18. Для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган или орган дознания.

19. Прокурорский надзор осуществлять гласно. Гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации предоставлять возможность получения в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка. Регулярно информировать об этом органы законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а также население.

20. При обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

В случае выявления несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, несовершенства федерального законодательства представлять материалы Генеральному прокурору Российской Федерации.

21. Деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов, законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина оценивать исходя из правомерности и своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности.

22. Прокурорам субъектов Российской Федерации принимать обязательное участие в заседаниях высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

23. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить должную организацию прокурорского надзора подчиненными им органами и контроль за их работой, оказывать им необходимую методическую и практическую помощь. Создать эффективную систему изучения действующего законодательства и повышения профессионального уровня подчиненных работников.

Направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации копии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, в том числе по результатам проверок сообщений о массовых, грубых нарушениях закона, вызвавших общественный резонанс и критические выступления в СМИ, информировать ее о возникающих проблемах, имеющих общегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне.

24. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства, Главной военной прокуратуре:

осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, военного управления, их должностными лицами, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом Российской Федерации, соблюдением законов общероссийскими общественными объединениями по предметам их ведения;

систематически анализировать состояние законности, изучать прокурорскую и правоприменительную практику, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению;

оказывать практическую и методическую помощь нижестоящим прокурорам в организации прокурорского надзора, осуществлять руководство и контроль за их деятельностью;

наладить взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, используя при этом предметный принцип организации работы. Установить тесную координацию надзорных действий территориальных, транспортных, военных прокуроров, прокуроров иных специализированных прокуратур;

совместно с Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрабатывать нормативно-методические основы прокурорского надзора, распространять положительный опыт работы прокуроров.

25. Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22.05.1996 N 30 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".

26. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур.

А.Ф. Хусаинов, первый заместитель прокурора Мурманской области Престиж образования с каждым годом неуклонно возрастает. В современных условиях Российская Федерация, как социальное государство, должна обеспечить право каждого на образование. Общедоступность и бесплатность права на образование, как одного из основных конституционных прав, гарантируется принципом юридического равенства (ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ) и конкретизируется Законом РФ «Об образовании». Однако нередко образование становится бесплатным только на бумаге, зачастую школы занимаются «самофинансированием» в форме систематических поборов с родителей, что свидетельствует о коррумпированности должностных лиц образовательных учреждений. Провозглашая бесплатность образования, закон предоставил образовательным учреждениям, независимо от их организационно-правовой формы, привлекать дополнительные финансовые средства, в том числе за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц (ст. 41 Закона РФ «Об образовании»). В письме Минобразования России от 15.12.1998 № 57 предусмотрено, что образовательные учреждения вправе использовать дополнительные привлеченные финансовые средства на развитие учреждения, осуществление образовательного процесса (в том числе на приобретение предметов хозяйственного пользования, обустройство интерьера, проведение ремонтных работ), организацию досуга и отдыха детей и другие нужды. Внесение подобного рода денежных средств (пожертвований) физическими лицами (в частности, обучающимися (их родителями, законными представителями) осуществляется только на добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательного учреждения. Кроме того, все добровольные пожертвования и целевые взносы подлежат документальному оформлению и учету, как в доходной, так и расходной части. Однако как бы ни хотелось верить в законность и торжество права, с сожалением приходится констатировать, что указанные выше нормы не соблюдаются. Результаты проверок, проведенных прокуратурой области (в ноябре 2008 г.), подтверждают, что учебные заведения, принимая неправомерные решения об обязательном оказании обучающимися (их родителями, законными представителями) так называемой «спонсорской помощи», предоставленным правом злоупотребляют. В результате этого добровольные пожертвования превращаются в принудительный сбор денежных средств. Так, вопреки требованиям ст. 41 Закона РФ «Об образовании», наделяющего полномочиями привлекать дополнительные финансовые средства исключительно образовательное учреждение, такое право локальными правовыми актами МОУ Лицей № 2 и МОУ Гимназия № 2 (г. Мурманск) незаконно предоставлено классному родительскому комитету лицея и попечительским советам. Одновременно в нарушение ст. 13 Закона РФ «Об образовании» данные акты не указаны в перечне локальных актов Устава и не зарегистрированы в качестве дополнения к нему. По протестам прокуроров незаконные положения локальных актов отменены. Родительский комитет, реализовав именно таким способом незаконные полномочия, в летний период 2008 г. собрал с родителей денежные средства в размере 64 тыс. руб., за счет которых отремонтировано помещение класса МОУ Лицей № 2. При этом денежные средства на счет образовательного учреждения не зачислены и не оприходованы. Администрация лицея не обладала информацией об организации, проводившей ремонтные работы, об использованных материалах и их соответствии требованиям безопасности. Вследствие этого стоимость работы и материалов была явно завышена: на указанную сумму произведена лишь оклейка стен, окраска потолка и окон. Фактически в лицее получила распространение не основанная на законе практика передачи денежных средств представителям родительского комитета без их перечисления на расчетный счет образовательного учреждения и самостоятельного, без ведома администрации образовательного учреждения, проведения ремонтных работ. Прием у родителей учащихся денежных средств в бесконтрольном порядке создает благоприятную почву для злоупотреблений со стороны лиц, которым они вверены. Аналогичным образом, в нарушение установленного порядка, за счет собранных родительским комитетом денежных средств произведена замена дверей в кабинетах истории и литературы МОУ СОШ № 12 (г. Мурманск) на сумму 23 000 руб. Факты сборов денежных средств с родителей без их зачисления на счет образовательного учреждения и без учета добровольности выявлены в деятельности МДОУ № 20 г. Кандалакши, когда в апреле 2007 г. по решению представителей родительского комитета собраны денежные средства с родителей в размере 250 руб. на отделочные, слесарные, покрасочные материалы и проведение ремонтных работ. В это же время в старшей группе родители сдавали по 250 руб. на игрушки, рабочие тетради, в ясельной группе - по 400 руб. на мягкий инвентарь, игрушки и ремонтные работы. Установление фиксированной суммы, подлежащей сбору с каждого родителя, ее несоразмерность доходам и материальному положению в семье, взимание без учета мнения всех родителей не отвечает критериям благотворительной деятельности и добровольности пожертвований. В 4-х образовательных учреждениях г. Полярные Зори учебники и учебные пособия были приобретены за счет средств родителей, что не отвечает требованиям пп. 15 п. 1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании», согласно которым организация обеспечения учебниками отнесена к полномочиям региональных органов власти. Всего было собрано с родителей более 835 тысяч рублей, в то время как из областного бюджета поступило 1 200 тыс. рублей. В данном случае денежные средства на счет образовательного учреждения также не зачислялись, при их привлечении бал грубо нарушен принцип добровольности, о чем свидетельствовал фиксированный размер вносимых родителями средств и стопроцентный охват. Большинством образовательных учреждений в целях охраны жизни и здоровья обучающихся заключены договоры с частными охранными предприятиями. Вместе с тем порядок заключения и реализации таких договоров расходится с требованиями законодательства. В частности, между МОУ Гимназия № 3 (г. Мурманск), ООО ЧОП «Регион» и Попечительским Советом заключен трехсторонний договор на предоставление охранных услуг. Непосредственным сбором денежных средств с родителей в рамках реализации данного договора занимался Попечительский Совет, а расчеты осуществлял его председатель. Между тем Попечительский Совет юридическим лицом не являлся, соответственно не мог выступать стороной договора, собирать денежные средства с родителей и осуществлять расчеты с охранным предприятием. Таким образом, с согласия администрации образовательного учреждения «Гимназия № 3» незаконно заключен трехсторонний договор на оказание охранных услуг, расчеты с ООО ЧОП «Регион» неправомерно производились, минуя счет образовательного учреждения. Несоответствие положений договоров, заключаемых с охранными предприятиями, и проведение наличных расчетов выявлены при проверке предоставления охранных услуг в деятельности МОУ СОШ № 31 (г. Мурманск) и МОУ СОШ № 7 (г. Апатиты). Факт навязывания родителям предложений об оказании благотворительной помощи установлен в деятельности МОУ СОШ № 7 (г. Мончегорск), которой с родителями обучающихся заключен договор «о взаимоотношениях». Пунктом 3.10 договора на родителей возлагалась обязанность принимать участие в ремонте и поддержании санитарно-гигиенических норм классной комнаты, а именно: утеплять окна, проводить ежегодный косметический ремонт. При этом подпунктом «г» п. 4.2 договора предусмотрено право образовательного учреждения на отчисление учащегося решением администрации за «нарушение родителями или лицами, их заменяющими, одного из пунктов настоящего договора». Помимо того, что на родителей возлагаются обязанности сверх предусмотренных законом, договор позволял администрации исключать из образовательного учреждения учащихся, родители которых не принимали участие в ремонте классов, что противоречило требованиям ст. 19 Закона РФ «Об образовании». По протесту прокурора отменен п. 10 Основных направлений совершенствования организации школьного питания муниципальной целевой программы «Школьное питание» на 2008 - 2011 гг., утвержденной постановлением главы муниципального образования г. Полярные Зори № 415 от 08.07.2008, которым незаконно предусматривались в качестве источников финансирования денежные средства родителей. Факты нарушений бюджетного законодательства и законодательства о бухгалтерском учете и отчетности, законодательства о благотворительной помощи в деятельности образовательных учреждений области носят распространенный характер, что подтверждают результаты горячей линии, проведенной органами прокуратуры области 30 октября 2008 г. Только за один день в органы прокуратуры поступило 16 обращений, касающихся вопросов принудительных сборов с родителей в образовательных учреждениях области. Как показала проверка, одной из причин сложившейся ситуации с привлечением внебюджетных средств явился тот факт, что у образовательных учреждений отсутствовали самостоятельные расчетные счета. Все расчеты производились посредством централизованных бухгалтерий. Результаты настоящей проверки показали, что состояние законности в части реализации образовательными учреждениями права на привлечение внебюджетных средств осуществляется с грубейшими нарушениями законодательства, что приводит к нарушениям прав граждан на общедоступное и бесплатное общее образование. По всем выявленным нарушениям закона приняты меры прокурорского реагирования, включая представление в адрес министра образования и науки Мурманской области. По результатам их рассмотрения приняты меры к устранению допущенных нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности. Прокурорам направлено информационное письмо, губернатору области направлена информация о состоянии законности, результаты проверки обсуждены на коллегии прокуратуры области.

Еще по теме Актуальные вопросы организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании:

  1. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
  2. О.С. Капинус и др.. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики, 2010
  3. Под общей редакцией Н.Н. Карпова. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ И ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ Сборник статей Часть II, 2011
  4. Д.В. Григорьев и др.. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, 2010
  5. Баскакова С.И.. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха, 2010
  6. § 4. Организация прокурорского надзора в сфере исполнения наказаний
  7. § 2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
  8. Т е м а 7. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ (ОБЩИЙ НАДЗОР)
  9. § 5. Организация прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов
  10. ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" от 22 мая 1996 г. № 30
  11. ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  12. Т Е М А 10. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ
  13. Винокуров А.Ю.. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями: пособие, 2012
  14. Глава VII ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРОВ
  15. Т.Л. Козлов и др. Выявление нарушений законодательства о противодействии коррупции средствами прокурорского надзора: методич. рекомендации, 2012
  16. Н.В. Крючкова, А.В. Паламарчук, А.Е. Русецкий. Прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности дорожного движения: пособие, 2012
  17. Черепанова И.В.. Прокурорский надзор за исполнением законов о внешней трудовой миграции: лекция, 2012

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

Судебная практика и законодательство - Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 21.06.2016) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина"

С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях. Такой подход нашел отражение в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 года N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", согласно пункту 6 которого органам прокуратуры поручено проводить проверки исполнения законов на основании поступившей к ним информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите; при этом к поводам прокурорской проверки отнесены материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях законов.


Выбор редакции
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...

1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...

В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....

Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...
ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...
Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...
Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...