Примеры общественных и правовых норм. Примеры социальных норм в обществе


Слово «норма» давно известно людям в различных сферах их жизнедеятельности и используется во многих областях знаний. Норма (от лат. norma) – руководящее начало, правило, образец; признанный обязательный порядок. При использовании понятия «норма» всегда имеется в виду определенная мера, масштаб, обязательное общепринятое правило поведения людей. Норма в таком понимании – образец, модель поведения личности, деятельности коллективов. Социальные нормы необходимы обществу, способствуют координации, упорядочению сложных социальных связей и отношений.

В научной, учебной и справочной литературе нормы (правила поведения) подразделяются на технические и социальные . Здесь слово «социальные» используется в подлинном (буквальном) смысле.

1. Технические нормы – это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами. Имеются в виду правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, нормы расходования материалов, топлива и т.д. или использование технических средств. Нарушение таких правил может вызвать существенные негативные последствия. Например, нарушение технических норм обращения с бытовыми электроприборами нередко приводит к такому бедствию, как пожар. В современный период, в эпоху научно-технического прогресса, усложнения производственных, технологических процессов, возрастания остроты экологических проблем, роль технических норм особенно значительна.

В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила спортивных игр, медицинские, санитарно-гигиенические и иные нормы.

Одно обстоятельство при этом имеет существенное значение. Нередко технические нормы закрепляются в нормативных правовых актах, приобретая в этой связи юридическую силу. Именно в таком качестве они называются технико-правовыми или технико-юридическими нормами . Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспортной энергетики, госстандарты и т.д. Очевидно, несоблюдение ГОСТов при изготовлении продуктов питания, несоблюдение правил техники пожарной безопасности влечет за собой определенные юридические последствия в виде административно-правовых или уголовно-правовых мер воздействия.

Приведенные положения позволяют отметить следующее: технико-юридические нормы – это нормы, в которых в качестве диспозиции (регулятивного предписания) предусмотрено техническое правило, содержащее определенные права и обязанности, а в качестве санкции – негативные правовые последствия, наступающие в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных юридических обязанностей.

2. Социальные нормы – необходимый элемент нормативного социального регулирования. Если рассмотреть эти нормы с позиции их особенностей, очевидно следующее:

1) социальные нормы – это культурно-исторический феномен, правила, являющиеся универсальным регулятором общественных отношений;

2) они опосредуют характер жизнедеятельности людей, как индивидуальной, так и коллективной;

3) социальные нормы – изменчивый социокультурный институт: они эволюционируют, изменяются в связи с развитием, совершенствованием общественных отношений.

В перечисленных содержательных компонентах социальных норм раскрывается их универсализм, подтвержденный мировым опытом человеческого существования. Следовательно, социальная норма – это правило общежития людей, сложившееся на основе повторяющихся взаимоотношений между ними или установленное определенными структурными образованиями (общественными и др.) . Социальные нормы имеют своим назначением целенаправленное регулирование общественных отношений, их реализация обеспечивается различными средствами. Однако это совсем не означает, что реализация таких норм всегда обеспечивается убеждениями, принудительными и иными мерами. Существенно то, что социальные нормы связаны с волей и сознанием людей, формируются в процессе исторического развития общества, соответствуют определенному типу культуры. Можно сказать так: социальная норма – это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующее их поведение в обществе.

Социальным нормам, наряду с отмеченными выше, присущи следующие общие признаки.

1. Они возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка.

2. Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами.

3. Эти нормы отражают достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества; в них «преломляются» исторические и национальные особенности жизни страны, регионов.

4. Главным объектом регулирования социальных норм является поведение людей, деятельность организаций, их взаимоотношения.

5. Они отличаются общим характером, абстрактностью адресата («относятся к тем, кого это касается»), т.е. не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.).

6. Социальные нормы опосредуют широкий спектр отношений, характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях.

7. Один из важнейших показателей этих правил поведения – обязательность исполнения, возможность реализации организационных или иных санкций в отношении нарушителя установленного порядка. Социальным нормам в силу их природы свойственны регулятивная, оценочная и трансляционная функции.

Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.

Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения людей (нравственное – безнравственное, правомерное – неправомерное).

Трансляционная (передающая) функция социальных норм производна оттого, что в них сконцентрирован определенный социальный опыт, достижения развития общества, культуры. Знакомство с ними способствует сознательному соблюдению установленных правил.

Социальные нормы многочисленны, отличаются своей спецификой. Рассмотрим их отдельные виды.

1. Обычаи – это правила поведения общего характера, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате длительной общественной практики вошедшие в привычку .

Обычаи – исторически первая группа норм, возникшая вместе с образованием самого общества. Это привычная для членов социальной группы форма регуляции поведения. Именно в таком изначальном качестве обычаи имели наибольшее значение на первоначальных ступенях развития человечества, когда отношения между людьми были наиболее устойчивыми, не противоречивыми.

Обычаи устанавливают целесообразные варианты различных поступков, сохраняют преемственность между поколениями. Вместе с развитием общества изменяется система обычаев. Однако в целом обычаи играют важную роль в сохранении культуры и развитии общества. Одни обычаи претерпевают изменения, появляются новые обычаи. Вместе с тем, следует отметить, что по своей природе обычаи консервативны. В них могут находить закрепления бытующие предрассудки, пережитки прошлого.

Обычаи не представляют собой цельной, связанной в прочное единство системы норм. Они выступают, в основном, в виде отдельных, локальных, изолированных друг от друга правил поведения. Обычаи во многом различны, зависят от социальной сферы, исторических условий, в которых они сложились. Известно, например, что восточные народы отличаются особым, ставшим обычаем, отношением к членам семьи, коллектива, сообщества, достигшим преклонного возраста.

Механизм действия норм–обычаев специфичен. Поскольку они входят в привычку, вопрос об их обеспечении какой-то внешней силой не ставится.

Обычаи нередко имеют формализованное содержание (организация свадьбы и др.). По своему смыслу они близки к понятию «нравы». В Большом энциклопедическом словаре сказано: «Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие нравы характеризуют все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке» 1 .

В нравах находит отражение психология жителей определенной местности, социальной группы. В этой связи говорят об укладе общественной жизни (старинные, современные нравы).

С учетом приведенных положений можно назвать следующие характерные черты обычаев:

а) «коренятся» в общественном сознании (точнее – в общественной психологии );

б) проникают в сферу индивидуального сознания и в этой связи им, с точки зрения регулятивных особенностей, в наименьшей степени присуще внешнее, то есть предписывающее регулирование;

в) складываются в результате повторения одних и тех же актов поведения;

г) отличаются конкретностью, детализированностью, поскольку представляют собой точные модели тех отношений и актов поведения, которые нормативно обобщают;

д) каждый обычай имеет социальное основание (причину возникновения ), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Вместе с тем обычай и в этом случае может продолжать действовать в силу привычки;

е) имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сферу действия;

ж) в качестве средств обеспечения используются сила привычки и общественное мнение;

з) в масштабе общества не представляют собой целостного образования – системы, что обусловлено их локальным характером, стихийностью формирования, длительностью этого процесса.

Нетрудно заметить, что обычаи занимают особое положение в системе социальных норм, что подтверждают их свойства, названные выше.

На жизнь людей, социальных групп общества оказывают влияние традиции, которые в качестве правил поведения, также как и обычаи, известны людям с глубочайшей древности.

Традиции. Латинское слово «traditio» означает передачу чего-то, повествование о чем-то. В Толковом словаре русского языка отмечается, что традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий) 1 .

Обычаи и традиции обладают общими чертами. И те, и другие содержат элементы социального и культурного наследия, обладают признаками устойчивости. И обычаи, и традиции опираются на поддержку общественного мнения, на психологические факторы, в частности, на чувство связи человека с окружающими людьми, стремление следовать распространению примеру, боязнь осуждения со стороны окружающих.

В то же время традиции по сравнению с обычаями представляют собой более широкие образования, в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями людей. Отличает эти социальные регуляторы и то, что обычаи складываются на протяжении нескольких поколений, а традиции – в более короткое время. Их формирование (создание) не обязательно связано с длительным существованием определенного фактического отношения. Традиции нередко возникают на основе распространения какого-либо примера поведения, воспринимаемого тем или иным коллективом либо обществом в целом. Здесь уместно назвать застолье как форму празднования определенных событий (успешная защита диссертации) или памятных дат. В числе новых формирующихся традиций можно назвать спонсорство , т.е. финансирование, поддержка какого-либо мероприятия со стороны состоятельных лиц или организаций.

2. Корпоративные нормы (нормы общественных объединений) – правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами . Речь идет о нормах таких организаций, как профсоюзы, политические партии, кооперативы, добровольные общества (творческие, научные и др.), предпринимательские союзы и др.

Особенности корпоративных норм таковы: они распространяются на членов определенной организации; закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок их формирования, компетенцию; обеспечиваются определенными организационными мерами. Такие меры (санкции) применяются в связи с нарушением корпоративных норм (предупреждение, выговор, исключение из организации). Корпоративные нормы, следовательно, – это групповые нормы внутриорганизационного характера . У них нет всеобщности и общеобязательности подобно праву, закону.

Возможности поведения, основанные на корпоративных нормах, в частности, включают право избирать и быть избранным в руководящие органы организации, право руководящих органов реализовать меры воздействия, предусмотренные этой организацией, и др. Специфическая природа корпоративных норм наиболее отчетливо проявляется в том, что они распространяют свое действие только на членов общественных объединений и регулируют отношения, непременно связанные с членством в этих организациях.

По формальным признакам корпоративные нормы близки к юридическим. Эти нормы, как правило, формализованы, т.е. содержатся в уставах общественных организаций (институционность), принимаются по определенной процедуре, могут быть систематизированы, их нарушение влечет применение соответствующих санкций. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений. Вместе с тем, основное отличие корпоративных норм от норм права и других социальных норм в том, что они обеспечиваются уставными мерами воздействия и солидарным мнением участников этих объединений.

3. Политические нормы – это нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни (классов, наций и др.), отношения между партиями, социальными группами по поводу государственной власти. Здесь, думается, проявляется одно из подмеченных в юридической науке свойств политических норм, а именно то, что они регулируют отношения между отдельными элементами политической системы, выступающими как выражение классового (социального) интереса 1 .

Если такой вывод правилен, то можно сказать, что природа и особенности этих норм находят выражение в следующем:

– закрепляются в политических декларациях, конституциях государств, в программных документах политических партий, движений;

– служат основой для достижения определенных целей в политике;

– нередко предусматривают вариантность поведения индивидов в реализации своих возможностей в различных структурах политической системы и в этой связи служат предпосылкой самовыражения личности, ее активности в сфере политической жизни;

– к субъектам, использующим политические нормы, относятся индивиды и организации, реализующие свои политические интересы, решающие политические задачи;

– отличаются общим декларативным характером либо характеризуются формализованностью, предусматривают конкретные права и обязанности субъектов политических объединений;

– могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.);

– эффективность их реализации во многом зависит от конкретно-политической ситуации в стране, регионе и др.

Природа политического регулирования обусловлена политикой, политической властью, функционированием политической системы. Очевидно, любые политические нормы, в конечном счете, воздействуют не сами по себе, как институционные образования, а посредством деятельности людей – субъектов политики. От уровня их политического сознания и политической культуры во многом зависит результативность реализации политических норм.

К важнейшим проблемам политического регулирования в настоящее время в России относятся: создание политической стабилизации в обществе; поиск путей обеспечения равноправия политических структур, политических партий и др. с учетом многообразия их интересов; недопущение сращивания политики и бизнеса и др. Безусловно, сущность и особенности политических норм, их место и роль в общественной жизни могут быть более глубоко осмыслены при рассмотрении их во взаимодействии с политической практикой, иными социальными нормами. При этом существенно то, что в зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных сил, уровня сознания общества и его культуры, результативность действия политических норм может быть различной. Известно, что в системе политических отношений, на основании рассматриваемых норм, норм морали и др. имеют место взаимоподдержка, компромиссное согласование и противоборство различных политических сил.

4. Нормы морали (нравственности) – это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.

Предмет морального (нравственного) регулирования отличается своеобразием. Везде, где в отношениях между людьми непосредственно проявляется характер поведения человека, цели и мотивы его поступков, возможно нравственное регулирование. Здесь не требуется, чтобы отношения были доступны определенному внешнему контролю, как это свойственно правовому регулированию. Поэтому в сферу действия норм морали (нравственности) входят, например, отношения, связанные с дружбой, товариществом, интимными связями людей.

Примечательно то, что мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо–плохо, справедливо–несправедливо). Действие этих норм именно и состоит в том, что они дают оценку поступкам, поведению человека, соответствующим мотивам и целям.

По сути, мораль включает ценностную оценку не только деятельности, поступков других людей, но и самооценку личности, включающую чувство личного достоинства, критическое отношение к своему поведению и др.

Как видно, мораль выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самостоятельное решение по поводу того, что есть долг и совесть, добро и зло в человеческих поступках, взаимоотношениях людей и др.

Одно следующее уточнение. Термины «мораль» и «нравственность» используются, в основном, в одном значении – как слова–синонимы. Соответственно считается, что они равнозначны в прикладном смысле с точки зрения ценностной оценки личности и свойственных ей представлений: о добре и зле, о постыдном и похвальном, о совести, долге, справедливости. Вместе с тем, некоторые специалисты, в основном, в области этики (науки о морали) различия здесь усматривают 1 . В частности, под моралью понимают вечные этические ценности (представления о добре, совести, чести, справедливости и т.д.), а под нравственностью – понятия проходящие, присущие какой-либо эпохе 2 .

С позиции несколько иного подхода утверждается, что в сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида. Речь идет о его осознанном, внутренне мотивированном способе участия в социальной жизни. А нравственные нормы, в отличие от норм морали, – это внешние регуляторы поведения людей. Логика рассуждений такова: если индивид усвоил эти внешние требования и руководствуется ими, то они становятся его внутренним моральным регулятором в отношениях с другими людьми. Имеется в виду то, что здесь имеет место «согласованное действие обоих регуляторов – морального и нравственного» 3 .

Между тем, с точки зрения общего подхода, можно рассматривать понятия «мораль» и «нравственность» в качестве тождественных. Один из аргументов в пользу этого вывода следующий: латинское слово «mores» (мораль) означает не что иное, как «нравы», по сути, раскрывающие природу нравственности.

Признанными моральными (нравственными) принципами для человека являются: совесть, порядочность, честность, сознание собственного долга перед другими людьми, коллективом, обществом и др. В настоящее время конституционное положение о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ) и иные подобные требования дополняют нравственные принципы, исходят из потребности более гармонично согласовать интересы индивида и общества.

И другое важное обстоятельство. Рассматриваемая нормативная система неоднородна. В ее рамках различают общепринятые нормы и нормы морали определенных слоев и групп населения . Заметим, система нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя может не совпадать с общепринятыми нормами морали, резко с ними расходиться. В этой связи мы, например, говорим об антисоциальной морали коррумпированных чиновников («оборотней в погонах»), криминальных слоев общества и др.

Словом, перед нами – сложное общественное явление, обладающее социальными, психологическими качествами, выполняющее различные общественные функции.

Сказанное выше позволяет заключить, что мораль относится к одному из основных регуляторов поведения человека. Будучи формой общественного сознания, мораль, как и иные социальные нормы, носит исторический характер. Она находится в состоянии изменения, отражает уровень развития общества, его социальную структуру, экономические, национальные, религиозные и иные факторы. В этой связи мораль первобытного общества, периодов рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны.

Мораль – это не только взгляды, представления людей об определенных ценностях, но и нормы, принципы поведения, основанные на таких взглядах, а также соответствующие чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности.

По-видимому, моральный фактор играет и будет играть значительную роль в регулировании поведения людей. Скажем, индивид может не знать об особенностях уголовной ответственности за грабеж, разбой и иные преступления. Однако, руководствуясь общим принципом недопустимости любого вида хищений, нравственной формулой «не укради», он воздерживается от этих видов противоправного поведения.

Итак, нормы морали предопределяются историческим развитием человечества, по своему происхождению не связаны с государственной властью, отличаются специфическим содержанием, реализуются на основе внутреннего убеждения человека.

5. Религия (от лат. « religio » – набожность, святыня, предмет культа ) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, т.е. на вере в сверхъестественное начало.

Религия на первых стадиях человеческой истории выступает как форма практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил. Примечательно, что первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами, – фетиш. Это объясняется стремлением людей того периода времени оказать влияние на ход событий в желаемом направлении (заклинания, колдовские обряды и т.п.).

В процессе разложения родового строя на смену таким религиям пришли политеистические (политеизм – многобожие) религии раннеклассового общества.

На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии – буддизм (VI – V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Как видно, они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Важнейшая отличительная особенность таких мировых религий, как христианство и ислам, проявляется в том, что им свойствен монотеизм (вера в одного бога) .

Один из существенных моментов в рассматриваемом плане следующий. По ходу исторического развития, постепенно создаются специфические формы религиозных организаций (церковь и др.) и соответствующих религиозных субъектов (духовенство (клир) и миряне).

На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм.

Религиозные нормы – правила, установленные различными религиозными конфессиями и обязательные для верующих. Такие нормы регулируют отношения верующих к Богу, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций и других церковных органов. Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (крещение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания).

Религиозные нормы содержатся в религиозных книгах (Библия, Коран, Талмуд, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, в постановлениях соборов, в актах собраний духовенства или высших священнослужителей церкви, в комментариях религиозных книг.

Религиозная норма обладает всеми необходимыми признаками социальной нормы, о чем свидетельствуют следующие ее черты:

1) такая норма выступает как образец для поведения верующих в той или иной обстановке, как модель (эталон) определенных отношений, в частности в многообразных обрядах, ритуалах, молитвах и т.д.;

2) ее предписания относятся не к конкретному человеку, а к группе последователей определенной религии;

3) такие нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных правил. Показательно здесь использование слова «воздаяние» в следующем смысле: «Как ты поступаешь, так и тебе будет воздано»;

4) религиозные нормы нередко отличаются нравственным содержанием (например, заповеди из Ветхого Завета – почитай родителей своих и т.д.);

5) любая религия и, следовательно, ее нормы, ссылаются на волю сверхъестественных сил. В этой связи человек, исповедующий религию, характеризуется как предающийся, повинующийся «божественной воле и власти». Религиозные отношения возникают как результат воздействия религиозных норм на поведение людей. Усвоение (признание) религиозного нормативного предписания «преобразует» его в ценностную ориентацию верующего, побуждает его к совершению требуемых действий во взаимоотношениях с людьми, исповедующими или не исповедующими религию.

Субъекты религиозных отношений – это верующие, служители культа, религиозные организации, их руководящие органы .

По характеру предписываемого поведения, религиозные нормы могут быть позитивными (обязывающими), т.е. указывающими на необходимость совершения тех или иных действий (например, крещение ребенка, покаяние), и негативными, запрещающими определенные поступки: «не убий», «не укради» и др. Примечательно, что средства обеспечения религиозных норм специфичны. Это, как правило, обещание награды от сверхъестественных сил или соответствующая угроза наступления кары.

Следовательно, свод религиозных канонов (предписаний, правил) представляет собой регулятивную систему. В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение нормы, ориентированные на общечеловеческие ценности. Такие общепризнанные нормы человеческого общежития содержатся в Новом Завете в Нагорной проповеди 1 . В Моисеевых законах, например, установлена необходимость трудиться в течение шести дней и отдых на седьмой, требование детям почитать своих родителей, запрещается убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть.

В Российской Федерации действуют нормы различных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, старообрядцы, католики, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи.

Сказанное позволяет заключить, что религия не просто декларирует свои принципы, свою систему ценностей. Любая конфессия посредством разных средств, в том числе религиозных норм, стремится утвердиться в сознании и психологии людей. Формируемые в этой связи мотивы поведения «преломляются» в конкретное поведение верующих, в их отношениях к Богу, церкви.

Помимо названных существуют и другие социальные нормы: экономические, эстетические, семейные, деловые и т.д. Всем социальным нормам свойственны два момента: 1) предмет регулирования здесь сугубо социальный – общественные отношения; 2) «субъектный» состав связан только с людьми (индивиды, организации).

Ввиду многообразия норм, действующих в разных сферах общества, их тесных взаимосвязей можно говорить о системе социальных норм, т.е. как о целом, представляющем собой определенное единство так или иначе расположенных и находящихся во взаимосвязи частей (элементов).

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016–2017 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
7 класс
Уважаемый участник!
При выполнении заданий (1­14) Вам предстоит выполнить определённую
работу, которую лучше организовать следующим образом:
‒ внимательно прочитайте задание;
‒ если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную
задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть
кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведите
чётко и разборчиво).
За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое количество
баллов, не выше указанной максимальной оценки.
Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.
Максимальное количество баллов – 95.
Время выполнения – 1 час 30 мин.
Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.
Желаем успеха!

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 7 класс
Максимальный балл - 95
Фамилия, имя_____________________________________________________
1. Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите
в таблицу.
1.1. К видам социальных норм относит(­ят)ся:
1) обычаи;
2) умозаключения;
3) обещания;
4) культура.
1.2. Способ организации хозяйственной деятельности, при котором всё
необходимое производится самостоятельно и только для собственного
потребления, называется
1) товарное хозяйство;
2) натуральное хозяйство;
3) рыночное хозяйство;
4) сельское хозяйство.
1.3. Бюджет ‒ это
1) денежные средства, рассматриваемые в процессе их создания и движения;
2) смета расходов и доходов;
3) установленный законом порядок движения денежных средств в госу­
дарстве;
4) обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юриди­
ческих лиц.
1.4. Что из перечисленного является конституционной обязанностью в РФ?
1) сохранять тайну переписки
2) определять и указывать свою национальную принадлежность
3) свободно выезжать за пределы РФ
4) сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам
1.1
1.2
1.3
1.4
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Максимум за задание 4 балла.
2. Выберите правильное определение понятия «гуманность»:
А) Любовь к животным, защита их от насилия, жестокого обращения, борьба за
сохранение среды их обитания.

Б) Человеколюбие, человечность, уважение к людям, их человеческому
достоинству.
В) Любовь к природе, защита ее от варварского уничтожения, охрана лесов,
полей, воздуха, рек, морей и т. д.
Г) Любовь к прекрасному, произведениям искусства.
Ответ: ___________ (2 балла)
3.
3.1. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально
точный ответ.
Суждение, умозаключение, ощущение, понятие, представление.
Ответ: _______________________________________
3.2. Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный
ответ.
Мировой терроризм, истощение природных ресурсов, истребление редких
видов животных, значительный разрыв в уровне жизни между богатыми и
бедными странами.
Ответ: ________________________________________
По 3 балла за каждый верный ответ.
Всего 6 баллов.
4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные
элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному
основанию.
4.1. Дочь, сестра, девочка, племянница, ученица.
Ответ:

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4.2. Написание сценария к школьному празднику; сборка мебели в
соответствии со схемами, предоставленными фирмой изготовителем;
разработка коллекции одежды; создание эскизов кузова спортивного
автомобиля.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По 4 балла за каждый верный ответ (2 балла за
правильное обоснование,
2 балла за указание лишнего).
Максимум за здание 8 баллов.
5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если
не согласны ‒ «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1 Человек ­ существо общественное.

2 Гражданином РФ житель России становиться с рождения
3. Любая деятельность человека носит прогрессивный характер.
4 Мораль опирается на идеи добра и зла.
5 Лидер – это человек, который подавляет других своим авторитетом.
1
2
3
4
5
2 балла за каждую верную позицию.
Максимум за задание 10 баллов. 1
6. Заполните таблицу. Впишите в соответствующие ячейки буквенные
обозначения иллюстраций, которые относятся к названным элементам.
Виды социальных норм
обычай
этикет
право
мораль
А

В
Г
2 балла за каждое верное заполнение ячеек таблицы.
Максимум за задание 8 баллов.
7. Прочитайте краткое содержание повести В.К. Железникова «Чучело»
и ответьте на вопросы.
1. Какой тип социального взаимодействия описан в фильме?
2. Какой способ разрешения данной ситуации применяет героиня фильма?
3. Назовите любой другой способ разрешения данной ситуации.
В школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Когда Лена
приходит в свой новый 6­й класс, одноклассники, проявляя внешнее
дружелюбие, всем своим поведением ясно дают понять, что презирают
её.
В результате одного поступка Лены все одноклассники объявляют ей
бойкот. Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше
учиться в этой школе.
Ответ: 1. ________________________________
2. ________________________________
3. ________________________________
По 2 балла за ответ на каждый вопрос.
Максимум за задание 6 баллов.
8. Определите, какие из перечисленных признаков свойственны только
правовым нормам, а какие и правовым, и моральным. Соответствующие
цифровые обозначения внесите в таблицу.
ПРИЗНАКИ
А) представляют собой правила поведения человека в определённой ситуации
Б) устанавливаются государством
В) обусловлены уровнем развития общества
Г) представляют собой систему взаимосвязанных элементов
Д) охраняются принудительной силой государства
Е) имеют общеобязательный характер
ВИДЫ НОРМ
1) правовые
2) и правовые, и моральные
А
Д
Б
В
Г
Е
По 1 баллу за каждую верную позицию.
Максимум за задание 6 баллов.
9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из
предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе,

прилагательные ‒ в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов
есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в
таблицу.
По мнению большинства, из числа факторов, которые определят облик
мирав ближайшие десятилетия, бесспорными и несомненными являются:
рост ____ (А); истощение природных ____ (Б) ‒ нефти, плодородия ___
(В), чистой воды и т. п.; серьёзное нарушение ____ (Г) равновесия и среды
___ (Д) человека. Эти три бесспорных фактора создают удручающий тон
для любых прогнозов. Но столь же бесспорен и весом и еще один фактор ‒
научно­технический ___ (Е), который накапливал «разбег» на протяжении
тысячелетия развития ___ (Ж) и только теперь начинает полностью
выявлять свои блистательные возможности. Он не принесет счастья,
если не будет дополняться чрезвычайно глубокими изменениями в
социальной, нравственной и ___ (З) жизни человечества. Внутреннюю
духовную жизнь людей, внутренние импульсы их___ (И) труднее всего
прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и ___ (К), и
спасение человечества. Это, может быть, самая трудная задача, с
которой когда­либо встречалось человечество: осмыслить своё место в
____(Л).
Список терминов:
1. почва
2. население
3. страна
4. пробуждение
5. спасительный
6. обоснование
7. обитание
8. культурный
9. группа
10. политика
11. природный
12. планета
13. ресурсы
14. прогресс
15. цивилизация
16. гибель
17. биосфера
18. регресс
19. поведение
20. ситуация
А
Б
В
Г
Д Е Ж З
И
К
Л
По 1 баллу за каждую верную вставку.
Максимум за задание 11 баллов.
10.Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных
рядов? Дайте краткий ответ.
3.1. Край, область, автономный округ, республика
__________________________________________________________________
3.2. Мораль, обычай, право
__________________________________________________________________

3.3. Герб, гимн, флаг
__________________________________________________________________
По 2 балла за верный ответ.
Максимум за задание 6 баллов.
11. Прочитайте известные пословицы и поговорки и определите, о какой
деятельности человека идет речь:
«Делу время, потехе час»
«Кончил дело - гуляй смело»
«Маленькое дело лучше большого безделья»
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»
Ответ:__________________________________________________________
Всего 3 балла.
12. Перед вами рисунки, иллюстрирующие культурные ценности
Российской Федерации. Назовите обобщающее их понятие. Объясните,
почему вы так решили.

Ответ:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Всего 5 баллов.
13. Установите соответствие между понятием и его определением.
Понятие
1. Способности
2. Талант
3. Гениальность
4. Задатки
Определение

врождённые
А) высшая степень проявления
творческих сил человека
Б)

анатомо­
физиологические
особенности
строения человека, составляющие
основу развития способностей
В) высокий уровень развития
способностей, проявляющихся в
творческих достижениях личности6. Благодаря труду создаются два вида благ: товары и… (укажите пропущенное слово).
7. Эта организация помогает родителям воспитывать детей.
8. Переходным возрастом называют этот период жизни.
По вертикали:
1. В этом месте можно получить нужную книгу.
2. Творческая профессия, связанная с обучением детей.
3. Флаг Военно­морского флота России.
4. «..., как и нужда, многих губит» (укажите первое пропущенное слово).
5. Чтобы стать учителем или инженером, необходимо поступить в это учебное заведение.
6. Этот народ проживает в самом большом субъекте России.
7. Группа людей, объединенная по принципу родства.
8. С этого класса начинается основная школа.
Максимальное количество баллов за работу ­ 95

С момента рождения и по сей день представители человечества придумали множество различных правил, которые помогают в урегулировании отношений в обществе, семье, на работе и т. д. Некоторые из них переросли в многовековые традиции и обычаи. С появлением учебных заведений и вводом предмета социологии эти правила и традиции стали называться социальными нормами.

Понятие

Социальные нормы — это принятый в обществе образец поведения, который функционирует как регулятор взаимоотношений между людьми и сообществами людей. Примеры социальных норм прослеживаются в повседневном поведении людей в обществе.

Всем известно, например, что появление в обнаженном виде на людях является недопустимым, а в некоторых странах даже карается тюремным заключением. Не касается это правило только специально отведенных мест для собраний нудистов (исключительно в странах с прогрессивно-демократическим обществом), а также заведений типа сауны. Но даже такие места разделены по половой принадлежности.

До того как рассмотреть конкретные примеры социальных норм, необходимо определить их признаки и виды. Классификация поможет лучше понять конкретные модели поведения.

Возникновение

Развитие социальных норм напрямую связано с развитием общества. Первой общине для регулирования вопросов, возникающих в процессе совместного проживания, вполне хватало ритуалов. Ритуал — это одна из первых социальных норм, которая представляет собой заведенный в общине порядок выполнения определенных действий.

Обычаи считаются более развитой формой норм, чем ритуалы. Следующими после них идут религиозные нормы. Их формирование происходит в процессе осознания человека своей незначительности перед природными явлениями. Возникают культы различных божеств, поклонение силам природы.

Вместе с обычаями и религией появляются принципы нравственности. А с возникновением государственного строя формируются первые правовые и экономические нормы.

Классификация

Выделим, говоря про основные виды социальных норм, примеры норм международного действия. Они тесно переплетены и участвуют в регулировании отношений по нескольку сразу.

Одними из первоочередных норм масштабного характера являются политические. Они выражаются в различных декларациях и хартиях, регулируют взаимоотношения в политической сфере не только одного государства, но и в международном масштабе. Примеры социальных норм политического характера - это реализуемые в государствах формы власти. Например, для Великобритании монархия является социальной нормой.

Экономические принципы представляют собой правила распределения материальных благ в обществе. То есть эти нормы порождают социальные классы. В идеале должен действовать принцип деления поровну. Заработная плата является примером такого типа норм. Экономические правила, как и политические, могут действовать в масштабе нескольких государств и характеризуют финансовый и товарный оборот между ними. Остальные виды действуют в более мелком масштабе, в конкретных общественных формированиях.

Виды социальных норм. Примеры в масштабе одного государства

Правовые нормы являются основным регулятором взаимоотношений в государстве. Они представляют собой свод правил, за невыполнение которых наступает наказание в виде материального взыскания, административной ответственности или тюремного заключения. Если учитель просит: "Приведи примеры различных социальных норм правового государства", в качестве ответа можно назвать УК РФ и КоАП РФ.

Регулируют поведение человека в обществе, к которому он относится по рождению или роду увлечений. Если вас просят: "Приведите примеры социальных норм такого типа", то стоит говорить о правилах, которые формируются у человека в процессе его жизни в определенных кругах. Большую роль в этом формировании играет государство. Чем больше развита культура всей страны, тем больше в ней культурных норм. Например, в некоторых мусульманских странах женщине не положено появляться в обществе с открытым лицом — это культурная норма.

Общественные правила

Примеры социальных норм в обществе многообразны, но выделяют несколько глобальных. Самыми крупными сообществами являются Религиозные нормы служат для урегулирования отношений не только внутри таких сообществ, но и при взаимоотношениях с организациями и людьми, не относящимися к одному вероисповеданию. Примеры социальных норм такого характера подобрать просто. Самыми распространенными можно считать церемонии венчания и отпевания усопшего. К такому же виду норм относятся отношения между настоятелем монастыря и монахами, святым отцом и прихожанами его церкви.

Носят исторический характер. Они формируют понятия о красивом и безобразном. Эти правила относятся не только к человеку, но и к его поступкам, а также к произведениям искусства, видам животных и т. д. В современном обществе эстетические нормы иногда имеют отрицательное влияние на человека, его уверенность в себе, а соответственно, и его место в жизни. Это связано со стереотипным мышлением о привлекательном внешнем виде. В итоге человек, который не вписывается в общие рамки своей внешностью или поведением, может быть не принят определенным обществом. Отличным тому примером является сказка "Гадкий утенок".

Примеры различных социальных норм

Существуют также правила, которые не привязаны к конкретному обществу или государству. Это которые формируют понятия о хорошем и плохом. Они образуются на основе конкретного поведения, взятого за эталон. Некоторые подкреплены правовыми документами. В основном же они рассчитаны на совестливость человека и его моральную полноценность. За аморальное поведение следует осуждение обществом, а в некоторых случаях наказание по закону.

Нормы обычаев и традиций тоже носят исторический характер. Они устанавливались на протяжении многих веков и представляют собой шаблонные действия в определенных ситуациях. Какими будут в этом случае примеры социальных норм? Обычаи подразумевают совершение каких-либо действий в силу привычки, а традиции являют собой ценности или модель поведения, принятую обществом и неукоснительно выполняющуюся его членами. Обычаи и традиции тесно связаны с культурными нормами.

Также из различных социальных норм выделяют корпоративные, которые регулируют отношения между работниками одной структуры или членами одного клуба по интересам. Устанавливаются такие правила членами сообществ, они же выбирают и применяют меры воздействия на нарушителей.

Правила в семейных отношениях

Примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, насколько разнообразны, что выделить конкретные очень непросто. Семья контролируется со стороны государства, религиозных организаций и общества. Причем каждая сторона пытается направить семейные отношения по своему руслу. Иногда такое количество правил приводит к обратному эффекту.

Если преподаватель просит: "Приведите примеры социальных норм, которые влияют на отношения в семье", ответьте, что это правовые и религиозные нормы, нормы морали, традиции и обычаи. Однако не забывайте, что остальные правила также имеют определенное влияние, так как семья представляет собой миниатюрное государство со своими политическими и экономическими законами. Может быть, именно по этой причине многие молодые люди нынешнего поколения не спешат обзавестись семьей. Когда со всех сторон человеку указывают на то, что ему нужно сделать, чтобы выглядеть полноценным в глазах общественности, желание к каким-либо действиям исчезает.

Узаконенные социальные правила

Примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательно, привести несложно. Например, основополагающее событие в жизни семьи — заключении брака. Законодательно брак регулируется правовыми нормами. В них оговаривается порядок вступления в брак (подача заявления, назначение даты бракосочетания, выдача документов, подтверждающих семейное положение), а также порядок бракоразводного процесса (заявление о разводе, развод через суд, деление имущества, назначение алиментов и т. д.).

Экономические социальные нормы также оказывают определенное влияние на семейные отношения. От них зависит доход семьи, а также возможность получения социальных льгот. Особенно это касается неполных семей с одним родителем. Во многих государствах им положена дополнительная материальная помощь для решения финансовых проблем.

Эти виды норм имеют под собой законодательную базу, и их влияние обусловлено отношением государственной власти к значению института семьи. Для полноценного развития семейных отношений такая поддержка необходима. Но ее избирательность часто только мешает этому развитию.

Регулирование семейных отношений социальными нормами

Большое влияние на отношения в семье оказывают обычаи и традиции. Они начинают свое действие с решения одного из пары о заключении брака. Предложение руки и сердца, помолвка и другие обычаи формируют понятие о том, как должна зарождаться семья. И те, кто не вписывается в эти рамки, часто осуждаются общественностью.

Религиозные нормы также оказывают определенное воздействие на человеческие отношения. В самой распространенной религии — христианстве - без венчания и создания семьи невозможно рождение детей. Иначе последует осуждение церкви. Эти исторически сложившиеся обстоятельства иногда только мешают образованию новой семьи.

Приведем примеры социальных норм, отвечающих за поведение супругов (норм нравственности). К примеру, измена в браке является недопустимой только с точки зрения морали. Законодательно это никак не наказывается (в демократических государствах). Но осуждение общественности в этом случае неминуемо приведет к краху семейных отношений.

Примеры воздействия социальных норм на характер человека

Характер человека во многом зависит от традиций воспитания, установленных в семье, а также от норм и правил, которые действуют в окружающем обществе. должны прививаться с рождения. Это залог формирования у ребенка с раннего возраста понятий о плохом и хорошем поведении.

Мнение окружающих значительно отражается на характере человека. Хорошее отношение людей к себе добавляет уверенности. И часто случается так, что плохое отношение основано исключительно на эстетических нормах. То есть человек для общества непривлекателен внешне. Такое мнение окружающих может привести к озлобленности и формированию аморальных принципов.

Современные социальные нормы

С появлением огромного количества различных общественных организаций появилась необходимость регулирования отношений между ними и внутри них. Корпоративные нормы являются наиболее поздним видом социальных норм. Как указывалось выше, они регулируются представителями таких организаций.

Если вам говорят: "Приведи примеры различных социальных норм, регулирующих отношения в современном обществе", что вы назовете первым пунктом? Можно смело ставить на первое место именно корпоративные нормы. Ведь без них нельзя представить цивилизованных отношений.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...