Привлечение подрядчиков при государственном контракте. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг


Компании по разным причинам не могут или не хотят участвовать в госзакупках напрямую:

  • Организация — «новичок» в закупках. Субподряд поможет узнать кухню госзаказа и в некоторых случаях зарекомендовать себя перед крупным заказчиком.
  • У участника недостаточно ресурсов для участия: не хочет выводить из оборота деньги на обеспечение, получать узкоспециальные лицензии, чтобы выполнять все работы самостоятельно на генподряде.
  • Участник по каким-то причинам оказался в РНП. Субподряд поможет не потерять рынок, пока компания состоит в реестре.

Кому требуются субподрядчики?

Победитель обязан привлечь к работам малый бизнес

Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны отдавать определенный процент закупок представителям малого бизнеса (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО). Один из вариантов выполнить это обязательство — прописать в контракте условие нанять СМП и СОНО в качестве субподрядчиков . В этом случае заказчик:

  • Указывает в контракте такую обязанность.
  • Заранее определяет процент от цены контракта, который уйдет на субподряд.

Победитель закупки может не выполнять этот пункт, только если он сам представитель СМП и СОНКО. Правда, практика в этом вопросе неоднозначна: сами заказчики могут настаивать на привлечении субподрядчиков и в этом случае.

Победителям закупки нужны спецтехника, кадры или уникальные товары

Победитель не всегда может самостоятельно выполнить все работы по контракту. Например, при работах требуется сложное оборудование или квалифицированные специалисты, которых нет у победителя или их количество недостаточно. В этом случае привлечение соисполнителей поможет генподрядчику исполнить контракт в срок, без штрафов и неустоек.

Победитель не планирует сам выполнять работы

Нередко исполнитель контракта заключает субдоговор с подрядчиком, который готов выполнить работы по более низкой цене, чем цена контракта, а разницу оставляет себе.

Как искать субподряд?

Следите за активными закупками или смотрите завершенные

Поиск генподрядчика не сильно отличается от поиска закупок. Можно действовать по двум алгоритмам:

  • Настроить поиск по своей отрасли, крупной сумме контракта, заказчикам, закупкам для СМП и сохранять интересные закупки в Избранном. Дальше можно следить за интересными закупками, оперативно узнавать о победителях и предлагать им субподряд.
  • По тем же параметрам смотреть не активные, а завершенные закупки — например, за последние 1-3 дня.

Проверьте условия контракта

  • Есть ли ограничения на субподряд? ФАС может признать ограничением конкуренции, если заказчик запрещает привлекать к исполнению третьих лиц. Но если такое ограничение есть, а закупка состоялась без жалоб в ФАС, ничего не поделать.

В извещении о закупке можно установить требование к поставщику о работе привлечь к исполнению госконтракта организацию из числа . Этот факт, а также объем таких работ в виде процентной ставки (не менее 5%) должен быть зафиксирован в контракте. За невыполнение этого условия поставщики несут (например, штраф 1 % от цены договора). Причем заказчик учитывает эту долю в годовом объеме закупок у подобных организаций, а также контролирует выполнение поставленного условия (). В Постановлении Правительства РФ № 1466 от 23.12.2016 установлены типовые условия вышеуказанных контрактов.

В качестве подтверждения победителю понадобится направить письмо заказчику о привлечении субподрядчика, образец такого документа приведен в статье.

Поставщик может и самостоятельно прибегнуть к услугам соисполнителей, если это не запрещено документацией или контрактом.

Запрет на привлечение субподрядчиков по 44 ФЗ со стороны заказчика может быть как правомерным, так и нет. В первом случае речь идет о требовании, установленном не к самому участнику, а к способу после торгов. Перечень работ, которые победитель тендера обязан выполнить самостоятельно содержится в Постановлении Правительства РФ № 570 от 15.05.2017. Во втором случае нарушается . Причем, как показывает практика судов и ФАС, часто именно эту позицию принимают высшие инстанции.

Образец письма о привлечении субподрядчика

Ч. 1 ст. 770 ГК РФ обязывает поставщика согласовывать с заказчиком привлеченных исполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ.

Привлечение субподрядчиков по 223 ФЗ

Для отдельных видов юридических лиц закон не устанавливает четких требований к услугам соисполнителей. Основным документом здесь является , в котором могут быть прописаны правила работы с субподрядчиками, в том числе СМП и СОНКО.

Важно обратить внимание на сроки оплаты таких договоров. Согласно п. 14(3) Постановления Правительства №1352 от 11.12.2014, на перечисление денег за товары или услуги вышеуказанных организаций у генподрядчика есть не более 30 календарных дней. Следовательно, последний должен ориентироваться именно на этот период, а не на тот, который указан в Положении о закупках.

«Договор» или «контракт»?

О том, какого характера соглашение необходимо подписывать между подрядчиком и субподрядчиком в рамках выполнения работ по госзаказу, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Игорь Котыло и Аркадий Серков.


С предприятием в рамках выполнения работ по государственному оборонному заказу был заключен государственный контракт. При этом предприятие получило право привлекать к ведению работ субподрядчиков. Может ли такое предприятие настаивать на заключении с субподрядчиком КОНТРАКТА, а не договора - при том, что текст этого контракта является зеркальным отражением госконтракта, включая требование его обеспечения.

Именование договора субподряда, заключаемого исполнителем государственного контракта, также "государственным контрактом" некорректно, однако само по себе не влечет для сторон каких-либо негативных последствий.

Включение в такой договор положений, аналогичных условиям государственного контракта, в целях исполнения которого договор заключается, не обязательно. Однако заказчик по такому договору - подрядчик по государственному контракту, вправе обусловить само заключение такого договора включением таких положений.

Обоснование вывода. Прежде всего отметим, что "контракт" - латинское слово, которое означает то же, что и "договор" по-русски. Поэтому в публицистике, деловом обороте и юридической науке слова "договор" и "контракт" являются синонимами. Вместе с тем в нормативных актах термин "контракт" может использоваться для именования некоторых категорий договоров, чтобы отделить их от прочих. Это касается и выделения нормами Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) государственных контрактов. Так, согласно ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ под государственным контрактом понимается договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд. Практически то же определение дается в ГК РФ, хотя и только применительно к государственным и муниципальным контрактам на поставку товаров (ст. 525 ГК РФ) и на выполнение подрядных работ (ст. 763 ГК РФ). Эти категории договоров регулируются отдельными нормами: параграф 4 главы 30 ГК РФ и параграф 5 главы 37 ГК РФ соответственно, хотя к ним применяются и общие положения о купле-продаже (п. 5 ст. 454 ГК РФ) и подряде (п. 2 ст. 702 ГК РФ) соответственно.

Как видим, главным определяющим условием для квалификации договора как "государственного контракта" является то, что со стороны заказчика он заключается именно государственным заказчиком, к которым согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ относятся получатели федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. Соответственно, договор, заключаемый иными лицами, в том числе - подрядчиками по государственному контракту, не может быть квалифицирован как "государственный контракт".

При этом законодательство также не требует именовать какие-либо договоры, включая государственные контракты, определенным образом и не устанавливает каких-либо негативных последствий за "неправильное" наименование документа. Однако в любом случае при рассмотрении спора в судебном порядке суд в силу ст. 431 ГК РФ будет толковать договор исходя из существа возникающих из него обязательств, а не из названия или применяемой терминологии. А из ч. 6 ст. 13 АПК РФ следует, что суд в первую очередь будет применять к договору те нормы, которые прямо регулируют возникающие из него обязательства.

Соответственно, договор, заключенный лицом, не являющимся государственным заказчиком, не будет квалифицирован как государственный контракт, даже если он будет заключаться в целях исполнения государственного контракта, и к нему нормы ГК РФ и Закона N 94-ФЗ о государственных и муниципальных контрактах применяться не будут.

Напомним также, что Закон N 94-ФЗ применяется при размещении заказов государственными и муниципальными заказчиками, а также бюджетными учреждениями (ч. 2 ст. 1 указанного Закона). Под размещением заказов понимаются действия, совершаемые в соответствии с Законом N 94-ФЗ указанными лицами по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей и заключению с ними соответствующих контрактов или иных гражданско-правовых договоров (ст. 5 Закона N 94-ФЗ). Соответственно, требования, установленные ст. 9 и другими нормами Закона N 94-ФЗ к условиям контрактов, применяются именно только к контрактам и гражданско-правовым договорам, заключенным вышеуказанными лицами в соответствии с этим Законом. К договорам, заключаемым для обеспечения исполнения этих контрактов, эти требования не применяются.

Исключение составляют случаи исполнения государственного оборонного заказа. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" примерные условия государственного контракта (контракта) на выполнение оборонного заказа определяются Правительством Российской Федерации, а согласно пп. "а" п. 7 примерного государственного контракта на выполнение опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. N 41, условия этого государственного контракта подлежат включению исполнителем в контракты с соисполнителями.

В остальных же случаях условия договора субподряда, заключенного с целью исполнения государственного контракта, определяются в соответствии с общими нормами гражданского законодательства. В связи с этим напомним, что согласно принципу свободы договора, закрепленному п. 1 ст. 1, ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В данном случае законом или иными правовыми актами не предусмотрена обязанность сторон по включению в заключаемый ими договор условий, аналогичных условиям государственного контракта, установленных Законом N 94-ФЗ. Однако, исходя из того же принципа свободы установления договорных отношений, исполнитель государственного контракта - заказчик по договору субподряда вправе предложить потенциальному контрагенту включение в договор субподряда таких условий и отказать от заключения такого договора в случае отказа.

Договор субподряда - это передача обязанностей по контракту третьим лицам. Закон 44-ФЗ не запрещает привлекать субподрядчиков, а иногда даже выставляет такое требование, когда речь идет о малом бизнесе и СОНКО. Рассмотрим, как происходит заключение и оплата по договору субподряда.

Заключение договоров субподряда

Заключение договора субподряда на выполнение работ по контракту выгодно для участника сразу по нескольким причинам:

  • можно найти компанию, которая выполнит работы за меньшую цену, и забрать себе разницу;
  • можно заниматься другими контрактами, передав работы субподрядчику.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

С другой стороны, при нарушении обязательств субподрядчиком все вопросы будут именно в основному подрядчику. Ему же придется платить штрафы. Что касается заказчиков, они не заинтересованы в привлечении третьих лиц, поскольку снижение цены сказывается на качестве. Кроме того, проверить компанию, выполняющую работы, не всегда возможно. В любом случае с 2018 года отдавать на субподряд можно только 75% работ.

Много вопросов возникает по поводу законности требования в документации согласовать с заказчиком субподрядчика. Правовая трактовка его правомерности не совсем однозначна. С одной стороны, в 44-ФЗ оно не предусмотрено. Но с другой, оно представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора и не является дополнительным требованием к участникам закупки. При этом некоторые виды работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства победитель госзаказа должен выполнить самостоятельно. За нарушение этого требования грозят санкции.

Договор субподряда по 44-ФЗ: административная практика

В первом примере участник закупки ошибочно посчитал, что соответствовать требованиям должен не он, а субподрядчик, который непосредственно и будет выполнять работы. Проводился аукцион на капремонт больницы. В документации заказчик потребовал лицензию на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Один из участников посчитал это ограничением конкуренции и пожаловался в ФАС. Его доводы основывались на том, что победитель электронного аукциона вправе передать работы по договору субподряда другой организации, имеющей лицензию. В своем решении по делу № 05-02/210-18 Курганское УФАС России напомнило участнику, что требования Закона о контрактной системе предъявляются исключительно к участникам закупки. Они, в свою очередь, должны соответствовать им в полном объеме, вне зависимости от наличия договора субподряда на выполнение работ, подлежащих лицензированию. Жалобу признали необоснованной. о том, какие требования нельзя предъявлять к участнику.

Также в качестве примера приведем решение Ульяновского УФАС России по делу № РНП-73-69. Это дело показывает, почему переговоры с субподрядчиками лучше вести одновременно с участием в закупке. Желательно достигнуть договоренности и заключить договор еще до победы, если участник не уверен, что сможет исполнить контракт. С ИП был заключен контракт на выполнение работ по прокладке газопровода для газоснабжения котельной.

Однако работы он так и не начал. Заказчик принял . Подрядчик попал в реестре недобросовестных поставщиков. На заседании комиссии УФАС он пояснил, что контракт не был исполнен, поскольку не была достигнута договоренность с субподрядчиками. При этом подрядчик уверял, что не имел намерения уклоняться от исполнения контракта. Но комиссию эти доводы не убедили, поскольку, участвуя в закупке, ИП должен был осознавать все риски.

В качестве третьего примера приведем решение Крымского УФАС России по делу № 08/0822-18. Оно наглядно показывает, как правильно подтверждать опыт аналогичных работ, предоставляя в составе заявки договоры субподряда. Проводился аукцион на выполнение работ по реконструкции тепловых сетей. Одним из требований к участникам было наличие опыта исполнения соответствующих работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.

При этом стоимость исполненного контракта должна быть не менее 20% НМЦК по нынешней закупке. Участник предоставил договор субподряда. Но заказчик заявку отклонил. Как позже выяснило УФАС, участник не подал вместе с договором субподряда приложения к нему, в частности, смету, которая позволяет делать вывод о стоимости. По этому основанию отклонение признали обоснованным.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, с предоставлением преимуществ описанным в этой части социально ориентированным некоммерческим организациям (далее — СОНО) и субъектам малого предпринимательства (далее — СМП).

Одним из способов выполнения данной обязанности является предусмотренное ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент), при котором заказчик устанавливает в извещении об осуществлении закупки требование к контрагенту, не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.

Помимо извещения об осуществлении закупки, условие о привлечении к исполнению контрактов СМП, СОНО должно отражаться и в документации о закупке, в тех случаях, когда она составляется (ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Указанное требование в силу ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ также включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности контрагентов за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов СМП, СОНО. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов СМП, СОНО, в соответствии с ч. 7 ст. 30 Закона N 44-ФЗ могут устанавливаться Правительством РФ. Однако в настоящее время такие типовые условия Правительством РФ не утверждены.

Необходимо иметь в виду, что указания относительно привлечения к исполнению контрактов СМП, СОНО должны содержаться одновременно в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и контракте и должны быть единообразными (см. решения ФАС России от 10.03.2015 N К-167/15, от 18.11.2015 N К-1569/15, постановление ФАС России от 18.09.2015 N К-167/15/АК615-15).

Внимание
Как следует из письма Минэкономразвития России от 06.04.2015 N Д28и-837, специалисты этого министерства придерживаются позиции, что поскольку закупки у единственного контрагента в силу п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ не включаются в совокупный годовой объем закупок в целях расчета доли закупок у СМП, СОНО, то объем привлечения к исполнению контракта СМП, СОНО контрагентом, контракт с которым заключен на основании ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не включается в объем закупок заказчика у СМП, СОНО, даже если условие о таком привлечении было установлено в извещении о закупке у единственного контрагента (и контракте с ним) в тех случаях, когда такое извещение предусмотрено законом (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Нам данная позиция представляется обоснованной, однако ее подтверждения в судебной практике нам обнаружить не удалось.
Из ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ следует, что учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНО в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, и, соответственно, включается в указанный в ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ отчет, объем привлечения к исполнению контракта СМП, СОНО, указанный в контракте. На это также прямо указывается в пп. «е» п. 2 Требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — Требования) — Приложения к Правилам подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, утвержденного на основании ч. 4.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 N 238 (см. также письмо Минэкономразвития России от 19.11.2015 N Д28и-3335).

В связи с этим следует учитывать, что ФАС России неоднократно высказывала позицию, что объем привлечения СМП, СОНО к исполнению контракта должен устанавливаться конкретным значением (см., например, решения ФАС от 15.01.2015 N К-10/15, от 18.03.2015 N К-194/15, от 13.07.2015 N К-830/15, от 31.08.2015 N К-1048/15, от 23.11.2015 N К-1593/15, от 21.12.2015 N К-1809/15 от 16.02.2016 N К-188/15, от 29.02.2016 N К-249/16). Есть и пример подтверждения этой позиции судом — решение АС г. Москвы от 20.10.2015 N А40-122343/2015. Заметим, что в письме Минэкономразвития России от 22.12.2014 N Д28и-2777 высказано мнение, что указанный объем может быть определен со словами «не более», «не менее», однако это, на наш взгляд, менее соответствует буквальному тексту закона.

Специалисты Минэкономразвития России неоднократно высказывали мнение, что условие о привлечении СМП, СОНО к исполнению контракта, установленное извещением об осуществлении закупки, не должно применяться, если победитель определения контрагента сам является СМП или СОНО. В связи с этим рекомендовалось при подготовке проектов контрактов формулировать условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО с указанием на то, что оно не применяется в случае, если контракт заключается с СМП или СОНО (см. письма Минэкономразвития России от 17.09.2015 N Д28и-2812, от 16.11.2015 N Д28и-3336, от 25.11.2015 N Д28и-3374, разъяснения по вопросу 1 в письме Минэкономразвития России от 12.02.2016 N Д28и-281). Эта позиция, очевидно, базируется на буквальном прочтении указания ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ о привлечении СМП, СОНО к исполнению контракта контрагентом, не являющимся СМП, СОНО. Однако, на наш взгляд, здесь речь идет обязанности победителя закупки, проводимой не исключительно среди СМП, СОНО, и исключения такой обязанности для победителя, являющегося СМП или СОНО, законом не предусмотрено. Кроме того, описанная позиция не соответствует указанию вышеприведенного пп. «е» п. 2 Требований, согласно которому в случае если контрагент, с которым заключен контракт в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, является СМП или СОНО, то в объеме закупок привлечения СМП, СОНО учитывается объем, установленный условиями контракта в виде процента цены контракта. Отсюда можно сделать вывод, что и у победителя закупки, проводимой в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, который сам является СМП или СОНО, возникает обязанность привлечения к исполнению контракта СМП, СОНО, причем в объеме закупок у СМП, СОНО учитываются только объемы такого привлечения.

В соответствии с тем же пп. «е» п. 2 Требований в объеме закупок у СМП, СОНО учитываются только объемы фактического привлечения в отчетном году к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНО. В связи с этим следует учитывать, что привлекать к исполнению контракта СМП, СОНО обязан именно контрагент, а заказчик должен предъявлять ему это требование (см. также письмо Минэкономразвития России от 28.01.2016 N Д28и-254). Причем ч. 2 ст. 101 Закона N 44-ФЗ обязывает заказчика осуществлять контроль за предусмотренным ч. 5 ст. 30 данного Закона привлечением контрагентом к исполнению контракта СМП и СОНО. Однако привлечение СМП, СОНО к исполнению контракта именно в объеме, указанном в контракте, не гарантировано.

Октябрь 12, 2016

Выбор редакции
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...

Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...

Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...
Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...