Привлекаем подрядчиков к исполнению госконтракта. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг Договор подряда по госконтракту должен быть зеркальным


После определения победителя торгов следующим шагом и завершающим этапом является заключение контракта.

Государственный, муниципальный контракт - это договор , заключенный от имени Российской Федерации государственным, либо муниципальным заказчиком в целях обеспечения соответствующих государственных или муниципальных нужд. Проект контракта готовится Заказчиком самостоятельно, прилагается к документации об электронном аукционе и является неотъемлемой ее частью.

Зачастую на практике участники торгов сталкиваются с такими ситуациями, когда Заказчик в проекте контракта напрямую устанавливает запрет на привлечение субподрядчиков. Возникает вопрос, правомерно ли данное положение договора? Не ущемляется ли при этом законное право Исполнителя привлекать к исполнению своих обязательств других лиц?

Исходя из положений п. 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Таким образом, привлечение субподрядчика это право Исполнителя договора .

Вместе с тем, в силу принципа свободы договора, закрепленного гражданским законодательством, стороны свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора. Исходя из данных положений закона, полагается, что в контракте возможно напрямую предусмотреть необходимость исполнить обязательство лично Исполнителем.

Почему же, собственно, Заказчики так «боятся» субподрядчиков?

Дело в том, что предложив наиболее низкую цену исполнения контракта и выиграв торги, будущие подрядчики, заключив государственный контракт, привлекают субподрядчиков, и государственный контракт полностью или частично выполняется организацией, не прошедшей конкурсный отбор, о деятельности которой государственный заказчик порой не имеет никакого представления. То есть, контракт полностью или в части выполняет не лицо, победившее на торгах, а выбранная самостоятельно подрядчиком организация.

По поводу условий о запрете привлечения субподрядчиков, судебной практике и в практике Федеральной антимонопольной службы сложилась неоднозначная позиция.

С одной стороны, ряд контролирующих органов - Минэкономразвития России и ФАС России то и дело указывают Заказчику на неправомерность таких условий контракта. (Решение ФАС России от 20.10.2014 по делу N К-1505/14, Решение ФАС России от 26 июля 2011 г. по делу N К-1578/11; Решение ФАС России от 24 января 2011 г. по делу N К-107/11)

Но вот обобщенная практика арбитражных судов, в том числе ВАС РФ, придерживаются иной точки зрения и, в подавляющем большинстве случаев, оправдывают подобные действия Заказчика. (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8710/2015 по делу N А56-75576/2014, Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.04.2015 по делу N А22-4831/2014, Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.08.2015 по делу N А59-2287/2015).

Президиум ВАС РФ своим Постановлением от 28 декабря 2010 г. N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 признает правомерным требование государственного (муниципального) заказчика, запрещающее привлечение подрядчиком субподрядчиков при исполнении соответствующего контракта, если не будет доказано, что это условие включено специально для того, чтобы обеспечить победу на торгах конкретному хозяйствующему субъекту.

В целом, Закон о контрактной системе не запрещает включать в документацию требования о способе и порядке исполнения договора, а также условие о том, чтобы работы по контракту выполнялись непосредственно подрядчиком. Установление данного требования не приводит к ограничению конкуренции.

Таким образом, исходя из положений закона и правоприменительной практики арбитражных судов, можно сделать вывод, что установление запрета в государственном или муниципальном контракте на привлечение субподрядчиков вполне правомерное действие Заказчика.

Компании по разным причинам не могут или не хотят участвовать в госзакупках напрямую:

  • Организация — «новичок» в закупках. Субподряд поможет узнать кухню госзаказа и в некоторых случаях зарекомендовать себя перед крупным заказчиком.
  • У участника недостаточно ресурсов для участия: не хочет выводить из оборота деньги на обеспечение, получать узкоспециальные лицензии, чтобы выполнять все работы самостоятельно на генподряде.
  • Участник по каким-то причинам оказался в РНП. Субподряд поможет не потерять рынок, пока компания состоит в реестре.

Кому требуются субподрядчики?

Победитель обязан привлечь к работам малый бизнес

Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны отдавать определенный процент закупок представителям малого бизнеса (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО). Один из вариантов выполнить это обязательство — прописать в контракте условие нанять СМП и СОНО в качестве субподрядчиков . В этом случае заказчик:

  • Указывает в контракте такую обязанность.
  • Заранее определяет процент от цены контракта, который уйдет на субподряд.

Победитель закупки может не выполнять этот пункт, только если он сам представитель СМП и СОНКО. Правда, практика в этом вопросе неоднозначна: сами заказчики могут настаивать на привлечении субподрядчиков и в этом случае.

Победителям закупки нужны спецтехника, кадры или уникальные товары

Победитель не всегда может самостоятельно выполнить все работы по контракту. Например, при работах требуется сложное оборудование или квалифицированные специалисты, которых нет у победителя или их количество недостаточно. В этом случае привлечение соисполнителей поможет генподрядчику исполнить контракт в срок, без штрафов и неустоек.

Победитель не планирует сам выполнять работы

Нередко исполнитель контракта заключает субдоговор с подрядчиком, который готов выполнить работы по более низкой цене, чем цена контракта, а разницу оставляет себе.

Как искать субподряд?

Следите за активными закупками или смотрите завершенные

Поиск генподрядчика не сильно отличается от поиска закупок. Можно действовать по двум алгоритмам:

  • Настроить поиск по своей отрасли, крупной сумме контракта, заказчикам, закупкам для СМП и сохранять интересные закупки в Избранном. Дальше можно следить за интересными закупками, оперативно узнавать о победителях и предлагать им субподряд.
  • По тем же параметрам смотреть не активные, а завершенные закупки — например, за последние 1-3 дня.

Проверьте условия контракта

  • Есть ли ограничения на субподряд? ФАС может признать ограничением конкуренции, если заказчик запрещает привлекать к исполнению третьих лиц. Но если такое ограничение есть, а закупка состоялась без жалоб в ФАС, ничего не поделать.

Проводим электронный аукцион по 44-ФЗ на капитальный ремонт свыше 3 млн. рублей. Обязан ли заказчик предусматривать право подрядчика на субподряд? Обязано ли Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования исполнять требования постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ данный закон основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ.

В свою очередь, согласно п. 1 ст. 706 Гражданского кодекса РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Следовательно, право выбора субподрядчика лежит на генподрядчике. Соответственно, у заказчика нет обязанности предусматривать право подрядчика на субподряд.

Исходя из положений Постановления № 570 и практики контрольных органов, данное постановление не распространяется на бюджетные учреждения, так как бюджетные учреждения не заключают государственных или муниципальных контрактов.

Может ли заказчик привлечь к соисполнению контракта субподрядчиков?

Нет, не может. Привлечь субподрядчика вправе сам генподрядчик. Основное требование - контракт не должен содержать условия, что подрядчик должен выполнить работы лично (п. 1 ст. 706 ГК РФ).

Правомерность запрета на привлечение субподрядчиков в ходе исполнения контракта или требования об обязательном согласовании такого привлечения с заказчиком

Вправе ли заказчик устанавливать в документации о закупке, проекте контракта требование о запрете привлечения в ходе исполнения контракта субподрядчиков или условие об обязательном согласовании такого привлечения с заказчиком?

Во избежание обжалования закупки не рекомендуется включать в документацию о закупке, проект контракта запрет на привлечение в ходе исполнения контракта субподрядчиков (соисполнителей), равно как и условие о согласовании такого привлечения с заказчиком.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч. 3 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона № 44-ФЗ.

Следует отметить, что положения ст. 31 Закона № 44-ФЗ не предусматривают возможности включения в документацию о закупке, проект контракта условия о том, что участник должен выполнять работы лично, а также установления запрета на привлечение к их выполнению субподрядчика.

Кроме того, в силу ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством РФ, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 % цены контракта. Данная формулировка ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ также указывает на возможность свободного привлечения к исполнению контракта субподрядчиков или соисполнителей.

Также в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

На основании вышеуказанных норм Закона № 44-ФЗ, Закона № 135-ФЗ контрольные органы приходят к выводу о неправомерности включения в документацию о закупке, проект контракта запрета на привлечение в ходе исполнения контракта субподрядчиков, а также требования о согласовании с заказчиком привлечения субподрядчиков.

Так ФАС России в своем постановлении от 9 июня 2015 г. по делу № К-1048/14/АК286-15 указала, что включение заказчиком в документацию о закупке требования возможности привлечения субподрядчиков только по согласованию с заказчиком нарушает ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

К аналогичному выводу ФАС России пришла в своем решении от 31 марта 2014 г. по делу № К-526/14.

В решении от 16 декабря 2014 г. по делу № К-1870/14 ФАС России сделан вывод о том, что действия заказчика, установившего в информационной карте конкурсной документации излишние требования о письменном согласовании с заказчиком привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, нарушают ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

В решении Московского УФАС России от 19 ноября 2014 г. по делу № 2-57-8911/77-14 указано, что включение в техническое задание аукционной документации требования об оказании подрядчиком услуг собственными силами, а также условия об обязательном согласовании с заказчиком привлечения субподрядчиков нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ и может повлечь ограничение количества участников электронного аукциона.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

Так, в соответствии с п. 1 ст. 706 ГК РФ подрядчик вправе привлекать к исполнению обязательства других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора не следует, что работы должны выполняться лично подрядчиком.

Пункт 1 ст. 706 ГК РФ указывает на то, что в договор может быть включено требование о личном выполнении подрядчиком работы.

Кроме того, Закон № 44-ФЗ не содержит прямого запрета на включение в документацию о закупке условия о запрете привлечения субподрядчиков в ходе исполнения контракта.

На основании данных положений ГК РФ в правоприменительной практике сложилось мнение о правомерности включения в условия документации о закупке условия о запрете привлечения в ходе исполнения контракта субподрядчиков.

В качестве примера можно привести постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2015 г. № 13АП-8710/2015 по делу № А56-75576/2014, в котором суд пришел к выводу о том, что Закон № 44-ФЗ не запрещает включать в документацию об аукционе требования о выполнении работ подрядчиком лично без привлечения субподрядных организаций. Следует обратить внимание на тот факт, что в рамках указанного дела судом рассматривался вопрос о правомерности вывода о недопустимости включения в условия контракта подобных условий, сделанного УФАС по г. Санкт-Петербургу в решении от 13 октября 2014 г. по делу № 44-1975/14.

В решении Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21 апреля 2014 г. по делу № А22-4831/2014, оставленном без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2015 г. № 16 АП-2455/2015, суд указал, что поскольку предметом спорной закупки является высокотехнологичное медицинское оборудование, поэтому целесообразно, чтобы все стадии исполнения контракта (монтаж, пусконаладочные работы и ввод в эксплуатацию) реализовывало одно лицо.

Следует обратить внимание, что суды в большинстве случаев при рассмотрении подобных дел в качестве обоснования своих решений ссылаются на позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28 декабря 2010 г. № 11017/10: "запрет привлекать к исполнению муниципального контракта субподрядчиков представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора подряда после проведения аукциона, а не требование к участникам размещения заказа о наличии у них производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта, на момент проведения аукциона".

Аналогичной позиции придерживается и Минэкономразвития России в своем письме от 11 декабря 2015 г. № Д28и-3620.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что установление в документации о закупке, проекте контракта ограничений на привлечение субподрядчиков в ходе исполнения контракта по решению антимонопольного органа может быть признано нарушением ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33, ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, а также ч. 1 - 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.

Однако сложившаяся правоприменительная практика показывает, что существует большая вероятность отмены такого решения антимонопольного органа в случае его обжалования заказчиком в судебном порядке.

Таким образом, во избежание подобных споров как при рассмотрении жалобы на действия заказчика в антимонопольном органе, так при обжаловании вынесенного антимонопольным органом решения в судебном порядке не рекомендуется устанавливать в документации о закупке, проекте контракта запрет на привлечение в ходе исполнения контракта субподрядчиков, равно как и условие о согласовании привлечения субподрядчиков с заказчиком.

Подрядчик привлек третье лицо (субподрядчика) к исполнению государственного контракта. Государственный заказчик нарушает свои обязательства по государственному контракту.
Какую ответственность в этом случае несёт подрядчик перед субподрядчиком? Является ли договор субподряда, заключаемый в рамках привлечения третьих лиц к исполнению государственного контракта, договором присоединения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Генеральный подрядчик по государственному контракту на выполнение подрядных работ несет ответственность за исполнение своих обязательств перед субподрядчиками самостоятельно и не может быть от нее освобождён по причине неисполнения государственным заказчиком обязательств перед ним.
Договор субподряда может являться договором присоединения, если подрядчик принял решение сформулировать его условия в стандартной форме, допускает его заключение только на условиях согласия субподрядчиков с существенными условиями этой формы и будет исполнять это решение.

Обоснование вывода:
Прежде отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Отсюда видно, что договор подряда не является отдельным видом договора - это просто договор подряда, заключенный с целью исполнения другого договора подряда.
При этом согласно п. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Пункт 1 ст. 313 ГК РФ закрепляет возможность возложения исполнения обязательства на третье лицо, а ст. 403 ГК РФ указывает, что должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.
Данные нормы следует воспринимать в общем контексте норм Гражданского кодекса РФ об обязательствах и договорах. Из любого договора, как указывает п. 2 ст. 307 ГК РФ, возникают обязательства, в каждом из которых стороны договора являются должником и кредитором по отношению друг к другу (п. 1 ст. 307, п. 2 ст. 308 ГК РФ). При этом обязательство в соответствии с п. 3 ст. 308 ГК РФ не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.
Таким образом, договоры "генерального" подряда и субподряда являются двумя отдельными договорами, каждый из которых порождает обязательства между разными лицами: заказчиком и подрядчиком и между подрядчиком и субподрядчиком соответственно. И даже если заказчик и субподрядчик взаимодействуют, например субподрядчик сдает работы напрямую заказчику и (или) заказчик напрямую оплачивает эти работы, то только в силу их договоров с генеральным подрядчиком, который отвечает перед каждым из них за действия другого как третьего лица. Тот же п. 3 ст. 706 ГК РФ прямо указывает, что, если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком.
Соответственно, обязательства генерального подрядчика перед субподрядчиком, в том числе по оплате выполненных работ, должны исполняться независимо от исполнения заказчиком обязательств (включая оплату работ) перед генеральным подрядчиком (смотрите также п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51). Поэтому условие договора субподряда, по которому исполнение обязательств генерального подрядчика ставиться в зависимость от исполнения соответствующего обязательства заказчиком, ничтожно в силу ст. 168 ГК РФ как противоречащее закону (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20 февраля 2006 г. N Ф04-456/2006(19806-А81-24), ФАС Северо-Кавказского округа от 8 февраля 2007 г. N Ф08-7002/06).
Вышесказанное безусловно применимо и к государственному контракту на выполнение подрядных работ и договору субподряду, заключенному для его исполнения. Ведь Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) применяется при размещении заказов, то есть при выборе поставщиков, подрядчиков, исполнителей и заключении с ними контрактов (договоров) (ст. 5 указанного Закона), государственными и муниципальными заказчиками, а также бюджетными учреждениями (ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ). К договорам, заключаемым поставщиками, подрядчиками, исполнителями, не являющимися государственными или муниципальными заказчиками, бюджетными учреждениями, для обеспечения исполнения заключенных с ними контрактов (договоров), его требования не применяются. Соответственно, нормы Закона N 94-ФЗ применяются к договору субподряда, только если сам подрядчик является государственным или муниципальным заказчиком либо бюджетным учреждением и только в силу того, что его заключение в этом случае также будет являться размещением заказа. Взаимоотношения заказчика, подрядчика и субподрядчика Законом N 94-ФЗ, в принципе, не регулируются.
Относительно отнесения договора субподряда к договорам присоединения сообщаем следующее.
Договором присоединения является договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК РФ). Нормами действующего законодательства не предусмотрен перечень видов договоров или сфер деятельности, в которых может заключаться договор присоединения, не установлено каких-либо условий для их применения. Следовательно, договор присоединения могут применять в любой сфере деятельности в том случае, если хозяйствующий субъект, осуществляющий такую деятельность, примет решение заключать договоры именно на условиях присоединения контрагентов к стандартным условиям таких договоров.
Более того, поскольку законом не установлено иного, любой хозяйствующий также вправе заключать как договоры присоединения, так и "просто договоры", причем в рамках осуществления одной и той же деятельности, вследствие чего возникает вопрос об их разграничении. В связи с этим следует вспомнить, что при заключении договора присоединения одна из сторон присоединяется к нему, не влияя на его условия. Соответственно, стандартная форма договора присоединения должна содержать все существенные условия договора, которые должны приниматься второй стороной целиком, разногласия при заключении договора по его условиям невозможны (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2011 г. N 11АП-13207/2010).
Следовательно, признание конкретного договора договором присоединения зависит не только от его отнесения хозяйствующим субъектом к договорам, заключаемым по стандартным формам на условиях присоединения, но и от фактического соблюдения этого порядка в каждом конкретном случае.
Таким образом, договор подряда (субподряда) может являться договором присоединения, если заказчик (генеральный подрядчик) принял решение изложить его условия в стандартной форме и допускает его заключение только на условиях согласия субподрядчиков с существенными условиями этой формы без разногласий.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коробейников Евгений

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Добрый день. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ) не установлены ни порядок привлечения субподрядчиков, ни ограничения по объему работ, которые могут быть им переданы. В частности, как следует из положений ч. 5, ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, в случае привлечения в соответствии с требованиями данной статьи к исполнению контрактов субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства объем такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта, определяется заказчиком самостоятельно и указывается в контракте.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается, помимо прочего, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отношения между заказчиком, подрядчиком и субподрядчиком регулируются параграфом 1 главы 37 ГК РФ.В соответствии со ст. 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не следует обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В данном случае подрядчик будет выступать в роли генерального подрядчика.
Как указано в п. 3 ст. 706 ГК РФ, генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком.
При этом ГК РФ также никоим образом не ограничивает объем работ, которые могут быть переданы на выполнение генеральным подрядчиком субподрядчикам.
Таким образом, если иное не предусмотрено документацией о закупках и самим контрактом, подрядчик вправе поручить выполнение какого угодно объема работ третьим лицам (субподрядчикам), оставаясь при этом ответственным перед заказчиком за исполнение обязательств по контракту.
В таком случае важно помнить, что договоры «генерального» подряда и субподряда являются двумя отдельными договорами, каждый из которых порождает обязательства между разными лицами: заказчиком и подрядчиком и между подрядчиком и субподрядчиком соответственно. И даже если заказчик и субподрядчик взаимодействуют, например субподрядчик сдает работы напрямую заказчику и (или) заказчик напрямую оплачивает эти работы, то только в силу их договоров с генеральным подрядчиком, который отвечает перед каждым из них за действия другого как третьего лица. Следовательно, заключение договора субподряда не означает, что те или иные права и обязанности подрядчика, закрепленные в договоре подряда с заказчиком, переходят к субподрядчику. Передача же всех прав и обязанностей субподрядчику влечет перемену подрядчика, что в силу требования ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ недопустимо.
Отметим, что само по себе условие об оплате работ напрямую субподрядчику не противоречит законодательству (смотрите, например, п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»).
Однако в рассматриваемой ситуации следует учитывать, что в силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34, 95 данного Закона. В соответствии же с ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, кроме как по соглашению сторон в случаях, перечисленных в этой части. В силу положений ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги. Представляется очевидным, что в отсутствие в контракте специального условия оплата работ производится подрядчику (п. 1 ст. 702, ст. 711 ГК РФ). Соответственно, стороны не вправе заключить дополнительное соглашение к контракту об оплате работ напрямую субподрядчику.

Так что Вы можете привязать оплату по субподряду к госконтракту, если самим госконтрактом не установлен на это запрет.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...