Прохождение аттестации государственных служащих. Каковы правила проведения аттестации государственных гражданских служащих


АТТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

определение квалификации государственного служащего с целью проверки соответствия его занимаемой должности. В соответствии с ФЗ РФ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и Положением о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденным Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 353 аттестации подлежат служащие, замещающие в государственных органах должности определенного уровня (от младших до высших). Установлено, что А.г.с. проводится не реже 1 раза в 4 года и не чаще 1 раза в 2 года. Не подлежат А.г.с. следующие категории государственных служащих: состоящие в должности соответствующей группы менее 1 года; достигшие предельного возраста,установленного для замещения должности:

женщины в состоянии беременности;

находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; в течение года с момента замещения должности по конкурсу, присвоения квалификационного разряда (классного чина,дипломатического ранга), окончания обучения в системе повышения квалификации или переподготовки, сдачи государственного квалификационного экзамена. А.г.с.проводится в целях совершенствования работы с кадрами федеральных государственных служащих, определения уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемым должностям, решения вопросов о присвоении аттестуемому соответствующего квалификационного разряда. Для проведения А.г.с. создается аттестационная комиссия в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В нее входят представители юридической, кадровой служб государственного органа, представители профсоюзной организации и независимые эксперты.

При проведении А.г.с., занимающих высшие и главные государственные должности, состав комиссии согласуется с Советом по вопросам государственной службы при Президенте РФ.

В комиссию не позднее 2 недель до дня проведения А.г.с. на аттестуемого представляется утвержденный вышестоящим руководителем отзыв. А.г.с., как правило, проводится в присутствии аттестуемого. Аттестационная комиссия считается правомочной, если на заседании присутствует не менее2/ g ее состава.

Решение комиссии принимается в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя открытым или тайным голосованием простым большинством голосов. Аттестуемый государственный служащий, являющийся членом комиссии, в голосовании не участвует. При равенстве голосов решение о признании аттестуемого соответствующим занимаемой должности считается принятым.

Решение комиссии может содержать одну из следующих оценок аттестуемого: соответствует замещаемой государственной должности; соответствует замещаемой государственной должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии; не соответствует замещаемой государственной должности. Выводы по результатам А.г.с. заносятся в аттестационный лист, с которым аттестуемый знакомится под расписку. Аттестационный лист и отзыв хранятся в личном деле государственного служащего. Вопросы, связанные с проведением А.г.с., могут рассматриваться вышестоящим государственным органом или по инициативе несогласных с решением аттестационной комиссии в суде.

А.г.с., кроме персональной оценки профессиональных качеств государственного служащего, может преследовать иные цели: проведение в 1992 г. аттестации служащих для установления разрядов по Единой тарифной сетке по оплате труда работников бюджетной сферы или проведение внеочередной аттестации в порядке реализации требований Указа Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". Колодкин Л.М.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АТТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО" в других словарях:

    Аттестация государственного служащего - Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности, а также для решения вопроса о присвоении ему квалификационного разряда проводится его аттестация. Аттестация проводится не чаще… … Административное право. Словарь-справочник

    АТТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО - (certification of civil servant/agent). В России для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решение вопроса о присвоении… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Государственная проверка соответствия квалификации, профессиональной подготовки государственного служащего для решения вопроса о присвоении ему очередного квалификационного разряда, классного чина. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Государственная проверка соответствия квалификации, профессиональной подготовки государственного служащего замещаемой государственной должности в том числе для решения вопроса о присвоении федеральному государственному служащему очередного… … Большой экономический словарь

    АТТЕСТАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО - государственная проверка соответствия квалификации, профессиональной подготовки государственного служащего для решения вопроса о присвоении ему очередного квалификационного разряда, классного чина … Энциклопедия трудового права

    Энциклопедия права

    Аттестация - (от лат. attestatio свидетельство; англ. certification, promotion, reference) 1) определение квалификации, соответствия какой либо должности работника, специалиста (должностная А.) или уровня знаний учащегося (см., напр … Энциклопедия права

    аттестация - (от лат. attestatio свидетельство) определение квалификации работника, качества продукции, рабочих мест, уровня знаний учащихся; отзыв, характеристика. * * * (от лат. attestatio свидетельство; англ. certification, promotion, reference) 1)… … Большой юридический словарь

    Аттестация федерального государст венного служащего - (англ. sertification /promotion/reference of federal public officials /officers) в РФ аттестация, проводимая с целью совершенствования деятельности гос ных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ*, по подбору, повышению… … Большой юридический словарь

    АТТЕСТАЦИЯ - понятие, используемое в конституционном, административном и трудовом праве в нескольких значениях. 1) А. оценка профессионального уровня работника, его соответствия занимаемой должности, возможности его повышения (либо понижения) по службе,… … Энциклопедический словарь конституционного права

1. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт.

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

10.1. В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.

15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

16. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

17. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

18. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

19. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Аттестация госслужащих проводится с целью определения соответствия работника занимаемой должности. Аттестация госслужащих проводится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ и Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110. По итогам проверки определяется соответствует работник занимаемой должности или нет, а также даются рекомендации о его переводе, направлении на курсы повышения квалификации или увольнении. О том, как проходит аттестация госслужащих поговорим в данной статье.

Из статьи вы узнаете:

Аттестация госслужащих – 2017 : общие сведения

Аттестация госслужащих – 2017 обязательна для каждого работника и проводится с определённой периодичностью. Данная процедура позволяет:

  • сформировать кадровый состав государственной гражданской службы РФ;
  • определить деловые качества работника: навыки, знания, умения;
  • выявить потребность компании в необходимости проведения мероприятий по повышению квалификации работников в период технологических изменений;
  • решить вопросы, связанные с определением преимущественного права оставления на работе при проведении процедуры сокращения численности работников;
  • решить вопросы, связанные с изменением условий оплаты труда работников государственных органов.

Скачайте документы по теме:

В таблице 1 приведены основные положения проведения аттестации госслужащих в 2017 году.

Таблица 1. Аттестация госслужащих – 2017

Параметр аттестации госслужащих

Комментарий

Периодичность

Один раз в три года

Кто подлежит проверке

Проверке подлежат все работники государственных организаций. Исключение составляют следующие сотрудники:

  • работающие в занимаемой должности на момент аттестации менее 1 года;
  • в возрасте 60 лет и старше;
  • беременные женщины;
  • женщины в отпуске по беременности и родам;
  • женщины в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет;

Важно! В отношении женщин, находящихся в декретных отпусках, проверка соответствия проводится только через 1 год после окончания таких отпусков;

  • занимающие должности, относящиеся к категории "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт;
  • сотрудники в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена

Характеристики, учитываемые при проведении проверки

  • исполнение должностного регламента;
  • знания и опыт работы;
  • соблюдение ограничений;
  • отсутствие нарушений запретов;
  • выполнение требований к служебному поведению;
  • выполнение требований к служебным обязательствам

Порядок проведения аттестации госслужащих

Порядок проведения аттестации госслужащих делится на следующие этапы:

  1. организация проведения аттестации госслужащих;
  2. непосредственное проведение аттестации госслужащих.

Организация работы по аттестации госслужащих предполагает выполнение следующих мероприятий:

Утверждается положение об аттестации госслужащих.

Положение об аттестации госслужащих является локальным нормативным актом и утверждается с учетом требований ст. 372 ТК РФ. Форму локального акта можно скачать .

Издается приказ о проведении аттестации госслужащих.

Данный приказ регулирует порядок проведения проверки и составляется по форме, приведенной на рисунке 1.

Формируется аттестационная комиссия.

Состав комиссии утверждается приказом и в него входят:

  • представитель работодателя и/или уполномоченные им гражданские служащие;
  • представить федерального или регионального госоргана по управлению государственной службой;
  • независимые эксперты: представители научных, образовательных и других организаций.

Важно! Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия имеет председателя, которым часто становится руководитель учреждения или его заместитель, секретаря и членов комиссии. Данный состав формируется так, чтобы исключить возможность возникновения разногласий и конфликтов интересов, влияющие на принимаемые решения. Все члены комиссии имеют равные права.

На практике бывают случаи, когда создается несколько аттестационных комиссий. Например, для проверки сотрудников, выполняющих разные должностные обязанности, или если организация имеет несколько подразделений, которые разделены территориально.

Утверждается график проведения аттестации госслужащих.

График проверки утверждается работодателем ежегодно. Работники с ним знакомятся под роспись не менее чем за один месяц до начала аттестации.

Образец графика можно скачать .

Собираются документы на аттестуемых работников.

Не позднее чем за две недели до аттестации госслужащих, в комиссию сдается отзыв об аттестуемом работнике. Отзыв составляется и подписывается непосредственным руководителем, утверждается вышестоящим руководителем и содержит информацию об исполнении работником должностных обязанностей за аттестационный период, к которому прилагаются данные о выполненных проектах, поручениях и так далее.

С отзывом сотрудник знакомится под роспись не менее чем за неделю до начала мероприятий по проверке соответствия работников. Сотрудник имеет право представить в комиссии дополнительные сведения о своей работе или заявить о несогласии с отзывом.

Рисунок 1. Приказ о проведении аттестации госслужащих

Обратите внимание: Аттестуемого работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности за отсутствие на аттестации по неуважительной причине. При этом аттестация такого госслужащего переносится на более поздний срок.

Когда проводится внеочередная аттестация госслужащих

Внеочередная аттестация госслужащих может быть проведена при наличии следующих обстоятельств:

Результаты аттестации госслужащего

По результатам аттестации госслужащего выносится одно из следующих решений:

  1. соответствует занимаемой должности;
  2. соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста;
  3. соответствует замещаемой должности при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
  4. не соответствует замещаемой должности.

Результаты аттестации госслужащего оформляются приказом руководителя учреждения (рисунок 2).


Рисунок 2. Фрагмент приказа о мероприятиях по итогам аттестации госслужащих


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Если госслужащий не прошел аттестацию, то ему предлагается получить дополнительное профессиональное образование или перевестись на нижестоящую должность. Если работник отказывается от этого, то он увольняется с государственной гражданской службы.

Если госслужащий не прошел аттестацию и с даты проведения проверки прошел месяц, то перевод на другую должность или увольнение с работы не допускается.

Обжалование аттестации госслужащего

Обжалование аттестации госслужащего регулируется главой 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Аттестацию госслужащий имеет право обжаловать в:

  1. комиссию государственного органа по служебным спорам;

В данной статье мы рассмотрели, как проходит аттестация госслужащих. К аттестации госслужащих необходимо отнестись серьезно, как государственному учреждению - работодателю, так и самим госслужащим, так как ее результаты могут привести к увольнению работника и, как следствие, к трудовым спорам. Поэтому аттестация госслужащих в 2017 году должна быть проведена в соответствии с установленным законодательством порядком.


Введение........................................................................................................ 3

Глава I. Общая характеристика государственной службы...................... 5

1.1. Понятие, значение и принципы государственной службы........................................ 5

1.2. Понятие и классификация государственных служащих.......................................... 10

Глава II. Аттестация государственных служащих................................... 17

2.1. Общая характеристика аттестации государственных служащих.......................... 17

2.2. Квалификационные разряды государственных служащих..................................... 23

Заключение.................................................................................................. 25

Список используемых источников............................................................ 26


Введение

Государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и полномочий, отнесенных к ведению субъектов Федерации. Лица, к ведению которых отнесена указанная государственно-служебная деятельность, являются должностными лицами.

Аттестация государственных служащих декларируется современным законодательством в качестве обязательной нормы для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении ему квалификационного разряда.

К основным задачам аттестации государственных служащих относятся:

1. Определение уровня профессиональной подготовки и соответствия государственных служащих замещаемой государственной должности государственной службы.

2. Стимулирования профессионального роста государственных служащих.

3. Выявление перспективы применения профессиональных способностей государственных служащих (продвижение по службе, зачисление в резерв, установление надбавок).

4. Определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки государственных служащих.

В настоящей работе мы более подробно остановимся на общей характеристике государственных служащих и их аттестации.

Цель настоящей работы – дать характеристику и краткий анализ действующего положения государственных служащих и их аттестации. Для достижения поставленной цели в работе будут рассмотрены следующие вопросы. Во-первых, прежде чем перейти к характеристике аттестации государственных служащих, считаю необходимым обратить внимание на понятие, классификацию государственных служащих. Во-вторых, особое внимание обратим на аттестацию государственных служащих и их квалификационные разряды в настоящее время.

При написании настоящей работы были использовано действующее законодательство Российской Федерации, работы известных юристов, таких как Волошина В.В., Титов К.А., Старилов Ю.Н., Чиканова Л.А., Скобелкин В.Н. и др., а также учебные пособия по административному, служебному праву, государственной службе, статьи из правовых и научно-популярных журналов «Государство и право».

Аттестация государственных служащих является актуальным вопросом и в настоящее время, именно поэтому видна практическая ценность данной работы, прежде всего в возможности осознать и воспринять теоретические и практические аспекты разрабатываемой темы в ее единстве и соотношении с современностью. Что касается разработанности темы исследования работы в юридической литературе, то хочется отметить, что по вопросам работы имеется довольно большое количество различных исследований, монографий и научных статей.

Хочется надеяться, что данная работа будет полезна и представлять интерес в теоретическом плане.


Глава I. Общая характеристика государственной службы

1.1. Понятие, значение и принципы государственной службы

Служба как вид человеческой деятельности зарождалась и развивалась вместе с обществом и внутри него.

Разделение труда в обществе еще на ранней ступени его жизни как следствие непрерывного развития производительных сил привело к формированию в обществе определенных социальных групп, названных впоследствии классами, прослойками и т.д., - рабочие, крестьяне и др. Среди этих социальных групп заняла свое место группа, получившая название служащих. А деятельность, которую она стала осуществлять, - служба. Затем и сама служба подверглась дифференциации, - появилась с рождением государства государственная служба, служба общественная, частная и т.д.

Какие же особенности этой деятельности - службы - составили основания для выделения и обособления ее от других видов общественной деятельности?

Каждая социальная группа применительно, скажем, к современным условиям - рабочие, аграрии, ученые и т.д. - отличается от другой процессом труда, по объекту воздействия в процессе труда, что влечет, в свою очередь, особенности в отношениях между участниками трудового процесса, в оплате труда и т.д. Решающим же фактором, определяющим отличия одной социальной группы от другой, является объект воздействия в процессе труда со стороны его участников. Например, рабочим считается лицо, воздействующее на объект природы, - в его первозданном виде (добыча полезных ископаемых) или прошедшем производственную переработку (вождение транспортного средства, сборка агрегата и т.д.). А служащий, что же служит объектом воздействия с его стороны в процессе труда?

Объектом воздействия служащего в процессе труда является человек, личность как социально-биологическое существо, т.е. воля человека, его здоровье, свобода, правовой статус в целом, интересы и т.д. Служащий служит другим лицам, хотя служба выражается не только в пожеланиях, рекомендациях, обучении, но и в приказах, распоряжениях, взысканиях, наказаниях и т.п.

Но здесь возникает вопрос: а ведь, например, товаропроизводитель, он ведь тоже воздействует на других лиц рынком, конкретным товаром, ценой и т.д.? Верно, воздействует, но не непосредственно, а через товар. Служащий же в каждом отдельном случае воздействует на личность прямо и непосредственно, притом на личность конкретную, заведомо, как правило, известную (обучение, образование, научная сфера и т.д.) или ставшую известной в самом процессе труда (административное задержание, арест и т.д.). Но не относится к сфере службы оказание тем же лицам, скажем, услуг - отремонтированы квартира, холодильник, изготовлена одежда по заказу и т.п., поскольку здесь непосредственного, прямого воздействия на личность нет. Это сфера производства (по законодательству один из трех видов производства - продукции, услуг и работ). Эта вторая особенность труда служащего является определяющей и отличает труд служащего от всех других видов трудовой деятельности. С зарождения службы как вида социальной деятельности прошли века и тысячелетия, появилась служба государственная, возникли другие виды службы (частная, общественная и др.), но существо службы осталось прежним и неизменным, что составляет твердую основу для разработки соответствующего законодательства и его практического применения.

Исходя из сущности службы как вида социальной деятельности, можно определить и те основные признаки, которые характеризуют служащего, т.е. субъекта, осуществляющего служебную деятельность. Служащий:

· во-первых, как следует из сказанного выше, воздействует в процессе своего труда на человека, а не на, например, технические средства;

· во-вторых, служащий это свое воздействие (учит, лечит, ограничивает свободу и т.д.) на личность оказывает непосредственно, а не через посредство иных мер и средств;

· в-третьих, в процессе указанного непосредственного воздействия на личность преследуются определенные цели, носящие общественно-полезный характер, т.е. полезные для общества и для личности, хотя такое совпадение не всегда возможно, но, в конечном счете, польза и для личности несомненна, даже если речь идет о применении к ней принудительных мер.

Такое определение общего социального статуса служащего проведено пока без учета правовых признаков служащего (возраст, профессиональные требования и др.). Эти юридические критерии определены уже не ко всем служащим, а по группам внутри них - к государственным служащим, к законодательстве о службе этот пробел должен быть восполнен, тем самым будет создана общая основа для правового регулирования службы в ее различных видах. К тому же в законодательстве отсутствовали и отсутствуют нормы, в которых определялись бы общее понятие служащего и его социальный и правовой статусы.

Успешное решение государством экономических, социальных и политических задач во многом зависит от эффективности деятельности государственных органов, через посредство которых и осуществляются функции государства. В свою очередь, эффективность деятельности любого государственного органа напрямую зависит от правильности подбора, расстановки и рационального использования кадров, входящих в состав этих органов, их профессиональной подготовки, квалификации и опыта работы. Кадровый (личный) состав государственных органов составляют государственные служащие. Происходящие в стране преобразования во всех сферах жизни общества и государства породили новые требования, предъявляемые к государственным служащим. Поскольку функционирование государственного аппарата в условиях перехода к рыночным отношениям в значительной степени перестало соответствовать задачам осуществления рыночных реформ, возникла необходимость реформирования государственной службы. Цель ее реформирования состоит в том, чтобы создать государственный аппарат нового типа, способный работать в современных и будущих политических и экономических условиях, аппарат высоко профессиональный, компетентный, экономичный и дисциплинированный.

До недавнего времени в нашем законодательстве не было определения понятия “государственная служба”. В юридической литературе в это понятие вкладывалось выполнение служащими государственных организаций (органов, предприятий, учреждений и т.д.) трудовой деятельности, предусмотренной занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач и функций государства и оплачиваемой им. При этом государственными служащими считались все служащие в любой государственной организации.

В связи с вступление в законную силу Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 31 июля 1995 это положение кардинально изменилось. Статья 2 названного закона определила, что под государственной службой Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В".

Государственная служба на государственных должностях категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории "А".

Государственная служба включает в себя:

1) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;

2) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

Таким образом, к государственным служащим относятся только лица замещающие должности в государственных органах, а не в любых государственных организациях (например, служащие государственных вузов не считаются государственными служащими).

Новые задачи, стоящие перед государственной службой, предопределяют и иное (новое) отношение к государственным служащим, исполняющим государственную службу. Успешная профессиональная деятельность государственных служащих по реализации функций государства во многом зависит от их правового положения.

В соответствии Российским законодательством Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются государственными служащими Российской Федерации.

Из приведенного определения можно выделить три основных признака государственного служащего:

Государственный служащий – это гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть государственными служащими в Российской Федерации. Не могут быть государственными служащими и граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Исключение составляют случаи, когда их допуск к государственной службе прямо урегулирован на взаимной основе государственными соглашениями.

Государственный служащий, это гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности. Государственной должностью считается должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Основные принципы государственной службы закреплены в Конституции Российской Федерации или вытекают из нее. Виды этих принципов конкретизированы в Законе Российской Федерации “Об основах государственной службы”. Здесь принципы сформулированы без расшифровки содержания, без тех оговорок об исключениях, которые установлены или могут устанавливаться из общих правил. Например, принцип гласности в осуществлении государственной службы не беспределен, в предусмотренных законом случаях он ограничен в интересах государства. Содержание некоторых принципов конкретизируется в нормах, имеющихся в самом законе. Например, относительно к принципу профессионализма и компетентности государственных служащих и др.

1.2. Понятие и классификация государственных служащих

Согласно Федеральному закону “Об основах государственной службы в Российской Федерации”, государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном этим законом, обязанности по государственной должности государственной службы (категории “Б” и “В”) за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.

Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.

Однако состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они в неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям.

По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие могут быть разделены на федеральных служащих и служащих субъектов Федерации.

Характер деятельности федеральных государственных служащих вытекает из полномочий соответствующих федеральных государственных органов: Администрации Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального собрания и т.д.

В субъектах федерации сосредоточена основная часть государственных служащих, что во многом обусловлено продолжающейся децентрализацией государственного управления. На государственной службе субъектов Федерации состоят государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения органов государственной власти этих субъектов.

Если взять за основу такой критерий, как особенности службы в федеральных государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.). Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.

В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации. Для успешного выполнения этих ответственных функций, например, Палаты Федерального собрания должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников. Поэтому сюда на должности категорий “Б” и “В” (руководители аппарата и секретариата, их помощники и советники, начальники управлений и отделов) подбираются специалисты – практики, ученые в области государственного управления, информатики, экономики, финансов, права. Только такой аппарат способен обеспечить нормальную работу парламента.

Органы исполнительной власти осуществляют организационно – управленческую, исполнительно – распорядительную функцию обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85 % государственных служащих. Управление требует прежде всего способности к комплексному, системному и прогностическому видению общественных явлений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем руководителям самостоятельно принимающим управленческие решения и другим служащим принимающим участие в подготовке таких решений. Главным критерием для занятия той или иной должности категории “Б” и “В” в сфере исполнительной власти становится профессиональная подготовка на уровне мировых стандартов.

Судебная власть, согласно статье 118 Конституции Российской Федерации, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция – возможность контроля за законностью актов государственных органов (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). Обеспечение исполнения полномочий судей возложено прежде всего на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности категорий “Б” и “В”. Кроме того, имеются специальные государственные органы, на которые возложен ряд функций по обеспечению исполнения полномочий судей. Так, Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 1997 года “О судебных приставах” на службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции, а также по исполнению судебных актов и актов других органов. Федеральным законом от 8 января 1998 г. “О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации” установлено, что этот федеральный государственный орган осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов. Федеральный закон от 17 января 1992 года “О прокуратуре Российской Федерации” определил требования к профессиональному уровню кандидатов на должности прокуроров различного уровня, а также меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей, являющихся государственными служащими.

Исходя из текущей и перспективной потребности в государственных служащих государством планируется и организуется их подготовка путем обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, а также путем приобретения опыта работы по специальности, необходимого для выдвижения на вышестоящие должности. При этом согласно Указу Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года обязательную профессиональную переподготовку проходят лица, впервые назначенные на руководящие должности федеральной государственной службы (не ниже заместителя начальника отдела), в течении первого года работы на этих должностях, а затем – обязательное повышение квалификации (не реже одного раза в три года). Обязательная профессиональная переподготовка и повышение квалификации этих лиц осуществляются в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и подведомственных ей образовательных учреждениях, а также в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Ежегодно планом предусматривается возможность подготовки и лиц, замещающих государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации.

По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами. Применявшееся ранее разделение служащих на три категории: руководителей, специалистов и технических исполнителей – с чем были связаны государственно–властные полномочия и их объем – утратило свое значение. Теперь характер государственно–служебных отношений и объем государственно–властных полномочий государственных служащих вытекает из установленного деления занимаемых ими должностей категории “А”. “Б” и “В”. Поскольку деятельность государственных служащих по обеспечению и исполнению полномочий государственных органов, где они служат, может иметь различную направленность, государственные служебные отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные) и внешние.

Внутриорганизационные правоотношения – это отношения служебной подчиненности внутри данного органа (системы). Они возникают, изменяются и прекращаются на основе законодательства в связи с замещением должности категории “Б” или “В” в аппаратах органов законодательной, исполнительной или судебной власти и иных государственных органов. Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать, перемещать на соответствующую должность, а следовательно и увольнять с государственной службы. Внутриорганизационными являются также отношения, возникающие у государственного служащего со своими начальниками – с момента замещения государственной должности – по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения, ответственности и других вопросов, которые, как правило, определяются должностными инструкциями.

Внешними считаются государственно–служебные отношения, которые на основе законодательства складываются между государственными служащими и не подчиненными им гражданами, государственными и не государственными организациями в связи с осуществлением им своих должностных полномочий. Эти правоотношения возникают с момента замещения им государственной должности. Но в качестве представителя государства (органа исполнительной власти) может выступать не каждый, а только тот служащий который по занимаемой должности наделен государственно–властными полномочиями в сфере исполнительной власти, - должностное лицо (представитель власти). К должностным лицам можно отнести работников государственных органов, чьи властные полномочия публичного характера выходят за пределы этих органов. Их распорядительные действия (полномочия) могут распространяться на граждан и юридических лиц, организационно не подчиненных им по службе. К числу таких государственных служащих, которых называют представителями власти, относятся: прокуроры, следователи, сотрудники милиции, налоговой полиции, судебные исполнители, государственные инспектора различных контрольно–надзорных органов, представители государства в акционерных обществах. Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 года “О службе в таможенных органах Российской Федерации” , должностными лицами являются граждане занимающие должности в таможенных органах, которым присвоены установленные этим законом специальные звания (от прапорщика таможенной службы до действительного государственного советника таможенной службы Российской Федерации).

В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на государственную службу на неопределенный срок (например на должность категории “В”), на определенное время (например, на должность категории “Б”), с установлением испытательного срока (при поступлении на государственную службу).

В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовки государственные служащие подразделяются на пять групп соответственно делению государственных должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие).


Глава II. Аттестация государственных служащих

2.1. Общая характеристика аттестации государственных служащих

Правовой институт аттестации государственных, муниципальных служащих тесно связан с другими правовыми институтами, поэтому с аттестация взаимодействует с вопросами, связанные с дисциплинарной ответственностью, поощрением, трудовым договором (проблемы перевода, изменения существенных условий труда, увольнения); с профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации государственных (муниципальных) служащих и др.

В правовом регулировании аттестации государственных служащих большое значение имеют не только правовые нормы, но и понятийный аппарат, призванный обеспечить единство в нормотворчестве.

Понятие аттестации государственного служащего имеет большое значение также и для обеспечения единства при реализации и правоприменении соответствующих норм, поскольку напрямую связано с содержанием аттестации.

Аттестация это комплексное понятие, и его необходимо рассматривать в нескольких аспектах.

Аттестация - это специальный термин, с помощью которого устанавливается специфика правового регулирования труда государственных (муниципальных) служащих.

Аттестация является обязательным правовым условием работы не только для государственных служащих, но и для ряда работников и служащих государственных ведомств и учреждений, а в некоторых случаях и других организаций, независимо от форм собственности.

К ним относятся: судьи Российской Федерации; лица, занимающие должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, педагогические работники государственных, муниципальных учреждений образования Российской Федерации и др.

Определение понятия «аттестация государственного служащего» дано в ФЗ № 19 «Об основах государственной службы в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями): для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.

Аттестацию государственных служащих нужно рассматривать как правовой институт – совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие с аттестацией.

Многие правоведы рассматривают институт аттестации в качестве структурного образования (правового института) трудового права. Например, В.И. Курилов пишет: «Нормы, регулирующие аттестацию работников в рамках правового института трудового договора, составляют группу, внутреннее единство которой обусловлено общностью целей и содержания названных норм». По мнению В.Н.Скобелкина, аттестационные комиссии выступают в качестве субъектов трудовых правоотношений.

В соответствии с ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» (п. 2 ст. 4) могут устанавливаться особенности правового регулирования аттестации государственных служащих в отдельных государственных органах.

Аттестация государственных служащих субъектов РФ регулируется не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Аттестация государственных служащих – это не просто односторонние действия работодателя – соответствующего органа, а система правоотношений. При рассмотрении аттестации в этом аспекте необходимо выделить, прежде всего, субъектов аттестации.

Во-первых, это государственные служащие, замещающие в государственном органе государственные должности государственной службы. Аттестации не подлежат только те государственные служащие, которые прямо указаны в соответствующих нормативных правовых актах. Во-вторых, это аттестационная комиссия и государственный орган в лице соответствующего руководителя.

Каждый субъект правоотношений обладает правовым статусом, в содержание которого входят правоспособность (т.е. их возможность иметь субъективные права и нести юридические обязанности) и сами права и обязанности, предусмотренные законодательством, регулирующим аттестацию.

Как правоотношение, аттестация возникает в связи с принятием соответствующего решения руководителя государственного органа и прекращается после вынесения аттестационной комиссией оценки государственному служащему.

Необходимо отметить, что, как указывалось ранее, при проведении аттестации возникает правоотношение не только между аттестационной комиссией (государственным органом, органом муниципального самоуправления) и аттестуемым, но и между аттестационной комиссией и руководителем государственного органа.

Аттестацию государственного служащего можно рассматривать как правовую гарантию государственного органа для обеспечения исполнения его полномочий.

Так, ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» определяет государственную службу, как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (п.1 ст.2), в качестве одного из принципов государственной службы закрепляет «профессионализм и компетентность государственных служащих» (п.8 ст.5). Именно поэтому устанавливаются квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственным служащим (ст. 6 ФЗ «Об основах государственной службы в РФ»), предусматривается в качестве одной из основных обязанностей государственного служащего - обязанность «поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей» (п.7 ст.10) и правовой механизм определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственных служащих занимаемой государственного должности государственного служащего – периодическая аттестация (ст.24), которая одновременно является и «персональной оценкой профессиональных качеств государственного служащего».

Аттестация для государственного служащего может быть рассмотрена как юридическая обязанность - пройти в установленной организационно-правовой форме периодическую проверку его уровня профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности.

Вышеназванный аспект аттестации вытекает из основной обязанности государственного служащего – «поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей (п.7 ст. 10 ФЗ «Об основах государственной службы в РФ»). В случае неисполнения данной обязанности государственный служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (ст. 14 ФЗ «Об основах государственной службы в РФ»). При неявке его на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин он может быть аттестован в его отсутствие (п.8 Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего).

С другой стороны, аттестация для государственного служащего является и дополнительной гарантией.

Исходя из смысла ФЗ «Об основах государственной службы» (ст.24), Положения (п.15), Трудового Кодекса РФ (п.п. «б» п.3 ст.81) государственного служащего, как и другого работника, нельзя уволить по инициативе администрации государственного органа (в связи с обнаружившимся несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) без проведения аттестации и соответствующего решения аттестационной комиссии.

Ранее, общая норма КЗОТ РФ (п.2 ст.33) не содержала такой гарантии для других работников.

В случае увольнения государственного служащего по указанному ранее основанию без проведения аттестации, он в соответствии с ч.1 ст. 394 ТК РФ подлежит восстановлению на прежней работе.

Увольнение государственного служащего, члена профсоюза, по данному основанию производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа в соответствии со статьей 373 ТК РФ (ч.2 ст.82 ТК РФ). Поскольку при проведении аттестации в отношении указанного государственного служащего она может послужить основанием для соответствующего увольнения, то в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа (ч.3 ст.82 ТК РФ).

Аттестация проводится также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда, в соответствии с которым устанавливается соответствующая надбавка к должностному окладу (ст.17 ФЗ «Об основах государственной службы»). В данном случае аттестация выполняет функцию стимулирования.

Аттестация государственного служащего (ее результаты) являются юридическим фактом для возможного изменения и (даже) прекращения соответствующих трудовых правоотношений, возникновения новых трудовых правоотношений.

Так, в зависимости от оценки аттестационной комиссии руководитель государственного органа принимает решение с согласия государственного служащего о переводе государственного служащего на другую государственную должность государственной службы, о присвоении государственному служащему очередного квалификационного разряда, об изменении соответствующей надбавки, о повышении квалификации или переподготовке, об увольнении и др. (п.14, 15 Положения).

Аттестацию можно рассматривать и в виде деятельности, как системы, состоящей из различных элементов: 1) субъекта; 2) объекта; 3) процедуры. Она имеет свои задачи, принципы.

Формирование государственной службы в России, которая бы соответствовала мировым стандартам, требует решения задачи по созданию качественно новой системы аттестации государственных служащих, основанной на принципах, принятых в мировой практике. Анализ опыта Франции, Германии, США и некоторых других стран свидетельствует о том, что аттестация в этих государствах играет особую роль при замещении должностей и продвижения по службе, поскольку присвоение классификационных разрядов производится именно по результатам аттестации.

«Целям поддержания высокого уровня государственной службы служат правила об аттестации. В США, например, до каждого служащего ежегодно доводятся сведения о требованиях, предъявляемых к его должности. Критериями оценки деятельности высшего руководящего состава являются: совершенствование эффективности и качества работы, в том числе сокращение объема делопроизводства; экономия средств; своевременность исполнения обязанностей по должности; иные показатели эффективности работы. Аттестация служащих проводится ежегодно. В случае неудовлетворительной оценки работы служащий может быть либо уволен, либо переведен на другую должность. Однако такой перевод запрещен, если в течение 5 лет деятельность служащего на руководящем посту дважды оценивалась неудовлетворительно».

2.2. Квалификационные разряды государственных служащих

Критерием для подразделения государственных служащих являются и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью является то, что они присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающему должность категории “Б” или “В”, с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Лица, которым присвоены соответствующие квалификационные разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия.

Квалификационные разряды подразделяются на группы соответственно тем группам, на которые подразделяются государственные должности государственной службы. В этом выражается неразрывность сущности квалификационного разряда с той или иной должностью категории “Б” или “В”, зависимость разряда от занимаемой должности. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. При продвижении на более высокую должность у государственного служащего, отвечающего другим установленным требованиям, возникает право на присвоение ему квалификационного разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренного для этой должности.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации “Об основах государственной службы в Российской Федерации” (п. 3 ст. 7), лицам, замещающим должности категорий “Б” и “В”, могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

Действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса – лицам, замещающим высшие (5-й группы) государственные должности государственной службы;

Государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса – лицам, замещающим главные (4-й группы) должности;

Советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса – лицам, замещающим ведущие (3-й группы) должности;

Советник государственной службы 1, 2 и 3 класса лицам, замещающим старшие (2-й группы) должности;

Референт государственной службы 1, 2 и 3 класса – лицам замещающим младшие (1-й группы) государственный должности государственной службы.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с законом вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские и специальные звания, дипломатические ранги.

Заключение

Выше мы более подробно рассмотрели вопрос, касающейся государственной службы, государственных служащих и их аттестации.

Услугами государственных служащих пользуются все современные страны независимо от государственного устройства, формы правления, политической системы или правящего режима.

Государственные служащие выполняют все задачи и функции, которые цивилизованные общества мира возлагают на свои государства. Именно они в современном обществе осуществляют контрольную организационную, право исполнительную и все иные виды властной деятельности, подготавливают и принимают общеобязательные нормативные правовые акты, а также индивидуальные акты применения права, реализуют государственное принуждение в отношении лиц, совершающих правонарушение, и т.д.

Критерием для подразделения государственных служащих являются и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью является то, что они присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающему должность категории “Б” или “В”, с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Аттестация – это предмет исследования не только юристов, но и управленцев, психологов и т.д., что необходимо учитывать в ходе подготовки и проведения аттестации.

Хочется отметить, что в современной научной и учебной литературе правовому институту аттестации государственных служащих уделяется явно недостаточное внимание.

Правовые проблемы аттестации связаны с более общими проблемами разграничения компетенции РФ и субъектов РФ при регулировании трудовых отношений с государственными (муниципальными) служащими, с необходимостью приведения федеральных законов и других нормативно-правовых актов в соответствие с Конституцией РФ, законов субъектов РФ.

Список используемых источников

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М.: Закон, 2003.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197–ФЗ. – М.: Законодательство, 2003.

3. Федеральный Закон РФ № 119-ФЗ от 05 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

4. Федеральный Закон РФ № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «Ос системе государственной службы Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

5. Федеральный закон «О судебных приставах» от 27 июля 1997 года № 118 – ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

6. Федеральный закон «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 8 января 1998 года № 7 – ФЗ.

7. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 декабря 1992 года № 2202-1 (с последующими изменениями и дополнениями).

8. Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

9. Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» (в ред. Указов Президента РФ от 16.04.2001 № 433, от 08.08.2001 № 1002).

10. Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего.

11. Административное право: Учебник. / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2003.

12. Волошина В.В., Титов К.А. Государственная служба в Российской Федерации. Теоретико-правовые аспекты. - М.: Издательство «Луч», 2001.

13. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» и законодательству о государственной службе зарубежных государств. / Под ред. Окунькова Л.А. - М.: Инфра-М, 2002.

14. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. - М.: Юристь, 2002.

15. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. - М.: Юристь, 2002.

16. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. – Изд. 3-е перераб. и доп. – М.: Законодательство, 2003.

17. Скобелкин В.И. Трудовое правоотношение. - М.: НОРМА-М, 2002.

18. Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения внутри трудового коллектива // Государство и право. 2003. № 6.

19. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. – М.: Герда, 2003.

20. Старилов Ю.Н. Служебное право. Учебник. - М.: БЕК, 2002.

21. Чиканова Л.А. Государственные служащие. / Под ред. проф. Б.А. Шеломова. – М.: Юристъ, 2003.


Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. - М.: Юристь, 2002. Главы 11, 12.

Чиканова Л.А. Государственные служащие. / Под ред. проф. Б.А. Шеломова. – М.: Юристъ, 2003. - С. 7.

Административное право: Учебник. / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2003. - С. 199.

Федеральный закон от 31. 07.1995 г. “Об основах государственной службы в Российской Федерации” № 119 – ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.02.1999 № 35-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ).

Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. – Изд. 3-е перераб. и доп. – М.: Законодательство, 2003. - С. 75.

Федеральный закон от 31. 07.1995 г. “Об основах государственной службы в Российской Федерации” № 119 – ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.02.1999 № 35-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ).

Чиканова Л.А. Государственные служащие. / Под ред. проф. Б.А. Шеломова. – М.: Юристъ, 2003. - С. 8-9.

Административное право: Учебник. / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2003. - С. 211

Административное право: Учебник. / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2003. - С. 212.

Федеральный закон “О судебных приставах” от 27.07.1997 г. № 118 – ФЗ. (в ред. Федерального закона от 07.11.2000 № 135-ФЗ).

Федеральный закон. “О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации” от 8 января 1998. № 7 – ФЗ.

Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” от 17.12.1992 г. № 2202-1(в ред. Федеральных законов от 17.11.1995 № 168-ФЗ, от 10.02.1999 № 31-ФЗ, от 19.11.1999 № 202-ФЗ, от 02.01.2000 № 19-ФЗ, от 29.12.2001 № 182-ФЗ, от 28.06.2002 № 77-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 05.10.2002 № 120-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 № 3-П, от 11.04.2000 № 6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 № 13-П).

Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» (в ред. Указов Президента РФ от 16.04.2001 № 433, от 08.08.2001 № 1002).

Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. – Изд. 3-е перераб. и доп. – М.: Законодательство, 2003. - С. 89.

Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. – М.: Герда, 2003. – С. 176. – С. 176.

Федеральный закон “О службе в таможенных органах Российской Федерации” от 21.07.1997. № 114-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2001), от 07.11.2000 № 135-ФЗ, от 30.06.2002 № 78-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 31.12.2002 № 200-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 30.12.2001 № 194-ФЗ).

Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. – Изд. 3-е перераб. и доп. – М.: Законодательство, 2003. - С. 87-90.

Аттестация гражданских служащих проводится на основании ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ.

Цель аттестации - определить соответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы РФ, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих. Аттестации подлежат все гражданские служащие независимо от занимаемой должности.

В очередную аттестацию не включаются гражданские служащие:

А) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее 1 года;

Б) достигшие возраста 60 лет;

В) беременные женщины;

Г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

Д) замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт;

Е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена. Аттестация гражданского служащего проводится 1 раз в 3 года. До истечения 3 лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего. Так, внеочередная аттестация проводится при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе с целью определения гражданских служащих, обладающих преимущественным правом оставления на работе в силу высокой результативности труда и квалификации. Одно из условий проведения внеочередной аттестации - принятие решения представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителем этого руководителя об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Для проведения аттестации гражданских служащих актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. В ее состав включаются представитель и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее 1/4 от общего числа аттестационной комиссии.

Аттестация проводится в присутствии аттестуемого гражданского служащего. Заочная аттестация не допускается.

Неявка на назначенное заседание аттестационной комиссии или отказ от прохождения аттестации при отсутствии уважительных причин считаются дисциплинарным проступком и влекут за собой применение дисциплинарных взысканий. Заседание аттестационной комиссии в таком случае переносится. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

А) соответствует занимаемой должности гражданской службы;

Б) соответствует занимаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

В) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

Г) не соответствует занимаемой должности гражданской службы.

Выводы аттестационной комиссии доводятся до сведения руководителя государственного органа, который принимает окончательное решение по результатам аттестации. Решение должно быть принято в течение 1 месяца со дня проведения аттестации. По истечении месяца перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам аттестации не допускается.

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу

Выбор редакции
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...

Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...

В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...

Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...
Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...
В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...