Происхождение права и государства. Теория и практика


В начало.

Словари определяют общественно-экономическую формацию как исторически определенный тип общества, основывающийся на определенном способе производства. Способ же производства - это одно из центральных понятий в марксистской социологии, характеризующее определенный уровень развития всего комплекса общественных отношений. Напомним, что свою основную идею естественноисторического развития общества К. Маркс выработал на основе выделения из различных сфер общественной жизни экономической сферы и придания ей особого значения - как главной и детерминирующей все остальные, а из всех видов общественных отношений он обратил первоочередное внимание на производственные отношения - те, в которые люди вступают по поводу производства материальных благ.

Логика здесь довольно проста и убедительна: главное и определяющее в жизни любого общества - это добывание средств к жизни, без которых просто не смогут сложиться никакие другие отношения между людьми - ни духовные, ни этические, ни политические и т.д., - ибо без этих средств не будет и самих людей. А чтобы добывать средства к жизни (производить их), люди должны объединяться, кооперироваться, вступать для совместной деятельности в определенные отношения , которые и называются производственными .

Напомним еще раз строение аналитической схемы Маркса (см. рис.2.3 во второй главе). Производительные силы , образующие ядро экономической сферы - это обобщающее наименование соединения людей с совокупностью материальных средств, находящихся в работе: сырья, инструментов, техники, орудий, зданий и сооружений, используемых в производстве товаров (вещественные элементы или средства производства); эта совокупность вещественных элементов образует средства производства. Главной составной частью производительных сил являются, конечно, сами люди (личностный элемент ) с их знаниями, умениями и навыками, которые позволяют им с помощью вещественных элементов из предметов окружающего природного мира производить предметы, предназначенные непосредственно для удовлетворения человеческих потребностей (собственных или других людей). Производительные силы - наиболее гибкая, подвижная, непрерывно развивающаяся часть этого единства. Это понятно: знания и умения людей постоянно наращиваются, появляются новые открытия и изобретения, совершенствуя, в свою очередь, орудия труда. Производственные отношения более инертны, малоподвижны, медлительны в своем изменении, однако именно они образуют ту оболочку, питательную среду, в которой и развиваются производительные силы. Неразрывное единство производительных сил и производственных отношений и называют способом производства , поскольку оно указывает, каким способом соединяется личностный элемент производительных сил с вещественным, образуя тем самым конкретный, присущий данному уровню развития общества способ добывания материальных благ.



На фундаменте базиса (производственных отношений) вырастает надстройка . Она представляет собою, по сути дела, совокупность всех остальных отношений, "остающихся за вычетом производственных", и содержащую множество различных институтов, таких, как государство, семья, религия или различные виды идеологий, существующих в обществе. Основная специфика марксистской позиции исходит из утверждения, что характер надстройки определяется характером базиса. Поскольку сменяется природа базиса (глубинный характер производственных отношений), постольку меняется и природа надстройки. Потому, например, политическая структура феодального общества и отличается от политической структуры капиталистического государства, что хозяйственная жизнь этих двух обществ существенно различная и требует разных способов влияния государства на экономику, разных законодательных систем, идеологических убеждений и т.п.

Исторически определенный этап развития данного общества, который характеризуется конкретным способом производства и соответствующей ему надстройкой, именуется общественно-экономической формацией . Смена же способов производства (и переход от одной общественно-экономической формации к другой) вызывается антагонизмом между устаревшими производственными отношениями и производительными силами, которым становится тесно в этих старых рамках, и они разрывают ее подобно тому, как выросший птенец разрывает скорлупу (внутри которой он развивался).

Модель базиса и надстройки вдохнула жизнь во множество учений, простирающихся от романтизма XYIII века до анализа структуры семьи в современном обществе. Преобладающая форма, которую принимали эти учения, носила классово-теоретический характер. То есть производственные отношения в базисе рассматривались как отношения между социальными классами (скажем, между рабочими и капиталистами), и, следовательно, утверждение, что базис детерминирует надстройку, означает, что характер надстройки в значительной степени детерминируется экономическими интересами господствующего социального класса. Такой акцент на классы как бы "снимал" вопрос о безличном действии экономических законов.

Метафора базиса и надстройки и определяемой ими общественно-экономической формации оказалась плодотворным аналитическим инструментом. Но она также вызвала огромное число дискуссий, как в самом марксизме, так и вне его. Один из пунктов проблемы - определение производственных отношений.

Поскольку ядром их выступают отношения собственности на средства производства , они неизбежно должны включать в себя правовые дефиниции, а ведь их данная модель определяет как надстроечные. В силу этого аналитическое разделение базиса и надстройки представляется затруднительным.

Важным предметом спора вокруг модели базиса и надстройки стала точка зрения, что базис детерминирует надстройку. Ряд критиков утверждают, что эта модель влечет за собой экономический детерминизм. Однако следует учитывать, что сами К. Маркс и Ф. Энгельс никогда не придерживались такой доктрины. Во-первых, они понимали, что элементы надстройки могли быть относительно автономны от базиса и обладать собственными законами развития. Во-вторых, они утверждали, что надстройка взаимодействует с базисом и достаточно активно влияет на него.

Итак, исторический период развития конкретного общества, в течение которого доминирует данный способ производства, и называется общественно-экономической формацией . Введение этого понятия в социологический анализ периодизации обществ имеет ряд преимуществ. (1) Оно позволяет отличить один период развития общества от другого по достаточно четким критериям. (2) С его помощью можно найти общие сущностные черты в жизнедеятельности различных обществ (стран и народов), находящихся на одинаковой ступени развития даже в различные исторические периоды, и, напротив - найти объяснения различий в развитии двух обществ, сосуществующих в один и тот же период, но обладающих разными уровнями развития вследствие различия в способах производства. (3) Формационный подход позволяет подходить к обществу как к единому социальному организму, т.е. рассматривать все общественные явления (на основе способа производства) в органическом единстве и взаимодействии. (4) Он дает возможность свести стремления и действия отдельных личностей к действиям больших масс людей.

На основе формационного подхода вся человеческая история делится на пять общественно-экономических формаций. Однако, прежде чем перейти к их непосредственному рассмотрению, следует сделать еще несколько замечаний по поводу системообразующих признаков, определяющих параметры каждой из формаций.

Первое из них относится к структуре труда , как определяет ее Маркс в своем "Капитале". Согласно трудовой теории стоимости, целью любой экономической системы является создание потребительных стоимостей, то есть полезных вещей. Однако во многих экономиках (особенно капиталистических) люди производят вещи не прямо для собственного пользования, а для обмена на другие товары. Все товары производятся с помощью труда, и, в конечном счете, именно время труда , затраченное на их производство, детерминирует стоимость обмена.

Рабочее время работника можно разделить на два периода. В течение первого он производит товары, стоимость которых равна стоимости его существования, это необходимый труд. "Второй период труда - тот, в течение которого рабочий работает уже за пределами необходимого труда, - хотя и стоит ему труда, затраты рабочей силы, однако не образует никакой стоимости для рабочего. Он образует прибавочную стоимость". Предположим, рабочий день составляет десять часов. В течение части его - скажем, восьми часов - рабочий будет производить товары, стоимость которых равна стоимости его существования (пропитания). В течение двух остающихся часов рабочий будет создавать прибавочную стоимость, которая присваивается собственником средств производства . Этим собственником может быть и сам работник, однако чем более развито общество, тем менее это вероятно; в большинстве известных нам общественно-экономических формаций средствами производства владеет не тот, кто непосредственно трудится с помощью их, а кто-то другой - рабовладелец, феодал, капиталист. Следует отметить, что именно прибавочная стоимость является основой, во-первых, частной собственности, а во-вторых - рыночных отношений.

Таким образом, мы можем выделить интересующие нас системообразующие признаки общественно-экономических формаций. Первый из них - это соотношение между необходимым и прибавочным трудом , наиболее типичное для данной формации. Такое соотношение решающим образом зависит от уровня развития производительных сил, и прежде всего - от технологических факторов. Чем ниже уровень развития производительных сил, тем больше удельный вес необходимого труда в общем объеме любого производимого продукта; и наоборот - по мере совершенствования производительных сил неуклонно возрастает доля прибавочного продукта. Второй системообразующий признак - это характер собственности на средства производства , доминирующий в данном обществе. Теперь, основываясь на этих критериях, мы попытаемся кратко рассмотреть все пять формаций.

Первобытнообщинный строй (или примитивные общества). Здесь способ производства характеризуется чрезвычайно низким уровнем развития производительных сил. Весь труд является необходимым; прибавочный труд равен нулю. Грубо говоря, это означает, что все, что производится, потребляется без остатка, не образуя никаких избытков, а значит, не давая возможности ни делать накоплений, ни производить обменных операций. Поэтому первобытнообщинная формация характеризуется практически элементарными производственными отношениями, основанными на общественной (точнее общинной ) собственности на средства производства - частная собственность просто не может здесь возникнуть в силу практически полного отсутствия прибавочного продукта: все, что производится (точнее добывается), потребляется без остатка, и всякая попытка отнять, присвоить что-либо добытое руками других просто приведет к гибели того, у кого это отнимают. В силу тех же причин здесь отсутствует товарное производство (нечего выставить на обмен). Понятно, что такому базису соответствует чрезвычайно слаборазвитая надстройка; просто не могут появиться люди, которые могли бы позволить себе профессионально заниматься управлением, наукой, отправлением религиозных обрядов и т.п.

Достаточно важный момент - судьба пленников, которых захватывают во время стычек враждующих племен: их либо просто убивают, либо превращают в пищу, либо принимают в состав племени. Заставлять их принудительно работать не имеет никакого смысла: они без остатка употребят все, что произведут.

Рабство. Лишь развитие производительных сил до такого уровня, который обусловливает появление прибавочного продукта, хотя бы в незначительном объеме, коренным образом меняет судьбу вышеупомянутых пленников. Теперь их выгодно обращать в рабов, поскольку весь излишек произведенных их трудом продуктов поступает в безраздельное распоряжение хозяина. И, чем большим числом рабов обладает хозяин, тем большее количество вещественного богатства сосредоточивается в его руках. Кроме того, появление того же прибавочного продукта создает материальные предпосылки для возникновения государства, а также - для определенной части населения - профессиональных занятий религиозной деятельностью, наукой и искусством. То есть возникает надстройка как таковая.

Поэтому рабство как социальный институт определяется в качестве формы собственности, которая дает одной личности право на владение другой личностью. Таким образом, главным объектом собственности здесь являются люди, выступающие не только в качестве личностного, но и в качестве вещественного элемента производительных сил. Другими словами, подобно любому другому средству производства, раб - это вещь, с которой ее владелец волен делать все что угодно - купить, продать, обменять, подарить, выбросить за ненадобностью и т.п. Рабский труд существовал при различных социальных условиях - от Древнего мира до колоний Вест-Индии и плантаций южных штатов Северной Америки. Прибавочный труд здесь уже не равен нулю: раб производит продукцию в объеме, несколько превышающем стоимость собственного пропитания. В то же время с точки зрения эффективности производства при использовании рабского труда всегда возникает целый ряд проблем. (1) Казарменная рабская система не всегда в состоянии воспроизводить себя сама, и рабов необходимо получать или путем покупки на рынках работорговли, или путем завоевания; поэтому рабские системы нередко имели тенденцию острой нехватки трудовых ресурсов. (2) Рабы требуют значительного "силового" надзора вследствие угрозы их восстаний. (3) Рабов трудно заставить выполнять трудовые задания, требующие квалификации, без дополнительных побудительных мотивов. Наличие этих проблем заставляет предположить, что рабство не может дать соответствующей базы для продолжительного экономического роста. Что касается надстройки, то ее характерной чертой является практически полное исключение рабов из всех форм политической, идеологической и многих других форм духовной жизнедеятельности, поскольку раб рассматривается в качестве одной из разновидностей рабочей скотины или же "говорящего орудия".

Феодализм. Американские исследователи Дж. Прауер и С.Н. Айзенштадт перечисляют пять характеристик, общих для наиболее развитых феодальных обществ: (1) отношения типа лорд - вассал; (2) персонифицированная форма правления, которая эффективна, скорее, на местном, чем на общенациональном уровне, и которая обладает сравнительно низким уровнем разделения функций; (3) землевладение, основанное на даровании феодальных поместий (феодов ) в обмен на службу, прежде всего военную; (4) существование частных армий; (5) определенные права помещиков в отношении крепостных крестьян. Такие черты характеризуют экономическую и политическую систему, которая была чаще всего децентрализованной (или слабо централизованной) и зависела от иерархической системы личных связей внутри дворянства, несмотря на формальный принцип единой линии авторитарности, восходящей к королю. Это обеспечивало коллективную оборону и поддержание порядка. Экономический базис представлял собой поместную организацию производства, когда зависимое крестьянство доставляло прибавочный продукт, в котором помещики нуждались для выполнения своих политических функций.

Поскольку главным объектом собственности в феодальной общественно-экономической формации выступает земля, то классовая борьба между помещиками и крестьянами сосредоточивалась прежде всего на размерах производственных единиц, назначаемых арендаторам, условиях аренды, а также на контроле над основными средствами производства, такими, как пастбища, дренажные системы, мельницы. Поэтому в современных марксистских подходах утверждается, что вследствие того, что крестьянин-арендатор имеет определенную степень контроля над производством (например, обладание обычным правом), для обеспечения контроля землевладельцев над крестьянством требуются "внеэкономические меры". Эти меры представляют собой базовые формы политического и экономического господства. Следует отметить, что в отличие от капитализма, где рабочие лишены всякого контроля над средствами производства, феодализм допускает для крепостных крестьян довольно эффективное владение некоторыми из этих средств, взамен обеспечивая себе присвоение прибавочного труда в форме ренты.

Капитализм. Этот тип экономической организации в его чистой форме может быть очень кратко определен наличием следующих черт: (1) частная собственность и контроль над экономическим инструментом производства, т.е. капиталом; (2) приведение в действие экономической активности для получения прибыли; (3) рыночная структура, регулирующая эту активность; (4) присвоение прибыли собственниками капитала (при условии налогообложения государством); (5) обеспечение трудового процесса рабочими, которые выступают свободными агентами производства. Исторически капитализм развивался и рос до господствующего положения в экономической жизни одновременно с развитием индустриализации . Однако некоторые из его черт можно обнаружить в коммерческом секторе доиндустриальной европейской экономики - может быть, на протяжении всего средневекового периода. Мы не будем здесь подробно останавливаться на характеристиках этой общественно-экономической формации, поскольку в современной социологии в значительной степени распространен взгляд на капиталистическое общество как идентичное индустриальному . Поэтому более подробное рассмотрение его (равно как и вопрос о правомерности подобного отождествления) мы отложим до одного из последующих параграфов.

Важнейшая характеристика капиталистического способа производства: развитие производительных сил достигает такого количественного и качественного уровня, который позволяет увеличить долю прибавочного труда до размеров, превосходящих долю труда необходимого (здесь он выражается в форме заработной платы). По некоторым данным, в современной высокотехнологичной фирме среднестатистический наемный работник работает на себя (т.е. производит продукт стоимостью в свою зарплату) в течение пятнадцати минут из восьмичасового рабочего дня. Это говорит о приближении к ситуации, когда весь продукт становится прибавочным, превращая долю необходимого труда в нуль. Так логика трудовой теории стоимости подводит тенденцию общеисторического развития вплотную к идее коммунизма.

Коммунизм. Будучи, скорее, доктриной, нежели практикой, это понятие относят к таким обществам, в которых отсутствуют (1) частная собственность, (2) социальные классы, (3) принудительное ("порабощающее человека") разделение труда, (4) товарно-денежные отношения. К.Маркс утверждал, что коммунистические общества будут постепенно формироваться после революционного свержения капиталистических обществ. Он отмечал также, что эти три характеристики в определенной (хотя и весьма примитивной) форме свойственны также первобытным родовым обществам - условие, которое он рассматривал как примитивный коммунизм . Что касается коммунизма "подлинного", то его логическая конструкция выводится Марксом и его последователями как прямая экстраполяция из тенденций предшествующего прогрессивного развития общественно-экономических формаций. Не случайно начало созидания этого строя рассматривается как конец предыстории человеческого общества и начало его подлинной истории. Имеются серьезные сомнения относительно того, что эти идеи были реализованы на практике в современных нам обществах. В большинстве бывших "коммунистических" стран сохранялись и определенная доля частной собственности, и широко применяемое принудительное разделение труда, а также классовая система, основанная на бюрократических привилегиях. Реальное развитие обществ, именовавших себя коммунистическими, вызвало к жизни дискуссии среди теоретиков коммунизма, некоторые из которых придерживаются мнения, что какая-то доля частной собственности и определенный уровень разделения труда представляются неизбежными и при коммунизме.

В чем проявляется прогрессивная сущность этого исторического процесса последовательной смены общественно-экономических формаций? Как отмечали классики марксизма, таким критерием прогресса выступает последовательное повышение степени свободы живого труда при переходе от одной формации к другой. В самом деле, если мы обратим внимание на главный объект частной собственности, то мы увидим, что в рабстве это - люди, при феодализме - земля, при капитализме - капитал (выступающий в самой разнообразной форме). Крепостной крестьянин реально свободнее любого раба. Рабочий же вообще юридически свободный человек, причем, без такой свободы вообще невозможно развитие капитализма. Вторым проявлением прогрессивности при переходе от одной формации к другой является, как мы видели, последовательное (и значительное) увеличение доли прибавочного труда в общем объеме труда.

Несмотря на наличие ряда недостатков формационного подхода (многие из которых проистекают, скорее, из фанатичной догматизации, абсолютизации некоторых положений марксизма его наиболее ортодоксальными и идеологизированными сторонниками), он может оказаться достаточно плодотворным при анализе периодизации исторического развития человеческого общества, в чем нам предстоит еще не раз убедиться на протяжении дальнейшего изложения.

21. В отношении каких из нижеследующих нормативных актов Президент НЕ имеет права вето в Российской Федерации: А) Федеральные законы Б) Законы субъектов Федерации В) Постановления Правительства РФ Г) Конституционные законы 22. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ: А) не моложе 35 и не старше 65 лет, постоянно проживающий в РФ Б) не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет В) не моложе 30 лет и являющийся гражданином РФ по рождению Г) обладающий активным избирательным правом 23. Сделки бывают: А) дозволенные и недозволенные Б) добровольные и обязательные В) односторонние и многосторонние Г) абстрактные и каузальные 24. Что из перечисленного не относится к недвижимым вещам: А) земельный участокВ) морское судно Б) автомобиль Г) самолет 25. Ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение прибыли акционерного общества в виде дивидендов и дающая право голоса, называется: А) облигацией Б) эмиссией В) акцией Г) чеком 26. Моментом создания общества с ограниченной ответственностью является: А) день внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц Б) день подписания учредительного договора В) день оплаты уставного капитала Г) день предоставления документов в органы, осуществляющих регистрацию юридических лиц 27. По общему правилу в РФ возрастом наступления полной дееспособности является достижение: А) 16 лет Б) 18 лет В) 14 лет Г) 21 года 28. К способам обеспечения исполнения обязательств НЕ относятся: А) задаток Б) предоплата В) штрафная неустойка Г) аванс 29. Принципы исполнения обязательства по передаче права собственности на вещь: А) своевременности Б) полноты В) экономичности Г) все варианты верны 30. Недостойный наследник – это: А) родители лишенные родительских прав Б) дальние родственники В) лица, не указанные в завещании Г) правильного ответа нет 31. Завещания бывают: А) устные и письменные Б) нотариально заверенные и составленные в государственной регистрационной палате В) открытые и закрытые Г) возмездные и безвозмездные 32. Усыновление производится на основании: А) решения суда Б) решения органа ЗАГС В) постановления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором проживает ребенок Г) распоряжения органа местного самоуправления 33. Законный режим имущества супругов – это режим: А) совместной собственности Б) долевой собственности В) раздельной собственности Г) договорной собственности 34.С какого времени брачный договор вступает в силу? А) со дня вступления в брак Б) со дня регистрации брачного договора у нотариуса В) со дня заключения договора в ЗАГСе Г) со дня подписания брачного договора супругами 35. Родители (один из них) НЕ могут быть лишены родительских прав, если они: А) уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов Б) злоупотребляют своими родительскими правами В) являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией Г) в течение длительного времени не имеют достаточных средств для обеспечения ребенка на уровне прожиточного минимума 36. Обязывают ли Конституция и Семейный кодекс РФ детей содержать своих родителей: А) да, по достижении 16 лет, если они работают Б) нет В) да, по решению суда Г) да, по достижении совершеннолетия 37. Перечень работ, на которых запрещается применять труд работников в возрасте до 18 лет, устанавливается: А) Трудовым кодексом РФ Б) Федеральным законом В) Указом Президента РФ Г) Постановлением Правител

Одним из путей изучения общества является формационный путь.

Формация – это слово латинского происхождения, обозначает « образование, вид». Что такое формация? Какие типы формаций существуют? Каковы их особенности?

Формация

Формация – это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений. Это всё составляет базис , то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка .

Рассмотрим подробнее понятия « базис « и « надстройка», выдвинутые К.Марксом.

Базис – это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

Надстройка включает в себя различные идеологические отношения (правовые, политические), связанные с ними взгляды, представления, теории, а также соответствующие организации- государство, политические партии, общественные организации и фонды и т.д.

Формационный подход к изучению общества был выдвинут в 19 веке Карлом Марксом . Он же выделил типы формаций.

Пять типов формаций по К.Марксу

  • Первобытнообщинная формация : низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, собственность на орудия и средства производства — общинная. Управление осуществлялось всеми членами общества или вождём, который избирался как авторитетное лицо. Надстройка примитивная.
  • Рабовладельческая формация : средства производства, орудия находились в руках рабовладельцев. Им же принадлежали рабы, труд которых эксплуатировался. Надстройка выражали интересы рабовладельцев.
  • Феодальная формация : средства производства и главное из них- земля принадлежали феодалам. Крестьяне не являлись собственниками земли, брали её в аренду и платили за это оброк или отрабатывали барщину. В надстройке огромную роль играла религия, защищая интересы власть имущих и в то же время объединяя феодалов и крестьян в духовное единство.
  • Капиталистическая формация : средства производства принадлежали буржуазии, а пролетариат, рабочий класс, производитель материальных благ, был лишён права собственности на средства производства, продавая свою рабочую силу, работая на заводах и фабриках. Лично пролетариат – свободен. Надстройка отличается сложностью: в политической борьбе и движении участвуют все члены общества, появляются общественные организации, партии. Возникало главное противоречие формации: между общественным характером производства и частной формой присвоения произведённого продукта. Только социалистическая революция могла его разрешить, и тогда устанавливалась следующая формация.
  • Коммунистическая формация : характеризуется общественной формой собственности на средства производства. Все члены общества участвуют в создании благ и их распределении, происходит полное удовлетворение всех потребностей общества. Сегодня мы понимаем, что коммунизм — это утопия. Однако долгое время в него верили, ещё Хрущёв Н.С. надеялся, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

a. По длительности существования;

b. По волевому признаку;

c. По правовым последствиям.

12. Тип государства – это:

a. система сущностных признаков государства определенной общественно-экономической формации;

b. общественно-экономический строй государства;

c. совокупность экономического базиса и надстройки;

d. совокупность внутренних, устойчивых и необходимых свойств и связей государства.

14. Последовательность общественных формаций:

a. феодальная;

b. буржуазная;

c. коммунистическая;

d. рабовладельческая;

e. первобытнообщинная.

15. Дополните:
Тип общества, основанный на определенном способе производства, - общественно-экономическая формация.

16. Формационная типология государств выделяет типы государств:

a. буржуазное;

b. феодальное;

c. социалистическое;

d. рабовладельческое;

e. социальное;

f. всеобщего благоденствия;

g. светское.

17. Первобытнообщинной формации не присущи общественные институты:

a. государство;

b. аппарат насилия;

c. налоги;

d. религия;

e. принуждения;

f. брак и семья.

18.Дополните:
Рабовладельческое государство – исторически антагонистический тип государственной организации.

19. Цивилизационный подход к типологии государства разрабатывал А. Тойнби. Основное различие между формационным и цивилизационным подходами к вопросу о происхождении государства и права заключается в том, что:

a. первый основывается на развитии материальных условий жизни общества, а второй - на развитии всей цивилизации;

b. первый считает происхождение права первичным, второй считает первичным происхождение государства;

c. первый основывается на развитии всего общества, второй - на развитии семьи как собственника;



d. первый исходит из образования формы правления государства, второй – территориального устройства.

20.Основоположники марксизма-ленинизма определяют государственную власть, как:

a. власть общества над государством;

b. властвование народа;

c. консенсус между классами;

d. организованное насилие одного класса над другим.

Вариант 9

1.С точки зрения формационного подхода в типологии государств не могло быть:

a. буржуазного государства;

b. феодального государства;

c. рабовладельческого государства;

d. коммунистического государства.

2.Основным недостатком цивилизационного подхода к типологии государства является:

a. преувеличение роли формы государства в развитии государственности; принижение роли экономического фактора в развитии государства;

b. принижение роли духовного фактора в развитии государства;

c. преувеличение роли экономики в развитии государственности.

3. Совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений, с помощью которых официальная публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей, называется:

a. система законодательства;

b. правовой системой;

c. правом;

d. система права.

4. Правовая семья – это совокупность:

a. национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков;

b. взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых явлений, нормативную основу которых составляет право;

c. правовых норм, регулирующих с помощью специфического юридического режима однородные общественные отношения;

d. идей, теорий и концепций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву.

5. В праве романо-германской правовой системы высшей юридической силой наделяется:

a. обычай;

c. конституция;

d. судебное решение.

6. Маргинальным называется:

a. социально активное правомерное поведение;

b. поведение при пассивном соблюдении правовых предписаний;

c. поведение, граничащее с правонарушением;

d. привычное правомерное поведение.

7. Социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, предусмотренное нормой права и влекущее за собой правовые последствия – это:

a. правонарушение;

b. правовое поведение;

c. правомерное поведение.

8. Англо-саксонская правовая семья по-иному еще называется системой:

a. обычного права;

b. парламентского права;

c. законодательного права;

d. общего права.

9. Романо-германская правовая семья еще называется:

a. обычной системой права;

b. общей системой права;

c. континентальной правовой системой;

d. прецедентной системой права.

a. Ж.-Ж. Руссо;

b. Т. Гоббс;

c. Г. Гегель;

d. В. Ленин.

К теориям происхождения государства не относятся

a. Нормативистская;

b. Интергративная;

c. Диффузионная;

d. общественного договора;

e. органическая.

12.Установите соответствие теорий происхождения государства и их авторов:

13. Дополните:
Основа государства в соответствии с патриархальной теорией возникновения государства есть семья.

14. В соответствии с договорной теорией возникновения государства оно есть результат заключения … договора.

a. общественного;

b. гражданско-правового;

c. федеративного;

d. оказания услуг.

16. Теория возникновения государства Виттфогеля связывает процесс образования государства с фактором:

a. необходимость орошения земель;

b. разложение родовой общины;

c. глобальное потепление;

d. развитие экономики.

17. Дополните:
Рассматривает государство как продукт непримиримости классовых противоречий марксистская теория.

18. Представители технократической теории считают, что обществом и государством должны управлять технократы, поскольку только они:

a. овладели передовой техникой;

b. подготовлены и способны изобретать машины и руководить ими;

c. способны определять пути и средства дальнейшего развития общества;

d. способны разработать любую технологию производства и претворить ее в жизнь.

19. Представители доктрины «государства всеобщего благоденствия» утверждают, что государст­во должно:

a. выражать интересы людей, занятых производством, и заботиться прежде всего о них;

b. выражать интересы экономически сильных классов;

c. выражать интересы всех слоев населения и обеспечивать их благополучие;

d. заботиться о благополучии неспособных к труду людей.

20. Укажите представителей «договорной теории» происхождения государства и права:

a. Гроций, Гоббс, Руссо, Радищев;

b. Аквинский, Маритэн;

c. Гумплович, Дюринг, Каутский.

Вариант 10

1. Аристотель, Фильмер, Михайловский являются представителями:

a. классовой теории;

b. теологической теории;

c. патриархальной теории.

2. Источником власти в правовом государстве является:

a. Президент;

c. Государство;

d. Правительство.

3. В гражданском обществе средства массовой информации осуществляют деятельность:

a. под руководством общества;

b. в интересах государства;

c. свободно;

d. под руководством государства.

4. В правовом государстве:

a. никакая идеология не может быть признана государственной;

b. основной идеологией является идеология правящей партии;

c. должна быть государственная идеология;

d. основной идеологией является идеология среднего класса.

5. Право как совокупность естественных прав человека понимали представители ________________ теории.

a. естественно-правовой;

b. исторической;

c. материалистической;

d. социологической.

6. Единство государства и права заключается в общности их:

a. происхождения, типологии;

b. первичных элементов;

c. социального назначения;

d. функций.

7. Властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса и принятии по нему решения:

a. реализация права;

b. правотворчество;

c. применение права.

8. Непосредственное участие в реализации права не принимает:

a. носители субъективных прав и обязанностей;

b. государство в лице различных органов;

c. общество в целом;

d. физические лица.

9. Субъектами применения права не могут быть...

a. должностные лица государства;

b. контрольно-надзорные органы;

c. граждане;

d. органы местного самоуправления.

10. Уяснение смысла и содержания правовой нормы посредством сопоставления ее с другими нормами и установления ее связи с ними – это _______________ способ толкования права.

a. систематический;

b. исторический;

c. грамматический;

d. телеологический

11. Выделяются следующие способы толкования:

a. аутентическое, делегированное, нормативное, казуальное;

b. языковое, систематическое, историческое;

c. обыденное, профессиональное, докториальное.

12. Логическое толкование нормы права - это выяснение:

a. места правовой нормы в отрасли права;

b. значения нормы права в данном институте права;

c. обозначаемых в норме понятий и соотношения их между собой;

d. смысла нормы права, исходя из значения слов.

13. Специально-юридический способ толкования правовых норм основывается на:

a. практике применения правовых норм органами следствия и прокурорского надзора;

b. знаниях практического применения правовых норм;

c. профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники;

d. практике судебного применения нормативных правовых актов.

14. Фактическая конструкция, выражающая главные особенности правонарушения, представляет:

a. юридический факт;

b. юридический состав правонарушения;

c. приговор суда;

d. структуру нормы права.

15. В состав правонарушения входят следующие элементы:

a. субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона;

b. гипотеза, диспозиция, санкция;

c. норма права, правоотношение, акт реализации.

16. Правонарушения подразделяются на:

a. вменяемые и невменяемые;

b. вредные и незначительно вредные;

c. преступления и проступки;

d. общественно опасные, не общественно опасные.

17. Эффективная борьба с правонарушениями и их предотвращение - это требование...

a. Криминологии;

b. Законности;

c. право порядка;

d. общественного порядка.

18. Особое правоотношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, определяется как _______________.

a. ответственность;

b. юридическая;

c. политическая;

d. религиозная;

e. моральная.

19. Способами, приемами правового регулирования являются:

a. декларация, программа;

b. норма права, правоотношение;

c. запрет, дозволение, позитивное обязывание;

d. законность, правопорядок.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ И ПРАВА

§ Предмет и метод теории государства и права.

§ Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук.

§ Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.

§ Причины и формы возникновения государства.

§ Теологическая теория происхождения государства.

§ Патриархальная теория происхождения государства.

§ Договорная теория происхождения государства.

§ Теория насилия по вопросу о происхождении государства.

§ Органическая теория происхождения государства.

§ Материалистическая теория происхождения государства.

§ Психологическая теория происхождения государства.

§ Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.

§ Особенности возникновения права.

§ Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

§ Понятие и сущность государства.

§ Типы государства: различные подходы.

§ Понятие и классификация функций Российского государства.

§ Характеристика основных внутренних функций Российского государства..

§ Характеристика основных внешних функций Российского государства.

§ Формы и методы осуществления функций государства.

§ Понятие и элементы формы государства.

§ Формы государственного правления.

§ Соотношение типа и формы государства

§ Формы национально-государственного и административно-территориального устройства.

§ Политический (государственный) режим: понятие и виды.

§ Механизм государства: понятие и структура.

§ Органы государства: понятие, признаки, виды.

§ Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

§ Политическая система общества: понятия и структура.

§ Место и роль государства в политической системе общества.

§ Понятие и сущность права.

§ Понятие права в объективном и субъективном смысле.

§ Право как государственный регулятор общественных отношений.

§ Естественно-правовая теория.

§ Историческая школа права.

§ Нормативистская теория права.

§ Марксистская теория права.

§ Психологическая теория права.

§ Социологическая теория права.

§ Соотношение экономики, политики и права.

§ Принципы права: понятие и виды.

§ Соотношение убеждения и принуждения в праве.

§ Функции права: понятие и классификация.

§ Типы права: различные подход.

§ Правовая система общества: понятие, структура, виды.

§ Романо-германская правовая семья.

§ Англо-саксонская правовая семья.

§ Семья религиозного права.

§ Семья традиционного права.

§ Правовой статус личности: понятия, структура, виды.

§ Соотношение и взаимосвязь государства и права.

§ Правовое государство: понятие и принципы.

§ Разделение властей как принцип правового государства.

§ Государство и личность: взаимная ответственность.

§ Соотношение общества и государства.

§ Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

§ Социальные и технические нормы, их особенности, взаимосвязь.

§ Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия.

§ Понятие, структура и виды правосознания.

§ Правовая культура: понятие и структура.

§ Правовое воспитание: понятие, формы, методы.

§ Понятие и признаки нормы права.

§ Представительно-обязывающий характер правовых норм.

§ Структура нормы права.

§ Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.

§ Классификация норм права.

§ Понятие и виды форм (источников) права.

§ Понятие и виды нормативных актов.

§ Понятие, признаки и виды законов.

§ Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

§ Правотворчество: понятие, принципы, виды.

§ Понятие и стадии законотворчества в РФ.

§ Систематизация нормативных актов: понятие и виды.

§ Юридическая техника.

§ Понятие и структурные элементы системы права.

§ Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли.

§ Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.

§ Институт права: понятие и виды.

§ Частное и публичное право.

§ Юридический процесс: понятие и виды.

§ Соотношение системы права и системы законодательства.

§ Правовые отношения: понятие и признаки.

§ Виды правовых отношений.

§ Предпосылки возникновения правоотношений.

§ Взаимосвязь норм права и правоотношений.

§ Понятие и виды субъектов правоотношений.

§ Правоспособность и дееспособность субъектов права. Правосубъектность.

§ Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура.

§ Объекты правоотношений: понятие и виды.

§ Понятие и классификация юридических фактов.

§ Реализация права: понятие и виды.

§ Стадии процесса применения норм права.

§ Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.

§ Отличие нормативных актов от актов применения права.

§ Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления.

§ Юридические коллизии и способы их разрешения.

§ Толкование норм права: понятие, и виды по субъектам.

§ Способы и объем толкования правовых норм.

§ Акты толкования права: понятие, особенности, виды.

§ Юридическая практика.

§ Правомерное поведение: понятие и виды.

§ Понятие, признаки и виды правонарушений.

§ Юридический состав правонарушений.

§ Понятие, признаки и основание юридической ответственности.

§ Цель и функции юридической ответственности.

§ Принципы юридический ответственности.

§ Виды юридической ответственности.

§ Юридическая ответственность и другие виды государственного принуждения.

§ Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность.

§ Понятие, признаки и виды правовых средств.

§ Механизм правового регулирования: понятия и основные элементы.

§ Правовые режимы: понятие, признаки, виды.

§ Эффективность правового регулирования.

§ Правовые ограничения: понятие, признаки, виды.

§ Правовые стимулы: понятие, признаки, виды.

§ Правовые поощрения: понятие и признаки.

§ Заслуга как основание для правового поощрения.

§ Соотношение поощрений и наказаний в праве.

§ Функции правовых поощрений.

§ Виды правовых поощрений.

§ Правовые льготы: понятие, признаки, функции

§ Понятие и принципы законности.

§ Гарантии законности: понятие и виды.

§ Понятие правопорядка. Соотношение законности правопорядка и демократии.

Происхождение права и государства.

1. Теории происхождения права

Происхождение права наряду с происхождением государства с древнейших времен было предметом изучения и дискуссий.

1.1 Теория примирения (Э. Аннерс, Г. Берман)

Право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами.

1.2. Регулятивная теория

Юридические нормы устанавливаются для поддержания единого порядка для всей страны

1.3. Теологическая теория (Ф. Аквинский, Ж. Маритен)

Право - это вечное явление, созданное Богом

1.4. Теория естественного права (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, В.С.Соловьев, П.И.Новгородцев)

    Существует две системы права - естественное и позитивное:

    естественное право существует объективно, независимо от государства (например право на жизнь)

    позитивное (писаное) право - совокупность норм, создаваемых государством. Оно не должно противоречить естественному праву.

1.5. Историческая теория (К. Савиньи, Г. Гуго, Г.Пухта)

Происхождение права - стихийный исторический процесс. Оно складывается в ходе жизни общества, является продуктом развития нации. Право развивается подобно растению, языку, на котором говорят народы. Среди источников права важнейшую роль играет обычай.

1.6. Психологическая теория (Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Кнапп, Г. Тард)

    Психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

    Все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные).

1.7. Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин)

Право – воля господствующего класса, возведенная в закон

1.8. Теория правовой специализации (Т. Кашанина)

    Закон специализации - это всеобщий закон развития окружающего мира.

    Возникновение права было обусловлено необходимостью регулировать и обеспечивать индивидуальные интересы людей в обществе, дифференциация которого приобрела личностный, субъектный характер.

2. Что регулировало общество до появления права?

    Ритуал

    Обряды

    Обычаи

    Табу

Мононормы – это правила поведения людей первобытного общества, выраженные

в обычаях, обрядах, религиозных ритуалах

Закономерности возникновения права

* Переход к производящей экономике;

* Расслоение общества;

* Создание государства;

Право - система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность

3. Теории происхождения государства

Теории

Древнегреческая теория

Древнеиндийская теория

Древнекитайская теория

Теологическая теория

Теологическая теория в условиях современности

Патерналистская теория

Патриархальная теория I

Патриархальная теория II

Теория Огюста Конта

Теория Герберта Спенсера

Теория Гуго Гроция

Теория Томаса Гоббса

Теория Джона Локка

Теория Жан-Жака Руссо

Теория Евгения Дюринга

Теория Людвига Гумпловича

Теория Карла Каутского

Теория Льва Петражицкого

Теория Николая Коркунова

Теория Тарда

Либертарно-юридическая

Патримониальная теория

Государство по Энгельсу

Государство по Ленину

Основные теории происхождения государства

    теологическая (религиозная, божественная);

    патриархальная (отеческая);

    договорная (естественно-правовая);

    органическая;

    психологическая;

    насилия (внутреннего и внешнего);

    ирригационная;

    экономическая (классовая).

3.1. АНТИЧНОСТЬ. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ (ОТЕЧЕСКАЯ)

Аристотель. Конфуций.

«Государство подобно семье, поэтому власть государя над подданными также безусловна,

как власть отца над детьми ».

+

1) Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»;

2) Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»;

3) Поддерживает веру людей в нерушимость мира;

4) Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим жизненным опытом.

_

1) Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира;

2) Не объясняет, что если государство - единая семья, то почему происходит война?

3) Не объясняет жесткость законов.

3.2. СРЕДНИЕ ВЕКА. ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ (ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ. Аврелий Августин. Фома Аквинский.

«Любая власть и любое государство имеют божественное происхождение и должны соответствовать вечным христианским нормам».

+

1) Государство появляется с монорелигией;

2) Теория позволяет установить в обществе порядок;

3) Отражает объективные решения того времени, а именно – первые государства были теократические

_

Является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение

государства.

3.3. НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ.

ДОГОВОРНАЯ (ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ) ТЕОРИЯ.

Спиноза, Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо.

«Государство возникает в результате заключения общественного договора между правителями и подданными, по которому граждане согласны на ограничение части своей свободы,

получая взамен от власти гарантии обеспечения основных и естественных прав».

+

2) Носит демократический характер;

3) Опровергает существование религиозного начала в сущности государства;

4) Опирается на общественную практику

_

1) Согласно теории человек не подчиняется ни кому и никого не подчиняет себе;

2) Чтобы сознательно создать государство, нужно о нем иметь хоть какое-то представление;

3) Договор – это воля людей, значит, он может быть расторгнут;

4) Договор не обладает юридической силой, т. к появился раньше государства.

3.4 . СЕРЕДИНА 19 ВЕКА.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ (КЛАССОВАЯ) ТЕОРИЯ.

К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин, Г.Плеханов.

«Государство образуется как продукт социального неравенства и механизм политического господства одного класса, обладающим собственностью и властью. над другими классами, лишёнными их».

+

1) Материальные условия общества играют в нем очень большую роль;

2) Изменение форм трудовой деятельности, ведение хозяйства, собственности влияет на возникновение государства;

3) При переходе от присваивающей к производящей экономики идет дифференциация людей по существенному признаку;

4) Раскрываются признаки государства.

_

1) На образование государства влияет не только экономика, но политические и социальные факторы;

2) Недооценивается роль государства в регулировании экономических процессов;

3) Происхождение государства в мире идет не по одной схеме.

Теория насилия.

К.Каутский, Е. Дюринг, Л. Гумплович, Д. Юм.

« Государство всегда возникает насильственным путём…»

А. ТЕОРИЯ ВНЕШНЕГО НАСИЛИЯ.

+

1) Основана на многих исторических фактах;

2) Результат завоевания отражается во всех сторонах жизни вновь возникшего общества;

3) Государственный аппарат состоит из завоевателей.

_

1) Не может объяснить возникновения государства во всех регионах мира;

2) По отношению к процессу происхождения государства завоевания носят вторичный характер;

3) В истории есть примеры, когда не само завоевание, а угроза завоевания послужила возникновению государства;

4) Кроме насильственного пути возникновения, есть мирный путь.

Б. ТЕОРИЯ ВНУТРЕННЕГО НАСИЛИЯ.

+

1) У людей имеются разные интересы;

2) Имеет место насилие в обществе;

3) Государство в осуществлении своих функций использует насильственные методы.

_

1) Отстаивание интересов может привести к саморазрушению общества и государства;

2) Люди не могут быть равны биологически;

3) Государство не всегда выражает интересы общества;

4) Если можно создать государство насильственным способом, то его можно и разрушить.

3.5. КОНЕЦ 19 ВЕКА.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Э. Фромм, Л. Петражицкий, Г. Тард, З. Фрейд.

«Государство происходит из различия психологических типов личностей правителей-лидеров и подданных-ведомых, поощряемых и ограничиваемых властью».

+

Психологические закономерности важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и который ни в коем случае игнорировать нельзя.

_

Роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства

ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Г.Спенсер, П.Сорокин.

«Государство возникает как естественный механизм обеспечения жизнедеятельности общества наподобие человеческого организма, в котором каждая часть обеспечивает жизненно важные функции».

Достоинство:

    восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;

    оригинальность теории.

Недостаток: отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

ИРРИГАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ. К. Витфогель.

Государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ.

+

1) Процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем действительно были распространены в древних городах-государствах Месопотамии, Египта, Индии, Китая.

2) Не вызывает сомнения связь этих процессов с формированием многотысячного класса, управленцев-чиновников.

_

Ирригационная теория улавливает лишь отдельные связи, отдельные стороны процесса государствообразования и к тому же явно преувеличивает и универсализирует их.

Расовая теория . Авторы : Ж.А. де Гобино, Ф.Ницше

Суть теории: Государство появилось в результате разделения общества на высшие(арийцы)и низшие(славяне, евреи, цыгане и др.) расы. Государство необходимо для того, чтобы одни расы господствовали над другими.

Минусы теории : Наука не видит связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями.

Вариант 1

Выберите один правильный вариант ответа.

1. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и

ее независимость во внешней политике называется:

а) политический режим;

б) публичная власть;

в) государственный суверенитет;

г) аппарат власти.

2. Укажите причину происхождения государства с точки зрения Е.

Дюринга и К. Каутского:

а) воля Бога;

б) изменение экономических отношений в первобытном обществе;

в) заключение людьми общественного договора;

г) завоевание одного племени другим, одной части общества

другой.

3. Происхождение государства в результате добровольного соглашения

людей объясняет:

а) ирригационная теория;

б) теория насилия;

в) договорная теория;

г) патриархальная теория.

4. Установите соответствие между фамилиями ученых, философов, политиков и созданными ими теориями происхождения государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Фамилии Теории

1. К. Виттфогель А. Теория насилия

2. Л. Гумплович Б. Договорная теория

3. Дж. Локк В. Ирригационная теория

4. Фома Аквинский Г. Патриархальная теория

5. Р. Фильмер Д. Теологическая теория

5. Теория, объясняющая происхождение государства изменениями

в экономической сфере:

а) ирригационная;

б) классовая (марксистская);

в) договорная;

г) патриархальная.

6. Причиной происхождения государства, по мнению Аристотеля,

явилась:

а) смена экономических отношений;

б) разрастание семьи;

в) необходимость строительства крупных оросительных систем;

г) Божественная воля.

7. Государством является:

а) объединение людей на основе достижения общих интересов;

б) система для поддержания господства одних групп людей над другими;

в) политическая организация общества на определенной территории;

г) верный ответ отсутствует.

8. Государство, как и первобытное общество, характеризует следующий

признак:

а) обязательные платежи (налоги);

б) оборона;

г) правовая система.

9. Признаком государства не является:

а) наличие правовой системы;

б) родовая организация населения;

в) территориальная организация населения;

г) наличие специальных органов, осуществляющих сбор налогов.

Вариант 2

Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1. Для организации и осуществления власти в родовой общине не характерно :

а) принадлежность власти общине;

б) подчинение мерам общественного воздействия;

в) наличие специального аппарата управления.

2. Одним из немецких юристов, который стал основоположником теории, представляющей, что право появилось как продукт творческой деятельности конкретного народа, его «народного духа», был :

а) Л.И. Петражицкий;

б) Ф. Энгельс;

в) Ф. Савиньи;

г) Г. Гегель.

3. К сторонникам школы естественного происхождения права относятся :

а) М. Ковалевский;

б) Вольтер;

в) Ф. Энгельс;

г) С. Пуфендорф.

4. Марксистская и патримониальная теории связывают происхождение права :

а) с выражением духовной общности народа;

б) развитием народного духа;

в) расслоением общества на классы;

г) появлением частной собственности.

5. Первобытнообщинной формации не присущи следующие общественные институты :

а) брак и семья;

б) религия;

в) государство;

г) налоги;

д) аппарат насилия.

6. Установите соответствие теорий происхождения государства и их авторов:

а) ирригационная; 1) Аристотель, Филмер;

б) органическая; 2) Фома Аквинский;

в) материалистическая; 3) К. Виттфогель;

г) патриархальная; 4) Г. Гроций, Д. Локк, Т.Гоббс;

д) религиозная; 5) Г. Спенсер, Г. Прейс, И.К. Блюн- чли;

е) договорная; 6) Л.И. Петражицкий, З. Фрейд;

ж) психологическая; 7) Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский;

з) насилия; 8) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.

7. К. Марксу и Ф. Энгельсу принадлежит идея возникновения государства, которую можно сформулировать следующим образом:

а) разросшаяся семья – основа государства;

б) государство возникло в результате суммы военно-политических факторов;

в) государство – продукт социально-экономического развития;

г) государство возникло в результате естественного отбора.

8. Характерной чертой экономики первобытного общества является:

а) милитаризация;

б) производящий характер;

в) интенсивный характер;

г) присваивающий характер;

д) огосударствление.

9. Восточный путь возникновения государства связан:

а) с организацией сбора податей и налогов;

б) волей вождя племени;

в) необходимостью проведения массовых общественных работ;

г) организацией вооруженной защиты от внешних угроз.

10. Правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и вошедшее в привычку, обозначается понятием:

а) право;

б) обычай;

в) нравы.

11. Нормативная регуляция первобытного общества характеризуется:

а) преобладанием запретов, неразделенностью прав и обязанностей;

б) отсутствием особого механизма принуждения, отделенного от общества и обеспечивающего исполнение норм;

в) всем вышеперечисленным, включая основную форму закрепления – обычай.

12. Политическими закономерностями возникновения государства являлись:

а) возникновение единобожия, религии, консолидирующей разрозненные общины в единую социальную общность;

б) создание системы учреждений и организаций, осуществляющих руководство обществом; обособление слоя профессионалов-управленцев, наделенных особыми правами и властными полномочиями;

в) формирование патриархальной семьи, трансформация родовой общины в соседскую, социальная дифференциация общества;

г) переход к производящей экономике, индивидуальному характеру трудовой деятельности, появление частной собственности

Вариант 3

Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1. Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже:

а) основатели церкви имели два меча. Один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям, для того чтобы те могли управлять государством и решать споры с другими странами;

б) государство появилось в результате коренных изменений в экономике и самом первобытном обществе. Произошло разделение труда, общество разделилось на классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство;

в) война, грубая сила – вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями, чтобы поддержать господство над побежденными;

г) государство появилось потому, что у одних людей сильная потребность властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качеством лидеров, правителей, хозяев.

2. Какой концепции происхождения права соответствует каждое из приведенных высказываний:

а) «Право есть произведение государства, а государственная власть есть тот начальный факт, из которого исходят друг за другом нормы права» (Г.Ф. Шершеневич);

б) «Тою же силою, какою творился язык, образовались и мифы народа, и его поэзия, и его право. Как в образовании и строении языка оказывается не личное мышление одного человека, так и создание права принадлежит творчеству всего народа» (А.П. Чебышев-Дмитриев)?

3. Согласны ли вы со следующим утверждением сторонников теории естественного права? Ответ обоснуйте.

«…Природа и разум – едины. Поэтому естественное право не зависит от особенностей того или иного народа… Если естественное право едино, вечно и неизменно, а задача законодателя состоит в приспособлении положительного права к естественному, то не может и не должно быть права французского, английского, немецкого. Право только одно – человеческое».

4. Определите, к критике, какой теории происхождения государства обращено следующее высказывание Г. Еллинека:

«Практические последствия теории… сводятся не к обоснованию, а к разрушению государства. Если государство есть не что иное, как грубая, неразумная сила, – почему бы угнетенным этой силой не сделать попытки сбросить ее с себя, низвергнуть тех, кем осуществляется эта сила, или даже разрушить всю нашу столь прославленную цивилизацию…»

5. Завершите таблицу :

Первобытное общество

Государство

Принадлежность власти

Принцип организации власти

Родственные связи

Социальная структура

Различные по социальным функциям

и интересам группы

Основной общественный регулятор

Правовые нормы

Экономическая основа

Коллективный труд, общественная

собственность и…

6. Восстановите логическую цепь явлений: переход от присваивающего хозяйства к производящему → … → появление прибавочного продукта → …→ распад родовой общины и появление соседской → … → рост социального неравенства и усложнение производственных отношений → …

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...