Налог на имущество постановка на учет. Бухучет и амортизация имущества


Ведение деятельности некоммерческого предприятия сопряжено с использованием имущества. В случаях, когда исполнение уставной деятельности бюджетного учреждения затруднительно без использования отдельных видов имущества или стоимостная оценка актива лежит в определенном интервале, производится его отнесение к категории особо ценного. В статье рассмотрим учет особо ценного имущества, возможные ошибки и проводки.

Критерии принадлежности имущества к ОЦИ

Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.

Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.

В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.

Учреждения имеют право самостоятельно расходовать (после согласования внебюджетной сметы) денежные средства, полученные в ходе ведения коммерческой деятельности, что не запрещено законодательством. В частности, учреждения здравоохранения часто приобретают оборудование для ведения деятельности за счет средств, полученных от оказания медицинских услуг.

Постановка имущества на учет

При поступлении имущества определяется его принадлежность к ОЦДИ. К имуществу относятся основные средства (ОС), нематериальные активы (НМА) и материальные запасы (МЗ). В состав основных средств не включается недвижимость – здания, сооружения, участки. Для уточнения отнесения объекта к недвижимости можно воспользоваться справочником ОКОФ. Среди имущества встречаются объекты со сложной идентификацией принадлежности. Например, к зданиям относят:

  • Передвижные мастерские, АТС, кухни.
  • Щитовые домики, плавучие сооружения для проживания.
  • Вагоны-лаборатории, передвижной диагностический автотранспорт, электростанции или трансформаторное оборудование, установленное в вагонах или автомобилях.

Постановка на учет производится вне зависимости от источника приобретения имущества. К каждому из объектов прикрепляется инвентарная карточка, в которой указываются основные данные актива. Комиссия по приемке устанавливает срок полезного использования объекта. В регистрах и балансе ОЦДИ выделяется на отдельных счетах.

Учет имущества стоимостью до 3 тысяч рублей

Учреждения могут приобретать ОЦДИ по стоимости ниже 3 тысяч рублей. Согласно инструкции № 157н при постановке активов производится одновременное списание за баланс с применением забалансового счета 21. К регистру открываются субсчета для раздельного учета ОЦДИ и прочего имущества.

Данный порядок предусмотрен только к движимому имуществу, в состав которых включается ОЦДИ.

Имущество не амортизируется. Списание активов производится в общем порядке с уменьшением суммы по забалансовому счету. Основанием для списания является ведомость выдачи материальных ценностей. Карточка учета на имущество стоимостью до 3 тысяч рублей не заводится.

Пример постановки на учет объекта ОЦДИ малой стоимости

Учреждение СМУ приобрело за счет финансирования заточный инструмент для проведения работ. Предмет имел стоимость 2 522 рубля. В учете были сделаны записи:

  • При постановке на учет: Дт 4 401 20 172 Кт 4 210 06 000 на сумму 2 522 рубля;
  • При выдаче в пользование инструмента красным сторно: Дт 4 401 20 172 Кт 4 210 06 000 на сумму 2 522 рубля;
  • Вывод суммы за баланс одновременным отражением суммы по дебету счета 21/1.

Бухучет и амортизация имущества

Учреждения принимают на учет имущество, переданное для ответственного управления. Обособленный учет ведется с использованием отдельных счетов. В учете ОЦДИ используется цифра «2» в 22 разряде номера счета. Аналитический учет ведется в разрезе объектов. Регистры плана счетов указаны в таблице:

Номер счета Наименование
0 101 20 000 ОС- ОЦДИ
0 102 20 000 НМА– ОЦДИ
0 105 20 000 МЗ — ОЦДИ

Списание амортизации осуществляется в себестоимости продукции при участии имущества в деятельности по созданию объекта или в составе текущих затрат. При определении ежемесячной суммы величина рассчитывается с учетом стоимости и нормы амортизации. Полная амортизация имущества не является основанием для списания объекта.

Пример учета амортизации ОЦИ

Учреждение приобрело транспортное средство за счет внебюджетных средств в сумме 285 000 рублей со сроком полезного использования в течение 60 месяцев. Ежемесячная норма амортизации – 4750 рублей. В учете производятся записи:

  • Транспортное средство принято на учет: Дт 410621310 Кт 430231730 на сумму 285 000 рублей;
  • Произведен ввод в эксплуатацию: Дт 410125310 Кт 410621310 на сумму 285 000 рублей;
  • Произведено начисление амортизации: Дт 440120271 Кт 410425410 на сумму 4 750 рублей.

Амортизация начисляется линейным способом. Имущество, полученное за счет целевых поступлений, не подлежит амортизации (п. 2 ст. 256 НК РФ).

Налоговый учет имущества

В ИФНС представляется отчетность по налогу, начисляемого исходя из среднегодовой стоимости. Учреждения, имеющие обособленные подразделения с отдельным балансом, представляют отчетность по месту нахождения имущества. Организации должны вести учет налоговых регистров имущества. При финансировании учитывается налогообложение, суммы которого закладываются в смету.

Передача, списание имущества

Выбытие имущества в связи с передачей его учреждению аналогичного уровня бюджета осуществляется по акту приема-передачи. Решение о передаче принимает учредитель организации. Если имущество относится к ОЦДИ не по стоимостному критерию и определяется по условиям деятельности, учредитель принимающей стороны имеет право выбрать категорию.

При списании имущества порядок документооборота регулируется учредителем. Списанию подлежат активы, пришедшие в негодность. Процедура списания ОЦДИ, приобретенных за бюджетные средства, осуществляется при согласовании с вышестоящим органом. В учреждениях осуществляется строгий порядок действий:

  • До согласования и получение права на списание заключение о пригодности имущества в учреждении проводится анализ состояния ОЦДИ.
  • На основании заключения комиссии руководство направляет обращение к учредителю о необходимости списания актива. К копиям акта, приказа о создании комиссии, заключения (протокола) о состоянии объекта прилагается карточка полного описания имущества. В документе содержится название, дата принятия на учет, балансовая стоимость, срок полезной службы, инвентарный номер.
  • В сроки, установленные учредителем, организация получает ответ о подтверждении права на списание.
  • Производится списание. Датой снятия с учета становится день согласования либо получение его учреждением.

Решение о списании имущества, купленного за полученные внебюджетные средства, принимает учреждение самостоятельно.

Порядок проведения инвентаризации при списании имущества

Основные моменты инвентаризации:

Пошаговый порядок действий Описание или характеристика операции
Осмотр имущества Осуществляется проверка наличия, сверка с технической документацией
Определяются причины списания Основаниями для списания выступают моральный, физический износ, утрата полезных качеств, разрушение в связи со стихийным бедствием или выходом из строя
Принимается решение о целесообразности дальнейшей эксплуатации Комиссия должна определить возможность доработки, дооборудования, ремонта, использования части объекта или утилизации
Составление акта о списании Акт подписывается всеми участниками проверки и утверждается руководителем учреждения. К документу прилагаются документы, подтверждающие решение о списании

Сравнение учета в бюджетном и автономном учреждении

В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.

Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.

Разница в учете ОЦДИ состоит в лицах, составляющих перечни имущества. В бюджетных учреждениях определением списка имущества занимается учредитель, в автономных учреждениях – только в организациях федерального уровня. На остальных уровнях бюджета перечень имущества составляют органы исполнительной власти.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?

В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.

Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.

Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.

Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?

Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.

Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс?

Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества.

Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества?

Изменение показателей устанавливается по договоренности с учредителем. Минимальное число раз – однократное в течение года. Порядок закрепляется во внутренних документах.

Статьей 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определены обязанности налогоплательщиков, одной из которых является постановка на учет в налоговых органах.
Порядок постановки на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества является предметом рассмотрения данной статьи.
Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций (далее налог на имущество) признаются:
российские организации;
иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Указанные организации обязаны уплачивать в течение налогового периода авансовые платежи по налогу на имущество, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное (пункт 2 статьи 383 НК РФ). По истечении налогового периода они обязаны уплачивать исчисленную сумму налога на имущество.
При этом налог на имущество и авансовые платежи по налогу в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации (пункт 3 статьи 383 НК РФ).
Если в состав организации входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, то в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на отдельном балансе каждого из них, налог на имущество (авансовые платежи по налогу) уплачивается в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений (статья 384 НК РФ).
Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества (статья 385 НК РФ).
В отношении объектов недвижимого имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», фактически находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, налог перечисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 383 НК РФ).
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах (пункт 5 статьи 383 НК РФ).
В отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, налог на имущество (авансовые платежи по налогу) подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества (пункт 6 статьи 383 НК РФ).
Кроме уплаты налога на имущество (авансовых платежей по налогу), организации обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу (пункт 1 статьи 386 НК РФ). При этом представлять в налоговые органы налоговую декларацию, налоговые расчеты по авансовым платежам организации обязаны по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога).
В отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).
Организации, в соответствии со статьей 83 НК РФ, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты по авансовым платежам по налогу) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Следует отметить, что организации до уплаты налога на имущество, представления налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам по налогу подлежат постановке на учет в налоговых органах. Данная обязанность закреплена в статье 23 НК РФ.
При этом согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ организация подлежит постановке на учет в налоговых органах:
по месту своего нахождения;
по месту нахождения своих обособленных подразделений;
по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств;
по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Постановка организации на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества (на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления), в соответствии с пунктом 5 статьи 83 НК РФ, осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Отметим, что данные сведения должны быть представлены указанными органами в налоговые органы по форме, утвержденной Приказом ФНС Российской Федерации от 17 сентября 2007 года №ММ-3-09/536@ «Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации» в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации (пункт 4 статьи 85 НК РФ).
Напомним, что порядок и условия проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним устанавливает Федеральный закон от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон №122-ФЗ). Согласно статье 2 Федерального закона №122-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено Федеральным законом №122-ФЗ. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты (пункт 1 статьи 4 Федерального закона №122-ФЗ).
Воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в порядке, утвержденном статьей 33 Воздушного Кодекса Российской Федерации.
Морские суда подлежат регистрации в соответствии со статьей 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в одном из реестров судов Российской Федерации:
Государственном судовом реестре;
судовой книге;
бербоут-чартерном реестре;
Российском международном реестре судов.
При этом реестры судов ведутся в соответствии с правилами, установленными главой III «Регистрация судов и прав на них» Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Суда внутреннего плавания подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге (статья 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
Местом же нахождения указанных морских, речных и воздушных транспортных средств признается место (порт) приписки. В случае отсутствия такового местом нахождения данных транспортных средств является место их государственной регистрации.
В отношении космических объектов следует руководствоваться Законом Российской Федерации от 20 августа 1993 года №5663-1 «О космической деятельности».
Что касается иностранных организаций, то их постановка на учет в налоговых органах осуществляется в соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным Приказом МНС Российской Федерации от 7 апреля 2000 года №АП-3-06/124 «Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» (далее - Положение №АП-3-06/124).
Согласно пункту 2.1.1.1 Положения №АП-3-06/124 иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.
Постановка на учет иностранных и международных организаций, имеющих недвижимое имущество на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с пунктом 2.4 Положения №АП-3-06/124.
Пунктом 2.4.3 Положения №АП-3-06/124 установлены документы, которые представляет иностранная организация, имеющая недвижимое имущество, при постановке на учет в налоговом органе.
Таким образом, согласно Письму Минфина Российской Федерации от 17 июля 2009 года №03-02-07/1-366 иностранная организация, имеющая на территории Российской Федерации недвижимое имущество, подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту его нахождения при представлении документов, указанных в пункте 2.4.3 Положения №АП-3-06/124, а именно при предоставлении:
- заявления о постановке на учет по форме 2004ИМ. Отметим, что заявление иностранной (международной) организации о постановке на учет подается в налоговый орган в течение 30 дней с даты регистрации в Российской Федерации права собственности или прав владения и (или) пользования и (или) распоряжения недвижимым имуществом либо ввоза указанного имущества на территорию Российской Федерации, а в случае отсутствия установленного законодательством требования о такой регистрации - в течение 30 дней с даты приобретения указанных прав.
- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие регистрацию (внесение в реестр) имущества;
- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие право собственности на имущество или права владения и (или) пользования и (или) распоряжения;
- легализованные выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и тому подобное), - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности.
Обратите внимание, что при постановке на учет налоговый орган выдает иностранной (международной) организации Свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.
Налог на имущество по месту нахождения недвижимого имущества
В соответствии с законодательством Российской Федерации организации в отношении недвижимого имущества, находящегося на их балансе, обязаны уплачивать по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества налог на имущество организации. При этом уплата налога на имущество осуществляется, даже если данное недвижимое имущество находится вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения.
В статье рассмотрим порядок определения налоговой базы, исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу на имущество организации, а также порядок уплаты данного налога в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения.
Налог на имущество организаций (далее - налог на имущество) относится к региональным налогам (пункт 1 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Он регулируется главой 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ и законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 372 НК РФ).
Налогоплательщиками данного налога согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ являются российские организации.
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (пункт 1 статьи 374 НК РФ). Исключение составляет имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, которое подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления (статья 378 НК РФ).
При этом данное имущество признается объектом налогообложения, если оно учитывается на балансе организации в качестве объектов основных средств согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета. Напомним, что порядок ведения бухгалтерского учета объектов основных средств регулируется:
Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»;
Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года №91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», действующими в части, не противоречащей ПБУ 6/01;
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
Не признаются объектами налогообложения (пункт 4 статьи 374 НК РФ):
земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Налоговая база по налогу на имущество определяется организацией самостоятельно (статья 376 НК РФ). Причем, как правило, налоговая база рассчитывается по всему имуществу, признаваемому объектом налогообложения, организации в целом. Однако если у организации на балансе учитываются объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, то налоговая база определяется отдельно в отношении каждого такого объекта недвижимого имущества.
Отметим, что под объектом недвижимого имущества, в отношении которого отдельно исчисляется налоговая база, необходимо понимать единый обособленный комплекс как совокупность объектов, установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое. В указанный обособленный комплекс включается имущество как указанное в технической документации (техническом паспорте) на объект недвижимого имущества, так и дополнительно установленное, смонтированное в ходе капитальных вложений, которое функционально связано со зданием (сооружением) так, что его перемещение без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Данное разъяснение дано Минфином Российской Федерации в Письме от 26 июня 2006 года №03-06-01-04/136.
Определяется налоговая база как среднегодовая стоимость объекта недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения (пункт 1 статьи 375 НК РФ). При этом объект учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае, если для объекта недвижимого имущества начисление амортизации не предусмотрено, то стоимость указанного объекта для целей налогообложения определяется как разница между его первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Среднегодовая стоимость объекта недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Если законами субъектов Российской Федерации предусмотрена уплата авансовых платежей по налогу по итогам отчетных периодов (первого квартала, полугодия, девяти месяцев), то налоговую базу необходимо рассчитывать по истечении каждого из них. Налоговая база за отчетный период определяется как средняя стоимость объекта недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом средняя стоимость данного объекта за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
По истечении налогового периода (отчетного периода) организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, исчисляет налог на имущество (авансовые платежи по налогу) в соответствии со статьей 385 НК РФ в отношении каждого объекта недвижимого имущества. Отметим, что согласно данной статье налог на имущество (авансовые платежи по налогу) исчисляется как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположен этот объект недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости объекта недвижимого имущества), определенной за налоговый (отчетный) период. После исчисления, рассчитанную сумму налога на имущество (авансового платежа по налогу) организация обязана уплатить в бюджет по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения.
Следует отметить, что хотя по общему правилу налог на имущество (авансовые платежи по налогу) уплачивается по истечении налогового (отчетного) периода, конкретный срок и порядок уплаты данного налога (авансового платежа) определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации (статья 383 НК РФ). При этом если в отношении уплаты авансового платежа по налогу законодательством субъекта Российской Федерации о налогах и сборах или нормативным правовым актом муниципального образования о местных налогах и сборах, срок уплаты данного платежа установлен в виде периода времени, который исчисляется днями, например «не позднее 30 дней с даты окончания отчетного периода», а работникам организации предоставляются два выходных дня в неделю, то в этом случае, как утверждает Минфин Российской Федерации в своем Письме от 10 апреля 2009 года №03-05-04-01/13, уплата авансовых платежей за первый, второй и третий кварталы 2009 года производится соответственно не позднее 14 мая 2009 года, 11 августа 2009 года, 12 ноября 2009 года.
Кроме исчисления и уплаты налога на имущество (авансового платежа по налогу) в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, организация обязана представлять в налоговые органы по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу (пункт 1 статьи 386 НК РФ). При этом организация должна представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовому платежу по налогу и налоговую декларацию по формам, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 20 февраля 2008 года №27н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения». Отметим, что этим же Приказом утверждены Порядок заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, а также Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
Срок представления налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, а также налоговых деклараций по итогам налогового периода установлен пунктам 2, 3 статьи 386 НК РФ. Согласно данным пунктам налоговые расчеты по авансовым платежам представляются не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговые декларации представляются не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Необходимо отметить, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. На это указывает пункт 7 статьи 6.1 НК РФ.
Обратите внимание!
В случае выбытия объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или вне местонахождения обособленного подразделения, в течение налогового (отчетного) периода, налогоплательщик - организация по окончании этого налогового (отчетного) периода, обязана представить налоговую декларацию (расчет авансового платежа) по налогу на имущество и уплатить налог по месту нахождения выбывающих объектов недвижимого имущества. Аналогичное разъяснение содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 19 июня 2009 года №03-05-04-01/44.
Пример.
Организации необходимо уплатить налог на имущество в отношении основного средства - объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, за III квартал текущего года.
Согласно бухгалтерскому учету остаточная стоимость данного объекта составляет на:
1 июля - 100 000 000 рублей;
1 августа - 104 200 000 рублей;
1 сентября - 101 035 000 рублей;
1 октября - 105 300 000 рублей.
Средняя стоимость объекта недвижимого имущества за I квартал будет равна 102 633 750 рублей (100 000 000 рублей + 104 200 000 рублей + 101 035 000 рублей + 105 300 000 рублей) / 4.
Законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен объект недвижимого имущества, предусмотрено исчисление и уплата налогоплательщиком авансовых платежей по налогу в течение налогового периода. Поэтому сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере произведения налоговой ставки и одной четвертой средней стоимости данного объекта, определенной за соответствующий отчетный период (статья 385 НК РФ).
Законом субъекта Российской Федерации установлена ставка налога на имущество 2,2%.
Таким образом, сумма налога на имущество за III квартал текущего года в отношении основного средства - объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, будет равна 564 485,63 рубля (102 633 750 рублей х 2,2% /4).
Окончание примера.

После походов в местную инспекцию ФНС выяснилось, что наша квартира на учете не стоит вообще.
Причем в прошлом году, когда я спрашивала, почему мне не приходят расчетные листки на уплату налога на имущество, меня убедили, что все в порядке и вы все получите в следующем году.
Интересно, у нас общий календарь? Или они, може по системе майя годы считают или еще там как-нибудь? ;-)
Вообщем я проявила гражданскую сознательность и самостоятельно проделал работу нескольких органов, причем, как потом оказалось, не только они не особенно выполняют свою работу.
Дальше много о том, кто и какие сведения должен подавать в налоговую (касательно физических лиц, не являющихся ИП)

В соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса.
Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:
для транспортных средств - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества;
для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 Кодекса, либо на основании заявления физического лица.
Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет.

В соответствии со статьей 84 Кодекса постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства налогоплательщика.
Снятие с учета физического лица может также осуществляться налоговым органом при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства.
Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.
Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.
Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.
Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 настоящего Кодекса.
В соотвтствии со статьей 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:
о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;
о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи.
Сведения, предусмотренные настоящей статьей, представляются в налоговые органы по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Это то, что написано в главном налоговом законодательном акте.
Государственные органы обязаны самостоятельно передавать все сведения в налоговые инспекции для корректной работы последних. Добросовестные налогоплательщики, не занимающиеся частным предпринимательством, должны при получении налоговых уведомлений проверить в них свои данные, пойти в банк и оплатить причитающиеся к уплате суммы налога, в данном случае на имущество физических лиц.
На практике все обстоит по другому.
Приведу свой собственный пример:
Третий год я подаю декларации и заявления на получение налогового вычета по кравтире, на которую ни разу не пришло уведомление об уплате налога на имущество. Каждый год на протяжении последних 5 я, как государственный служащий подаю сведения о своих доходах и принадлежащем мне имуществе. Никто ни разу их не проверил, потому что если бы проверил, то выяснил бы, что уже как несколько лет я поменяла адрес, что мы купили квартиру.
Самое интересное, что я не несу ответственность за то, что в налоговой нет моих сведений, я не обязана самостоятельно ставить их в известность о том, что, к примеру, поменяла место прописки, или приобрела имущество.
И все же, уж лучше сделать это самотстоятельно, просто для того, чтобы быть увернным, что с твоими данными и докуметами все в порядке.

Итак, для того, чтобы поставить на налоговый учет недвижимое имущество необходимо предоставить в налоговый орган, в котором вы состоите на учет следующие документы:
- справку об объекте недвижимого имущества, являющегося объектом обложения налогом на имущество физических лиц, по стостоянию на 1 января отчетного (текущего) года в оригинале. Эта справка выдается местным органом БТИ бесплатно и очень быстро.
- копию договора передачи объекта недвижимости;
-копия свидетельства о регистрации права собсвенности на недвижимое имущество;
-копии документов, свидетельствующих о том, что вы обладаете льготами по уплате налога на имущество (указаны в Законе, это инвалиды, Герои России и СССР и другие);
-копия первой страницы паспорта и страницы с пропиской.
При себе надо иметь оригиналы всех документов.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...