Протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями. Как правильно составляется протокол об административном правонарушении


Добрый вечер!

Судебная практика признаёт данное нарушение существенным.

К примеру,

Не согласившись с данным постановлением, Косарев А.М. подал жалобу, в которой указывает, что данное постановление является незаконным и необоснованным. В протоколе об административном правонарушении неверно указано место совершения административного правонарушения «....», хотя по факту он был остановлен сотрудниками ОБ ГИБДД УМВД по Владимирской области рядом с остановкой общественного транспорта в д. Берково, Камешковского района на автодороге Камешково-Хохлово-Ручей. Указывает, что во время движения был пристегнут ремнем безопасности.

Просит постановление от Дата обезл. отменить.

Допрошенный в ходе судебного заседания ИДПС ОБ ГИБДД УМВД РФ по Владимирской области Г.С.С., составивший протокол об административном правонарушении, пояснил, что во время несения службы в Камешковском районе Владимирской области совместно с сотрудником ОБ ГИБДД УМВД РФ по Владимирской области К., в районе выезда из г. Камешково со стороны моста, через железнодорожные пути, был замечен автомобиль <данные изъяты>, за рулем которого двигался водитель в форме сотрудника полиции. В районе автозаправочной станции, расположенной между г. Камешково и д. Берково, Камешковского района, данный автомобиль был ими остановлен. На момент остановки автомобиля водитель не был пристегнут ремнем безопасности.

Место совершения административного правонарушения он внес в протокол на основании данных навигатора, установленного в автомобиле ДПС.

Выслушав лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Косарева А.М., ИДПС ОБ ГИБДД УМВД РФ по Владимирской области Г.С.С., оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами , предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

На основании ч. 2. ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления , должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Отсутствие в протоколе данных сведений является его существенным недостатком.

В судебном заседании установлено, что инспектором ДПС ОБ ГИБДД УМВД РФ по Владимирской области в протоколе неверно указано место совершения административного правонарушения, что свидетельствует об отсутствии в действиях Косарева А.М. состава административного правонарушения.

Кроме того, на день рассмотрения жалобы Косарева А.М. на постановление по делу об административном правонарушении истек предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

Постановление и.о. начальника ОГИБДД ОМВД РФ по Камешковскому району С. о привлечении к административной ответственности Косарева А.М. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.6 КоАП РФ отменить и производство по делу прекратить.

Таким образом, Вы можете попробовать обратиться с жалобой.

Возникнет необходимость, обращайтесь.

В поле для объяснений гражданину, обвиняемому в совершении правонарушения, нужно написать следующее: «Правонарушения не было, с обвинением не согласен». Данная отметка гарантирует, что впоследствии в протокол уполномоченным лицом не будут внесены изменения, утяжеляющие вину обвиняемого гражданина. Поскольку протокол об административном правонарушении является не самостоятельным документом, а всего лишь доказательством по делу, порядка обжалования протокола об административном правонарушении в российском законодательстве нет (можно обжаловать только факты включения в протокол пунктов, которые, по мнению гражданина, не могут являться доказательствами его вины), вместо этого гражданин имеет право обжаловать постановление суда или отрицательное решение суда по жалобе на ранее вынесенное постановление.

КоАП РФ ввиду отсутствия события правонарушения. Диспозиция ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ предусматривает, что в административном порядке преследуется лишь такой выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, который сопряжен с нарушением Правил дорожного движения. В протоколе об административном правонарушении имеется ссылка на п. 1.3 ПДД. Мировой судья также сделал вывод о нарушении данного пункта.


Между тем, согласно п. 1.3 ПДД РФ участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. То есть, пункт 1.3 ПДД содержит общие требования, не устанавливает каких-либо запретов выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.

Процессуальные нормы составления протокола об административном правонарушении

В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судья выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу. При рассмотрении дела по существу, как правильно замечает О.
Панкова, если нарушения в составлении протокола будут выявлены при непосредственном рассмотрении дела, судья обязан их оценить наряду с другими доказательствами по делу и вынести постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу.

Порядок обжалования протокола об административном правонарушении

Аналогичным образом при выявлении правонарушений, предусмотренных главой 12 закона № 195-ФЗ, зафиксированных с помощью специальных технических средств с функцией фото-, видео- или киносъемки, постановление выносится без участия лица, фигурирующего в данном документе как нарушитель (п. 3 ст. 28.6 закона № 195-ФЗ). Срок оспаривания постановления составляет 10 рабочих дней (ст. 30.3 закона № 195-ФЗ). Исчисление срока начинается с момента вручения или получения копии постановления.


Если решение было принято на основании данных, полученных с использованием средств фото- и видеофиксации, то такие материалы также направляются лицу, в отношении которого оформлено постановление (ч. 3 ст. 28.6 закона № 195-ФЗ). Судья или уполномоченное на рассмотрение жалобы лицо может восстановить пропущенный срок на основании ходатайства лица, подавшего такую жалобу (п. 2 ст. 30.3 закона № 195-ФЗ).

Оспаривание протокола об административном правонарушении

Это происходит в связи с грубыми процессуальными нарушениями, допущенными сотрудниками ГИБДД при составлении протоколов, актов освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования, иных процессуальных документов, при допросе свидетелей в судах и в иных случаях. В настоящей статье будут рассмотрены наиболее распространенные существенные и несущественные нарушения, допущенные при оформлении процессуальных документов по делам об административных правонарушениях, с учетом судебной практики и анализа правовых норм. Наиболее важным процессуальным документом в деле об административном правонарушении, имеющим доказательственную силу, является протокол об административном правонарушении.

Статья 28.2 КоАП РФ содержит обязательные требования, предъявляемые к протоколу, сведения, которые должны быть в нем отражены и процедуру его оформления.

На этапе подготовки к рассмотрению дела может быть вынесено определение о возвращении ненадлежащим образом оформленных документов (в т. ч. протокола и прилагающихся к нему материалов) должностному лицу или органу, их составившему (п. 4 ст. 29.4 КоАП РФ). В некоторых ситуациях такой поворот событий позволяет лицу, в отношении которого составлен протокол, выиграть дополнительное время. Постановление по делу о нарушении норм административного законодательства по общему правилу не может быть вынесено по прошествии 2 месяцев (или 3, когда решение по делу принимает судья) после совершения такого правонарушения (п.

1 ст. 4.5 КоАП РФ).

  • Выявление ошибок в протоколе. В ходе рассмотрения дела по существу судья также может выявить нарушения процессуальных требований к оформлению протокола об административном правонарушении.

Если протокол составлен с нарушением процессуальных норм

Инфо

Важное отличие протокола от постановления - наличие поля «объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело» .Каков порядок составления протокола об административном правонарушении? № 195-ФЗ, которая раскрывает основную суть и единые правила составления указанного документа. Протокол об административном правонарушении требует выяснения и внесения в него следующих сведений. День, месяц, год и населенный пункт составления. Название должности, фамилия, инициалы уполномоченного служащего, составившего документ.


Данные о человеке или организации, которые являются нарушителями закона (фамилия, инициалы, данные паспорта, адрес проживания и прописки человека; юридический адрес, данные на директора в отношении организации). Информация о потерпевших и свидетелях по делу, если таковые есть (фамилии, инициалы, паспортные данные, адреса проживания).

Прошу пояснить по такой ситуации. При составлении протокола об административном нарушении инспектором были допущены следующие нарушения: протокол был составлен в машине ППС без моего присутствия, графа «объяснения» частично уже была заполнена инспектором без моего ведома, инспектор требовал от меня сказать объяснения, но чтобы они уложились в оставшиеся 2 строчки, инспектор отказался писать все мои объяснения (на полях, на отдельном бланке, на отдельном листе), инспектор отказался выдавать мне копию протокола, но требовал роспись. Данные нарушения зафиксированы на диктофон. Как квалифицируются действия инспектора в данном случае (статья, закон). Есть основания о прекращения дела с такими процессуальными нарушениями? Протокол был составлен за якобы стоянку на газоне (ст.

Лицам, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему (по его просьбе) вручается под расписку копия протокола немедленно после его состав­ления. Протокол составляется не во всех случаях. Протокол об административном правонарушении: содержание и порядок составления Особое значение указанного протокола связано с тем, что при наличии в нем существенных недостатков дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено по существу либо производство по делу подлежит прекращению в ходе рассмотрения по существу или в процессе обжалования, опротестования. Остановимся детально на процессе составления протокола об административном правонарушении и требованиях, предъявляемых к его содержанию.

Внимание

Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана судье, органу или должностному лицу, вынесшему решение. Указанные лица в течение 3 дней обязаны передать ее в соответствующий судебный орган, вышестоящему органу или лицу со всеми прилагающимися материалами (п. 1 ст. 30.2 закона № 195-ФЗ). Жалоба на постановление об административном правонарушении не подлежит обложению госпошлиной (п.


3 упомянутой статьи).

Образец жалобы на постановление ГИБДД можно скачать по этой ссылке. Итак, процедура обжалования протокола не регламентирована законодательством напрямую. В основном этот процесс может быть сведен к обнаружению существенных недостатков при составлении протокола или нарушений процессуальных требований к оформлению такого документа.

С учетом того, какой перечень сведений, необходимых для рассмотрения дела, известен должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении, на момент выявления правонарушения, законодателем предусмотрены следующие сроки составления протокола: известны все данные, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, - протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения; отсутствует информация о некоторых обстоятельствах дела либо сведения о физическом лице или сведения о юридическом лице, совершившем административное правонарушение, которые возможно получить до истечения двух суток с момента выявления совершения правонарушения, - протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления совершения административного правонарушения.

  • календарное число и описание места составления;
  • реквизиты лица, составившего протокол, позволяющие точно идентифицировать личность и должность составлявшего;
  • данные лица, чьи нарушения КоАП РФ зафиксированы протоколом;
  • в случае наличия потерпевших или свидетелей - их контактные данные и имена;
  • описание места и времени совершения правонарушения;
  • описание события нарушения соответствующих норм закона;
  • норма административного права или закона субъекта РФ, подразумевающая ответственность за данное правонарушение;

Согласно российскому законодательству, гражданин имеет право обжаловать составленный на него документ или протокол только в том случае, если он ущемляет права и интересы гражданина, а также возлагает га гражданина дополнительные обязанности, которые никто не имеет права на него возлагать, или же лишает гражданина каких-либо прав, положенных ему по закону. Поскольку административный протокол является доказательством вины гражданина в совершении какого-либо административного проступка, процедуры его оспаривания в российском законодательстве нет, но гражданин может превратить составленный на него административный протокол из неоспоримого доказательства его вины в простую бумажку, не таящую в себе для него никаких плохих последствий. О том, как это сделать, мы и поговорим в данной статье.

1. Чтобы впоследствии протокол об административном правонарушении не был использован против гражданина, при его составлении необходимо проследить, чтобы в документ было вписано как можно меньше обстоятельств, доказывающих вину гражданина в содеянном, и как можно больше доказательств невиновности задержанного.

2. При начале составления административного протокола уполномоченным лицом необходимо включить камеру, продемонстрировав её составителю протокола, и отдать ему все требуемые документы, назвав при этом перечень изымаемых документов и точное время их изъятия. По российскому законодательству протокол должен быть составлен немедленно после изъятия документов, и если уполномоченное лицо намеренно будет затягивать с составлением документа, впоследствии этот факт можно будет использовать как защиту в суде.

3. После того, как уполномоченное лицо завершит оформление протокола, необходимо громко (так, чтобы было слышно на камере или диктофоне) спросить у него, точно ли завершено оформление документа, и если будет получен утвердительный ответ, гражданину будет необходимо внимательно ознакомиться с текстом протокола и попытаться выявить несоответствия и неточности, допущенные при составлении документа. Не лишним будет также и фиксировать все действия уполномоченного лица на видеокамеру – вполне возможно, при составлении протокола им будут допущены грубые процессуальные нарушения, которые впоследствии можно будет использовать как доказательство невиновности гражданина.

4. При обнаружении неточностей и несоответствий в документе гражданин имеет право потребовать от уполномоченного лица немедленного их исправления. Если погрешности всё-таки не обнаружатся, можно попробовать обратить внимание на пункт «Свидетели» - если у гражданина есть свидетели, которых он сможет впоследствии привлечь на свою сторону и которые по законодательству не являются заинтересованными в споре лицами, их необходимо обязательно включить в протокол, если же свидетелей правонарушения не было, нужно не забыть поставить в этом разделе протокола прочерк.

5. Если уполномоченное лицо при составлении протокола не потрудилось объяснить гражданину его права и обязанности, гражданин имеет право поставить в графе «Разъяснение прав и обязанностей» отметку «Не согласен». Как правило, даже этой отметки бывает вполне достаточно, чтобы успешно оспорить правильность составления протокола об административном нарушении.

6. В поле для объяснений гражданину, обвиняемому в совершении правонарушения, нужно написать следующее: «Правонарушения не было, с обвинением не согласен». Данная отметка гарантирует, что впоследствии в протокол уполномоченным лицом не будут внесены изменения, утяжеляющие вину обвиняемого гражданина. Поскольку протокол об административном правонарушении является не самостоятельным документом, а всего лишь доказательством по делу, порядка обжалования протокола об административном правонарушении в российском законодательстве нет (можно обжаловать только факты включения в протокол пунктов, которые, по мнению гражданина, не могут являться доказательствами его вины), вместо этого гражданин имеет право обжаловать постановление суда или отрицательное решение суда по жалобе на ранее вынесенное постановление.

Протокол об административном правонарушении признаётся недействительным в следующих случаях:

Если уполномоченное лицо, составлявшее протокол, производило заполнение документа на своём рабочем месте, без выезда на место совершения правонарушения;

Если уполномоченное лицо при составлении протокола нарушает права гражданина, в отношении которого составляется протокол;

Если уполномоченное лицо при составлении протокола допускает грубые фактические ошибки, факт которых можно легко доказать в суде.

Если гражданин при составлении уполномоченным лицом протокола заметил, что заполняющий документ человек допустил какие-либо ошибки или нарушил права гражданина, в отношении которого составляется документ, он не должен обращать на это внимание уполномоченного лица, а должен зафиксировать факт этих ошибок на диктофон или видеокамеру - съёмка видеокамерой или запись на диктофон может быть принята судом в качестве доказательства недействительности протокола об административном правонарушении.

Если вы не согласны с правонарушением, за которое положен штраф, или вам грозит лишение права управления транспортным средством или арест, то инспектор обязан составить протокол. Если вам предложили сесть в машину ГАИ для оформления протокола, то это - ваше право, а не обязанность. Никакой НПА не обязывает вас это делать, а по "Административному регламенту" инспектор может лишь предложить пройти в патрульный автомобиль (пункт 70 подпункт "в"). Пункт 35 "Административного регламента" обязывает инспектора оформлять все бумаги на месте и только допускает их оформление в патрульном автомобиле. Если у вас в машине пассажир, то выходите оба. Наличие свидетеля с вашей стороны способно как свести на нет любые попытки "развода", так и усложнить процедуру оформления документов за действительно совершенное правонарушение, что приведет к ошибкам. В этом случае инспектор десять раз подумает, прежде чем что-то сделать или сказать. Если сели в машину ГАИ, опустите стекло или оставьте дверь открытой, пусть свидетель слушает весь разговор. Если инспекторы возмущаются й настояли на закрытии двери и окна, то пусть свидетель стоит рядом и наблюдает, что творится в салоне.

Кратко о том, что пишем в протокол:

1. По вопросу разъяснения прав: "Не разъяснены".

2. Там же: "Схема не составлялась" или на схеме "Со схемой не согласен".

3. Если применялись приборы, в объяснениях: "Сертификат и свидетельство о поверке не предоставлены".

4. Если есть свидетели, вписываем свидетелей или пишем: "Есть свидетели".

5. Схему и протокол фотографируем.

6. Подаем ходатайство о предоставлении квалифицированной юридической помощи.

Данные протокола - основное доказательство вашей вины (статья 26.2 КоАП), а ваши объяснения в нем - основное доказательство вашей невиновности (статья 26.2 КоАП). От того, как будет составлен протокол, во многом зависит, понесете вы наказание или нет. Содержание протокола об административном правонарушении подробно изложено в статье 28.2 КоАП: "В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения» необходимые для разрешения дела".

Согласно пункту 110 "Административного регламента", в протоколе указывается нарушенный пункт ПДД. Протокол может быть составлен только в отношении конкретного гражданина. Известны случаи, когда при составлении протоколов инспекторы не удосуживались устанавливать личность водителя и вписывали персональные данные водителя с его слов. В результате наказывали невиновных. Конечно, такие действия инспекторов незаконны, а постановления подлежат отмене (Постановление ВС РФ от 24.07.2013 г. № 89-АД13-5). Получив протокол, уточните, можете ли вы сразу после подписания забрать копию. Ответ должен быть положительный. Отрицательный ответ должен насторожить. Уточните, почему нельзя, ведь протокол уже составлен, все нужное со стороны инспектора вписано, и он его подписал. Если вы подпишете протокол, а инспектор заберет его себе, то под вашу подпись он может написать все что угодно. Например: "Водитель с нарушением согласился". Сопротивляться будет уже поздно.

Далее, внимательно, вдумчиво читайте протокол и заполняйте графы. Помните, что инспектор в любой момент может вырвать протокол из ваших рук, поторопить и т.д. Ведите себя спокойно. Нервному инспектору задайте любой вопрос, например: "Извините, а что тут писать?" - и пока инспектор вам отвечает, пишите то, что нужно вам. Сразу же найдите место, где вы расписываетесь за разъяснения ваших прав и обязанностей, и если инспектор вам их не разъяснил или предложил прочитать их на обороте протокола, то вместо подписи пишите: "Нет, не разъяснены". Не вы должны их читать, а он разъяснять. Редкий инспектор сможет это сделать. Если инспектор сумел зачитать по памяти статью 25.1 КоАП, поинтересуйтесь, какими именно "иными процессуальными правами" вы можете пользоваться. В графе "Объяснения лица" следует написать "Не согласен". Если у вас есть веские аргументы, подтверждающие ваше несогласие, и вы в них уверены, излагайте их здесь же.

Любые факты, подтверждающие вашу невиновность, указанные в протоколе, имеют очень большой вес. В крайнем случае в нервной обстановке, чтобы не идти на конфликт с инспектором, пишите: "Объяснения в присутствии адвоката". Потом, в спокойной обстановке, лучше с адвокатом, вы разберетесь, а было ли нарушение вообще. Не поддавайтесь чувствам - признав правонарушение здесь и сейчас, оспорить его потом будет тяжело. Обязательно запишите: "Схема не составлялась", если таковой на момент подписи не было. Позже схема может появиться с комментарием ГАИ, что вы от подписи отказались. Если схема имеется, пишите на ней: "Не согласен". Схема составляется без соблюдения масштаба, без измерения расстояний, без привязки к местности. На схеме, как правило, отображается действие во времени, например обгон, а для точной фиксации местонахождения автомобилей в различные моменты времени нужен десяток инспекторов. Чтобы впоследствии схему не подменили с целью уничтожить ваш комментарий, в протоколе также запишите "Со схемой не согласен".

Кроме того, копию схемы, согласно пункту 118 "Административного регламента", вам не выдадут, то есть у инспектора будет неограниченное время написать все что угодно на схеме, и все это в случае вашего согласия будет заверено вашей подписью. Таким образом, ваше несогласие со схемой и процедурой ее оформления вполне логично. Настоятельно советуем сфотографировать схему, ссылаясь на статью 25.1 КоАП и пункт 25 "Административного регламента". Если использовались какие-либо средства измерения - радар, алкотестер и т.д. - пишите: "Сертификат и свидетельство о поверке не предоставлены". К протоколу можно приложить любые документы: вашу схему, показания ваших свидетелей, ваши ходатайства и т.д., сделав соответствующую запись в протоколе. Если вы не успеваете написать документ, ничего страшного. Впишите в протокол, что к нему прилагается, например, ходатайство, и инспектор будет вынужден ждать окончания процедуры составления ходатайства.

Требуйте вписать в протокол свидетелей, будь то ваши пассажиры, водитель автомобиля, который вы обогнали, или случайные прохожие. Статья 25.6 КоАП гласит, что "свидетелем по делу может выступать любое лицо, которому что-либо известно по делу". Если инспектор отказывается вписать их в протокол, утверждая, что они - заинтересованные лица, поинтересуйтесь, не превышает ли он полномочия, давая оценку свидетелям и их показаниям? Если свидетели инспектором не указаны, вписывайте их в протокол собственноручно или хотя бы запишите фразу "есть свидетели". Заинтересованными лицами по КоАП могут быть понятые, эксперты и пр., но никак не свидетели. В своих объяснениях потом запишите: "Прошу обратить внимание, что инспектор отказался вносить свидетелей в протокол. Мне не важно, что они скажут, важно, что инспектор испугался, что они расскажут правду. Других оснований для отказа не нахожу".

Для подкрепления доказательной базы инспекторы могут остановить первого попавшегося водителя грузовика. Водитель-профессионал крайне неохотно идет на конфликт с ГАИ - это потеря времени сейчас и возможные проблемы в будущем. Поэтому ему проще здесь и сейчас дать "свидетельские показания": якобы он видел, как вы совершали обгон там-то и там-то, а то и просто расписаться на чистом листе и через пару минут уехать. В такой ситуации необходимо записать в протоколе в объяснениях, например: "Остановленный водитель КамАЗа г/н 0000 не мог видеть моих действий на дороге", а в суде ходатайствовать о поручении опросить водителя грузовика мировым судьей по месту его жительства на основании статьи 26.9 КоАП. Запись в протоколе о предоставлении квалифицированной юридической помощи особой роли не играет.

Диктофон (видеокамера) - ваш лучший свидетель. Никогда и ничего не пишите в протоколе под диктовку инспектора ДПС. Никогда и ничего не сочиняйте: "Спешил к теще на блины", - для суда является подтверждением вашей вины. Если сомневаетесь, что именно нужно писать, то лучше не пишите ничего. Позже, лучше с защитником, изложите свою точку зрения на бумаге. Пылкие речи в ГАИ или в суде никого не интересуют, так как протокол рассмотрения не обязателен (не путайте протокол рассмотрения дела в суде с протоколом об административном правонарушении). Обязательно распишитесь в графах "Копию протокола получил" и "Подпись лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении", оторвите копию протокола и возьмите себе. Вносить в протокол какие-либо исправления имеет право только инспектор, который его составлял, и эти исправления должны быть заверены подписью водителя, либо водителю в течение трех дней высылается новая копия протокола.

Взять и исправить протокол за "не пропуск пешехода" на "управление в состоянии опьянения" инспектор не имеет права. Опечатки, описки, арифметические действия пусть исправляет. Но не более. Если инспекторы утверждают, что никакие исправления не вносились, а просто между протоколом и копией попала какая-то бумажка в момент заполнения, то водителю изначально было вручено что угодно, но не копия протокола. "Копия документа - документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы" (пункт 4 "Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти"). Таким образом, имеет место нарушение части 6 статьи 28.2 КоАП. Лучше сфотографировать оригинал протокола. Если инспектор решится на исправления, а позже в суде заявит, что между оригиналом и копией попала бумажка, то его действия тянут на служебный подлог.

Протокол должен составляться немедленно (часть 1 статьи 28.5 КоАП), и как следствие: Сроки исполнения сотрудниками административных процедур (действий) должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки. Исполнение сотрудниками конкретных административных действий должно осуществляться непосредственно после наступления юридического факта, являющегося основанием для начала соответствующего юридического действия. Необоснованные действия (бездействие) сотрудников, влекущие увеличение времени исполнения административных процедур (действий) в отношении участников дорожного движения, обжалуются (пункт 34 "Административного регламента"). Инспекторы склонны козырять, что они могут задержать водителя на 3 ч (часть 1 статьи 27.5 КоАП). Парируйте тем, что составление протокола не является мотивом задержания; задержание не может быть без доставления в помещение органов внутренних дел; а автомобиль ГАИ - не помещение для задержанных.

Если инспектор затянул время составления протокола, а вы никуда не торопитесь, то в своих объяснениях пишите, что к протоколу прилагаются ваши объяснения на трех листах (можете указать на 10-20 листах в зависимости от времени и вашей фантазии). Никто не запрещает вам впоследствии обратиться в прокуратуру с заявлением о возбуждении в отношении инспектора дела по статье 12.35 КоАП за незаконное ограничение права на управление транспортным средством.

Различного рода нарушения действующего законодательства приводят к разработке и применению наказаний. Одной из мер воздействия на правонарушителей является штрафная санкция. Сумму взысканий определяет административная комиссия по результатам рассмотрения протокола, составленного на нарушителя. Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на эти действия лицом. О том, как правильно составить указанный документ, в какие сроки оформляется процедура и какие необходимо принимать меры, если правонарушитель отказывается от составления протокола, расскажет статья.

Законодательные моменты

Протокол об административном правонарушении составляется на основании правил, закрепленных в Кодексе об административных правонарушениях, в статье под номером 28.2. Данный кодекс закреплен Федеральным законом № 195 от 30 декабря 2001 года. Статья полностью раскрывает, как правильно составляется данный документ и его основную суть.

Что такое административное правонарушение?

Сюда относят все противоправные действия физических или юридических лиц, в результате которых налагается административная ответственность. В виде наказания на нарушителей налагаются штрафные санкции.

Чаще всего мы слышим о таких протоколах во время нарушения правил дорожного движения или в процессе неприменения мер, установленных правилами благоустройства. Законодательство устанавливает широкий спектр нарушений, по результатам которых налагаются штрафные санкции.

Какие сведения содержит документ?

Протокол об административном правонарушении составляется лицом, уполномоченным на это постановлением или распоряжением. Документ должен содержать в себе следующие данные:

  1. Место и число его составления (день, месяц, год).
  2. В протоколе полностью указываются инициалы (фамилия, имя и отчество) уполномоченного лица для составления документа и его должность.
  3. Если протокол составляется на физическое лицо, то в нем указываются его данные по паспорту (имя, фамилия, отчество, регистрация и реквизиты документа), а также адрес проживания по факту.
  4. Если протокол составляется на юридическое лицо, то указывается адрес регистрации организации и данные на руководство.
  5. В протоколе прописывается информация о потерпевших, а также свидетелях по данному административному правонарушению, если такие будут присутствовать на месте составления протокола (фамилия, имя, отчество, адреса проживания, паспортные данные и контактные телефоны). В этой строке указанные лица ставят свои подписи.
  6. Документ содержит информацию о сути произошедшего правонарушения. Обязательно указывается дата, время и место совершения противоправного поступка. При этом дата составления протокола и дата совершения административного преступления должны совпадать. Административный протокол составляется по месту совершения правонарушения.
  7. В документе обязательно должна быть указана ссылка на статью административного кодекса, которая была нарушена.
  8. Также в документе имеется строка для объяснений человека или руководителя (представителя) организации, нарушивших законодательно установленные правила. Это обязательное мероприятие, если протокол об административном правонарушении составляется в присутствии нарушителей закона.
  9. В протоколе могут иметься и другие сведения, способствующие полному и всестороннему рассмотрению данного правонарушения по административному делу.

В документе прописаны права для правонарушителей, которые в обязательном порядке зачитываются вслух перед проставлением подписей. Для подтверждения противоправных действий к протоколу могут прилагаться фото- и видеоматериалы, для этого в документе необходимо указать, на какую аппаратуру были записаны данные материалы.

Правила подписания документа об административных правонарушениях

Протокол об административном правонарушении составляется лицом, уполномоченным на составление данных материалов, при этом перед подписанием документа физические или юридические лица в лице их представителей должны быть ознакомлены с составленным протоколом. Если указанные граждане и руководитель (представитель) предприятия или организации будут не согласны с данными протокола, они могут оставить свои разъяснения о несогласии по сути текста. Данные объяснения приобщаются к документу.

Полностью заверенным административный протокол считается в том случае, если все подписи поставлены. При этом протокол содержит подписи не только правонарушителей, но и уполномоченных работников о составлении протокола. Если нарушившие закон граждане или представители юридического лица не хотят подписывать административный документ, то в нем делается запись о том, что от подписи эти лица отказались. В этом случае данная запись должна быть заверена подписями двух свидетелей, присутствовавших при отказе.

Составление документа без присутствия правонарушителя

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно на месте выявления противоправных действий, но если вдруг нарушившего закон гражданина или руководителя юридического лица не оказывается на месте составления материалов, то уполномоченное лицо вправе оформить документ без присутствия виновных лиц.

Если административный протокол составлен в присутствии правонарушителя, то ему вручается копия данного документа, при этом в нём делается отметка о том, что копия протокола была вручена, и ставится подпись нарушителя. Копия документа также направляется потерпевшим лицам, если таковые имеются.

Где составляется протокол об административном правонарушении, если ответчик по делу отсутствует? Уполномоченное на составление административных протоколов лицо вправе составить документ в месте, указанном в уведомлении, направленном нарушителю. Если ответчик не прибыл на место составления документа, то копия протокола направляется заказным письмом с уведомлением ему по почте.

Законодательно на эту процедуру отведено три дня. При этом если гражданин получил данное письмо, о чём свидетельствует его подпись в уведомлении, то дело можно передавать на рассмотрение в административную комиссию, по результатам которой назначается определенное наказание в виде штрафа или предупреждения.

Сроки составления документа по административному правонарушению

Сроки составления документов по административному делу делятся на три группы. Всё зависит от произошедшей ситуации. Протокол административного правонарушения составляется либо в день совершения преступления, либо в течение двух дней или же после проведения административного расследования.

Если у уполномоченного на составление данного документа лица на момент обнаружения противоправных действий имеются все необходимые для заполнения бланка сведения, а также составление протокола проводится в присутствии правонарушителя, то протокол составляется незамедлительно.

Если для составления документа отсутствует какая-либо информация, то законодательно закреплено, что протокол об административном правонарушении составляется в срок до двух дней с момента выявленного нарушения. Во время проведения административного расследования протокол составляется по итогам данного мероприятия.

Когда проводят административное расследование?

Это расследование проводят только в том случае, когда необходимую информацию для составления документа можно получить в результате проведения соответствующих процедур и экспертиз, которые могут занять много времени.

Законодательно закреплено, что в процессе данного расследования протокол об административном правонарушении составляется в течение 30 дней. Конечно, существуют ситуации, в результате которых срок проведения административного расследования можно продлить. Эти возможности раскрыты в пункте пятом статьи 28.7 административного кодекса Российской Федерации. При этом оговорено, что может продлиться на срок до полугода.

Пример составления документа об административном правонарушении

Как правильно составляется протокол об административном правонарушении? Единого бланка для составления этого документа по всем административным правонарушениям не существует. Каждый государственный или муниципальный орган имеет свои разработанные образцы. Однако по содержанию информации эти протоколы не отличаются.

В самом верху страницы, по ее центру, прописывается название документа. Ниже, в правом углу, указывается место составления протокола, а в левом углу - дата его оформления. Рядом с названием проставляется номер по порядку. Это необходимо для дальнейшей регистрации документа в журнале составления протоколов.

Далее записываются данные о должности, фамилии, имени и отчестве сотрудника или специалиста, направленного для составления данного документа. Ниже указывается информация о гражданине-правонарушителе. При заполнении сведений на физическое лицо указывают полностью фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес не только места регистрации, но и места проживания по факту, сведения о работе, о семейном положении, о среднем заработке, месте работы, образовании, указывается телефон. Кроме того, в протоколе приводится информация о том, есть ли у данного гражданина подопечные лица.

Если протокол составляется на юридическое лицо, то в обязательном порядке указывается почтовый и юридический адрес организации, ее государственный регистрационный номер, инициалы руководителя или представителя данного юридического лица. При этом для представителей также указываются реквизиты документа, удостоверяющего данное их положение. Обычно в качестве представителя указывается руководство данной организации, а в качестве документа используют приказ, постановление или распоряжение о вступлении в должность данных граждан.

Основное полотно документа отводится на описание сути произошедшего правонарушения. Если необходимо для составления документа наличие двух свидетелей, то ниже вписываются их инициалы, паспортные данные, места их проживания и номера телефонов. Ниже отводится место для внесения объяснений от правонарушителя. В некоторых случаях данные разъяснения могут быть написаны отдельно и приобщены к протоколу.

Далее идет информация о подписях. В том месте, где указана информация о том, что правонарушитель отказывается от объяснений, ставятся подписи двух свидетелей и пишется, что от подписи гражданин или представитель юридического лица отказывается.

В конце документа размещается информация о том, что копия протокола вручена ответчику, при этом данную информацию он должен заверить своей подписью. Если же он отказался от передачи ему второго экземпляра протокола, то в данной графе двое свидетелей пишут о том, что он не взял копию протокола, и ставят свои подписи. Также здесь указывается дата вручения этого документа, если правонарушитель не отказался от вручения ему второго экземпляра.

Примерный бланк административного документа можно посмотреть на фото ниже.

Какие ошибки могут допускать уполномоченные лица при составлении протокола?

Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на это лицом, которое, как и любые люди, может совершать ошибки при составлении документов. Их при составлении административного протокола можно разделить на значительные и незначительные. Существенным является то, что данный административный документ должен быть заполнен полностью, в него должна быть внесена вся информация, которая прописывалась выше.

Протокол составляется на месте административного правонарушения. В обязательном порядке, если протокол составлялся в присутствии правонарушителя, в нем должна стоять подпись ответчика о том, что он был ознакомлен со своими правами. Если административный протокол был составлен в отсутствие правонарушителя и при этом ему не была сообщена должным образом информация о том, что протокол на него составлен, то эти действия будут являться противоправными вплоть до отмены данного протокола и прекращения производства по данному делу.

Не допускаются любые исправления в протоколе. Если же таковые имеются, то они должны быть заверены подписью уполномоченного на составление протокола лица и подписью нарушителя, который удостоверяет, что он видел данное исправление и с ним согласен.

К незначительным ошибкам можно отнести то, что в протоколе отсутствуют некоторые информационные моменты, которые будут разобраны на административной комиссии. Также к незначительным нарушениям относят составление документов в отсутствие ответчика, но только в том случае, если он будет уведомлен в установленные законом сроки о составлении на него данного документа.

Лицо, уполномоченное на составление протокола, должно заранее уведомить правонарушителя о дате и месте составления административного документа. Если правонарушитель без уважительной причины не явился на место составления протокола, то это также не будет являться существенной ошибкой в составлении его.

Незначительными ошибками являются и орфографические неточности в оформлении информации, исключением, конечно же, является написание фамилии, имени и отчества. Здесь орфографические ошибки недопустимы.

Всегда ли составляется протокол об административном правонарушении?

Иногда при совершении противоправного деяния протокол может и не составляться. Это происходит в том случае, если данное нарушение не несет за собой опасности для общества и если это противоправное действие не предусматривает наказание в виде штрафа.

Кодексом об административных правонарушениях закреплено, что протокол не составляется в том случае, если сразу на месте выявления нарушения назначается штраф или выписывается предупреждение. При этом следует выносить постановление по делу об административном нарушении. Один экземпляр постановления отдается на руки нарушителю сразу на месте. Если он отказывается от его принятия, то данный документ направляется по почте заказным письмом с уведомлением. В случае несогласия нарушителя с данным постановлением протокол всё-таки следует составить и приложить к вынесенному постановлению.

Протокол об административном правонарушении составляется на всех нарушителей законодательства, чьи действия подпадают под статьи со штрафными санкциями. В других случаях уполномоченными лицами государственных и муниципальных органов власти выдаются предупреждения.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...