Пятая графа. Евреи


Каждому ясно, что речь идет о пятой графе анкеты, о национальности. Часто, дойдя до этого пункта, Илья вспоминал анекдот , появившийся в те времена, когда на политическом Олимпе восседал Л.М. Каганович , а на тяжелоатлетическом помосте блистал успехами Г. Новак . Вот он этот анекдот.

Однажды поступавший на работу еврей протянул кадровику анкету с незаполненной пятой графой. -Вы что, не знаете своей национальности?

Откуда мне знать, - отвечает претендент на должность, - Исаак Левитан - великий русский художник, Лазарь Каганович - великий сын украинского народа, а Герш Новак - русский богатырь... Откуда же мне знать, кто я?

Действительно, как мог мой современник определить свою национальность, если в стране нет еврейской национальности, а есть лица "еврейской национальности"" И это не лишено смысла. Что у советских евреев национального? Не объединяет их какая-нибудь территория. Еврейскую автономную область нельзя принимать всерьез. В Биробиджане евреев не более чем в Малаховке, Удельном или любом другом густонаселённом подмосковном поселке. Да и зачем советским евреям Уссурийская тайга? Не только Дальний, но и Ближний Восток им не нужен, хотя он, Ближний Восток- родина предков. Человеку нужна собственная родина, а не земля праотцев.

Нет у советских евреев и своего языка. Нет, значит, и своей национальной культуры. Существовал в Москве Еврейский театр, но его ликвидировали в годы борьбы с "безродными космополитами". А какие там были замечательные актеры! Михоэлс, Зускин... Зускин погиб в застенке, а жизнь Михоэлса оборвалась при сомнительной автомобильной катастрофе в Минске. Жаль, что играли в том театре на языке, мало кому известном из моих современников.

Исчезла национальность, осталось происхождение. А в своей анкете Илья Бенцианович в графе "национальность" писал: "еврей". И это доставило ему немало неприятностей. Не страшны те антисемитские настроения, которые гнездятся в глубине сознания некоторой части населения. Плохо, когда антисемитизм проявляют должностные лица и маскируют это всякими благовидными обстоятельствами.

Конституция - Основной Закон нашей жизни и словом не молвит ни о каких ограничениях: все населяющие страну национальности равноправны. Так и было на самом деле, пока "гениальный" марксистский теоретик национального вопроса, первый (да и последний) нарком по делам национальностей, не взял в свои руки всю полноту власти.

В годы Великой Отечественной войны он отнюдь не с классовых, марксистских позиций подошел к решению вопроса о немцах Поволжья, Крымских татарах, о Чечено-Ингушии. Все эти народы поголовно, без различия политических взглядов, были молниеносно сняты с родных мест и вывезены вглубь страны. После войны Сталин перехватил из рук поверженного Гитлера знамя антисемитизма и развернул его над первой в мире социалистической страной. Особенно ярко проявилось это в борьбе с " безродными космополитами ". Слово космополит стало синонимом слова еврей. Апогея антисемитизм достиг при аресте "убийц в белых халатах". Хотя среди арестованных светил советской медицины были один-два русских профессоров, эта акция была направлена против евреев. Об этом можно было судить не только по явно черносотенным выступлениям печати (особо отличился "Крокодил", опубликовавший фельетон "Пиня из Жмеренки"), но и по многочисленным репрессиям разной степени, которым подверглись тысячи евреев. Наиболее злобные антисемиты всех стран и времен могли позавидовать такому откровенному гонению на евреев, которое началось тогда в социалистическом государстве.

Впрочем, даже в самые лютые годы формально все обстояло благополучно. Не был издан ни один закон, который бы ограничивал права евреев. Они могли работать где пожелают и даже занимать весьма высокие посты. Доказательством тому могло служить положение при Сталине Лазаря Кагановича . Говорили, что и у Гитлера любовница Ева Браун была еврейкой. Национальность этой немецкой актрисы спорна, но любимец советского фюрера "сталинский нарком" Каганович вне сомнения был еврейского происхождения. Но что ему было до судьбы сотен и тысяч евреев, когда еще в тридцатые годы он воспринял как должное расстрел двух своих родных братьев - Михаила и Юлия, объявленных врагами народа. А ведь другой, еще более крупный политический деятель того времени С. Орджоникидзе не мог смириться с расправой над его братом и покончил жизнь самоубийством.

После смерти Сталина положение несколько изменилось. Вытащив его забальзамированное тело из Ленинского Мавзолея, преемники начали выправлять сталинские "ошибки". Но все еще многое оставалось от прошлого.

Существует ли в Советском Союзе "еврейский вопрос?" На этом ломают копья западные и советские пропагандисты. Первые утверждают, что существует, советская же пропаганда пером и устами лиц еврейского происхождения категорически отрицает наличие такого вопроса. С точки зрения законодательства (во всяком случае, официального) вопрос этот решен с первых дней революции. А практически он встает со всей остротой при поступлении в высшие учебные заведения, или при определении на работу. Всюду существует определенная норма, и ее, как правило, устанавливают по своему усмотрению сами администраторы на местах.

Одним из новшеств, привнесённых советским строем в российские реалии была система всеобщей паспортизации. При этом развивалась система паспортов в Стране Советов медленно и поэтапно. И в целом была мерой, скорее, вынужденной.

Всеобщая паспортизация городского населения была объявлена 27 декабря 1932 года, до этого советские паспорта выдавались в качестве «заграничных». В основном, тем гражданам, которым было разрешено и поручено отправляться за рубеж, чтобы представлять там советские интересы. И именно про такой паспорт писал Маяковский в своем бессмертном про «широкие штанины».

Бюрократическая свобода

Но такая бюрократическая свобода до 1932 года создавала массу бытовых и криминальных проблем. Огромные массы людей свободно кочевали по просторам страны, а особенно активно этим пользовался криминальный элемент, который мог в те годы «гастролировать» практически без ограничений, пока не поймают.

Потому в советском паспорте появились графа о прописке. Которая позволяла, как и сам документ, фиксировать передвижения гражданина и определённым образом «привязывать» его к месту жительства.

Вопреки общему мнению, сельским жителям паспорта также выдавались, хотя их всеобщая паспортизация наступила гораздо позже, в семидесятые. Просто паспорта колхозники получали в случае поступления в ВУЗ или с началом военной карьеры, или переезжая в город на обговоренное уже рабочее место.

Графа о национальности

По поводу «прописки», которая сейчас обозначается, как «регистрация», до сих пор спорят специалисты. Но была в советском паспорте и так называемая «пятая графа», или же графа о национальности.

Вообще, чисто технически пятой эта графа была не в советском паспорте, а в «Личном листке по учёту кадров паспортных органов МВД СССР» на основании которого и оформлялся советский паспорт.

Критики графы «национальность», да и многие исследователи видят в ней не только механизм дополнительного контроля, но и возможность для ущемления отдельных граждан СССР по национальному признаку. Но самое интересное что изначально все обстояло с точностью до наоборот.

СССР был подчеркнуто многонациональной страной единого советского народа. Но именно «много»-национальной, а не «безнациональной». Поэтому графа «национальность» в теории и в рамках советской идеологии не только не была дискредитирующей, но, напротив, подчеркивала эту самую многонациональность, а через это и единство всего советского народа. Но это, как говорится, в теории. На практике же вышло не совсем так.

Изначально национальность человека определялась по национальности родителей. При этом, в СССР был список этих самых национальностей. Что характерно, он периодически ещё и менялся.

По национальности отца

Изначально, согласно спискам 1924-1926 года в СССР проживали представители двухсот национальностей. При этом, как правило, гражданин получавший паспорт, определял свою национальность по национальности отца, хотя были и исключения.

В 1974 году паспортизация в Советском Союзе продолжалось. Теперь право на получение документа имели и колхозники, жители сельской местности. Одновременно с этим, изменился и подход к определению национальности.

Графа в паспорте была все такой же обязательной, но теперь гражданин мог по собственному выбору записать себя в ту или иную народность. Но вот самое интересное, что примерно в эти же годы начинается и варьирование списка «официальных» национальностей. В 1959 году было 126, в 1979 – 123, в 1989 – 128.

Гонения по национальному признаку

Что касается гонений по национальному признаку, то ряд учёных фиксируют в советской истории случаи депортации представителей десяти национальностей. К ним относят чеченцев, крымских татар, корейцев, карачаевцев, ингушей, немцев, балкарцев и ряд других.

Также, во времена сталинских чисток, нелегко пришлось советским евреям.

При этом, учёные указывают не только на факты депортации, но и на «мягкую дискредитацию» в позднем СССР по национальному признаку. Советские евреи по этому поводу придумали грустную шутку, где обозначали свою национальную принадлежность, как «инвалидность пятой группы».

Но стоит снова оговориться, что скорее Сталин и тогдашнее советское руководство увидело в графе «национальность» удобный практический механизм уже после его ввода. Изначально же, «пятая графа» была скорее идеологическим механизмом, и каких-то систематических практик не предполагала.

Что интересно, с крушением СССР советские паспорта не исчезли, и до сих пор считаются действительными на территории России, наряду с новыми паспортами граждан Российской Федерации, где графы «национальность» нет.

Периодически за её возвращение ратуют консерваторы, и общественная дискуссия по этому вопросу идет до сих пор. Однако, кажется, государство возвращать «пятую графу», как минимум в ближайшее время, не будет в силу особенностей нынешней российской национальной политики.

  • 3 Другие значения
  • 4 Литература
  • 5 Примечания
  • В СССР

    В СССР графа номер 5 для указания национальности была в типовых анкетах.

    В Советском Союзе указание национальности в паспорте и других удостоверяющих личность документах носило обязательный характер. Национальность гражданин определял для себя в 16 лет, при получении паспорта, путём выбора из национальностей отца или матери. Чаще выбирали по отцу; также обычно по отцу определялась национальность детей до 16 лет (например, в школьных классных журналах тоже имелась страница «национальность»). Зачастую, если национальность одного из родителей была «проблемной» (например, еврей, немец, крымский татарин и др.), человек выбирал себе национальность другого родителя, более приемлемую (русский, украинец, белорус и т. п.).

    При этом человек мог определять свою национальную принадлежность только из числа официально признанных народов, проживавших на территории СССР. К примеру, учёт национального состава населения во время всеобщей переписи населения СССР 1959 года осуществлялся по 126 названиям; во время переписи 1979 года - по 123 названиям, а в переписи 1989 г. - по 128 названиям. Некоторые народы (например, ассирийцы) в этих списках отсутствовали. Национальность иммигрантов определялась произвольно, у них в пятом пункте могли появиться самые разные записи. это же время никто не учитывал перепись населения СССР 1926, 1937, 1939 года.

    Существует много свидетельств того, что наличие в документах информации о национальности позволяло чиновникам дискриминировать те или иные национальные меньшинства (нетитульные народы в национальных окраинах, а на всей территории СССР представителей таких народов как евреи, немцы, крымские татары и др.) в части поступления в ВУЗы, приёма на работу, в аспирантуру, карьерного продвижения, наград, поездок за границу и т. п., вплоть до депортаций по национальному признаку. Отсюда пошло ироническое выражение «инвалид пятой группы», обозначающее человека, имеющего «неподходящую» национальность.

    В наше время

    В большинстве стран мира созвучный термин (например, англ. nationality) означает не национальность (принадлежность к этнической группе), а гражданство. Для обозначения этнического происхождения употребляются термины этничность (англ. ethnicity), этническая личность, этническая принадлежность; в паспортах это не указывается.

    В Российской Федерации

    По определению Конституционного суда РФ, «национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина. Согласно Конституции гражданство РФ является единым и не зависит от оснований его приобретения». Несмотря на это, наличие у человека «неподходящей» национальности может стать источником серьёзных неприятностей и в наше время.

    Отмена в 1990-е годы упоминания национальности в паспорте в Российской Федерации, а затем её введение, но уже в необязательном порядке вызывает бурные политические дискуссии. При графа «национальность» (родителей) существует в свидетельстве о рождении, которая заполняется по желанию родителей ребёнка, а также в свидетельстве о браке и свидетельстве о перемене имени. Графа «национальность» до сих пор существует в военном билете, правда, её не заполняют.

    Проблема гораздо шире, чем наличие либо отсутствие отметки в паспорте и рассматривается в контексте роста межнациональной напряженности. Например, Московская Городская Дума предложила поправки в «Закон о СМИ» с запретом упоминания национальности преступников и их жертв.

    В настоящее время в России право граждан определять свою этническую принадлежность (национальность) самостоятельно и произвольно привело к любопытному явлению: во время переписи населения люди сообщали о своей принадлежности к народам, существование которых как отдельных наций под вопросом (к примеру, казаки, поморы, скифы), либо вообще к несуществующим (хоббиты, эльфы и пр.).

    В итоге приказом Росстата от 27.01.2010 г. № 74 был утверждён «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения … Всероссийской переписи населения 2010 года» (в опросном листе национальность - пункт № 7). Значительно увеличившийся список ограничен 1840 национальностями, среди которых, в частности, представлены «помесь», «советские», «человек земли», «человек мира», «иностранцы», «интернационалисты» и «жители вселенной», а также «кацапы», «бульбаши», «чухонцы», «чалдоны», «фараоны» и «скобари».

    В национальных образованиях на территории России (в частности, в Татарстане) существуют вкладыши в паспорт с указанием национальности. Вкладыши изготавливаются по желанию владельца паспорта

    На Украине

    На Украине национальность не указывается ни в каких документах, удостоверяющих личность, кроме свидетельства о рождении. паспорте такая графа не предусмотрена. Возникавшие время от времени предложения о её возвращении в паспорт вызывали неоднозначную реакцию.

    В Казахстане

    Национальность в Казахстане указывается материнская либо отцовская по желанию владельца в паспорте и в удостоверении личности.

    В Латвии

    Национальность в Латвии указывается по желанию владельца в паспорте.

    В Китае

    В Китае в удостоверении личности обязательно указывается одна из 56 официально признанных в стране национальностей. Выбирать национальность по собственному желанию запрещено, национальность указывается та, которую имеет один из родителей.

    Другие значения

    • В советских паспортах образца 1953-1973 гг. пятым пунктом шло социальное положение (а национальность - третьим).
    • Идиома «пятый пункт» («пятая графа») часто употреблялись для обозначение конкретно еврейской национальности.

    Литература

    • Александрова Инна. Пятый пункт. М., Права Человека, 1998, 132 с. ISBN 5-7712-0078-6

    Примечания

    1. См. например определение термина в «Юридическом словаре», 2000.
    2. «Как переписывали Россию» Журнал «Огонёк» № 42 (5151) от 25.10.2010
    3. Негр
    4. По части карьерного роста особенно часто притеснялись евреи, вайнахи, а также некоторые нетитульные национальности в национальных окраинах. Этническая и расовая нетерпимость и дискриминация
    5. См.: Национальный вопрос в СССР. Сб. док. / Сост. Р. Куичинский. Мюнхен: Сучаснисть, 1975 год; Некрич А. Наказанные народы. Нью-Йорк: Хроника-Пресс, 1978 год
    6. Депортация народов
    7. Yuri Slezkine. The Jewish Century. ISBN 0-691-12760-3
    8. Государственный антисемитизм в СССР. От начала до кульминации. 1938-1953. Серия: Россия. XX век. Документы. - М: Материк, 2005 г. ISBN 5-85646-114-2
    9. Документ Московской Хельсинкской группы № 112 «Дискриминация евреев при поступлении в университеты», 1978 год
    10. Дискриминация крымских татар продолжается, Московская Хельсинкская группа, 1977 год
    11. Цаленко М. Факты, о которых предпочитают не вспоминать. Заметки по еврейской истории (июль 2011). Проверено 16 сентября 2011. Архивировано из первоисточника 27 февраля 2012.
    12. Евгений Кудряц. «Инвалиды пятой группы»
    13. Англо-Русский разговорник - Country & nationality - Страна и национальность
    14. Законопроектный портфель в сфере этнических отношений
    15. Россиянину хорошо и без «пятой графы»
    16. «Волчий билет»
    17. И снова «пятая графа»
    18. Сохранить графу «национальность» в паспорте потребовали сторонники митрополита Иоанна
    19. "За возвращение в паспорта россиян графы «национальность»
    20. «Пятая графа» под запретом
    21. Нужно ли запретить СМИ называть национальность подозреваемых и потерпевших? («Лукавая Цифра»)
    22. «Перепись выявила в России хоббитов, эльфов и скифов»
    23. «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения … Всероссийской переписи населения 2010 года»
    24. Татарстанский вкладыш сохранится в паспортах нового типа
    25. Литвин предлагает вернуть в паспорт «пятую графу»
    26. Владимир Яворивский: «Не надо бояться пятой графы в паспорте!»(недоступная ссылка)
    27. Депутаты хотят вернуть в паспорта «пятую графу»?

    пятая графа, пятая графа в паспорте

    Пятая графа Информацию О

    Преодоление страха пятого пункта

    На этой неделе сенатор Жанна Иванова предложила вернуть в паспорта россиян строку «Национальность». Она внесла в Госдуму РФ соответствующий законопроект. Я не знаю, почему представитель Сахалина в Совете Федерации обратила внимание на бытие этносов (раньше эта активная женщина не «засвечивалась» на ниве национальной политики), но ее предложение заслуживает самого серьезного внимания. Россия, наконец-то, начинает преодолевать страх пятого пункта, доставшийся ей от СССР. Многие в советской стране обожглись на этой графе, но, отменяя ее, российские реформаторы вместе с водой выплеснули и ребенка…

    Коварство пятой графы

    Пятая графа, пятый пункт — известные выражения, они появились, когда в документах стали указывать национальность гражданина. В Советском Союзе в паспорте и других бумагах, удостоверяющих личность, обязательно обозначалась этническая принадлежность. В школьных классных журналах была страница «Национальность», как правило, ребенка записывали по отцу. Официально свой этнос гражданин определял в 16 лет, при получении паспорта. Обычно он выбирал по родителю мужского пола. Если национальность была «сомнительной» (еврей, немец, крымский татарин и т. д.), молодые люди идентифицировались по матери как русские, украинцы, белорусы и прочие «благонадежные». При этом человек мог определять этническую принадлежность только из числа официально признанных народов, живущих в СССР. В паспортах не могло быть ни ассирийцев, ни бразильцев, ни прочих иностранцев.

    Представители разных народов могут рассказать массу историй, которые свидетельствуют, как пятый пункт мешал им жить. Он возникал при поступлении в вузы и аспирантуры, при приеме на работу и карьерном продвижении, от него зависели получение наград и поездки за границу. По негласным правилам евреев не принимали в институт международных отношений (а после «дела врачей» была дискриминация специалистов этой национальности едва ли не во всех сферах жизни), корейцев не назначали на руководящие должности в государственных структурах и т.д.

    Все знают об ужасных депортациях по национальному признаку. Старшее поколение помнит ироническое выражение «инвалид пятой группы». То и дело слышалось слово «нацмен» — сокращенное от «национальное меньшинство», чаще его использовали применительно к отдельно взятым людям. Например, башкир (на снимке) и татар, веками живущих на Урале, называли нацменами, а гораздо позже переселившихся в наш край украинцев и белорусов к ним не относили. В детстве я долго считал, что вторая часть слова – мен – обозначает не меньшинство, а мужчину, человека, то есть нацмен – это мужчина, человек такой-то национальности.

    Все эти странные правила и социально-политические парадоксы сглаживало неформальное общение людей разных национальностей, помогало их интуитивное ощущение общности истории и культуры. При всех своих издержках пятая графа не разобщала народы. Несмотря на обидные слова в быту (их может сходу вспомнить каждый из нас), отношение к жителям союзных республик и нацменам было добрым: природная расположенность к представителям иных этносов, общие ценности и любовь без красивых слов делали свое великое дело.

    Графу отменили, но страсти не улеглись

    В перестроечные годы пятую графу продолжали воспринимать как страшилку, как пережиток тоталитарного прошлого. И «на волне демократических реформ» ее, как и многие другие вещи, отменили. При этом у людей разных национальностей никто ничего не спрашивал.

    Новый расклад породил новые спекуляции. Политикам и политиканам захотелось в предвыборных целях «порешать» национальный вопрос. Какое-то время назад лидер КПРФ Геннадий Зюганов выступил с той же инициативой, что сейчас сенатор Жанна Иванова: внести в паспорт российского гражданина графу «Национальность». И получил по полной программе.

    В передаче «Поединок» на телеканале «Россия 1» с ним «расправилась» великолепная Ирина Хакамада. Отвечая на ее точные и конкретные вопросы, Геннадий Андреевич не смог толком объяснить, «зачем нужна такая этническая маркировка». Он лишь твердил штампованное: «Русский народ освоил такие большие территории, объединил столько народов», «русский народ вынес на себе все тяготы войны с Гитлером, недаром Сталин поднял тост за русский народ» . Все это выглядело странно. В заявке лидера КПРФ главное совсем не то, о чем он говорил, отвечая на вопросы оппонента. За неумение объяснить истинные мотивы своих действий ему досталось не только от Ирины Хакамады, но и от либеральной прессы. Вот что писал об инициативе Зюганова один талантливый публицист: «Будучи большим ученым, крупным философом, он должен понимать, что гордое чувство принадлежности к какой-либо этнической общности — это глубоко личное самоощущение, и оно не может быть удостоверено никакой гербовой печатью. Запись в паспорте будет знаком той или иной идентичности, но не самой идентичностью» .

    Автор на этом не успокоился и продолжил гвоздить Зюганова: «Понятно, что в наше время, если коммунистам удастся узаконить пятый пункт, он будет направлен своим острием против другого «неблагонадежного народа», даже народов — против кавказцев. Иными словами, графа «национальность» в паспорте — это такая слегка легализованная форма бархатной ксенофобии… У нас нынче складывается такая электоральная конъюнктура, что велик соблазн что-то позаимствовать у этнических националистов . «Левада-центр» фиксирует, что симпатии населения к националистам с 25 процентов в сентябре 2002 года возросли до 47 процентов в сентябре 2011. Данные из закрытого социологического опроса, заказанного мэрией Москвы, свидетельствуют: 35 процентов жителей столицы в той или иной мере поддерживают националистов. А тут еще праздник национального единства, ставший удобным поводом для возбуждения и выплеска националистических настроений на улицы городов и экраны телевизоров» .

    Читаю эти строки и снова вижу, что лидера КПРФ отчихвостили совсем не за то, что подразумевает его предложение . Геннадия Андреевича поставили рядом с чуждыми ему мыслями и намерениями…

    Национального вопроса и пятой графы касались и касаются деятели всех уголков политического спектра. Больше всего, конечно, националисты и экстремисты — разумеется, со своих позиций. Их и слышно громче всех. К сожалению, именно они определяют отношение к этой теме других обитателей политической поляны и обычных людей. И воспроизводят страх пятого пункта уже на новом витке развития. Видя их грозный вид и слушая речи, оппоненты невольно начинают думать, что все, кто в той или иной форме поднимают национальный вопрос, обязательно сторонники каких-то крайностей. Националисты так «раскрепощаются», что лозунг Владимира Жириновского «Мы — за бедных, мы – за русских» на их фоне может показаться самым безобидным.

    Ксенофобы всем надоели, и как только кто-то произносит слово «национальный», «национальность», в том числе вполне себе системный и респектабельный Геннадий Зюганов, он тут же вступает на минное поле. Многие автоматически считают, что это националист, как правило – русский националист. Или безответственный политик, желающий подыграть этой части электората. Пережитки и предубеждения настолько сильны, что затмевают детали и уводят в сторону от сути. Критики начинают самозабвенно токовать совсем не о том, что на самом деле содержится в предложении оппонента. Увлекшись борьбой за демократию и свободу, они делают заключения, имеющие мало общего с реальной жизнью. И самое главное — их оценочные суждения ничего не дают для сохранения и развития национальных культур. В пылу политизированной полемики человека, любящего свой народ, оберегающего национальную культуру, записывают в этнические националисты. А проявление уважения и любви к народам России, желание посодействовать развитию их культуры воспринимается как заигрывание, повод для выплеска националистических настроений…

    Деэтнизация населения

    Отмену пятого пункта в первую очередь связывали с дискриминационной политикой по отношению к евреям, с антисемитизмом при Сталине и после его смерти. Но это было достаточно давно, новое поколение уже мало что помнит. Понятно, что какие-то рудименты того времени в нашем сознании и отношениях между людьми остались, но все это — в «пределах статистической погрешности». Если не брать в расчет записных националистов и ксенофобов (а их, несмотря на весь шум, не так уж много, и они заведомые маргиналы), можно сказать, что от того времени у нас сохранились только смешные анекдоты про евреев (как и про представителей других народов исторической России), которые любят рассказывать сами дети Моисея , да безобидные шутки и неуместное бытовое «гадание» — является тот или иной имярек евреем или нет. У подавляющего большинства людей к детям Моисея хорошее, дружеское отношение, они признают их ум и многочисленные таланты. Тем не менее, в годы формирования «новой России» с пресловутым «пунктом» решили расквитаться. То есть зло, что было в прошлом, решили побороть …исправлением современной, пусть сложной, но вполне нормальной ситуации.

    Ученые люди говорят, что ликвидация пятой графы выполнила свою задачу, и проблему антисемитизма удалось одолеть «полностью и окончательно». Но они не говорят о другом — о том, что, решая одну задачу, либеральные революционеры породили новые.

    Реформаторство совпало с глобализацией, навязывающей всему миру стандарты и правила жизни западной цивилизации. Все бы ничего, но процесс этот несет не только экономическую, социальную, политическую, но и культурную унификацию, прежде всего – унификацию национальной самобытности. Отмена пятой графы была для глобалистов очень кстати. Да, в советской стране многие на ней обожглись, и запрет опостылевшего «пятого элемента» был продиктован желанием прийти к свободе. Но получилось другое. Отменяя пятую графу, российские реформаторы вместе с водой выплеснули и ребенка…

    Национальность - основополагающая часть самоидентификации человека. Это его культурный, нравственный корень. Вычеркивая его из документов, государство не то чтобы отнимает, но принижает значимость этнической принадлежности человека. Оно как бы намекает гражданину, что для него это не очень важно. Отменив пятую графу, государство подчеркнуло, что ему хочется иметь дело не с цветущей сложностью, а с обезличенной массой…

    У национальных культур и так хватает проблем, пару десятилетий назад, когда отменяли пятую графу, к ним добавили еще одну. Далеко не все представляют беды современного бытия народов России. Воспитание национальной культуры должно начинаться с детского сада и продолжаться в школе. Но сейчас ребята разных этносов не имеют возможности учить свой родной язык. По сути, идет процесс деэтнизации населения. Ликвидация графы «Национальность» его только усилила и ускорила.

    Непривычное для нашей страны отсутствие в документах национальной принадлежности означает, что человек безразличен к своему этническому происхождению, к национальной культуре, к родному языку, а то и стыдится их. Но это не так! Как раз наоборот! Люди не хотят мириться с тем, что власти отобрали у них право называться своим национальным именем в официальных документах. Представители народов не хотят терять своих корней, забывать традиции, не хотят по американскому примеру «переплавляться» в одном безликом котле. И маркировка в паспорте для народов России — это гарантия уважения государства и общества. Это гарантия, что будет сохраняться национальная самобытность, уникальная культура и история. Вкусив пластмассовую безвкусицу глобализации, нацмены (и не только они) все больше и больше тяготеют к своему. Они начинают сопротивляться, повсеместно идет процесс усиления этнической идентичности. Опросы показывают, что более половины россиян хотели бы вернуть в свои удостоверения личности отметку об этнической принадлежности. А Жители Татарстана и Башкортостана уже отвоевал право иметь в паспортах специальные вкладыши с указанием национальности.

    Как же это преодолеть?

    В очередной раз приходится констатировать, что в нашей полиэтнической стране нет внятной государственной национальной политики. Нет законов о национальной политике, о родных языках. До сих пор неясно, какая структура занимается этим вопросом. Конечно, есть совет при Президенте РФ, но он не имеет должных прав, это совещательный орган. И инициатива сенатора Жанны Ивановой может хоть как-то расшевелить, приподнять на должный уровень не только пятую графу, но и всю эту тему. Осмысленные действия властей должны органично дополнить работу общественных структур и всепобеждающее человеческое общение.

    Жанна Иванова предлагает указывать национальную принадлежность в паспорте или в свидетельстве о рождении ребенка по инициативе отца и матери либо единственного родителя. По мнению сенатора, это «позволит осуществить законодательное воплощение и практическую реализацию важнейшей ценностной категории для многих граждан РФ - в виде определения и указания своей национальной принадлежности». Политик справедливо полагает, что возвращение графы «будет способствовать сохранению самобытности каждой национальной (этнической) общности многонационального народа РФ и одновременно гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений в стране и укреплению единства российской нации в целом».

    Такой подход можно только приветствовать. От преодоления страха пятого пункта и возвращения графы «Национальность» будет большая польза. Вот лишь один пример. Многие национально-культурные центры хотели бы организовать изучение родного языка в детских садах. Но как определить, где живут представители этноса? Как провести мониторинг? Появление соответствующего пункта в документах будет способствовать этому доброму делу…

    Почему нам надо назад возвращаться и снова вводить графу «национальность»? Мы от этого уже отошли. Лидия Графова

    www.diletant.ru/articles/19682246/
    Опрос - нужно ли возвращать в паспорт графу "национальность"?
    27 сентября //:
    Материал подготовила Ольга Кузнецова

    Валерий Рашкин, депутат Госдумы от КПРФ:

    Я уверен, что графу «национальность» надо вернуть в паспорта россиян. Более того, я был автором законопроекта о введении в паспорт пятой графы «национальность». Граждане Российской Федерации могли бы добровольно ее указывать, либо оставлять графу свободной. К сожалению, этот законопроект отклонила «Единая Россия», я считаю это грубейшей ошибкой. Как показало время, национальная идентичность присуща гражданам России, особенно в связи с тем, что было в Советском Союзе, когда эта графа была.

    Я считаю, что русский язык, традиции, культура русского народа забываются, затираются, принижаются, поэтому и надо графу национальность восстановить. Ведь даже законопроект, автором которого я тоже был, о праздновании дня русского языка в России, был введен только указом президента. И это несмотря на то, что в прошлом году ООН объявила год русского языка, и день рождения А.С. Пушкина обозначили как день русского языка. В нашей стране день русского языка не празднуется, несмотря на указ, никаких мероприятий не проводится, финансы не выделяют на день русского языка. Даже не ввели его в календарь праздничных дней, что говорить о том, что есть национальная русская гордость. Лично я, например, помню свои корни, что я русский человек, что моя родная речь — русская, я горд этим. В память о своих предках я обязательно хочу, чтобы в паспорте у меня была графа «национальность».

    Лев Пономарев, правозащитник:

    Ксенофобия и национализм в России сейчас приобрели дополнительное звучание, особенно на выборах в Москве, хотя я думаю, что и в других местах тоже. Политика часто эксплуатирует тему национальности, мне кажется, поэтому возникло дополнительное напряжение в обществе.

    Появление в паспорте графы «национальность» не является полезным и будет способствовать дальнейшему разделению общества. Если бы общество жило в спокойном состоянии, и разговор шел о некой фрагментации, о том, чтобы в спокойном состоянии диалога решать возникающие вопросы — это я мог бы допустить. В Европе происходит одновременно два процесса: процесс интеграции, связанный с глобализацией, объединением Европы, и процесс некой фрагментации, но при этом там объединение имеет большее значение. Если бы мы твердо знали, что Россия у нас никуда дальше не будет разваливаться, и мы бы видели, что все только укрепляется и фрагментации не происходит, тогда спокойно можно было бы обсуждать вопрос о введении графы «национальность». Сейчас, я считаю, что это все будет только разрушать страну и вредить ее будущему.

    Сергей Марков, проректор РЭУ им. Плеханова, директор Института политических исследований, член Общественной палаты:

    Национальность у людей должна быть по самоидентичности. У нас многонациональная страна, у многих национальность перетекает из одной в другую. Надо дать возможность гражданам не жестко себя идентифицировать, а «перетекать» из одной национальности в другую, либо считать себя россиянами в целом. Чрезмерное педалирование национальной идентичности приводит к межнациональным трениям. Понятно, почему люди хотят, чтобы указывали их национальность, для них это является, во-первых, формой национальной идентичности, а во-вторых, формой самозащиты.

    Национальная идентичность, как и религиозная, переживает у нас ренессанс. Сейчас Россия не ассоциируется с победами, как например, Советский Союз. Потеряны огромные территории, историческая столица — город Киев, где создавалось российское государство. Именно поэтому многие не считают нынешнюю Российскую Федерацию по-настоящему Россией. К тому же, россиянин дискредитирован временами этих неуспехов, плюс нет никакой государственной идеологии. Вот в Америке есть государственная идеология: работа, демократия, американская мечта. Поскольку в России нет такой государственной идеологии, то появляется желание формировать свою идентичность по национальному или религиозному признаку. Отдельно стоят русские. Русские ощущают себя в России людьми второго сорта, они дискриминированы. Механизмы этого сложные, поскольку закон работает слабо, а права человека защищены не законом, а диаспорами. А русские не организованы в диаспоры — это первая причина, почему их права ущемляются, вторая причина — традиционно русские имели высокий социальный статус и высокие зарплаты из-за того, что участвовали в крупных социальных проектах. Но крупных социальных проектов нет, соответственно социальный статус и зарплата маленькие. Третья причина кризиса русского этнического ядра заключается в том, что по нему ударили алкоголизм и наркомания. Алкоголизм и наркомания бьет с особенной силой именно по русским, потому что в других нациях как-то человек удерживается от того, чтобы стать алкоголиком и наркоманом - в основном семейно-родовыми связями. Семейно-родовые связи у русских значительно ослаблены, поскольку ослаблены традиционные ценности, а государство у нас практически самоустранилось от борьбы с такими болезнями. Таким образом, русские находятся в серьезном кризисе, поэтому хотят защититься и требуют, чтобы «русский» — было указано в графе «национальность» в паспорте. И возможность указать национальность является желанием защититься от слабости и заполнить «пустое» место с точки зрения идентичности.

    Лидия Графова, журналист-правозащитник, председатель исполкома «Форума переселенческих организаций»:

    Я думаю, что межнациональная ненависть была активизирована предвыборной кампанией, когда мигранты стали врагом номер один, и борьба с нелегальной миграцией была одним из главных приоритетов буквально у всех кандидатов в мэры Москвы. Очень жалко, что так развивается общественное мнение. Хотя такая реакция общественности понятна, но если графу «национальность» введут, то это будет шаг назад, потому что хотелось бы, чтобы у нас общество не раскалывалось по признаку национальности и вероисповедания. Консолидация все-таки ведет к человеческой атмосфере, а если в условиях бушующей сегодня ненависти введут графу «национальность», то это принесет только вред.

    Сейчас настолько маятник качнулся вправо, что по закону физики он должен теперь качнуться влево. Я думаю, что нашим людям надо опомниться, ведь была же когда-то дружба народов. Страшно предположить, что это совершенно растоптано. Надеюсь, что этот градус ненависти пойдет вниз. Ведь если введут графу «национальность», то будет много сложностей и недоразумений, в частности, потому что у нас огромное количество смешанных браков. Для чего детям думать, чем они отличаются от других? Что они будут писать в графе «национальность»? Наоборот, в наше время надо думать, чтобы была единая нация, гражданство, как в других странах. Сейчас наша история общественного мнения, национальной миграционной политики двигается в ритме старого танка: шаг вперед, два шага — назад. В Америке есть только гражданство и они этим гордятся и во Франции тоже. Почему нам надо назад возвращаться и снова вводить графу «национальность»? Мы от этого уже отошли.

    А это выдержка из комментариев к этому опросу:
    Вообще с коммунистами последнее время происходят чудные вещи - стали допускать веру в Бога и русский национализм!
    Комаров Анатолий

    Вараксин Борис, 29.09.2013 21:29:57
    А зачем вам указание вашей национальности? Чтобы вы её не забыли? И если вы так гордитесь своей национальностью, то как влияет на вашу гордость наличие записи в паспорте? Что, если записи нет, то и гордиться нечем? Вы сами хотите гордиться своей национальностью или вам нужно, чтобы и другие гордились ею? Но на процесс посторонней гордости за вас запись в паспорте никак не влияет. Уважают не за запись, а за что-то другое. Разве не так?
    www.diletant.ru/articles/19682246/

    От меня(авт) Мы не забываем о своей национальности, и без пятой графы, но считаю, что убрали графу - национальность, чтобы статистика не могла контролировать смертность и рождаемость, именно, Русских в России. А так как очень заметна "мышиная возня" именно против нас, этнособразующего народа,
    то исчезновение графы национальность, скрывает настоящее количество Русских в России от мировой общественности и от самих Русских, И это единственная причина, все остальное словоблудство.
    А к межнациональной розни не имеет никакого отношения.
    Межнациональная рознь создается заинтересованными не на количестве людей той, или иной нации.

    Выбор редакции
    ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...

    Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...

    Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...

    Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
    Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
    Как должен выглядеть фирменный бланк организации и как его создать? Об этом читайте в нашей статье. Из статьи вы узнаете: В каких...
    ХРИСТОФОР КОЛУМБ Загадка происхождения Всемирно известный мореплаватель Христофор Колумб родился в небогатой генуэзской семье в Италии...
    Детально: молитва ангелу хранителю за детей - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте сайт для наших уважаемых...
    Умение красиво и правильно разговаривать пригодится на протяжении жизни каждому человеку. Грамотная поставленная речь указывает на то,...