Разница между допросом и опросом по упк рф, нюансы допроса несовершеннолетнего. Опрос полиции


Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;

10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;

3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, - данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных

1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.

6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: [email protected] , либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.

Опрос полиции – это беседа, проводимая сотрудниками полиции с лицом, предположительно осведомленным о фактах и обстоятельствах, представляющих служебный интерес, в целях получения сведений, которые могут быть в дальнейшем использованы в интересах борьбы с преступностью.

Опрос полиции проводится до возбуждения уголовного дела (имеются исключения). Когда уголовное дело возбуждено проводится следственное действие — .

При обращении к нам (юристам сайта «сайт») за помощью выяснилось, что первоначальную информацию по данному вопросу читатель получает из сети «Интернет» и в целом она правильная. Но на данную тему даже на юридических форумах и блогах ведутся нешуточные дискуссии. При этом, как ни странно, каждый участник разговора в чем-то по-своему прав.

Причины разногласий – дискуссии про разные виды опросов, различные цели и основания вызова на опрос в полицию. При этом, опрос проводится многими подразделениями и службами полиции. Законодательно опрос регулируется разными федеральными законами.

Попытаемся максимально в понятной форме рассказать читателю о главных аспектах опроса сотрудниками полиции.

Ввиду обширности темы «опрос полиции», раскрытие её построено так, что каждая глава дополняет следующую, но в своем единстве они все взаимосвязаны, поэтому рекомендуем прочитать всю статью целиком.

Цели и основания для вызова для опроса в полицию

Согласно статьи 2 Федерального закона «О полиции» в целях борьбы с преступностью в полиции имеется ряд направлений. Для раскрытия темы выберем три актуальных:

  • предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений;
  • розыск лиц;
  • предупреждение и пресечение административных правонарушений, производство по делам об административных правонарушениях.

Преступление, а также вопросы розыска подозреваемых и обвиняемых регулируется законами: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ) и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ «Об ОРД»). За совершение преступления предусмотрена ответственность по Уголовному кодексу Российской Федерации вплоть до пожизненного лишения свободы.

В свою очередь, правонарушения и наказания за них регулируются Кодексом об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Наиболее распространенное вид наказания – штраф.

Имеются и другие ведомственные нормативно-правовые акты, регулирующие вызов на опрос в полицию, например, при проведении мероприятий, направленных на организацию розыска без вести пропавших лиц.

Законодательное регулирование опроса в полиции при преступлении, розыске лиц, правонарушении разное, соответственно цель и основания для вызова на опрос лиц тоже будут разные.

Поэтому, если возникли основания для вызова на опрос в полицию в рамках уголовно-процессуального законодательства, значит проводится . Если в рамках административного законодательства – собирается или рассматривается материал об административных правонарушениях.

Но вызвать на опрос в полицию могут по любому основанию, даже в профилактических целях, что составляет, как указано выше, одно из направлений деятельности сотрудников полиции.

Лицо вправе узнать основания вызова на опрос в полицию, в том числе по контактному телефону, указанному в приглашении (о приглашении будет указано далее). Мы рекомендуем уточнять основания вызова, это необходимо, в том числе и для решения вопроса о явке в полицию, для выработки правовой позиции и т.п.

Сотрудники полиции, имеющие право провести опрос, либо вызвать на опрос в полицию

По нашему мнению, все сотрудники полиции имеют право провести опрос граждан, но в силу разграничения между ними специализаций не у каждой службы полиции это приоритетное направление деятельности.

Например, сотрудник тылового обеспечения организовывает закупку и выдачу сотрудникам полиции необходимых для службы предметов, на него не возложены задачи по непосредственной борьбе с преступностью. Однако, если его направят на охрану общественного порядка, он вправе при указанных выше обстоятельствах провести опрос.

Самые распространенные службы полиции, с которыми наиболее часто встречается гражданин, которые могут провести опрос:

  • участковый уполномоченный полиции (далее – участковый полиции);
  • оперуполномоченный полиции;
  • дознаватель (следователь).
Опрос участковым уполномоченным полиции

Участковый уполномоченный полиции в силу возложенных на него обязанностей борется с нарушениями на закрепленной за ним территории, которая рассчитывается исходя из обслуживающих домов и количества проживающих в них лиц.

В его обязанности входит очень много функций по борьбе и профилактике преступлений и административных правонарушений. Кроме этого, он выполняет большое количество задач, которые прямо не входят в его полномочия.

Участковый полиции может вызвать на опрос или прийти в жилище на опрос при семейных ссорах и конфликтах с соседями, соблюдении паспортного контроля и миграционного законодательства, лицензируемых требований и условий, отнесенных к компетенции полиции.

В то же время, участковый полиции собирает материалы доследственной проверки по преступлениям небольшой или средней тяжести, в связи с чем он может вызвать на опрос в полицию (чаще в опорный пункт полиции).

Опрос оперуполномоченным сотрудником полиции

Основная задача оперуполномоченных сотрудников полиции – выявление и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, в связи с чем они проводят опрос лиц.

Существуют разные виды преступлений, с которыми борются различные подразделения полиции (указаны в скобках):

  • экономические и коррупционные преступления (ГУЭПиПК МВД России);
  • общеуголовные преступления, розыск лиц (ГУУР МВД России);
  • компьютерные преступления (БСТМ МВД России)
  • иные.

Все вышеперечисленные сотрудники полиции имеют право проводить оперативно-розыскные мероприятия, к которым относится опрос лиц. Опрос может проводится гласно и негласно.

Опрос дознавателем и следователем

Участковые полиции или оперуполномоченные собирают материал доследственной проверки и передают его для дальнейшего рассмотрения дознавателю или следователю.

Дознаватель (следователь) в рамках УПК РФ имеет право проводить опрос лиц по имеющемуся материалу доследственной проверки, который собирается указанными сотрудниками полиции или они могут проводить проверку по заявлению о совершенном преступлении самостоятельно.

Таким образом, дознаватель и следователь наделены не только правом проводить , но и проводить .

Часто это обстоятельство, запутывает лиц, с какой целью вызвал следователь для допроса или для опроса. Далее более подробно расскажем про разграничения в этих понятиях.

Опрос как разновидность беседы. Место и время проведения опроса сотрудником полиции

Опрос – беседа между сотрудником полиции и лицом, представляющим оперативным интерес. Такая беседа с сотрудником полиции с лицом носит исключительно добровольный порядок со стороны опрашиваемого лица.

За отказ от опроса сотрудник полиции не может привлечь лицо ни к какой ответственности, не может принудить его к опросу (про исключение читайте ниже — в главе «последствия неявки на опрос в полицию»).

Поскольку опрос носит добровольный порядок отсюда вытекают другие права, связанные с беседой, например, открыть или нет входную дверь в квартире сотруднику полиции, давать или не давать пояснения, явиться или не явиться по вызову и другие.

В целях выполнения поставленных служебных задач опрос сотрудником полиции может проводится в любое время и в любом месте: на улице, в общественных местах; в жилом и нежилом помещениях, в том числе помещениях организаций; вызвать лицо в подразделение полиции; иных местах.

Например, при совершении преступления в ночное время суток на улице недалеко от круглосуточного магазина, прибывшая оперативно-следственная группа может опросить сотрудников магазина с целью установления свидетелей совершенного преступления.

Лицу при остановке на улице для опроса сотрудником полиции, особенно если он одет в гражданскую форму одежды, рекомендуем проверить служебное удостоверение, обратив внимание на ФИО, должность, срок действия удостоверения.

Вызов (приглашение) для опроса сотрудниками полиции

Право сотрудника полиции на вызов для опроса закреплено в пункте 3 части 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» по следующим обстоятельствам:

  • по расследуемым уголовным делам;
  • в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

Вызов в полицию для опроса лица оформляется приглашением в письменном виде.

Бланк приглашения законодательно не урегулирован, но на практике в приглашении указываются сведения, необходимые для явки лица к сотруднику полиции на опрос: на основании чего лицо вызывается, кто и по каким обстоятельствам вызывается, к кому и по какому адресу необходимо прибыть, дата и время явки на опрос.

Сотрудник полиции может вызвать на опрос лицо в профилактических целях, на негласный опрос, по каким-то другим основаниям, обусловленных борьбой с преступностью.

Поскольку существуют разные виды опроса, а также то, что материал доследственной проверки может передаваться из одной службы в другую, то вызвать на опрос лицо могут разные сотрудники полиции: участковый, оперуполномоченный, дознаватель, следователь.

Приглашение для явки на опрос может быть вручено (доставлено) любым из перечисленных способов, указанных в статье « ». Но повестка и приглашение на опрос – это два совершенно разных понятия.

Отличие повестки на допрос от приглашения на опрос

Повестка о вызове на допрос – документ, составление и направление которого регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ. – следственное действие, которое возможно проводить только после возбуждения уголовного дела и по правилам, установленным указанным кодексом.

Приглашение на опрос – документ, составление которого не регламентируется федеральными законами и распространяется на всех лиц, вызов которых необходим для выполнения задач сотрудников полиции. Опрос проводится до возбуждения уголовного дела, если рассматривается заявление о совершенном преступлении. Но может проводится в рамках другого законодательства, например, КоАП РФ.

Отличительной чертой опроса от допроса является добровольность опрашиваемого лица и за отказ от опроса с сотрудником полиции лицо не несет никакой ответственности (про исключение читайте ниже — в главе «последствия неявки на опрос в полицию»). Явка на допрос – обязанность вызываемого лица, последствие неявки на допрос – привод или штраф.

Поэтому слово «повестка» не может применятся к слову «опрос», это два разных понятия. Утверждение «повестка о вызове на опрос» юридически неправильное.

Как было указано выше, опрос и допрос могут проводить любые сотрудники полиции, а также следователь, что зачастую запутывает основания для вызова лица в полицию.

Также следует различать опросы, проводимые другими государственными органами, например, прокурором и налоговой инспекцией. Это разные виды опросов, регулируемых другим законодательством, но об этом в других статьях.

Как узнать кто и зачем вызывает для опроса в полицию

  1. Если в приглашении указано, что вызов осуществляется по заявлению Иванова И.И. (КУСП № _______) и имеется ссылка на уголовно-процессуальное законодательство, то рассматривается заявление о совершении преступления и собирается материал .

При этом, подпись в приглашении руководящего лица оперативного подразделения (выше написано каких именно) также будет свидетельствовать о рассмотрения материала, связанного с преступлением.

  1. Указание о вызове на опрос в полицию в связи с рассмотрением обстоятельств административного правонарушения и подпись ответственного лица, курирующего службу участковых полиции или других служб, отвечающих за рассмотрении «административных дел» (например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения), указывает о том, что собирается материал об административном правонарушении.

Если в таком приглашении имеется предупреждение о последствиях неявки лица – то рассматривается .

  1. Отсутствие каких-либо данных, позволяющих идентифицировать причину вызова на опрос в полицию, может свидетельствовать о вызове лица в иных целях, например, профилактических.

В тоже время, это не будет являться нарушением федерального закона, потому что форма приглашения о вызове на опрос в полицию ими не урегулирована.

Как проводится опрос в полиции

В случае явки лица на опрос в полицию опрос проводится путем беседы, которая на практике документируется составлением бланка объяснения.

Процесс опроса состоит из следующих частей:

  • выяснение необходимых данных о личности опрашиваемого;
  • разъяснение права, предусмотренного статьёй 51 Конституции Российской Федерации о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и других близких родственников;
  • получение показаний в виде свободного рассказа по известным обстоятельствам либо в виде вопросов-ответов или в смешанном варианте, с последующей их фиксацией в бланке объяснения;
  • по окончании опроса объяснение предъявляется опрашиваемому лицу для прочтения либо по его просьбе оглашается сотрудником его получившим, о чем в объяснении делается соответствующая запись.

В практике мы столкнулись с тем, что при опросе оперуполномоченные пытаются применить различные хитрости и приемы, которые по своей юридической природе являются безобидными, но могут ввести в заблуждение неподготовленное к опросу лицо.

Например, в ходе опроса оперуполномоченный, поняв, что лицо дает пояснения, фактически свидетельствующие о его невиновности, пытаясь доказать обратное, начал воздействовать на опрашиваемое лицо путем разъяснения уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (это предусмотрено только в рамках допроса, а не опроса).

Данные нарушения в ходе опроса были пресечены, а оперуполномоченный предупрежден о возможности дальнейшего написания жалобы на его действия в случае их повторения.

Последствия неявки на опрос в полицию

При сборе материала об административном правонарушении, либо материала доследственной проверки о совершенном преступлении никакой ответственности за неявку в подразделение полиции, а равно как и при других рассмотренных вариантах, не предусмотрено.

Но сразу же предупредим, что наша позиция в данном вопросе, особенно если нечего скрывать и опасаться – явиться на опрос в полицию. Правильно данные пояснения в ходе беседы могут повлечь .

В тоже время, не явка при упорстве противодействующей стороны и отсутствия у сотрудников полиции доказательств невиновности лица, может привести к возбуждению уголовного дела с возможностью производства всех следственных действий. Это же правило распространяется в случае явки на опрос к сотруднику полиции, при отказе от дачи пояснений в силу статьи 51 Конституции Российской Федерации.

Кроме этого, в рамках сбора материала доследственной проверки в случае неявки лица недобросовестные сотрудники полиции могут пойти на нарушение прав вызываемых лиц, которые отказались от беседы. Например, административное доставление в подразделение полиции под вымышленным предлогом, обследование помещений компании с целью вынуждения дачи пояснений сотрудниками организации. В этом случае рекомендуем отказаться от беседы и немедленно обжаловать действия сотрудников полиции.

При рассмотрении дела об административном правонарушении последствия неявки могут привести к приводу, в случае, если участие лица признается обязательным при рассмотрении дела (пункт 8 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ). Но в этом случае должно рассматриваться и в приглашение о явке на опрос в полицию должно быть указано по какому основанию вызывается лицо, а также обязательное разъяснение последствия его неявки.

Вопросы, комментарии и отзывы просим оставлять в ниже приведенной форме, мы будем рады общению с Вами.

Уровень правовой грамотности в нашей стране оставляет желать лучшего, и даже специалисты не всегда могут отличить опрос от допроса. В то же время, данные формы сбора и закрепления доказательств имеют различную природу и, соответственно, процедуру проведения.

Определение

Опрос – это проверочное мероприятие, которое проводится сотрудниками ОВД, а также иными лицами, уполномоченными проводить проверку в порядке УПК. Опрос оформляется в виде объяснения, протокола опроса либо рапорта и не считается доказательством в суде.

Допрос – это процессуальное действие, которое осуществляется уполномоченным лицом на стадии предварительного расследования и судебного следствия уголовного дела, а также в гражданском производстве.

Сравнение

Важнейшее отличие между указанными категориями заключается в целях проведения. Опрос – это проверочное мероприятие, которое необходимо для получения важных данных и сведений. Допрос – процессуальное действие, оформляемое в соответствующем виде. При составлении протокола опроса лицу разъясняются лишь основные его права и обязанности. Лицо в том числе предупреждается об административной ответственности за отказ от дачи объяснений.

Протоколу допроса предшествует обязательное разъяснение прав и обязанностей под роспись. Отказ от дачи показаний может повлечь уголовную ответственность. В то же время, опрос не является доказательством в суде, а провести его может широкий круг лиц. Допрос проводится либо следователем в рамках предварительного расследования, либо государственным обвинителем (прокурором) и иными участниками процесса в суде.

Выводы сайт

  1. Процессуальное положение. Чтобы допросить человека, ему нужно придать определённый статус (подозреваемый, свидетель и т.д.), а опросить лицо можно и без такого действия.
  2. Субъекты. Допросить лицо может только дознаватель или следователь в рамках уголовного дела, а также судья (прокурор, адвокат) – в рамках гражданского. Опросить человека может и адвокат, а также сотрудник ОВД, таможенник, прокурорский работник.
  3. Юридическая сила. Допрос признаётся доказательством, в то время как опрос таком статусом не обладает.

1. Собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

3. Защитник вправе собирать доказательства путем:
1) получения предметов, документов и иных сведений;
2) опроса лиц с их согласия;
3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.

Комментарий к статье 86 УПК РФ

1. Основным способом собирания доказательств является производство следственных и судебных действий, результатом которых становится получение облеченных в предусмотренную законом процессуальную форму сведений об обстоятельствах, подлежащих установлению. Закон устанавливает порядок проведения следственных действий, нарушение которого влечет недопустимость полученных доказательств (см. комментарий к ст. 75 УПК).

2. Закон предусматривает возможность получения доказательств и посредством иных, помимо указанных в главах 23 - 27, 37 УПК, действий. Такими действиями является истребование документов, а также их приобщение к делу.

3. Предоставление перечисленным в ч. 2 ст. 86 участникам процесса права собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств порождает обязанность лица (органа), в чьем производстве находится дело, разрешить заявленное ходатайство. Если оно будет удовлетворено, то документ или предмет обретут статус доказательства. Таким образом, процессуальным действием, влекущим появление в деле нового доказательства, является постановление (определение) о приобщении к делу документа или предмета.

4. Формулировка ч. 2 ст. 86 является более точной, чем указание на право "представлять доказательства", принадлежащее потерпевшему (ст. 42 УПК), гражданскому истцу (ст. 44 УПК), подозреваемому (ст. 46 УПК), обвиняемому (ст. 47 УПК) и гражданскому ответчику (ст. 54 УПК).

Все перечисленные участники процесса могут лишь заявлять ходатайства об истребовании письменных документов, приобщении к уголовному делу имеющихся в их распоряжении документов и предметов в качестве доказательств, а также о производстве следственных и судебных действий, направленных на получение конкретного доказательства.

5. Круг лиц, правомочных заявлять ходатайства, порядок их заявления и разрешения установлены законом (см. комментарий к ст. ст. 119 - 122 УПК).

6. Процессуальная регламентация участия защитника в собирании доказательств сформулирована в законе достаточно широко: получение предметов, документов и иных сведений (п. 1 ч. 3 ст. 86 УПК). В п. 2 ч. 3 и п. 3 ч. 3 данной статьи конкретизированы два из возможных способов получения интересующей защитника информации. Во-первых, это опрос любого лица, если оно даст согласие отвечать на вопросы защитника. В силу этого положения закона защитник не нарушает ни процессуальных норм, ни профессиональной этики, если он предложит лицу сообщить те или иные сведения. Однако лицо, которому защитник сделал такое предложение, вправе ответить отказом, и принуждать его к беседе защитник не может. Защитник не вправе предложить допрошенному лицу изменить свои показания в суде. Во-вторых, это истребование справок, характеристик, иных документов от тех органов и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.

Несмотря на указанное в ч. 3 ст. 86 право защитника собирать доказательства, его содержательное раскрытие свидетельствует о том, что сведения, собираемые им, не имеют надлежащей процессуальной формы и в силу этого не могут иметь статуса доказательств. Указанные документы приобретают такой статус только после решения суда, прокурора, следователя, дознавателя о приобщении их к материалам дела.

7. Право организации предоставлять не подлинник, а копию запрашиваемого документа основано на заменимости последнего, поскольку значение для дела имеет лишь его содержание, а не материальные признаки.

Другой комментарий к статье 86 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. В теории уголовного процесса принято выделять предшествующий собиранию доказательств этап процесса доказывания; его принято называть обнаружением или выявлением доказательств (источников доказательств).

2. Обнаружение доказательств заключается в их отыскании путем производства специальных следственных действий. К их числу относятся: осмотр места происшествия, обыск, освидетельствование, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию. Важную роль в обнаружении доказательств играют оперативно-розыскные мероприятия органов дознания. Оперативно-розыскная деятельность процессуальной не является, поэтому в содержание уголовно-процессуальных понятий доказывания и процесса доказывания она не включается. Она предшествует процессу доказывания, играет обеспечивающую и опережающую роль по отношению к уголовному процессу. Добываемая в результате оперативно-розыскной деятельности так называемая ориентирующая информация указывает, где находятся источники доказательств и как можно получить фактические данные процессуальным путем.

3. Собирание доказательств заключается в получении (извлечении) фактических данных, содержащихся в предусмотренных законом источниках. Дознаватель, следователь, прокурор и суд располагают следующими способами собирания доказательств: а) вызвать любое лицо для допроса или для дачи заключения в качестве эксперта; б) производить осмотры, обыски и другие следственные действия; в) требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан предоставления предметов и документов, способствующих установлению необходимых по делу фактических данных, и восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств; г) требовать производства ревизий и документальных проверок. И наконец, доказательства могут быть представлены подозреваемым, обвиняемым, защитником, обвинителем, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями и любыми гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями.

4. По поводу участия защитника в собирании доказательств см. критический комментарий к статье 53 УПК.

5. Под закреплением доказательств понимается их приобщение к уголовному делу в установленной уголовно-процессуальным законом форме. Доказательства, полученные в результате следственных действий, закрепляются путем составления протокола. Приобщение вещественных доказательств осуществляется по результатам их осмотра, что оформляется протоколом, а также специальным постановлением (определением). Согласно сложившейся практике протоколом оформляется и представление доказательств, истребованных органом расследования, прокурором или по своей инициативе лично представленных участниками процесса, а также гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями. Если же какие-то письменные материалы или материальные объекты поступили в орган расследования или прокурору почтой с сопроводительным письмом, составление протокола не требуется (исключение составляет протокол осмотра вещественных доказательств).

6. Установленный законом порядок закрепления доказательств (так же, как и порядок их собирания) призван гарантировать, во-первых, достоверность получаемых фактических данных, а во-вторых, возможность длительного хранения и использования доказательственной информации на последующих этапах производства по уголовному делу.

1. Собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

3. Защитник вправе собирать доказательства путем:
1) получения предметов, документов и иных сведений;
2) опроса лиц с их согласия;
3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.

Комментарий к статье 86 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Процесс доказывания начинается с собирания доказательств. Данную часть процесса доказывания регулирует комментируемая статья. В общей форме она определяет полномочия властных субъектов уголовного процесса по собиранию доказательств (ч. 1), закрепляет право подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей собирать и представлять документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств (ч. 2), устанавливает право защитника собирать доказательства и конкретизирует его (ч. 3).

2. В ч. 1 комментируемой статьи закреплено положение, согласно которому собирание доказательств производится в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем проведения следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК. Из этого вытекает два следствия, имеющих существенное практическое значение. Во-первых, дознаватель, следователь, прокурор и суд могут собирать доказательства только в ходе уголовного судопроизводства (в рамках производства по конкретному уголовному делу). До возбуждения уголовного дела действий по собиранию доказательств (кроме осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения судебной экспертизы) они производить не могут. Данные, полученные в результате следственных действий, проведенных без возбуждения уголовного дела, не могут быть признаны доказательствами (БВС РСФСР. 1989. N 1. С. 9 - 10; БВС РФ. 1992. N 4. С. 13; 1996. N 11. С. 6 - 7). Во-вторых, собирание доказательств названными субъектами может производиться только путем производства следственных и судебных действий, предусмотренных УПК.

3. Доказательства, полученные в результате производства следственных действий ненадлежащими субъектами, признаются недопустимыми. Подобная ситуация будет иметь место, например, когда следователь не является гражданином России (БВС РФ. 1996. N 10. С. 8), когда он проводит следственные действия, находясь на излечении и имея лист временной нетрудоспособности или находясь в отпуске. Аналогичные решения должны приниматься и в случаях собирания доказательств субъектами, подлежащими отводу (БВС РСФСР. 1988. N 5. С. 5 - 6; 1989. N 9. С. 6 - 7; БВС РФ. 1997. N 3. С. 11; 1998. N 8. С. 6 - 7). Сказанное относится к доказательствам, полученным в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами (БВС РФ. 1996. N 1. С. 6).

4. Обязанность производства следственных и судебных действий по собиранию доказательств в силу публичного начала судопроизводства законом возложена на дознавателя, следователя, прокурора, суд. Вместе с тем инициаторами их производства могут выступать обвиняемый (подозреваемый), защитник, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя, которые вправе заявлять ходатайства о производстве следственных и судебных действий, направленных на собирание доказательств. Указанные ходатайства подлежат обязательному рассмотрению и в случае их обоснованности - удовлетворению. Например, в суде они подлежат рассмотрению и разрешению, непосредственно после заявления (Сб. пост. Пленумов. Спарк. С. 466). При этом суд не вправе отклонить ходатайства подсудимого об исследовании обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела (БВС СССР. 1965. N 2. С. 41).

5. Субъекты уголовного процесса, не обладающие властными полномочиями, могут оказывать существенное влияние на собирание доказательств и путем непосредственного участия в производстве соответствующих следственных и судебных действий. Они, например, могут задавать вопросы допрашиваемым, обращать внимание следователя и суда на относимые, по их мнению, к делу свойства и состояния осматриваемых предметов, делать замечания, подлежащие занесению в протокол, подавать замечания на протокол судебного заседания.

6. В зависимости от вида проводимого следственного действия к участию в его производстве могут привлекаться подозреваемый, обвиняемый, защитник, потерпевший, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, лицо, в помещении которого производится следственное действие, специалист, переводчик. Обязательными участниками следственных действий по собиранию доказательств, основу которых составляет непосредственное восприятие фактов, имеющих значение для уголовного дела, являются понятые (ст. 177, 178, 181 - 183, ч. 5 ст. 185, ч. 7 ст. 186, ст. 193 и 194 УПК).

7. Собирание доказательств путем производства следственных действий допустимо только в дневное время. Производство данных действий в ночное время (п. 20 ст. 5) возможно только в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164 УПК).

8. Соблюдению положений Конституции (ст. 2) о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, должно способствовать определение на практике разумных пределов продолжительности следственных действий по собиранию доказательств. Подобный подход выражен законодателем, в частности, применительно к допросу. Согласно ч. 2 ст. 187 УПК допрос не может длиться непрерывно более 4 часов, его продолжение допускается лишь после перерыва не менее чем на 1 час для отдыха и принятия пищи. При этом общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов (ч. 3 ст. 187). В случае наличия медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача (ч. 4 ст. 187 УПК).

9. Место производства ряда следственных действий предопределяется исключительно обстоятельствами уголовного дела, например местом происшествия. Другая группа следственных действий, предполагая учет различных обстоятельств уголовного дела, допускает возможность выбора места их производства. В нее входят, в частности, такие следственные действия, как допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос обвиняемого, допрос подозреваемого, освидетельствование.

10. Предусмотренные законом следственные и судебные действия, являющиеся способами собирания доказательств, состоят из действий подготовительного и обеспечивающего характера, обнаружения относимых к делу сведений (обстоятельств и фактов, имеющих значение для дела), их рассмотрения и отражения (закрепления) в соответствующем протоколе.

11. Действия подготовительного и обеспечивающего характера (их набор, последовательность, содержание) зависят от вида доказательства, которое предполагается собрать, следственного действия, которое для этого нужно провести, а также особенностей конкретного уголовного дела. Без выполнения действий подготовительного и обеспечивающего характера невозможно последующее обнаружение относимых к делу данных. Эти действия включают: установление наличия предусмотренных законом оснований для производства следственного действия; выбор времени и места производства следственного действия; выбор и подготовку технических средств, необходимых для производства следственного действия, предупреждение участников следственного действия об их применении (ч. 5 ст. 166 УПК); разъяснение участникам (участнику) характера предстоящего следственного действия, их обязанностей, прав, ответственности (ч. 10 ст. 166 УПК); ознакомление участников следственного действия с порядком его производства.

12. После того как выполнены действия подготовительного и обеспечивающего характера, следователь, дознаватель приступают к выполнению действий, направленных на обнаружение относимых к делу сведений и их рассмотрение.

Действия, направленные на обнаружение относимых к делу данных, включают, например, предложение допрашиваемому сообщать все, что ему известно по делу, и ответить на поставленные вопросы или предложение лицу, у которого производится обыск, выдать предметы и документы, имеющие значение для уголовного дела.

Обнаружение сведений или обстоятельств, значимых для уголовного дела, предполагает восприятие сведений или восприятие обстоятельств и фактов в рамках следственного действия.

13. После обнаружения в ходе следственного действия данных, исходящих, например, от свидетеля, или обстоятельств и фактов, воспринятых, к примеру, при осмотре места происшествия, и их рассмотрения на предмет связи с обстоятельствами, подлежащими доказыванию, соответствующий властный субъект приступает к составлению протокола, в котором отражается ход и результаты следственного действия. В протоколе также отражаются заявления лиц, участвующих в следственном действии.

Протокол составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания (ч. 1 ст. 166 УПК). Несоблюдение указанного требования может привести к неполноте, неточности, пробелам в отражении в протоколе значимых для дела данных, а в ряде случаев и к признанию доказательства недопустимым (БВС СССР. 1973. N 4. С. 33).

14. Формирование доказательств (как относимых к делу сведений) может продолжаться и после составления протокола. Например, когда свидетель после ознакомления с протоколом допроса вносит в него дополнения и поправки или когда лица, участвующие в осмотре, ознакомившись с составленным протоколом, делают замечания по его содержанию, подлежащие обязательному занесению в протокол.

15. Основной формой фиксации (отражения) в материалах уголовного дела сформированных в ходе следственных и судебных действий доказательств согласно закону является протокол. Он может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. Закон допускает при производстве следственного действия применение стенографирования, фотографирования, киносъемки, аудио- и видеозаписи. Они признаются факультативными средствами фиксации доказательств, способствующими более полному отражению полученных данных в материалах уголовного дела, но без соответствующего протокола юридического значения не имеют.

Изготовленные при производстве следственного действия фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, видеозапись, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов должны быть приложены к протоколу.

О требованиях, предъявляемых к содержанию и форме протокола судебного заседания, см. коммент. к ст. 259, а протокола следственного действия - коммент. к ст. 166.

16. В статьях УПК, посвященных собиранию доказательств (в отличие от ст. 70 УПК РСФСР), прямо не указано, что лицу, производящему дознание, следователю, прокурору и суду предоставлено право требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела. Однако полагаем, что такое право властных субъектов уголовного процесса следует признать. Оно вытекает из содержания ч. 4 ст. 21 УПК, согласно которой их требования, поручения и запросы, предъявленные в пределах полномочий, установленных законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. На практике к данному полномочию чаще всего прибегают при формировании такого вида доказательства, как иные документы.

17. Предметы и документы, которые исходя из обстоятельств конкретного уголовного дела, могут быть в дальнейшем признаны вещественными доказательствами, необходимо не истребовать, а изымать путем обыска или производства выемки, если точно известно, где и у кого они находятся. В противном случае велика вероятность того, что свойства и состояния таких предметов и документов, могущих стать содержанием вещественных доказательств, будут утрачены или изменены до предъявления властным субъектам уголовного процесса.

18. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет за подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями право собирать и предъявлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. В данном случае речь идет о письменных документах и предметах, полученных перечисленными субъектами в официальном порядке от государственных органов, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций и находящихся в их распоряжении либо запрошенных через юридическую консультацию.

Необходимо иметь в виду, что в рассматриваемом случае речь идет о представлении не доказательств, а именно документов и предметов, имеющих, по мнению представляющих их лиц, значение для уголовного дела. Факт их представления дознавателю, следователю, суду следует рассматривать только в качестве соответствующего ходатайства, заявленного указанными субъектами. В случае его удовлетворения могут быть сформированы доказательства - иные документы, вещественные доказательства, которые должны быть приобщены к уголовному делу. При этом для формирования каждого из указанных видов доказательств могут применяться только предназначенные для них способы (см. коммент. к ст. 84 - п. 10, к ст. 81 - п. 9). В приобщении представленных документов и предметов к уголовному делу может быть и отказано, если будет установлено, что они не отвечают требованию относимости. Решение об этом должно быть принято в форме мотивированного постановления (определения), о чем сообщается лицу, представившему документ или предмет.

19. Часть 3 комментируемой статьи предоставляет защитнику право собирать доказательства путем: получения предметов, документов и иных сведений; опроса частных лиц с их согласия; истребования справок, характеристик, иных документов. На их основе в установленном законе порядке могут быть сформированы соответствующие доказательства. Необходимо иметь в виду, что указанные предметы, документы, сведения, содержащиеся в опросах, нельзя рассматривать в качестве доказательств. Но на их основе в установленном законом порядке (с использованием предусмотренных для каждого вида доказательств способов собирания) могут быть сформированы соответствующие доказательства.

На основе представленных защитником предметов могут быть сформированы вещественные доказательства (см. коммент. к ст. 81), на основе представленных документов (справок, характеристик и т.п.) - иные документы (см. коммент. к ст. 84).

Относимые к делу сведения, полученные защитником в результате опроса лиц и изложенные в письменном виде, нельзя рассматривать в качестве показаний свидетеля (потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого), так как они получены без соблюдения предусмотренных уголовно-процессуальным законом гарантий их доброкачественности. Поэтому они могут рассматриваться лишь в качестве оснований для вызова и допроса лиц в качестве свидетелей или для производства других следственных действий по собиранию доказательств.

20. Собирание доказательств имеет место и в ходе судебного следствия (см. коммент. к ст. 240, 274 - 291).

21. Собиранию доказательств в суде (по сравнению с предварительным расследованием) присущ ряд особенностей, которые необходимо учитывать на практике. Они выражаются в следующем: собирание доказательств в суде происходит в условиях наиболее полного действия всех принципов уголовного процесса; осуществляется судом - субъектом независимым и подчиняющимся только закону; происходит в присутствии и с участием всех субъектов уголовного процесса; суду, как правило, известен круг возможных источников доказательств, поэтому ему не нужно тратить время на их поиск; собирание доказательств в суде ограничено пределами судебного разбирательства; суд может учитывать результаты предварительного расследования, связанные с собиранием доказательств; в случаях, когда суд лишен возможности непосредственно собрать отдельные доказательства, закон допускает оглашение и исследование доказательств, полученных в стадии предварительного расследования.

22. О порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями в целях собирания доказательств см. коммент. к ст. 453 - 457, 468.

Другой комментарий к статье 86 УПК РФ

1. Основным способом собирания доказательств является производство следственных и судебных действий, результатом которых становится получение облеченных в предусмотренную законом процессуальную форму сведений об обстоятельствах, подлежащих установлению. Закон устанавливает порядок проведения следственных действий, нарушение которого влечет недопустимость полученных доказательств (см. комментарий к ст. 75 УПК).

2. Закон предусматривает возможность получения доказательств и посредством иных, помимо указанных в главах 23 - 27, 37 УПК, действий. Такими действиями является истребование документов, а также их приобщение к делу.

3. Предоставление перечисленным в ч. 2 ст. 86 участникам процесса права собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств порождает обязанность лица (органа), в чьем производстве находится дело, разрешить заявленное ходатайство. Если оно будет удовлетворено, то документ или предмет обретут статус доказательства. Таким образом, процессуальным действием, влекущим появление в деле нового доказательства, является постановление (определение) о приобщении к делу документа или предмета.

4. Формулировка ч. 2 ст. 86 является более точной, чем указание на право "представлять доказательства", принадлежащее потерпевшему (ст. 42 УПК), гражданскому истцу (ст. 44 УПК), подозреваемому (ст. 46 УПК), обвиняемому (ст. 47 УПК) и гражданскому ответчику (ст. 54 УПК).

Все перечисленные участники процесса могут лишь заявлять ходатайства об истребовании письменных документов, приобщении к уголовному делу имеющихся в их распоряжении документов и предметов в качестве доказательств, а также о производстве следственных и судебных действий, направленных на получение конкретного доказательства.

5. Круг лиц, правомочных заявлять ходатайства, порядок их заявления и разрешения установлены законом (см. комментарий к ст. ст. 119 - 122 УПК).

6. Процессуальная регламентация участия защитника в собирании доказательств сформулирована в законе достаточно широко: получение предметов, документов и иных сведений (п. 1 ч. 3 ст. 86 УПК). В п. 2 ч. 3 и п. 3 ч. 3 данной статьи конкретизированы два из возможных способов получения интересующей защитника информации. Во-первых, это опрос любого лица, если оно даст согласие отвечать на вопросы защитника. В силу этого положения закона защитник не нарушает ни процессуальных норм, ни профессиональной этики, если он предложит лицу сообщить те или иные сведения. Однако лицо, которому защитник сделал такое предложение, вправе ответить отказом, и принуждать его к беседе защитник не может. Защитник не вправе предложить допрошенному лицу изменить свои показания в суде. Во-вторых, это истребование справок, характеристик, иных документов от тех органов и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.

Несмотря на указанное в ч. 3 ст. 86 право защитника собирать доказательства, его содержательное раскрытие свидетельствует о том, что сведения, собираемые им, не имеют надлежащей процессуальной формы и в силу этого не могут иметь статуса доказательств. Указанные документы приобретают такой статус только после решения суда, прокурора, следователя, дознавателя о приобщении их к материалам дела.

7. Право организации предоставлять не подлинник, а копию запрашиваемого документа основано на заменимости последнего, поскольку значение для дела имеет лишь его содержание, а не материальные признаки.

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...