Разница между осмотром и обыском. Нарушения при осмотре места происшествия


Если во время осмотра места происшествия будут допущены нарушения, протокол осмотра места происшествия станет недопустимым доказательством.

Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте для участников уголовного процесса. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.

Осмотр места происшествия

Осмотр места происшествия — одно из самых распространенных следственных действий. Сущность осмотра в том, что следователь или дознаватель визуально наблюдает материальные объекты, имеющие значение для дела, а затем фиксирует их признаки, описывая в протоколе и применяя технические средства.

Наименование следственного действия свидетельствует о том, что в ходе его производства применяется преимущественно метод визуального наблюдения, то есть исследование объекта при помощи органа зрения с фиксацией указанного в статике, а также с помощью фототехники, чертежей и рисунков. Протокол осмотра должен отражать именно результат наблюдения субъекта, его проводящего. Несмотря на это, распространены ситуации, когда во время осмотра места происшествия следователь задает вопросы присутствующим лицам (потерпевшим, свидетелям) и заносит в протокол информацию, которую они сообщили.

Полезные документы

  • Копия постановления суда о штрафе за игнорирование адвокатского запроса
  • Ходатайство об ознакомлении с материалами уголовного дела
  • Ходатайство о возмещении расходов на оплату услуг представителя потерпевшего

Смешивать отдельные следственные действия нельзя

В таких случаях следователь нарушает не только порядок производства осмотра места происшествия, но и порядок получения сведений об обстоятельствах дела от потерпевших (свидетелей). Его действия вопреки требованиям ч. 4 ст. 177 направлены на фиксацию информации, полученной от третьего лица, а не наблюдаемой самостоятельно. В то же время единственный способ получения сведений от потерпевшего — это его допрос, в том числе его разновидности — проверка показаний на месте, очная ставка и т. д. (ст.ст. 78, 187-190 УПК РФ).

УПК закрепляет исчерпывающий перечень следственных действий, а также требования к их процессуальной форме (порядку проведения, способу фиксации и т. д.). При этом закон не разрешает смешивать следственные действия — проводить одно в рамках другого. Поскольку допрос поименован в УПК РФ как самостоятельное следственное действие, проводить его в рамках осмотра места происшествия незаконно. Если же протокол осмотра места происшествия содержит информацию, полученную от третьих лиц, не проводящих осмотр, он является недопустимым доказательством.

Из практики. Как следует из протокола осмотра места происшествия по делу в отношении Х., «в ходе осмотра свидетель В. указала на место, где был обнаружен труп — на кровати в комнате № 2».

В этом случае следователь в рамках осмотра фактически провел проверку показаний на месте (самостоятельное следственное действие) с участием свидетеля В., что незаконно. Проверка показаний на месте — рассказ лица об обстоятельствах на месте, интересующих следствие, имеет другие цели: проверить ранее данные показания. Осмотр места происшествия — это первоначальное следственное действие, которое позволяет получить первичную информацию об обстоятельствах дела. Кроме того, при проверке показаний источником информации является тот субъект, чьи показания проверяются, а при осмотре места происшествия — это объекты материального мира, воспринимаемые органами чувств следователя. Другими словами, указанные следственные действия имеют разную природу и не могут быть подменены одно другим.

Самое распространенное нарушение при производстве осмотра места происшествия — подмена его обыском в жилище.

Как вести осмотр места происшествия

Осмотр предполагает, что следователь непосредственно воспринимает и фиксирует внешние признаки объектов, к которым есть свободный доступ, исключающий необходимость проведения принудительных поисковых мероприятий (вскрытие помещений, хранилищ, поиск внутри предметов мебели). Кроме того, цель осмотра места происшествия — детально исследовать и зафиксировать обстановку и обнаружить очевидные следы преступления, для фиксации которых не требуется принудительный поиск.

Если у следователя есть основания полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для дела, нужен обыск, то есть принудительный поиск указанных предметов.

Обыск

Обыск в жилище возможен только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 165 УПК РФ). Если следователь проводит его без постановления суда, даже с согласия проживающих в жилище лиц, обыск незаконен. Это и отличает обыск в жилище от его осмотра, который может проводиться с согласия проживающих в нем лиц без решения суда.

Когда во время осмотра места происшествия следователь открывает шкафы, выдвигает ящики, вскрывает помещение и т. д., чтобы обнаружить предметы, имеющие значение для дела, фактически он производит обыск. Такие действия следователя незаконны. В этом случае лицо, в чьем жилище производится обыск, лишается важнейшей процессуальной гарантии, предусмотренной для этого следственного действия — проверки судом достаточности оснований для производства следственного действия, ограничивающего право на неприкосновенность жилища.

Из практики. В доме подозреваемого Х. был проведен осмотр места происшествия, в ходе которого изъяты средства совершения преступлений (шапочки, нож, охотничьи патроны, два сифоновых баллончика, струна с шайбами). При этом в протоколе осмотра места происшествия указано: «в правом верхнем ящике комода обнаружены шапочки, нож, струна с шайбами, две веревки телесного цвета, коричневый порошок, имеющий запах пороха. При открытии следующего ящика обнаружены: охотничьи патроны, два сифоновых баллончика, связка ключей, две сим-карты, флэш-карты, нож-бабочка с рукояткой красного цвета».

В данном случае следователь фактически провел обыск в жилище подозреваемого, поскольку из протокола следует, что изъятые предметы не были расположены на открытых для наблюдения местах. Чтобы их обнаружить, он проводил принудительные поисковые мероприятия, а не фиксировал общую обстановку совершения преступления. Получается, следователь подменил следственное действие, требующее больших гарантий прав личности, следственным действием, не содержащим таких гарантий.

При таких обстоятельствах протокол осмотра места происшествия является недопустимым доказательством. Также недопустимыми доказательствами будут все предметы, изъятые в ходе этого следственного действия и приобщенные к материалам дела в качестве вещественных доказательств.

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ № 20

дисциплины «Криминалистика»

«ТАКТИКА ОБЫСКА И ВЫЕМКИ»

Нижний Новгород -2011

Рецензенты:

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Введение

1. Общие положения

1.2. Участники обыска.

2. Подготовка к обыску.

6. Заключение

Общие положения

Участники обыска.




Подготовка к обыску

Для выполнения требований ст. 182 УПК РФ следователю целесообразно располагать определенным минимумом предварительной ориентирующей информации, относящейся к личности обыскиваемого, искомым предметам, обыскиваемым объектам и некоторым вопросам организации работы в ходе обыска. Указанные сведения следует получать, по возможности, так, чтобы располагающие ими граждане не поняли истинной цели опроса.

Подготовка обыска складывается из следующих аспектов:

1) подготовительные действия до выезда на место обыска:

a) определение цели обыска и вынесение Постановления о его производстве; для обыска в жилище необходимо получить судебное решение (ч.3 ст. 182 УПК РФ);

b) сбор сведений об объекте обыска;

c) сбор сведений о личности обыскиваемого;

d) подбор участников обыска;

e) выбор времени проведения обыска;

f) подготовка технико-криминалистических средств;

g) составление плана обыска.

2) подготовительные действия на месте производства обыска:

a) выбор способа проникновения в обыскиваемое помещение;

b) перекрытие возможных путей ухода с обыскиваемой территории;

c) предъявление обыскиваемому постановления о производстве обыска и предложение добровольно выдать искомые объекты;

d) распределение обязанностей участников производства обыска и их инструктаж;

e) подготовка к работе технико-криминалистических средств;

f) установление психологического контакта с обыскиваемым.

Об обыскиваемом лице следует иметь следующую информацию: ФИО, семейное положение, образование, место работы, наличие судимости, процессуальное положение в деле, прописка и адрес постоянного проживания, наличие соседей, профессия (хобби), образ жизни, склонности, наличие холодного и огнестрельного оружия.

Об искомых объектах следует знать: наименование, назначение, внешний вид, характерные признаки и особенности, количество, возможные приемы маскировки, следы данных предметов, остающиеся при хранении или после их уничтожения. Если объектами поиска являются живые лица или трупы, животные, то важно знать: описание внешнего вида разыскиваемых, их фотоснимки, возраст, рост, телосложение, физические недостатки или особенности, описание одежды и описание предметов, находящихся в ней.

О месте проведения обыска желательно располагать следующими сведениями: точный адрес строения, его размещение па местности, планировку (число комнат, расположение окон, наличие подсобных помещений, балкона, чердака, подвала, «черного выхода», характер отопления (печное, центральное), наличие телефона, характер запирающих устройств, наличие сигнализации, собаки в доме или во дворе, возможность скрытого подхода к помещению.

На этапе подготовки решают вопросы о наличии возможных понятых рядом с объектом, о возможном участии специалиста, технических помощников, охраны. С учетом задач предстоящего обыска составляется план обыска, в котором указываются мероприятия до выезда на место проведения обыска и после прибытия на место.

До выезда на место проведения обыска следователю необходимо указать в плане.

Во-первых, конкретные цели и задачи предстоящего следственного действия;

Во-вторых, определить место его проведении;

В-третьих, обозначить время производства обыска. Общее правило гласит: незамедлительность и неожиданность производства обыска сразу же после возникновения оснований для этого - залог его эффективности. Однако, исходя из тактических соображений, в некоторых случаях время проведения обыска следует несколько отодвинуть, оттянуть. Например, в ожидании оперативных данных о завозе основной массы похищенных ценностей на квартиру к подозреваемому или после проведения оперативной комбинации, направленной на то, чтобы подозреваемый стал перепрятывать интересующие следствие объекты в выгодные, для успешного проведения обыска, места;

В-четвертых, в плане необходимо позаботиться об обеспечении участников обыска необходимыми техническими средствами и средствами упаковки;

В-пятых, в плане отражаются функции каждого участника обыска.

Прибыв на место и сориентировавшись в обстановке, лицо, производящее обыск, планирует первоначальные действия своей группы:

2) окончательно решает вопрос об охране места обыска и сохранении имеющихся следов;

3) дополнительно уточняет, как будет осуществляться связь с органами милиции и прокуратуры;

4) выясняет, все ли участники обыска находятся на месте, и решает, кого еще следует пригласить;

5) уточняет задачи и функции каждого из участников обыска. Особое место на этом этапе отводится следователем инструктированию участников обыска. Следователь заблаговременно инструктирует участников обыска о: а) способе проникновения на обыскиваемый объект: б) охране места обыска и пресечении возможности обыскиваемого или других находящихся вместе с ним лиц покинуть место обыска, общаться друг с другом или передавать какую-либо информацию вовне, в) принятии мер для сохранения следов, обнаруженных на месте обыска: г) способах связи друг с другом при значительных размерах обыскиваемой площади, а - также связи с другими группами, производящими обыск на иных объектах; д) взаимодействии лица, производящего обыск, с другими его участниками.

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ № 20

дисциплины «Криминалистика»

(специальности 030501.65 «Юриспруденция», 030505.65

«Правоохранительная деятельность»)

«ТАКТИКА ОБЫСКА И ВЫЕМКИ»

Нижний Новгород -2011

Фондовая лекция дисциплины «Криминалистика» специальности 030501.65 – Юриспруденция, 030505.65 Правоохранительная деятельность по теме: «Тактика обыска и выемки» подготовлена для курсантов, слушателей и студентов очной формы обучения.

С.К. Крепышева – старший преподаватель кафедры криминалистики

Рецензенты:

1. декан факультета по подготовке специалистов для судебной системы Приволжского филиала ГОУ ВПО Российской академии правосудия, доцент кафедры уголовного процесса, к.ю.н., А.Ю. Введенский

2.начальник кафедры уголовного процесса к.ю.н., доцент А.В. Федулов

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры криминалистики Нижегородской академии МВД России «___» _____________2011 г. Протокол № ___.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Введение

1. Общие положения

1.1 Обыск и осмотр места происшествия3

1.2. Участники обыска.

1.3. Психологические и этические аспекты обыска.

2. Подготовка к обыску.

3. Тактика проведения рабочего этапа обыска.

4. Заключительная стадия обыска.

5. Особенности производства отдельных видов обыска

6. Заключение

7. Список использованных источников

Общие положения

Обыск - это следственное действие, состоящее в принудительном обследовании помещений и сооружений, участков местности, транспортных средств, отдельных граждан в целях обнаружения и изъятия предметов, имеющих значение для дела, а также обнаружения разыскиваемых лиц. Для лучшего уяснения сущности данного следственного действия его необходимо отграничить от таких сходных с ним действий, какими являются следственный осмотр и выемка.

Обыск и выемка, наиболее близкие следственные действия (ст. ст. 182, 183 УПК РФ), однако между ними имеются и существенные различия:

1.При обыске подлежащие изъятию предметы, как правило, известны ориентировочно. Задача выемки - изъять вполне определенные предметы или документы.

2. При выемке известно, где и у кого находятся предметы и документы, подлежащие изъятию, при обыске необходимо их отыскать.

3. Выемка исчерпывается требованием добровольной выдачи искомого и его изъятием, обыск же только начинается с подобного требования.

Обыск и осмотр места происшествия.

Ввиду того, что на настоящий момент осмотр места происшествия является единственным следственным действием, разрешенным УПК РФ, следователи и оперативные работники используют это обстоятельство в тактических целях, рискуя нарушить закон. Некоторые такие нарушения вызваны незнанием отличительных особенностей этих следственных действий.

Цели обыска значительно уже целей осмотра места происшествия, в ходе которого осуществляется исследование и фиксация всей обстановки осматриваемого объекта, а не только отыскания следов, иных вещественных доказательств и предметов, подлежащих изъятию, в целях возмещения ущерба или возможной конфискации имущества и предметов, запрещенных к обращению.

Обыску подвергаются объекты, находящиеся в собственности или ведении определенных лиц, а также связанные с ними какими-либо иными отношениями; при осмотре же исследуются общедоступные объекты.

Обыск проводится в принудительном порядке, и потому законность его осуществления обеспечивается рядом специальных процессуальных гарантий. Проведение осмотра с какими-либо действиями принудительного характера не связано.

Виды обыска:

1. по характеру обследуемых объектов:

Обыск помещений (жилых и нежилых);

Обыск местности;

Личный обыск.

2. по последовательности проведения:

Первичный обыск;

Повторный обыск.

3. по способу организации:

Одиночный обыск;

Групповой обыск.

Методы обыска:

1. По направлению движения лиц, ведущих поиски:

Параллельный;

Встречный.

2. По характеру действий в отношении обследуемых объектов:

Без нарушения целостности объектов;

С нарушением целостности объектов.

Основными задачами обыска согласно ст. 182 и 184 УПК РФ являются:

1. Обнаружение и изъятие орудий преступления, т.е. предметов, специально предназначенных для совершения преступления или предметов общего обихода, использовавшихся в преступных целях (топор, гиря, слесарные инструменты и т.д.).

2. Отыскание и изъятие предметов и ценностей, добытых преступным путем.

3. Отыскание и изъятие предметов и документов, могущих иметь значение для дела. Это, прежде всего, следы преступления, будущие вещественные доказательства (средства сокрытия и маскировки содеянного, микрочастицы, тайники, черновые записи, личная переписка, фотоснимки и т.п.).

4. Обнаружение разыскиваемых лиц и трупов, а также следов их пребывания и предметов, указывающих на возможное местонахождение разыскиваемого лица или скрываемого трупа.

5. Изъятие предметов, хранящихся без необходимого разрешения (оружие, радиопередатчики и т.п.) или запрещенных к обращению вне зависимости от их отношения к делу (п.9 ст. 182 УПК РФ).

Дополнительные:

1. изъятие предметов и документов, свидетельствующих о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении

2. изъятие предметов, хранящихся без необходимого разрешения (оружие, радиопередатчики и т.п.) или запрещенных к обращению вне зависимости от их отношения к делу (п.9 ст. 182 УПК РФ).

обнаружение данных о личности обвиняемого, изъятие образцов для сравнительного исследования.

Учитывая принудительный характер обыска, у следователя должны быть веские основания для его проведения (ст.165 и п.1 ст.182 УПК РФ). Под достаточными основаниями закон имеет в виду, что до производства обыска следователь должен располагать не вызывающей у него сомнений информацией о наличии в определенном месте или у определенного лица орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, либо других предметов и документов, могущих иметь значение для дела. Такая информация может быть почерпнута из различного рода источников, в том числе и источников оперативной информации, однако она должна быть проверена процессуальным путем. Но иногда следственная ситуация складывается таким образом, что промедление с обыском чревато потерей важных для раскрытия преступления улик. В этом случае следователь вправе вынести постановление, а прокурор вправе дать санкцию на его проведение на основе имеющихся данных, полученных их непроцессуальных источников. Однако во всех случаях необходимо, чтобы следователь вынес постановление о производстве обыска.

Постановление следователя о производстве обыска (ч.1 и 2 ст. 182 УПК РФ) состоит из вводной части, где указывается дата его вынесения, место работы, ФИО, звание следователя; описательной части, где приводятся основания, позволяющие полагать, что в определенном помещении или у определенного лица находятся конкретные предметы и документы, имеющие значение для дела. Когда в интересах раскрытия и расследования преступления приводить источники информации нецелесообразно, они не упоминаются, но во всех случаях указываются причины и цели обыска.

В заключительной или резолютивной части постановления указывается, в каком помещении (или ином месте) будет производиться обыск и кто занимает это помещение. Если в квартире, доме проживает несколько человек, то в постановлении указывается лишь ФИО ответственного съемщика или владельца помещения. При необходимости провести обыск в служебном помещении указывается наименование предприятия, учреждения или организации и то конкретное служебное помещение, в котором необходимо провести обыск. Если обыск будет проводить не сам следователь, в постановлении отмечается, какому лицу органа дознания поручается производство данного следственного действия.

Производство обыска должно быть санкционировано прокурором или его заместителем, а в случаях, указанных в п.5 и 6 ч.2 ст.29 УПК РФ, - судом или судьей единолично, которому следователь вместе с постановление представляет все материалы уголовного дела и иные данные, подтверждающие необходимость обыска. В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен на основе мотивированного постановления без санкции прокурора или судьи , но с последующим письменным сообщением ему в суточный срок о произведенном обыске (ч.5 ст. 165 и ст. 182 УПК РФ).

На основе анализа сложившейся следственной практики можно привести примерный перечень подобных, не терпящих отлагательств, случаев.

1. Лицо, совершающее или только что совершившее преступление, застигнуто с поличным, и промедление с обыском может привести к сокрытию или уничтожению его соучастниками или иными лицами вещественных доказательств и иных уличающих предметов и документов.

2. Необходимость срочного производства обыска выясняется в ходе осмотра места происшествия или иного следственного действия. В этом случае следователь может, не прерывая следственного действия, поручить производство обыска оперативным работникам милиции или другому следователю.

3. Проведение обыска необходимо для обнаружения и задержания преступника, очевидно находящегося в надворных постройках или жилом помещении, используемых частными лицами, т.к. промедление с обыском может позволить разыскиваемому скрыться.

4. В результате только что проведенных оперативно-розыскных мероприятий имеются достаточные основания полагать, что в определенном месте или у определенного лица находятся важные для дела предметы или документы, которые в любой момент могут быть спрятаны, проданы или переданы другим лицам, что в дальнейшем значительно осложнит расследование преступления.

5. Необходимость в срочном проведении обыска возникла при нахождении следователя на значительном расстоянии от населенного пункта, где расположена прокуратура, и получение санкции потребует много времени.

При уведомлении прокурора в суточный срок об обыске, проведенном без его санкции, ему представляются все материалы, послужившие основанием для производства данного следственного действия, и протокол обыска.

Участники обыска.

По общему правилу обыск должен проводить следователь (или лицо, производящее дознание), вынесший постановление о его производстве. Однако, в соответствии с п.4 ч.2 ст. 38 УПК РФ следователь вправе вынести постановление о производстве обыска и поручить провести его органу дознания. В тех случаях, когда дело расследуется группой следователей, постановление о производстве обыска, как правило, выносится от имени следователя - руководителя группы, а проведение обыска может быть поручено одному из следователей, входящих в группу.

В постановлении о производстве обыска, если он осуществляется не тем лицом, от имени которого оно вынесено, обязательно должно быть указано, кому поручается его производство. Если один из входящих в группу следователей находится в районе, который территориально удален от руководителя группы, выясняется, что необходимо срочно провести обыск, соответствующее постановление может быть вынесено данным следователем. Следователь или работник органа дознания, вынесший постановление. несет ответственность за его обоснованность. Ответственность же за законность осуществления обыска и его результаты несет должностное лицо, его проводившее.

По усмотрению следователя или лица, производящего дознание, в обыске могут участвовать оперативные сотрудники ОВД, специалисты и технические помощники следователя. Роль этих лиц определяется следователем.

Оперативные сотрудники обычно обеспечивают порядок в месте и пресекают возможное сопротивление обыскиваемых, им может быть поручен поиск па отдельных участках, производство личного обыска. Специалист оказывает следователю содействие в исследовании труднодоступных мест, в применении поисковых приборов и другой техники.

В обыске могут принимать участие прокурора и начальники следственных отделов МВД и ФСБ (по их личному усмотрению). Они могут контролировать законность действий подчиненного им следователя, оказывать ему помощь советами, принимать меры для привлечения к обыску дополнительных сил и средств. Однако руководителем обыска по-прежнему остается следователь, вынесший постановление о его производстве.

В соответствии со ст. ст. 135, 169 УПК РФ при обыске обязательно присутствие, как минимум, двух понятых (в противном случае результаты обыска теряют доказательственное значение). Если обыск проводится одновременно в разных помещениях или на различных участках местности, с каждым из лиц, производящих обыск, должно быть не менее двух понятых. Задача понятых - объективно и внимательно наблюдать за всем происходящим во время обыска для того, чтобы засвидетельствовать, кем, какие действия и как производились. Именно поэтому закон подчеркивает, что понятые присутствуют при производстве обыска, но сами никаких действий, направленных на отыскание каких-либо предметов, не производят.

При обыске должно быть обеспечено присутствие лица, у которого производится обыск, или совершеннолетних членов его семьи. Если присутствие этих лиц по каким-либо причинам невозможно, приглашаются представители ЖКО или районной администрации. Если обыск производится в помещении учреждения, предприятия или организации, обязательно должен присутствовать представитель администрации.

Следователь в некоторых случаях может пригласить технических помощников, которые выполняют тяжелые и трудоемкие работы (вскрывают полы или перекрытия, вскапывают землю, передвигают мебель и т.д.).

Производство обыска в ночное время, т.е. с 22 до 6 часов не допускается, кроме тех случаев, когда у следователя есть веские основания полагать, что промедление с обыском может привести к утрате важных для дела доказательств, сокрытию денег и ценностей или к бегству лица, совершившего преступление.

Карагодин Валерий Николаевич, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, заместитель директора Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации - директор Екатеринбургского филиала (Екатеринбург).

Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам разграничения ряда следственных действий (осмотра, обыска, выемки). Основываясь на анализе судебной практики, автор предлагает внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Ключевые слова: осмотр, обыск, выемка, УПК РФ, судебный контроль.

Examination of the crime scene, search or seizure?

The article deals with theoretical and practical issues of differentiation of some investigative actions (examination, search, seizure). Based an analysis of court practice the author proposes to amend the Criminal Procedure Code of the Russian Federation.

Key words: examination, search, seizure, Criminal Procedure Code of the RF, judicial review.

До недавнего времени разграничение осмотра места происшествия, обыска и выемки имело лишь теоретическое и учебно-методическое значение. В судебно-следственной практике эта тема не вызывала интереса до тех пор, пока не появились проблемы в досудебном производстве. Различные субъекты правоотношений стали обращаться в суд в порядке ст. 125 УПК РФ с жалобами на действия следователя и требованиями признания осмотра места происшествия незаконным. Вследствие удовлетворения подобных обращений признается недопустимым доказательством протокол осмотра места происшествия.

Нужно отметить, что нередко конфликтные ситуации подобного рода возникают на стадии возбуждения уголовного дела при проверке информации о совершении коррупционных преступлений. В этих условиях решения суда о неправомерности осмотра места происшествия фактически лишают смысла дальнейшее производство.

В обоснование своих доводов заявители ссылаются на то, что в действительности проводился не осмотр места происшествия, а обыск или выемка, производство которых до возбуждения уголовного дела не допускается.

Судебная практика по разрешению таких жалоб неоднозначна, что в значительной степени обусловлено отсутствием в законе четких критериев разграничения рассматриваемых следственных действий. В частности, в ст. 176 УПК фактически нет определения осмотра места происшествия, сказано лишь, что он наряду с другими видами осмотра "производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела".

В анализируемой норме не названы какие-либо признаки осмотра места происшествия. Это позволяет весьма произвольно толковать сущность данного следственного действия, а соответственно, и его законность.

Например , следователь в рамках проверки сообщения о незаконном выделении земельного участка руководителю органа внутренних дел изучил реестр договоров на приобретение указанных объектов. Обратив внимание на то, что в реестре имеются сведения о приобретении земельных участков также руководителями иных правоохранительных органов, следователь письменно затребовал в администрации муниципального округа подлинники названных договоров. Получив отказ в предоставлении документов, следователь провел осмотр места происшествия - служебного кабинета председателя комитета по управлению имуществом. В ходе производства следственного действия были обнаружены и изъяты искомые документы.

Председатель комитета по управлению имуществом обратился в суд с жалобой на действия следователя.

В судебном заседании заявитель и его адвокат пояснили, что осмотренный кабинет, по их мнению, не может рассматриваться в качестве места происшествия, поскольку изъятые договоры не заключались в его пределах, а были доставлены туда из архива администрации муниципального округа.

Суд согласился с доводами заявителя, посчитав, что осмотр производился без сообщения о преступлении, в кабинете, не являвшемся местом происшествия, документы изъяты при отсутствии информации об их незаконности, осмотр не был вызван необходимостью неотложного исследования кабинета и изъятия документов. В связи с этим суд пришел к выводу, что следователь действовал в нарушение ч. 1 ст. 144, ч. 2 ст. 176, ст. 177 УПК, а потому эти действия признаются незаконными и необоснованными <1>.

<1> Решение Березовского городского суда Свердловской области от 15 марта 2010 г. по жалобе председателя комитета по управлению имуществом Березовского городского округа.

Не касаясь процедуры принятия приведенного решения, попытаемся проанализировать его в плоскости рассматриваемой проблемы.

Прежде всего вызывает сомнение указание на отсутствие сообщения о преступлении. В описательной части решения указано, что проверка проводилась по заявлению конкретного гражданина.

Что касается оснований производства осмотра, то они упоминаются лишь в наименовании ст. 176 УПК. В диспозиции ч. 1 этой статьи основания не обозначаются, говорится о целях осмотра. В теории уголовного процесса высказано мнение, что любое следственное действие должно иметь фактические и юридические основания <2>.

<2> Семенцов В.А. Следственные действия в досудебном производстве (общие положения теории и практики). Екатеринбург, 2006. С. 137 - 150.

К первым относятся любые сведения, полученные в ходе уголовного судопроизводства. Из смысла ч. 1 ст. 176 УПК можно сделать вывод, что основаниями осмотра места происшествия выступают данные, позволяющие предполагать, что в ходе этого следственного действия могут быть обнаружены следы преступления или выяснены иные обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. Цель в психологии понимается как мысленный образ желаемого результата, который далеко не всегда совпадает с реальными достижениями <3>. Следовательно, фактическими основаниями осмотра места происшествия будут сведения, не только прямо указывающие на то, что в конкретном месте имеются следы преступления, но и позволяющие предполагать, что они могут там находиться. Согласимся с авторами, считающими, что к фактическим основаниям осмотра относятся как доказательства, так и оперативно-розыскные данные <4>. Думается, к основаниям осмотра места происшествия могут быть отнесены и другие сведения, в частности полученные при производстве проверочных действий. В анализируемом примере, как явствует из приведенного решения, такие данные могли содержаться в изученном следователем реестре. Вполне логично предположить, что нарушения допускались и при передаче земельных участков руководителям других правоохранительных органов.

<3> Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 103.

КонсультантПлюс: примечание.

<4> Кальницкий В.В. Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 490.

Предположения следователя в известной степени подтверждались и тем, что изъятые договоры по неустановленным причинам были изъяты из архива и находились у председателя комитета по управлению имуществом.

Содержание указанной в ч. 1 ст. 176 УПК цели обнаружения следов преступления в теории и судебной практике определяется по-разному. В теории криминалистики с давних пор под такими следами понимаются любые идеальные и материальные отражения преступных действий <5>. С этих позиций договор, составленный с нарушением требований закона, может рассматриваться в качестве носителя следов преступления.

<5> Турчин Д.А. Теоретические учения о следах в криминалистике. Владивосток, 1983. С. 83 - 86.

Однако отдельные авторы полагают, что подобное толкование следов преступления неприменимо к проведению осмотра места происшествия в целях изъятия предметов и документов, поскольку для этого должен проводиться обыск или выемка <6>. Подобный подход вызывает возражения. Сущность понятия не может устанавливаться на основе неоднозначного толкования используемых признаков. Недопустимо в одном случае рассматривать подложные документы как следы преступления, а в другом - не считать их таковыми. Следуя же логике авторов приведенного суждения, осматривать, т.е. визуально исследовать документ с целью обнаружения следов преступления, в принципе можно, но не в рамках осмотра места происшествия. Такая трактовка не способствует формированию единого подхода к оценке законности и обоснованности осмотра места происшествия. Например , суд в рассмотренном примере исходил из аналогичных представлений о целях и содержании осмотра места происшествия.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. В.И. Радченко, В.Т. Томина, М.П. Полякова) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2006 (2-е издание, переработанное и дополненное).

<6> Кальницкий В.В. Указ. соч. С. 430.

Однако имеются примеры иных позиций при разрешении подобных жалоб. Так, следователи при проверке сообщения о невыплате заработной платы дважды проводили осмотры места происшествия, в ходе которых изъяли документы бухгалтерского учета, системный блок компьютера бухгалтерии, печать учреждения, крупную сумму наличных денежных средств, обнаруженных в одном из служебных кабинетов. Руководитель проверяемого учреждения обратился в суд с жалобой на действия следователей, полагая, что ими производились обыски, а не осмотр места происшествия. Суд отказал в удовлетворении жалобы, признав действия следователей законными. В то же время суд обязал органы расследования в кратчайшие сроки решить судьбу изъятых объектов: либо приобщить их к делу в качестве вещественных доказательств, либо вернуть владельцу <7>.

<7> Решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа от 3 июня 2011 г.

Кроме обнаружения следов преступления в ч. 1 ст. 176 УПК в качестве цели называется "выявление других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела". Таким образом, законодатель допускает противоречие, указывая в качестве основной цели осмотра обнаружение следов преступления, а в качестве факультативной - обстоятельств.

Представляется, что конечная цель осмотра места происшествия - установление обстоятельств происходившего в исследуемых условиях события, его характера (преступного или некриминального) и участников. Достижение этой цели возможно посредством решения промежуточных целей (задач): определения по следам, отобразившимся в объективной обстановке, отдельных обстоятельств события.

Обнаружение следов преступления - одна из важнейших, но не единственная из промежуточных задач осмотра места происшествия. Задача осмотра места происшествия, как и любого другого следственного действия, состоит в обнаружении и фиксации следов события, которое имело место в реальной действительности, независимо от того, носило оно преступный или некриминальный характер.

Вместе с тем нельзя отрицать, что сходные цели могут ставиться и при проведении иных следственных действий, которые по содержанию разительно отличаются от осмотра места происшествия. Допустим, допрос очевидцев также проводится для установления обстоятельств, характера и участников события. Однако его содержание составляют операции по получению и фиксации показаний. Содержание же осмотра - непосредственное исследование обстановки места происшествия с помощью методов чувственно-рационального познания. Место происшествия в криминалистике традиционно понимается как участок местности, помещение, в которых имеются следы преступления <8>. Оно не всегда совпадает с местом совершения преступления. Например , убийства, сопряженные с сокрытием трупа, нередко совершаются в помещениях, а тело жертвы скрывается на участках местности, в водоемах и т.п. Территория, на которой обнаруживается труп или его части, несомненно, признается местом происшествия, но не всегда совпадает с местом совершения убийства.

<8> Якимов И.Н. Осмотр места происшествия // Криминалистика: Учеб. для вузов: В 2 ч. / Под ред. А.Н. Винберга, С.П. Митричева. М., 1950. Ч. 2. С. 208.

В следственной практике при проведении значительного числа осмотров мест происшествия не обнаруживаются следы преступления. Они не выявляются в основном по причинам объективного характера, поскольку никакого преступления в данном случае не совершалось. Такие ситуации довольно часто встречаются при проведении осмотра места обнаружения трупа без признаков насильственной смерти.

Учитывая это обстоятельство, а также приведенные доводы, предлагаем внести в уголовно-процессуальный закон статью, закрепляющую основные признаки и понятие осмотра места происшествия. Часть первую статьи сформулировать следующим образом: "Осмотр места происшествия представляет собой следственное действие, заключающееся в непосредственном обследовании и фиксации обстановки места происшествия с целью установления обстоятельств, характера и участников расследуемого события". Во второй части установить: "Основаниями осмотра места происшествия являются данные, позволяющие предполагать, что на участке местности, в помещении, средствах транспорта могут находиться следы расследуемого события". В третьей части сохранить прежнюю формулировку разрешения на производство осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела.

Для более четкого разграничения осмотра места происшествия и обыска нужно внести дополнения в ст. 182 УПК РФ: в части первой сформулировать определение обыска как следственного действия, заключающегося в принудительном обследовании помещений, участков местности, средств транспорта, одежды физических лиц и находящихся при них объектов с целью изъятия орудий и средств совершения преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела. Все остальные части статьи не требуют изменения.

В то же время представляется, что принятие этих предложений не решит проблемы получения следствием необходимых предметов и документов в конфликтных ситуациях, возникающих на стадии возбуждения уголовного дела. Как известно, закон не позволяет проводить на этой стадии обыски и выемки. По смыслу ч. 4 ст. 21 УПК РФ следователь имеет право направлять требования и запросы, которые обязательны для исполнения должностными лицами, учреждениями, предприятиями и гражданами. Однако это предписание закона нередко не исполняется, особенно при проверке сообщений о коррупционных, налоговых и некоторых других видах преступлений. В подобных ситуациях следователи для преодоления оказываемого противодействия вынуждены проводить осмотр места происшествия.

В связи с этим интересны предложения о закреплении в законе таких процессуальных действий, как истребование и предоставление, с регламентацией процедуры их проведения. В то же время ряд авторов полагают, что эти проверочные действия заключаются в добровольной передаче требуемых следователем объектов <9>. В этом случае у следствия не возникает полномочий, позволяющих преодолевать противодействие лиц, препятствующих доступу к необходимым предметам и документам. Для восполнения этого пробела предлагается обеспечить истребование и получение письменных документов мерами процессуального принуждения <10>. В таком случае возникает вопрос: чем эти действия будут отличаться от выемки? С позиций соблюдения принципов экономичности целесообразнее законодательно разрешить производство в случаях, не терпящих отлагательства, выемки на стадии возбуждения уголовного дела.

При подготовке настоящей статьи мы не ставили цель однозначно решить перечисленные проблемы. Основная задача публикации - привлечение внимания ученых, судей, прокуроров к сложным вопросам правоприменительной практики. Возможно, что при обсуждении будут найдены оптимальные средства решения вопросов, возникающих в правоприменительной практике.

<9> Семенцов В.А. Указ. соч. С. 97 - 98.
<10> Игнатьев Д.Б. Документы как доказательства по делам о налоговых преступлениях. М., 2001. С. 21 - 22.

Bibliography

Ignat"ev D.B. Dokumenty kak dokazatel"stva po delam o nalogovyx prestupleniyax. M., 2001.

Kal"nickij V.V. Osmotr. Osvidetel"stvovanie. Sledstvennyj ehksperiment // Kommentarij k Ugolovno-processual"nomu kodeksu Rossijskoj Federacii / Nauch. red. V.T. Tomin, M.P. Polyakov. 3-e izd., pererab. i dop. M., 2010.

Leont"ev A.N. Deyatel"nost". Soznanie. Lichnost". M., 1975.

Semencov V.A. Sledstvennye dejstviya v dosudebnom proizvodstve (obshhie polozheniya teorii i praktiki). Ekaterinburg, 2006.

Turchin D.A. Teoreticheskie ucheniya o sledax v kriminalistike. Vladivostok, 1983.

Yakimov I.N. Osmotr mesta proisshestviya // Kriminalistika: Ucheb. dlya vuzov: V 2 ch. / Pod red. A.N. Vinberga, S.P. Mitricheva. M., 1950. Ch. 2.

Здравствуйте! Очень хочу понять разницу между обыском и осмотром помещения. Сегодня наш дом навестили сотрудники полиции с постановлением на право осмотра жилища. В присутствии понятых влезли во все шкафы, сумки, пакеты. Ничего противозаконного не обнаружили. Причем никто не поинтересовался согласием собственника жилища на этот осмотр. Со слов сотрудников полиции все мероприятия проводились по факту поступившего заявления, которого нам для ознакомления не предоставили. Насколько правомерны подобные действия сотрудников полиции?

Различающиеся по правовой природе ОРМ и следственные действия имеют совпадающие цели и схожие наименования. Обследованию жилища соответствует обыск жилища.

Обыск проводится, если у следствия есть данные о том, что в конкретном месте могут находиться наркотики, иные предметы, которые имеют значение для дела, но неизвестно, где именно они лежат. То есть цель обыска - поиск объектов, подлежащих изъятию.

Обследование жилых помещений определяется как их оперативный (непроцессуальный) осмотр. Проводится он, в отличие от следственного осмотра, либо втайне от владельцев помещений и заинтересованных лиц, либо с сокрытием от них его истинных целей. А основная цель этого ОРМ - обнаружить следы преступной деятельности и установить лицо, подозреваемое в совершении преступления.

В оперативно-розыскной деятельности правоотношения между государственными органами и гражданами не получили той степени развития, которая присуща уголовному судопроизводству. Даже в случае проведения его гласно участники юридически не наделяются комплексом прав, позволяющим активно отстаивать свои интересы.

Предполагает ли гласное обследование жилища поисковые мероприятия в нем? Некоторые авторы полагают, что в действующей законодательной формулировке это ОРМ может включать в себя только осмотр. Думается, независимо от гласности проведения этого ОРМ, оно, по смыслу положений Закона об ОРД, не может быть направлено на обнаружение доказательств.

Результаты негласного обследования жилых помещений оформляют справкой оперативного работника. В ней отмечается, что удалось обнаружить при обследовании - зафиксированные с помощью оперативно-технических средств признаки или явные следы преступления и другие обстоятельства, имеющие значение для раскрытия преступления. Это могут быть также предметы и документы, изъятые при наличии оснований, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД. Саму справку нельзя использовать в уголовно-процессуальном доказывании как иной документ в том значении, которое придает этому понятию ст. 84 УПК РФ. Возможность использования результатов обследования жилища в доказывании появляется только в случае изъятия предметов или документов.

Оперативные сотрудники не нарушают неприкосновенность жилища, если входят туда при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление (ст. 15 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции), ст. 13 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»). Но если они проникают в жилище против воли проживающих в нем лиц, то должны в течение 24 часов уведомить об этом прокурора.

Если во время негласного проведения ОРМ оперативные сотрудники обнаружили предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, они принимают меры к их сохранности до проведения гласных мероприятий по их изъятию либо негласному контролю за их перемещением, распространением. При необходимости они могут изымать образцы (пробы) обнаруженных предметов, средств или веществ.

Определенные возможности для проведения обследования предоставляет Закон о полиции. В соответствии со ст. 15 этого закона сотрудники полиции могут проникать в жилое помещение в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, и для пресечения преступления. При необходимости они могут взламывать (разрушать) запирающие устройства, элементы и конструкции, препятствующие проникновению в жилые помещения.

В рамках предварительного расследования осуществляются различные процессуальные действия, позволяющие собрать доказательства. Одним из них является осмотр места происшествия. УПК РФ устанавливает основания и правила его проведения, порядок фиксации результатов. Рассмотрим особенности выполнения этого следственного действия.

Осмотр места происшествия

Осмотр помещения предприятия (организации) осуществляется в присутствии представителя его администрации. Если участие этого лица невозможно, об этом делается отметка в протоколе.

Документирование

Общие правила оформления протоколов следственных действий закреплены в 180 норме УПК РФ. При осмотре места происшествия следователь фиксирует все свои действия; обнаруженные предметы, следы, документы и пр. описываются в том виде, в каком они были найдены.

Протокол оформляется с соблюдением предписаний 180 статьи Кодекса, а также 166, 167 норм.

В документе следователь указывает время, коротко описывает погоду, освещение, при которых проводился осмотр места происшествия. УПК РФ содержит требование об указании в протоколе технических средств, использованных при обследовании, результатов осмотра. В документе также приводятся характеристики печати, которой были опечатаны изъятые предметы, адрес, по которому они были отправлены после осуществления следственного действия. После завершения следственного действия субъекты, участвовавшие в нем, и следователь должны подписать заполненный бланк.

По УПК РФ, при осмотре места происшествия должны быть предприняты меры по сохранению целостности обнаруженных документов, следов, предметов, имеющих доказательственное значение.

Привлечение понятых

Об особенностях проведения следственных действий с участием указанных лиц говорится в ст. 170 УПК РФ, осмотр места происшествия с понятыми производится по усмотрению следователя или на основании ходатайства участников мероприятия.

Случаи привлечения не менее двух понятых к осуществлению следственных действий установлены нормами 182, 183 (ч. 3.1), 193 и 184 Кодекса. В случаях, предусмотренных ст. 177-178, 155, 181, 183 (кроме ч. 3.1), 185 (ч. 5), 194, 186 (ч. 7), привлечение указанных лиц осуществляется по усмотрению следователя.

Среди указанных выше статей 176 норма отсутствует. Соответственно, согласно УПК РФ, осмотр места происшествия без понятых вполне законен.

Если по решению следователя либо на основании ходатайства участников указанные лица все же были привлечены к мероприятию, им до его начала разъясняется цель действия, права, обязанности, а также ответственность, установленные 60 нормой Кодекса.

Осмотр места происшествия по УПК РФ с комментариями

Рассматриваемое следственное действие предполагает личное восприятие следователя и фиксацию внешних признаков предметов, к которым имеется, как правило, свободный доступ.

Понятие "осмотр" указывает на преимущественное использование визуального метода наблюдения. Но в процессе осмотра задействованы все органы чувств. Соответственно, в протоколе следователь может указать температуру объекта, результаты прослушивания аудиозаписи, резкий запах и пр.

Цели

Согласно УПК РФ, осмотр места происшествия направлен на:

  • Выявление следов преступления. К ним необходимо относить все предметы, имеющие признаки вещественных доказательств.
  • Выяснение прочих значимых обстоятельств. Данная цель предполагает формирование представления об обстановке места преступления.

Приведенный перечень целесообразно дополнить еще одной важной целью обследования - фиксацией признаков объектов.

Причина осмотра

В качестве нее выступает наличие сведений о том, что при обследовании объекта, доступного для следователя, может быть получена информация, имеющая значение для расследования.

Стоит отметить, что доступность предметов, места происшествия в целом сводит принуждение при обследовании к минимуму. В этой связи для выполнения этого следственного действия не требуется постановление. Исключением является принудительное обследование жилища.

Отличие от обыска

Осмотр, как выше уже говорилось, нельзя назвать принудительным действием. Кроме того, его цели более широкие, нежели у обыска.

Некоторые сложности возникают при необходимости провести следственное действие в жилище. Если граждане, проживающие в нем, не соглашаются на осмотр, но отсутствуют причины предполагать, что лица что-то скрывают, то появляется основание для принудительного осмотра. Отказ может, к примеру, обуславливаться нежеланием впускать посторонних в жилое помещение, тратить время на оказание помощи следствию и пр.

Если вероятность сокрытия лицами следов преступления достаточно высока, то возникает основание для проведения обыска.

Необходимо сказать, что при осмотре не производится принудительный поиск, повреждение имущества, вскрытие хранилищ. При обыске такие действия допустимы.

Принудительность осмотра ограничивается только проникновением служащих в жилье без согласия проживающих в нем. После этого следственное действие осуществляется в порядке, установленном соответствующими статьями УПК.

Между тем и для обыска, и для осмотра жилища необходимо судебное решение. Проведение указанных мероприятий без такого постановления нарушает конституционное право лиц на неприкосновенность жилища.

Неотложное обследование жилого помещения

Он может проводиться без согласия проживающих граждан с соблюдением порядка судебного контроля и прокурорского надзора, предусмотренного 165 статьей УПК (ч. 5) до возбуждения производства по делу.

Однако такое обследование не должно становиться фактическим обыском. В противном случае будет нарушен процессуальный закон, а все полученные при этом доказательства будут признаны недопустимыми.

Судебное следствие

В ходе него также может выполняться осмотр места или помещения. Они вполне могут быть местом совершения посягательства, обнаружения следов деяния и во время предварительного следствия могли обследоваться как место происшествия.

Одно и то же помещение, к примеру, комната убитого, в ходе расследования может рассматриваться как место происшествия. При судебном следствии, в свою очередь, оно уже таковым не считается. Принудительного осмотра в последнем случае быть не может, поскольку отсутствует необходимость совершения неотложных действий.

Выводы

Учитывая вышесказанное, можно заключить следующее:

  • До возбуждения дела допускается выполнение только неотложного осмотра места происшествия, в том числе жилища, иного помещения, а также местности, документов, предметов.
  • Повторного производства рассматриваемого следственного действия не должно быть. После первого осмотра неотложность ситуации устраняется. Соответственно, впоследствии будет иметь место обследование не места происшествия, а помещения, местности и пр.

Осмотр жилища, других помещений, открытого пространства не является обследованием места происшествия, если его целью является не обнаружение следов, а других обстоятельств, подлежащих доказыванию. К примеру, выясняются условия воспитания и жизни несовершеннолетнего обвиняемого, проверяется алиби и пр. Соответственно, такие действия не могут производиться до возбуждения дела.

Заключение

Именно так проводится, согласно ст. 176 УПК РФ, осмотр места происшествия. "Консультант Плюс" - компьютерная справочная правовая система в России, которая предоставляет как профессионалам, так и просто интересующимся людям всю необходимую информацию по вопросам законодательства, в том числе и УК. Так что каждый желающий может более подробно ознакомиться на данном портале с тем, что представляет собой осмотр места происшествия, если он не смог найти все ответы на свои вопросы в нашем обзоре.

Выбор редакции
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...

В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...

ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...
Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...