Российские и международные источники авторского права. Что такое творчество


Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи делового оборота. Согласно Конституции РФ и ГК РФ источниками авторского права являются отдельные статьи ГК, статьи принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по гражданско-правовым вопросам науки, литературы и искусства, не противоречащие ГК РФ и другим федеральным законам.

В настоящее время помимо ГК авторско-правовые отношения регулируются вступившим в силу с 3 августа 1993 г. Законом РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" (далее - ЗоАП) в редакции Закона от 19 июля 1995 г., Законом РФ от 23 сентября 1992 г. "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных" (далее - ЗПЭВМ), рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в парижской редакции от 24 июля 1971 г.), вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г., и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., действующая для России в первоначальной редакции с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. - с 9 марта 1995 г. Кроме того, источниками авторского права служат Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г., и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе

21 мая 1974 г. и ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г.

К авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно которому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 7 ГК).

Предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства могут регулировать также обычаи делового оборота, т. е. сложившееся и широко применяемые предпринимателями правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК).

9. Автор произведения, объекты авторских прав. Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если нс доказано иное. Соавторство 1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. 2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения. Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

Литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогия 11ыми фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

10. Исключительное право на произведение и срок его действия Статья 1229. Исключительное право 1. Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.

2. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно. . В случае, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей может использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению, если настоящим Кодексом или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное. Взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются соглашением между ними.Доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации распределяются между всеми правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации осуществляется правообладателями совместно, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

4. В случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 1454, пунктом 2 статьи 1466, пунктом 1 статьи 1510 и пунктом 1 статьи 1519 настоящего Кодекса, самостоятельные исключительные права на один и тот же результат интеллектуальной деятельности или на одно и то же средство индивидуализации могут одновременно принадлежать разным лицам.

Ограничения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, в том числе в случае, когда использование результатов интеллектуальной деятельности допускается без согласия правообладателей, но с сохранением за ними права на вознаграждение, устанавливаются настоящим Кодексом.

При этом ограничения исключительных прав на произведения науки, литературы и искусства, объекты смежных прав, изобретения и промышленные образцы, товарные знаки устанавливаются с соблюдением условий, предусмотренных абзацами третьим, четвертым и пятым настоящего пункта.

Источниками авторского права являются принятые на основе Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов государственной власти. Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи делового оборота. Согласно Конституции РФ и ГК РФ источниками авторского права являются отдельные статьи ГК, статьи принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по гражданско-правовым вопросам науки, литературы. Основными актами являются:

Федеральный закон от 9 июля 1993 г. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. от 19 июля 1995 г.);

Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);

Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. №1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»;

Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. №556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»;

Постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. №982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности»; Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. №218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» и др.

Одним из источников авторского права являются международные договоры. К авторским отношениям применяются правила, в соответствии с которыми международные договоры имеют приоритет над нормами гражданского права в случае их противоречия. К таким источникам относятся: Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (с изм. от 2 октября 1979 г.);

Дискуссионным является вопрос об отнесении к источникам авторского права норм Гражданского кодекса РФ, поскольку напрямую кодекс не регулирует авторских прав, или каким-либо иным образом регламентирует права на произведения. Однако, нормы многих институтов гражданского права применимы к авторским правоотношениям. В частности ГК РФ определяет, с какого возраста гражданин может осуществлять права автора; в какую очередь осуществляются выплаты по авторским договорам; относит право на авторство к нематериальным благам. Таким образом, отдельные нормы ГК РФ на наш взгляд являются источником авторского права. Центральное место среди источников авторского права - занимает Закон «Об авторском праве и смежных правах». Закон, как это следует из ст. 1, регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). С момента принятия Закон был несколько раз серьезно изменен - законодатель старался сделать правовые конструкции более ясными, доступными, избавить Закон от противоречий и двусмысленностей, устранить пробелы и обеспечить работоспособность всех его ключевых норм. Далее, Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Данным законом регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и баз данных. В число иных законодательных актов, являющихся источниками авторского права необходимо включить Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», глава IV которого регулирует авторское право на произведения архитектуры. В число источников авторского права не входит Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 года, поскольку законодатель не относит топологии интегральных микросхем к объектам, охраняемым Законом об авторском праве и смежных правах. В число иных законодательных актов, составляющих источники авторского права необходимо включить подзаконные нормативные акты. В частности можно выделить:

Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. №218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»;

Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. №614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)».

Вывод к первой главе

Из всего выше сказанного можно выделить, что авторское право в объективном смысле - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

2. Установление режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. В силу ст. 1255 ГК автор имеет исключительное право на произведение. Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав.

4. Защита данных прав образует содержание четвертой функции авторского права.

Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи делового оборота. В настоящее время помимо четвертой части ГК РФ авторско-правовые отношения регулируются рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г., вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г., и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., действующая для России в первоначальной редакции с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. - с 9 марта 1995 г.

К авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно которому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 7 ГК).

Авторское право как часть гражданского права - достаточно сложная и целостная система, где основным системным признаком, как отмечалось выше, выступает иерархическая структурность. В соответствии с и. «о» ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации отнесено правовое регулирование интеллектуальной собственности. Авторское право и смежные права являются видом интеллектуальной собственности, и следовательно, их правовое регулирование относится к исключительному ведению Российской Федерации.

Законодательство РФ об авторском праве и смежных правах, как уже отмечалось, основывается на Конституции РФ и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации , принятых в соответствии с ним иных федеральных законов , а также указов Президента России, постановлений Правительства РФ, актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти .

Российская правовая традиция (со времени разработки проекта Гражданского уложения Российской империи и кодификаций советского периода) также основана на включении правовой регламентации интеллектуальной собственности в общее гражданское законодательство . Глава 69 ГК РФ представляет собой Общую часть для всех или большинства положений, закрепленных в части четвертой ГК РФ, которая состоит из разд. VII «Права па результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Непосредственно вопросам охраны авторского права посвящена гл. 70 ГК РФ. Кроме того, отдельные связанные с охраной авторского права положения оказались включенными в иные главы части четвертой ГК РФ, например положения гл. 71 посвящены смежным правам, но параграф 5 «Право изготовителя базы данных» раскрывает базу данных как объект комплексного правового регулирования - это объект авторского права (творческие базы данных), на который одновременно возникает смежное право у ее изготовителя; смежное право публикатора в отношении произведений науки, литературы и искусства и др.

Важное значение в сфере нормативного регулирования вопросов, связанных с реализацией авторского права, имеют указы Президента России и постановления Правительства РФ. Появление в нашей стране новых правовых механизмов в рамках реформы гражданского законодательства, в частности легализация свободного распространения произведений по волеизъявлению правообладателей (институт свободных лицензий), расширение круга охраняемых объектов (интернет-сайтов и иных сложных информационных ресурсов), произошло благодаря Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации , подготовленной на основании Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации».

Или другой пример. Согласно Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года , цель государственной политики в сфере культуры - развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. Для реализации этой цели выделены приоритетные направления, среди которых предусмотрено совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития культуры, в том числе создание механизмов реализации авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности и обеспечение условий доступа к ним. Для осуществления последнего этапа Концепции принято постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях».

По отдельным вопросам, связанным с реализацией авторского права, принятием дополнительных мер для защиты правообладателей, реализацией специально возложенных полномочий в области авторского права, издаются нормативные правовые акты и иные документы министерств и иных федеральных органов исполнительной власти , например приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 19 февраля 2008 г. № 30 «О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе»; приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 15 октября 2010 г. № 182 «Об утверждении формы отчета аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе» и др.

Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В настоящее время Российская Федерация участвует в следующих международных конвенциях, регулирующих правоотношения в сфере авторского права:

  • - Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; в дальнейшем неоднократно пересматривалась и на сегодняшний день действует в редакции от 1979 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.) . Одновременное существование бернской и межамериканской систем международного авторского права привело к тому, что с 1928 г. на официальном уровне получила поддержку идея унификации. В частности, в рекомендации VI, выработанной на Конференции по пересмотру Бернской конвенции в Риме, высказывались пожелания, чтобы все заинтересованные правительства объединили усилия для подготовки общего соглашения по авторскому праву. Однако попытки, предпринимаемые в этой области, не дали ожидаемых результатов до тех пор, пока ЮНЕСКО в 1947 г. не взяла на себя инициативу по обеспечению унификации и универсализации ;
  • - Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г., для Российской Федерации - 9 марта 1995 г.). Рассматриваемое соглашение было разработано для того, чтобы дать возможность СССР и США стать участниками многостороннего международного договора по охране авторских прав и обеспечить таким образом охрану этих прав на всемирном уровне ;
  • - Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в ред. от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.);
  • - Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.; вступила в силу для Российской Федерации 26 мая 2003 г.);
  • - Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.).

Необходимо учитывать в национальном праве весьма значительный по объему нормативный материал международных договоров в связи с вступлением России в ВТО: Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (заключено в г. Марракеше, 15 апреля 1994 г. В п. 1 ст. 9 Соглашения указано, что члены ВТО соблюдают ст. 1-21 Бернской конвенции (в ред. 1971 г.) и приложения к ней) и двух договоров, подготовленных и принятых под эгидой ВОИС. Пожалуй, ни одно другое техническое новшество не вызывало в такой короткий срок столько разговоров о необходимости изменения законодательства об авторском праве, сколько их породило распространение Интернета. Такими «интернет-договорами» стали Договор ВОИС по авторскому праву (1996) и Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам (Женева, 20 декабря 1996 г.) (далее - Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам) .

Если говорить в основных чертах о Бернской конвенции, то существенные изменения, внесенные в ст. 6 bis в 1967 г. (Стокгольмский акт Бернской конвенции) касаются срока охраны моральных (личных неимущественных) нрав автора. Конвенция возлагала на все без исключения страны Бернского союза обязательство охранять моральные права по меньшей мере до истечения срока охраны имущественных прав. Это привело к тому, что новая редакция не устраивала делегацию из Великобритании, которая разъяснила, что в ее стране право противодействовать всякому искажению, извращению или иному изменению произведения, способному нанести ущерб чести и репутации автора, регламентируется общим правом и законом о диффамации, который запрещает судебное преследование после смерти лица, подвергшегося подобным посягательствам. В конечном счете было найдено устраивавшее всех решение, которое нашло отражение в п. 2 действующей ст. 6 bis: «Те страны, законодательство которых на момент ратификации настоящего Акта или присоединения к нему не содержит положений, обеспечивающих охрану после смерти автора всех прав, перечисленных в предшествующем пункте, могут предусмотреть, что некоторые из этих прав не сохраняют силы после смерти автора». Что же касается перечня моральных прав и их содержания, то Стокгольмский акт не привел к существенным изменениям в этой сфере.

Итак, Бернская конвенция признает широкий круг имущественных авторских прав, которые обеспечивают высокий уровень охраны интересов автора. В первоначальной редакции Бернской конвенции были названы право на воспроизведение, право на перевод, право на публичное исполнение и право на переработку. Предоставляемый Конвенцией уровень охраны выражается в одном из ее принципов - принципе минимальных стандартов, согласно которому законы каждого государства участника Союза должны обеспечивать некоторые основные, гарантированные, базовые уровни защиты авторских нрав . В п. 1 ст. 5 Конвенции указано, что в отношении произведений, по которым авторам предоставляется охрана в силу данной Конвенции, авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, правами, особо предоставляемыми этой Конвенцией.

Таким образом, как уже отмечалось, нормы международных договоров Российской Федерации имеют преимущество перед внутренним российским законодательством, в связи с этим их роль в регулировании авторских отношений очень высока.

Большую роль в коллизионном регулировании вопросов интеллектуальной собственности и авторского права, в частности на уровне ЕС, играют положения п. 1 ст. 8 Регламента (ЕС) Европейского парламента и Совета от 11 июля 2007 г. № 864/2007 «О праве, применимом к внедо- говорным обязательствам» (Рим II) , в соответствии с которыми правом, подлежащим применению к внедоговорным обязательствам, вытекающим из нарушения прав интеллектуальной собственности, является право страны, в которой испрашивается охрана.

В Великобритании в случае возникновения коллизий в сфере авторского права правоприменитель руководствуется общим принципом, закрепленным в Законе Великобритании о международном частном праве от 8 ноября 1995 г. - применения права страны места совершения правонарушения, а в случае возникновения спора к внедоговорным отношениям применяется право страны, в которой был причинен ущерб. Законодательством Германии предусмотрено сочетание национального и территориального принципов защиты авторских прав. Специально предусмотренных норм, посвященных коллизионному регулированию вопросов интеллектуальной собственности, законодательство Германии не содержит, однако на практике руководствуется принципом, закрепленным в Бернской конвенции, - применения права страны, где испрашивается охрана. В случае нарушения авторского права Закон Лихтенштейна о международном частном нраве от 19 сентября 1996 г. предусматривает применение права страны места совершения правонарушения.

Право страны места совершения правонарушения и право страны испра- шивания охраны прав интеллектуальной собственности являются двумя наиболее распространенными привязками, закрепленными в том или ином виде в законодательстве отдельных стран ЕС .

В различных странах существуют подобные нормативные правовые акты, которые, однако, различаются по направленности и содержанию, отсюда и значительные отличия в правоприменительной практике по данному вопросу. Например, в Великобритании основным актом, регулирующим авторское право, является Закон об авторском праве, дизайне и патентах 1988 г. (The Copyright, Designs and Patents Act 1988) . В ст. 1 этого закона говорится о том, что авторское право представляет собой право собственности, существующее в отношении таких произведений, как оригинальные литературные, драматические, музыкальные или художественные произведения; звуковые записи, фильмы, теле- и радиопередачи или кабельные программы; типографское оформление опубликованных изданий. Одним из последних актов в указанной области является Закон о цифровой экономике (The Digital Economy Act 2010) . С его принятием в Великобритании существенно ужесточилась государственная политика регулирования авторских правоотношений в сети Интернет. Основная цель закона заключается в упрощении процедуры выявления и наказания нарушителей авторского права в Глобальной сети Интернет и подачи с их стороны апелляций.

Нелишне заметить, что подобная проблема существовала и в США. Основными нормативными правовыми актами США в отношении авторского права являются U. S. Code Title 17 и Закон об авторском праве в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act - DMCA). В действительности, четкой границы, отделяющей легальное использование контента от нелегального, в американском законодательстве не существует. Поэтому на решение суда должна влиять оценка того, какая часть оригинального объекта была использована, являлось ли ее использование коммерческим по своей природе, нанесла ли новая интерпретация произведения ущерб продажам старого, и не являлась ли она пародией. В Великобритании и США как представителям англосаксонской правовой традиции особая роль в системе источников права отводится судебному прецеденту.

Необходимость обеспечения доступности произведений в режиме онлайн побуждает национальное законодательство в сфере авторского права реагировать на подобные запросы. Однако следует заметить, что ни один из названных актов соответствующего регулирования и прямых предписаний на этот счет не содержит. В итоге все это привело к реализации проекта Европейского кодекса авторских прав, разработанного группой ученых в сфере авторского права (Wittem Group) . В настоящее время в ЕС сформировалась идея о необходимости создания единого, или унифицированного, европейского авторского права, что должно работать на обеспечение доступности произведений в режиме онлайн, предоставлять новые возможности для роста цифровой индустрии, создавать новые возможности для авторов, а также повышать конкурентоспособность Европейского региона, единого цифрового рынка. В качестве примера в странах общего права следует указать на Принципы и предложения в отношении реформирования авторского права, предложенные Альянсом авторов и нацеленные на предоставление авторам больших возможностей по распространению их произведений в рамках творческой (креативной) экономики при одновременном обеспечении и защите их интересов, предусмотренных в Зеленой книге «Политика в сфере авторского права, креативности и инноваций в цифровой экономике» (2013), что далее привело к принятию Белой книги, уточняющей предусмотренный законодательством объем вреда от нарушений авторских прав (2016) .

Россия как представитель европейской правовой традиции достаточно четко разделяет сферу правотворчества и сферу правоприменения. В связи с этим судебные решения по конкретным авторским делам не приобретают прецедентного характера в смысле общеобязательности данных решений при рассмотрении аналогичных дел в будущем. Однако совершенно очевидно, что в целях обеспечения единства судебной практики, которая является реальным механизмом защиты авторских и смежных нрав, в целях соблюдения законности при рассмотрении гражданских дел невозможно нс учитывать ее в деятельности судов, в сфере правотворчества, в целях развития юриспруденции .

В иерархии нормативных актов, посвященных регулированию авторских отношений, главенствующая роль, безусловно, принадлежит правовым актам высших органов государственной власти. В советское время к источникам авторского права относили типовые авторские договоры и в литературе отмечали чрезвычайно важную роль в регулировании отношений между создателями произведений и организациями, занимающимися их использованием. На сегодняшний день положение кардинально изменилось. Действующее гражданское законодательство исходит прежде всего из принципа свободы договора, в том числе свободы авторского договора, предоставляя сторонам определять все его основные условия самостоятельно с учетом тех гарантий, которые закреплены законодательством. Следовательно, все утвержденные ранее органами государственного управления типовые авторские договоры утратили свое нормативное значение.

В современном международном регулировании прав на объекты авторского права важное место занимает право ЕС. Директивы ЕС содержат общеобязательные правила, принятые в установленном порядке компетентным органом - Европейским парламентом и (или) Советом, т.е. представляют собой нормативные акты, основная функция которых - создание общих начал правового регулирования в конкретных сферах общественной жизни . Посредством директивы создается общая правовая норма, которую должны учитывать государства - члены ЕС в своем национальном законодательстве. И таким образом установленная директивой норма направлена на сближение (гармонизацию) законодательных актов государств - членов ЕС. Главное же состоит в том, что гармонизация не означает обязательное копирование государством предусмотренного в директиве правила, в связи с этим остается возможность для учета национальных особенностей правового регулирования в каждом государстве. В законодательство ЕС входит несколько директив, гармонизирующих разные аспекты авторского права и смежных прав, которые оказали непосредственное влияние на российское законодательство:

  • - Директива 91/250/ЕЕС от 14 мая 1991 г. «О правовой охране компьютерных программ», замененная Директивой 2009/24/ЕС от 23 апреля 2009 г.;
  • - Директива 92/100/ЕЕС от 19 ноября 1992 г. «О нраве на прокат и праве на предоставление в безвозмездное временное пользование, и некоторых правах, относящихся к авторскому праву в области интеллектуальной собственности», замененная Директивой 2006/115/ЕС от 12 декабря 2006 г. «О праве аренды, праве безвозмездного пользования и некоторых правах, смежных с авторским правом в сфере интеллектуальной собственности»;
  • - Директива 93/98/ЕЕС от 29 октября 1993 г. «О гармонизации срока действия охраны авторского права и некоторых смежных прав», замененная Директивой 2006/116/ЕС от 12 декабря 2006 г. «О сроке действия охраны авторского права и некоторых смежных прав (кодифицированная редакция)»;
  • - Директива 96/9/ЕС от 11 марта 1996 г. «О правовой охране баз данных» (далее - Директива 96/9/ЕС);
  • - Директива 2001/29/ЕС от 22 мая 2001 г. «О гармонизации отдельных аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе»;
  • - Директива 2001/84/ЕС от 27 сентября 2001 г. «О праве перепродажи в интересах автора оригинала произведения искусства»;
  • - Директива 2004/48/ЕС от 29 апреля 2004 г. «Об обеспечении прав на интеллектуальную собственность»;
  • - Директива 2012/28/EU от 25 октября 2012 г. «О некоторых случаях разрешенного использования произведений-сирот» .

В качестве иллюстрации гармонизации законодательства государств - участников СНГ можно привести Модельный кодекс интеллектуальной собственности для государств - участников СНГ, принятого постановлением от 7 апреля 2010 г. № 34-6 на 34-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Раскройте понятие и назовите виды источников авторского права.
  • 2. Расскажите о международно-правовой охране авторских прав. Что вам известно о международных соглашениях (конвенциях) как источниках гражданско- правового регулирования отношений в сфере авторского права? Назовите базовые конвенции в области авторского права.
  • 3. Каков европейский опыт совершенствования законодательства об авторском праве? Приведите примеры имплементации правовых норм Директив ЕС в национальное законодательство.
  • 4. Можно ли считать судебный прецедент источником авторского права?
  • 5. Назовите акты высших судебных инстанций, имеющие прецедентное значение в сфере авторского права.
  • Полная кодификация правил об интеллектуальной собственности в части четвертой ГКРФ (разд. VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации») привела к отмене всех шести специальных законов, действовавших в этой области, которые содержали многочисленные и достаточно серьезные противоречия друг с другом и с иными законами. См.: Статья 2 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231 -ФЗ«О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
  • Основополагающая новелла четвертой части ГК РФ - это законодательно закрепленное положение о едином исключительном праве. Похожая модель авторского правабыла закреплена в ст. 135 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республикот 31 мая 1991 г., от которой решено было отказаться с принятием Закона РФ «Об авторскомправе и смежных правах» 1993 г.
  • См. более подробно: Бузанов В. Ю., Степанов П. В., Суханов Е. А., Шерстобитов А. Е.,Щербак II. В. Научно-практический комментарий к части IV Гражданского кодекса Российской Федерации / под общ. ред. Е. А. Суханова. М., 2008. С. 286-287.
  • Одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.
  • Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
  • 5 В современной литературе представлена точка зрения, которая объясняет низкий уровень охраны авторских прав в Российской Федерации неучастием России продолжительноевремя в основных международных договорах в данной сфере. Первоначально Россия началазаключать двусторонние соглашения с другими странами с целью закрепления охраныи защиты авторских прав иностранных граждан, охраны и защиты прав российских авторов за рубежом. В последующем Россия постепенно стала присоединяться к региональными универсальным соглашениям в данной сфере. См.: Матвиенко Д. В. Защита авторских правиностранных граждан в Российской Федерации и в странах Европейского союза: автореф.дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2013. С. 16.
  • См.: ЛигщикД. Авторское право и смежные права. М., 2002. С. 517.
  • См.: URL: http://legislation.gov.uk/ukpga/2010/24/contents (дата обращения: 26.11.2016).
  • Сложность гражданских дел, вытекающих из отношений, связанных с созданиеми использованием объектов авторского права и смежных прав показала, что у судов имеются затруднения в применении законодательства, регулирующего данные правоотношения, в связи с чем Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленум ВерховногоСуда РФ с 1993 г. неоднократно давали судам разъяснения. См., например: письмо ВАС РФот 19 октября 1993 г. № C-13/OC3-317 в связи с принятием Закона Российской Федерации«Об авторском праве и смежных правах»; информационное письмо Президиума ВАС РФот 28 сентября 1999 г. № 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах”»; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судовпри рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»; постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 и Пленума ВАС РФ № 29 от 26 марта 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»; Обзорсудебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальныхправ, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 23 сентября 2015 г., и др.
  • См.: Европейское право: учебник / под общ. ред. Л. М. Энтина. М.: Норма, 2000. С. 133.
  • Например, подобно Директиве 2012/28/EU в России были разработаны законопроекты о допущении перехода некоторых произведений в общественное достояние (проектфедерального закона № 525953-6 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданскогокодекса Российской Федерации в части советского культурного наследия; проект федерального закона № 525979-6 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона “О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации”» (в частиперехода объекта авторских и смежных прав в общественное достояние)).

Понятие творческой деятельности, ис, пис. Система пис

Творческая деятельность – это разновидность интеллектуальной деятельности направленная на создание качественно новых материальных и духовных ценностей.

Литературным, художественным, научным произведениям,

Исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телепередачам,

Изобретениям во всех областях человеческой деятельности,

Научным открытиям,

Промышленным образцам,

Товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям,

Защите от недобросовестной конкуренции,

А также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Конституция Украины в ст. 41 закрепляет, что каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности.

Право интеллектуальной собственности в объективном смысле – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе создания, правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности.

Право интеллектуальной собственности в субъективном смысле – личные неимущественные и имущественные права авторов и других обладателей прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Объектами права интеллектуальной собственности являются результаты интеллектуальной деятельности.

Они классифицируются на 4 группы:

1) произведения науки, литературы, искусства, исполнительская деятельность артистов, фонограммы, видеограммы, телерадиопрограммы – объекты авторских прав и смежных прав;

2) изобретения, полезные модели, промышленные образцы - объекты патентного права;

3) фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания – средства индивидуализации товаропроизводителей и их продукции;

4) открытия, топографии интегральных микросхем, ноу-хау, коммерческая тайна, рационализаторские предложения и другие нетрадиционные объекты.

Система права интеллектуальной собственности включает следующие составные части:

2. Право промышленной собственности

3. Правовая охрана средств индивидуализации

4. Правовая охрана нетрадиционных объектов ИС.

Объекты 2, 3, 4 группы принято называть термином “промышленная собственность”, поскольку они всегда воплощаются в промышленном производстве.

Характеристика отличительных особенностей ис.

Правовой режим интеллектуальной собственности имеет определенную специфику (особенности) по сравнению с собственностью на вещи. Прежде всего, объекты интеллектуальной собственности, являясь результатами творческой деятельности, носят нематериальный характер. В силу нематериального характера они непотребляемы и неуничтожимы. Поэтому права на использование этих объектов можно передавать в пользование бесконечное число раз неопределенному кругу лиц.

Создателям объектов интеллектуальной собственности наряду с имущественными правами (владение, пользование, распоряжение) принадлежат и личные неимущественные права (право авторства, право на авторское имя и др.). При этом имущественные и неимущественные права тесно взаимосвязаны.

Правомочие “владение” имеет в интеллектуальной собственности специфику, которая состоит в том, что объектом интеллектуальной собственности кроме его создателя может владеть каждый, кто прочел произведение, содержание патента и приобрел соответствующие знания.

Правовая охрана в отношении многих объектов интеллектуальной собственности (изобретений, промышленных образцов, товарных знаков) осуществляется путем выдачи охранных документов – патентов, свидетельств.

Право интеллектуальной собственности ограничено определенным сроком (например, патент на изобретение выдается на 20 лет). После истечения срока – объект переходит в общественное пользование.

И, наконец, право интеллектуальной собственности направлено на защиту исключительных прав на использование объекта, а не на защиту самого материального объекта, как это имеет место в вещном праве собственности.

3. володіти, користуватися і розпоряджатися своєю власністю, результатами Система законодательства об ис

  1. Характеристика действующего законодательства Украины об ИС.

«Стаття 41 . Кожен має право своєї інтелектуальної, творчої діяльності».
«Стаття 54 . Громадянам гарантується свобода літературної, художньої, наукової і технічної творчості, захист інтелектуальної власності, їхніх авторських прав, моральних і матеріальних інтересів, що виникають у зв"язку з різними видами інтелектуальної діяльності.

  1. ^ Международные правовые акты об ИС:

Основными также являются Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» (1886 г.), Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 1952 г.), Римская конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания (1961 г.), а также Конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности (Подписана в Стокгольме 14.07.67 г. и изменена 02.10.79 г.), Всемирная декларация по интеллектуальной собственности (от 26.06.2000 г.), Договор о патентном праве (ПЛТ) (принят Дип. конференцией 01.06.2000 г.), Парижская конвенция об охране промышленной собственности (от 20.03.83 г.), Договор о законах по товарным знакам (Женева, 27.10.94 г.), Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов (01.01.99 г.), Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры (Будапешт, 28.04.77 г.), Евразийская Патентная Конвенция (Москва, 09.09.94 г.), Договор ВОИС по авторскому праву (Женева, 20.12.96 г.), Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (Женева, 20.12.96 г.).

  1. Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 (Книга 4 – ст.ст. 418-508).
  2. Специальные законы Украины:

· «Об охране прав на изобретения и полезные модели» от 15.12.1993;

· «Об охране прав на промышленные образцы» от 15.12.1993;

· «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15.12.1993;

· «Об охране прав на сорта растений» от 21.04.1993;

· «Об охране прав на топографии интегральных микросхем» от 05.11.1997 и др..

  1. Подзаконные нормативные акты:
  • Постановление КМУ «Об утверждении Положения о Государственном департаменте интеллектуальной собственности» от 20 июня 2000 года № 997;
  • Постановление КМУ «Об утверждении Положения о представителях по делам ИС» от 10.08.1994 № 545;
  • Указ Президента Украины «О мерах об охране ИС в Украине» от 27.04.2001 № 285;
  • Указ Президента Украины «О неотложных мерах по усилению захиты прав ИС в процес се производства, экспорта, импорта и распространения дисков для лазерних систем считывания» 30.01.2002 № 85 и др.
    1. Личные неимущественные отношения.
    2. Имущественные отношения авторов и других обладателей авторских прав.

1. Конституция Украины

3. Закон Украины “О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных”

4. Положение о государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся прав автора на произведение

5. Постановление КМ Украины “Об утверждении размера вознаграждения (роялти) за использование опубликованных с коммерческой целью фонограмм и видеограмм и порядка его выплаты”

6. Постановление КМ Украины “Об утверждении минимальных ставках авторского вознаграждения за использование объектов авторского права и смежных прав”

7. Правила розничной торговли экземплярами аудиовизуальных произведений и фонограмм.

8. Положение о государственном свидетельстве на право распространения и демонстрирования фильмов.

9. Положение о государственном инспекторе по вопросам интеллектуальной собственности.

10. Ведомственные нормативные акты, издаваемые Министерством образования и науки

11. Локальные акты (уставы предприятий, акты местных органов власти и т. д.)

Международные договоры, ратифицированные Украиной:

1. Стокгольмская Конвенция, учреждающая ВОИС (1967)
2. Всемирная Конвенция об авторских правах (Женева 1952)
3. Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886)
4. Римская Конвенция по охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания (1961) 5. Характеристика объектов АП. Признаки произведения. Виды объектов АП. Объекты не охраняемые АП Объект авторского права – произведение науки, литературы и искусства. Произведение – это результат творческой деятельности человека, выраженный в какой-либо объективной форме. Произведение как объект авторского права обладает 2 признаками:
    1. творческий характер (оригинальность, неповторимость, уникальность),
    2. объективная форма выражения: письменная (рукопись), устная (публичное исполнение), звуко- или видеозапись, изображение (картина), объемно-пространственная (скульптура) и др.
Авторское право охраняет любое произведение, обладающее этими признаками, независимо от его художественной ценности, степени готовности, назначения и достоинств. Следует различать авторское право на произведение и право собственности на материальный объект, в котором оно выражено. АП и право собственности на материальный объект не зависят друг от друга. Отчуждение материального объекта не означает отчуждения авторского права.

Современные информационные потоки настолько разнообразны и зачастую противоречивы, что определить, кто был первым при создании какого-то произведения, а кто – лишь сделал ремикс или написал рассказ «по мотивам» практически невозможно. Борьба за право называться «первопроходцами» стала популярным занятием многих авторов и их юристов.

  • признание авторства;
  • использование и разрешение использовать созданное под псевдонимом либо подлинным именем; иногда – анонимно;
  • обнародование произведения;
  • неприкосновенность произведения.

Существенным моментом является право автора на отзыв своего произведения. Оно подразумевает, что уже после разрешения обнародовать свое творение автор может передумать и отказаться. Это правило не распространяется на создание компьютерных программ, частей составного произведения и служебных произведений.

Определение

Собственно, можно утверждать, что охраной прав авторов произведений (литературы, культуры, искусства и науки) занимается гражданско-правовой институт. Понятие авторского права, его источники и система его охраны контролируется именно нормами гражданского права.

Казалось бы, давать четкое определение авторскому праву нет необходимости. Каждому человеку понятно, что создатель какого-то произведения рассматривается как единоличный его владелец. Ведь не оспариваем же мы права Пушкина на строчки "У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том...", и точно знаем, что цитируем Лермонтова, когда в разговоре с приятелем произносим: "Скажи-ка дядя, ведь недаром…".

Но в современных условиях, когда книги выпускаются в соавторстве, научные открытия делаются целыми лабораториями, а то и институтами, возникла необходимость сформулировать понятие авторского права (его источники весьма разнообразны). Итак, субъективно мы говорим о праве автора (или правообладателя) использовать произведение искусства или литературы. Объективно, говоря об авторском праве, мы подразумеваем совокупность различных норм, которые определяют и контролируют признание авторства и охрану произведений. Кроме того, авторы наделяются имущественными и неимущественными правами на свои творения.

Форма представления

Существует несколько условий, необходимых для признания наличия авторского права на что-то. Произведение науки, искусства или литературы должно существовать в объективной форме. Источники авторского права могут быть представлены в таком виде:

  • в письменной форме (рукопись или нотная запись, например);
  • в устной форме (произнесенная публично речь, исполненное музыкальное произведение);
  • в виде аудио- или видеозаписи;
  • в форме объемно-пространственного макета (скульптура, модель, сооружение, инсталляция).

Это далеко не полный перечень объективных форм существования авторских произведений. Общество постоянно развивается, и возникают новые формы представления своих трудов.

Другое дело, что любое овеществление происходит за счет материальных носителей. Наиболее распространенными оказываются бумага, холст, CD и т. п.

Что такое творчество

Второе важнейшее условие, которому должны отвечать международные источники авторского права, говорит о том, что вновь созданные произведения – результат творческой деятельности. В правовой терминологии нет четкого определения творческой деятельности. Предполагается, что если любой мыслительный процесс заканчивается созданием совершенно самостоятельного произведения, то это и называется творчеством.

Правда, мы различаем виды творчества и их особенности. Так, литературная деятельность предполагает наличие новизны и оригинальность произведения. В юридической практике чаще встречаются арбитражные разбирательства как раз относительно оригинальности написанного, чем об установлении авторства.

В п. 1 статьи 1259 ГК перечислены наиболее распространенные источники авторского права в РФ. В частности, выделены:

  • литературные произведения;
  • театральные постановки (сценарии, музыка, хореография, пантомима и т. д.);
  • аудиовизуальные записи;
  • предметы изобразительного искусства и скульптуры (включая комиксы и графические повествования);
  • предметы декоративно-прикладного искусства;
  • проекты и их реализация в области архитектуры, градостроения, садово-паркового дизайна;
  • фотографии;
  • геологические изыскания и географические открытия (овеществленные в виде карт).

Следует помнить, что авторское право возникает независимо от объявления о его наличии. С момента первого публичного показа (выступления, публикации) речь идет об обнародовании произведения литературы или искусства, и, соответственно, о наличии прав на его эксплуатацию.

Составные и производные произведения

Система источников авторского права рассматривает и такое понятие, как производные произведения. Производными считаются самостоятельные, но связанные между собой (и, конечно, с основным) произведения. Наиболее распространенные формы – переводы, аннотации, аранжировки и инсценировки.

Что же касается составных произведений, то ими признаны всевозможные сборники и альманахи, словари и энциклопедии, антологии и базы данных. Обобщая, можно утверждать, что составное произведение – это творческий труд одного или нескольких человек по подбору и систематизации каких-либо материалов.

На что не распространяется авторское право

Следует помнить, что официальные документы и государственные символы (не только герб и флаг, а и денежные знаки, и награды и т. п.) не рассматриваются как источники авторского права. Это же утверждение относится к произведениям народного творчества, информационным сообщениям о событиях и т. д. (п. 6 ст. 1259 ГК РФ).

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...