Санпин производственный контроль действующая редакция. Образец программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил


«Организация и проведение производственного контроля

за соблюдением санитарных правил и выполнением

санитарно-противоэпидемических (профилактических)

мероприятий»

I. Область применения и общие положения.

II. Порядок организации и проведения производственного контроля.

III. Требования к программе (плану) производственного контроля.

IV. Особенности производственного контроля при осуществлении отдельных видов деятельности.

V. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении производственного контроля.

VI. Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора за осуществлением производственного контроля.

I. Область применения и общие положения

1.1. Санитарные правила «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее Санитарные правила) определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.

1.2. Санитарные правила разработаны в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-Ф3 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 4, ст. 1650), постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 31 июля 2000 года, № 31, ст. 3295).

1.3. Настоящие Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и(или) производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1.4. При разработке санитарных правил по отдельным видам деятельности и производственным процессам, внесении дополнений и изменений в действующие Санитарные правила необходимо включение в них в качестве самостоятельного раздела требований к организации и осуществлению производственного контроля.

1.5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:

– разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

– обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;

– осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ
НОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ

1.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ
И ВЫПОЛНЕНИЕМ САНИТАРНО-
ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ
(ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ) МЕРОПРИЯТИЙ

Санитарные правила
СП 1.1.1058-01

Минздрав России
Москва 2002

1. Разработаны: Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России (Шестопалов Н. В.); Федеральным центром ГСЭН Минздрава России (Чибураев В. И., Скачков В. Б., Подунова Л. Г., Иванов А. А., Степанов С. А., Братина И. В., Кривопалова Н. С., Смирнов В. Н., Волков С. Д., Барсуков Е. И., Япорская С. И.); ЦГСЭН в Самарской области (Спиридонов А. М., Жернов В. А.); ЦГСЭН в Пермской области (Лебедева Т. М.); ЦГСЭН в г. Москве (Хизгияев В. И., Сафонкина С. Г., Иродова Е. В.); ЦГСЭН в Республике Коми (Глушкова Л. И.); ЦГСЭН в Амурской области (Смирнов В. Т.. Шмелев Э. И.); СПбГМА им. И. И. Мечникова (Корабельников И. В., Маймулов В. Г.); НИИ гигиены труда РАМН (Головкова Н. П.); Институтом питания РАМН (Шевелева С. А., Карликанова Н. Р.).

При подготовке использованы документы, разработанные ЦГСЭН в г. Москве (гл. врач Филатов Н. Н.) и ЦГСЭН в Свердловской области (гл. врач Никонов Б. И.).

3. Утверждены 10 июля 2001 г. и введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Онищенко Г. Г. от 13 июля 2001 г. № 18 с 1 января 2002 г.

4. Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 октября 2001 г. Регистрационный № 3000.

5. Введены впервые.

Федеральный закон
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
№ 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

«Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в т.ч. критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» (статья 1).

«Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (статья 39).

«За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность» (статья 55).

Министерство здравоохранения Российской Федерации

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13.07.01 Москва № 18

О введении в действие
санитарных правил

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554

ПОСТАНОВЛЯЮ:

Ввести в действие санитарные правила «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г., с 1 января 2002 года.

Г. Г. Онищенко

УТВЕРЖДАЮ

Главный государственный санитарный

врач Российской Федерации – Первый

заместитель Министра здравоохранения

Российской Федерации

Г. Г. Онищенко

Срок действия - десять лет

1.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

Санитарные правила
СП 1.1.1058-01

1. Область применения и общие положения

1.1. Санитарные правила «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - санитарные правила ) определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.

1.2. Санитарные правила разработаны в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 4, ст. 1650), постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 31 июля 2000 г., № 31, ст. 3295).

1.3. Настоящие санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортирование и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1.4. При разработке санитарных правил по отдельным видам деятельности и производственным процессам, внесении дополнений и изменений в действующие санитарные правила необходимо включение в них в качестве самостоятельного раздела требований к организации и осуществлению производственного контроля.

N 13 в пункт 1.5 настоящего документа внесены изменения

1.5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:

· разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

· обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд приих производстве, транспортировании, хранении и реализации населению;

· осуществлять производственный контроль, в т.ч. посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировании, хранении и реализации продукции.

2. Порядок организации и проведения производственного контроля

2.1. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

2.2. Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

2.3. Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 в пункт 2.4. настоящего документа внесены изменения

2.4. Производственный контроль включает:

а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;

б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:

На границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;

Сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний:

в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортированием и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в т.ч. при хранении, транспортировании и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;

ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

и) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 в пункт 2.5. настоящего документа внесены изменения

2.5. Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно, либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 в пункт 2.6. настоящего документа внесены изменения

2.6. Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.

2.7. Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 пункт 2.8. настоящего документа изложен в новой редакции

2.8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3. Требования к программе (плану) производственного контроля

Программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется по произвольной форме и должна включать следующие данные.

3.1. Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью.

3.2. Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля.

3.3. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания); периодичность отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний)*.

* Основанием для определения перечня химических веществ, биологических, физических и иных факторов, выбора точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, определения периодичности отбора проб и проведения исследований, в т.ч. в санитарно-защитной зоне и в зоне влияния предприятия, являются санитарные правила, гигиенические нормативы и данные санитарно-эпидемиологической оценки.

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 в пункт 3.4. настоящего документа внесены изменения

3.4. Перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.

3.5. Перечень осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию.

3.6. Мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в т.ч. при хранении, транспортировании, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг.

3.7. Перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля.

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 пункт 3.8. настоящего документа изложен в новой редакции

3.8. Перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3.9. Другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.

4. Особенности производственного контроля при осуществлении отдельных видов деятельности

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 пункт 4.1. настоящего документа изложен в новой редакции

4.1. Производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов:

а) промышленные предприятия (объекты): рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны, сырье для изготовления продукции, полуфабрикаты, новые виды продукции производственно-технического назначения, продукция пищевого назначения, новые технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации), отходы производства и потребления (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, переработка и захоронение отходов).

Производственный контроль включает лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды (физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;

неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное); электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ; электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы;

электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы; аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД); химические факторы: смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа, вредные вещества с остронаправленным механизмом действия, вредные вещества 1-4-го классов опасности; биологический фактор).

Периодичность производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды может быть сокращена, но не более чем в два раза по сравнению с нормируемыми показателями на промышленных предприятиях (промышленных объектах) в случаях, если на них не отмечается в течение ряда лет, но не менее 5 лет, превышений ПДК и ПДУ по результатам лабораторных исследований и измерений, проведенных лабораториями, аккредитованными на техническую компетентность и независимость, и установления положительной динамики их санитарно-гигиенического состояния (проведение эффективных санитарно-оздоровительных мероприятий, подтверждаемых результатами исследований и измерений факторов производственной среды, отсутствия регистрации профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний и высокого уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, кроме производственного контроля вредных веществ с остронаправленным механизмом действия, вредных веществ 1-4 классов опасности и случаев изменения технологии производства).

б) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенные в черте городских и сельских поселений.

Лабораторный контроль осуществляется за соответствием питьевой воды требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования;

При осуществлении деятельности, связанной с выпуском всех видов производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод с территорий населенных мест, производственных и иных объектов, следует предусматривать лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом сбрасываемых сточных вод;

в) объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах);

г) общественные здания и сооружения: лечебно-профилактические, стоматологические, клиники, кабинеты и иные здания и сооружения, в которых осуществляется фармацевтическая и/или медицинская деятельность.

При осуществлении фармацевтической и медицинской деятельности с целью профилактики инфекционных заболеваний, в том числе внутрибольничных, следует предусматривать контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемических требований, дезинфекционных и стерилизационных мероприятий;

д) при производстве дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, оказании дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг, включая контроль за эффективностью изготавливаемых и применяемых препаратов, соблюдением требований при их использовании, хранении, транспортировке, утилизации, а также учет и контроль численности (заселенности) грызунами и насекомыми объектов производственного контроля при проведении истребительных мероприятий.

4.2. При осуществлении производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, оказании дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг следует предусматривать контроль за эффективностью изготавливаемых и применяемых препаратов, соблюдением требований при их использовании, хранении, транспортировании, утилизации, а также учет и контроль численности (заселенности) грызунами и насекомыми объектов производственного контроля при проведении истребительных мероприятий.

4.3. При осуществлении эксплуатации водных объектов, централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды указанных систем требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.

4.4. При осуществлении деятельности, связанной с выпуском всех видов производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод с территорий населенных мест, производственных и иных объектов, следует предусматривать лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом сбрасываемых сточных вод.

4.5. При осуществлении деятельности, связанной с образованием отходов производства и потребления, следует предусматривать контроль, включая лабораторный, за сбором, использованием, обезвреживанием, транспортированием, хранением, переработкой и захоронением отходов производства и потребления.

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 в главу 5. настоящего документа внесены изменения

5. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении производственного контроля

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля должен принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в т.ч.:

· приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг;

· прекратить использование в производстве сырья, материалов, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуск продукции безопасной (безвредной) для человека, снять с реализации продукцию, не соответствующую санитарным правилам и представляющую опасность для человека и принять меры по применению (использованию) такой продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожению;

· информировать орган, уполномоченный на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил;

· принять другие меры, предусмотренные действующим законодательством.

6. Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора за осуществлением производственного контроля

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 в пункт 6.1. настоящего документа внесены изменения

6.1. Надзор за организацией и проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственного контроля является составной частью государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого уполномоченными органами.

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 пункт 6.2. настоящего документа изложен в новой редакции

6.2. Органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, без взимания платы с юридических и физических лиц по их обращениям обязаны предоставить информацию о государственных санитарно-эпидемиологических правилах, гигиенических нормативах, методах и методиках контроля факторов среды обитания человека, которые должны быть в наличии на объекте, и о перечне химических веществ, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, периодичности отбора проб и проведения лабораторных исследований и испытаний.

Приложение

Перечень законодательных актов

1. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1.

2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

3. Закон Российской Федерации от 7 января 1996 г. № 2-ФЗ «О защите прав потребителей».

4. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».

5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

6. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

7. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

8. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

9. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте».

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279 «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве».

13. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».

С какой целью проводится производственный контроль? Как выглядит образец программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил? Кто проводит производственный санитарный контроль?

Чтобы обезопасить здоровье трудящихся и всего населения в целом, государство обязывает руководителей предприятий и организаций контролировать санитарно-гигиеническое состояние производства.

Это не только уборка территории и мытьё полов, но и постоянный мониторинг уровня загрязнения воздуха, воды, грамотное обращение с производственными отходами и многое другое. Санитарный контроль - целый комплекс разнообразных мероприятий, регламентированный специальными правилами и стандартами.

Как это всё выполняется на практике, я, Денис Кудерин, автор и эксперт журнала «Хитёр-Бобёр», расскажу в новой публикации.

В конце статьи вас ждут советы, как организовать санитарный производственный контроль на предприятии самостоятельно и обезопасить свою компанию от претензий Роспотребнадзора.

Производственные факторы неизбежно влияют на самочувствие человека, его психику и жизненные показатели. Другое дело, какова степень такого влияния – допустима ли она согласно существующим нормативам или необходимы дополнительные меры защиты от вредных факторов.

Если вы проводите на работе 40 и более часов в неделю, хочется, чтобы это время не только было проведено с пользой для кошелька, но и без вреда для здоровья. Времена, когда люди работали на сталеплавильных заводах без специальных защитных средств и теряли к 40 годам зрение от ожогов сетчатки, безвозвратно прошли.

С целью минимизировать или полностью устранить влияние производственных факторов на здоровье людей, государство ввело обязательный производственный контроль (ПК) на предприятиях. Одно из направлений такого контроля – соблюдение санитарных правил и норм (СанПиН).

Задача ПК за соблюдением санитарии и гигиены – не только сохранить здоровье трудящихся, но и обезопасить готовую продукцию от присутствия в них тех веществ, которых там быть не должно. Сюда же входит соблюдение правил обращения с сырьём, полуфабрикатами, отходами производства, профилактика профессиональных заболеваний и эпидемий.

Каждое предприятия обязано иметь план или . Без этого документа компаниям запрещено работать – производить товары и оказывать услуги населению. Периодически на производстве проводятся внутренние плановые проверки санитарного состояния. Руководство обязано утвердить график таких мероприятий и назначить ответственное лицо за их организацию и проведение.

Особенно важно соблюдать правила санитарии и технические стандарты на опасных предприятиях и объектах пищевой промышленности. Малейшее отклонение в минус чревато серьёзным воздействием на здоровье людей и на состояние природной среды.

Нарушение правил санитарии чревато также штрафами. За соблюдением ПК на объектах следят государственные структуры – в частности, Роспотребнадзор, Экологический надзор, Ветеринарный надзор.

Ранее за санитарным состоянием предприятий следила Санитарно-эпидемиологическая служба. Иногда санитарные инспекции Роспотребнадзора по привычке называют СЭС, но это устаревшее наименование.

Для каждой отрасли производства предусмотрены свои нормы и правила и рекомендации периодичности проведения замеров. Есть и общие требования, касающиеся, например, устройства освещения на предприятии и состава воздуха внутри помещений.

Пример

В рамках стандартных программ ПК на промпредприятиях рекомендуется проводить замеры по освещению, шумам, вибрации не реже одного раза в год. Состав атмосферы на опасных объектах следует проверять не реже 1 раза в месяц. Раз в полгода необходимо замерять параметры микроклимата на производстве.

3. Что дает проведение производственного контроля – 3 основных преимущества

Зачем нужен контроль на производстве? В первую очередь, конечно, для защиты здоровья сотрудников и населения от вредных факторов. Но бывают однозначно опасные производства, а бывают относительно безвредные.

Тем не менее, контролировать санитарно-гигиеническое состояние на таких объектах всё равно нужно. Другое дело, что не все руководители и частные предприниматели это понимают и нередко манкируют своими обязанностями.

В итоге при проверке выясняется, что санитарный контроль в компании организован неподобающим образом или вообще отсутствует. А это – верный штраф или даже закрытие компании, потери прибылей, а возможно, и полное банкротство.

Перечислю все преимущества ПК, организованного на предприятии должным образом.

Преимущество 1. Защита от штрафов

Грамотная организация ПК – гарантия протекции от санкций со стороны Роспотребнадзора. Если представитель санитарной инспекции найдёт несоответствие плана ПК требованиям СанПиН или обнаружит реальные нарушения норм санитарии на предприятии, он вправе наложить штраф в размере до 30 МРОТ.

Одновременно инспектор выдаёт предписание об устранении нарушений. Если этот документ оставить без внимания, дело передадут в суд. Если нарушение санитарного режима привело к заболеванию сотрудников, отравлению или к смерти, это грозит лишением свободы и штрафом до 200 МРОТ и выше.

Преимущество 2. Гарантирует получение заключения СЭС

Программа ПК в обязательном порядке согласуется в Роспотребнадзоре до начала производственной деятельности и после проверки. Срок действия документа не установлен, но любые изменения в работе компании нужно обязательно вносить в него.

Отчёты по проведению ПК заносят в специальный журнал. Только в этом случае у проверяющих органов не возникнет лишних вопросов. При условии, конечно, что никаких других нарушений на предприятии не выявлено.

Преимущество 3. Повышение доверия клиентов

И ещё один плюс – к предприятию, которое внимательно следит за соблюдением гигиены и санитарии, у клиентов и потребителей больше доверия.

Дополнительные сведения – в обзорной статье « ».

4. Как проводится производственный контроль за соблюдением санитарных правил – 5 основных этапов

Переходим к практике. Изучим алгоритм проведения ПК за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил на предприятии.

Поскольку лучше всего доверить контроль профессиональным организациям, мы рассмотрим именно такой вариант.

Этап 1. Выбор компании

Разработкой документации и непосредственной организацией санитарного ПК на предприятиях занимаются Центры Экспертиз и другие лицензированные компании. При необходимости они возьмут на себя весь комплекс мероприятий, начиная с составления плана ПК и заканчивая передачей отчёта в Роспотребнадзор.

Выбирая компанию, учитывайте следующие критерии:

  • период работы на рынке экспертизы;
  • наличие разрешительных документов на проведение необходимых процедур, включая медицинские осмотры;
  • наличие аккредитованной лаборатории для проведения исследований;
  • уровень специалистов – это должны быть дипломированные эксперты в своей области;
  • приемлемая стоимость услуг.

Почитайте отзывы реальных клиентов, проведите опрос среди коллег и знакомых предпринимателей, которые уже проводили ПК с привлечением специалистов со стороны.

Этап 2. Разработка плана производственного контроля

Эксперты изучают профиль работы компании и разрабатывают программу ПК, которая в точности соответствует специфике производства и требованиям законодательства. План утверждает руководитель предприятия.

В рамках комплексного ПК проверяют:

  • состояние здоровья персонала;
  • готовую продукцию на соответствие ГОСТам и ТУ;
  • сырьё и расходные материалы на присутствие вредных примесей;
  • производственные параметры на рабочих местах – шумы, вибрацию, радиацию, действие электромагнитных полей;
  • воздух внутри помещения и в границах санитарной зоны;
  • соблюдение технологической дисциплины;
  • спецодежду сотрудников;
  • оборудование на исправность;
  • транспорт, здания и сооружения.

Требования СанПиН определяют оптимальные и предельно допустимые производственные показатели, влияющие на здоровье работников предприятий и всего населения в целом.

Этап 3. Оценка санитарно-гигиенического состояния производства

Прежде чем приступить к оценке санитарного статуса предприятия, эксперты обязательно проверят документацию – если она не соответствует стандартам, её доработают.

Затем проводят визуальную оценку санитарно-гигиенического положения на производстве. Тут всё просто – эксперты проверяют помещения и оборудование на чистоту и соответствие рекомендуемым параметрам.

Этап 4. Проведение исследований

Специалисты:

  • замеряют уровень загрязнений;
  • исследуют химические и физические факторы;
  • проверяют состояние микроклимата;
  • собирают пробы воздуха, воды и других сред внутри помещения и на границе санитарных зон;
  • изучают образцы продукции, сырьё и полуфабрикаты на наличие патогенных микроорганизмов и токсинов;
  • изучают условия хранения продукции и порядок обращения с отходами.

Пример

Некоторые разновидности производственного мусора закон предписывает уничтожать исключительно огневым способом в специальных установках. Это касается биологических и медицинских отходов. Если на предприятии нет таких устройств – это нарушение, чреватое штрафами.

Оценивается также состояние здоровья сотрудников, если они работают в опасных и вредных условиях. Эксперты проверяют жизненные показатели работников, их общее физическое состояние.

Этап 5. Разработка необходимой документации и предоставление отчета

Работа с документами – важная стадия процесса. Проверяющие органы уделяют бумагам не менее пристальное внимание, чем собственно санитарному состоянию на предприятии.

Приглашенные эксперты составляют грамотный отчёт, основанный на результатах проверок и лабораторных исследований. Такой документ имеет юридическую силу в Роспотребнадзоре и других контролирующих органах.

5. Кто проводит производственный контроль – обзор ТОП-3 компаний

Чтобы облегчить руководителям предприятий и частным предпринимателям дело выбора сторонней организации, эксперты журнала «ХитёрБобёр» провели мониторинг таких компаний и выбрали три наиболее надёжных фирмы с выгодными условиями сотрудничества.

Изучайте, сравнивайте и делайте выбор.

1) Attek Group

Группа компаний «Аттек» трудится на рынке технологического консалтинга РФ уже больше 20 лет. Сейчас это официальный партнёр крупнейших промышленных предприятий страны. Attek Group занимается разработкой документации, получением разрешений в государственных органах, консультирует компании по вопросам ПК, организует соответствующие мероприятия непосредственно на объектах.

В рамках ПК компания проверяет санитарную и промышленную безопасность, составляет отчётные документы, взаимодействует с представителями Роспотребнадзора, организует . У «Аттек Груп» есть аккредитованные лаборатории в различных городах страны. В штате фирмы – только дипломированные и опытные специалисты.

10 лет на рынке санитарно-эпидемиологического аудита и экологического проектирования. Организация проводит комплексные экологические и санитарные проверки предприятий, выполняет работы «под ключ» и предлагает цены ниже среднерыночного уровня. Лабораторные исследования проводятся в аккредитованных лабораториях на современном оборудовании.

«ЭкоЦентрПроект» проводит обследование офисных и производственных помещений с оформлением санитарно-гигиенического паспорта и проведением всех необходимых замеров на рабочих местах.

Компания работает на экспертном рынке с 1997 года. Основное направление деятельности – экологические изыскания. В рамках комплексного ПК EcoStandard проверяет показатели загрязнения, физические и химические параметры, внедряет на предприятии безопасные «зелёные» технологии. Лабораторный центр компании включает в себя аккредитованные химические и радиологические лаборатории.

6. Как провести производственный контроль самостоятельно – 3 полезных совета

Раздел для тех, кто желает сэкономить на контролирующих мероприятиях.

Совет 1. Пройдите обучение по производственному контролю

Обучение стоит дешевле комплексной проверки – особенно, если учитывать дальнейшие перспективы. Пройдя обучение один раз, ответственные лица вашей компании смогут наладить эффективную систему санитарного контроля на предприятии и самостоятельно проводить регулярные проверки.

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 4

Арбитражная практика показывает, что предприятия общественного питания часто привлекаются к административной ответственности за отсутствие производственного контроля за соблюдением санитарных правил или осуществление его несвоевременно и не в полном объеме. Рассмотрим основные моменты, регламентирующие организацию такого контроля в заведениях общепита.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ <1>). Из содержания ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ также следует, что одной из обязанностей предпринимателей и юридических лиц является осуществление производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. В силу п. 1 ст. 32 Федерального закона N 52-ФЗ такой контроль осуществляется в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности продукции, работ и услуг для человека и среды обитания.

<1> Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ): предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.

Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона N 52-ФЗ, п. 14.1 СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6 <2> (далее - Санитарные правила для общепита) производственный контроль в предприятиях общепита осуществляется в соответствии с СП 1.1.1058-01 "Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила" <3> (далее - СП 1.1.1058-01). Лабораторные исследования по микробиологическим показателям должны проводиться в соответствии с Методическими указаниями по санитарно-бактериологическому контролю на предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами МУ 2657-82, утвержденными Минздравом СССР 31.12.1982 N 2657 (п. 14.2 Санитарных правил для общепита).

<2> Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31.
<3> Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 и действуют до 31.12.2011.

Порядок и периодичность производственного контроля, в том числе лабораторных исследований, устанавливаются предприятием по согласованию с Роспотребнадзором (п. 14.3 Санитарных правил для общепита). При этом номенклатура, объем и периодичность производственного контроля за качеством и безопасностью поступающего сырья и пищевых продуктов, технологическим процессом производства, а также условиями труда, соблюдением правил личной гигиены работниками должны соответствовать виду, типу и мощности организации и определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.

Программа производственного контроля

В силу п. 2.6 СП 1.1.1058-01 разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами. Требования к программе производственного контроля регламентированы разд. III СП 1.1.1058-01, в котором установлено, что она составляется в произвольной форме и должна включать следующие перечни:

  • официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью (п. 3.1);
  • должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля (п. 3.2);
  • объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний (п. 3.3). Роспотребнадзор в п. 1.3 Письма от 13.04.2009 N 01/4801-9-32 представил примерную типовую программу лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля на предприятиях общепита (см. с. 74 - 76);
  • должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации (п. 3.4);
  • осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию (п. 3.5);
  • форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля (п. 3.7);
  • возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых информируется население, органы местного самоуправления, органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 3.8);
  • мероприятий, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 3.9).

В Москве производственный контроль на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания, продовольственной торговли в соответствии с требованиями Федеральных законов N 52-ФЗ, N 29-ФЗ и СП 1.1.1058-01 организуется на основании Методических указаний МосМУ 5.1.008-01 <4>. Они являются обязательными для предприятий и индивидуальных предпринимателей, участвующих в обороте пищевых продуктов и продовольственного сырья в Москве (при производстве, поставке, реализации и хранении). Для осуществления производственного контроля необходимо иметь в штате или привлекать на договорной основе специалистов, прошедших специальное гигиеническое обучение и аттестацию (п. 3.4 Методических указаний МосМУ 5.1.008-01). При отсутствии у юридического лица, предпринимателя условий для проведения производственного контроля эти работы могут выполняться по договорам с организациями, в том числе с испытательными лабораториями (лабораторными центрами), аккредитованными в установленном порядке (п. 3.9 Методических указаний МосМУ 5.1.008-01). Результаты проведения производственного контроля заносятся в контрольный журнал (п. 4.19 данных Указаний). Кроме того, оформляются журналы учета, предусмотренные санитарными нормами и правилами, например журналы учета использования фритюрных жиров (Таблица 5 Санитарных правил для общепита), органолептической оценки качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий (Приложение 9 к Санитарным правилам для общепита). Не позднее 10 января следующего года юридические лица и предприниматели представляют в Роспотребнадзор годовой отчет по схеме, указанной в данном документе (п. 4.17 Методических указаний МосМУ 5.1.008-01).

<4> Утверждены Главным государственным санитарным врачом по г. Москве 21.12.2001.

Аналогичные рекомендации разработаны в Санкт-Петербурге <5> и других субъектах РФ, например в Ростовской области <6>. А на сайте Роспотребнадзора (www.61.rospotrebnadzor.ru) в разделе "Документы/Прочие документы" можно также ознакомиться с примерными программами производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий для организаций общественного питания в Ростовской области.

<5> Приказ Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге от 16.01.2002 N 23 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению производственного контроля на объектах, занятых производством и реализацией пищевых продуктов".
<6> Методические рекомендации для предпринимателей "Организация производственного контроля" (ред. от 15.06.2007).

Выявление нарушений санитарных правил

В соответствии с требованиями разд. V СП 1.1.1058-01 при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля предприятие общепита должно принять меры, направленные на устранение этих нарушений и недопущение их возникновения, а именно:

  • приостановить (прекратить) свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг;
  • прекратить использование в производстве сырья, материалов, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуск продукции, безопасной (безвредной) для человека, снять с реализации продукцию, представляющую опасность для человека, и принять меры по применению (использованию) такой продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожению;
  • информировать Роспотребнадзор о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил;
  • принять другие меры, предусмотренные действующим законодательством.

Ответственность

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет наложение штрафа на должностных лиц и предпринимателей - от 500 до 1000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. (ст. 6.3 КоАП РФ). В качестве альтернативы штрафу предпринимателям и юридическим лицам является административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Так, например, согласно Постановлению ФАС УО от 27.09.2010 N Ф09-7616/10-С1 предприятие было привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, в том числе и за то, что производственный лабораторный контроль в пищеблоке осуществлялся несвоевременно и не в полном объеме.

Заметим, что встречаются случаи, когда предприятия общепита привлекались к административной ответственности на основании другой нормы КоАП РФ - ст. 6.6. В частности, согласно Постановлению Первореченского районного суда г. Владивостока от 12.11.2009 N 5-400/2009 в связи с тем, что в кафе не был организован производственный, в том числе лабораторный, контроль за соблюдением санитарных правил и норм, предприятие было привлечено к административной ответственности по указанной статье. В Постановлении ФАС ВСО от 18.08.2010 N А33-1306/2010 предприятие также было привлечено к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ за нарушения, выразившиеся:

  • в несоблюдении порядка и периодичности проведения производственного контроля в соответствии с объемом и кратностью программы, в том числе лабораторных исследований вырабатываемых пищевых продуктов на показатели безопасности (не представлены протоколы лабораторных исследований);
  • в непроведении производственного контроля за условиями труда работающих;
  • в непредставлении протоколов лабораторных испытаний параметров микроклимата, освещения, шума на рабочих местах в помещении кафе.

Напомним, ст. 6.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению. В этом случае штраф должностным лицам и предпринимателям составляет от 2000 до 3000 руб., юридическим лицам - от 20 000 до 30 000 руб. В качестве альтернативы штрафу предпринимателям и юридическим лицам также является административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Иначе говоря, данная статья затрагивает требования Федерального закона N 52-ФЗ. Статья 6.6 КоАП РФ устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, допущенные при организации питания населения, в том числе выражающиеся в нарушениях регламентирующих указанные правоотношения санитарно-эпидемиологических правил.

Несмотря на противоречивые примеры арбитражной практики, приведенные выше, большинство арбитров считает, что ст. 6.3 КоАП РФ является общей нормой, а ст. 6.6 КоАП РФ - специальной по отношению к ст. 6.3 и применяется в отношении должностных и юридических лиц, осуществляющих деятельность по организации питания населения. Соответственно, в тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарных правил и норм, помимо общих норм, содержащихся в ст. 6.3 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме (Постановления ФАС ЦО от 23.06.2010 N А14-13051/2009485/24, от 29.01.2010 N А48-1861/2009, ФАС СКО от 07.04.2010 N А53-18983/2009, от 13.03.2009 N А25-1306/2008-12, ФАС ВСО от 13.02.2008 N А33-10711/07-Ф02-142/08).

На то, что специальная норма права, предусматривающая состав административного правонарушения, применяется приоритетно по сравнению с аналогичной общей нормой, указывает и Роспотребнадзор в Письме от 21.04.2009 N 01/5288-9-32, отмечая при этом, что должностные лица иногда подходят к применению норм КоАП РФ субъективно. Например , административное правонарушение необоснованно квалифицируется по ст. 6.3 КоАП РФ вместо того, чтобы квалифицировать его по статьям специальным, в частности по ст. 6.6 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения), которая предусматривает наложение административного штрафа в большем размере, чем по ст. 6.3 КоАП РФ. Вместе с тем в данном Письме Роспотребнадзор отмечает, что в отношении предприятий общественного питания, для которых в случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания предусматривается административная ответственность согласно ст. 6.6 (общая норма), отсутствие или невыполнение программы производственного контроля на таких предприятиях не должно квалифицироваться иначе как по ст. 6.3 КоАП, являющейся специальной в случаях обнаружения правонарушений, связанных с невыполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Почему в ситуации, связанной с производственным контролем, ст. ст. 6.3 и 6.6 КоАП РФ поменялись местами, объяснить сложно.

Примерная типовая программа лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля на предприятиях общественного питания

N
п/п
Наименование
объекта
производственного
контроля
Объект
исследования
и (или)
исследуемый
материал
Определяемые
показатели
Периодичность
производственного
контроля
Нормативная,
нормативно-
техническая и
методическая
документация,
регламентирующая
проведение
исследований,
испытаний и т.п.
1 2 3 4 5 6
1 Входной контроль
показателей
качества и
безопасности
поступающего сырья
и пищевой
продукции
Сырье и
пищевая
продукция
- соответствие видов
и наименований
поступившей
продукции маркировке
на упаковке и
товарно-
сопроводительной
документации;
- соответствие
принадлежности
продукции к партии,
указанной в
сопроводительной
документации;
- соответствие
упаковки и
маркировки товара
требованиям
действующего
законодательства и
нормативов (объем
информации, наличие
текста на русском
языке и т.д.)
Каждая партия
поступающих сырья
и пищевых
продуктов
Технические
регламенты на
соответствующие виды
продукции;
Федеральный закон от
02.01.2000 N 29-ФЗ;
СП 2.3.6.1079-01;
ГОСТ Р 51074-2003;
СанПиН 2.3.2.1078-01
2 Контроль на этапе
технологических
процессов
Процессы
изготовления,
готовая
продукция
Лабораторный и
инструментальный
контроль:
- на этапах
технологического
процесса
(овоскопирование
яйца, контроль
качества фритюрных
жиров);
Ежедневно СП 2.3.6.1079-01;
СанПиН 2.3.2.1078-01;
нормативная и
техническая
документация
- готовой
продукции:
а) органолептические
показатели;
б) физико-химические
и микробиологические
показатели;
Ежедневно, каждый
вид блюда 1 раз в
6 месяцев, 30% от
каждого вида блюд
собственного
производства
- воды питьевой:
лабораторные
исследования воды
питьевой
(органолептические,
микробиологические
показатели)
2 раза в год СП 2.3.6.1079-01;
СанПиН 2.1.4.1074-01
3 Санитарно-
эпидемиологический
режим
Санитарная
обработка
помещений,
оборудования,
инвентаря
Смывы с объектов
производственного
оборудования,
инвентаря,
резервуаров, тары,
рук и спецодежды
персонала
1 раз (не менее
10 смывов) в
квартал
СП 2.3.6.1079-01
4 Производственная
среда
Условия труда
на рабочем
месте
Проведение
инструментальных
исследований и
измерений вредных и
опасных
производственных
факторов на рабочем
месте:
1) физические
факторы:
- микроклимат
(температура,
влажность и скорость
движения воздуха);
2 раза в год
(холодный и
теплый периоды
года)
СП 1.1.1058-01;
СП 1.1.2193-07;
СП 2.3.6.1079-01;
Руководство
Р 2.2.2006-05
(утв.
Роспотребнадзором
29.07.2005)
- температура
рабочих
поверхностей;
Один раз в год
- освещение,
тепловое излучение,
шум, вибрация;
При вводе в
эксплуатацию и
при вводе нового
оборудования
2) химические
факторы: физиолого-
эргономические
исследования
(физические,
динамические
нагрузки, масса
поднимаемого и
перемещаемого груза
вручную,
стереотипные рабочие
движения,
статические
нагрузки, рабочая
поза, перемещение в
пространстве,
интеллектуальные,
сенсорные,
эмоциональные
нагрузки,
монотонность
нагрузок, режим
работы)
При аттестации
рабочих мест

В.А.Кузнецова

Эксперт журнала

"Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Производственный контроль – это один из элементов системы, которая обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, сохраняет жизнь и здоровье людей и окружающей среды. По сути, это контроль работодателя за тем, чтобы в организации соблюдались требования санитарных правил и проводились профилактические мероприятия.

Проведение контроля регламентировано статьями 11 и 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Несмотря на то что срок действия СП 1.1.1058-01 ограничен 31 декабря 2011 года, документ применяется (письмо Роспотребнадзора от 15 февраля 2012 г. № 01/1350-12-32 «О действии СП 1.1.1058-01»).

Объектами производственного контроля являются:

  • общественные помещения;
  • здания и сооружения;
  • санитарно-защитные зоны;
  • зоны санитарной охраны;
  • транспорт;
  • технологическое оборудование;
  • технологические процессы;
  • рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг;
  • сырье, полуфабрикаты, готовая продукция;
  • отходы производства и потребления (п. 2.3 СП 1.1.1058-01).

Производственный контроль должен проводиться всеми работодателями на всех предприятиях без исключения .

Что представляет собой программа производственного контроля

Программа или план производственного контроля – это обязательный документ для любого работодателя.

Она составляется без ограничения срока действия . Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносят, если происходят различные изменения в работе предприятия – в его штатной структуре, технологии производства, другие существенные изменения, влияющие на санитарно-эпидемиологическую обстановку.

В программе производственного контроля за выполнением санитарных правил должны найти отражение такие направления деятельности, как:

  • проведение лабораторных исследований и испытаний (при необходимости) на границе санитарно-защитной зоны, на рабочих местах, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства;
  • прохождение профессиональной гигиенической подготовки и медосмотров работниками, которые связаны с хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
  • учет и отчетность по ведению производственного контроля;
  • контроль качества, безопасности сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации. Качество должно подтверждаться сертификатами, санитарно-эпидемиологическими заключениями, санитарными паспортами на транспорт и другими документами;
  • обязательное информирование населения, Роспотребнадзора, местных властей об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Как разработать программу контроля за выполнением санитарных правил

Разработка программы производственного контроля требует определенных знаний по гигиене, санитарии, экологии. Поэтому такая работа должна выполняться специалистами в этих областях или работниками, прошедшими специальную подготовку, например, в учреждениях Роспотребнадзора. Кроме того, специалист, разрабатывающий программу производственного контроля, должен хорошо знать предприятие, разбираться в особенностях технологии производства той или иной продукции.

Можно использовать типовые программы , но в неизменном виде они подойдут не каждому предприятию. Правильно составленная программа производственного контроля содержит множество индивидуальных сведений о предприятии и является результатом зачастую коллективного труда, как правило, технологов, экологов, специалистов по охране труда.

Программа производственного контроля составляется в произвольной форме . Строгих требований к структуре, количеству разделов, их наименованию, набору мероприятий, которые должны найти в ней отражение, нет. Их определяют в каждом конкретном случае, исходя из степени потенциальной опасности для человека той деятельности, выполняемой работы, оказываемой услуги, которая выполняется на объекте производственного контроля. Во внимание принимается также мощность объекта, возможные негативные последствия из-за нарушения санитарных правил.

Примерное содержание программы производственного контроля приведено в СП 1.1.1058-01. Также утверждены типовые программы лабораторно-инструментальных исследований для предприятий общественного питания, пищевой промышленности, лечебно-профилактических учреждений, учреждений бытового обслуживания населения (письмо Роспотребнадзора от 13 апреля 2009 г. № 01/4801-9-32 «О типовых программах производственного контроля»). Данные исследования проводятся в процессе производственного контроля.

Разработанная программа утверждается руководителем организации, предпринимателем или специально уполномоченным работником. Ее не нужно согласовывать региональным подразделением Роспотребнадзора.

Образец программы производственного контроля

Из чего состоит программа

Программу производственного контроля необходимо начинать с пояснительной записки . В нее включают сведения об организации или индивидуальном предпринимателе и объекте, на котором ведется деятельность (полное наименование, юридический и фактический адрес, номера контактных телефонов). Здесь целесообразно привести перечень работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека, которые требуют санитарно-эпидемиологической оценки, сертификации, лицензирования. Также необходимо дать общую характеристику производства , краткое описание зданий и сооружений, их планировку, спецификацию имеющегося технологического и холодильного оборудования, сведения о производственных мощностях объекта, о транспортном обеспечении.

Программа должна содержать перечень официально изданных санитарных правил, касающихся выполняемых работ и другой деятельности. Нередко работодатели в этом разделе перечисляют все известные нормативные документы. Однако это излишне, хотя ошибкой не является.

Перечень нужных документов для конкретного вида деятельности можно узнать в региональном подразделении Роспотребнадзора.

Обязательным является раздел, в котором содержится список должностных лиц, работников, которые непосредственно занимаются производственным контролем.

Еще один обязательный раздел должен быть посвящен медицинским осмотрам и гигиеническому обучению. Он особенно важен, например, для учреждений бытового обслуживания, предприятий общественного питания, пищевой промышленности.

В этом разделе нужно привести список должностей (профессий) с указанием количества работников, которые должны с определенной периодичностью проходить медицинский осмотр и оформлять медицинскую книжку. Перечень сотрудников можно оформить в качестве приложения к программе производственного контроля.

Один из разделов программы производственного контроля нужно отвести под мероприятия, которые обеспечивают безопасность для человека продукции и работ (услуг), в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции. Здесь нужно определить объекты производственного контроля, объекты исследований, контролируемые факторы и показатели, контрольные критические точки , а также периодичность контрольных мероприятий. Они разрабатываются, исходя из специфики деятельности организации, требований действующих санитарных правил и с учетом указаний специалистов Роспотребнадзора.

Контрольные критические точки

Это место проведения контроля для идентификации опасного фактора и (или) управления риском. Этап, на котором можно применить контроль, важный для того, чтобы не допустить или исключить угрозу безопасности.

Контрольные точки выявляют путем анализа всех стадий технологического процесса и определения мест, где возможно появление вредных и опасных факторов, загрязнение сырья, продукции и т. п. Точка контроля будет называться критической (далее – ККТ). Таких точек не бывает много. Например, до исследования процесса предполагалось 20 мест контроля. После анализа стало понятно, что достаточно двух.

Обязательными признаками ККТ являются:

1) выявленная опасность или вредный фактор представляют реальную или потенциальную угрозу;

2) необходимы предупреждающие действия, которые направлены на минимизацию последствий от воздействия опасности (для достижения так называемого приемлемого риска).

Для каждой ККТ определяют пределы (допустимые уровни) контролируемых показателей и разрабатывают корректирующие действия. Особенно широкое применение ККТ нашло в пищевой промышленности - система ХАССП (НАССР).

Программа производственного контроля должна содержать перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с проведением производственного контроля. Их утверждает руководитель организации с учетом рекомендаций региональных подразделений Роспотребнадзора. К формам учета относят карты или журналы контроля, а также журналы учета, предусмотренные конкретными санитарными правилами.

Например, в организации общественного питания – Журнал учета результатов медицинских осмотров работников, содержащийся в приложении 6 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» .

По каждой из форм контроля, визуальному и лабораторно-инструментальному, разрабатываются, как правило, отдельные учетные документы. Учетно-отчетные документы ведут сотрудники, непосредственно проводящие контрольные мероприятия и отвечающие за организацию производственного контроля.

Обычно последний раздел программы содержит перечень возможных аварийных ситуаций, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Например, для предприятия общественного питания такими могут быть:

Примерная программа для организаций общественного питания может быть разработана территориальным подразделением Роспотребнадзора. Так, Управление Роспотребназора по Ростовской области предложило работодателям свой вариант, который вы можете скачать .

Помимо перечня возможных аварийных ситуаций, рекомендуется привести четкий порядок действий ответственных лиц, телефоны, по которым необходимо передать информацию о происшествии.

Какая ответственность существует за отсутствие программы производственного контроля

В целом за организацию и проведение производственного контроля ответственность несет руководитель предприятия, а в структурных подразделениях, как правило, руководитель этого подразделения.

Обязанность работодателя проводить производственный контроль установлена статьей 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В этой же норме сказано, что работодатель несет ответственность, если такой контроль не проводится . Однако проводить его без утвержденной программы невозможно. Если в ходе проверки сотрудники Роспотребнадзора установят, что такого документа в организации нет, это приравняют к нарушению требований санитарного законодательства.

В этом случае нарушитель может быть оштрафован на сумму:

  • от 100 до 500 рублей – для граждан;
  • от 500 до 1000 рублей – для руководителей организаций и частных предпринимателей;
  • от 10 000 до 20 000 – для организаций.

Кроме того, деятельность работодателя может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Впрочем, можно отделаться и предупреждением, если проверяющий сочтет нарушение незначительным (ст. 6.3 КоАП РФ).

Ответы на ваши вопросы

С какой периодичностью проводить лабораторные исследования в ходе производственного контроля?

Составляем программу производственного контроля за выполнением санитарно-гигиенических норм и правил. Не знаем, как определить периодичность лабораторных исследований вредных и опасных факторов производства.
Ирина ГОЛУБЦЕВА, специалист по охране труда (Можайск)

Периодичность производственного контроля за состоянием объектов исследования зависит от сферы деятельности работодателя. Она указана в типовых программах производственного контроля, которые утверждены Роспотребнадзором 10 марта 2009 г. При этом нужно учесть, что кратность измерений может быть как уменьшена (но не более чем в два раза по сравнению с требованиями для промышленных предприятий), так и увеличена.

В каких случаях нужно выполнять исследования факторов производства?

В каких случаях нужно выполнять исследования вредных и опасных санитарных факторов, а когда этого можно не делать?
Галина АБАКУМОВА, инженер по охране труда (Воронеж)

В ходе производственного контроля используют визуальные методы и лабораторные исследования. Лабораторные исследования и испытания обязательно проводятся на следующих объектах:

  • промышленные предприятия;
  • водные объекты, используемые для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей;
  • объекты водоснабжения;
  • общественные здания и сооружения, в которых ведется фармацевтическая и медицинская деятельность;
  • при производстве дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств и услуг.

Если же организация занимается, например, гостиничным бизнесом, музеями, кинопоказами, имеет только офисные помещения, то исследования проводить не обязательно.

Какие виды контроля нужно прописать в программе производственного контроля?

У нас продуктовый магазин. Готовим программу производственного санитарного контроля. Нужно ли подробно расписывать, как будет проводиться контроль продукции?
Ольга КОЖЕВНИКОВА, специалист по охране труда (Киров)

Да, нужно. Если организация занимается реализацией пищевых продуктов, они будут являться объектом контроля. Нужно проводить выборочный контроль продукции на этапе реализации, исследуя по одному образцу каждого вида с периодичностью раз в год. При этом проводятся лабораторные исследования. В программе необходимо указать, что в этом случае контроль проводится по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям.

Нужно ли проходить специальное обучение по производственному контролю за соблюдением санитарных правил?

Должны ли проходить специальное обучение сотрудники, назначенные ответственными за проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и противоэпидемических мероприятий, если организация ничего не производит (авиация МЧС Москвы)?
Николай ГОРЛОВ, специалист по охране труда (Москва)

Обязательного требования нет, но в некоторых случаях специальное обучение проводится. Его необходимость определяется объектами производственного контроля. Например, если ответственному сотруднику поручено проводить отбор проб пищевых продуктов, воды и пр. В этой ситуации придется пройти обучение под руководством специалистов Роспотребнадзора.

В вашем случае специального обучения скорее всего не потребуется.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас . Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Документ Поможет вам
Статьи 11 и 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Уточнить обязанности и ответственность работодателя, установленные санитарным законодательством, в том числе, в области производственного контроля за соблюдением санитарных и гигиенических правил
Статья 6.3 КоАП РФ Выяснить, какие размеры штрафов установлены для нарушителей санитарно-эпидемиологических норм
СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила» Узнать, как организуют и проводят производственный контроль за соблюдением санитарных правил
СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила» Выяснить, как организуют производственный контроль за выполнением санитарных правил в организациях общественного питания
Письмо Роспотребнадзора от 15 февраля 2012 г. № 01/1350-12-32 «О действии СП 1.1.1058-01» Уточнить, до какого момента времени будут действовать санитарные правила СП 1.1.1058-01
Письмо Роспотребнадзора от 13 апреля 2009 г. № 01/4801-9-32 «О типовых программах производственного контроля» Выяснить, какие типовые программы производственного контроля рекомендованы Роспотребнадзором

Запомните главное

1 Производственный контроль за выполнением санитарно-гигиенических норм и правил обязателен для всех работодателей, независимо от форм собственности и количества работающих. Поэтому каждому работодателю необходимо иметь специальную программу производственного контроля.

2 Программа производственного контроля не имеет ограничений по срокам действия. Все необходимые изменения и дополнения вносят в программу по мере того, как происходят изменения в работе предприятия, влияющие на санитарно-эпидемиологическую обстановку или создающие угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3 Для разработки программы производственного контроля можно использовать типовые образцы. Однако в них нужно будет вносить существенные доработки, чтобы документ отражал особенности работы организации.

4 Форма программы и количество ее разделов не утверждены нормативными актами. Поэтому каждый работодатель может разработать свой собственный вариант.

5 Если у работодателя отсутствует программа производственного контроля за выполнением санитарно-гигиенических норм и правил, сотрудники Роспотребнадзора могут его наказать предупреждением или штрафом, предусмотренным статьей 6.3 Кодекса об административных правонарушениях. Формулировка в постановлении будет такой: «за непроведение производственного контроля».

Оформляется по требованиям приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.
Введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001 г. № 31 .

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...