Сатирическое произведение. Писатели-сатирики и их роль в обществе


Сатирические произведения поэт создавал на всех этапах своего творчества.
Уже в ранней сатирической поэзии В. Маяковский использует весь арсенал традиционных для сатирической литературы, которой столь богата русская культура, художественных средств. Так, он использует иронию в самих названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как “гимны”: “Гимн судье”, “Гимн ученому”, “Гимн критику”, “Гимн обеду”. Как известно, гимн - торжественная песнь. Гимны же Маяковского - это злая сатира. Его герои - судьи, унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни и навязывают свое уныние другим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным.
Своеобразным поворотным моментом в сатирическом творчестве В. Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка: Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй.
Здесь соединяются и ранний романтический поэт, и Маяковский, поставивший свое творчество на службу новой власти. Эти отношения - поэт и новая власть - складывались далеко не просто, но одно несомненно - бунтарь и футурист Маяковский искренне поверил в революцию. Меняется и сатирическая направленность его поэзии. Героями становятся враги революции. Изображая их, Маяковский использует такие сатирические приемы, как гротеск, гипербола, пародия.
К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически показывают ее пороки. Так, большую известность приобрели произведения Маяковского “О дряни” и “Прозаседавшиеся”. Последнее рисует гротескную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают, хотя на фоне того, что мы теперь знаем о деятельности тогдашних властей в России, эта их слабость выглядит довольно безобидно. В “Прозаседавшихся” читатель встречает “людей половины”, видит, как люди разрываются пополам, чтобы все успеть...
В стихотворении “О дряни” достаточно безобидные детали быта, вроде канарейки или самовара, приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале появляется традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщенное значение.
Менее известны сатирические произведения Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиции здравого смысла. Одно из таких стихотворений - “Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе”.
Здесь революционное стремление к глобальной переделке мира вступает в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой “грязью обдало рыло” на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов. Строки этого стихотворения как бы перекликаются с полными здравого смысла речами булгаков-ского профессора Преображенского.
Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи Маяковского о страсти новых властей к тому, чтобы всем и всему непременно давать имена героев (достаточно вспомнить произведение “Ужасающая фамильярность”).
В 1926 году Маяковский написал стихотворение “Строго воспрещается”. Здесь поэт показывает столкновение естественного человеческого порыва, чувства, настроения с казенщиной, с канцелярской системой, в которой все регламентировано, строго подчинено правилам, осложняющим людям жизнь. Не случайно стихотворение начинается весенней картиной, которая должна рождать и рождает радостное настроение, - самые обыденные вещи, вроде перрона вокзала, вызывают поэтическое вдохновение. Маяковский находит тут удивительно точное сравнение: “Настроение - китайская чайница!” Сразу же рождается ощущение чего-то радостного, праздничного.
Но все это перечеркивает строгий канцеляризм. Поэт с поразительной психологической точностью передает ощущение человека, который становится жертвой строгих запретов, - он делается приниженным, уже не смеется, а “подхихикивает, ища покровительства”.
Стихотворение написано характерным для творчества В. Маяковского тоническим стихом, и, что типично для поэтического мастерства художника, в нем “работают” рифмы. Так, самое веселое слово “чайница” рифмуется с глаголом “воспрещается” из убогой казенной лексики.
Использует здесь поэт и свойственный ему прием - неологизмы. Например, он образовал деепричастие “низя” от несуществующего глагола “ни-зить”.
Лирический герой этого произведения - не оратор, не борец, а прежде всего человек с его естественным настроением, неуместным там, где все подчинено строгому регламенту.
В заключение замечу, что сатирические стихи Маяковского актуально звучат и сегодня.

Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творческого пу-ти. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах «Сатирикон» и «Новый сатирикон», а в автобиографии «Я сам» поддатой «1928», т. е. за два года до смерти, написал: «Пишу по-эму «Плохо» в противовес поэме 1927 года «Хо-рошо». Правда, «Плохо» поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах. Ее темы, образы, направленность, исходный па-фос менялись.

В ранней поэзии В. Маяковского сатира про-диктована прежде всего пафосом антибуржу-азности, носящим к тому же романтический характер. В поэзии В. Маяковского возникает традиционный для романтической поэзии кон-фликт творческой личности, авторского «я» — бунт (недаром часто стихи раннего В. Маяков-ского сравнивают с лермонтовскими), жела-ние дразнить, раздражать богатых и сытых, иными словами, эпатировать их.

Для футуризма — направления в поэзии, к которому принадлежал молодой автор, — такая тематика была типичной. Чуждая обы-вательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее (стихотворение «Нате!») как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

Вот вы, женщина, — на вас белила густо,

Вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Уже в ранней поэзии В. Маяковский исполь-зует весь арсенал художественных средств традиционных для русской поэзии и сатириче-ской литературы. Так, ирония введена в назва-ния целого ряда произведений, которые поэт обозначил как «гимны»: «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн обеду». Как известно, гимн — это торжественная песнь. Гимны же Маяковского — это злая сатира. Его герои — судьи, унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни и завещают это дру-гим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным и скучным. В качестве места дей-ствия своего гимна поэт называет Перу, но подлинный адрес вполне прозрачен. Особенно яркий сатирический пафос слышится в «Гимне обеду». Герои стихотворения — те самые сы-тые, которые обретают значение символа бур-жуазности. В стихотворении использован при-ем, который в литературоведении носит назва-ние синекдоха: вместо целого называют часть. В «Гимне обеду» вместо человека действует желудок:

Желудок в панаме!

Тебя ль заразят

Величием смерти для новой эры?!

Желудку ничем болеть нельзя,

Кроме аппендицита и холеры!

Своеобразным поворотным моментом в са-тирическом творчестве В. Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

День твой последний приходит, буржуй.

Здесь еще и ранний романтический поэт, и В. Маяковский, поставивший свое творче-ство на службу новой власти. Эти отношения — поэт и новая власть — складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несо-мненно — бунтарь и футурист В. Маяковский искренне поверил в революцию. В автобио-графии он писал: «Принимать или не прини-мать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя рево-люция».

Сатирическая направленность поэзии В. Ма-яковского меняется. Во-первых, ее героями становятся враги революции. Эта тема на дол-гие годы стала важной для поэта. В первые го-ды после революции поэт писал стихи, которые составляли «Окна РОСТА», т. е. Российского телеграфного агентства, выпускающего агита-ционные плакаты на злобу дня. В. Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как художник — к многим стихотворениям прилагались рисунки, вернее, то и другое со-здавалось как единое целое в традиции народ-ных картинок — лубков, также состоявших из картинок и подписей к ним. В «Окнах РОСТА» В. Маяковский использует такие сатирические приемы, как гротеск, гипербола, пародия. Так, некоторые надписи создавались на мотивы из-вестных песен, например, «Во Францию два гренадера» или известной по шаляпинскому исполнению «Блохи». Почти всегда их персона-жи — белые генералы, несознательные рабо-чие и крестьяне, буржуи — непременно в ци-линдре и с толстым животом.

К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому мно-гие его стихи сатирически показывают ее по-роки. Так, большую известность приобрели сатирические стихотворения В. Маяковского «О дряни», «Прозаседавшиеся». В последнем дана гротескная картина бесконечных засе-даний новых чиновников. В «Прозаседавших-ся» возникает гротескная картина. В том, что сидят «людей половины», не только реализа-ция метафоры — люди разрываются попо-лам, чтобы все успеть, — но и оценка таких заседаний.

В этих произведениях Маяковский верен традициям русской литературы, так как про-должает тему, начатую еще Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем и Салтыковым-Щед-риным. Так, в стихотворениях Маяковского «О дряни» и «Прозаседавшиеся» поэт широко использует целый спектр комических при-емов для описания бюрократов и мещан, чьи желания не простираются дальше «тихооке-анских галифищ» и стремления «фигурять» в новом платье «на балу в Реввоенсовете». Поэт использует и разящие эпитеты, и яркие сравнения, и неожиданные аллегории, но особенно ярко вскрывают суть порока гипер-бола, сарказм и гротеск.

Для примера проведем параллель между «Прозаседавшимися» и «Ревизором». И то и другое являются законченными литератур-ными произведениями, обладающими завяз-кой, кульминацией и развязкой. Начало обоих произведений гиперболично: безнадежные попытки чиновников попасть на несколько за-седаний сразу, где обсуждается «покупка склянки чернил», а в другом произведении от ужаса чиновники признают в Хлестакове ре-визора. Кульминация представляет собой гротеск. В «Прозаседавшихся»: И вижу:

Сидят людей половины,

О, дьявольщина!

Где же половина другая?

В нескольких строках Маяковский довел си-туацию до абсурда. Более плавен переход к кульминации в гоголевском «Ревизоре», но по своей абсурдности она не уступает «Прозасе-давшимся» и характеризуется, например, таки-ми ситуациями, как сама себя высекшая унтер-офицерша, Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что в «таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский».

В развитии «Ревизора» Гоголь отразил свою веру в силу и справедливость высшей власти, в неотвратимость наказания. Развязка «Проза-седавшихся» иронична, что, вероятно, говорит о том, что Маяковский понимал живучесть, не-истребимость бюрократизма.

Если говорить о стихотворении Маяковско-го «О дряни», то здесь мы найдем и гротеск в образе ожившего Маркса, призывающего свернуть головы мещанским канарейкам, и гиперболический эпитет «тихоокеанские галифища», и саркастическое выражение «мур-ло мещанина», и сравнение «зады, крепкие как умывальники». Поэт без стеснения упо-требляет эти тропы и стилистические фигуры, рассматривая обывательский быт, который «страшнее Врангеля».

Это стихотворение можно соотнести с па-фосом творчества Салтыкова-Щедрина. В его произведениях сарказм, гротеск и ги-пербола встречаются буквально на каждой странице, особенно в «Диком помещике», «Повести о том, как один мужик двух генера-лов прокормил», «Истории одного города». В своих произведениях Салтыков-Щедрин часто использовал прием фантастики. По-добный прием использовал и Маяковский в пьесе «Клоп», в которой Пьер Скрипкин пе-реносится в будущее.

В. В. Маяковский следовал традициям Гого-ля и Салтыкова-Щедрина не только в исполь-зовании литературных приемов, но и в самой тематике своих сатирических произведений, направленных против косности мышления, бюрократического, мещанского бытия и обы-вательской пошлости.

Менее известны сатирические произведения В. Маяковского, в которых он выступает не с по-зиции воинствующей революционности, а с по-зиций здравого смысла. Одно из таких стихо-творений — «Стихотворение о Мясницкой, о ба-бе и о всероссийском масштабе».

Здесь революционное стремление к гло-бальной переделке мира вступает в прямое противоречие с обыденными интересами ря-дового человека. Бабе, которой «грязью обда-ло рыло» на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских мас-штабов. В этом стихотворении можно увидеть перекличку с полными здравого смысла реча-ми профессора Преображенского из повести М. Булгакова «Собачье сердце». Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи В. Маяковского о страсти новых властей всем и всему давать имена героев. Так, в сти-хотворении «Ужасающая фамильярность» по-являются придуманные поэтом, но вполне достоверные «Гребенки Мейерхольд» или «Собака имени Полкан».

В 1926 году В. Маяковский написал стихо-творение «Строго воспрещается»:

Погода такая, что маю впору.

Май — ерунда.

Настоящее лето.

Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов.

Руку само подымает перо, и сердце вскипает песенным даром.

В рай готов расписать перрон Краснодара.

Тут бы запеть соловью-трелеру.

Настроение — китайская чайница!

И вдруг на стене:

— Задавать вопросы контролеру
строго воспрещается! —

И сразу сердце за удила.

Соловьев камнями с ветки.

А хочется спросить:

— Ну, как дела?

Как здоровьице?

Как детки? —

Прошел я, глаза к земле низя, только подхихикнул, ища покровительства,

И хочется задать вопрос, а нельзя —еще обидится правительство!

В стихотворении происходит столкновение естественных человеческих чувств, настрое-ний с казенщиной, с канцелярской систе-мой, в которой все регламентировано, строго подчинено правилам, осложняющим людям жизнь. Не случайно стихотворение начинает-ся весенней картиной, которая должна рож-дать и рождает радостное настроение, самые обыденные явления, вроде перрона вокзала, вызывают поэтическое вдохновение. В. Мая-ковский находит удивительное сравнение: «Настроение — китайская чайница!». Сразу же рождается ощущение чего-то радостного, праздничного, и такие настроения перечер-кивает строгий канцеляризм. Поэт с порази-тельной психологической точностью переда-ет ощущение человека, который становится предметом строгого запрета — он делается приниженным, уже не смеется, а «подхихики-вает, ища покровительства». Стихотворение написано характерным для творчества В. Ма-яковского тоническим стихом, и надо отме-тить, что в нем «работают» рифмы. Так, самое веселое слово — «чайница» — рифмуется с глаголом «воспрещается» из убогой казен-ной лексики. Использует здесь поэт и харак-терный для него прием — неологизмы: тре-неру, низя — деепричастие от несуществую-щего «низить». Они активно работают на раскрытие художественного замысла. Лири-ческий герой этого произведения — не ора-тор, не борец, а просто человек с его естест-венным настроением, неуместным там, где все подчинено строгому регламенту.

Поэт Маяковский вошел в наше сознание, в нашу литературу как «агитатор, горлан, гла-варь». Он в самом деле шагнул к нам «через ли-рические томики, как живой с живыми говоря». Его поэзия громка, неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш — все эти слова ассоцииру-ются с творчеством поэта. Это действительно поэт-гигант. И истинная оценка его творчества еще впереди, потому что он слишком крупен, объемен, его поэзия никак не вмещается в уз-кий и тесный мир наших представлений.

Пожалуй, нет такого человека, который бы не любил посмеяться. В основном мы смеемся над шутками, причем все они очень разные и отличаются не только своим содержанием или смысловой нагрузкой, но и направленностью.

Часто они призваны развеселить человека, поднять настроение, но иногда используются для изобличения, критики, злобного осмеяния чего-либо. Шутки подобного рода относятся к такому проявлению комического, как сатира.

Термин «сатира» происходит от латинского слова satura , которое означает «полное блюдо различных фруктов». Первоначально его употребляли для обозначения узкого жанра стихов, используемых в Древнем Риме.

Позже это понятие ассимилировалось с греческим глаголом satyros, переводимым как «высмеять» , а в Средние века попало во французский (satire) и стало пониматься как «стихотворная смесь» или «всякая всячина». Традиционно создателем сатирического литературного жанра считается Аристофан, хотя в широком смысле этого слова первым сатириком называют древнеримского писателя Апулея.

Сатира – жанр поэтического либо прозаического произведения, в котором автор изобличает пороки и слабости. Для этого в своих творениях он использует резкие, порой унизительные насмешки, осмеивающие других людей, группы лиц или существующую действительность.


В сатирических повествованиях могут использоваться различные средства – от пародий и до сарказма или .

Одна из основных особенностей сатиры – это возможность посмеяться в тех случаях, когда положение человека является крайне плохим. Сатирики изобличают даже такие трагедии, как смерть, причем подобным способом они помогают людям воспрянуть духом и на какое-то время забыть о безвыходном положении.

Как правило, на сатире строятся тонкие шутки, она выступает высшим проявлением философского ума и дает возможность акцентировать внимание на важных деталях.

Чаще всего сатира используется для изобличения действующей власти, затрагивает какие-либо социальные проблемы или политические силы. Например, в эпоху Просвещения в Англии сатирические произведения позволяли высмеять борьбу политических партий тори и вигов.

В XX веке в Европе этот жанр был направлен на шаржированное изображение Первой мировой войны, фашизма, Адольфа Гитлера. В первые годы существования Советского Союза сатира высмеивала буржуазию и диктаторский образ правления, а с наступлением периода «оттепели» стала изобличать недостатки правления Хрущева, Брежнева.

Сатира и юмор тесно связаны между собой, но имеют некоторые различия. Разница заключается, прежде всего, в степени оценивания этих комических жанров и реакции на них широкой публики.


Юмор – это демонстрация насмешливо-добродушного отношения ко всевозможным нелепостям. Он не имеет цели осудить пороки, но позволяет вызвать улыбку, принести удовольствие людям. Сатира же, напротив, высмеивает недостатки человека и общества. Ее можно назвать злым юмором, который не просто используется для достижения смехового эффекта, а несет в себе мораль и философию.

Обычно сатира охватывает всё литературное произведение и лишь иногда отдельные его отрывки и сцены. Ярким образцом этого жанра вступает роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», где Сервантес высмеивает отрешенного от жизни романтика, перепутавшего мечту с реальностью.

Произведение «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена направлено на изобличение убеждений жителей довоенных регионов южной части Северной Америки, противоречивших моральным ценностям самого писателя.

К числу первых сатирических произведений, направленных против политики, относится повесть «Скотный двор» Дж. Оруэлла, где автор описывает разговаривающих животных, задумавших управлять миром.


Ярослав Гашек посмеялся над событиями Первой мировой войны в «Похождениях бравого солдата Швейка», продемонстрировав читателям недостатки немецкого милитаризма.

Если говорить об отдельных сатирических отрывках в произведениях, то хорошим примером выступают сцены во дворе гетмана во втором действии пьесы Булгакова «Дни Турбиных», где автор через героев показал свое отношение к правлению Скоропадского.

Русская сатира и юмор второй половины XIX – начала XX века

1. Сатирические произведения Алексея Толстого

Алексей Константинович Толстой, автор исторических трагедий, баллад, а также исторического романа «Князь Серебряный», написал и шуточную «Историю государства Российского от Гостомысла до Тимашева» -- от новгородского посадника девятого века до министра внутренних дел второй половины девятнадцатого. Он довел свою историю до 1808 года, до того самого года, когда бывший начальник и управляющий Третьим отделением был назначен на пост министра внутренних дел (мог ли древний посадник предположить, что история, начатая им, совершит такую головокружительную карьеру?).

Ходить бывает склизко

По камешкам иным,

Итак, о том, что близко,

Мы лучше умолчим.

Он не зря употребил местоимение «мы»: умалчивал он не без посторонней помощи. Его шуточная «История» была напечатана только через пятнадцать лет -- через восемь лет после смерти автора.

История -- дело нешуточное.

Призыв умалчивать о том, что близко, не был, однако, поддержан современниками, и уже год спустя после написания «Истории государства Российского...» Салтыков-Щедрин пишет «Историю одного города», повествующую как раз о том, что близко. («Мне нет никакого дела до истории, я имею в виду лишь настоящее»,-- писал по этому поводу сам Щедрин.)

А.К. Толстой тоже не умалчивал о настоящем, о чем ярко свидетельствует его сатира «Сон Попова», напечатанная через семь лет после смерти автора.

В литературе трагедиям всегда везло больше, чем шуткам. То, что для трагедии было шуткой, для шутки нередко становилось трагедией.

Потому что за шуткой стояла правда. Не историческая, а современная. А за трагедией -- только историческая. Да и то не всегда.

Знаменитый Козьма Прутков, одновременно и автор, и сатирический персонаж, созданный фантазией А. К. Толстого и братьев Жемчужниковых, имел единомышленника и собрата по духу -- генерала Дитятина.

Генерал Дитятин тоже сочинял, но предпочитал устное творчество. Он сочинял экспромты -- тосты, юбилейные поздравления, а также речи, сказанные при различных событиях,-- например, при освящении танцевальной залы в дирекции императорских театров. Некоторые его слова, как и слова Козьмы Пруткова, стали крылатыми: «Солдат создан не для войны, а для караульной службы», «В России всякое движение начинается с левой ноги, но с равнением направо»...

Сочинил эти слова, как и самого генерала Дитятина, автор и исполнитель устных рассказов Иван Федорович Горбунов. Многие его рассказы до нас не дошли, но отдельные крылатые фразы долетели: «Ндраву моему не препятствуй», «От хорошей жизни не полетишь»... Или вот это... На уроке истории учитель диктует: «История мидян... история... мидян... точка и подчеркнуть. С новой строки: введение в историю мидян... Точка и подчеркнуть. С красной строки: история мидян... история мидян... темна и непонятна... темна и непонятна. С красной строки: конец истории мидян. Точка и подчеркнуть». Вся эта история сохранилась только в одном крылатом выражении: «История мидян темна и непонятна».

Юмор помогает словам обрести крылья. Из нескольких сценок Горбунова крылатых слов до нас дошло больше, чем из всех романов Гончарова, а из произведений Салтыкова-Щедрина -- больше, чем из произведений Тургенева, Достоевского, Льва Толстого вместе взятых. И какие это крылатые слова! «Головотяпы», «пенкосниматели», «государственные младенцы»,-- каждое -- законченное художественное произведение.

Взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого на мораль и духовный мир человека

Лев Николаевич Толстой один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Литературную деятельность начал зимой 1850-1851 гг...

Город Москва в произведениях Л.Н. Толстого

В первый раз Лев Николаевич приехал в Москву из Ясной Поляны, где он родился и прожил безвыездно все раннее детство, 11 января 1837 г., когда ему шел девятый год. Он прибыл с отцом, бабушкой, тремя старшими братьями - Николаем, Сергеем и Дмитрием...

Женский портрет в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" (на примере образа Элен)

Исследователи выделяют несколько разновидностей портрета: описательный, который преобладает в произведениях литературы, лаконичный и текучий, который получил свое развитие как раз в творчестве Толстого...

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

Историческая трилогия А.К. Толстого

Работая вслед за первой пьесой об Иване Грозном над трагедией о царе Федоре...

Образы русского дворянства в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Алексей Иванович Швабрин столичный человек, дворянин, офицер гвардии, светски блестящий, но поверхностно образованный...

Повесть "Детство" Л.Н. Толстого (психология детского возраста, автобиографическая проза)

Просветительские идеи в творчестве У. Хогарта

В начале 30-х годов 18 века Уильям Хогарт обратился, как он сам писал, к более новому жанру, а именно к писанию и гравированию на современные морализующие сюжеты. «… В этих композициях, - пишет художник, - те сюжеты...

Путь Дмитрия Нехлюдова к христианским идеалам по роману Л.Н. Толстого "Воскресение"

Во второй половине 1860-х - в 1870-х Лев Николаевич Толстой переживает мучительный духовный кризис. В 1869 он отправился смотреть имение в Пензенской губернии, которое рассчитывал выгодно купить. По дороге заночевал в арзамасской гостинице. Заснул...

Сатирические мотивы в прозе Шукшина

Укрепление сатиры в творчестве писателя можно отметить, сопоставляя характеры, конфликтные ситуации и способы их разрешения в произведениях разных лет. Шукшин так говорил о задаче...

Сказка П. Ершова "Конек-Горбунок"

Уже самый зачин "Конька-Горбунка" свидетельствует о глубоком интересе Ершова к подлинному народному быту. Вместо бытовавших в литературе идиллических "поселян" Ершов показывает людей, живущих трудовыми интересами...

Сюжет и мотивная структура повести Алексея Эйснера "Роман с Европой"

Сатира - это резкое проявление комического, когда смех становится оружием в борьбе с различными человеческими пороками. С древних времен писатели-сатирики играли особую роль в обществе, их называли обличителями и правдорубами. Через иносказательность и двусмысленность своих произведений они пытались говорить о том, что было запрещено выносить на люди и то, что порой каралось законом.

Краткая история

Жанр берет свои истоки еще в Древнем Риме. Именно тогда зарождается понимание того, в чем заключается роль писателя-сатирика в обществе. Первые авторы особой формы литературного слова - Аристофан, Менандр, Луцилий и другие - создавали небольшие по объему стихи, в которых осмеивали политику того или иного правителя, жизнь знати и другие общественные факты.

Общественная роль писателя-сатирика начала складываться в Средние века, когда в Европе творили классики юмора - Джованни Боккаччо, и Мигель де Сервантес. Первые обличители церковной косности, феодального строя и романтических воззрений значительно влияли на умы мало просвещённой Европы. Заставляли видеть, оценивать и бороться с пороками века.

Особенность жанра

Сатира сознательно искажает реальность, особым образом воспроизводит действительность, где все герои и события - условные образы, отражающие пороки и жизнь отдельных людей или слоев населения. Отличительная черта этого жанра - резко отрицательная оценка происходящего. Основное оружие сатиры - гротеск и гипербола, высмеивание и обличение строится за счет внесения в текст неправдоподобного или сильно преувеличенного явления.

Зачастую сатира становится очень субъективна, потому часто писатели-сатирики сами подвергаются острой критике. Всех их можно назвать одним словом - просветители, через высмеивание общественных недостатков люди учились смотреть вглубь проблемы, видеть несовершенство и, как следствие, искать новые ориентиры. В этом и заключается суть сатиры - утверждение высоких моральных идеалов, правды, любви, честности и свободы.

Истоки сатиры в России

Еще в XIX веке А. С. Пушкин вывел верную для всего нашего народа формулу - «поэт в России больше, чем поэт». До недавнего времени именно литература формировала самосознание и гражданскую позицию русских людей. И особенная роль здесь принадлежала писателям-сатирикам.

В России острый обличительный юмор зародился еще в Средние века, но тогда он еще блуждал среди народа в виде сказок и прибауток и передавался в устной форме. Авторы не называли себя, предпочитая анонимность, но в народе очень долго ходила и «Притча о бражнике», «Хождение Богородицы по мукам», «Сказание о Ерше Ершовиче» и другие. Влияние этих рассказов было очень велико, ведь они показывали правду жизни и позволяли увидеть людям иную точку мировоззрения, отличную от церковной.

Первые профессиональные писатели-сатирики появились в XVIII веке. А. П. Сумароков, А. Д. Кантемир создавали произведения еще по образу и стилистике древнегреческих авторов. Истинно российская сатира начала свое восхождение с басен И. А. Крылова и пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль». Последнее произведение буквально взорвало русское общество, до этого момента никто не пытался так остро высмеивать представителей дворянства. Популярность этого жанра становится необычайной, появляются десятки еженедельных журналов, на страницах которых печатаются памфлеты, басни, комедии, эпиграммы, раскрывающие ту или иную сторону реальности.

Сатирики XIX века

С началом золотого века русской литературы сатира получает новое развитие. Смех становится по-настоящему грозным оружием, направленным уже не только на пороки отдельных людей или классов общества, а на государство и императора. Преобладает жанр фельетона, но и комедия получает особое звучание. Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» получила огромную популярность у народа и яростное негодование у властей.

Писатели-сатирики XIX столетия вынуждены были постоянно находиться под пристальным присмотром руководства страны. Император и его министры чувствовали силу смеха и то, как доверяет авторам народ, потому боялись их, арестовывали, ссылали и чинили постоянные препятствия в литературной деятельности.

И как показало время, это опасение не было беспочвенным, сатира и другие направления литературы несколько десятилетий формировали сознание русских людей, показывали им реальное положение дел и призывали к борьбе за другую жизнь. Чего стоило произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», его до сих пор называют прямым призывом к революции.

Салтыков-Щедрин

Огромную роль в формировании и становлении этого жанра в нашей стране сыграл писатель-сатирик Салтыков-Щедрин. Критики называли его творчество хронологией событий Российской империи XIX столетия. Все важнейшие реформы и преобразования в государстве нашли отражение в его произведениях. Писатель наблюдал измельчание людей и морали в высших структурах власти, засилье коррупции и кумовства, что не могло не вызывать в умном человеке протест и негодование.

Сатира в книгах Салтыков-Щедрин приобретала особенно жестокое, карающее значение. Образы двух глупых генералов или губернатора с пустой головой стали частью русской культуры, актуальны даже сейчас, спустя 200 лет.

Сатира XX века

Новое столетие принесло новые, необычные художественные и моральные идеалы. В нашей стране ломалась сначала политическая структура, потом общественная и литературная. Писатели-сатирики страны советов творили в жестких условиях цензуры и страха за свою жизнь. В первой половине века еще действовали свободные юмористические журналы, но постепенно и они становились предсказуемыми в тематики и обличали преимущественно буржуазные идеалы жизни.

Этот период связан с появлением сатирических произведений И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Новый и старый мир ярко отразился в образах мошенника Остапа Бендера и бывшего дворянина Ипполита Воробьянинова. Будь эти романы написаны чуть позже, они бы уже вряд ли увидели свет, настолько сильным стало давление на свободное творчество. Яркий пример тому - М. Булгаков, цензура преследовала его всю жизнь, а одно из главных его творений - «Собачье сердце» - увидело свет только после смерти автора.

Новое время

Современная действительность устанавливает абсолютно иные законы формирования юмора. В первую очередь изменился способ подачи информации, бумага теперь не лучший способ рассказать о своем видение мира. Теперь общение с людьми происходит по телевизору или непосредственно на концертах. Да и формат самого произволения стал более емким, конкретным и адресным.

А вот роль писателя-сатирика в обществе осталась прежней - поднимать на смех пороки общества и провозглашать истинные идеалы. Сегодня существует другая проблема - объем информации и текстов в этом направление просто огромен, пишут и выступают кто попало и не всегда на высоком уровне. Потому не так просто среди этого мусора отыскать действительно ценное наблюдение, достойное называться сатирой.

Выводы

Человечество никогда не станет идеальным, не исчезнут пороки, зло или зависть. Это уже выбор каждого человека, по какому пути ему идти по жизни. Но формируется этот выбор зачастую под воздействием внешних факторов: примеров родителей, отрицательного влияния друзей, неправильного воспитания и т. д. Увидеть и заметить за собой отрицательные наклонности может далеко не каждый, и в этом случае просто необходимо встретить некое «зеркало», которое отражало бы отдельные черты мыслей и поведения.

В этом и заключается роль писателя-сатирика, его творчество позволяет увидеть себя самого в искаженном виде. Ничто не хлестнёт так сильно по совести и самолюбию, как смех, острая критика заставляет задуматься и пересмотреть привычные идеалы.

Выбор редакции
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...

Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...

Многие хозяйки считают, что если уж печь сладкое, то обязательно нужно добавлять в него что-то полезное. И они абсолютно правы....

Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...
Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...
Алкогольные коктейли, в том числе и «Ром Кола», являются в своем роде произведениями искусства. Их назначение заключается в формировании...
В этой статье о сливовом вине будет, пожалуй, больше теории, чем практики, но, во-первых, чтоб отлично проходили практические занятия по...