Сценарии для детей по праву и закону. Подготовительная работа с детьми


Тема занятия: «Наши права и обязанности»

из серии классных часов на тему «Учимся думать о себе и о других».

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;

2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;

3.Форми­ровать представления о правах и обязанностях школьника.

Ход занятия.

Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент. Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Рассказ учителя : Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные в о п р о с ы :

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти во­просы, когда их решили, появились законы, которые помогали уст­ранить кошмар и неразбериху.

Законы - это правила, которые устанавливает госу­дарство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) за­кон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года . С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

2. Знакомство с Конституцией.

Итак, Конституция (показывает брошюру) - ос­новной закон, по которому мы с вами живем.

Что записано в Конституции? В Конституции записаны права наших граждан, та­кие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д. А что же такое - право?

Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отно­шения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Ребята, а зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

- А есть ли какие–нибудь права у детей?

И они записаны в документе, Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).

Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

3 . «Путешествие» по стране Правознайке.

Учитель . Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке.

Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.

Вопросы учащимся:

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз под­вергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съе­денным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

На доске 3 листа:

    Право на бесплатное образование.

    Право на свободный труд, защита от безработицы.

    Право на неприкосновенность жилища.

Учитель . Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Бурати­но ». Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка­кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 защита от безработицы.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким пра­вом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)

Учитель. В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосред­ственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование... ».

Какие же права есть у вас, школьников?

1.Право на учебу.

3. Право на каникулы.

Учитель . Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)

Обязанности : уважать взгляды, свободу других людей (взрос­лых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

У чите ль . Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».

Я буду говорить о каком – то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается».

Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых я вам говорила.

Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

3 - й у ч е н и к.Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

На этом наше занятие закончено и я напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:

До встречи!

Литература:

1. Авдеев Н. Н., Князева о. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. «АСТ», М., 1998.

2. Давыдова О. И. С. М. Вялкова Беседы об ответственности и правах ребёнка. Творческий центр Сфера. М., 2008.

3. Голицына Н. С., Огнева Л. Д., Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребёнка. М., 2006.

Просмотр содержимого презентации
«Права ребёнка»


Очень много стран на свете,

это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих

Самый-самый важный?


Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте,


Там король ,


Здесь – президент .



  • Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный закон нашей страны называется Конституцией.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.






Право

на бесплатное

образование

Право

на свободный

труд,

защита

от безработицы

Право

неприкосновенность

жилища


Права школьников

1. Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3. Право на каникулы.

4. Право на занятия в кружках и секциях.


Обязанности : уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.


Игра «Разрешается - запрещается»


Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка

Разрешается.


Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается.


С мамой

дети должны жить,

Ей цветы

всегда дарить-

Это разрешается.


Эта грань обозначает:

Мать с ребенком

разлучают .

Это запрещается .


Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться.

Это разрешается .


Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Запрещается


Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Это разрешается


Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго запрещается .



Вера Бессмертная
Сценарий досугового мероприятия «Я и мои права» для детей старшего дошкольного возраста

Оформление зала :

надпись «Если Ваш ребёнок смеётся, значит мы всё сделали правильно » ;

иллюстрации (фото) по каждому праву

Цель :

В игровой форме обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях , знакомство с "Декларацией прав человека ".

Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Ход мероприятия.

Пусть дети живут, смеются звонко,

Подрастают с каждым днём.

Пусть у каждого ребёнка

Будет тёплый, светлый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды.

Доверчивы глаза детей ,

И ангелы хранят их души.

Пусть безмятежный тот покой

Ничто вовеки не нарушит.

И пусть не катиться слеза

Ни от обид, ни от печали,

И, словно солнышко, всегда

Улыбка на лице сияет.

Чуткому детскому сердцу

Сердце своё открой,

И ощущение чуда

Будет всегда с тобой.

Спокойно матери уйдут

В день, полный дел, хлопот, забот,

С надеждою в глаза взглянут,

С тобой прощаясь у ворот.

Надежду ту не обмани,

С малышками не будьте строги,

И сердца нежного ростки

Рукой, пожалуйста, не трогай.

Здравствуйте, уважаемые наши гости, здравствуйте, ребята.

Сюрпризный момент – стук в дверь. Входит Незнайка. Вносит календарь и очень интересуется, что означают красные и чёрные числа в календаре? Ребята объяснили незадачливому герою, что это будни и праздники.

Ведущий. Дорогой Незнайка, все эти даты означают праздники. Для детей есть праздник в календаре – «День защиты детей » его отмечают 1 июня.

Незнайка расстраивается, узнав, что для детей существует только один праздник.

Ведущий. Я предлагаю не ждать так долго до лета, а устроить праздник прямо сегодня, и назовём его

«День прав ребёнка » ! Как же разобраться во всём этом и понять, что это за праздник! Часто в жизни человека возникают ситуации, когда мы теряемся и не знаем, как поступить. На наших глазах обижают слабого, а мы не знаем, как ему помочь, и как наказать обидчика, или, не разобравшись, наказываем невиновного.

Конституция у нас одна,

В ней права от А до Я .

Каждый, заглянув в неё,

Защитит своё жильё.

Защитит она и честь и имя,

И расскажет об обязанностях твоих в России.

Все права и все свободы закреплены

В статьях лучшего Российского закона,

И право трудиться и право лечиться ,

Все они от рожденья твои!

Ведущий. Но есть закон, с помощью которого мы можем разобраться в спорных ситуациях. Он называется "Декларация прав человека ". Если точно соблюдать все, что записано в "Декларации прав человека " (а записано в ней то, как правильно должны вести себя люди друг с другом, то беспорядок и неразбериха прекратятся. А чтобы их соблюдать, нужно сначала познакомиться со статьями "Декларации". Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Нам, ребята, можно

Играть и веселиться.

Но надо обязательно

Грамоте учиться.

Ведущий. Вот, ребята, одно из прав – право учиться .

Показ картинки.

Незнайка. Что значит это право ?

Ведущий. Это значит, Незнайка, что все ребята пойдут в школу, где будут получать знания.

Незнайка. А как это – «пойти в школу» ?

Сидит за партой человек,

И поднимает руку.

Имеет право он всё знать ,

И изучать науку!

Ведущий. А для того, чтобы пойти в школу, Незнайка, каждому ребёнку мама с папой купят портфель и соберут в него все самое необходимое.

Незнайка. А что это – «все самое необходимое» ?

Ведущий. А вот в этом тебе помогут наши ребята, поиграв с тобой в игру «Собери портфель» .

Игра «Собери портфель» .

Вот и право на учёбу ,

Что же нам даёт оно?

Значит, можем мы бесплатно

Школу с вами посещать,

Получать образованье

И по жизни с ним шагать.

Ну, а если заболели –

Нужно к доктору идти.

Право ваше на леченье

Реализовать должны.

Ведущий. А вот ещё одно право – право на медицинскую помощь.

Показ картинки

Когда нам плохо, мы заболели, каждый из вас имеет право обратиться за помощью к врачу, а если с вами произошла неприятность в саду, то нам всегда кто поможет замазать ссадину, измерить температуру или оказать другую медицинскую помощь?

Дети. Наша медсестра Ирина Петровна.

В какой сказке мы находим подтверждение праву на медицинскую помощь? («Айболит» ) Показ картинки.

Ведущий. Молодцы, ребята! О следующем праве мы узнаем , отгадав сказку.

Куклы би-ба-бо. Эпизод из сказки «Кот, петух и лиса» . Показ.

Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За широкие горы.

Кот - коток, спаси меня.

Ведущий. Что хотела сделать лиса с петушком?

Дети. Съесть.

Ведущий. Правильно , ребята. «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу". Лиса нарушила право на жизнь .». В какой сказке ещё было нарушено право на жизнь ?

(«Белоснежка и семь гномов» , «Красная шапочка» , «Колобок» , «Маша и медведь» ). Показ картинок.

Богатство страны – это дети!

Должен любой понимать.

Жизнь дана им навеки,

Её не может никто отнимать.

Ведущий показывает картинку из сказки «Заюшкина избушка»

Ведущий. Что сделала лиса в сказке?

Дети. Выгнала зайчишку из его избушки.

Ведущий. Да, ребята. И она тем самым нарушила право на неприкосновенность жилища.

Мы имеем право жить

В домике уютном.

И гулять на улице

Тихой и зелёной.

Ведущий. Ребята, а в какой ещё сказке было нарушено это право ?

Показ картинки из сказки «Три поросёнка» , «Теремок»

Игра «Теремок» .

Ведущий. Мне кажется, ребята. Что наши гости засиделись. Я прошу их помочь нам дальше разобраться в правах .

Викторина для взрослых «Права литературных героев »

Взрослые показывают картинку и объясняют, какое право нарушено .

1. Героине какой сказки пришлось искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований?

(«Дюймовочка» ) – право на защиту .

2. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?

(«Лягушка-путешественница» ).

3. В какой сказке было нарушено право выражать открыто и отстаивать своё мнение?

(«Чипполино» )

4. У героини какой сказки было нарушено право иметь семью ? («Золушка» ).

Мы живём в свободной стране.

Право на частную жизнь священно!

Я выбираю друга себе.

Право на выбор неприкосновенно.

Мой выбор друзей – как право на жизнь :

Они за меня – горой непременно.

Взаимовыручка с нами всегда.

Право на частную жизнь священно!

Я маленький житель планеты Земля

Такой голубой и красивой!

И мир для меня словно белый лист

Чистый, прекрасный, открытый!

А рядом со мной тоже дети живут

И с чёрной и с жёлтою кожей.

На разных общаемся мы языках

Но наши желания схожи.

Ведущий. Да, ребята, нас много, все мы разных национальностей, но живём мы в едином государстве, единой стране, которая называется Россия. Это ещё одно право . И звучит оно так - «Все люди рождены быть свободными и равными в своих правах . Все должны относиться друг к другу по - братски".

Песня «Ты моя Россия» .

Можем мы свободно жить

В нашем государстве,

В каждом паспорте иметь

Право на гражданство .

А когда мы подрастём

До трудового права мы дойдём .

Будем мы иметь права

Себе работу выбирать.

Ведущий. Давайте попробуем назвать друг друга ласково.

Дети называют.

Имя человека записывают в специальный документ, который называется… у взрослого – паспорт, а у детей – свидетельство о рождении .

И это ещё одно право - «Каждый человек имеет право на имя » .

Я хочу каждому из вас подарить «свидетельства о рождении » , в котором вы сможете записать своё имя и оформить его, как вы сами пожелаете.

Дарятся свидетельства о рождении .

А гостям нашим хочу подарить вот такую вот книжку о наших ребятах в память о нашем сегодняшнем мероприятии .

Путешествие в страну Правляндию (Внеклассное мероприятие для учащихся 3-5 классов).

Цели:
– знакомство учащихся с правами человека (детей), закреплёнными в Декларации прав человека и в Конвенции о правах ребенка;
– формирование системы правовых знаний;
– воспитание правовой культуры школьников;
– воспитание уважения к правам и свободам личности, чувствам собственного достоинства, справедливости.
Перечень оборудования и материалов: мультимедийное оборудование для показа презентаций, адаптационные текстыДекларации прав человекаи Конвенции о правах ребенка.
Мероприятие проходит в актовом зале. В качестве ведущих выступают учащиеся 10 класса

Ход мероприятия.
На фоне музыки (песенка кота Леопольда из мультипликационного фильма «Кот Леопольд и мыши») ребята рассаживаются по местам. На стене плакат со словами «Ребята, давайте жить дружно!»
1-й ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости нашего мероприятия! Мы приветствуем всех собравшихся в этом зале на нашем празднике – путешествии в необычную, но очень нужную и полезную для всех людей страну – страну Правляндию! Думаем, вы все с пользой и интересом для себя проведёте здесь время и наберётесь ума-разума. Сегодня наше мероприятие посвящено правовым знаниям и законам, которые будут сопровождать вас всю вашу жизнь.
2-й ведущий: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
– Что люди могут делать и чего не могут?
– Что они обязаны делать и чего не обязаны?
– На что они имеют право и на что не имеют?
3-й ведущий: Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
1-й ведущий: И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…
2-й ведущий: И, конечно же, поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон-Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о Правах Человека.
3-й ведущий: И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев…И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно не интересны!
1-й ведущий: В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать всё, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.
2-й ведущий: Правда, только в том случае, если соблюдать… Адля этого нужно, по крайней мере, познакомиться со всеми статьями.
3-й ведущий: Именно в этом мы и поможем вам сегодня. После того, как вы познакомитесь с этим серьёзным и важным документом, советуем взять любую сказку, любой рассказ, посмотреть любой фильм и поразмышлять, о нарушении или о торжестве каких Прав Человека в них идёт речь.
1-й ведущий: Заверяем вас – нет ни одной книги на свете, ни одного художественного фильма, в которых так или иначе не затрагивались бы Права Человека!
2-й ведущий: Помните: ни «тридцать витязей прекрасных» из сказки Пушкина о Царе Салтане, ни даже тридцать тысяч витязей не обеспечат выполнения всех статей Декларации.
3-й ведущий: Выполнимой Декларацию сделает только работа наших с вами душ и ума!
Начнём знакомство с Декларацией с конца, с тридцатой её статьи. Потому что именно в ней сказано, как нужно понимать остальные 29 статей и пользоваться ими.

Представление презентации.
Заключение. Просмотр мультфильма«Сказка о попе и его работнике Балде».

Вопрос к учащимся: «Ребята, какое своё право реализовал Балда начав работать у попа? (право на труд).
Учитель: Чтобы побольше узнать о своих правах и обязанностях, мы приглашаем вас пройти на следующие наши занятия: «Азбука прав ребёнка» («Конвенция о правах ребёнка», каб. истории); «Закон и порядок» (инспектор ПДН, каб. №2). Спасибо всем за внимание. Всего вам доброго. Будьте любознательными, добрыми и хорошими гражданами России.

АЗБУКА ПРАВ РЕБЁНКА.
(Продолжение внеклассного мероприятия)
Добрый день дорогие ребята! Мы посвящаем нашувстречу рассказу о ваших правах.
1-й ведущий:
Вы уже знаете о том, что с древних времён люди стояли не только перед проблемой выбора, но и необходимостью отстаивать свои права. Права древний человек отстаивал силой.
Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желавшего отстоять его права на собственность и жизнь.
2-й ведущий: Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, то у слабых, обманутых и обиженных, появился могущественный заступник.
О правах человека стали задумывать ещё в Древней Греции.
3-й ведущий: С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем, жить стало опасней.
Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильней государства. Нужен был такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, чтобы не случилось. Миссию такого защитника взяла на себя Организация Объединённых наций.
1-й ведущий: Однажды люди со всех концов земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках,поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, гибли люди.
2-й ведущий: Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было больше войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто не мог наказывать людей без вины. Поэтому все вместе они приняли очень важный документ, приведя в нём список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребёнок, чтобы все знали и уважали эти права.
3-й ведущий: Конвенция – это международный договор, соглашение по определённому вопросу с взаимными обязательствами. Сегодня вы познакомитесь с основными статьями Конвенции.

МОУ «Средняя школа 38»

Классный час:

«Имею право на права»

4 В класс

Провела учитель начальных классов

Ромашкина Татьяна Викторовна

2015-2016 учебный год

Цель классного часа:

Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи классного часа:

1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Ход классного часа

1 ученик.
Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса

2 ученик.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
I. Вступительное слово учителя

Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества - правам, которыми обладает каждый человек.

II. Знакомство детей с их правами и обязанностями

Учитель: Тема нашего классного часа: «Имею право на права». Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?

Дети: Земля.

Учитель: А что является моделью планеты Земля?

Дети: Глобус.

Учитель: Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств.

Смотрю на глобус - шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас береги».

Грустит глубокая река.

Свои, теряя берега.

Ты береги нас, береги.

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек

В тебя мы верим, не солги.

Ты береги нас, береги».

Смотрю на глобус - шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу».

Учитель: А как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Учитель: Как называют людей, живущих в нашей стране?

Дети: Россияне.

Учитель: Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.

Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию.

Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас -
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети - ты и я,
И у нас одна Земля.

А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.

Учитель: Какие правила вы знаете?

Если ты хочешь ответить на вопрос, спросить о чем - то учителя, нужно поднять руку.

Если на уроке в кабинет зашел взрослый человек все ученики должны встать.

По классу бегать и драться нельзя.

Передвигаться нужно только шагом.

Если мы идем по школе всем классом, то идем строем, не толкаясь.

Учитель: Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учиться оценивать поступки других людей и свои поступки, а помогут нам в этом правила - законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов.

1 ученик:

Первый документ, о котором я вам расскажу - «Декларация прав человека».

Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.

Декларация о правах человека».

Это очень важный документ, где записаны все права людей, вы обязательно позднее подробнее познакомитесь с ним.

После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.

Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети - это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят.

2 ученик:

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция - договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:

Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ - Конвенция о правах ребенка. Конвенция - это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой - сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.

О каких же правах идет речь в Конвенции?

Ученики зачитывают права детей :

каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;

дети имеют право жить с родителями;

дети имеют право на медицинскую помощь;

дети имеют право на обучение;

дети имеют право на отдых;

дети имеют право на охрану и защиту

Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации.
Права нельзя отобрать - никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы - люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

1 ученик:

Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.

2 ученик:

Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

1 ученик

Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.

2 ученик

Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.

3 ученик

Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.

4 ученик

Папа, мама, ты и я -
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!

Учитель. Что же такое права, и что мы про них знаем?

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!

ТОВАРИЩИ ДЕТИ!

Будьте бдительны!

ПРАВА СВОИ ЗНАЙТЕ,

ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ РАСТИТЕ!!!

В Конвенции каждый найдёт

На вопрос ответ: Помни!

Ребёнком считают того,

Кто не достиг восемнадцати лет.

Сколько бы ни было

В мире детишек.

Черных и белых, девчонок, мальчишек

Все их права и ценны и равны.

Взрослые! Вы уважать их должны.

Богатство твоей страны - это ТЫ!

Должен любой президент понимать:

Лишь там превращаются в правду мечты,

Где детям готовы всё лучшее дать.

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки -

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки

Пользуются с первых дней правами своими -

Ведь с пелёнок человек получает имя.

ПОМНИ!

Куда бы ты ни пришёл,

Любой государственный дядя

Дела иные отложит в стол

Твоих интересов ради!

Я расту на радость маме,

Но приходится признать,

Чтоб Я вырос лучшим самым,

Как мне много нужно знать!

Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

1 ученик.

Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

Перекличка имён.

Ребята, каждому из вас при рождении было дано имя. Встаньте, назовите своё имя и объясните, что оно значит.

Дети встают и называют свои имена:

Анастасия - воскрешённая
Ольга - святая
Сергей - высокий

2 ученик.

Будь всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!

Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.

3 ученик.

Мои права (стихотворение-шутка)

У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?

Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что - то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах - права человека считаются «всеобщими».

Учитель. Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)

Учитель. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.

ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».

Попробуйте сильно - сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы - могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.

III. Игра «Разрешается - запрещается»

Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается )

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить -
Это (разрешается ).

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается ).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел - лечиться,
Это - (разрешается ).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается ).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить -
Это (разрешается ).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается ).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

Учитель: В Декларации о правах человека есть стастья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Нарисуйте лицо такого человека.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые люди». А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге. (помогает другим, совершает добрые, хорошие поступки)

Доброта - это одно из главных качеств человека. Совершая добрые дела, человек становится лучше, благороднее.

« Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное.»

Песня «Что такое доброта?»

Учитель. Давайте и мы почувствуем, как приятно отдавать своё тепло другим.

ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Доброе слово лечит, а худое - калечит». (человеку приятно когда ему говорят ласковые, добрые слова)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты - как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого - уберем.

Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

СЦЕНКА

Серёжа.
В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе -
Мысли только о еде.

Мама.
Кто с порога - и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.
Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка.
Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.

Серёжа.
Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Мама.
Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?

Серёжа.
Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама.
Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.
Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.
Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка.
Но только должен ты узнать -
Права у всех равны.

Учитель. Ребята, у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.

Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)

Обязанности в школе

Соблюдать Устав общеобразовательного учреждения (из этого следует, что каждый ученик должен быть ознакомлен с этим документом);

Добросовестно учиться;

Бережно относиться к имуществу школы;

Уважать честь и достоинство других учеников и работников школы;

Выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. Каждый человек должен быть честным по отношению к людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определённые обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях.

Учитель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

Обязанности:

Соблюдать законы.

Охранять природу.

Защищать отечество.

Заботиться о родителях.

Получить образование

Сейчас, ребята, вы увидите отрывок из сказки. Попробуйте угадать эту сказку. На какое право посягались в ней?

Сценка «Снежная королева».

Герда. Бабушка, а правда, что Снежная королева не сможет сюда войти?

Кай. Пусть только попробует! Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает.

Бабушка. Кай, давай не будем говорить о ней.

Кай. Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Я ничего не вижу!

Герда. (обняв Кая). Бедняжка, это, наверное, осколок зеркала Снежной королевы. Теперь твоё сердце превратится в кусочек льда. (Плачет).

Кай. Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие! (Толкает вазу).

Герда. Кай, что ты делаешь?

Кай. Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы.(Открывает окно).

Герда. Кай, кто это?

Входит Снежная королева.

Снежная королева. Кай, я вижу тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе ещё много снежинок и других красивых вещей, а ещё дам тебе мороженое.

Кай. Нет, я не пойду с тобой!

Снежная королева накрывает его плащом и они уходят.

Кай.(кричит). Герда, спаси меня. Мне холодно!

Герда. Она украла его. Кай, я обязательно тебя спасу.

2.Ну что, ребята, как называется эта сказка? Какое право ребёнка нарушила королева?

3. Правильно, ребята, запрещены похищения детей и торговля ими. Дети - не вещи. Дети - это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.

Учитель: Мы подготовили Кодекс достойного человека-гражданина.

Ученик 1: Я - дитя Природы и господин Природы, поэтому я...

Люблю небо, звезды, море и землю; радуюсь солнцу, дождю, снегу и ветру.

Надеюсь посадить и вырастить хотя, бы одно дерево.

2 ученик: Я несу ответственность за природу вместе со всем человечеством. Я - носитель разума, поэтому я...

Не совершаю бездумных действий.

Несу ответственность за все, что со мной происходит.

3 ученик: Стараюсь противостоять неразумным и низким влияниям. Я ценю жизнь и поэтому я...

Жалею всех тех, кому плохо и кого обижают.

Я помогаю.

4 ученик: Я сам несу ответственность и забочусь о своем здоровье. Я среди других людей, без которых нет смысла в моей жизни, поэтому я...

Осознаю, что я человек.

Слышу, понимаю, принимаю и воспринимаю другого человека.

5 ученик: Уважаю, право на ошибку и не делаю обидных сравнений. Я - созидатель и своим трудом самоутверждаюсь, поэтому я...

Стремлюсь хорошо учиться.

Серьезно и основательно буду выбирать свою профессию.

6 ученик: Посажу дерево, построю дом, выращу детей. Я - обладаю внутренним миром, душой, стараюсь быть интересен людям, поэтому я...

Признаю и уважаю непохожесть каждого человека и сам имею смелость не быть как все.

Не позволяю себя обижать, унижать, подавлять.

7 ученик: У меня есть совесть, и она болит, когда я совершаю недостойные поступки. Я - гражданин своего Отечества, своей страны, поэтому я...

Изучаю прошлое, интересуюсь настоящим своей Родины, меня волнует будущее моей страны.

Если возникнет необходимость, я буду защищать свое Отечество по мере своих сил.

Я горжусь своей Родиной и в будущем буду стараться улучшить жизнь моего народа своим делом, своей жизнью.

VI. Обобщение

Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Дети: Право на образование.

Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

Подведение итогов :

Что нового вы узнали?

В каких документах прописаны ваши права и обязанности?

Учитель: В итоге нашего разговора по душам хочется поставить огромный восклицательный знак и закончить нашу беседу на оптимистической ноте.

Очень много стран на свете,
Это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих
Самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь
Дать ответ в один момент.
Главных много - выбирайте,
Там - король, здесь - президент!!!

Учащийся:

Про царей и про вождей
Знаем мы с пеленок.
Но главней, нужней, важней
Для страны - ребенок!
Кем он станет завтра,
Маленький и нежный?

Учитель и учащиеся вместе:

Всей Земли права его -
Право на надежду!

Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:

умейте выслушивать собеседника, не перебивая;

умейте признавать, что были не правы;

помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;

говорите всегда только правду;

радуйтесь успеху товарища;

дал слово - держи его, дал обещание - выполни!

В заключении песня «Большой хоровод» Дети встают в круг и исполняют песню .

Цель: формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

  • Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
  • Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
  • Воспитывать уважение к другим людям.
  • Оборудование: презентация к занятию.

Ход внеклассного мероприятия

I. Орг. момент.

Ученики встают лицом друг к другу, взявшись за руки. Произносят речевку:

Здравствуй, мир! (поднимают руки вверх)
Здравствуй, друг! (поворачиваются лицом друг к другу)
Здравствуй, песен щедрый круг! (раскачиваются из стороны в сторону)
Здравствуй, миг! (делают шаг вперед)
Здравствуй, век! (делают шаг назад)
Здравствуй, добрый человек! (кладут руки на плечи друг другу)

Наше занятие мне хотелось бы начать строками из стихотворения:

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить и быть любим
Он на свете не один!

II. Беседа по теме.

А кто же в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить. (1 слайд)

Сначала послушаем сообщения наших учеников.

1-й ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам. (2 слайд)

2-й ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

3-й ученик. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

1-й ученик. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

1 ученик: - Первый документ, о котором я вам расскажу - "Декларация прав человека".

Слово "декларация" означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование. (3 слайд)

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны подписали "Конвенцию о правах ребенка" и наша Россия с 1990 года

(4 слайд) Конвенция - договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей

Учитель: А теперь давайте познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией. (Дети зачитывают права, записанные на слайдах с 5 по 18)

Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), "ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше".

Каждый ребенок имеет право на жизнь. (ст.6)

С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства. (ст.7)

Ребёнок имеет право на медицинскую помощь.

Ребёнок имеет право жить со своими родителями.

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13)

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. (ст.14)

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16)

Ребенок имеет право на образование. (ст. 28)

Государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания.(ст.37)

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31)

Учитель. А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру "Разрешается - запрещается" Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете закончить фразу словами разрешается или запрещается.

(Учитель по порядку читает стихи)

III. Игра "Разрешается - запрещается"

1. Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются.
Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).

2. Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)

3. С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить -
Это (разрешается).

4. Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).

5. Рисовать и петь учиться,
Если заболел - лечиться,
Это - (разрешается).

6. Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Конечно (запрещается).

7. Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить -
Это (разрешается).

8. Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

IV. Просмотр видеоролика.

Я хочу, чтобы вы ещё раз от мультипликационных героев услышали о правах ребёнка и узнали ещё об одном праве, о нём мы не говорили.

(Ребёнок с ограниченными правами имеет особое право на заботу государства)

V. Обсуждение ситуаций.

Давайте обсудим ситуации, в которые попали герои из разных сказок. Вы должны рассказать, какие права были нарушены?

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Чего лишили эту девочку? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше)

3. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (нарушается статья о тайне корреспонденции)

4. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Также нарушается Стаья о том, что дети должны жить со своими родителями)

5. Кто обидел падчерицу из сказки "12 месяцев"? Что может произойти с ребенком, если его ночью в метель отправляют в лес? Чего может лишиться эта девочка? (Жизни, здоровья.)

7. Кто обидел Буратино? Чего от него добивались кот и лиса?

(Буратино мог лишиться своих денег, своего имущества).

Вспомните, куда шел Буратино с монетами? (Покупать азбуку, чтобы пойти в школу.)- Значит, у Буратино есть еще одно право - право на образование.

Учитель: Давайте теперь попробуем разобраться, какие права нарушены у героев песен из мультфильмов.

1. "Песня бременских музыкантов" "Ничего на свете лучше нету:" (Право на свободу передвижения.)

2. "Чему учат в школе" (Право на образование.)

3. "Песенка мамонтенка" (Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями)

4. "Чунга-Чанга" (Право пользоваться благами, право на отдых)

Ответы детей.

Учитель: в Стастье 5, говорится: "Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению". Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Нарисуйте лицо такого человека.(Смайлик. Слайд 27)

Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: "Злой не верит, что есть добрые люди" (Слайд 28). А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге. (Смайлик. Слайд 29)

Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: "Доброе слово лечит, а худое - калечит". (Слайд 30)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты - как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого - уберем.

VI. Обязанности ребёнка.

Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Учитель: Главный закон нашей страны называется "Конституция Российской Федерации". Вот в ней-то об обязанностях и написано.Зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ (Слайд31)

Обязанности: (Слайд 32)

Соблюдать законы.

Охранять природу.

Защищать отечество.

Заботиться о родителях.

Получить образование.

VII. Сценка "Про Петю".

Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.

В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа чинит стул. Забегает сын Петя.

Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).

Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.

Мама: Помой посуду, сынок.

Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка, и вообще, у меня завтра контрольная!

(Самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В Конвенции Ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей).

Мы часто с вами говорим о негласном законе, если его соблюдать, то жить станет намного легче, будет меньше конфликтов. Что это за закон?

VIII. Закон Человека: (Слайд 33)

Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

"Твои права кончаются там, где начинаются::

Порядочность

спРаведливость

рАзумность

Воспитанность

Обязанности

IX. Обобщение

Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Дети: Право на образование.

Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка.

(Доп. мат-л) Кроссворд на повторение прав.(слайды с 35 по 50)

Оно каждому дано
Оно каждому важно.
Много их на свете есть
Всех на пальцах и не счесть (право)

Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду. (образование)

У взрослых право на работу,
А у детей есть на::::.
Есть право на игру и отдых,
Я это говорю для взрослых. (забота)

Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду. (семья)

Вот, к примеру, право:..
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
И она нам всем нужна. (жизнь)

Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!

Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...