Сильные и слабые позиции согласных по звонкости-глухости. Позиционная мена и изменения звонких и глухих согласных


1. Сильные и слабые позиции согласных по звонкости-глухости.

Сильные и слабые позиции согласных звуков разнообразны. Различают сильные и слабые позиции согласных
по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
Сильной позицией согласных по звонкости-глухости является та позиция, которая не оглушает и не озвончает звуки – перед гласными и сонорными, и звуками [в], [в`], а также у звонких перед звонкими, а у глухих перед глухими: подбирать [пъдбират`], слон [слон].
Слабая позиция по звонкости-глухости - в абсолютном конце слова: дуб - [дуп], зуб - [зуп], лов - [лоф], а также у глухих перед звонкими (кроме сонорных и в) и у звонких перед глухими: снег [сн`эк].
Абсолютно сильная позиция бывает у согласных при совпадении сильных по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.
Абсолютно слабая позиция бывает у согласных при совпадении слабых по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.

Слабые позиции по глухости / звонкости:
1) на конце слова: ко[с] от коза и коса;
2) перед шумным глухим: ло[т]ка, но ло[д]очка;
3) перед шумным звонким: [з]дать, но [с]верить.

Сильные позиции по глухости / звонкости:
1) перед гласным: [г]од, [к]от;
2) перед сонорными согласными: [c]лой, [з]лой;
3) перед [в], [в]: [т]вой, [д]вое.

2. Позиционная мена и изменения звонких и глухих согласных.

Позиционная мена для согласных звуков находит отражение в следующих звуковых законах:
1. Фонетический закон конца слова : шумный звонкий на конце слова оглушается. Такое произношение приводит в образованию омофонов: порог [ п/\ро´к] – порок [п/\ро´к]; молот [мо´лът] – молод [мо´лът]. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласных оглушаются: груздь [гру´с´т´] – грусть [гру´с´т´], подъезд [п/\дjэ´ст] – подъест [п/\дjэ´ст].
2. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Ассимиляция - это уподобление одного звука другому. В современном русском литературном языке ассимиляция имеет регрессивный характер, то есть предыдущий звук уподобляется последующему: глухой перед звонким парным становится звонким: к деду [гд´э´ду], парный звонкий перед глухим становится глухим: ложка [ло´шкъ]. Заметим, что озвончение глухого перед звонким встречается реже, чем оглушение звонкого перед глухим. В результате ассимиляции создаются омофоны: дужка [ду´шкъ] - душка [д´шкъ], везти [в´ и э с´т´и´] – вести [ в´ и э с´т´и´].
Ассимиляция происходит:
1.На стыке морфем: сделал [з´д´э´лъл],
2.На стыке предлога со словом: с делом [з´д´э´лъм],
3.На стыке слова с частицей (постфиксом): год-то [го´ттъ],
4.На стыке знаменательных слов, произнесенных без паузы: раз пять [расп´ат´].

Все парные по мягкости смягчаются: перед гласными переднего ряда: [б´э´лый], [х´и´трый], [в´и э сна´].

Ассимиляция по месту образования

Ассимиляция зубных перед шипящими [ж], [ш], [ч´, [ш´] и заключается в полном уподоблении зубных [з] и [с]:
1. На стыке морфем: сшить [шы´т´], разжать [р/\ ЖА ´т´], счет [шо´т], с шаром [ ША ´ръм], без жара [б´ и э ЖА ´ръ];
2. Внутри корня: позже [по´ЖЪ ], езжу ,
3. Зубные [д], [т], находясь перед [ч], [ц], уподобляются последним: отчет .
4.Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога
или приставки со следующим словом, на стыке корня и суффикса сокращаются до двух: с ссылки [ссы´лк´и].

Ассимиляции согласных по мягкости-твердости. Перед мягкими согласными обычно смягчаются зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф] : [в´ и э з´д´э´], [с´н´э´ к], [гро´с´т´], [ус´п´э´х], [м´э´с´т´].
Однако ассимиляция по мягкости происходит непоследовательно. Так, зубные [з], [с], [н], [д], [т] перед мягкими зубными и [ч´], [ш´] смягчаются в корнях: [з´д´э´с´], [с´т´э´п´]; зубные перед мягкими губными могут смягчаться в корнях и на стыке приставки и корня: [с´в´э´т], [м´ и э д´в´э´т´], [из´м´а´т´]. Однако иногда в одной и той же позиции согласный может произноситься и мягко, и твердо: [в/\з´н´и´к] - [в/\зн´и´к]. Не смягчаются перед мягкими согласными заднеязычные и [л].
Поскольку ассимиляция по мягкости не имеет характера закона, можно говорить не о позиционной мене, а о позиционных изменениях согласных по мягкости.
Парные по твердости мягкие согласные могут подвергаться ассимиляции по твердости. Позиционные изменения по твердости наблюдаются на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: [с´л´э´сър´], но [с´л´ и э са´рный]. Перед губным [б] ассимиляция не происходит: [про´з´бъ].
Ассимиляции по твердости не подвергается [л´]: [н/\по´л´ный].

3. Позиционная мена согласных с нулем звука.

Другими словами - нейтрализация фонемы, представленной согласным нулем, и отсутствия фонемы. Здесь есть несколько случаев.

1.Сочетание фонем (стн) и (здн) реализуется звукосочетанием [сн], [зн]: честен - честный - че [сн] ый, звезда - звё [зн] ый.

Сравним: че[сн]ый и те[сн]ый; слышим в обоих случаях [сн], но в сильной позиции (не между [с...н]) есть различие: честен, но тесен. Значит, в словах че(стн)ый и те(сн)ый фонемосочетания (стн) и (сн) совпали по звучанию; фонема (т), реализованная в позиции между [с...н] нулем, совпала с отсутствием фонемы!
Эти чередования хорошо отражают рифмы (из стихотворений Н. А. Некрасова; рифма у поэта точная): известных - чудесных, бесстрастна - прекрасна, честный - тесный, несчастной - безгласной, самовластно- прекрасна, прелестней - песней, ненастный - ясный.
Замечания требует слово бездна. Это, собственно, не одно, а два слова. 1) Бездна - много. Слово бытовой речи: У меня бездна всяких дел. Произносится: [б’эзнъ]. Вряд ли можно говорить, что здесь фонема (д) представлена нулем согласного, так как связь с сочетанием без дна в настоящее время у этого слова бездна отсутствует.

Другое подобное же чередование: сочетание (нтк) реализуется звуком [нк]: студе[нк]а, лабора[нк]а. Такое чередование является позиционным (т. е. представлено во всех словах с фонемосочетанием (нтк)) лишь у некоторых лиц, владеющих литературным языком, преимущественно старшего поколения.

Такие слова, как стройка, строю, строй, строящийся или трамвай, трамваю, трамвайный; или свой, своя, свое... явно имеют корни, оканчивающиеся фонемой (j); она реализуется неслоговым гласным [и]. Но в словах строить, строитель, строишь; трамваи; свои никакого йота не слышно. Это потому, что фонема (j) в позиции после гласного перед [и] представлена нулем: свои - [свай] = (cBojft).

В словах могут быть сочетания двух одинаковых фонем, например(нн): ванна - [ван:ъ] = (ванна);

Такие сочетания реализуются долгими, «двойными» согласными (они не обязательно в два раза длиннее кратких, обычных [н]). Но долгие согласные возможны только между гласными, один из которых (предшествующий или последующий) является ударным. Когда же такое сочетание двух одинаковых фонем, например (нн), попадает в соседство с согласным, то вместо долгого звучит краткий: финны (с [н:]) - финский (с [н]); манная крупа - манка, тонна - двухтонка и т. д. Здесь даны примеры, где чередование
отражено в орфографии, но оно существует и там, где орфография не отмечает этого чередования: ветер в два ба[л:]а - двухбалльный (с обычным кратким [л’]). ;
Следовательно, в позиции «рядом с согласным» \ сочетание фонем типа (нн), (лл) и т.д. представлено кратким согласным; одна из фонем реализована нулем.
Нередко, говоря о позиционных чередованиях, употребляют глаголы подчеркнуто процессуальные: «ударный гласный [о] без ударения переходит в [а]», «звук [з] на конце слова превращается в [с]» и т. д. На самом деле налицо синхронные отношения, а не процессы. Правильные формулировки такие: [о] ударный в безударных позициях меняется на гласный [а]; звонкий согласный [з] чередуется с глухим согласным [с].

Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. У. Выделите первый звук в слове каменный. Спасибо Вам за отзыв. Если наш проект вам понравился и вы готовы помочь или принять участие в нём, перешлите информацию о проекте знакомым и коллегам.


Научимся проверять парные согласные в корне при помощи гласной буквы. Выполним много занимательных заданий. Согласные - это звуки речи, противоположные гласным, и в сочетании с которыми образуют слова. Во время их образования происходит сужение голосового тракта. Согласные звуки, которые образуются при участии голоса и шума называют звонкими.

Абсолютно все парные согласные отличаются присутствием голоса (звонкие звуки) или же его отсутствием (глухие звуки). Звуки, - непарные глухие. Ш’], - длинные шипящие звуки, парные согласно глухости-звонкости. Друзья из Шишкиного Леса вспомнили немало: Согласных больше чем гласных. Согласные нельзя спеть. Они произносятся с шумом и голосом: Б, Ж, З. Или только с шумом: П, Т, Ф. Согласные бывают звонкие глухие парные непарные.

Проверка парных согласных звуков в корне слова

Звонкому «Ж» парным будет глухой «Ш». Например: жар - шар. - Я понял, – сказал Зубок. Глухой звук это то же что и звонкий, но сказанный тихо, без голоса. Нет, не надо учить все слова наизусть, - успокоила Василиса. Ученики придумали такие слова: муха, царь, луна, рыцарь. И тогда мы поймём точно - какую букву нужно писать.

Давайте вместе найдём в русской азбуке этих одиночек. Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошёл его верный рыцарь. И спугнул муху. Молодцы! То ли звонкий, то ли потише,Кот - кота, год - года.Различим без труда.И в конец букву верно напишем. У. Найдите на полотне буквы, обозначающие эти звуки. Давайте поиграем в игру «Живая буква». Найдите в тетради и обведите эти буквы, а я обведу их в вагончике.

Смотреть что такое «парные согласные» в других словарях:

У. Каким же был волк в сказке «Три поросенка»? Из пластилина слепите эту пару согласных. 81. Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд. В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. Существуют парные согласные по глухости - звонкости: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С. Согласная стоит в слабой позиции в том случае, когда она находится в конце слова или перед глухой согласной.

Парные согласные в слабой позиции

Включение в урок. Актуализация знаний. Сегодня мы на уроке проведём исследование по проблеме “Правописание согласных в корне слова”. Но для изучения возьмём определённые слова на тему “Во саду ли, в огороде…”.

Дети, а что ещё интересного вы заметили с точки зрения букв парных согласных звуков, где они располагаются? Правильно. И мы это знаем из уроков по ОБЖ. Если не мыть фрукты, то можно заболеть, оказаться в больнице. Задание: надо изменить данные на слайде слова так, чтобы парный согласный в слове нужно было проверять. В середине слова, перед глухими согласными, как мы и предполагали в начале урока. – Давайте подберём к ним слова, следуя нашему правилу.

Классификация согласных.

Вы должны дополнить рассказ, записанный на слайде, словами из темы нашего урока “Во саду ли, в огороде…”. При этом выделяются пары звуков по звонкости и глухости, всегда звонкие (термин «сонорные» не вводится) и всегда глухие. Учитель обращает внимание учащихся на то, что звуки б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с образуют пары звуков из которых один звонкий, другой глухой. Аналогично учащиеся приходят и к выводу о том, что согласные х, ц, ч -непарные глухие.

Бесплатная помощь с домашними заданиями

Ученик I класса, оперируя фонетическими знаниями, объясняет написание слов с парными согласными следующим образом: «В слове флаг на конце слышу парный согласный звук,- значит, слово надо проверить. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков.

Наталья Киселёва,учитель ГОУ СОШ № 500 г. Москвы

51. Объясните по таблице, как можно проверить написание парных согласных. Буквы, которые в словах пишутся по правилам, называются орфограммами. 52. Объясните, нужно ли проверять и как проверить правописание пропущенных в словах орфограмм. У нас есть много людей, которые помогут Вам здесь Кроме того, мой последний вопрос был решен менее чем за 10 минут:D Во всяком случае, Вы можете просто войти и попробовать добавить свой вопрос.

Звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды. Подберите подходящие по смыслу имена существительные во множественном числе, в родительном падеже. Они относятся друг к другу по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Согласные звуки, которые образуются только при помощи шума, называются глухими.

Ведущая Василиса попросила повторить всё, что выучили ученики про согласные. Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. Но только теми, в которых парный согласный требует проверки, и написать их правильно, используя наше правило. Обозначение на письме какого согласного надо проверять в этих словах? У них буквы парных согласных звуков стоят в конце слова. – А какой частью речи являются слова-отгадки?

СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Для глухих и звонких согласных слабыми позициями оказываются позиции на конце слова или перед другими согласными.

На конце слова звонкие согласные становятся глухими, оглушаются. Столб мы произносим как стол[п], поход – как похо[т] , гараж – как гара[ш] . То же самое происходит и перед глухими согласными. Сказка читается как ска[с]ка , а лодка – как ло[т]ка.

С глухими согласными наоборот – перед звонкими они сами озвончаются. На месте фонемы С в слове просьба звучит [з ].

В какой же позиции удаётся увидеть настоящую фонему? Это позиция перед гласной или сонорными согласными (суперзвонкие звуки[ р,л, м, н, j ], в которых голоса больше, чем шума).

Подберём проверочные слова для наших слов: превратим столб в стол б ик, поход – в похо д ный , лодку – в ло д очку , а просьбу – в про с ить . Вот тогда мы и поймём, какую букву нужно записывать на месте слабой согласной, чтобы сохранить основной принцип русской орфографии – запись настоящей фонемы.

Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Рядом гласный подставляй!

Слабые и сильные позиции есть и у твёрдых и у мягких согласных . По законам русского языка, во многих случаях последующий мягкий согласный заставляет смягчаться предшествующий твёрдый. И твёрдому приходится уступать.

Вот, к примеру, слово мост . Все согласные в нём твёрдые. Но стоит измениться согласному т и превратиться в мягкий, как тут же смягчение распространяется и на соседний [с ] – мо[с’т’]ик . тот же процесс происходит и в парах слов лесной – ле[с’н’]ик, бант – ба[н’т’]ик . Люди по незнанию могут вставлять в этих случаях между двумя мягкими согласными мягкий знак. Делать этого не нужно, поскольку мягкость первого согласного – не настоящая, а приобретённая, «мягкость от соседа».

Бывают случаи, когда в слабых позициях фонемы вообще пропадают . Если рядом оказываются несколько согласных, то средний звук вообще не произносится. Прислушайтесь к словам местный, туристский, голландцы, праздничный . Все ли написанные буквы, отражающие фонемы, реально произносятся? Можно ли подобрать к этим словам такие, в которых фонемы оказались бы в сильной позиции (напоминаем, что главная из них – перед гласной)?

Мес т ный – мес т а, турис т ский – турис т ы, голлан д цы – голлан д ец, праз д ничный

Порой в словах встречается

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно вам…

Чтоб знать, как писать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

ТЕОРИЯ

Давайте вспомним парные согласные (по глухости-звонкости):

Парная согласная может быть в слабой и в сильной позиции.


СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ. Когда после парного согласного стоит гласная или сонорная согласная Л,М,Н,Р.

СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ (оглушение или озвончение): в конце слова или перед другим парным согласным.

ВЫВОД: Чтобы правильно написать в слове парную согласную в слабой позиции, нужно изменить слово так, чтобы парная согласная стала в сильную позицию.

ПОМНИ , что есть слова с непроверяемыми парными согласными. Например, ВДРУГ, ЗАВТРА, ЗАВТРАК... Эти слова можно найти в словаре .

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ.

1. В каком ряду верно «закончено» правило:
«Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …

1) чтобы на гласный падало ударение
2) чтобы после парного согласного стоял гласный
3) чтобы после парного согласного стоял гласный или согласные [н, р, л, м].
4) чтобы на согласный падало ударение.

2. Спиши слова. Подчеркни в словах парные согласные, которые стоят в сильной позиции двумя линиями (на двух ножках), а которые в слабой позиции - одной линией (на одной неустойчивой ножке).

Карапуз, книга, флажки, полоска, гриб, улыбнулся, метро, сугроб, площадка, указка, просьба, переход, самолёт, матрёшка, шланг, низкий, гладить, тетрадь, круг, мяч, шоколадка, парковка.

3. В каком ряду дана неверная характеристика звуку в слове «КОРЖ»

1) к - [к] – согласный, глухой, твердый
2) о - [о] – гласный, ударный
3) р - [р] – согласный, звонкий, твердый
4) ж - [ж] – согласный, звонкий, твердый

4. В каком ряду слово требует проверки:

1) крыжовник
2) жаба
3) пружина
4) кружки

5. В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:

1) ложка – ложечка
2) плюшка – плюшечка
3) прыжок – прыжки
4) клюв – клювик

6. В каком ряду допущена ошибка (найди слово, подчеркни, выпиши и докажи ошибку):

1) березка, слёзка, замазка

2) посатка, палатка, лопатка

3) сугроб, коробка, пробка
4) кровь, травка, булавка

7. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

Садово.. посадил молодые саженцы. Геоло.. открыл новое месторождение руды. Рыболо.. шёл довольный уловом. Лесору.. повалил огромное дерево. Сне., укутал верхушки деревье.. . На ветках берё.. появились серёжки. Сугро.. закрыл выход из избы.

8. Спиши, изменив в скобках слова, как надо написать по смыслу.

Спелый (плоды), овощной (огороды), коллективный (труды), огромный (города), тракторный (заводы), тяжёлый (труда), фруктовый (сады), огромный (пруды), зелёный (берега), ско¬шенный (луга), вкусный (пироги), горячий (утюги), огромные (сапоги).

9. Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

Русский солда.. (...) не знает прегра.. (...) . Наука хлеба не просит, сама хлеб.. (...) даёт. Наро.. (...) отдаёт свой голо.. (...) за депутата. Отря.. (...) солда.. (...) собрался в похо.. (...). Зелёный наря..(...) полей радует гла.. (...).

10.Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный.Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Флаги, пироги, платки, враги, берега, сапоги, луга, плуги, пруды, пруты, утюги, тапочки, хлеба, срубы, морозы, сторожа, лошади, труды, лесорубы

11. В каком ряду допущена ошибка:

1) б" б – п" п
2) з" з – с" с
3) ж" ж – ш" ш
4) д" д – т" т

12. Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

Работники сложили сено в большой (стога). У Волги правый (берега) крутой. Зимой (снега) глубокий - летом (хлеба) высо¬кий. На здании повесили красивый (флаги). Женщина набросила на плечи красивый (платки). У бабушки получился вкусный (пироги).

13.Спиши, вставляя пропущенную парную согласную. Проверяй слово устно.
Человек человеку бра… и дру.. . Мы с дедушкой пошли в сосновый ле.. по грибы. Моро… разри¬совал окна. Матро.. шагал по мостовой. Сегодня шёл дож…ь це¬лый день.

14.Измени данные слова, чтобы на конце был согласный. Подчеркни парные согласные в слабой позиции .

Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа.

15.Измени слова так, чтобы в слове появилась парная согласная в слабой позиции. Подчеркни эти парные согласные.

Дороженька, тетрадочка, сторожечка, чашечка, пряжечка, берёзонька, кошечка, книжечка, подруженька, скрипочка, ложечка, поварёшечка, дороженька, подушечка, фуражечка, сказочка, игрушечка, булавочка, шапочка, кружечка.

16.Спиши, вставив пропущенные буквы. Подчеркни парные согласные в слабой позиции .

Коля сла… после болезни. Кошка точила ко..ти. У кота Мурзика болит ла..ка. У Кати на глазах показались слё..ки. Лё..кий ветерок пробежал по верху..кам деревьев. У Муськи мя..кая шёрс.ка. Маша надела лё..кую соломенную шля..ку. Голу..ка громко ворковала на крыше дома.

17. Спиши, вставив пропущенные буквы. Сначала напиши проверочные слова в скобках. Подчеркни парные согласные в слабой позиции .

Рыбак поймал удочкой маленькую (...) ры..ку. (...) Голу..ка громко воркует. Выросла (...) ре..ка большая-пребольшая. Насте! купили меховую (...) шу..ку. Красная (...) шля..ка, белая (...)] но..ка, стоит у (...) доро..ки, постоит (...) немнс.ко, попадет! в (...) луко..ко. В лесу началась (...)ру..ка (...)дро...

18.Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни парные согласные в слабой позиции .

Собака - друг человека, а волк -... . Железо тяжёлое, а пух.... Река широкая, а ручей.... Чеснок горький, а яблоко.... Кисель густой, а суп... . Камень тяжёлый, а известняк... . Дом высокий, а сарай.... Мальчик смелый, а девочка. Дождь частый, а гром..

19.Спиши, вставив пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные в слабой позиции .

Юля связала сестре варе..ки. Бра. катался на коньках по скользкому льду. Гле… упал в сугро.. . Сне.. шёл всю ночь. Дворни… разгребал сугро.. . Лёд был кре...кий. На горе рос великолепный са.. .

20. Прочитай. Найди ошибки. Исправь ошибки, напиши правильно. Подчеркни парные согласные в слабой позиции .

Прозрачный лёт, больной зуп, длинный клюф, острый нош, песчаный берег, сильный морос.

21.Спиши, вставь парные согласные, напиши проверочные. Подчеркни парные согласные в слабой позиции .

Отработать правило помогут тексты для списывания или записи в качестве диктанта. Грамматическое задание после текста: подчеркнуть парные согласные в слабой позиции и подобрать проверочное слово.

Диктанты с правописанием парных согласных на конце слова

Существуют парные согласные по глухости - звонкости: Б -П, В-Ф, Г -К, Д -Т, Ж -Ш, 3-С. Согласная стоит в слабой позиции в том случае, когда она находится на конце слова. Например: пруд. Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная. Например: пруд - прудик.

Мороз. Старый вяз завяз в снегу. Снег лежит на ветвях берёз. Одна ветвь легла вниз на снег. Вот дуб. Какой крепыш! Под дубом сугроб. Там спит медведь. (27)

Большой пруд зимой не замерзает. Сюда вливается тёплая вода из труб. На пруду живут дикие утки. Они редко выходят на берег. (21)

Август. Тихий пруд. Зацветает лотос. Он зачастую растёт в иле. Но грязь не пристаёт к лотосу. До вечера Марк и Олег не покидают берег водоёма. Но чудесный цветок чарует зрителей только три дня. (32)

Вот луг. На лугу живёт крот. Крот заполз под куст. Он роет вниз проход под землю. Вот прополз жирный червь. Крот рад. Обед будет хорош. У каждого свой вкус. (28)

Климат здесь суров. Вечный холод. Скрип снега. Глушь. Кругом один лёд и снег. Пробирает дрожь. Язык ледника спустился к морю. Стволики карликовых берёз толщиной с карандаш. Продрог и озяб стволик. Стоит малыш в моховой шубке уже много десятков лет. (28)

Вот луг. На лугу мак. Мак красив. Около луга пруд. Гладь воды как зеркало. Как хорош наш пруд! Левый берег крут. Там много ив. Ветвь ивы смотрит вниз. (28)

В Киев приехал цирк. Вот лев и жираф. В Киеве холод. Нужно много дров. Дядя Яков пошёл на телеграф. Пришлите дров. (21)

День сегодня хорош. Мы снимаем обувь и шагаем на пляж. Тропка идёт вниз. Начался прилив. Волны хлещут о берег. Но берег крут. Здесь обрыв. На волнах качается плот. На нём сидят Стас и Олег. Они ждут нас. (37)

Мы назвали котёнка Лев. Малыш всегда готов играть. То залезет на шкаф. То спрячется в обувь. Вчера брат отвёз его в Ростов. (22)

Это наш колхоз. Весной там идёт сев. Люди сеют хлеб. Без хлеба будет холод и голод. Худ обед, когда хлеба нет. Это знает каждый малыш. Осенью наш шофёр Стас отвёз хлеб в город. (33)

Мороз. Идёт снег. Снег, словно плед, укрыл наш сад. У крыльца большой сугроб. Наш малыш Олег бежит на пруд. Там уже лёд. В пруду прорубь. Хорош улов у рыбаков! (29)

Глеб плачет. Сильно болит зуб. Глеба бьёт озноб. У мальчика горячий лоб. Глеб надевает тулуп и идёт к врачу. Доктор Архип лечит больной зуб. Скоро Глеб сможет есть суп и хлеб. (31)

Мы пришли на пляж. Вдруг раздался визг. У Маши испуг. Из глаз потек поток слёз. Это на берег выполз крепыш краб. Малыш чудо как красив. Какой карапуз! Скоро краб уполз. (30)

Влад пришёл на обрыв. Мальчик смотрит вниз. С обрыва виден наш город Азов. В порт прибыл корабль. На его мачте флаг. Флаг красив. Открылся шлюз. Это баржа везёт груз на завод. (31)

Марат - брат Давида. Мальчики пошли в поход. Набрали много ягод. Полил дождь. Посыпал град. Марат и Давид бегут назад. Вот мост. За ним сад. Вот и родной кров. (28)

Это зимний луг. Его укрыл снег. Снег глубок. Это чей след? Чудесная цепь следов ведёт в лес. Это след зайца. Малыш красив, но пуглив. Зайчик спрятался за сугроб. (28)

Вот кот. Он усат. Ему скоро год. Кот вскочил на кровать. Увидел портрет. Распушил хвост. Прыг назад! Через порог выскочил в сад. В саду много ягод. Кот побежал на огород. Там дрозд. Улетай, дрозд! (34)

Зима. Время лесных снов. Лес озяб. Уже давно у берёз и лип облетели листочки. Голый стоит вяз. Только дуб пока оставил себе один лист. Бедный лист уже продрог на ветру. (30)

Мальчики Олег и Денис вышли на поле. Там Денис лёг в стог сена. А Олег бежит на пруд. Берег пруда крут. Олег полез вниз. Вот плот. Мальчик взял прут и зацепил плот. (32)

Мельник Антип вёз хлеб в Ростов. Груз тяжёл. Мы слышим скрип колёс. Воз полз вниз. Спуск крут. Рядом откос. Вот мост. Другой берег полог. От моста отходят пять дорог. (29)

Олег ловил рыбу. Зашуршал камыш. Это на берег выполз малыш уж. Как он хорош! Уж издал легкий шип и уполз в куст. Олег рад. Он хочет написать рассказ про ужа. Рассказ вызовет интерес у ребят. (35)

Денис и Влад пошли в лес. Воздух чист и свеж. Слышен каждый звук. Вот на рябину сел дрозд поклевать ягод. Дрозд будет сыт. Мальчики идут вглубь леса. Вот груздь. На широких пнях много опят. Сегодня будет вкусный обед. (38)

Сентябрь. Часто идёт дождь. На улице много луж. Птицы улетели на юг. С полей собрали морковь, редис. На лугу уже не слышен аромат трав. Скоро ударит первый мороз. (28)

Школьник Глеб шёл через лес. Вокруг ни души. Вдруг Глеб услышал крик. Это кричал дрозд. В кустах зашипел ёж. Мальчика охватил испуг. Он перешёл на бег. Глеб бежит со всех ног. (31)

Ёж залез в куст роз. Он нашёл приют среди трав. Вокруг много мышиных гнёзд. Ёж рад. Вдруг из земли вылез крот. Ёж зашипел. Крот уполз назад. (26)

Глеб и Влад пришли в зоопарк. Как красив хвост павлина! А вот морж. Вон медведь лижет мёд. К нему в клетку влез голубь. Глядит на нас сверху вниз жираф. У него грустный взгляд. Дать ему хлеб? Нельзя. Скоро жирафу принесут обед. (41)

Много лет назад смастерил человек воз и впряг в него лошадь. Принёс человек на воз разную кладь. Тащился воз по дороге. Полз, полз и увяз. Ведь то грязь, то ухаб. Даже бык не вытянет. Придумали поставить воз на рельсы. Так появился первый поезд. (44)

Есть под Москвой конный завод. Двести лет назад здесь вывели орловскую лошадь. Красив и вынослив орловский рысак. У него лёгкий бег. Шерсть блестит на солнышке. У этого коня добрый нрав. Один взгляд на его мощный вид вызывает восхищение. (38)

Стоял март. Везде грязь. Снег тает. Мой брат Глеб побежал на пруд. Там большая прорубь. Малыш хотел подойти к ней. Он шагнул на тонкий лёд. Шаг, ещё шаг. Глеб услышал треск. Упал Глеб в прорубь. Чудом малыш вылез на берег. Какой холод! Глеб продрог. Мальчик сильно замёрз. (47)

Лежит в листьях яичко. Скоро ли покажется клюв птички? Появилась в яичке дырочка. Выполз из неё малыш длиной с карандаш. На затылке два белых пятна. Да это уж! И только глаза, как у птички. Высунул уж язык, зашипел и пополз. Будто всю жизнь ползал. Скоро малыш исчез в листве. (50)

Скачет по земле клок ваты. Открыли все воробьи клювы от удивления. Вот клок ваты вспорхнул и уселся на дуб. Потом полетел прямиком на столб. Ослеп он что ли? Тут вывалился из клочка ваты воробей. Это не сама вата летала. Это воробей её тащил. Ухватил клок больше себя ростом. Один хвост из ваты торчал. (53)

Диктанты с парными согласными в слабой позиции в середине слова

Существуют согласные, парные по глухости - звонкости: Б -П, В-Ф, Г -К,Ц -Т, Ж -Ш. Согласная стоит в слабой позиции в том случае, когда она находится на конце слова или перед глухой согласной. Например: дуб, дубки. Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная. Например: дуб, дубки - дубок.

Пёс Барбос залез в пруд. Его лапки попали в вязкую грязь. Через низкий камыш Барбос вылез на берег. Его шёрстка стала гладкой и скользкой. (24)

Эти рыбы похожи на лёгкую парусную лодку. Чудеса! У парусника большой плавник на спине. Рыбка выставляет его из воды. Ветер гонит рыбку вперёд. (22)

Это дерево легко узнать. Кора на его стволе белая. Потрогай кору ладошкой. Кора гладкая. У берёзки гибкие ветки с красивыми листочками и серёжками. (23)

Час назад выпал первый снег. Ударил крепкий мороз. Лужи покрылись хрупким и скользким ледком. Игорь надел тёплую обувь и куртку. Не забыл варежки. Вот шапка и шарф. Мальчик пойдёт в лес. (35)

В чулане мышки грызут сладкий пирог. Кошка Туська слышит зверьков. Острые ушки киски очень чуткие. У неё лёгкая походка и мягкие лапки с острыми коготками. Мыши спаслись бегством. (28)

На площадке перед нашим домом стоит низкая берёзка. Вот на ветку деревца села маленькая пташка. Пичужка вертела головкой и смотрела вокруг. У неё красивые чёрные глазки. (26)

Девочка Саша налила в блюдце из большой чашки молочко для кошки Мурки. Киска спала на подушке. Она учуяла пишу. Ловким прыжком Мурка спустилась с лавки. (25)

Малыши Оля и Гоша взяли тяпку и лопатку. Они пришли на огород. Там Гоша начал рыть канавки между грядками с душистым горошком. А Оля полола сорную травку вокруг сладкой репки. (30)

Лёгкий мягкий снежок замёл дорожки. В такую погоду снег не липкий. Нельзя лепить снежки. Ваня Дубков надел меховую шапку, пальто, повязал шарф, схватил варежки и выбежал на крыльцо. Там его ждёт Костя Ложкин. Мальчики взяли салазки и ловко вбежали на горку. (41)

Сеня Кошкин и Артур Снежков идут в лес. По сторонам узкой дорожки толпятся берёзки и липки. Вот дятел ловко цепляется цепкими когтями за кору дубка. В лесу на каждом шагу загадка. Под деревьями лежат пустые шишки, скорлупки. Кто грыз орешки? Это плутовка белочка! (43)

Вот наш огород. Грядки с морковкой, репкой и редиской заросли травкой. Идёт дождь, в канавках течёт вода. На узкой дорожке уже пять луж. Из лужи смотрит прыткая скользкая лягушка. Погладь квакушку! Ловким прыжком малышка перепрыгнула через загородку. (37)

Бабушка налила в кувшин сливки. В миску положила сладкие плюшки и пирожки с картошкой. Наш кот Васька плут. Прыг с печки вниз на лавку. Хвост чуть дрожит. Но пёс Зенит сторожит наш обед. Он хороший сторож. (36)

Мороз. Красив зимний наряд леса. На ветках берёз лежит снег. Он сверкает, как алмаз. Гладь пруда покрыл хрупкий лёд. Зябко липкам. Ветер качает их замёрзшие ветки. Раздался хруст снега. Слышен каждый шаг. Это идёт лось. Он красив. У этого животного добрый взгляд. (42)

Игорь Рыбкин встал рано. Малыш заправил кроватку, сделал зарядку и почистил зубки. На завтрак - кашка и сладкий чай. Потом побежал на детскую площадку. Игорь играл в прятки и в лошадки. Вечером Игорь уложил в кроватку мишку. Это его любимая мягкая игрушка. (41)

У Сони Мишкиной живёт котёнок. Шерсть мягкая, гладкая. Когти острые. Сам рыжий, ушки белые, глазки зелёные. Назвали котёнка Пушком. Однажды бабушка вязала варежки и задремала. Пушок побежал за клубком, загнал его под шкаф, залез туда сам и жалобно пищал. (39)

Любит медведь сладкий мёд. Но пчёлы медком мишку не угощают. Раз залез медвежонок на пчельник. Залез лапой в улей. Пчёлы ужалили мишку в нос. У бедняжки град слёз из глаз. Шёрстка дыбом поднялась. Побежал малыш в лес. Только пятки сверкали. (40)

Мороз. Лёня Чашкин и Миша Сапожков идут в лес. Мальчики повесили на ёлку кормушку. В ней ягодки рябины и крошки. Пташкам зимой страшен не холод, а голод. Зайцам вниз под ёлку положили сладкую морковку и крепкую капустку. (37)

Лошадка бежит по узкой дорожке. Она везёт повозку. Скользко! Легко бежит повозка по гладкому снежку. Лошадка немножко устала. Тяжко бедняжке. Вот и избушка. На крыльцо выбежали ребятишки. Это Дед Мороз привёз игрушки детишкам на Новый год. (35)

Школьник Денис Кукушкин подошёл к близкому леску. Вот опушка. Как красив дуб! Мальчик залез на верхушку и достал жёлудь. Он слегка порвал куртку о ветку. Потом Денис слез вниз. Он спрыгнул в мягкую травку и по тропке пошёл в чащу. (40)

Снег укрыл все дорожки и тропки. Мороз затянул скользким ледком пруд. Легко и ловко мчатся мальчишки по гладкому льду. Они играют в снежки. Весело звучат детские голоса. Но вот подул резкий ветер. Пора домой. (34)

Мы идём вниз по узкой тропке в лес. Слышен аромат трав. Воздух чист и свеж. По веткам скачет робкая белочка. Вот в дупле дубка её детки. Один малыш высунул головку и посмотрел на нас чёрными глазками. (36)

Мой брат поехал в город Мурманск. Поездка была нелёгкой. Но вот поезд прибыл в Мурманск. Вдруг брат услышал писк и посмотрел вниз. Это киска! У неё замёрз нос и хвост. Лапки окоченели. Брат надел на ножки киски варежки. Теперь у киски новая одёжка! (43)

Пиши аккуратно в тетрадке. Буквы ставь в ряд, а не вкривь и вкось. Почерк должен быть красив. Пропустил слог? Возьми карандаш и исправь ошибку. Уже написано много слов. Поставь в них знак ударения. (33)

Мой брат Влад - рыбак. К берегу плывёт лодка. Гребцы устали. Тяжкий труд! Но рыбаки молодцы. Сегодня улов богат. Одна прыткая рыбка прыг за борт! Какая ловкая! Грузовик отвёз рыбу в город. Из мелкой рыбёшки мы сварим уху. Рыбка мелка, да уха сладка! (42)

Я перешёл по узкой доске топкое болотце и углубился в лес. Летом в лесу были мошки, букашки, на ветках чирикали пичужки. Сейчас мошек нет, пташек мало. Осенние заморозки сделали жидкую грязь на дорожках вязкой. Пруд у опушки покрыт хрупким ледком. В ветхой сторожке сторож топит печку. У крылечка стоит целая тележка дров.(52)

Заяц залез в огород за морковкой. Потом он сел под куст и стал грызть кочерыжку. Вдруг из утреннего тумана появился пёс Пушок. Заяц прошмыгнул сквозь гибкие ветки. Ему удалось проползти под низкой решёткой и добежать до близкого леска. Пёс побежал за ним по скользкой тропке через овраг. На опушке у дубка зверёк встал. Пёс потерял след на дне овражка. (59)

Соседская кошка Мурка пробралась сквозь гибкие ветки орешника на наш участок. Она хотела заползти в узкую канавку между грядками с морковкой и подкараулить пташку. У кошки чудесная гладкая шёрстка, чуткие ушки и узкие зоркие глазки. Ловким прыжком бросится хищник на робкую пичужку. Выпустит цепкие когти. Схватит острыми зубками лёгкие крылышки. Мы прогоняем кошку. (51)

Ночью был дождь. Дорожки и тропки стали вязкими. Их покрывает жидкая грязь и охапки скользких листьев. Редкие пташки собирают крошки во дворе. Исчезают уже мошки и букашки. Из низкой беседки вышла кошка с узкими глазками и чуткими ушками. Она хочет аккуратно подползти к пичужкам. Робкие пичужки взмахнули крылышками и перелетели на низкие ветки. (55)

Я с друзьями и младшим братишкой играю в прятки в осеннем лесу. Илья у ветхой лавки на площадке считает до ста. Денис прячется в низкой беседке. Я залез на берёзку. Мой брат Миша сел за охапкой листьев. Антон встал за ветками стройной липки. Кирилл убежал по тропке к овражку. Олег влез на дуб с большим дуплом. (56)

Моя младшая сестра Катя сидела в беседке. Она читала книжку со сказками. Но вот подул резкий осенний ветер. Кате стало зябко. Она вложила закладку и пошла по аллее к дому. На детской площадке было скользко. Вот ловкая кошка прыжками пробежала по тропке. Она ловила пташек. Но они перелетели на низкие ветки берёзки. (53)

На полянке кучки рыхлой земли. Они похожи на маленькие грядки. На кучках торчат берёзки ростом со спичку. Чьи это грядки? Кто их копает? Вот зашевелилась травка. Вдруг из земли показались широкие лапки с когтями. Потом появился мокрый нос. Наружу вылез крот. Вот кто рыхлит землю! Скоро вырастут здесь берёзки да липки. (51)

На берегу ручья в траве лежит змея. Это уж. Уж умеет хорошо плавать. Его тело свилось в кольцо и застыло. Уж ждал добычу. Вдруг он сделал резкий выпад. В его пасти я заметил лягушку. (34)

Пробил дятел в коре клёна дырочку. Какой сладкий сок! Улетел дятел. Прилетели на угощение две мухи и бабочка. Муравей приполз. Комар увяз ножками в патоке. Все сладкий сок сосут. Вдруг опять дятел появился. Все гости разбежались. (36)

Малёк камбалы похож на обычную рыбку. Только он лежит на дне на боку. Одним глазком может смотреть вверх, а другим вниз. Но затем нижний глаз придвигается к верхнему. Так глаза оказались на одном боку. Зато оба глаза видят море. (39)

У рыбки-прилипалы плавник на спине превратился в присоску. Прилипала часто помогает рыбакам. Рыбаки прикрепляют леску к хвосту рыбки и бросают к черепахе. Рыба прилипает к черепашьему панцирю. Тогда её Начинают тихонько тянуть к лодке вместе с черепахой. (37)

Затянул водную гладь прудов ковёр ряски. Народ зовёт её лягушачьей дерюжкой. Ряска хорошо очищает воду. Гуси и утки охотно едят ряску. Её можно есть и людям. Салат из неё похож по вкусу на обычный листовой салат. Но есть ряску лучше со сметаной. (42)

Много грибов в лесу. Под берёзками и осинками свои грибки. Они называются подберёзовики и подосиновики. Но подберёзовик может расти и далеко от берёзки. А вот подосиновик крепко связан с осиной. Красный гриб подосиновик очень стройный. Красивы его шляпка и ножка. (40)

Часто раздаётся стук в лесу. Это дятел строит гнездо. Дятел долбит своим крепким носом мягкое дерево. Птенцы дятла растут на гладком дне гнезда. От этого у них мозоли на пятках. Птенчики ловко цепляются за стенки острыми когтями и вылезают из гнезд. (41)

Летом Миша Картошкин приехал на дачу. На участке вокруг дома стоят берёзки, липки и другие деревца. На ветках щебечут пташки. Пичужки сейчас выводят птенчиков. А вот и огород. На грядках растёт лук, чеснок, морковка, репка, редиска, петрушка, укроп, картошка и кочаны капустки. (42)

Наступила холодная погода. А рыженькая лисичка с белым брюшком вышла на охоту. Она мышкует. Легла на брюшко, чуткие ушки торчат. Вдруг вскинулась лиска на дыбки. Рванула когтями - полетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пасть и поймала мышку на лету. (38)

Лето. На низких кустах появились глазки цветов земляники. Много ягод созревает на порубках. Порубки - места вырубки сосен или елей. Земляника - самая сладкая и душистая ягодка русского леса. Стоят на солнечной опушке заветные кустики и радуют взгляд. (36)

Сегодня лёгкий мороз. Я вышел погулять и залез в наш овраг. Снег в овраге глубок. Его покрывает хрупкий наст. Вот огромный сугроб. Он почти накрыл небольшое деревце. На дне оврага крепкий лёд. Это замёрз ручеёк. Мне снег попал в сапог и в варежки. Я не хочу мёрзнуть и тру ладошки друг о друга. (52)

Принесли мне дети выпавших из гнезда слепых бельчат. Знакомство с ними началось с соски и молока. Скоро у малышей открылись глазки. Надо бельчатам когти укреплять? Стали детки обои обдирать. Надо зубки точить? Один малыш отгрыз углы у мебели. Другой сервиз на пол сбросил. Назвал я их Цок и Цока. (49)

Начался листопад. Листва покрыла дорожки и тропки. Робкие мышки шуршат в траве. Вот под липкой появился скользкий уж. Он хотел проползти через овраг к близкому болотцу. Резкий ветер гнёт гибкие ветки. Пташка с цепкими коготками добралась до дупла большого дуба. Она смотрит вниз. Ловкая кошка с узкими глазками глядит на неё. Резкий стук отвлекает кошку. Это шишка упала на гладкий пенёк. (58)

Мы пошли в осенний лес. Наш путь лежит вниз по аллее через овраг к близкому пастбищу. На опушке нас встречает большой дуб. Я подбираю гладкий скользкий жёлудь. В овраге растут низкие липки и берёзки. Мы слышим аромат трав. Раздался резкий хруст. Это Денис случайно сломал ветку. Он поднял её и сделал гибкий прут. Стал накрапывать редкий дождь. Каждый из нас открыл зонт. (59)

Сегодня с утра были заморозки. Редкий дождь легко стучал по голым веткам. Я должен отнести лукошко с пирожками и картошкой деду в сторожку. Я пошёл по дорожке к леску. Потом перешёл топкое болотце по узким доскам. Вязкая жидкая глина уже покрылась хрупким ледком. Вот ветхий мост через овраг, а за ним опушка. Оттуда близко и до сторожки. (60)

Утром в субботу Анна выглянула в окошко. Резкий ветер гонит листья. На ветках трепещут остатки листвы. Мошки и букашки давно спрятались. На берёзках и липках во дворе сидят редкие пташки. На дорожке появилась робкая кошка с серой шёрсткой. Анна вынесла молоко в миске и жидкую кашку на блюдце. (50)

Ранней осенью, в субботний денёк пошли мы в лес. Я собирал сыроежки и другие грибки в лукошко. Младшая сестра нашла сладкие ягодки. Пёс Амур катался по мягкой травке. Было весело смотреть на его ловкие прыжки. Вот и опушка. Под дубками есть болотце с лягушками. Квакушки ловят редких в эту пору насекомых. Мошки и букашки попадают лягушкам в рот на обед. (60)

На территории нашего участка есть несколько грядок. Осенним субботним деньком мы взяли лопатки и стали собирать урожай. Вот редька с морковкой. Как удалась сладкая репка! А вон редиска. На этой грядке летом была шикарная петрушка. Робкая пичужка глядит на нас с низкой ветки. Наш пёс Барбос лает на пташку. Я ласкаю его гладкую шёрстку. (52)

Листопад подошёл к концу. Осенние краски поблёкли. На гладкой дорожке лежат скользкие охапки листьев. Гибкие низкие ветки мешают нам пройти к беседке. А вот и пруд. Утренние заморозки сковали его хрупким ледком. На островке стоит берёзка без листьев. На бережке лежит старая лодка. Идёт редкий дождь. Слышится лёгкий стук капель. (50)

Близко осенние заморозки. Пора собирать урожай. Дедушка позвал нас в огород. Денис набрал на грядке горстку сладкой редиски. Я сорвал репку и редьку. Маша взяла себе морковку. Тут в узкой канавке между грядками мелькнула робкая мышка. А вот лёгкая пичужка прыжками проскакала по тропке. Пташка взмахнула крылышками и ловко села на низкую ветку. (53)

Осень уже давно одела деревья в жёлтые рубашки. Все дорожки и тропки в садах и аллеях покрылись чудными красочными островками. Но большая часть листьев ещё держится на ветках. Утром часто бывают заморозки. Днём по небу плывут чумазые низкие тучи. Редко проглядывает голубое небо с лёгкими белыми облачками. На прогулку я надеваю под куртку безрукавку. Сестрёнка гуляет в сапожках. (53)

На краю поляны стоит берёзка. Рядом с ней детская площадка. Мягкая травка под деревцем уже покрыта опавшими листьями. Я аккуратно присел на низкий гладкий пенёк и любуюсь берёзкой. Вот среди опавших листьев прошуршала мышка. На ветку села лёгкая птичка. На узкой тропке появляется кошка. Дует резкий ветер. Погода портится. Быстрой походкой я дохожу до решётки сада. (55)

Лёгкий мороз. Мягкий снег замёл тропки и дорожки. Наш сад побелел. Деревца нарядились в белые шубки. Я вышел погулять и залез в наш овраг. Снег в овраге покрыл хрупкий наст. На дне оврага крепкий лёд. Это замёрз ручеёк. Сугроб накрыл куст. Мне снег попал в сапог и в варежки. Я промёрз и тру ладошки. Мои друзья бегут на пруд. Робко заходят на скользкий лёд ребятишки. Маленькая Маша упала и ушибла ножку. Чуткие друзья помогли малышке встать. (76)

На краю поляны стоит берёзка. Рядом с ней детская площадка. Последние дни часто бывали заморозки. Мягкая травка под деревцем теперь покрыта опавшими листьями. Я аккуратно присел на низкий гладкий пенёк и любуюсь берёзкой. Вот среди хрупких опавших листьев прошуршала мышка. На ветку села лёгкая птичка. На узкой тропке появилась кошка Мурка. У кошки гладкая шерсть, зелёные глазки. Сама кошка рыжая, а грудка и лапки белые. Она ловко поточила цепкие когти об деревце и побежала по дорожке. Подул резкий ветер. Быстрой походкой я дохожу до решётки сада и продолжаю свой путь на пастбище. (90)

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...