«Система работы по профилактике и предупреждению правонарушений среди учащихся» презентация к уроку на тему. Профилактика правонарушений в школе презентация к уроку на тему Шаблоны для презентаций powerpoint профилактика правонарушений
«Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних» Ковган А.В. общественный инспектор по охране прав детства МКОУ Останинской ОШ «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общест- венно- значимой и творческой активности, вос- питания у них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности….» - «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общест- венно- значимой и творческой активности, вос- питания у них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности….» - декларирует ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» Любое преступное поведение несовершеннолетнего является следствием социальной дезадаптации (отклонения в поведении)
- Любое преступное поведение несовершеннолетнего является следствием социальной дезадаптации (отклонения в поведении)
- Проступки ;
- Преступления (самые тяжелые правонарушения).
- Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
- выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм;
- изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности;
- своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста;
- использование возможностей ученического самоуправления;
- вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.
- неодобряемое поведение
- порицаемое поведение
- девиантное поведение
- предпреступное поведение
- противоправное или преступное поведение
- Уклонение от учебы вследствие:
- Низкая общественно-трудовая активность:
- Негативизм в оценке действительности.
- Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым
- Отношение к воспитательным мероприятиям:
- Неблагоприятные условия семейного воспитания.
- Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей
- Гиперопека.
- Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка.
- Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.
- осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и других;
- оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам группы риска;
- консультативная помощь родителям или лицам, их заменяющим
Мероприятия |
Исполнители |
Срок исполнения |
|
Выявление семьи и детей группы социального риска |
Общественный инспектор |
||
Выявление детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством и другой противоправной деятельностью |
Общественный инспектор |
В течение года (запросы не реже одного раза в месяц) |
|
Выявление учащихся, длительное время не посещающих школу, принятие мер по возвращению их в школу |
Общественный инспектор, классные руководители |
По факту пропуска занятий |
|
Проведение заседаний педагогического совета по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Общественный инспектор |
По отдельному плану (не реже 4 раз в год) |
|
Проведение семинаров с классными руководителями по проблемам безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. |
И.о. вожатый |
По отдельному плану (не реже 2 раз в год) |
|
Активизация работы по пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних (разработка тематику лекций, бесед по пропаганде правовых знаний, проведение месячников, иные мероприятия по пропаганде правовых знаний и т.д.) |
И.о. вожатый, общественный инспектор, участковый полиции, классные руководители |
В течение года (ежемесячно) |
… Дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг...
А. Фурутана, «Отцы, матери, дети»
Cлайд 1
АР Крым Красноперекопский УВК «школа-УПК» МО классных руководителей Октябрь 2010 «Система работы школы по профилактике и предупреждению правонарушений среди учащихся» САВЧЕНКО С.В заместитель директора про ВРCлайд 2
Любое преступное поведение несовершеннолетнего является следствием социальной дезадаптации (отклонения в поведении)Cлайд 3
физические психические педагогические социальные болезни нарушения зрения, слуха нарушения опорно-двигательного аппарата задержка психического развития умственная отсталость нарушения речи нарушения эмоционально-волевой сферы одаренностьCлайд 4
Причины социальной дезадаптации несовершеннолетних (в порядке приоритетности) Дисгармоничная семья Личностные особенности ребенка (заболевания, характер, темперамент, психические отклонения) Школьная дезадаптация подростка Асоциально - ориентированное неформальное окружение сверстников Социально - демографические проблемыCлайд 5
Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.Cлайд 6
Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей, - школа. Имеет значение стиль работы. Важное значение имеет подготовка учителей для работы с детьми имеющие девиации. Практика показывает, что учителя часто не имеют социально-педагогической подготовки. Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами - психологами, социальными педагогами. 1. Авторитарный характер Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка. 2. Либеральный характер Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. 3. Вся работа направлена на усвоение знаний; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.Cлайд 7
Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своих потребностей в развитии. Следствием этого являются: Трудности во взаимоотношениях с родителями Уход из семьи Поиск и нахождение людей которые «дают » возможность реализовать свои потребности в развитии (молодежные движения- готы, эму, религиозные секты) Эксперименты с наркотиками и ПАВ (нет навыков умения справляться с жизненными ситуациями, умения радоваться жизни, отсутствие защищенности, уверенности)Cлайд 8
Проявления в поведении оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, мелкие кражи, вымогательство, распространение и продажа наркотиков демонстрация, агрессия, вызов, отклонение от учебы; уходы из дома бродяжничество, пьянство и алкоголизм; ранняя наркотизация; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.Cлайд 9
Подросток, у которого сформированы правосознание и нравственная культура, не пополняет ряды правонарушителейCлайд 10
Cлайд 11
Задачи школы по профилактике предупреждению правонарушений своевременное выявление неблагополучных семей, оказание социальной помощи семьям; раннее выявление детей «группы риска» и проведение работы сними на индивидуальном уровне; формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска»; Правовое просвещение через систему мероприятий; организация досуговой деятельности подростков, для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков; профориентация и трудовое устройство;Cлайд 12
Cлайд 13
Cлайд 14
Cлайд 15
Cлайд 16
Cлайд 17
Работа социально- психологической службы по направлению «Профилактика правонарушений учащихся» Формирование ЗОЖCлайд 18
Cлайд 19
Основными направлениями в работе педагогов являются: изучение положения ребенка в окружающей социальной микросреде; выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонности и способности; определение уровня обучаемости; изучение состояние физического здоровья ребенка; установление степени искажений духовных потребностей; изучение основных ценностных ориентиров школьника.Cлайд 20
изучение школьной документации запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних. беседа, опрос мнений наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье методы педагогической диагностики методы самоизучения и самооценки (анкетирование, тестирование, сочинения, игры на самопознание) психологический диагностический комплекс Методы раннего выявления детей группы риска изучения:Cлайд 21
Во-первых, изучение школьной документации и запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних. Во-вторых, беседы с учителями, учащимися, родителями, соседями, опросы мнений. В-третьих, проведение педагогической диагностики: Методика определения уровня воспитанности классного коллектива (Н.П.Капустина); Самоуправление в классном коллективе (методика М.И.Рожкова); Методика изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожкова); Социометрия. Комплексная методика«Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу и изводят учителей?»
/Сократ 5 век до н.э./
Кто-то, когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена без дверей, без окон.
Вот они, главные истины эти:
«Поздно заметили» «Поздно учли»
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
Подростки решают судьбы
Серьёзных взрослых людей.
В своих одиноких прогулках,
В компании шумной своей.
Они намечают цели,
Они выбирают пути
От этого выбора взрослым
Порой никуда не уйти.
/Валентин Берестов/
Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся
это система
социальных, правовых, педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с учащимися и семьями, находящимися в социально – опасном положении.
- Закон Об образовании в РФ
- Закон Об образовании Пермского края
- Устав школы
- Семейный кодекс РФ. Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
- Закон Пермского края «О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае» от 19 июня 2014 года
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон Пермского края N 844-ПК «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию»
- Постановление КДН ПК № 7 от 14.07.2014 г.
«Об утверждении порядков межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия, по работе с несовершеннолетними, совершившими общественно опасные деяния, преступления, регламентов проведения субъектами профилактики профилактических мероприятий с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, а также снятыми с учета социально опасного положения»
- Приказы управления образования, направленные на повышение эффективности профилактической работы в образовательных учреждениях
- Положение о педагогическом консилиуме
- Положение о совете профилактики
- Положение о конфликтной комиссии
- Положение о школьной службе примирения
- Положение об Управляющем Совете
- Положение о ШСП
ФЗ №120 от 24.06.1993г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» В компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:
- 1) Оказание социально – психологической помощи и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
- 2) Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
- 3) Выявление семей, находящихся в социально – опасном положении;
- 4) Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- 5)Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.
Работа с родителями
Профилактическая работа
Социально-педагогическая служба
Организация досуговой деятельности
Правовой всеобуч
Кружки, секции, дополнительное образование
Совет по профилактике правонарушений
Изучение конвенции о правах ребенка
Работа с детьми девиантного поведения
Посещение на дому РК, кл. руководителем,
социальным педагогом инспектором ПДН
Консультации для родителей, кл. руководителей, учителей
Работа по выполнению прав и обязанностей учащихся школы
Беседы «Здоровый образ жизни »
Проведение вечеров, дискотек
Консультации, беседы, родительские собрания
Тематические классные часы
Организация каникул
Оказание помощи в сложной жизненной ситуации
Беседы с инспектором ПДН
Взаимодействия с врачом
Работа органов ученического самоуправления
Взаимодействие субъектов профилактики
внутри школы
Директор
Заместитель директора по ВР
Заместитель директора по УВР
Социальный
предметники
Классные
руководители
Ученик
Семья
Педагоги
дополнительного
образования
Виды наблюдения
Работа в школьном коллективе
включенное
Работа с семьей
Работа в социуме
систематическое
Социальный педагог
Организационная деятельность
Диагностика деятельности
несистематическое
Охранно-защитная деятельность
Предупредительно-профилактическая деятельность
Работа с трудновоспиту-емыми детьми
ситуативное
анкетирование
интервью
убеждения
Коррекция развития
тестирование
Поддержка личности
Преодоление конфликтов
Межведомственное взаимодействие субъектов профилактики
Центр социально-
психологической помощи
КДН и ЗП
Центр
занятости населения
ШКОЛА
Участковый
инспектор
Управление
образования
Опека
и соцзащита
ЗДОРОВОХРАНЕНИЕ
Социальный состав ученического коллектива 2015-2016 учебный год
Общее число учащихся – 136 + 20 ф
- из неполных семей – 47 (30%)
- из малоимущих семей – 87 (56%)
- из многодетных семей – 34 (22%)
- опекаемые – 11 (4%)
- семья СОП – 5 (3%)
- на внутришкольном учете – 24 (15%)
- на учете в ОДН – 2 (1,3%)
- подвозимые дети – 42 (27%)
Семья СОП
- Всего 5 семей
- Воспитываются 6 несовершеннолетних:
5 – учащиеся и 1 дошкольник
- Все семьи неполные, воспитательный потенциал родителей низкий
- Образование родителей – неполное среднее
- Родители не имеют постоянную работу
- Зависимые от алкоголя - 2 семьи
Внутришкольный учет
- На учете 24 обучающихся (22 семьи), из них:
- 3 ребенка – воспитываются в опекаемых семьях, 11 – в неполных семьях.
- Причины постановки на учет:
- Поведение (дисциплина) – 9
- Пропуски – 3
- Успеваемость – 9
- Правонарушения – 2
- ПАВ(токсикомания) – 1
- Всего родителей – 30
- Родители имеют постоянную работу в 8 семьях
- Воспитательный потенциал семей низкий.
- Зависимость от алкоголя - 6 семей
- Образование родителей:
высшее -0; среднее профессиональное – 9;
среднее – 8; неполное среднее – 11;
коррекционная школа – 2.
СЕМЬЯ – основа основ
- Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей
- Семья закладывает основы формирования личности и обеспечивает важнейшие условия ее развития
- Семья – это основа, где дети приобретают соответствующий возрасту жизненный опыт
- Семья является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка
Взаимодействие школы и семьи
Профилактика правонарушений и безнадзорности. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Организация работы по профилактике правонарушений. Профилактика правонарушений среди учащихся. Система работы по профилактике правонарушений и безнадзорности. «Профилактика правонарушений среди подростков.
Профилактика безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ. Работа школы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди детей и подростков. Реализация социально-значимых проектов по профилактике правонарушений подростков. Ранняя профилактика социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних» (из опыта работы).
Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательных учреждений РТ в системе профилактики правонарушений. Профилактика правонарушений среди несоврешеннолетних. О профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся в ОО. Профилактика правонарушений в студенческой среде как формирование личности в обществе.
Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся в МОБУ СОШ №2. Система взаимодействия социально-психологической службы и педагогов Лицея по профилактике правонарушений. На детские годы володи ульянова. Профилактика правонарушений в молодёжной среде. Портфолио Отряда профилактики правонарушений «Люкс».
На социальная политика в сфере образования в магнитогорске. Неделя профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений «Высокая ответственность! В ГБОУ Школе №1228. Мероприятия по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений по теме «Высокая ответственность», приуроченных к всероссийскому Дню солидарности в борьбе с терроризмом.
1 из 16
Презентация на тему: Профилактика правонарушений
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
№ слайда 3
Описание слайда:
Отклонения в поведении детей и подростков Социальные факторыНеодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством.Порицаемое поведение – поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности).Девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство).Предпреступное поведение – поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т.д.).Противоправное или преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
№ слайда 4
Описание слайда:
№ слайда 5
Описание слайда:
Неблагоприятные условия семейного воспитания Асоциальное поведение родителей – пьянство, разврат, проявление жестокости, совершение правонарушений и преступлений.Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.
№ слайда 6
Описание слайда:
№ слайда 7
Описание слайда:
Гиперопека Родители так боятся, что их дети наделают ошибок, что полностью их контролируют, что рождает инфантильность, несамостоятельность, личную несостоятельность.При ослаблении контроля старших ребёнок оказывается дезориентированным в своём поведении. Такие дети часто оказываются вовлечёнными в противоправные действия.
№ слайда 8
Описание слайда:
Чрезмерное удовлетворение потребностей ребёнка. В семьях, где детям ни в чём не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие всё новых удовольствий и благ. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает в них уверенность в своей безнаказанности.Отсутствие привычки к разумному ограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые ими под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
№ слайда 9
Описание слайда:
Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей Излишняя суровость, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребёнка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания.Всё это разрушает атмосферу доверия и взаимопонимания, нередко толкая детей на преступления.
№ слайда 10
Описание слайда:
Поиск конструктивного взаимодействия семьи с ребёнком (советы классного руководителя) Сохраняйте спокойствие и достоинство: криками и угрозами вы ничего не добьётесь.Разберитесь в ситуации. Не делайте категоричных выводов.Сохраните доверие ребёнка к себе. Поговорите с ним на равных. Вполне возможно, что ребёнок ведёт себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребёнком. Не верьте ему полностью – правда лежит где-то посередине.Измените своё отношение к ребёнку, признав, что он уже взрослый и сам может отвечать за свои поступки.Не позволяйте собою манипулировать.Не исправляйте за ребёнка его ошибки.Меньше говорите, больше делайте.Установите разумные границы контроля.Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему.Постарайтесь восстановить взаимопонимание с ребёнком.
№ слайда 11
Описание слайда:
Недостатки в учебно-воспитательной работе. Стрессогенные технологии проведения уроков и оценивания знаний учащихся. Готовность замечать прежде всего недостатки, скорее ругать, чем хвалить.Негативные установки в отношении некоторых учащихся (отождествление личности ученика и его поведенческих проявлений: навешивание ярлыков, отсутствие чуткости, индивидуального подхода).Низкий профессиональный уровень учителя (отсутствие дифференцированного подхода, перегруженность на уроке и дома).Недостатки организационного характера в работе с детьми в группе риска (запоздалое выявление, поверхностное изучение, отсутствие продуманного плана работы, шаблонность форм воспитания, непривлекательность мероприятий).
№ слайда 12
Описание слайда:
Виды реагирования учителя на поведение ученика Предписывающие замечания:Приказы, команды, указания-Выплюнь сейчас же резинку-Прекрати вертеться!Предостережения. Угрозы.-Ещё раз придёшь без дневника – будешь стоять перед директором.Нотации,. Проповеди.-Ты бы лучше учился, а не за девчонками подглядывал.Поучения.-Книги для чтения, а не рисования.Советы. Предписания.-Девочки, обсудите свои проблемы на перемене. Подавляющие замечания.Обвинение. Осуждение.-Когда в школе драка, я знаю, что ты там.Обзывание. Насмешка.-Вы скачете, как стадо диких обезьян.Интерпретация. Анализирование.-Написано неплохо, хорошо бы твои недюжинные способности распространялись и на орфографию.Поощрение. Авансирование.-У тебя достаточно ума, чтобы стать отличником.Допрашивание. Расследование.-Кто это сделал? Отвечайте! Косвенные замечания, включающие в себя насмешку, поддразнивание.-Подождём, когда наш клоун закончит выступление.
Описание слайда:
Изменение характера личных отношений педагогов и воспитанников Эмпатическое слушаниеНастройтесь на слушание, забудьте о своих проблемах.Реагируйте на слова ребёнка, продемонстрируйте, что вы поняли его чувства и приняли их.Держите паузу. Пауза необходима ребенку, чтобы разобраться в себе.Не говорите много, дайте высказаться ребёнку.Эту методику стоит применять, только если ребёнок сам хочет высказаться.
№ слайда 15
Описание слайда:
Стихийно-групповое общение Общение вне школы и семьи с близкими по духу людьми, где никто не ругает за плохую успеваемость или проступки. Напротив, там «понимают», одобряют и поддерживают.Учёные установили, что в группе более ярко выражено отрицательное отношение к моральным и правовым нормам общества, чем в каждом её представителе отдельно.
№ слайда 16
Описание слайда:
Вовлечение учащихся в различные виды положительной деятельности Вовлечение в сферу дополнительного образованияУчастие в органах самоуправленияОрганизация любительской самодеятельностиСоциально-ориентированное творчество (детские социальные проекты)Изменение отношений «педагог-ребёнок»
- Расклады на картах таро на личность
- Онлайн гадание «Выбор из двух вариантов» на картах Таро с толкованием результата
- Меню для кафе (варианты оформления и образец)
- Великие об успехе. Отступать — всегда рано! Подборка мотивирующих цитат для достижения успеха и своих целей
- Цитаты о бизнесе и успехе великих людей: курс на процветание
- Фирменный бланк ООО и ИП — скачать образцы и как сделать самостоятельно
- Христофор колумб решил что приплыл
- Молитва ангела хранителя сына Ангел хранитель младенца
- Зачем нужны курсы риторики и где их пройти
- Туннельные войны Корея подземная война
- Сильная молитва луке крымскому перед операцией, об исцелении, выздоровлении больного и здравии Молитва луке крымскому после операции
- Осетинский пирог с сыром и зеленью
- Осетинские пироги — лучшие пошаговые рецепты
- Пирожки с тыквой в духовке на дрожжевом, песочном, слоеном тесте
- Идеальные сырники с манкой (всегда держат форму) Рецепт вкусных сырников с манкой
- Сырники из творога с манкой рецепт с фото пошагово на сковороде пышные Рецепт сырников из творога пошагово с манкой
- Вкус Средиземноморья: паста с соусами из баклажан и помидоров
- Мортаделла - итальянская колбаса
- Как приготовить брокколи брокколи с грибами в сметанном соусе Что приготовить из брокколи и грибов
- Как правильно приготовить овсяный суп на плите, в мультиварке и горшочках