Служебное поведение государственных служащих российской федерации. II


Настоящим законодательством, действующим на сегодняшний день, установлены высокие требования относительно служебного поведения государственных служащих. В структуру этих требований вложены нравственный принцип относительно служебного долга, добропорядочность, честность, уважительное отношение к гражданским правам и их свободе, соблюдение моральных норм, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Главную роль в этих требованиях играют принципы равного доступа к государственной службе, единство всех перед законом, принцип законности и принцип справедливости. Конечно, на первое место среди требований необходимо так же вынести неподкупность и высокий профессионализм при исполнении своих должностных обязанностей. Профессионализм должен включать в себя не только глубокое и обстоятельное знание того предмета, который касается служебной деятельности, но и его социальную и гуманную значимость, а так же понимание и качественное исполнение должностных обязанностей и требований, присутствие навыков, умений и профессионального опыта. Для того чтобы определить уровень профессиональной компетентности проводят процедуру служебной аттестации или квалификационный экзамен.

Как показывают исследования, многие государственные служащие понимают значимость профессионализма. По данным B.C. Нечипоренко, профессиональную компетентность как ценность признают 85% респондентов и 95% экспертов. Однако только 54% опрошенных государственных служащих считают, что профессионализм востребуется и содействует их служебному росту. Более половины респондентов отмечают, что работа с литературой, повышение квалификации, освоение смежных специальностей нехарактерны для современного кадрового корпуса государственных служащих. Почти половина респондентов включили в структуру служебного поведения набор приемов и правил решения рабочих текущих вопросов, анализ ситуации, выбор способа действия и процесс принятия решений, т.е. сумму действий чисто аппаратного, бюрократического характера. Нормативное требование о признании, соблюдении, защите прав и свобод человека и гражданина смыслом и содержанием профессиональной служебной деятельности не вспомнил ни один из числа опрошенных.См. об этом: http://library.tuit.uz/skanir_knigi/book/sots_psixol/Glava3.htm

О широко распространенном среди современных служащих государственного аппарата «правовом нигилизме» в условиях крайне нестабильного законодательства свидетельствует то обстоятельство, что респонденты не включили в содержание организационной культуры служебного поведения требования. См. об этом: ФЗ РФ Об осуществлении профессиональной служебной деятельности строго в рамках установленной законодательство России компетенции государственного органа от 27 июля 2004 № 79-ФЗ. п. 3 ч. 1 ст. 18 Действия на основе административного усмотрения, дублирования функций, превышения служебных полномочий государственными служащими фиксируют многие при взаимодействии органами российской государственной власти.

Законодательством требуется, чтобы государственные служащие соблюдали политическую и конфессиональную нейтральность, а так же соблюдение ограничений, которые установлены по службе, предостерегает их от совершения поступков, которые порочили бы честь и достоинство государственного служащего. Есть необходимость проявления корректности при контакте с населением, а так же проявление уважения к нравственным традициям и обычаям народов, проживающих в России.

После аранжировки стало ясным, в аппаратные ценности служебного поведения опрошенные указывали в качестве значимых не то, что было перечислено, а «умение работать с документами, проводить служебные совещания, принимать посетителей, умение контролировать ход выполнения управленческих решений и вести служебные переговоры с использованием средств связи». Так же не очень важным считается «умение прислушиваться к мнению специалистов, осваивать опыт других и работать в команде».

Стоит так же отметить, что немаловажную значимость несут нормативные требования к служебному поведению государственных служащих относительно учета менталитета и культурных особенностей этнических и социальных групп населения, а так же способствование межнациональному и межконфесиональному взаимопониманию, они обязаны соблюдать правила публичных выступлений, бесконфликтность общения и обращения со служебной информацией. В обществе возникает массовое осознание «прямой зависимости между нравственным авторитетом власти, доверием к ней народа и стабильностью государственных устоев».

Конечно, в наше время государственными служащими уделяется мало внимания относительно нравственных элементов служебного поведения. Именно поэтому среди «чиновных юношей», то есть молодых представителей государственных служащих, мало значения, если сравнивать со старшими представителями профессии, имеют регуляторы нравственного служебного поведения.

По данному вопросу было проведено немоло исследований и, исходя из их результатов, четко просматривается следующая зависимость: представители государственной службы, которые наиболее молоды и имеют небольшой стаж службы, относятся наиболее пренебрежительнее к нормам нравственности и профессиональной деонтологии.

Так, например, только 79% среди респондентов до 30 лет считают неподкупность важным профессиональным качеством для государственного служащего. Если сравнить эти показатели, с показателями респондентов более старшего возраста, то оценки старших почти в четыре раза выше. Молодые представители государственных служащих свободны от следов прошлого, когда государственная служба по статусу, престижу, вознаграждению и правовому регулированию уравнивалась с трудом рабочих на производстве и колхозников в сельском хозяйстве, более открыта для освоения и использования современных информационных технологий и зарубежного опыта государственного управления. Таким образом молодые государственные служащие более склонны к отступлению от моральных норм и нравственности при конфликте личных и общественных, государственных интересов -- причем не в пользу последних.

Так же стоит отметить, что надо уделить немало внимания оценке государственных служащих элементов служебного поведения, которые включены социально-психологические компоненты личности. Большая часть респондентов утверждают, что они не обладают достаточным умением в организационных технологиях, которые требуют творческий, инициативный и неформализованный подход к исполнению своих служебных обязанностей. Многие современные государственные служащие до сих пор не в полной мере осознают, что решающую роль в увеличении развития служебного поведения играют не исполнительские возможности, полная личная преданность начальству, «умеренность и аккуратность», а такие качества как общительность, мышление стратега, креативность в исполнении должностных обязанностей. Чтобы персонал государственной службы успешно функционировал, все большую роль занимают такие качества государственных служащих, как умение к саморазвитию и развитию собственными силами своего служебного потенциала, умение приобретать, создавать и применять новые управленческие технологии.

Как ни странно, еще немало важным элементом служебного поведения чиновника является возможность использования в личных интересах административного ресурса.

Многие современные государственные служащие своекорыстны, есть много примеров многочисленных фактов присвоения, и разбазаривания государственных средств, которые чаще всего связаны с неправомерным использованием административных ресурсов, которые находятся под управлением чиновника. Административный ресурс представляет собой совокупность возможностей, которые дает замещение государственной должности в государственном аппарате.

Конечно, такие возможности сами по себе не являются негативными явлениями. Под отрицательно попадает то, что в сознании чиновничества укоренилось такое убеждение, что при условиях перехода от одной модели политической и экономической системы общества к другой, использование возможности безнаказанно прибирать к рукам административный ресурс в личных целях считается нормой. Такое понимание оказывает негативное воздействие на деятельность и функционирование как государственных, так и общественных институтов. С этих позиций под использованием административного ресурса в служебном поведении государственных служащих, следует понимать совокупность возможностей должностного лица по использованию материальных средств, финансов, управленческих процессов и подчиненного персонала в своих или чьих-либо корыстных интересах, а не для исполнения функций и должностных обязанностей в рамках объема полномочий по занимаемой государственной должности.

Многие государственные служащие при социальном познании и оценки служебного поведения представителей своей корпорации опираются на то, что культура служебного поведения значительной части персонала государственного аппарата находится на низком уровне. Для многих государственных служащих разных сфер государственного управления недостает современных знаний в управлении, умений и навыков.

Во многих отраслях государственного и муниципального управления до сих пор отсутствуют оптимальные критерии оценки эффективности управленческого труда и служебного поведения государственных и муниципальных служащих, тем самым это оказывает негативное влияние на них. Количественные показатели, отношение к исполнении должностных обязанностей, соблюдение правил внутреннего распорядка, своевременное прибытие на службу и т.д. - все это до сих пор является критерием оценки служащих.

Хотя, многие государственные служащие сами отмечают не хватку профессиональных знаний. А те действующие критерии оценки их служебного поведения сводят их к «винтикам» бюрократического механизма, которое легко сменяемо. Самое отрицательное воздействие на социально-психологическую обстановку в государственной службе и служебной деятельности персонала оказывает то, что организационные структуры нестабильны и происходят очень частые реорганизации структур государственного управления.

Пережитки советского государственного аппарата на сегодняшний день все еще имеют место в служебной деятельности современного российского чиновничества, а так же и ростки новой служебной деятельности персонала новой формации, нового стиля работы, отвечающего идеалам демократического правового государства.

Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885
"Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"

С изменениями и дополнениями от:

В целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации постановляю:

2. Рекомендовать лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных настоящим Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Общие принципы служебного поведения государственных служащих
(утв. Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885
(в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 814)

1. Настоящие общие принципы представляют собой основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (далее - государственные служащие), которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

2. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов,

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих,

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа,

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций,

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей,

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений,

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы,

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений,

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения,

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами,

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию,

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа,

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов,

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера,

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего,

р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации,

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации,

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

3. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призваны:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов,

б) принимать меры по предупреждению коррупции,

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Документ и профессиональная культура государственных служащих

М.А. Андреев

Проблема этического поведения государственных и муниципальных служащих в современных нормативных документах Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования государственной и муниципальной службы в России, а также регламентация этических норм и служебного поведения государственных и муниципальных служащих в подзаконных актах. Указаны отдельные недостатки в регламентации и документальном оформлении процедур прохождения государственной и муниципальной службы.

Ключевые слова: государственные и муниципальные служащие, этика, служебное поведение, конфликт интересов, кодекс этики.

В основе любой деятельности и любого профессионального поведения заложены базовые принципы. Они могут определяться нормативным порядком, выстраиваться в рамках корпоративной модели поведения служащих того или иного учреждения, формироваться под влиянием линии поведения начальства по отношению к подчиненным. Применительно к публичным институтам власти и управления любая деятельность должна иметь под собой этический, морально-нравственный стержень, соответствующий заложенным в обществе требованиям к поведению государственных и муниципальных служащих.

С точки зрения автора статьи значение внедрения и поддержания этических норм в деятельности государственных и муниципальных служащих наиболее четко прописано в «Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих»:

© Андреев М.А., 2017

6. Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих1.

Одним словом, этика играет значительную роль в деятельности государственного аппарата и аппарата органов местного самоуправления, если учитывать большой объем сложных, оперативных задач, поставленных перед этими органами. С учетом большого влияния на различные сферы жизнедеятельности государства и общества государственная и муниципальная служба при отсутствии необходимого уровня морали и нравственности среди служащих может превратиться в среду повышенной коррупции и приоритета своих личных интересов над интересами общества и государства. Все вышесказанное обуславливает актуальность и значимость представленной темы статьи.

Проблема внедрения этических норм является далеко не новой для отечественного законодательства. Уже сложившаяся современная законодательная база пока не имеет единого комплексного федерального закона или кодифицированного акта, однако содержит значительный объем законодательных и подзаконных актов, содержащих отдельные статьи по данной тематике.

Среди федеральных законов здесь необходимо выделить ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»2, ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»3, ФЗ от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»4, ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»5.

Сюда же можно отнести Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»6, Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»7, Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять

сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»8, Указы Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»9, № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»10, № 560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»11, Указ Президента РФ от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции»12.

В настоящий момент готовится к принятию проект указа Президента РФ «О федеральной программе "Развитие государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы)" и плане мероприятий по развитию государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы)»13.

Также среди значимых документов выделим «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих», одобренный решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23.12.2010 г.14, на базе которого в федеральных и региональных государственных органах, а также в органах местного самоуправления утверждаются собственные кодексы этики и служебного поведения государственных (муниципальных) служащих.

Однако при всем указанном множестве законодательных и подзаконных актов можно утверждать, что пока еще не сложилась целостная концепция нравственного развития служащих, и ее законодательная база требует дальнейшей доработки15.

Одним из наиболее сложных факторов, препятствующих дальнейшему развитию и совершенствованию морально-нравственного стержня государственных и муниципальных служащих, является достаточно узкая направленность их работы - исключительно для

обеспечения исполнения полномочий государственных (муниципальных) органов и соответствующих лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности16. Порядок поступления служащих в органы государственной власти и местного самоуправления не содержит дополнительных процедур, подчеркивающих повышенные этические обязательства служащих перед государством и народом17.

В федеральных законах «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации» отсутствуют такие важнейшие принципы государственной и муниципальной службы, как принцип независимости, справедливости и принцип первостепенного служения обществу и государству18. Это все больше убеждает нас в том, что государственный и муниципальный служащий в процессе осуществления своих должностных полномочий вынужден в большей степени придерживаться мнения и интересов своего непосредственного начальника, зависеть от него как в плане материальных поощрений, так и в плане карьерного роста.

Для подтверждения вышесказанного можно привести результаты опроса, проведенного О.В. Заслонкиной в государственных органах Орловской области. На первый вопрос «Чем руководствуются в своей работе государственные служащие?» -государственные гражданские служащие ответили следующим образом: 69,9% - указаниями непосредственных руководителей, 53,6% - должностными инструкциями. На второй вопрос об интересе к освоению новых знаний для совершенствования работы служащие отвечали следующим образом: 28,9% - интересовались улучшением знаний в области права, 26% - в области документооборота, 14,2% - в области РИ, 11,8% - в области информационных технологий и только лишь 3,8% опрашиваемых заявили об интересе в освоении служебной этики19.

Следующей важной деталью является то, что в российском законодательстве пока еще не прописаны механизмы контроля и мониторинга морально-нравственного поведения государственных и муниципальных служащих. Фактически вопрос о поведении служащего встает лишь тогда, когда уже поздно - когда информация о безнравственном или коррупционном поведении вскрылась и требуется проведение срочной проверки по жалобам или заявлениям физических или юридических лиц, либо по заявлениям государственных органов или самих служащих20. Важнейшие вопросы - кто и как должен выявлять этические и дисциплинарные проступки государственных и муниципальных служащих, как, в какие

сроки должны назначаться проверки - также пока еще не раскрыты в законодательстве. Тем самым предоставляется возможность для субъективной трактовки поведения служащих со стороны начальства, включая и возможность «закрыть глаза» на факт нарушения21. Специалисты даже предлагают создать специальный федеральный орган, курирующий вопросы соблюдения этики в данной сфере и организовывающий регулярные проверки, однако эту идею можно рассматривать лишь как проект с прицелом на будущее22.

В результате подобное положение служащих не вполне соответствует принципам открытости государственной и муниципальной службы, ее информационной доступности для общественных институтов. В законодательстве делается акцент не на профилактику и лечение данного социального «заболевания» (нарушения этики), а на его устранение в критический период путем «хирургического вмешательства».

В качестве подтверждения вышесказанного обратимся к такому интересному аспекту государственной и муниципальной службы, как конфликт интересов. Большинство специалистов рассматривают данный аспект государственной и муниципальной службы едва ли не как панацею от всех этических, морально-нравственных и коррупционных болезней (за неимением лучшего)23, однако если разобраться - что представляет собой конфликт интересов? По сути - это расхождение между частными интересами (личной заинтересованностью) государственного или муниципального служащего и его общественно-правовыми обязанностями на соответствующей должности24. Причем это расхождение возникает не на пустом месте, а в тот момент, когда уже время и возможности исправить и подкорректировать поведение государственного и муниципального служащего упущены. Фактически это уже момент пресловутого «хирургического вмешательства» - необходимо решить: сохранить или уволить служащего за недостойное поведение или коррупцию, за то, что он выбрал другое, возможно, более прибыльное место трудоустройства и перестал выполнять свои прежние должностные обязанности.

Законодатели прописали и механизм выхода из создавшегося положения (конфликта интересов). Этим механизмом является комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Ее положение, компетенция и общие принципы организации прописаны в соответствующем указе Президента РФ25, однако у юристов и исследователей государственной службы пока еще остается много вопросов к этому механизму. Во-первых, хотя комиссии созданы в каждом органе, но

большая их часть работает лишь формально, зачастую не принимая ни одного значимого решения. Более того, по законодательству эти решения носят не нормативный, а лишь рекомендательный характер, что ограничивает возможности их использования. Во-вторых, работа данных комиссий осуществляется лишь эпизодически, преимущественно на основании жалоб на поведение служащих или после проведения проверки их деятельности. Это не позволяет создать в государственном или муниципальном органе постоянный институт проверки и контроля за дисциплиной служащих, выявить наиболее характерные нарушения и разработать меры для их преодоления. В-третьих, данные о самих комиссиях и их решения достаточно закрыты и не позволяют общественным институтам контролировать и влиять на государственную и муниципальную службу. В частности, на сайтах приводится лишь информация о времени собраний комиссий и изредка - о ее постоянных членах. Самая важная для общества информация - о самих служащих, дела которых рассматриваются на заседании комиссии, о повестке дня, о полном составе комиссий, о принятых в отношении служащих решениях и контроле за их исполнением - все это остается закрытым для широкой общественности26. В-четвертых, как подчеркивают в своей статье И. Левакин и Д. Трифонова, в работе комиссий сделан акцент именно на вопросах урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, а вопросы нарушения этических норм на данных заседаниях практически не рассма-триваются27.

Далеко не безоблачным представляется и внедрение в систему государственной и муниципальной службы кодексов этики и служебного поведения на основе одобренного в 2010 г. Типового кодекса28. В своем исследовании М.Д. Зотов отмечает, что на настоящий момент в России уже действуют 32 кодекса этики в федеральных органах государственной власти и 68 кодексов этики в субъектах Российской Федерации29. Однако их общее количество далеко не всегда переходит в высокое качество и высокий уровень их применения. Как подчеркивает М.Д. Зотов, в большинстве региональных и ведомственных кодексов не прописано особых требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих, отражающих специфику региона, конкретного государственного или муниципального органа. В результате указанные кодексы в большей степени лишь формально повторяют содержание Типового кодекса и не отличаются от него принципиальной новизной30. С учетом также и рекомендательного характера их использования31 можно предположить, что они

не будут выполняться в полном объеме и служить основой для формирования морально-нравственного облика государственных и муниципальных служащих.

Примечания

«Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции) от 23 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] URL: //http://ostankino.mos.ru/ government/structure/jobs/kodeks%20etiki.pdf (дата обращения: 1.09.2016). ФЗ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/185886/ (дата обращения: 1.09.2016).

ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant. ru/12136354/ (дата обращения: 1.09.2016).

ФЗ от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/12152272/ (дата обращения: 1.09.2016).

ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/12164203/ (дата обращения: 1.09.2016).

Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/198625/ (дата обращения: 1.09.2016). Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/184842/ (дата обращения: 1.09.2016). Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/195552/ (дата обращения: 1.09.2016). Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имуществен-

ного характера». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/195553/ (дата обращения: 1.09.2016).

Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/195554/ (дата обращения: 1.09.2016). Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/195555/ (дата обращения: 1.09.2016).

Указ Президента РФ от 08 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70408644/ (дата обращения: 1.09.2016).

Указ Президента РФ «О федеральной программе "Развитие государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы)" и плане мероприятий по развитию государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы») [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/56617427/ (дата обращения: 1.09.2016). «Типовой кодекс...»

Зотов М.Д. Кодексы этики как механизм управления нравственным развитием государственных гражданских служащих в условиях современной России: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2013. С. 21-23.

ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе.». Ст. 3.1; ФЗ № 25-ФЗ «О муниципальной службе.». Ст. 2.

ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе.». Ст. 21-22; ФЗ № 25-ФЗ «О муниципальной службе.». Ст. 16-19.

ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе.». Ст. 4; ФЗ № 25-ФЗ «О муниципальной службе.». Ст. 4.

Заслонкина О.В. Управление развитием профессиональной культуры государственных гражданских служащих (на материалах Орловской области): Автореф. дис. . канд. социол. наук. Белгород, 2008. С. 15. Княгинина О.Н. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации: проблемы административной теории и практики: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2010. С. 19-21. Гукова Ж.А. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2013. С. 22. Там же.

Антипов Г.А., Крохина Н.Б., Парфенова ИЮ. Этика государственной и муниципальной службы: Учеб. пос. Новосибирск, 2013. С. 74; Омельченко Н.А. Этика государственной и муниципальной службы: Учеб. М., 2013. С. 217-220. Омельченко Н.А. Указ. соч. С. 217. Указ Президента РФ № 821 «О комиссиях...»

Зотов М.Д. Указ. соч. С. 24, 25, 28; Сергеева Г. Правовое обеспечение урегулирования конфликта интересов // Государственная служба. 2010. № 2. С. 9-10. Левакин И., Трифонова Д. Этический кодекс в интересах развития службы // Государственная служба. 2015. № 2. С. 73. «Типовой кодекс.» Зотов М.Д. Указ. соч. С. 25. Там же. С. 26.

Левакин И., Трифонова Д. Указ. соч. С. 73.

21. В своем поведении государственным служащим необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

22. В своем поведении государственный служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) вмешательства в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, если это не связано с исполнением служебных обязанностей;

в) любых личных и финансовых связей, которые могут быть расценены как оказание покровительства каким бы то ни было лицам в целях приобретения ими прав, освобождения от обязанностей или ответственности;

г) поступков, которые могли бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим служебных обязанностей;

д) грубости, нецензурной речи, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных и незаслуженных обвинений;

е) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

ж) курения в служебных помещениях, во время совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами;

з) злоупотребления спиртными напитками и участия в азартных играх.

23. В своем поведении государственный служащий должен:

в любой ситуации сохранять личное достоинство; быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни;

при управлении транспортными средствами выполнять установленные правила безопасности движения и эксплуатации транспорта; являться образцом соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости;

придерживаться здорового образа жизни, заботиться о своем внешнем виде, всегда быть подтянутым и аккуратным;

постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень.

24. В служебной деятельности государственный служащий обязан:

быть верным гражданскому и служебному долгу;

непримиримо бороться с любыми нарушениями закона;

своевременно принимать эффективные меры к защите охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства, добиваться устранения нарушений закона и восстановления нарушенных прав;

не допускать в работе проявлений бюрократизма, формализма, высокомерия, неуважительного отношения к законным просьбам и требованиям граждан, проявлять корректность и внимательность в общении с гражданами;

не допускать, чтобы его политические и религиозные убеждения, личные отношения влияли на принятие решений, связанных с исполнением служебных обязанностей;

сохранять независимость, проявлять тактичность и уважение, требовательность и принципиальность во взаимоотношениях с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций;

не допускать истребования от юридических или физических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством.

25. Во взаимоотношениях с коллегами государственный служащий обязан:

поддерживать ровные доброжелательные отношения, стремиться к установлению делового и конструктивного сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи;

обращаться к коллегам - сотрудникам, называя их по специальному (воинскому) званию и фамилии или только по специальному (воинскому) званию, добавляя в последнем случае перед специальным (воинским) званием слово "товарищ", либо по имени и отчеству и только на "Вы";

проявлять корректность, тактичность, доброжелательность и внимательность в общении с коллегами;

оказывать уважение и внимание коллегам. При этом младшим по специальному (воинскому) званию или возрасту первыми приветствовать старших, подчиненному - руководителя, мужчине - женщину;

придерживаться делового этикета, соблюдать правила официального поведения и традиций Следственного комитета;

не допускать воздействия на своих коллег в целях принятия желаемого для государственного служащего Следственного комитета или иных лиц противозаконного и (или) необоснованного решения;

объективно, взвешенно, принципиально и гласно критиковать недостатки коллег по работе, с пониманием воспринимать критику в свой адрес;

воздерживаться от критических замечаний по поводу действий или упущений руководителей при неформальном общении с коллегами.

26. Во внеслужебное время государственный служащий обязан:

при общении с гражданами проявлять вежливость и тактичность, выдержанность и эмоциональную устойчивость;

избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Следственного комитета;

принимать все предусмотренные законом меры к пресечению противоправных действий, совершаемых в присутствии государственного служащего, и привлечению виновных лиц к ответственности;

не допускать использования своего служебного положения для оказания влияния на деятельность любых органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, в том числе неслужебного характера, в которых он прямо или косвенно заинтересован;

соблюдать правила общежития, проявлять терпимость, уважать национальные и религиозные обычаи, культурные традиции народов России;

не участвовать в деятельности политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

27. Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к следственным органам Следственного комитета, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличает официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

Государственным служащим не следует делать татуировки, носить пирсинг, а в служебное время перстни, печатки и другие дорогие ювелирные украшения, смешивать предметы форменной и гражданской одежды, держать руки в карманах форменной одежды, ходить в нечищеной и стоптанной обуви, а также в одежде, утратившей надлежащий вид.

Сотруднику (военнослужащему) Следственного комитета в форменной одежде не рекомендуется: посещать рынки, рестораны, кафе, бары и другие увеселительные заведения, если это не связано с выполнением служебных обязанностей, а также носить сумки, пакеты, коробки и другие предметы хозяйственно-бытового назначения.

Нравственная культура государственных и муниципальных служащих, как уже отмечалось выше, реализуется через их поведение в профессиональной деятельности. Поэтому культура поведения служащих должна иметь не только внутреннюю социально-психологическую регуляцию - через индивидуальные ценностные ориентации, но и внешнюю - через правила и нормы поведения, особенно в процессе осуществления служебной деятельности.

По данным Минтруда России, на сегодняшний день в нашей стране насчитывается более 800 тыс. госслужащих, из них 550 тыс. на федеральном уровне и около 250 тыс. на уровне субъектов РФ . При этом, как отмечает председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальной поддержке граждан и качеству жизни В. Слепак, нынешняя деятельность госслужащих демонстрирует немало проблем, связанных как с взяточничеством, так и с нарушением морально-этических принципов. Для кардинального изменения ситуации был разработан новый проект кодекса этики государственных служащих и муниципальных служащих Российской Федерации, вынесенный Минтрудом РФ на общественное обсуждение . В случае одобрения данного проекта, он будет утвержден соответствующим указом Президента.

В данном документе отражены основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих и рекомендательные этические правила их служебного поведения, основанные на ценностях и нормах общественной морали. В кодексе отмечается, что основой профессионального поведения служащих должно быть отношение к каждому человеку, с его правами. Вследствие этого в своем служебном поведении государственный (муниципальный) служащий должен воздерживаться:

  • а) от высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений. Выражение нетерпимости и различных фобий категорически недопустимы государственными и муниципальными служащими, так как они являются представителями государства, если хотите его «лицом», а государство компрометировать свой авторитет не может, так как оно во многом зависит от доверия граждан и его поддержки. Не стоит забывать об основном предназначении государственного и муниципального служащего - служить обществу. И поэтому такой служащий всегда находится на виду у граждан;
  • б) грубости, проявлений пренебрежения, заносчивости в любых формах, предъявления неправомерных осуждений и обвинений. Комментарий к этому пункту, в принципе, будет аналогичен предыдущему пункту с одним лишь дополнением: что особые требования к работнику органов государственного и муниципального управления должно быть именно на рабочем месте. Это не значит, что в других местах и в другое время он может себе позволять что-либо подобное;
  • в) оскорблений, угроз, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение. Чем больше агрессии может проявляться в поведении служащего, тем больший урон он наносит имиджу государственной и муниципальной власти и нарушает нормальную и эффективную работу государственных и муниципальных органов. Необходимо также отметить, что большинство этических норм имеют свое отражение в законодательстве, следовательно, они приобретают характер юридических обязанностей, за нарушения которых могут наступить юридические санкции,
  • г) курения во время выполнения своих служебных обязанностей. В соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», курение в служебных помещениях - нарушение закона. Курить, общаясь с людьми в процессе выполнения служебных обязанностей, - это, в прочем, неуважение к ним.

Кроме отмеченного, государственные (муниципальные) служащие призваны способствовать налаживанию в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом, а также быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и терпимыми в общении с гражданами и коллегами. Яркое проявление внутренней и внешней гармонии, высокой культуры поведения человека является деликатность, свойство, действительно, воспитанных, интеллигентных людей, высшее выражение доброжелательности, предупредительности и приветливости. Вежливость в служебных отношениях необходима для создания и сохранения в коллективе здорового морально-психологического климата, а у каждого сотрудника - чувства психологического контроля и защищенности.

Одним из самых серьезных факторов, определяющих критическое отношение общества к власти, является, способность уважительно относиться к достоинству человека, независимо от его социального положения. Признать равенство, человеческое достоинство, его права - главная ценность социальной жизни - первое условие всякой деятельности.

Внешний вид государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

В современное время существуют требования к государственным служащим.

Нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим, условно можно разделить на следующие группы:

  • ? требования, связанные с осуществлением служащими своих властных полномочий. Требования, связанные с процессом принятия решений, относятся к управленческой этике (решительность, профессионализм, лидерство и т.д.);
  • ? требования, связанные с исполнительской дисциплиной. От добросовестного выполнения ряда функций служащего порой зависит и жизнь человека. Организованность, деловитость, дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, законопослушность - это качества данной группы;
  • ? коммуникативная компетентность. Служащему должны быть присущи такие качества, как: коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;
  • ? качества, связанные с тем, что служащие находятся всегда «на виду» у людей. Скромность, сдержанность, ощущение личной ответственности - это качества чиновника, от которых зависит, какое мнение сложится у населения о государстве.

В практическом приложении категории и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований, применяемых к служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий. К ним относятся:

  • ? следование высшим нравственным принципам, верность государству, своему делу. Служащий должен ставить интересы страны, профессии выше личных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений. Нам представляется, что поведение и деятельность нашего Президента - В.В. Путина, можно поставить в пример приверженности высшим нравственным ценностям, интересам государства и народа России;
  • ? безусловное выполнение требований профессии. Интеллигентность служащих определяется не только образованием, но и соблюдением этических принципов законности, справедливости, гуманности, ответственности и беспристрастности, сочетаемых с соответствующими нравственными формами поведения;
  • ? постоянная готовность выступить на защиту государства, народа, Конституции, законов РФ. В пример можно привести деятельность мэра г. Нефтеюганска В. Петухова, который погиб, защищая государственные интересы от рук наемного убийцы в 1998 г.;
  • ? честное отношение к служебным обязанностям. Необходимо обратить внимание на категорию «честность», которая понимается по-разному. Чтобы быть честным, надо просто не обманывать и не воровать. С воровством все понятно. А вот, как жить и при этом не обманывать, возникает множество вопросов. Многие считают, что это практически невозможно. Для того чтобы быть честным, надо быть заинтересованным в понимании тех людей, кому ты эту правду доводишь. Если чиновник будет стоять на такой позиции, а не исходить из корпоративного или личного эгоизма, то можно говорить о его честной служебной позиции;
  • ? стремление изыскивать и реализовывать наиболее эффективные и экономичные пути осуществления служебных обязанностей. Когда исполнитель любыми средствами желает получить результат, его мало интересуют последствия и полезность решения для других людей. Старшее поколение хорошо помнит огромное количество приписок и превышений в деятельности руководителей, которые «гнались за процентами и результатами» в советской экономике (к примеру, «Хлопковое дело», дело руководителя Краснодарского края С.Ф. Медунова и другие);
  • ? отсутствие в деятельности государственного служащего реализации своих личных интересов. Это обстоятельство подпадает под определение конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, о чем говорится в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции), а также раскрывается в Федеральном законе РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отношении государственных гражданских служащих и в ст. 14.1 Федерального закона РФ от 02.03.2007 № 25-ФЗ

«О муниципальной службе в Российской Федерации» в отношении муниципальных служащих;

  • ? не принимать для себя, своих близких благ и преимуществ, используя служебные полномочия. Таких примеров очень много. Недавно стали публичными коррупционные дела экс-губернатора Сахалина А. Хорошавина и его команды, экс-главы Республики Коми - В. Гайзера с командой и т.д. (у последнего, помимо больших денежных сумм, была найдена коллекция дорогих часов с экземплярами стоимостью по 100 000 долларов США и более). Возбуждено уголовное дело в отношении главы Департамента аудита государственных контрактов Минобороны Д. Недобора, с обвинением в покушении на взятку в особо крупном размере;
  • ? не использовать в профессиональной деятельности конфиденциальную информацию как средство получения личной выгоды. Перед дефолтом 1998 г. некоторые высшие чиновники, заранее имея данную информацию, как стало известно, использовали ее с пользой для себя и своих близких (заранее меняли рубли на валюту, массово скупали товары по текущим ценам и др.);
  • ? не заниматься предпринимательской деятельностью. Депутатам Государственной Думы, губернаторам субъектов Федерации, другим высшим чиновникам запрещено параллельно служебной деятельности заниматься предпринимательской деятельностью;
  • ? реально бороться с коррупцией в государственных и муниципальных органах. В западных странах есть практика несокрытия служебных преступлений. Это приветствуется и всячески поощряется. Человек, сообщивший о факте коррупции, защищен законом. А за сокрытие преступных действий служащих ждут определенные административные и нравственные санкции. В нашей стране также предпринят целый комплекс мер по противодействию коррупции и борьбе со служебными аномалиями;
  • ? строго соблюдать правила делового общения с гражданами и коллегами. Выполнения служебного распорядка дня, дресс- код и другие нормы делового этикета - обязательны для всех государственных и муниципальных служащих, это часть их служебных обязанностей;
  • ? стремиться укреплять профессиональный имидж государственного и муниципального служащего. Так как он является важнейшим критерием оценки эффективности управленческой деятельности, фиксирует степень соответствия действий государственных органов требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и общества в целом. Следовательно, формирование позитивного имиджа государственных гражданских служащих выступает непременным условием оптимизации деятельности государственных органов и системы государственной службы в целом;
  • ? стараться не высказывать публично своего личного мнения о действующей власти, так как чиновник сам представитель власти. Любой чиновник, высказывая свое мнение, рискует, что его слова будут воспринимать, как официальное мнение государственных и муниципальных органов. А это далеко не всегда так. Личное мнение, высказанное чиновником вразрез общеофициальному - приносит большой ущерб имиджу государству. Пример - высказывания В. И. Маркина, официального представителя СК РФ, по поводу уголовных дел в отношении бывшего министра обороны РФ А.Э. Сердюкова, далеко не всегда соответствовали последующей официальной информации.
  • ? не допускать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности. Данный пункт можно комментировать также в ракурсе конфликта интересов;
  • ? в служебном общении соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливость, корректность беспристрастность, принципиальность, профессионализм, деловитость. В качестве примера также можно указать на всегда корректное и вежливое отношение ко всем, даже в ответ на явные провокации и грубость - нашего президента В.В. Путина.

В условиях российских проблем в области государственного и муниципального управления актуализация данной проблемы жизненно необходима. К сожалению, мы еще не создали систему воспроизводства нравственных ценностей и поведения в среде государственных и муниципальных служащих.

Для России важность нравственного воспитания еще явна и потому, что многие другие общественные регуляторы (правовые, политические) у нас работают слабо, утратили свое влияние. Единственным регулятором общественного поведения личности в этой ситуации, по мнению ученых и политиков-практиков, становится моральная направленность и ценностные ориентации самих граждан. Все это не может не влиять на характер и состояние этики государственного и муниципального управления.

  • Государственный сектор в процессе перемен. URL: http://bujet.ru/article/241687.php(Дата обращения 22.08.2016).
  • Минтруд России разработал проект кодекса этики для госслужащих. URL: http: //www/rAPAHT//URL: http://www.garant.rU/news/635890/#ixzz3nn2M5AnC (Дата обращения 22.08.2016).
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»;Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»; Указ Президента РФ от 03.03.2007 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданскихслужащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».
  • Дресс-код (англ, dress code - кодекс одежды) - форма, одежда необходимая при посещении определенных мероприятий, организаций, заведений.
Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...