Смежные права: основные положения.


Новая редакция Ст. 1305 ГК РФ

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре либо иным образом в соответствии со статьей 1310 настоящего Кодекса при использовании фонограммы или исполнения и состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Комментарий к Ст. 1305 ГК РФ

Положения российского законодательства о знаке охраны и его элементах соответствуют ст. 11 Римской конвенции 1961 г. Таким образом, знак охраны смежных прав унифицирован для 83 государств, на настоящее время подписавших Конвенцию.

Помещение на экземпляры фонограммы знака охраны является правом, а не обязанностью правообладателя. Отсутствие знака не влияет на охрану соответствующих смежных прав в России, однако национальное законодательство других государств в качестве условия предоставления ими охраны прав изготовителей фонограмм и (или) исполнителей может требовать обязательного использования знака охраны.

Другой комментарий к Ст. 1305 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Знак правовой охраны смежных прав не имеет в Российской Федерации правоустанавливающего значения. Он используется изготовителем фонограммы и исполнителем (а также любым другим обладателем исключительного права на фонограмму или исполнение, к которому такое право перешло от изготовителя фонограммы или исполнителя) для оповещения третьих лиц о принадлежащем ему исключительном праве.

Упомянутый знак правовой охраны введен ст. 11 Римской конвенции. Она устанавливает, что при наличии такого знака на фонограмме (или ее упаковке) должны считаться соблюденными те формальности, которые могут быть предусмотрены национальным законодательством некоторых стран - участниц Конвенции в качестве условия для предоставления охраны прав изготовителей фонограмм и артистов-исполнителей. Международными соглашениями не предусмотрено введение подобного знака охраны для прав организаций эфирного и кабельного вещания, поэтому возможность использования подобного знака в отношении объектов их прав отсутствует и в российском законодательстве о смежных правах.

Отсутствие знака правовой охраны не лишает правообладателя возможностей защиты своих прав. Вместе с тем его размещение на экземплярах фонограммы (или ее упаковке) может облегчить доказывание наличия таких прав в случае спора.

2. В статье 1305 впервые вводится понятие экземпляра фонограммы как копии такой звукозаписи на любом материальном носителе, которое неоднократно используется в гл. 71 ГК. В качестве материального носителя могут выступать, например, цифровой диск, пластинка, кассета, карта памяти, память ЭВМ. Экземпляром признается копия, включающая не только все звуки, зафиксированные на фонограмме, но и часть таких звуков. В определении экземпляра фонограммы также подчеркнуто, что наряду со звуками на такой копии могут быть зафиксированы отображения звуков. Под отображением звуков понимается их цифровая обработка, поскольку для восприятия такой записи слухом необходимо ее преобразование при помощи специальной техники. Указание на непосредственное или косвенное изготовление копии с фонограммы также связано с особенностями различных современных технических способов записи. Уточнения подобного рода призваны облегчить унификацию норм российского законодательства о смежных правах с положениями международных соглашений, в которых Российская Федерация участвует или собирается принять участие (например, ДИФ).

"...Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств..."

Источник:

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011)

"Знак правовой охраны смежных прав" в книгах

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

146. Как осуществляется унификация сроков охраны авторского и смежных прав в ЕС?

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

146. Как осуществляется унификация сроков охраны авторского и смежных прав в ЕС? Важным решением, послужившим основанием для принятия Директивы 2006/116/EC о согласовании сроков защиты авторских и смежных прав, явилось решение Суда ЕС по делу «EMI v. Electrola». В решении по этому

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав 1. Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм

III. Сфера международной охраны и государственной политики в области авторского права и смежных прав

Из книги Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы автора Близнец Иван Анатольевич

III. Сфера международной охраны и государственной политики в области авторского права и смежных

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 1305. Знак правовой охраны смежных прав Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав,

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

СТАТЬЯ 1305. Знак правовой охраны смежных прав Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав,

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 7. 12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав 1. Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм

Уведомление об авторских правах (знак охраны авторских прав)

автора Козырев Владимир

Уведомление об авторских правах (знак охраны авторских прав) В ст. 9 Закона предусмотрена возможность использования особого знака охраны авторских прав – ©, который может размещаться на экземплярах произведения по усмотрению обладателя исключительных авторских прав.

Особенности охраны смежных прав

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Особенности охраны смежных прав Таким образом, наряду с авторскими правами, которые в соответствии с доктринальным подходом должны обеспечивать охрану произведений, российское законодательство предусматривает три группы смежных прав, которые как бы примыкают к

Особенности охраны объектов смежных прав, созданных в период существования СССР

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Особенности охраны объектов смежных прав, созданных в период существования СССР В период существования СССР смежные права законодательством не предусматривались, однако это не означает, что полностью исключены из охраны созданные в те годы записи исполнений (включая

Особенности охраны смежных прав иностранных лиц

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Особенности охраны смежных прав иностранных лиц Большинство иностранных объектов смежных прав в России в настоящее время не охраняется.До 26 мая 2003 г. (даты присоединения России к Римской конвенции) подавляющее большинство иностранных объектов смежных прав в России

Уведомление о смежных правах (знак охраны смежных прав)

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Уведомление о смежных правах (знак охраны смежных прав) Законом предусматривается, что обладатели исключительных смежных прав могут для оповещения о своих правах использовать особый знак охраны смежных прав, состоящих из трех элементов:1) латинской буквы «Р» (от англ.

Сроки охраны авторских и смежных прав

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Сроки охраны авторских и смежных прав Согласно вводным положениям к ГК РФ (ст. 6 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3) система исчисления сроков охраны авторских прав с 1 января 2008 г. будет немного упрощена.Установленный в настоящее время срок охраны (70 лет после

ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ Термин «авторское право и смежные права», равно как и понятие «интеллектуальная собственность», в Договоре о ЕС не использовался. Объясняется это тем, что в странах романогерманской правовой традиции

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре либо иным образом в соответствии со статьей 1310 настоящего Кодекса при использовании фонограммы или исполнения и состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.




Комментарии к ст. 1305 ГК РФ


1. Знак правовой охраны смежных прав не имеет в Российской Федерации правоустанавливающего значения. Он используется изготовителем фонограммы и исполнителем (а также любым другим обладателем исключительного права на фонограмму или исполнение, к которому такое право перешло от изготовителя фонограммы или исполнителя) для оповещения третьих лиц о принадлежащем ему исключительном праве.

Упомянутый знак правовой охраны введен ст. 11 Римской конвенции. Она устанавливает, что при наличии такого знака на фонограмме (или ее упаковке) должны считаться соблюденными те формальности, которые могут быть предусмотрены национальным законодательством некоторых стран - участниц Конвенции в качестве условия для предоставления охраны прав изготовителей фонограмм и артистов-исполнителей. Международными соглашениями не предусмотрено введение подобного знака охраны для прав организаций эфирного и кабельного вещания, поэтому возможность использования подобного знака в отношении объектов их прав отсутствует и в российском законодательстве о смежных правах.

Отсутствие знака правовой охраны не лишает правообладателя возможностей защиты своих прав. Вместе с тем его размещение на экземплярах фонограммы (или ее упаковке) может облегчить доказывание наличия таких прав в случае спора.

2. В статье 1305 впервые вводится понятие экземпляра фонограммы как копии такой звукозаписи на любом материальном носителе, которое неоднократно используется в гл. 71 ГК. В качестве материального носителя могут выступать, например, цифровой диск, пластинка, кассета, карта памяти, память ЭВМ. Экземпляром признается копия, включающая не только все звуки, зафиксированные на фонограмме, но и часть таких звуков. В определении экземпляра фонограммы также подчеркнуто, что наряду со звуками на такой копии могут быть зафиксированы отображения звуков. Под отображением звуков понимается их цифровая обработка, поскольку для восприятия такой записи слухом необходимо ее преобразование при помощи специальной техники. Указание на непосредственное или косвенное изготовление копии с фонограммы также связано с особенностями различных современных технических способов записи. Уточнения подобного рода призваны облегчить унификацию норм российского законодательства о смежных правах с положениями международных соглашений, в которых Российская Федерация участвует или собирается принять участие (например, ДИФ).

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре либо иным образом в соответствии со статьей 1310 настоящего Кодекса при использовании фонограммы или исполнения и состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Комментарий к статье 1305 Гражданского Кодекса РФ

Комментируемая статья предусматривает знак правовой охраны смежных прав, а также определяет порядок его использования. Данная статья изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, однако изменением является лишь указание на новый способ размещения этого знака, о чем сказано ниже. Использование такого знака правовой охраны предусмотрено и регламентировано ст. 11 Римской конвенции. До принятия комментируемой части соответствующее, но менее детальное регулирование содержалось в п. 4 ст. 36 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах.

Использование знака правовой охраны смежных прав является правом изготовителя фонограммы и исполнителя, а также иного обладателя исключительного права на фонограмму или исполнение, причем реализуемым лишь в целях оповещения о принадлежности исключительного права. Это основано на норме п. 2 ст. 1304 комментируемого параграфа, устанавливающей, что для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей. Ранее в п. 4 ст. 36 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах так и предусматривалось: для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей; производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав. В статье же 11 Римской конвенции использование знака правовой охраны предусмотрено как подтверждение выполнения соответствующих формальностей в случае, когда национальное законодательство Договаривающегося государства в качестве условия предоставления охраны прав изготовителей фонограмм, или исполнителей, или их обоих требует соблюдения определенных формальностей.

В состав знака правовой охраны смежных прав в соответствии с комментируемой статьей входит три элемента - латинская буква "P" в окружности (первая буква слова "Phonorecord" или "Phono-record", англ. "звукозапись"), имя или наименование обладателя исключительного права, год первого опубликования фонограммы. Такая структура знака правовой охраны определена в ст. 11 Римской конвенции.

В комментируемой статье также определены способы использования знака правовой охраны смежных прав: знак охраны помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре либо иным образом в соответствии со ст. 1310 комментируемого параграфа при использовании фонограммы или исполнения. Указанная статья посвящена информации о смежном праве. Положение, отсылающее к указанной статье, введено в комментируемую статью Законом 2014 г. N 35-ФЗ.

Наряду с этим комментируемая статья вводит определения понятий экземпляра фонограммы и отображения звуков: под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме; под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств. Закон 1993 г. об авторском и смежных правах содержал определение только понятия экземпляра фонограммы. Это понятие было определено так же, как и в комментируемой статье, но соответственно без указания на отображения звуков.

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...