Социально-экономические права. Социальные права человека


Любой человек должен иметь возможность воспользоваться своими социальными правами, которые ему обязано предоставить .

Полнота этих прав определяется социальным статусом в обществе – пенсионеры, несовершеннолетние могут пользоваться различными государственными благами. Но все эти блага даются, чтобы каждый человек независимо от своего статуса смог реализовать себя в обществе и жизни.

Социальные права — это и защита детей государством

Социальные права – это комплекс социальных благ, предоставляемых человеку и гражданину государством. Понятие «социальный» означает связь человека с обществом и затрагивает их взаимоотношения. Социальные права даются человеку в целях реализации его интересов, связанных с жизнью в обществе.

Главным источником прав и их гарантом для гражданина РФ и всего населения страны является Конституция РФ. Документ определяет права и свободы, предоставляемые россиянам, иностранным гражданам, лицам, не имеющим на данный момент гражданства, находящимся или проживающим на территории страны.

Конституция РФ разграничивает понятия гражданских прав и прав человека. Права человека даются ему с рождения и не зависят от его национальности, расы, пола, религии и других особенностей. В документальной форме определения прав человека дополняются словосочетанием «каждый имеет право» и т.п., тем самым подчеркивается равенство прав любого человека, пребывающего в границах Российской Федерации.

Кроме конституционных законов, которыми располагает каждое государство, права человека определяются также соглашением международного уровня – Всемирной Декларацией прав человека, принятой на заседании Генеральной Ассамблеи ООН через несколько лет после завершения Второй Мировой войны. Социальные права человека также регулируются другими документами международного уровня.

Социальные находятся под охраной закона, являясь юридической категорией. Социальные блага данного типа даются только тем людям, которые находятся в устойчивых правовых отношениях с определенным государством, то есть являются его гражданами.

Социальные права относятся ко второму поколению прав и свобод. Всего в истории формирования данной категории выделяют три поколения:

  • Первое поколение появилось во времена, когда в Европе бушевали буржуазные революции (17-18 вв.). Категория прав и свобод первого поколения носит политический и гражданский характер. К ним применимо понятие негативизма, то есть независимости их проявления от действий и отношения государства. К первому поколению принято относить право на жизнь, свободу мысли, слова, личности, неприкосновенность жилища и др.
  • Второе поколение прав и свобод включает в себя социальные, экономические и культурные блага, необходимость в которых была признана лишь к середине 20 в. в связи с различными социалистическими движениями, возникавшими по всему миру. Эти права относят к позитивным – требующим государственного вмешательства для их реализации и соблюдения (право на детство и материнство, здравоохранение, образование, свободный труд, и др.)
  • В категорию прав и свобод третьего поколения вошли коллективные и национальные блага, потребность в которых появилась в связи с усугублением глобальных проблем, касающихся целых народов и наций (право на информацию, мир, благоприятную окружающую среду и др.).

Важным моментом является то, что пользование предоставляемыми правами и свободами одного человека, не должно нарушать или ущемлять каким-либо образом права других людей. Поэтому блага, которые может предоставить государство, не могут быть безграничными, иначе это приведет возникновению множества конфликтов.

С основами социального права ознакомит видеосюжет:

Границы социальных прав

Каждый человек имеет право на социальную защиту

Статьями Конституции РФ устанавливается ряд социальных прав, которыми может воспользоваться любой гражданин нашей страны.

Право на социальное обеспечение предоставляется различным категориям граждан в связи с рядом обстоятельств:

  1. достижение пенсионного возраста;
  2. инвалидность;
  3. временная нетрудоспособность;
  4. потеря кормильца;
  5. потеря заработка (работы);
  6. недостаточность заработка для обеспечения нормальной жизнедеятельности и др.

Социальное обеспечение реализуется в материальном выражении (выплата пенсий, пособий по безработице, инвалидности и т.п.) и в предоставлении льгот (бесплатные поездки в городском транспорте, получение жилья вне очереди, бесплатное получение лекарств и медицинских услуг и др.). Порядок начисления пенсий и пособий регламентируется на федеральном и местном уровне.

Право на материнство и детство и их защиту, а также защиту семьи включает такие моменты, как:

  • наделение обоих родителей равными правами и обязанностями по воспитанию ребенка и заботе о нем;
    реализация прав родителей согласно с интересами ребенка;
  • запрет на отказ в трудоустройстве женщин, воспитывающих малолетних детей, и беременных;
    предоставление отпуска на период беременности и родов, уход за ребенком, выплата государственного пособия.

Поощрение материнства и укрепления семьи является одной из главных тенденций социальной политики современного государства.

Право на жилище включает в себя следующие моменты:

  1. правовые основы проживания;
  2. доступность жилья;
  3. пригодность жилья для проживания;
  4. наличие необходимых услуг и инфраструктуры в районе проживания.

Жилищная политика российского государства включает поддержку малоимущих семей, других льготников и остальных категорий граждан путем создания и поддержания муниципального и частного жилищных фондов, развития частной собственности, конкуренции в сфере ремонта, строительства и содержания жилищного фонда.

Право на здравоохранение и медицинскую помощь имеет любой человек, обратившийся в лечебное учреждение. Муниципальные и государственные медицинские заведения оказывают требуемую помощь на бесплатной основе. Материальное обеспечение таких заведений обеспечивается на основе бюджетных средств, фонда страховых взносов и из прочих доступных источников финансирования.

С целью обеспечения и предоставления возможности реализации права на здравоохранение государственная политика предусматривает разработку ряда программ, направленных на охрану и укрепление здоровья граждан, развитие систем здравоохранения всех уровней, повышение интереса населения к здоровому образу жизни.

Правом на образование располагает любой человек в нашей стране независимо от своего пола, национальности, вероисповедания, материального благополучия и других обстоятельств. Законы Российской Федерации гарантируют доступность и безвозмездность обучения на всех уровнях, начиная с дошкольного и заканчивая средним профессиональным образованием. В муниципальных и государственных учебных заведениях образование дается в соответствии с федеральными стандартами.

Также бесплатно можно получить высшее профессиональное образование, впервые поступив в государственное или муниципальное учреждение соответствующего уровня на конкурсной основе. Система обучения в России постоянно модернизируется с целью наиболее полной реализации права на образование.

Социальные права в нашей стране регулируются государственной Конституцией и различными международными соглашениями, главным из которых является Всемирная Декларация прав человека. Государство должно не только предоставить социальные блага, но и обеспечить возможность их реализации для всех слоев общества независимо от национальных, расовых, религиозных и других различий индивидов.

Мнение юриста-эксперта:

Система социального обеспечения в нашей стране находится сейчас на стадии переходного периода. Он может еще продолжаться долго, несколько десятилетий. После развала СССР, в России произошли глубинные изменения в обществе, экономике и в сознании людей. Монополия государства на собственность средств производства перестала существовать. Перераспределение результатов производства происходит по иному принципу, который не является справедливым.

По материалам Счетной палаты РФ, 71 % населения владеют 3 % собственности, а 5 % — обладают 72,5 % собственности. Поэтому реализация социальной политики государства напрямую зависит от его экономических возможностей. Разразившийся очередной экономический кризис, позволяет списать на его последствия непродуманного курса в социальной сфере. Нет четкой государственной концепции. Вместо этого государство беспорядочно реализует различные социальные проекты в зависимости от настроений в обществе и своих возможностей.

Еще свежи в памяти пенсионеров и льготников последствия так называемой «монетизации» льгот. Обязанностью государства является защита социальных благ человека и всяческая поддержка тех граждан, которым это не под силу сделать самостоятельно.

Основные показатели социального развития подчеркивают нерешенность проблем человека. Итог этому — противоречие между социальной сущностью государства и его конституционными обязанностями. Законотворческая деятельность государства сводится к принятию законов, которые не в состоянии выстроить стройную систему социальных гарантий каждому гражданину России.

I. Личные (гражданские) права и свободы. Согласно гл.
2 Конституции РФ к этой группе прав относятся:
§ право на жизнь,
§ право на свободу и личную неприкосновенность,
§ право на неприкосновенность жилища,
§ право на неприкосновенность частной жизни,
§ право на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений,
§ право на определения национальности,
§ право на пользование родным языком,
§ право на свободу передвижения и места жительства,
§ право на свободу совести
II. Политические права. Связаны с обладанием
гражданства государства и в отличии от личных прав,
адресованных в Конституции «каждому» , принадлежат
только «гражданам» . Их реализация позволяет
гражданам участвовать в политической жизни
общества, в управлении государством. Гражданин
может участвовать в политической жизни общества по
достижению им возраста 18 лет.
Граждане имеют равный доступ к государственной
службе всех видов. За каждым из них закреплено право
на объединение в общественных организациях, включая
право создавать политические партии для
непосредственного решения государственных проблем,
профсоюзы для защиты своих производственных,
социальных и других интересов, достижения
установленных целей и т. д.
III. Cоциально-экономические права. Образуют особую
группу основных прав и свобод человека и гражданина.
Они относятся к таким важным сферам жизни, как
собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых,
образование и служат обеспечению материальных,
духовных, физических и др. социально значимых
потребностей и интересов личности.
В ст. 7 Конституции РФ закреплены положения,
определяющие экономические, социальные и
культурные права человека и гражданина. К ним
относятся: собственность (ст. 35); право на землю (ст.
36); свобода труда и право на труд в надлежащих
условиях (ст. 37); охрана семьи (ст. 38); право
социального обеспечения (ст. 39); право на жилище (ст.
40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь
(ст. 41); право на благоприятную окружающую среду
(ст. 41); право на образование (ст. 43); свобода
научного, технического, литературного,
художественного и др. видов творчества, преподавания
(ч. 1,2 ст. 44); право на пользование учреждениями
культуры (ч. 3 ст. 44).
Конституционные обязанности, будучи закрепленными,
в Конституции РФ, приобретают высшую юридическую
силу и всеобщий характер.
К Конституционным обязанностям человека и
гражданина относятся:
§ Соблюдение Конституции РФ
§ Уважение прав и свобод других лиц
§ Обязанность родителей заботиться о детях, об их
воспитании
§ Обязанность совершеннолетних трудоспособных
детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях
§ Обязанность родителей или их заменяющих
(опекунов, попечителей) обеспечить получение детьми
образования данного уровня
§ Заботиться о сохранении исторического и культурного
наследия, беречь памятники истории и культуры
§ Платить законно установленные налоги и сборы
§ Сохранять природу и окружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам
§ Обязанность граждан РФ защищать Отечество.

Совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное обеспечение , право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище , особые права детей и права инвалидов. С.п.ч. закрепляются на конституционном уровне далеко не во всех странах мира. В наиболее полном объеме они провозглашаются в конституциях "социалистических" и "пост-социалистических" государств. В некоторых развитых, а также развивающихся странах С.п.ч. стали провозглашаться после Второй мировой войны, однако обычно без предоставления им судебной защиты. Закреплены в ст. 38-41 и 43 Конституции РФ.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

    Совокупность конституционных прав человека, позволяющих ему претендовать на получение от государства определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека относятся: право на социальное обеспечение; право на образование; право на… … Финансовый словарь

    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное обеспечение, право на образование … Юридическая энциклопедия

    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека … Профессиональное образование. Словарь

    Совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное обеспечение, право на образование,… …

    Совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) определенных материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право… … Энциклопедия юриста

    социальные права человека - совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное… … Большой юридический словарь

    Социальные права человека - это совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях материальных или иных благ. К социальным правам, гарантирующим… … Большой юридический словарь

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА СОЦИАЛЬНЫЕ - СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА … Юридическая энциклопедия

    Понятие. характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной,политической и культурной сферах. Понятие П.ч. появилось еще в эпоху буржуазных революций. П.ч. носят… … Энциклопедия юриста

    - (см. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА) … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Права человека. Учебник , . "Права человека" - первый в отечественной юридической литературе учебник по данному предмету. Авторский коллектив стремился показать всю сложность и многогранность прав человека, их сущность,…
  • Права человека. Учебник , Лукашева Е. (ред.). «Права человека» - первый в отечественной юридической литературе учебник по данному предмету. Авторский коллектив стремился показать всю сложность и многогранность прав человека, их сущность,…

Обширный круг общественных отношений в социальной сфере нормами социального права регулируется. Предметом социального права является:

Правовое регулирование занятости; охраны труда и здоровья населения; социальное обеспечение;

Социальное страхование и пенсионное обеспечение;

Правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, беженцев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и других лиц), проживающих на территории России и нуждающихся в социальной защите;

Правовое регулирование формирования и деятельности органов социальной защиты.

Социальное право, как отрасль российского права, связано с другими отраслями права Российской Федерации: конституционным или государственным правом, трудовым правом, гражданским правом, административным правом, финансовым правом и уголовным правом.

Основные правовые принципы социального права закреплены в Конституции Российской Федерации, ряде норм гражданского права, предусматривающих за щиту права несовершеннолетних, возможность взыскания убытка при причинении вреда здоровью граждан, используются и при социальной защите несовершенно летних граждан, а также граждан, получивших увечье.

Например, при социальной защите женщин и несовершеннолетних используются нормы трудового права, регулирующие труд женщин и несовершенно летних.

Нормы социального права, предусматривающие порядок выплаты и установления размеров пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей, тесно связаны с нормами финансового права.

Социальное право выполняет следующие основные функции:

Экономическая;

Политическую;

Социальную;

Воспитательную.

Выделение этих функций необходимо для понимания специфики и социально го назначения социального права.

Экономическая функция социального права заключается в воздействии права на создание средств жизнеобеспечения людей, процессы распределения, потребления, нормы охраны труда и оплаты труда.

Политическая функция социального права заключается в том, что в его нормах зафиксированы основные положения социальной политики государства. А данное обстоятельство как раз и способствует реализации этой политики.

Организационная функция социального права - это создание системы служб социальной защиты, организация защиты от безработицы, организация социально го обеспечения, социального страхования, обеспечение безопасных условий жизни и благосостояния населения, повышение культуры труда, быта и отдыха.

Воспитательная функция социального права заключается в повышении куль туры взаимоотношений в процессе труда и в быту, в уважении к интересам других лиц, особенно к интересам социально неустроенных лиц, в воспитании доброты к людям, в утверждении принципов сострадания, милосердия, человеколюбия в обществе.



Особое значение в условиях перехода к рыночным отношениям имеет успешное функционирование системы социальной защиты. Правовое регулирование организации социальной защиты состоит в том, что в ряде нормативных актов о социальной защите предусматривается система управления такой защитой.

Структура этой системы следующая:

а) управляющая подсистема (исполнительные органы государственной власти РФ, администрация городов, районов, органы местного самоуправления, государственные органы социальной защиты в центре и на местах, благотворительные организации, граждане, занимающиеся благотворительной деятельностью);

б) управляемая подсистема (учреждения социальной защиты и лица, которые подлежат социальной защите в соответствии с социальным законодательством РФ);

г) социальный контроль за исполнением нормативных актов о социальной защите и ответственность за их нарушение.

Общепризнанно, что социальный контроль один из регуляторов общественных отношений, которые обеспечивают устойчивость социальной системы и управление входящими в её структуру субъектами. Ответственность означает соблюдение прав и исполнение своих обязанностей субъектами, входящими в структуру системы. В силу этих причин социальный контроль и ответственность необходимые элементы структуры системы организации социальной политики.

Общественные отношения в сфере правовой защиты, урегулированные норма ми социального права, являются социальными правоотношениями. Участники, субъекты этих правоотношений обладают взаимными обязанностями и правами.

Участники социальных правоотношений ограничены в выборе вариантов поведения рамками правовой нормы, регулирующими этот вид правоотношений. При отклонении поведения хотя бы одного из участников от предписания правовой нормы к правонарушителю применяются соответствующие санкции. Под объектом социального правоотношения понимается то, на что направлено повеление его участников. Объекты социальных правоотношений могут быть самыми разными Например, это оказание материальной или медицинской помощи, оказание правовых услуг, предоставление духовных благ, обслуживание на дому и в учреждениях социальной защиты, выполнение определённых работ для обеспечения нормальных условий жизни лицам, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, ставших жертвой чрезвычайных происшествий и т.п. Конечным результатом взаимодействия субъектов социального правоотношения как раз и будет осуществление конкретного вида социальной помощи, предусмотренного данным правоотношением.

Финансовые ресурсы любой страны накапливаются и перемещаются между государством, предприятиями (фирмами) и населением (домашними хозяйствами) Финансы социального сектора как важнейшей сферы жизнедеятельности общества накапливаются и распределяются между государством, фирмами и населением, но их роли, финансовые обязательства и ответственность значительно отличаются в зависимости от принятой модели хозяйствования и достигнутых стандартов потребления социальных благ и услуг в каждой стране.

В современной российской экономике разделение финансовых обязательств обеспечения социальной политики между государством, фирмами и населением принимает специфические формы. Они распределяются между государством и домашними хозяйствами. Подавляющее большинство фирм от этого практически

устраняются. Субъектом социальной политики являются также работодатели. В большинстве случаев их роль пассивна, поскольку они обязаны следовать тем об щим социальным правилам, которые устанавливаются государственными (цен тральными и местными) властными структурами.

Так, в сфере социальной политики работодатели должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки наёмных работников (минимальный уровень заработанной платы; обязательное страхование по установленным нормативам - пенсионное, социальное, медицинское, по безработице, социальные выплаты и компенсации. Относимые на фонд оплаты труда и т.д.). Вместе с тем, располагая значительными финансовыми ресурсами, многие работодатели могут создавать на своих предприятиях и в организациях рабочие места, привлекательные для наёмных работников своей высокой заработанной платой, различными социальными благами (бесплатным питанием, возможностью получения долгосрочных беспроцентных кредитов и т.п.).

Государственные властные структуры, создавая ту или иную экономическую среду, формируют экономические интересы работодателей, развивающих наиболее выгодные для них производства. В том случае, когда решения органов законодательной и исполнительной власти ошибочны или неточны, экономические интересы работодателей вступают в противоречие с интересами общества в целом и становятся факторами роста социальной напряжённости.

Социальная инфраструктура и социальные фонды предприятий, носившие в советское время масштабный характер, стали неприемлемыми в рыночных условиях в силу очень больших издержек. Поэтому последовал массовый «сброс» социальной инфраструктуры, ведомственного жилья на местные бюджеты, сразу же ставшие в России повсеместно дефицитными. Бремя социальных расходов в весьма значительной степени переместилось и на государство, его бюджетную систему, что и привело её к глубокому кризису, к полной неспособности обеспечить советский уровень потребления социальных услуг. Возникло неуправляемое движение в сторону коммерциализации основных социальных услуг, то есть стихийное перекладывание финансовой нагрузки на доходы населения, как правило, без учёта растущее дифференциации его доходов, социальной значимости равного доступа к основным социальным услугам.

Развитие процессов бюджетного федерализма, перераспределения властных полномочий между Центром и регионами, приводит к тому, что всё более позитивную роль играют бюджеты субъектов РФ. В силу сложившихся обстоятельств они в настоящее время финансируют всё, что относится к жизнеобеспечению на селения в регионе. Региональные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленность, чем федеральный бюджет. Они финансируют более 70% расходов на народное хозяйство, в среднем около 80% расходов на социально-культурные мероприятия.

Местные бюджеты нацелены на недопущение резкого снижения жизненного Уровня населения. В настоящее время это бюджеты выживания. В первую очередь, Для слабо защищённых слоев населения. Местные бюджеты повсеместно дотационны, не располагают возможностями свободы финансового манёвра и создания предпосылок для социально-экономического развития города, района.

Профсоюзные и иные общественные организации, включая политические партии и общественные движения, играют в процессе выработки и проведения социальной политики своего рода «идеологическую» роль. Они не располагают сколько-нибудь значительными по сравнению со средствами государственного бюджета, внебюджетных социальных фондов и работодателей финансовыми ресурсами регулярного характера. Вместе с тем эти структуры являются представителями определённых слоев населения и оговаривают, документально фиксируя соответствующими соглашениями с органами государственной власти и работодателями минимальный уровень социальной защищённости занятых в общественном производстве (профсоюзы) или других категорий граждан (общественно-политические движения и партии различных направлений).

Существует группа так называемых пассивных субъектов социальной поли тики, выполняющих при её проведении инфраструктурные функции. Это - банковские и кредитные учреждения, страховые общества, организации здравоохранения, культуры и т.п., отвечающие за доведение финансовых, материально-технических, духовных и иных ценностей до объекта социальной политики - человека.

Несмотря на существующие трудности и противоречия идет процесс формирования гражданского общества, его основных структур. В стране происходит развитие негосударственных благотворительных, страховых фондов, неправительственных некоммерческих организаций, которые все активнее включаются в решение сложных социальных проблем. Уровень активности субъектов различного уровня зависит от многих условий порядка, в том числе мер экономического, финансового и законодательного.

Выбор редакции
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...

Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...

В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...

Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...
Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...
В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...