Социальные субсидии. Что такое субсидия и как ее получить


ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ


доходов;

Фонд социального страхования РФ создан в 1992 г.

Понятие субсидий в бюджетном учреждении и их виды

в целях обеспе­чения гарантий в системе социального страхования и повышения контро­ля за правильным и эффективным расходованием средств.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в 1991 г. Он создается на федеральном и территориальном уровне. Через не­го средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает соответствующий уровень публичной власти и кото­рые имеют лицензию на обязательное медицинское страхование. Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, медицинские про­граммы и т. п.

СБАЛАНСИРОВАННОСЬ БЮДЖЕТА

Субсидия и субвенция – это два вида помощи за счет бюджетных средств. Эти термины применяются в области государственных финансов, ими обозначаются виды трансфертов от одного бюджета другому (например, из бюджета области в городской бюджет). Также данные понятия могут использоваться для обозначения видов льгот.

Субсидия – понятие и предназначение

Субсидия – это сумма денег, предназначенная для материальной помощи гражданам.

Субсидия – что это такое и кому положено субсидирование?

Она выделяется из бюджета любого уровня на какую-то определенную цель на условиях софинансирования. Примером может служить субсидия на приобретение жилья для молодых семей. Субсидия по этой программе покрывает лишь часть стоимости квартиры, остальные деньги молодая семья должна внести самостоятельно.

Что такое субвенция

Субвенция – выделяемые из бюджета любого уровня деньги, потратить которые можно на строго определенную цель. Ошибочно субвенциями могут считать средства, выделяемые гражданам на приобретение одежды, лекарств и прочих товаров первой необходимости. Субвенции гражданам не предоставляются. Это строго публичное явление, то есть это средства, передаваемые от бюджета к бюджету.

Что общего между субвенцией и субсидией

Субсидия и субвенция – это трансферты, то есть суммы, которые передаются от одной стороны другой.

Признаки, присущие обеим выплатам:

  • они безвозвратные, то есть возвращать их не нужно;
  • и субсидия, и субвенция выделяются безвозмездно – за их получение не нужно выплачивать комиссию или платить начисленные проценты.

Помимо субсидии и субвенции существует также дотация – это средства, выделяемые без конкретной цели использования, потратить эти деньги можно на что угодно.

Чем отличается субвенция от субсидии

Как было сказано выше, гражданам могут выделяться только субсидии (а также дотации). Субвенции в области социальных выплат не встречаются. Субвенции могут иметь только денежное выражение, а субсидии могут быть и материальными – деньги, лекарства, учебники и т. д. Субвенции могут выделяться бюджету города или района для выплаты материальной помощи, но опять-таки это будут средства, распределяемые между бюджетами разного уровня.

Таким образом, гражданам могут выделяться из бюджета субсидии или дотации. Если у выплаты есть определенная цель, то это будет субсидия, а если цели нет, то дотация.

Определение термина Субсидия

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетные ассигнования можно классифицировать с точки зрения цели их предоставления и с учетом статуса получателяю.

ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Социальная политика - это область деятельности государства по от­ношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводст­ву человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию соци­альной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уров­нях.

Инструментами реализации социальной политики государства слу­жат законы, программы, нормы и нормативы финансирования, соответст­вующие стандарты и т. д. Сложившаяся в том или ином обществе модель социального развития является общественным компромиссом, результа­том поиска общественно-политического баланса, равновесия интересов различных групп и слоев населения.

Долгосрочной целью государственной социальной политики должно стать обеспечение уровня и качества жизни граждан по критериям по­стиндустриального общества.

Существуют следующие индикаторы уровня жизни населения:

1) среднедушевые денежные доходы;

2) среднемесячная начисленная заработная плата;

3) покупательная способность денежных доходов;

4) распределение населения по уровню среднедушевых денежных
доходов;

5) коэффициент дифференциации доходов населения;

6) прожиточный минимум (физиологический и социальный);

7) минимальная продовольственная корзина;

8) показатели дефицита низких доходов (т. е. недостаток по отношению к прожиточному минимуму);

9) обеспеченность населения товарами длительного пользования, услугами;

10) удельный вес расходов на образование, здравоохранение в ВВП и др.

Государство использует два метода в решении социальных задач:

1) адаптивный - это метод установления минимума прав и соци­альных гарантий для работающих. Он реализуется через проведение ак­тивной политики содействия занятости; социального партнерства в регу­лировании оплаты труда и распределения доходов; оптимизацию налого­обложения и системы социального страхования;

2) защитный - для нетрудоспособных и социально незащищенных, не имеющих возможности обеспечить свое существование без помощи го­сударства. Он реализуется через формирование фондов денежных средств для обеспечения социальной защиты населения. В настоящее время фор­мируется система адресной социальной помощи. В реализации этого ме­тода ключевое значение имеет государственное финансирование. Эта сис­тема государственного социального обеспечения.

Обеспечение социальной защиты населения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, а также за счет государственных вне­бюджетных фондов.

Внебюджетные фонды - это целевые фонды финансовых средств, предназначенные для обеспечения дополнительными источниками финан­сирования приоритетных направлений социального развития общества.

Средства внебюджетных фондов не входят в состав казны и, соот­ветственно, на них не могут распространяться требования кредиторов РФ (субъекта РФ), относящиеся к погашению долговых обязательств. Так как в настоящее время в форме внебюджетных существуют исключительно фонды социальной направленности, вышеуказанная обособленность вне­бюджетных фондов обеспечивает стабильность социального развития при любой экономической ситуации в стране.

Государственные внебюджетные фонды представляют целевые цен­трализованные фонды денежных средств, формируемые за счет целевых обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пен­сионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределе­ния национального дохода государством в пользу определенных социаль­ных групп населения.

Наименование внебюджетного фонда отражает направление его ис­пользования.

К доходам внебюджетных фондов относятся специальные целевые налоги и сборы; средства бюджета, перечисляемые в эти фонды; прибыль от предпринимательской деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом (где это разрешено законом); кредиты, полученные фондом в банке.

В настоящее время в нашей стране существуют только три внебюд­жетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд РФ образован в 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Из этого фонда выпла­чиваются пенсии по старости и социальные пенсии (военнослужащим, в случае потери кормильца, по инвалидности и т. д.). Для выплаты пенсий по старости аккумулируются средства работодателей и работников.

Средства на выплату социальных пенсий поступают из бюджета.

Фонд социального страхования РФ создан в 1992 г. в целях обеспе­чения гарантий в системе социального страхования и повышения контро­ля за правильным и эффективным расходованием средств.

Он предназначен для финансирования выплат различных пособий: по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, для санаторно-курортного лечения и т. п.

Источники средств данного фонда - обязательные страхование взно­сы работодателей, добровольные взносы юридических и физических лиц, доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда и др.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в 1991 г. Он создается на федеральном и территориальном уровне. Через не­го средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает соответствующий уровень публичной власти и кото­рые имеют лицензию на обязательное медицинское страхование.

Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, медицинские про­граммы и т. п.

Средства Фонда формируются за счет обязательных взносов работо­дателей (для работающих граждан) и средств бюджета (для неработающих граждан или работников бюджетных учреждений).

СБАЛАНСИРОВАННОСЬ БЮДЖЕТА

Соотношение между доходами и расходами бюджета может быть различным:

1) расходы равны доходам (бюджет сбалансирован);

2) расходы меньше доходов (бюджет сведен с профицитом);

3) расходы больше доходов (бюджет сведен с дефицитом). Бюджет должен быть сбалансирован. В случае наличия профицита или дефицита бюджета требуется комплекс мероприятий по его сбаланси­рованию.

По общему правилу финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счёт субвенций из публично-правового образования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ передает полномочие.

При этом это правило при передаче на местный уровень закреплено в К.РФ (ст.132).

Применительно к передаче полномочия от РФ к субъекту какой-либо конституционной гарантии не установлено, регулирование установлено в ФЗ № 184. Там предусмотрена ситуация, когда государственные полномочия передаются без предоставления субвенций:

— когда отсутствует крайне важно сть создания новых органов власти,

— когда отсутствует крайне важно сть создания новых учреждений или унитарных предприятий,

— когда не предусматриваются увеличение штатной численности государственных гражданских служащих субъекта и работников государственных учреждений субъекта.

В общем, сводиться всё это к тому, что не нужно осуществлять каких-то дополнительных расходов в связи с осуществлением переданных полномочий. Сложно представить такое полномочие…

Второй случай, когда допускается не предоставление субвенции, это, когда посчитали по методике и получился 0.

Получается, в случае если мы передаем полномочие на уровень МО, то всœегда должны передать субвенцию.

А когда передаем полномочие от федерации к субъекту, возможны случае, когда субвенция не предоставляется.

Понятия ʼʼсубвенцияʼʼ нет в бюджетном законодательстве.

Иван Климов

Законодатель пошел по пути определœения субвенций применительно к каждому виду субвенций.

Общим является для всœех субвенций то, что это МТ, передаваемый на финансирование полномочий того субъекта͵ который передает субвенцию.

Почему БК не дал определœения? Неясно…

Напоминаю, что субвенции — ϶ᴛᴏ доход бюджета͵ которому передано соответствующее полномочие и это единственный доход, который не относиться к собственным доходам бюджета.

Еще хотелось бы напомнить о специфики субвенций в контексте исполнения расходных обязательств. Ст. 85-86 – расходные обязательства, возникающие при выполнении переданных государственных полномочий, исполняются только в пределах и за счёт субвенций. Использование своих собственных средств становится обязанностью, только если получающий субвенцию субъект где-то ошибся и превысил нормативы в рамках исполнения переданного полномочия.

Субвенции из федерального бюджета:

— бюджетам субъектов, предоставляемые на исполнения отдельных расходных обязательств субъекта͵

*это классический вариант.

— субвенции бюджетам субъектов, предоставляемые для исполнения отдельных расходных обязательств МО,

— субвенции городу Байконур,

*в ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год. Финансируем на основании соответствующего международного соглашения.

Субвенции из субъекта РФ:

— местным бюджетам,

· Субвенции в местные бюджеты, предоставляемы с целью финансового обеспечения отдельных государственных полномочий ФОГВ (Те субвенции, которые дала РФ для дальнейшей передачи МО),

· Субвенции в местные бюджеты, предоставляемы с целью финансового обеспечения отдельных государственных полномочий ОГВ субъектов РФ (При передачи субъектом своего собственного полномочия),

— бюджетам автономных округов, когда те входят в состав краев и областей.

Для большинства субъектов РФ единственными субвенциями, которые они предоставляют, остаются субвенции местным бюджетам.

Субвенции из федерального фонда ОМС территориальным фондам ОМС: передается полномочие РФ в сфере ОМС на уровень субъекта.

Единственное условие предоставления субвенций – передача полномочий.

*соблюдение законодательства, критерии дотационности – всё это не для субвенций!

Субвенция формирует в соответствующем бюджете фонд компенсации (когда субвенция предоставляется из федерального бюджета и из бюджета субъекта). Про ФФ ОМС – ничего про фонд компенсации не сказано.

Распределяются субвенции законом о предоставляющем бюджете.

Допускается утверждение нераспределœенной субвенции в объёме не превышающем 5% общего объёма субвенции, целью утверждения этой нераспределœенной субвенции является то, чтобы её потом распределить между получающими субъектами без внесения изменений в закон о бюджете.

Предоставление субсидии для приобретения или строительства жилья - способ улучшения жилищных условий жителей города Москвы, состоящих на жилищном учете, реализуемый путем предоставления очереднику средств для приобретения жилья на рынке недвижимости из бюджета города Москвы.

Основные нормативные документы,

регулирующие вопросы предоставления и использования субсидии

  1. «Государственная программа города Москвы «Жилище» на 2012-2018 годы».
  1. Закон города Москвы от 14.06.2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»
  1. Постановление Правительства Москвы от 26.10.2004 г. № 729-ПП «О предоставлении жителям города Москвы субсидий на строительство или приобретение жилища»

Кому предоставляются субсидии, порядок расчета размера субсидии

Гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий либо и выбравшим способом улучшения жилищных условий приобретение жилья с использованием субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее субсидия), после решения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и оформления соответствующего распоряжения о предоставлении, оформляется свидетельство на получение субсидии для приобретения или строительство жилого помещения (далее - свидетельство), открывается Именной блокированный целевой счет (ИБЦС) в банке, на который зачисляются средства субсидии. С использованием субсидии очередник может приобрести жилище на рынке недвижимости.

Субсидии для приобретения или строительства жилья предоставляются гражданам из бюджета Москвы в объемах финансирования, предусмотренного Законом о бюджете города, в порядке очередности исходя из года постановки на учет, с учетом даты подачи заявления.

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (далее - Департамент):

оформляет очередникам документы, необходимые для предоставления субсидии

выдает очередникам Свидетельство о предоставлении субсидии

перечисляет средства субсидии на именной блокированный целевой счет (далее ИБЦС), открытый очередниками самостоятельно в банке, для их последующего использования очередниками по назначению.

Субсидия считается реализованной очередниками с момента перечисления денежных средств субсидии на ИБЦС очередника, после чего очередники снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Норма предоставления площади жилого помещения, используемая при расчете субсидии:

  • Для одиноко проживающего или единственного гражданина, состоящего на жилищном учете – 36 кв. метров ;
  • На одного гражданина – 18 кв.метров;
  • На семью из двух граждан – 50 кв. метров ;
  • На семью из трех граждан – 70 кв. метров;
  • На семью из четырех граждан – 85 кв. метров;
  • На семью из пяти и более граждан по 18 кв. метров на одного члена семьи.

При расчете субсидии учитываются следующие условия (то есть норма предоставления может быть уменьшена)

  • возможность предоставления субсидии в дополнение к занимаемой площади
  • излишки жилой площади, имеющиеся у членов семьи очередника (в том числе в собственности)

Многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим трех и более несовершеннолетних детей, по их желанию может быть предоставлена субсидия в размере нормативной стоимости жилого помещения.

Примеры расчета размера субсидии:

  1. Одиноко проживающий гражданин:

36 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 60% = конечный размер субсидии.

  1. Семья из двух граждан:

50 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 67% = конечный размер субсидии.

  1. Семья из трех граждан:

70 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 65% = конечный размер субсидии.

  1. Семья из четырех граждан:

85 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 64% = конечный размер субсидии.

  1. Семья из пяти или более (N) граждан:

N х 18 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 70% = конечный размер субсидии.

Таблица определения размера субсидий в процентах.

Количество полных лет, прошедших после постановки на учет

10
и более лет

Процент от нормативной стоимости
жилого помещения

Граждане, имеющие жилищные льготы

Общие основания

Основные положения предоставления и использования субсидии:

По договорам инвестирования строительства степень готовности дома должна быть не менее 70 процентов;

Субсидия не может быть использована на приобретение жилища, находящегося под арестом, залогом, обремененного чьим-либо правом на проживание в нем, сохраняющимися после перехода жилища в собственность в результате использования субсидии, а также не отвечающего стандартам благоустройства в городе Москве;

Перечисление субсидии должно быть произведено до заключения договора на приобретение жилища в собственность;

В соответствии со статьями 28 и 37 ГК РФ законные представители, их родители и близкие родственники не вправе совершать с несовершеннолетним иных сделок кроме дарения или передачи в безвозмездное пользование. Таким образом, родители, бабушка и дедушка несовершеннолетнего не могут продать его жилище;

При изменении жилищных условий жителей города Москвы, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений такие граждане снимаются с соответствующего учета;

Договоры купли-продажи, мены и др. вступают в силу с момента их подписания;

Субсидия считается реализованной с момента перечисления денежных средств на ИБЦС

В России предусмотрена социальная помощь и поддержка не только гражданам, но и организациям. Действующий способ предоставления материальной помощи для юридических лиц – целевая субсидия. Денежные средства подлежат выдаче с последующим отчетом, а в случае нереализованности возвращаются в бюджет региона.

Что представляет собой целевая субсидия

Целевые субсидии считаются средством оказания помощи в виде денежных средств, выделяемых из регионального бюджета административным аппаратом, на определенные цели, заявленные предприятием. Процесс субсидирования реализуется и на более высоком уровне, когда субъект, входящий в государство, направляет проект с указанием целей и затрат, документы, подтверждающие необходимость этой процедуры, в федеральные органы власти.

Статьи 78.1 , 79 БК предполагают, что учредитель может предоставить материальную поддержку региону или конкретной организации на определенные нужды. Эти выплаты в денежной форме перечисляются в разовом режиме при предоставлении потенциальным получателем бизнес-плана. Выделяемые суммы в качестве бюджетных инвестиций направляются для повышения стоимости имущества, основных средств, имеющихся у муниципалитетов.

Таким образом, организация может получить возможность финансирования практически любых нужд, которые не относятся к запрещенным статьям расходов. Это реализуется только в том случае, если учредитель посчитает процедуру по выделению денежных средств рациональной для функционирования бюджетного учреждения.

Кому и на что предоставляется

Целевая субсидия направляется организациям, функционирующим на государственной основе, из бюджета Российской Федерации или региональных органов. Данная мера государственной поддержки фактически предоставляется организациям (юридическим лицам), работающим на бюджетной основе. А также автономным учреждениям (статья 145 Бюджетного кодекса ), которые подтверждают обоснованность запроса денежных средств на цели, актуальные для предприятия, необходимые для повышения его показателей, восстановления платежеспособности.

Такими целями являются:

  • проведение ремонтных работ капитального характера в зданиях, находящихся в собственности учреждения, разработка сметы, проекта;
  • возмещение затрат, произведенных вследствие стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций;
  • формирование основных фондов, требующее затрат больше 2 миллионов рублей, включая обустройство территории;
  • компенсация затрат на коммунальные услуги зданий предприятия (отопление, водоснабжение, водоотведение, электроэнергия), при накоплении задолженностей;
  • обеспечение выполнения государственного задания.

Механизм выделения и получения субсидий

Порядок предоставления целевых субсидий представляет собой целостную систему, которая основывается на четком прогнозировании предстоящих затрат, направленных на увеличение имущественной составляющей производства. Он выглядит следующим образом:

  • организация анализирует показатели своей деятельности и делает выводы о том, на какие цели необходимы денежные средства из бюджета;
  • подготавливает документацию, где изложена информация о предстоящих операциях, осуществляемых с целевыми суммами, которые направляются в бюджетное учреждение (в качестве необходимых сведений указывается название, цель, код классификации, остатки по субсидированию с прошлого года, планируемая выплата в текущем году);
  • сформированная информация подается учредителю, который рассматривает и оценивает данные на целесообразность, просчитывает риски, принимает решение о выделении предложенной суммы;
  • после того как последующие действия по перечислению денег на счета учреждения согласованы, принято положительное решение, они направляются на специальный лицевой счет, открытый для таких выплат.

ВАЖНО! Отправление заявки на субсидирование может производиться в электронном виде для ускорения процесса рассмотрения и принятия решения. Если уровень рассмотрения заявки региональный, срок обработки информации не превышает 1 месяца с момента подачи документов. При выделении денег из федерального бюджета, вопрос обсуждается вышестоящими органами не более 2 месяцев с момента отправки заявки.

Как происходит получение финансовых средств

После того как факт передачи денег утверждается учредителем, информация о переводе передается в казначейство, где проходит проверка соответствия кода субсидии, суммы платежа, содержание по оказанию услуг, поставкам продукции, аренде оборудования или помещения согласно указанным целям в заявке.

При сверке информации учитывается, какая сумма осталась на счете после использования предыдущих выплат, характер операций, совершаемых по этому счету. Если вся информация актуальна, соответствует сформированным данным заявки, денежные средства поступают на счет и используются по назначению.

Отчет о расходовании целевой помощи

Каждое учреждение, реализовавшее в текущем году право на субсидирование, обязано оформить отчет о расходовании денежных средств, предоставленных в качестве помощи организации.

Субъект самостоятельно издает постановление, где изложен порядок предоставления, использования, отчетности, контроля и возврата остатков денег. Обычно отчетность направляется учредителю ежеквартально, а в конце года направляется общий отчет с результатами выполнения показателей, предполагающих результативность после предоставления бюджетных средств.

Местные органы берут на себя обязательство по сбору всех документов, подтверждающих расходы, оформление отчета по установленной форме и отправке полученных данных. Принимающий отчет орган проводит оценку качества использования ранее направленной материальной помощи в течение 30 рабочих дней. Он делает выводы о том, насколько предприятие достигло планируемых показателей с помощью их сравнения в процентном соотношении в соответствии с планом и фактическим результатом.

ВАЖНО! Учреждению, формирующему отчет, необходимо указывать реальные траты, так как при неполном расходовании помощи следует вернуть оставшуюся часть средств. Если со стороны проверяющего юридического лица в документации обнаружится неверная информация или нерациональное использование бюджета, получатель может быть привлечен к ответственности.

Бухгалтерский учет целевых субсидий

У специалиста, занимающегося учетом расходов и доходов на предприятии, реализующем субсидирование, имеется план бухгалтерских счетов под названием «Учет государственной помощи». К нему прилагается инструкция, которая утверждена приказом Министерства финансов , действующим с 31 октября 2000 года, номер 94н. Согласно этому документу, для бухгалтерского учета субсидий используется пункт «Целевое финансирование».

В качестве финансовых операций рассматриваются:

  • количество поступивших дотаций;
  • сколько их использовано согласно поставленным целям в плане;
  • какую часть необходимую вернуть, не израсходованную по целевым назначениям.

Способы отражения субсидирования в бухгалтерских документах делятся на два вида:

  • поступившая сумма учитывается сразу же после ее поступления в качестве финансовой задолженности, которая погасится после всех вложений по целевым направлениям;
  • полученные средства отражаются на балансе, когда они переведены, а после каждого вида затрат сведения об этом факте заносятся в специальную форму. Таким образом, они учитываются сразу после проведенных работ или закупки оборудования.

ВНИМАНИЕ! Контроль фиксации данных в бухгалтерском учете производится руководителем организации.

Возврат неиспользованных средств

Финансовая помощь оказывается нуждающимся в этом учреждениям не безвозмездно. В интересах начальника осуществить затраты в соответствии со своим планом в полном объеме, соблюсти рациональность расходов. Если субсидирование выделялось для выполнения государственного задания, то остатки переносятся на следующий год и остаются в организации, но оно при этом должно быть выполнено полностью.

ВАЖНО! Государственное задание является выполненным, когда не имеется существенных отклонений в показателях результативности.

Целевые субсидии подлежат возвращению, если прослеживается один из случаев:

  • деньги не израсходованы в полном объеме и по назначению;
  • расходы осуществлены с нарушениями законодательства.

Остатки могут возвращаться или оставаться на следующий год, но второй вариант возможен только при положительном решении выдающего субсидию органа.

Государство помогает малоимущим и многодетным семьям, а также начинающим предпринимателям, выплачивая им субсидии. Что это такое и кто может их получить? На все вопросы отвечает юрист Наталья Резник.

Субсидия — это мера социальной поддержки гражданам России от государства. Объясняя это простыми словами, можно сказать, что субсидия — это деньги, которые могут получить нуждающиеся юридические или физические лица.

От других видов социальной помощи субсидию отличает то, что:

  • субсидии выделяются на строго определенные цели;
  • средства предоставляются безвозмездно. Возврат требуется только в том случае, если деньги были потрачены не на выделяемые нужды;
  • выплаты могут производиться не только из государственного бюджета, но и из бюджета регионов.

За такой поддержкой обращаются многие, поэтому нужно знать об условиях, на которых она предоставляется.

  • малоимущие граждане (лица, доход которых ниже прожиточного минимума в регионе);
  • молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Члены семьи должны быть моложе 35 лет;
  • люди с инвалидностью, потерявшие трудоспособность, нуждающиеся в курсе длительного лечения или потерявшие жилье;
  • пенсионеры;
  • начинающие малый бизнес люди, вставшие на учет в центр занятости населения;
  • лица, обладающие определенным статусом, званием или наградой.

На что выдаются субсидии

Оплата коммунальных услуг

На оплату коммунальных услуг должно уходить не больше четверти от общего семейного дохода. Если семейный месячный доход составляет 20 тыс. рублей, а на коммунальные услуги нужно потратить 5 тыс. рублей, то такой семье положена субсидия.

Однако нужно знать о том, что субсидия выдается, если члены семьи являются собственниками помещения, в котором они проживают, нанимателями строго по официальному договору социального найма или договору аренды, участниками жилищных или жилищно-строительных кооперативов.

Оформить субсидию можно, обратившись с заявлением в Управление социальной защиты населения или МФЦ, предоставив необходимые документы. Перечень документов установлен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и включает в себя:

  • удостоверения личности всех проживающих в помещении (паспорта, свидетельства о рождении);
  • документ, подтверждающий правовые основания владения и пользования жилым помещением (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, дарения, мены, свидетельство о праве на наследство, решение суда, вступившее в законную силу, выписка из ЕГРН или договор найма жилого помещения);
  • документ, подтверждающий право на льготу (удостоверение ветерана труда, пенсионное удостоверение, справка о присвоенной категории инвалидности и пр.);
  • справки о доходах заявителя и членов его семьи за 6 месяцев (в том числе справка о пенсии, о пособии по безработице, для неработающих граждан трудоспособного возраста — справка из центра занятости);
  • документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту постоянного жительства (выписка из домовой книги, справка о составе семьи);
  • квитанции об оплате коммунальных услуг, начисленных за последний перед обращением месяц и о об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (справка из ЖЭКа);
  • реквизиты банковского счета для перечисления субсидии.

На временно зарегистрированных в помещении членов семьи документы собираются наравне со всеми в общем порядке. Поданный пакет документов рассматривается в течении 10 дней, после чего принимается решение о предоставлении субсидии (с расчётом ее размера) или об отказе в ее предоставлении. Субсидия предоставляется сроком на шесть месяцев.

Открытие собственного дела безработными гражданами

Безработный, ставший на учет в центр занятости населения и в результате предоставления ему государственной услуги по содействию самозанятости зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, может рассчитывать на единовременную выплату от государства для развития собственного дела.

Субсидия (материальная поддержка) предоставляется на развитие малого предпринимательства в целях создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в размере, предусмотренном Постановлением Правительства РФ № 1089 от 31.12.2008 г. Для получения финансовой помощи необходимо представить в ЦЗ следующие документы:

1. Заявление-анкета о предоставлении выплаты.

2. Технико-экономическое обоснование проекта (бизнес-план), с указанием:

  • места осуществления предпринимательской деятельности;
  • предполагаемых направлений расходования выплаты (подготовка документов, предоставляемых при государственной регистрации ИП; оплата госпошлины и нотариальных действий; приобретение бланочной документации; изготовление печатей и штампов; аренда помещения; приобретение основных средств и пр.);
  • количества создаваемых дополнительных постоянных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
  • календарного плана реализации проекта;
  • объема собственных средств, которые заявитель готов самостоятельно вложить в дело (как правило, чем больше денег человек готов инвестировать, тем большую сумму он получает в виде субсидии).

Рассмотрением бизнес-плана занимается экспертная комиссия, которая определяет размер субсидии исходя из его предполагаемой эффективности. Выделенные денежные средства должны быть освоены в определенный срок и использоваться строго по целевому назначению. В случае выявления факта нецелевого использования субсидии, денежные средства подлежат возврату.

Перед составлением бизнес-плана лучше обратиться к официальным страницам территориальных центров занятости населения. Там обычно публикуются наиболее приоритетные для региона направления деятельности.

Помощь инвалидам

Люди с инвалидностью могут претендовать на субсидии для улучшения качества жилища, уменьшение платежей за ЖКХ и на приобретение жилья. Государство может оплатить как часть, так и полностью покупаемое жилье. Субсидия предоставляется в порядке очереди. Число льготников на год определяется в зависимости от общего количества денег, поступивших в казну федеральной территории и суммы, необходимой для помощи каждому подавшему документы на субсидию. Вне очереди жилье получают инвалиды-колясочники.

Нуждающимися в улучшении условий жилья считаются:

  • те, на кого приходится меньше 18 кв. м площади помещения, в котором они проживают;
  • инвалиды-колясочники, чья квартира находится выше 2 этажа;
  • проживающие в общежитиях или коммунальных квартирах.

В перечень документов, необходимых для подачи на субсидию, обязательно входит паспорт, свидетельство о присвоении инвалидности, официальное обращение о постановке в очередь на жилье, лицевой банковский счет, выписка из домовой книги, реабилитационная программа для инвалидов.

Поддержка молодых семей

В программе могут участвовать молодые семьи, при этом каждому члену семьи должно быть не больше 35 лет, семьи, в которых только один из родителей, а также семьи без детей или те, кто ждет третьего ребенка. Отсутствие жилья или его непригодность является поводом для участия в программе.

Еще одним поводом может служить условие, когда на каждого члена семьи приходится меньше чем 18 кв. метров или с семьей проживает нетрудоспособный или тяжело больной родственник. Размер субсидии может доходить до 40% от стоимости приобретаемого жилья. Все члены семьи, кроме детей, должны быть официально трудоустроены и иметь гражданство Российской Федерации.

Субсидию можно получать молодым семьям не только на приобретение жилья, но и на оплату кредита, который был необходим для его покупки, также для строительства дома или для внесения первоначального взноса по ипотеке.

Список документов для оформления субсидии:

  • паспорт;
  • выписка из домовой книги;
  • справка о составе семьи;
  • справка о состоянии недвижимости;
  • справка о том, что заявитель не был участником этой программы;
  • справка о проживании с родственниками;
  • справка о платежеспособности.

Предположительно, эта государственная программа будет действовать до 2020 года. О дальнейшем ее продлении в официальных источниках пока не сообщается.

Что такое субсидия на квартиру

Субсидия на приобретение квартиры отличается от остальных тем, что ее выдают в форме специального сертификата. После получения его сдают в банк, который решит, на сколько нужно снизить сумму оплаты ипотеки. Сертификат невозможно обналичить или обменять.

Существует несколько программ по приобретению жилья и выдаче для этой цели субсидий. В каждом регионе может действовать своя программа, и некоторые правила оформления субсидии могут быть дополнены или отличаться от условий других регионов. Так, например, в Москве сертификат нельзя использовать при покупке недвижимости, которая не достроена меньше чем на 70%. Программы некоторых регионов запрещают тратить сертификат на покупку вторичного жилья.

Кому положена субсидия на квартиру

Могут претендовать на выделение такой субсидии те, у кого нет официально оформленного жилья, кто не является участником социальной программы по приобретению квартиры, люди, которые живут в домах, находящихся в непригодных условиях.

На каждого члена семьи должно приходиться минимум 15 кв. метров жилплощади. Если квартира или дом не удовлетворяют этим условиям, то это также является поводом для подачи документов на субсидию. В случае, если в доме живет человек, имеющий серьезное заболевание, которое может принести вред окружающим, также положена субсидия на приобретение квартиры.

Все удовлетворяющие перечисленные факты нужно обязательно регистрировать и подтверждать соответствующими документами.

Подробно о категориях людей, которым положена субсидия, написано в статье Жилищного кодекса . Он часто обновляется и дополняется. Поэтому, чтобы точно быть уверенным, что вы подходите под одну из категорий, лучше всего обращаться к нему.

Для получения субсидии на квартиру нужно написать заявление в местную администрацию. Там в зависимости от предлагаемой программы вам назовут перечень всех необходимых документов.

Обязательными документами будут удостоверения личности всех членов семьи, справки о доходах и имеющихся льготах, справка о домовладении или выписка из домовой книги, если имеется, договор об ипотеке.

Информация актуальна на момент публикации.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...