Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, состав, полномочия. Формирование Совета Федерации


Порядок формирования Совета Федерации РФ закреплен в соответствующем законе. Так, в состав входит по 2 представителя от субъекта страны. Государственный Совет Российской Федерации включает в себя по одному от исполнительного и представительного (законодательного) властного органа субъекта.

В качестве члена рассматриваемого органа может быть назначен (избран) гражданин России, не моложе тридцати лет. При этом лицо должно обладать правом выбирать и быть выбранным в соответствии с конституционными нормами.

Порядок формирования Совета Федерации предусматривает, что члены - представители субъектов выбираются на срок полномочий этих органов, а при их формировании - на период полномочий депутатов, избранных однократно.

Представители двухпалатного законодательного института избираются по очереди от каждой палаты на половину периода деятельности соответствующей палаты.

Порядок Формирования Совета Федераций предусматривает рассмотрение кандидатов на избрание председателем.

Представитель от госвласти субъекта назначается должностным лицом (руководителем исполнительного высшего органа) субъекта.

Порядок формирования Совета Федерации предполагает тайное голосование при избрании представителя законодательного института власти. Принятое решение оформляется соответствующим постановлением.

Решение, принятое о назначении представителя от исполнительного органа закрепляется соответствующим указом. Этот указ в течение трех дней направляется в госвласти субъекта.

Порядок формирования Совета Федерации предусматривает определенные условия вступления в силу указов и постановлений о назначениях. Например, решение о принятии в должность представителя от исполнительного властного органа в случае, если на внеочередном (очередном) заседании представительного органа госвласти субъекта две трети всего количества депутатов не отдадут свои голоса против назначения.

Постановления о назначении (избрании) членов Госсовета направляются принявшими их органами в Совет Федерации.

Согласно законодательству, образование рассматриваемого органа завершилось к началу 2002-го года.

В соответствии с конституционными нормами, установлен перечень вопросов, которыми ведает Госсовет. Среди них следует отметить вопросы по:

  1. Утверждению изменения границ субъектов.
  2. Утверждению указа Президента о введении в стране военного положения.
  3. Решению вопроса о возможности применения Вооруженных Сил страны за ее пределами.
  4. Назначению судей Верховного, Конституционного, Высшего Арбитражного органа правосудия.
  5. Назначение и освобождение от полномочий Генпрокурора страны.

Согласно соответствующей конституционной норме Госдума и Совет Федерации образуют Счетную палату. Порядок ее деятельности, состав закрепляется законодательно.

Из своего состава Совет Федерации выдвигает Председателя, а также его заместителей. Они ведают внутренним режимом работы, ведут заседания. Госсовет формирует комиссии, комитеты, проводит связанные с вопросами своего ведения. В структуре органа при этом недопустимо образование парламентских объединений, фракций.

Обеспечение коллегиального и оперативного обсуждения каких-либо неотложных вопросов по деятельности Госсовета, связанных с постоянным функционированием органа, осуществляется при помощи Совета палаты. Этот коллегиальный орган действует постоянно. В его состав включены заместители Председателя Госсовета, Председатель, председатели комиссий и комитетов Совета, а также Комиссии по парламентским процедурам и регламенту.

В настоящее время Совет Федерации находится на стадии становления. Безусловно, основы палаты уже заложены, и на современном этапе остро стоит проблема повышения эффективности осуществления государственных полномочий. Эффективность во многом зависит от того, как палата формируется, какой способ для этого избран, как он закреплен в законе, в какой степени он соответствует объективным обстоятельствам социально-политического развития страны, потребностям общества и идее демократического участия граждан в управлении государством.

Порядок формирования Совета Федерации имеет очень важное значение не только сам по себе, но и еще в ряде аспектов: связь порядка формирования с представительной природой парламента; с назначением парламента; с принципом разделения властей; самостоятельность члена Совета Федерации: свободным или императивным мандатом обладает член Совета Федерации; влияние порядка формирования на образ работы палаты.

Опыт, полученный при использовании различных способов формирования Совета Федерации, нуждается в пристальном и детальном научном изучении. Практическая ситуация и имеющиеся научные подходы нуждаются в обобщении и оценке, результатом которых могут быть выводы и предложения по совершенствованию порядка формирования, что поможет найти наиболее оптимальный вариант порядка формирования «палаты регионов».

Порядок формирования Совета Федерации представляет собой совокупность определенных приемов и действий управомоченных субъектов по формированию персонального состава Совета Федерации, совершаемых ими в рамках установленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации правил и процедур. Заложенный в Конституции Российской Федерации принцип формирования Совета Федерации содержит некую неясность и неопределенность в его реализации, предопределивший споры о природе представительства, месте, и роли Совета Федерации.

Рассматривая Совет Федерации стоит отметить, что порядок формирования Совета Федерации, за всё время существования палаты парламента России, кардинально менялся трижды и эти изменения являются отражением эволюции российского федерализма. Сегодня можно сказать, что порядок формирования Совета Федерации является смешанным, сочетающим использование двух процедур - непрямых выборов в отношении представителей от законодательных (представительных) органов власти и назначения - от исполнительных органов государственной власти субъектовРФ

Федеральный закон, регулирующий порядок формирования Совета Федерации, отличается неурегулированностью многих процедурных вопросов формирования Совета Федерации на федеральном уровне, что привело к росту нормативной базы субъектов РФ по данному вопросу, не всегда соответствующей федеральному. Порядок формирования Совета Федерации должен быть единым и предусматривать одинаковые процедурные правила избрания (назначения) членов Совета Федерации для всех субъектов Российской Федерации. Упорядочить и обеспечить единство процедуры избрания (назначения) членов Совета Федерации возможно путем совершенствования действующего законодательства, регулирующего порядок формирования Совета Федерации, внесения в него соответствующих изменений и дополнений.

Совет Федерации основывается на паритетном представительстве субъектов Федерации, каждый из которых представлен в палате двумя членами - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Первый состав Совета Федерации был сформирован сроком на два года, что предусматривалось частью 7 раздела второго Конституции. Формирование состоялось посредством прямых выборов, проведенных на основании Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г., утвержденного Указом Президента РФ от 11 октября 1993 г. N 1626. 8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Согласно ст. 2, 3 и ч. первой ст. 5 ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации избирается соответствующим законодательным органом на срок полномочий этого органа, а если законодательный орган формируется путем ротации (т.е. переизбирается не целиком, а по частям - по половинам, по третям и т.д.), то на срок полномочий, установленный для однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации, представляющий двухпалатный законодательный орган, избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

В 2004 г. было установлено, что член Совета Федерации, представляющий однопалатный законодательный орган, должен быть избран не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе этого органа нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий предыдущего созыва, а член Совета Федерации, представляющий двухпалатный законодательный орган или законодательный орган, формируемый путем ротации, - со дня истечения срока, на который был избран предыдущий представитель соответствующего органа. В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, представляющего законодательный орган субъекта Федерации, новый член Совета Федерации - представитель этого органа должен быть избран в срок, не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного органа субъекта Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем. В двухпалатном законодательном органе кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации вносятся на рассмотрение данного органа поочередно председателями палат. Группа депутатов численностью не менее трети общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации. Решение об избрании принимается тайным голосованием и оформляется постановлением законодательного органа, а если он двухпалатный, то совместным постановлением обеих его палат.

Согласно ст. 4 и ч. 2 ст. 5 ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. - N 32 - Ст. 3336, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа) на срок его полномочий. Его решение о назначении представителя в Совете Федерации оформляется указом (постановлением), который (которое) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа две трети общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя. Член Совета Федерации - представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации должен быть назначен в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), включая случай досрочного прекращения полномочий предыдущего высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа), а в случае досрочной вакантности соответствующего мандата - не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

При существующем подходе федерального законодателя к регулированию процедуры формирования Совета Федерации часть процедур регулируется актами субъектов Федерации. Регламенты парламентов субъектов РФ разнообразно подходят к регламентированию процедуры: некоторые регулируют процедуру прекращения полномочий представителя от законодательной власти в Совете Федерации, в иных субъектах различными актами регулируется правовой статус члена Совета Федерации Булаков О.Н. Взаимодействие Совета Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, международными и общественными организациями // Законодательство и экономика. - 2004 .- №9 - С. 21..

Введение нового порядка образования Совета Федерации не положило конец дискуссии о том, каким образом он должен формироваться. Принятый порядок соответствует конституционной конструкции образования Совета Федерации: по два представителя от законодательной и исполнительной власти. Однако насколько это представительство и порядок формирования соответствуют ст. 3 Конституции РФ, закрепляющей единственным источником власти многонациональный народ России и в виде одной из высших форм непосредственного волеизъявления - выборы.

Так или иначе, это вопрос будущего, а сегодня, вероятно, следует вести речь о качественном совершенствовании принятого законодательного регулирования формирования верхней палаты. Поскольку существует описанная выше разноголосица в регламентации субъектами процедур, возможно, стоит отказаться от регулирования процедуры рассмотрения кандидатур в состав верхней палаты парламента регламентами органов законодательной власти субъектов Федерации, как это предусмотрено в настоящее время. Целесообразно общие для всех субъектов процедурные положения поместить в Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» Колюшин Е.И. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - №4 . - С. 11..

Законопроект устанавливает следующий порядок.

1. Члены Совета Федерации утверждаются соответственно законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ на основании волеизъявления граждан РФ, проживающих на территории соответствующего субъекта РФ.

Волеизъявление населения субъекта РФ выявляется путем проведения голосования за кандидатов, выдвинутых для утверждения членом Совета Федерации (т.н. «предварительное голосование»).

Кандидаты для утверждения членом Совета Федерации - представителем от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ выдвигаются на предварительное голосование законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

Кандидаты для утверждения членом Совета Федерации - представителем от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ выдвигаются на предварительное голосование высшим должностным лицом субъекта РФ.

3. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (действующего созыва) выдвигает на предварительное голосование 3 кандидатов.

Кандидатуры для выдвижения на предварительное голосование вносятся на рассмотрение этого органа:

Его председателем.

Группой депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

4. Высшее должностное лицо субъекта РФ выдвигает на предварительное голосование 3 кандидатов.

Решение о выдвижении кандидатов принимается высшим должностным лицом субъекта РФ единолично и оформляется его указом (постановлением).

5. За исключением определенных особенностей, предварительное голосование за кандидатов, выдвинутых для утверждения членом Совета Федерации, а также все предшествующие такому голосованию избирательные действия, включая агитацию, проводятся в порядке, предусмотренном законодательством РФ о выборах.

Кандидат, выдвинутый законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и получивший наибольшее число голосов граждан, принявших участие в данном голосовании;

И кандидат, выдвинутый высшим должностным лицом субъекта РФ и получивший наибольшее число голосов граждан, принявших участие в данном голосовании.

7. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ (нового созыва) и высшее должностное лицо субъекта РФ соответственно обязаны утвердить победителей предварительного голосования членами Совета Федерации.

8.5. Структура палат Федерального Собрания Российской Федерации: общее и особенное

Как в структуру Государственной Думы, так и в структуру Совета Федерации входят: секретариаты их Председателей и его заместителей, руководители Аппарата, а также комитетов и комиссии по вопросам управления и отделы по различным вопросам.

руководят деятельностью Совета Федерации и Государственной Думы председатели палат и их заместители, которые избираются на заседаниях палат

члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают одинаковым статусом

особенное:

В структуру Государственной Думы помимо перечисленных выше элементов входят также аппараты фракций и комитеты и комиссии по вопросам депутатской этики

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а Совет Федерации из 166

Совет Федерации в отличие от Государственной Думы формируется и структурируется по непартийному принципу

срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий парламентариев, предусмотренных ст. 4 Федерального закона “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”. Срок полномочий члена Совета Федерации зависит от срока его пребывания в должности главы законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

10. Исполнительная власть Российской Федерации

1​ Правительство Российской Федерации:

- правовые основы

Правовая основа представляет собой систему юридических норм, в соответствии и во исполнение которых организуется и функционирует государственный или общественный орган, та или иная структура жизнедеятельности. Термин "правовая" означает, что эта основа должна быть: достаточно социологически обусловлена (потребностями и интересами, идеалами и ценностями развития общества), четко нормативно выражена (через целенаправленную и логически согласованную систему правовых норм) и практически реализована (реально использоваться в практике управления и общественной жизнедеятельности).

- статус

Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

- состав

Правительство Российской Федерации состоит:

· из членов Правительства Российской Федерации;

· Председателя Правительства Российской Федерации;

· заместителей Председателя Правительства Российской Федерации;

· федеральных министров.

- порядок формирования

Процедура форми­рования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбира­ет по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели, затем проводится тайное или открытое голосование. Для утверждения кандидатуры необходимо большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур (канди­датуры) Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Думы Президент назначает Председа­теля Правительства, который в течение недельного срока представляет ему предложения о структуре Правительства (перечень министерств, ведомств) и, как это сложилось на практике, кандидатуры конкретных лиц. Хотя кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров предлагает премьер-ми­нистр, решающее слово принадлежит Президенту. Назначения произ­водит он, издавая указ о составе Правительства РФ.

2​ Правительство Российской Федерации:

- основные функции (назвать некоторые)

Правительство РФ, управляя стра­ной, осуществляет следующие функции. Во-первых, действует как высший орган исполнительной власти, ему подчинены другие цент­ральные федеральные исполнительные органы государственной влас­ти (за исключением подчиненных непосредственно Президенту РФ) и в конечном счете - все другие федеральные исполнительные орга­ны. Правительству подчинены также исполнительные органы субъек­тов РФ по вопросам исключительных предметов ведения Федерации и по вопросам совместного ведения Федерации и субъектов РФ. Во-вторых, Правительство обеспечивает координацию и единство деятельности органов исполнительной власти. В том числе оно коорди­нирует деятельность министерств и ведомств, непосредственно подчи­ненных Президенту. В-третьих, Правительство осуществляет непо­средственную управленческую деятельность на территории всей стра­ны. Оно вправе принимать постановления общего характера, обязательные для физических и юридических лиц. Его постановления и распоряжения обязательны к исполнению в Российской Федерации (ч. 2 ст. 115 Конституции РФ).

- виды издаваемых актов, различия между ними

3​ Аппарат Правительства Российской Федерации:

- статус

АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - государственный орган, образованный для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений. В организационно-управленческом смысле А.П. РФ представляет собой создаваемый в установленном порядке коллектив государственных служащих, призванный осуществлять правовое, организационное, документационное, информационное, аналитическое и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Правительства и его структур. Правовой статус А.П. РФ определяется Положением об Аппарате Правительства РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. № 604 (в ред. постановления Правительства РФ от 5 октября 2000 г. № 760).

- основные функции

Основными задачами Аппарата Правительства Российской Федерации считается организация деятельности Правительства России, а также контроль за исполнением поручений федеральными органами исполнительной власти. Ключевые функции Аппарата Правительства России:

· разработка основных направлений деятельности по реализации внутренней и внешней политики России;

· подготовка экспертных заключений на поступившие в Правительство России проекты актов и других документов, по которым требуется решение;

· контроль за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства России, а также поручений председателя Правительства и его заместителей;

· представляет интересы Правительства России в Конституционном, Верховном, Высшем арбитражном судах;

· готовит для председателя Правительства материалы к его докладам и выступлениям;

· обеспечивает организацию протокольных мероприятий;

· обеспечивает ведение делопроизводства, соблюдение режима секретности и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

- основной тип структурных подразделений

11. Судебная система Российской Федерации

1​ Назовите ветви судебной системы Российской Федерации и ее территориальные уровни

В России власть раздельная, и делится она на три ветви по традиционной схеме на: исполнительную, законодательную и судебную. У каждой ветви власти есть свои органы регулирования, их системы структурированы, а работа слажена и подконтрольна Правительству.

2​ Назовите виды судов:

- федеральных

Федеральных судов три вида:
1. Конституционный Суд РФ.
2. Федеральные суды общей юрисдикции.
3. Арбитражные суды.

- субъектов РФ

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ. В зависимости от осуществляемых форм правосудия С.с. РФ представлена тремя видами судов: конституционными (уставными), общей юрисдикции и арбитражными.

3​ Высшие суды Российской Федерации:
- численный состав
- источники права, которыми он установлен

Местное самоуправление

1. Территориальная организация местного самоуправления: назвать виды муниципальных образований

См. ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

1.1. Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

2. Чем отличается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации от территориальной организации местного самоуправления в субъекте Российской Федерации?


Похожая информация.


И.А. ДЮЛЬДЕНКО, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Российского университета дружбы народов Проведен анализ основных этапов развития института формирования Совета Федерации. Рассмотрены факторы, которые учитывались при установлении модели формирования данного органа в различные периоды. Описаны некоторые препятствия установления выборной модели формирования Совета Федерации на народных выборах.

Страницы в журнале: 39-42

И.А. ДЮЛЬДЕНКО,

аспирант кафедры конституционного и муниципального права Российского университета дружбы народов

Проведен анализ основных этапов развития института формирования Совета Федерации. Рассмотрены факторы, которые учитывались при установлении модели формирования данного органа в различные периоды. Описаны некоторые препятствия установления выборной модели формирования Совета Федерации на народных выборах.

Ключевые слова: Совет Федерации Федерального Собрания РФ, формирование верхней палаты парламента, федеративное государство, бикамерализм, выборность.

The Specificity of Formation of the Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation: History and The Present

The current paper analyses the primary stages of Council of Federation formation and factors that governed the adoption of particular model of the Council of Federation during various historical phases of state development. Some difficulties of establishing an elective model of Council of Federation formation during national elections are also being considered.

Keywords: Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation, procedure of forming of the Council of Federation, federal state, bicameralism, appointment by election.

Вопрос о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ (далее - СФ) в части, определяющей качественный состав лиц, которые имеют право на федеральном уровне отстаивать интересы субъектов Федерации, является одним из наиболее дискуссионных и неоднозначных. Анализ этого вопроса требует обращения не только к основным положениям конституционно-правовой доктрины, но и к мировой практике.

В конституционном праве не выработано универсальной модели формирования верхних («вторых») палат. Практика различных государств также не сводится к определенной унифицированной модели. Стоит заметить особое положение Сената США, чей опыт в этой части признается наиболее успешным, однако его также нельзя считать универсальным, поскольку наибольшего эффекта он достиг только в одной стране.

Исследователи задаются вопросом, какие все-таки факторы способствуют установлению конкретной модели формирования верхних палат парламентов. При этом они обращают внимание на такую характеристику государства, как форма территориального устройства. Известно, что «вторые» палаты существуют не только в федеративных государствах (где они получили свое наиболее полное воплощение как палаты, представляющие регионы), но и в унитарных. Однако форма территориального устройства не вызывает конкретных ассоциаций с тем или иным порядком формирования. Тем не менее нельзя не обратить внимания на замечания ряда авторов о наблюдающихся процессах централизации в федеративных государствах и об усилении регионов в унитарных. Это выражается, в частности, в том, что на процесс формирования верхних палат в ряде федеративных государств существенное влияние оказывает высшее должностное лицо государства. Так, в Канаде полномочием назначать сенаторов обладает генерал-губернатор (должностное лицо, представляющее короля или королеву Канады).

Однако конкретная модель формирования верхней палаты не может быть предопределена отдельными конституционно-правовыми характеристиками, так как на нее в целом оказывают влияние множество факторов, среди которых выделяются особенности исторического развития. Мировая практика бикамерализма знает различные способы формирования вторых палат парламентов: прямые, непрямые, смешанные выборы, назначение, кооптация. Несмотря на разницу подходов, все же обнаруживается общая направленность государств в решении этого вопроса. Так, наибольшее распространение получил выборный порядок формирования, причем в подавляющем большинстве случаев верхние палаты парламента избираются полностью: из 67 существующих двухпалатных парламентов в 40 «вторых» палатах все члены являются избираемыми. Из 40 «вторых» палат 21 избирается путем прямых выборов. В результате прямого избрания формируются верхние палаты Польши, Румынии, Чехии, Швейцарии, США и Японии. Такая динамика в целом свидетельствует о демократической направленности государств в решении этого вопроса.

В России система формирования СФ не имеет устойчивого характера, однако в целом наблюдается приверженность как исследователей, так и практиков, а также политических деятелей к выборной модели формирования с участием народа. Об этом, в частности, свидетельствуют законопроекты, которые инициировались и обсуждались в течение всего периода существования СФ. Председатель СФ С.М. Миронов также придерживается мысли о необходимости утверждения выборного порядка формирования СФ, о чем он заявлял еще в 2006 году.

Существует мнение, что «действующий принцип формирования Совета Федерации носит временный, промежуточный характер». В связи с этим некоторые исследователи делают предположение, что «Российская Федерация рано или поздно вернется к наиболее предпочтительному с точки зрения общих закономерностей и тенденций парламентаризма выборному принципу формирования Совета Федерации». В целом высказывается точка зрения, согласно которой избрание народом на периодичных выборах является ключевым в реализации народного представительства в современном государстве.

Действительно, привлечение народа к процедуре формирования органов государственной власти (в частности - СФ) имеет неоспоримое значение и признание как на мировом уровне, так и в понимании российских политических деятелей. Данный порядок в первую очередь может обеспечить реальное исполнение принципа демократии, обеспечение наивысшей степени легитимности органа. В связи с этим интересно обратить внимание на то, как и в каких условиях трансформировался порядок формирования СФ и как происходил постепенный уход от прямых выборов.

В условиях нового государства в России на первоначальном этапе развития федеративных отношений обнаружилось множество противоречий. В первую очередь - в сфере интересов федерации и субъектов, где проявились антиконституционные притязания ряда субъектов на полную независимость от центральной государственной власти. Выборный порядок формирования СФ с участием народа не способствовал обеспечению баланса отношений между субъектами и федерацией. Такой порядок позволял сфокусировать деятельность СФ на проблемах субъектов Российской Федерации, что в конечном счете могло привести к разобщению федерации в целом.

В дальнейшем был провозглашен должностной принцип формирования СФ, согласно которому в него входили главы исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации. Помимо того что он также не способствовал налаживанию диалога между федеральной властью и регионами, было отмечено, что он входит в противоречие с принципом разделения властей, что выражалось не только вмешательством исполнительной власти в представительную, но и региональной в федеральную. Кроме того, порядок замещения должности депутатов СФ предполагал непостоянный характер его деятельности. Члены СФ основное время вынуждены были проводить в регионах, выполняя свои непосредственные должностные обязанности руководителей соответствующих органов. В связи с этим работа в СФ велась на непостоянной основе.

Федеральным законом от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Закон) был закреплен принципиально иной способ формирования СФ, который в основе своей действует и по сей день. Теперь одного представителя избирает парламент субъекта Федерации, другого назначает глава исполнительной власти субъекта Федерации. В целом установленный порядок во многом разрешил ряд прежде всего юридических противоречий. Однако сбалансированных отношений между центром и регионами добиться полностью не удалось. Снижение открытого политического напряжения в отношениях между ними было снято вынужденно, во многом благодаря политике централизации власти.

Об этом, в частности, свидетельствует измененный порядок формирования корпуса высших должностных лиц субъектов Федерации. Формально представленную Президентом РФ кандидатуру главы исполнительной власти субъекта должен утверждать законодательный орган субъекта Федерации. Однако закрепленная возможность Президента РФ распустить данный орган в случае неоднократного выражения им несогласия с представленной кандидатурой приводит к фактической назначаемости должностного лица.

Также стоит обратить внимание на реформирование избирательного законодательства, что ознаменовалось переходом от мажоритарно-пропорциональной (смешанной) к пропорциональной избирательной системе на выборах депутатов Государственной Думы. По замечанию ряда исследователей, такой переход оказался негативным: депутаты (избранные по региональным спискам) фактически были оторваны от своих регионов; они были не столько связаны обязательствами перед своими непосредственными избирателями, сколько подчинены жесткой партийной дисциплине. Отмена одномандатных округов и переход к партийным спискам на практике привели к ликвидации равенства представительности регионов в Госдуме: существующий вариант пропорциональной избирательной системы не исключает возможности того, что некоторые (небольшие по численности) субъекты Федерации могут и вовсе оказаться не представленными в нижней палате. Таким образом, если изменения формирования корпуса высших должностных лиц привели к формальному отдалению органов государственной власти от формирования СФ, то переход на пропорциональную систему выборов Госдумы привел к отдалению народного участия.

Помимо обозначенных процессов ряд негативных моментов выявил и новый порядок формирования СФ. Отсутствие детальных требований к кандидатам в депутаты СФ поставило их в зависимость от интересов лиц, их назначающих. Первоначально это были региональные органы, а в последующем - СФ, который в дополнение к избранию или назначению члена давал подтверждение полномочий, что оформлялось отдельным решением.

Кроме того, обнаружилось, что члены СФ стали полностью зависимы от органов, делегировавших их в палату парламента. Это обусловлено возможностью их смещения, что на практике зачастую проходило без объяснения причин. В связи с этим в законодательство были внесены изменения, предусматривающие, что досрочное прекращение утверждается решением СФ, а не органа субъекта Федерации.

В итоге в первом случае не исключалась возможность утверждения лиц, чьи интересы могли быть далеки от интересов и нужд субъекта Федерации; во втором случае легитимность избираемых (назначаемых) членов СФ фактически была поставлена в зависимость от позиции самого СФ, что также не решало вопроса, поскольку назначаемые депутаты - представители не палаты парламента, а органа субъекта Федерации, который вправе самостоятельно определять судьбу представителя.

Последние изменения в Закон, вступившие в силу с 1 января 2011 г., частично смягчили выявленные противоречия: были исключены нормы о необходимости дополнительного утверждения кандидатов Советом Федерации. Д.А. Медведев подчеркнул в связи с этим, что «легитимность лиц, избранных в Совет Федерации, членов Совета Федерации должна связываться с самим фактом их избрания, а не с последующей процедурой». Помимо этих изменений, несмотря на то что в законодательстве не появилось конкретных требований к кандидатам, была введена норма, согласно которой члены СФ выбираются из числа лиц, представленных в законодательном органе субъекта Федерации. В результате удалось смягчить вопрос о качестве самого состава СФ путем первоначального просеивания кандидатов через народные выборы в представительный орган субъекта Федерации.

Однако, несмотря на снятие сложившихся противоречий, этот порядок также не представляется окончательным, поскольку, по сути, не решает вопроса взаимоотношений федерации и регионов. В связи с этим особого внимания заслуживает предложение о возможности возвращения к выборному порядку формирования СФ, осуществляемому непосредственно народом.

При создании выборной системы формирования СФ необходимо учитывать ряд моментов. Во-первых, целесообразно проводить выборы членов СФ с применением такой избирательной системы, которая была бы достаточно понятна населению, обеспечивала простоту избирательного результата, способствовала созданию оптимальных условий для общественного наблюдения за выборами и решению поставленных выше проблем. Такая модель не должна быть нагружена различными сложными конструкциями, как это сделано, например, в Бельгии.

Во-вторых, при обсуждении той или иной модели выборов возникает проблемный вопрос, связанный с возможным дублированием палат Федерального Собрания РФ по природе представительства. Некоторые исследователи придерживаются точки зрения, согласно которой при введении процедуры выборов в СФ непосредственно населением произойдет «фактическое уравнивание Совета Федерации и Государственной Думы по природе представительства», превращение верхней палаты в «своеобразный дубликат нижней палаты, который за счет равного представительства всех субъектов Федерации обязан представлять интересы этих субъектов». Другие ученые считают, что только поверхностное восприятие выборной модели СФ может привести к первоначальному выводу о дублировании природы представительства.

Полагаем, что ключевым моментом в этой проблеме является способ реализации идеи, в частности - выбор избирательной системы. А.С. Автономов считает, что сама концепция прямых выборов имеет право на существование, однако выборы должны проходить так, чтобы представители субъектов Федерации по составу существенно отличались от депутатов Госдумы. Автор утверждает, что это достижимо только посредством использования сложных избирательных технологий, что противоречит первой особенности, на которую было обращено внимание выше.

Обеспечить в России различную природу представительства можно и без создания сложной системы. Во многом этому способствует провозглашение пропорциональной системы выборов в Госдуму. Таким образом, достаточно установить мажоритарную систему выборов в СФ.

В-третьих, необходимо предусмотреть особую процедуру отзыва депутатов. Б.Н. Чичерин подчеркивает, что представительство не является простым поручением (как, к примеру, частная доверенность или полномочие), поскольку государственное начало придает ему совершенно иной характер. Поверенный является орудием или средством в руках доверителя и обязан действовать исключительно в его интересах и строго по его предписаниям. Если же поверенный уклоняется от цели и поступает не так, как желает того доверитель, то последний может всегда потребовать от него отчета или прекратить полномочия.

Учитывая опыт России в отзыве членов СФ делегировавшими их органами, целесообразно по каждому такому факту привлекать общественность. В частности, это может быть выражено через референдум. Однако это повлечет необходимость внесения изменений в п. 3 ч. 5 ст. 6 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», в соответствии с которым на референдум не могут выноситься вопросы о досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Если говорить о конкретных способах формирования, то приоритетной представляется точка зрения ученых, предлагающих избрание членов СФ путем прямых выборов населением соответствующих субъектов Федерации из числа претендентов, выдвигаемых представительными и законодательными органами4. При этом целесообразно одновременно использовать систему ограниченного голосования (или единственного непередаваемого голоса). Суть ее заключается в том, что в двухмандатных избирательных округах, образуемых в пределах административных границ каждого субъекта, избиратель голосует только за одного кандидата. При этом избранными считаются два кандидата (один - от законодательной, один - от исполнительной), получившие наибольшее число голосов.

В целом же при анализе проблемы порядка формирования СФ основной вопрос возникает в связи с формулировкой о представительстве его депутатами органов государственной власти субъектов Федерации. Главные усилия ведутся в направлении обеспечения интересов конкретного субъекта Федерации, при этом такая система должна учитывать постоянное смещение интересов субъекта Федерации в сторону интересов отдельных политических деятелей региона.

Библиография

1 См.: Bicameral System in the World. A Survey, Meeting of the Senates of the World. 2000. March 14th. Palais du Luxemburg. Paris, 2000. P. 11.

2 Усанова В.Е. Парламентаризм в России: конституционно-правовые основы становления и деятельности: Дис. … д-ра юрид. наук. - М., 2007. С. 291.

4 http://www.rian.ru/politics/20101112/295399169.html

5 Конюхова И.А. Настоящее и будущее Совета Федерации // Российская Федерация сегодня. 2004. № 7. С. 45-46.

6 Ковалев С.М. Верхние палаты парламентов федеративных государств: Дис. … канд. юрид. наук. - М., 2006. С. 27.

7 См.: Бикамерализм в европейских парламентах: учет интересов и согласование позиций: Материалы Междунар. семинара, 22-23 мая 2003 г. - М., 2003. С. 27.

8 См.: Чичерин Б.Н. О народном представительстве. - М., 1899. С. 22.

9 См.: Гранкин И.В. Законодательные органы: перспективы развития. - М., 2007. С. 41-42.

Поделитесь статьей с коллегами:

Порядок формирования Совета Федерации Российской Федерации. Специфика данного органа

Если Государственная Дума Федерального Собрания представляет все население РФ, то Совет Федерации, часто именуемый нижней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а государству в целом, то есть всей России. Совет Федерации - постоянно действующий орган.

Согласно части 2 статьи 95 Конституции РФ, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ, по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В части 2 статьи 96 Конституции порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.08.2000 № 113-ФЗ (ред. От 25.07.2006) установил, что членом Совета Федерации может быть избран (назначен):

гражданин РФ;

достигший 30-летнего возраста;

обладающий правом избирать и быть избранным в федеральные органы госвласти РФ.

От каждого субъекта РФ в Совет Федерации входят по два представителя:

один - назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;

другой - избирается представительным (законодательным) органом субъекта РФ на срок полномочий этого органа. При формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Новый порядок формирования Совета Федерации опять же означает, что палата не имеет установленного срока регистратуры. Такой вывод вытекает из того факта, что избрание в субъектах РФ глав представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется не синхронно, вследствие чего в течение каждого года в Совете Федерации будет неоднократно проходить смена каких-то его членов.

Назначение представителя в Совет Федерации от законодательной и от исполнительной власти субъекта РФ

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносятся на рассмотрение этого органа его председателем. Группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного органа госвласти субъекта РФ может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации на срок полномочий данного представительного (законодательного) органа. Если законодательный орган субъекта РФ имеет двухпалатную структуру, представитель избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий данной палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа госвласти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ) на срок его полномочий. Данное решение направляется в представительный (законодательный) орган для утверждения в 3-дневный срок. Решение вступает в силу, если 2/3 от общего числа депутатов представительного (законодательного) органа не проголосуют против решения высшего должностного лица субъекта РФ о назначении данного кандидата.

Решение законодательного органа госвласти субъекта РФ об избрании представителя в Совете Федерации от законодательного органа госвласти субъекта РФ принимается тайным голосованием и оформляется постановлением этого органа, а двухпалатного законодательного (избирательного) органа госвласти субъекта РФ - совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа госвласти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации, избранный или назначенный от субъекта РФ, наделяется полномочиями члена Совета Федерации с момента вступления в силу соответствующего решения об избрании (назначении).

Представитель субъекта РФ в Совете Федерации может быть отозван досрочно органом, которым он был назначен (избран).

Выбор редакции
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...

© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...

Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...

Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...
Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....
В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...