Создание протокола разногласий. Тонкости составления протокола разногласий к договору Протокол разногласий к контракту по 223 фз


Может в соответствии с Постановлением правительства № 908 от 10.09.2012г. : VII. Порядок размещения протоколов, составленных в ходе закупки, и информации об изменении договора
33. Для размещения на официальном сайте протоколов, составленных в ходе закупки, представитель заказчика в закрытой части официального сайта выбирает форму протокола из имеющихся на официальном сайте форм протоколов или корректирует имеющуюся на официальном сайте форму протокола в соответствии с положением о закупке и (или) размещает электронный вид протокола.
34. Протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном на официальном сайте.
35. Протоколы, составленные в ходе закупки, размещаются также в графическом виде.
36. Протокол, составленный в ходе закупки, считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта протокола, составленного в ходе закупки, сформированного в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения, и документов, предусмотренных пунктом 35 настоящего Положения.
37. Для размещения информации о внесении изменений в протокол, составленный в ходе закупки, представитель заказчика в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения вносит изменения в протокол, составленный в ходе закупки, и размещает измененные электронные виды документов, предусмотренных пунктом 35 настоящего Положения, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 настоящего Положения.
38. Измененный протокол, составленный в ходе закупки, считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта документов, предусмотренных пунктом 37 настоящего Положения.
39. По окончании проведения процедуры закупки представитель заказчика в закрытой части официального сайта с помощью функционала официального сайта при необходимости может сформировать документ, содержащий следующие сведения о договоре:
а) сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг;
б) сведения о сроках исполнения договора;
в) сведения об участнике закупки, с которым заключается договор.
40. Вместе с документом, содержащим сведения о договоре, представитель заказчика может разместить электронный вид такого договора и (или) его графический вид, другие документы в электронном и (или) в графическом виде, предусмотренные положением о закупке, размещенным на официальном сайте.
41. Документ, содержащий сведения о договоре, считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта документа, содержащего сведения о договоре, и размещенных с ним документов, предусмотренных пунктом 40 настоящего Положения.
42. В случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с данными, указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, информация об изменении договора с указанием измененных условий договора формируется в закрытой части официального сайта представителем заказчика. Вместе с информацией об изменении договора представитель заказчика при необходимости может разместить электронную версию дополнительного соглашения о внесении изменений в договор и (или) его графическое изображение, другие документы в электронном виде, предусмотренные положением о закупке, размещенном на официальном сайте.
43. Для внесения изменений в сведения о договоре представитель заказчика в соответствии с пунктом 39 настоящего Положения вносит изменения в сведения о договоре и (или) размещает измененные электронные и (или) графические виды документов, предусмотренных пунктом 40 настоящего Положения, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 настоящего Положения.
44. Изменения в сведения о договоре считаются размещенными на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта документов, предусмотренных пунктами 42 - 43 настоящего Положения.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках конкурентных закупочных процедур, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, договоры с которыми расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий договоров.
Данное условие о внесении в реестр недобросовестных поставщиков является императивным, поэтому подлежит безусловному исполнению.
Законная неустойка может быть изменения договором (соглашением сторон), но всегда надо помнит, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (ст.401 ГК РФ), поэтому, если с Вас взыскана неустойка по окончани выполнения работ необоснованно, Вы вправе ее оспорить в судебном порядке.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского, 39, г. Оренбург, 460046

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Мирошник Анны Сергеевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крапивиной В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Эльвин-Строй», г. Орск Оренбургской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области, г. Оренбург о признании незаконным решение от 30.09.2013г. по делу № 07-16-47/2013, с участием третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нефтяной техникум» г. Орска Оренбургской области, г. Орск Оренбургской области,

при участии представителей:

от заявителя – представителя Федорова К.О. (доверенность от 30.01.2014 № 3, разовая на участие в деле, доверенность от 06.02.2014 № 4, разовая на участие в деле);

от заинтересованного лица – не явился, извещен надлежащим образом в соответствии с ч. 3 ст. ;

от третьего лица – представителя Ларионовой Л.Г. (доверенность от 04.02.2013 № 1-257, постоянная).

При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражный суд установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Эльвин-Строй» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – управление, антимонопольный орган, Оренбургское УФАС России) о признании незаконным решения 30.09.2013г. по делу № 07-16-47/2013 (т.д. 1 л.д. 8).

В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нефтяной техникум» г. Орска Оренбургской области (далее – третье лицо, заказчик, ГАОУ СПО "Нефтяной техникум").

Решением по делу № 07-16-47/2013 от 30.09.2013г. (в полном объеме решение изготовлено 01.10.2013г.), с учетом определения об исправлении опечатки от 07.10.2013г., Комиссией Оренбургского УФАС России по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФХ "О защите конкуренции", по заявлению ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" сведения, представленные в отношении ООО «Эльвин-Строй» включены в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением общества от заключения договора с ГАОУ СПО "Нефтяной техникум".

В материалах дела имеется определение Оренбургского УФАС России от 07.10.2013г. об исправлении допущенной в решении описки (опечатки). Данным определением опечатка, допущенная на первой странице решении от 01.10.2013г. по делу № 07-16-87/2013, "по делу № 07-16-47/2013" исправлена на "по делу № 07-16-87/2013". Однако поскольку требования ООО «Эльвин-Строй» заявлены как признание незаконным решение от 30.09.2013г. по делу № 07-16-47/2013 суд рассматривает требования в данном виде, но с учетом указанного выше определения от 07.10.2013г.

Заявитель не согласен с данным решением, считая, что управление ограничилось формальной констатацией факта, без выяснения и оценки всех обстоятельств дела, не учло что общество не имело намерения и умысла отказаться от подписания контракта с ГАОУ СПО "Нефтяной техникум", все действия общества вызваны объективной необходимостью согласовать реальные сроки выполнения работ по контракту.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области возражает против удовлетворения заявленных требований, указывая в отзыве, что всем предоставленным ООО «Эльвин-Строй» в ходе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков документам была дана належащая оценка, все обстоятельства были учтены, направление протокола разногласий от 28.06.2013г. в адрес ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" является уклонением от подписания договора, более того, не были перечислены денежные средства в качестве обеспечения исполнения договора.

ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" письменный отзыв в материалы дела не представило. Представитель учреждения пояснила, что с заявленными требованиями не согласны, считает решение антимонопольного органа законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к которым относится ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее по тексту - Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ)

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ определено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как предусмотрено пп. 1, 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

Открытость закупки (п. 1);

Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2).

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ).

На основании Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" Оренбургское УФАС России является органом уполномоченным принимать решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).

Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке (п. 6 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ).

Как следует из материалов, дела ГАОУ СПО "Нефтяной техникум", на основании положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, 13.05.2013г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru объявлен открытый конкурс на проведение «Капитального ремонта здания общежития ГАОУ СПО «Нефтяной техникум» г. Орска (извещение № 31300286255). На указанном сайте размещена электронная версия документации об открытом конкурсе, в том числе проект договора, являющийся частью конкурсной документации (часть IV).

Комиссия по оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом конкурсе 31.05.2013г. установила победителя – ООО «УралТехСервис».

ООО «Эльвин-Строй», не согласившись с указанным решением комиссии заказчика, подало жалобу в антимонопольный орган.

Ответчик 14.06.2013г. принял решение по делу № 07-16-47/2013 (т.д. 1 л.д. 77), которым признал, что конкурсная комиссия заказчика нарушила требования Положения о закупке товаров, работ, услуг Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нефтяной техникум» г. Орска Оренбургской области.

В связи с принятием указанного решения антимонопольным органом были выданы предписания от 17.06.2013 № 5508, 5509, 5510, 5511, которыми он обязал отметить протоколы вскрытия конвертов и вернуть заявку ООО «УралТехСервис», провести открытый конкурс среди участников закупки, подавших заявки, в соответствии с требованиями Положения о закупке.

В соответствии с протоколом от 24.06.2013г. № 3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе победителем признано ООО «Эльвин-Строй».

ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" в части III "Информационная карта конкурса" конкурсной документации срок подписания победителем конкурса проекта договора определен как не позднее чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.

Согласно п.п. 6.3.2 Порядка заключения договора конкурсной документации победитель конкурса должен подписать и заверить печатью проект договора и вернуть его заказчику в срок, установленный в части III «Информационная карта конкурса» конкурсной документации.

Кроме того, пунктом 23 части III "Информационная карта конкурса" конкурсной документации от участника с которым заключается договор требуется сумма обеспечения исполнения договора в размере 5% от начальной (максимальной) цены договора.

Протокол от 24.06.2013г. № 3 (31300286255-03) оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе был размещен на сайте www.zakupki.gov.ru 24.06.2013г. 16:59 (МСК+2).

Уведомлением от 25.06.2013г. ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" пригласило заявителя на 26.06.2013г. для подписания договора на проведение капитального ремонта общежития по ул. Тагильская, д. 13 г. Орска. В качестве основания для подписания было указано решение № 07-16-47/2013 от 14.06.2013г. Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области.

Получив 26.06.2013г. текст договора, ООО «Эльвин-Строй» договор не подписало.

01.07.2013г. заявитель представил ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" протокол разногласий от 28.06.2013г., которым предложило изменить следующие условия договора:

Сдвинуть срок выполнения работ в связи с тем, что вследствие внесения заказчиком изменений в конкурсную документацию, длительности процедуры обжалования в антимонопольный орган решений комиссии, на месяц сдвинулся срок заключения договора,

Исключить п. 5.4 договора, поскольку условие об установлении ответственности подрядчика в виде уплаты штрафа в размере 30 % от цены договора не предусмотрено законодательно. При этом, п. 5.2 договора также предусмотрена ответственность подрядчика за нарушение сроков выполнения работ в виде неустойки в большем размере, чем 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ,

П. 5.6 договора исключить, так как данным пунктом установлена ответственность в виде штрафа за передачу подрядчикам третьим лицам той документации, которая находится в открытом доступе в сети интернет,

Из п. 10.7 исключить указание на проектную документацию (3 части) и сметы к договору, в связи с тем, что в приложении к договору в конкурсной документации отсутствует проектная документация. При этом, приложения № 3 (смета к договору) и № 4 (локальная-сметная документация) идентичны по форме и содержанию.

Заказчик посчитал, что направляя протокол разногласий, общество тем самым уклоняется от подписания контракта по результатам открытого конкурса и уведомил общество (уведомление от 03.07.2013г.) о том, что в соответствии с п. 13 Протокола № 3 от 24.06.2013г. оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе договор заключен с участником, которому присвоен второй номер по итогам открытого конкурса – ООО «Урал-ОСТ».

Кроме того, в антимонопольный орган от ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" поступило заявление от 18.07.2013г. № 277, в котором заказчик просил внести сведения об ООО «Эльвин-Строй» в реестр недобросовестных поставщиков.

При рассмотрении вопроса о внесений сведений о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков Оренбургское УФАС России учитывало, что в соответствии с п.п. 6.3.2 конкурсной документации в случае, если победитель конкурса в срок, указанной в части III «Информационной карты конкурса», не представил заказчику подписанный договор, победитель конкурса признается уклонившимся от заключения договора, а также положения пп. 6.4.1 конкурсной документации согласно которым если частью III "Информационная карта конкурса" конкурсной документации установлено требование обеспечения исполнения договора, договор заключается только после представления участником такого обеспечения.

Поскольку проект договора подписан ООО «Эльвин-Строй» не был, а был предоставлен протокол разногласий, денежные средства в качестве обеспечения исполнения договора на 01.07.2013г. перечислены не были, антимонопольный орган сделал вывод о том, что ООО «Эльвин-Строй» уклонилось от заключения договора с ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" и сведения о нем подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Изучив имеющиеся в деле доказательства и заслушав пояснения сторон, суд не может согласиться с указанными выводами по следующим основаниям.

С учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 14.12.2000г. № 244-О, от 07.02.2002г. № 16-О, от 05.07.2001г. № 130-О, от 07.06.2001г. № 139-О, постановлениях от 21.11.2002г. № 15-П, от 30.07.2001г. № 13-П деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

Поскольку включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков может рассматриваться в качестве меры правового принуждения - юридической ответственности, применяемой к лицу, совершившему правонарушение (уклонение от заключения контракта), влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность в течение двух лет участвовать в размещении заказов), включение лица в реестр невозможно без установления вины участника размещения заказа, выражающейся в осознанном непредставлении заказчику в установленный срок подписанного контракта или обеспечения исполнения контракта. Основанием для включения в реестр может являться только недобросовестное поведение участника размещения заказа.

Положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ не регламентируют критериев по которым участник конкурса может быть признан уклонившимся от подписания контракта и включен в реестр недобросовестных поставщиков.

При несовершенстве правового регулирования в части субъективной стороны уклонения проблемным остается вопрос о критериях добросовестности (недобросовестности) участника размещения заказа, не представившего в установленный срок подписанный контракт или обеспечение исполнения контракта.

В качестве такого критерия может выступить "действительность намерения" участника размещения заказа заключить и исполнить контракт, а, следовательно, подлежит обязательному выяснению те обстоятельства и причины по которым подписание контракта не состоялось.

Уклонение хозяйствующего субъекта от заключения государственного контракта предполагает его недобросовестное, виновное поведение.

Между тем, как следует из материалов дела ООО «Эльвин-Строй» не стремилось просто уклониться от подписания контракта с ГАОУ СПО "Нефтяной техникум".

Общество в своем заявлении и в пояснениях в ходе судебного разбирательства, ссылается на установленный конкурсной документацией (п. 6.1.1 конкурсной документации) 20-ти дневный срок, который, по его мнению, предоставляется для заключения договора. В рамках данного срока заказчик в течении пяти дней направляет победителю проект договора, в случае разногласий, сторонами рассматривается протокол разногласий и затем подписывается договор.

При этом, как указывает общество протокол разногласий возник в результате того, что в ходе проведения конкурса неоднократно сдвигались сроки подведения его итогов, а соответственно и сроки подготовки выполнения работ по капитальному ремонту ремонта общежития по ул. Тагильская, д. 13 г. Орска, однако изменения в части сроков выполнения работ в договор не вносились.

Кроме того, в текст проекта договора, являвшегося составной частью конкурсной документации были внесены изменения, в частности касающихся приложений к договору (в проекте конкурсной документации всего 5 приложений, в тексте договора указано 6 приложений и проектная документация (3 части).

Согласно п. 4 Информационной карты конкурса (представленной заказчиком антимонопольному органу) срок выполнения работ – с момента заключения договора до 25.08.2013.

Однако, направленный заказчиком в адрес победителя конкурса проект договора (приложение № 2 к договору – календарный план к договору) определял срок выполнения работ с 15.08.2013 по 25.08.2013.

В соответствии со ст. срок выполнения работ является существенным условием договора подряда (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 127 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, заказчик в одностороннем порядке изменил существенное условие договора по сравнению с тем условием о сроке выполнения работ, которое содержалось в п. 4 Информационной карты конкурса.

Таким образом, текст договора, его приложения не были идентичны конкурсной документации.

Суд не может согласиться с позицией заказчика и антимонопольного органа о том, что протокол разногласий от 28.06.2013г. является отказом ООО «Эльвин-Строй» от заключения договора исходя из следующего.

В силу требований ст. Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора является обязательным для лица, выигравшим торги. Исходя из целей проведения конкурса, недопустимо изменение условий договора после определения победителя, так как обратное привело бы к нарушению прав и законных интересов других участников размещения заказа.

Вместе с тем, изменения условий недопустимы как со стороны победителя торгов так и со стороны заказчика, но между проектом договора (часть IV конкурсной документации) и проектом, переданным для подписания обществу, имелись различия и несоответствия и победитель должен был иметь возможность проверить и проанализировать предложенный проект в разумный срок.

Нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, также как и положения конкурсной документации не предусматривают возможности направления победителем конкурса протокола разногласий к договору, однако не содержат и запрет на его представление.

Пунктом 6.3.1 конкурсной документации предусмотрено, что заказчик в течении 3 (трех) рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе передает победителю конкурса проект договора, который составляет путем включения условий исполнения договора, предложенных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе, в проект договора, прилагаемый к конкурсной документации.

Победитель конкурса должен подписать и заверить печатью проект договора и вернуть его заказчику в срок, установленный в части III "Информационная карта конкурса" конкурсной документации. В случае если победитель конкурса в указанный срок не представил заказчику подписанный договор, переданный ему в соответствии с пунктом 6.3.1, победитель конкурса признается уклонившимся от заключения договора.

Однако п. 24 части III "Информационная карта конкурса" конкурсной документации устанавливает срок для подписания не позднее пяти дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.

В уведомлении от 03.07.2013г. № 256, адресованном ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" обществу, заказчик указывает, что протокол разногласий в соответствии с нормой ГК РФ и конкурсной документацией признается отказом от заключения договора, кроме того на 01.07.2013г. от победителя не поступили денежные средства в обеспечение исполнения договора, в связи с чем заказчик заключает договор с ООО "Урал-ОСТ" .

В рассматриваемом случае протокол оценки был подписан заказчиком 24.06.2013г., проект договора с условиями его исполнения, предложенными победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе был передан обществу 26.06.2013г., общество 01.07.2013г. представило протокол разногласий, на который заказчик не ответил, а уже 03.07.2013г. ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" подписало договор с ООО "Урал-ОСТ" (участником, занявшим второе место).

Исходя из положений конкурсной документации, победитель должен подписать проект договора после получения его от заказчика, у которого имеется три рабочих дня для изготовления проекта, но в течении пяти дней с момента опубликования протокола оценки заявок. При этом протокол оценки и сопоставления заявок передается заказчиком победителю также в течении трех рабочих дней.

Таким образом, не совсем понятно каким образом исчислять срок для подписания победителем договора, если проект договора ему передан только через два дня после опубликования протокола оценки и сопоставления заявок. Как пояснил представитель заявителя пять дней для подписания договора отсчитывалось с даты получения проекта договора от заказчика, согласился с данным порядком исчисления сроков и представитель третьего лица.

Представляя 01.07.2013г. протокол разногласий, общество не отказалось от подписания договора, данного условия протокол не содержал.

В данном случае протокол разногласий был попыткой победителя внести исправления в проект договора, подготовленный заказчиком, в том числе и в части приведения его в соответствие с конкурсной документацией.

Вместе с тем, заказчик фактически не рассматривал данный протокол и не извещал ООО «Эльвин-Строй» о невозможности изменения текста договора, а заявитель добросовестно считал, что договор до рассмотрения протокола разногласий подписываться сторонами не будет.

Ссылки третьего лица о том, что ответ на протокол разногласий общество получило посредством телефонных переговоров, подлежат отклонению как не имеющий документального подтверждения. При этом, заказчиком в материалы судебного дела не представлены доказательства направления письменного ответа на протокол разногласий.

Довод ответчика и третьего лица о не перечислении денежных средств в качестве обеспечения исполнения договора на 01.07.2013г. как свидетельство уклонения общества от подписания договора судом также отклоняется.

Действительно, п. 23 части III "Информационная карта конкурса" конкурсной документации требует сумму обеспечения исполнения договора в виде денежных средств в размере 5% от начальной цены (максимальной) цены договора, но в нем отсутствует срок в течении которого участник, с которым заключается договор должен перечислить данные денежные средства.

Пункты 6.4.1.1. и 6.4.1.2 конкурсной документации предусматривают, что договор заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения договора, размер, срок и порядок предоставления которого указаны в части III "Информационная карта конкурса" конкурсной документации.

Срок заключения договора, установленный п. 6.1.1 конкурсной документации и п. 25 части III "Информационная карта конкурса" конкурсной документации, составляет двадцать дней со дня проведения конкурса.

Следовательно, отсутствие на 01.07.2013г. обеспечения исполнения договора в виде перечисленных от ООО «Эльвин-Строй» заказчику денежных средств в размере 5% от начальной цены (максимальной) цены договора, не может подтверждать уклонение заявителя от подписания договора с заказчиком.

Оценивая указанные обстоятельства в совокупности, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что поведение общества не свидетельствует о его намерении (умысле) уклонится от подписания договора на выполнение работ по капитальному ремонту ремонта общежития по ул. Тагильская, д. 13 г. Орска.

С учетом всех приведенных выше обстоятельствах, исходя из установленных Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ принципов равноправия и справедливости, ООО «Эльвин-Строй» не может считаться уклонившимся от заключения договора с ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" и, следовательно, у комиссии Оренбургского УФАС России отсутствовали правовые основания для включения заявителя в реестр недобросовестных поставщиков.

При названных обстоятельствах, поскольку оспариваемое решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области принято без учета указанных выше положений действующего законодательства Российской Федерации, а также всех существенных обстоятельств дела и нарушает права заявителя, требования Общества с ограниченной ответственностью «Эльвин-Строй» о признании незаконным незаконными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 30.09.2013г. по делу № 07-16-47 /2013 подлежат удовлетворению.

Понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей в соответствии с ч. 1 ст. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г. № 117, относятся на заинтересованное лицо и подлежат взысканию качестве судебных расходов в порядке, установленном ст.ст. , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями , - , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными" target="_blank">198 , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования Общества с ограниченной ответственностью «Эльвин-Строй» удовлетворить.

2. Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 30.09.2013г. по делу № 07-16-47 /2013 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Эльвин-Строй».

3. Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

4. Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (ИНН 5610042191, ОГРН 1035605508443, адрес: 460046, г. Оренбург, ул. 9 января, д. 64) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Эльвин-Строй» (ИНН 5614028423, ОГРН 1065614059565, юридический адрес: 462431, Оренбургская область, г. Орск, проспект Ленина, д. 78 А, кв. 63, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.10.2006г.) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) рублей после вступления решения по настоящему делу в законную силу.

Исполнительный лист выдать заявителю в порядке, предусмотренном ст.ст. , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья А.С. Мирошник

Суд:

АС Оренбургской области

Истцы:

ООО "Эльвин - Строй" (ИНН: 5614028423 ОГРН: 1065614059565)

Ответчики:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (ИНН: 5610042191 ОГРН: 1035605508443)

Судьи дела:

Мирошник А.С. (судья)

Судебная практика по:

Злоупотребление правом

Судебная практика по применению нормы ст. 10 ГК РФ

Наша компания участвовала в тендере на закупку товаров по 223-ФЗ в качестве Поставщика. Заказ размещался Покупателем. В своем тендере Покупатель указал, что подлежит подписанию договор, прилагаемый к тендерной документации. В нашей котировочной заявке при размещении я изменила это предложение и отправила заявку в редакции: Подписывается договор в редакции, согласованной Сторонами". В протоколе разногласий я не изменяла никаких существенных условий (касательно качества, сроков поставки, оплаты и т.д.) В настоящий момент Покупатель отказывается рассматривать протокол разногласий, хотя договор нарушает наши интересы со всех сторон. При этом, нам грозят внести в реестр недобросовестных поставщиков. Вопрос - что на эту тему говорит законодатель и судебная практика. Есть ли у нас шанс избежать подписания договора именно в их редакции? Если мы заранее обозначили позицию подписать его только в согласованной редакции?

Ответ

Специалисты в сфере закупок относительно возможности изменений договора по результатам размещения заказа полагают, что это является недопустимым. Если поставщик направляет заказчику протокол разногласий, такой поставщик может быть признан уклоняющимся от заключения договора. При этом в качестве обоснования приводятся ссылки на ч. 2 ст. 2 и ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ.

Система Юрист для бюджетных учреждений

Исчерпывающие ответы на вопросы юристов бюджетных учреждений, правовая база с судебной практикой, формы и бланки с комментариями, образцы заполнения документов

Данная позиция подтверждается и ФАС РФ. В своем письме от 24.12.2012 г. №ИА/44025/12 ФАС разъяснил примерный план проведения закупок (п. 10). В данном плане отсутствует этап согласования условий договора между заказчиком и поставщиком.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Как разработать и разместить в ЕИС Положение о закупке

Заказчики, которые закупают товары, работы, услуги по Закону № 223-ФЗ, должны разработать и разместить в ЕИС Положение о закупке. Если не сделаете этого, придется руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ (ч. 5, 6 ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

Согласовывать Положение о закупке с Минэкономразвития России или другим федеральным органом исполнительной власти не нужно (письмо Минэкономразвития России от 21 декабря 2011 г. № 28718-АС/Д28).

Ситуация: должен ли заказчик, который реорганизовался в форме преобразования, разработать и разместить в ЕИС новое Положение о закупке

Да, должен. Когда заказчик реорганизуется в форме преобразования, возникает новое юридическое лицо, то есть новый заказчик. Новый заказчик должен разработать свое Положение о закупке, а преобразованное юрлицо прекращает работу. Об этом сказано в части 1 статьи 16 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Что предусмотреть в Положении о закупке

В Положении о закупке предусмотрите:

  • способы закупки;
  • условия, при которых примените тот или иной способ закупки;
  • порядок, в котором будете готовить и проводить закупочные процедуры;
  • порядок, в котором будете заключать и исполнять договоры;
  • другие положения, которые связаны с закупками.

Такое правило содержит часть 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Вы вправе самостоятельно детализировать разделы Положения о закупке. А учредитель заказчика вправе выпустить нормативный правовой акт, где предусмотрит разделы и сведения, которые заказчик обязан включить в Положение о закупке. Пример - постановление правительства Москвы от 5 июля 2013 г. № 441-ПП. В документе правительство Москвы утвердило перечень разделов Положения о закупке, который распространяется:

  • на ГУП Москвы;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля Москвы в совокупности превышает 50 процентов;
  • государственные автономные и бюджетные учреждения Москвы.

Заказчики, которые перечислены выше, должны предусмотреть в своих положениях о закупке разделы:

  • Общие положения, термины, цели и сфера регулирования;
  • Информационное обеспечение закупок;
  • Планирование закупок;
  • Закупочные комиссии;
  • Порядок формирования начальной (максимальной) цены;
  • Способы закупок и условия их применения;
  • Требования к участникам процедур закупки, условия допуска;
  • Порядок подготовки и проведения процедур закупок;
  • Закупка у единственного поставщика;
  • Порядок заключения, изменения и расторжения договоров;
  • Порядок согласования закупок.

Такое требование установлено в пункте 1.2 перечня, утвержденного постановлением № 441-ПП.

Вы можете взять структуру из перечня за основу, когда будете составлять собственное Положение о закупке, даже если на вас не распространяется постановление № 441-ПП. Также в качестве примера используйте типовые положения о закупках.

Типовое положение

Кем утверждено

Положение о закупке товаров, работ, услуг федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук»

Единый отраслевой стандарт закупок (Положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»

Типовое положение о закупочных процедурах, проводимых для нужд акционерных обществ с государственным участием

Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для бюджетных учреждений

Минобрнауки России от 17 января 2014 г. (письмо Минобрнауки России от 16 января 2014 г. № ДЛ-21/03)

Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству спорта России

Положение о закупках товаров, работ, услуг

Ситуация: вправе ли заказчик использовать в работе Положение о закупках другого юридического лица

Да, но только в качестве примера, когда заказчик готовит собственное Положение о закупках. Ссылаться в своем Положении о закупке на нормы документа постороннего юридического лица нельзя. Заказчики обязаны проводить закупки по положению, которое утвердили сами (ч. 2, 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Ситуация: какие особенности предусмотреть бюджетному учреждению в Положении о закупке, помимо сведений, которые перечислены в части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ

Предусмотрите нормы, которые отражают специфику работы бюджетного учреждения. Например:

  • пропишите, что положение распространяется исключительно на закупки за счет внебюджетных средств, которые перечислены в части 2 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • предусмотрите объем срочных непрогнозируемых закупок, которые вы проведете за счет внебюджетных источников;
  • учтите, насколько часто будете проводить закупки на сумму до 100 000 руб. за счет внебюджетных средств. Если прогнозируете большой объем мелких закупок, отразите их в разделе положения «Способы закупок и условия их применения». В разделе перечислите основания, по которым будете закупать товары, работы, услуги у единственного поставщика.

Такой вывод следует из норм Закона № 223-ФЗ. Сведения, которые вы обязаны включить в Положение о закупке, перечислены в части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ. Заказчики вправе дополнять положение информацией в зависимости от специфики работы. Однако в 223-ФЗ не установлены особенности, которые должны учесть в Положении о закупке бюджетные учреждения. Также нет обязательных требований к структуре документа. Поэтому заказчики самостоятельно решают, какими сведениями дополнить свое положение.

Какие разделы выделить

Вы вправе самостоятельно выделять разделы в Положении о закупке. Для этого воспользуйтесь примерами.

Термины и определения

Чтобы в тексте Положения о закупке не использовать длинные словосочетания, предусмотрите раздел «Термины и определения». Например, чтобы каждый раз не писать: «Настоящее Положение о закупке государственного унитарного предприятия "Альфа"», введите термин «Положение».

Включите в раздел основные термины, например, определения способов закупки, понятие «участник закупки» и т. д. Если не хотите выделять для терминов отдельный раздел, включите все понятия в раздел «Общие положения».

Общие положения

В разделе «Общие положения» пропишите, с какой целью создаете Положение о закупке. Распишите, какую информацию заказчик обязан публиковать в ЕИС, опишите порядок, в котором изменяют Положение о закупке. Уточните, на какие закупки распространяется документ. Также в раздел «Общие положения» включите термины, если не выделили для определений отдельный раздел.

В Положении о закупке вы вправе предусмотреть, что разместите в ЕИС не только план закупок, извещения, документацию, протоколы, но и дополнительную информацию. Об этом сказано в части 6 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Например, вы вправе прописать, что будете размещать в ЕИС статистическую информацию о закупках. Либо публиковать внутренние распорядительные документы, в которых заказчик:

  • устанавливает критерии оценки заявок участников;
  • обосновывает начальную (максимальную) цену договора;
  • проводит внутренний аудит закупок.

Такое разъяснение привела ФАС России в абзаце 3 пункта 2 раздела III стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц.

Информационное обеспечение закупок

Опишите, из чего состоит информация о закупке. Уточните, какую информацию содержит извещение и документация о закупке.

Планирование закупок

В разделе «Планирование закупок» опишите порядок, в котором заказчик утверждает, изменяет, согласовывает и публикует годовой план закупок. Также установите, какими документами утверждаете и изменяете план закупок.

Порядок формирования начальной (максимальной) цены договора

В Положении о закупке вы вправе разработать методику, по которой будете обосновывать начальную (максимальную) цену договора, далее - НМЦ договора. Например, пропишите, что будете использовать наименьшую цену из коммерческих предложений или применять способы из 44-ФЗ.

Однако выделять отдельный раздел, который касается НМЦ договора, не обязательно. Ведь заказчики не обязаны размещать в ЕИС документ, где прописано, в каком порядке формируют начальную цену. Также 223-ФЗ не требует от заказчика обосновывать цену договора.

Способы закупок и условия их применения

Пропишите все способы закупок, которые собираетесь использовать в работе. Перечень, который вы определите, закрытый. Это означает, что вы сможете проводить закупки только теми способами, которые предусмотрели в положении (ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Обязательно включите в способы закупки конкурс и аукцион. Остальные виды закупок вы вправе выделить самостоятельно. Например, запрос котировок, конкурентные переговоры, закупка у единственного источника и другие. Также пропишите случаи, когда проведете закрытые, двухэтапные и многоэтапные закупки, электронные процедуры. Опишите особенности, по которым проведете закупки в традиционной и электронной форме. Ведь требования к электронной форме закупки законодательством не определены (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Распишите в положении, когда примените тот или иной способ закупки. Опишите все основания, когда заказчик вправе использовать неторговые и неконкурентные процедуры. Например, пропишите, что заказчик проводит конкурс, если «закупает товары (работы, услуги) по конкретным заявкам заказчика (НИР, ОКР и т. п.), в том числе товары (работы, услуги), которые носят технически сложный характер».

Требования к участникам закупки

В разделе пропишите единые требования к участникам закупки. Именно требования к участникам из Положения о закупке заказчик устанавливает в документации, когда проводит процедуру. Требования, которые не предусмотрите в положении, нельзя включить в документацию о конкретной закупке (п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Порядок проведения процедур закупки

Пропишите порядок, в котором будете проводить закупки. Опишите каждый способ, который выделили в разделе «Способы закупок и условия их применения».

В разделе «Порядок проведения процедур закупки» выделите несколько пунктов.

1. Требования к документации о закупке. Когда будете проводить процедуры, в документацию о закупке включайте сведения, которые предусмотрели в положении.

2. Основания, по которым измените условия закупки или отмените процедуру. Только по основаниям из положения вы сможете в дальнейшем отменить или изменить закупку, иначе нарушите часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Например, причины, по которым заказчик изменяет или отменяет закупку:

  • изменились потребности заказчика;
  • поступил запрос от участника закупки;
  • заказчик или участник выявил противоречивые условия закупки.

Правила, по которым измените или отмените закупку, также пропишите в положении.

3. Основания, по которым отклоните заявки участников. Отклонить заявки во время закупки заказчик вправе только по причине, которая прописана в Положении о закупке.

Например, основания, по которым заказчик отклоняет заявку:

  • заявка участника не соответствует требованиям документации о закупке;
  • товар, работа, услуга, которую предлагает участник, не соответствуют требованиям документации о закупке;
  • в составе заявки нет сведений или документов, которые заказчик требует в документации о закупке;
  • в заявке участник представил неполные, противоречивые, недостоверные сведения или документы.

4. Порядок, в котором заказчик разъяснит документацию и извещение о закупке.

Распишите, в какой форме и в какие сроки участники закупки вправе просить, чтобы заказчик разъяснил положения документации. Уточните, когда и в каком порядке заказчик должен направить ответ.

5. Требования к содержанию заявки. Установите форму заявки, требования к составу документов, порядок, в котором участники оформят и заверят документы.

6. Правила, по которым участники подают заявки.

Определите, как участники вправе подавать заявки: лично, по почте, курьерской службой, через электронную площадку и т. д. Пропишите, как заказчик подтверждает, что участник подал заявку, например, распиской.

7. Критерии оценки заявок и порядок, в котором комиссия заказчика сопоставит заявки.

К критериям оценки отнесите, например, цену и срок исполнения договора, качество объекта закупки, квалификацию участника. В положении установите правила, по которым комиссия ранжирует заявки участников по каждому из критериев.

Сведения, которые указаны в пунктах 4-7 перечня выше, заказчик включает в документацию о закупке на основании положения (ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Совет: не относите к договорам с единственным поставщиком большую часть закупок. Используйте также конкурентные процедуры. Иначе контролеры вправе обвинить вас в том, что вы ограничиваете конкуренцию среди участников.

Закон № 223-ФЗ не ограничивает ваше право использовать способ закупки «у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Ограниченна только сумма договора - 100 000 и 500 000 руб. (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Заказчик в Положении о закупке вправе установить норму, в пределах которой заключит договоры с единственным поставщиком. Лимит Законом № 223-ФЗ не установлен, следовательно, заказчик определяет размер самостоятельно. Установите сумму так, чтобы не все ваши закупки были у единственного поставщика. Например, в положении пропишите: «Стоимость закупаемой заказчиком продукции у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) не превышает 2 000 000 (Два миллиона) руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего подпункта, не превышает 50 процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом закупок». Такая формулировка поможет избежать вопросов контролеров.

Порядок заключения, изменения и расторжения договоров

В данном разделе предусмотрите несколько пунктов.

1. Порядок, в котором взаимодействуют заказчик и участник, когда заключают договор.

Пропишите, как и в какой срок заказчик направляет проект договора победителю закупки. В каком порядке победитель передает подписанный проект договора заказчику. Например, лично, бумажным письмом, электронной почтой и т. д.

2. Минимальный срок, в который стороны должны заключить договор.

Например, установите, что «договор по результатам закупки может быть заключен не ранее чем через 10 календарных дней после размещения в ЕИС итогового протокола». Именно 10 дней отведено участникам, чтобы обжаловать закупку (ч. 4 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).

Специалисты Минэкономразвития России считают, что заказчику необходимо указать срок так, чтобы сохранить право участников обжаловать результаты закупки в антимонопольный орган. Ведь после того, как стороны заключат договор, обжаловать закупку нет смысла. Признать договор недействительным сможет только суд (письмо Минэкономразвития России от 14 марта 2016 г. № Д24и-654).

3. Основания, когда заказчик признает, что участник уклонился заключать договор.

В Положении о закупке пропишите ситуации, когда признаете участника уклонившимся.

4. Основания, по которым стороны вправе отказаться заключать договор. Например, заказчик выявил недостоверные сведения в заявке участника или изменились потребности заказчика в предмете закупки.

5. Порядок, в котором заказчик контролирует исполнение договора: приемку продукции и оплату.

Совет: не перегружайте Положение о закупках лишней информацией.

Не стоит включать в раздел «Порядок заключения договора» вопросы, которые урегулируют отношения между структурными подразделениями заказчика. Например, должно ли юридическое управление утвердить конкурсную документацию, в какой момент финансовое управление визирует документы и т. д. Все это внутренние вопросы, которые не несут информации для поставщиков. Внутренние вопросы регулируйте другими внутренними документами.

Ситуация: обязан ли заказчик прописать в Положении о закупках, что в план закупок включают только процедуры свыше 100 000 руб.

Нет, не обязан. В плане закупки заказчики вправе не отражать закупки до 100 000 руб. Такое право дает часть 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

В Положении о закупке закрепите порядок, в котором будете планировать закупки. При этом не обязательно указывать, что закупки до 100 000 руб. в план не включают. Это не противоречит части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Ситуация: вправе ли заказчик установить в Положении о закупке требование, что участники должны проходить предварительный отбор

Да, вправе. При этом укажите в положении требования как к самому квалификационному или предварительному отбору, так и условия, на которых примените процедуру. Это связано с тем, что Закон № 223-ФЗ позволяет заказчикам в Положении о закупке, помимо конкурса и аукциона, устанавливать другие процедуры (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Используйте квалификационный или предварительный отбор, когда:

  • закупаете технически сложную продукцию, например услуги строительства;
  • вам важна квалификация участника закупки.

Ситуация: указывать ли в Положении о закупке демпинговую цену? Какие антидемпинговые меры по Закону № 223-ФЗ предусмотреть заказчику

Заказчик вправе закрепить в Положении о закупке антидемпинговые меры, но не обязан этого делать. Ведь Законом № 223-ФЗ антидемпинговые меры не предусмотрены. Участники закупок вправе значительно снижать начальную (максимальную) цену договора во всех закупках.

Если вы установили в Положении о закупке антидемпинговые меры, участники обязаны их соблюдать. Заказчики вправе взять антидемпинговые меры из статьи 37 Закона № 44-ФЗ.

Кто утверждает Положение о закупке

Кто утверждает Положение о закупке, зависит от типа заказчика:

Заказчик

Кто утверждает Положение о закупке

Государственная корпорация

Высший орган управления государственной корпорации или государственной компании

Государственная компания

Государственное унитарное предприятие

Руководитель

Муниципальное унитарное предприятие

Автономное учреждение

Наблюдательный совет

Акционерное общество

Совет директоров (наблюдательный совет)

Коллегиальный исполнительный орган

Общее собрание акционеров - когда коллегиальный исполнительный орган отсутствует и по уставу общества функции совета директоров (наблюдательного совета) выполняет общее собрание акционеров

Общество с ограниченной ответственностью

Общее собрание

Совет директоров (наблюдательный совет) или коллегиальный исполнительный орган общества - в зависимости от того, какой из этих органов в уставе наделен полномочием утверждать Положение о закупке

Государственное бюджетное учреждение

Учредитель

Муниципальное бюджетное учреждение

Публично-правовая компания

Наблюдательный совет

Такое правило установлено в пунктах 1-7 части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Нет, Положение о закупке, которое утвердил управляющий советом и директор школы, недействительно. Школа - это государственное или муниципальное бюджетное учреждение. Соответственно, Положение о закупке школы утверждает учредитель (п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

В какой срок утвердить Положение о закупке

Срок, в который нужно утвердить Положение о закупке, зависит от группы, к которой относится заказчик. В Законе № 223-ФЗ выделено четыре группы.

Номер группы

Заказчики

Группа 1

  • Государственные корпорации;
  • государственные компании;
  • публично-правовые компании;
  • субъекты естественных монополий;
  • организации, которые ведут регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов;
  • государственные унитарные предприятия;
  • муниципальные унитарные предприятия;
  • автономные учреждения;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия России, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов

Группа 2

Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит заказчикам из группы 1

Группа 3

Группа 4

  • Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия России, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности стала превышать 50 процентов;
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности стало принадлежать заказчикам из группы 1;
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности стало принадлежать заказчикам из группы 2

Заказчики из групп 1, 2, 3 утверждают и размещают в ЕИС Положение о закупке в течение трех месяцев с даты, когда их зарегистрировали в Едином государственном реестре юридических лиц. Заказчики из группы 4 утверждают и размещают в ЕИС Положение о закупке в течение трех месяцев с даты, когда получат уведомление об изменении совокупной доли. Правило применяется к заказчикам, которые созданы после вступления в силу 223-ФЗ.

Заказчики, которые не утвердят положение, обязаны руководствоваться Законом № 44-ФЗ. Работать по 44-ФЗ придется до тех пор, пока заказчик не утвердит и не разместит в ЕИС Положение о закупке. Такие правила установлены в частях 5, 6 статьи 8 Закона № 223-ФЗ.

Как разместить Положение о закупке в ЕИС

Разместите Положение о закупке в ЕИС в электронном виде. Документ сформируйте с помощью функционала единой информационной системы и включите в него:

  • наименование Положения о закупке;
  • полное и сокращенное наименование заказчика (возьмите из учредительных документов);
  • ИНН и ОГРН заказчика;
  • дату, когда заказчик утвердил Положение о закупке;
  • дату, когда Положение о закупке вступило в силу;
  • наименование органа, который утвердил Положение о закупке.

Такое правило установлено в пункте 10 Положения, которое Правительство РФ утвердило постановлением от 10 сентября 2012 г. № 908, далее - Положение.

Инструкцию о том, как разместить Положение о закупке в ЕИС, читайте в пункте 4.6.2 руководства пользователя 223-ФЗ.

Допустим, вы изменили Положение о закупке. Тогда разместите в ЕИС измененный электронный вид Положения о закупке. Если нужно, внесите изменения в документ, который содержит основные сведения о положении. Кроме того, разместите в ЕИС документ, который содержит перечень изменений. Такое правило установлено в пункте 12 Положения, утвержденного постановлением № 908.

Чтобы внести изменения в Положение о закупке, воспользуйтесь инструкцией из пункта 4.6.8 руководства пользователя 223-ФЗ.

Положение о закупке и изменения в него разместите в ЕИС в течение 15 дней со дня, когда утвердили документ (ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Ситуация: сколько раз в год заказчик вправе изменять Положение о закупке

Вносите изменения столько раз, сколько вам необходимо. Например, скорректируйте Положение о закупке, если изменятся нормы 223-ФЗ. Это связано с тем, что Закон № 223-ФЗ не регулирует периодичность, с которой заказчики вносят изменения в Положение о закупке.

Ситуация: нужно ли предусмотреть в Положении о закупке одобрение крупных сделок и сделок с заинтересованностью. В частности, прописать орган, который одобряет условия договора и выбор контрагента

Да, нужно. Одобрение крупных сделок необходимо, например, для акционерного общества, если на него распространяется Закон № 223-ФЗ, а также для автономного учреждения (ч. 1 ст. 79, ч. 1 ст. 83 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Как в Положении о закупке предусмотреть запреты

С 1 января 2017 года заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, должны отдавать приоритет российской продукции. Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925.

В Положении о закупке пропишите, что предоставляете преференции российским производителям. Информацию разбейте по разделам. В качестве примера воспользуйтесь готовыми формулировками.

Состав заявок

В разделе Положения о закупке, где говорите про состав заявок, пропишите:

«1. Участник закупки в заявке на участие в закупке (соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложения о поставке товара) указывает наименование страны происхождения поставляемого товара».

Оценка заявки

В разделе Положения о закупке, где описываете, как комиссия оценивает заявки, уточните:

«1. Оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов. При этом договор заключается по цене, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

2. Приоритет не предоставляется в случаях, если:

2.1. закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным поставщиком;

2.2. заявка на участие в закупке не содержит предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;

2.3. заявка на участие в закупке не содержит предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;

2.4. заявка на участие в закупке, представленная участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержит предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами. При этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;

2.5. заявка на участие в закупке, представленная участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на шаг, установленный в документации о закупке, содержит предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами. При этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

3. Для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в указанных выше случаях цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке, и коэффициента изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки. Коэффициент определяется как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора.

4. Отнесение участника закупки к российским или иностранным лицам производится на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц)».

Заключение и исполнение договоров

В разделе Положения о закупке «Заключение и исполнение договоров» пропишите:

«1. В случае если победитель закупки путем проведения аукциона представил на участие в закупке заявку, содержащую предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены.

2. В случае если победитель закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, представил на участие в закупке заявку, которая содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 15 процентов от предложенной им цены.

3. Приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, не предоставляется, если закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки.

4. Страна происхождения поставляемого товара в договоре указывается на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор.

5. При исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925, не допускается замена страны происхождения товаров. Исключение - случаи, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

6. Заказчик заключит договор с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившимся от заключения договора».

Ситуация: необходимо ли в Положении о закупке предусмотреть запрет, который Правительство РФ установило в постановлении от 29 декабря 2015 г. № 1457

Да, необходимо. Правительство РФ вправе установить приоритет товаров российского происхождения. В постановлении № 1457 установлен запрет на покупку турецкой продукции. Запрет распространяется в том числе и на заказчиков по 223-ФЗ (п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Порядок, в котором проводят закупку, заказчик устанавливает в Положении о закупке. Поэтому в положении предусмотрите, что применяете постановление № 1457. Если в Положении о закупке вы не предусмотрите запрет, то включить его в документацию о закупке нельзя. Это будет противоречить Положению о закупке и Закону № 223-ФЗ (ч. 2 ст. 2, п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Заказчик должен действовать в соответствии с требованиями, содержащимися в положении о закупке, в документации, извещении о проведении запроса котировок.

Закон № 223-ФЗ разрешает изменять при заключении договора объем, цену закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки (ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Журнал - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...